Как понять, что ребенок скоро заговорит? Развитие речи. с чего начать? говорит эксперт. Можно выделить основные фазы развития речи у детей

Ожидание первых слов малыша всегда вызывает трепетные чувства у родителей. Сначала он только плачет и кряхтит, но вскоре начинает гулить, тренировать гласные звуки и произносить целые слоги. Чтобы малыш в будущем говорил правильно, с ним нужно постоянно заниматься, обращая внимание на все изменения в его лепете. Тогда родителям в будущем точно не придется обращаться к логопедам.

Первые звуки и «детский лепет» малыша

До того времени, когда малыш начнет произносить членораздельные звуки, пройдет несколько месяцев. Все дети, конечно, развиваются разными темпами: кто-то быстрее, кто-то - чуть медленнее. Однако первые три месяца каждый грудничок только спит, кушает и плачет. В этот период закладываются основы его будущей речи. Младенец быстро учится использовать свой голос, чтобы объяснять взрослым, что ему нужно. Когда он поймет, как это делать, его успехи в говорении станут для родителей более заметными.

Весь период подготовки к произношению первых слов можно разбить на несколько этапов, в зависимости от возраста карапуза:

  1. Первый месяц - плач и кряхтение. Этими нехитрыми способами малыш указывает родителям на мокрые пеленки, на то, что ему холодно, жарко, больно (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик), хочется есть или пить.
  2. Второй-третий месяцы - первые звуки. Двухмесячные карапузы уже пытаются произносить гласные «а», «о», «э». Некоторые тренируют и согласные «м», «б», «п», близкие к механизму сосания. Малыш осознает, что он может издавать звуки, и постепенно начинает контролировать эти действия.
  3. Четвертый месяц - произношение слогов. К четырем месяцам карапуз развивается настолько, что произносит слоги, которые также называют «детским лепетом». С этого момента остается немного времени до первого слова малыша. Он скажет его, как только научится произносить основные звуки и слоги.

Факторы, влияющие на развитие речи

Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще? Говорение - это сложный процесс, который протекает под действием многих факторов.

Физическое развитие

Проблемы со здоровьем могут стать причиной задержки речи. Своевременно посещайте педиатра и других специалистов, которых вам рекомендуют, соблюдайте их рекомендации. Следите за тем, чтобы малыш хорошо питался. До 6 месяцев рекомендуется кормить его грудью. Если это невозможно, проконсультируйтесь со специалистами по поводу выбора смеси.

Крепкая нервная система

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Задержку речи вызывают и различные неврологические проблемы. Чтобы избежать их, поддерживайте дома спокойную обстановку, делайте малышу , проводите гимнастику. Если ребенок часто плачет или плохо спит, обязательно покажите его детскому неврологу. Также если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.

Грамотная речь в семье

Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чтобы малыш быстрее заговорил, ему важно слышать грамотную человеческую речь вокруг, которую он потом повторит. Поэтому общайтесь со своим карапузом как можно чаще, говорите ему слова и указывайте на людей и предметы, которые они обозначают. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.

Почему сюсюканье плохо влияет на речь малыша?

В процессе развития все дети копируют взрослых. Малыши постарше имитируют мамину походку, повторяют ее любимые слова и целые фразы. Это их способ обучения и познания окружающего мира. Если вы будете коверкать слова и искажать интонации, ребенок начнет подражать вам. В результате у него появятся речевые дефекты, которые придется устранять с привлечением логопеда. Поэтому не коверкайте слова, произносите их правильно.

Часто дети 1-2-3 лет ведут себя непонятно, и родители путаются в догадках, не зная, как унять истерику у ребенка. Что означает поведение ребенка и как правильно расшифровать его невербальные сигналы, чтобы понять, что в действительности с ним происходит, читайте в материале от uaua.info .

Двухлетки выражают свои эмоции довольно необычном образом. Дети должны учиться разбираться в эмоциях, но и родители должны понимать своих малышей, тем более,что разгадать их тайный код не так уж и сложно. Ваш малыш учится говорить и становится маленьким упрямым и своевольным человеком, если не сказать большего. Маленький начальник указывает вам, где сесть, какие штаны ему угодно надеть сегодня, и что бы ему хотелось на обед.

Но когда дело доходит до выражения более сложных мыслей и эмоций на словах, ему все еще тяжело, а это значит, что вы часто вынуждены интерпретировать некоторые элементы его странного поведения. Сведения экспертов помогут нам расшифровать скрытый смысл истерики малыша и язык тела.

1.Ребенок избегает зрительного контакта

Перевод: он смущен

Когда дети отводят взгляд, они говорят вам, что они устали и нуждаются в перерыве от своей роли «гвоздя программы». Но где-то ко второму дню рождения у ребенка уже развивается способность к такой самосознательной эмоции, как стыд.

Например, он знает, что вы злитесь, потому что он снова забрал у младшего братика медвежонка. Когда маленький ребенок отказывается смотреть на вас, это значит, что он понимает, что его действия могли разочаровать вас.

Ваша реакция: Обозначьте то, что ребенок сделал неправильно в простых, коротких предложениях - «Мы не рвем книжки», «Мы не толкаемся» - и предложите вариант, как поступать правильно, например, приклеив вырванную страничку или обняв плачущего друга. Ребенок должен понять, что все люди ошибаются, но важно сделать что-то, чтобы исправить ошибку.

2.Ребенок тащит с собой в кроватку все мягкие игрушки

Перевод : Ему страшно

Еще недавно малыш спокойно спал в теплом одеяле. И вдруг, он требует взять с собой в кровать столько игрушек, что она похожа на современный арт-проект. Это тот возраст, когда воображение ребенка берет свое, и он начинает видеть кошмары и заселять шкафы монстрами. Знакомые и любимые игрушки в непосредственной близости дают ребенку чувство безопасности, когда он уплывает в сон или просыпается посреди ночи.

Ваша реакция: Двухлетки мыслят очень буквально, поэтому все их надуманные монстры кажутся такими реальными. То, что вы покажете ребенку, что в шкафу ничего нет, его не убедит. Они просто думают, что вы монстров не видите. Поэтому разрешите малышу окружить себя таким количеством любимых вещей, какое ему нужно. Если вы обеспокоены тем, что он может скатиться с кровати, задействуйте другую особенность детей такого возраста: желание принимать решения. Спросите у него, какие три мягкие игрушки, две книги и один конструктор он берет в мир сновидений с собой сегодня.

3.Ребенок поднимает футболку и прячет в ней лицо при встрече с незнакомым человеком

Перевод : он взволнован

Задумайтесь о том, когда вы в последний раз были на мероприятии, на котором не знали ни единого человека. Вы, вероятно, убеждали себя, что «хорошо ведь куда-то выбраться с другими взрослыми людьми, а у этой барышни красивая блузка, может подойти поговорить с ней…», и тут же хватали бокал вина, чтобы чем-то занять руки.

Рассматривайте поведение вашего малыша в соответствующем по возрасту эквиваленте социальной неловкости взрослого. Он еще не может преодолевать нервозность, поэтому пытается совладать с ситуацией в чисто сенсорной и физической манере. Некоторые дети начинают жевать футболку или тянуть брюки, а другие могут схватиться за вашу ногу, сосать большой палец, или упасть на пол и спрятать свое лицо.

Ваша реакция: Аккуратно выманите вашу черепашку из ее панциря. Маленькие дети всегда перенимают у родителя манеру, как реагировать на новые ситуации. Расслабьте плечи, улыбнитесь и скажите «Привет» новым знакомым, и ободряюще сожмите ручку ребенка. Это даст ему понять, что его окружение безопасно и дружелюбно. Затем дайте ему время, чтобы освоиться.

4.Ребенок прячется за мебелью, если «наделал» в подгузник

Перевод: ему нужно уединение


Это обычное поведение малыша говорит о двух вещах: во-первых, ребенок понимает, что ему нужно в туалет, во-вторых - он видит, что взрослые делают свои дела в уединении. Это два положительных сигнала о том, что малыш готов к приучению ходить на горшок.

Какой же самый главный сигнал? Ребенок сразу же просит сменить грязный подгузник. Если ребенку все равно на то, что он ходит с грязным подгузником, он не готов к горшку. У большинства малышей интерес к туалету просыпается как раз в возрасте от 2 до 3 лет, в этом возрасте знакомство с горшком пройдет быстро и легко.
Ваша реакция: Поощряйте желание ребенка побыть наедине, но направляйте его в ванную/туалет. Правильная комната в доме - правильный шаг. Нет никакой необходимости принуждать ребенка сидеть на горшке.

5.Ребенок ужасно себя ведет - бросается едой, бьется, ломает игрушки

Перевод: он не в духе


Это шокирует и ужасно беспокоит, когда обычно спокойный двухлетний ангелочек превращает в Дитя Зла. Но важно понять, что своевольный поведение - это, вероятно, просто реакция на текущую ситуацию, а не признак того, что изменился его характер. Обычно, когда дети этого возраста выделываются, они хотят сказать вам, что им скучно, они устали или им нужно внимание.

Ваша реакция: Постарайтесь выяснить, что происходит. Если поведение вызвано скукой, настало время достать Lego и поиграться вместе с ребенком, или же сходить в парк, чтобы сменить обстановку. Малыши должны узнать, что есть лучшие способы, чтобы привлечь ваше внимание, чем истерика. Тайм-аут для ребенка - на пару минут вы оставляете его одного - даст понять, что вы не будете мириться с неадекватным поведением. После чего можно смело переходить к веселому занятию.

