Конспект НОД по рисованию в средней группе«Роспись глиняных птичек. Конспект оод в средней группе "дымковская игрушка" Дымковские узоры в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

с. Святославка Самойловского района Саратовской области

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности

По теме: «Дымковская барышня»
(декоративное рисование)

(средняя группа)

Воспитатель: Белянская Е.А.

2016 год.

Примерная общеобразовательная программа «Детство»

Возрастная группа - средняя

Тема НОД : «Дымковская барышня» (декоративное рисование)

Цель : Роспись силуэтов дымковской игрушки.

Задачи :

  1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
  2. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, прямые линии, решётка)
  3. Развивать воображение, цветовое восприятие.
  4. Учить детей эмоционально воспринимать предстоящую работу, развивать желание рисовать.

Подготовительная работа:

Декоративное рисование «Украсим фартучек» «Красивая тарелочка» «Салфетка для мамы»

Демонстрационный материал : Изображения дымковских кукол.

Раздаточный материал : силуэт дымковской куклы, гуашевые краски, кисть, салфетки, ватные палочки, непроливайка с водой.

Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Дымковская барышня ходит не спеша
Ею все любуются, ах, как хороша!

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня к нам в гости пришли очень необычные куклы в красивых нарядах. Они прибыли к нам издалека. Из села «Дымково». В этом селе все люди занимаются тем, что делают игрушки вот таких кукол и другие игрушки животных, птиц. И эти игрушки называются дымковские. Делают эти игрушки из глины, но глина коричневая и не красивая. А чтобы игрушки были красивые, их потом раскрашивают разными красками.

Давайте рассмотрим нарисованных кукол. Они такие нарядные словно барышни.

Воспитатель: Дети, а во что одеты дымковские барышни?

Дети:
Юбка, кофта.

Воспитатель:
А что у барышни на голове?

Дети:
Шляпка.

Воспитатель: Вот у этой барышни действительно шляпка, а у этой кокошник. Красивый женский наряд для головы.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Красный, оранжевый, синий, голубой, зелёный, жёлтый, малиновый.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам стать дымковскими мастерами, вы хотите?

Дети: Да!

Воспитатель: Как настоящие мастера, вы будете расписывать наряд дымковских кукол.

Воспитатель: Начнём роспись с головы, с кокошника, а то рукой смажем рисунок.

С чего начнём роспись.

Дети: С головы, с кокошника.

Воспитатель: Ещё раз посмотрите на дымковских кукол! Скажите, что у них окрашено в один цвет, а что расписано узорами?

Дети: Кокошник и кофточка окрашены в один цвет, а юбка - узорчатая.

  1. Часть. Основная.

Воспитатель: (Прикрепляю к мольберту нарисованный на листе силуэт куклы, показываю и объясняю детям последовательность работы) Ребята, сначала концом кисти следует закрасить кокошник и постараться не испачкать лицо кукле. Затем закрасить кофточку барышни, посмотрите, я оставляю белые ручки у куклы. И только потом приступаем к украшению юбки. Узор на юбке вы можете рисовать, кто какой захочет: полосатый, клетчатый или с кольцами (показываю три варианта росписи юбки: полосатую юбку, в клеточку, кольцами)

Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать куклу по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою куклу. Если кто-то затрудняется, то вам - помощники-подсказки изображения кукол на доске.

Для росписи я приготовила вам краски, кисти и ватные палочки.
Для чего кисти? Для чего ватные палочки?

(ответы детей)

А теперь проходим в мастерскую и украсим наряды дымковских барышень.

Дети садятся на свои места и приступают к работе.

Воспитатель: Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промачивайте о салфетку.

  1. Часть. Заключительная.

Воспитатель: А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот наши игрушки засветились и стали ненаглядными. И впрямь, на них не наглядеться! Даже на душе стало радостно.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сегодня на занятии вы побывали дымковскими мастерами, научились расписывать игрушки и очень хорошо справились с этой работой.

Документы для скачивания:

Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка».

Программное содержание: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи: точек, прямых горизонтальных линий, примакиваний, колец, кругов. Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, зстетическое восприятие, интерес к изобразительной деятельности, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка.

Материал: Дымковская игрушка – птичка; силуэты птичек, вырезанные из бумаги. Кисти, подставки для кистей, салфетки, краска-гуашь 3-х цветов, образцы.

Предшествующая работа: Рассматривание элементов узора на дымковских игрушках. Лепка птичек.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Д ети входят в зал под русскую народную мелодию и становятся полукругом.

В.: Ребята посмотрите,сколько у нас сегодня гостей, давайте поздороваемся.

Разминка-приветствие «Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

В.: Сегодня у нас необычное занятие. Садитесь на коврик и послушайте загадку:

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назови-ка меня! (дымковская игрушка)

В.: Молодцы, угадали!Сегодня мы с вами поговорим о дымковских игрушках. Ребята скажите, пожалуйста, какого цвета краски используют дымковские мастера в своей росписи? (синюю, красную, зелёную, жёлтую, оранжевую).

А какие элементы узора, используются в росписи? (точки, прямые линии, мазки, круги, кольца) .

В.: Мне очень нравятся дымковские игрушки. Вот одна из них (показ дымковской птички) Посмотрите, ребята,какая она красивая. Какие элементы росписи есть на этой птичке? А какие цвета здесь использованы? Какого цвета здесь больше?

Послушайте про нее потешку и повторяйте за мной движения:

Летели птички
Птички-невелички,
Как они летели
Все люди глядели,
Как они садились
Все люди дивились!

Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы,у каждого на столе лежит птичка,вырезанная из бумаги.

В.: Посмотрите, а на ваших птичках дождь смыл все узоры и от этого им очень грустно.Давайте мы с вами им поможем. Разрисуем наших птичек и тогда они станут веселыми и красивыми.

А сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою птичку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. А теперь откройте глазки,но прежде, чем начнем рисовать, давайте разомнем пальчики, подготовим их к работе.

Пальчиковая гимнасттика: «Птичка крылышки сложила»

Птичка крылышки сложила, руки положить на стол
Птичка крылышки помыла, погладить одной ладошкой другую
Птичка клювом повела, соединить пальцы в замок, а указательные "клюв" -выпрямить
Птичка зернышки нашла, Повести руками в замке влево – вправо,
Птичка зернышки поела, постучать «клювом» по столу.
Птичка песенку запела. Дети говорят «чик – чирик»,
Птичка крылышки раскрыла руки развести в стороны,
Полетела, полетела. Плавные махи руками.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 15 общеразвивающего вида

г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

по рисованию в средней группе

на тему: «Украсим юбку дымковской барышни».

провела воспитатель 1 категории

Абдрахманова Г.Т.

Туймазы 2014г.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.

Рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни.

Учить рисовать концом кисти черточки, точки – приемом тычка, всей кистью – полосы, круги, кольца.

Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.

Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.

Создать интерес к дымковской игрушке.

Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских глиняных игрушек, иллюстрации с их изображением, альбом «Дымка».

Рисование платочков для дымковской барыни.

Беседа о технике изготовления дымковской игрушек.

Лепка утки с утятами.

Работа с трафаретами дымковских игрушек.

Материалы и оборудование:

Музыкальная пьеса «Дымка».

Взрослый костюм барышни.

Плоскостные фигурки дымковских игрушек.

Объемная дымковская барышня.

Силуэты дымковских барышень.

Мольберт, гуашь, изопринадлежности.

Образцы элементов росписи.

Дети сидят полукругом на ковре. Включается музыкальная пьеса «Дымка», входит дымковская барышня, пританцовывая.

Здравствуйте, ребята!

