Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Рекомендации родителям. Как пробудить у ребенка интерес к чтению? занимательные факты на тему Видео: Отзыв о курсах в школе Дениса Васильева

Окружающая среда. Ибука считал, что интерес является лучшим педагогическим методом и пробудить его — главная задача родителей. Например, прежде чем учить ребенка считать, надо заинтересовать его цифрами, самим процессом письма. Другими словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению.

Чтобы вызвать этот интерес, важно создать и необходимые условия. Например, для того чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, что у малыша появится желание учиться, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

Например, двух- и трехлетних детей, часто против их воли, каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытством оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, все попытки кончаются слезами и истерикой. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание, которое не терпит никакого насилия. Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они захотят, но не допускает их к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот уже ему тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение достигло апогея, и только тогда дает первый урок.

Ребенку нравится все ритмичное. Большинство из нас отрицательно реагируют на слово «учиться». Мы заранее так настроены, поскольку учеба в нашем сознании прочно ассоциируется с насилием над волей. А между тем учеба должна сочетаться с удовольствием, и тогда мы делаем большие успехи. Так, сын одного монаха без труда выучил все сутры, которые каждое утро распевал его отец. Сутры распевают под звуки гонга, поэтому мальчику нетрудно было их запомнить. Но если бы его просто заставляли учить их наизусть, это была бы для него очень трудная задача.

Интересное дети считают правильным, а неинтересное — неправильным . Предположим, ребенка ругают за испорченные обои. Но как ему объяснить, что это нехорошо? Для взрослого «хорошо» или «плохо» зависит от личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у малыша нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо то, что он делает. Если его отругают, он, возможно, в Дальнейшем воздержится от таких действий, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может ослабить в ребенке зарождающееся стремление к творчеству.

Соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно только для раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь он уже считает, что «хорошо» — это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение и его за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, если его ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируются с понятием «плохо».

Например, ребенка постоянно укоряют за плохую игру на скрипке или за недостаточно беглое чтение. В результате он начинает воспринимать весь процесс обучения как нечто, доставляющее одни неприятности, и, соответственно, как нечто плохое. Многие из нас с детства не любят музыку или уроки английского языка только потому, что они ассоциируются с неприятными ощущениями.

Поэтому вместо того, чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо», гораздо результативнее обеспечить ему приятные эмоции, когда он делает что-то хорошо, и неприятные — когда плохо. Способности ребенка будут развиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоваться методами похвалы и порицания.

Интерес нуждается в подкреплении . Конечно, интерес — это лучший стимулятор в воспитании. Но здесь есть проблема: интерес к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытство малыша безгранично. Если предоставить его самому себе, то внимание будет перескакивать с одного предмета на другой. Конечно, это свойственно раннему возрасту, и попытки насильно удержать внимание на чем-то одном могут иметь обратный эффект. Любопытство ребенка — важное условие познания мира и совершенно необходимо для его умственного и интеллектуального развития.

Ибука не рекомендует предоставлять ребенку полную свободу. Для него одинаково опасно замыкаться на одном предмете (крайняя форма этого состояния называется аутизмом) и быть не способным сосредоточиться на чем-либо долго.

Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок находит увлечения вполне самостоятельно. Но обычно ему все же необходима помощь взрослого. Часто от того, насколько быстро родители заметят возникший интерес и отреагируют на него, зависит, сохранится он или нет, разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Очень важно не упустить этот момент.

Повторение — лучший способ стимулировать интерес ребенка . Если взрослого заставить слушать одну и ту же историю несколько раз в день, она ему смертельно наскучит. А вот дети могут заставлять своих родителей рассказывать сказки бесконечно долго и от этого не устают.

Повторение, считает Ибука, очень важно для тех связей, которые формируются в мозгу ребенка. Оно желательно потому, что младенчество не знает скуки; это лучшее время для формирования правильных и логичных схем в мозгу ребенка, определяющих всю его последующую интеллектуальную жизнь. Трехмесячный ребенок может запомнить сложное музыкальное произведение всего после нескольких исполнений, чем подтверждается вывод Ибуки: способность младенца к усвоению информации огромна.

Дать ребенку карандаши и материал как можно раньше. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Таким образом, чтобы развить нестандартное мышление и изобретательность, не стоит покупать малышу все, что он просит, — это будет иметь прямо противоположный эффект. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром.

Помимо стандартных покупных игрушек существует множество подручных средств, которые использовались веками. Это глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур. Эти материалы имеют общую ценность — у них нет определенной формы или назначения, именно поэтому они являются идеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развивается быстрее всего.

Предположим, мы даем глину и бумагу малышу, которому еще нет и года. Он их трогает без всякой цели, не намереваясь что-то сделать из них, а только рассматривает и держит в руках. Но вот малыш пытается изменить форму материала и с удивлением наблюдает за волшебными превращениями. И это уже само по себе ценный опыт. В раннем возрасте ребенок будет просто еще и еще раз мять и трогать глину и бумагу, получая удовольствие от этого процесса. Подсознательно он начинает понимать причинно-следственные связи между действием и результатом.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка будит его интеллектуальные и творческие задатки.

Ох, как же трудно мне учиться!

Строчки ровно в ряд писать,

Примеры сложные решать!

Я хочу с ребятами резвиться,

Мамуля, ты меня не заставляй,

Ты со мною «в школу» поиграй,

Где на всех уроках, как в игре,

Интересно и тебе, и мне!

(Анна Кубата)

В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.

Многие родители часто задаются вопросом: Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?

В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.

Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.

Во-первых, присмотритесь к себе.

Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям?

Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра . Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).

Во-вторых, если вы требуете от своего школьника только отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за страха наказания и негативного отношения к нему со стороны взрослых.

Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие, ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).

Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался! В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»

В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, учитывая его темперамент.

Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:

флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики .

Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его.

А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.

У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.

Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом . Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.

Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать что-то новое. Играйте с ребенком «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.

В-пятых, помогайте ребенку выполнять домашнее задание.

Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность. Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка .

Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте. Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.

Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».

Удачи вам, дорогие родители!

Ситуация, когда ребенок не проявляет интереса к учебе, знакома подавляющему большинству родителей. Обеспокоенные проблемой родители ищут способы возобновить интерес к учебе, прибегая к советам психологов и опытных педагогов.

Почему ребёнок не хочет учиться

Во многих случаях причина безразличия к занятиям в школе не заключается в неспособности ребёнка к обучению. Заинтересованному родителю, прежде всего, нужно убедиться в том, что ребёнок чувствует себя в школе комфортно - у него нет конфликта с одноклассниками или каким-либо учителем. Для этого нужно поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Последний может рассказать про особенности психологического развития в данном возрасте и подсказать, как найти к ребенку ключи.

Кроме этого, причиной плохой успеваемости может быть:

  • неблагоприятная атмосфера в семье;
  • влияние плохой компании;
  • зависимость, например, от компьютера;
  • гиперактивность;
  • пропущенный базовый материал;
  • отсутствие интереса или способностей к конкретному предмету.

В каждом случае необходимо искать причину плохой успеваемости, в чем не будет лишней помощь психолога и педагогов. Родителям следует идти на контакт с учителями, чтобы постараться создать вокруг ребенка атмосферу понимания и поддержки. Выяснение причины поможет определить необходимые шаги для улучшения ситуации, а крики и ругань никогда не принесут никакого результата.

Как стимулировать интерес к учебе

  • раскрывать таланты ребенка, что скажется на его самооценке;
  • начиная с 10-11 лет общаться с ребёнком на равных, ни в коем случае не унижая и не ругая;
  • нанять хорошего репетитора, который поможет подтянуть какой-то предмет;
  • мотивировать похвалой и радоваться даже небольшим успехам;
  • искать нестандартные и интересные методы обучения;
  • формировать личную мотивацию, зачем учиться;
  • показывать связи между разными предметами и сферами жизни;
  • проявлять искренний интерес к тому, что учит ребёнок;
  • создать красивое рабочее место, где хочется проводить время.

Нередки случаи, когда ребенок не проявляет интереса к учебе из-за неинтересного ему стиля преподавания. Решить эту проблему можно, если отвести ребёнка в детский клуб Vikiland. Раскрыть таланты ребенка помогут опытные педагоги, которые ищут ключи к каждому. наполнены творческим духом, в клубе используются инновационные технологии и современные методики преподавания. Приложив немного усилий и проявив искренний интерес вместе с принятием своего ребёнка, каждый родитель сможет существенно улучшить ситуацию с успеваемостью.

Зачастую случается, что ребенок начисто теряет интерес к занятиям в школе и вообще к учёбе. Раньше ему нравилось удивлять своих сверстников и учителей знаниями, а теперь он сидит за партой, не слушая учителя, его мысли заняты чем угодно, но только не учебой. И здесь родителям необходимо как можно скорее включиться и предпринять всё возможное, чтобы вернуть ребенку прежний интерес к учебе.

Всем давно уже известно, что любую проблему лучшего всего предупредить, нежели бороться с ней. Запомните главное правило — чтобы у ребенка было желание учиться он должен уметь это делать. А развивать умение учиться следует с самого раннего возраста малыша. Ведь сама подготовка к началу обучения в школе заключается не в одном только умении читать и считать.

Хорошим помощником в решении этой проблемы может стать хороший развивающий центр. При выборе такого центра стоит отдавать предпочтение тем, где практикуется комплексный подход, то есть где ребёнок будет не только получать знания, но сможет и поиграть, и попрыгать на батуте, и позаниматься спортом. Именно такого подхода придерживаются специалисты детского развивающего центра Гиппо. Сюда приводят малышей с полутора лет – такие крохи занимаются вместе с мамами. С трёх лет начинается следующая ступень развития. А среди обучающих дисциплин для группы от пяти лет и старше особенный упор делается на английский язык, развитие речи, шахматы, рисование и музыка. Вся необходимая родителям информация выложена на сайте центра.

Очень важно развивать у ребёнка желание к познанию чего-то нового, поощрять его интересоваться и задавать вопросы. Кроме этого следует научить ребенка еще до школы уметь думать и творчески воображать. Именно поэтому если ваш малыш с самого детства начал вести себя любознательно, то ни в коем случае не ругайте его за его же любопытство, а наоборот, старайтесь как можно чаще его поощрять.

Если у него что-то не получается или же он затрудняется найти ответ на какую-то задачу, не отказывайтесь помочь. Действуя таким образом вы поспособствуете хорошему интеллектуальному развитию своего отпрыска. Но если к вам подойдет ребенок и задаст вопрос, а вы отправите его за ответом к папе или бабушке, то можете отбить все желание и охоту к знаниям.

Если вдруг данную проблему все же предупредить никак не удалось, то придется разобраться в том, что вызвало такое нежелание к учебе у ребенка. Все дети в раннем возрасте не усваивают новый материал, если он подан в совершенно неинтересной ему форме. В частности, именно это и случит причиной пропадания интереса к учебе. В такой ситуации главная задача родителей — включить свое воображение на полную мощность и сделать задание увлекательным. Вам придется сделать так, чтобы ребёнок воспринимал обучение как игру и постепенно интерес к учёбе начнёт возвращаться.

Если причина нежелания учиться – сильная эмоциональная и физическая усталость, то на некоторое время постарайтесь освободить ребенка от дополнительных кружков и секций. Чаще проводите время, вместе гуляя с ним на свежем воздухе или посмотрите интересный фильм.

И помните, что для ребенка самое главное — чувствовать любовь и заботу родителей. Это фундаментальная потребность и от нее зависит многое, в том числе тяга к знаниям.