Как исправить плохой почерк. Почерк у детей: возможные недостатки манеры письма. Нужно ли исправлять почерк

Ваш юный школьник вот-вот перейдет в следующий класс, а каракули в его тетрадях до сих пор сложно разобрать ? Возможно, сложности с красивым написанием букв были и у вас в детстве, ведь многие из нас корпели над тетрадками по письму, переписывая упражнения так, чтобы было красиво.

Конечно, сейчас мы редко пишем что-то «от руки», разве что список продуктов, которые нужно купить в магазине, или записку ребенку, с напоминанием, что ему нужно взять с собой в школу - основная часть эпистолярного общения перешла в область компьютерного набора текста. Но это у взрослых, а что же делать ребенку, если учитель, проверяя его тетради, не понимает, что там написано, и снижает оценки за почерк?

В чем причина плохого почерка у ребенка и как с этим можно бороться, давайте попробуем понять в нашем сегодняшнем материале.

Обозначаем цель и средства

Откройте тетради своего любимого ученика. Что именно в написанном вас тревожит больше всего? Это может быть «грязь» в виде многочисленных помарок, наведений и перечеркиваний, наклон букв «вразнобой», перепутанные или пропущенные буквы. Выделите «цель» и начинаем работу!

Сразу оговоримся, что если слова нормально читаются и в тексте, написанном ребенком, нет серьезных грамматических ошибок , то вряд ли стоит переживать, возможно, почерк ребенка просто не дотягивает до определенных канонов перфекционистов-родителей. Конечно, приятно держать в руках тетрадку, страницы которой заполнены ровными и красивыми буквами, однако, разве мы любим своих детей за то, что они красиво пишут?

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Если ребенок при письме сильно давит на ручку, отвлекается, хочет побыстрее написать лишь бы как и заняться своими делами - все это является признаком повышенной тревожности, которая, безусловно, не делает детский почерк лучше. Однако школьные каракули вряд ли станут образцом для подражания, если над ребенком, как «дамоклов меч», будет стоять грозный родитель, отчитывающий за каждое неправильное соединение. И это вполне объяснимо, под воздействием подобного прессинга тревожность ребенка только увеличится, а вот вера в собственные силы - серьезно пострадает. Вспомните себя, иногда ответственное задание никак не получается, а подготовленное выступление стремится к провалу, потому что вы тушуетесь под грозным оценивающим взглядом руководителя, будучи даже абсолютно уверенным в своих знаниях и умениях. Что же можно говорить о ребенке, у которого взрослые таким «церберским» поведением формируют зажатость, комплекс неполноценности и абсолютную нелюбовь к письму как таковому. Помните, необходимым фактором для того, чтобы ребенок смог выработать красивый почерк является родительское терпение и понимание».

Итак, вооружаемся терпением и пониманием и начинаем тренировочные занятия.

Средств и способов, которые помогут улучшить почерк ребенка достаточно много, давайте остановимся на некоторых их них подробнее.

Укрепляем руку

Красивый почерк во многом зависит от твердости детской руки . Проблема плохого почерка, например, у первоклассника состоит именно в том, что у ребенка нет достаточной практики в работе руками и пальчиками.

Сделать руку твердой, пальчики более умелыми и выносливыми, а также выработать хороший и правильный нажим помогут:

  • различные техники ,
  • штриховка,
  • рисование фигуры по точкам,
  • игра с мелкими деталями (конструктор, мозаика).

При подготовке к школе советуем уделять больше внимания именно рисованию цветными карандашами, лепке платилина и штриховке, а не самостоятельному освоению чистописания. Эти занятия помогут укрепить детскую ручку и быстрее освоить красивое письмо.

Расслабляем руку

Малыш слишком сильно давит на ручку ? Необходим расслабляющий . И иногда не только рук или плечевого пояса, а и всего тела. В комплекс терапии могут входить расслабляющие ванны, аромотерапия, больше «обнимашек» в течение дня.

А еще постарайтесь вселять в ребенка как можно больше уверенности в безусловной родительской любви, сильный нажим говорит о внутренней тревожности. Чтобы расслабить тревожного малыша попробуйте тренироваться дома не в стандартных рабочих тетрадях, а в красивых удобных больших блокнотах с героями любимых мультфильмов. В такой компании ребенку будет легче расслабиться и проблемы с нажимом постепенно сойдут на нет.

Учим красоте

Еще один прием - прививаем школьнику восприятие красоты букв . Ведь в нашем компьютерном мире маленькому человеку с логическим складом ума достаточно сложно понять, зачем нужно красиво писать , эпистолярный жанр нынче не в моде.

Для этого возьмите лист формата А4 и пусть ребенок рисует во всю ширь сложные для него буквы, буквосочетания и по-разному раскрашивает их. Попробуйте собрать из таких красиво написанных букв какую-то фразу, например «С Днем рождения» или «Доброе утро». Несколько подобных сюжетов помогут ребенку утвердиться в мысли, что стараться ради красивого почерка стоит.

Время и количество

Время , которое вы выделяете для работы по улучшению почерка и количество тренировочных упражнений должно быть дозированным. Не стоит ожидать от ребенка позитивных результатов, если каждый вечер вместо прогулок и общения вы будете заставлять его часами раз за разом переписывать различные тексты.

15-20 минут занятий в день вполне достаточно, к тому же ученик 1-3 класса вряд ли будет способен более длительное время концентрировать на занятии свое внимание, чтобы качетсвенно выполнить посталвенную задачу.

Пишите тексты объемом не более 4-6 строк и обращайте внимание на суть того, что переписывает ребенок. Если содержание будет интересным , красиво написать такой текст ребенку поможет эмоциональная составляющая процесса.

Увлекаться количеством переписанного текста не стоит, из-за неравномерной нагрузки на мышцы руки у ребенка может возникнуть боль в кисти, плече и шее. Вспомните, как во время лекций в институте вам, не смотря на усталость, приходилось больше часа писать за преподавателем, так что по окончании лекции усталость чувствовалась во всем теле, а среднем пальце красовалась вмятина от ручки. Ужасное ощущение, правда? Не стоит подвергать подобным страданиям своего школьника, вы ведь не хотите, чтобы спазмы в руке начинались у него при одном только взгляде на тетрадку.

Поза и рабочее место

Безусловно, важно следить за тем, в какой позе сидит ребенок во время письма . И если увидеть, как этот процесс происходит в школе достаточно сложно, проследить за тем, насколько правильно он сидит дома - возможно. Обратите внимание ребенка, что при письме нельзя подгибать одну ногу под себя, также ровной должна быть спина, голова слегка наклонена, локти не отрываются от стола, необходим правильный наклон тетради, при этом ее середина должна быть все время направлена к середине груди.

Также не забывайте следить за тем, чтобы ребенок правильно держал пальцами ручку . Поговорите с учителем, если вам не удается уговорить маленького упрямца взять свой школьный инструмент так, как будет легче, возможно пересмотреть свое отношение к замечаниям и взять ручку правильно ребенку поможет авторитетный совет учителя.

Многие родители покупают ребенку для домашнего рабочего места крутящий стул, который, за счет свое подвижности, также может создавать сложности с почерком. Если ребенок достаточно живой и подвижный, ему сложно усидеть на стуле без движения. Каждое движение маленькой попы или дергание ногами приводит в движение крутящий стул, колеблется все тело, вследствие чего рука дрожит и дергается. Красиво писать в такой ситуации постоянного движения достаточно сложно, поэтому лучше приобрести обычный стул на ножках, без колесиков и возможности крутиться. Не забывайте о том, что и стол должен быть достаточным по ширине и длине, чтобы ребенок мог поместить на нем тетрадь и учебник.

Экспериментируйте с ручкой

Возможно, вы никогда об этом не задумывались, но то, насколько легко пишет ручка , особенно в еще не очень умелых детских пальчиках, серьезно влияет на качество почерка.

Взрослому человеку сложно понять суть процесса, ведь у нас рука уже поставлена, нажим выработан, да и сил больше, а вот для ребенка этот нюанс становится иногда очень важным фактором. Ведь письмо шариковой ручкой предполагает постоянное мышечное напряжение.

Поэтому возьмите за правило: покупать школьные ручки стоит обязательно с маленьким школьником . В отделе канцтоваров не стесняйтесь, давайте ребенку пробовать писать всеми ручками, которые ему понравились, пусть выберет ту, с которой, как ему кажется, буквы пишутся легче.

Убедитесь, что ручка не царапает, не цепляет, не скребет бумагу, если учитель не против, купите гелевую, если ребенку ей удобнее писать. Ученика 4-5 класса уже вполне можно познакомить и с таким представителем стиля ретро как перьевая ручка. Стильный атрибут подарит ребенку ощущение собственной уникальности, статусности, ведь если пишешь такой ручкой, уже не хочется торопиться, меняется само отношение к процессу написания букв, делая почерк красивее и ровнее.

Работаем над элементами

Если ребенок неправильно соединяет и пишет определенные элементы , стоит обратить внимание именно на их отработку.

Подбирайте слова и тексты с использованием «неукротимых» букв и сочетаний, чтобы процесс разработки был наиболее точечным.

Приобретите прописи и начните писать крючочки и палочки, а затем тренируйтесь «сплавлять» их в буквы. В прописях прочерчены косые линии, а также есть возможность обводить буквы по точечным контурам.

Обращайте внимание ребенка на соблюдение строчки, тренируйтесь, чтобы буквы не вылезали за ее пределы, были более-менее одинаковыми по размеру.

Обмозгуем решение

Конечно, не всегда - проблема невнимательности, чаще всего, у маленького школьника еще недостаточно развита взаимосвязь мышления и мелкой моторики , ему еще очень сложно перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в определенную систему знаков. Эта проблема может исчезнуть с взрослением и налаживанием нейронных связей.

За обучение чтению и письму отвечает левое полушарие мозга - абстрактно-логическое, задача правого - развитие интуиции и образного мышления. Сказываться на обучении письму могут взаимодействий между полушариями.

Трудности с красивым почерком могут наблюдаться у , особенно переученных, а также людей, одинаково хорошо владеющих как правой, так и левой рукой. Однако при определенной коррекционной работе и такие проблемы можно преодолеть. В работе с такими детьми главное постараться обращать внимание не на то, что не получилось, а наоборот, как те или иные слова или даже буквосочетания ребенок написал правильно и красиво.

Наша мама- Натали рассказывает : «Когда сын пошел в первый класс и учился писать, то, что у него получалось, сложно было назвать почерком. Каракули какие-то... Мы тренировались, потихоньку выписывались, а еще мне понравилось, что у них в школе учительница, не подчеркивала красным то, что не получилось, а помечала зеленым те сочетания, которые были, так сказать, наиболее близки к идеалу. Мы в этом же стиле продолжили и дома работать. Сын писал, а я обводила те сочетания, которые мне понравились. И пусть их изначально было 1-2 на всю строчку, но он видел, что есть к чему стремиться и очень радовался, когда с каждым разом у него получалось все лучше и лучше».


Проблемы с почерком могут быть сигналом различных расстройств как неврологического так и психологического характера, и, конечно, на это стоит обращать внимание, особенно если страдает успеваемость ребенка, есть сложности с обучением и развитием.

Но если у вашего школьника не очень красивый почерк, однако, он хорошо запоминает, правильно логически мыслит, пишет без ошибок и приносит хорошие оценки, возможно, к такому положению дел стоит относиться спокойнее.

Ведь, согласитесь, не всегда важно, насколько красиво написаны буквы или цифры, главное, чтобы в них были смысл и логика.

Плохой почерк у ребенка – что делать родителям?

Проблема с почерком - самая распространенная в начальной школе. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Самые последние исследования, проведенные специалистами различных направлений показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.


Навыки письма у ребенка формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у детей недостаточно развита мелкая моторика, то есть умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук.

Что принято считать плохим почерком?

Когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять - какую из них имел в виду пишущий;

Когда наблюдаются неправильные соединения букв «о», «а»; из-за этого они похожи как братья-близнецы;

Когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней;

Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное;

Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами. Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради. Когда

Вы видите приведенные выше примеры в тетради своего малыша или ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать более глубокую причину, которая чаще всего от родителей скрыта. Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, заставляют ребенка переписывать текст несколько раз. Но результат – потерянные нервы у родителя, педагога и у ребенка!

Почему ни одному из нас не придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной ногой? Ведь согласно установленным медицинским процедурам сломанную ногу в специальном учреждении – травмпункте сначала гипсуют, а потом набираются терпения и ждут, когда травмированные на ноге ткани срастутся, пострадавшие ходят с опорой, массажисты им разминают ногу. И только по прошествии определенного времени с учетом индивидуальных особенностей травмированного, начинают нагружать его теперь уже здоровую ногу. Тоже самое происходит с обучением правильному почерку. Важно определить причину, назначить и провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием и всем вместе радоваться его появлению в тетради у ребенка!

Каковы причины проблем с почерком у ребенка?

Недостаточно развита гибкость, натренированность, способность ведущей руки выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.

Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

Отсутствие понимания ребенком понятий право и лево, верх и низ - нарушение пространственного восприятия. В данном случае можно увидеть “зеркальное написание букв”. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» - ребенок не может запомнить, у какой из букв хвостик растет вниз. Такая же путаница с буквами «б» и «д».

У ребенка нет понимания прочной связи между зрительным и двигательным образом буквы. В результате – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Можно помочь такому малышу: взять, например, яркий красочный шнурок, выложить из него красивую буковку на белом листе бумаги. Если Вы креативный родитель, то предлагаю вывести любую букву крупой на тарелке. Можно сложить разные буквы в золотой мешочек, завязать глазки малышу, начать отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно даже устроить соревнование, кто быстрее и сколько отгадает. Потом приз победителю! Самое интересное, что обучение проходит весело и без раздражения. Без криков и надрыва!

Еще почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии ребенка, например, после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний и еще из-за чрезмерных нагрузок! Современные родители из лучших побуждений перегружают малыша различными дополнительными занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Еще очень сильное влияние на почерк оказывают негармоничные отношения внутри семьи. Часты в практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями.

Таким образом, почерк является очевидным индикатором эмоционального состояния и его психологического благополучия или неблагополучия! Кстати, в переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования безупречного почерка у ребенка сопровождался краткосрочным или долгосрочным консультированием у нейропсихолога или семейного психолога – всей семье на пользу!

Дорогие родители, в наших с Вами силах обеспечить ребенку максимально полный психоэмоциональный комфорт и тогда почерк ребенка очень быстро стабилизируется!

Как исправить плохой почерк у ребенка: советы родителям

Прежде чем вы приступите к занятиям по исправлению почерка, убедите ребенка в том, что эти занятия необходимы. Объясните ему, что плохой почерк может стать причиной многих проблем и недоразумений в школьной и взрослой жизни, можете рассказать несколько жизненных историй об этом.

1. Начать занятия по исправлению почерка лучше с отработки написания определенных букв, с которыми возникают сложности. Следите, чтобы во время занятий ребенок правильно сидел, не налегал на стол, чтобы он правильно держал ручку, не сильно давил на нее, ведь часто проблемы с почерком возникают именно из-за того, что ребенок неправильно сидит или держит ручку.

2. Выделяйте для уроков по исправлению почерка каждый день по полчаса. Эти занятия должны проходить в отдельное от подготовки уроков время.

Купите специальную тетрадь с упражнениями для занятий. Ни в коем случае не заставляйте ребенка писать много. Разработайте определенную схему занятий, чтобы ребенок знал, какой объем работы он должен будет выполнить.

3. Задания должны быть веселые, интересные для малыша, они должны быть направлены на развитие моторики рук и зрительной памяти.

Например, подойдут такие упражнения для исправления почерка:

- обвести узор с внутренней стороны или с внешней;

- прочертить путь карандашом точно посередине между двумя линиями;

- нарисовать рисунок по клеткам;

- нарисуйте ребенку произвольный рисунок и попросите его дорисовать картинку.

4. Если такие занятия проводить с ребенком регулярно, то скоро его почерк начнет исправляться, ведь руки ребенка станут более тренированными благодаря письменным упражнениям.

5. Также нужно тренировать руки малыша не только с помощью письменных упражнений, еще хорошо помогут тренировки пальцев.

Предложите ребенку собрать конструктор с мелкими деталями, сложить пазлы, сделать поделку из спичек, пуговиц и других мелких деталей, .

Девочку можно записать в кружок по бисероплетению, вязанию, вышиванию. Мальчика могу заинтересовать занятия по выпиливанию, выжиганию по дереву, ремонту.

Успехов вам в исправлении почерка!

Пишет как курица лапой? Ситуация вполне поправима, если знать, как действовать.

Хуже всего - ругать ребёнка и заставлять его переписывать всё по несколько раз. Если толк и будет, то чадо вскоре всё равно возненавидит и школу, и чистописание. Поэтому действуем иначе.

Анализ почерка

Попросите ребёнка записать несколько предложений. Первое, что обычно сразу бросается в глаза, если почерк «хромает», - это «разнокалиберность»: наклон букв, их размер, нажим на бумагу постоянно изменяются. Вместо того, чтобы находиться на одной линии, строчки, написанные вашим чадом, могут «уезжать» вниз или вверх. Бывает так, что школьник не ориентируется на странице, пишет не на конкретной рабочей строке, а в любом месте листа, как бог на душу положит. Так же родителей и педагогов расстраивают неравномерные расстояния между буквами и словами, отсутствие четких линий (будто писали на неровной поверхности). Иногда дети не делают различий в написании таких согласных, как Н, И, П, К, некоторых других, соответственно, разобрать написанное становится очень трудно. То же самое происходит при неправильном соединении гласных А и О с другими буками.

Выявление и устранение причин

Они могут быть абсолютно разные:

  • Самая распространённая причина плохого почерка, как ни странно, неумение принимать правильную позу при письме. Школьник твердо должен знать, как правильно сидеть, как держать ручку и как должна лежать тетрадь. Помогите довести соблюдение надлежащих требований до автоматизма.
  • Иногда дело в отсутствии толкового объяснения. Необходимо показать (медленно) и описать (спокойно), что нужно делать. Подчеркнуть, что водить надо не кончиками пальцев, а всей рукой от плеча. В самом начале стоит написать несколько строк вместе с ребёнком, взяв его кисть в свою. Пусть усвоятся правильные движения. Потом садитесь рядом и внимательно следите за каждым движением руки, комментируя (тактично): «Ведём вниз/вверх, тянем, закругляем, верхнее/нижнее соединение, в конце предложения ставим точку». Именно таким образом, постепенно и настойчиво, вы сможете выиграть борьбу за внимательность и аккуратность.
  • Бывает, что у ребёнка нет мотивации. Найдите поводы создавать понятный рукописный текст: бытовая записка папе, список необходимых покупок, поздравительные открытки и письма. Для занятий письмом подбирайте веселые и познавательные задания, выберите вместе с ребёнком удобные и самые красивые письменные принадлежности. Чаще поощряйте и хвалите своего ученика.
  • Существуют особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов при письме, в этом случае нужно проконсультироваться с детским психологом. Исключите вариант дисграфии и дислексии. С помощью специалиста от этих расстройств нервной системы можно избавиться.

Поразмыслив основательно, вы можете обнаружить, что на почерк вашего ребенка влияют самые неожиданные факторы. Например, сосед-левша, с которым он сидит за партой и постоянно сталкивается локтями; ребристая ручка, от нее постоянно болит вмятинка на пальце; форма стола, круглый стол не даст возможности положить руку, как следует, локоть будет висеть. Похожее развитие событий будет и в случае, если на парте недостаточно места и тетрадь невозможно развернуть должным образом. Сами дети таких нюансов не заметят, помогите им.


Налаживание тренировок

Для полноценного освоения навыков письма требуется согласованная работа пятидесяти мышц, поэтому нужно постоянно тренировать детские пальчики. Полезными будут занятия с конструктором, мозаикой, пазлами, рисование, аппликационные работы, тренировки с эспандером, игры с песком, пальчиковые игры и гимнастика для пальцев рук.

Второй шаг - это хобби, способствующее развитию мелкой моторики. К таким относятся бисероплетение, вышивание, плетение резинками, вязание, макраме, лепка из глины или соленого теста, выжигание по дереву, чеканка. Стоит записаться на занятия в соответствующих кружках и студиях. Игра на многих музыкальных инструментах также приносит огромную пользу в процессе освоения навыков письма.

