Произведения русских писателей о масленице. Литературный образ масленицы (обзор произведений русских писателей). Для руководителей детского чтения, воспитателей и педагогов

Панков Игорь

В работе исследуется история и традиции празднования масленицы в России, дан краткий анализ произведений устного народного творчества, русской литературы, а также произведений живописи, в которых нашёл отражение этот праздник

Скачать:

Предварительный просмотр:

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 5-9 классов образовательных учреждений Омской области «Мир моих увлечений»

Секция

Филология, искусствоведение

Тема

Традиции масленицы в литературе и искусстве

7 класс МБОУ «СОШ№3»

г. Исилькуля

Научный руководитель:

Чижикова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка

и литературы

2014

Введение______________________________________________ 3 стр.

Глава I. Масленица

1)Представление школьников о празднике ____________ 4 стр.

2)История праздника _______________________________ 4 стр.

А) Дохристианская история Масленицы ___________ 4 стр.

Б) Масленица: смысл праздника _________________ 4 стр.

В) Традиции, обычаи и обряды Масленицы ________ 5 стр.

Глава II . Масленица в литературе

  1. Устное народное творчество ______________________ 7 стр.
  2. Русская литература ______________________________ 9 стр.

Глава III. Масленица в изобразительном искусстве ____________ 12 стр.

Заключение _____________________________________________ 13стр.

Список литературы _______________________________________ 14 стр.

Приложение _____________________________________________15 стр.



Введение

Актуальность выбранной темы. Накануне наступления весны настроение особенное. Ожидание этого времени года, стремление делать добро, ощутить радость самой жизни вызвало желание познакомиться с русскими традициями празднования Масленицы, а также с произведениями устного народного творчества, произведениями русских классиков, описывающих этот праздник.

Это наша история и наша культура, и быт предков очень интересен. Некоторые мелочи быта ушли в прошлое, а без них многое непонятно в произведениях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого.

Проблемами быта как явления культуры занимались исследователи Ю. Тынянов, В.В. Виноградов, Ю.М. Лотман и др.

Цель нашего исследования - показать, как народный быт отразился в художественных произведениях русской литературы и живописи.

Поэтому объектом исследования является традиция празднования Масленицы в России, а предметом – отражение её в русской литературе, искусстве.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю празднования Масленицы в России;
  • определить круг произведений русской литературы, в которых описан этот праздник;
  • познакомиться с произведениями живописи, изображающими Масленицу;

Для достижения указанных задач мы использовали такие методы исследования, как наблюдение и анализ исторических и литературных источников, отбор литературного и иллюстративного материала, анкетирование учащихся

Практическая значимость

Полученные результаты можно применить на уроках русского языка, литературы и истории как материал для доклада по теме или для анализа произведений, во внеклассных мероприятиях, а также при написании сочинения на заданную тему.

Глава 1. Масленица

Представление школьников о празднике

Накануне праздника было проведено анкетирование среди учащихся 7-х классов, которые должны были ответить на вопрос: «Какие традиции празднования масленицы вы знаете?». В опросе участвовало 29 человек. Результаты анкетирования:

29 человек (100%) назвали сожжение чучела и «покорение» ледяного столба;

27 человек (93%) – приготовление блинов;

по 8 чел. (28%) – ярмарку; веселье (песни, танцы);

7 чел. (24%) – перетягивание каната;

6 чел. (21%) – кулачные бои;

4 чел. (14%) – посещение родни, знакомых;

5 чел.(17%) –другие развлечения (игра в снежки, конкурсы, катание на лошадях, хороводы).

Большинство учащихся знакомы с главными традициями празднования масленицы. В основном – это развлечения, которые организуются в последний день масленичной недели. Практически никто не знает смысла этого праздника, а также значения каждого дня недели.

История праздника

Дохристианская история Масленицы
Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства. Церковная традиция не считает его «своим», и в православном календаре нет такого названия. Зато там есть Сырная седмица и неделя (воскресенье) Сыропустная, а они имеют совершенно иной смысл, чем народная Масленица. Стараниями Церкви Масленица лишилась прежнего сакрального значения и превратилась в простую неделю отдыха и веселья.
Масленица: смысл праздника
Праславянская Масленица отмечалась в начале весны – в день весеннего равноденствия (21 или 22 марта). В средней полосе России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, – последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», – говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было одним из главных предметов празднования.

Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.
Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.
И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом – в земле, могли влиять на ее плодородие. Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна – поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники.
По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей.

После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.
Традиции, обычаи и обряды Масленицы
Первый интересный обычай – есть молочную пищу. В конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.
Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий. Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.
В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.
Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».
К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои. Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.
Масленица с понедельника по воскресенье

Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения и пр.:
Понедельник - "встреча",
вторник - "заигрыш",
среда - "лакомка", "разгул", "перелом",
четверг - "разгуляй-четверток", "широкий",
пятница - "тещины вечера", "тещины вечерки",
суббота - "золовкины посиделки", "проводы",
воскресенье - "прощеный день".
Вся же неделя именовалась "честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица".

. На масленицу характерно безудержное объедание, ещё иностранные гости во времена царя Алексея Михайловича заметили, мол, русские так предаются увеселениям, столько едят и пьют, будто им не суждено это повторить ещё раз.

Глава 2. Масленица в литературе

А) Устное народное творчество

Обрядовые песни

Вся масленичная неделя сопровождалась обрядовыми песнями.

Характеризуя масленичные обрядовые песни, можно отметить, что в них Масленицу встречают:

А мы Масленицу встречали,
Повстречали, душа, повстречали,
На горушке побывали,
Блином гору выстилали,
Сыром гору набивали,
Маслом гору поливали,
Поливали, душа, поливали.. (Воронежская губерния)

В песнях Масленицу ругают, высмеивают, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т. д.

Дорогая наша Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови черные, наведенные,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые головастые,
Портянки белые, набеленные! (Подмосковье)

Масленицу провожают, призывают возвратиться:

Ай, Масленица,
Обманщица!
До поста довела -
Сама удрала!
Масленица, воротись!
В новый год покажись! (Владимирская губерния)

В русских масленичных песнях также пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках:

Ай, как мы масленицу дожидали,
Дожидали, люли, дожидали.
Сыром горушки укладали,
Укладали, люли, укладали.
Сверхом маслицем поливали.
Ах ты масленица, будь катлива,
Будь катлива, люли, будь катлива… (Красноярский край)

В последний день масленицы («прощёное воскресенье») пелось много грустных лирических песен. Молодушки выходили за околицу села, взбирались на горку и, обернувшись в сторону далекой родной деревни, заводили песни о разлуке с родителями, жаловались на суровость свекра и свекрови. В курской песне «У ворот сосна всколыхалася» рассказывается о том, как молодушка, собираясь навестить мать, прихорашивалась, умывалась тремя сортами заморского мыла. Тем временем зима скрылась, снега потаяли, реки разлились, а поехать к матери она так и не успела. Эта песня пронизана грустным мотивом. Мелодия песни принадлежит к группе типовых календарных напевов.

Пословицы

Пословица о масленице, как форма народного творчества, появилась достаточно давно. В них содержится богатый житейский опыт, который столетиями передается от поколения поколению.

Без блинов - не Масленица.

Маслена не навек дается.

Пируй баба на Масленице и гуляй, а про пост вспоминай.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная!

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Хоть все с себя заложить, а масленицу проводить

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Блин не клин – брюха не расколет.

Блин не сноп – на вилы не наколешь.

Загадки о Масленице

А кто таков – Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь? (Блин на сковородке)

По плешивому хлопну,

На плешивого капну,

Плешь обдеру

Да опять наведу.

Что я делаю? (Пеку блины)

Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины)

Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин)

Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна)

Старый дед, ему сто лет… Намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна)

Б) Русская литература

Особый интерес представляет заключительный обряд проводов Масленицы. Он поэтически воспроизведен в сказке "Снегурочка" А.Н. Островского и в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. В обряде принимали участие все жители деревни. Жизнь и труд берендеев неразрывно связаны с природой. Мы видим их жизнь в момент проводов зимы, прощания с Масленицей, где собираются все берендеи "встречать солнце восхожее, кланяться Ярилу светлому"

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на Землю.
.....................
Прощай, Масленица.
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкою поила.
Прощай, Масленица…

Александр Пушкин («Евгений Онегин»)

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины.

В этом отрывке речь идёт о семье Лариных, которая соблюдала русские традиции. Эпитетом «жирная» автор подчеркивает обилие еды во время празднования Масленицы. А непременным атрибутом праздника являются «русские блины».

В следующих отрывках предаётся общее веселье, которым охвачен весь «крещёный мир». Ощущается приближение весны, которую тайно ждёт душа.

Петр Вяземский

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

А.Фет («Уж верба вся пушистая…»)

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Душа распалена,

И над душою каждого

Проносится весна…

Здесь мы видим у Фета не только редкий, но и на редкость удачный пример, когда личное настроение сливается с общим настроением других людей, массы, народа, выражает его и растворяется в нем.

В этот день существовал хороший обычай: вместе с уходящей зимой отпускать все обиды, накопившиеся за год. Очистить душу, простить всех и получить прощение для себя. В этот день враги и недруги приносят друг другу извинение. Обнимались и приговаривали: "Да не зайдёт солнце в гневе нашем". И даже в простом быту люди после утрени и обедни отправлялись с возами калачей в острог, в яму, подавали нуждающимся посильные подачки и милостыню, выслушивая раскаяние, прощение.

Тема всепрощения звучит в стихотворении А. Дементьева "Прощеное воскресение"

Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: "Не будьте к ближним строги.
Вас все равно всех помирит земля".
.......................
Прощаю всех я, кто желал мне зла,
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела.

А.И.Куприн :
«А сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы- тысячелетний блин, внук Дажбога.Блин кругл, как настоящее щедрое солнце».

«Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом – это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»

И.Бунин. «Чистый понедельник»

«Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках».

А.Чехов. «Глупый француз»

Герой рассказа поражается тому обилию еды, которое заполняет столы во время празднования масленицы:

«Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся. Половые, толкаясь и налетая друг на друга, носили целые горы блинов... За столами сидели люди и поедали горы блинов, семгу, икру... с таким же аппетитом и бесстрашием, как и благообразный господин.
"О, страна чудес! - думал Пуркуа, выходя из ресторана. - Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!"

В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице. В ней автор описал свои детские впечатления:

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»

А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

Семь дней Масленицы – это подготовительная неделя к самому строгому и долгому для православных христиан посту – Великому. Масленица была своеобразным русским карнавалом, праздновавшимся шумно, весело, широко. В народе называли её «весёлой», «обжорной», «разорительницей». Поэтому все семь дней ели много, обильно, хотя и без мяса (неделя считалась мясопустной). Читаем у Шмелёва: «Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду, сиги в петрушке, красная сёмга, лососина, белорыбица – жемчужница, с зелёными глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

«…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое, пломбир миндальный – ванилевый».

Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Глава 3. Масленица в изобразительном искусстве

К теме масленицы обращались разные художники: Суриков, Белых, Маковский. Но больше всего картин на эту тему у Бориса Кустодиева.

Созданные в 1916-1920 годах, во время гражданской войны, голода, разрухи, картины проникнуты верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории. В них художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России - неизвестно. Да это и не важно. Это образ России, каким его видел великий художник. (Приложение)

Картины, изображающие масленицу, передают праздничную атмосферу этого народного гуляния. Яркие краски, присутствие солнца, радостные лица – всё это присутствует на полотнах разных художников. (Приложение)

Заключение

Данное исследование было вызвано потребностью познакомиться с историей празднования масленицы в России, с произведениями русских писателей, поэтов и художников на эту тему.

Для этого и в соответствии с целью, поставленной в начале исследования, в работе решены следующие задачи:

  1. Изучена литература, отражающая данную тему.
  2. Сделан анализ произведений литературы и искусства

Нами сделаны следующие выводы:

  • Изучать нашу историю и культуру полезно и интересно. Некоторые детали быта ушли в прошлое, а без них многое непонятно в художественных произведениях наших классиков
  • Русские писатели и художники по разным причинам обращались к теме празднования масленицы. Они оставили нам свое ощущение праздника. Знакомство с их творчеством пробуждает в нас желание задуматься о богатом наследии прошлого, делать добро, стать лучше.
  • Данный вопрос не исчерпывается выполненной работой, возможны дополнительные исследования и поиск произведений на исследуемую тему, их чтение, анализ, сопоставление.

Практическая значимость данного исследования заключается в осмыслении роли народных праздников в нашей жизни и расширении представлений об их происхождении.

Полученные результаты можно применять на уроках русского языка, литературы и истории, внеклассных мероприятиях.

Список литературы, Интернет-источников

  1. И.Бунин «Антоновские яблоки» (Рассказы)
  2. А.Куприн. Рассказы
  3. А.Островский «Снегурочка»
  4. А.Пушкин «Евгений Онегин»
  5. А.Чехов. Рассказы
  6. И.Шмелёв «Лето Господне»

http://www.foma.ru/maslenitsa/maslenitsa_all.html

Приложение

В.И Суриков "Взятие снежного города"

На своей картине Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Борис Кустодиев "Масленица" (1919)

Борис Кустодиев "Зима" 1916 г.

Вариант картины "Масленица"

Борис Кустодиев "Масленица" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1920 г.

Борис Кустодиев "Деревенская масленица (Гармонист)" 1916 г.

Борис Кустодиев "Масленица" 1919 г.

Знак А.М. "Проводы зимы в старом Красноярске" 1996 г.

Валентин Белых "Собор Александра Невского. Масленица" 1908 г.

К. Е. Маковский "Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" 1869 г.

Анна Черкашина "Масленица" 2002 г.

Н. Фетисов "Широкая Масленица" 1990 г.

Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

Михаил Юрьевич Лермонтов!


Масленица — древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.

Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей.

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.

Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить!
Поговорка
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления:
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

Антон Павлочич Чехов. Рассказ "Глупый француз"

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» - заключает про себя француз.


Иван Гончаров. Рассказ "Фрегат "Паллада"

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."


Рассказ Надежды Тэффи "Блины".

Разговор персонажей рассказа «Блины» произошел на берегу реки Арно. В компании присутствовали русские и итальянцы. Так как среди собравшихся не было родственников или близких друзей, разговор был на отвлеченные темы. Русские восторгались Италией, итальянцы, в свою очередь, - Россией. Слово за слово разговор перетек в тему особенностей языка, а потом остановился на том, что в начале весны в Италии уже во всю цветут деревья, тогда как в России лежит снег. Хотя русские тоже нашли, что ответить. В феврале в России тоже хорошо, потому что в феврале Масленица, на которую пекут блины.

Вторая часть рассказа - Широкая масленица - о ритуале поедания блинов...


Александр Пушкин. Евгений Онегин

...Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...


Антон Чехов. Рассказ "Масленичные правила дисциплины"


Иван Бунин. Рассказ "Чистый понедельник"

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.

Пётр Вяземский
"Масленица на чужой стороне"

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?
Как задать здесь пир горой?
Не суметь им, немцам этим,
Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Возжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,
Также тут не позабыт,
А наш пенник, наш кормилец,
Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад, —
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад!!!

Вот и подходит к концу развеселая Масленичная неделя. Раньше у каждого ее дня было собственное название, и каждому соответствовали свои традиции. Сейчас эти обычаи вспоминают больше для интереса, а на первый план выходит кулинарная сторона вопроса. В домах и в столовых пекут блины, и то и дело слышишь споры о том, какие удаются вкуснее – на опаре, на молоке или на воде, тонкие или потолще.

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели», – грустит в «Лете Господнем» Иван Сергеевич Шмелев. Конечно же, говоря о традициях и праздниках, в первую очередь хочется обратиться именно к этому произведению, так подробно и поэтично описывающему годовой круг жизненного уклада русского человека.

Шмелев вспоминает ощущение праздника, которое чувствуется даже в природе, почти готовой к весне: «И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… - перед постом?»

Не только блины масленые, все вокруг будто маслится и жмурится от радости и солнца. У работников в мастерской «намасленные головы», «масленые красные руки». И даже снежная дорога «замаслилась на солнце», «оттепели все чаще, снег маслится».

Все маслится и плывет, работников умасливают и кормят, прощают хвативших лишку. «Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, - масленица идет».

Впрочем, все-таки невозможно себе представить Масленицу без праздничных яств. И писатель даже и не пытается этого сделать, а напротив, перечисляет и перечисляет через запятую: «За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком. За ними осетрина паровая, блины с подпеком. Лещ необыкновенной величины, с грибками, с кашкой… наважка семивершковая, с белозерским снетком в сухариках, политая грибной сметанкой… блины молочные, легкие, блинцы с яичками… еще разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой… желе апельсиновое, пломбир миндальный - ванилевый…»

Конечно, все набранные калории сжигаются, когда сердце замирает от катания на санках с гор, да всю эту еду нужно приготовить, да еще предстоит генеральная уборка, ведь впереди – Великий пост…

Антон Павлович Чехов в «Масленичных правилах дисциплины» основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот кулинарно-алкогольный беспредел. «Перед масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок, – мудро советует он. – Сбивай с окружающих тебя предметов зеленых чёртиков, но не выбирай городских голов, не женись, не строй железных дорог, не пиши книг нравственного содержания и прочее». В «Масленичной теме для проповеди «О бренности» писатель показывает, что будет, если этими советами пренебречь. Надворного советника Семена Петровича Подтыкина от одного вида аппетитных блинов с рыбкой и икрой разбивает апоплексический удар – не успел несчастный даже донести все это великолепие до рта. Трагическая история.

Ну и, конечно же, чаще всего, говоря о русском масленичном размахе, вспоминают чеховский рассказ «Глупый француз». Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.

Валерий Сыров — Масленица, 1998-1999 гг.

В рассказе «Блины» Чехов и вовсе теоретизирует, направляет в научное русло кулинарную составляющую Масленицы: «В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный папоротник или каменный нож; если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними…»

Выпекание же блинов, по Чехову, сродни алхимии, домашнему женскому колдовству: «Да, блины, их смысл и назначение - это тайна женщины, такая тайна, которую едва ли скоро узнает мужчина».

Однако надо признать, что А. П. Чехов посмеивается все-таки по-доброму. Совсем не такие пасторальные картинки рисуют Аркадий Аверченко и Михаил Зощенко.

У Аверченко в «Широкой Масленице» высмеяно не только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.

Начинается рассказ с удивительного предложения покупателя в магазине: «Вы мне дайте коробку зернистой в фунт, а завтра по весу обратно примете… Что съедим — за то заплачу. У нас-то ее не едят, а вот гость нужный на блинах будет, так для гостя, а?»

Гость, на беду рачительного хозяина, оказался с завидным аппетитом, и для того все заканчивается натуральной истерикой (хорошо хоть, не сразу ударом, как для упомянутого уже чеховского героя).

А начинается все, как водится, с блинов: «Управдом Конючкин любит блин поджаренный, с хрустом, причём с солёненьким, а жена управдома Марья Петровна блин обожает рыхлый, бледный, да ещё, противно сказать, со снетками, тьфу на них!»

И вот, случайно зайдя на блины «с большим хрустом» в одну «подозрительную» квартиру, Конючкин не смог остановиться и продолжил вином и общением с прекрасным полом. За что, разумеется, ему пришлось поплатиться. Ну что тут скажешь, кроме как не слова самого Зощенко: «Ах, до чего трудная должность управдома! В особенности на масленой».

После всех этих шуточных историй, казалось бы, совсем не к месту вспоминать красивый рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Чистый понедельник». Однако там выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.

И в заключение хочется порекомендовать прислушаться к полезным «масленичным» советам А. П. Чехова (врач все-таки!) и закончить этот обзор рассказов о Масленице его же словами: «Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем…»

Первый интересный обычай – есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы отелялись коровы, и в домах появлялось молоко. Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название – Масленица, Масница, Блинница.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который характерен в основном для Украины и Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.

Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

К слову, о еде. Это очень важный момент всех древнеславянских праздников. Когда семья садилась за стол, то тем самым приглашала и предков поучаствовать в этой трапезе. Поминальное происхождение имеют и традиционные блины. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».

К поминальным элементам относят и такие обычаи, как взятие снежного городка или кулачные бои . Сейчас подобного рода потехи почти безобидны, но раньше они были очень опасными для жизни. Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы – этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов – они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года.

И, наверное, самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России (например, в Архангельских краях) при проводах Масленицы совершать такое действо: После объезда деревни распорядители праздника – «Масленица» и «Воевода» – раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния. Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу…

Началась Масленичная неделя. Как её встречали в семье Лариных, как можно математически описать приготовление блинов, почему исстрадалась русская женщина и зачем «выбрасывали из окошка» внучку Кутузова, рассказывают Александр Пушкин, Антон Чехов, Надежда Тэффи и другие классики русской литературы.

Масленицу в народе всегда любили и ласково называли «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «государыня-масленица», «боярыня-масленица». Чтобы понять, почему так издревле повелось, воспользуемся магией литературного слова и перенесемся на 200 лет назад, во времена Пушкина и Вяземского.

У них на Масленице жирной водились русские блины

Во время ссылки в Михайловское молодой Пушкин много времени провел в деревне, где не мог не проникнуться народными обычаями этого праздника — традиционной блинной кампанией, санными прогулками и катаниями с гор. Воспоминания отразились в описании деревенской жизни семьи Лариных:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на Масленице жирной
Водились русские блины.

А вот «посажёный отец» и близкий друг Пушкина Петр Вяземский, находясь в Германии, написал стихотворение-воспоминание «Масляница на чужой стороне» (в старину чаще писали именно маслЯница):

Скоро масляницы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещёный мир.
В честь тебе и ей, Россия!
Православных предков речь
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.
Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.
<…>
Разгулялись город, сёла,
Загулялись стар и млад, —
Всем зима родная гостья,
Каждый маслянице рад.

200 лет назад никто не оставался в стороне от народного гулянья — ни крестьянин, ни аристократ. Внучка фельдмаршала Михаила Кутузова Дарья (Долли) Фикельмон, жена австрийского дипломата, так описывала петербургские катания 1829 года:«Вчера впервые участвовала в катании с ледяных русских горок. Вначале было немного страшно, а затем меня охватило какое-то очень неприятное возбуждение. Уверяют, что со временем я войду во вкус, но пока ощущение такое, будто тебя выбрасывают из окошка. Сначала меня поручили заботам Свистунова, и ему пришлось сносить и мои страхи, и мою неуклюжесть. Бетанкур нашел меня уже более благоразумной. Князь Гагарин, директор театров, также принимал участие в катанье….»

А с какою целью вы это делаете?

Противоречивые чувства, описанные Долли в воспоминаниях, были близки иностранцам, ведь традиции карнавала (европейского «аналога» Масленицы) сильно отличаются от масленичных. В юмористическом ключе описала это непонимание Надежда Тэффи в рассказе «Блины».

«— Вот приезжайте к нам ранней весной, — сказали итальянцы, — когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!

— Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица. Масленица. Блины едим.

— А что такое блины?

Мы переглянулись. Ну, как этим шарманщикам объяснить, что такое блин!

— Блин — это очень вкусно, — объяснила я. Но они не поняли. — С маслом, — сказала я еще точнее. — Со сметаной, — вставил русский из нашей компании.

Но вышло еще хуже. Они и блина себе не уяснили, да еще вдобавок и сметану не поняли. — Блины, это — когда масленица! — толково сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное — икра, — объяснила другая.

— Это рыба! — догадался наконец один из итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! — рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?

— Пекут-то пекут, да у рыбы совсем другое тело. Рыбное тело. А у блина — мучное.

— Со сметаной, — опять вставил русский.

— Блинов очень много едят, — продолжала дама. — Съедят штук двадцать. Потом хворают.

— Ядовитые? — спросили итальянцы и сделали круглые глаза. — Из растительного царства?

— Нет, из муки. Мука ведь не растет? Мука в лавке.

Мы замолчали и чувствовали, как между нами и милыми итальянцами, полчаса назад восторгавшимися нашей родиной, легла глубокая темная пропасть взаимного недоверия и непонимания.

Они переглянулись, перешепнулись. Жутко стало.

— Знаете что, господа, нехорошо у нас как-то насчет блинов выходит. Они нас за каких-то вралей считают.

Положение было не из приятных. Но между нами был человек основательный, серьезный — учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

— Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом. Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом.

Итальянцы пошептались и спросили робко:

— А с какою целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

— Чтобы весело было!

Я и теперь ещё чувствую слово «Масленица»

Иван Сергеевич Шмелёв в романе «Лето Господне» сочно, красочно описывает Масленицу — не только как широкое гулянье, но как время для духовной радости перед предстоящим постом:

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, непохожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — "масленица"? Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике, — на блине? — от которого пахло медом — и клеем пахло! — с золочеными горками по краю, с дремучим лесом, где торчали на колышках медведи, волки и зайчики, — поднимались чудесные пышные цветы, похожие на розы, и все это блистало, обвитое золотою канителью… Чудесную эту "масленицу" устраивал старичок в Зарядье, какой-то Иван Егорыч. Умер неведомый Егорыч — и "масленицы" исчезли. Но живы они во мне. Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… — перед постом?

<…> Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки "в блина играют": руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выронить, весело бьются мордами.

Просторная мастерская, откуда вынесены станки и ведерки с краской, блестит столами: столы поструганы, для блинов. Плотники, пильщики, водоливы, кровелыцики, маляры, десятники, ездоки — в рубахах распояской, с намасленными головами, едят блины. Широкая печь пылает. Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "чёрные" блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно — ляпп! Всем по череду: ляп… ляп… ляпп!.. Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов. Дымится от красных чашек со щами с головизной, от баб-стряпух, со сбившимися алыми платками, от их распаленных лиц, от масленых красных рук, по которым, сияя, бегают желтые язычки от печки. Синеет чадом под потолком. Стоит благодатный гул: довольны.

— Бабочки, подпекай… с припечком — со снеточном!.. Кадушки с опарой дышат, льется-шипит по сковородкам, вспухает пузырями. Пахнет опарным духом, горелым маслом, ситцами от рубах, жилым. Все чаще роздыхи, передышки, вздохи. Кое-кто пошабашил, селедочную головку гложет. Из медного куба — паром, до потолка.

— Ну, как, робятки?.. — кричит заглянувший Василь-Василич, — всего уели? — заглядывает в квашни. — Подпекай-подпекай, Матреш… не жалей подмазки, дадим замазки!..

Гудят, веселые».

Сходи к мастеру и полуди желудок!

Антон Павлович Чехов подходил к масленичному вопросу тоже весьма основательно, хотя и не без свойственной ему иронии. Кроме известного рассказа «Блины» он написал также масленичные правила дисциплины и масленичную тему для проповеди.

Масленичные правила дисциплины

«§. Масленица получила свое название от русского слова «масло», которое в изобилии употребляется во время блинов, как чухонское, и после блинов, как oleum ricini.

§. По мнению Гатцука, Суворина и других календаристов, она начинается 28-го января и кончается 3-го февраля. Замоскворецкие же пупсики и железнодорожные бонзы начинают ее 1-го января и кончают 31-го декабря.

§. Перед масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок.

§. Всю неделю помни, что ты невменяем и родства не помнящий, а посему остерегай себя от совершения великих дел, дабы не впасть в великие ошибки. Истребляй блины, интригуй вдову Попову, сокрушай Ланина, сбивай с окружающих тебя предметов зеленых чёртиков, но не выбирай городских голов, не женись, не строй железных дорог, не пиши книг нравственного содержания и прочее.

§. Тратясь на муку, водку и зернистую икру, не забывай, что тебе предстоит еще ведаться с аптекарской таксой.

§. Если тебе ведением или неведением друзья твои или враги наставят фонарь, то не ходи в городскую управу и не предлагай там услуг в качестве уличного фонаря, а ложись спать и проспись.

§. Не всё коту масленица, придет и великий пост. Если ты кот, то имей это в виду».

«О бренности» (Масленичная тема для проповеди)

«Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины... Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина... Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки... Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем...

— Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя!

Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами... Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки... Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной... Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился... Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот... Но тут его хватил апоплексический удар».

Отрывок из рассказа «Блины»

«Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет, с самого, что называется, древле-славянского ab ovo...Они появились на белый свет раньше русской истории, пережили ее всю от начала до последней странички, что лежит вне всякого сомнения, выдуманы так же, как и самовар, русскими мозгами... В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный папоротник или каменный нож; если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними...

Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем...

<…> блины, их смысл и назначение — это тайна женщины, такая тайна, которую едва ли скоро узнает мужчина. Пишите оперетку!

Со времен доисторических русская женщина свято блюдет эту тайну, передавая ее из рода в род не иначе, как только через дочерей и внучек. Если, храни бог, узнает ее хоть один мужчина, то произойдет что-то такое ужасное, чего даже женщины не могут представить себе. Ни жена, ни сестра, ни дочь... ни одна женщина не выдаст вам этого секрета, как бы вы дороги ей ни были, как бы она низко ни пала. Купить или выменять секрет невозможно. Его женщина не проронит ни в пылу страсти, ни в бреду. Одним словом, это единственная тайна, которая сумела в течение 1000 лет не просыпаться сквозь такое частое решето, как прекрасная половина!..

Как пекут блины? Неизвестно... Об этом узнает только отдаленное будущее, мы же, не рассуждая и не спрашивая, должны есть то, что нам подают... Это тайна!

Печенье блинов есть дело исключительно женское... Повара должны давно уже понять, что это есть не простое поливание горячих сковород жидким тестом, а священнодействие, целая сложная система, где существуют свои верования, традиции, язык, предрассудки, радости, страдания... Да, страдания... Если Некрасов говорил, что русская женщина исстрадалась, то тут отчасти виноваты и блины...

Глядя на дам, следует все-таки заключить, что в будущем блинам предстоит решение какой-либо великой, мировой задачи».