Фольклор на музыкальных занятиях в доу. Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста. Там буренка лежит

Пособие посвящено актуальной современной проблеме - сохранению национальных традиций, установлению связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами.

Книга адресована педагогам дошкольных учреждений, школ, центров досуга, а также всем, кто интересуется проблемами возрождения детского традиционного досуга.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

2. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.2. ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое-формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе-художественное развитие- приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребёнка формируется основы эстетического сознания, художественного вкуса.

На Руси религиозные праздники вплетались в народные, придавая им возвышенность и святость. А народные обряды, обычаи вносили в религиозные праздники жизнерадостность, красоту, неповторимость, оригинальность. Это наша культура, история, а православие-основа духовной жизни русской нации. Формы и способы подачи могут быть самыми разнообразными. Что подтолкнуло меня к русскому искусству? Давно заметила необычайный интерес детей к русскому искусству. Люблю русскую музыку, песню. Воспитывать любовь к русскому искусству и с его помощью развивать музыкальные способности - такую задачу поставила перед собой. С 1996 года накапливался опыт, систематизировался репертуар по фольклору, с 1999 года работа ведется постоянно.

Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Я решила создать кружок по музыкальному фольклору, расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр, изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т. е. спланировать работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в быту, в праздничный день звучала русская песня.

Начала с чтения специальной литературы о музыкальном и устном фольклоре и русских народных инструментах. Для этой цели приобрела аудиокассеты с записями профессиональных народных ансамблей и хоров. Все это пригодилось в моей дальнейшей работе. Старалась, чтобы на занятиях в каждом виде детской музыкальной деятельности звучали русские народные мелодии, поэтому включала их в авторскую программу по музыкальному воспитанию в детском саду «Ладушки».

Русская песня - это то, что вдохновило меня на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка, рассыплюся яблонькой, Ваня-простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, Сенечки и др.), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка-говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

На музыкальных занятиях дети познакомились и с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и др. После того как дети усвоили эти движения, я стала включать их в пляски «Кадриль», «Русский чай», « Приданниковская кадриль», «Сенечка», шуточный танец «Антошка» и другие.

Кроме песен и плясок, мы разучивали игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывает у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так были инсценированы потешки «Пирог», «Ладушки - ладошки», «К нам коза пришла», « Барашеньки-крутороженьки», а в дальнейшем использованы на обрядовых праздниках. В играх часто пользуюсь игровыми зачинами, т.е. водящего выбираем по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.

Особенно нравится детям играть на детских музыкальных инструментах, о которых я узнала из книги Ю. Васильева и А. Широкова «Рассказы о русских народных инструментах». Мне повезло тем, что в нашем детском саду есть необходимые музыкальные инструменты (ложки, трещотки, колотушки, румба, бубенцы), которые используются постоянно. Но в скором времени мне пришла мысль разнообразить и увеличить их количество. Я решила сделать необычные шумовые музыкальные инструменты из подручного материала и через некоторое время эти инструменты появились у нас в саду, которые мы с детьми начали осваивать, причем очень быстро и с большой охотой. Хочется отметить, работая именно в нашем детском саду, мне большую помощь оказывает наша заведующая. Любое мероприятие, организованное мной находит поддержку и одобрение со стороны руководства. Далеко не в каждом детском саду есть такое разнообразие костюмов, декораций, атрибутов, которые позволяют работать творчески и с большим интересом. Большую помощь в ознакомлении детей с народно-прикладным искусством оказывают воспитатели: хохломой, гжелью, дымковской игрушкой, русской матрешкой. Хочется сказать, что вся работа по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством пронизана в нашем детском саду духом творчества, радости и любви к русскому народу.

Малыши расписывали матрешек, жостовские подносы, лепили, расписывали дымковские игрушки, гжель. Лучшие работы были использованы при оформлении праздника «Дымковская игрушка», «Русский сувенир». Итогом работы с русским фольклором явились наши праздники: «Дымковская игрушка», зал был оформлен в виде ярмарочной площади. С ярких, красочных лотков продавались русские народные игрушки: матрешки, свистульки, дымковские игрушки, пряники, сушки. Они как бы оживали в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. Ведущие были одеты в русские сарафаны, на голове - кокошник, оберег. Дети (матрешки, Ваньки-встаньки, дымковские игрушки) в красочных костюмах. Коробейники расхваливали свой товар, а дети-покупатели свободно могли его рассмотреть. Все шествие сопровождалось русской народной песней в исполнении детей и взрослых и в исполнении русского народного оркестра (фонограмма). На празднике были использованы сюрпризные моменты, характерные для русской ярмарки: карусель, поводырь с медведем. При постановке танцев использовала народные мелодии, русские народные движения.

Праздник «В гости к нам пришли матрешки» был приурочен к празднику 8 Марта, который ввел детей в мир народных промыслов: дымки, гжели, хохломы. Исконно русский праздник «Пасха», где дети познакомились с народными обычаями, обрядами русского народа. Чего только не было на праздниках: водили хороводы, состязались, кто кого переговорит, пели русские песни, приуроченные к тому или иному празднику, выступали ложкари, дети играли в русские народные игры, пели потешки. В процессе работы важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в народных обрядах, играх, а это легче сделать на детском празднике.

В подготовке такого праздника большое значение имеет контакт с родителями, которые участвуют вместе с детьми в играх, народных обрядах (дети колядуют, а родители одаривают и т.п.). В зале собрались дети, родители, воспитатели. Ведущий рассказал о смысле, значении праздника. (Иисус Христос пострадал на кресте и умер как человек, но он победил смерть, воскрес и открыл людям путьк вечной жизни.) Дети сели за столы рядом с родителями. На каждом столе выпечка, букет из вербочек, свеча, салфетки, сладости в вазах. На зелени (проращенный в блюде овес) лежали крашеные яйца.

Также стараюсь знакомить детей с русскими народными сказками, где добро всегда побеждает зло. Так была сделана постановка по русской народной сказке «Морозко», которую дети разыграли на новогоднем утреннике, надо сказать, что сказка удалась, потому что сказки дети очень любят, они с удовольствием разыгрывают сказочных героев. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. Этот праздник назвали - Святки от слова «святой». Люди с шутками и прибаутками ходили от дома к дому и колядовали - пели поздравительные песенки-колядки, в которых выражали добрые пожелания хозяину дома в новом году. В ответ колядующих полагалось угощать, одаривать подарками. Этот момент я использую с детьми. Дети вместе со взрослыми ходят по группам и желают хозяевам добра, светлых деньков, чтобы в дому прибыло и никогда не убыло. Дети рядились в костюмы медведя, скомороха, деда, бабы, птиц, козу и с большим удовольствием исполняли песенки-колядки, играли в игры, плясали под русскую народную музыку в исполнении образцовых русских народных оркестров. Следующий большой праздник- масленица. На Руси он начинается за восемь дней до Великого поста, после вселенской субботы. Масленицу отмечают семь дней. Пекут блины, приглашают гостей, сами ходят в гости. Отсюда и поговорка: «Не житье, а масленица». Масленичным веселым обрядом издревле приписывалась магическая сила. По древнему календарю масленица - рубеж старого и нового года - начало весны.

За неделю до праздника начинаю знакомить детей с названиями дней масленичной недели: первый - встреча, второй - наигрыши, третий - лакомки и т. д. Рассказываю, какое значение придавалось обрядам и играм в эти дни. Ребята узнают, например, что блин- знак богатства, что молодежь любила прыгать через костер, так как огню приписывалась очистительная сила. В последний день готовили и наряжали чучело Масленицы, а затем сжигали его, прогоняя морозы, ветры, вьюги и непогоду. Праздник мы проводим в первую половину дня, на улице. Предварительно украшаем площадку, делаем ледяные постройки. Поверх пальто дети надевают элементы карнавальных костюмов, маски, колпаки. На празднике много сказочных героев: Баба Яга, Емеля с печкой, Снеговик, Дед Мороз, Весна и др. На наш праздник приходила Масленица «белая, румяная, коса длинная, трехаршинная, платье синее, ленты красные, лапти желтые головастые».

Было и угощение блинами и сжигание масленицы. Праздник полон искрометного веселья, неподдельной детской радости.

Праздник - Троица (другие названия - духов день, Семик, Березка). Он соединяет Весну с летом. Символом праздника является березка, поэтому основная часть ей и посвящается. Праздник проводим в виде девичьих посиделок. Дети с удовольствием поют песни о берёзке, играют в народные игры. Знакомя детей с музыкальным фольклором и проводя повседневные занятия, я убедилась, что совместная деятельность детей и взрослых приводит к более успешному усвоению материала, так стараюсь включать в репертуар совместное пение детей и взрослых.

Таким образом, все праздники проводятся на основе фольклорного материала. Так, впитывая с детских лет русские традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыке. Ребята лучше, чем раньше, поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их стали более раскованными, более выразительными, а это значит - развилась музыкальная память, слух, чувство ритма. Родители обратили внимание, что дома ребята с удовольствием поют и играют на детских музыкальных инструментах.

Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника. Проводя с детьми работу по ознакомлению с народным творчеством, стараюсь не забывать и о классической музыке, где знакомлю детей с композиторами всех времён, песнями современных авторов, танцам, при этом большую помощь оказывает постоянно приобретающиеся диски, кассеты, литература, которые в дальнейшем использую на праздниках и развлечениях. Этот репертуар включаю также на праздниках: «Осенний праздник - Кузьминки», «Новый год», «23 Февраля», «8 Марта», «До свиданья, детский сад» и др. Также мы являемся постоянными участниками мероприятий, которые проводятся в нашем городе. Так мы каждый год выступаем на конкурсе «Эх, Семеновна!», «Мисс Малышка», фестивале «Красноуфимские звездочки» и др. Разрабатывая сценарии праздников, стараюсь их делать каждый раз неповторимым с прошлым праздником. Это даёт мне толчок работать творчески, искать новые подходы к работе, проведению мероприятий в детском саду. Увлеченность детей и воспитателей кружковой деятельностью делает коллектив более сплочённым, организованным, способствует развитию у коллектива чувства коммуникабельности, коллективизма, что помогает в работе.

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Особую значимость приобретает понимание народной культуры как жизненной и эффективной системы воспитания, обучения основам культуры.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении методов различных наук с целью выявления внутренних и внешних взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка” (С.М. Толстая).

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Нами были отобраны следующие направления:

1. Составление перспективного плана работы с включением причисляемых
к фольклору словесных, музыкальных, хореографических видов народного творчества во все формы организации музыкального воспитания.

2. . Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах.