6.Ребенок выходит из себя, пока вы режете клубнику, которую он же у вас попросил

Перевод: он хочет ее немедленно


Дети рождаются ужасно нетерпеливыми. Они суетятся и стонут о том, что им незамедлительно нужна еда! Чистый подгузник! Баюканье! Неспособность малыша сдерживать свой пыл является напоминанием о том, что, хотя он растет со скоростью света, он до сих пор маленький ребенок. Префронтальная кора, область мозга, которая отвечает за самоконтроль - в том числе за способность справляться с ожиданием, пока удовлетворятся просьбы и потребности - начинает активно развиваться где-то в возрасте от 2 до 7 лет.

Ваша реакция: Не старайтесь выполнить малейшие капризы ребенка, включая суперсилу. Вместо этого, скажите, что вы слышали просьбу и выполните ее, когда сможете. Со временем постепенно оттягивайте момент того, когда просьбы будет выполнена, говоря ребенку: «Мамочка домывает посуду, затем высушит ручки, откроет холодильник и нальет тебе яблочный сок». Вы учите малыша ценному навыку - терпению, настаивая на том, что он должен подождать, если хочет чего-то.

7.Ребенок кричит «Нет, моя мамочка!», когда к вам приближаются другие дети

Перевод: он хочет, чтобы вы обратили на него внимание


«Липкое» поведение может свидетельствовать о том, что ребенок чувствует, что ему вас недостаточно, особенно если вы подолгу работаете или в доме появился еще один малыш. Нужно понять, как бороться с детской ревностью.

Если ничего не изменилось, такое собственничество - неотъемлемая часть расцветающего чувства собственного достоинства у двухлетки. Период «Мое, мое, мое» раздражает, но это на самом деле положительная тенденция, потому что она означает, что малыш делает успехи в выяснении того, каким человеком он является. На данном этапе, его видение себя привязано к вещам, которые являются наиболее ценными для него, а мама - точно вне конкуренции среди них.

Ваша реакция: Обнимите ребенка, и скажите ему, что вы, безусловно, его мама и вы его любите. Но вы также можете использовать такую ситуацию в педагогических целях, обучая навыку делиться. Скажите: «Я твоя мама, не ее или его, но я же могу хорошо относиться к другим деткам и говорить им «привет».

Теперь вы знаете, как разобраться в сигналах, которые посылает вам ребенок, и сможете без истерик и капризов посетить все новогодние представления для детей.

Этот вопрос волнует всех без исключения родителей. Особенно, если речь идет о первом ребенке. У меня растет сын. Ему 1 год 9 месяцев. Это мой второй ребенок. Говорит он еще немного, но я понимаю, что всему свое время. Сейчас он говорит предложениями всего лишь из двух слов, но начал активно запоминать и повторять слова.

С улыбкой читаю свой дневник про старшую дочь, когда она была еще совсем маленькой. С восторгом описываю ее первые слова и звукоподражания и каждый раз предвкушаю: «Она скоро начнет говорить!».

Такого рода записи в моем дневнике примерно с 8-9 месяцев. Дочь в возрасте от года до двух была просто болтушка. Могла подойти к совершенно незнакомому человеку и, жестикулируя, начать ему что-то «рассказывать». Правда болтала она больше «на своем». И так до двух лет…

Знаю, что есть такие дети, которые уже в год и месяц «У Лукоморья дуб зеленый» наизусть читают. Но это только с чужих слов. Что-то в жизни мне встречать таких не приходилось. Хотя, по рассказам родителей, я сама начала говорить очень рано: в 1,5 года со мной уже можно было беседы вести.

Мои наблюдения

Мы много общаемся с другими детьми и, как мне кажется, говорить предложениями более или менее большая часть детей начинает около двух лет. Причем многие мамы говорят, что с двух лет ребенка словно «прорвало».

Известно, что для того, чтобы ребенок начал раньше говорить, нужно с ним разговаривать. Причем делать это надо с самого рождения простыми словами и предложениями.

Среди моих знакомых мам, с которыми общаемся на улице, гуляя с детьми, есть одна особа (иначе не могу сказать). Она очень увлечена правильным питанием своего ребенка, но совершенно не думает о его развитии. Так вот она признается, что вообще с ним почти не разговаривает.

При этом они живут с сыном вдвоем и почти не общаются с родственниками. Результат налицо: мальчик в свои год и семь месяцев, розовощекий, упитанный и шустрый, не говорит вообще ничего!

Еще, думаю, что не менее важна здесь хорошая дикция. Есть у меня знакомая, которая переживала, что ее двухлетний сын не хочет ни говорить, ни повторять слова. Водила его по врачам, поила какими-то специальными лекарствами. А я обратила внимание на ее речь. Говорит она очень быстро. Возможно, в этом и кроется причина нежелания ребенка повторять слова.

Кстати, сейчас этот мальчик пошел в детский сад и уже вовсю разговаривает.

В чем секрет?