Как вы думаете, кто я? (дымковская барышня)

В каком селе я живу? (в селе Дымково)

А кто делает дымковских барышень, как я? (народные умельцы)

Ребята, я по вашим внимательным глазам вижу, что вы знаете, как народные умельцы лепят и расписывают дымковские игрушки. Знаете? (да)

Давайте вместе с вами расскажем сказку. Я начну, а вы мне помогайте:

-«Давным-давно, далеко-далеко, за зелеными полями, на берегу голубой реки стояло большое село…» (Дымково). Жили-были в нем народные…(умельцы). Народные мастера любили свое дело, лепили из глины красивые и веселые игрушки. Какие игрушки лепили? (дети перечисляют названия игрушек: козлик, барашек, лошадка, барышня-водоноска…) А вот их фотографии, посмотрите. Нравятся вам эти игрушки? Какие они? (яркие, красивые, нарядные, красочные).

Сказка сказывается, а дело делается.

Из чего лепили игрушки? (лепили из глины)

Какого цвета использовали глину?(глину красного цвета)

После лепки фигуры,что делали?(покрывали белой краской и сушили при комнатной температуре).

А потом расписывали и обжигали в печи.

Чем расписывали дымковские игрушки? (цветным узором).

Какие использовали краски? (яркие – красную, синюю, зеленую, желтую)

Посмотрите какие элементы использовали умельцы (Показ образцов росписи: полосы, кружки, кольца, точки)

Барышня показывает на листе бумаги рисование полос, кружков, колец, точек совместно с объяснениями детей как рисовать.

Молодцы ребята, помогли мне рассказать сказку о дымковских игрушках.

Физминутка:

Дружно встанем мы опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – ярки и горячи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дружно рисовать.

Посмотрите, а вас дожидаются мои подружки в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (юбки без узора).

Сейчас я вас превращу в народных умельцев и вы распишите юбки моим подружкам.

Барышня говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс»

Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте юбки знакомым узором.

Барышня проводит индивидуальную работу :

С чего ты начнешь рисовать? Какой выберешь цвет кружочков? Как будешь рисовать колечки? С какого места начнешь рисовать кружочки и т.д.

Самостоятельная деятельность детей. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.

По окончанию росписи, предлагается посмотреть на все работы.

Барышня: « Спасибо вам, ребята, как красиво, аккуратно украсили юбки моим подружкам. Правильно выбрали цвет краски, элементы росписи.

Молодцы, ребята. Я обязательно к вам приду ещё со своими дымковскими друзьями.

Любовь Францева

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы. Музыка.

Материалы и оборудование:

иллюстрации дымковских игрушек; дымковские игрушки; разрезные картинки с дымковскими игрушками.

Цель:

Уточнение и закрепление у детей представлений о дымковской росписи, как народном промысле, об истории дымковской игрушки.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному искусству России, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.

Развивающие:

Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки;

Расширять кругозор детей и родителей о дымке, истории её возникновения;

Создать устойчивый интерес к дымковской игрушке;

Развивать внимание, память, активную мыслительную деятельность.

Обучающие:

Знакомить детей с дымковской игрушкой и вызывать интерес у нихк этому виду народного творчества;

Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи;

Сформировать у детей отношение к цвету, как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса;

Уметь подбирать и называть цветовые оттенки и составлять узор дымковской росписи;

Уметь называть элементы дымковской росписи;

Уметь составлять краткий описательный рассказ по игрушке.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о дымковской игрушке, её элементах и цветовой гамме.

Развивать представления о народном прикладном искусстве и народных традициях.

Коммуникация.

Обогащать словарь опорными словами по теме: дымковская роспись, дымковская игрушка, село Дымка, круги, волнистые и прямые линии, клетка, точки – горошинки;

Составлять краткий описательный рассказ по игрушке;

Развивать умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Музыка.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;

Способствовать развитию движения под музыку.

Предварительная работа:

рисование дымковских игрушек, лепка из соленого теста, глины дымковских игрушек, изготовление дидактических игр: «Узнай элементы узора», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор», «Найди лишнее», «Домино», «Лото», рассматривание дымковских изделий, иллюстраций.

Ход занятия.

Дети находятся в группе. Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Печкин: - Здравствуйте ребята!/дети здороваются/.

Печкин: - Я принес вам письмо издалека, а прислала его Марья-искусница. Хотите знать, что в нем написано?

Дети: – Хотим!

Печкин читает письмо, в котором Марья-искусница приглашает детей в страну мастеров.

Воспитатель: - За высокими горами, синими морями есть страна волшебных мастеров. Ребята, хотите попасть в эту страну?

Дети: - да, хотим!

Воспитатель: - Вот только как найти туда дорогу?

Печкин: - Для вас Марья-искусница прислала игры с заданиями, и если ребята правильно их выполнят, то найдут дорогу в страну волшебных мастеров.

Дидактическая игра «Собери целое» /разрезные картинки дымковских игрушек/.

Дидактическая игра «Найди пару».

Печкин прощается и уходит. Дети выполняют задание.

Воспитатель: - а теперь отправляемся в страну мастеров. Давайте поедим на лошадках.

Дети: - Конь меня в дорогу ждет,

Бьет копытом у ворот.

На ветру играет грива,

Пышный, сказочно красивый.

Быстро на седло вскачу,

Не поеду – полечу!

Цок, цок, цок, цок,

Цок, цок, цок, цок.

Там за дальней за рекой

Помашу тебе рукой!

Дети оказываются в стране мастеров, их встречает Марья-искусница.

Марья-искусница: - Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать в страну волшебных мастеров /дети рассматривают дымковские игрушки/.

Беседа.

А что это?

Почему они так называются?

А почему село называется Дымково?

Какие игрушки вы знаете?

Из чего они сделаны?

С чего начинали делать эту игрушку?

Как ее расписывали?

Какие цвета использовали для росписи?


Марья-искусница: - Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски,

Там рождались чудо - сказки.

И лепили там из глины,

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор!


Марья-искусница: - Ребята, а вы наверное и стихи, и рассказы умеете рассказывать про дымку?

1 ребенок: - Привезли мы глину с дальнего бугра,

Ну-ка за работу, чудо – мастера!

Я слеплю лошадку, я ее приглажу,

И сидельце с бахромой на спине приглажу!

Слепим, высушим и в печь!


2 ребенок: - А потом распишем,

Будем мы игрушку печь

Печка жаром пышет.

А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,

Не пышки, не ватрушки,

А дымковские игрушки!

3 ребенок: - Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

4 ребенок: - Как хороша эта девица –

Щеки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!


Марья-искусница: - Ой, какие молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Тетёра».

Марья-искусница: - Ребята, а теперь давайте с вами послушаем рассказы про дымковские игрушки: про лошадку, барышню и индюка.

1. Это барышня. Она сделана из глины. Ее одежда расписана прямыми и волнистыми линиями, кружочками, точками, клеточками, полосками. В узоре есть разные цвета: красный, зеленый, желтый, синий. /Влада/

2. Это лошадка. Она сделана из глины. Лошадка расписана кружками и точками. В узоре есть красный, белый и черный цвет. /Марк/

3. Это индюк. Он сделан из глины. Он расписан кружками, полосками, волнистыми линиями. В узоре есть красный, желтый, синий, зеленый, черный цвет. /Настя/

Марья-искусница благодарит ребят. Дети отправляются обратно в детский сад.

Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие?

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и ВПФ в средней комбинированной группе Ход занятия 1. Оргмомент – Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Я вам загадаю загадку а вы мне сами скажите кто.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности «В гости к клоунам» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе комбинированной направленности по социально-коммуникативному развитию.

Тема периода: «Лето» Тема занятия: «Времена года. Лето.» Цели и задачи: - расширять словарный запас по теме «Лето» - закрепить знания детей.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы общеразвивающей направленности на тему: «Волшебный фантик».

Интеграция: Познание. Коммуникация. Здоровье. Музыка. Художественно – эстетическое развитие. Материалы и оборудование:набор цифр, карточки.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Удивительная шахматная страна» Программное содержание: Закрепить умение детей играть в шахматы, шашки, "уголки", развивать мышление, сообразительность в решении кроссвордов,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "Зима" Цели: учить детей чётко отвечать на вопросы, поддерживать.

План-конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Весна» Время: 25 минут. Материалы и оборудование: Колючие мячики по количеству детей, схемы для предложения, сюжетные картинки, схемы для звукового.

План-конспект экскурсии «Дом культуры» в старшей группе компенсирующей направленности Цель экскурсии: знакомство с профессиями работников дома культуры. Представление профессии актера и режиссера. Формирование отношения к.

Составила и провела занятие воспитатель Пятаева И. Н. План-конспект занятия по рисованию у детей в подготовительной группе на тему: «Преврати.

Библиотека изображений:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 116» «Загадка» Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Роспись Дымковской игрушки» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») Составила: Журавлева Н.В. воспитатель Архангельск, 2015 Тема: «Роспись Дымковской игрушки» Возраст: 4-5 лет Форма проведения: занятие Цель: продолжать знакомить детей с Дымковской росписью народной глиняной игрушки, расширять кругозор о художественных народных промыслах. Задачи:  уточнить и закрепить умение выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точкигорошины);  формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью;  развивать чувство цвета, умение сравнивать узоры по цвету, выбирать наиболее красивые, используя элементы дымковской игрушки;  развивать воображение, образное восприятие, диалогическую речь;  развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер;  воспитывать интерес к народному искусству России;  воспитывать умение слушать задание до конца, следовать советам педагога, воспитывать самостоятельность в работе; План: 1. Организационный момент- педагог читает письмо. 2. Рассматривание игрушек на слайдах, сопровождаемое чтением потешек. 3. Игра «Изобрази игрушку». 4. Показ птицы, прилетевшей в группу, которая принесла конверт с нераскрашенными птичками (создание проблемной ситуации) 5. Показ образца росписи птицы, демонстрация слайдов с элементами Дымковской росписи. 6. Физкультминутка. 7. Самостоятельная работа детей, перед началом которой педагог напоминает детям о правилах работы с кистью и красками. 8. Выставка готовых работ детей. Ход: 1.Организационный момент. - Ребята, мне сегодня прислали письмо, письмо необычное, с фотографиями, я бы хотела прочитать его вам! Педагог читает потешку «Птичий двор»: Три индюшки, три пеструшки, три гусыни – Все босые. Возле дома хлопотали, Бестолково лопотали: -Брр-брр-брр -Коко-ко! -Гага-га! Педагог демонстрирует игрушки (слайд 1) - Ребята, мне кажется мы где-то встречались уже с этими игрушками! (Да, на выставке в группе). - Какие вы видите игрушки? (барыня, лошадка индюк) А давайте вспомним- где изготавливали их, в каком селе? (изготавливали их в селе Дымково) - Значит их называют…. (Дымковская игрушка) 2.Педагог предлагает рассмотреть игрушки,сопровождая пока слайдов чтением -Посмотри, как хороша Эта девица-краса, Щечки алые горят, Удивительный наряд.(слайд 2) -Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами.(слайд 3) -Вот индюк нарядный, Весь такой он ладный. У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост – Точно солнечный цветок, А высокий гребешок, Красной краскою горя, Как корона у царя.(слайд 4) -Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца. Голосисты эти птицы и нарядны, словно ситцы! (слайд 5) -Дымковские кони с пышной гривой и хвостом. Кони глиняные мчатся на подставках, что есть сил. И за хвост не удержаться, если гриву упустил (слайд 6) -Ребята, нравятся вам дымковские игрушки? (Да!) 3.Педагог предлагает детям поиграть. -Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее движения. Игра «Изобрази игрушку» «Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками). «Конь!» (дети скачут, как лошадка). «Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки). Повернитесь, покружитесь, Низко-низко поклонитесь! 4. Педагог вносит в группу глиняную птицу, раскрашенную Дымковской росписью. -Ой, ребята, посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел! Какая нарядная-да красивая птица! И конверт в клюве нам принесла! Посмотрим, что в конверте? (Да, посмотрим!) Педагог достает из конверта листы с нарисованными птицами- нераскрашенными. -Ребята, а наша гостья загрустила- ее подружки все белые, совсем не похожи на нее. Как вы думаете, как можно ей помочь? Что нужно сделать? (Нужно раскрасить птичек!) -Правильно, давайте исправим это и распишем ее дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки. 5.Показ образца росписи птицы. (слайд 7) Дети садятся за столы. -Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковскую птицу. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (слайд 8,9) (прямые, волнистые линии, кружочки, колечки) - А какие цвета используют народные умельцы при раскрашивании игрушек? (игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками) Педагог показывает на мольберте приёмы рисования элементов: большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; маленькие кружки, точки и черточки– кончиком кисти; -Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова: Вправо- влево повернись и в умельцев превратись! -Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась. 6. Физкультминутка. А теперь, ребята, встать, (дети встают) Руки медленно поднять, (поднимают руки вверх) Пальцы сжать, потом разжать, (сжимают и разжимают пальцы) Руки вниз и так стоять. (опускают руки вниз) Наклонитесь вправо, влево (наклоны вправо и влево-руки на поясе) и беритесь вы за дело. (встают прямо- руки внизу) Мастерами все мы стали, (маршируют на месте) Кисти, краски в руки взяли. (берут воображаемые краски и кисти) Засверкали ярко краски, оживает всё как в сказке. (рисуют в воздухе) 7.Самостоятельная работа детей. Педагог напоминает, как правильно держать кисть, как макать кисть в воду и о край баночки снимать лишнюю каплю. Обмакивать кисть о салфетку. И на весь ворс набирать краску другого цвета. Во время работы детей педагог оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся. 8.Выставка работ. Теперь, ребята, мы можем устроить выставку Дымковской игрушки и спросим нашу птичку- нравится ли ей, довольна ли она? Птица «рассматривает» работы детей, хвалит всех. Технические средства: проектор для презентации, ноутбук. Дидактические материалы: глиняная игрушка птицы, раскрашенной Дымковской росписью, потешки, слайды с изображением Дымковских игрушек и образцов росписи. Методическая литература: 1. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М.: Просвещение, 1985. 2.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (средняя группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (ср. гр.) М.: ТЦ Сфера 2007 4. Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я «Дымковская игрушка». «Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка». 5. Борисова Н. «Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет». 6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. – М. , 2010. Интернет-ресурсы: books.google.ru dymkatoy.ru Методический комментарий к конспекту. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры- забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности. Рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает. Рассматривая произведения декоративно- прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративноприкладного искусства. Цикл занятий по обучению дошкольников декоративному рисованию состоит из трех этапов: - знакомство с историей народного промысла и выделения простейших элементов узора; - углубление знаний о промысле, выделение более сложных элементов узора и знакомство с особенностями декоративной композиции; - творческое использование полученных знаний, умений, навыков. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров – процесс увлекательный и познавательный. Преподнесенный детям в сказочно-занимательной форме рассказ о смысле, заложенном в каждом узоре. Поможет: - пробудить интерес (как особую форму познавательной потребности) к народному искусству; - создать яркий эмоциональный фон декоративно-орнаментальной деятельности; - наполнить повествовательным смыслом общую композицию; - сформировать понятие об условности и стилизованности декоративных элементов. Представленный конспект является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: 1. Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес). 2. Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей). 3. Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям). 4. Принцип психологической комфортности. Для достижения педагогической цели и задач были использованы такие методы и приёмы:  Наглядный метод (использование дымковских игрушек, презентация с иллюстрацией расписных игрушек и элементов Дымковской росписи).  Словесный метод (беседа с детьми о росписи).  Игровой приём (хороводная игра «Изобрази игрушку»).  Приём эмоциональной заинтересованности (сопровождение -презентация). На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Воспитанники сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. В процессе таких занятий воспитанники получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные и интеллектуальные способности. Важной особенностью этих занятий является и то, что они учат детей фокусировать внимание и не только активно участвовать, но и слушать и наблюдать. Каждое занятие по художественно-эстетическому развитию необходимо выстроить так, чтобы процесс не стал скучным, однообразными монотонным.