Работайте по прописям с готовыми образцами почерка. Продается множество недорогих, но очень грамотно составленных пособий. Готовую тетрадь с упражнениями можно скачать с Интернета. Но принцип «чем больше, тем лучше», здесь не подходит. Старайтесь добиться того, чтобы полученный результат полностью соответствовал пропечатанному образцу, пусть это будет очень медленно. Зато научившись, ребенок сможет ускорить темп письма без ущерба для качества. Каждый день на исправление почерка нужно отводить полчаса. И это не должно быть письмо на уроках в школе, или выполнение домашних заданий. Заниматься почерком придется отдельно.

Научите ребенка штриховать . В раскрасках не раскрашивайте картинки, а заштриховывайте, меняя расстояние между штрихами, наклон и виды штриховки. Дайте школьнику представление о параллельных прямых (одна из серий «Ералаша» посвящена этому вопросу). Подчеркните, что все «ножки» и «спинки» у буковок расположены параллельно. Некоторые буквы могут отставлять ногу в сторону, будто ставя ее на пятку, но никогда буквы «не скрещивают ног».

Инструкция

Присмотритесь к тому, как сидит . Правильная осанка является не только залогом того, что не будет проблем с позвоночником, но и того, что ему не придется прилагать лишние усилия при выведении букв. Если нажим на ручку слишком сильный, то нужно легкий массаж рук и плеч вашего маленького ученика. Дома нужно на черновике только карандашом.

Если нажим на ручку при письме очень слаб, то нужно делать специальные упражнения на укрепление мышц пальцев. Так же нужно писать и рисовать карандашами.

Если проблема состоит в том, что буквы то и дело вылезают за пределы строчки, сами в строке не желают находиться в границах напечатанных линий, то нужно, во-первых, тетради с более яркими линейками, или прочерчивать их самим. Во-вторых, лучше всего снова перейти на письмо в тетрадях в косую линию.

Если линии или элементы букв ребенок выводит неуверенно, то тетрадь, которая используется в подготовительном или в самом начале в первом . В таких тетрадях большое внимание уделяется прописыванию различных линий: косых, пунктирных, кривых. Рисование различных фигур, предложенных в тетради, поможет еще раз потренироваться в прописи элементов букв и цифр. Для закрепления результата и развития мышц, отвечающих за точность мелких движений рук, нужно уделять внимание лепке из пластилина или соленого теста, пальчиковые игры, в том числе и теневой театр, аппликации.

Были времена, когда предмет «чистописание» входил в школьную программу. Сегодня от руки пишут все меньше, но красивый, четкий почерк и теперь имеет значение. Особенно это важно для школьников, которым нередко за плохой почерк даже снижают оценки. Что же делать в этом случае? Исправлять плохой почерк ! Это вполне реальная задача, главное - заниматься регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Вам понадобится

  • - мягкий простой карандаш;
  • - мягко пишущая шариковая или гелевая ручка;
  • - прописи для письма;
  • - тетрадь в узкую косую линейку

Инструкция

Возьмите обычные прописи и начинайте с самых простых упражнений - повтор рисунка по , прямые и наклонные элементы букв. Стремитесь к тому, чтобы линии были ровными, не вылезали за строчки и соответствовали напечатанным образцам.

Отработайте написание отдельных букв. Для этого лучше подходят те прописей, где после каждой пропечатанной есть пробел для написания от руки. При этом у вас перед всегда будет правильный эталонный вариант, а не только что не слишком умело написанная вами буква.

Переходите к переписыванию фраз и текстов, используя специальные прописи. Распечатайте так называемые «серые» прописи - это те, в которых напечатан бледно-серым, а не . Следует обводить этот серый текст, стремясь к тому, чтобы ваши линии не заходили за пропечатанный . Это переходное упражнение, оно помогает вам подойти к переписыванию самостоятельно. И только тогда, когда переписывание по «серым» прописям станет для вас несложным, можно перейти к привычным черным прописям. Задача та же - стремиться к тому, чтобы написанные вами буквы не выходили за границы строчек, а элементы букв и соединений соответствовали напечатанному образцу.

Обратите внимание

Общее время занятий - 45-50 минут, а непрерывное письмо не должно превышать 10-15 минут. При более длительных занятиях ребенок утомится, и проку от такого урока не будет.

Полезный совет

Для успешного овладения навыками письма очень полезны занятия, развивающие мелкую моторику рук. Собирайте с ребенком пазлы, мозаику. Складывайте оригами. Нанизывайте бусинки. Вышивайте.

Усложняйте задания постепенно. Только если предыдущее выполнено успешно, можно переходить к более сложным заданиям.

Если что-то не получилось, не надо переписывать одно и то же несколько раз - выполните похожее задание. Если переписывался текст, просто продолжайте писать дальше, стараясь не делать ошибок.

Источники:

  • Скачать прописи
  • Шрифт для прописей-текстов + «серые» прописи

Прогресс, как известно, не стоит на месте и с каждым годом появляется все больше и больше приспособлений, призванных максимально упростить жизнь людей. К таким приспособлениям относятся компьютеры. С их помощью люди печатают огромное количество текстов, постепенно отвыкая от написания их вручную. В результате почерк сильно портится и нужно очень потрудиться, чтобы улучшить его или вернуть ему былую красоту.

Вам понадобится

  • - рукописные тексты известных писателей;
  • - компьютерный редактор Word;
  • - чистая тетрадка;
  • - фломастер/ручка/простой карандаш.

Инструкция

Для начала подумайте, каким бы вы хотели видеть свой почерк. Изучите различные и рукописные тексты известных писателей. Обратите внимание на черты написания, на элегантность людей, которые жили во времена, когда не было ни печатных машинок, ни компьютеров, и каждое письмо от руки.

Заведите специальную тетрадку для тренировок и выберите наиболее удобные вам средства для письма. Это может быть фломастер, с тонким или толстым стержнем, простой карандаш. Даже если вы не планируете пользоваться ими ежедневно, можно просто попрактиковаться некоторое время. Они помогут вам придумать и добавить к почерку новые художественные черты.

Попросите человека, почерк которого вам нравится, написать какой-нибудь большой текст на листе бумаги. Постарайтесь неспешно переписать его на чистый лист, стараясь выводить при этом каждую букву. По желанию можете добавлять какие-то свои отличительные знаки, менять наклон текста и т.п.

Обратите внимание

Существуют специальные школы, в которых учат красиво писать, поэтому если вы не сможете улучшить свой почерк самостоятельно и располагаете необходимой суммой денег, можете обратиться за помощью к профессионалам.

Полезный совет

Старайтесь не слишком сильно надавливать на ручку во время написания текста.

Попробуйте писать перьевой ручкой. Это, конечно, не очень удобно, но зато она заставляет выводить каждую буковку.

Не ленитесь и тренируйтесь в любое свободное для вас время, чем больше практики – тем лучше результат.

Иметь красивый почерк – это тоже мастерство в своем роде. Одним он дается просто так, они, не прилагая усилий, создают каллиграфические записи, у других правильный почерк – результат упорного труда.

Формирование почерка, умение писать буквы происходит в начальных классах школы – именно тогда первая в жизни учительница выводит мелом на доске палочки и закорючки, технику начертания которых стараются освоить вчерашние детсадовцы. Получается не у всех. Причин тому масса. Например, неусидчивость, нетерпеливость, отсутствие старания и пр. В итоге – несформировавшийся почерк, за который в последующие годы станут журить учителя. Однако не стоит отчаиваться: даже взрослый человек при наличии большого желания и терпения сможет исправить почерк, если не довести до идеала, то хотя бы заметно улучшить.


Достаточно следовать нескольким правилам. Во-первых, успех в деле улучшения почерка начинается с грамотно организованного рабочего места. Перед началом занятий подготовьте письменный стол вашего ребенка или собственный. Его поверхность должна быть ровной и гладкой, достаточно широкой, чтобы локти не висели.


Во-вторых, существуют специальные прописи, в которых собраны образцы каллиграфического начертания букв. И даже если вы давно вышли из детского возраста, воспользуйтесь ими.


В-третьих, частой причиной неправильного некрасивого почерка является неверное расположение пальцев на . Важно знать, что шариковую ручку нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним. Только так. К слову, и сам инструмент – ручка – тоже играет не последнюю роль. Руке должно быть комфортно и удобно ее держать. Будьте готовы, что придется испробовать несколько ручек. Поверьте, с новым вариантом почерк будет различаться.


Если вы занимаетесь с ребенком, то для начала лучше показать ему, как следует писать ту или иную букву. Пусть он повторяет за вами.


Конечно, этот алгоритм требует много времени и усидчивости. Зато результат обязательно будет, и вы сможете красиво подписать документы, заполнить бланки, написать поздравление в открытку.


Помочь ребенку с уроками - это не означает, что нужно делать их за него. Чтобы проблем с домашними заданиями не возникало, необходимо научить ребенка выполнять их самостоятельно. А сделать это помогут некоторые методы.

Рабочее место ребенка должно быть максимально удобным. Ничего лишнего, хорошее освещение (свет напрямую или слева), удобный и неподвижный стул. Правильная организация рабочего места поможет ученику сосредоточиться и настроиться на рабочий лад.

Выполнять уроки желательно в одно и то же время, ну или с несущественной разницей. Нельзя заставлять учащегося приступать к работе сразу после школы. Ребенку требуется отдых. Оптимальное время - 1-2 часа после уроков. За это время можно отдохнуть, но перестроиться на домашние дела школьник еще не успеет. Если после школы ребенок посещает секцию или дополнительные занятия, время выполнения уроков можно сдвинуть, но, конечно, не на слишком позднее время. Поздним вечером настроится на работу очень сложно.

Домашняя работа должна быть с перерывами. Можно отрываться ненадолго (минут на 5) между уроками. Младшему школьнику необходим отдых каждые 20 минут. Только не надо заполнять эти минуты телевизором. Лучше, если это будет игра, недолгая, но подвижная.

Нельзя загружать ребенка дополнительными упражнениями по школьным предметам. Это не подтянет ребенка по учебе, а отобьет желание учиться вообще. Нагрузка должна быть посильной. Работа, заданная учителем на дом - это именно тот объем, который должен быть. Вносить свои коррективы не нужно.

Черновики и переписывания - это в корне неправильно. Казалось бы, раз перепишет - в другой не повадно будет развозить грязь в тетради. Требовать аккуратности, конечно, нужно, но пусть все будет оправдано. Если во время выполнения работы были допущены ошибки - их нужно исправить и обратить на них внимание. Этого будет достаточно.

Что касается черновиков - от них лучше тоже отказаться. Необходимо показать ребенку, как важно сразу делать работу максимально хорошо. Черновик же - это возможность переписать. Кстати, переписывания с черновика занимают много времени, но совсем не гарантируют отсутствие ошибок в чистовике.

Можно находиться рядом с ребенком, когда он делает домашнюю работу, можно объяснить материал, если остались вопросы. Но ни в коем случае нельзя выполнять уроки за него. Даже читать за ребенка задания к упражнениям - грубейшая ошибка. Это отучает ребят думать и работать самостоятельно.

Ругать за помарки и неаккуратный почерк ребенка нельзя. Это только кажется, что писать легко. На самом деле всем по разному дается это таинство. Что касается почерка, то не каждый взрослый может похвастаться каллиграфией. От особенностей руки, кстати, это тоже зависит.

Если ребенок не очень хорошо усваивает школьную программу, то нужно дополнительно разбирать с ним материал. Спокойно и терпеливо, чтобы школьник чувствовал поддержку и вникал в объяснения, а не нервничал из-за того, что чего-то не понял.

Если ребенок делает все сам, то все равно не лишним будет проконтролировать это. Спросить, напомнить. Вдруг ребенок что-то забыл. В этом и заключается настоящая помощь ребенку с его уроками.

Видео по теме

Не так давно в программе обучения начальной школы кроме русского языка, арифметики, чтения был предмет, который назывался «чистописанием». Во времена Сталина чистописание было обязательным предметом с первого по третий класс. Главным учебным материалом на этом уроке были прописи. Именно по ним дети учились быстро и красиво писать. К сожалению, сегодня этот предмет в обязательную программу обучения не входит. А жаль! Ведь красивый и четкий почерк по-прежнему является одной из ступенек, ведущей к высокому интеллекту. И это не просто слова.

По мнению ученых, ровный, красивый почерк свидетельствует о развитой мелкой моторике рук, о четкой взаимосвязи левого и правого полушария мозга, о связи логического и образного мышления. Детские психологи всеми силами пытаются убедить родителей, что «корявый» почерк ребенка – это повод задуматься о его психологическом состоянии.

О чем может рассказать родителям их ребенка, мы уже писали в предыдущей статье. Сегодня мы поговорим о том, как можно исправить почерк ребенка. Мы предложим вниманию наших читателей несколько эффективных методик, которые способны не только научить ребенка красиво писать, но и улучшить координацию и ритм его движений, разбудить «спящие» зоны мозга, отвечающие за механизм очень сложного навыка – письма.

Коррекция почерка у детей — обзор методик и упражнения

Прежде чем рассказать о существующих эффективных методиках исправления почерка, давайте рассмотрим самые часто встречающие погрешности детского письма.

  • Неразборчивость . Чаще всего дети пишут неразборчиво следующие буквы: и, п, к, ш. Нередко они неправильно соединяют две гласные буквы «А» и «О».
  • Пространственная дезориентация на листе .
  • Замена одной буквы на другую.
  • Разные размеры букв . Их уменьшение или увеличение в конце строки.
  • При письме неровные строчки. Они «уходят» вниз или вверх.
  • Разная высота и наклон букв .
  • Неправильный нажим — слишком сильный или, наоборот, слишком слабый.

Для всех вышеперечисленных погрешностей разработаны свои методы отработки. Но хотелось бы отметить, что чаще всего они наблюдаются в комплексе. Однако природа у них может быть абсолютно разная. Главная задача родителей состоит в том, чтобы своевременно начать борьбу с этими погрешностями. Чем раньше начнутся занятия по исправлению почерка, тем успешней будут результаты.

Самые простые упражнения для детей для исправления почерка

Прописи

Сегодня в отделах школьных принадлежностей в продаже имеются самые разные виды прописей. Эти прописи позволяют ребенку совершать ряд простых действий: рисовать кружочки, обводить квадратики, чертить палочки. В свою очередь эти действия помогают развить у ребенка мелкую моторику рук, откорректировать посадку при письме, отработать правильное положение ручки в руке. Специалисты рекомендуют приобретать сразу несколько видов прописей.

Упражнения для развития мелкой моторики

  • Родители должны вместе с ребенком собирать всевозможные пазлы, мозаики, складывать оригами, изготавливать браслетики из мелких бусинок, вышивать картины. Задания (по мере их выполнения) необходимо усложнять. Кроме всего прочего, эти упражнения выработают у ребенка усидчивость, что, безусловно, пригодится ему в школе.
  • Рисование и штриховка. Большинство детей любят рисовать, поэтому заставлять их не придется. Родители должны лишь направлять ребенка и уделять максимум времени штриховке свободных участков рисунка. Штриховка должна быть равномерной, без «проплешин» и пятен.
  • . Это упражнение для развития мелкой моторики. С этой же целью можно использовать игрушки-шнуровки.
  • Обведение контура рисунка. Данное упражнение развивает пространственное воображение. Родители могут попросить ребенка не только обвести контур рисунка, но и самостоятельно продолжить узор.

Методика Ольги Лысенко

Недавно в продаже появилась очень полезная книга Ольги Лысенко «Каллиграфия» — или как научить ребенка писать красиво, бегло и устойчиво. Курс Ольги Лысенко состоит из:

  1. Видеоуроков. Уроки содержат точные скрипты и подробные инструкции по написанию букв и правильного их соединения.
  2. Прописей для постановки почерка у детей. Прописей для исправления почерка у взрослых.
  3. Методичек для родителей и учителей.

Два основных принципа методики О. Лысенко.

    • Постепенность в усложнении изучения элементов. Суть методики основана на сходности элементов при написании букв. Прописи построены в данном случае не в алфавитном порядке, а по сходности написания элементов букв. Пример: ребенок начал изучать элемент «крючок», в прописи представлены все буквы, в которые входит данный элемент. Таким образом, происходит закрепление мелкой моторики для написания этого элемента.
    • Завершенность действия. Ольга Лысенко предлагает в совершенстве оттачивать написание базового элемента и только потом соединять его в систему (букву).

Курс О. Лысенко был высоко оценен российскими учителями.

Тренажер Л. Тарасовой по исправлению почерка

Для исправления и отработки навыков письма в домашних условиях прекрасно подходит тренажер Тарасовой. Этот тренажер состоит из трех тетрадей-прописей. Каждая пропись разбита на темы. По специальной линеечке дети должны обводить буквы, до той поры пока мышцы руки не запомнят правильное написание буквы.

Как помочь сформировать красивый почерк у ребенка: советы

Для того чтобы ребенок писал красиво с ним, безусловно, необходимо заниматься.

Вниманию родителей мы хотим предложить еще ряд довольно простых упражнений, которые помогут детям лучше освоить навык письма.

  • Попросите ребенка положить ладошки на стол. По команде он должен поднимать и опускать попеременно каждый пальчик, переходя с одной ладони на другую. Это упражнение напоминает игру на пианино. Затем ребенок должен поднимать поочередно одинаковые пальцы на обеих руках.
  • Попросите ребенка зажать карандаш между средним и указательным пальцем и, не сгибая ладонь, нарисовать любой рисунок.
  • Разложите на столе карандаши и дайте задание ребенку собрать их в кулак. Однако предупредите его, что делать это он должен при помощи только одной руки. Это упражнение можно повторять несколько раз, меняя руки.
  • Разжимая и сжимая кулачки, ребенок должен вращать кистями рук.
  • Попросите ребенка покатать теннисный мячик по столу, не сгибая при этом ладонь.

Все эти упражнения позволят ребенку подготовиться к освоению навыка письма.

Очень часто причиной некрасивого почерка у ребенка становится неправильное положение тела при письме.

Правильная поза при письме:

  • посадка должна быть максимально прямой;
  • позвоночник, плечи и голова должны находиться в ровном положении;
  • пишущий должен спиной опираться на спинку стула;
  • ноги должны стоять прямо, стопы ног удобно расположены на полу или на специальной подставке;
  • ребенок не должен опираться на стол грудью;
  • локти выступают за край стола.

Три недели занятий и правильная посадка при письме станет для ребенка привычной.

Неправильное положение тетрадки на столе

Чтобы рука ребенка во время письма могла свободно передвигаться, тетрадь на столе должна лежать с определенным наклоном – десять-пятнадцать градусов.

Неправильная обложка на тетради

Обложка не только сохраняет внешний вид тетради, но и позволяет ей не скользить по столу во время письма. Лучшим вариантом считаются обычные тонкие полиэтиленовые обложки. Модные жесткие обложки для тетрадей скользят по поверхности стола.

Ручка для письма

Ручка должна быть не слишком короткой и не слишком длинной. Педагоги начальной школы рекомендуют приобретать ручки с оптимальной длиной в 15 сантиметров. Для детей не годятся ребристые ручки и плоские четырехгранные. Эти ручки требуют от ребенка дополнительных усилий для их удержания и затрудняют процесс освоения навыка письма.

Многие специалисты для детей с недостаточно развитой мелкой моторикой рук советуют приобрести игру «Пальчиковый твистер». Правила этой игры очень просты и дети охотно в нее играют.

Письмо – наука довольно сложная для всех детишек. Поэтому во время занятий ребенка (особенно маленького) не следует перегружать. Преподаватели начальной школы рекомендуют, чтобы выполнение письменного задания не занимало больше пятнадцати минут. Потом обязательно нужно сделать перерыв. Во время перерыва родители могут поиграть с ребенком в теневой театр. Для этой игры достаточно иметь настольную лампу и немного фантазии. Эта игра прекрасно развивает у детей мелкую моторику рук. Кроме того, детишки учатся дифференцировать и согласовывать движения своих рук.

Еще раз хотим напомнить всем родителям, что изменить почерк ребенка в лучшую сторону – задача вполне реальная. А вместе с «новым» почерком ребенок обретет уверенность в себе, новые черты характера и новую жизнь. Последние исследования европейских специалистов показали, что в начале процесса обучения письму ребенок претерпевает огромные психические и физические нагрузки. Эти нагрузки сравнимы с нагрузками, которые испытывают космонавты во время старта ракеты. Что уж говорить, нелегкая эта наука каллиграфия! И родители должны приложить все усилия, чтобы максимально помочь ребенку в ее освоении.