Общение до рождения. Общение с малышом до родов

Хотите, чтобы Ваш ребенок рос талантливым, внимательным, заботливым и был наделен многими другими положительными качествами? Секрет прост - во время ожидания его появления на свет слушайте вместе с ним хорошую музыку, разговаривайте и учитесь.

Общение с «животиком» - это часть внутриутробного развития ребенка, важность которой доказана пренатальными и перинатальными специалистами. Именно поэтому будущим родителям уже во время беременности важно разговаривать со своей крохой.

Причина №1: хорошие новости улучшают настроение ребенка

В 1983 году были представлены неожиданные результаты исследований на тему внутриутробного развития малыша. Оказалось, что кроха с 4-й недели может на гормональном уровне ощущать эмоциональное состояние мамы. Оно передается ему биохимическим путем через пуповину с помощью многих химических веществ.

Именно поэтому специалисты рекомендуют беременным женщинам чаще рассказывать своим будущим детям о чем-то хорошем, добром и веселом. Надо сказать, что позитивные новости влияют не только на эмоциональное состояние малыша, но оказывают благотворное воздействие на формирование его психики.

Причина №2: общение с ребенком развивает детский интеллект

Доктор медицинских наук Михаил Лазарев, создатель метода пренатального музыкального обучения, уверен, что детский мозг формируется в период внутриутробного развития. И если во время беременности малышу читать вслух, в будущем ребенка не нужно будет уговаривать сидеть с книгой.

Полезно и разговаривать с ребенком на иностранных языках. Существует мнение, что способность к лингвистике у будущего малыша формируется с 16 недели беременности. И чем больше иностранных слов кроха услышит в период внутриутробного развития, тем легче он в дальнейшем будет осваивать незнакомую для него речь.

Причина №3: музыка воздействует на ребенка эмоционально и физически

Во время беременности многие будущие мамы меняют свои музыкальные пристрастия и начинают слушать ранее нелюбимую классическую музыку или джаз с целью творческого внутриутробного развития малыша. Но на самом деле, не всегда такая музыка будет нравиться ребенку. Существует немало мамочек, которые столкнулись с тем, что малышу были больше по душе рок, хэйви метал и другие виды альтернативной музыки. Поэтому прислушивайтесь к себе и к поведению крохи во время звучания той или иной композиции. Если ребенок спокоен, то, скорее всего, она ему нравится. Если ведет себя беспокойно, пинается, переворачивается и активно движется– поиск того, что понравится малышу, стоит продолжить.

Практика показывает, что уже родившиеся дети лучше засыпают именно под ту мелодию, которая им нравилась еще в период внутриутробного развития.

После своего рождения кроха лучше всего узнает голос мамы, так как именно его он постоянно слышал в течение 9 месяцев. Поэтому папам также очень важно разговаривать с малышом, еще растущим в мамином животике. Это позволит родителям быстрее наладить контакт с малышом.

Причина №5: общение с ребенком улучшает течение беременности

К сожалению, не каждая будущая мама может похвастаться тем, что ее беременность протекала идеально. Токсикоз, гестоз, перепады настроения, неправильное прилегание плода, недомогания – все это распространенные проблемы среди беременных по всему миру. Но иногда нелегкое течение беременности можно улучшить и без медицинской помощи. Известны случаи, когда дети перед родами меняли положение с неправильного на правильное после того, как мамы-роженицы просили их об этом.

Ребенку очень важно знать, что вы его ждете и готовитесь ко встрече с ним. Поэтому он постарается облегчить маме процесс его появления на свет, насколько это возможно.

Причина №6: беседа с «животиком» укрепляет будущее взаимопонимание между ребенком и родителями

Вопреки распространенным заблуждениям, духовная связь между ребенком и будущими родителями возникает не в момент рождения малыша, а в период его внутриутробного развития. Поэтому тех пап и мам, которые разговаривали с крохой, делились с ним своими мыслями, хорошим настроением, планами на будущее, отличает умение находить взаимопонимание с ребенком во время его взросления.

Причина №7: ребенок запомнит свое имя еще до рождения

Если Вы еще не уверены, кто родится – девочка или мальчик, придумайте нейтральное ласковое обращение к ребенку: кроша, кроха, малыш, карапузик… Разговаривая с будущим малышом, называйте его так. Не удивляйтесь, но ребенок хорошо запомнит то имя, которым вы будете его называть. И когда вы будете разговаривать с ним, обращаясь по привычному имени, малыш непременно будет как-то реагировать, например, шевелением, пинком внутри животика, осторожными движениями ручек и ножек.

Если Вы уже сейчас ждете малыша, обнимите свой животик и тихо скажите: «Кроха, мы с папой очень-очень тебя любим и ждем!».

Возможен ли разговор родителей с еще не рожденным ребенком? Нужен ли этот разговор? Мне кажется, что подобные вопросы возникают у современного человека по той причине, что он вообще не уверен в том, способен ли ребенок в утробе матери что-либо понимать и чувствовать.

В культуре Китая, где до сих пор возраст ребенка исчисляется с момента зачатия, а не со дня рождения, и где, таким образом, дитя признается полноценным человеком еще в утробе, такой разговор принят.

Так, в середине беременности отец подробно рассказывает своему еще не рожденному ребенку о семье, количестве детей, материальном достатке и в случае, если жизнь семьи очень тяжела, может попросить не рождаться, а уйти.

В нашей стране еще 100 лет назад, когда большинство живущих в ней были людьми верующими, и где каждый ребенок считался Господним благословением семье, разговор с нерожденным ребенком также был обычен. Подтверждением тому служат стихотворные строки наговора для беременных:

Как ясной цветок полевой
Во траве зеленой прячется,
Так и ты, моя кровинушка,
В чреве матери баюкаешься.
И родишься ты цветку под стать.
Тело крепкое да белое,
Очи ясные да добрые,
Сердце Господу угодное.
А уж свет-то белый ждет тебя,
Ждет и мать, и люди добрые.
О тебе молюсь я Господу,
На тебя, дитятко, радуюсь.
Будешь матери – помощником,
Людям добрым – утешением,
Будешь Господу во радости,
А родителям опорою.
Как ясной цветок полевой
Во траве зеленой прячется,
Так и ты, моя кровинушка,
В чреве матери баюкаешься.

Вот так бесхитростно и красиво разговаривали наши прабабушки со своими еще не рожденными детьми. И не задавались вопросом, слышит ли их ребенок – конечно слышит!

Как во утро птичка певчая
Звоном радости зарю поет,
Так душа моя зачуяла,
Что под сердцем зреет дитятко.
Ты дитя мое моленное,
Божьим даром воспринятое,
По молитве мне даровано,
Для любви, для ласки-радости.
Ты для матушки, для батюшки
Светом свет покрыл,
Стал надеждой, утешением.
Ждем тебя, тобою светимся,
Ко Христу идем с молитвою,
Чтобы милость на тебя послал,
Чтобы рос для нас наградою,
А для Господа – утехою.

В нашей сегодняшней жизни мало осталось места песне, стихам, молитве. И в особенно сложной ситуации оказывается молодая женщина, которая ждет своего первенца. До момента первого шевеления будущей маме очень сложно представить своего ребенка, а значит, и разговаривать с ним. Проще становится, когда ребеночек шевелится, и у мамы возникает ощущение диалога с ним. Но даже и в это время женщине бывает трудно подобрать слова для разговора с ребенком.

Здесь можно посоветовать пользоваться тем, что уже существует в нашей культуре. Можно уже петь ребеночку , читать сказки или очень простыми словами рассказывать о том, что происходит вокруг.

Особенно актуален разговор с еще не рожденным ребенком в связи с тем, что сегодня многим беременным женщинам приходится проходить разнообразные диагностические и лечебные процедуры. Это может быть обычное уже сейчас УЗИ, а может и более серьезное – например, амниоцентез. Часто накануне и после исследования (если приходится ждать результатов) женщина тревожится, плачет, не находит себе места. А что в это время происходит с ребенком? Я думаю, он испытывает не меньшее напряжение в это время, тем более что иногда решается вопрос о его дальнейшем существовании.

Безусловно, исследования часто бывают необходимы, но не стоит забывать готовить к ним ребенка. Еще до обследования ребеночку нужно рассказать о предстоящей процедуре: где это будет происходить, сколько будет длиться, для чего она необходима. Также его нужно успокаивать во время самого исследования и после, во время ожидания результата.

Необязательно с ребенком говорить вслух – можно вести внутренний диалог. Врачам известно, что во время такого безболезненного исследования, как УЗИ, дети в утробе ведут себя очень по-разному: одни спокойно спят, посасывая палец, а другие очень много двигаются, как будто пытаясь спрятаться. В результате опроса большого количества беременных женщин выяснилось, что наиболее спокойно ведут себя дети, мамы которых перед исследованием разговаривали с ними и настраивали их на предстоящую процедуру.

Продолжая эту тему, невозможно переоценить разговора родителей с ребенком о предстоящих родах. Конечно, не нужно рассказывать ребенку о механизме родов, о том, сколько это будет продолжаться, – здесь более важно говорить с ребенком о том, как ждут его рождения родители, о том, что приготовлено к его рождению, какие пеленки и распашонки нашиты для него мамой, какая люлька и коляска куплены для него папой, как заждались его бабушки и дедушки, братья и сестры.

Этот разговор нужно продолжать в течение всех родов, и в этом смысле очень важным становится присутствие папы на родах, поскольку в родах бывают такие моменты, когда с ребенком проще говорить отцу.

Необходимо понять, что ребенок является активным участником родов , поэтому, например, в случае затянувшихся родов, перед тем как использовать медикаменты для стимуляции родов, необходимо поговорить с ребенком, попросить его о помощи. Когда ребенок двигается, он стимулирует таким образом силу сокращений рожающей матки, и ему проще пробраться по родовым путям во время потужного периода.

Это может показаться несколько нереальным и надуманным, но те люди, которые непосредственно принимают роды, говорят о том, что все дети ведут себя в родах по-разному: кто-то из них занимает активную позицию, а кто-то очень пассивен, и тогда всю работу выполняет мама.

Разговор с ребенком не должен прерываться и в момент рождения. Сейчас много говорят и пишут об импринтинге – процессе запечатлевания ребенком всего того, что окружает его в первый час после рождения . Все, что ребенок видит, слышит, ощущает в это время, влияет на всю его дальнейшую жизнь.
Поэтому те слова, которые скажут ребенку отец и мать после родов, те эмоции, та радость, которую они ему передадут, – все это станет родительским ‘благословением на жизнь’.

В западной психотерапевтической практике принято разговаривать с детьми самого маленького возраста, в том числе и с новорожденными (при необходимости).

Бывают ситуации, когда ребенка в роддоме приносят женщине не сразу, и она чувствует, что контакт нарушен, ребенок не хочет брать грудь. В этом случае не нужно тревожиться и паниковать – нужно поговорить с ребенком, объяснить ему, почему вас разлучили, возможно, даже попросить у него прощения.

Вообще, разговор является основой взаимоотношений родителей и ребенка, поэтому чем раньше он начинается, тем больше возможностей выстроить эти взаимоотношения позитивно.

Если у вас не находится своих слов, чтобы поговорить с еще не рожденным ребенком, возьмите эти:

Как восходит солнышко,
Как дождик проливается,
Так тебя, моя детонька,
Матушка дожидается.
По траве по росной цветики
В небо Божие любуются,
Тучки резвые ко солнышку
Как ягняточки милуются.
Я с молитвою ко Господу
За тебя, мое ты дитятко,
Чтобы ясным был как солнышко,
Чтобы добрым яко дождичек,
Людям радость, словно цветики,
Нежным – матушке – ягненочком.

Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

Перинатальные психологи уполномочены заявить…

Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

  • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
  • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
  • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
  • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.

Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

Думай о хорошем — я могу исполнить!

На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

Осваиваем азбуку общения

Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

Обучение до рождения возможно?!

Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

Уроки музыки

Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Родная речь и иностранные языки

Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

Подписаться на новости проекта

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. И только с конца 80-х гг. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» — это тоже давно известно.

Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Развитие ребенка и общение с ним до рождения

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель беременности – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» — он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

Способы общения с ребенком до рождения

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить. Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения — это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие — не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней беременности бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Многие будущие мамы в ожидании своего малыша задаются вопросом: «Нужно ли общаться с ребенком пока он в животике? И как правильно с ним общаться?»

Ваш малыш с 10-11 недель уже ощущает ваши прикосновения, тепло, боль, вибрацию и начинает реагировать на все происходящее вокруг него. В 18-20 недель ребеночек уже активно проявляет черты своего характера, мимика лица развита и способна выражать и передавать все испытываемые малышом эмоции.

Мозговая деятельностьактивная, ребенок слышит и воспринимает мамин голос, произносимые слова и фразы, при развитии вестибулярного аппарата в 24 недели малыш управляет своей двигательной системой и принимает удобное для себя положение, закрывает лицо ручками, если что то его пугает или раздрожает, выражает недовольство или же радуется и смеется, испытывая положительные эмоции. Сомнений не остается! Малыш, развиваясь, все понимает и ждет маминого общения с ним.

Иногда, малыш сам добивается внимания от родителей, требуя, чтобы с ним поговорили и приласкали. Исследования показывают, что дети с которыми родители разговаривали еще во время беременности, значительно внимательны при рождении, меньше плачут, реагируют активней на голоса родителей и начинают раньше развиваться, в отличии от детей, с которыми родители не общались в утробе.

Рассказывайте своему малышу, что сильно любите его и с нетерпением ждете его появления на свет, говорите ему, что он самый замечательный, умный, красивый, талантливый и это на самом деле будет так. Проявляйте всю нежность, любовь, теплоту. Покажите, что вы безумно счастливы тому, что от появился в вашем животике. Говорите ему от чистого сердца, рассказывайте истории, читайте сказки, давайте слушать музыку. Ваш малыш будет в восторге!

Когда начинать общение с ребенком? Начинайте разговаривать с ребенком, даже если он еще не слышит вас и не ощущает прикосновений, делайте это еще до шевеления малыша!!! Но он уже будет знать, что это любящие родители с ним разговаривают. Помните, никогда не поздно начать. Общение с ребенком до его рождения хорошая вещь и очень полезная.

Испытывайте только положительные эмоции во время беременности, ведь мама тесно связана с малышом и все ее чувства передаются малышу через плаценту, которая служит источником информации между мамой и малышом. Общение с ребенком в утробе матери во время беременности отекает спокойно и мама не испытывает стрессов, раздражения, переживаний — рождаются эмоционально здоровые и спокойные уравновешенные дети.

Существует методика общения с малышом в животике мамы. Наблюдайте за шевелениями ребенка и запоминайте в какое время суток малыш более активно двигается и шевеления чувствуются сильней. В такие моменты и нужно разговаривать с малышом. Теперь остается выбрать способ общения, это может быть поглаживание животика, похлопывание, постукивание или же вы будите петь малышу, говорить с ним.

Выбирите обращение к малышу, чтобы он привыкал и знал, что разговаривают именно с ним. Общаться с ребенком нужно дождавшись шевеления, в течении 15 минут ежедневно. Со временем, вы заметите, что малыш вам отвечает и пинается в то место, где вы держите руку. Такое общение позволяет установить эмоциональную связь в период беременности между мамой и ребенком. Малыш получает стимулы к развитию, получая в достаточном количестве мамину ласку и любовь.

Показывайте ребенку, что он долгожданный и горячо любимый обоими родителями, малыш все понимает и слышит!

Специально для женского журнала