Дидактические игры с детьми 2 лет. Большой – маленький. Дидактическая игра «Кукла Маша варит борщ»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ «Теремок»

Усольцева В.В

ЯНАО, г. Ноябрьск.

Девочка разбила чашку (на развитие речи).

Воспитатель показывает картинку, на которой изображена девочка, уронившая чашку. Рассказывает: «Несла девочка чашку. Чашка упала и разбилась.

Ой! – испугалась девочка.

Ай – я – я – яй! – сказала мама».

Воспитатель предлагает детям повторить, что сказала девочка, уронившая чашку, и что сказала мама. После совместного повторения несколько детей произносят междометия индивидуально.

Как гудит паровозик (тикают часы)?

Воспитатель напоминает детям, как гудит паровозик (протяжно произносит звук (у)), и предлагает также протяжно, громко воспроизводить этот звук.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как тикают часы (большие и маленькие), произносит звукосочетания с различной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик – так то громко, то тихо, то быстро, то медленно). Если ребенок ошибается, остальные дети его поправляют.

Как машина зверят катала (игра – инсценировка).

Воспитатель ставит перед детьми большой грузовик с открытым кузовом. Недалеко от машины на видном месте он размещает игрушку: белочку, медвежонка, зайчика, ежика. Дети называют их.

Воспитатель сажает в машину зверей и катает их вперед – назад, называя при этом свои действия и побуждая детей повторять за ним: «Стоит на дороге машина, - начинает рассказывать педагог. – Сама синяя, а кузов (показ, пауза)..желтый, колеса (показ, пауза).. красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай да машина! Сами расскажите, какая. (Несколько детей дают описание машины). Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в машину. А машина и поехала: вперед – назад, вперед – назад. (Педагог катает машину, дети произносят вперед – назад). Остановилась машина. «Идите, идите сюда», - зовет зверей белочка.

Следующим в машину прыгнул…(«зайчик»). Стали они кататься вдвоем. Вперед - назад (повторяют три – четыре раза). Тут прибежал…(«мишка»).

Стали звери втроем. Вперед – назад… (затем в машине появляется ежонок). Стали кататься звери вчетвером. Вперед – назад.

Накатались зверюшки, устали. Первой из машины выпрыгнула белочка. За ней зайчик. Потом слез медвежонок. А ежик прыгать не умеет, никак не может слезть. Сидит, чуть не плачет! И медвежонок, вот умница – то! Как его назвала, похвалила.. (хоровой и индивидуальные ответы). Вернулся и: протянул ежонку лапу. Вот так! (Показ). Воспитанные звери и люди всегда помогают друг другу. Что делают?. Только ежонок вышел из машины, она и уехала. А звери стояли и смотрели ей вслед. «До свидания, синяя машина. Спасибо тебе!» - вдруг закричал зайчишка. И остальные звери присоединились к нему. Что они закричали?»

Каким бывает снег.

Воспитатель показывает детям опыт (снег, принесенный в ведерке с улицы, тает, а на дне ведерка оседает грязь) и предлагает ознакомиться с правилами безопасного обращения со снегом.

Нельзя валяться на снегу, потому что он холодный. Вы можете замерзнуть и заболеть!

Нельзя есть снег, потому что вместе со снегом грязь, которую вы видели в ведерке, попадает к вам в рот. Вы можете заболеть.

Кто позвал?

Педагог достает фигурку волка и объясняет правила игры, которые состоят в следующем. Выбирается водящий. Он стоит спиной к детям и не видит, кому воспитатель передает волка. Ребенок, получивший фигурку, произносит «грубым» голосом слова:

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Водящий, не оборачиваясь, должен угадать по голосу, кто из детей подражал волку. Если он ошибается, ему предлагают еще одно задание. Если он вторично ошибается, водящего заменяют Для таких детей воспитатель должен планировать специальные задания на развитие слухового внимания. Если водящий сразу узнал товарища по голосу, опознанный занимает его место.

Куда что положить.

Перед детьми красивая коробка. Воспитатель раскрывает ее и показывает, что в ней лежит. Поочередно достает три предмета, спрашивает: «Что это? Зачем нужен (нужно)?». Выслушивает ответы, уточняет их. Объясняет, что посуду надо ставить на поднос, одежду лучше повесить или положить в шкаф, а овощи сложить в корзинку. Уточняет, куда что следует положить (повесить). Например: «Да это тарелка. Глубокая тарелка. Из глубокой тарелки едят суп (в нее наливают суп). Это посуда. Поставим ее на поднос».

Педагог вызывает ребенка, предлагает ему взять из коробки любой предмет, назвать его, объяснить назначение и положить туда, где лежит аналогичная вещь (посуда, одежда, овощ). Оценивая ответы детей, воспитатель еще раз объясняет детям, какой группе относится выбранный ребенком предмет.

После того, как на подносе, в корзине и шкафу появится по три предмета, воспитатель предлагает всем детям взять из коробки по предмету и разложить их. Проверяет, как выполнено задание. Помогает допустившим ошибки. Для этих детей упражнение предлагается еще раз. Воспитатель показывает поднос и просит перечислить стоящую на нем посуду, затем овощи, одежду. Уточняет: посуда – это чашка, стакан, тарелка, кружка и т. д.

Собачка.

Воспитатель в руках держит собачку и говорит:

«Гав – гав!». «Кто там?».

«Это песик в гости к вам»

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает» и говорит ребенку «спасибо».

Воспитатель предлагает вспомнить, как лает собака, тявкает щенок, квакает лягушка, тикают часы (большие и маленькие), стучит молоточек. После произнесения детьми данных звукоподражаний педагог предлагает отгадать, чей голос они слышат (произносит в произвольном порядке разные звукоподражания: аф – аф – громко, тяф – тяф – тихо, тук – тук – тук – с различной громкостью и скоростью). Дети не только должны назвать, к какому животному или предмету относится звукоподражание, но и сказать, большой или маленький предмет.

Некоторым детям даются задания воспроизвести в той или иной громкости или скорости разные звукосочетания: «Скажи, как тикают большие часы; как квакает маленький лягушонок и т.д.».

Чудесная коробочка.

Воспитатель рассказывает, что у него есть чудесная коробочка (мешочек), где лежит много интересных игрушек. «Сейчас мы все посмотрим, что в ней находится», - говорит педагог. Достает игрушку и спрашивает, что это. Дети хором отвечают. Потом воспитатель предлагает нескольким детям (поочередно) самостоятельно вынуть из коробки игрушку, показать ее всем присутствующим и сказать, что достал, зачем она нужна эта вещь (из кубиков строят дом, ленту завязывают бант, в ванне моют куклу и т. д.).

Далее детям раздают по картинке, из них нарисованы банка, дом, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок и др. Воспитатель спрашивает: «У кого то, в чем можно пойти гулять?» (Дети называют пальто, ботинки); «У кого то, во что можно налить воды и поставить цветы?»; «У кого птица, которая может кукарекать?»; (Дети сначала индивидуально, а затем хором произносят названия предметов, игрушек).

Воспитатель на стол ставит две игрушки: часы и лягушку. Затем он дважды читает загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: «На стене висят, тик – так говорят «часы)». После того как дети ответят, их вниманию предлагается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква – ква – ква (лягушка)».

Дети на прогулке.

Учить детей создавать в воображении образы на основе схематичных изображений предметов. Предлагается несколько картинок такой величины, чтобы они были хорошо видны всем детям. На каждой изображен ребенок (мальчик или девочка), в руке у которого недорисованный предмет. Детям предлагается угадать его.

Дорожные знаки.

Учить ориентироваться в дорожной ситуации, соблюдать Правила дорожного движения, контролировать выполнение правил другими. На полу раскладывают дорогу, расставляют макеты домов, дорожные знаки, вспоминают правила работы светофора, нарушавших правила движения задерживают. Игру повторяют до тех пор, пока не научатся выполнять Правила дорожного движения.

Игра с матрешкой.

Дети совершают действия с матрешками (танцуют, поют). Педагог демонстрирует два домика, две елочки разной величины и просит детей поселить в домики матрешек. Составляет рассказ, а дети его дополняют.

Игровые ситуации с использованием персонажа: «Ослик» (упражнение на звукопроизношение).

Воспитатель просит вспомнить, как кричит лошадка: протяжно произносит звук (и); побуждает рассмотреть ослика, его длинные уши, подражать ослику, крича: и – о – о. Приглашает зайчика поиграть с осликом. Дети сравнивают уши и хвосты животных (у ослика длинные уши, у зайчика короткий хвост).

Большой – маленький.

Подобрать одинаковые предметы по парам (большой маленький), расставить их на столе.

Кто в домике живет?

Детям раздаются картинки с изображением лесных зверей, показывают изображение домика, спрашивают, кто в домике живет. (нора – лиса, дупло – белка, берлога – медведь).

Лесенка.

Показать ребенка, как можно построить лесенку, прикладывая один брусок к другому (начиная с самого тонкого и заканчивая самым толстым). Взять игрушку кошку и показать малышу, как она поднимается по лесенке, а потом спрыгивает с верхней ступеньки вниз. Одновременно произносить слова: топ – топ – топ, прыг – скок! Предложить ребенку повторить эти действия, комментируя их. Как бы случайно, одним движением сломать лесенку. Сказать: «Ой, сломалась!» - и попросить ребенка починить ее. При выкладывании ступеней уточнить у малыша: «Где маленькая ступенька, где побольше, а где самая большая?» Когда лесенка будет восстановлена, повторить игру.

Мы едем в лес на велосипедах

(игра на воображение).

Вопросы: Хотите погулять в лесу? На чем можно доехать до леса? Лучше всего на велосипеде, почему? (Не надо бензина, проедет по узкой дорожке, весело, не шумит).

Опыт с предметами (тонут/ не тонут, плавают).

Воспитатель читает потешку, одновременно выполняя действия по умыванию, ставит таз с водой на стол. «Кукла умылась, развеселилась, стала играть в мяч. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой. Кукла испугалась – утонет мяч». Дети подходят к тазу с водой и видят, что мяч плавает, не тонет. «Кукла решила, что и машинка не утонет, а она утонула, как и шарик». Вывод: машинка утонула, шарик утонул, а мячик плавает.

Отгадай и назови.

Воспитатель просит детей показать картинки с изображением вещей, которые можно гладить (платье, фартук, платочек и т.д.). Далее просит показать и назвать то, что можно резать ножом (сыр, хлеб, арбуз и т.д.). В конце игры делает вывод, что можно резать, а что гладить.

Поезд путешествует по нашей группе.

Материалы и оборудование: план группы (на нем обозначены двери, окна, кукольный уголок, уголок конструирования). Стрелки.

Воспитатель говорит: «Сегодня мы поиграем в поезд. Вы будетевагончики, а я – паровоз. Поезд поедет туда, куда показывает стрелка».

Прочерчивает на плане путь поезда от двери через комнату по диагонали в угол, затем вдоль одной из стен до другого угла, снова по диагонали через группу в противоположный угол и опять вдоль стен.

Покажи мне, как ты…

Эта игра поможет ребенку следовать Вашим указаниям, прислушиваясь к тому, что Вы ему говорите. Начинайте каждое указание со слов: «Покажите мне, как ты…» («Покажи мне, как ты дотягиваешься головкой до плеча, касаешься ухом стула, дотрагиваешься до маминого носа»). Давая указания, сами выполняйте все эти действия, чтобы малыш мог подражать Вам. Хвалите ребенка каждый раз, когда ему удается выполнить то или иное действие правильно.

Поможем Маше собраться на прогулку.

Воспитатель знакомит детей с куклой Машей, побуждая их здороваться и представляться. С помощью взрослого вещи куклы складываются в игрушечную мебель – шкафчик. Впоследствии с воспитателем рассматривается алгоритм одевания на прогулку.

Скажи какой.

Взрослый достает предмет из коробки и называет, а ребенок должен назвать его признаки: груша – желтая, мягкая, вкусная и т.д.

Сложи узор.

Воспитатель просит детей сложить узор из 5 кубиков по схеме, но сам создает неправильный узор. Дети должны найти и исправить ошибку.

Угадай, кто это.

Учить различать и называть гуся, утку, курицу. Гусь – белый, с красным клювом, у него длинная шея. У утки клюв похож на лопату, ноги короткие, лапы с перепонками. У курочки клюв маленький, ножки длинные и тонкие, на лапах коготки.

Чего не стало.

Перед детьми в ряд выставляются игрушки, посуда или овощи.. Попросить детей назвать каждый предмет, а потом закрыть глаза и убрать один из предметов.. Спросить: чего не стало.

Что изменилось? (на внимание).

На столе разложены игрушки. Попросить детей закрыть глаза, убрать одну игрушку. Спросить: «Что изменилось?».

Выбери предмет

(дидактическое упражнение).

На столе разложены различные предметы. Предложите детям выбрать только те предметы, которые помогут им утром умыться (мыло, полотенце, зубная щетка, паста), или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Буратино – путешественник

(игровая ситуация с использованием персонажа).

Воспитатель . Буратино путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

Буратино. Я зашел в в комнату, где дети:

Засучив рукава, намыливают руки, вытираются..

Зевают, отдыхают, спят…

Пляшут, поют, кружатся..

Был я в детском саду, когда дет:

Приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

Обедают, благодарят….

Одеваются, прощаются…

Лепят снежную бабу, катаются на санках.

В гости пришел Петушок

(игра на ознакомление с окружающим).

Взрослый держит игрушечного петушка, поет песенку, «клюет зернышки» из ладошек детей. Дети помогают петь песню и гладить петушка. Рассматривают курочку, цыплят и петушка. Вспоминают, кто как кричит. Озвучивают:

Ку –ка – ре – ку!

Ко – ко – ко!

Цып – цып – цып, - хозяйка так зовет. Зовем тихо и громко, делаем движения руками – сыплем зернышки, а потом пальчиками «клюем».

Клю – клю – клю.

Дети еще раз просматривают картинки, запоминают, что петух и курица домашние птицы.

Зачем разводят домашних птиц? (Для того чтобы получать яйца, мясо, перо)

Где живут домашние птицы? (В курятнике).

Педагог показывает картинку с изображением курятника.

Кукла Галя недовольна

(игра с игрушками в подготовленной взрослыми ситуации).

Разложить на столе игрушки, с которыми могла бы поиграть кукла Галя: мячик, машинку, кубики, мишку, зайку, слоника – по выбору. В стороне от них сидит кукла Галя, с недовольным видом, отвернувшись в сторону от остальных игрушек или боком, на другие игрушки не «смотрит».

Воспитатель привлекает внимание детей: «Сколько игрушек! Это что? Мяч. Вот как он скачет (играет с мячом). А это что? Машина (катает машину, гудит «би – би»). А это кубики (с ребенком рассматривает и называет все игрушки, кроме Гали). А это кто? Да это же Галя! Здравствуй, Галя! Галя, ты почему не отвечаешь? Не хочет Галя нам отвечать. И от игрушек отвернулась. Не смотрит Галя на игрушки, не хочет с ними играть. Огорчились игрушки. Мишке грустно, мишка чуть не плачет. И слоник огорчился. Что случилось, Галя? (Берет Галю на руки, осматривает ее, трогает ей лоб). Все понятно. Галя гуляла под дождем, вот и простудилась. Заболела Галя. Лоб у Гали горячий. Голова у Гали болит. Надо нашу Галю в кроватку положить (раздевают Галю, укладывают в кровать).

(на сенсорное развитие).

Дети распределяются по двое (трое) и, встав у приподнятого края ската, по сигналу взрослого пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость.

Так ребенок опытном путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость их передвижения зависит от силы толчка.

Затем малыш испытывает свою машинку. Дети отмечают, какого цвета машинка уехала дальше.

Чудесный мешочек.

В нем игрушечные овощи и фрукты, посуда. Ребенок на ощупь узнает предмет, называет его, затем достает и убеждается в правильности своего ответа.

Транспорт

(дидактическое упражнение).

Воспитатель достает из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривает и отмечает материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Затем просит выделить их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и различия.

Сорока.

Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам мыльце.

Сорока . Не дам, не отдам. Возьму ваше мыльце.

Отдам моему сорочонку умыться.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам иголку!

Сорока . Не дам, не отдам. Возьму я иголку

Сорочку сошью своему сорочонку.

Дети . Сорока, сорока, отдай нам очки.

Сорока . Не дам, не отдам. Я сама без очков,

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Дети. Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Отдам сорочонку - звони мой сыночек.

Воспитатель. Ты сорока, не спеши, ты у деток попроси.

Все тебя они поймут. Все, что надо, подадут.

Что хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…)

Дети, что для этого нужно сороке?

Дети называют и приносят все предметы. Сорока благодарит и улетают.

Собери пирамиду из кубиков

(развивающая игра).

Взрослый обращает внимание детей на то, что у них есть кубики разной величины. Дает возможность рассмотреть их, поставить один на другой, приложить один к другому, постучать один о другой и прислушаться к издаваемым звукам. «Покажите самый большой кубик. Какой поменьше? Самый маленький какой?» - спрашивает взрослый. Учит детей сравнивать предметы по величине разными способами. Предлагает составить пирамидку, последовательно самый большой кубик, поменьше и маленький, затем произвольно. В конце занятия взрослый предлагает собрать пирамидку, располагая кубики в порядке уменьшения их величины, т.е. в определенной последовательности.

Свойства красок

(игра – эксперимент).

Каждый ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать (рисование по замыслу); моет кисточку в стакане, таким образом, у каждого образуется своя «цветная водичка». Рисунки детей раскладывают на столах для просушивания. Воспитатель ставит все стаканы с цветной водой на один поднос. Сбирает вокруг себя детей и предлагает посмотреть «фокус». Взрослый наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку («Кто рисовал красной краской? Оля. Это ее цвет!») и туда же добавляет желтую воду (Чья желтая водичка? Юлина!»). Спрашивает: «Что у вас получилось? Какой цвет водички? Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый создает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т. д.

Прятки

Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им»У нас в группе поселились неизвестные гости. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто – то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдет на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто – то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски). Кто – то под кукольной кроватью; кто – то на столе; что стоит справа от меня.

Постройка домика для лесных зверюшек (конструктивная игра).

Зайчик. Дети, какие это фигуры? (Треугольники). Какого они цвета? (Зеленого.) А что же из них можно построить? (Елочки.) Сделаем их красивыми, пушистыми, с зелеными иголками.

Дети конструируют из зеленых треугольников елочки.

Лиса . Спасибо за елочки. Вот только мы не знаем, как починить наши домики. У нас есть фигуры. Я не знаю, как они называются. А вы знаете? Какая это фигура? Какого она цвета? Постройте домик для меня.

Один из детей строит домик для лисички. Воспитатель сопровождает «строительство» чтением четверостишия.

Взял треугольник и квадрат,

Из них построим дом. И вот,

Ты этому, конечно, рад

(обращаясь к кому – нибудь из детей),

Теперь лисичка (мишутка, зайчишка, волчонок) в нем живет.

Построй башенку для Петрушки

(развивающая игровая ситуация с использованием игрового персонажа).

Взрослый показывает: у каждого ребенка есть полые кубики и колпачки (конусы), предлагает построить из них башенки. Вначале из кубиков. Показывает образец на своем материале. Затем побуждает детей выбрать кубики и вложить меньший кубик в большой.

Во второй части занятия дети строят башенки из конусов. Взрослый обещает внимание на две различные башенки, предлагает их рассмотреть.

В конце занятия дети разбирают башенки, меньшую деталь в большую; в результате получается пара вложенных один в другой кубиков и пара вложенных конусов.

Магазин игрушек

(на развитие речи).

Из кубиков или строительного набора строится лестница, на ее ступеньках размещаются мелкие игрушки: машинки, мячики, пирамидка, юла, кукольная посуда и т.д. Это «Магазин». В стороне «больная» кукла Галя лежит в кроватке, возле кроватки сидит мишка, Петрушка, зайка (набор игрушек может быть другим, в зависимости от того, какие игрушки у вас есть).

Воспитатель . Заболела наша Галя. Лежит Галя в кроватке. Скучно Гале. Мишка жалеет Галю. Захотел мишка новую игрушку Гале подарить. Встал и пошел в магазин (мишка идет). Вот какой магазин!

Мишка относит Гале пирамидку. Остальные игрушки тоже идут в «магазин» и покупают игрушки.

Воспитатель. Теперь Гале будет весело. А что вы (обращается к детям) хотите купить в магазине?

Матрешки

(математическая игра).

Взрослый обращает внимание детей на красивые матрешки, которые стоят на середине стола, предлагая каждому ребенку взять по одной. Встряхивает матрешку, имитирует голосом стук: «Тук – тук – тук! Кто там?» Открывает матрешку: «В гости к нам пришли две матрешки». Дети делают то же самое. Взрослый следит за тем, чтобы все открыли первую матрешку и достали из нее вторую. Помогает тем, кто не может справиться с заданием самостоятельно. Когда перед каждым ребенком окажется вторая матрешка, взрослый предлагает соединить части большой матрешки, правильно совместив ее руки и фартучек. Сам демонстрирует этот момент: высоко поднимает матрешку, ставит на ладонь и поворачивает так, чтобы все дети видели совместившиеся части рисунка.

Много – мало.

Вместе с малышом погрузите в маленькую машинку 3 кубика, а в большую машинку 5 кубиков. Покажите ребенку, что в одной мало кубиков, а в другой – много. Скажите: «Давай отвезем кубики мишке!» Отвезите кубики мишке. Выгрузите из большой машины: «Вот тебе, мишка, много кубиков!» Затем выгрузите из маленькой: «А тут мало!» В следующий раз погрузите в маленькую машину много кубиков (4 – 5), а в большую поменьше (2 – 3). Покажите ребенку, что теперь в большой машине мало кубиков, а в маленькой много. Можно предложить ребенку сделать так, чтобы в обеих машинах кубиков было поровну. Скажите: «Одинаково! Поровну!» В одну из машин (любую) положите еще два кубика. Покажите: «Теперь здесь больше!» Добавляя разное количество кубиков в машинки, можно несколько раз смотреть с малышом, где больше, а где меньше. Далее детям предлагается сюжетная игра «Строители»

Подарим зайке игрушки

(на развитие речи).

Воспитатель предлагает посмотреть детям, какой красивый зайка, он пришел к ним в гости.

Какие у зайки ушки? (Длинные, пушистые)). Зайка любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем зайку в одинакового цвета одежду. (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета) . Далее дети выбирают из чудесного мешочка для зайца игрушки – подарки, называя их и подбирая по цвету к цвету одежды. (Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.).

Найди такой же предмет

(на сенсорное развитие).

По всей групповой комнате разложены различные игрушки. Взрослый показывает детям, например, красный флажок и просит принести игрушки такого же цвета; ставит флажок на середину стола и принимает участие в игре. Когда ребенок игрушку, взрослый прикладывает к ней флажок и говорит: «Правильно, ты принес шарик такого же цвета, как и флажок. Красный флажок и красный шарик». Располагает игрушку рядом с флажком. Если же цвет не совпадает, взрослый не ставит игрушку рядом. На одном занятии дети могут подбирать предметы 2 – 3 цветов, но одновременно они подбирают предметы только одного цвета.

Опять мимо !

(дидактическое упражнение)

После того как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, воспитатель усложняет задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом. Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки. С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки. Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Это баночка наполнена на половину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Здравствуйте, уважаемые читатели! Мы рады приветствовать вас на страничках нашего сайта! Наша сегодняшняя встреча наверняка будет интересна родителям самых младших дошколят, потому что мы хотим поговорить про игры. Что же тут интересного, скажете вы, мы и так играем со своими малышами. Не сомневаемся, что вы знаете много игр для деток, но мы предложим специальные обучающие и развивающие дидактические игры для детей 2–3 лет. И для начала давайте определимся, что это за загадочные игры и почему так важно научиться в них играть.

Дидактические игры - это занятия, специально разработанные для деток каждого возраста, цель которых - дать определённые знания, умения и навыки и развить умственные способности ребёнка. Чаще всего они проводятся с использованием дидактического материала - специально изготовленных пособий, карточек, игрушек и т.п. В обучающих играх, как правило, моделируются различные жизненные ситуации, благодаря чему ребёнок познаёт новые стороны окружающего его мира, приобретает навыки общения, развивает наблюдательность, учится делать умозаключения.

Мы приготовили для вас и ваших детишек несколько дидактических игр по развитию речи, математических способностей и знакомству с окружающим миром. Предлагаем их вашему вниманию.

Дидактическая игра по развитию речи «Подбери петушку пёрышки»

Цель игры : научить и закрепить знание ребёнком основных цветов, пополнить его словарный запас, побудить к заучиванию стихов, развить речь малыша.

Оборудование : игрушечный петушок, пёрышки, предварительно выкрашенные в красный, синий, зелёный и жёлтый цвета, зёрнышки, колокольчик.

Ход игры : вы с малышом располагаетесь за столом или на ковре. Звенит колокольчик.

Взрослый: «Кто-то к нам в гости пришёл. Давай посмотрим. Ой, это Петушок - золотой гребешок. Здравствуй, Петушок, заходи, устраивайся поудобнее».

Малыш тоже здоровается с Петушком, усаживает его на кубик или стульчик.

Взрослый: «Петя-петушок! Мы приготовили для тебя вкусное угощение - твои любимые зёрнышки».

Малыш ставит перед Петушком плошку с зёрнышками.

Взрослый: «А почему ты такой невесёлый, почему не кушаешь?»

Петушок: «Я шёл к вам в гости и встретил злую лисицу. Она погналась за мной, дёрнула за хвост и вырвала много пёрышек. И теперь я совсем некрасивый».

Взрослый: «Не огорчайся, Петушок, не плачь. У нас есть несколько красивых пёрышек. Они подойдут для твоего хвоста».

На стол выкладываются разноцветные перья.

Взрослый: «Петя-петушок! Какое пёрышко ты хочешь?»

Петушок: «Красное».

Взрослый предлагает малышу найти красное пёрышко и дать петушку.

Таким образом малыш подбирает по цвету все перья. Взрослый прикрепляет их на хвост петуху.

Взрослый: «Петя-петушок! Ты теперь такой красивый! Спой нам свою песенку!»

Петушок поёт:

Петушок, петушок -
Золотой гребешок!
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Что ты громко поёшь,
Деткам спать не даёшь?

Ку-ка-ре-ку!

Взрослый: «Какая красивая песенка. Мы тоже хотим её спеть».

Повторяет вместе с ребёнком слова, просит малыша рассказать самостоятельно, подсказывает.

Взрослый: «Петя-петушок! А загадки ты умеешь загадывать?»

Петушок: «Умею! Я буду загадывать, а вы отгадывайте».

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её…
(лиса)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт.
(петух)

Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!

(цыплёнок)

Взрослый: «Спасибо, Петушок! Приходи к нам ещё в гости. У нас для тебя много вкусных зёрнышек. До свидания!»

Ребёнок прощается, петушок уходит. В качестве поощрения покажите малышу мультфильм «Петушок - золотой гребешок».

Математическая дидактическая игра «Построй домик»

Для данной игры вам необходимо будет своими руками изготовить дидактический материал, а именно - вырезать из цветного картона квадраты, круги и треугольники. Красные детали должны быть самые большие, синие - средние, а жёлтые - маленькие.

Цель игры : выучить и закрепить знание геометрических форм: квадрат, треугольник, круг; запомнить основные цвета; изучить и закрепить понятия «большой», «маленький» и «средний».

Оборудование : игрушечные медведь, заяц и мышка или картинки с этими животными - желательно, чтобы их размеры были пропорциональны; подготовленные геометрические фигуры.

Ход игры : усаживаете ребёнка за стол и расставляете перед ним игрушки.

Взрослый: «Ой, а кто это к нам сегодня в гости пришёл?»

Малыш называет животных. Вы предлагаете рассадить их по росту, интонацией выделяете: «Медведь большой, зайчик - средний, мышка - маленькая». Пусть малыш повторит за вами, а вы задавайте ему вопросы: «Кто самый большой?», «Какой зайчик?», «Кто маленький?».

Взрослый: «Давай мы построим для зверюшек домики. Смотри, какие у нас есть материалы».

Выкладываете картонные фигуры, рассматриваете их с крохой, называете по форме и по цвету: «большой красный квадрат», «маленький жёлтый кружок» и т.д. Решаете вместе с малышом, из каких деталей будете складывать дом: квадрат - основание, треугольник - крыша, а кружок - окошко.

Попросите малыша выбрать большие детали для дома медведя, средние - для зайчика и маленькие - для мышки. Задавайте наводящие и уточняющие вопросы: «Какого цвета будет домик у зайки? А у медведя? У кого домик самый маленький?»

Если игра увлекла малыша, то можно усложнить занятие по математике, считая домики и животных: «Смотри, у нас один, два, три домика и одна, две, три зверюшки. У каждого есть домик. Сколько домиков? Посчитай».

После того, как ребёнок справился с задачей, похвалите его от имени зверюшек, прочитайте стихи или загадайте про них загадки.

На капустной грядке
Играли зайцы в прятки.
Там росла капуста -
А теперь там пусто.

(С. Островский).

Мышкин нос торчит из норки:
Сладко пахнут хлеба корки!
Вкусно корочкой хрустишь,
Может, мышку угостишь?

(И. Оленева)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна.

(медведь)

Дидактическая игра «Кукла Маша варит борщ»


Цель игры
: познакомить ребёнка с овощами, закрепить понятия большой - маленький, а также навыки определения предметов (овощей) наощупь.

Оборудование : любимая кукла, фартуки, кастрюля, овощи: морковь, свёкла, лук, картошка, капуста, помидор.

Ход игры :

Взрослый: «Я слышала, что сегодня кукла Маша ждёт к обеду гостей и собирается варить борщ. Давай ей поможем».

Появляется кукла в фартуке. Малышу тоже повязывают нарядный фартучек. На стол выставляются овощи и кастрюля. Взрослый берёт овощи по очереди и называет их: «Это морковка, она длинная», «Это свёкла, она круглая», «Это капуста, она круглая и большая». Ребёнок рассматривает овощи. Взрослый задаёт вопросы: «Это что?», «Какого цвета помидор?», «Что самое большое?».

Когда малыш правильно назвал все овощи, сложите их в кастрюлю и накройте полотенцем. Пусть кроха достаёт их по одному и, не глядя, называет. Обязательно помогайте ему, подсказывайте и задавайте наводящие вопросы от имени куклы.

Если малыш не устал, то можно продолжить занятие на кухне, где он проследит, как мама готовит борщ. Не забудьте пригласить к обеденному столу куклу Машу. Прочтите малышу забавное четверостишие Любови Градинар:

Я сегодня поварёнок,
У меня в руках половник.
Борщ готовить буду я,
Мама, научи меня!

Вот видите, уважаемые родители, дидактические игры - это совсем несложное, но весьма увлекательное занятие, которое:

  • помогает общению ребёнка со взрослым, ведь даже пособия для игр вы можете мастерить вместе;
  • способствует нравственному воспитанию, прививая навыки вежливости, участия, сочувствия;
  • обобщает, расширяет и закрепляет его знания о различных предметах, явлениях и жизненных ситуациях;
  • помогает развивать память, внимание и логическое мышление;
  • заставляет малыша самостоятельно искать выход из какой-либо ситуации, принимать решения;
  • несмотря на всю обучающую подоплёку, остаётся для ребёнка интересной и занимательной игрой.

Уважаемые читатели, напишите нам, пришлись ли по душе вам и вашему карапузу предложенные нами игры и какие ещё занятия вы проводите. Ваши отзывы помогают нам в подготовке материала для будущих встреч.

Мы желаем вам всего хорошего. До свидания!

Усовершенствование сенсорных систем и психических функций малыша следует начинать с самого раннего возраста. В этом родителям и воспитателям на помощь приходят дидактические игры на развитие мелкой моторики, зрительного, слухового и тактильного восприятия, памяти, логического мышления и творческих навыков.

Из опыта работы дошкольных педагогов во многих странах мира следует, что эффективность дидактических игр очень высока. Они помогают ребенку освоить базовые представления об окружающем мире, стимулируют формирование интеллекта.

Посредством пальчиковых игр у младших дошкольников улучшается мелкая моторика, стимулируются зоны головного мозга, где формируется речевой навык. Логопедические позволяют детям научиться правильно и четко говорить.

  • «Комары летают»

Дарики-шарики,

(Малыши хлопают в ладони)

Летели комарики: «Зу-зу-зу!»

(Детки складывают пальцы на ладошках в щепотку и показывают, как летит комар)

Летали, вились

Звенели, кружились,

(Вращение кистями в лучезапястных суставах, движениями руками во все стороны)

Раз! В твоё ушко (щечку, ножку)

Уцепились! «З-з-з-з!»

(Легонький щипок за ухо, щеку, ногу или руку).

Используется наглядный материал – цветная иллюстрация, где изображен большой комар.

  • «Сапожник за работой»

Эй, сапожник, помоги!

Совсем стерлись сапоги.

Ты забей получше гвозди –

Ведь идем вечером в гости!

(Во время прочтения детки одной рукой показывают движения молотка, а другой – гвозди, и имитируют работу сапожника).

Это познавательная дидактическая игра, профессии сапожника и других мастеров дети осваивают в веселой игровой форме.

  • «У бабушки Уляны…»

У бабушки Уляны

10 дочерей, 10 сыновей.

(Дети по одному загибают пальцы на правой и левой руке)

(Малыши растопыривают пальцы на двух ладонях)

Все с во-о-о-о-т такими глазами,

(Малыши показывают на глаза, сжимают пальцы щепоткой и распрямляют)

Все с во-о-о-о-т такими ушами,

(Взмахи кистями рук рядом с каждым ухом с двух сторон головы)

Не танцевали, не пели,

(Показывают 2 и 3 пальцами обоих рук ходьбу по столу, покачивают головой)

(Прикладывают 2 палец правой руки к губам)

Все на бабушку глядели.

(Касаются 2 пальцами обоих рук внутренних уголков глаз).

Игры на развитие слухового восприятия

Рассмотрим дидактические игры и упражнения, которые учат распознавать звук, у детей 2-4 лет.

  • Подвижно-развивающее упражнение «Внимание!»;

Малыш выполняет команды педагога, какие начинаются со слова «Внимание!» Например: «Внимание! Иди налево!», «Внимание! Возьми игрушку!» и т.д.

  • «Плотник работает»

Ребенок стучит игрушечным молотком по столу громко, если нужно забить большой гвоздь и тихо, если гвоздик крошечный. Взрослый в произвольном порядке говорит: «Большой, маленький…» Малыш учится различать громкий и тихий звук.

  • «Кто как говорит?»

Одному из деток завязывают глаза. Группа детей по очереди воспроизводит голосом тот или иной звук, что издают домашние животные. Задача игрока – сказать, кто из четвероногих так общается.

  • «Звукоугайдайка»

Ребенок поворачивается спиной к взрослому. Педагог стучит карандашом по разным поверхностям (стекло, метал, дерево, пластик) и просит услышавшего звук малыша угадать, какого предмета коснулись.

  • «Откуда звук?»

Игра помогает развивать слуховую ориентацию в пространстве. Кроха стоит посередине комнаты, закрыв глаза. Педагог перемещается по комнате и в разных местах звонит в колокольчик. Малыш должен указать рукой, с какой стороны он услышал звук.

Рассмотрим дидактические игры по развитию речи, которые тесно связаны с аналогичными упражнениями для слухового восприятия.

  • Дидактическая игра «Какой, какая, какое»

На столе лежат мелкие разноцветные игрушки. Задача ребенка – рассортировать предметы двумя способами: сначала по цвету, а потом в зависимости от грамматического рода слова, отвечая на вопрос взрослого. Например, «Колесо от машинки какое? Зеленое», – в первую группу, «Кораблик какой? Синий», – во вторую группу, «Юла какая? Красная», – в третью группу.

Организация игр для развития речи часто не требует специального оборудования, она основывается на тесном взаимодействии педагога и детского коллектива. В это время изучаются новые лексические темы, дети осваивают грамматические категории речи. Особенности дидактических игр этого класса состоят в их универсальности, так как такие игры можно проводить в любой обстановке.

Упражнения на закрепление цвета

Настольные дидактические игры на знание четырех базовых цветов (красный, синий, желтый, зеленый) помогают улучшить цветовосприятие. Возраст детей – от 2 до 4 лет. Дидактические игры и упражнения этой группы дают малышам простейшие знания по геометрии и цветовому анализу.

  • Дидактическая игра «Домики-1»

Ребенок совмещает изучение основных цветов и простейших геометрических фигур. Есть разноцветные прямоугольники – стены домов, и треугольники – крыши. Задачи малышей – подобрать каждому дому крышу нужного цвета.

  • Дидактическая игра «Домики-2»

После выполнения первого задания, педагог выдает деткам перемешанные палочки разных цветов. Ребенку нужно рассортировать их и построить вокруг домиков заборчики того же цвета, какого у них стены и крыша. После этого дети раскладывают по тому же принципу картинки, где изображены домашние животные различных оттенков.

  • «Разноцветное домино»

Характеристика этого упражнения следующая. Используют деревянные фишки-прямоугольники, половинки которых раскрашены в какие-то два из четырех базовых цветов. Цели игроков – продолжить ряд фишкой того же цвета, в какой окрашена крайняя половинка фишки, положенной на стол предыдущим игроком.

  • Дидактическая игра «Подбери прищепку»

Игровой комплекс, развивающий цветовосприятие и мелкую моторику. Детки должны прикрепить на 4 разноцветных картонных кругах прищепки четырех базовых цветов, которые перемешаны в одну кучу.

  1. Дидактическая игра «Подбери все синие предметы»;
  2. Дидактическая игра «Подбери все красные предметы»;
  3. Дидактическая игра «Подбери все желтые предметы»;
  4. Дидактическая игра «Подбери все зеленые предметы».

Развивающие Занятия для Детей 2-3 лет

Формирование элементарных математических представлений

Развитие основ логического мышления, усвоение понятий величины и формы, навыков сравнения нескольких предметов происходит через , где объясняется простейшая математика. Ролевые игры из этого раздела можно применять в младшей, в средней и старшей группах детского сада.

  • Дидактическая игра «Фрукты (фруктовый магазин)»;

Используются разноцветные картинки с фруктами. Детям необходимо подобрать покупателю фрукты только определенного цвета или формы, либо выбрать определенное количество фруктов одной группы. Много разных карточек делают эту игру полезной и увлекательной.

Интересный экологический вариант упражнения – использовать вместо фруктов разноцветные картинки растений. Тогда можно предложить малышам играть в аптеку. Дети запоминают изображение и название растения, вспоминают цвета и осваивают счет. Вместе с этим на ознакомительном уровне изучается экология.

Подобные сюжетно-дидактические игры для малышей в 2-4 года:

  • Дидактическая игра «Транспорт»;

Используются карточки с изображением транспортных средств. Правила аналогичны вышеописанной игре.

  • Настольные дидактические игры «Одежда (Ателье)», «Зоомагазин (Зоопарк)»;

Атрибуты этого упражнения – карточки, где изображены предметы гардероба, дикие и домашние животные. Дети изучают форму, цвет, понятия «один-много».

  • Универсальная дидактическая игра «Больше-меньше»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть две разные группы предметов. Малышу нужно посчитать количество вещей в каждой группе, и сказать, в какой куче предметов больше. Используются бусины, палочки, фишки.

Музыкальное воспитание

Младший дошкольный возраст – отличное время для начала изучения музыки. Музыкально-подвижные игры стимулируют развитие чувства ритма, звуковысотного слуха, улучшают координацию движений, учат детей взаимодействовать друг с другом. В игровой форме проводится урок, развивающий психические функции и восприятие. Песни, выученные на музыкальных занятиях, можно представить на празднике, пригласив родителей на утренник.

  • «Зайчик и гроза»

Оформление занятия требует наличия большого и маленького барабанов. При ударах в большой барабан – звуках грома – дети («зайчата») прячутся в норке (садятся на корточки), а при ударах в маленький барабан – звуках мелкого дождя – прыгают по ковру (бегают по лесу). Может быть использован музыкальный инструмент.

  • «Осенняя погода»

Оформление занятия требует наличия двух треков – веселой активной и тревожно-грустной мелодии, а также большого зонта. Когда на улице солнечная погода, педагог включает веселую мелодию и дети гуляют в парке – бегают по комнате. Если погода портится и начинается ливень – звучит грустная музыка, то воспитатель открывает зонт, дети бегут к взрослому и прячутся под зонтом.

