«Использование средств театральной деятельности в работе с детьми

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.

Театрализованные игры развивают способности, помогают общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действия, развивают мышление, формируют настойчивость. Кроме этого, эти игры развивают творческие способности и духовные потребности, раскрепощают и повышают самооценку.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связана и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей: театрализованную зону перспективный план, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол.

Л. С. Выготский считал: чтобы создать достаточно прочные основы творческой деятельности, необходимо расширять опыт ребёнка. С помощью настольного, пальчикового театра, фланелеграфа, игр-драматизаций я пробуждала в детях желание быть артистами.

В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью.

Удивительно, но эту непростую условность без труда воспринимает ребёнок. Параллельно с этим успешно драматизирует знакомые стихотворения и потешки. Занимаясь с малышами, я стремилась помочь им самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации. Такая же работа продолжалась и в средней группе.

В старшем дошкольном возрасте необходимо развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учить понимать эмоциональное состояние другого человека и переживать своё. Этому помогают этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения: «Угадай, что я ем», «Отгадай где я», «Лисичка подслушивает» и др. В играх-драматизациях дети более выразительно передают образы героев, сами ставят сказки-спектакли, договариваются, распределяют роли. С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых: «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».

Так же проводилась работа с родителями: беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», «Театр и родители», родительские собрания «Мир дошкольного театра», конкурс «Лучшая кукла для театра», «Лучшая театральная маска». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении костюмов, кукол для театра, исполняли роли в совместных с ребятами постановках спектаклей.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.

При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

Литература:

1. Е.А. Антипова «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

2. М.Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в деском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2007г.

3. Журнал «Воспитатель ДОУ» №10 /2010г.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Проектирование предметно-развивающей среды:

  1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и полоролевые особенности.
Тема занятия
Форма
Цель Месяц Дополнения
1. Беседа – диалог: “Мы идем в театр”

2. Игра: “Попробуем измениться”

3. “Рифмованные движения”
(2 недели)

1. Активизировать творческие проявления детей.
2. Развивать чувство прекрасного, навыки культурного поведения, потребность в познании нового.

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

1. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия.
2. Развивать умение передавать эмоциональное состояние.

Сентябрь Театральная зона детского сада

Музыкальное сопровождение

1. Игра: “Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем”

2. “Словесное комментирование”

3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша”

4. Игрушки, народные игры и забавы

1. Учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость).
2. Развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.

1. Продолжать знакомить детей с условиями быта и жизни людей.
2. Расширять кругозор в историко –
географическом развитии детей.
3. Воспитывать патриотические чувства, способность к развитию артистических данных.
4. Учить передавать различные чувства посредством театрализованной деятельности.

Октябрь

Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

Педагоги,
музыкальный руководитель

Игрушки из дерева, глины, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки.
Картотека народных
игр.

1. “Театральные профессии”
(2 недели)

2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

3. Теневой театр: “Птицы улетают”

1. Уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.
2. Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.
3. Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

1. Учить детей изготавливать декорации для теневого театра в форме рисования, вырезания, оформления любой техникой.
2. Самостоятельно обыгрывать.

Ноябрь Картинки с профессиями

Педагоги, родители, дети

1. Психогимнастика

2. Драматизация
сказки: “Теремок”

3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка”

4. Разгадывание кроссворда: “Театральные профессии”

1. Учить детей угадывать по
выразительному исполнению
сказочных героев (злой принц,
Аленушка) их эмоциональные
состояния.
2. Развивать умение переключаться
с одного образа на другой.

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.

1. Расширять кругозор детей.
2. Закреплять знания о различных театральных профессиях.
3. Развивать у детей память.

Декабрь

Театральная зона, костюмы, маски

Кроссворд

1. Посещение новогодних представлений в драмтеатре
(2 недели)

2. Оформление фотоальбома:
“Наш театр”

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
2. Активизировать познавательный интерес к театру.
3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

1. Продолжать учить детей обобщать накопленный опыт, развитие дружеских взаимоотношений.
2. Отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая все звуки в словах.

