Греческая одежда для мужчин. Древние греки: одежда, обувь и аксессуары. Древняя Греция: культура. Пару слов о нательной одежде воинов

Костюм Древней Греции

Костюм греков состоял из нескольких кусков материи, которые не выкраивались и не сшивались, а изящно драпировали тело в самых разнообразных формах. Уменье красиво драпироваться и упражнения в этом искусстве составляло предмет школьного обучения.

Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны храмов. Строгость и простота ценились более всего.

Обычно принято думать, что греческие костюмы были исключительно белыми, и греков представляют себе как толпу, задрапированных в белые плащи. Это представление сложилось ошибочно – видимо из-за нашего знакомства с мраморными античными статуями. Как все южане, греки любили яркие цвета, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным.

Толпа, заполнявшая улицы греческих городов, была пёстрой, яркой, разнообразной. Основными цветами, в которые окрашивались ткани, были жёлтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зелёный, пурпурный. Пурпурная краска была очень дорогой, т. к. эту краску добывали из сока морских моллюсков. Белые одежды обыкновенно украшались яркой орнаментальной каймой.

Сама форма драпированной одежды способствовала выработке у греков гордой и изящной осанки.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ, ОБУВЬ, ПРИЧЕСКИ. ВОИНСКАЯ ОДЕЖДА И ВООРУЖЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

Мужская одежда состояла из двух частей - хитона и гиматия. Хитон - это нижняя одежда. Во всяком случае, взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах - в театре, на агоре (площади) и т. д.

Хитон изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам, а на плечах скрепляли двумя пряжками - фибулами. Иногда хитон мог иметь небольшие рукава, сделанные из того же куска ткани.

Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. Длина хитона зависела также и от возраста: пожилые люди носили более, длинный хитон, а молодежь - более короткий. Укороченный хитон - экзомий, доходивший до середины бедер, носили воины, ремесленники, рабы.

Такой хитон обычно скалывали только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений.

Верхних одежд, которые надевали, выходя на улицу, было несколько. Основной, классической одеждой был плащ - гиматий.

Гиматий представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, размером 1,7 X 4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами (в способе драпировки гиматия проявлялись различия, связанные с характером занятий). Наиболее простой способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали на спину и на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на две трети своей длины. На правое плечо гиматий обычно не накидывали, а пропускали ткань под правой рукой. Плащ охватывал всю фигуру спереди, от груди до ступней ног, и закидывался назад через левое плечо.

Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в край ее зашивали грузки - кусочки свинца. Правая рука при такой драпировке оставалась свободной. Красота этого плаща, как и других греческих одежд, заключалась в изяществе драпировки струящихся складок.

Существовал еще другой, более сложный способ драпировки гиматия, при котором обе руки были спрятаны под плащом. Такие гиматий обычно носили люди умственного труда, в связи с чем этот тип гиматия назывался ораторским.

Этот способ драпировки заключался в следующем: сначала гиматий обертывали вокруг фигуры, затем слева со спины его перекидывали вперед так, чтобы он закрывал левое плечо, и спускали до уровня талии. Здесь ткань перегибали и перебрасывали назад через правое плечо так, чтобы она охватывала и закрывала согнутую в локте правую руку. Перекинутым назад куском ткани закрывали спину, левое плечо и левую руку, скрывая ее почти полностью. Изящным считался гиматий, доходивший до середины икр.

Верхней одеждой юношей, а также всадников являлся небольшой плащ овальной или прямоугольной формы - хламис. Его накидывали на спину и на оба плеча, скалывая на груди пряжкой - фибулой. Иногда хламис скалывали на правом плече, оставляя таким образом свободной правую руку. Одетых в хламисы юношей можно видеть на рельефах фриза греческого храма Парфенона.

Обувью грекам служили сандалии различных типов. Наиболее характерный вид сандалий - иподиматы, состоявшие из подошвы (кожаной, деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва прикреплялась к ноге. Более сложный вид обуви - крепиды, имевшие вид подошвы с небольшими бортиками. В отверстия, находившиеся в бортике, продевали тонкие ремни, которыми крест-накрест обвязывали йогу до щиколотки. Крепиды часто имели задник.

Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги, а также высокие резные сапоги - эндромиды. Они состояли из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых сложной шнуровкой. Пальцы ног в этих сапогах были открыты. Надевали эндромиды обычно в торжественных случаях, главным образом военачальники. Бедняки чаще всего надевали мягкие туфли, сшитые из кожи, - постолы.

Обувь, особенно парадные крепиды, изготовляли из цветной кожи, иногда золоченой, а иногда даже расшитой жемчугом.

Модным цветом волос в Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (т. е. от виска до виска), недлинной бороды и усов. Юноши лицо брили. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем.

В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой. Подобную прическу можно видеть на статуе Аполлона Бельведерского.

Голову греки обычно не покрывали. Только отправляясь в путешествие или во время непогоды они надевали очень простые по форме головные уборы - петас, кюнэ, пилей, изготовленные из войлока, соломы, тканей.

Одежда воинов состояла из короткого хитона, поверх которого надевали плотно охватывающую тело кирасу - торакс, Иногда кирасу украшали рельефными изображениями - орнаментами и даже целыми композициями.

Достаточно вспомнить описанные Гомером доспехи греческого героя Ахилла: «Прежде всего изготовил он щит, и огромный, и крепкий. |Весь изукрасил кругом и блистающий выковал обод. | В самой средине представил он землю, и небо, и море, | Неутомимое солнце и полный блистающий месяц. | Дальше два города сделал красивых, людьми населенных».

К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть фигуры и в то же время не стесняли свободы движений. Составленная из этих ремней юбочка носила название зомы. На ноги воины надевали поножи, сделанные из металла или кожи и скрепленные сзади на икрах ремнями. Голову венчал металлический шлем с высоким гребнем.

Оружием служили меч, копье, кинжал, а для защиты - щит, либо круглый, либо так называемый беотийский, в виде овала неправильной формы.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПРИЧЕСКИ, ОБУВЬ.

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения требовали, чтобы женский костюм был более закрытым более длинным. Женские одежды тоже не кроились, а драпировались. Нижней одеждой был хитон - драпированная ткань, сколотая на плечах фибулами . Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, желтого, красного цвета.

Хитоны могли быть широкие, так называемые дорийские , и узкие - ионийские . У женского хитона часто над грудью был отворот - диплодион , напоминавший короткую безрукавную кофточку. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона.

Верхняя одежда называлась пеплос . По форме и способу драпировки пеплос напоминал хитон, но был длиннее и с большим количеством складок. Ткань для пеплоса была примерно 1,5 м в ширину и 3-4 м в длину. Красота его заключалась в изящество драпировки. Пеплос мог быть как белым, так и цветным.

Предпочиталась ткань желто-коричневого или красного цвета различных оттенков, хотя встречались и ткани голубых тонов. Самой нарядной и дорогой была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.

Чтобы складки хитона и пеплоса были более объемными, в подол одежды вшивались небольшие кусочки свинца.

Поверх хитона и пеплоса (а иногда просто сверх хитона) женщины накидывали прямоугольный плащ, напоминающий гиматий. Однако женские плащи были меньшего размера и всегда богаче орнаментированы. Считалось модным сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ другого. В непогоду край плаща набрасывали на голову, ибо специальных головных уборов женщины обычно не носили. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой .

Обувью женщинам служили сандалии, а также мягкие туфли и даже полусапожки. Обувь изготовляли из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченой. («...По чертогу кружит, золоченою туфлей сверкая». Еврипид.) Отделывали ее металлическими бляшками, иногда вышивкой. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность.

Облик гречанки дополняла изысканная прическа. Греческие женщины носили длинные волосы. Самыми красивыми считались волосы светлые («златокудрые» греки Гомера).

Греция знала несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый «греческий узел» - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как по эстетическим понятиям того времени лоб должен быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев).

Далее волосы спускались вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на голову изящное украшение – стефану , напоминающую венец. Стефаны имели разнообразную форму и всегда были богато украшены.

Нельзя представить себе гречанку, которая считала бы свой туалет завершенным, не освежив слегка лицо различными косметическими средствами. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, гречанка румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы, душилась. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах-лекифах, которые подчас являлись подлинными произведениями искусства.

Греческие женщины пользовались такими предметами, как зонтик, защищавший их от лучей солнца, и веер. Веера были различные по форме, но чаще всего в виде листа.

Костюм гречанки дополнялся ювелирными украшениями. Это могли быть золотые серьги с подвесками, диадемы, бусы, кольца, браслеты. Особенно изящными считались браслеты из золота в виде свернувшейся змеи. Браслеты надевали на руки у предплечья и у запястья, а также на ноги у лодыжек. Но, несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки.

Рабы и рабыни носили разнообразную одежду, частью сохранявшую национальный характер, но в основном состоявшую из куска грубой ткани, примитивно сколотой на теле. Обычно эту ткань и обувь рабовладелец выдавал рабам два раза в год.

Греция всегда славилась простотой и мягкой изысканностью в своих нарядах. Большинство предметов гардероба создавались легким движением руки – достаточно было обернуть несколько отрезов ткани вокруг тела и утонченное платье готово. Мужские и женские одеяния несущественно отличались друг от друга.

Родом из Древней Греции

Гречанки были известными модницами. Для своих нарядов они выбирали мягкие и легкие ткани, которые бы выгодно подчеркивали их стройную фигуру. Четырехугольное полотно из шерсти или льна оборачивали вокруг тела, на плечах фиксировали фибулами, а на талии закрепляли поясом. Это было простейшее одеяния, которое носили и мужчины, и женщины, - хитон.

Хитоны не нуждались в шитье или кройке. Он получил широкое распространение среди жителей Афин, его носили и рабы и представители власти. Мужская рубаха была до колен, женская чаще ниспадала красивыми складками до пола. Кроме того, короткий хитон считался одеждой повседневной, а длинный – нарядом для праздничных мероприятий.
Представители аристократии на хитон надевали роскошный плащ под названием фарос. Его шили из настоящего египетского полотна благородного пурпурного цвета. Сословия поскромнее носили хлаину. Особым шиком считалось носить одежду из восточных тканей, щедро украшенных золотыми нитями и диковинными узорами.
Хитоны сменили рубахоподобные туники. Шились они из того же отреза ткани, но надевались через голову, а руки вылезали через боковые проймы. Рукава до локтя были образованы складками ниспадающего материала. Античная одежда не имела воротников, а длина регулировалась поясом на талии.
Поверх туник надевали пеплос или гиматион – накидки из более плотной ткани.
Позднее из Древнего Рима к жителям Афин пришла мода на тоги. Их надевали поверх туник, а ночью в 6-метровым шерстяным отрезом укрывались во время ночного сна.

Головные уборы

Головные уборы в Греции практически не носили. Женщинам они были без надобности – их редко выпускали из дома. В основном голову покрывали во время дальнего путешествия или в непогоду.
Мужчины носили петасос – шляпу с низкой тульей и широкими полями. Ее откидывали на ремешке из кожи за плечи, надевая лишь в непогоду. Пилос – чепец сделанный из меха животного, кожи или соломы служил защитой от солнца.
Древние греки не любили прятать свои роскошные волосы под головными уборами. Длинные завитые кудри юноши и девушки подхватывали металлическим обручем, создавая красивые прически, которые снова приобрели популярность.
Гардероб жителей Древней Греции всегда был полон украшений: ожерелья, браслеты, бусы, пояса тканные и кожаные в обилии имели все аристократы.

Женская одежда, как и мужская, состояла из хитона и гиматия, но была значительно красочнее и разнообразнее.

Поверх хитона надевали различные накидки, которые отличались размерами и способами ношения. Диплодий пропускался под левой рукой и выводился на правое плечо, где скреплялся застежкой. У гиматия , представлявшего собой прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, один угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы.

Женский хитон представлял по силуэту стройный вытянутый прямоугольник, в котором длина верхней части относилась к нижней по принципу классического «золотого сечения» (3:5).


Диплодий играл большую декоративную роль в костюме, украшался вышивкой, аппликацией, расписным орнаментом, мог выполняться из ткани другого цвета. Длина отворота могла быть различной: до груди, бедер, коленей. В зависимости от соотношения длины диплоидия и других частей хитона создавались определенные пропорции фигуры.

Так же, как и мужской, женский хитон скреплялся на плечах фибулами — пряжками и подпоясывался с напуском — колпосом. Более поздний ионический хитон из очень тонкой мягкой ткани обильно драпировался и опоясывался по талии, бедрам и крестообразно на груди. Благодаря большой его ширине создавалось подобие рукавов.

В период расцвета древнегреческой культуры гардероб греков был довольно разнообразным. Женщины стали подбирать хитон с помощью пояса на талии или под грудью.

В первом случае хитон падал глубокими складками с обеих сторон через пояс. Иногда женщины носили даже два хитона, один на другом, причем нижний был длиннее верхнего.

Спартанки носили хитон — пеплос ; его правые боковые срезы оставляли несшитыми и украшали каймой из орнамента и драпировкой. В пеплос одеты знатные девушки Афин, изображенные в торжественной процессии на восточном фризе Парфенона греческим скульптором Фидием.

Короткая накидка - фарос - могла быть надета поверх пеплоса, это были два прямоугольных куска ткани, заложенных складками, зафиксированными на тесьме, к которой их пришивали. Края тесьмы завязывали или скрепляли пряжками, оставив посередине место для горловины. Складки фароса ниспадали с плеч; короткие сзади, они ритмичной волной, удлиняясь к бокам, достигали бёдер.

Верхней одеждой гречанок был гиматий, который драпировался различными способами. Женский гиматий был меньше мужского, но гораздо богаче орнаментирован.

В романе ученого-палеонтолога и писателя И. Ефремова «Таис Афинская» имеется интересное описание цветового решения костюма гречанки: «Тончайший ионийский хитон Наннион прикрыла синим, вышитым золотом химатионом с обычным бордюром из крючковидных стилизованных волн по нижнему краю. По восточной моде химатион гетеры был наброшен на ее правое плечо и через спину подхвачен пряжкой на левом боку. Таис была одета розовой прозрачной, поставленной из Персии или Индии тканью хитона, собранного в мягкие складки и зашпиленного на плечах пятью серебряными булавками. Серый химатион с каймой из синих нарциссов окутывал ее от пояса до щиколоток маленьких ног, одетых в сандалии с узкими посеребренными ремешками».

Обувь гречанок — сандалии различных форм, нарядные, из кожи ярких расцветок, украшенные золотом и серебром.


Головные уборы гречанки носили редко, прикрываясь в непогоду верхним краем гиматия или хламиды. Танагрские статуэтки изображают девушек в круглых соломенных шляпах.

Носили также, иногда, сверху гиматия и фароса лёгкий платок - паллулу , или широкий шарф из биссоса, которым могли, наподобие вуали, закрыть лицо; паллулу также можно было накинуть на плечи и скрепить пряжкой. Отправляясь в дорогу или в путешествие, женщины, так же, как и мужчины покрывали голову широкополой шляпой, наподобие петасоса. Женская шляпа называлась «фолия» , у нее были широкие круглые поля и остроконечная тулья. Иногда замужние гречанки прикрепляли к узлу своей причёски вуаль.

Когда богатая гречанка шла по улице в сопровождении одной или нескольких рабынь, в руке у нее мог быть веер в форме листка или сделанный из перьев. Рабыни держали над ее головою зонтик от солнца, несли корзину с покупками или с рукоделием, если она направлялась к подруге провести час-другой за прялкой или пяльцами и обсуждением последних новостей и сплетен.


В античной Греции было высоко развито ювелирное искусство, представленное в женском костюме металлическим литьем, филигранью, гравировкой. Это — серьги, ожерелья, интальи, камеи, пряжки, браслеты, перстни, диадемы из золота или серебра с драгоценными камнями и чеканным узором орнамента.

Костюм женщин бедных слоев общества по силуэту и формам повторял костюм женщин знати, имел традиционные драпировки, но был меньшего объема, из дешевых тканей, без дорогих декоративных украшений. Рабыни носили костюм своей родины.


Предлагаем недорогие и качественные греческие, римские костюмы для корпоративных мероприятий, вечеринок, выступлений. У нас всегда имеется большой выбор моделей и размеров, а потому вы сможете подобрать для себя любой понравившийся образ.

Греческий стиль идеально подойдет для тех, кто серьезно подходит к выбору костюма на вечеринку и хочет не повеселить людей, а произвести впечатление. Девушки смогут подобрать для себя романтичные наряды или же сделать упор на более смелый и страстный образ, а сильный пол - подчеркнуть свою мужественность и благородство.

Вы можете облачиться в костюм любого мифического божества или существа Древней Греции (Афродита, Ареса, Медуза Горгона), в исторические личности (Юлий Цезарь) или же в просто одеться жителями того времени. Если хотите купить греческий костюм по доступной цене, качественно сшитый и имеющий красивый внешний вид, то пройдитесь среди моделей нашего каталога - вы обязательно найдете вариант, который придется вам по душе и сделает вас самой заметной персоной на тематическом вечере.

Моду и одежду Древней Греции отличали пять особенностей: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность.

В античной культуре тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н. э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком.

Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткали материю. Ткань не сшивалась,а только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелюры греческих колонн. Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой, модой той эпохи: по канонам того времени платье не кроили, т.е. скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в её гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции: «все в меру», и никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия платья определялась не только прямоугольным куском материи, из которого оно делалось, но одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия - целесообразность - соблюдалось неукоснительно. «Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь... и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев...» - говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям подразумевалось само собой, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.

История развития античной одежды, которую мы наблюдаем в течение длительного времени - от эпохи минойской культуры, через Грецию Перикла к периоду эллинизма - показывает, что требования, сформулированные Витрувием, были прочно заложены, прежде всего, в материале, который определял покрой, украшения и назначение одежды.

Сам древняя одежда, как её изображает скульптура, возникшая еще под египетским влиянием, представляет собой весьма тяжелую драпировку, которая скрывает человеческое тело. Это была грубая шерстяная ткань, которую, по сообщению греческого историка Геродота, кустарным способом выделывали дорийцы. Она была частью древнейшей "догомеровской" одежды греков - четырехугольного шерстяного плата, который пришедшее с севера племя дорийцев принесло с собой в Элладу. Он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена , а как женская — пеплос . Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая дорийская одежда, созданная по совершенно оригинальному принципу — без кройки и шитья. Этот принцип можно считать открытием древнейшей эллинской культуры.

Гомер описывает одежду из этого материала, как «лохматый плащ», который еще нельзя было задрапировать в мягкие складки. Эта дорийская одежда, вероятно, самый древний тип греческого платья, и, так как изготовлялась из шерсти, то была очень тяжела.

По-видимому, под хленой мужчины носили узкий передник, повязанный вокруг бедер. Потом на месте этого передника сначала у самого восточного греческого племени, ионийцев, появился элемент одежды, заимствованный на семитском Востоке и резко контрастирующий с пеплосом и хленой - хитон, рубаха-юбка, повсеместно, без исключения, шитая, которую вскоре стали украшать искусно уложенными складками.

Сделать одежду грациозной и легкой может только тонкое полотно, которое пришло на смену шерсти. Полотняная одежда позволяет заметить легкое прикосновение ткани к телу, объемность которого становится более зримой. Геродот упоминает об ионическом хитоне, который вытеснил старомодный шерстяной дорический пеплос. Эта полотняная одежда, своей трубчатой формой и нарочитым изяществом противоречащая свободному характеру подлинно эллинского одеяния, стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма, в так называемый архаический период. Через ионийский мир она распространилась и среди других племен, пока греко-персидские войны не пробудили, вместе с сознанием противоположности эллинов и «варваров», также и тягу к национальной одежде и не привели к ее возвращению в том чистом, первоначальном виде, в каком она сохранилась у дорийских племен, особенно в Спарте. Однако заимствованные элементы не были полностью отвергнуты — они слились с исконными, чтобы в новом единстве расцвести в классическом греческом наряде.

Ионийская одежда, частично вытеснившая, как уже было сказано, старинную дорийскую, по свидетельству Геродота, была введена в Афинах в правление Писистрата (560 — 527 гг. до н.э.). Ионийский хитон был первой закрытой одеждой, которую греки могли носить без заколок.

Короткий хитон служил повседневной одеждой, длинный — преимущественно праздничным нарядом пожилых и знатных людей, но его надевали и возничие во время состязаний; наконец, хитон со шлейфом был принадлежностью островных греков. Женский гардероб благодаря ионийской моде стал намного богаче: кроме шитого полотняного хитона, который играл важную роль наряду с дорийским пеплосом, появился ряд новых форм, например скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Надо думать, что эта ионийская женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой и нарядной, так как для нее использовали не только чисто белое полотно, но и украшенное отделкой, а также роскошные восточные ткани.

Эту одежду одевали прямо на голое тело. Этот рубашкообразный, короткий, скрепленный на плечах застежками хитон носили рабочий люд, воины и молодежь; длинный же вариант той же одежды носили женщины, старики, государственные деятели и аристократы. Гомер описывает его как «изысканную, ослепительно белую, большую ризу с красивым золотым поясом».

В классическую эллинистическую эпоху дорический пеплос опять в почете, вероятно, в этом сказался общий процесс исторического развития с его повторениями. Но это не прямое возвращение к старой одежде, ибо дорический пеплос теперь украшен вытканными полосами и украшениями, изобилующими всевозможными красками, с геометрическими и фигурными мотивами.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темнозеленый и серый - выражал печаль. Зеленый, серый и коричневые цвета, как и позднее, в средние века, были обычными цветами сельских жителей. Из упоминаний в греческой литературе мы знаем об известных уже тогда многочисленных цветовых нюансах: носили, например, платья зеленого цвета, «лягушачьего» или «яблочного» оттенка, аметистового, гиацинтового, шафранового и т. д.

Гомер, например, упоминает о том, что «двойной пурпурный шерстяной плащ... был одет на Одиссее; на этом плаще была золотая булавка, сделанная из двух трубочек, и спереди плащ был богато украшен... Потом увидел я на теле его блестящую нижнюю одежду».

В античное время этот верхний роскошный плащ, который обычно носился поверх хитона, назывался фарос (faros), более скромный назывался хлаина (chlaina). Фарос носила аристократия, он был из дорогого египетского полотна, настоящего красивого пурпурового цвета. Позднее он несколько удлинился. Этот более длинный плащ с большим количеством складок назывался гиматион (himation), пожилые мужчины прикрывали им шею и руки. Молодые люди носили более короткий гиматион, часто переброшенный только через одно плечо. Женщины в непогоду прикрывали им головы.

Ионийский наряд, как уже говорилось, был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Реформа началась со Спарты и,в большей или меньшей степени, охватила всю Аттику. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность. Слияние дорийского стиля с ионийским следует представлять себе таким образом: дорийский стиль отказался от сильного натяжения и тесного прилегания тканей, дав складкам возможность падать свободно, а ионийский утратил свою чрезмерную искусственную утонченность, отчего выиграли в живописности драпировки. В результате этого слияния возник классический стиль греческой одежды, каким он является в V и IV вв. до н.э. Только эта одежда, с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок, или легко парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под нею телу возможность жить собственной жизнью.

Нужно сказать еще о следующих деталях: хлена мужчины доходит до колен и подпоясывается. Пеплос женщины окутывает всю фигуру, верхняя треть или четверть куска ткани отворачивается наружу, затем весь кусок складывается вдвое по вертикали. Верхняя точка сгиба помещается под левым плечом, а участки кромки с обеих сторон от нее выводятся на плечо и здесь скрепляются (застежкой или булавкой); потом передняя и задняя части полотнища таким же образом соединяются на правом плече. Пеплос можно было также подпоясывать. Однако эта старинная форма дорийского пеплоса, сохранившаяся, в частности, в Спарте, вскоре была видоизменена: боковые кромки справа стали сшивать от бедра до низа, так что возникла разновидность тесно прилегающей юбки, которую подпоясывали в талии.
Хитон, рубаху со швом на плечах, поначалу носили как мужчины, так и женщины, мужчины — не подпоясывая, вместе с покрывающей левое плечо накидкой — гиматием. Женский хитон мог и не сшиваться — тогда он скреплялся застежками на плечах. Его стали подбирать с помощью пояса на талии (или позже — под грудью) таким образом, что поверх пояса свисала складка материи (kolpos — греч. лоно, утроба; пазуха), которая иногда принимала вид отдельной накидки.
Наряду с нею носили также настоящую накидку (diploidion, diplax ), которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой. Гиматий, прямоугольный кусок материи длиной около 1,5 м и шириной около 3 м, играл роль плаща. Один его угол забрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо назад. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы. Женщины часто носили гиматий как покрывало, набрасывая его и на голову. Мужчины могли носить его без хитона, как единственную одежду. В противоположность просторному гиматию — одежде женщин и взрослых мужчин, юноши (эфебы) и молодые воины носили хламиду — легкий короткий плащ для верховой езды, также прямоугольный (1 м. в длину, 2 м. в ширину), с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом.

Хламида происходит из Фессалии. Вместе с этим маленьким плащом для верховой езды и путешествий большей частью носили дорожную войлочную шляпу петас, плоскую, с маленькой плотной тульей и широкими круглыми (или дугообразно вырезанными) полями, как, например, у посланца богов Гермеса. Этот головной убор тоже фессалийского происхождения. Из других мужских головных уборов следует назвать шапки: круглую кожаную, остроконечную или конусообразную войлочную — пилос и так называемую фригийскую с падающим вперед верхом.

В классический период в качестве нового вида одежды появился плащ, называемый хламис (chlamys), родом из Фессалии, который использовался для верховой езды и путешествий. При плохой погоде и для защиты от солнца в дополнение к нему носили шляпу, называемую петасос (petasos) или пилос (piles).

Во время спортивных игр мужчины придерживали волосы лентами или повязками, а с V века до н. э. стали носить, по большей части, короткие волосы. Во времена Александра Македонского мужчины стали отращивать бородки.

В античной Греции возникли основные типы причесок, которые позднее многократно повторялись. Первоначально свободно завитые, ниспадающие на плечи волосы, начали укладывать в сложные узлы и косы, положенные вокруг головы и закрепленные лентами, венками и гребнями. Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным.

Женских шляп греческий костюм почти не знал, так как обычай вообще запрещал греческой женщине появляться на улице. Тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе. Исключение для женского головного убора делает более поздний эллинистический период, принесший некоторое смягчение суровых нравов: судя по восхитительным статуэткам элегантных беотиек из Танагры, они охотно носили оригинальную фессалийскую соломенную шляпу, которая, вероятно, прикреплялась булавками поверх прикрывающего голову гиматия или насаживалась на свободно сплетенную конусообразную гильзу, подобно тем плетеным шляпам, которые и сейчас носят в Индокитае для защиты от солнца. Кроме гиматия, женщины закрывали голову очень коротким покрывалом (kredemnon ), которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Относительно цвета тканей, за неимением достаточно хорошо сохранившихся памятников, можно высказывать только предположения, опирающиеся на свидетельства древних писателей. Маловероятно, что греческая одежда имела только естественную окраску шерсти и полотна. Об ионийских греках мы знаем, что они любили одеваться ярко — так, чтобы это бросалось в глаза.
Демокрит из Эфеса в VI в. до н.э. описывает пеструю одежду в ионийских городах; Шлиман при раскопках гробниц в Микенах обнаружил много украшений для одежды, сделанных из листового золота. Гомер говорит о пестрой хлене мужчин, украшенной цветами и различными сценками на красочном фоне. Описаны темно-пурпурные хламиды, затканные звездами (а первоначально эта фессалийская одежда была очень скромной), и т.п. Для женской одежды тоже хватало красок: Гомер называет пестрыми также и пеплосы. Некоторые цвета имели особое назначение, например шафранно-желтый — для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов — убранство гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров — полосы, четырехугольники, точки; шашечный и цветочный узоры. Мы вправе считать греческую одежду красочной (в наименьшей мере — в ранний период, в наибольшей — о чем свидетельствуют эллинистические статуэтки из Танагры — в поздний), тем более что, как известно, многие скульптуры раскрашивались, а элементы зданий — храмов и домов — имели цветную отделку.

Женский наряд дополняли различные украшения: ожерелья, браслеты, серьги, кольца и диадемы или налобные повязки. В период эллинизма, когда влияние греков проникает в Италию, Египет и в Азию, греческое искусство, а вместе с ним и одежда, утрачивают блеск и ясность. В Грецию снова проникают элементы восточного вкуса, главным образом через ткани, которые привозились в страну. Это было тонкое полотно из Египта, шелк из Китая и хлопчатобумажные ткани из Индии.

Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, веера, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, ожерелья, браслеты и перстни. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

Сандалии из переплетенных ремешков на кожаной подошве делались для выхода на улицу, дома же и бедные и богатые ходили, по большей части, босиком.

Следы античной моды мы можем найти и в средние века, когда античная одежда была полностью изменена, так же, как вся античная философия и античные мифы. В конце XVIII века, когда так восхищались греческой демократией, античная мода снова появилась - и то на короткое время и в рабском её копировании. Не прижилась она ни в моде прерафаэлитов XIX века, ни в период 1890-1910 годов, когда её пропагандировали реформисты и Поль Пуаре.

Почему же в истории моды не произошло возрождения античной одежды, в то время как в искусстве и в производстве художественных изделий время от времени возрождаются те или другие исторические эпохи? Вероятно, потому, что мода не стала искусством, а стала чем-то иным. Её стали создавать портные, швеи, модистки, которым ближе действительный мир, нежели изучение памятников старины и трактатов о них.

Мода Древней Греции. Ранний период. VI-V вв. до н.э.

I,2,4,6. Женщины и девушки в туго облегающем хитоне, доходящем до колен, украшенном полосами и узорами, с поясом в области бедер. На грудь и плечи ниспадает короткий элемент одежды наподобие жакета или косынки, являющийся частью самого хитона, который располагается строго определенным образом и скрепляется на плечах булавками или застежками. Постепенно, по мере того, как одежду начинают изготавливать из льняного полотна вместо шерсти и она становится мягче, верхняя ее часть образует напуск, что становится предпосылкой для появления новых форм. Одна из них — гиматий, свободно лежащая накидка (плащ). Женщины часто покрывали им и голову.

3. Мужчина в длинном нарядном, разрисованном цветами хитоне, и гиматий. То и другое — с орнаментом по краям. Окладистая борода и длинные волосы.

5. Юноша в короткой накидке — хлене, без хитона.

1 - 3. Женщины и девушки в одеждах из тонких тканей (льняного полотна или крепа, виссона или хлопка) с мягкими складками, многочисленными драпировками и напусками в верхней и нижней части. Складки, сделанные по верхнему краю одежды, зашивали, зажимали или заглаживали. Одежда, которая первоначально сшивалась, теперь накладывается на тело, образуя драпировки. Гиматий покрывает голову и плечи.

4. Юноша в коротком полотняном хитоне, скрепленном на плечах и подпоясанном.

5. Короткий плащ — хлена и дорожная шляпа — петас.

6. Мужчина в длинном хитоне с мягкими складками и гиматии с маленькими свинцовыми грузами в углах.

1,2. Женщины при отправлении погребального обряда.

3. Драпировка в дорический шерстяной хитон с ниспадающей накладкой.

4. Девушка (перед одеванием), накладывающая нагрудную повязку строфион или пояс.

5. Девушка в полотняном хитоне с короткими рукавами, надевающая накидку (плащ) — хламиду, которая скрепляется на плече застежкой или булавкой.

Мода Древней Греции. Эпоха расцвета. V-IV вв. до н.э.

1. Изображение с погребальной стелы в Орхомене.

2. Статуя.
3. Римская мраморная копия (около 280 г. до н.э.) с греческой бронзовой статуи Демосфена.
4. Статуя Софокла (около 340 г. до н.э.)
5. Статуя Гефеста, бога кузнечного ремесла. Короткий хитон, скрепленный только на левом плече и оставляющий свободной правую руку, — одежда ремесленника. На левом плече и руке — маленькая накидка.
6. Аполлон Кифаред, предводитель муз, в длинном пеплосе — женской верхней одежде (традиционное изображение). Римская копия с греческого оригинала V в. до н.э.
7. Афина Паллада в пеплосе. Поверх него, как накидка, — эгида с головой Медузы Горгоны. Статуя работы Фидия.
8. Дельфийский возничий в длинном подпоясанном хитоне.
9. Амазонка в коротком подпоясанном хитоне. Бронзовая статуя работы Поликлета (ок. 470 г. до н.э.).
10,11. Госпожа и служанка. Аттический надгробный рельеф.
12. Отдыхающий кулачный боец в хламиде