Так как я не могу похвастаться тем, что мои дети начали рано говорить, то мне всегда было интересно, что такого делают мамы с детьми, которые до двух лет начинают разговаривать предложениями. Спрашиваю и ничего нового не узнаю. Все то же: читают книжки, разговаривают с ребенком, поют песенки, рассказывают сказки. Видимо, никакого секрета тут нет, просто каждому свое время...

Конечно, бывают серьезные заболевания, которые и являются причиной детского молчания. Но в целом, детские психологи советуют не беспокоиться, если ребенок не разговаривает до трех лет.

Ожидание первых слов малыша всегда вызывает трепетные чувства у родителей. Сначала он только плачет и кряхтит, но вскоре начинает гулить, тренировать гласные звуки и произносить целые слоги. Чтобы малыш в будущем говорил правильно, с ним нужно постоянно заниматься, обращая внимание на все изменения в его лепете. Тогда родителям в будущем точно не придется обращаться к логопедам.

Первые звуки и «детский лепет» малыша

До того времени, когда малыш начнет произносить членораздельные звуки, пройдет несколько месяцев. Все дети, конечно, развиваются разными темпами: кто-то быстрее, кто-то - чуть медленнее. Однако первые три месяца каждый грудничок только спит, кушает и плачет. В этот период закладываются основы его будущей речи. Младенец быстро учится использовать свой голос, чтобы объяснять взрослым, что ему нужно. Когда он поймет, как это делать, его успехи в говорении станут для родителей более заметными.

Весь период подготовки к произношению первых слов можно разбить на несколько этапов, в зависимости от возраста карапуза:

  1. Первый месяц - плач и кряхтение. Этими нехитрыми способами малыш указывает родителям на мокрые пеленки, на то, что ему холодно, жарко, больно (колики, боль в ухе при воспалении, забитый носик), хочется есть или пить.
  2. Второй-третий месяцы - первые звуки. Двухмесячные карапузы уже пытаются произносить гласные «а», «о», «э». Некоторые тренируют и согласные «м», «б», «п», близкие к механизму сосания. Малыш осознает, что он может издавать звуки, и постепенно начинает контролировать эти действия.
  3. Четвертый месяц - произношение слогов. К четырем месяцам карапуз развивается настолько, что произносит слоги, которые также называют «детским лепетом». С этого момента остается немного времени до первого слова малыша. Он скажет его, как только научится произносить основные звуки и слоги.

Факторы, влияющие на развитие речи

Речь крохи - ювелирная система, на развитие которой влияют несколько факторов. И это отнюдь не только собственно развитие речевого аппарата будущего говоруна. Что же еще? Говорение - это сложный процесс, который протекает под действием многих факторов.

Физическое развитие

Проблемы со здоровьем могут стать причиной задержки речи. Своевременно посещайте педиатра и других специалистов, которых вам рекомендуют, соблюдайте их рекомендации. Следите за тем, чтобы малыш хорошо питался. До 6 месяцев рекомендуется кормить его грудью. Если это невозможно, проконсультируйтесь со специалистами по поводу выбора смеси.

Крепкая нервная система

Задержку речи вызывают и различные неврологические проблемы. Чтобы избежать их, поддерживайте дома спокойную обстановку, делайте малышу, проводите гимнастику. Если ребенок часто плачет или плохо спит, обязательно покажите его детскому неврологу . Также если были проблемы со здоровьем во время беременности, родов и периода новорожденности, необходимо посетить невролога и прислушаться ко всем его рекомендациям.

Грамотная речь в семье

Этот фактор играет, вероятно, самую важную роль. Чтобы малыш быстрее заговорил, ему важно слышать грамотную человеческую речь вокруг, которую он потом повторит. Поэтому общайтесь со своим карапузом как можно чаще, говорите ему слова и указывайте на людей и предметы, которые они обозначают. Дети - это маленькие “повторюшки”, они всегда подражают взрослым, поэтому разговаривайте с малышом четко.

Почему сюсюканье плохо влияет на речь малыша?

В процессе развития все дети копируют взрослых. Малыши постарше имитируют мамину походку, повторяют ее любимые слова и целые фразы. Это их способ обучения и познания окружающего мира. Если вы будете коверкать слова и искажать интонации, ребенок начнет подражать вам. В результате у него появятся речевые дефекты, которые придется устранять с привлечением логопеда. Поэтому не коверкайте слова, произносите их правильно.

Развитие речи. С чего начать? Говорит ЭКСПЕРТ

В каком возрасте ребенок начинает разговаривать

Первое слово малыша – это долгожданное событие для всей семьи.

У некоторых детей до года уже имеется десяток слов в словарном запасе, а другие малыши остаются «молчунами» до 1,5-2 лет.

Мы рассмотрим, какие факторы влияют на скорость появления речи у ребенка и как предотвратить задержку развития этого навыка.

Как происходит формирование речи у детей?

Появлению настоящей речи предшествует несколько этапов. Простейшие речевые реакции проявляются даже у новорожденных: малыш использует различные интонации для того, чтобы выразить те или иные чувства.

Весь первый год жизни ребенка происходит накопление его словарного запаса, сначала пассивное, затем – активное. На первой стадии малыш воспринимает речь взрослых и реагирует на неё, но не повторяет слова.

В период активного формирования словаря кроха уже копирует услышанные звуки, а позднее и составляет из них целые слова и фразы.

Можно выделить основные фазы развития речи у детей:

1 Речь до года. Первый этап, наступающий после крика, называют гулением. Он наступает в 2-3 месяца. Гуление – это простые гласные звуки и слоги: «а-гу», «ва».

В 4-5 месяцев к гулению добавляется смех, а также наблюдается смена интонации и тональности голоса.

К 6 месяцам речь у детей переходит в стадию лепета. Это более сложные звуки, чем гуление.

Кроха отчетливо произносит согласные буквы, в результате чего получаются слоги «ма», «ба», «па», «та».

В это же время появляется заметная реакция ребенка на голос родных людей и его тон. Малыши настораживаются и плачут, если слышат разговор на повышенных тонах.

А в ответ на ласковое обращение кроха улыбается и смеется.

2 Речь до 2 лет. В период от 1 года до 2 лет в речи появляются вопросительные обороты и просьбы. Из односложных и двусложных слов дети составляют предложения, рассказывают о том, что им нравится, а что – нет. Особенно активные малыши уже могут читать несложные стихи: считалки, потешки.

3 Речь до 3 лет. Большинство детей уже уверенно общаются с другими малышами, родственниками, воспитателями. Количества слов в лексиконе теперь хватает для того, чтобы в простой форме рассказать о событиях, произошедших за день, тревогах и радостях.

Во сколько ребенок начинает говорить?

Развитие речи, как и других базовых навыков – вопрос индивидуальный. Существуют только определенные рамки, разделяющие нормальное развитие речи от патологического. Обращаться к логопеду нужно в том случае, если к 2,5-3 годам ребенок так и не смог освоить фразы из нескольких слов.

Время появления первого слова зависит также от темперамента ребенка. Спокойные малыши, которые больше любят рассматривать картинки и книги, обычно начинают говорить раньше.

Непоседам же, как правило, просто не хватает энергии на то, чтобы учиться разговаривать. Родителям подвижных деток переживать не стоит: со временем их речевые навыки достигнут уровня сверстников.

Первым словом ребенка будет та совокупность повторяющихся звуков, которую крохе легче всего произнести.

Это и самое ожидаемое «мама», а также «баба», «ляля» и другие.

Кстати, в первое время словом «мама» дети называют почти всех знакомых людей.

Чуть позже, когда кроха научится придавать смысловые оттенки словам, он поймет, что мама у него только одна, а у остальных людей есть свои имена.

Отличить осознанные слова от простых подражаний можно, если проследить, в каких ситуациях малыш произносит те или иные звуки. Возможно, сначала вы даже не будете понимать, что именно кроха имеет в виду.

Если один и тот же набор звуков применяется ребенком при одинаковых обстоятельствах, значит, его речь стала приобретать осмысленный характер.

Как помочь ребенку начать говорить?

От воспитания также зависит то, насколько быстро малыш освоит разговорные навыки. Есть несколько простых приемов , помогающих развить детскую речь:

1 Всегда разговаривайте с ребенком обычным голосом, внятно произнося слова. Не следует намеренно делать голос более высоким, имитируя детскую речь. Малыш должен слышать то, как нужно говорить правильно, и по возможности повторять за взрослыми.

2 Стремитесь расширять кругозор ребенка. Показывайте ему красочные иллюстрации, называйте окружающие предметы. Конечно, новая информация должна подаваться в умеренных количествах, чтобы не перегружать психику малыша.

3 Развивайте уже имеющиеся навыки. Например, звуковой маркер, обозначающий слово «машина» у ребенка – «би-би». Каждый раз, когда малыш называет этот предмет удобным для себя понятием, повторяйте его правильное название.

Обязательно задавайте вопрос, побуждающий малыша повторить за вами новое слово: «Что это?».

4 Не ограничивайте ребенка в общении с другими детьми.

Особенно хорошо, если круг общения малыша состоит из более старших детей или сверстников, уже умеющих разговаривать.

5 Читайте вслух детские книги, стишки, песенки. Сеанс чтения можно проводить не только на ночь, но и в течение дня.

Выбранная литература должна соответствовать возрасту ребенка.

6 Уделяйте время физическому развитию. Детская гимнастика несет не только оздоровительную, но образовательную функцию.

Непринужденная обстановка во время занятий физкультурой дает малышу отличную возможность выучить новые слова.

А повторяющиеся движения развивают чувство ритма, немаловажное для гармоничной речи.

