Психологические особенности детей социальных сирот курсовик. Особенности социального развития ребенка сироты. Признаки нарушения привязанности в поведении ребенка

Социальное сиротство как явление обусловлено уклонением или устранением от выполнения родительских обязанностей по отношению к ребенку. Социальные сироты - это дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы.

Первая – это дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль.

Вторая группа – дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, оставшихся без родительского попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. К социальным сиротам не хотелось бы отнести усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности. Но это – отдельная, не менее сложная тема и мы ее будем обсуждать в другой раз.

4.2 Особенности формирования детей-сирот. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот.

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.

Рассмотрим психолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.

Дошкольный возраст

Дети дошкольного возраста в (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.

В исследованиях Н.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнавать себя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13)

По данным Т.П.Гавриловой, кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордость за достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста – формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостатки развития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имели дома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в (СУ), не знают, как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки, примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.

Младший школьный возраст

Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первый класс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногда и 10 лет.

По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из (СУ), не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.

Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из (СУ), что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники (СУ) с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми. Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку.

Дети подросткового возраста

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

У подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из (СУ) показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками из (СУ) составляет 70%. Выход из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).

При работе с подростками из (СУ) следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков из (СУ) это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».(4)

Юношество

Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности: неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства; низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.

Сироты, отвергнутые дети, узнают чрезвычайно рано,

что они не такие дети, как «те другие», а гораздо хуже

и живут совсем не по праву, а лишь из гуманности.

Ф.М. Достоевский

Поднимая тему о психологических особенностях детей воспитывающихся в условиях детского дома, необходимо сказать, что в основном, это дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети – сироты – это дети, лишившиеся родителей в результате смерти последних.

Дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты) – это дети, чьи родители живы, но в силу тех или иных причин не воспитывают своих детей. Данный контингент детей в настоящее время является преобладающим.

В зависимости от того, чего именно лишен ребёнок, выделяют разные виды депривации (утрата или ограничение возможностей удовлетворять жизненно важные потребности) – материнскую, сенсорную, социальную, эмоциональную и другие.

Наиболее сложной формой депривации детей (Л. Ярроу) является материнская депривация - отсутствие связи ребёнка именно с биологической матерью. Воспитание детей вне семьи ведет к депривации психического и личностного развития, которое проявляется в деформации базового доверия детей к миру.

Исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию

Формирование личности ребенка - сироты происходит в состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки личности, связанные с полноценной социализацией.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру, где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации:

    Резкое снижение у ребёнка яркости восприятия и разнообразия впечатлений приводит к сенсорной депривации ,

    Сокращение общения ребёнка с другими людьми - к социальной депривации ,

    Слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение - к эмоциональной депривации ,

    Жесткая формальная организация среды детского дома - к когнитивной депривации .

Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, свойственны процессы общего отставания в психическом развитии, которые охватывают интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу жизнедеятельности.

У детей, воспитывающихся в детском доме, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах:

    Положительной - когда ребенок стремиться привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п.,

    Отрицательной - когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием.

Вопрос о том, как найти общий язык с приемным ребенком и построить с ним доверительные отношения волнует практически каждого замещающего родителя. Как правило, ребенок, попадающий в новую семью, имеет негативный эмоциональный опыт отношений с близкими взрослыми, разлуки с ними. Некоторые дети пережили пренебрежительное, и даже жестокое обращение со стороны взрослых. Все это не может не повлиять на выстраивание отношений с членами новой семьи.

Учитывая психологические особенности развития ребенка, замещающим родителям, необходимо учитывать не только главные возрастные и личностные особенности, но и основные психологические новообразования детей в определённом возрасте. Конечно, нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Родителям следует внимательно относиться к воспоминаниям ребенка, которому необходимо поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Необходимо сохранять памятные ему вещи и помогать в налаживании жизни и учебы.

При этом важно помнить, что, как бы ни были благоприятны условия, основным источником психического развития ребенка и носителем человеческих отношений, ценностных ориентаций и способностей, в основном является взрослый человек.

Чтобы сформировать у детей сирот адекватную мотивационную сферу, в процессе работы по программе сопровождения социально-психологической адаптации, необходимо знать их личностные и психологические особенности.

Самым главным фактором их особенностей является депривация, т.е. недостаточное удовлетворение основных психических потребностей в течение длительного времени и в серьезной степени. Это потребность ребенка в любви и привязанности, безусловном его принятии.

В первую очередь это материнская депривация. Мама - это самая важная «потребность» ребенка, потому что, через неё могут быть решены все остальные потребности. Как правило, мама в жизни каждого, это тот человек, который действительно любит нас по-настоящему, какими мы не были, она вкладывает в нас всю себя, отдавая нам самое лучшее. Она заботится о нас, дает нам первые уроки о добре и зле, прививает культуру поведения, помогает в решении трудных проблем и задач с самых юных лет. Она художник нашей души, и её краски самое главное для нас.

Отсутствие матери, её любви и заботы полностью меняет внутреннюю картину человека, где должно быть дружелюбие- агрессия. Там, где есть место воспитанности и морали- бунтарство, хулиганство, воровство и ложь.

Непонимание себя, соответственно и другими ломает психологическую структуру ребенка сироты.

Помимо «материнской депривации» выявлены и другие разнообразные причины отставания детдомовских детей. Это и серьезное обеднение среды за счет резкого снижения в яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация), а также - уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), к тому же накладывается и уплощение эмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация)

Воспитанники детских учреждений страдают и от множественности социальных контактов. В ситуации с постоянно меняющимися взрослыми ребенок в состоянии восстановить прерванный эмоциональный контакт не более четырех раз, после чего он становится к ним равнодушен . В семье мать - единственный взрослый, постоянно заботящийся о малыше, в то время как в детских учреждениях всегда несколько воспитателей. В 1951 г Дж. Боулби «Материнская забота и духовное здоровье» раскрыл необходимость связей ребенка именно с биологической матерью. Правда, некоторые доводы являются спорными, но, несомненно, интересными и поучительными. Оказывается, дети, потерявшие мать сразу после рождения, отличаются от сверстников, осиротевших в 6-месячном возрасте или еще позднее. Для последних, познавших связь с матерью и затем потерявших ее, стали характерны антисоциальные черта поведения: они превратились в бродяг, многие имели столкновения с законом. Для детей, оказавшихся без матерей сразу после рождения, были также характерны эти черты. Они выросли замкнутыми, неконтактными людьми, но не превратились в антисоциальные элементы, не вступали в противоречия с общепринятыми правовыми нормами и системой социальных ценностей. Причину антисоциального поведения психология может объяснить при помощи одного магического слова: фрустрация. Это состояние личности в момент, когда ее деятельность, направленная на достижение какой-либо цели, сталкивается с препятствием. По сути дела, это не что иное, как чувственная проекция фиаско. Когда ребенок теряет мать, т.е. утрачивает уже сформировавшуюся между ними связь, у него наступает тяжелое фрустрационнoe состояние. Фрустрационное состояние особенно опасно, если возникают множественные потери, в этом случае, хотя и неосознанно, оно проявляется в антисоциальном поведении, в форме мести по отношению ко всему обществу.

Политропность привязанностей ребенка (наличие многосторонних и прочных связей с окружающими взрослыми) на заре человечества эффективно способствовала выживанию потомства. Есть мнение, что не разлука с матерью, а дефицит воспитания, задерживает нормальное развитие ребенка. Норма зависит «от количества и качества впечатлений, которые он получает в процессе общения со взрослыми, от овладения различными видами деятельности». Но в наши дни психологи едины во мнении: даже самая плохая семья лучше самого хорошего детского дома. Ведь в семье ребенок чувствует, видит, слышит не только как надо жить и что нужно знать в действительности: отношения людей друг к другу, оценки и суждения, переживания и размышления. На формирование личности ребенка решающее влияние оказывает как раз то, что есть «на самом деле». «...Разгадку «ставшей» личности надо искать на ранних этапах ее развития, т. е. в детстве» - считал В. В. Давыдов

Большинство примеров вступления в самостоятельную жизнь 14 - 15-летних выпускников из числа детей-сирот свидетельствует и о трудностях, связанных с лишением привычных опеки и образа жизни. К тому же «подростковый возраст, трудный, критический для любого человека, таит особые опасности для воспитанников детских домов»

Исследователи называют три ключевых области психического развития для формирования личности в этот сложный период:

  • - развитие самосознания, временной перспективы;
  • - профессиональное самоопределение;
  • - становление психосексуальной идентичности .

Стремление познать себя, свой внутренний мир, самоотношение, потребности в самоутверждении, самовыражении актуальны для подростков. Наличие друга для подростка стимулирует повышенное внимание к личностным качествам и собственным, важным для дружбы, и другого человека. Дети-сироты постоянно находятся в ситуации обязательного общения с достаточно узкой группой сверстников. У них нет возможности выбора: общаться или нет. Контакты со сверстниками воспринимаются как стабильные и неизбежные, которые подросток-сирота по собственной воле изменить не может. Поэтому часто его представления о себе как о друге и о своем умении понять внутренний мир другого человека занимают незначительное место. К тому же, если самоутверждение у подростков из семьи идет через активное противопоставление себя привычным нормам, то у ребят из детского учреждения - через приспособление к этой ситуации, они проявляют больше зрелости, умения подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях.

Протест против опеки и ценность собственной точки зрения типичны для старших подростков. У детей, воспитывающихся вне семьи, не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное - признание необходимости контроля. Отмечается и то, что мир интересов воспитанников интерната несравненно беднее (за исключением спортивных). Твердая регламентация поведения в детских домах значительно ослабляет у детей необходимость в организации собственной жизни, работы, распределении времени и т. п.

Обращает на себя внимание и отсутствие такого актуального аспекта для личностного становления как несформированность произвольной саморегуляции поведения: неумение организовать свою деятельность, привычка к пошаговому контролю, несдержанность в общении с взрослыми и сверстниками.

Самооценка воспитанников интерната основывается преимущественно на оценках окружающих, а не на собственных критериях. Известно, что преимущественная ориентация на оценку окружающих характерна для детей младшего школьного возраста, а сочетание ориентации на самооценку и оценку окружающих - для подростков Как видим, образ Я у детей-сирот развивается более медленно, по другому пути, чем у подростков, растущих в семье.

Существенны различия и в становлении временной перспективы в этом возрасте. В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано отсутствие мотивов и представлений, связанных не только с будущим, но и с прошлым. Дети-сироты живут только сегодняшним днем, настоящим. Более того, отсутствие четких представлений о своем прошлом препятствует становлению перспективы будущего.

Важен для становления личности переход к реальным намерениям в отношении к будущей профессии - профессиональное самоопределение. В свое время отечественные исследователи отмечали, что у ребят, растущих вне семьи, рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к ее выбору у них, как правило, непротиворечивое . Подросток из массовой школы, выбирая «земную», более соответствующую своим способностям и объективным обстоятельствам жизни профессию, отказывается от своих детских надежд и мечтаний, совершает акт сознательного самоограничения, необходимого в профессиональном самоопределении. За воспитанника детского дома этот акт совершали другие, акт профессионального самоопределения превращался в профессиональное определение. Это неблагоприятно сказывалось на ходе личностного развития. Личность должна нести ответственность за свой выбор по жизни. Суть работы состоит в повышении самооценки подростка-сироты, выстраивании модели самоопределения на этой основе (ты сможешь и должен!), формировании нового содержания временной перспективы будущего.

Становление системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине составляют содержание феномена «психосексуальной идентичности». Это и есть третья ключевая область психического развития, требующая наибольшего внимания педагогов, работающих с обучающимися-сиротами данного возраста. Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации ими взаимоотношений в семье, образа семьянина.

Перечисленные особенности психического развития детей-сирот лишают, во-первых, важного для их психологического благополучия переживания своей нужности и ценности для других, спокойной уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; а во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. Формируется замкнутый круг.

Необходима специально организованная психологическая помощь, обеспечивающая воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Все это может быть осуществлено при условии постоянной работы в педагогическом коллективе профессионального психолога.

Говоря о типичных проблемах детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, следует особо подчеркнуть их социальную дезадаптацию, нарушения эмоционально-волевой, когнитивной, потребностно-мотивационной и ценностной сфер личности, отставание в физическом развитии, наличие нервно-психических расстройств.

Можно выделить два ведущих симптомокомплекса, определяющих высокий уровень психической дезадаптации детей-сирот: эмоционально-волевую неустойчивость и неразвитость коммуникативной сферы. Определяющим фактором, приводящим к дисгармонии личности и психической дезадаптации, является ранняя депривация ребенка. При этом психологическая дезадаптация усиливается при длительном сроке пребывания в детском доме. Так дети, находящиеся в сиротском учреждении с рождения и пребывающие в нем длительное время, отличаются высокой тревожностью, неадекватностью эмоциональных реакций, сниженной активностью и волевой регуляцией. Помимо фактора ранней психической травматизации, негативное влияние на психологическую адаптацию детей-сирот оказывает неконструктивная оценка их личностных особенностей педагогами и воспитателями. Пассивность, эмоциональная изоляция ребенка воспринимаются сотрудниками интернатных учреждений как позитивные характеристики, отражающие дисциплинированность детей и, следовательно, поощряются, в то время как активность, лидерство, творческие проявления, неординарность, эмоциональная открытость подавляются.

Для детей-сирот характерно нарушение механизмов эмоциональной привязанности. В психологии под привязанностью понимают стремление к близости с другим человеком и желание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого человека, для детей же это -- жизненная необходимость. Младенцы, лишенные эмоционального тепла, могут серьезно болеть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально, что крайне негативно сказывается на их познавательной активности и интеллекте. Вся внутренняя энергия ребенка уходит на попытки справиться с тревогой и поиски эмоционального тепла в условиях его постоянного дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно интенсивное и эмоционально позитивное общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота со стороны взрослых о физическом и психическом здоровье и недостаточность общения приводят к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей.

Потребность в привязанности у детей врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых. Выделяют следующие типы привязанности:

1) негативная (невротическая) привязанность - ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет внимания, даже негативного, провоцируя родителей на наказания и стараясь вызвать их агрессию. Это становится для ребенка единственным подтверждением наличия между ним и родителями хотя бы какой-то эмоциональной связи. Появляется как в результате отвержения, так и гиперопеки;

2) амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: привязанность-отвержение, любовь-ненависть. При этом перепады в отношении являются резкими, довольно частыми, сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей, чьи родители сами непоследовательны и амбивалентны в своем отношении к ребенку;

3) избегающая-ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив поведения -- недоверие и враждебность. Возникает, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым, и чувство горя не пережито полностью, либо если разрыв воспринимается как предательство;

дезорганизованная - ребенок научился выживать, нарушая все правила и границы человеческих отношений, отказываясь от привя занности в пользу насилия. Характерно для детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию и никогда не имевших опыта привязанности.

По мнению Е.Г. Трошихиной, нарушение механизмов эмоциональной привязанности обусловливает такое явление как «множественное материнство». Многие дети-сироты не способны дифференцировать взрослых на своих и чужих. Например, всех женщин, работающих в детском доме или приходящих в качестве волонтеров, они готовы называть «мамой», при этом, оказавшись в новой семье, часто остаются по отношению к приемным родителям эмоционально холодными, отчужденными.

Другая особенность развития воспитанников детского дома выражается в неудовлетворительном состоянии здоровья, низком уровне физического развития, в нарушении деятельности центральной нервной системы (более 50 % воспитанников имеют задержку психического развития), в недоразвитии речи. Выявлено значительное отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками, воспитывающимися в семьях, и по показателям интеллектуального развития.

Перечисленные факторы крайне негативно сказываются на общем развитии детей-сирот, что обусловливает необходимость функционирования внутри каждого интернатного учреждения комплексной психолого-социальной службы.

Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Основой социализации детей-сирот является трудовая подготовка. В связи с этим в образовательных учреждениях трудовое обучения становится индивидуализированным. Применительно к местным условиям сельские дети приобщаются к земле, городские получают различные трудовые навыки. Расширились возможности выбора учреждения для общего и профессионального образования. В 1999 году из детских домов и школ-интернатов для детей-сирот выпущено 7057 человек. Из них поступило в ПТУ 3705 человек, в средние специальные учебные заведения - 2013 и в вузы - 306 человек. На работу было устроено 609 чел.

Воспитание и образование детей-сирот - актуальная социально-педагогическая проблема. Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы - апатии, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т.д. Многое из них не умеют жить самостоятельно, строить свою семью. Разрыв между их представлениями о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способности ориентироваться в современной ситуации, в неумении работать, изменять свое поведение и запросы в зависимости от обстоятельств и др.

Выпускники школ-интернатов и детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, вести свой бюджет, отстаивать свои юридические права. К сожалению, в государственной структуре социальной защиты населения до сих пор отсутствует система организованной помощи детям-сиротам после выхода из детского дома, интерната до совершеннолетия.

В результате в некоторых регионах России почти каждый второй выпускник детского дома состоял в группе «риска» - был бомжем, находился под следствием либо совершал правонарушения, причем в основном имущественные: грабежи, разбои.

Заболеваемость детей в интернатных учреждениях в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах. На первое место у воспитанников детских домов выходят нервно-психические расстройства (интеллектуальная недостаточность и эмоционально-волевая незрелость).

По сравнению со школьниками из общеобразовательной школы у детей-сирот в 1-4-х классах наблюдается в 5-7 раз чаще нарушение психики. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы - причина различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это усложняет их социальную адаптацию, в том числе школьную.

Проблемы психологического характера чаще определяются недостатком родительской ласки и любви. Этот фактор, как известно, накладывает отпечаток на весь дальнейший период жизни ребенка, становится причиной эмоциональной холодности, агрессивности и в то же время повышенной уязвимости воспитанника детского дома. У части воспитанников есть психологические проблемы противоположного плана: после эмоционально теплого семейного детства они оказываются без родителей в государственном учреждении. Такие дети постоянно переживают состояние фрустрации и предрасположены к невротическим срывам.

Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Вместе с психопатологическими проявлениями почти у половины воспитанников выявляется общее психическое недоразвитие, что затрудняет реабилитационный процесс. Нельзя также не учитывать, что, как правило, в детских домах концентрируются подростки, ставшие жертвами преступных посягательств, испытавшие унижение, психическое и физическое насилие.

Педагоги стремятся учитывать интересы, нужды и желания детей. Идет перестройка жизни интернатных учреждений по пути создания семейных детских домов, увеличены расходы на содержание воспитанников, создаются общественные объединения, помогающие детям-сиротам. В течение ряда лет успешно работает программа «Дети-сироты», на государственном уровне принято несколько важных правовых документов. Для полноценного физического, психического и социального развития детей изменен возрастной ценз их пребывания в детских домах - от полутора до 18 лет. Создаются условия для проживания детей, сохраняющих родственные связи, небольшими группами (по 10-12 человек), что облегчает их социальную адаптацию.

Сложный процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка-сироты: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку.

Психологические особенности детей - сирот старшего дошкольного возраста.

Дети сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей…. Как часто мы слышим эти фразы. И слышим мы их не в послевоенные годы, а в наше мирное время, когда никто и ничто, казалось бы, не может помешать счастливому детству. Детству, где царит любовь, внимание, забота…

Не так давно Павел Астахов (уполномоченный при Президенте по правам ребёнка) представил информацию о том, что в России зарегистрировано около 660 тысяч детей-сирот. Для сравнения, это выше чем в 30-е годы прошлого века.… При этом не более 10% от этого числа являются так называемыми круглыми сиротами – детьми, у которых нет никого из родителей, и от воспитания которых отказались другие родственники. Большинство же из представленного числа – дети, хотя бы один из родителей которых жив, но при этом является гражданином, лишённым родительских прав. Другими словами, больше полумиллиона российских детей являются социальными сиротами, т.е. сиротами при живых родителях и воспитываются в государственных учреждениях.

И чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития.

