Хочу помочь детям в детских домах. Как помочь ребенку из детского дома войти во взрослую жизнь

Инструкция

Некоторые детские дома плохо обеспечены материально. И это самый доступный вид помощи, которую могут оказать посторонние люди. Узнайте, в чем нуждаются ребятишки. Дело в том, что любой детский дом находится в ведении Министерства образования, и в нем те же формы финансовой отчетности, что и в любом другом детском учреждении. Если директор видит, что кому-то нужны или носки, но бюджетные деньги на это уже выбраны, он ничего не может сделать. Разве что нужную вещь из собственных средств или попросит о благотворительной помощи. Узнайте, не нуждается ли в чем-то подобном ближайший . Можно договориться с другими жителями микрорайона и скинуться. Очень может быть, что такую помощь захочет оказать и кто-то из местных предпринимателей.

Материальные проблемы не столь существенны по сравнению с отсутствием социализации. Детям просто негде освоить даже самые элементарные навыки жизни в обществе. И ваша помощь может оказаться очень действенной. Уточните у директора, какие обычные для дома шнего ребенка дела доступны его детдомовскому сверстнику, а что в детском учреждении категорически запрещено.

Соберите группу единомышленников. Практика показывает, что более охотно занимаются подобными делами. Можно создать что-то вроде «семейного клуба», в котором взрослые бы учили элементарным навыкам домоводства. Начните, например, с устройства какого-нибудь праздника. Научите желающих некоторые блюда, пусть даже самые простые. Покажите, как накрыть на стол. Вместе с несколькими наиболее детьми придумайте веселый сценарий.

По российскому законодательству выпускник детского дома получает жилье. Но зачастую он не знает, с квартирой. Он не умеет ни содержать ее в порядке, ни коммунальные услуги. Покажите старшим , где и как это делается. Возьмите их с собой в банк, расскажите, зачем это нужно и что будет, если вовремя не вносить платежи. Эти знания избавят их в дальнейшем от больших неприятностей.

Детдомовским детям крайне необходимо окружение, в котором бытовали бы общечеловеческие ценности. Статистика свидетельствует, что подавляющее большинство сиротских заведений России заполнены детьми, у которых родители лишены родительских прав. Нормального круга общения у них никогда не было. Но он может появиться, если вы будете часто приходить к своим подопечным и просто разговаривать с ними на разные темы.

Вам могут помочь волонтеры и ребята из молодежных движений. Детдомовских детей необходимо привлекать к различным общественным мероприятиям. Они должны видеть, что мир - большой и интересный, в нем много хороших людей и всегда найдется занятие по душе.

Если вы действительно хотите, чтобы детдомовцы выросли хорошими людьми, дайте им понять, что у каждого человека есть не только права, но и обязанности. О своих правах ребята обычно знают достаточно много. С обязанностями дело обстоит значительно сложнее. В обычном детском доме круг обязанностей воспитанников сильно ограничен по сравнению с их дома шними сверстниками. Очень хорошо, если вы можете кого-то из ребят приглашать к себе в гости. Они могут посмотреть своими глазами, как распределяются у вас дома шние обязанности. Может быть, захотят и поучаствовать в каких-то делах.

Никаких подарков в детские дома. Да, я имею в виду вовсе не: «Ребята, срочно помогите, у нас в этом году не хватает подарков для несчастных обделенных детишек в детских домах», я имею в виду именно: «Пожааааалуйста, прекратите издеваться над детьми из детских домов, заваливая их подарками».

Я понимаю, что текст этой статьи будет очень больно читать приблизительно половине из тех, кто соберется это сделать (крепитесь, позитив в конце). А другая половина будет тихо и печально кивать со словами: «Да, я тоже об этом все время говорю, но это никого не останавливает». Я знаю, что у первых статья вызовет фрустрацию или даже агрессию. Поэтому сразу хочу сказать: «Да, я тоже очень люблю детей и вообще людей», «Да, я сама тоже кое-что делаю в помощь другим, а именно, посвящаю этому приблизительно 95% своего времени, не считая сна», «Да, я бывала в свое время в огромном количестве детских домов и в одном даже прожила неделю, прямо в группе с детьми», «Да, я имею дело с волонтерами из более чем 20 регионов страны, и там везде точно так же как в Москве». Так что, ребята, давайте вместо фрустрации просто попробуем сделать нашу помощь хотя бы чуть-чуть эффективнее, мы же все именно этого хотим, да?

Итак, почему же все-таки нельзя дарить подарки в детские дома, и что можно сделать вместо этого?

Возьмем, к примеру, идеальную ситуацию, то есть ситуацию, при которой всем детям достались одинаковые подарки, всем поровну, идеальную ситуацию, исключающую вероятность того, что подарки не дошли до детей. Ситуацию, при которой подросток не продал подарок, чтобы купить сигареты или пиво. Или когда подарок не был использован для того, чтобы вызвать у кого-то зависть или просто продемонстрировать свое превосходство («смотри что у меня есть, а у тебя такого нету»), обычно после этого подарок оказывается либо разбитым, либо украденным, как только хозяин от него отвлекся, и, конечно, это очень плохо и для хозяина, и для того, кто разбил или украл.

Так вот, даже в этой идеальной ситуации (а вы же понимаете, что такого не бывает?), дарить подарки в детские дома, школы-интернаты, социальные приюты и в другие формы государственных сиротских учреждений (подчеркну - особенно государственных) разрушительно для психики ребенка, потому что по статистике за время новогодних праздников ребенок из детского дома посещает около 17 елок и мероприятий и получает около 19 подарков (в Московской области - 25). Вы понимаете, что это просто марафон на выживание? Вы хотите быть 26-ми, кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми? Самое печальное, что готовы…

Вы хотите быть 26-ми кто прибежал судорожно любить незнакомого вам еще вчера ребенка? А 18-ми?

В ближайшие полтора месяца миллиарды рублей будут потрачены на игрушки, плюшевых мишек, санки, Барби и даже планшеты, телефоны и айподы (да-да, многие дети просят именно это, и многие взрослые им это покупают, хотя сами догадываются, что тут что-то не так)

Чудовищно все это потому, что воспитывает страшное иждивенчество, ребенок привыкает к тому, что ему все всё время что-то дают, дарят, исполняют, причем без каких-либо усилий или видимых для него причин. Постоянно приезжают какие-то экзальтированные люди, которые судорожно пытаются облюбить их всех до смерти за полдня и поехать дальше (я знаю, потому что сама была точно такая же). А потом вдруг ребенку исполняется 18 лет, и… И ничего, к нему никто не ездит, никто не осыпает его подарками, никому нет дела до проблем «взрослого здорового парня, который должен идти работать». А с чего он должен? Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться. В итоге справляются с таким положением вещей всего 10%, а остальные спиваются, попадают в криминал и тюрьмы, кончают жизнь самоубийством. Вдумайтесь! 10%! 90%!

Вы его научили только просить, вы не научили его зарабатывать. Вы его научили принимать подарки и увеселения и думали, что про работу он как-то сам должен догадаться

Дети в детских домах (а я подразумеваю в данном случае все государственные виды учреждений подобного типа) живут по правилам созданной еще в начале XX века угрюмой, бесчеловечной и беспощадной системы. Их воспитанников не считают частью общества, и поэтому они ей не становятся. Их считают бедными и несчастными, убогими и обделенными, и только по-настоящему искренние и профессиональные благотворительные фонды бьются над их социализацией, пытаются вернуть им мотивацию жить, стремиться к чему-то и достигать своих целей, наполняют их верой в собственные силы и устраивают их в семьи.

«Ну каждый помогает как может», - часто отвечают мне обиженно на упоминание профессиональных фондов. Нет-нет, я вовсе не против маленькой помощи, и я точно знаю, что КАЖДЫЙ человек может помочь. Но здесь речь не идет о помощи. Я пишу все это именно для того, чтобы объяснить - подарки в детские дома на праздники и без них, а так же куча увеселительных мероприятий на праздники - это не помощь, это вред.

Я приведу пример из собственной практики, когда много лет назад я приехала в составе группы волонтеров в один из детских домов Тверской области. Мы договаривались о визите заранее, подготовили конкурсы и представления, уточнили у директора, что кроме нас в этот день никого не будет. Когда приехали, прямо у нас перед носом уехала другая группа волонтеров, и дети, потягиваясь, вышли из актового зала с подарками. Они надеялись пойти по своим делам, но директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что «спонсоры приехали», и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны. Какую пользу мы им принесли, заставив полдня просидеть в актовом зале? Какую пользу можно принести мастер-классом по плетению фенечек и мыловарению?

Директор велел им срочно идти обратно в зал, потому что “спонсоры приехали”, и дети побрели смотреть очередные наши песни и пляски, которые им были абсолютно не нужны

Ну а что же тогда делать и как помочь, если есть такое желание?

Я обещала в конце позитив, и вот он - вы можете быть не просто нужны, а очень нужны! Например, если вы хотите устроить действительно праздничное мероприятие, то организуйте его для детей с ограниченными физическими возможностями. Причем постарайтесь вывезти их куда-то из дома, у нас в стране им так редко предоставляется такая возможность. А еще лучше - посоветуйтесь с профильными фондами и организуйте совместное мероприятие для обычных детей и детей с ограниченными физическими возможностями. Это будет очень полезно и для тех и для других.

Если вы обязательно хотите вручить кому-то подарок, то есть дети, больные раком, есть дети из малоимущих семей, да и просто те, которые находятся на длительном лечении в больнице, их вы точно не избалуете. Есть еще пожилые люди, люди находящиеся в хосписах и больницах, парализованные люди, заключенные (о них вообще все забывают) - все они будут рады вашему теплу и вниманию, ваши подарки будут им нужны и приняты с благодарностью.

Ну а если вы хотите что-то сделать именно для детей из детских домов, то мой вам совет - пожертвуйте деньги или станьте волонтером в одном из фондов, которые действительно меняют их жизнь и спасают их:

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!

В Россию приходит международная инициатива #ЩедрыйВторник. 29 ноября миллионы последователей инициативы совершают самые разные действия в пользу благотворительных организаций и размещают информацию об этом в социальных сетях, на сайте и в других медиа. Наверняка в этот день многие люди захотят помочь детям-сиротам. Помощь может быть очень разной. Можно просто порадовать детей подарками, а можно внести серьезный вклад в их будущее.

Мы разработали специальную инструкцию, как правильно помогать детям-сиротам.

Почему нужно помогать детям-сиротам?

Дети-сироты живут в закрытых учреждениях, они там едят, спят, ходят в школу, кружки и т. д. И даже в оздоровительные лагеря их часто вывозят целыми классами или всем интернатом.

Они все время находятся в замкнутом коллективе таких же детей как они сами, общаются с очень ограниченным числом взрослых - воспитатель, учителя в школе, возможно, тренеры и ведущие кружков и секций. Поэтому, даже если на первый взгляд они выглядят такими же, как и другие дети, на самом деле они иные, и у них есть много внутренних проблем и ограничений. Вырастая, они несут этот груз с собой во взрослую жизнь, и им очень трудно жить самостоятельно, особенно когда им всего 18–19 лет.

Государство обеспечивает детей местом для проживания (обычно комнатой на 5–6 человек), образованием, питанием, одеждой и даже деньгами. Однако оно не может дать им самого главного - тепла и заботы близкого человека, чувства защищенности и исключительности, которые дают нам родители в детстве, и даже потом во взрослой жизни у нас всегда есть тыл.

Кроме того, государство не может помочь каждому ребенку в выборе жизненного пути, не может дать совет, направить, подсказать. Подрастая, дети-сироты остаются один на один с жизнью, и жизненные трудности быстро ломают их еще неокрепшую личность.

Именно поэтому мы с вами и должны помочь.

Что нужно детям в первую очередь?

Семья.

Конечно, самое важное и нужное для ребенка - это семья, и помочь семейному устройству детей - это лучшее, что мы можем сделать. Содействием семейному устройству занимаются такие фонды, как «Волонтеры в помощь детям-сиротам , «Измени одну жизнь» , «Детские домики» и другие.

Но, если по разным причинам устройство в семью невозможно, детям можно помочь своим участием. Да-да, именно своим личным участием, своим временем, неравнодушием, включением в свою жизнь. А не подарками и одноразовыми посещениями детского дома на праздник, как это часто происходит.

Общение, обучение бытовым навыкам.

Детям очень важно общаться с людьми из мира за стенами интерната, расширять свои границы и представления о людях, о мире. Им важно видеть, как устроена жизнь, все - от приготовления пищи и покупки одежды до оплаты счета в банке, возврата не подошедших вещей в магазин, вызова слесаря, обращения в ремонт обуви и т. п. - все будет необходимо им. Такие программы ведут фонды: «Дети наши» , «Надежда» , «Родительский центр „Подсолнух“» и другие.

Что вы можете делать?

Вы можете стать другом для ребенка, подростка, включить его в свою жизнь и реально повлиять на нее. Это называется стать НАСТАВНИКОМ. Вы можете приглашать ребенка пойти с вами в магазин, поехать на дачу, помочь с ремонтом и т. п. Наставничество активно развивается и можно найти профессиональные организации, которые помогут вам подготовиться к новой роли. Чтобы ваше общение было успешным, нужна серьезная подготовка: вам предложат пройти небольшой курс, изучат особенности вашей личности.

Программы наставничества уже много лет ведут, напри мер, «Кидсейв - Хранители Детства», «Старшие Братья Старшие Сестры» .

Если вы не готовы к глубокому общению с детьми, вы можете просто прийти на мероприятия внутри учреждения, пообщаться, заняться вместе каким-то делом, а также выйти на совместную прогулку, экскурсию, другие события вне учреждения. Вы можете помочь ребятам в организации мероприятий, поучаствовать вместе с ними в субботниках, соревнованиях, выездных лагерях и т. п.

Образование и развитие.

Ребенку-сироте гораздо труднее учиться, чем обычным детям. Ему требуется больше времени, чтобы понять, запомнить, освоить новое, и интереса к этому процессу он часто не испытывает. Это происходит потому, что с раннего детства такой ребенок не получил достаточного внимания близких взрослых, был лишен любви и необходимой заботы самых главных в его жизни людей - родителей. Эта травма замедляет и осложняет процесс развития его личности.

Что вы можете делать?

  • Если у вас есть педагогические навыки, вы можете организовать курс по подготовке детей по своему предмету, это может быть индивидуальная работа или работа в малых группах. Возможно, вести онлайн-уроки. НКО могут помочь вам в организации такой работы.
  • Вы можете провести одно или несколько занятий на любую тему, в которой вы разбираетесь, - музыка, искусство, литература, кино, флористика, рисование, дизайн, ораторское мастерство, стиль в одежде и т. п.
  • Можно организовать мастер-классы - по приготовлению блюд домашней кухни, ремонту бытовых предметов, созданию предметов интерьера своими руками и т. п.
  • Организовать экскурсию по интересным местам, квест, ролевую игру.
  • Провести занятия по овладению компьютерными навыками.

Практически каждый из нас имеет опыт и знания в определенных сферах, и все это может быть очень полезно детям-сиротам. Помните, у них очень мало возможностей для познания многогранности нашего мира.

Образованием детей-сирот занимаются такие фонды, как: «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА» , «Вверх» , «Арифметика добра» .

Помощь в выборе профессии.

Многим из нас нелегко было определиться с выбором профессии. Для человека, оставшегося без родительской поддержки, которому придется сразу после школы рассчитывать только на себя, выбор профессии важен вдвойне. Подростку из детского дома нужна помощь, чтобы определить, к какому делу у него есть интерес и способности, какие вообще существуют профессии и места работы, кроме воспитателя, повара и директора в детском доме. Статистика показывает, что большинство выпускников детских домов бросают работу через полгода после трудоустройства, так как им не хватает мотивации, долгосрочных целей, представления о том, что жизнь - это длинный проект. Поэтому важно не только сориентировать в выборе профессии, но и показать, как на самом деле работают люди, как ставить долгосрочные цели, не останавливаться при трудностях, понимать, что вознаграждение за труд будет расти со временем по мере наращивания опыта.

Кроме того, важным аспектом является управление личными деньгами. Здесь дети-сироты совершенно не информированы и часто не только тратят впустую выплаты, полученные от государства, но и закладывают жилье.

Что вы можете делать?

  • Прийти и рассказать о своей работе и профессии.
  • Пригласить ребят к себе на предприятие или в офис.
  • Пригласить кого-то из старших подростков на стажировку в свою компанию в качестве курьера, администратора и т. д.
  • Провести тренинг по управлению личными деньгами.
  • Рассказать про то, как устроен малый бизнес, и т. п.

Автономная некоммерческая организация «РОСТ»
Благотворительный фонд «В твоих руках»

Можно помочь и по-другому

Если вы не готовы общаться с детьми напрямую, вы можете помочь, используя свои профессиональные навыки (pro bono).

  • Вы журналист? Можете написать статью или снять сюжет о деятельности фонда, помогающего детям-сиротам и его мероприятиях.
  • А я юрист! Юридическая помощь очень важна при решении вопросов с правами на жилье, с отношениями с кровной семьей, оформлении статуса сироты и т. п.
  • Вы фотограф? Вы можете делать обновленные фото детей для базы детей-сирот или снимать мероприятия; делать видеосъемку и монтаж видеофильмов и т. п.
  • IT-специалисты могут помочь с разработкой и ведением сайта учреждения или благотворительного фонда.
  • Дизайнеры нужны! Ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьеров может заняться облагораживанием и украшением пространства внутри и вокруг учреждения.

Можно что-то по-проще?

Если вы готовы пока только на что-то менее системное, вы можете ПРОСТО:

  • помочь личным транспортом: перевозка на/с мероприятия, перевозка документов/вещей до учреждений/обратно;
  • оказать информационную поддержку благотворительным фондам, помогающим детям-сиротам, начиная с перепоста в социальных сетях;
  • помочь в покраске, уборке территории детских домов и интернатов.

Главное - только начать!

А что, деньги не нужны?

Если вы хотите помочь детям-сиротам деньгами, лучше всего найдите профильную некоммерческую организацию и перечислите средства ей. Вы можете выбрать организации, занимающиеся семейным устройством детей, помощью приемным семьям, детям подросткового возраста по социальной адаптации, онлайн-обучением, наставничеством и много-много чем еще. В сфере сиротства наибольшее число профессиональных организаций, которые приносят очень много пользы детям и реально влияют на решение их проблем. Только не надо больше подарков! Разве только в дополнение к вашим другим усилиям и только умные, развивающие подарки, такие, какие мы выбираем для своих детей.

Все! Я решил помочь! Что мне делать?

Сначала нужно найти подходящую для ваших целей НКО. Это можно сделать на любом сайте агрегаторе, например, Благо.ру , где присутствуют большинство работающих с сиротами НКО. Звоните, пишите, ищите их в социальных сетях, сообщайте о своих возможностях и желаниях, и они обязательно предложат вам варианты. Главное - не бросайте свою идею, если что-то сразу не получится или пойдет не так. Помните, в НКО всегда не хватает людей и очень много работы, и если вам сразу не ответили, подождите или обратитесь еще раз.

Тема социальной адаптации выпускников детских домов стара как мир. Специалисты, работающие в этой сфере, знают, как мало выпускников детских домов выживают. Почему это происходит? Попробуем разобраться.

Воспитанник детского дома живет в такой системе, где он сам себе не принадлежит. Ребенку говорят: «Сегодня едем на концерт», и он едет, не важно, хочет или нет. В выходной день любой школьник надеется выспаться, отдохнуть, набраться сил перед новой учебной неделей. Но не тут-то было. В 8 утра объявляют подъем, так как сегодня в детском доме «День аиста». И воспитанник обязан встать, одеться, умыться и с улыбкой принимать гостей: потенциальных приемных родителей, чиновников, журналистов. Я несколько раз была на этом мероприятии, приходила пообщаться с девчонками, у которых проводила программу по адаптации. При мне пришла делегация из кандидатов в приемные родители к старшим девочкам (15-18 лет). Директор что-то воодушевленно рассказывала, гости смотрели на них, девочки жались ко мне, пытаясь спрятаться. Когда все ушли, одна из них сказала: «Как в зоопарке».

Почему такое отношение, ведь это шанс попасть в семью? Но, как показывает практика, не всегда это становится реальным, а встречи приносят все больше разочарования и раздражения.

Также в выходные и в будние дни могут проходить другие мероприятия, где все обязаны присутствовать: праздники, концерты, приезд чиновников, игры, устраиваемые волонтерами и благотворительными фондами.

Другой момент жизни в детском доме: невозможность нормального процесса воспитания. В семье, если ребенок наказан, то он это наказание должен понести. Например, день без телевизора или без компьютера, запрет на прогулки с друзьями или что-то еще. В детском доме, независимо от того, провинился воспитанник или нет, если все едут в цирк, он тоже едет.

Ребенок, живущий в семье, эмоционально привязан к своим родителям, и благодаря этому он слушается. Доверяет взрослым, понимает, что они надежные, более опытные и зрелые, прислушивается к ним. Если родители не отпускают ребенка куда-то, чаще всего он подчиняется. В детском доме большинство детей не верят взрослым, их жизненный опыт показал, что те могут быть ненадежными. Их родители были слабыми, зависимыми от алкоголя или наркотиков, не смогли отказаться от пагубной привычки, чтобы сохранить себя, свою семью, своего ребенка. После этого сложно верить взрослым, особенно, если они показывают свою слабость, а ребенок, живущий в детском доме, как сканер считывает слабость людей. И тогда пощады не жди.

Особенно сложно детям, от которых сразу после рождения отказались родители. Там в картине мира взрослого вообще нет. И не трудно догадаться, что в школе с этими детьми сложнее всего.

Важно и то, что ребенок в детском доме почти ничего не делает сам: не стирает, не готовит, не моет полы, не выполняет поручения, которые, для детей, живущих в семье, являются нормой: сходить в магазин, вынести мусор, развесить белье и т.д. Не знает цену деньгам. Если у ребенка порвалась куртка, ему дадут другую. Благотворительные фонды собирают вещи, привозят, и так у детей появляется что-то новое. Если детдомовскому ребенку дарят дорогой подарок, например, айфон, он может пойти и продать его за копейки, не зная цены этой вещи. Она легко пришла к нему, легко и за бесценок ушла. Ему не надо было выпрашивать ее у родителей, учиться на одни пятерки, и ждать с трепетом в сердце, когда же эта долгожданная вещь будет ему подарена. Отсюда и нет желания бережно к ней относиться.

Также нет опыта разумной траты денег. Хотя в некоторых детских домах ребятам выдают по 300 рублей в месяц, и они могут этими деньгами как-то распорядиться. Некоторые копят и покупают себе одежду, другие предпочитают вкусно поесть. Но это скорее редкость, чаще ребята не имеют доступ к деньгам, и соответственно, не умеют ими распоряжаться.

И вот воспитанники детских домов, с покалеченными судьбами и истерзанными душами выходят за стены этого заведения. Обозленные, агрессивные, привыкшие, что все им должны, так как они сироты, государственные дети. Не наученные элементарным вещам, не умеющие заботиться о себе, научившиеся считывать людей, лучше профессиональных психологов. Выходят они на улицу со своей котомочкой и куда? А некуда. Более менее стабильная ситуация в Москве, здесь выпускник чаще всего переезжает сразу в свою квартиру. Получает пособие, кто-то продолжает учиться в колледже, реже в институте (есть у меня такой пример), подрабатывать курьером или в сфере быстрого питания. Вроде бы ничего особенного, не такая уж прекрасная жизнь, для 18-летнего человека достаточно сложная, но это самая благополучная ситуация. Многие же из выпускников пьют, принимают наркотики, не работают и не учатся. Попадают в сомнительные компании, часто криминальные; не наученные трудиться, они хотят легких денег, и находят пути реализации этого, впоследствии попадая в тюрьму или погибая.

Некоторые не выдерживают, заканчивают жизнь самоубийством. Они не справляются с этой жизнью, их не научили жить в нашем обществе, находить общий язык с людьми, встраиваться, мечтать, ставить перед собой цели и идти к ним. Зарабатывать деньги, учиться, развиваться – нет внутренней мотивации, нет включенности, они как были «замороженные» в системе детского дома, таковыми и остались. Будучи уверенными, что за них все сделают, они продолжают быть в этом уверены и после выпуска. Но тут они сталкиваются с другой ситуацией, когда никому не нужны. Если сам не сделаешь, то никто не сделает. Вот тут бы включиться. Но нет! Тут же появляются добровольцы, которые становятся «костылем» для ребенка, ходят и делают все за него. Если, конечно, появляются. Если нет, то либо выпускник включается и начинает за свою жизнь бороться, стараться выжить, либо нет. Вот тут бы очень помог человек или семья, которые смогут направить, подсказать, поговорить, кому можно излить душу, да просто знать, что есть кто-то, кому ты небезразличен. Ни в коем случае не ходить за выпускника, ничего за него не делать! Можно помочь советом, консультацией юриста, подключить свои связи, но он должен сам идти к чиновникам, в поликлинику, написать резюме, отправить и т.д. Главное, чтобы появилась мотивация. Иначе не выжить.

И это я рассказала о воспитанниках и выпускниках детских-домов, учреждений, в которых ребята учатся в общеобразовательной школе. Они каждый день выходят за стены этого учреждения, общаются с одноклассниками из семей, могут сходить в магазин, и, не смотря на это, им сложно адаптироваться к жизни после детского дома.

Что же тогда говорить об интернатах, где дети живут и учатся в одном месте, они лишены общения с другими людьми, кроме сотрудников и воспитанников этого учреждения. Интернат обычно хорошо охраняется. К чему их готовит эта система? Где еще так живут? Может быть в тюрьме, куда они нередко попадают?

И тут рождается вопрос, можно ли что-то сделать?

Я сейчас не буду говорить о том, что можно сделать на уровне государства. Про разукрупнение детских домов, развитие института профессиональных семей, всего того, что сейчас стараются сделать и государство, и общественные деятели, и некоммерческие организации. Расскажу, что может сделать каждый из нас. Можно взять под свою опеку хотя бы одного ребенка. Форм помощи много: наставничество, гостевая семья, опека или приемная семья, усыновление. В семье ребенок адаптируется и социализируется лучше и быстрее, и душевные раны немного заживут, в тепле, уюте и любви. Но если у вас нет такой возможности, вы можете просто навещать ребенка в детском доме, помогать делать уроки, общаться, чтобы он знал, что есть человек, которому можно позвонить, которому не все равно. Можно брать ребенка в гости на выходные, праздники и на каникулы. Для него это очень большой опыт, возможность увидеть другую жизнь, включиться, начать ставить перед собой цели. Стремиться к чему-то другому, о чем он раньше не знал. Увидеть, что такое семья, как хорошо и приятно быть просто ребенком. А там кто знает, может быть, со временем вы найдете в себе желание и ресурсы заботиться об этом запутавшемся человеке с такой непростой судьбой.

  • Добавить в избранное 2

Спасибо, ваш комментарий принят и после проверки будет опубликован на странице.