Снежные персонажи на новый год. Новогодние персонажи

Январь 3, 2016

Новый год уже стучится в дверь тяжелой ногою Деда Мороза, а вы еще не определились, как где и с кем встречать бой курантов? Знакомая история. У некоторых она повторяется из года в год. Кто-то собирается в самый последний момент осчастливить скучающих родителей, кто-то нагрянуть к «далеким» кумовьям, кому-то по душе романтик на двоих, у активистов зреют планы рвануть куда-нибудь в горы, а некоторые надеются схалтурить, просто купив себе место за столиком в какой-нибудь из кафешек города.

А как насчет того, чтобы разнообразить традиции, проявив немного оригинальности и встретив эту праздничную ночь в облике сказочных героев?

Вариант «Для лентяев». Праздник в кафе.

Эта чудная возможность экономит уйму времени и сил, но не денег. Просто решите с кем вы идете, и какой образ вам будет к лицу и по душе. Задорные организаторы торжества решат за вас и проблему оформления стола, и программу развлечений, и фотографа.
Просто придите «в образе».

Образ «Королевская семья»
Мужчина – король, непременно должен иметь мантию и корону. Красный – цвет достатка и роскоши, потому лучшим вариантом цвета для мантии будет именно красный!

Женщина, в чем бы ни была одета – сама по себе уже королева, да еще при таком-то муже! Потому, одевшись в одной цветовой гамме со своим королем и украсив золотыми украшениями открытые части тела, вы автоматически королева!

Образ «Мишка, лошадка и Ежик»

Выбирая себе «звериные» роли – вы всегда в выигрыше. Не нужно искать героев «своей сказки»! Ежики, лошади и медведи – часто встречаемые персонажи многих сюжетов. Вы прекрасно впишетесь в любую компанию, даже если решили идти на праздник сами! Мужчины вполне могут оставаться при своих парадных костюмах, просто добавив маску или шапку с выбранным персонажем – костюм готов!

Образ «Ведьмочка или Баба Яга»

Без нее – никак! И если вы чувствуете, что потянете эту ответственную роль – народ вам будет благодарен! Ну кого еще можно будет так мило подергать за бородавчатый нос?

Образ «Ангелочки»

Довольно редкий образ для сказок. Ваше появление сразу привлечет внимание и оживит озадаченную публику! А если вас будет еще и двое в таких костюмах – цены вам нет на этой вечеринке!

Образ «Восточный маг»

Умеете говорить с акцентом, обладатель карих глаз и смуглой кожи? Тогда потрудитесь достать костюм, как на фото! Освойте перед походом на праздник пару нехитрых фокусов, наберите в карманы сувенирных купюр, потренируйтесь игриво щурить глаз – и вперед веселить народ! Публика в долгу не останется – вам тоже будет не скучно!

Образ «Овечка Долли»

После смешной подвижной песенки об этой милой овечке, образ стал достаточно популярен. Девушка на фото уделила должное внимание подготовке костюма, и получилось просто изумительно! А вам как?

Образ «Принц Персии и Розовый Зайка»

Если вы идете на праздник со своей второй половинкой, а ощущаете себя не в смежных ролях – ничего страшного! Важно, надеть облик вашего настроения. А то, что Принц Персии женат на Розовой Зайке – так это только придаст интригу вашему удивительному союзу!

Образ «Кот Базилио»

Этот персонаж неизменно интересен всем временам и возрастам. Всего лишь удачно подобранная шляпа, круглые затемненные очки, лихая трость и непременно трафарет с надписью «Слепой» — вы неподражаемы! Яркий образ привлечет толпу своей непосредственностью. А искусно сыграв свою роль, можно еще и денег заработать на утреннее такси! Главное, не смотря на количество выпитого, периодически повторять: «Алиса, ты меня не путай!» Если среди приглашенных найдется «ваша» лиса, которая будет «держать» с вами диалог, отвечая: «Базилио, ну когда я тебя путала?» — вы станете местными призерами зрительских симпатий!

Образ «Бэтмэн»

Эта роль для энергичного мужчины, всегда готового примчаться на помощь в другой конец зала! От вас должна исходить уверенность в своих силах, здоровая доля риска и авантюризма в сверкающих глазах! Вариаций костюмов этого персонажа миллионы. Если вы планируете просидеть весь вечер, лениво потягивая через трубочку коктейль – эта роль не для вас! Оденьтесь лучше ежиком! Хотя наш ежик, не отстает от Бэтмена – посмотрите.

Образ «Восточная танцовщица»

Если девушка профессионально владеет данной техникой танца и хочет быть в самом центре событий, пусть даже не сомневается! Берите свой самый красивый концертный наряд и просто делайте то, что нравится.

Образ «Лжеснегурочка»

Если вы любите активно веселить народ – вам этот образ подходит идеально! В любом случае в кафе будет Снегурочка. Ваше появление введет всех в замешательство. И веселые гости, и растерявшиеся актеры мероприятия, будут некоторое время гадать – вы — часть номера, или «взбунтовавшийся» гость! А на сколько продолжительным окажется их заблуждение – зависит только от вашей актерской игры! Удачи!

Праздник получится незабываемым, если каждый внесет свою искорку во всеобщее веселье. Один бенгальский огонек – всего лишь маленькая вспышка. Но, если таких вспышек десятки – это уже мини-фейерверк!

И фотографироваться возле «Елки» не забывайте, особенно, если она такая симпатичная!

Вариант «Для энтузиастов». Праздник дома.

Если у вас имеется шумная веселая компания с парой-тройкой активных организаторов – можно планировать «домашний» Новый Год! Да, не так помпезно. Да, будут случаться заминки. Но зато, как тепло и уютно!

Образ «Ленивый Дед Мороз»

Дед Мороз – фигура центровая и без него ни подарков, ни праздника. Потому, если кто-то из компании особо не проявляет инициативу « », наденьте ему на голову шапку «праздничного дедушки», и пусть будет символом вечера!
А уж выслушать стишки и вручить из мешка подарки, заранее заготовленные коллективом, – задача невелика – справится!

Развлекать толпу и так будет кому!

Образ «Колдунья»

Эту роль взяла на себя организатор веселья. И очень правильно сделала! Колдунья, ведь, знает и злую, и добрую магию, и судьбу предсказать может, и счастья наворожить, и горю дорогу «заказать». А значит, все ее слушаются, относятся уважительно. Сказала: «Танцевать, ребята!» — сделано. А если Дед Мороз наш задремлет, Колдунья всегда наготове спасать ситуацию!

Образ «Фея»

Еще один добрый персонаж новогодней сказки. Непременно в белых одеждах и с неброским нежным макияжем. Волшебная палочка приветствуется! Если Колдунья начнет «перегибать» со злыми деяниями – чашу весов должна выровнять именно Фея!

Образ «Гейша»

Одежда, прическа и макияж в японском стиле – залог успеха вашего облика. С манерами потренируйтесь! Гейши кроткие, немногословные, но очень образованные и воспитанные девушки, всегда готовые поупражняться в риторике, поддержать светские беседы о музыке, культуре и об искусстве ну, хотя бы и с Графом Дракулой!

Образ «Кукла»

Персонаж подразумевает яркое платье (можно в крупную клетку), выразительный макияж и готовность копировать весь вечер угловатые «кукольные» движения. А когда Фея подарит Кукле возможность несколько часов побыть «обычной девочкой» — можно расслабиться и потанцевать в привычной манере.

Образ «Граф Дракула»

Тут все просто. Если парень с харизмой – достаточно взъерошенных в красивый хаос волос, темных кругов под глазами, бледного лица и пары капель запекшейся крови… Найдутся «клыки» — вообще здорово!

Образ «Вампир»

Не далеко ушел от предыдущего образа. Практически, все то же, но меньше помпезности. Если граф рядом, не должен забывать заботиться о нем и добывать «пищу»!

Образ «Лесной Эльф»

Милое, воздушное создание в одеждах цвета лесной растительности. Это тонкий симбиоз между девочкой и бабочкой. Красивый «бодиарт» на лице выгодно дополнит образ, придав сказочность.

Образ «Кот»

Подрисованный носик и усы, меховой жилет, прицепные ушки и хвост – и наш Чеширский кот готов! Костюм универсален – к весне плавно трансформируется в «мартовского кота».

Образ «Цветочный Эльф»

Сородич предыдущей милашки, но обязательно в светлых или ярких воздушных одеяниях с цветком в волосах! Это ведь эльф, присматривающий за садовыми цветами.

Образ «Красная шапочка»

Наша героиня – умелица и мастерица: сама шила и шапочку, и жилет, и блузу, и юбку! Костюм получился выдающийся, сами оцените!

Образ «Чебурашка»

Посмотрите на этого Чебурашку! Просто прелесть! А трудов – минимум. Главное – запастись ушами. Несложный макияж, в тон подобранная рубашка или футболка.

Организация (сценарий)

Когда роли выбраны и костюмы готовы, в самый раз перейти к планированию праздника.

  1. Пригласительные На ярких новогодних открытках можно написать произвольный текст типа: «Уважаемая Красная Шапочка! Приглашаем Вас принять участие в нашем новогоднем праздновании! Обязательно наденьте самую нарядную шапочку и принесите с собой лукошко с пирожками! Мы весь год вспоминали Ваше угощение с прошлого праздника. Послесловие: бабушку с собою не брать! Ждем по привычному адресу в половине восьмого вечера». И так должно быть персонально составлено именное письмо каждому персонажу.
  1. Место проведения и декор. Частный дом – самый лучший вариант для такого веселья! Места вдоволь, соседям никто не мешает, всегда можно выйти на улицу за порцией свежего воздуха или поиграть в снежки, покататься на санях (если погода благосклонна).
  1. Время начала торжества. Стартуем в 8 вечера. Обычно на такие застолья договариваются приносить с собою уже готовые блюда, распределенные заранее. Зачем так рано тогда зовем гостей? Все просто: костюмы и наряды с макияжем отнимают уйму времени!
  1. Дресс-код . Ему была посвящена первая половина статьи.
  1. Аксессуары, атрибуты – помощники праздника. Снежинки, дождик, серпантин, бусы, ленты, гирлянды, сосновые ветки, шарики, подносы с мандаринами, конфетами и шампанским. Заранее подготовьте хлопушки, фейерверки, бенгальские огни, зажигалки и спички в достаточном количестве.
  1. Музыка. Подготовьте заранее танцевальные сборники с быстрым и медленным ритмом, будьте внимательны к предпочтениям большинства.
  1. Конкурсы.

Конкурс «Выставка блюд уходящего года» Это развлечение проводится в начале, пока принесенные гостями салаты, нарезки, закуски и запеченные вкусности еще целы и нетронуты! Придумайте заранее место презентации, независимое жюри и дегустаторов. Проводите все на полном серьёзе, накаляйте страсти с должным драматизмом. Конечно же, проигравших не будет!

Старались все, кто как смог, потому и победит каждый в своей рубрике : «Сельдь под шубой уходящего года!», «Оливье на грани фантастики!», «Салат весенний урожая 2015 года!», «Волшебный гранатовый браслет – нельзя одеть, но можно скушать!», «Шапка Мономаха – примерит каждый!», «Овощная аппликация гориллы от Кирилла!», «Чудные фрукты на шпажках от Наташки!», «Новогодняя индюшка от Надюшки», «Нарезка от Максима! Посмотри – неотразима!», «Бутерброды от Татьяны без единого изъяна!», «Сладкие коврижки от Маришки!», «В кляре вкусном криветульки от фантазерки Юльки!», «В салате кальмары от нашей Тамары!», «Пирожные, как с витрины, от непревзойденной Катерины!»…

Конкурс «Миниатюры» . Присутствующие случайным образом делятся на пары или трио. После коротких приготовлений и репетиции группы разыгрывают тематические сценки в зависимости от собравшихся героев. Чем выше «градус» гостей, тем смешнее получатся сценки.

Конкурс «Попади в цель». Всегда смешно наблюдать за участниками в смешных позах, пытающимися попасть грузиком на ниточке в отверстие бутылки. Нравится – приготовьте пустые бутылки!

Конкурс «Снежинки наперегонки» . Все вооружаются ножницами и салфетками. На время вырезают салфетки. Победителей трое: самое большое количество фигурок, самая красивая снежинка, самая «развратная» снежинка (да, вырезаем неприличные фигуры).

Конкурс «Последний бенгальский огонь». Попробуйте зажечь одновременно свои огоньки. Чей огонек погаснет последним – тот получает в подарок упаковочку огней на рождественские праздники.

Конкурс «С чем пирожок?». Проводит Красная Шапочка. Ее волшебные пирожки с разнообразной начинкой. Каждый, вытягивающий пирожок, должен угадать, что находится в его вкусняшке (из предложенного списка).

Конкурс «Что съела жертва перед смертью?». Конкурс для наших вампиров. Им предлагаются бокалы с разными красными соками: клубничный, сливовый, вишневый, виноградный, клюквенный, томатный. Предстоит угадать вкус «свежей крови». Кто угадает большинство напитков – получит в подарок пачку сока (простите, — консервированной крови).

Наказания. За мелкие непослушания и жульничество во время конкурсов будет уместно применить интересные «штрафы». Попрыгать «зайчиком» вокруг дома, спеть под елочкой песню, рассказать стих на табуретке, слепить снеговика «на скорую руку» (если имеется снег). Особо никого не затруднит, а публике будет весело!


Финал праздника относительно новогодней ночи предугадать очень сложно! Скорее всего, у каждого он будет индивидуальный. Просто продумайте заранее уютные «посадочные места» для каждого, кто захочет выпить чай или кофе; досмотреть новогодний «огонек»; проглядеть сегодняшние события на свежих фотографиях,(35) закончить полемику с компанией по интересам; встретить первый рассвет Нового года!

Всех с наступающими зимними праздниками! Добра, тепла и уюта вам и вашим родным!

Новый год не может обойтись без Деда Мороза и Снегурочки – в России, Санта–Клауса и оленя Рудольфа – в англоязычных странах и Йоулупукки – в Финляндии. О том, какие еще новогодние волшебники приходят в гости к детям – в нашем материале

Дед Микулаш и дед Ежишек

Первыми свои рождественские подарки получают дети в Чехии и Словакии. Местный Дед Мороз - Святой Микулаш - приходит в гости в ночь с 5 на 6 декабря, в канун празднования дня Святого Николая. Известно, что он одет в длинную красную шубу, высокую шапку, а в руках у него посох, только вместо мешка с подарками, за спиной он носит короб. У доброго волшебника много друзей: трубочист, крестьяне, гусары, даже Смерть. Считается, что в путешествии Микулаша сопровождают белоснежный Ангел и лохматый Черт, которые подсказывают старцу, кому из малышей подарить апельсин, яблоко или конфету, а кому - кусочек уголька или картофелину. Ангел носит с собой список послушных и хороших детей, которые прилежно учились и помогали родителям, а Черт - список с фамилиями детей-проказников. Однако маленькие озорники давно научились обводить Святого Микулаша вокруг пальца - считается, что если спеть ему песенку или рассказать стишок, добрый старичок растрогается и вручит заветный подарок.

Второй дед Мороз - Ежишек - посещает дома в Рождество, 25 декабря. О нем практически ничего не известно, так как его никогда никто не видел. По одной легенде он является братом деда Микулаша, и они очень похожи, только дед Ежишек очень скромный, по другой - подарки под елку в Рождество подбрасывает сам младенец Иисус. Как бы то ни было, но Ежишек внимательно следит, чтобы его никто не увидел, пока он подбрасывает подарки в дома детей, но всегда сообщает о своем посещении нежным перезвоном колокольчиков, которыми неизменно украшаются елки и дома в Чехии и Словакии.

Баббо Натале и фея Бефана

В Италии, как и во многих других европейских странах, сразу два Деда Мороза, один из которых приходит на Рождество, а второй, а правильнее сказать, вторая - 6 января. Новый год же в Италии не принято отмечать с размахом, поэтому и персонажа, приносящего дары в этот день у них нет, зато принято ходить в гости с чистой водой, существует даже поговорка: "Если тебе нечего подарить хозяевам дома - подари новую воду с оливковой веточкой".

Итальянского Деда Мороза зовут Баббо Натале, что в переводе означает Рождественский Отец. Существует две легенды его происхождения. Первая связывает Баббо Натале со Святым Николаем, который жил в III веке нашей эры. Согласно второй версии - рождественский сказочный волшебник позаимствован у американцев. В любом случае внешне он мало чем отличается от Санта-Клауса - обычно он изображается как полноватый мужчина в красном полушубке, отороченным белым мехом, и с седой бородой, иногда он даже носит очки. Как и американский Дед Мороз Баббо Натале путешествует по воздуху в санях, запряженных оленями, а в дома проникает через дымоход. Все итальянцы знают, что Рождественский Отец - большой любитель молока, поэтому всегда оставляют на столе чашку молока и сладости. Однако посещает он лишь тех ребятишек, кто заранее написал ему письмо с просьбой исполнить их заветные желания - для этого на улицах и в магазинах даже устанавливают специальные почтовые ящики для писем итальянскому Деду Морозу.

А 6 января дети с нетерпением ждут в гости фею Бефану. Обычно она изображается как старуха на метле, с крючковатым носом и большими зубами, одетая во все черное. За спиной у нее мешок с подарками и угольками. О волшебнице ходит сразу несколько легенд: согласно одной из них, фея Бефана осталась в Италии после того, как волхвы не взяли ее в путешествие к новорожденному Иисусу. С тех пор, она заглядывает в дома к маленьким итальянцам, чтобы одарить послушных детей и наказать хулиганов. Другая рассказывает, что волшебница сама отказалась посетить Вифлеем и с тех пор ищет его колыбель в итальянских домах. Одни новогодние предания рассказывают, что Бефана отпирает двери любого дома маленьким золотым ключиком, согласно другим - волшебница проникает в дом через печную трубу. О том, как передвигает фея, также ходит немало легенд. Кто-то верит, что фею приносят звезды, а кто-то, что она передвигается на маленьком ослике, а кто-то - что с крыши на крышу она перемещается прыжками на метле. Фее Бефане принято оставлять угощение на каминной полке - бокал вина и блюдце с едой. Существует поверье: если волшебнице понравилось угощение, перед уходом она непременно подметет пол. 6 января, в день Святой Эпифании, фею Бефану символизирует кукла, ее возят на тележке по городу, после чего сжигают на главной площади. Возможно, эта традиция связана с тем, что Бефана долгое время считалась злой колдуньей.

Мельхиор, Бальтасар, Гаспар, Олентцеро и Тио Надаль

Испанские дети не верят в Деда Мороза. Вместо традиционного новогоднего волшебника к ним в гости приходят сразу трое Королей, которых мы привыкли называть волхвами - без преувеличения самые старые рождественские персонажи, о которых написано в Библии.

Накануне Дня Трех Королей, он отмечается в Испании 6 января, во всех городах и селениях проходит большое красочное шествие Королей. По окончании Мельхиор, Бальтасар и Гаспар произносят торжественную речь, которая неизменно заканчивается словами: "В этом году все дети получат подарки!". Короли занимают каждый свой трон, установленные зачастую в центре города, после чего вызывают к себе малышей и лично вручают заветный подарок.

В то же время в Стране Басков и провинции Наварра подарки послушным детям вручает Олентцеро, местный Дед Мороз. О его происхождении ходит несколько легенд - по одной из них он происходит из великанов джентилаков и был первым, кто узнал о рождении Иисуса Христа и принес это известие людям. По другой - когда Олентцеро был младенцем, его нашла фея и отдала пожилой паре. Когда приемные родители умерли, Олентцеро начал изготавливать игрушки, которыми одаривал соседских ребятишек. Он погиб при пожаре, спасая детей, но фея подарила Олентцеро вечную жизнь. Обычно Олентцеро изображается в национальной домотканой одежде. Этот добродушный чернобородый толстяк любит хорошее угощение и никогда не откажется от хорошего вина - для этого он даже носит с собой фляжку.

В Каталонии же место Деда Мороза занимает волшебное полено по имени Тио Надаль. Маленькие каталонцы бережно ухаживают за поленом - кормят днем и укрывают на ночь. В благодарность за заботу полено подкладывает им небольшие съедобные сувениры - сладости, орехи или фрукты. Вообще каталонцы верят, что если в Рождество сжечь полено и хранить пепел весь год, это защитит их от злых духов.

Йоласвейнары

Исландские Йоласвейнары не имеют ничего общего ни с русским Дедом Морозом, ни со Святым Николаем, более известным как Санта-Клаус. По легенде в семье великанши-людоедки Грилы и лентяя-лежебоки Леппалуди появилось 13 сыновей - Йоласвейнаров, в переводе с исландского рождественская братва или рождественские парни. Современные рождественские традиции представляют их в образе озорных гномов-шутников, однако до начала XX века "братва" считалась не иначе как злобными троллями, доставляющими немало хлопот обитателям "ледяной страны".

По легенде, отпрыски мамаши Грилы появлялись в селениях за две недели до Рождества, 12 декабря, и начинали всячески вредить - воровали скот и еду, били посуду, устраивали бардак в доме, а иногда похищали детей. Чтобы не быть съеденными исландские ребятишки весь год до наступления Рождества вели себя хорошо и слушались родителей.

С течением времени образы Йоласвейнаров трансформировались - теперь эти добродушные гномы оставляют в башмачках послушных детей подарки, да не один, а тринадцать, а таким же озорникам, как они сам, дарят кочек уголька, картофелину или даже камень. Считается, что гномы поочередно приходят со стороны гор и задерживаются в каждом доме на 13 дней, после чего также по одному уходят обратно в свою пещеру.

В то же время до сих пор в неподдельный ужас исландских малышей приводят мамаша Грила и домашний любимец Йоласвейнаров - огромный, величиной с быка, черный Йольский кот. В канун Рождества они иногда приходят в города и села, где подстерегают непослушных детишек или лентяев, которые не успели прикупить к Святкам шерстяную обновку. В 2010 году одно из новостных агентств заявило, что извержение вулкана Эйяфьядлайёкюдль - это дело рук коварной людоедки Грилы.

Маулана Каренга

С 60-годов прошлого столетия чернокожее население США проводит афроамериканский фестиваль Кванза, который длится с 26 декабря по 1 января. Главной целью праздника является поддержка и сохранение африканских традиций, заведенных в США в XVII-XIX веках вместе с неграми-рабами. Кванза или праздник первого плода придумал лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского университета, доктор наук Маулана Каренга. Он предложил отказаться от праздника Рождества, которую считал "религией белых" и вернуться к "корням". Однако со временем чернокожие жители США, исповедующие христианство, с удовольствием отмечают и Рождество, и Кванзу. Кроме того, праздник получил популярность и в Канаде, где его отмечают все, кому интересна афроамериканская культура.

Каренга, как идейный лидер праздника, предложил и "семь постулатов Кванза", по одному на каждый день - единство, самоопределение, совместная работы и коллективная ответственность, сотрудничество, целенаправленность, творчество и вера. Сам Маулана Каренга назвал их принципами, которыми должен руководствоваться в своей жизни черный человек, чтобы достичь прогресса.

В соответствии с традицией, взрослые и дети украшают свои дома, надевают яркую национальную одежду и участвуют в праздничных церемониях - игра на национальных музыкальных инструментах, песнопения, танцы, "бескровное" жертвоприношение, чтение молитв и, конечно, застолье.

Доктора Каренгу можно смело назвать новогодним волшебником афроамериканцев - этот человек сделал для "черного" движения в мире не меньше чем Мартин Лютер Кинг или Нельсон Мандела.

Сегацу-сан и Одзи-сан

В Японии Новый год отмечают по Григорианскому календарю, который был принят в стране восходящего солнца в 1873 году, хотя дата традиционного японского Нового года совпадает с китайской традицией и располагается обычно между 21 января и 21 февраля. Традиция отмечать этот праздник сохранилась с древних времен - о наступлении Нового года здесь неизменно возвещают 108 ударов колокола. Однако после окончания Второй мировой войны японцы позаимствовали некоторые элементы западной культуры. Например, к традиционному древнему Деду Морозу Сегацу-сану добавился более молодой, современный зимний волшебник Одзи-сан.

Сегацу-сан, в переводе с японского Господин Новый год или Господин Январь, одет в зеленое или небесно-голубое кимоно. По поверьям, за неделю до наступления Нового года он покидает свой дом в небольшом городке Шиогама на острове Хонсю и начинает обход жителей Японии. Эта неделя в народе называется "золотой". К его приходу перед домами строят ворота из бамбуковых палочек и сосновых веток, устанавливают карликовые деревца сосны, сливы или персика. Несмотря на то, что Сегацу-сан не дарит подарков, а просто поздравляет всех с Новым годом, он желанный гость в каждом доме. Существует поверье, что вместе с ним в ночь с 31 декабря на 1 января жителей Японии посещают Семь богов счастья, которые приплывают на волшебном корабле - специально для них дети оставляют на подушках изображения парусников.

Второй Дед Мороз, Одзи-сан, появился в Японии сравнительно недавно - с проникновением в страну американских традиций. "Молодой коллега" Сегацу-сана - японский вариант Санта-Клауса - справляется со своими обязанностями всего за одну ночь. Передвигается Одзи-сан, одетый в красный тулупчик и колпак, по морю, с собой он привозит подарки для всех жителей островов. В последнее время маленькие японцы переняли традицию писать своим Дедам Морозам письма с заветными желаниями, по статистике, все больше адресатом они выбирают именно Одзи-сана, который обязательно исполняет их желания.

Айос Василис

Греческий Дед Мороз не имеет ничего общего с нашими традиционными представлениями о новогоднем волшебнике. Даже зовут его не Святой Николай, а Святой Василий - Айос (Агиос) Василис, в честь православного святого, родившегося в 330 году и еще при жизни получившего прозвище Великий. Святой Василис прожил всего 49 лет, на протяжении которых он помогал бедным и нуждающимся, а сам жил очень скромно. Умер он 1 января 379 года, с тех пор Греческая Православная Церковь в этот день отмечает память святителя Василия Великого. Он был высоким и худым человеком с бледной кожей и длинной черной бородой с проседью.

Несмотря на то, что в современной Греции Айоса Василиса изображают как Санта-Клауса - в красном полушубке с седой бородой - в традиционном представлении он носит костюм, напоминающий рясу священника, а на голове у него тиара. Святой Василий приходит в дома не с Северного Полюса, а из своего родного города Кесарии Кападокийской. Еще одно важное отличие - Айос Василис не носит мешок с подарками, так как на протяжении всей жизни основными его дарами были слово и вера Христова.

С именем Великого Василиса Кесарийского связана еще одна новогодняя традиция - Василопита. Это пирог, без которого не обходится ни одно торжество в Греции и на Кипре, где святого также очень чтут. По одной из легенд, чтобы избавить свой родной город от захватчиков мудрый Айос Василис велел местным жителям принести из дома все самое ценное. Враг отступил, а все собранные ценности запекли в пироги, которыми угостили всех жителей города. Эти пироги получили название Василопиты. Их неизменно пекут на 1 января, а внутри обязательно прячется монетка "на счастье".

Шань Дань Лаожен

В Китае, как и в других странах Восточной Азии, наступление Нового года отмечается по лунному календарю и знаменует собой приход весны. Согласно древним поверьям, в первый день весны пробуждается природа и оживает земля, а на Землю приходит мифическое животное Нянь, которое пожирало скот, зерно, а также детей и сельских жителей. С тех пор, в Китае принято оставлять еду на пороге домов - считается, что зверь насытится и оставит людей в покое. Существует и другое поверье: как-то Нянь испугался ребенка в красном ханьфу, с тех пор в канун Нового года принято украшать свои жилища красными фонарями и свитками, чтобы отпугнуть зверя.

Своего Деда Мороза китайцы величают Шань Дань Лаожен, существуют и другие трактовки имени - Дун Че Лао Рен, Шо Хин и другие. Как и русский Дед Мороз, он носит красное одеяние и не любит передвигаться пешком, предпочитая объезжать свои владения на ослике. Шань Дань Лаожена смело можно назвать самым занятым в новогоднюю ночь Дедом Морозом - детей в Китае много, но он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет лайси - конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо. Считается, что он также отпугивает злых духов.

Хызыр-Ильяс

В мусульманских странах отмечают сразу два Новых года. Первый из них наступает в первый день месяца Мухаррам, но так как в исламских странах используют лунный календарь, праздник сдвигается на 11 дней вперед. Второй называется Хедерлез и символизирует начало нового скотоводческого года (обычно отмечается 23 апреля по юлианскому календарю и 6 мая - по григорианскому). Дед Мороза здесь зовут Хызыр Ильяс и появляется он домах добрых и праведных людей лишь в начале мая. Обычно его изображают седовласым старцем с длинной седой бородой, он носит зеленый вышитый халат и красный тюрбан, а с собой у него мешок с подарками.

На самом деле Хызыр и Ильяс - это два пророка, имена которых давно стали восприниматься как единое целое. По татарским поверьям, Хызыр испил живую воду и получил бессмертие. Считается, что он путешествует по свету, помогает нуждающимся и наказывает алчных людей. До сих пор татары верят, что нельзя обижать встретившегося в дороге или заглянувшего в дом старика, так как это может быть сам Хызыр.

Согласно другим легендам, Хызыр и Ильяс - братья, они встречаются всего один раз в году, чтобы вернуть на землю Весну. В этот день и отмечается Хедерлез. Согласно традиции накануне праздника все дома тщательно убирают, так как новогодний волшебник не заглянет в жилище неряхи. Хозяйки также верят, что, если в праздничную ночь все шкатулки, кошельки и кастрюли с едой оставить открытыми, можно получить благословение Хызыр-Ильяса на достаток в семье.


Новогодние персонажи разных стран мира


Фото:
Андрей Гуцков

Новый год не может обойтись без Деда Мороза и
Снегурочки - в России, Санта-Клауса и оленя Рудольфа - в англоязычных
странах и Йоулупукки - в Финляндии. О том, какие еще новогодние
волшебники приходят в гости к детям - в нашем материале

Дед Микулаш и дед Ежишек

Первыми свои рождественские подарки получают дети
в Чехии и Словакии. Местный Дед Мороз - Святой Микулаш - приходит в
гости в ночь с 5 на 6 декабря, в канун празднования дня Святого Николая.
Известно, что он одет в длинную красную шубу, высокую шапку, а в руках у
него посох, только вместо мешка с подарками, за спиной он носит короб. У
доброго волшебника много друзей: трубочист, крестьяне, гусары, даже
Смерть. Считается, что в путешествии Микулаша сопровождают белоснежный
Ангел и лохматый Черт, которые подсказывают старцу, кому из малышей
подарить апельсин, яблоко или конфету, а кому - кусочек уголька или
картофелину. Ангел носит с собой список послушных и хороших детей,
которые прилежно учились и помогали родителям, а Черт - список с
фамилиями детей-проказников. Однако маленькие озорники давно научились
обводить Святого Микулаша вокруг пальца - считается, что если спеть ему
песенку или рассказать стишок, добрый старичок растрогается и вручит
заветный подарок.

Второй
дед Мороз - Ежишек - посещает дома в Рождество, 25 декабря. О нем
практически ничего не известно, так как его никогда никто не видел. По
одной легенде он является братом деда Микулаша, и они очень похожи,
только дед Ежишек очень скромный, по другой - подарки под елку в
Рождество подбрасывает сам младенец Иисус. Как бы то ни было, но Ежишек
внимательно следит, чтобы его никто не увидел, пока он подбрасывает
подарки в дома детей, но всегда сообщает о
своем посещении нежным перезвоном колокольчиков, которыми неизменно
украшаются елки и дома в Чехии и Словакии.

Баббо Натале и фея Бефана

В
Италии, как и во многих других европейских странах, сразу два Деда
Мороза, один из которых приходит на Рождество, а второй, а правильнее
сказать, вторая - 6 января. Новый год же в Италии не принято отмечать с
размахом, поэтому и персонажа, приносящего дары в этот день у них нет,
зато принято ходить в гости с чистой водой, существует даже поговорка:
"Если тебе нечего подарить хозяевам дома - подари новую воду с оливковой
веточкой".

Итальянского Деда Мороза зовут Баббо Натале, что в переводе означает Рождественский Отец.
Существует две легенды его происхождения. Первая связывает Баббо Натале
со Святым Николаем, который жил в III веке нашей эры. Согласно второй
версии - рождественский сказочный волшебник позаимствован у американцев.
В любом случае внешне он мало чем отличается от Санта-Клауса - обычно
он изображается как полноватый мужчина в красном полушубке, отороченным
белым мехом, и с седой бородой, иногда он даже носит очки. Как и
американский Дед Мороз Баббо Натале путешествует по воздуху в санях,
запряженных оленями, а в дома проникает через дымоход. Все итальянцы
знают, что Рождественский Отец - большой любитель молока, поэтому всегда
оставляют на столе чашку молока и сладости. Однако посещает он лишь тех
ребятишек, кто заранее написал ему письмо с просьбой исполнить их
заветные желания - для этого на улицах и в магазинах даже устанавливают
специальные почтовые ящики для писем итальянскому Деду Морозу.

А
6 января дети с нетерпением ждут в гости фею Бефану. Обычно она
изображается как старуха на метле, с крючковатым носом и большими
зубами, одетая во все черное. За спиной у нее мешок с подарками и
угольками. О волшебнице ходит сразу несколько легенд: согласно одной из
них, фея Бефана осталась в Италии после того, как волхвы не взяли ее в
путешествие к новорожденному Иисусу. С тех пор, она заглядывает в дома к
маленьким итальянцам, чтобы одарить послушных детей и наказать
хулиганов. Другая рассказывает, что волшебница сама отказалась посетить
Вифлеем и с тех пор ищет его колыбель в итальянских домах. Одни
новогодние предания рассказывают, что Бефана отпирает двери любого дома
маленьким золотым ключиком, согласно другим - волшебница проникает в дом
через печную трубу. О том, как передвигает фея, также ходит немало
легенд. Кто-то верит, что фею приносят звезды, а кто-то, что она
передвигается на маленьком ослике, а кто-то - что с крыши на крышу она
перемещается прыжками на метле. Фее Бефане принято оставлять угощение на
каминной полке - бокал вина и блюдце с едой. Существует поверье: если
волшебнице понравилось угощение, перед уходом она непременно подметет
пол. 6 января, в день Святой Эпифании, фею Бефану символизирует кукла,
ее возят на тележке по городу, после чего сжигают на главной площади.
Возможно, эта традиция связана с тем, что Бефана долгое время считалась
злой колдуньей.

Мельхиор, Бальтасар, Гаспар, Олентцеро и Тио Надаль

Испанские
дети не верят в Деда Мороза. Вместо традиционного новогоднего
волшебника к ним в гости приходят сразу трое Королей, которых мы
привыкли называть волхвами - без преувеличения самые старые
рождественские персонажи, о которых написано в Библии.

Накануне
Дня Трех Королей, он отмечается в Испании 6 января, во всех городах и
селениях проходит большое красочное шествие Королей. По окончании
Мельхиор, Бальтасар и Гаспар произносят торжественную речь, которая
неизменно заканчивается словами: "В этом году все дети получат
подарки!". Короли занимают каждый свой трон, установленные зачастую в
центре города, после чего вызывают к себе малышей и лично вручают
заветный подарок.

В
то же время в Стране Басков и провинции Наварра подарки послушным детям
вручает Олентцеро, местный Дед Мороз. О его происхождении ходит
несколько легенд - по одной из них он происходит из великанов
джентилаков и был первым, кто узнал о рождении Иисуса Христа
и принес это известие людям. По другой - когда Олентцеро был младенцем,
его нашла фея и отдала пожилой паре. Когда приемные родители умерли,
Олентцеро начал изготавливать игрушки, которыми одаривал соседских
ребятишек. Он погиб при пожаре, спасая детей, но фея подарила Олентцеро
вечную жизнь. Обычно Олентцеро изображается в национальной домотканой
одежде. Этот добродушный чернобородый толстяк любит хорошее угощение и
никогда не откажется от хорошего вина - для этого он даже носит с собой
фляжку.

В
Каталонии же место Деда Мороза занимает волшебное полено по имени Тио
Надаль. Маленькие каталонцы бережно ухаживают за поленом - кормят днем и
укрывают на ночь. В благодарность за заботу полено подкладывает им
небольшие съедобные сувениры - сладости, орехи или фрукты. Вообще
каталонцы верят, что если в Рождество сжечь полено и хранить пепел весь
год, это защитит их от злых духов.

Йоласвейнары

Исландские
Йоласвейнары не имеют ничего общего ни с русским Дедом Морозом, ни со
Святым Николаем, более известным как Санта-Клаус. По легенде в семье
великанши-людоедки Грилы и лентяя-лежебоки Леппалуди появилось 13
сыновей - Йоласвейнаров, в переводе с исландского рождественская братва
или рождественские парни. Современные рождественские традиции
представляют их в образе озорных гномов-шутников, однако до начала XX
века "братва" считалась не иначе как злобными троллями, доставляющими
немало хлопот обитателям "ледяной страны".

По легенде,
отпрыски мамаши Грилы появлялись в селениях за две недели до Рождества,
12 декабря, и начинали всячески вредить - воровали скот и еду, били
посуду, устраивали бардак в доме, а иногда похищали детей. Чтобы не быть
съеденными исландские ребятишки весь год до наступления Рождества вели
себя хорошо и слушались родителей.

С течением
времени образы Йоласвейнаров трансформировались - теперь эти добродушные
гномы оставляют в башмачках послушных детей подарки, да не один, а
тринадцать, а таким же озорникам, как они сам, дарят кочек уголька,
картофелину или даже камень. Считается, что гномы поочередно приходят со
стороны гор и задерживаются в каждом доме на 13 дней, после чего также
по одному уходят обратно в свою пещеру.

В то же
время до сих пор в неподдельный ужас исландских малышей приводят мамаша
Грила и домашний любимец Йоласвейнаров - огромный, величиной с быка,
черный Йольский кот. В канун Рождества они
иногда приходят в города и села, где подстерегают непослушных детишек
или лентяев, которые не успели прикупить к Святкам шерстяную обновку. В
2010 году одно из новостных агентств заявило, что извержение вулкана
Эйяфьядлайёкюдль - это дело рук коварной людоедки Грилы.

Маулана Каренга

С
60-годов прошлого столетия чернокожее население США проводит
афроамериканский фестиваль Кванза, который длится с 26 декабря по 1
января. Главной целью праздника является поддержка и сохранение
африканских традиций, заведенных в США в XVII-XIX веках вместе с
неграми-рабами. Кванза или праздник первого плода придумал лидер борьбы
за права афроамериканцев, профессор Калифорнийского университета, доктор
наук Маулана Каренга. Он предложил отказаться от праздника Рождества,
которую считал "религией белых" и вернуться к "корням". Однако со
временем чернокожие жители США, исповедующие христианство, с
удовольствием отмечают и Рождество, и Кванзу. Кроме того, праздник
получил популярность и в Канаде, где его отмечают все, кому интересна
афроамериканская культура.

Каренга,
как идейный лидер праздника, предложил и "семь постулатов Кванза", по
одному на каждый день - единство, самоопределение, совместная работы и
коллективная ответственность, сотрудничество, целенаправленность,
творчество и вера. Сам Маулана Каренга назвал их принципами, которыми
должен руководствоваться в своей жизни черный человек, чтобы достичь
прогресса.

В
соответствии с традицией, взрослые и дети украшают свои дома, надевают
яркую национальную одежду и участвуют в праздничных церемониях - игру на
национальных музыкальных инструментах, песнопения, танцы, "бескровное"
жертвоприношение, чтение молитв и, конечно, застолье.

Доктора
Каренгу можно смело назвать новогодним волшебником афроамериканцев -
этот человек сделал для "черного" движения в мире не меньше чем Мартин
Лютер Кинг или Нельсон Мандела.

Сегацу-сан и Одзи-сан

В Японии
Новый год отмечают по Григорианскому календарю, который был принят в
стране восходящего солнца в 1873 году, хотя дата традиционного япо

а совпадает с китайской традицией и располагается обычно
между 21 января и 21 февраля. Традиция отмечать этот праздник
сохранилась с древних времен - о наступлении Нового года здесь неизменно
возвещают 108 ударов колокола. Однако после окончания Второй мировой
войны японцы позаимствовали некоторые элементы западной культуры.
Например, к традиционному древнему Деду Морозу Сегацу-сану добавился
более молодой, современный зимний волшебник Одзи-сан.

Сегацу-сан,
в переводе с японского Господин Новый год или Господин Январь, одет в
зеленое или небесно-голубое кимоно. По поверьям, за неделю до
наступления Нового года он покидает свой дом в небольшом городке Шиогама
на острове Хонсю и начинает обход жителей Японии. Эта неделя в народе
называется "золотой". К его приходу перед домами строят ворота из
бамбуковых палочек и сосновых веток, устанавливают карликовые деревца
сосны, сливы или персика. Несмотря на то, что Сегацу-сан не дарит
подарков, а просто поздравляет всех с Новым годом, он желанный гость в
каждом доме. Существует поверье, что вместе с ним в ночь с 31 декабря на
1 января жителей Японии посещают Семь богов счастья, которые приплывают
на волшебном корабле - специально для них дети оставляют на подушках
изображения парусников.

Второй
Дед Мороз, Одзи-сан, появился в Японии сравнительно недавно - с
проникновением в страну американских традиций. "Молодой коллега"
Сегацу-сана - японский вариант Санта-Клауса - справляется со своими
обязанностями всего за одну ночь. Передвигается Одзи-сан, одетый в
красный тулупчик и колпак, по морю, с собой он привозит подарки для всех
жителей островов. В последнее время маленькие японцы переняли традицию
писать своим Дедам Морозам письма с заветными желаниями, по статистике,
все больше адресатом они выбирают именно Одзи-сана, который обязательно
исполняет их желания.

Айос Василис

Греческий
Дед Мороз не имеет ничего общего с нашими традиционными представлениями о
новогоднем волшебники. Даже зовут его не Святой Николай, а Святой
Василий - Айос (Агиос) Василис, в честь православного святого,
родившегося в 330 году и еще при жизни получившего прозвище Великий.
Святой Василис прожил всего 49 лет, на протяжении которых он помогал
бедным и нуждающимся, а сам жил очень скромно. Умер он 1 января 379
года, с тех пор Греческая Православная Церковь в этот день отмечает
память святителя Василия Великого. Он был высоким и худым человеком с
бледной кожей и длинной черной бородой с проседью.

Несмотря
на то, что в современной Греции Айоса Василиса изображают как
Санта-Клауса - в красном полушубке с седой бородой - в традиционном
представлении он носит костюм, напоминающий рясу священника, а на голове
у него тиара. Святой Василий приходит в дома не с Северного Полюса, а
из своего родного города Кесарии Кападокийской. Еще одно важное отличие -
Айос Василис не носит мешок с подарками, так как на протяжении всей
жизни основными его дарами были слово и вера Христова.

С
именем Великого Василиса Кесарийского связана еще одна новогодняя
традиция - Василопита. Это пирог, без которого не обходится ни одно
торжество в Греции и на Кипре, где святого также очень чтут. По одной из
легенд, чтобы избавить свой родной город от захватчиков мудрый Айос
Василис велел местным жителям принести из дома все самое ценное. Враг
отступил, а все собранные ценности запекли в пироги, которыми угостили
всех жителей города. Эти пиро

нского
Нового годги получили название Василопиты. Их
неизменно пекут на 1 января, а внутри обязательно прячется монетка "на
счастье".

Шань Дань Лаожен

В
Китае, как и в других странах Восточной Азии, наступление Нового года
отмечается по лунному календарю и знаменует собой приход весны. Согласно
древним поверьям, в первый день весны пробуждается природа и оживает
земля, а на Землю приходит мифическое животное Нянь, которое пожирало
скот, зерно, а также детей и сельских жителей. С тех пор, в Китае
принято оставлять еду на пороге домов - считается, что зверь насытится и
оставит людей в покое. Существует и другое поверье: как-то Нянь
испугался ребенка в красном ханьфу, с тех пор в канун Нового года
принято украшать свои жилища красными фонарями и свитками, чтобы
отпугнуть зверя.

Своего
Деда Мороза китайцы величают Шань Дань Лаожен, существуют и другие
трактовки имени - Дун Че Лао Рен, Шо Хин и другие. Как и русский Дед
Мороз, он носит красное одеяние и не любит передвигаться пешком,
предпочитая объезжать свои владения на ослике. Шань Дань Лаожена смело
можно назвать самым занятым в новогоднюю ночь Дедом Морозом - детей в
Китае много, но он обязательно заглядывает в каждый дом и оставляет
лайси - конверт с небольшой суммой денег на счастье. Китайцы верят, что
их новогодний старец изучал философию Конфуция, владеет ушу и айкидо.
Считается, что он также отпугивает злых духов.

Хызыр-Ильяс

В
мусульманских странах отмечают сразу два Новых года. Первый из них
наступает в первый день месяца Мухаррам, но так как в исламских странах
используют лунный календарь, праздник сдвигается на 11 дней вперед.
Второй называется Хедерлез и символизирует начало нового скотоводческого
года (обычно отмечается 23 апреля по юлианскому календарю и 6 мая - по
григорианскому). Дед Мороза здесь зовут Хызыр Ильяс и появляется он
домах добрых и праведных людей лишь в начале мая. Обычно его изображают
седовласым старцем с длинной седой бородой, он носит зеленый вышитый
халат и красный тюрбан, а с собой у него мешок с подарками.

На
самом деле Хызыр и Ильяс - это два пророка, имена которых давно стали
восприниматься как единое целое. По татарским поверьям, Хызыр испил
живую воду и получил бессмертие. Считается, что он путешествует по
свету, помогает нуждающимся и наказывает алчных людей. До сих пор татары
верят, что нельзя обижать встретившегося в дороге или заглянувшего в
дом старика, так как это может быть сам Хызыр.

Согласно
другим легендам, Хызыр и Ильяс - братья, они встречаются всего один раз в
году, чтобы вернуть на землю Весну. В этот день и отмечается Хедерлез.
Согласно традиции накануне праздника все дома тщательно убирают, так как
новогодний волшебник не заглянет в жилище неряхи. Хозяйки также верят,
что, если в праздничную ночь все шкатулки, кошельки и кастрюли с едой
оставить открытыми, можно получить благословение Хызыр-Ильяса на
достаток в семье.


Анна Лихова. TVC.RU

Придуманные в России персонажи - это символы детства каждого из нас, при этом в разных странах мира они абсолютно иначе воспринимаются. К примеру, если в российской мифологии Баба-яга - это нечисть, то у скандинавов похожий персонаж - это богиня царства мертвых, Хель.

Женские образы: «свет мой, зеркальце, скажи…»

Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья-искусница, Царевна-Лягушка, Снегурочка, Аленушка - женские образы, которые обладали не только сногсшибательной женской логикой, но и добротой, мудростью, красотой, искренностью. Самый яркие из них, это:

1 Хрупкая, маленькая девочка, помощница Деда Мороза - любимая новогодняя гостья, пример для подражания непослушным детям. С середины 19 века на смену образу маленькой внучки приходит юная красавица, с обязательным кокошником или меховой шапкой, предпочитаемые уборы русских женщин.

Ни одна страна мира не может похвастаться такой же волшебной и романтической биографией, как русская Снегурка. В Италии - это фея Бефана, старушка с крючковатым носом, которая прилетает к детворе на метле, даря подарки. Эдакий, «Дед Мороз» в юбке. Монголы свою Снегурочку называют Зазан Охин, девочка Снег. Героиня по традиции загадывает загадки и дарит подарки только после того, как услышит разгадку. В США же у Санты из помощников одни олени, а Снегурочки нет.

Любопытно, что если попробовать перевести слово Снегурочка на английский, воспользовавшись сервисом «Google переводчик», то результат будем всегда разным. Вчера Снегурочку перевели, как «Snow — boy» (если дословно — снежный мальчик). Сегодня, Снегурочка в базе сервиса переводится, как Snow-maiden (Сделанный из снега).

2 Маша , неугомонная спутница Медведя, непослушный персонаж бьющего все рекорды ЗD мультфильма.

Зеленоглазая непоседа в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, обожает капризничать и хулиганить, задает вопросы, на которые сложно дать ответ. Прототипом мультсериала, стала фольклорная героиня русской народной сказки. Черты характера режиссер О.Кузнецов позаимствовал у героя рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Команда создателей сериала не адаптирует исконно русских героев для трансляции в различных странах.

3 Баба-яга - ведьма, героиня славянской мифологии, наделенная магической силой. Отрицательный персонаж заманивает добрых молодцев в свою избушку на курьих ножках, в обязательном порядке дарит героям сказочного коня и волшебный навигатор тех времен — клубок с нитками. Русская ведьма не всегда дружелюбна, но если вы наделены даром красноречия, она может помочь.

4 Жар-птица , сказочная птица, исцеляющая больных и возвращающая зрение слепым, приходится родной сестрой западноевропейской птице Феникс, которая умела возрождать из пепла. Папой двух огненных героинь, скорее всего, был Павлин.

Каждая героиня - это индивидуальность, воплощающая добро или зло, её действия и поступки напрямую связаны с характером и выполняемой миссией.

Мужские образы: «не перевелись ещё богатыри на земле Русской!»

Не менее колоритен топ положительных мужских образов, ярко передающий дух русского человека. Главные образы всегда антагонистичны: в противовес прекрасному обязательно найдется плохое. Без каких мужских образов немыслимы русские сказки:

1 Дед Мороз.

В русской версии - Морозко, Студенец, могучий повелитель зимней вьюги. Обожаемый детворой персонаж ездит на тройке лошадей, стуком посоха сковывает водоемы и реки, холодным дыханием заметает города и села. В Новый Год вместе со Снегурочкой дарит подарки. Во времена СССР Деда переодели в красную шубу, цвет флага страны. Образ популярного Деда, который «бродит по лесам и лугам» в разных странах обыгран по-разному: Санта- Клаус, Йоулупуки, Йыулувана.

Это интересно:

По самым скромным оценкам ученых, Деду Морозу уже более 2000 лет. За две тысячи лет Дед Мороз не раз представал в разных образах. Сначала — в облике языческого бога Зимника: старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. А в четвертом веке Деда Мороза напоминал святой Николай-Чудотворец, живший в Малой Азии в городе Патары.

Приходить в дом с подарками дедушка стал с началом празднования Нового года на Руси. Раньше он дарил подарки послушным и умным, а озорников колотил палкой. Но годы сделали Деда Мороза сердобольнее: палку он заменил на волшебный посох.

Кстати, на страницах книг Дед Мороз впервые появился в 1840 году, когда были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского. В книге стало известно имя и отчества зимнего кудесника — Мороз Иванович.

В двадцатом веке Дед Мороз чуть было не исчез. После революции посчитали, что праздновать Рождество – вредно для народа, ведь это самый настоящий «поповский» праздник. Однако в 1935 году опалу наконец-то сняли, и вскоре Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник елки в московский Дом Союзов.

2 Три Богатыря. Сильные, отважные, веселые герои давно стали символом России, благодаря серии полнометражных приключений Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца. На самом деле, отважные молодцы никогда не встречались в жизни, согласно былинам они даже жили в разные века.

Это интересно:

В 2015 году, вышедшая на экраны 6-я часть саги - «Три богатыря: Ход конем» собрала 962 961 596 рублей. Почти 1 млрд рублей! Таким образом, картина стала самым кассовым анимационным фильмом года. Хотя начиналось все скромно: касса первой части - «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004) - составила 48 376 440 рублей. Дальше сборы неуклонно росли.

3 Иван-дурак (третий сын) - персонаж, воплощающий особую «волшебную стратегию»: герой действует вопреки здравому смыслу и всегда добивается успеха! Дурак превосходно разгадывает загадки, побеждает нечистую силу и доблестно спасает главную героиню.

Буратино, Крокодил Гена, Доктор Айболит, Бармалей, Винни-Пух, Кот Леопольд и кот Матроскин — тоже являются одними из самых популярных и любимых героев российского кинематографа, которые по праву занимают высокие позиции рейтинга сказочных персонажей.

Нечисть: хранители лесов, болот и домов

Самую большую группу русского народного эпоса составляют мифические существа. Водяной, Кикимора, Леший, русалки, Домовой, Баба-Яга — магические образы, которые появлялись вместе с необъяснимыми силами природы. По своим поступкам и характеру - это больше отрицательные персонажи, но вместе с тем, они обаятельны и харизматичны в современных фильмах и мультфильмах, к ним относятся:

1 Кощей Бессмертный. Персонаж, обладающий сверхъестественной силой. По поверьям - это коварный старик, убивающий домашних животных. Чародей часто похищает невесту главного героя в надежде на «взаимную любовь».

Это интересно:

В советском кинематографе Кошея блистательно играл актер Георгий Милляр. В основном он играл всякую нечисть и приходилось накладывать сложный грим. Но для роли Кощея Бессмертного грим практически не был нужен, так как актер сам напоминал живой скелет (после заболевания малярией вес актера был всего 45 кг).


Кощей Бессмертный — Георгий Милляр
  • Статья

Несомненно, что самые любимые персонажи новогоднего праздника - это Дед Мороз и Снегурочка. Образ Деда Мороза в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков. Историки склонны считать, что прототипом нашего Деда Мороза был восточнославянский дух холода Трескун, или, как его еще называли, Студенец. Больше похож на нашего Деда Мороза персонаж старинных сказок Морозко, в более поздних версиях - Мороз Иванович, Мороз Елкич. Это Дух Зимы - строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. Хорошим людям благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом. К 1880-м годам в общественном сознании утвердился некий персонаж с мешком подарков у елки. Правда, звали его по-разному: Святочный старик, Рождественский дед или попросту Елочный дед. В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет», а Ленивицу проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. В поэме же Некрасова «Мороз Красный нос» главный герой злой, любящий «кровь вымораживать в жилах и мозг в голове леденить». В детской поэзии конца XIX века Дед Мороз - добрый волшебник. К началу ХХ века образ Деда Мороза как доброго дарителя елок и подарков окончательно закрепился. Традиционно Дед Мороз одет в длинную, по щиколотки, красную шубу, отороченную белым мехом. Сначала шуба его была синей (указывая на северное, холодное происхождение персонажа), на дореволюционных открытках можно встретить и белого Деда Мороза. Сейчас Дед Мороз чаще всего приходит в красном костюме. Шапка его полуовальная в тон шубы. На руках у любимца ребятишек варежки. В одной руке он держит посох, а в другой - мешок с подарками.

Образ Снегурочки также оформился в XIX веке. В 1860 году Г.П.Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке. Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка». Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. В 1874 году «Снегурочка» была напечатана в «Вестнике Европы», затем появилась опера, музыку к которой написал Н.А.Римский-Корсаков. Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем...». Первое представление «Снегурочки» состоялось 29 января 1882 года в Мариинском театре в бенефис хора русской оперы. Вскоре «Снегурочка» была поставлена в Москве, в Русской частной опере С.И.Мамонтова, а в 1893 году - в Большом театре. Опера имела громадный успех.

Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения - из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла. Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.

В двадцатые годы прошлого века страна вступила на путь борьбы с «религиозными предрассудками». С 1929 года были отменены все церковные праздники. Рождественский выходной день стал рабочим, но «тайные» елки иногда устраивались. Дед Мороз стал «продуктом антинародной деятельности капиталистов» и «религиозным хламом». Праздник елки вновь был разрешен лишь под новый 1936 год, после того как Сталин произнес знаменательную фразу: «Жить стало хорошо, товарищи. Жить стало веселее». Новогодняя елка, лишившись религиозного контекста, стала символом праздника счастливого детства в нашей стране. С этого времени Дед Мороз был полностью восстановлен в правах. Советский Дед Мороз приносил в мешке пакеты с одинаковыми подарками для всех детей. В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапочке, иногда в окружении зверюшек, иногда поющая, иногда танцующая. Она задает вопросы Деду Морозу, водит с детьми хороводы, помогает раздавать подарки. Вот уже много лет Дед Мороз и Снегурочка украшают любой новогодний праздник, будь то корпоративная вечеринка или детский утренник. Эти сказочные герои являются неотъемлемой частью Нового Года, точно такой же, как красиво наряженная елка и подарки.

Не так давно у российского Деда Мороза появилась собственная резиденция. Она находится в Великом Устюге, что в Вологодской области. К новому 2006 году была открыта усадьба Деда Мороза в Москве, в парке Кузьминки. В ноябре 2006 года в Кузьминках открылся терем Снегурочки. Деревянный двухэтажный терем выполнен по проекту костромских архитекторов в «луковичном» стиле. Внутри, на первом этаже, стоит прялка для Снегурочки-мастерицы. На втором устроена выставка подарков от детей. Это рисунки, поделки из глины, снежинки и другие сувениры, посвященные Новому году.