Ориентируясь на имеющиеся теоретические сведения об особенностях русских народных песен, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью крестьян, а также праздниками и обрядами, на которых они звучали. Большую помощь оказывают аудиозаписи подлинных образцов народных песен в исполнении выдающихся певцов и фольклорных ансамблей. Ознакомление детей с живым песенным фольклором и сопутствующая этому образовательная деятельность повышают уровень их знаний, расширяют общий и музыкальный кругозор, психологически подготавливают к осознанию важности народной музыки, пробуждают интерес к ней. Особенно необходимым является осознание важности задачи как можно более ранней перестройки музыкального слуха и мышления ребенка, которые в современном мире преимущественно складываются и формируются в условиях и под воздействием традиционных, обыденных мотивов и ритмов массовой песенной культуры. Педагог вносит свой посильный вклад в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора, противопоставляет примитивные интонации окружающей дошкольника современной развлекательной музыки богатому совершенством выражения интонационному словарю музыки народной.

3. Работа с детьми по формированию певческих навыков.

Решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста предполагает активную работу со специально подобранным репертуаром. Сам характер народных песен («поющийся» текст, удобный ритмический рисунок напева, одинаковые по длине и небольшие по объему фразы) способствуют выработке легкого, льющегося звука, ровных по интонированию гласных. Зная особенности голосового аппарата дошкольника и его возрастные возможности, следует использовать унисонное пение с детьми при исполнении уже ранеевыученных попевок и песен различных жанров. Процесс формирования одного из самых сложных и важных певческих навыков - дыхания - происходит при этом наиболее эффективно. Это объясняется тем, что в мелодии каждой напевной песни используются отдельные звуки большей, чем остальные, длительности.

Пение напевных песен, удлиняя выдох и углубляя вдох, активизирует главную дыхательную мышцу- диафрагму и вырабатывает при этом умение постепенного расходования воздуха. Таким образом, напевные народные песни являются певческим материалом, который необходимо использовать для выработки нужных качеств певческого дыхания.

4. Исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения.

В процессе обучения пению без сопровождения у детей формируются такие важные певческие навыки, как напевность исполнения и чистота интонирования. Умение детей петь без сопровождения является хорошей тренировкой и воспитанием внутреннего слуха, т. е. способности слышать музыку и ее отдельные элементы как бы « про себя», без предварительного повторения звуков вслух. Необходимой на первоначальном этапе обучения пению дошкольников является поддержка голоса ребенка педагогом, который, как правило, первым начинает петь песню и пропевает с детьми ее наиболее сложные фрагменты.

5. Музыкально-образовательная работа.

В музыкально-образовательной деятельности детей одной из задач является освоение дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Педагог формирует представления детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора, включения его во все виды исполнительской деятельности. При этом использование произведений устного народного поэтического творчества для музыкального развития детей является не менее важным, чем работа с песенным материалом.

6. Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара.

Естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Сопровождение пения движением способствует развитию у ребенка музыкально-ритмических навыков, влияет на качество хорового звучания, чистоту интонирования.У детей укрепляется дыхание, улучшается дикция, вырабатывается навык согласованности движения с музыкой. Решение задачи отражения в движении содержания и характера музыкального образа помогает развивать у ребенка дошкольного возраста воображение, активизировать его творческие проявления.

7. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Разученные на занятиях песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку дошкольного возраста, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной деятельности. Известно, что большой интерес у детей вызывают выступления на праздниках и различных по тематике развлечениях.

Взрослый организует участие дошкольников в массовых хороводных играх и плясках, инсценировании шуточных песен, частушек, индивидуальных сольных выступлениях, что позволяет детям наиболее полно проявит свои музыкальные и творческие способности, вызывает состояние психоэмоционального комфорта, побуждает к дальнейшему освоению музыкального фольклорного репертуара.

8. Знакомство с русскими народными играми.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игры развивают ловкость. Быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

9. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. При игре не детских музыкальных инструментах у детей развивается чувство ритма. Музыкальный слух, внимание. Дети учатся владению некоторыми навыками игры на них, различным способам звукоизвлечения.

2. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Музыка играет особую роль в нравственном и эстетическом воспитании ребёнка. Благодаря своей одухотворённой энергии музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других искусство, насыщая ребёнка бесценным эмоциональным опытом.

Понимание важности музыкального искусства в развитии и формировании гуманистической сущности личности заставляет задуматься о наиболее эффективных формах организации педагогического процесса. Наряду с традиционными формами работы с детьми, необходима организация кружковой деятельности, которая позволяет оптимально учитывать интересы, наклонности, потребности детей в саморазвитии и самореализации.

Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

При отборе содержания и методов работы кружка мы поставили перед собой следующие воспитательно-образовательные задачи:

1. Вариативность моделей познавательной деятельности.

2. Интегративность, определяющая взаимодействие различных видов искусств.

3. Поддержание интереса у детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.

Организация работы по реализации программы проводится по трем направлениям:

1. Занятия познавательного цикла.

2. Совместная деятельность взрослых и детей.

3. Самостоятельная деятельность детей.

ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

Они раскрывают основной сюжет года. Внимание детей при этом обращается на выявление особенностей сезонных природных явлений, их характеристики, их взаимосвязь с трудовой, обрядовой деятельностью человека, направленной на бережное, почтительное отношение к природе. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, потешками, пословицами, произведениями устного народного творчества и народным фольклором.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры. Так гармоничное соотношение сезонного труда и развлечений, как нравственная норма в народной жизни будет убедительно доказана, если вместе с детьми устроить «Капустник», на котором и дело сделать, и повеселиться.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Взрослый создает специальные условия, обеспечивающие свободную деятельность детей, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии. Представления, полученные в организованной взрослым познавательной деятельности, дети используют в народных бытовых, подвижных играх, самостоятельной деятельности. Кружковая деятельность предполагает комплексное изучение следующих разделов:

Раздел 1. «Детский музыкальный фольклор».

Раздел 2. «Народная песня».

Раздел 3. «Игровой фольклор».

Раздел 4. «Хоровод».

Раздел 5. «Игра на детских музыкальных инструментах».

Программа составлена по типу программы по музыкальному воспитанию в детском саду Н.А.Ветлугиной, учтены все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения (упражнения, игры, хороводы, пляски), игра на народных инструментах. Составлен план проведения праздников и развлечений по народной тематике.

Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.

Полную версию публикации можно скачать .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор в детском саду

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок, зависит формирование его сознания, отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Яркая образность музыкального языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения, должно происходить на основе синтеза форм художественной деятельности - музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда.

Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они - участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит в занимательной и увлекательной игровой форме.

Освоение доступного фольклорного материала детьми дошкольного возраста формирует у них представление о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Благодаря естественности звуковой организации народных попевок, у детей достаточно быстро может быть налажена координация голоса и слуха, что скажется на чистоте интонирования. Упражнения в выразительном, четком и эмоциональном произнесении текстов развивают голос, повышают речевую и определяют певческую культуру детей.

Чтобы обучить пению, детей надо научить преодолевать трудности в исполнении фольклора, для чего необходима образовательная система, которая стала бы развивать певческие навыки: правильное естественное дыхание, протяженное гибкое и подвижное звуковыведение, отчетливая выразительная дикция, единая манера пения и говора.

Очень важно, чтобы при обучении детей сольному, ансамблевому народному пению в репертуаре всегда были детские игры и песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному фольклорному интонированию. Большое значение в развитии певческих навыков имеет функция голосообразования и физиология детского голоса. От них зависит выявление вокальных, исполнительских возможностей и способностей каждого ребенка, а также певческое дыхание, диапазон и регистр, сила и тембр, полетность, гибкость голоса.

Педагоги дошкольных учреждений, перед которыми стоит важная и большая задача: сохранение и приумножение традиции и культуры русского народа вполне справляются с ней, так как повседневная работа помогает в осуществлении поставленных задач в коллективе. Они непосредственно соприкасаются с культурой и традициями в различных направлениях деятельности дошкольников: изо-деятельность, познавательное, музыкальное и физическое развитие, развитие речи, социальный мир.

Сегодня этнопедагогика имеет несколько направлений - ранее развитие (материнство и детство), дошкольное, школьное, специальное. Выделившись в самостоятельное направление в детском музыкальном воспитании, она достигла уровня апробированной системы.

В современном мире одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребёнка. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Фольклор как синтез этих трёх компонентов возможен только при усвоении взаимосвязи. Задача нашего поколения сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. И педагоги дошкольных учреждений занимают не последнее место в осуществлении этой задачи.

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их. У них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988

2. Готовцев Г. А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа, 1993

3. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение, 1987

4. Музыкально-певческий фольклор: программы обучения, сценарии, опыт: сборник материалов/ сост. А.С. Каргин.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2012.


Значение фольклора Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"народ, "лор"- учение. Фольклор - это народная мудрость. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о ребёнке. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки«, игры.


Детский фольклор Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапа жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другим крупными жанрами на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры. Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор.


Близостью народного искусства детскому возрасту определяется место произведений фольклора в музыкальном обучении детей. Включая в музыкальные занятия детский фольклор, можно привить любовь к народным традициям. Досуги, которые проводятся во второй половине дня, разнообразны по содержанию и форме. Многие игровые программы, театрализованные представления, вечера загадок имеют фольклорную основу.






Музыкальный фольклор - явление синкретическое. Говоря проще, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и еще игра на доступных музыкальных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: - Народная песня. - Народная хореография. - Народные игры. - Народные музыкальные инструменты.


Перечислим те народные музыкальные инструменты, которые можно использовать для ознакомления дошкольников с одним из интереснейших аспектов народного творчества, приобщения их к «культуре предков», уходящей корнями вглубь веков. 1. Элементарные музыкальные инструменты: Пищалка, жужжалка (журчалка). 2. Духовые инструменты: Флейта, свирель, глиняные свистульки. 3. Струнные инструменты: Балалайка, гусли. 4. Ударно – шумовые инструменты: Трещотка, рубель, колотушка, ложки, бубенцы (браслет на руку, бубен, колокольчики на деревянной ручке (погремушки).


Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Народные инструменты на занятиях




Народные игры на занятиях Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Народные игры оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают интерес к народному творчеству.


Народные танцы на занятиях Фольклорная музыка для детей должна обладать рядом особенностей: - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей; -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту. - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию).


Народная песня на занятиях Детские песни которые я использую в работе поделены мной на 4 группы: 1) песни диалогические; 2) песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах); 3) песни с припевом; 4) песни-пере гудки. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом в сопровождении народных инструментов.


С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: Петушок, Ладушки, Зайка, Солнышко, Сорока – сорока и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза.




Значение фольклора в музыкальном развитии дошкольников Использование музыкального фольклора на занятиях необходимо для формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способностей детей через различные формы народного фольклора. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

ПРОЕКТ

ТЕМА: «Музыкальный фольклор в жизни детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

Актуальность проекта.

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка . Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности ; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру. В которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.


Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике делают шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Однако на практике педагогам приходится преодолевать определенные трудности, в основном организационного характера. До сих пор не существует специальной программы, учитывающей именно фольклорное направление в музыкально – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, хотя попытки создать такие программы предпринимались и были опубликованы в журналах «Дошкольное воспитание» , «Живая старина», в методических разработках лаборатории дошкольного воспитания «МИПКРО».

Большинство этих программ заслуживают пристального внимания, так как являются результатом практического опыта работы с детьми, но раскрывают в основном этнографическую сторону фольклорного материала (ознакомление с традициями и обычаями, народными песнями и играми). Раздел обучения детей народному танцу недостаточно разработан или отсутствует совсем. Народный танец как один из видов музыкального искусства, требует более внимательного изучения в плане возможностей его влияния на эстетическую сторону развития личности и творческих проявлений детей.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти к проблеме освоения детей различных видов искусств. Поэтому изучение фольклора как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Проблема же формирования у дошкольников музыкально – ритмических движений средствами народного искусства является актуальной и по той причине, что она менее известна и её изучение позволило бы решить одну из программных задач музыкального воспитания в детском саду.

Тип проекта: творческо – исследовательский, долгосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Время реализации проекта: сентябрь – май


Цель проекта: заинтересовать детей и родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.

Задачи проекта:

Ø Развивать интерес детей к народному быту;

Ø Познакомить детей с историей русских праздников, традиций и обычаях;

Ø Формировать у детей потребность получать новые знания о русском фольклоре;

Ø Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности .

Этапы реализации проекта.

1-й этап: подготовительный (сентябрь октябрь) сбор информации .

2-й этап : организационный (декабрь - февраль) – разработка содержания занятий с детьми, сценарии развлечений.

3-й этап: формирующий (март - май) – проведение занятий с детьми, организация совместного развлечения.

4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).

Формы реализации проекта.

Ø Тематические занятия по ознакомлению с окружающими ;

Ø Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями ;

Ø Экскурсия в краеведческий музей ;

Ø Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов ;

Ø Обучение игре на русско народных инструментах .

Направление проекта.

Выполнение проекта.

Разучивание русских народных Русские народные танцы, песен, попевок, хороводов. игры.

Самостоятельная

музыкальная

деятельность детей :

Игры, хороводы, потешки

Музыкальный фольклор :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image040.png" alt="Блок-схема:" width="242" height="107 src=">


Организация

музыкально – фольклорной

деятельности :

https://pandia.ru/text/78/628/images/image047.png" alt="Блок-схема: перфолента: создание этномузыкальной звуковой среды " width="278" height="135">

Планирование работы по ознакомлению детей с русской культурой.

Цель:

- Закрепить собирательный образ народных праздников, названия, обрядовые действия;

- Дать детям представления о народной культуре;

- Познакомить их с периодами жизни русского народа.

Программное содержание:

Познакомить детей с русскими обрядами, песнями, играми, плясками и атрибутами. Способствовать возрождению традиций.

Репертуар

Сентябрь

«У калинушки»,

«Ай, да берёзка»

«Русский танец»

Заучивание потешек.

«Ульи и пчёлы»

Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями.

Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».

Песня «Как на тоненький ледок»

Частушки о валенках.

Танец «Валенки»

«Сударушка»

Инсценировать игровую песню.

Петь частушки, подыгрывать на музыкальных инструментах.

Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.

Отработать шаг, характерный для народного танца.

Русская народная песня «как зима с весною повстречалась»

Игра «Горелки»

Русская народная песня «Как за нашим, за двором»

Частушки.

Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»

Свободная русская народная пляска.

Учить детей петь, передавая характер народной песни.

Развивать ловкость, быстроту.

Петь песню напевно, в умеренном темпе.

Учить детей чисто интонировать скачки мелодии.

Петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу.

Развивать творческие способности детей.


Презентация проекта:

Совместные развлечения для детей и родителей:

1) «При солнышке тепло, при матушке – добро» - фольклорный праздник

2) «Праздник русского валенка» - развлечение

3) Фольклорный праздник для детей подготовительной группы:

«Весенняя капель в Берендеевом царстве».

Результат промежуточного обследования.

Результаты диагностики показали, что на первоначальном этапе работы большинство детей умеют петь выразительно, естественным голосом, чисто интонируя с музыкальным сопровождением и без него (самостоятельно).

Диагностика, проводимая в конце года показала хорошие результаты. Дети стали петь чище, выразительнее. Умеют дать оценку качества своего пения, а не только пению других детей.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image057.png" width="461" height="278 src=">

Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими, как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. В начале года не все дети имели представления о некоторых инструментах. В процессе работы они не только познакомились с ними, овладели правилами игры на них, но и самостоятельно, с помощью родителей, мастерили и приобретали их сами. Появились навыки концертного выступления. Дети, которые стеснялись и не охотно соглашались играть на инструментах, стали получать эстетическое удовольствие от музицирования. Об этом свидетельствуют результаты диагностики .

https://pandia.ru/text/78/628/images/image059.png" width="396" height="237 id=">

Результаты диагностики показали, что большинство детей на первоначальном этапе работы самостоятельно и осознанно выполняют задания по всем видам музыкальной деятельности, достаточно хорошо поют, выразительно и ритмично двигаются, владеют навыками ансамблевого музицирования.

За время работы над проектом заметно улучшились результаты всех детей. Используя различные русские народные распевки, упражнения, дети научились народной манере пения. Заметно улучшилась интонация. С помощью хороводов, русских народных танцевальных движений дети стали более пластично двигаться. Овладели достаточным для своего возраста объёмом движений.


Знакомя детей с русскими народными музыкальными инструментами, такими как свистульки, колокольчики, деревянные ложки, дудки, шумовые инструменты, повысился интерес к народному фольклору. Появились навыки концертного выступления.

Диагностика проводимая на конец проекта, показала хорошие результаты.

Дети в совершенстве владеют русскими народными инструментами, которые использовались в работе. Получают эстетическое удовольствие от музицирования.

Выразительно и ритмично двигаются в соответствии с различным характером музыки. Чисто, напевно поют. Умеют дать оценку качеству своего пения, а не только пению других детей.

Способны различать характер музыки и эмоционально на нее отвлекаться. Дети получают удовольствие от пения русских народных песен, хороводов,

музыкальных игр, танцев, что способствует развитию музыкальных способностей во всех видах деятельности.

Используемая литература.

1. «Народные праздники в детском саду».

Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей для работы с детьми 5-7 лет.

., . Москва 2008год.

2. «Календарные и народные праздники в детском саду» выпуск 1.

. Волгоград 2005год.

3. «А мы просто сеяли» выпуск 4.

Русские народные игры – хороводы для детей.

М. Медведева. Москва 1982 год.

4. «Праздники для детей и взрослых»

. Москва 2001год.

5. «Русские народные подвижные игры»

Пособие для воспитателей детского сада.

. Москва 1986год.

6. «Ай, ду-ду!...» Русские народные песенки.

. Москва 1991год.

7. «Два веселых гуся» сборник потешек для детей.

П. Шейна., М. Булатова. Москва 1992год.

8. «А у наших у ворот развеселый хоровод»

Народные праздники, игры и развлечения.

. Ярославль 2001год.

9. «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».

. Москва 2007год.

10. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

. Москва 1990год.

11. Журналы «Музыкальный руководитель»;

«Музыкальная палитра».

DIV_ADBLOCK294">

4. Другое.

II. Как ребенок относится к музыкальному репертуару дошкольного учреждения?

1. Поет детские песни с удовольствием.

2. Предпочитает копировать песни взрослых.

3. Совсем не поет и не говорит о детских песнях.

4. Поет только со взрослыми.

5. Другое.

III. Как вы приобщаете ребенка к музыке?

1. Посещаю с ним концерты.

2. Беседую с ним о музыке.

3. Считаю, что это должны делать в дошкольном учреждении.

4. Предпочитаю отдать ребенка в музыкальную школу.

5. Другое.

IV. Каков интерес вашего ребенка к музыке?

1. Интереса не проявляет.

2. Постоянно говорит о том, что делали на музыкальном занятии.

3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.

4. Другое.

V. Как ребенок реагирует на музыку?

1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.

2. Внимательно слушает музыку.

3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.

4. Равнодушен к музыке.

5. Другое.

VI. Какие условия созданы для домашнего музицирования?

1. Не занимаюсь этим.

2. Есть музыкальный инструмент.

3. Есть фонотека с детским репертуаром.

4. Другое.

Музыкально – дидактические игры.

Ø « Музыкальный домик »

Цель: Развивать у детей умение различать тембр различных русских народных музыкальных инструментов.

Ø « Кого встретил колобок »

Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий), использую звучание русских народных инструментов.

Ø « Петушок, курочка и цыпленок »

Цель: Упражнять детей в различных трёх ритмических рисунков. Знать русские народные песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок».

Ø « Повтори, как я »

Цель: Развивать у детей интерес к русским народным танцам, уметь выполнять соответствующие движения.

Ø « Учимся танцевать »

Цель: развивать у детей чувство ритма. Знакомить их с русским народным сувениром – матрешкой.

Ø « Подбери картинку »

Цель: развивать у детей умение различать образный характер музыки, соотносить художественный музыкальный образ с образами и явлениями действительности, используя народный фольклор.

https://pandia.ru/text/78/628/images/image062.png" alt="Описание: C:\Users\User\Desktop\мама\imagesCAMEUP3H.jpg" width="178" height="191">

Консультация для родителей .

Своеобразной кульминацией музыкальных занятий в детском саду всегда является проведение праздничного утренника. Во время выступления дети имеют возможность продемонстрировать все то, чему они успели научиться, закрепить свои успехи в разных видах художественно – музыкальной деятельности, увидеть результаты собственного труда.

Мамы и папы должны ответственно подойти к тому, что их дочкам и сыновьям вскоре предстоит выступать на празднике, где надо будет петь песни. То есть на голоса детей, их голосовые связки и дыхательные органы будет возложена достаточно серьезная нагрузка.

В связи с этим, недели за две до утренника юным артистам следует поберечь свой голосовой аппарат: многократные повторы одного и того же текста, песни, вокальных упражнений и т. д. являются дополнительным напряжением для голосовых связок. Чтобы установить определенный «щадящий график», надо как можно реже покупать своим малышам мороженое. Любителям мороженого следует сократить потребление своего обожаемого лакомства – оно вредно влияет на горло. А перед ответственными репетициями, прогонами и непосредственными показами самих праздников руководитель вообще обязан сообщить детям и их родителям список запрещенных для поедания продуктов.

Нельзя!

Ø Громко кричать .

Ø Петь на улице в сырую и холодную погоду.

Ø Долго петь.

