Ознакомление с окружающим в подготовительной группе осень. Конспект непосредственно организованной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Осень" (подготовительная группа). Основная ОО: «Познавательное развитие»

«Что нам известно об Осени?» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Сценарий занятия (НОД) на тему: «Что нам известно об Осени»

  • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
  • Закрепить навыки ориентирования, умения работать в коллективе.
  • Развивать умение находить и видеть красивое в природе, развивать мышление и познавательную активность, творческие и коммуникативные способности детей, показать уникальность и значимость осенних даров для человека;
  • Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Группа украшена букетами из осенних листьев и цветов, на столах - вазы с фруктами и овощами, поделки из природного материала.

Ведущий: Уже горят огнем рябины кисти,

И пожелтели на березах листья,

И пенья птиц уже не слышно вовсе,

И тихо- тихо к нам приходит

Осень. Звучит тихая музыка.

Входит осень и ее свита: Сентябрина, Октябрина, Ноябрина.

Загадки о явлениях природы.

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина. (Туман)

Сентябрина.

Летит, рычит, ветки ломает,

Пыль поднимает.

Слышишь его, но не видишь его. (Ветер)

Октябрина.

С неба пришел,

В землю ушел. (Дождь)

Ноябрина.

Меня никто не видит,

А всякий слышит.

А спутницу мою

Всяк может видеть,

Но никто не слышит. (Гром, молния)

Ведущий. Осень- время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Викторина «Закончи пословицу»

Кто не работает… (тот не ест) .

Землю красит солнце, а… (человека- труд) .

Где труд, там и (счастье).

Не поклоняясь до земли и … (грибка не поднимешь).

Откладывай безделье, да … (не откладывай дела).

Делу время, а … (потехе час).

Ведущий. А теперь мы с вами отправимся в сад, в огород- туда, где идет уборка, и посмотрим, что же выросло и созрело к осени.

Игра «Подскажи словечко»

Проводит Осень и ее свита.

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в стручке-

Саблевидном кулачке.

Не раскусишь, коль засох,

Называется … (Горох).

Я лежу на грядке гордо,

Греет солнце мой бочок.

Я – зелёный, вкусный, твёрдый,

И зовусь я … (Кабачок)

Оранжевый спрятан корешок

Сверху виден лишь вершок.

А подцепишь ловко –

И в руках. (Морковка)

Красный вкусный, хоть не сладкий.

Зреет на обычной грядке,

Но, как в сказке, с давних пор

Все зовут его: «Синьор»! (Помидор)

Этот овощ вот уж диво,

Круглый, вкусный и красивый,

Приготовим с ним обед,

Запеканку, винегрет,

Цвет у яств совсем не блёклый,

Главная на кухне (Свёкла)

Игра «Ягодная викторина» Проводит Осень.

Осень. Скажите, какие вы знаете ягоды, названия которых начинаются с этих букв З, Б, О, Р, М, Ч, С (Земляника, Брусника, Облепиха, Рябина, Малина, Черника, Смородина).

Игра «Кто быстрее» Участвуют двое или трое детей.

Каждый получает вазу с фруктами и овощами. Побеждает тот, кто быстрее отделит фрукты от овощей.

«Грибная викторина» Проводят свита Осени.

1. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

2. Какие грибы появляются первыми? (Строчки, сморчки)

3. Для кого мухомор не является ядовитым? (оленя, лося)

4. Какие растения не имеют корней, стеблей и листьев? (Грибы).

5. Как называются семена грибов? (Споры).

6. Как по-другому называют гриб боровик? (Белый гриб).

7. Какие «дружные» грибы похожи на зонтики со своими тонкими ножками и пикантными желтоватыми шляпками? (Опята).

8. Какие грибы своими шляпками напоминают красивые розоватые лужицы с бегущими волнами? (Волнушки).

9. У каких грибов, растущих группками в сосново-березовых лесах, шляпки похожи на широкие дудочки и бывают белого, черного или желтого цвета? (У груздей).

10. Как называются грибы с крепкими белыми ножками и тугими красными или оранжевыми шляпками? (Подосиновики).

11. У каких ядовитых грибов шляпки бывают не только красные, но даже зеленые, серые или совершенно белые? (У мухоморов).

12. Какие ядовитые грибы можно узнать по бледно-зеленой шляпке, похожей снизу на гармошку? (Бледные поганки).

13. Какие грибы похожи и на подосиновики (только с коричневатыми или серыми шляпками, и на боровики (только размером поменьше и потоньше? (Подберезовики).

Ведущий. В нашем зале много букетов и поделок, в которых использованы листья и плоды разных деревьев, кустарников. Сейчас Осень задает вам загадки об этих растениях.

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки. (Берёза)

В том лесу, не в огороде,

Только осень на подходе,

Новый у нее наряд,

Бусы красные висят. (Рябина)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту. (Сосна)

Что же это за девица: Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Елка)

Ведущий. И на последок мы с вами немного поиграем. А игра называется «Определи на вкус».

Играющим завязываются глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно назовет фрукт или овощ, получает плод в подарок.

Осень и ее свита подводят итоги конкурсов на самый лучший букет и самую интересную игрушку- поделку из природного материала.

Победители награждаются призами. Осень всех приглашает всех к столу- отведать пирогов, фруктов и орешков.

Проводится чаепитие.

Никитина Инна Александровна
Воспитатель

Программное содержание:
1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября.
2. Развивать память, речь, сообразительность.
3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы.
Словарная работа:
Ревун, листопадник, листогной.
Материал:
Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки».
Предварительная работа:
Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет.
Ход занятия:
Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям)
— Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму)
Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости.
Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?»
(Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки».
Воспитатель: Посмотрите — кА, ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Появляется старичок — лесовичок.
Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки!
(Дети здороваются)
Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?»
Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку.
Воспитатель: Попробуем ребята!
(усаживаем детей полукругом)
Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно.
Старичок — лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?»
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает?
(Ответы детей)
Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень:
— Осень, осень золотая (идем по кругу)
Приди осень с радостью (поклон)
С великой милостью
С караваем высоким (подтянуться)
С корнем глубоким (наклониться)
С дождями сильными (в ладоши)
С дарами обильными (руки вперед)
(Повторяем 2 раза)
(Входит осень)
Осень: Я леса разукрасила
Паутинки развесила
Землю к празднику прибрала
Я из далека шла, много радости, веселья принесла.
Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали?
Воспитатель: — А кто твои ребятки?
Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки)
Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун.
Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель: — А как его еще можно назвать?
(Ответы детей)
Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник.
Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали?
Воспитатель: — А как вы бы его назвали?
(Ответы детей)
Осень: — А самый младший сын — это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. (воспитатель задает тот же вопрос))
— У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки)
(Старичок отбирает фотографии и путает)
Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду?
Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии.
(Дети ищут)
Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки?
(Ответы детей)
Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку)
— До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете.
(Осень и лесовичок уходят)
Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня?
(ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем.
-А вы все запомнили?
(Ответы детей)
Усаживаем детей за стол
Воспитатель: Дети что вы нарисовали?
(Ответы детей)
— А как в народе их называют?
(Ответы детей)
— А почему же их так называют?
(Ответы детей)
— Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

  • Ирина Баранова
    Интегрированное занятие по окружающему миру в подготовительной к школе группе на тему «Осень»

    Целевые ориентиры : Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении.

    Образовательные задачи : Закрепить знания детей о характерных признаках осени . Учить находить их в природе. Уточнить представления об изменениях происходящих осенью в жизни птиц и растений. Продолжать учить различать некоторые деревья. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Совершенствовать умение силуэтного вырезания по заранее нарисованному контуру.

    Развивающие задачи : развивать внимание и память.

    Воспитательные задачи : воспитывать познавательный интерес , бережное отношение к природе. Воспитывать эстетические качества, умение работать сообща.

    Материал : картинки птиц, ватман с нарисованными стволами деревьев. Раздаточный материал – ножницы, силуэты листьев на цветной бумаге, клей, салфетки.

    Предварительная работа : Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение стихов, отгадывание загадок об осени , рассматривание иллюстраций по теме «Осень » , беседа о перелетных птицах; различные дидактические игры, различные виды вырезывания из цветной бумаги.

    Цели интеграции : познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

    Способы интеграции : соподчинение

    Интегрирующие факторы : тема, задачи.

    ОО «Речевое развитие» : закрепить у детей речевую активность.

    ОО» Познание»:: Обобщить и систематизировать знания детей об характерных признаках осени .

    ОО «Художественно-эстетическое» : закрепить умение создавать прекрасное своими руками.

    Ход занятия:

    Орг. Момент

    Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный» . Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста» .

    Итак, слушайте : «Сели все» , «Быстро все сели» , «Садитесь, пожалуйста» .

    Дети садятся полукругом.

    Воспитатель : Хорошо, вы любите загадки? Умеете их отгадывать? Послушайте мою загадку.

    Пришла без красок,

    И без кисти,

    И перекрасила все листья.

    Воспитатель : Про какое время года эта загадка?

    Дети : Осень .

    Воспитатель : хорошо. Осень прекрасное время года, у неё есть три периода, какие?

    Дети : Ранняя, золотая, поздняя.

    Воспитатель : молодцы, а какие осенние месяцы вы знаете ?

    Дети : сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель : правильно. Что происходит с природой осенью , назовите приметы осени ?

    Дети : С деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче.

    Воспитатель : Правильно. Птицы начинают улетать в октябре, а вы знаете какие птицы улетают первыми?

    Дети : Стрижи и ласточки

    Воспитатель : правильно, а почему?

    Дети : С наступлением холодов насекомые пропадают.

    Воспитатель : молодцы. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном.

    Воспитатель : Последними улетают гуси, утки, лебеди. А вы знаете почему?

    Дети : Пока водоемы не замерзли, корма им хватает

    Воспитатель : А вы знаете что птицы летят по разному?

    Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком,а маленькие птички не любят порядка, поэтому летят большой стаей.

    Воспитатель : Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными) .А птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие) .

    Воспитатель : Как мы можем помочь зимующим птицам?

    Дети : Развесить кормушки и подкармливать птиц.

    Воспитатель :

    Смотрите, ребята, какие красивые и разные листья принесла нам осень . Давайте посмотрим, с какого дерева этот лист (с дуба, значит он (дубовый,а этот (с берёзы) значит он (берёзовый) А ещё у нас есть лист (клёна) значит он (кленовый)

    Воспитатель : Ребята, а сейчас мы поиграем в игру : «Какая погода бывает осенью » Я говорю предложение,а вы должны ответить одним словом. Погода бывает какая? (воспитатель по очереди передаёт листок детям и они дают ответ)

    Когда идет дождь - дождливая,

    Когда дует ветер – ветреная,

    Холодно – холодная,

    Пасмурно – пасмурная,

    Сыро – сырая,

    Хмуро – хмурая,

    Ясно – ясная.

    А как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев?

    Дети : Листопад

    Воспитатель : Ребята, что бы красота осеннего листопада могла нас долго радовать, предлагаю вам сделать его у нас в группе , а поможет нам в этом аппликация. У нас три вида листьев и три разных дерева нарисованы на ватмане. Стволы каких деревьев у нас нарисованы? Предлагаю вам выбрать листок, вырезать его по контору и приклеить к нужному стволу дерева и под деревом. И у нас получиться настоящий листопад. Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с ножницами.

    Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

    Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

    Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

    Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

    Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

    Ножницами нельзя вырезать на ходу

    А теперь разомнем наши пальчики и начнем вырезать листочки.

    Пальчиковая гимнастика : «Осенью »

    Разбросала осень листья ,

    (делают волнообразные движения ладонями)

    Разукрасила их кистью.

    (делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

    Мы в осенний парк пойдем ,

    (шагают пальцами обеих рук)

    В букеты листья соберем.

    (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

    Лист кленовый, лист с осинки,

    Лист дубовый, лист рябинки,

    Рыжий тополиный лист

    (поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

    На дорожку спрыгнул вниз.

    (звонко хлопают в ладоши)

    (И. Михеева)

    (Дети выполняют работу под музыку) .

    Воспитатель : Молодцы!

    Воспитатель : Ребята мне так понравилось, как вы сегодня старались, были внимательными, хорошо выполняли все задания. Посмотрите какой красивый получился листопад. И осень приготовила для вас подарки. (Воспитатель раздает яблоки.)

    Публикации по теме:

    Интегрированное занятие по окружающему миру и математике в старшей группе «Прогулка по весеннему лесу» Интегрированное занятие в старшей группе по окружающему миру и математике «Прогулка по весеннему лесу» Виды деятельности: познавательно.

    Конспект занятия по окружающему миру с детьми подготовительной к школе группы «Зима. Зимние забавы» Задачи: Образовательные: Уточнять и расширять представления о зиме, ее приметах. Уточнять и активизировать словарь по теме, учить отвечать.

    Открытое занятие по окружающему миру в средней группе «Виды транспорта» Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе «ВИДЫ ТРАНСПОРТА» Подготовила воспитатель Стрельцова С. Е. Цель: закрепление.

    Познавательная прогулка по окружающему миру «Осень золотая» Конспект ООД по окружающему миру во 2 младшей группе «Золотая осень» Воспитатель: Сорокина Татьяна Александровна Непосредственно образовательная.

    Занятие для подготовительной группы по окружающему миру «Планета животных» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы. Цели: Расширять.

    Занятие по окружающему миру в первой младшей группе «Котенок Пушок» Конспект занятия «Котенок Пушок». Цель: дать детям представление о домашних животных и их детенышах. Задачи: Образовательные: - учить.

    Наталья Чекалина
    «Дары осени. Золотая осень». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

    Цель :

    Развитие речи,

    Логического мышления

    Закрепление знания об овощах, фруктах.

    Задачи :

    Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фруктов

    Расширять и активизировать словарный запас детей

    Повторить характерные свойства овощей и фруктов,

    Воспитывать бережное отношение к природе,

    Расширять и активизировать словарный запас детей,

    Развивать память, внимание, мышление,

    Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью,

    Развивать умение работать сообща.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята. Поздороваемся друг с другом передав друг другу свое хорошее настроение (улыбнулись друг другу) .А теперь садимся на свои места.

    Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?. Начнем наше путешествие.

    2. Вступительная часть (актуализация знаний о времени года-осень ) :

    Ребята. Сегодня мы с вами побываем в гостях у Королевы Осени и ее помощников . Увидим какие дары она нам приготовила . А сейчас мы с вами узнаем кто помощники золотой осени . (изображение 3 поросят)

    Жили – были поросята,

    Три веселых дружных брата

    Летом бегали, играли,

    Холода совсем не ждали

    Вскоре осень наступила

    Поросят предупредила

    «Нужно урожай собрать сполна

    Скоро к вам придет зима!»

    Поможем поросятам выяснить какой урожай можно собрать осенью , и добраться до него. Но прежде скажите :

    Почему осенью опадают листья с деревьев? (Потому что прекращается сокодвижение в деревьях, листья перестают получать питательные вещества).

    Какие три осенних месяца вы знаете (сентябрь, октябрь, ноябрь) .

    По каким признакам можно узнать, что наступила осень (солнце греет слабее, дни стали короче, ночи длиннее, листья на деревьях пожелтели, люди стали одеваться теплее, чаще идут дожди, на улице стало холодно и т. д.).

    Молодцы ребята вспомнили о золотой осени . Мы не зря вспоминали о ней.

    3. Основная часть (Развитие мышления, развитие познавательных умений , умение использовать диалогический метод обучения, логическое развитие).

    Ребята, Королева Осень припасла поросятам свои дары – урожай , но прежде чем она отдаст им их, она приготовила несколько заданий для вас и поросят, а в этом ей помогут поросята.

    (слайд 2 поросенок ниф ниф )

    У поросенка Ниф Ниф такое задание : (слайды 3-25)

    Прежде назовите поочереди фрукты и овощи, которые растут у вас и ваших родных в огородах (дети называют) . А теперь :

    НАЗОВИТЕ ФРУКТЫ И ОВОЩИ. ИГРА «Где растет» : У ВАС НА СТОЛАХ ЛЕЖАТ ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ, ЗЕМЛЯ. ВАША ЦЕЛЬ – ПРИ ПОЯВЛЕНИИ КАКОГО –ЛИБО ФРУКТА ИЛИ ОВОЩА ВАМ НУЖНО БУДЕТ ПОДНЯТЬ ТОТ РИСУНОК,который объясняет, ГДЕ РАСТУТ ФРУКТЫ И ЯГОДЫ, а так же дать ответ на вопрос : В чем польза?

    Молодцы ребята, славно справились с первым заданием.

    А сейчас немного отдохнем : (слайд листья)

    Физминутка :

    Мы листики осенние ,

    На ветках мы сидим.

    (присесть)

    Дунул ветер – полетели,

    Мы летели, мы летели.

    (взмахи руками в стороны, кружиться вокруг себя )

    И на землю тихо сели.

    (присесть)

    Ветер снова набежал,

    И листочки все поднял

    (взмахи руками над головой)

    Закружились, полетели,

    И на землю тихо сели.

    (сели на свои места)

    А теперь садимся на свои места.

    Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?. Начнем (слайд 27)

    А давайте прослушаем задание Нуф Нуфа :

    НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ : НАЗОВИТЕ ФРУКТ ИЛИ ОВОЩ ПОХОЖИЙ НА ГЕОМЕТРИЧЕСКУЮ ФИГУРУ (КРУГ, ОВАЛ,ТРЕУГОЛЬНИК,ПРЯМОУГОЛЬНИК) .

    Молодцы. Мы плавно переходим к следующему заданию. (слайд 36)

    Поприветствуем третьего поросенка . Кто скажет как его зовут? (Наф Наф) . Верно. Он тоже с заданием :

    ПОЧЕМУ ОСЕНЬ НАЗЫВАЮТ ЗОЛОТОЙ ? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ – ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВЛАДЕНИЕМ ОСЕНИ ?

    (золотая , потому что много оттенков золотого цвета , оранжевый желтый, красный. Владения – вся окружающая природа , только на 3 осенних месяца ) которые вы уже называли.

    Молодцы мы бес всяких затруднений справились с заданиями, но нам приготовил задание еще один сказочный герой из сказки «три поросенка » , кто это как вы думаете (волк) (слайд 38)

    Но будьте осторожны, он может запутать вас, чтобы вы не смогли добраться до Золотой Королевы Осени . Смотрим внимательно (картинка с смешанными контурами овощей и фруктов)

    Молодцы! Вам преграда ни по чем! А за то, что вы справились со всеми заданиями, волк передал вам волшебные слова, с помощью которых мы сможем увидеть Королеву и ее владения!

    Ребенок рассказывает стихотворение про осень .

    (Во время рассказа показываются слайды с изображением осени , а в конце и сама Королева осень .

    Ребята молодцы, вы помогли поросятам добраться до урожаев.

    В благодарность за вашу помощь Поросята поделились с вами своим урожаем (яблоки для детей) .

    На этом наш путешествие во владения Золотой осени подошел к концу .

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 131

    Проект

    «Разноцветная осень»

    Для детей подготовительной группы №10

    ВОСПИТАТЕЛИ:

    БЕЛОВА Е. В.

    Вид проекта :

    Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

    Сроки реализации:

    Краткосрочный с 15.10.18-26.10.18 г.

    Участники проекта:

    дети, воспитатели, подготовительной группы, родители воспитанников.

    Проблема: Какой бывает осень? Как деревья готовятся к зиме? Что она нам приносит?

    Актуальность

    Осень – это не только слякоть, пронизывающий холод… Осень – это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Ведь для ребенка осень столько чудесного и необычного приносит.

    В последнее время остро стоит вопрос экологии окружающей среды, поэтому на занятиях с детьми необходимо прививать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтобы любить природу, ее надо знать, а чтобы знать, необходимо изучать и наблюдать за изменениями, происходящими в природе. В процессе познания природы не только формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, но и чувство ответственности за свои поступки. Если ребенок научится наблюдать за природой, то он научится и ценить окружающий его мир. В связи с этим, главная задача – учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений.

    Цель:

    Расширять и систематизировать знание детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях.

    Задачи:

      углубить.представления об изменениях в природе осенью;

      развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

      привлечь внимания к окружающим природным объектам;

      развивать умение видеть красоту природного мира, разнообразия его красок и форм;

      пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», хлебе (процесс выращивания и изготовления хлеба);

      Расширять знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

      расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;

      воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.

    Предполагаемые результаты:

      углубляет и расширяет знания об осени, ее признаках и дарах;

      Пополняет словарный запас;

      развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;

      стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;

      разнообразит способы сотрудничества;

      развивает художественно-творческие навыки.

    Используемые виды деятельности:

    • Чтение художественной литературы;

      Изобразительная;

      Конструирование из природных материалов.

    Продукт проектной деятельности.

    Выставка поделок из природного материала «Разноцветная осень»

    1 этап. Организационно-подготовительный этап.

    Воспитатели:

    Подбор материала и оборудования для образовательной, игровой деятельности с детьми.

    Сотрудничество с родителями:

    Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы.

    Совместное с детьми изготовление поделок из природного материала для выставки «Разноцветная осень».

    2. этап. Практический.

    Образовательные области.

    Виды детской деятельности.

    Социально- коммуникативное развитие

    Социальный мир

    Сюжетно-ролевые игры :

    21.10. «В овощном магазине»

    28.10. «Овощной магазин»,

    27.10. «Дети помогают готовить обед».

    Дидактические игры :

    19.10. «Времена года»,

    22.10. «Выбери предмет»,

    23.10. «Из чего сделано?»,

    26.10«Пятый лишний».

    27.10.«Бывает, не бывает»,

    28.10.«Подбери картинки к предмету»

    29.10.«Что это такое»

    28.10. «Подбери картинки к предмету».

    Труд

    Сбор природного материала на прогулке.

    Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

    Познавательное развитие

    Мир природы

    26.10. НОД: Познавательное развитие: Мир природы

    Тема: «Путешествие в осенний лес»Цели: Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений

    16.10. «Золотая осень»,

    17.10. «Жизнь природы осенью»;

    18.10.«Овощи, фрукты, грибы»,

    18.10. «Животный и растительный мир осеннего леса»;

    19.10.«Какой дождь осенью?»,

    19.10.«Птицы осенью»,

    19.10. «Что происходит осенью с природой?»,

    22.10. «Осенний ветер»,

    22.10. «Первые заморозки»,

    23.10.«Наблюдение за красотой природы»,

    24.10. «Чем отличается ель от других деревьев осенью?»,

    25.10.«Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?»,

    Дидактическая игра

    19.10.«Найди предмет той же формы»

    22.10. «Подбери по форме».

    24.10 «Какое время года?»

    Речевое развитие

    Развитие речи

    Творческое рассказывание детей по темам

    22.10. «Мы гуляли на участке»,

    25.10. «Что я видел в парке?»

    Дидактическая игра

    19.10. «Скажи по-другому»

    23.10. «Бывает – не бывает»

    Пальчиковые игры

    22.10." Капуста",

    25.10. "Хозяйка однажды с базара пришла"

    Рассматривание иллюстраций об осени

    Чтение художественной литературы

    24.10 Речевое развитие (чтение худ.лит-ры)

    НОД Тема: «Осинкам холодно» Пришвин М.

    Цель: Обобщить представления о лесе осенью, упражнять в подборе определений к «лесным» словам

    Чтение и заучивание стихотворений об осени:

    22.10. Е. Трутнева «Осень»;

    А. Плещеев «Осенняя песенка»

    23.10. М. Ивенсен «Падают, падают листья»

    И. Мазнин «Все быстрее облетают клены»

    24.10. М. Ивенсен «Падают, падают листья»

    А. СтепановПотемнели ветви, от воды туман,

    25.10. А. Плещеев «Осень наступила..»

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»,

    25.10. В. Орлова «Листья».

    16.10. И Семенова«Березка»

    17.10. Пословицы, поговорки, загадки об осени.

    18.10. Пословицы, поговорки, загадки об осени.

    19.10. Чтение рассказа В. Сутеева «Под грибом»

    Художественно-эстетическое развитие

    Рисование:

    16.10. Тема НОД: «Лес точно терем расписной..»

    23.10.Тема НОД; «Осенний пейзаж»

    Лепка:

    17.10. «Ветка рябины»

    24.10. «За грибами в лес осенний»,

    Аппликация:

    18.10. «Ваза с фруктами»,

    Ручной труд:

    25.10. «Осенний ковер» (природный материал)

    Музыка

    Музыкально-дидактическая игра

    19.10.«Угадай мелодию»

    Слушание: П. И. Чайковский "Времена года".

    Разучивание песен об осени «Зонтик», «Осень»

    Презентации:

    22.10 «Хлеб- всему голова»

    25.10. «Осенняя пора»

    Культурно - досуговая деятельность:

    19.10. Оформление выставки семейных поделок: «Осенний вальс».

    24.10. Оформление стенда «Разноцветная осень»

    26.10. Осенний утренник

    3-й этап – заключительный.

      Награждение участников конкурса «Осенний вальс».

      Подведение итогов проекта.

    Приложение

    Беседа об осени

    ЦЕЛЬ:
    расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру

    Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»

    ЦЕЛЬ:
    учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе

    Чтение произведения В. Сутеева «Под грибом»

    ЦЕЛЬ:
    продолжать учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку; развивать интерес к художественной литературе; воспитывать дружелюбие, заботливое отношение друг к другу загадки о грибах

    Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»

    ЦЕЛЬ:
    продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить

    Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

    ЦЕЛЬ:
    учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

    Дорогие наши мамы и папы!
    Просим Вас:







    - сходить в лес за грибами;





    В. Сутеев «Под грибом»

    Как-то застал Муравья сильный дождь.

    Куда спрятаться?

    Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом - дождь пережидает.

    А дождь идёт всё сильнее и сильнее...

    Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

    Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я - лететь не могу!
    - Куда же я пущу тебя? - говорит муравей. - Я один тут кое-как уместился.
    - Ничего! В тесноте, да не в обиде.

    Пустил Муравей Бабочку под грибок.

    А дождь ещё сильнее идёт...

    Бежит мимо Мышка:

    Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт. - Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
    - Потеснитесь немножко!

    Потеснились - пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт...

    Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

    Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
    - Тут места нет.
    - Подвиньтесь, пожалуйста!
    - Ладно.

    Подвинулись - нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

    Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится!.. - Жалко Зайца, - говорит Муравей. - Давайте ещё потеснимся.

    Только спрятали Зайца - Лиса прибежала.

    Зайца не видели? - спрашивает.
    - Не видели.

    Подошла Лиса поближе, понюхала:

    Не тут ли он спрятался?
    - Где ему тут спрятаться!

    Махнула Лиса хвостом и ушла.

    К тому времени дождик прошёл - солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба -Муравей задумался и говорит:

    Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
    - Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! - засмеялся кто-то.

    Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

    Эх, вы! Гриб-то...

    Не досказала и ускакала.

    Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

    А вы догадались?

    Е. Трутнева «Осень»;

    Стало вдруг светлее вдвое,
    Двор как в солнечных лучах -
    Это платье золотое
    У берёзки на плечах.

    У калины и рябины
    Вьются стаями дрозды...
    Под окошком георгины
    Красотой своей горды.

    А. С. Пушкина

    Унылая пора! Очей очарованье!
    Приятна мне твоя прощальная краса
    Люблю я пышное природы увяданье,
    В багрец и в золото одетые леса,
    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
    И мглой волнистою покрыты небеса,
    И редкий солнца луч, и первые морозы,
    И отдаленные седой зимы угрозы.

    Е. Трутневой «Листопад»

    Под ногой похрустывают льдинки,
    Ничего не видно. Темнота.
    И шуршат листочки - невидимки,
    Облетая с каждого куста.
    Осень ходит по дорогам лета,
    Всё притихло, отдыхать легко.
    Только в небе празднично от света –
    Небо все созвездия зажгло!..
    С золотыми листиками схожи,
    Звёзды с неба сыплются… летят...
    Будто в тёмном, звёздном небе тоже
    Наступил осенний листопад

    А. Плещеев «Осенняя песенка»

    Миновало лето,
    Осень наступила.
    На полях и в рощах
    Пусто и уныло.
    Птички улетели,
    Стали дни короче,
    Солнышка не видно,
    Темны, темны ночи.


    М. Ивенсен «Падают, падают листья»

    Падают, падают листья.
    В нашем саду листопад...
    Желтые, красные листья
    По ветру вьются, летят.
    Птицы на юг улетают,
    Гуси, грачи, журавли.
    Вот уж последняя стая
    Крыльями машет вдали.
    В руки возьмем по корзинке,
    В лес за грибами пойдем,
    Пахнут пеньки и тропинки
    Вкусным осеннним грибом


    С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...»

    Уж небо осенью дышало,
    Уж реже солнышко блистало,
    Короче становился день,
    Лесов таинственная сень
    С печальным шумом обнажалась,
    Ложился на поля туман,
    Гусей крикливый караван
    Тянулся к югу: приближалась
    Довольно скучная пора;
    Стоял ноябрь уж у двора.

    Дорогие наши мамы и папы!

    В нашей группе проходит реализация проекта

    «Разноцветная осень»
    Просим Вас:

    Прочитать нам произведения об осени Е. Трутневой «Листопад», И. Бунина «Лес, точно терем расписной», К. Бальмонта «Веселая осень»; стихотворения А. Плещеева «Миновало лето» М. Ивенсен «Падают, падают листья»;
    - выучить стихотворение И. Бунина или А. Толстого об осени
    - рассмотреть картины русских и зарубежных художников об осени;
    - погулять по осеннему лесу, посмотреть листопад;
    - составить букет из осенних листьев(для дома)
    - посетить музей изобразительных искусств или картинную галерею;
    - сходить в лес за грибами;
    - заучить приметы и загадки об осени;
    - почитать и рассмотреть энциклопедию о грибах;
    - собрать семена разных растений;
    - прослушать произведения русских и зарубежных композиторов об осени;
    - сделать фотографию со своим ребёнком на тему: «Осенние деньки»;
    - сделать поделки из природного материала;