Развитие творческих способностей дошкольников с помощью аппликации. Особенности организации работы по аппликации в дошкольном образовательном учреждении

Аппликация может быть:

  • - предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • - сюжетной, отображающей те или иные события;
  • - декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  • 1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  • 2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  • 3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  • 4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. дошкольный квиллинг изобразительный творчество

Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток.

Салфетки -- очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус.

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность . Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Она помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Она важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, и, в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.

  • Умственное воспитание . Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
  • Сенсорное воспитание. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
  • Нравственное воспитание . Изобразительная деятельность () должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
  • Трудовое воспитание . Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
  • Эстетическое воспитание. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности - вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

История аппликации

Аппликация как одна из изобразительных техник зародилась довольно давно. Ее с незапамятных времен использовали для украшения одежды, обуви, орудий труда, домашней утвари. Скорее всего, именно необходимость сшивать шкуры положила начало украшению одежды, а не только соединению ее деталей. Намного позже начали прикреплять к одежде кусочки войлока, меха, кожи различных цветов и оттенков. Так и появилась аппликация. Сюжетами для нее были птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины. После того как была изобретена бумага, люди стали выполнять бумажные аппликации. Из темной бумаги вырезали плоские силуэты, книжные иллюстрации, бытовые и батальные сцены. Этим увлекались как знатные, так и бедные люди. В настоящее время аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Ею занимаются люди разных возрастов.

Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Нетрадиционные техники аппликации

  • Обрывная аппликация

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

  • Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

  • Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

  • Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку - квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

  • Ленточная аппликация
  • Силуэтная аппликация

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

  • Коллаж

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

  • Оригами

Орига?ми (от яп. сложенная бумага) - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация

Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага - один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

  • Аппликация

Разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

  • Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Занятие аппликацией с детьми - это не только интересное, но и полезное времяпровождение. Аппликация развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста.

Аппликация из круп, семян и фигурных макаронных изделий

Цели занятий: развитие моторики у ребенка; развитие аккуратности и усидчивости.

Занятие 1. «Колобок»

Все дети хорошо знают главного героя русской народной сказки «Колобок» и то, что с ним приключилось. Попросите ребенка, пусть он сам вам ее расскажет, а вы внимательно его выслушайте. Затем предложите ему нарисовать колобка — здесь и начинается работа с аппликацией.

Вам потребуется: картон, пшено, гречка, дынные семена, клей ПВА, кисточка для клея, краски гуашь и кисточка, емкость для воды, простой карандаш.

Этапы работы:

■ На картоне нарисуйте вместе с ребенком колобка на пенечке. Рядом две елочки или просто деревца.

■ Предложите ребенку раскрасить его не красками, а крупами.

■ Пусть малыш нанесет клей на колобка и густо посыплет его пшеном. Подождите немного, чтобы клей подсох.

■ Аккуратно ссыпьте с листа остатки пшена.

■ Потом приступайте к пеньку, на этот раз возьмите гречку.

■ Деревьям подойдут семена дыни. Так как семена белые, их нужно будет раскрасить красками.

■ Раскрасьте семена на деревьях, нарисуйте колобку глазки и ротик.

Работа закончена!

Занятие 2. «Солнышко»

Вам потребуется: картон голубого цвета, пшено, лапша, клей ПВА, кисточка для клея, гуашь, простой карандаш.

Этапы работы:

■ Ребенок рисует большой круг по центру картона. Проследите, чтобы круг не был слишком большим, ведь должно остаться место для солнечных лучей.

■ Нанесите клей внутри круга и засыпьте пшеном.

■ Когда клей подсохнет, аккуратно ссыпьте остатки пшена.

■ Приклейте лучики из лапши.

■ Раскрасьте солнышко.

Придумывайте любые композиции, используйте любые крупы, семена и фигурные макаронные изделия. Можно сделать машинку на колесиках из макарон, цветочную вазу из крупы с цветами из макарон «ракушки» и т. д.

Занятие 3. «Ангел»

Вам потребуется: клей ПВА, цветной картон, крупа манная.

Этапы, работы:

■ Ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку или без него. Клей нужно наносить толстым слоем, чтобы манка хорошо прилипала.

■ Не давая клею засохнуть, насыпайте на него манку (по рисунку) один или несколько раз и дайте клею высохнуть.

■ Аккуратно стряхните остатки манной крупы. Аппликация готова.

А можно сделать из крупы вот такую симпотичную черепашку.

Аппликация с помощью наклеек

Цель занятия: развитие мелкой моторики; развитие творческих способностей.

Маленьким детям очень нравятся наклейки. Они любят отрывать их и приклеивать куда-нибудь. Их можно встретить и на стене, и на холодильнике, и на стуле — везде, куда могут дотянуться маленькие ручки.

«Закладка для книги»

Цель занятия: научить ребенка самостоятельно принимать решения; развивать мелкую моторику.

Вам потребуется: нитки разных цветов, наклейки детские и яркие, наклейки для ценников (ярких цветов), альбомный лист, клей ПВА, кисточка для клея, ножницы. Этапы работы:

■ Разрежьте лист поперек шириной 10 см.

■ Сложите лист вдоль пополам.

■ Сложите нитки в несколько раз длиной 30 см.

■ Помогите ребенку уложить нитки в середину будущей закладки так, чтобы с обеих сторон нитки свисали одинаково.

■ Смажьте нитки и внутреннюю сторону закладки клеем, склейте две половинки альбома вместе с нитками внутри.

■ Завяжите узелки с обеих сторон закладки и ровно подрежьте получившиеся кисточки.

■ Дальше начинается самая веселая работа, и она, конечно, полностью достанется ребенку. Сначала обклейте закладку наклейками для ценников, потом дополните красочными наклейками с разными изображениями. Ура! Закладка готова!

Таким образом можно оформлять открытки, подарочные сумочки и коробочки для хранения игрушек или шкатулки для всяких мелочей.

Аппликация «Мозаика из кусочков бумаги»

Цель занятий: развитие мелкой моторики; привитие ребенку трудолюбия, усидчивости, аккуратности; развитие творческих способностей.

Занятие 1. «Дружок»

Вам потребуется: цветной картон, изображение собаки (можно взять его из раскраски для самых маленьких), клей-карандаш, цветная бумага.

Этапы работы:

■ Приклейте изображение собаки на картон.

■ Ребенок смазывает фрагмент собаки клеем и отрывает от цветной бумаги нужного цвета маленькие кусочки, закладывает фрагмент. Кусочки должны соприкасаться между собой.

■ Таким образом закрашивается вся собака.

Занятие 2. «Груша»

Вам потребуется: картон, клей-карандаш, цветная бумага, фломастеры. Этапы работы:

■ Помогите нарисовать ребенку грушу на картоне.

■ Ребенок отрывает маленькие кусочки от цветной бумаги и приклеивает их, смазывая клеем. Так он покрывает всю грушу.

■ Дорисуйте палочку с помощью фломастера.

Так же можно обклеивать любые формы и рисунки: овощи, фрукты, геометрические фигуры. Старшие дети могут создавать картины, обклеивая кусочками разноцветной бумаги весь лист целиком.

Объемная аппликация

Аппликации могут быть не только плоскими, но и объемными. Такие аппликации кажутся детям более красивыми и сложными. Хотя на самом деле особенной сложности в ней нет. Детали, как правило, не доклеиваются до конца и отходят от основы, на которую крепятся, придавая ей более реальный вид.

«Тюльпаны для мамы»

Вам потребуется: цветной картон, двухсторонняя цветная бумага, клей — карандаш ножницы.

Этапы, работы:

■ Нарисуйте на бумаге желтого цвета бутоны — для каждого цветка по два. На зеленой бумаге — три стебля и три длинных листочка.

■ Помогите ребенку вырезать детали.

■ Наклеивайте сначала стебли, потом бутоны. Первая часть бутона приклеивается полностью, вторая — только посередине. Боковые края бутона загибаются вверх, как крылья бабочки.

■ Листочки завершают композицию. Приклеивать их надо до середины, нижнюю часть. Сверху листочки можно загнуть или подкрутить карандашом. Таким же способом можно сделать ромашку, мимозу, стрекозу, бабочку, мышат с хвостиками и много-много других поделок.

Аппликация из гофрированной бумаги

«Гвоздика»

Цель занятия: знакомство с названием цветов; отрабатывается техника работы с ножницами.

Вам потребуется: гофрированная бумага красного Цвета, зеленая бумага, картон, клей ПВА, кисточка и салфетка.

Этапы работы:

■ Покажите ребенку карточки с цветами, обратите его внимание на гвоздику.

■ Помогите ребенку вырезать из красной гофрированной бумаги кружочки, от количества кружочков зависит пышность вашей гвоздики.

■ Надрежьте кружочки по кругу — это лепестки.

■ Стебли с листьями нужно вырезать из зеленой бумаги.

■ Разложите композицию, так чтобы все хорошо разместилось на картоне.

■ Начинать приклеивать нужно со стебля и листиков.

■ Кружочки из гофрированной бумаги сложите пополам.

■ Приклеивайте к картону первый кружок, смазав только одну его половину. Вторая его половина остается не приклеенной и открывается как книжка.

■ Затем внутрь первого кружочка вложите еще один круг и аналогично приклейте к первому.

Аналогично можно сделать и другие цветы. Например, пионы, только приклеивать их нужно, не сгибая их пополам, а в открытом виде. Кончики лепестков нужно слегка скрутить в жгутики.

Аппликация тканевая

Детям нравится заниматься аппликацией из ткани. Расскажу о ней на примере нашей любимой гусенички.

Вам потребуется: лоскутки ткани, клей ПВА, клей «Момент», кисточка для клея, ножницы, картон, шесть маленьких пуговок и одна бусинка.

Этапы работы:

■ Вырежьте заранее из разных лоскутков семь кружочков.

■ На картон с помощью клея ПВА приклеиваются кружочки в форме ползущей гусенички — кружочки должны располагаться то ниже, то выше.

■ На первый кружочек при помощи клея «Момент» приклеивается бусина — это глаз. На шесть оставшихся кружочков — по красивой пуговке.

Ткань — прекрасный материал для аппликации, из которой можно сделать много красивых вещей. Например, бабочку, цветочек, домик, птицу. Использовать можно всевозможные украшения: нитки мулине, бусы, пает- ки, пуговицы, резинки. Приклеивать ткань можно с помощью клейстера.

Разрезать ткань намного труднее, чем бумагу, поэтому ваша помощь ребенку будет обязательно нужна.

Можно делать смешанные аппликации. Например, цветок в вазе, где ваза сделана из ткани, цветок из бумаги, а стол, на котором стоит ваза, дорисован фломастером.

Ажурная стружка «Девочка»

Вам потребуется: цветные карандаши, точилка для карандашей (которая делает ровную стружку), клей ПВА, кисточка для клея, картон.

Этапы работы:

■ Аккуратно наточите карандаши. Сейчас цель не острый карандаш, а длинная стружка от него.

■ На картоне нарисуйте девочку.

■ Смажьте рисунок клеем и уложите стружку.

Стружкой можно выложить цветы, хвост павлина или жар-птицы, черепицу крыши дома и т. д.

Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»

1. Становление опыта.
Работая с детьми в детском саду, я обратила внимание на то, что дети испытывают:
- неуверенность и скованность в действиях и ответах на вопросы;
-растерянность при использовании способов нестандартного творчества и экспериментирования с материалами;
- затруднения в проявлении творчества;
- не хватает уверенности в себе;
- плохо развито воображение;
- мало самостоятельности;
- плохо развита моторика руки.
Некоторые дети не усваивают техники и приёмы работы с бумагой и другими материалами. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Появилось желание разнообразить запланированную программой практическую деятельность детей с помощью нетрадиционной аппликации.
Как писал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».

2. Актуальность опыта
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу. Поэтому я считаю, что надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка видов деятельности, является художественная деятельность. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает художественная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Нетрадиционные техники аппликации – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одной работе, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

3. Цель и задачи опыта
Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств - радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Целью моей работы является: создать условия для развития мелкой моторики руки детей через занятия по нетрадиционной аппликации.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Развитие умений производить точные движения пальцами рук.
2. Развитие способности координированной работу рук со зрительным восприятием.
3. Развитие творческой активности, фантазии.
4. Развитие памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
5. Обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, развивать тактильные ощущения.
6. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

4. Формы работы
Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.
В своей работе я использую такие виды как:
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из конфетти;
- Аппликация из салфеток;
- Аппликация из крупы и семян;

Аппликация из ваты и ватных дисков;
- Аппликация из ниток;
- Аппликация из сухих листьев;
- Оригами.
Эта тема интересна не только мне, но и детям, ведь в этом возрасте они очень любят мастерить что-то своими руками, особенно из необычного материала.
Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества. Салфетки - очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива. Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА.
Аппликация из круп и семян. Детям дошкольного возраста просто необходимо всестороннее развитие. Аппликация из семян развивает мелкую моторику и открывает новые возможности и способности для малыша. Большим плюсом является доступность и безопасность материала, и, что немало важно, простота исполнения самой аппликации.
Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.
Оригами (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.
Аппликация из крупы. Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки, создавать аппликации. Для этого манку, рис, пшено, рожки раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
Аппликация из конфетти еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.
Аппликация из ниток. Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.

5. Результаты работы
Результаты моей работы:
1) Развивается творческий потенциал детей.
2) Дети получат радость от сотворчества.
3) Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
4) Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности;
5) У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
6) Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их работы по аппликации приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Все задания, которые давались детям в средней группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее и без всяких усилий.

6. Проблемы и творческие перспективы
Проблема:
- некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности;
- большинство детей не проявляют упорства и терпения при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;
- некоторые дети боятся прикасаться к различным материалам труда, чем демонстрируют неуверенность в себе;
- плохо развита моторика руки;
- у некоторых детей плохо развита фантазия, выполняют работу так же как педагог.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы создать условия, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник аппликации, которые развивают мелкую моторику руки.

Работы моих детей

«Бабочка» Аппликация из листьев

«Зимний лес»
Аппликация приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое


«Морозные узоры на окне»
Аппликация, выполненная в технике обрывная аппликация


«Осеннее дерево»
Обрывная аппликация, пазлы


«Снеговик»
Обрывная аппликация


«Мухомор»
Аппликация из салфеток


«Ракета»
Обрывная аппликация


«Пасхальное яйцо»
Пластилинография


«Котенок с клубком»
Аппликация из ниток


«Ракета»
Техника Оригами

Сегодняшней темой для обсуждения станет занятие в детском саду - аппликация. Мы подробно рассмотрим, какие техники и приемы вырезания из бумаги бывают, дадим пару советов по методическому планированию занятий в разных возрастных группах детских дошкольных учреждений.

Что такое аппликация? Это вырезание и приклеивание, пришивание различных фигурных изображений, узоров или целых композиций из бумаги, материи, кожи, растений и других материалов на фон-основу. Основой для аппликаций обычно служит плотная бумага, картон или дерево. Такие работы благотворно влияют на общее развитие детей, развивают творческие и умственные способности. Также способствуют сенсорному развитию и восприятию. При выполнении работы используются следующие действия:

Сгибание;

Разрезание;

Приклеивание;

Обрывание.

У дошкольников процесс изучения окружающей среды происходит эмоционально-практическим путем. Каждый ребенок, в первую очередь, это маленький исследователь. Очень важно не дать этому стремлению угаснуть, а наоборот, всячески разнообразить его изобразительную деятельность.

Вы занимаетесь со своими детьми и прочих материалов? Конечно же намного проще с ребенком заняться рисованием карандашами или красками, но поверьте, аппликация - это намного увлекательнее! Для работы нужно заранее подготовиться, сделать различные заготовки.

Чем полезны такие занятия:

1. Помогают развитию многих психологических аспектов: происходит развитие памяти, формирует зрительные восприятия, улучшает воображение и фантазию, пространственные представления, воспитывает трудолюбие, терпение и целенаправленность.

2. Умственное воспитание поможет детям лучше ориентироваться в представлении окружающих форм и пространственном положении различных предметов, разнообразии оттенков цветовой гаммы. Формируются такие мыслительные навыки как синтез, анализ, сравнение. Также происходит накопление словарного запаса, дети учатся общению. На занятиях создаются отличные условия для приобретения таких важных качеств человека как самостоятельность и проявление инициативы.

3. Происходит трудовое воспитание. Ребенок учиться пользоваться различными инструментами, вырезать ножницами, используя кисточку и клей приклеивать и т. д. Трудолюбие воспитывается в процессе подготовки к работе и уборке рабочего места после ее окончания.

Виды аппликаций в детском саду

Давайте посмотрим, какие существуют:

Предметная - которая состоит из отдельных изображений, например: птички, деревца, человека или животного;

Сюжетная - эта та, которая изображает какие-либо события;

Декоративная, которая включает в себя орнаменты и узоры для украшения чего-либо;

Нетрадиционная аппликация, выполненная из ваты, поролона, различных круп, макарон и т. д.

Существует очень много разновидностей этого вида творчества. Особое место занимает, конечно же, . Обычно с нее и начинается обучение самых маленьких деток. Ведь малышу легче научиться различать различные геометрические фигуры и складывать простые треугольнички, кружочки и квадратики в сложные композиции. Так ребенку намного легче будет понять, что многие предметы состоят из отдельных геометрических деталей.

Также увлекательным видом прикладного искусства для детворы может стать достаточно необычные так называемые ладошковые аппликации. Для такой работы делаются простые заготовки - отпечатки детских ладошек. После чего они вырезаются, приклеиваются на основу и уже затем их декорируют, проявляя всю свою фантазию. Можно взять большой лист бумаги или ватман и приклеить на него отпечатанные ладошки всех детей в группе, формируя например, бабочку и затем подписать заготовки каждого. Таким образом получиться коллективная работа - огромная красочная картина.

Нетрадиционная аппликация в детском саду

На самом деле, малыши очень любят делать всевозможные бумажные поделки. Ведь материал для их создания можно рвать, мять, вырезать и складывать, создавая интересные работы. Например, если малыш еще не научился пользоваться ножницами, то ему можно дать разноцветные бумажные листочки и попросить порвать их на мелкие кусочки. Затем эти кусочки бумаги сминаются в шарики и уже после такой технологической обработки приклеиваются на заранее нарисованный на листке бумаги контур. Таким образом, получаются удивительные и симпатичные объемные поделки. Это может оказаться изображением дерева, поляны с цветами, озера с уточками, да чего угодно.

Для более старших деток бумажная аппликация может вообще показаться произведением искусства. Они уже потихоньку научились обходиться с ножницами и смогут вырезать из картона, гофрированной или цветной бумаги разные фигурки, сначала более простенькие, а затем и посложнее. Конечно же при этом, нужно обратить особое внимание на технику безопасности. Такие занятия хорошо способствуют развитию мелкой моторики и правильному формированию цветовосприятия.

Техники аппликации в детском саду

Наклеивать можно не только бумажные заготовки, в работе могут использоваться также и другие материалы, например, макаронные изделия, яичная скорлупа, ткани, нитки, пластилин, различные крупы и многое другое.

Всем давно известно, что лепка из пластилина доставляет детям не меньше радости и удовольствия, чем работа с бумагой. Пластилинография - так называется такой вид искусства, она не оставит равнодушным никого. Можем вас заверить, что и взрослым такое занятие понравится не меньше чем деткам. Обратите особое внимание на то, что пластилин является искусственным материалом, с добавлением всевозможных красителей и нужно проследить за тем, чтобы работа с ним не вызывала аллергические реакции. Для занятий лучше всего приобрести плавающий пластилин, он прекрасно лепится и практически не прилипает к рукам.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

Также пластилин используется в так называемой "обратной" технике. Как правило, такая поделка выполняется на поверхности гладкого и прозрачного стекла или пластмассы. На основе рисуется или выкладывается из пластилина нужный нам контур, а затем начинается самое интересное- постепенно заполняется все пространство рисунка пластилином нужного оттенка. Остается в завершении перевернуть работу, так чтобы тыльная сторона стала лицевой. Получаются просто удивительные изображения, которые прекрасно подойдут для создания картины или панно. Выполнение таких работ проводится несколькими методами:

Контур выкладывается из жгутиков;

Мозаика из пластиковых шариков;

Аппликации в детском саду - шаблоны

Предлагаем вашему вниманию шаблоны для аппликаций. Их можно использовать не только для лепки из пластилина, а также и изготовления из других материалов. Можно использовать некоторые шаблоны для аппликаций на одежде, что так же подойдет и заботливым мамам.

Заниматься такого рода деятельностью малыши уже могут начинать с трехлетнего возраста. Нужно показать детям как обводятся контуры, как вырезаются заготовки и разрешить принять участие в приклеивании или лепке заготовок на основу.

Также предлагаем перед началом занятий воспитателям детских дошкольных учреждений - аппликации в детском саду - конспекты , которые следует подготовить заранее.

Давайте посмотрим, какие варианты одной и той же темы можно использовать для работы. Желательно попробовать исполнить все предложенные нами техники. Таким образом у ребят не сложится определенный штамп исполнения и они смогут научиться разным подходам художественного воспроизведения.

Аппликация на тему " Падает снежок".

Лепка пластилином.

Материалы:

Разноцветный картонный лист;

Пластилин белого цвета.

Приступим:

Ребенок берет кусок белого пластилина, отрывает от него небольшой кусочек и скатывает из него шарик. Затем с небольшой высоты кидает его на подготовленный заранее лист картона. Таким образом, получается, что снежок падает на бумагу в прямом понимании этого слова. Затем пальчиками следует прижать каждый шарик к шаблону. Вот такой замечательный снегопад получился.

Аппликация с ватой.

Материалы:

Клей ПВА;

Кисточка;

Цветной картон.

Приступим:

Для фона можно взять картинку с изображением деревца или домика, так малышам будет намного интереснее изображать снег. Берем кисточку и макаем ее в клей, затем ставим на бумажную основу клеевой след. Отрываем небольшие кусочки ваты и прикладываем их к еще не высохшему клею. Даем работе просохнуть. Таким образом можно изготовить .

В этой книге подробно описываются все варианты и системы по изготовлению аппликаций из бумаги на любую тему. Предоставлены темы, предложенные для обучения детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп дошкольного возраста. Это прекрасная возможность для того, чтобы организовать интересные и познавательные занятия, которые помогут ребенку научиться различным приемам и способам аппликации и развить творческий потенциал.

Давайте посмотрим еще несколько мастер-классов в которых мы подробно опишем ход работы и дополнением к каждому из них станут - аппликация в детском саду - картинки.

Посмотрите, какая интересная черепашка может получиться из простой скорлупы грецкого ореха.

Нам потребуются следующие материалы:

Половинка скорлупы грецкого ореха;

Картонный лист (цвет значения не имеет);

Клей ПВА;

Пластилин;

Фломастер;

Карандаш;

Ножницы.

Итак, начинаем работу.

1. Сначала нам нужно подготовить так называемый "панцирь" для нашей черепашки. Для этого мы с вами будем использовать уже знакомый для нас метод: скатывание шариков из пластилина. Малыш должен плотно придавить каждый шарик к выпуклой стороне ореховой скорлупы.

2. Следующим шагом будет работа с картоном. Приложим к картонному листу половинку скорлупки и обведем ее по контуру. Затем дорисуем черепашке передние и задние лапки, голову и не забудем хвостик. Все свои действия обязательно комментируем ребенку и подробно объясняем все наши манипуляции. Вырезаем черепашку.

3. Третьим этапом будет приклеивание черепашьего панциря на надлежащее место. Для этого нужно обильно смазать овал, нарисованный по контуру скорлупки, и затем приложить уже украшенный готовый панцирь черепахи. Конечно же, придется какое-то время подождать до полного высыхания клея.

4. Четвертый этап нашей работы, наверное, самый приятный для малышей. С помощью фломастера на мордочке черепашки рисуем глазки, носик и ротик. Немного нужно загнуть конечности книзу, а голову немного вверх. Теперь наша озорная черепашка стоит на своих лапках и выглядит, согласитесь, очень даже симпатично.

Аппликация - осень в детском саду , наверное, самая богатая для воображения тема. Из природного материала действительно можно много интересных и оригинальных поделок сотворить, в том числе и аппликацию.

Осенние грибочки - что может быть актуальнее к очередному занятию по прикладному искусству?

Подготовим следующие материалы:

Картонный лист бумаги коричневого, желтого или оранжевого цвета. Это будет полянка для композиции;

Сухие листочки маленьких размеров, собранные во время прогулки;

Ореховые скорлупки пара штук, разделенные пополам;

Пластилин любого светлого цвета, желательно белый;

Клей ПВА, кисточка.

Описание работы.

1. Берем небольшой кусочек пластилина, и раскатываем его в "колбаску"- это будет ножка для грибочка.

2. Сверху на ножку надеваем половинку скорлупки грецкого ореха, таким образом у нас получится гриб. Попросим малыша поставить грибок на картонную полянку и немного придавить его к поверхность, чтоб он не падал. Сделаем вместе еще несколько таких экземпляров и все их выставим на фон-полянку.

3. Следующим шагом будет украшение полянки опавшими листьями. Пусть ребенок приклеит их сам, это не тяжело, в хаотичном порядке, так как ему нравиться, даже на грибочек. Для приклеивания не нужно намазывать клеем лист полностью, достаточно будет и одной капельки клея посередине. Так, будет выглядеть объемнее и больше походить на настоящую полянку.

Наша осенняя грибная полянка - готова. Такую поделку, без сомнения, можно выставлять на выставку, чтобы все желающие могли полюбоваться детскими произведениями.

Не забывайте, что очень важным для детей является похвала и признание. Не нужно скупиться на слова одобрения и восхищения, это только разожжет желание к дальнейшему творчеству.