Перед выступлением не есть запрещенные продукты:

Ø Мороженое

Ø Шоколад и шоколадные конфеты

Ø Лимон

Ø Подсолнечные семечки

Ø Любые холодные продукты

Удачно проведенный праздник можно завершить чаепитием. Где дети смогут вдоволь полакомиться и шоколадом, и даже мороженым (в допустимых нормах!). Этот момент уже выступит как дополнительный фактор закрепления успеха от проведенного успешно мероприятия.

».

Консультация для родителей.

Выполнила:

музыкальный руководитель

2011 год

МДОУ «Детский сад №10 «Родничок» города Кувандыка и Кувандыкского района Оренбургской области ».

Приложения.

Выполнила:

музыкальный руководитель

Введение

Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

В результате длительного и серьезного общения с искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства - эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.

Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.

Последние два десятилетия ХХ века сопряжены с развитием народной педагогики, в том числе музыкальной и художественной. На формирование различных подходов к интерпретации русской народной педагогики оказали работы историка, философа и гуманиста Л.Н. Гумилева.

Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева "Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя" (1998), В.К. Шаповалова "Этнокультурная направленность Российского образования" (1997).

Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.

Цель работы: изучить детский музыкальный фольклор; считалки, жеребьёвки, дразнилки.

Задачи работы:

рассмотреть детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе;

рассмотреть считалки, жеребьёвки, дразнилки.

Детский музыкальный фольклор и требования к музыкальному репертуару в начальной школе

90-е годы ХХ столетия характеризуются новой "фольклорной волной": проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом музыкантов, педагогов, искусствоведов, культурологов, этнопсихологов и этнопедагогов к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы.

Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета "Музыка", составленная Ю.Б. Алиевым, В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой и др., в частности, в ней широко представлены народная хореографическая культура и народный музыкальный инструментарий.

Известный педагог-фольклорист Л.Л. Куприянова разработала факультативную программу "Русский фольклор" основные задачи которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать исполнительские умения и навыки учащихся .

Программа факультативного курса для учащихся начальных классов "Введение в народоведение" (автор - М.Ю. Новицкая) развивает идеи программы "Наследие". В 1 классе главная проблема курса - "Человек и природа в народной культуре", во 2 - "Человек и семья в народной культуре", в 3 - "Человек и родная земля в народной культуре".

В начале ХХI века опубликовано ценное в методическом плане пособие Д.А. Рытова написанное на основе межпредметной связи между этноорганологией, народной музыкальной педагогикой и методикой обучения игре детей в оркестре народных инструментов.

В 1991 году опубликована программа курса лекций Л.И. Боровикова "Основы общей этнопедагогики", разработанная для подготовки школьных этнологов. Достоинство рассматриваемой программы в том, что народный опыт в социализации детей представлен как феномен педагогического новаторства. Сквозной линией проходят средства народной музыкальной педагогики - фольклор, система праздников, народная хореография.

Непосредственно проблемам русской народной музыкальной педагогики посвящен одноименный спецкурс, разработанный В.В. Васильевой, для студентов гуманитарных факультетов и адаптированный в Мурманском государственном педагогическом институте.

Эмоциональное развитие детей изучалось следующими авторами: С.Х. Раппопорт "Искусство и эмоции" (1968), П.М. Якобсон "Эмоциональная жизнь школьника" (1966), Г.М. Бреслав "Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения" (1990).

В различных регионах России возникают школы, использующие в качестве основного средства воспитания отдельные компоненты народной культуры: фольклор, народные праздники, декоративно-прикладное искусство, народные игры с пением и др., а также приобщение детей к народной истории и культуре.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет "Музыка" в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям малой Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению.

Фольклор, являясь как бы школой социального опыта, даёт ребенку определенный объём жизненно необходимой информации и тем самым помогает более глубокому пониманию действительности .

Русские народные песни хранят в себе начала глубокой нравственности. В них отражена вся радуга человеческих чувств, мысли, настроения народа.

Произведения фольклора, создаваемые в процессе коллективного творчества на импровизационной основе, развивают фантазию, художественно-образное мышление детей. Фольклор стоял у истоков народной педагогики, ибо в интересной и занимательной форме передавал подрастающему поколению эстетические, нравственные, трудовые идеалы, понятия о существующих в окружающем мире жизнедеятельных процессах.

В повседневной жизни ознакомление с фольклором, передача его непреходящих ценностей от поколения к поколению проходят не систематично, чисто без учета возрастного уровня развития детей, что отражается на качестве восприятия и понимания его смыслового содержания. Поэтому в последние годы преобладающим становится мнение о необходимости создания программ по музыке, учитывающих национальные традиции, особенности, самобытность культуры народов страны, помогающих освоению норм жизни и поведения, формированию нравственно-эстетических качеств личности. Примером тому может служить программа для I-IV классов общеобразовательной школы "Музыкальный фольклор" предлагаемая авторами в дополнение к изучению общепринятой программы "Музыка", приобщающей детей к музыкальному искусству, способствующая пониманию родов, видов и жанров музыки .

Программа состоит из пояснительной записки и описания содержания занятий по четвертям. Её целью ставится подготовка детей к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора. В каждой четверти приводится репертуар для исполнения. Темы располагаются в следующей последовательности:

1 четверть - "Давайте познакомимся".

2 четверть - "Все умеем декламировать".

3 четверть - "Узнаем волшебные звуки".

4 четверть - "Все учимся петь".

1 четверть - "Слово, напев, движение в фольклоре".

2 четверть - "Выразим себя в фольклоре".

3 четверть - "Что такое ритм в фольклоре".

4 четверть - "Что такое народная музыкальная речь".

1 четверть - "Изображение трудового процесса в народных песнях".

2 четверть - "Речевая интонация в фольклоре".

3 четверть - "Образы музыкально-поэтического фольклора".

4 четверть - "Учимся плести веночки из народных песен".

1 четверть - "Найдем к каждой песне свой ключ".

2 четверть - "Календарная песня - зеркало жизни народа".

З четверть - "Народные песни в свадебном обряде".

4 четверть - "Народ - великий художник".

Естественно, что изучение предлагаемого материала должно проходить без формализма, на основе творческого подхода педагога к содержанию и методике работы с учащимися, с разработкой "подпрограммы", направленной на развитие навыков музыкальной деятельности, детских творческих проявлений, формирование представлений о музыкальном искусстве как эмоционально-образном, своеобразном отражении окружающей действительности.

Народное творчество покорит юных певцов родниковой чистотой интонационной и ритмической сферы, незатейливой красотой поэтических образов.

Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры - это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Очень интересно и увлекательно такое комплексное занятие как "Ярмарка". Звенят бубны, трещат ложки, пляшут скоморохи. И здесь же работают мастера - сами дети. Они расписывают городецкие доски, хохломские ложки, жостовские подносы .

В современной музыкальной педагогике совершенно справедливо указывается на то, что любая программа успешно реализуется только в том случае, если она отражает творческую индивидуальность учителя, воспринимается им как "своя", внедряемая в учебный процесс в живом общении с детьми.

Один из главных критериев в вопросе формирования репертуара - психофизиологические возможности детей.

При подборе песенного репертуара необходимо учитывать диапазон мелодии, интервальные ходы, продолжительность музыкальных фраз и трудность произнесения слов в песне. В произведениях для игр, упражнений, плясок обращается внимание на темповые и динамические изменения, постепенность усложнения движений.

Обязательным требованием к музыкальному репертуару является его доступность для детского восприятия и исполнения. Художественные образы, выражающие близкие детям чувства и мысли, понятная тематика должны соответствовать объёму представлений о жизненных явлениях, которыми располагает ребенок младшего школьного возраста.

Народная музыка всегда должна быть яркой, образной, предельно приближённой к переживаниям и интересам ребёнка, чтобы обогащать его в познавательном и эмоциональном отношении .

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу, повышает ответственность перед коллективом и товарищами.

Подбор репертуара для конкретного класса, хорового коллектива, юных солистов - дело творческое и далеко не столь легкое, как может показаться. Хорошо подобранный репертуар должен включать в себя песни напевные (кантиленные) и песни энергичные, бодрые. Однако важно не только разнообразие характера песен, но и их тематика. Для полноценного воспитания детей далеко не безразлично, о чём они будут петь. Особенно важно использовать песни на животрепещущие темы, которые роднят ребят с думами и чувствами всего народа, сближают школьную жизнь с событиями сегодняшнего дня. Что же касается интересов детей, то их следует не только учитывать, но и направлять.

Важной составляющей детского репертуара должны служить произведения народного детского музыкального творчества.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Термин детский фольклор был введен в нашей стране в научный обиход советскими учеными в начале ХХ века. Им обозначали произведения устной народной словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признан детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества .

Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народно - песенной художественной формы. Как самостоятельный пласт фольклора традиционное детское музыкальное творчество сложилось, с одной стороны, под непосредственным влиянием древнейших попевок, а с другой - явилось результатом своеобразного, глубоко оригинального детского мировосприятия, миропонимания. Основой детских закличек, приговорок, игровых припевов, колыбельных песен и шуточных скороговорок речитативного склада являются многократные повторы секундовых, терцовых, реже квартовых попевок. Строящиеся на напевных интонациях клича, они отражают естественные понижения и повышения разговорной речи (ходы на малую секунду). Доступные каждому ребенку секундовые и терцовые интонации детских песен подготавливают детей к более сложным по музыкальному языку мелодий. Ведь даже в песнях с широкими интонационными ходами роль секундовых сопряжений весьма значительна.

Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям того или иного ребенка. Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат - ведь большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным голосом, как можно громче.

Знакомясь с детским музыкально-поэтическим творчеством, необходимо учитывать, что значение его функциональное, утилитарное - оно призвано помочь интересней провести игру, организовать её. Песенки, припевки иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту - ведь в основе их понимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент .

Художественные формы, связанные с детской музыкально-поэтической, игровой культурой, составляют одну из интереснейших областей русского фольклора. Сопровождая с самого рождения рост и развитие ребенка, они прочно входили в сознание, формировали поведенческие нормы, жизненно-бытовой уклад детей сообразно общепринятой традиции. В лаконичных и простых на первый взгляд формах раннего детского пестования, игрового фольклора, в закличках, приговорках заключен богатейший, совершенно особый образно-поэтический мир.

Ведущими организующими факторами в напевах являются, во-первых, вербальное начало - сам стих, слово с особыми формами его произнесения, продиктованными жизненным смыслом, функциональным назначением того или иного фольклорного текста. Во-вторых, метро-ритмический строй, в основе которого легко обнаруживаются простейшие ритмопримитивы, связанные с различными формами движения, счётом .

Если понаблюдать за бытованием традиционного фольклора в детской среде, то можно заметить, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки птицам и животным. В таком, казалось бы, сугубо прозаическом жанре, каким являются сказки, множество песенок: поёт колобок, поёт козлятам коза.

Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления.

Всё это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование.