Индивидуальные игры по познавательному развитию подготовительная группа. Дети выполняют задание. «Кто знает, пусть продолжит»




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Программные задачи:

Образовательные .

  • Актуализировать знания детей о числовом ряде от ноля до десяти.
  • Дать возможность применить на практике полученные знания о составе чисел – три, четыре, пять. А так же умению сравнивать числа при помощи модели типа логического древа.

Развивающие .

  • Продолжать развивать логическое мышление детей.
  • Совершенствовать умения детей в составлении головоломок.

Воспитательные .

  • Воспитывать у детей гостеприимство, доброжелательность, взаимопомощь.
  • Формировать умение сообща работать в команде, умение договариваться.

Материал:

  • Демонстрационный . Экран, проектор.
  • Раздаточный . Цифровые карточки от 0 до 10 (в двух экземплярах на каждого ребенка), карточки с изображением логического древа, домики для состава числа, танграм, две карточки “найди закономерность”.

Предварительная работа.

  • Чтение сказки Л.Васильевой-Гангус “Азбука вежливости”. Изготовление пригласительных и их раздача. Мотивация детей на ожидание игры от героев сказки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем нашим гостям по какому поводу мы их пригласили.

Просит детей самих рассказать о событии, которое произошло в их группе. Дети (с помощью наводящих вопросов воспитателя): Нам мудрые-премудрые Гномычи из сказочной страны “Вежливости” прислали по электронной почте игру, мы хотим, чтобы вы посмотрели, как играть в нее и показали ее детям своей группы.

Воспитатель : Ребята, вы готовы?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда, играем. Внимание на экран.

На экране появляется первый слайд с изображением героев сказки и название игры. Открывается третий слайд с изображением плана группы.

Воспитатель : Интересно, что же это изображено?

Дети : План.

Воспитатель : А как вы узнали, что это план, мне кажется, что это просто прямоугольник, нарисованный разным цветом.

Дети : объясняют, что на плане окна изображаются красным цветом, а двери синим.

Воспитатель : Хорошо, интересно, а какого помещения это план?

Дети : Нашей группы.

Воспитатель : По каким признакам вы это узнали?

Дети отвечают, по количеству окон и дверей.

Воспитатель : Хорошо, молодцы! Смотрим дальше.

На экране появляется знак, указывающий, где спрятана первая загадка. Дети, ориентируясь по плану, определяют место в группе, где спрятана загадка. Самостоятельно выбирают одного представителя, который ее приносит.

Воспитатель : Давайте разгадывать загадку.

В файловом пакете лежат карточки на каждого ребенка с изображением логического древа со знаком.

Дети объясняют, что им необходимо сделать и выполняют задание.

На столах предварительно расставлены коробочки с цифровыми карточками на каждого ребенка от 0 до 10. Дети работают за столами. После выполнения задания дети самостоятельно проверяют друг у друга правильность выполнения задания, и помогают затрудняющимся детям.

На экране появляется изображение плана группы и знак, указывающий на место второй загадки.

Дети, ориентируются по плану и определяют место, где спрятана вторая загадка, так же как и в первом случае, выбирают представителя. Загадка - “Состав числа”. В файловом пакете карточки с изображением многоэтажных домиков, в которых, на каждом этаже живут определенные числа. Дети сами догадываются, что им необходимо сделать – заселить домики числами. При затруднении воспитатель помогает наводящими вопросами. Например: Какое число живет в этом домике? На каком-нибудь одном этаже есть это число? Что можно сделать, что бы получилось нужное число? И так далее. После выполнения задания. Дети снова самостоятельно проверяют друг у друга правильность его выполнения.

На экране появляется план группы и знак, указывающий на место новой загадки. Загадка – игра в кругу с мячом “Назови соседей числа”. На экране появляются – три домика, в которых живут числа 3, 4, 5 и рядом с домиками мяч.

Детям снова надо самим догадаться, что делать. При затруднении воспитатель задает наводящие вопросы: Какие числа живут в этих домиках? Кем друг для друга являются эти числа? (соседи). А зачем мяч на картинке? Что надо с ним сделать? И так далее (игра “Числа – соседи” проводится в кругу с мячом).

После игры, дети, ориентируясь по плану, находят следующую загадку – “Танграм”. Количество Танграмов равно количеству детей. На экране появляется картинка с фигурой, которую можно сложить из танграма, дети сами объясняют, что они будут сейчас делать.

Во время работы с танграмом дети, помогают друг другу, сложив картинку, они взаимно проверяют правильность выполнения, убедившись, что у всех правильно, отправляются на поиски следующей загадки.

Ориентируясь по плану, дети находят следующую загадку - “Найди недостающую фигуру” или “Найди закономерность”.

Дети выполняют задание.

На экране появляется правильно выполненное задание. Дети самостоятельно проверяют правильность выполнения своего задания. И исправляют ошибки.

В течение всей игры воспитатель обязательно, после каждой разгаданной загадки хвалит детей.

Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску, на которой вразброс расположены карточки букв, с прикрепленными к ним цифрами.

Воспитатель : Посмотрите, какой беспорядок на доске, все цифры стоят не на своих местах, давайте расставим их правильно.

Дети расставляют цифры и из букв, складывается слово “МОЛОДЦЫ”.

Воспитатель : Ребята как вы думаете, кому адресовано это слово?

Конечно вам это вы сегодня – молодцы! Разгадали все загадки!

Рефлексия:

Воспитатель : Понравилась вам игра?

Дети : Да, понравилась.

Воспитатель : Интересно было играть в нее?

Дети : Да, интересно.

Воспитатель : Что для вас оказалось самым интересным моментом в игре?

Дети : Искать загадки.

Воспитатель : Какая загадка была самой сложной для вас?

Дети : заселить домики цифрами.

Воспитатель : А какая загадка оказалась самой легкой?

Дети : Сложить фигуру, провести цифры по дорожкам.

Воспитатель : Скажите, кто из вас сегодня очень потрудился?

Дети : Алиса, Илюша, Сережа, Ваня, Юля, Маша.

Воспитатель : Все верно они сегодня быстро справились с загадками и помогали другим. Но каждый из вас сегодня постарался и сумел внести свой вклад в нахождение и разгадывание загадок, а всем нам вместе помогла наша … дружба. С любым делом можно справиться сообща, т.е. вместе.

Давайте спросим у наших гостей, понравилась ли им наша игра?

Дети спрашивают:

Понравилось ли гостям у них в группе?

Интересная ли была игра?

Хотят они познакомить своих детей с игрой? И так далее.

Продолжение. .

Дидактическая игра «На ярмарке»

Цель.

Закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах . Развивать внимание, логическое мышление, умение доводить свое мнение.

Оборудование.

План-схема дороги на ярмарку, на которой с помощью геометрических фигур зашифрована последовательность движения.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и найти дорожку, которая ведет на ярмарку. А на ярмарку ведет и дорожка, на которой остаются зачеркнутыми все геометрические фигуры, изображенные у корзины (ведь это волшебные геометрические фигуры: они по форме напоминают изображения овощей, которые Лена несет на продажу).

В ходе выполнения работы воспитатель поощряет детей к объяснению, почему они выбрали именно ту или иную дорожку; просит объяснить, по каким признакам распознали ту или иную геометрическую фигуру.

Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»

Цель.

Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему.

Оборудование.

Опорная схема для составления рассказа о геометрической фигуре, «волшебная сумка», геометрические фигуры, геометрические тела (куб, шар).

Игровые действия.

Воспитатель предлагает вспомнить все, что мы знаем о геометрических фигурах. (Мотивация: «Чтобы легче было нам найти дорогу на ярмарку», или «Чтобы в следующий раз мы уже не заблудились по дороге на ярмарку» и т.п.). Для этого детям предлагается распознать фигуру на ощупь в волшебной сумке, рассказать о ней по схеме, а потом показать всем малышам, чтобы вместе проверить, правильно ли названа фигура. Для описания используют схему:

Название фигуры, плоская или объемная?

Есть ли у нее углы или нет?

Может ли катиться? маленькая или большая?

Какого может быть цвета?

На что похожа?

Где используют предметы (где можно встретить детали и др.) такой формы?

Детям с высоким уровнем развития математических способностей можно предложить эту схему для сравнения геометрических тел и геометрических фигур (квадрат - куб, круг - шар). В данном случае уместно обратить внимание малышей, на что больше похожи овощи: на геометрические фигуры или тела? (На геометрические тела, ведь они объемные). А когда мы можем пользоваться геометрическими фигурами, чтобы сравнивать их с овощами? («Только тогда, когда нам надо изображать овощи на бумаге»).

Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке»

Цель.

Закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру. Развивать навыки классификации по принадлежности к определенному множеству.

Оборудование.

Силуэтные изображения корзин с цифрой на каждой из них (от 1 до 6); силуэтные изображения групп овощей (множествами - в количестве от 1 до 6) и др.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что овощеводы отвезли свой урожай на ярмарку, а когда уже почти все распродали, определенное количество овощей осталось. Предлагает помочь разложить овощи в корзины. Чтобы узнать, какие овощи в какую корзину класть, следует сначала их разобрать на подносе, затем посчитать, сколько каких овощей, а уже потом положить овощи в ту корзину, на которой цифрой указано их количество.

Дидактическое упражнение «Угадай, какой овощ закатился»

Развитие чувства симметрии, умение создать в воображении по части изображения целый образ.

Воспитатель сообщает, что урожай в этом году был такой большой, что овощей на ярмарку привезли очень много. Некоторые овощи не помещались на прилавке, упали, закатились под него. Педагог предлагает по части овоща, который «выглядывает» из-под прилавка, распознать, какой овощ закатился и т.д.

Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?»

Цель. Развивать навыки ориентирования в пространстве («высоко-низко», «выше-ниже»). Учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом.

Оборудование. Модель движения солнца над горизонтом, созданная воспитанниками летом по результатам наблюдений. Отметки на модели движения солнца, сделанные детьми по результатам длительного наблюдения осенью.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает рассмотреть модель движения солнца над горизонтом. Вспомнить, что интересного заметили дети летом, когда определяли траекторию солнца. Обращает внимание на пометки, сделанные в результате наблюдений за солнцем осенью. Вместе с детьми создают линию - «маршрут движения солнышка по небу» - согласно нанесенных отметок. Сравнивают результаты.

Время возвращения домой

Многоэтажки (или другие объекты, в отношении которых осуществляется наблюдение о местонахождении солнца в определенный отрезок времени отметки красного цвета - результаты наблюдений летом; отметки желтого цвета - результаты наблюдений осенью.

По результатам работы малыши делают выводы, что летом солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее греет, ведь оно стоит высоко над головой, его лучи прямые.

Осенью день укорачивается, солнце «просыпается» позже, его путь на небе меньше (короче), поднимается оно ниже, чем летом; «спать ложится» солнышко тоже раньше; светит и греет меньше, его лучи косые.

Дидактическая игра «Сколько упало капель?»

Цель. Закрепить знания о составе числа 7 .

Оборудование.

Демонстрационное: фланелеграф, силуэтное изображение облака, семь капелек, цифры от 1 до 7.

Раздаточное: цифры от 1 до 7.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что семь дочерей-капелек оторвались от мамы-облака, несколько из них уже упало на землю. Предлагает выяснить, сколько капелек упало, и показать цифрой. Дети считают количество капелек, которые остались (это количество воспитатель обозначает цифрой на фланелеграфе). Отсчитывают от семи и определяют, сколько облаков уже упало; это количество показывают дети. Вместе с воспитателем делают выводы, что семь - это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т. Д. (Дети демонстрируют карточку с цифрой)

Воспитатель предлагает заполнить в примерах пустые клеточки по результатам подсчетов:

1 + 7 = 3+ П = 7 5+ П = 7 П + = 7

2 + 7 = 4+ П = 7 6+ 7 = 7 + 7 =

Проблемный вопрос: «А можно «рассказать» эту историю с помощью примера, используя знак «-»? »

После совместных размышлений дети приходят к выводу, что это действительно можно сделать:

7 (столько было капелек) - 6 (столько упало на землю, общее количество уменьшилось, следовательно, знак «-» здесь уместен) = 1 (столько капелек осталось). Дети записывают в виде примеров возможные варианты:

7-1 = 6 7-3 = 4 7-5 = 2 7-7 = 0

7-2 = 5 7-4 = 3 7-6 = 1 7-0 = 7

Дидактическое упражнение «Для какого цветка?»

Развитие навыков логического мышления.

Воспитатель сообщает детям, что осенняя дождевая вода очень полезна для комнатных цветов. Мы набрали в воронки такую ​​воду вот для этих двух цветков (демонстрирует большой цветок в большом горшке и маленький - в маленьком). Предлагает детям из двух одинаковых воронок выбрать, какой воронкой какой цветок будем поливать (первая воронка водой заполнена до краев, вторая -наполовину). Дети определяют, сравнивая вес воронок.

Дидактическое упражнение «Угадай цифру»

Отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 7.

Воспитатель предлагает распознать цифры, которые спрятались в осеннем тумане, ведь видно их только частично.

Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель. Отрабатывать навыки порядкового счета; активизировать порядковые числительные в речи; согласовывать их с существительными в роде, падеже.

Оборудования. Цифры-эмблемы от 1 до 7.

Игровые действия.

Детям раздают цифры-эмблемы. Малыши одевают их на себя, становятся «живыми цифрами». Когда ведущий отворачивается, «живые цифры» меняются местами (хаотично). Задача ведущего - расставить цифры в порядке натурального ряда (от 1 до 7). В процессе выполнения игрового действия ведущий должен давать «цифре» команду:

Первой должна стать Маша;

Второй - Сережа;

Третьей я поставлю Оксану... и т. д.

Дидактическая игра «Какой листик потерялся?»

Цель. Закрепить знания детей о смежных числах. Учить подбирать среди трех чисел то, которого не хватает.

Оборудование. Фланелеграф, изображение листьев деревьев родной местности с обозначенными на них цифрами.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что поздней осенью наш клен (березка т.д.) совсем загрустили и начали терять последние листочки. Листочки слетали с дерева и падали возле него. А некоторые листочки подхватил ветерок и понес их далеко от дерева.

Предлагает выяснить, какие листочки потерялись, если известны его соседи с изображенными числами.

Дети выбирают «потерянные» листочки, выставляют их на свое место на фланелеграфе.

Дидактическая игра «Какие карточки потеряли пташки?»

Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Детям предлагается ситуация, в которой царица Осень учила птиц собираться в стаи, птицы изучали числа-соседи. Некоторые карточки затерялись. Детям предлагается найти потерянные карточки.

Примечание.

В ходе выполнения работы в обеих играх воспитатель выясняет с детьми, какое число является предыдущим, какое - следующим.

Предлагается определить предыдущее и последующее число в паре чисел (1 и 2, 4 и 5, 6 и 7 и т.д.), назвать предыдущее и последующее для конкретных цифр (1, 3, 5, 7). Выяснить, что в отношении каждого числа (кроме 0) можно определить предыдущее и последующее число.

В игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды и воздуха.

Игры на ознакомление со свойствами воды и воздуха.

Тема: «Капелька»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода это жидкость и может принимать разную форму.

Ход игры :

Педагог предлагает детям «превратиться» в капелек. Представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (дети хаотично гуляют по залу).

Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек, (дети разбиваются на пары и берутся за руки, пары двигаются друг за другом).

А теперь ручеек течет и впадает в море, (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (дети берутся за руки и образуют большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг из детей вытягивается в овал).

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет?

(вода будет нагреваться)

Итак, каждый из вас – частичка воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой пара, (дети бегают по залу).

А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее, (дети обнимают друг друга).

Посмотрите, теперь вашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по – разному.

Педагог вместе с детьми делают выводы:

  1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая частица движется сама по себе.
  2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
  3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Тема: «Твердое - жидкое»

Цель : закрепить знания детей о воде, что она бывает в разных состояниях, (твердом, жидком, газообразном); развивать воображение, эмпатию; умение делать выводы.

Материал : карточки со схематическим изображением воды в твердом, жидком, газообразном состоянии по ТРИЗу., картинки.

Ход игры:

Педагог показывает детям картинки с водой в разных состояниях (снег, пар, лед и т.п.). В каких состояниях бывает вода? (твердых, жидких, газообразных). Педагог предлагает детям встать в круг и взяться за руки. Наш круг, как и вода, может менять форму (круг вытянуть в овал).

А теперь переставьте себе, что вода нагревается, ей становится жарко. Каждый из вас – частица пара. Ваши ладошки стали горячими, что вам стало трудно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет активно двигаться, (дети бегают по группе). А теперь вас замораживают, вам становится холодно, что вы в этом случае делает? (становимся ближе друг к другу).

Конечно, надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтобы вам стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частица льда. Наша группа – это все те же частицы воды, но каждый раз они соединены по – разному. Расскажите мне, как связаны частицы друг с другом.

Педагог вместе с детьми делают выводы: (во время выводов педагог показывает схемы), когда вода нагревается, она превращается в пар. Связей между частицами воды нет, и каждая движется как – будто сама по себе. В жидком состоянии связи между частицами воды более сильные, но они очень гибкие эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет своей формы, а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны друг с другом. Вода в твердом состоянии – лед, имеющий свою форму.

Тема: «Тело, жидкость, газ»

Цель: развивать эмпатию, воображение, закрепить знания об агрегатных состояниях воды.

Материал: схемы по ТРИЗу

Ход игры:

Педагог предлагает поиграть в игру и выяснить, чем же отличаются друг то друга твердое вещество, жидкость и газ. Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких – маленьких частичек. Эти частички ведут себя по- разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе).

Дети и изображают частички в твердом веществе. Они соединяют свою ладошку с ладошкой соседа. При этом нужно стоять неподвижно: частички в твердых телах почти не движутся, они свободны.

Изображая жидкость, дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянутые) – жидкость течет.

Изображают газ, дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начнут сталкиваться друг с другом.

Тема: «Разрезные картинки»

Цель: развивать мыслительную деятельность, закрепить знания о разных водоемах,

воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: фотографии разных водоемов, разрезные картинки водоемов, флажки.

Ход игры:

Педагог обращается к детям. Какие водоемы вы знаете? (моря, океаны, реки, озера и т.д.). Показ картин разных водоемов. Обращает внимание на стол, посмотрите, у меня все карточки перепутались, (показ разрезных картинок). Вы не поможете их сложить?

Возьмите по две карточки одного цвета. Дети с карточками синего цвета должны подойти, к столу с синим треугольником, желтого цвета к столу с желтым треугольником, фиолетового цвета к столу с фиолетовым треугольником и т. п.

А теперь самое интересное, переверните эти карточки и соедините их между собой. Дети выполняют задание. Педагог проверяет качество выполненного задания. Каждая группа рассказывает, что она сложила (озеро, море, реку и т. п.). Педагог предлагает посмотреть внимательно на все картинки и сказать что у них общее? (на всех картинках изображены водоемы).

Тема: «Мы - капельки»

Цель: закрепить представление о круговороте воды в природе, развивать эмпатию. воображение, мыслительную деятельность, связную речь (подбор эпитетов); умение делать выводы; воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: бумажные короны с рисунками капелек, шляпа мамы Тучи. Схема круговорота воды в природе.

Ход игры:

1-й вариант

Провести с детьми беседу и рассмотреть схему круговорота воды в природе. Объяснить детям, что капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают на землю, бегут в ручейках, поят растения, а затем, под лучами солнца, снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда - то пришли на землю в виде дождя. Педагог предлагает детям превратиться в капельки дождя.

Дети получают бумажные короны с рисунками капельки. Педагог, или ребенок, превращается в маму Тучку.

Педагог читает стихотворение Б. Заходер «Дождик»

Каждый раз после слов «кап- кап», дети прыгают и хлопают в ладоши.

Дождик песенку поет:

Кап, кап…

Только кто ее поймет-

Не поймем ни я, не ты.

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава.

Лучше всех поймет зерно:

Прорастать начнет оно!

Задание детям – капелькам: полететь на Землю, полить растения, напоить животных, людей (каждый ребенок сам выбирает свой вариант), а когда пригреет солнышко, вернуться к маме Тучке и рассказать о своем путешествии. Дети разбегаются в стороны, бегают по комнате, «поливая» комнатные цветы (звучит спокойная музыка), потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки (ручейков должно быть несколько). Затем по команде педагога ручейки соединяются вместе, (дети берут друг друга за руки и образуют два ручейка). Ручейки соединяются в реку, речка впадает в море (дети образуют широкий круг). Тут пригревает солнышко, и мама Тучка просит, капелек вернуться домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к тучке. Круг замкнулся. Мама Тучка радуется их возвращению, а затем спрашивает, что они делали на земле, кому помогли. Дети фантазируют, например: наполнил речку водой, полила растение, напоил верблюда и т. п.

2-й вариант

педагог читает стихотворение А.Стойло «Капелька дождя»

Эта капелька дождя

В землю теплую упала.

Не пропала, не пропала

Эта капелька дождя:

Вышел гриб - дождевик,

Вышел гриб - боровик,

Их сестричка – гриб лисичка,

Их подружка - гриб волнушка,

Вышла тонкая травинка,

Вышла тонкая рябинка…

Обсуждение стихотворения. Кому помогла вырасти капелька дождя?

Педагог предлагает детям превратиться в капелек и рассказать, что они сделали в этой роли: кого напоили, спасли от засухи т. п. как они путешествовали по земле? Дайте образец начала рассказа «Я маленькая капелька дождя…?» (и дальше следует рассказ о ее путешествии и делах). В конце сделать выводы: всем живым существам на земле нужна вода, есть растения, животные, которым для жизни, развития нужно много воды, и есть такие, которые довольствуются небольшим количеством воды.

Тема: «Животные водоемов»

Цель : закрепить представление о жителях водоемов, об их приспособляемости к среде обитания; развивать мыслительную деятельность.

Материал: набор карточек жителей водоемов и суши, макет водоема.

Ход игры:

Предложите детям внимательно рассмотреть рисунки животных на карточках и отметить их приспособляемость к обитанию именно в воде. При рассматривание карточек выделите характерные признаки каждого животного. Например, у гуся, утки, лягушки, бобра - на лапках есть перепонки. Хвост у бобра- это и весло, и руль одновременно.

Предложить детям подумать, почему говорят: «Как с гуся вода?». Что это значит? Почему именно с гуся, а не с курицы?

Предложите детям набор карточек различных животных и рисунок водоема. Водные жители заблудилась и никак не найдут свою реку, а дети могут помочь им. Задание детям: выбрать из набора карточек водных жильцов и поместить их на рисунок водоема. По каким признакам можно определить, что эти животные обитают именно в воде?

Тема: «Цепочки реки»

Цель: расширять представления об обитателях водоема. Познакомить с пищевыми связями обитателей водоема. Закрепить представления о приспособляемости животных к условиям жизни в воде.

Материал: карточки с изображением обитателей реки по типу «Домино».

Игровые действия: Игроки по очереди выкладывают пищевые цепочки. Например комар – лягушка – цапля; ряска – рыба – выдра – человек.

Тема: «Этажи реки»

Цель: закрепить представление об обитателях реки, их образе жизни. Дать элементарное представление о ярусах и нишах в экосистеме «река». Развивать любознательность, интерес к природе родного края.

Материал : цветная схема ярусов реки: желтый (дно), синий (вода), зеленый (берег); изображения обитателей реки (моллюски – беззубка, катушка, прудовик; насекомые – личинки ручейника, стрекозы, жук – плавунец, водомерка, комар, стрекоза; земноводные – лягушка; рыбы; млекопитающие – бобр, выхухоль; птицы - цапля, утка, чайка, крачка; растения – ива, тростник, кувшинка, кубышка, ряска).

Игроки из цветных полосок выкладывают «этажи реки» и размещают на них обитателей.

Тема: «Кому нужна вода»

Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому, развивать связную речь, воспитывать бережное отношение к воде.

Материал: большие карты с изображением воды. маленькие карточки с изображение животных, человека, растений.

Ход игры:

Дети по очереди выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужна вода.

Тема: «Летающие семена»

Цель: закрепить представление детей о ветре и его ролью в жизни растений на примере семян, которые он разносит. Развивать тактильную память, мышление; умение соблюдать правила игры.

Материал : семена растений: одуванчика, клена, ясеня, березы, сосны, и т.д. лупы, а также семена гороха, фасоли, подсолнечника. Ящик ощущений, комплект карточек «Одуванчик».

Ход игры:

1-й вариант

Игра начинается с «ящика ощущений». Положите в него семена с крылышками, шишки, ели, сосны. Предложите детям по очереди определить на ощупь семена растений. При этом никто не сообщает о своих открытиях до тех пор, пока последний участник не ознакомится с содержимым. Свой секрет каждый должен держать в тайне. Затем дети рассказывают, что они обнаружили в ящике и по каким признакам они это сделали. Покажите детям, что в действительности скрывалось внутри ящика.

2-й вариант

Педагог разлаживает перед детьми летающие семена в один ряд. Рассмотреть все семена с крылышками - клена, липы, березы, ели, сосны. Какие у них крылышки? У одних большие, у других- маленькие. Но все они тонкие прозрачные. Для чего нужны эти крылышки? Сравним их с крыльями бабочек, стрекоз, которые умеют летать. Значит и крылышки семян помогают им летать по воздуху, путешествовать. А для чего семенам нужно летать? Ведь не из любопытства же они отправляются на воздушные прогулки? Обсудите предположения детей, напомните им, для чего вообще нужны семена, как из них появляются маленькие растения.

Тема: «Дерево - семена»

Цель: закрепить знания детей о деревьях и их роли в окружающей жизни. Познакомить детей с семенами, имеющими разнообразные «крылышки» для переноса ветром. Развивать воображение, память, мышление.

Ход игры:

Педагог изображает дерево, дети – летающие семена. Сначала дети – семена растут на дереве,- стоят рядом с педагогом. Затем налетел ветер (звучит музыка), семена падают. Летят. Дети машут руками, разбегаются в стороны. Затем летающие семена падают на землею – дети приседают, закрыв голову руками. Звучит «весенняя» музыка (капель) – приходит весна, светит солнышко, идет дождик. Из семян вырастают маленькие деревца: дети медленно поднимаются, руками- ветками тянутся к солнцу, вырастают. В ответ дерево- мама, приветствуя их, тоже машет руками. Педагог комментирует происходящее.

Можно заучить песенку о дереве или использовать стихи.

Педагог:

Я - дерево-мама, а вы – мои детки,

Качала я вас в колыбели на ветке,

Но время прошло, вам пора улетать,

Пора вам большими деревьями стать.

Дети:

На дереве - маме мы долго висели,

Но ветер примчался, и мы полетели,

Нас ветер подхватит, и мы улетим!

Нам крылышки наши летать помогают,

Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.

На землю родную мы все упадем,

Земля нас накормит, земля - это дом,

Весною нас солнце лучами согреет,

А дождик напоит водой, как сумеет.

Тогда прорастем мы зеленым листом.

Нам дерево - мама помашет в ответ.

Как стать нам большими, не дашь ли совет?

И дерево - мама, качаясь, шумит.

Советы, давая, листвой шевелит.

Тема: «Пищевые цепочки водоемов»

Цель: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоема.

Материал: карточки животных и растений.

Ход игры:

Педагог предлагает картинки обитателей водоема и просит детей выложить, кто кому необходим для питания.

Дети выкладывают карточки.

Комар – лягушка - цапля

Червяк – рыба - чайка

Водоросли – улитка - рак

Ряска – малек - хищная рыба.

Тема: «Воздух, вода, ветер»

Цель: развивать мышление, память, воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции. Соблюдать правила игры.

Играющие становятся в круг, водящий, стоит в середине. Подойдя к кому-нибудь из играющих, водящий говорит одно из четырех слов - «воздух», «вода», «земля», «ветер» - считает до пяти.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу. Зверя или покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга, потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь» при том все играющие должны поменяться местами, а водящий становится на чье-нибудь место в кругу, последний, не успевший в круг, становится водящим.

Игры для детей 6-7 лет направлены на преодоление трудностей и развитие творчества. Важен выбор игр. Командные соревнования развивают такие качества, как сплоченность, коллективизм, помощь товарищу. Индивидуальные соревнования помогают понять себя как личность и проявить свои способности. Детям нравятся соревнования, они создают хорошее настроение.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности

Любовь к порядку

Оборудование : игрушки и различные предметы.

Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь. Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол. Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6 шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.

Заметить изменения

Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок. Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы, мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все группы.

О ком говорю?

Воспитатель . Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз, рост, характер (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; со всеми дружит или нет), голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например: «Это мальчик?», «Девочка?», «В платье?», «В брюках?», «Одет в красное?», «В белой кофточке?», «На ногах коричневые туфли?», «В белых носочках?», «У нее есть бантики?», «Стоит первым?», «Последним?», «Стоит в середине?» и т.п. На вопросы детей воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.

Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают сыграть самому — загадать и описать одного из детей.

Запомни предметы

Оборудование: 10—12 предметов.

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Можно разделить детей на несколько небольших групп.

Варианты

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

Маскировка

Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна», «дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.

На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.

Варианты

1. Воспитатель называет только 2 предмета.

2. Воспитатель рассказывает (дети показывают предметы по ходу рассказа): «Мы все идем по дорожке (дети показывают дорожку), но вдруг стали попадаться кочки. Сначала одна кочка, а дальше подряд три кочки (дети разделяются на 4 группы и изображают кочки). Весело шагаем по дорожке и скатываемся в овраг (дети изображают сначала дорожку, а затем овраг). В овраге мы нашли много грибов, их собрали (дети собирают раскиданные по полу шишки). Кто больше всех собрал грибов?»

Примечание. Перед началом игры следует немного потренироваться — сделать «кочку», «копну», «дорожку», «овраг».

У команд свой цвет

Оборудование : разноцветные кубики, фишки, палочки, шарики. Дети делятся на команды, у каждой свой цвет.

Воспитатель раскидывает разноцветные предметы по полу. По сигналу двое участников (один участник) от каждой команды собирают рассыпанные кубики, фишки, палочки, шарики своего цвета. Можно взять сколько угодно предметов, но ронять их нельзя. Нужно отнести предметы к своей команде. Затем задание выполняют следующие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока команды не соберут все предметы своего цвета. Побеждает команда, собравшая первой предметы своего цвета.

Шагаем — считаем

Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т.д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника.

Варианты . Произносить числа через одну цифру («1», «3», «5», «7», «9»), в обратном порядке («10», «9», «8», «7»...). Варианты выбирает воспитатель исходя из подготовленности детей.

Игры-подражания и игры-распознавания

Журавли

Дети образуют «клин журавлей». Они шагают по кругу или спирали, машут руками и повторяют за воспитателем стихотворение.

Друг за дружкой, вытянувшись в ряд,

В небе синем журавли летят.

Очень далеко они летят,

Очень высоко они летят.

Из далекой стороны летят,

Как предвестие весны летят.

Птицы над деревьями летят,

Над горами древними летят,

Над лугами-пашнями летят,

Над садами нашими летят.

Вьется в небе стая журавлиная,

Вьется в небе, как веревка длинная. Таджикская народная песня

При повторе игры «вожаками» становятся другие играющие.

Пчелы

Воспитатель . Пчелы веселятся, потому что хорошо поработали. Давайте потрудимся вместе с ними:

Пчелы гудят —

В поле летят.

С поля идут —

Медок несут.

Русская народная прибаутка

Дети - «пчелы» водят хоровод и поют: «Брум-брум-брум». В центре хоровода танцуют «мыши» и поют: «Тир-ля-ля, тир-ля-ля». «Кот» произносит: «Трум-трум».

Водят пчелы хоровод —

Брум, брум-брум.

В барабан ударил кот —

Трум, трум.

Стали мыши танцевать —

Тир-ля-ля, тир-ля-ля,

Так, что начала дрожать

Вся земля, вся земля.

Шведская народная песня

При повторе игры «пчелами», «мышами» и «котом» становятся другие играющие.

Примечание . Прибаутку можно разыграть отдельно. «Пчелы» шагают друг за другом, гудят и в ладошках «медок несут».

Гоп-топ

Дети водят хоровод и поют песенку «Гоп-топ». В центре хоровода стоят двое детей — «бабушка» и «козлик». На слова «гоп, козлик» и «топ, козлик» дети останавливаются и топают ногами. «Бабушка» старается быстро накормить «козлика». В конце песенки «бабушка» грустно качает головой, а «козлик» весело скачет то на одной, то на другой ноге.

Воспитатель . Ах! Какой козлик безобразник, ай-ай-ай! Он не безобразник, он просто мал.

Знакомы вы с бабушкой нашей?

Кормила козла она кашей.

Гоп, козлик!

Топ, козлик!

Гоп, козлик!

А козлик добрался до полки,

Оставил от чашек осколки.

Гоп, козлик!

Топ, козлик!

Гоп, козлик!

Чешская народная песенка

Песенка коротенькая, поэтому можно спеть ее несколько раз, а хоровод водить то в одну, то в другую сторону. При повторе игры «бабушкой» и «козликом» становятся другие играющие.

Примечание. Если детям не трудно, можно на слове «гоп» хлопать в ладоши, а на слове «топ» — топать.

Игры на развитие точности движений рук

Салфетка с прищепками

Оборудование : веревка, разноцветные прищепки и салфетки.

На высоте 1 м от пола воспитатель протягивает веревку. Дети делятся на команды (по 5 — 7 чел.). У них по две прищепки и салфетки из ткани. По сигналу первые участники команд бегут к веревке, вешают салфетки, закрепляют их прищепками и возвращаются в конец команды. Вторые игроки снимают салфетки вместе с прищепками, передают их следующим и встают в конец шеренги. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил салфетку, он должен поднять ее и закрепить.

Примечание. У каждой команды прищепки и салфетки своего цвета. Можно усложнить игру — дать указание встряхнуть салфетку, перед тем как повесить ее.

Кольцо по веревке

Оборудование : две веревки с кольцом.

Дети делятся на две команды, которые образуют два круга. В руках детей веревка с кольцом. По сигналу они начинают передавать кольцо соседу справа. В течение всей игры дети держат веревку обеими руками.

Побеждает команда, быстрее прогнавшая кольцо по веревке.

Варианты

1. Поднять шнур с кольцом над головой и перемещать кольцо.

2. Образовать круг, встав к центру спиной.

Игры на развитие координации

С мешочком на голове

Оборудование : 2 маленькие подушечки.

Дети встают в круг. Одна половина круга — первая команда, другая половина — вторая команда. У первых участников маленькие подушечки. По сигналу дети кладут на голову подушечку и, придерживая ее одной рукой, бегут по кругу. Обежав круг, передают ее вторым игрокам, а сами становятся рядом с последним участником команды. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют обе команды. Если ребенок уронил подушечку, он должен ее поднять и продолжить бег.

Побеждает команда, быстрее обежавшая круг, члены которой меньше роняли подушечку.

Переправа

Оборудование: 4 дощечки.

Дети делятся на две команды. У первых игроков команд 4 дощечки. По длине и ширине они немного больше детской ступни. По сигналу играющие встают на две дощечки, а две другие кладут перед собой и становятся на них. Освободившиеся две дощечки они снова кладут вперед, и т.д. Переправа большая — 3 — 5 м. Побеждает команда, первой закончившая игру. Примечание. Играть можно одной группой, без команд. Площадка для игры не должна быть скользкой. Лучше, если будут ковровые дорожки.

Канатоходец

Оборудование: веревочное кольцо (длина веревки 7 — 10 м). Воспитатель кладет веревочное кольцо на обозначенный мелом круг. Дети по очереди проходят по «канату» - веревке. Нельзя смещать веревочное кольцо с обозначенного круга. Спешка «канатоходцу» совсем не нужна.

Вариант . Играющий встает на «канат» у узла. Берет в руки веревку и перебирает ее. Так нужно пройти весь круг. Игры на развитие глазомера

Мишень

Оборудование: мишень с 3—5 кругами, мешочки с песком. В кругах мишени воспитатель проставляет цифры, это очки. Играющим по порядку вручаются 2—3 маленьких мешочка с песком. Их нужно бросать в мишень с расстояния 2—3 м, стараясь набрать больше очков.

Можно играть командами. В этом случае нужно сделать несколько мишеней или играть по очереди; сначала одна команда, затем другая. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Городки

Оборудование: городки, деревянный или пластмассовый шар диаметром 10—15 см.

Дети делятся на две команды. На расстоянии 3—4 м от играющих устанавливают несколько городков. Участники первой команды по порядку подходят и толкают деревянный (пластмассовый) шар, стараясь сбить городки. Воспитатель подсчитывает количество сбитых городков. Затем играет вторая команда. Игра продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники команд.

Побеждает команда, сбившая больше городков. Вариант. Каждый играет за себя и толкает подряд 3 шара.

Подвижные игры

Кубики меняют места

Оборудование: 20 картонных кубиков (20 х 20 см), из них 10 кубиков одного цвета, а 10 другого.

Дети делятся на две команды (по 5 чел.). Остальные участники — зрители. На старте каждой команды воспитатель ставит друг на друга 5 кубиков одного цвета, на финише — 5 кубиков другого. Задача — поменять местами кубики. Расстояние между стартом и финишем определяет воспитатель. По сигналу первые участники команд, взяв по кубику, бегут с ним к финишу и кладут их под кубики другого цвета. Забирают сверху новый кубик, возвращаются к старту и так же ставят его под кубики. Затем то же выполняют вторые играющие. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Примечание. Используются любые кубики, которые можно поставить друг на друга.

Дорога из обручей

Оборудование : 4 обруча.

Дети делятся на две команды. Перед каждой на старте воспитатель кладет два обруча. По сигналу первые играющие становятся во второй обруч, берут лежащий позади них обруч, кладут его перед собой вплотную ко второму и быстро встают в него. Таким образом дети продвигаются к финишу. Расстояние между стартом и финишем 4—6 м. На финише первые игроки берут обручи и переносят их к старту. Вторые участники делают то же, что и первые, и так продолжается до тех пор, пока не сыграют все участники.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант. Дети играют группой. Участники не заканчивают игру на финише, а возвращаются к линии старта, становясь в обручи. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Примечание . При игре командами требуется осторожность: нельзя спешить при передвижении обруча.

Обручи над головой

Оборудование : обруч.

Дети встают в колонну. У первого играющего обруч. Он передает его через голову второму участнику и далее по цепочке до конца.

Птица без гнезда

Оборудование : 7—10 обручей.

На полу 7—10 обручей. Это «гнезда». В каждом из них сидит «птица». Один играющий — «птица», не имеющая гнезда. Она летает вокруг, смотрит, вдруг «гнездо» опустеет. Если какая-нибудь «птица» захочет полетать и вылетит из «гнезда» или «птицы» решат поменяться «гнездами», тогда «птица без гнезда» старается залететь в пустое «гнездо». «Птицей без гнезда» становится другой играющий.

Примечание. Количество играющих зависит от количества «гнезд». Остальные дети — зрители.

Веселые носильщики

Оборудование : 2 обруча, 5 надувных шаров.

Дети делятся на две команды. В 4 м от команд в обручах лежат 5 надувных шаров. По сигналу первые игроки подбегают, забирают шары и передают их вторым игрокам. Те бегут и кладут шары обратно в обручи. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Вариант. У команд по 5 обручей. В каждом обруче по шару. Нужно положить обручи на небольшом расстоянии друг от друга. Первые участники собирают шары и передают их следующему играющему, который раскладывает их. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все члены команд. Шары не должны выкатываться из обруча.

Примечание . Можно играть с волейбольными мячами. Если детям сложно играть с 5 шарами или мячами, можно использовать 3.

Дриблинг

Оборудование : воздушные шары.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. По сигналу первые играющие ведут шар до финиша и обратно, ударяя его об пол. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель.

Побеждает команда, закончившая игру раньше и реже терявшая шар.

Футболисты

Оборудование : 2 воздушных шара.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. Каждый «футболист» должен провести шар до финиша и обратно ногами и головой. Задевать шар руками не разрешается, за это команды получают штрафные очки.

Побеждает команда, закончившая матч с меньшим количеством штрафных очков.

Пронеси, не урони

Оборудование: большой мяч.

Дети делятся на пары и на две группы. Одна группа встает у старта, другая — у финиша. Первая пара берет большой мяч и, зажав его между головами, шагает (бежит) к финишу. Обежав его, передает мяч первой паре второй группы. От финиша новая пара, зажав мяч, шагает (бежит) до старта. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все пары. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель.

Воспитатель определяет, какая пара более синхронно шагает (бежит).

Мяч в ложке

Оборудование: 2 маленьких мяча, 2 стула, 2 ложки.

Дети делятся на две команды. В 5 м от участников стулья. У первых играющих ложка с мячом. По сигналу дети бегут к стульям, обегают их и возвращаются. Передают ложку с мячом вторым участникам и встают рядом с последними игроками команд. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил мяч, он должен поднять его и продолжить бег.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

Приседаем дружно

Оборудование : 2 волейбольных мяча.

Дети делятся на две команды и встают в колонны. По сигналу первые участники передают мяч назад и приседают, и так до конца. Последние участники, получив мяч, приседают и начинают передавать мяч обратно. Передав мяч впереди сидящим, они встают. Игра заканчивается, все участники команд встают, а мячи возвращаются к первым игрокам.

Побеждает команда, первой закончившая игру.

С мячом по кругу

Оборудование: 2 волейбольных мяча.

Дети делятся на две команды. Каждая образует круг. По сигналу первые участники, ударяя мячом о землю, обегают круг, передают мячи вторым играющим. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды. Если ребенок уронил мяч, он должен его поднять и продолжить бег.

Побеждает команда, обежавшая круг первой и реже терявшая мяч. Примечание. Если детей много или нет достаточной площади для игры, играть можно по отдельности: сначала одна команда, потом другая.

Кенгуру

Оборудование : небольшой резиновый мяч.

Дети встают в колонну. Первый играющий, зажав небольшой резиновый мяч коленями или щиколотками, прыгает до финиша и обратно. Он передает мяч следующему играющему. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети. Если ребенок уронил мяч, он должен поднять его и продолжить прыжки. Расстояние от старта до финиша выбирает воспитатель. Начинать игру нужно с 3—5 прыжков.

Рыболовы

По площадке бегают («плавают») дети - «рыбки». Двое водящих — «рыболовная сеть» — берутся за руки и ловят уплывающих «рыбок». Пойманные «рыбки» присоединяются к водящим — «рыболовная сеть» увеличивается. Если «сеть» разорвалась, два участника, разорвавшие ее, выходят из игры. «Сети» починили — дети берутся за руки и начинают ловить оставшихся «рыбок». Нужно переловить их всех.

Свободное место

Заложив руки за спину, дети встают в круг. Водящий бежит снаружи круга и, коснувшись руки кого-то из участников или хлопнув в ладоши, продолжает бежать в том же направлении. Тот, кого осалили, бежит в противоположную сторону. Каждый старается быстрее обежать круг и встать на свободное место. Опоздавший водит. Игра продолжается с новым водящим.

Примечание. Дети, бегущие по кругу, не должны хвататься за стоящих детей.

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях неживой природы.

Задачи:

I. Образовательные:

  1. Расширять и закреплять знания детей о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  2. Расширять и закреплять знания детей о многообразии лесных птиц и их приспособленности к зимним условиям, вызвать интерес к окружающему миру.
  3. Закреплять знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.
  4. Упражнять в умении различать деревья нашего края по веткам, коре, плодам.

II. Развивающие:

  1. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.
  2. Развивать зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме.
  3. Развивать связную и образную речь.
  4. Продолжать учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение.
  5. Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

III. Воспитательные:

  1. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
  2. Воспитывать любовь к родной природе.
  3. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)

Словарная работа: атмосфера, водяной пар, гайно, тетерев-косач, пихта, кедр, метель, вьюга, пурга, снегопад, поземка.

В развивающей среде: наборы наглядно-демонстрационных картинок по теме «Зима» , «Зимующие птицы» , «Деревья» ; книги, энциклопедии, игры и т.д.

Оборудование:

Презентация к теме «Зимние тайны» , музыкальное оформление, эмблемы для участников команд «зайчики» , «белочки» , столы, стулья для команд, набор картинок: ветки и кусочки коры деревьев, еловые и сосновые шишки; рисунок «Чьи следы?» , рисунок с контурами птиц. Мольберты. Картинки зимующих и перелетных птиц. Медали для награждения.

Предварительная работа

  1. Рассматривание набора иллюстраций «Деревья наших лесов» , чтение и рассматривание энциклопедии «Растительный мир» .
  2. Беседа о бережном отношении к растительному и животному миру нашего края.

I. Мотивация к деятельности:

Воспитатель включает тихо музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года. Зима» .

(Воспитатель делает музыку по громче, чтобы привлечь внимание детей, чтобы они спросили: «А что мы будем делать сейчас?)

Воспитатель предлагает присесть детям на стульчики и послушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Воспитатель (В.) . Много тайн и загадок хранит зима.

Вы бы хотели сейчас разгадать их и ответить на вопросы, которые нам приготовила зимушка-зима? (Ответы детей)

Вы хотели бы поиграть со мной в викторину? (Ответы детей)

Для того чтобы начать игру, нам нужно разделиться на две команды.

Как нам это можно сделать? (предложения детей)

Так, ребята, здорово, у нас есть две замечательные команды. Но нет названий команд? Название должно быть связано с природой.

Что будем делать? (придумаем название команды)

(Каждая команда предлагает свое название, если дети не могут выбрать название, необходимо голосование) .

И, так, представляю вам 1 команда, например «Зайчики» и 2 команда «Белочки» . Капитаном будет тот, кого вы выберите сами. Дети выбирают капитана.

Ребята, слушайте правила игры:

  1. Команда должна сообща и быстро искать ответ.
  2. Отвечать на вопросы нужно громко, чтобы ваши ответы услышали и поняли.
  3. Не перебивать друг друга.
  4. Когда отвечают игроки одной команды, другие молчат.

Ребята, вы запомнили правила? Команды готовы?

Тогда начинаем викторину!

Воспитатель показывает презентацию

Следить за всей игрой будет жюри (называет состав)

В.: Внимание! Внимание! Начинаем викторину!

Проведем разминку капитанов. За каждый правильный ответ команда получает в свою копилку 1 бал, т.е. 1 шишку.

Вопросы капитану команды «зайчики» :

  1. Что получиться, когда вода замёрзнет? Лёд.
  2. Что получиться, когда пар попадет на холодную поверхность? Вода.

Вопросы капитану команды «белочки» :

  1. Что получиться, когда лед растает? Вода.
  2. Что из себя представляет вода в атмосфере? Водяной пар, облако, туман, снег.

В. Какие молодцы капитаны, ответили на все вопросы.

Команды будьте внимательны!

Задание 1. «Бывает – не бывает»

В. Всем нужно послушать вопрос и ответить: бывает так или не бывает. Будьте внимательны, если команда не ответит, то помогают ей игроки другой команды и получают в свою копилку 2 бала.

Вопросы для команды «Зайчики»

  1. Бывает так, что вороны зарываются в снег, чтобы спать? Не бывает.
  2. А бывает так, чтобы зайцы ели семена из шишек, когда очень холодно? Не бывает.
  3. На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики. Бывает или нет? Не бывает.
  4. Бывает так, что сорока живет в дупле? Не бывает.
  5. Иду я по лесу, снег скрипит под ногами, а навстречу мне ежик. Может такое быть? Не может.

Вопросы для команды «Белочки»

  1. Бывает так, что сова улетает в теплые края на зиму? Не бывает.
  2. В январе медведь выходит на прогулку, так бывает? Не бывает.
  3. А бывает так, что глухари прилетают на кормушки? Не бывает.
  4. В феврале синичка кормит птенцов? Бывает так или нет? Не бывает.
  5. А бывает так, что у птиц как бы растут косички? Бывает: хвост тетерева-косача похож на пучок косичек.

Задание 2. «Путаница»

В. Ребята, посмотрите, у вас на мольберте висят картинки. Нужно найти то, что принадлежит данному дереву: листик, кора, плод. Думаем, советуемся! Предоставляем слово команде «зайчиков» …, а теперь расскажут нам «белочки»

В. Молодцы, ребята, вы получаете по 1балу.

В. А сейчас «Зайчики» и «Белочки» игровая пауза п/и «Птичья полечка» .

Правила игры: зазвучала музыка и вы все начнете танцевать, но как только я хлопну в ладоши, музыка прекратится, а я назову птицу и если это птица, которая зимой живет с нами, вы присаживаетесь на корточки, если улетает в теплые края, вы стоите на месте.

Итак, играем! Звучит музыка, дети танцуют. По сигналу В. Музыка прекращается, и он называет птицу: воробей – дети стоят на месте, опят звучит музыка, дети танцуют, В. –скворец, клест, соловей, ворона, ласточка.

В. Дети, вы молодцы, присаживайтесь на свои места, продолжаем нашу викторину.

Задание 3. «Отгадайте загадки» (поочередно) .

Команда «Белочки»

1. Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима)

Команда «Зайчики»

2. Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

Команда «Белочки»

3. Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет –
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Команда «Зайчики»

4. Щиплет уши, щиплет нос,
Брызнешь в воду – упадет,
Лезет в варежки мороз.
Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

Команда «Белочки»

5. Без досок, без топоров.
Через реку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лёд)

Команда «Зайчики»

6. Висит за окошком кулек ледяной.

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Команда «Белочки»

7. Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

Команда «Зайчики»

8. Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Задание 4. «Чьи следы?»

В. Каждая команда получает карточку с изображением следов (1 команда: лиса, волк, медведь, дикая утка, голубь, цапля, орел; 2 команда: волк, лиса, заяц, белка, собака, цапля, орел.)

И снова игровая пауза «Воздух, Вода, Земля, Ветер»

Дети становятся в круг. Воспитатель ходит в нутрии круга и говорит одно из четырех слов (воздух, вода, земля, веете) – и считает до пяти. Тот, к кому подошла В., должен за это время назвать, в зависимости от слова, которое ему задано, птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер) . Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Победит тот, кто останется в кругу.

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 5. «Вопрос - ответ»

Команда «Белочки»

  1. Кто выводит птенцов под снегом в январе? Клест.
  2. Кого называют санитарами леса? Птиц, муравьев.
  3. Кто из зверей в лесу зимой спит? Медведь, барсук, еж.
  4. Как называется гнездо белки? Гайно.
  5. У каких деревьев иголки как у ежа? У елки, пихты, кедра.
  6. Как деревья живут зимой? Летом деревья запасают в стволах и ветках крахмал (питательные вещества) . Зимой движение соков прекращается, и деревья впадают в спячку.

Команда «Зайчики»

  1. Зачем белке длинный и пушистый хвост? Хвост помогает прыгать с дерева на дерево и служит «рулем» и «парашютом» . В холодные дни во время сна белка закрывает им нос и живот.
  2. Какие природные явления бывают зимой? Метели, вьюги, пурга, снегопады.
  3. Как ведут себя рыбы в зимнее время? Дремлют, зарываются в ил.
  4. Что можно дать птицам на обед? В зависимости от вида птицы. Воробьям, голубям – крошки, зерно. Синицам - семечки, сало.
  5. Чем выделяется береза среди других деревьев? Цветом ствола.
  6. Как готовится заяц к зиме? Меняет шубку.

Задание 6. «Сосчитайте птиц»

Жюри оценивает действия детей; лучшая команда, у которой было меньше ошибок, получает в копилку по 1 балу.

Задание 7. «Найдите ошибку»

Команда «Зайчики»

На столе картинки перелетных птиц (среди них 1-2 картинки зимующих птиц)

Команда «Белочки»

На столе картинки с зимующими птицами (среди них 1-2 картинки перелетных птиц)

Задание 8. «Добавь словечко»

Команда «Зайчики»

  1. Лес может быть густым, а может и … редким.
  2. Волк зверь большой, а еж … маленький.
  3. У синички грудка желтая, а у снегиря … красная.
  4. Бежит по снегу, а следу нет... поземка.
  5. Елочка колючая, ивушка … плакучая.

Команда «Белочки»

  1. У лисы нора, а у волка … логово.
  2. След зайца - … заячий.
  3. Волк хищное животное, а лось … травоядное.
  4. Зимой вьюга – летом … ненастье.
  5. Январь год начинает, а декабрь … кончает.

Рефлексия:

Вы, ребята, сегодня все были молодцы.

  • Какой вопрос вас поразил или удивил?
  • А какие еще чувства у вас возникли или воспоминания о зиме?
  • Какие новые слова запомнили?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами закрепили знания о жизни животных зимой и их приспособленности к зимним условиям. Каждый из вас может загадать загадки о зиме, животных и растениях своим родным.

Жюри подводит итоги (подсчитывает количество шишек) .

Награждение команд.