Духовный потенциал человека. Духовный потенциал русского народа

Проблемы развития духовного потенциала личности дошкольника - ценностно приоритетные на фоне общего упадка духовной культуры общества. Они актуализированы насущными потребностями времени и недостатком внимания к образовательной работы по этому направлению во всех звеньях образования и в частности в дошкольном. Само понятие духовность имеет сложные, многокомпонентные трактовки философского, психологического, педагогического направления.

Поскольку духовный потенциал личности проявляется через ее духовные потребности и ценности (интеллектуальные, моральные, эстетические), эмоциональную культуру, нравственные и эстетические идеалы, мировоззрение, способность к творчеству, основные пути его формирования в дошкольном детстве лежат в плоскости социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, художественно-эстетического и креативного развития ребенка. Реализация духовного потенциала и взрослого человека, и ребенка возможна на основе сложившейся (у дошкольника - заложенных основ) духовной культуры, компонентами которой является интеллектуальная, моральная, коммуникативная, художественно-эстетическая, национальная, семейно-бытовая, экологическая, правовая, христианская, морально-этическая культуры и тому подобное .

Прежде всего это касается процесса формирования у детей открытости к миру, воспитания навыков поведения, осознанного отношения к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию окружающей информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желание узнавать людей, правильно действовать. Позиция открытости к миру, принятие мира и себя является добром. Оно бесполезно, щедрое, не требует вознаграждения. Позиционирует как условие гармоничного сочетания человека и общества, достижения ими совершенства.

Доброжелательность начинается в практическом взаимодействии «ребенок-взрослый». Взрослый представляет для ребенка общество, занимает центральное место в ее внутреннем мире, выступает носителем информации учебно-воспитательного содержания. Специфической эмоционально-чувствительной привязанностью характеризуются отношения ребенка с родителями. Совместное переживание радости и забот способствует детскому пониманию правил общежития в семье, ответственности за благополучие другого. Ребенок приобретает опыт правильности поступка и, как следствие, уверенного поведения. На их основе разворачивается и совершенствуется система отношений дошкольника к действительности. Опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем он встречается в жизни, его открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношения к ней.

Большое влияние на духовное развитие ребенка имеет также окружающая среда (природа, маленькая семья, где ребенок родился, условия жизни). Природа, будучи средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляет на сбережения его богатств, вместе с тем содержит в себе огромный потенциал всестороннего развития личности .

Природа возбуждает любознательность ребенка, влияет на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы .

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, времени года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.

Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Привлечение ребенка к источникам духовности начинается с умения видеть красоту в окружающей среде: это и первый цветок, и нежный весенний листочек, и разноцветные деревья осенью, синее небо, и белоснежное покрывало зимы.

Восхищение природой родного края неразрывно связано с любовью к Родине. Ребенку свойственно инстинктивное интерес к месту, где он родился и живет, где родились его родители, родители родителей. Но патриотизм в его общечеловеческом смысле нужно воспитывать. В этом пригодятся рассказы об истории своего города или края, экскурсии к историческим памятникам, посещение театра.

Средством ценностного видения мира, становление национального характера, мировоззрения также яркое, образное родное слово.

Фольклор занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника. Детям доступны для понимания поговорки, пословицы, мирилки, дразнили, сказки, легенды. Если обзывалки (дразнилки) - это ответ ребенка на обиду, недоброжелательное отношение, недооценку добродетелей, желание восстановить справедливость через уязвимое слово, наказать обидчика, то мирилки используются с целью восстановления товарищеских взаимоотношений.

Мощным средством формирования духовных ценностей у дошкольников является региональная культурно-историческая среда, культурно-историческое наследие, культурно-историческое пространство. Особенности окружающей природы, менталитета, традиции бытия, художественно-эстетическое творчество родного края имеют значительный духовный влияние на детей. Принцип краеведения в работе с дошкольниками тесно связан с региональным подходом к отбору познавательно-воспитательного материала. В культурно-историческому наследию, как духовно-воспитательном средстве, заложены возможности формирования духовных ценностей детей и их семей .

Особое значение для формирования у детей дошкольного возраста духовных ценностей, учитывая их возрастные особенности (доминирование образного мышления, яркая творческое воображение, эмоционально насыщенные ощущения от общения с окружающим миром и способность к восприятию нового, яркого, красивого), имеет искусство. Именно различные виды искусства, которые являются составной культурно-исторического наследия региона, позволяют ребенку усвоить систему духовных ценностей, сформировать возвышенное, оптимистическое, радостное, одухотворенное восприятие действительности, понимание прекрасного в жизни и искусстве.

Таким образом, сложный процесс становления человека, формирования его духовности происходит под влиянием целого ряда условий (объективные природные и социальные факторы, в которых живет человек, воспитательное воздействие на личность, приобщение личности, формируется, к участию в практической деятельности, самовоспитания). Фундамент духовного мира личности составляют знания, ум, вера и убеждения. Вера и убеждения составляют основу формирования мировоззрения личности.

Нравственная воспитанность дошкольника является основой его духовно-душевного развития. Но наряду с этим следует признать, что именно духовно-душевное развитие ребенка, по сравнению с нравственным воспитанием, остается и поныне одним из наименее освоенных сфер педагогической работы. То есть, важно обучать малыша анализировать свои мысли, чувства, поступки и стремиться к высшему, чистого, хорошего. Формы и методы этой работы могут быть разными. Главное, чтобы они формировали у ребенка доброту, готовность всегда прийти на помощь, способность к жертвенности, желание больше отдавать, чем брать, умение понимать чувства других людей и признавать за ними право на собственную индивидуальность. Именно эти черты объединяют высокодуховных людей .

Поэтому главная задача ближайшего социума -- создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду .

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта.

Возрождение духовности, нравственности невозможно без включения в этот круг родителей как первых педагогов своих детей. Родительская общность - единственная, с которой ребенок связан всю свою жизнь, и именно ей он обязана своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Однако общественное сознание еще не готово принять идею духовно-нравственного отцовства как высшую человеческую ценность, принцип и даже парадигму духовно-нравственного возрождения семьи и общества.

Гуманизация пока во многом ограничивается внешними изменениями, не затрагивая глубинных основ взаимоотношений между людьми, в частности, в системе отношений «родители-ребенок». Поэтому психологическая и педагогическая задача укрепить понимание основ духовно-нравственной гуманной родительской педагогики, духовной гуманистической психологии отцовства.

Духовные и нравственные основы личности является условием целостности и саморазвития человека. К сожалению, вопросы духовно-нравственного развития родителей пока не решаются психолого-педагогической наукой и практикой так успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях.

Таким образом, структура духовности родителей может быть соотнесена со следующими компонентами:

Потребностно-ценностный компонент - потребности, ценностные ориентации;

Познавательно-интеллектуальный компонент - особенности умственной сферы (наблюдательность, критическое мышление, глубина, любознательность);

Волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, саморегуляция;

Деятельностный компонент - управление своим внутренним миром согласно духовных ценностных ориентаций;

Чувственно-эмоциональный компонент - эмоциональная сфера человека;

Гуманистический компонент - уважение, эмпатия, сочувствие;

Эстетический компонент - стремление, потребности в красоте и создание красоты.

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы он наполнял счастьем всю нашу жизнь.

С учетом возможностей и потребностей развития личности в период дошкольного детства процесс целенаправленного формирования духовного потенциала малыша должна ориентироваться прежде всего на следующие основные проявления.

Проявления духовного потенциала ребенка

Стремление познавать окружающий мир и себя в нем, глубже знакомиться с произведениями разных видов искусства;

Желание воспринимать и творить прекрасное, самостоятельно заниматься художественной деятельностью;

Понимание основных морально-этических норм и способность следовать им в своем поведении;

Уважительное и бережное отношение ко всему живому, неживой природы и предметов рукотворного мира, ответственность и другие базовые качества личности.

Семьи воспитанников и педагоги дошкольного учреждения - это окружение, которое производит существенное влияние на духовный мир ребенка в силу своего постоянного тесного контакта с малышами, высокого авторитета и доверия с их стороны.

Поэтому главная задача ближайшего социума - создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду.

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта .

Элементы христианства как средство формирования духовности

Следует согласиться с учеными и практиками, которые предлагают интегрировать в контекст духовного развития детей дошкольного возраста элементы религиозного просвещения, не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонение иконам, заучиванием молитвенных текстов и т. п. В то же время такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определить, к какой религии и каким образом привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).

Было бы мало). Я лишь призываю уделять больше внимания качеству, нежели количеству, развивать жизнеутверждающий духовный потенциал , связанный с нерелигиозным восприятием мироздания. К тому же, на принятие человеком какого-либо учения... "том" свете и с близкими людьми. Атеист не верит в подобные вещи, в результате чего он сталкивается со сложными духовными проблемами, связанными с неустойчивостью мира, смертностью человека, и, вследствии этого, с сомнениями относительно того, имеется ли в его...

https://www..html

С состоянием Равностности. Одновременно это состояние, когда главным остается служение другим людям и человек полностью проявлен в своей духовной потенции . Он свободен от отождествлений, желания быть кем-то и чем-то, но урок мудрости, полученный из кризиса, делает... называется высшим сознанием. Из-за того, что в кризисных состояниях присутствует как позитивный потенциал , так и опасность, человек, "обнаживший" свой духовный кризис, нуждается в умелом руководстве со стороны тех, кто имеет личный и...

https://www.сайт/psychology/14115

Бессознательных содержаний, в первую очередь процесса смерти-рождения. Чувство одиночества. Одиночество - еще один компонент духовного кризиса. Он может проявляться в широком диапазоне - от смутного ощущения своей отделенности от людей до... находятся за пределами предмета психологии или трактуются как психопатологические. Современная клиническая психиатрия не признает духовного потенциала кризисных проявлений и подходит к ним исключительно с биологических позиций. Кризис обозначает одновременно как...

https://www.сайт/psychology/14114

Мере на мгновение, соединиться с внутренним покоем, состраданием, сознанием единства со всем сущим и блаженством. Великие духовные учителя вовсе не являются абсолютно "чистыми" и "совершенными" существами, а просто превосходно дисциплинированными, не в... это удавалось раньше. Могут развиться их умственные и творческие способности. Они могут достигнуть глубокого понимания духовного потенциала человечества и способствовать углублению этого понимания в культуре, которая, к сожалению, слепа в этом...

https://www.сайт/psychology/15511

Или гениев, за которыми тянется клевета агрессивных посредственностей. Справедливо и другое – подлинно духовные люди никогда не нападают на таких же духовных . Историк Л. Н. Гумилев писал, например, что среди гонителей раннего христианства практически не... сущности человека. Однако, как правило, нападениям этого вида подвергаются люди, устремленные к совершенствованию, или духовно ищущие. Если человек ничего не ищет, не стремится к самосовершенствованию и вообще враждебен самой идее...

https://www..html

... : они разделили мир на квадраты и воюют за эти " квадраты" влияния. Причем эта война распространяется даже на духовные пространства. Смотрите война религии. Проблема не в ограниченных ресурсах а в правилах этой игры. Если бы правила этой... 50 лет а возможно даже меньше. Почему социалистический эксперимент провалился? Ответов много. Но всему виной духовный свет. Не вдаваясь в данный момент, духовный свет проникая в матрицу (человек) он воздействует на него двумя человеческими состояниями: это гифы...

https://www..html

... ДУХОВНЫЙ СВЕТ. Не кого не осуждающий, а призывающий к духовному процессу, к духовной революции. И если революции придерживались лозунга " грабь награбленное" то духовная революция, гласит, получай духовное , стремись к духовному свету, паче чем к богатству материальному. И получая духовный свет, начнешь и духовно расти и приобретать качества духовного ... делать, простому народу. Революция? Нет и еще раз нет. Мы духовно продвинутые говорим о том, о чем писали буддисты, христианские мистики и...

Определение понятия духовного потенциала. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень ее психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и его реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, его наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

Духовный потенциал как проявление уникальности лич­ности. Есть основание предполагать, что на степень разверну­тости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития ее социально зна­чимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, про­являющейся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами может быть измерен вклад творческой лич­ности в ту или иную область науки, литературы, искусства. "Талант, - отмечал Ги де Мопассан, - порождается ориги­нальностью, которая представляет собой особую манеру мыс­лить, видеть, понимать и оценивать" .

В сочетании индивидуальной неповторимости формы с со­циальной значимостью и богатством содержания - один из сек­ретов бессмертия гениальных творений. "В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, - писал академик Т. Пав­лов, - Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали его само-ч го в его личной жизни. Но одновременно в Героической симфо­нии (и не только в ней) Бетховен... отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чув­ства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени" .

Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творчес­кой личности, в цельности и глубине ее мировосприятия, в орга­ничности связи между ее мировосприятием и умонастроением эпохи - секрет влияния личности, ее духовной неповторимости.

Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовно­го потенциала личности можно было бы выразить так: это есть интегральная характеристика психических возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) ее самореализации.

Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определен­ной мере каждому человеку уже от природы, генетически.

На богатство и бесконечное разнообразие генофонда че­ловеческой индивидуальности обращает внимание Н. П. Дуби­нин. "Можно твердо сказать, - пишет он, - что в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей" .

Закономерный характер генетической неповторимости че­ловека подчеркивают и другие исследователи. В частности, то обстоятельство, что эволюция живого - это творческий процесс в том смысле, что "она создает новое, которое никогда ни существовало в прошлом... Генотип, генетические возможности каждого из нас абсолютно уникальны; они никогда не существовали раньше у другой личности, и в высшей степени невероятно, чтобы они снова сформировались у кого-нибудь а будущем" .

Это генетическое разнообразие человеческой индивидуальности так или иначе отражается и на многообразии психических свойств личности. Это, однако, не означает тождественности ге­нотипа и духовно-психической индивидуальности личности.

Самосознание личности как фактор развития ее духовно­го потенциала. Механизм самосознания, который является ус­ловием развертывания духовного потенциала личности, богатства ее внутреннего мира, уходит своими корнями уже в самочувствие ребенка, который научается отделять себя от окружающего, у которого формируется стремление сохранять внутреннюю сбалансированность и себетождественность. "...Из детского самочувствия, - писал И. М. Сеченов, - родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, ана­лизировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, - сло­вом, изучать акт собственного сознания" .

Однако при всей важности генетических, физиологичес­ких предпосылок и общепсихологических механизмов, которые обеспечивают реализацию духовного потенциала личности, его природа далеко не исчерпывается этим.

Духовный потенциал личности не есть результат простой реализации генетических предпосылок. Гораздо в большей сте­пени он, как уже отмечалось, продукт всего жизненного пути человека, обусловленный сложным переплетением обстоя­тельств его социального бытия. Это значит, что правомерно говорить не только о реализации и развертывании социально-психологических предпосылок духовного потенциала личнос­ти, но и об их формировании, которое представляет собой столь же закономерный и естественный процесс, как и развитие ее задатков, потребностей и способностей.

Между духовным потенциалом личности как внутренней, психической возможности ее развития и практической реализа­цией последней всегда существует определенная дистанция. Ее преодоление зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является активная практическая деятельность чело­века, направленная на развитие и реализацию его творческих сил и способностей.

Все началось с того, что я осознал острую потребность разобраться в себе, найти свой путь и составить «карту», по которой могу всегда ориентироваться по жизни. Мои ценности, - то что по-настоящему значимо для меня в жизни, - стали моей «картой». Вернее, они уже являлись моей «картой», так как определяли каждый мой выбор. Но проблема была в том, что я не осознавал, какие из них были истинными, а какие – навязанные массовой культурой и социумом, спонтанно укоренившиеся во мне.

«Измените свои ценности – и вы измените свою жизнь» Энтони Роббинс

Выбор, который противоречит истинным ценностям, приводит к неудовлетворению и огорчению. Осознав это, я решил разобраться что же такое истинные ценности, в чем их суть и как их проявлять, то есть жить в соответствии с ними. С этой целью я изучил множество книг-бестселлеров «о самом главном в жизни», биографии людей, повлиявших на умы и сердца миллионов людей, а так же привлек свой опыт и наблюдения. В результате родился этот проект, в котором я раскрываю суть и принципы истинных ценностей человека, и то, как жить в соответствии с ними.

Наши ценности – это фундамент нашей личности. Меняя ценности, меняемся мы сами и наша жизнь. Я предлагаю вам по-новому взглянуть на себя и то, что для вас по-настоящему важно в жизни. Пересмотреть свои ценности, и расставить приоритеты так, чтобы заложить и укрепить фундамент счастливой и гармоничной жизни.

Эта первая статья и глава будущей книги об истинных ценностях человека, где я раскрываю одну из самым значимых, на мой взгляд, ценностей - «духовный рост» («духовность»).

Как раскрыть в себе духовный потенциал.

Хотите разобраться в себе, снять стресс, избавиться от страхов, почувствовать счастье и гармонию? Тогда выберете день и посвятите его своей душе. Эта статья раскрывает суть и основные принципы духовного роста человека. Аффирмации (фразы для многократного повторения) и практические методы, приведенные в статье, раскроют в вас духовный потенциал и познакомят вас с вашим истинным Я.

  • Читайте также:

Итак, что же такое духовный рост? В чем суть?

В каждом человеке происходит борьба Эго с его истинным Я. Эго всегда хочет управлять и нуждается в постоянном одобрении со стороны. Истинное Я, напротив, невосприимчива к критике и его не пугают никакие испытания. Эго – это ваш собственный воображаемый образ, это ваша социальная маска. Истинное Я – это ваш дух, ваша душа. Эго живет в страхе, истинное Я – в любви. Подлинное бесстрашие и свободу мы получаем тогда, когда нашей точкой отсчета становится не Эго, а наше истинное Я.

«Я - это вечная частица духа» (ведический афоризм, «ахам брахмасми»)

Источник нашего сознания - бессмертная душа, а тело подобно ее временным одеждам. И какими бы материальными богатствами мы не обладали, все это рано или поздно исчезнет. Если вашей точкой отсчета является Эго, то вас будут волновать, прежде всего, успех, деньги, слава и телесные наслаждения. Если же точкой отсчета является истинное Я, то вас будет волновать только один вопрос: «Почему я существую на земле? »

«Я Будда, - и ты тоже Будда… Просто ты пока еще не понял этого », - говорил великий учитель своим ученикам.

Страдание и страхи появляются в результате погони за материальным благополучием и озабоченности, прежде всего, вещами, а не душой. Тогда, как первичный смысл и цель жизни заключается в том, чтобы осознать, что мы не человеческие существа, получающие духовный опыт, а духовные существа, получающие человеческий опыт.

«Самый богатый на свете человек - это не тот, кто больше всех имеет, а тот, кто меньше всех нуждается » (Робин Шарма)

Принципы:

Жизнь - это школа взросления и все, происходящее с нами, прекрасно.

Человек – не завершен. Он совершает переход от животного к духовному существованию.

Бог (или Богиня) в эмбриональном состоянии живет в каждом человеке.

Задача человека – раскрыть в себе божественный потенциал, через познание своего Истинного Я, своей души.

Не научившись управлять собой, своими мыслями и чувствами, невозможно достигнуть духовной самореализации.

Применение: Аффирмации

*Я больше, чем то, чем я кажусь. Во мне вся сила и мощь мира.

*Я направляю внимание на дух внутри меня, который оживляет мое тело и мой разум.

*Я любовно питаю Бога (богиню), живущего в эмбриональном состоянии в глубине моей души.

*С каждым днем я раскрываю себя все шире: свой потенциал, свои любовь и силу, все лучшее в себе.

*Я – духовное существо. Мой потенциал безграничен.

*Все, что позади меня и все, что впереди меня, значит не так много по сравнению с тем, что внутри меня.

Практика:

1. Дневник духовного роста

Начните вести дневник духовного роста. Каждый день записывайте в нем свои открытия, наблюдения и внутренние изменения. Отмечая свой духовный рост и степень самораскрытия, вы начнете лучше понимать себя, других и окружающий мир.

Библиографическое описание: Хайбулкина Т. В., Вихирева С. В. Духовный потенциал современного человека. Возможности и проявления // Юный ученый. — 2016. — №4. — С. 93-95..04.2019).





Мы живём в такое время, когда изобилие всего вокруг - мыслей, книг, музыки - скрывает от нас тот простой факт, что мы находимся в пустыне, где мало что может взволновать человека и мало что его может затронуть по-настоящему.

Илья Кормильцев

Что мы видим? Что происходит вокруг? Оскудение духовности, войны, то есть - потеря своих корней. Если у растения плохая корневая система, оно не выдержит сильного ветра. Прогресс своей порывистостью выбивает из наших рук последнее, самое ценное, забирает нашу душу. Развивая внешнее, очень часто получается так, что человек теряет внутреннее. А что такое внутреннее? Это способность творить, созерцать прекрасное и выявлять в себе самом духовный потенциал. Для этого человеку нужно быть восприимчивым и открытым, что крайне сложно осуществить, живя в современном обществе.

С каждым годом цивилизационный прогресс ускоряется. Теперь он дошёл уже и до детей. Почти с двух лет они знают, что такое планшет, Интернет и как ими пользоваться. Я считаю, что говорить о духовности - важно, нужно и своевременно.

Рабочая гипотеза: Физические потребности человека, его нравственные установки накладывают отпечаток на его отношение к духовности, что в конечном итоге формирует его жизненное кредо.

Что такое духовность и как ее обычно трактуют? «Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности». (Общая психология. Словарь)

Из интернета: «Духовность - это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось».

В общем смысле, можно сказать, что духовность - это совокупность работы над собой и поиска себя, которая даёт человеку способность тонко чувствовать, слышать и понимать свой внутренний и окружающий мир, события, в нём происходящие, то есть восприимчивость и освобождение от своих непривлекательных качеств, полноценность своего «Я» и единение с беспредельным.

Что даёт душе пищу? Это и прочитанные книги, увиденные фильмы и картины, услышанные песни и музыка. Словом, всё то, что человек называет творчеством. Чем отличалось творчество во времена старших поколений от творчества нашего времени? Была в нём некая особенная глубина, не понятная нам душевность, неспешность, мелодичность. Сейчас скорости возросли, и естественным образом убыстряется восприятие мира, отражение его в современных видах искусства. Новое поколение редко сталкивается с творчеством прошлого, практически его не замечая, потому что современные скорости диктуют свои правила. Новые формы внутреннего выражения, такие как: реп, постмодернизм и прочая технократия, - не дают нынешнему творчеству внутренней глубины, используя лишь внешние способы реализации. В наш век капитала творчество получило товарный знак, или себестоимость, - оно стало продаваться. Однако же, общество не совсем окружило себя новыми видами искусства, потому что есть среди молодых людей те, кого творчество прошлых поколений не оставляет равнодушным, ведь творчество - это душа человека, предельная открытость и честность, а разве душа, которой платят, чтобы она производила то, что нужно другим, проданная душа есть душа? Теперь же это диктат рынка над свободой самовыражения.

Да, всё в человеческом мире движется быстрее того, что уже пройдено, но что же в это время происходит с духовностью? Что же действительно важно для современного человека, каковы его ценности сейчас, в сложившейся обстановке, и на что направлены - на созидание или разрушение?

Человек приходит на эту Землю с огромным потенциалом, который ему обязательно надо на что-то направить, иначе он будет чувствовать себя никчёмным.

Я считаю, что этот потенциал нужно направить на свою устремлённость, потому что она действительно расширяет человека. Реализация, духовный рост, очищение себя от надуманного, не естественного.

Творчество бывает разным. На данном этапе своего развития я разделила творческих людей на четыре группы:

  1. Несчастные - люди-разрушители. Те, кто выкладывает в творчество своё негатив, чтобы стало легче. Не считаю это творчеством, но всё же стоит упомянуть.
  2. Люди-метафоры. Те, кто гонится за формами. Например, в стихах - красивые выражения, а в музыки - различные красивые приёмы пения.
  3. Люди как передатчики созданного. У таких людей творческий процесс в том, что они поют или читают чужие произведения. Передают культуру, корни, прекрасное. Вкладывают в чужое своё мировоззрение. И это становится их творчеством, неповторимым.
  4. Творцы. Эти люди не думают о том, что они будут десятыми, двадцатыми, сотыми в своём деле, но кропотливо работают над ним, стараются сказать, «глаголом жечь сердца людей», услышать и внести в этот мир. Это творчество не может быть похожим на чьё-то, оно в любом случае остаётся их творчеством, потому что они вынимают его из своего сердца.

Самая высшая цель человеческой жизни - стать творцом. Это - духовность, работа над собой, с собой, чувствование мира.

Человек всегда ищет, изучает себя и мир. И он не может жить без этого внутреннего стремления выразить свой потенциал. Конечно, поиск происходит на разных уровнях. Всё зависит от внутреннего, духовного возраста. Главное, что я выяснила, это то, что поиск этот не прекращается и играет очень важную роль в жизни людей.

Конечно, в связи с тем, что мы живём в материальном мире, людей очень привлекает материальное. Они в этом нуждаются и верят больше в видимое, чем в невидимое, потому что его можно потрогать и понять. Невидимому же пока не вполне доверяют и не могут идти за ним полноценно.

Карьера и семья, а также общественные ценности и традиции, внушённые нам с детства, очень важны. Для современного человека это является жизненным фундаментом, на котором держится всё его существование и зависит состояние счастья и несчастья.

Нельзя в этом вопросе делать строгих выводов, но можно наблюдать за движением человеческого сознания. Каждый находится на своём уровне и поэтому потенциалы разнообразны. Кто-то живёт в своей скорлупе, кто-то позиционирует себя с обществом, а кто-то выбрал трудную дорогу поиска себя. Так или иначе, но человек по-прежнему остаётся сложным существом со своим сложным внутренним многообразием, который не оставляет надежды найти своё счастье.

Мне приснился сон: я услышал звук

И пошёл за ним, и лишился мук,

И лишился рук - вместо них крыла...

Значит, ожила та моя мечта!

Предо мной теперь только два пути:

Смерть и пустота, если не идти,