Не нужно впадать в панику, заметив незначительное отклонение от норм развития речи у малыша. Но и игнорировать явное наличие дефектов произношения также нельзя.

Посоветуйтесь с доктором, если речь ребенка невнятна или малыш отказывается от общения. В большинстве случаев подобные проблемы легко решаются занятиями с логопедом или детским психологом.

Чем раньше начнется работа над нарушениями речи, тем скорее малыш освоит красивое и правильное произношение.


Уже сейчас вы научились интерпретировать разные звуки, которые издает ваш ребенок - от восторга до крайнего расстройства. Когда вы научитесь слушать ребенка внимательно, вы станете все лучше и лучше понимать его вербальную и невербальную коммуникацию.

У детей реакции проходят медленнее, чем у взрослых. Это нужно учитывать, когда вы учите ребенка говорить. Слушая ребенка, учитывайте, что ему может понадобиться время, чтобы дать вам обратную связь. Если вы не можете понять, что говорит ваш ребенок, не волнуйтесь. Ни один родитель не может понять каждый крик и лепетание своего ребенка. Тем не менее, когда вы внимательно слушаете ребенка и пытаетесь понять его, происходят две вещи. Во-первых, ребенок понимает, что кого-то интересуется его мыслями и чувствами. Во-вторых, со временем, методом проб и ошибок, вы в конечном счете начнете понимать большинство слов своего ребенка.

В возрасте пяти-шести месяцев ваш ребенок будет издавать непонятные звуки, часто бессмысленные, но как радостно слышать их папе и маме. Этот лепет служит хорошей практикой для развития речи. К шести месяцам ваш ребенок захочет попрактиковать свой новый «язык» с любым, кто готов его слушать. Шесть месяцев - это очень социальный возраст. Ваш ребенок будет рад компании других людей и начнет говорить с ними по-своему. Практически каждый человек, которого увидит ребенок, будет объектом его новых речевых навыков.

Самый приятный собеседник - ребенок

Как только ваш малыш начинает произносить гласные звуки, он начинает считать себя настоящим собеседником. Не имеет значения, что вы не можете понять его, а он не может понять вас. В конце концов, то же самое верно для многих разговоров между взрослыми. Ваш ребенок хочет поговорить с вами точно так же, как вы говорите с другими.

Вы можете удивиться в первый раз, когда поймете: ваш ребенок, кажется, ждет от вас, что вы ответите на его непонятные звуки. Кажется невероятным, что всего за шесть месяцев он начинает понимать отдельные слова и фразы взрослых. Когда он начинает делать паузы в своем лепете (возможно, чтобы убедиться, что вы слушаете), вы должны отнестись к нему, как ко взрослому. По вашему поведению ребенок начнет понимать, когда его очередь слушать и ваша очередь говорить. Прислушайтесь и присмотритесь к малышу: он останавливается, чтобы послушать, что вы говорите, и вправду может быть лучшим собеседником, чем взрослые.

Имитация речи ребенком

Подражание и повторение вашим ребенком ваших слов в течение ближайших нескольких месяцев может быть очень частым. Даже если вы не поймете его, все равно оба можете получать удовольствие от «разговора», и ваш ребенок тоже будет наслаждаться разговором с вами.

Когда ваш ребенок старается "разговаривать" с вами, будьте вежливы. Реагируйте на слова вашего ребенка так же, как на слова любого взрослого. Участвуя в разговоре с ребенком лицом к лицу, держите с ним зрительный контакт. Вы можете отвечать на лепет ребенка, используя реальные слова или повторяя звуки и слоги за своим ребенком. Как только вы прекратите говорить, ваш ребенок может начать «говорить» с вами снова, пытаясь поддержать разговор.

В беседе с вашим ребенком учтите: разнообразие общения ускоряет процесс обучения. В общем, чем больше вы говорите, тем больше ваш ребенок будет пытаться говорить вместе с вами. Так он получает первые социальные практические навыки. В ближайшие месяцы ваши разговоры станут для ребенка способом изучать более сложные звуки. Обсуждайте с ребенком что-нибудь, но не монополизируйте разговор. Не забудьте дать вашему ребенку понять, что вы его слушаете.

Следите за своей речью

Пусть хорошей привычкой для вас станет рассказывать своему ребенку что-нибудь даже до того, как он сможет понять что-то из ваших слов. Описывайте ему то, что вы делаете. К примеру: "Сейчас я собираюсь сменить свой подгузник. Сначала мы должны снять ползунки..."

Также описывайте то, что делает ребенок. "Посмотри, как ты испачкался. Давай подойдем к ванной и умоемся." Ваш разговор будет поддерживать интерес ребенка, поможет ему отполировать свои социальные навыки и заложить основы для изучения слов.

Какой самый лучший способ для родителей поговорить со своим ребенком? Давайте начнем с основных ориентиров. Старайтесь не чувствовать себя слишком глупо, когда говорите с ребенком. Даже если у вашего ребенка еще слишком маленький словарный запас, он начинает понимать сам разговорный процесс. Чем больше вы говорите с ним, тем больше он узнает.

Не стесняйтесь говорить со своим ребенком тем высоким, певучим голосом, который использовали родители с грудными детьми на протяжении веков. Дети лучше реагируют на более высокие звуки, поэтому использование высокого голоса будет удерживать внимание вашего ребенка дольше.

Помните, что обсуждать что-то с малышом – это естественно. Вам не нужно упрощать свои слова и грамматику ради ребенка. Помните, неважно, насколько вы упростили свой язык, ваш ребенок не понимает все, что вы говорите (по крайней мере, пока ему не исполнится шесть месяцев, но ему нравятся ваши рассказы. Ваш ребенок просто любит общаться с вами. Ему все равно, говорите вы о погоде, работе по дому или термодинамике ядерного синтеза.

Не тратьте много времени и энергии на то, чтобы понять, что именно говорит ваш ребенок. Он, возможно, вообще ничего не говорит, просто произносит звуки. Смысл во фразах ребенка обычно появляется до года. А пока ребенок просто пытается издавать звуки и учиться быть общительным, именно так, как он видит это у взрослых.

К концу шестого месяца, прежде чем ребенок произнесет свои первые слова, он начинает понимать несколько простых фраз, которые вы говорите. Так что сейчас самое подходящее время, чтобы начать учить его словам. Чем больше вы говорите с ребенком о том, что происходит здесь и сейчас, и описываете, как это происходит, тем легче будет ребенку установить связи между тем, что он видит, и собственной речью.

Как научить ребенка правильной речи?

Если вы любите музыку, вы можете выбрать ее из огромного ассортимента мелодий. Большинство из ритмических песенок будут хорошей инвестицией в развитие речи вашего ребенка. Пусть тексты и мелодии будут простыми, но от этого ваш ребенок будет наслаждаться не меньше, слушая их снова и снова.

С ребенком от шести месяцев (или даже раньше) до года, нужно говорить медленно и четко, чтобы дать вашему ему больше возможностей понимать и различать отдельные слова. Подчеркните в своей речи самые важные слова, особенно существительные (человек, место или вещь), через музыкальные акценты и частые повторения.

Если вы достаточно часто будете повторять в стихах одни и те же существительные, ваш ребенок скоро поймет, что обозначают эти слова: названия вещей, имена, события, явления. Даже если ребенок пока что не понимает, для чего предназначены эти предметы, он будет ассоциировать названия с реальными объектами.

Развитие речи и танцы

Хотя разговор с вами обеспечит ребенку основную часть довербального обучения языку, существуют и другие способы научить ребенка говорить. Как и все средства обучения языку, для детей лучшими являются те, которые поощряют их говорить. Этим средством, веселым и забавным, могут быть танцы. Во время танцев можно рассказывать ребенку, как и что нужно делать, петь песенки, и он очень быстро запомнит слова.

Обучать ребенка чтению и речи еще рано. Он может читать что-то с вами или играть сам по себе, но в этом возрасте стоит избегать книг с бумажными страницами. Ваш ребенок будет не только "читать" книги, но станет рвать страницы, жевать их, бросать и всячески портить.

Для детей есть специальные книги из толстого картона или пластика. Их сложно порвать или испортить. Эти книги можно дать ребенку для изучения слов и простейших фраз.

Что еще можно предпринять, чтобы научить ребенка говорить?

Отвечайте на зов и крики ребенка

Младенцы не могут вам сказать ничего внятного, зато через плач могут передавать сигнал о своих эмоциях и потребностях. В первый год плач - это основа их системы связи. Когда мы отвечаем на крик, дети понимают, что они находятся в мире, который их услышит, что они сейчас в безопасном месте, где их потребности удовлетворят.

Беседуйте со своим ребенком, даже если вам кажется, что он вас пока что не понимает и не может вам ответить. Рассказывайте ему о своих чувствах, эмоциях, описывайте самые простые действия. Ребенок привыкнет к потоку речи и постепенно начнет различать слова. А потом и сам будет говорить с вами.

Общайтесь с ребенком регулярно

Если вы регулярно говорите с маленьким ребенком и слушаете его, ему будет легко выучить язык. Моделирование речи - лучшее учебное пособие. Дети, слушая правильную речь, и сами учатся говорить правильно. При моделировании правильной речи они будут постепенно учиться строить предложения и фразы.

Пойте малышу песни

Эти песни могут быть какими угодно: песня во время купания в ванной, во время мытья посуды, во время гуляния в парке, во время смены подгузников, а также традиционная колыбельная перед сном. Ритмы и мелодии музыки, по словам психологов, способствуют изучению языка. Через год регулярного прослушивания песенок ребенок узнает массу новых слов и сможет повторять их.

И помните: когда вы покупаете музыкальные диски для детей, это только полдела. Ваш ребенок запомнит гораздо больше слов посредством вашего живого пения, чем при прослушивании электронной музыки.

Чтение, песни, стихи, разговор с ребенком - все это способствует развитию языка вашего ребенка и навыкам его общения. Но главный стимул для ребенка - это звук вашего голоса и вся та любовь, которую вы можете ему дать. Чтобы научить ребенка говорить, наслаждайтесь общением с ним.

Дети могут вести себя по-разному. И даже опытные родители часто заходят в тупик, не зная, что делать со своим отпрыском и не понимая, как реагировать на его поведение. Перед вами 15 советов для родителей, которые помогут лучше понять вашего ребенка.

Зачастую малыш хочет сказать что-то родителям, но мамы и папы неверно расшифровывают их посыл, отчего ситуация может лишь усугубиться. Однако, есть несколько верных способов, , установить причину его поступков и «услышать», что на самом деле ребенок хочет «сказать» своим поведением.

Агрессия проявляется у детей в тот момент, когда им страшно в данной ситуации, и они не знают, как с этим справиться, поэтому и вуалируют свои чувства за несносным поведением агрессора.

Гиперактивность и непоседливость у ребенка сигнализируют о том, что ему страшно, и он нуждается в установлении четких правил со стороны родителей. Так, данное поведение показыва ет родителям, что ребенок ждет от них поддержки и опоры

Апатия крохи может быть следствием того, что он боится ошибиться, а это значит, что он не получит одобрения от родителей. На подсознательном уровне он ожидает лишь осуждение за его попытки к каким-либо действиям.

Беспомощность ребенка свидетельствует о том, что своим «ничегонеделанием» он помогает маме чувствовать себя нужной.

Когда малыш бьет родителей , то ни в коем случае взрослым нельзя делать тоже в ответ. Во-первых, таким поведением ребенок показывает, что он не знает как иначе вести себя в сложившейся ситуации, во-вторых, он сообщает родителям, что он нуждается в их твердых запретах.


Воровство у детей проявляется в том случае, когда им катастрофически не хватает любви и заботы со стороны взрослых и таким образом они демонстрируют свою злость на сложившуюся ситуацию.

Выдергиванием волос ребенок сообщает родителям о своем сильном внутреннем стрессе

Когда ребенок говорит очень тихим голосом, то это не связано с физическим недугом - ребенок боится и стесняется проявить себя не только в обществе, но и при родителях. Он стесняется и боится своих желаний, пребывает в стрессовом состоянии, что его не примут таким, какой он есть на самом деле

Когда м алыш начинает грызть ногти , то необходимо задуматься и внимательнее присмотреться, с какими страхами и стрессовыми ситуациями это может быть связано. Зачастую это связано со стрессом долгого и частого расставания с мамой.

Когда ребенок ест много , то так у него проявляется чувство повышенной тревожности, а еда помогает ему с этим чувством бороться. Процесс поедания пищи компенсирует крохе недостаток эмоциональной близости с его родными, в которой он очень сильно нуждается.


И наоборот, когда ребенок ест мало , своим поведением он сообщает, что не готов «переваривать» сложившуюся ситуацию в семье и таким образом держит от нее дистанцию.

Заниженная самооценка ребенка свидетельствует о том, что вашей привычкой является давать лишь советы, а не поддерживать и поощрять действия ребенка

Капризный ребенок - это тот ребенок, который не может говорить о своих желаниях прямо, так как боится быть всеми отвергнутым, поэтому и добивается своего лишь с помощью капризов.

Ложь у ребенка проявляется в том случае, если до этого у родителей была отрицательная реакция на его ошибки.

Если ребенок стал мочиться в постель и в одежду, значит, в семье стало происходить что-то такое, что вызывает у него сильную тревогу.

Присваивание чужого даже в том случае, когда родители приобретают достаточное количество игрушек, сигнализирует о том, что ребенок лишен права выбора при покупке.


Скрытность проявляется у тех детей, чьи родители раздражаются по любому поводу.

Трусость ребенок проявляет в тех случаях, когда мамы и папы слишком быстро спешат на помощь своему крохе, помогая преодолевать встретившиеся трудности. Своей трусостью ребенок говорит родителям о том, что они должны предоставить ему как можно больше самостоятельности.

Как бы странно, а порой и несносно, ребенок себя не вел, не думайте, что он делает это назло вам. Порой он и сам не понимает своих действий, так как его психика может быть еще не до конца сформирована в силу его возраста. Но в большинстве случаев, ребенок просто на подсознательном уровне применяет любой способ, чтобы найти взаимопонимание со своими близкими людьми. И если малыш будет окружен заботой, вниманием и любовью со стороны родителей, то у него не возникнет повода лишний раз покапризничать или похулиганить.

Также обязательно узнайте о том,