Январь Родители, дети
1. Чтение скороговорок

2. Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”

3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев”

4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”.
Оформление творческой выставки

1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”

2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”

3. Настольный театр по сказке: “Бобовое зернышко”
(2 недели)

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями скороговорок.
2.Отрабатывать у детей дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.

1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а.
2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми.

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие “рифма”.
4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

1. Привлечь детей и родителей к изготовлению героев из пластилина, папье-маше, ткани.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку.

Февраль

Чайнворды, головоломки

Видеосалон доу

Педагоги, дети,
родители

Картинки по сказкам

1. Игра: “Угадай по музыке”

2. Занятие: “Друг всегда придет на помощь”

3. Музыкальная сказка для родителей: “Айболит и воробей”
(2недели)

1. Психогимнастика

2. Занятие – викторина: “Мы любим сказки”

3. “Сказочная
мастерская”.
Изготовление книжек – малышек по сказкам.
(2 недели)

1. Учить детей словесно фантазировать по музыкальной композиции.
2. Развивать чувство ритма, динамику музыкального образа и понимать настроение в мелодии.
3. Продолжать сюжет по музыкальной композиции.

1. Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу.
2. Совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других людей.
3. Закреплять умение логично излагать свои мысли.

1. Привлечь родителей к изготовлению костюмов к сказке.
2. Совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавая образы героев.
3. Развивать умение выразительно передавать образы персонажей сказки.

1. Продолжать учить детей определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации.
2. Развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций.

1. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев.
2. Учить реализовывать свой творческий потенциал.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

1. Развивать художественно – творческие способности детей.
2. Учить создавать художественный образ, сюжет по сказкам, самостоятельно делать наброски, эскизы.
3. Упражнять в рисовании по мотивам народных сказок.

Апрель Музыкальный зал

Стихи и рассказы о друзьях, рассказы из личного опыта

Педагоги, дети

Картинки,
маски, сказочные герои

Родители, дети,
педагоги

Предположительные результаты детей:

  1. Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  3. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
  4. Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
  5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.

Мастер-класс

«Использование театрализованной деятельности в детском саду»

Григорьева Елена Ивановна ,

воспитатель МАДОУ № 49,

г. Нижний Тагил

Актуальность моего мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном образовании. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Практическая значимость моего мастер-класса состоит в том, что я представлю аудитории не только воспитательные возможности использования театральной деятельности в детском саду, но и предоставлю возможность изготавливать наглядный материал для театра из подручных материалов.

Инновационная направленность мастер-класса заключается в творческом подходе к театрализации. Я представлю вашему вниманию новые виды театров.

Цель мастер-класса : повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Задачи:

  1. Познакомить воспитателей с разными видами театров.
  2. Побудить к широкому использованию театральной деятельности в детском саду.
  3. Дать возможность воспитателям и родителям самостоятельно изготавливать персонажей из подручного материала.
  4. Привлечь внимание родителей к театрализованной игре.

Участники: воспитатели, родители.

Результат: освоение слушателями приемов использования театрализованной деятельности в детском саду, формирование умения изготавливать театральных персонажей из подручного материала.

Презентация мастер-класса

Цель , которую ставлю, занимаясь с детьми – сделать жизнь наших воспитанников интересной, содержательной, наполненной радостью творчества.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи , так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский Н. Я. Михайленко), поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют потешки, стихотворения, песенки и сказки.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям» [Бочкарёва Л. П. ].

Театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр :

Настольный театр игрушек . Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка . Динамику, последвательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр . Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л. В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников :

Игры-драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

Также к драматизации относятся игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная игра универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях.

На своих занятиях я использую театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. В руках взрослых кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создать игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, давать от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.

Несомненно, элементы театрализованной деятельности могут быть эффективно использованы на занятиях с детьми. Но, обязательно, в комплексе с другими дидактическими средствами.

Я предлагаю вам собрать вместе с детьми «Ладошку сказок» — пальчиковый театр. Перед вами силуэт ладони:

  1. Детям предлагается вспомнить название каждого пальчика. Сравнить со своей. Провести пальчиковую гимнастику.
  2. Затем предлагаются картинки со сказочными героями. У нас сказка «Репка».
  1. Даём задание расположить героев по порядку, вспомним и расскажем всю сказку.
  1. Наклеиваем сказочных героев на ладонь.

В современном детском саду, как вы убедились, существую множество видов театров. Нужно создавать и постоянно обновлять развивающую среду в театральных уголках детского сада.

Для организации детского театра можно самим создать персонажей из подручного и бросового материала, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество.

Я желаю Вам создавать новые и интересные виды театров. Привлекать детей и их родителей в изготовление персонажей.

Наталья Емельянцева
Опыт работы «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников»

Введение. Актуальность опыта работы . …1-4

Глава 1. Особенности .

1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников … .7-10

11-12

Глава 2. .

2.1. Развитие театрализованной деятельности… .…. 13

2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками

средней группы… …14-26

2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность… . 27-28

Заключение….29

Введение.

«Театрализация – это волшебный мир ,

в котором ребенок радуется, играя,

а играя, познает окружающее.»

О. П. Радынова

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающая, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Существует мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью : «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий : его лицо, он сам». Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития .

Является источником развития чувств , глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б. М. Теплов, - создаются определённые отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.

Актуальность опыта .

Опыт актуален для работы с дошкольниками в современном детском саду тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Развивает память , мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

Знакомясь с различными видами театра , а так же участвуя в , дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии

через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Глава 1. Особенности развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста .

Данный опыт состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задача, формы и методы работы , содержание занятий описаны исследования с использованием диагностик. Изложена коррекционная работа с детьми по устранению выявленных недостатков. По результатом проделанной работы сделаны выводы , предложены рекомендации для родителей. Практическая часть работы подтверждает теоретическую обоснованность опыта .

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.

1. Развивать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности .

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя игровые импровизации.

3. Расширять представления детей об окружающей действительности.

4. Закреплять представление детей о различных видах кукольных театров .

5. Обогащать и активизировать словарь детей.

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать диалогическую и монологическую речь.

8. Совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

9. Развивать память , мышление, воображение, внимание.

10. Учить детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

11. Воспитывать желание играть театральными куклами .

12. Развивать умение использовать игровые импровизации в

самостоятельной деятельности .

Формы и методы работы

1. Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.

2. Игры драматизации.

3. Упражнения для социально – эмоционального развития детей .

4. Коррекционно-развивающие игры .

5. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) .

6. Задания для развития речевой интонационной выразительности.

7. Игры – превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения.

8. Упражнения на развитие детской пластики .

9. Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук .

10. Упражнения на развитие выразительной мимики.

11. Упражнения по этике во время драматизаций.

12. Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

13. Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями.

1.2. Сущность театрализованной деятельности в развитии дошкольников .

Театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра.

Театрализация тесно связана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку, слушанием и т. д., необходимо систематизировать её в едином педагогическом процессе.

В сфере познавательного развития :

-развитие разносторонних представлений о действительности;

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы;

-развитие памяти , предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

В сфере социального развития :

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности ;

Воспитание культуры познания взрослых и детей;

Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

-развитие эмоций .

В сфере речевого развития :

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

Овладение выразительными средствами общения.

В сфере эстетического развития :

Приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

-развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

В сфере развития движений :

Согласование действий и сопровождающей их речи;

-развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа ;

Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает ребенку преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

1.3. Изучение и анализ методической литературы по театрализованной деятельности .

В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности , что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности .

Программа «Театр-творчество-дети : играем в кукольный театр »

Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович.

Основные задачи : последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет) .

Программа «Театрализованная деятельность в детском саду » Е. А.

Антипиной.

Цель программы – развитие артистических способностей детей через .

Таким образом, рассмотренные мною программы и технологии

направленны на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его

коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают

выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира

посредством театрализованной деятельности .

Глава 2. Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников .

2.1. Развитие детей средней группы средствами театрализованной деятельности .

Работая в детском саду «Радуга» , я очень долго наблюдала за детьми средней группы. Наблюдая за играми дошкольников , обратила внимание на то, что дети скованны, мало эмоциональны. Влюбленная в театрализованные игры , я решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников , творческих способностей, развития словарного запаса , устной речи.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально-игровой деятельности , расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

Деятельность работы с детьми строится на следующих принципах :

1. Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей .

2. Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

3. Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

4. Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников , потому что мышление носит наглядно – образный характер.

5. Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

6. Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

2.2. Система работы по театрализованной деятельности с дошкольниками средней группы .

В начале года я провела констатирующую диагностику. Диагностика была проведена с группой детей 4-го года жизни в количестве16 человек.

В качестве критериев я использовала следующие положения :

Устойчивый интерес к театрализованной деятельности ;

Умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной деятельности ;

Владение выразительностью речи;

Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё;

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;

Умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Каждый критерий я оценивала :

Высокий уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность;

Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театрализованную деятельность . Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;

Низкий уровень – мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к театрализованной деятельности . Не способен к самостоятельности.

Результаты диагностики 16-ти исследуемых детей показали :

1. Интерес к театрализованной деятельности :

Средний уровень - 6 человек (36%,

Низкий уровень - 10 человек (64%,

2. Умение давать оценку поступкам :

Средний уровень - 10 человек (72%,

Низкий уровень - 6 человек (28%,

Высокий уровень - не выявлено;

3. Владение выразительностью речи :

Средний уровень - 4 человека (12%,

Низкий уровень - 12 человек (88%,

Высокий уровень - не выявлено;

4. Понимать эмоциональное состояние :

Средний уровень - 3 человека (20%,

Низкий уровень - 13человек (80%,

Высокий уровень - не выявлено;

5. Сопереживание героям сказок :

Средний уровень - 8 человек (60%,

Низкий уровень - 6 человек (40%,

Высокий уровень - не выявлено;

6. Вживание в образ :

Средний уровень - 5 человек (28%,

Низкий уровень - 11 человек (72%,

Высокий уровень - не выявлено. (Приложение №1)

Проанализировав результаты констатирующей диагностики, я сделала вывод, что дети моей группы проявляют малый интерес к театрализованной деятельности , слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться

в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи :

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности .

2. Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.

3. Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

4. Познакомить детей с разными видами кукольных театров .

5. Обеспечить взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности .

6. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых .

Свою практическую работу я построила следующим образом :

1. Работа с детьми .

2. Работа с родителями .

3. Работа с воспитателями .

4. Создание развивающей среды .

В начале своей работы по данной теме я изучила и проанализировала методическую литературу, взяла на вооружение советы, рекомендации авторов. Составила перспективный план работы с детьми по теме : «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников » в соответствии с календарно-тематическим планом. (Приложение №2) . При составлении плана руководствовалась примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнительными программами (частично) «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханёва, «Театр - творчество - дети » Н. Ф. Сорокиной.

Учитывая принцип интеграции образовательной области «Социализация» (развитие игровой деятельности детей и приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, я включала театрализацию во все виды детской деятельности .

Методы применяемые в работе с детьми :

1 .Игровые.

2. Наглядные.

3. Словесные.

Приёмы применяемые в работе с детьми :

1 .Чтение художественнойлитературы.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Дидактическая игра.

4. Театрализованные игры и драматизация .

5. Танцевальное и песенное творчество.

6. Литературные игры и викторины.

7. Художественное творчество.

8. Подвижные игры.

Для улучшения памяти детей, в своей практике, я использую приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод направлен на развитие памяти (разные виды : слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения, развитие творческого познания.

В младших группах используются мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения. (Приложение №3) .

В группе оборудован уголок «ряженья» , где ребёнок может выбрать себе понравившийся костюм, маску и т. д. В зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра :

Пальчиковый театр .

Театр кружек .

Театр игрушек Би- ба – бо .

Деревянный настольный театр .

Тетра на фланелеграфе.

Театр теней .

Театр на лопатках и на ложках.

Ребята самостоятельно воспроизводят известные сюжеты сказок, часто их переделывают на свой лад, придумывают свой конец сказки, зачастую полностью придумывают свою сказку, используя известные персонажи и сказочные слова : «Жили - были.» , «В некотором царстве, в некотором государстве.» и т. д. В свободное время мы с детьми часто разыгрываем – песенки, потешки, короткие стишки, знакомые им с детства; учим пословицы и поговорки; изображаем различные эмоциональные состояния. (Приложение №4) .

аботая над театрализацией сказки , я использовала следующий план :

I. 1. Чтение сказки.

2. Беседа по содержанию.

II. 1. Рассказывание сказки по ролям.

2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки

III. 1. Работа с артистами :

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

2. Индивидуальная работа по ролям .

3. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

2. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики , развитие речи , интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.

И это дало свои результаты. Родители стали интересоваться театрализацией . Стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации.

В уголок для родителей помещаю список детской литературы для домашнего чтения детям.

Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись и раскрывались на музыкальных занятиях, в самостоятельной театрализованной деятельности , на праздниках и развлечениях . (Приложение № 6) .

В конце учебного года была проведена контрольная диагностика .

Результаты оказались следующими :

1. Интерес к театрализованной деятельности :

Средний уровень - 12человек (68%,

Низкий уровень - не выявлено,

Высокий уровень - 4человека (32%) ;

2. Умение давать оценку поступкам :

Средний уровень - 12 человек (68%,

Низкий уровень - 1 человек (8%,

Высокий уровень- 3 человека (24%) ;

3. Владение выразительностью речи :

Средний уровень - 8 человек (44%,

Низкий уровень- 2 человека (16%,

(40%) ;

4. Понимать эмоциональное состояние :

Средний уровень -12 человек (68%,

Низкий уровень - 1 человек (12%,

(20%) ;

5. Сопереживание героям сказок :

Средний уровень - 9 человек (56%,

Низкий уровень - 1 человек (4%,

Высокий уровень - 6 человек (40%) ;

6. Вживание в образ :

Средний уровень – 10 человек (60%,

Низкий уровень -3 человека (20%,

Высокий уровень - 3человека (20%) .

(Приложение №1) .

2.3. Результат уровня развития детей средней группы через театрализованную деятельность .

Благодаря проделанной работе :

1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности .

2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.

3. Расширились представления детей об окружающей действительности.

4. Обогатился и активизировался словарь детей.

5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

6. Развивалась память , мышление, воображение, внимание детей.

7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.

8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти , мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров .

7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях .

Наблюдая положительную динамику проводимой работы , считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми . В дальнейшем буду больше использовать нетрадиционные методы работы с театром , расширять кукольный арсенал, создания музея театральной игрушки в детском саду, больше

привлекать родителей к совместной деятельности с детьми . Ведь театр не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.

Считаю и надеюсь, что накопленный мною опыт разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности и позволяет мне дать несколько советов педагогам, работающим в этом направлении .

Воплощайте в действительность свои творческие способности и желания.

Создавайте условия для формирования своего творческого потенциала и ребёнка.

Открывайте в ребёнке маленького артиста.

Учите ребёнка слышать, слушать, видеть, чувствовать, сопереживать, любить.

Заключение.

В заключение следует отметить, что развитие детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели в театрализованной деятельности .

Перспективу я вижу в продолжении дальнейшей работы по данной теме ; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми , ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию воспитанников» Асекеевского района Оренбургской области
«Утверждаю»

Заведующий МБДОУ ДС № 4

С.А. Хилинская

Из опыта работы

Подготовила:

Галимуллина Зульфия Яппаровна

воспитатель первой

МБДОУ ДС № 4

Асекеевского района

Оренбургской области

Асекеево 2014

Тема : «Использование средств театральной деятельности в работе с детьми».

Цель: Развитие интереса детей к театральной деятельности.

План раскрытия темы:

2. Значение театрализованных игр на развитие детей.

3. Виды театральных кукол.

4. Последовательность обучения театральной деятельности детей в каждой возрастной группе.

5. Условия успеха театрализованной деятельности.

6. Куклотерапия.

8. Литература.
Актуальность. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры

Новизна. Игра имеет большое значение в жизни ребенка. Но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру. Как перенести детскую игру на сцену. На занятиях они играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня.
Преимущества работы:

1. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с иргой. Всякую свою выдумку, впечатление от окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.

2 Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка.

3. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.

Не случайно в последние годы игровые методы более активно используются в педагогике и психотерапии, поскольку игра - мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Без зрителей все дети прекрасные актеры. Роль зрителя очень важна, умение слушать и слышать, смотреть и видеть важно для тех, кто играет на сцене и кто находится в зрительном зале.

Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая, огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время , осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений и досугов.

Театрализованная игра в НОД . Во время непосредственно образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых - это совместная деятельность детей на прогулке, вне НОД. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах , чтение художественной литературы с последующим

обыгрыванием сюжетных эпизодов вне НОД в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:


Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Эстетическое развитие

Развитие движений

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

Обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

Развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.



- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

Воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

Воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

Развитие эмоций;

Воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.


- содействие развитию монологической и диалогической речи;

Обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

Овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).


- приобщение к высокохудожественной литературе;

Развитие воображения;

Приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

Создание выразительного художественного образа;

Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

Обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.



- согласование действий и сопровождающей

их речи;


- умение воплощать в творческом движении настроение , характер и процесс развития образа;

Выразительность исполнения основных видов движений.


Театральная деятельность представлена в детском саду кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

Виды театров для всех возрастных групп


1 младшая

группа


2 младшая

группа


Средняя

группа


Старшая

группа


Подготовительная к школе группа

Пальчиковый театр – способствует лучшему управлению движениями собственных пальцев.

Театр кукол на столе – способствует владению техникой управления куклами настольного театра (куклы из бумажных конусов, цилиндров, коробочек, игрушки из ткани, меха, поролона и т.д.

Театр ложек, верховые куклы (бибабо, куклы на гапите*) – знакомство детей с театральной ширмой, основами кукловождения.

Знакомство с куклами-марионетками, куклами с «живой рукой», обучение технике управления этими куклами.

Знакомство с куклами с «живой рукой», людьми-куклами и тростевыми куклами; обучение технике работы с этими куклами .

Чтобы дети не чувствовали себя неуверенно, не отказывались от участия в спектакле, чтобы помочь преодолеть страх, формировать у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах, научить их общаться со сверстниками нужны куклы различных систем: куклы-марионетки, теневые куклы, веревочные куклы, пальчиковые куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок (на фланелеграфе, картоне, столе). Театр игрушек и петрушек тоже вызывает интерес.

Слайд 2. Веревочные куклы многофукциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы , за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Слайд 3. Куклы марионетки состоят из головы и платья с вшитыми рукавами. Она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками. Работа с куклой- марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Слайд 4. Теневые куклы изготавливают из черного картона или бумаги . Такие куклы применяют для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Играя с куклой в теневом театре. Ребенок получает опыт решения своей проблемы. Ребенок может делать со своей «куклой - страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом

и состоит смысл теневого театра.

Слайды 5,6. Плоскостные куклы. Они получили это название. Потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или кнопках и свободно двигаются. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я». Сюда же можно отнести картинки на палочке, картинки на плотной основе по типу фланелеграфа. Картинки на палочке изготавливаются из двух половинок , которые соединяются друг с другом. Внутри крепится деревянная палочка. Картинки на плотной основе изготавливаются из картона, с обратной стороны приклеивается липкая лента.

К режиссерским играм в детском саду относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Слайды 7, 8. Перчаточные куклы Основанием - туловищем куклы служит перчатка, голову чаще всего делают из папье - маше. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок. А Ю Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. По ее мнению, встреча перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее это же не он говорит, а его герой. « Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно сдвижением руки и при этом передать эмоции. Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям понятно выражение: « Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут, как тряпочные» Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

Слайды 9,10,11 . Пальчиковые куклы их можно изготавливать из шариков от пинг-понга, пустых скорлупок от яиц, из картона в виде небольших цилиндров, связать из пряжи, сшить из материала или использовать готовые игрушки.

Слайд 12 . Театр ложек тоже вызывает интерес.

Театральные куклы никого не могут оставить равнодушными, потому что напоминают ребенку те привычные детские игрушки, с которыми они играют в повседневной жизни. Театральная кукла, таким образом, становится мостиком, соединяющим игру с творчеством. Младшие дошкольники очень любят смотреть кукольные спектакли. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили. Кукольный театр доставляет детям огромную радость. Из всех видов кукольного театра в младших группах наибольшей популярностью пользуются театр картинок на палочке. Их показывают за ширмой, держа на палочке; картинки, на фланели, которые прикрепляются на специальную доску. Используется также театр игрушек и петрушек (назван по имени старинного народного кукольного героя – Петрушки). В театре игрушек и петрушек все объемное.

Без определенных знаний, умений и навыков театрализованная деятельность не может развиваться самостоятельно, поэтому, начиная с первой младшей группы необходима систематическая, целенаправленная работа по развитию у детей навыков общения интонационной выразительности речи, формированию умения имитировать жесты людей, движения животных. Для младших детей много потешек, привлекающих ребенка своей ритмичностью, игровым содержанием, сказок.

Читая потешку, побуждая малышей выполнять их сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Воспитатель следит за импровизацией детей, подсказывает и направляет творческую деятельность детей.

Со второй младшей группы детей специально учат изображать описанную в художественном тексте ситуацию. Кукольные инсценировки удобнее начинать с диалогов из двух человек, но могут быть заняты одновременно несколько малышей, исполняющих разные роли. Во второй младшей группе можно использовать для драматизации такие произведения как р. н. с «Тили -бом», эпизоды из сказок «Рукавичка», «Три медведя», «Маша и медведь», и другие. Сначала на занятиях, затем в свободное время. В средней группе театрализованная деятельность детей становится значительно совершеннее, так как дети уже владеют определенными умениями и навыками. Можно драматизировать сказки «Смоляной бычок», «Три поросенка» «Заяц и еж» «Рукавичка» «Пых» «Лисичка со скалочкой» и другие. Работа с детьми строится таким образом, чтобы они не чувствовали процесс обучения, а были заняты интересной деятельностью-игрой, увлекательной сказкой, в которой создаются ситуации требующие самостоятельного решения. Постоянно нужна эмоциональная поддержка всем детям, а особенно застенчивым. «Ты можешь лучше, в следующий раз у тебя все получится».

Существует еще самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод лечения с помощью куклы основан на идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. В настоящее время не существует четкого определения куклотерапии. Разные авторы относят ее к арт – терапии (Г Денисова, Лебедева, А Осипова), игротерапии (А Тащева, С Гриднева) или выделяют отдельно.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также имеющими эмоциональную травму. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация и развязка. Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театрализованные игры стимулируют развитие основных психических функций: внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. А театральная кукла - это мостик, соединяющий детскую игру с творчеством, с театральной деятельностью.


Литература:

1. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. - Журнал «Старший воспитатель», №3, 2008 г.

2. Фаустова И.В. Метод куклотерапиии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.- Журнал «Управление ДОУ», № 5, 2008 г.

3. Хамадиева О.И. «Студия театрального мастерства»Карусель».- Журнал «Воспитатель ДОУ», № 2, 2007 г.

4. Щеткин А.В. «Театрализованная деятельность в детском саду» издательство.- Москва, «Мозаика – синтез», 2007 г.