1. Боевая колесница. У возничего — шлем со створками, закрывающими щеки. Меч закреплен высоко на поясе.
2. Надгробная стела Аристиона (конец VI в. до н.э.). На наплечниках — звезда, на нагруднике — львиная голова. По краю кираса украшена тремя металлическими декоративными полосами. Выше локтя левой руки и на бедрах виден укороченный хитон (т.н. экзомий).
3. Ахиллес перевязывает раненого Патрокла, который сидит на щите, сняв шлем, так что видна войлочная шапка. Панцирь с подвижными наплечниками удлинен кожей или полотном с металлическими накладками для защиты нижней части корпуса. Под панцирем — короткий военный хитон. У Ахиллеса — шлем с высоко расположенными щитками для щек. Вооружение периода греко-персидских войн.
4. Гоплит — тяжеловооруженный воин.
5. Гоплит. Прилегающие поножи. Щит в виде овала неправильной формы — т.н. беотийский.
6. Воин с копьем. Шлем с большим гребнем. Украшенные поножи. Поверх короткого хитона плотно охватывающая тело кираса — торакс. К плечам и нижнему краю кирасы прикреплены ременные полоски с металлическими бляхами, образующие защитную юбку — зому.
7. Шлем с жестко закрепленными щитками для щек и двумя поперечными гребнями.
8. Шлем позднеархаической эпохи, предшествовавшей периоду расцвета.
9. Пирушка (симпосион). Рисунок на вазе. По краю вазы — орнамент с изображениями сосудов для охлаждения вина, кувшины, чаши и пр.
10. Любовная пирушка. Мужчина полулежит, девушка сидит.
11. Пирующий в венке, с кубком и рогом для вина.
12. Канфар — большой сосуд для питья в форме кубка с высоко поднятыми ручками, преимущественно на высокой ножке.
13. Фиал — чаша без ручки.
14. Ритон — кубок в виде головы быка, из ноздрей которого вытекает вино.
15. Килик — открытая плоская чаша на ножке с ручками.
16. Ойнохоя — кувшин с одной ручкой для розлива вина.
17. Женщина, несущая на блюде сотовый мед. В правой руке — канфар.
18. Акробатка в переднике, передвигающаяся на руках между острыми мечами.
19. Мужская фигура из свиты Диониса (в руках — канфар, атрибут Диониса).
20. Странствующий музыкант с флейтой-авлосом и лирой.
21. Флейтист-авлет с перевязью для флейты, в оригинальном праздничном наряде - длинном хитоне и безрукавке.
22. Сиринга, или флейта Пана, многоствольная флейта, составленная из пяти, семи или девяти стволов различной длины. Излюбленный музыкальный инструмент греческих пастухов.
23. Женщина, играющая на псалтерионе (древнем многострунном инструменте, разновидности лиры).
24. Лира с округлым резонатором.
25. Женская фигура со струнным инструментом (разновидностью кифары), на котором играли с помощью плектра — палочек для извлечения звука.
26. Музыкантша, натягивающая струны лиры и настраивающая инструмент.
27. Арфа треугольной формы. 5. Девушка в плаще и остроконечной фессалийской шляпе от солнца, белой с красными краями.
6. То же, что и 4, вид сбоку.
7. Девушка (Артемида с гончей), одетая наподобие амазонки: хитон с высоко повязанным передником и розовая хламида, поверх — шкура лани, удерживаемая синим поясом. Высокая обувь с перекрестной шнуровкой — крепиды.
8. Две обнявшиеся девушки в дорийских хитонах без рукавов и коротких плащах. У девушки слева волосы тщательно зачесаны наверх, справа — две толстые косы уложены вокруг головы.
9. Молодая женщина (в хитоне и пеплосе) с Эротом — богом любви.

Прически и головные уборы в Древней Греции

В ранний период греческой культуры мужчины носили искусно уложенные локоны и самые разнообразные косы, часто скрепляя их тесьмой или удерживая налобной повязкой (1 — 7).

Только в V в. до н.э. большинство мужчин начинает стричь волосы или укорачивать их и укладывать более простыми способами (8).

Женщины в ранний период делали очень искусные прически из локонов, прядей и косичек, причем щипцы и иные средства искусственной завивки играли в этом важную роль. Но столь трудоемкие прически, по-видимому, не были повседневными: на ряде изображений, относящихся к VI в. до н.э., показаны прически гораздо более скромные. При этом широко использовались повязки, косынки и т.п. (15 — 19).


Головными уборами у мужчин служили гладкая шапка и мягкая шерстяная шапка с загнутым краем. Особую разновидность представлял известный «фригийский колпак» — такие шапки, красные или черные, и поныне носят итальянские и португальские рыбаки. Мягкие шапки, видимо, постепенно трансформировались в более жесткие с отвернутыми краями. Два основных типа шляп: остроконечная с узкими полями — пилос (10) и широкополая дорожная — петас (5). Петас можно было снять и опустить на спину, он держался на тесемках (8).

Оценить материал: