Сценарий конкурса моя родословная родовое древо. Моя родословная.doc - Сценарий к проекту "Моя родословная". « Дом - это там, где вас поймут

Семейная родословная

Родительское собрание - праздник

Школа МБОУ «Пригородная СОШ»

Класс 2- а

Учитель Козлова Наталья Николаевна

Ход мероприятия

Вступительная часть

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

Всё начинается с семьи...

Призывный крик ребёнка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Всё начинается с семьи...

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность в жизни видеть...

Всё начинается с семьи...

Сергей Шарин:

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

Но только не сдаваться!

Всё начинается с семьи...

Основная часть

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели - кто вас приласкает, приголубит, поймёт и утешит? Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, родные и близкие вам люди - семья. Когда мы с вами беседовали, вы говорили, что семья является для человека самым важным в жизни. А как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? (ответы детей)

Они все разные, они отличаются друг от друга не только количеством детей, но и интересами, обычаями, привычками, традициями, которые передаются из поколения в поколение.

Человек рождается на свет, растёт, задумывается: « Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция сейчас возвращается в семьи.

Вообще, составление и ведение родословной издавна являлось частью традиционной культуры многих народов России. Когда земли и имущество стали передавать по наследству, ведение родословной стало очень актуальным. Поэтому чаще всего ее составляли высшие слои общества. Однако родословную старались вести во всех семьях, независимо от их сословной принадлежности. Крестьяне, ремесленники, казаки бережно относились к родословной. Владевшие грамотой записывали ее, например, на оборотной стороне старинных семейных икон, неграмотные передавали память о своих предках устно, как сказки, былины или пословицы.

Вы оформляли свои родословные в виде дерева. Посмотрите на это дерево, оно олицетворяет ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. Знаете, почему именно дерево стало основой вашей семейной родословной? Потому что оно имеет корни — это ваши предки — и ветви — это молодые поколения. Корни — это те, от кого пошел ваш род.

На самом верху ребёнок, ниже его родители (мама и папа), ещё ниже родители родителей (ваши бабушки и дедушки), корни - самое старшее поколение.

Вот мы с вами тоже попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 имен, как у А. С. Пушкина, но и наши листочки на деревьях говорят о большой проделанной работе. Послушаем выступление Шарина Сергея о его родословной.

Выступление Шарина Сергея о его родословной.

Славная вещь - родословное дерево. Когда хотят похвалить человека, говорят: «У него крепкие корни». Значит, такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала честным, порядочным, уважающим своих родных, заботящимся о них.

Многие из вас составляли родословные. Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет вашей доброй семейной традицией.

Кроме этого, можно составить родословную летопись, или, как ее называют, роспись. Например, как у Киркиж Вероники. Летопись можно оформить в виде свитка с печатью. В росписи можно изложить основные сведения о каждом из членов рода, рассказать о его достоинствах и достижениях. Сведения, которые включают в родословное описание, представляют собой рассказы о том, где человек воспитывался, какое образование получил, где жил и в какие годы, указываются места работы или службы, звания, должности. Если какой-либо представитель рода участвовал в войнах, сражениях, то необходимо пояснить, где и когда это происходило. Важно также указать, имел ли он награды. Дополнением к росписи могут быть фотографии и портреты. Они обязательно должны быть подписаны: кто на них изображен, когда и где. Роспись можно приклеить к ватману с «генеалогическим деревом» и хранить в семейном архиве.

Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьёй. Семья - это группа родственников, живущих вместе. Сколько же их, этих родственников? Давайте считать.

Даня Аброщенко:

Кто живет в большой квартире? Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Ещё красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них её зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.

Сколько человек в этой семье вы насчитали? (5 человек) Почему? Кто они?

Игра «Узнай родственников»

Надо собрать пары карточек, например: дедушка - это папин папа.

Надписи на листочках: «Бабушка, мамина мама», «Бабушка, папина мама», «Дедушка, мамин папа», «Дедушка, папин папа», «Тетя, мамина сестра», «Дядя, папин брат», «Мама», «Папа», «Двоюродные братья, тетины дети», «Дядя, тетин муж», «Троюродная сестра, дочь двоюродного брата», «Племянники, дети брата или сестры» и т. д.

Я хочу обратиться к нашим гостям и узнать, как они знают своих родственников.

1. Брат жены. (Шурин.)

2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.)

4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща./

6.Отец жены. (Тесть.)

7.Мать мужа. (Свекровь.)

8.Отец мужа. (Свекор.)

9.Дочь брата или сестры. (Племянница.)

10.Брат отца или матери. (Дядя.)

11.Сестра отца или матери. (Тетя.)

12.Жены двух братьев. (Свояченицы.)

13.Мужья двух сестер. (Свояки.)

14.Матери жены и мужа. (Сватьи.)

С родственными связями разобрались.

Есть одна ниточка, связывающая все поколения, - это мать, мама. Что может быть на свете дороже мамы? Сейчас мы послушаем рассказы, которые дети составили, выполняя проект «Профессии»

Бойкова Вера

Стихотворение о маме

У меня такая мама -
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости -
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду

Перемоем чисто-чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"

Выступление Рудницой Русланы «Моя мама - медсестра»

Выступление Саркисовой Мйи «Моя мама - зооинженер»

Выступление Логуновой Жасмины «Моя мама - швея»

Выступление Синицына Романа «Моя мама - повар»

А что мы знаем о наших папах? Кто они? Какие они?

Ворсина Эля

Стихотворение о папах

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы - молодцы!

Выступление Синицына Романа «Мой папа - художник»

Выступление Горевой Ксении «Мой папа - спасатель»

А у ваших родителей есть родители? Как вы их называете? Дети: Бабушки и дедушки. Верно. Послушаем стихотворения о них.

Васина Лера и Иванова Катя:

У бабушки и дедушки все время интересно:

Мы с дедом чиним лестницу и напеваем песню,

Мы с бабушкой на кухне стряпаем оладушки,

А после в огороде цветы сажаем с бабушкой.

У бабушки и дедушки, что хочешь разрешается.

Здесь на диване прыгаем, подушками кидаемся.

А бабушка и дедушка на нас не обижаются,

Они и не ругаются, а только улыбаются.

Остаться бы у бабушки, у дедушки б остаться,

Но папе с мамой скучно, и надо возвращаться.

А в воскресенье снова приехать в этот дом,

Где бабушка нас встретит любимым пирогом.

Семёнова Ксения:

Стихотворение о бабушке

А у бабушки моей - волосы седые,

А у бабушки моей - руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у нее свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на нее быть хочу похожей.

Вы помогаете бабушкам, бабушки - вам. В нашей сценке бабушки тоже помогают своим внучатам.

Сценка « Бабушки и внуки»

Две старушки (Лисицына Софья и Горева Ксения)

1. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2. Да что ты, я ещё уроки не сделала...

1 .Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты ж сто лет как школу кончила!

2. Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат. Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

1.Правда? Это ты их так балуешь?

2.Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

1..О, действительно строго.

2.Так что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм - гм... « У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том...»

1.Так, хорошо.

2.И днём и ночью пёс ученый...

1. Какой пёс?

2.Ну, я не знаю, какая у него порода.

1.Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2.А-а! Поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том; и днём и ночью кот учёный...»

2.С авоськой ходит в гастроном.

1.С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

2.Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

нашу честь какую - нибудь единицу назовут?

1. Её уже назвали.

1.Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки.

Дедушки - тоже самые близкие ваши друзья. О своём дедушке нам расскажет Федотов Максим.

Выступление Федотова Максима "Мой дедушка"

И про бабушек вы рассказывали в своих проектах. Мне очень понравилось, как вы хорошо о них отзывались. Послушаем рассказ Лисицыной Сони о её бубушке.

Выступление Лисицыной Софьи «Моя бабушка»

Ребята, в своих работах вы использовали фотографии из семейных альбомов. Как вы думаете, почему, зачем? Собирать и хранить семейные фотографии - это семейная традиция. Фотографии надолго оставляют память о дорогих людях, о важных событиях в семейной жизни. Алёна и Эля расскажут нам о своих семьях по фотографиям работ «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья».

Выступление Филатовой Алёны «Моя семья»

Выступление Ворсиной Эльвиры «Моя семья»

А какие ещё семейные традиции есть у вас в семье, поделитесь с нами, расскажите. (Ответы детей и родителей).

Семейные традиции - это и оформление семейного альбома, и совместные обеды, чаепития, походы, праздники, семейные чтения. Семейные альбомы относятся к семейным реликвиям. Наверное, в каждой семье существуют такие предметы, которые передаются из рода в род, от прабабушки к бабушке, от матери к дочке. Какие предметы могут относиться к семейным реликвиям? (Ответы детей и родителей). Женя нам расскажет о такой семейной реликвии, как дедушкины награды.

Выступление Невровой Евгении «Дедушкины награды»

Музыкальная пауза.

Ученики исполняют частушки.

1. Мы веселые ребята,

Мы частушки вам споем.

Коль понравятся куплеты,

Мы еще их пропоем.

2. Дорогие наши мамы,

Мы всегда гордимся вами,

Умными, спокойными.

Будем вас достойны мы.

3. Наши папочки веселые

Ну а если надо будет,

Могут «яблочко» сплясать.

4. Папа пишет сочиненье,

Дед решает уравненье -

Все с уроками сидят.

Вот семейный наш подряд!

5. Баба Зина - чемпион,

B кулинарном спорте

Всех сразил «наполеон»

Сто слоёв ведь в торте.

6. Любит музыку мой папа,

От него не отстаю;

Он играет на гармони,

А я песенки пою.

7. Деда очень уважаю,

Смело вам могу сказать!

Очень трудные задачи

Будем вместе мы решать.

8. Мама с папой и братишка

Вот она моя родня

Ох, спасибо, дорогие

Что вы есть все у меня

9. Мы частушки вам пропели,

Больше делать нечего.

Мы пойдем, а вы сидите

До другого вечера.

Творческая работа «Родословное дерево класса»

Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется у вас тогда, когда вы приходите в школу - это ваша классная семья. Мы с вами тоже имеем своё имя - название, свои традиции, маму. Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. Возьмите по яблочку и впишите свои имена и фамилии. Приклейте своё яблочко к нашему дереву. Корни нашей яблони - это ваши родители. Помните и об этой семье, никогда её не подводите.

Торжественные награждения.

За этот год у нас в школе прошло очень много интересных конкурсов, выставок, проектов. Вы были их участниками. Самые активные участники сейчас будут награждены грамотами и медалями.

(Награждения за участи в жизни школы)

Заканчивается учебный. Вы переходите в 3 класс. В связи с этим вам вручаются свидетельства об окончании 2 класса.

(Вручение свидетельств об окончании 2 класса)

Сегодня мы говорили о семье, о самых дорогих каждому из нас людях.

Есть у нас в русском языке такое выражение «Иван, не помнящий родства». Как вы думаете, кого так называют? (Дети высказывают свои предположения)

Верно, Иваны, не помнящие родства, — это те, кто забывает своих предков, те, кто не уважает и не знает истории своего народа. Стыдно быть таким «Иваном». Но мы-то с вами не такие. Поэтому мы продолжим составлять наше «генеалогическое дерево». Будем чтить семейные традиции, хранить реликвии и передавать их из поколения в поколение.

Сценарий праздника «Моя родословная».
Цель: Развивать интерес к истории своей семьи, родословной. воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, чувство уважения к родителям.
Предварительная подготовка:
1. Родительское собрание на тему: Чувства семейной любви.
2. Составление учениками генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?».
3. Сочинения на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена которыми я горжусь».
Оборудование: фонограммы песен «Родительский дом», «Песенка медведей»; Презентация «Родословная 4 «Б» класса»; сок «Моя семья» (9 шт); сочинения детей; фотовыставка; генеалогические деревья оформленные детьми, 2 клубка ниток, 2 машинки, оформление доски.
Ход мероприятия
Учитель: Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Дорогие друзья! Мамы и папы, дедушки и бабушки, тёти и дяди! Уважаемые гости! Сегодня наш вечер посвящён теме «Моя родословная».
Чтец: В семейном кругу мы с вами растём,
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
Учитель: Здравствуй семья! Какое красивое слово – семья. Как греет душу это слово. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Например: слово семья можно разделить на два слова «семь» и «я». И тогда это слово говорит нам: «Семья – это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась её величество семья? Оказывается, очень давно. Когда-то о нём не слыхала земля, но…
Ева, сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне богиня моя?»
И Ева тихо ответила: «Я!»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто пищу сготовит, о радость моя?»
И Ева снова ответила: «Я!»
«Кто платье сошьёт? Постирает белье?
Меня приголубит? Украсить жильё?»
«Я, я – снова вторила Ева, - я, я…»
С этой поры и родилась семья!
Песня на мелодию «Песенка о медведях» из кинофильма «Кавказская пленница»
Где-то на белом свете
Наша семья живёт,
Горя и бед не зная,
Дружною слывёт.
Вместе читаем книги,
Вместе в кино идём.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдём.
Припев: Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.
Мама бельё стирает,
Дочь – подметает пол,
Папа обед готовит,
Слушая футбол.
Спориться вмиг работа,
Каждый к труду привык!
И отдыхать умеем –
Жарим с степи шашлык!
Учитель: У семьи давние и глубокие корни. У неё высокая крона устремлённая в будущее.
- Что такое родословная? (это перечень поколений одного рода)
- Что такое род? (это ряд поколений, происходящих от одного предка).
- Кто такой предок? (это древний родственник по роду).
Все определения взяты из Толкового словаря по русскому языку С.И.Ожигова.

Семья родная, словно бригантина,
Расправила как крылья паруса.
Она плывёт по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса.
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока ещё не знали.
А мы набрав ветрами паруса,
Спешим открыть сияющие дали.

Она совсем не старая,
Хотя совсем седая.
Она расскажет сказку мне.
На картах погадает.
Я сяду с нею рядышком:
«Продолжи сказку… (бабушка)»

Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно у меня.
У Юры, у Вовы обновы
Сшили мальчишкам штанишки
А на штанишках карманы.
А сшили штанишки им … (мамы)

У мамы сестра.
Веселей не найдёте
Ей очень горжусь
Ведь она моя … (тётя)

К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя:
«Руку жми, ведь я твой …(дядя)»

Маме на радость, папе в награду,
Я появился, наследник-отрада.
Родной, несмышленый, пуговки-глазки-
Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын)

Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне… (сестрёнка)

Она всё на свете помнит и знает,
И бабушка мамой её называет!
И часто приходят к ней в дом доктора,
Она же мне пра… она же мне пра… (прабабушка)
Учитель: Ребята молодцы! А теперь задания, наверное больше для родителей.
Вам надо ответить на вопрос Кто это?…

Мать жены (тёща)
Отец жены (тесть)
Мать мужа (свекровь)
Отец мужа (свёкор)
Брат отца или матери (дядя)
Сестра отца или матери (тётя)
Дочь брата или сестры (племянница)
Муж дочери или сестры (зять)
Брат жены (шурин)
Брат мужа (деверь)
Сестра мужа (золовка)
Жена сына (сноха)

Кто сварит нам борщ
Или вкусную кашу?
Кто торт испечёт,
Новый свитер мне свяжет?
Кто с мылом отмоет
Мне грязные руки?
Кто ловко сошьёт
Мне рубашку и брюки?
Кто в доме порядок
Всегда наведёт,
Починит игрушку,
И книжку прочтёт?
Умеет всё мама!
И верьте мне дети,
Нет мамы добрей
И красивей на свете!

Учитель: Сколько добрых и ласковых слов сказано о маминых руках! Они моют, готовят, стирают. Ещё они лечат, успокаивают, ласкают.
А смогут ли наши дети узнать руки своих мам?
2 Конкурс «Мамины руки»
Задание: Узнать мамину руку на ощупь.
Чтец:
Я с бабушкой своею

Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно с ней,
А бабушкины руки
Люблю я всех сильней.

А у бабушки моей волосы седые,
А у бабушки моей руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладая:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает
Ни одной минуты нет у неё свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на неё быть хочу похожей.
3 конкурс «Смотай клубочек»
Задание: Бабушки должны смотать, как можно быстрее, клубочек с шерстью.
Чтец: Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи варить.
И для дома всё что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы мастера,
Машинисты, доктора…
Одним словом удальцы!
Наши папы – молодцы!
Учитель: «Папа, ну поиграй со мной!» - как часто вам ребята приходиться говорить эти слова. А сейчас, папа вам в этом отказать не сможет. Следующий конкурс называется «Автогонщики».
4 конкурс «Автогонщики»
Папы и сыновья соревнуются друг с другом.
Задание – намотать на карандаш верёвку с машинкой, чтобы она не перевернулась: кто быстрее?
Учитель: А теперь музыкальная пауза.
Ученики исполняют частушки.

Мы весёлые ребята,
Мы частушки вас споём,
Коль понравятся куплеты,
Мы ещё их пропоём.

Любит музыку мой папа,
От него не отстаю:
Он играет на гармони,
А я песенки пою.

Папа пишет сочиненье,
Дед решает уравненье –
Все с уроками сидят,
Вот семейный наш подряд.

Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать:
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать!

Мама с папою не могут
Уложить дочурку спать.
Уговоры не помогут,
Не идёт она в кровать.

Просит бабушка внучка
Скушай борщ, окорочка.
Внук не сядет за обед,
Если не дадут конфет.

Разные фамилии
У людей бывают
Но с характерами их
Порой не совпадают.

Мы частушки вам пропели
Больше делать не чего
Мы пойдём, а вы сидите
До другого вечера

Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорится, не нужен и клад, коли в семье лад.
Конкурс Пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони не далеко падает.
Согласную семью и горе не берёт.
Дружная семья и землю превращает в золото.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Родители могут обойтись без детей, а дети без родителей не могут.
Сценка
«Мир в семье всего дороже.»
Действующие лица: автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор: Жили-были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И всё бы ладно, да курочка-невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный на совет
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед: Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка: Что ты дед?! Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмём телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка: Может купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада.
Автор: Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не сё, да то не так.
Дед: Ты балда!
Бабка: А ты дурак!
Автор: Начался такой скандал-
Свет такого не видал!
Только курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка: Ну ни как не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор: Подошла она тихонько
И крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
В дребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба…
Внучка и Баба:
Что наделала ты, Ряба?
Автор: Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед: Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье, всего дороже!
Учитель: Да, мир в семье всего дороже, но у нас есть ещё одна семья. Это наш классный коллектив. Этой семье уже 4 года. И год от года она становиться всё дружнее, все крепче. И у меня и у ваших родителей, ребята, одна главная забота, что бы вы выросли хорошими людьми. Давайте все впишем свои имена в родословное дерево нашего класса. (на доске ребята записывают свои имена в цветки.) Вот и получилось наше цветочное дерево. А давайте посмотрим, с чего всё началось и как мы росли.
Просмотр презентации Родословная 4 «Б» класса
«Мой классный класс»
Чтец: Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем тёплых светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
Учитель: Уважаемые родители и гости мы вас просим, чтобы в завершении нашего мероприятия вы помогли нам спеть песню «Родительский дом»
Исполняется песня «Родительский дом»
Учитель: Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике. А ребятам я хочу подарить сок «Моя семья». На этом наш праздник завершён.

Алфёрова А.В., МКОУ Подгоренская СОШ №1/ технологическая карта внеклассного мероприятия по истории в 5 классе

Тема урока : «Моя родословная»

Учитель: Алфёрова Анна Владимировна, учитель истории и обществознания

Школа: МКОУ Подгоренская СОШ № 1 Подгоренского муниципального района Воронежской области

Внеклассное мероприятие

Класс: 5

Технология: поисково-исследовательская

Ресурсное обеспечение урока: раздаточный материал, исследовательские работы учащихся «Моя родословная», медиа - альбом, мультимедийный проектор.

Формы и методы обучения : индивидуальная работа с использованием различных источников, анализ и обобщение.

Цель: Стимулировать интерес учащихся к изучению родословной своей семьи.

Задачи:

    познакомить детей с понятиями «генеалогия», «поколение», «род» и «родословная»;

    способствовать развитию ассоциативного мышления, умений устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки, делать выводы;

    способствовать формированию семейных ценностей, любви к близким, укреплению связи поколений, воспитанию уважения к семейным традициям.

Предварительная подготовка:
Составление учащимися генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Семейные реликвии», исследование старых семейных фотографий и создание интерактивного альбома.

Основные этапы урока:

    Вступительное слово учителя, учащихся.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Моя родословная».

    Представление исследований «Семейная фотография» через интерактивный альбом.

    Выступление детей со своими исследовательскими работами «Семейные реликвии».

    Рефлексия. Подведение итогов.

Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя.

«Я такой же, как люди, жившие до меня, и в тоже время, я – это я и никто другой».

На Руси, как древней, так и современной, то есть России 20 века, вплоть до 40-х годов, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое древо рода, художественно оформленное в красивую рамочку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Что такое родословная?

Выступление эксперта:

Родительский дом, родители, род… Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

Родство бывает кровное родовое - по общему предку, свойственное (сватовство) - по брачным союзам, духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели. Различают родство по мужскому и женскому колену.

Итак, родословная, или, как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Учитель: Знание истории семьи так же нужно для определения происхождения вещей из семейной коллекции. Если всерьёз заняться историей своей семьи, то каждого из вас ждут интересные открытия.

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

А сейчас мы начнем знакомить наших гостей с той работой, которую вы проделали, составляя своё генеалогическое дерево !

()

Учитель: Большое дело вы сделали, исследовав свой род . Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16, 20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду.

А сейчас послушаем совет практиков, как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.

Учитель: В нашем Подгоренском районе создана КНИГА ПАМЯТИ, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

(Ребята рассказывают о своих исследованиях )

Ученик:

Храни семейные альбомы,

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в вашем доме –

Тревожный отблеск прошлых лет.

Со снимков, бледных, пожелтевших,

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забыть их до сих пор!

Учитель: Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.

О чём нам могут рассказать старые фотографии?

(Выступления ребят со своими интерактивными альбомами.)

Учитель: Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. Часто можно услышать, как родственники говорят, восклицают: Ну, вылитый дед или бабка! Ну и характер – копия прабабушка!» или что-то похожее на эти восклицания.

Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников. Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи. А теперь это музей.

Семейная реликвия? Что это такое?

Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем!

(Выступления ребят с исследованиями о своих семейных реликвиях)

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками, дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.

Рефлексия.

Что вы узнали нового и интересного, исследуя свою родословную?

Что вам понравилось или не понравилось?

Что бы вы ещё хотели узнать? (Ответы учащихся)

Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли исследователей, археологов, рассказчиков, историков. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости».

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий: Дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчики и девочки, уважаемые гости! Всех нас объединяет одно слово «семья». Сегодня мы с вами посвящаем этот праздник семье, своим корням - родословной.

Что такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки или прадедушки? Знаете ли вы, откуда они родом?

Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».

У каждого человека по два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у нас предков. И именно сегодня мы увидим, как наши дети совместно с родителями составляли свою родословную - шежере.

Итак, начинаем! Праздник семьи - праздник родословной!

Ученики 3-го класса исполняют песню «День семьи». (Песня на мелодию «Ветер с моря дул».)

1. Ветер с моря шел, ветер с моря шел,
День семьи пришел, день семьи пришел.
И сказать не грех, и сказать не грех:
Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Припев:

Этот день семьи, этот день семьи
Будем отмечать, будем отмечать.
Мам и пап своих, мам и пап своих
Будем поздравлять, будем поздравлять!

2. Мы сейчас споем, мы сейчас споем,
Поздравление, поздравление.
Мы всех любим вас, мы всех любим вас,
Без сомнения, без сомнения.

Припев:

Мы желаем всем, мы желаем всем
Вам терпения, вам терпения.
Ведь мы - часть семьи, ведь мы - часть семьи,
Продолжение, продолжение.

Ведущий: Слово для защиты своих родословных предоставляется ученикам 4-го класса.

(Классными руководителями выбираются самые лучшие работы и защищают 2-3 ученика.)

Почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Сейчас ученики 3-го класса расскажут стихотворения о семье.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова!
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла.

И в этот праздник счастья всех нас
Мы поздравляем прямо сейчас,
Пусть крепкой будет наша семья -
Иначе на свете жить нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Ведущий: А сейчас, уважаемые члены нашей большой семьи, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы о семье, о доме. Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить пословицу.

Дома и стены… (помогают)

Не нужен клад, когда в семье… (лад)

Нет милее дружка, чем… (родная матушка)

Яблоко от яблони… (недалеко падает)

Живы родители - почитай,… (умерли - поминай)

В гостях хорошо, а… (дома лучше)

Ведущий: Молодцы! А сейчас для защиты своих родословных слово дается 3-му классу.

Выступают 3 ученика из 3-го класса. Песня на мелодию «Где-то на белом свете» (исполняет 2-й класс).

Где- то на белом свете
Наша семья живет.
Горя и бед не знает,
Дружною слывет.

Вместе читаем книжки,
Вместе в кино идем.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдем.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

А сейчас ученики 4-го класса покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Жили - были дед и баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка - невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое.
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще бесценно.
На семейный на совет
Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?
Удивятся женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Начался такой скандал -
Свет такого не видал.
Только Курочка молчит.
Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила
Вдребезги его разбила!
Плачет внучка, плачет бабка…
Что наделала ты, Ряба?
Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.

Дед:

Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!

Ведущий: А сейчас со своими родословными выступят ученики 2-го класса.

Глядя на свои родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко. Но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Наш конкурс - «Родственные связи». Представьте, к вам пришли следующие гости. Кто они вам?

Брат жены. (Шурин.)

Брат мужа. (Деверь.)

Сестра мужа. (Золовка.)

Брат отца или матери. (Дядя.)

Сестра отца или матери. (Тетя.)

Муж дочери или сестры. (Зять.)

Представьте, что мы с вами семья. И чтобы в нашей семье, в нашем доме было хорошо, мы по бревнышку будем поднимать дом и крыть крышу.

На доске получается из «бревен» домик:

Тепло
Забота
Любовь
Доброта
Уважение
Понимание

Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Ученик:

Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.

Ведущий: Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью!

А сейчас все вместе исполним песню «Пусть всегда будет солнце».

Использованная литература

1. Лободина Н. В., Савинова С.В., Агапова Н.Б., Жукова С.Б., Суханосова Н.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе - Волгоград, 2006.
2. Варанкина Л.И. Моя родословная // Педсовет: Журнал. №3. 2004.
3. Колотова А.Н. Наша дружная семья // Педсовет: Журнал. №5. 2008.

Это мероприятие можно посвятить празднику День России.

Сценарий в начальной школе «Моя родословная»

(Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).)

Учитель. Какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится? Что объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?

(Ответы детей.)

В песне говорится не только о большой Родине, но и о малой - о том месте, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. Родина начинается с отчего дома.

(Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». У этих слов один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать однокоренные слова к слову «Отечество».)

Как мы знаем, в древних летописях авторы описывали происходившие в то время события. Причем не только крупные и относящиеся к государству в целом, но и события из жизни русских князей. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и др. Однако свою историю имеют не только княжеские семьи, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включает в себя общих предков семьи и их современных потомков. Каждый человек имеет фамилию, имя, отчество. А как на Руси возникали имена и фамилии?

(Ученики предполагают, как образованы имена и фамилии: от прозвищ, названий зверей, места рождения, названий рек, профессий, занятий.)

Фамилия переходит от старших к младшим. У каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

(Составление схемы родословной.)

Мы составили общую схему родословной любой семьи. Дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея эту схему, выполните несколько заданий.

1. Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

2. Отметьте на схеме звездочкой тех родственников, фотографии которых хранятся у вас дома.

3. Напишите, с кем лично вы знакомы из этих людей.

(Дети выполняют задание.)

Родина и родословная тесно связаны между собой. В начале занятия мы говорили, что есть большая и малая Родина. Вспомните, что это значит?

(Высказывания детей.)

Малая родина - это место, где мы родились и выросли. Это могут быть и маленькое село с речкой, и многолюдный город. И в это понятие входят люди - те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, свой животный и растительный мир, города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. Как называется наша с вами малая родина? Откуда произошло это название?

(Ответы детей.)

Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название - Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

(Звучит песня «Россия - родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).)

О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». А вы какие знаете пословицы и поговорки?

(Ответы детей.)

Давайте посмотрим на карту современной России.

(Учащиеся с учителем делают вывод о том, что Россия - очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учителем дети показывают границу России и называют государства, с которыми она граничит, моря, которые ее омывают.)

А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Добавление к личному имени, переходящее к нам от родителей. (Фамилия.)

2. Перечень поколений семьи, ее история. (Родословная.)

3. В Древней Руси: регулярная запись событий, происходивших в стране. (Летопись.)

4. Наука, изучающая прошлое с помощью предметов и документов, найденных при раскопках. (Археология.)

5. Место рождения, Отечество. (Родина.)

6. Наша страна. (Россия.)

7. Личное название человека, данное ему при рождении. (Имя.)

Молодцы! Как видим, в выделенных клетках получилось слово «история», это слово имеет отношение ко всему, о чем шла речь в кроссворде. А теперь игровое задание. Мы говорили с вами о фамилиях, о том, как они образуются. А теперь я пущу по рядам чистые листы. Каждый ученик должен вписать фамилию, которая образована от названия профессии. Повторяться нельзя. Какой ряд быстрее закончит, тот и выиграл. Начали! (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

(Дети выполняют задание.)

А теперь перейдем от фамилий к именам. Кто больше напишет имен на букву «а»? (Андрей, Артур, Антон, Анастасия, Анна и др.)

(Итог мероприятия: подготовка детьми своих родословных с выставкой в классе.)