Рассматривая психологические особенности детей- сирот старшего дошкольного возраста, можно сказать, что дети, находящиеся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации, имеют задержки в психомоторном развитии. Они испытывают зна­чительные трудности в выполнении проб на статическую, динами­ческую коррекцию и синхронность движений. Тонкие и мимичес­кие движения недостаточно дифференцированы, отмечались пато­логические движения.Так же характерно снижение (относительно нормы) общей познавательной активности. Дети демонстрируют пассивное освоение материала, они постоянно ориентируются на оценку взрослого. В целом интеллектуальный статус детей снижен относи­тельно нормы и в общей своей характеристике эти задержки в ин­теллектуальном развитии относятся на счет общей социальной си­туации развития и говорят о депривационном синдроме.
В характеристике познавательной сферы отмечается отстава­ние в области развития восприятия: дети испытывают затруднения в активном использовании эталонов цвета и формы, хотя могут на­ходить нужный эталон по образцу, в том числе и словесному. Это свидетельствует о недостаточнойсформированности соответствую­щих сенсорных эталонов, характеризующих восприятие. В целом перцептивный статус детей несколько ниже возрастной нормы.
В области мышления наибольшие затруднения наблюдаются в следующем: обобщение и классификация у детей носят синкрети­ческий характер с выраженным смешением оснований по «типу це­почки или диффузного комплекса», особенно у 4-летних детей. У детей 6 лет классификация осуществляется на уровне зрительного соотношения, дети затрудняются вербально обозначить группы предметов. Для них типично отставание в области общей осведом­ленности, например, своего дня и года рождения, времен года и месяцев. Явно выражено отставание в развитии метофорического мышления. В области счета не сформирован ряд представлений и действий, дети затрудняются в счете, ошибаются при оперирова­нии понятиями «больше - меньше» на числовом материале, не представляют, какие единицы измерения используются для опреде­ления пространства и времени.
Нравственные суждения детей, как правило, синкретичны. Нравственное содержание поступка оценивается исходя из ожидае­мого поощрения или наказания со стороны взрослого. У ряда детей старшего дошкольного возраста отмечен ригоризм, проявляющий­ся в форме демонстрации моральных суждений типа абстрактной проповеди на фоне противоположного типа обыденного поведе­ния.
В области памяти наибольшее отставание наблюдается в плане формирования функции опосредования, что является одной из ос­новных общеинтеллектуальных характеристик. Следует отметить, что отставание в плане кратковременного механического запомина­ния встречается значительнореже. В то же время для большинства детей характерны нарушения опосредованного запоминания, что свидетельствует об общем интеллектуальном отставании.
В отношении воображения необходимо отметить следующее: более всего наличествует репродуктивная позиция и стереотипная интерпретация проективного материала, что представляется не столько как отставание в развитии собственно воображения, сколь­ко как отставание общей личностной ориентации.
В целом отставание в гностическом развитии у воспитанников детских домов - это характерное явление. Частично оно может быть преодолено в рамках учебного процесса, в то время как собственно психологическая коррекция должна быть направлена в первую очередь на формирование познавательной и творческой активности, абстрактно-образного мышления, произ­вольной саморегуляции; однако, эти дети обучае­мы, что говорит о правомерности благоприятного прогноза.
В области внимания наблюдается отставание прежде всего в плане произвольной его функции. Дети легко отвлекаемы, сосредо­точение возникает на уровне спонтанной мотивации, что в целом выступает как проявление несформированности произвольной саморегуляции. Характерны также нарушения устойчивости внима­ния, быстрая утомляемость, что может быть связано и с общей психоастенизированностью, и с органической патологией у ряда детей.
В области речевого развития наблюдается обычное косноязы­чие, имеет место за­паздывание в области синтаксиса и содержания высказываний. Дети сравнительно поздно начинают пользоваться личными место­имениями, не понимают фразеологических оборотов. При сформи­рованном умении называть предметы, изображенные на картинках, дети испытывают затруднения в описании происходящего и интер­претации смысла картинки, поскольку такое описание предполага­ет установление соотношения между действительностью и ее сим­волическим отображением, отсюда отставание в овладении графи­ческими знаками и, как следствие, характерные ошибки при чтении и письме. Неграмотности также способствует несформированность фонематического слуха, затруднения в различении твердых - мяг­ких, глухих - звонких согласных, в результате чего на письме появ­ляется персеверация букв, слогов, несогласование падежных окон­чаний.
Еще одной областью, в которой проявляется отставаниеречево­го развития, является социальная. Дети комментируютконкретныебытовые события,но не всегда могут сформулироватьсвои мыслипо поводу будущего.
Общая характеристика эмоционального статуса следующая:высокая тревожность и в большинстве случаев агрессивные тенденции, явные или вытесненные (по данным проектных методик), одиночест­во, агрессии, страхи сказочных персонажей (причем, по содержа­нию страхов можно судить о тенденциях к отставанию в развитии).
В отношении эмоциональной лабильности, либо ригидности, можно сказать, что не выявлено преобладания одной из этих харак­теристик как типичной. В то же время обращают на себя внимание случаи явной выраженности одной либо другой у отдельных детей, что в сочетании с эйфорическими и депрессивными проявлениями свидетельствует о наличии эмоциональных нарушений, снижении произвольности поведения и эмоциональной саморегуляции.Этопроявляется и в двигательной расторможенности либо скованности, аффективных реакциях при фрустрации, плохом самоконтроле при социальных взаимодействиях.
Дети, воспитывающиеся в условиях детского дома, имеют целый ряд личностных особенностей, в частности, они не усваива­ют навыков продуктивного общения при наличии ярко выражен­ной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать обще­ние с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрес­сивно-негативную позицию. Эмоционально - нестабильное положе­ние ребенка, лишенного родительского попечительства, ведет к на­рушению аффективно-личностных отношений.

Как показывают исследования, проводимые Мухиной, в услови­ях детского дома формируется феномен «мы». У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В благополучной семье всегда есть фамильное «мы» - чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это важная организующая эмоционально и нравственно сила, которая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни без родительского попечительства у детей сти­хийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совер­шенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «свои» и «чужие», «мы» и «они». От «чужих» они со­вместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. У них своя нормативность по отношению ко всем «чужим». Однако внутри своей группы дети чаще всего также обособлены: они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, из-за неразви­той и искаженной потребности в любви и признании, из-за эмоцио­нально нестабильного положения ребенка.

Список литературы

1.Лангмейер, Й., Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте – Прага, 1984г.

2.Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.

3.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: Академия, 2009 г.

4.Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства – СПб: Питер, 2005 г.