Применение эффективных методов и приёмов при работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. План работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации Мероприятия с трудными семьями

Методические раздаточные материалы разработаны для специалистов, работающих в системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В пособии есть статьи нормативно правовых документов, ссылки на Законы РФ, которыми руководствуются в своей деятельности учреждения системы профилактики, работающие с семьями в трудной жизненной ситуации; категории неблагополучных семей, стадии неблагополучия, принципы работы и система сопровождения семей в образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа в ОУ с семьёй, находящейся в социально-опасном положении. Методические материалы. Клинцовский городской Центр психолого-медико-социального сопровождения.

Составитель: Улыбышева И. А. социальный педагог МБОУ-КГЦПМСС

Федеральный Закон "Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
ФЗ - №120 -ФЗ от 12. от. 1999 г.

СТАТЬЯ 14.2. Общеобразовательные учреждения общего образования,

образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального
образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс, в
соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ)

Оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы
в обучении;

Выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а
также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным
причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их
воспитанию и получению ими основного общего образования;

Выявляют семьи, находящиеся,в социально опасном положении, и оказывают им
помощь в обучении и воспитании детей;

Обеспечивают организацию в образовательных учреждениях общедоступных
спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в
них несовершеннолетних;

Осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 121.1. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их
родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания
родителей недееспособными, болезни родителей, длительного
отсутствия
родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их
прав
и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных
учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других
аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения
возлагается на органы опеки и попечительства.

Статья 122.1. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений,
общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные
граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего
Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту
фактического нахождения детей.

ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, -

это лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или
беспризорности находится в обстановке, не отвечающей требованиям к его
воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья,
имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где
родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих
обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение или жестоко обращаются с ними.

Трудная жизненная ситуация:

Ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам

инвалидности,

неспособности к самообслуживанию в связи с

преклонным возрастом или
болезнью ,

безработицы,

сиротства,

одиночества,

безнадзорности,

малообеспеченности,

конфликтов и жестокого обращения в семье,

нарушения законных прав и интересов,

отсутствия определенного места жительства и т.д.,
которую он не может преодолеть самостоятельно.

Если Семье (ребенку) не оказать своевременную комплексную
социальную помощь, то нерешенные проблемы могут привести к
нарушению прав ребенка.

3 стадии трудной жизненной ситуации
(семейного неблагополучия)

РАННЯЯ - не зафиксировано нарушение прав ребенка.

СВОЕВРЕМЕННАЯ - зафиксировано нарушение прав
ребенка, не повлекшее за собой угрозу жизни (здоровья).

ПОЗДНЯЯ - зафиксировано нарушение прав ребенка,
повлекшее за
собой угрозу жизни (здоровья).

Целевые группы семей (детей), находящихся в
трудной жизненной ситуации:

определенном социальном неблагополучии (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, не повлекшая за собой нарушение прав ребенка), далее Семьи (дети) в ОСН.

Группа семей (детей), относящихся к группе риска (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, повлекшая за собой нарушение прав ребенка без угрозы его жизни и здоровью), далее Семьи (дети) в ГР.

Группа семей (детей), находящихся в социально опасном положении , (ситуация, связанная с экономическими, юридическими, педагогическими, психологическими или медицинскими проблемами, повлекшая за собой нарушение прав ребенка, связанные с угрозой его жизни и здоровью), далее Семьи (дети) в СОП.

Типы семей

по статусу и специфика проблемного поля детей и родителей.

Неполная неблагополучная семья

Социально-психологические проблемы мамы или папы: одиночество, нарушение
коммуникативной компетентности, эмоциональная депривация, сенсорная депривация,
агрессивность, социальная дезадаптация, личностная деградация, регресс, избегание
контактов, неустойчивое настроение.

Психологический дискомфорт,
дезадаптация, низкий уровень социального и умственного интеллекта, склонность к
асоциальному поведению и бродяжничеству.

Алкоголизированная семья

Эмоциональная неустойчивость
(расстройства), эмоциональная зависимость, неадекватная самооценка, деградация, снижение критичности, склонность ко лжи и фантазированию, дезадаптация (социальная, психологическая и физическая), агрессивность, тревожность и страхи, минимизация или полная утрата родительской роли, наличие разных форм насилия.

Социально-психологические проблемы детей: зависимое поведение, страхи,
тревожность, нарушение коммуникативной компетентности, негативная Я-концепция,
личностная незрелость и неадекватность, склонность ко лжи и фантазированию,
суицидальный риск, агрессия, обидчивость, мстительность, негативизм, враждебность, часто патологические расстройства, последствия насилия.

Малообеспеченная наблагополучная семья

Социально-психологические проблемы родителей: беспокойство, тревога, нарушение самооценки, дезадаптация, агрессивность, озлобленность, социальная пассивность, жадность, эмоциональная скупость.

Социально-психологические проблемы детей: раннее взросление, зависть, злость,
агрессия (аутоагрессия), воровство, ложь, отрицательный образ Я, депривация элементарных потребностей, чувство вины, хитрость.

Конфликтная семья

Социально-психологические проблемы родителей: высокое эмоциональное напряжение, эмоциональная деформация, наличие психологического (физического) насилия, психопатология (расстройства поведения и др.), психосоматические расстройства, социальная неадекватность, агрессивность, пассивность, нарушение единства требований, конфликтность.

Социально-психологические проблемы детей: психологическая травма,
психологические и психиатрические расстройства, невроз, аутические тенденции,
неустойчивая идентичность, паника, депрессия, стресс, астенический синдром, агрессия
(аутоагрессия, суицидальный риск), демонстративное поведение (часто сценарий жертвы,
реже агрессора), зависимость.

Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с

ограниченными возможностями (инвалида)

Социально-психологические проблемы родителей: страх, социальная изоляция, горе,
психоэмоциональное напряжение, депрессия, фрустрация, коммуникативные проблемы,
расстройства личности, закрытость, аутические тенденции. алкоголизация.

Социально-психологические проблемы детей: чувство неполноценности, эмоциональная депривация, манипуляции, агрессия (аутоагрессия), страх, суицидальный риск.

Неблагополучная многодетная семья

Социально-психологические проблемы родителей: высокий уровень эмоционального выгорания (невротические состояния), тревога, беспокойство, низкий социальный статус, социальная дезадаптация, нарушение коммуникативных функций, размытый образ Я, чувство вины, снижение уровня ответственности, перенос ответственности на государственные организации, пассивноть, замкнутость, самоустранение.

Социально-психологические проблемы детей: ревность, соперничество, эмоциональная неустойчивость, перенос родительских функций, недостаток любви.

Неблагополучная опекунская семья

(семья с приёмными детьми)

Социально-психологические проблемы родителей: страхи (страх потери, патологии),
тревога, эмоциональная нестабильность, непринятие родового норматива, перенос
ответственности, эмоциональная деформация, ролевое смешение, закрытость, трудности в
адаптации, жертвенность, размытость границ.

Социально-психологические проблемы детей: недостаток любви, чувство
неполноценности, неуверенность в будущем, страх будущего, страх несоответствия,
неадекватная самооценка, потребительская позиция, непринятие ответственности, склонность к асоциальному поведению, суицидальный риск, инфантилизм, проблемы организованности, провокационное поведение, склонность к зависимости, эгоизм.

Структура психолого-педагогического сопровождения семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации:

Психолого-педагогическая поддержка ребёнка, которая включает в себя:

Развитие учебных и коммуникативных навыков ребёнка;

Формирование мотивационно-волевой сферы личности ребёнка;

Помощь з прс фессиональном самоопределении подростков;

Развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями.

Психолого-педагогическая и образовательная поддержка
родителей / опекунов:

Развитие родительских навыков;

Развитие способности понимать потребности и способности детей;

Обучение продуктивным способам понимать и разрешать семейные
конфликты;

Развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.

Деятельность по налаживанию позитивного семейного
взаимодействия:

Расширение сети социальных контактов семьи;

Стимулирование позитивной социальной активности членов семьи через вовлечение в клубную деятельность;

Создание условий для развития функциональных стереотипов семейного взаимодействия.

Мониторинг семейной динамики:

Исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей;

Выделение функциональных и дисфункциональных характеристик
семейной системы;

Отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных
характеристик семейной системы.

Астахов П. А. Права ребёнка (Новейший юридический справочник). – М.: Эксмо, 2010.

Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска:
межведомственный подход. М., Редакционно-издательский центр Консорциума
«Социальное здоровье России», 2006.

Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.
СПб.: Речь, 2001.

Давлетбаева О. В. Работа с неблагополучными семьями. Сайт: www. 1 seprember.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под научн. Ред. JI. М. Щипицыной. СПб.: Издательство «Речь», 2003.

Мастюкова Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов, педагогов – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

Ребёнок в карусели развода / С. К. Нартова-Бочавер, М. И. Несмеянова, Н. В. Малярова, Е.А. Мухортова. - М.: Дрофа, 2001.

Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения
семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и
психосоциальных работников). М.: Редакционно-издательский центр Консорциума
«Социальное здоровье России», 2005.

Сакович Н. Семейное кораблекрушение. Помощь в преодолении/ Школьный психолог №5 2011

Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей. М., 2003.

Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Шишковец Т. А. Справочник социального педагога: 5 – 11 классы. - 2-е изд., перераб. и доп.-М..-ВАКО, 2009.


Работа с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации ведётся во взаимодействии с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Всего в базе данных по учреждению состоит на сопровождении 259 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых проживает 349 несовершеннолетних детей (284 родителя), из них 182 семьи, находящихся в социально – опасном положении, а также где родители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию. Произошло снижение на 11,6% по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2011 года (состояло на сопровождении 293 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитывается 390 несовершеннолетних). Больше половины семей снято с сопровождения по реабилитации, что свидетельствует об эффективной работе специалистов Центра Семья, о тесном взаимодействии специалистов системы профилактики.

Причины семейных дисфункций:

    41,3% семей носят ярко выраженный характер дисфункций (это алкогольная и наркотическая зависимости родителей) - 107 семей (141 ребенок);

    28,6% семей уклоняются от воспитания и содержания несовершеннолетних детей - 74 семьи (121 ребенок);

    0,4% семей состоят по причине жестокого обращения с детьми – 1 семья (1 ребенок);

    29,7% - семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетних родителей, несовершеннолетних беременных и трудную жизненную ситуацию - 77 семей (86 детей).

Социальный паспорт семей:

81% семей имеют нарушения родительско-детских отношений.

36% от общего числа родителей, состоящих на сопровождении, злоупотребляют спиртными напитками, и имеют характер алкоголизма,

40% родителей нигде не работают,

5% имеют судимость,

4% не имеют документов и регистрации на территории района.

За 2012 год было поставлено на сопровождение 74 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе 53 семьи, находящихся в социально – опасном положении (84 родителя), в которых нарушаются права и интересы 99 несовершеннолетних детей. Этот показатель снизился на 19,6 % по сравнению с 2011 г. (поставлено на сопровождение 92 семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации (106 родителей), в которых нарушаются права и интересы 133 несовершеннолетних детей).

Всего за 2012 год снято с сопровождения 108 семей (126 родителей, 141 ребенок), из них: 55,5% по реабилитации – 60 семей / 75 детей. В 60 семьях отмечается улучшение семейного микроклимата.

Одним из направлений деятельности специалистов Центра по устранению негативных явлений является работа с семьями, где родители употребляют наркотические вещества.

В Центре «Семья» состоит на сопровождении 21 семья (23 родителя), где родители употребляют наркотические вещества, имеющие на воспитании 26 несовершеннолетних детей. Произошло незначительное снижение количества наркозависимых семей (в 2011 году 22 семьи/ 27 родителей/ 26 несовершеннолетних).

В эти семьи проводятся совместные рейды с участковыми инспекторами, инспекторами ПДН отдела полиции № 24 и службы общественного правопорядка, специалистами образовательных учреждений и органов ТОС. Проводятся профилактические беседы, занятия социальных педагогов и педагогов - психологов Центра в группах, родителям оказывается помощь в прохождении курса лечения в наркологическом диспансере, трудоустройстве, помощь в восстановлении документов. В настоящее время 8 наркозависимых родителей находятся в ремиссии.

Одной из форм раннего выявления социального неблагополучия в семье, где воспитываются несовершеннолетние дети, является проведение социального патронажа совместно с представителями общественности, инспекторами по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции, специалистами учебных заведений.

Специалисты Центра проводят большую работу по мотивации и направлению подростков из различных категорий семей, в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации состоящих на сопровождении в Центре «Семья» на трудоустройство через ДМО «Шанс». За 2012 год оказано содействие во временном трудоустройстве 74 подросткам, что на 29,8% больше по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2011 года (57 подросткам).

Всего за 2012 год были проведены 3073 патронажа, во время которых находились под наблюдением специалистов Центра 425 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дается следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую человек не может преодолеть самостоятельно.

Сущностная особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что эта ситуация нарушает привычный для человека образ жизни, ставит его перед необходимостью оценить внешние и внутренние аспекты ситуации с учетом содержательных признаков и определить возможность преобразования ситуации. А затем – выбрать или принципиально новые стратегии поведения и деятельности, или новые основания жизни и способы согласования своих отношений с собой, другими людьми, миром в целом. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в такой ситуации. В отличие от взрослого человека ребенок не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. Он нуждается в поддержке мудрого, опытного человека, который бы направил, подсказал. Такую помощь должны оказать родители.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные и бездомные дети; дети-инвалиды; дети с особыми нуждами (имеющие недостатки в психическом и физическом развитии); дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;дети, находящиеся в специальных воспитательных учреждениях для детей с девиантным (отклоняющимся от нормального) поведением; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Как правило, причина кроется в нежелании (реже невозможности) взрослых людей, находящихся рядом с ребенком (семья, родственники, учителя и др.), услышать, понять и помочь ребенку в решении сложных жизненных ситуаций. Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений, поэтому необходимо организовать и вести систематическую работу по преодолению данных ситуаций.
Необходимо применять коррекционно-развивающую программу по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Цель моей деятельности как социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

Задачи я ставлю перед собой следующие:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

    Взаимопонимание,

    Конфиденциальность,

    Доверие,

    Единство действий,

    Гуманность,

    Разумная требовательность,

    Вариативность.

Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.

В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:

1. Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных. Эта функция выделяется в профилактической деятельности, так как позволяет решить задачу по организации деятельности, в которой необходимо взаимодействие всего педагогического коллектива школы, различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних и их семей.

В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им. Создание банка данных осуществляется совместно с классными руководителями, психологом и администрацией школы и инспекторами ОДН РОВД.

Банк данных составляется в начале и корректируется в течение всего учебного года.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

Данная функция необходима для уточнения социально-психологических особенностей ребенка и параметров его проблемной ситуации. Тесное сотрудничество со школьным психологом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

С помощью диагностических методик происходит

    выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

    определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

    положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях.

    изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

    изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

    выявление уровня социального благополучия ребенка,

    выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе

Мой диагностический инструментарий как социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.

Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.

3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.

Планы разрабатываются для оказания своевременной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении, они должны предусматривать вовлечение ребенка и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке индивидуального плана принимают участие социальный педагог, психологи, классные руководители, педагоги школы.

На каждого несовершеннолетнего, подростка, находящихся в социально опасном положении или семью составляется карта индивидуального сопровождения. В ней ведется учет сведений о проведенной работе.

4. Реализация индивидуального плана по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних . Данная функция защищает принципы индивидуального подхода в решении проблем детей.

Ведущими методами, которые включены в этот план являются: социальный патронат, беседы, консультирование, и т.д.

В рамках индивидуальной профилактической работы происходит планирование деятельности по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних, поэтому необходимо:

    распределение (сообразно целям и задачам деятельности) участия и ответственности всех привлеченных к реализации программы сторон;

    определение цели педагогического воздействия, средства, исполнителей;

    способствование активизации и развитию личностных ресурсов ребенка и его семьи, формировать и поддерживать мотивацию на преодоление возникших трудностей;

    предупреждение отклонения в поведении обучающегося

    содействие в получении ребенком необходимых видов помощи и поддержке в разрешении трудной жизненной ситуации;

    продумывание методов и форм работы с ребенком и его окружением по улучшению трудной жизненной ситуации;

    осуществление представительства и защиты прав ребенка и семьи в учреждениях системы профилактики;

    продумывание вовлечения обучающихся в различные виды положительной социальной деятельности и обеспечение успеха в ней,

    необходимо предусмотреть изменения характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

    способствование изменению условий семейного воспитания (исходя из возможностей школы), привлекая для этой цели службы и ведомства системы профилактики.

Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.

Все проблемы детей возникают в семье. Вовремя выявить проблему и попытаться решить её – основная задача работы классного руководителя, социального педагога, школы в целом.

ФГБОУ ВО «Мурманский арктический

государственный университет»

г. Мурманск, Россия

РАБОТА С СЕМЬЯМИ,

НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Аннотация. Данная статья посвящена особенностям работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, принципам и направлениям работы социальных служб, ведущих патронажную деятельность в данных семьях.

Ключевые слова: семья, трудная жизненная ситуация, типология трудных жизненных ситуаций, социальная поддержка.

I . A . Kulikova ,

FSBEI HE «Murmansk state

arctic university»

Murmansk, Russia

WORK WITH FAMILIES,
IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

Annotation. This article deals with the peculiarities of working with families in difficult life situations, the principles and directions of social services, leading nursing activities in these families.

Keywords: family, a difficult life situation, the typology of difficult life situations, social support.

Причин попадания семьи в трудную жизненную ситуацию множество, и самые распространённые – ухудшение социально-экономического и материального положения, нарушение семейных традиций и нравственных устоев. На фоне этих трудностей происходит разрушение психологического микросоциума семьи, изменяются отношения родителей к детям и наоборот, воспитательная функция ослабевает или сходит на нет, микроклимат семьи не позволяет вести нормальную жизнь. Часто члены таких семей оказываются не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений .

Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнь человека по следующим причинам: неспособность к самообслуживанию (преклонный возраст, болезнь, инвалидность), потеря близких, работы, жилья, малообеспеченность, конфликты, жестокое обращение, негативные привычки членов семьи (алкоголизм, наркомания, игромания), заключение кого-либо из родственников под стражу .

Потенциал решения проблем во всех семьях разный: некоторым достаточно указать на проблему и помочь выработать пути её решения, другим – в силу скудных интеллектуальных, моральных или финансовых ресурсов – необходимо длительное сопровождение специалистов (психологов, юристов, социальных работников), постоянный контроль за ситуацией в семье.

Рассмотрим типы семей по статусу и специфике социально-психологических проблем родителей и детей :

1. Неполная неблагополучная семья

2. Алкоголизированная (наркоманизированная) семья

3. Малообеспеченная неблагополучная семья

4. Конфликтная семья

5. Неблагополучная семья, имеющая ребёнка с ограниченными возможностями

6. Неблагополучная опекунская семья (семья, имеющая приёмных детей).

Для выявления степени реагирования и необходимости включения специалистов данные семьи распределены по целевым группам (при определении степени трудности в первую очередь учитываются интересы ребёнка/детей данной семьи) :

1. Социальное неблагополучие (определённые экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, не повлекшие нарушение прав ребёнка);

2. Риск (экономические, юридические, психолого-педагогические проблемы, повлекшие нарушение прав ребёнка без угрозы его здоровью и жизни);

3. Социально опасное положение (экономические, юридические, психолого-педагогические или медицинские проблемы, повлекшие за собой нарушение прав ребенка, а также представляющие угрозу его здоровью и жизни).

На первом этапе проводится посещение семей с целью обследования условий проживания, а также воспитания несовершеннолетних, знакомство с семьями, диагностика детско-родительских отношений, консультации специалистов. На втором этапе также осуществляется патронаж семей, проводятся индивидуальные и семейные консультации; выявляются неустранённые проблемы, определяются пути реализации следующих шагов для оптимизации ситуации; при необходимости добавляются ресурсы к достижению цели (обычно это консультатции и помощь конкретных специалистов или должностных лиц). На третьем этапе обязательным остаётся патронатное посещение, консультации специалистов, подключение к решению проблем органов самоуправления, работников культуры, медицины, вовлечение в деятельность членов семьи, при необходимости – изъятие детей из семьи .

Необходимо отметить, что работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, должна включать в себя несколько уровней: консультации социального педагога, материальное обеспечение несовершеннолетних детей и создание им жилищно-бытовых условий для проживания, трудоустройство родителей, посещение семьи специалистами. Отслеживание результатов происходит путём бесед, анкетирования членов семьи, опроса соседей, учителей, общественных лиц, диагностики детско-родительских отношений.

В настоящее время система социальной поддержки имеет главную цель: создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации отметим следующие : обеспечение реального доступа к получению образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

Реалии современной жизни требуют развития новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, обновления функций действующих, появления в их структуре новых служб социально-педагогической направленности. Необходимо расширение потенциальных возможностей образовательных учреждений в разработке и использовании эффективных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей, использования ресурсов социальных партнёров.

Считаем нужным отметить, что система социальной поддержки семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, складывается как межведомственная (предполагает взаимодействие учреждений образования, культуры, социальной защиты, медицины), и трудностью в работе становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности.

Также определённой трудностью в данном направлении работы мы видим возникновение новых форм отклоняющегося поведения членов семьи, таких как игромания, компьютерная зависимость. Трудность заключается сравнительной «молодости» этих явлений, отсутствию наработанных и эффективных форм и методов работы в данном направлении. А между тем, компьютеро- и игромания всё чаще и чаще становятся причинами серьёзных нарушений в здоровой жизни семьи; известны случаи трагических последствий этими современными увлечениями.

Выделим ряд основных направлений по обеспечению социальной поддержки семьям :

    пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

    изучение, диагностирование, конструктивное разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

    выявление запросов, потребностей детей с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

    индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;

    индивидуальное сопровождение ребенка;

    организация досуговой деятельности несовершеннолетних;

    организация реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей;

    проведение летних профильных смен;

    организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;

    организация работы с одаренными детьми;

    поощрение и поддержка социального партнёрства, введение в штат образовательных организаций дополнительных единиц для психологов и социальных педагогов: любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без объективного понимания всей ситуации в совокупности её составляющих. Эффективная работа возможна только тогда, когда чётко выстроена сама система.

Необходимо создание определённого «банка данных» семей (особенно в которых есть дети) во всех муниципалитетах для возможности оперативного реагирования, а для этого, в свою очередь, нужна система скоординированных действий социальных партнёров по осуществлению целого комплекса мероприятий для успешного преодоления семьёй трудной жизненной ситуации.

Список литературы:

    Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

    Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей//Социальное обслуживание. – 2004. – № 3. – С. 50-85.

    Власова Н., Снурникова Н., Хольмберг Б. Мобилизация социального окружения детей и семей в кризисной ситуации. – М. : Стокгольмский Университет, ГУ СРЦ «Отрадное», 2005.

    Канкин В.Г. Неблагополучная семья в социальном контексте современной России: Дис. ... канд. социол. наук. Краснодар. 2005. 137 с.

    Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. – М., 2010. 47 с.

    Методы и технологии работы с семьей: практики разрешения семейных проблем / под науч. ред. Е. В. Куфтяк. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010.

    Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально- педагогическая поддержка детей группы риска. – М. : Академия, 2004.

    Российский статистический ежегодник //http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078, дата обращения 21.02.2016.

    Склюева Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Н.П. Федоровой, Н.М. Малаховой. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям», 2004.

ПЛАН

работы с семьями обучаемых, находящихся в трудной жизненной ситуации

Наименование мероприятий

Сроки

Исполнители

Знакомство с семьями обучающихся.

Сентябрь-октябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители,

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Октябрь.

В течение года

Разработка индивидуальных программ реабилитации семей обучающихся, находящихся в социально – опасном положении

Октябрь – ноябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Внесение в банки (муниципальный, региональный) данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Октябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Текущие и контрольные посещение семей обучающихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), оказание помощи семье.

В течение года

Классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства

Индивидуальные беседы, диагностика семей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Проведение профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Проведение разъяснительной работы по вопросам правовой культуры.

В течение года

Оказание помощи в получении необходимых документов для получения:

Социальных пособий;

Получения материальной и другой помощи;

Бесплатных учебников;

Помощи устройства несовершеннолетних на воспитание в семью, под опеку или попечительство;

На работу;

В учебное заведение.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Организация летнего отдыха

Во время летних каникул.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Профилактика негативного семейного воспитания.

совместные рейды с инспекторами ПДН ОМ города в семьи «трудных» обучаемых и социально незащищенные семьи;

Приглашение в ОУ для беседы с администрацией;

Подготовка и передача материалов в КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования с целью привлечения внимания родителей и опекунов к судьбе детей;

Приглашение на заседание КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования;

Изоляция беспризорных детей из неблагополучных семей в реабилитационный центр

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор охране прав детства, инспектора ПДН ОМ города

Взаимодействие с ГУЦЗН с целью организации временной занятости несовершеннолетних.

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

В течение года.

Зам. директора по ВР, классные руководители

Информационно – методическая работа с родителями по изучению статей Конституции РФ и Гражданского и Уголовного Кодекса РФ.

В течение года.

Информационная помощь родителям по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (наркомания, табакокурение, алкоголизм, здоровый образ жизни)

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, школьный инспектор

Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: участие в творческих конкурсах, участие в организации мероприятий школы и класса, изучение индивидуально психологических особенностей учащихся, в связи с выбором профессии, проведение проф. консультирования.

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, библиотекарь, специалисты ГУЦЗН.

Психолого-педагогическое консультирование для родителей.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, тест-опросник)

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Индивидуальные семейные консультации

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Привлечение родительской общественности к управлению ОУ через работу родительских комитетов, родительское собрание

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Организация встреч и консультации со специалистами (Детского психологического центра, врачом-психиатром, врачом-наркологом и др.)

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства