Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социо-игровые технологии. ММастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии

Елена Коваль
Мастер-класс для участников семинара «Использование игры в социо-игровой технологии»

«Мастер – класс для участников семинара по теме :

«Использование игры в социо-игровой технологии »

ЦЕЛЬ : мастер-класса : обучение участников мастер-класса применению социо-игровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

ЗАДАЧИ :

Познакомить участников мастер -класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии .

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии .

Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Актуальность данной темы :

Такой является социо-игровая технология в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества , реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуальна цитата Вячеслава Михайловича Букатова, автора одной из книг по социо–игровым технологиям : «Делать условия обучения дошкольников более человеческими и более соответствующими особенностям их психики помогают не столько инновации (которые для воспитателей частенько являются «котом в мешке» , сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы» .

Соответствовать данному утверждению нам помогает социо-игровая технология представленная Е . Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым, в которой основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра.

Социо-игровая технология организует занятие как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая » ) и одновременно в каждой из них;

Социо-игровую технологию используют как на занятиях , так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Данная технологии ставит перед собой такие задачи :

помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в

основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

Общение детей в рамках данной технологии организую в три этапа :

на самом первом этапе учу детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т. е. через общение я обучаю дошкольников.

Плюсы социо-игрового стиля :

- Отношения : «ребенок-сверстники» ;

Педагог является равноправным партнером;

Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными исполнителями

указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны;

Дети сами устанавливают правила игры ;

Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих) ;

Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо -игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и

неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Практическая часть мастер-класса . Она включает проигрывание педагогами различных игр и игровых упражнений из вышеперечисленных групп :

Сейчас я вас познакомлю с одним из приемов социо-игровой технологии «Волшебная палочка» .

Для этого нужен любой предмет, который вы захотите использовать . Я буду использовать волшебную палочку . Я передаю вам волшебную палочку, и прошу вас ответить, во что вы любили играть в детстве.

Ответы участников .

А теперь я попрошу вас выполнить второе задание, возвращая палочку обратно объясните почему вам нравилась именно эта игра.

Сейчас я показала вам прием, а вы озвучили «Золотые правила» социо-игровой технологии .

«Золотые правила» социо – игровой технологии

(по В. М. Букатову)

1 правило : используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников» . Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

По цвету волос, глаз, одежды;

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет;

Четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

Найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

Кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило : «Смена лидерства» . Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.

Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило : обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы : в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

4 правило : Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры , которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило : ориентация на принцип полифонии : «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток» .

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

1. Игры -задания для рабочего настроя.

2. Игры для социо -игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом.

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро

возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем . В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат .

Для практической применимости «Золотых правил» социо–игровой технологии , я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.

Мне нужно чтобы вышло 6 человек. Вам нужно сложить буквы так чтобы получилось название сказки.

Игра «Оживление» нужно не говоря ни слова, показать сказку.

-Используя эту игру , мы применили следующие правила : двигательная активность, работа в малых группах, неограниченное место проведения, творческая активность.

Следующая игра для создания рабочего настроя «Кто быстрее»

Цель : координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Возможные фигуры :

треугольник;

птичий косяк;

Обсуждение :

Трудно было выполнять задание? В чем заключалась трудность?

Что помогло при его выполнении?

Информацию по социо-игровой технологии можно найти на сайте авторов «Открытый урок –openlesson».

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ познавательных и коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА

(Из опыта работы Рожковой Ольги Владимировны)

Дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания, - процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим - с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая, которую я и взяла за основу своего опыта.

Что же такое социо-игровая технология? Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами - отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит: «У социо-игровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»

Социо-игровая технология - это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они, прежде всего, воспитывают ребенка, а потом развивают).

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Работая с детьми в рамках данной технологии, ставлю перед собой такие задачи:

Помочь детям научиться эффективно общаться;

Сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

Способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

Воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии организовываю в три этапа:

Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

Применяю работу в малых группах или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. По собственному опыту могу сказать: в таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.

«Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

В своей работе ориентируюсь на принцип, предложенный авторами социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Всякий раз убеждаюсь, что ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

Игры-задания для рабочего настроя;

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом;

Игровые разминки - объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;

Задания для творческого самоутверждения - это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Могу выделить следующие плюсы социо-игрового стиля педагога:

Отношение «ребенок - сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;

Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

Дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения;

Дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих);

Общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;

Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована в большей степени на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать и в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника провожу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение». Так в ходе «Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались на мой взгляд игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг - хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу. Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника).

По собственному опыту могу сказать: применение социо-игровой технологии способствует не только реализации потребности детей в движении, но и сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. В результате дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, отстаивать свою позицию; взаимодействовать со сверстниками.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший - от 3 до 6 человек.

Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике использую деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе. Так, например, игра «Строители». Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают. Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

Так шаг за шагом переходим к следующему этапу работы, который предполагает организацию образовательной деятельности детей как игры-взаимодействия между микрогруппами детей. Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их. А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

В заключение хотелось бы отметить, что использование социо - игровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

С картотекой игр, относящихся к социо-игровой технологии, вы можете ознакомиться

Елисеева Ольга. Методист: Иванова Ульяна Михайловна.
Социо-игровая технология в детском саду

1. Введение.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.

Подготовка к школе еще в недалеком прошлом рассматривалась как более раннее изучение программы первого класса и сводилась к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определялась не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Хотя многочисленные исследования психологов и педагогов всегда говорили о том, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

ФГОС ДО расставил все точки над «i» , узаконив принципы дошкольного образования в Российской Федерации.

Теперь «обучать» дошкольника - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

В соответствии с данными требованиями в МАДОУ ДСОВ № 40 разработана Программа развития, целью которой является создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, обеспечивающего условия для успешного достижения целевых ориентиров дошкольного образования при целенаправленном использовании современных развивающих технологий .

Таким образом, обозначилась проблема – несовершенство организации детской деятельности посредством социо-игровой технологии в соответствии с современными требованиями.

1.1. Применение социо – игровой технологии на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста

Необходимость использования игр в усвоении программного материала настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Все понимают, что игра идет на пользу общему развитию ребенка : стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Однако включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия. С такими трудностями встретилась и я. И, прежде всего – боязнь превратить обучение в развлечение, когда дети и взрослые могут «заиграться» .

Занятия старалась вести интересно, используя разные педагогические новинки, использовала и игру. Но желаемых результатов в полной мере не добивалась. И тогда разобраться с трудностями и повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо - игровая технология .

Главная задача применения «социо - игровых » технологий : усвоение детьми активных форм жизнедеятельности, в познании и утверждении их собственной личности : формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия; обеспечение душевного благополучия; коррекция импульсивного поведения.

Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они прежде всего воспитывают ребенка, а потом развивают) . Правильный смысл социо - игровой педагогики – группо - игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о “правах” на ошибку и “обязанностях” слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку. Однако практика показывает, что деятельность многих педагогов весьма декларативна : взрослый всегда прав и ребенок не должен с ним спорить, отстаивая свою точку зрения.

Различия традиционной и социо - игровой педагогики, зародили в моём сознании, развили и утвердили идеи перехода от педагогики требований к педагогике отношений, восприятию детей, не как «объекта» , а как «субъекта» развития и воспитания.

Основа социо-игровой технологии заложена в словах : «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов) .

Смысл основного вектора социо-игровой технологии в том , чтобы воспитателям научиться слушать детей. И в этом им могут помочь три социо-игровых постулата (принципа) педагогического мастерства (по Е. Е. Шулешко) .

1. «Не учить!»

Если большинство из привычных технологий ориентированы на то , как лучше воспитателю объяснять, рассказывать, учить, то в социо-игровой технологии воспитателям надо , прежде всего, учиться не столько объяснять, сколько… молчать! Потому что их задача в том, чтобы не учить, но создавать ситуации, когда дети начинают учиться, то есть учить себя сами.

2. «133 зайца!»

В народе как говорят : «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» . А вот, если по социо-игровому , то дело обстоит иначе : «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь, из которых пять будут науке неизвестны». Другими словами – нечаянная радость.

3. «Не бояться быть идиотом!»

Когда воспитатель, не кривя душой, признаётся детям, что про то или иное он и в самом деле не знает – это так окрыляет детей! Но для этого воспитателю надо уметь во время образовательной деятельности заходить в область неведомого.

Социо-игровая технология предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному и физическому развитию дошкольников. В общем, все то, что мы хотели бы видеть в детях на период их перехода в школу.

2.2. Методы и игры для активизации мыслительной деятельности :

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности :

I. Методы, повышающие познавательную активность :

Элементарный анализ - необходима отправная точка для более сложного причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи;

Сравнение по сходству или контрасту : группировка, классификация предметов, явлений сочетание словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

Используются игровые приемы на воображаемую ситуацию :

Сюрпризные моменты, элементы новизны, которые настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку;

Придумывание сказок;

Игры – драматизации;

Юмор и шутки.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

Создание предметной среды - этот метод помогает совершенствовать навыки, накапливать чувственный опыт, решать познавательные задачи.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений :

Повторение;

Наблюдение;

Экспериментирование;

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Последовательность введения игр :

Игра для рабочего настроя – «Тень - потетень» , «Встань по пальцам» , «Стою, на кого-то смотрю» , «Замри» , «Волшебная палочка» , «Летает - не летает» и др.

Игры социо - игрового характера – «Комплимент» , «Составь слово» , «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво» , «Сценки-истории» , «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет» , «Ловишки» , «Колечко – колечко» , «Где мы были, не скажем, а что делали - покажем» , «День и ночь» и др.

Таким образом, на основании всего выше сказанного следует, что муниципальный эксперимент по изучению использования социо-игровой технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации будет способствовать решению основных задач Концепции непрерывного образования и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Обобщение, выводы.

В заключении кратко остановлюсь на проблемах, или как сейчас говорят «человеческом факторе» . Мне было трудно сменить манеру учить на манеру слушать и слышать детей, доверять им. Помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться. Не быть инициатором всего и вся, а дополнять инициативу детей своей инициативой. Иногда на занятии неожиданные импровизации возникают «на каждом шагу» . Раньше был один ответ ребенку : «Твой вопрос мы решим после занятия» , а теперь я пытаюсь услышать каждого.

С помощью социо - игровой педагогики я поборола свой страх ошибки, лидерства, стремление демонстрировать свое умение, быть во всем правильной и правдивой. Я умею интересно играть, поэтому организую игры, выдумываю их, могу снять с себя судейскую роль, не делая никаких наставлений, даю возможность детям увидеть трудности и каждому самостоятельно справиться с ними.

Изменились не только дети, изменились и мы - воспитатели. Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом. Ведь что такое общение? Это соединение двух душ и дети хоть на миг становятся равными. Один миг общения дает для воспитания больше, чем целые часы поучений. Такие отношения со сверстниками мы рассматриваем как самое важное и самое главное дело в жизни детей.

Мастер-класс

«Социо-игровая педагогическая технология»

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения поосвоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками.

Задачи:

    Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемые в социо-игровой технологии.

    Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социо-игровой технологии.

    Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

    Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Ход мастер-класса

    Теоретическая часть

Для того чтобы человеку быть активным участником общественной жизни, и реализовать себя как личность необходимо постоянно проявлять творческую активность, быть самостоятельным, иметь возможность развивать свои способности, постоянно познавать новое и самосовершенствоваться.

Помочь соответствовать этому может такая современная педагогическая технология как социо-игровая, авторами которой являются: Е. Шулешко, А. Ершова и В. Букатов.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация):

    Игра для рабочего настроя.

    Игры разминки.

    Игры социо-игрового характера.

    Игры творческого самоутверждения.

    Игры вольные, требующие передвижения.

Сегодня мы рассмотрим некоторые приемы данной технологии.

    Практическая часть.

Для начала я вам предлагаю немного познакомиться друг с другом.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возмемся

И друг другу улыбнемся.

Группа стоит в кругу. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.

Молодцы! Можете присаживаться. Мы продолжим

Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя .

Я предлагаю использовать один из приемов, он называется «Волшебная палочка» (в качестве «волшебной палочки» можно использовать любой предмет: карандаш, линейка, зонт…)

Передачу палочки из рук в руки надо сопровождать речью по заданному правилу. В нашем случае Вам необходимо назвать свою любимую игру из детства. (Участники передают полочку друг другу и называют игры, в которые играли в детстве, н-р: догонялки, прятки и др.)

А теперь усложним задачу: Вам нужно передавая палочку, назвать игру и почему она вам нравилась. (играми группой, был лидер организатор, была подвижность, менялись места игр).

Я показала вам один из приемов, а вы в это время озвучили три золотых правила социо-игровой технологии:

    Двигательная активность обучаемых. (почему нравилась, потому что мы двигались)

    Смена мезасцен и ролей в ходе деятельности. (Нам нравилось играть в разных местах во дворе, дома и т.д.)

    Работа в малых группах. (играли небольшой группой)

Вывод: Вот эти три принципа заложены в основу социо-игровой технологии. И педагогу в работе с детьми нужно их придерживаться, чтобы все получилось.

После того, как дети настроятся на совместную деятельность, можно переходитьк следующему этапу:Игры социо-игрового характера (для приобщения к делу).

Мне нужна группа из 6-ти человек. Посмотрите на сидение своего стула, те, у кого приклеен синий кружок – выходите.

Следующий прием называется «Видимо не видимо». Я вам дам листок, на котором разбросаны буквы, вам нужно будет найти среди этих букв название времени года, когда найдете название в слух не произносить. (группа работает).

Для приема «Видимо не видимо» можно использовать плакат, интерактивную доску. В работе с родителями на плакате можно написать, н-р качества человека, и предложить выбрать те качества, которые присуще их ребенку.

Следующий прием «Оживление» вам надо показать это время года пантомимой.

Данный прием способствует развитию творческого мышления, соблюдается работа с малой группой, не ограничивается место проведения.

Следующим этапом становитсяигры разминки , которые объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Предлагаю использовать игру «Зеркало». Выберете себе друга, того с кем больше всего хотели бы пообщаться. Я вам предлагаю поиграть в игру «Зеркало», где один смотрит в «Зеркало» и выполняет какое –либо движение, а другой повторяет эти движения за ним.

В своей работе вы используете прием деления детей. Какие? Назовите?

Процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

По цвету и длине волос,

По цвету, виду (брюки, платье) одежды,

Чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

Кто на каком этаже живет

По их желанию,

По сходству или жизненным ситуациям

По сезону рождения

По разрезному материалу и др.

Мы поступим иначе: Вам надо взять из мешочка любую пуговицу, найти коллег с точно такой же пуговицей и организовать своё гнездышко.

Последним станет этап игры для творческого самоутверждения . Такие задания, под своим выполнением подразумевают художественно-исполнительский результат.

Итак, Вы поделились на пары и сейчас будете работать в парах, но для этого вам нужно самостоятельно приготовить рабочее место (стол и стульчики). Я умышленно этого не сделала. Когда ребёнок сам выбирает и готовит место для своей деятельности – результат его работы приобретает наибольшую значимость. Даже если ребёнок не рационально выбрал место с вашей точки зрения, уступите ему, значит ему так комфортно.

Каждая пара сейчас должны, узнать друг у друга какая рука является умелой не ведущей, а умелой, потом озвучить какая умелая рука у вашего партнера. Почему умелая, потому что я умею, что то делать данной рукой. Вы будете рисовать осенний пейзаж. Подумайте, что вы сможете умело нарисовать. Рисовать вы должны все вместе на одном листе умелой рукой, а на другом листе вы нарисуете пейзаж, но уже неумелой рукой и тоже вместе.

Важно: Ребенок, который не хочет, например, рисовать, он может выступить в роли снабженца (подносить нужные материалы)

Особенность состоит в том, что Игра направлена на привитие коммуникативных навыков: умения договариваться, делать одну работу сообща.

А теперь, вы должны описать то, что нарисовали. (Каждый член микрогруппы рассказывает, что изображено на рисунке и высказывает свое мнение о успехах или трудностях, возникших во время совместного творчества).

Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».

Рефлексия. Я предлагаю использовать прием шапка «Вопросов и ответов». Участники сами сочиняют вопросы- записки друг для друга, помещают их в шапку, потом вытягивают кому какая достанется. Ответы готовят в парах или тройках. В результате возникает обмен мнениями и живая дискуссия.

Вопросы могут быть самые разнообразные. Например:

    Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили?

    Что было сложным?

    Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?

    Какие отличительные черты социо-игровой технологии от традиционных форм работы с детьми вами были отмечены?

    Возник ли у вас интерес к использованию в практике социо-игровой технологии?

Данный прием хорошо подойдет в работе с родителями. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: работа в малых группах, смена лидера, смена мизансцен, интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая).

Социо-игровой стиль обучения – это не жесткая методика. Педагог создает ситуацию, когда детям хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, научения и тренировки.

Снимается запрет на двигательную активность. Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. При социо - игровом стиле обучения естественным образом возникают межпредметные связи. Приёмы, предлагаемые В.М.Букатовым, строятся на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, они становятся основной формой организации детской жизни.

Работая в данном направлении, мы предполагаем, что в результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками сможем достигнуть следующих результатов:

    дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

    у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;

    дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию;

    у них не будет чувства страха за ошибку.

Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе ;коллективные формы дополнительного образования , групповые формы дошкольного обучения и воспитания , интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе . Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание -социоигровые приёмы - и через косую - соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

· на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра (которые с конца XIX векаразрабатывались К.С.Станиславским и с 30-х годов ХХ века активно пропагандировались в Америке одним изего лучших учеников - М.Чеховым);

· на психологические идеи герменевтики (разработанные в XIX-XX веке учениками и последователямиА.А.Потебни , а в последней трети XX века Е.Е.Шулешкой )

С 70 годов социо-игровые технологии активно разрабытываются А. П. Ершовой и В. М. Букатовым (1980;1998; 2000; 2008). Основные организационно-методические параметры (ориентиры):

· Двигательная активность самих обучающихся;

· Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем),темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;

· Работа "малыми группами".

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию

· их мотивационной свободы (добровольности);

· их информационной инициативности (коммуникативности);

· их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности. В социо-игровой педагогике большое внимание уделяетсяособенностям поведения учителя и развитию его педагогического мастерства : см. "Режиссура урока" (А.Ершова, В.Букатов; 4 изд: М.2010). И ситуационному конструированию игровых приёмов:"Драмогерменевтика" (В.Букатов, 1994; см. www.openlesson.ru)



Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителюорганизации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки отруководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись иотправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составитьо пределенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии сразбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина . При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

·didakticheskie_igry.docx

·http://pedagogicheskaya.academic.ru/1048/%D0%94%D0%98%D0%94%D0%90%D0%9A%D0%A2%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95_%D0%98%D0%93%D0%A0%D0%AB

·Применение дидактических игр в процессе освоения профессиональных компетенций студентами педагогического вузаhttp://naukovedenie.ru/PDF/103PVN215.pdf

ТЕМА 14: Деловые игры

Деловая игра

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Существует много названий и разновидностей деловых игр, которые могут отличаться методикой проведения и поставленными целями: дидактические и управленческие игры, ролевые игры, проблемно-ориентированные, организационно-деятельностные игры и др.

Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников как с помощью специальных методов работы (например, методом «Мозгового штурма», так и с помощью модеративной работы психологов-игротехников, обеспечивающих продуктивное общение. Проблемно-ориентированная деловая игра проводится обычно не более 3-х дней. Она позволяет сгенерировать решение множества проблем и наметить пути развития организации, запустить механизм реализации стратегических целей.

Применение деловых игр позволяет выявить и проследить особенности психологии участников. Поэтому деловые игры часто используются в процессе отбора кадров. С их помощью можно определить:

·уровень деловой активности кандидата на ту или иную должность;

·наличие тактического и (или) стратегического мышления;

·скорость адаптации в новых условиях (включая экстремальные);

·способность анализировать собственные возможности и выстраивать соответствующую линию поведения;

·способность прогнозировать развитие процессов;

·способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение;

·стиль руководства, ориентацию при принятии решений на игру «на себя» или «в интересах команды» и мн. др.

Деловые игры позволяют получить более-менее ясное представление о том, как человек будет себя вести в команде, что весьма важно для руководителя. Кто из членов команды станет естественным лидером, кто - генератором идей, а кто будет предлагать эффективные пути их воплощения. Например, участники игры, уделяющие большое внимание мелким деталям, подробностям решения задач, как правило, являются прекрасными техническими работниками, хорошими исполнителями.

Профессиональная организация деловых игр - весьма дорогостоящее мероприятие, поэтому используют их, в основном, при отборе руководящих кадров.

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.

Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.

После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.

Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.

После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.

Pa6oтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.

Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.

По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:

1. Дать краткий анализ поставленной проблемы.
2. Обосновать выработанные предложения.
3. Доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.

В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры «ликвидируются», никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.

На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.

Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.

·http://psyfactor.org/personal5.htm