Игры на развитие тактильных ощущений

Для стимуляции тактильного восприятия существуют простые настольные дидактические игры:

  • «Слепой следопыт»

Ребенок погружает руку в коробку, где должен взять один предмет, на ощупь определить его фактуру и назвать её вслух (гладкий, шершавый, с пупырышками и т.д.);

  • «Геометрия на ощупь»

Малыш погружает руку в коробку и должен, используя тактильное восприятие, назвать, какую геометрическую фигуру (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник), он взял внутри.

  • «Всякой вещи по паре»

В коробке лежат пары различных мелких вещей. Задача ребенка – погрузить две руки в коробку, на ощупь найти два одинаковых предмета и назвать их.

Тактильная коробка, мешочек

Тактильная коробка (мешочек) – универсальное пособие для детей дошкольного возраста, что применяется для игр на развитие тактильного восприятия. Она делается очень просто из любой небольшой коробки. Готовый мешочек или коробочка украшаются гофрированной бумагой и лентами.

Внутрь помещаются камешки, бусины, маленькие игрушки из пластика, дерева и металла, ключи, стеклянные шарики, образцы тканей и т.д. Типичное описание дидактической игры по этой методике приведено в предыдущем разделе. Коробка может использоваться на групповых занятиях, так и способствовать самообразованию детей под присмотром взрослых.

Дидактические игры для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которых собрана здесь, помогут каждому воспитателю правильно организовать учебно-игровой процесс для мальчиков и девочек, разбудить их любознательность и улучшить разные виды восприятия.

Игры для детей 2-3 лет. Мамина школа.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста (2-3 лет)

«Собери пирамидку»

Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.

«Складывание матрешки с двумя вкладышами»

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

Методические приемы:показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

«Закрой окошки»

Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.

«Найди такой же»

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

«Оденем куклу»

Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета, а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.

«Чудесный мешочек»

Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

Методические приемы: определять на ощупь предметы.

«Разложи по коробочкам»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

«Подбери крышку к коробочке»

Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.

«Палочки цветные»

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.

«Цветные мячики»

Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

«Ленточки для кукол»

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

«Привяжем к шарику ниточку»

Цель: группирование предметов по цвету.

Дидактический материал:разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

«Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

«Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям, что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

«Веселый грузовик»

Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

«Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

Игры с прищепками

«Солнышко»

Цель: учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.

Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

«Ежик»

Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

«Разноцветные человечки»

Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

«Забавные прищепки»

Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

«Найди подходящую заплатку»

Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

Дидактический материал: геометрические фигуры.

Методические приемы:воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру, вставляют ее в прорезь.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста (3-4года)

«Укрась бабочку»

Цели:
Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.
Материалы:
Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.
В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.
Материалы:
Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
Ход игры:
Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.
Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?
Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).
Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?
Дети: на треугольник, квадрат и круг.
Воспитатель: Правильно.
Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.
Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Большие и маленькие мячики».

Цель: Учить различать цвет и величину (большой – маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.
Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.
Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.
Ход игры. Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает: Прыг да прыг,
Все прыг да прыг,
Спать наш мячик
Не привык.
Воспитатель выносит две куклы – большую и маленькую – и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле – большой мячик, маленькой кукле – маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

« Спрячь мышку»

Цели:
Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Материал:
Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход игры:
Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.
- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».
Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.
Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.
Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».
«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».
Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игра «Спрячь мышку» второй вариант

Цель: Учить определять название различных геометрических форм, соотносить по форме и размеру прорези и вкладыши.
Для этой игры нужны силуэты домиков, сделанные из картона. В окошках домиков нарисованы мышки. Окошки на домиках разной формы: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Также понадобятся крышки для окошек (фигуры той же формы и размера, что и окошки в домиках). Таких домиков и крышек должно быть по одному набору для каждого ребенка. Воспитатель показывает детям, в каких домиках поселились мышки.
- Они сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Возьмите крышечки и закройте окошки так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, то есть чтобы окна были плотно закрыты. (Педагог помогает детям подобрать к окошкам нужные крышки.)
- Хорошо, теперь наступило утро, окошки нужно открыть.
Наступил день.
Вдруг, посмотрите, кто появился (воспитатель достает игрушечную кошку)?! Нужно быстро спрятать бедных мышек, чтобы кошка их не съела!
Малыши снова закрывают окошки домиков, но теперь стараются сделать это как можно быстрее.
- Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Можно открыть окошки домиков, пусть мышки полюбуются на вечернюю зарю. Но вот снова наступает ночь, мышки ложатся спать, нужно закрыть окошки.

Игры с бельевыми прищепками

Цели:
Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками - развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.
Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.
Ход игры:
Взрослый: Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?
Дети показывают глазик
Взрослый: А где у нее ротик?
Дети показывают на рисунке ротик рыбки.
Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?
Дети показывают хвостик и плавники.
Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.
Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.
Взрослый: Отгадайте, кто это такой:
На спинке иголки, длинные, колкие.
А свернется в клубок - ни головы, ни ног.
Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?
Дети показывают.
Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.
Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.
Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!
А вот новая загадка.
Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Дети. Это елочка.
Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.
Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.
Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!
Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?
Дети. Желтого.
Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

Полянка

Цели:
Учить группировать предметы по цвету.
Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим “на полянку”. Ой, куда мы попали?
А как ты догадался? Правильно.
В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.
Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте “полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.
Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.
Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.
Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.
В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".
Ловкость рук я развиваю
Со шнуровкою играю.
Тренирую логику
И мелкую моторику!

«Светофор», «Мишка»

Цель:
Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.
Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.
Обогащать словарный запас.
Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.
Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам

Цели:
Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.
Материалы:
Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.
Ход игры:
В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца (показывает)
Какие? (Ответы детей).
На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? (Ответы детей). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? (Ответы детей).
Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.
Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.
Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель:
укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости
Материалы:
пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.
Ход:
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель:
Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы:
Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.
Ход:
Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель:
Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.
Ход:
Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.
- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?
Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом; работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.
В мешочек, сшитый из любой непрозрачной ткани, помещаются различные предметы, обладающие определенным запахом. Это должны быть такие предметы, которые всегда пахнут одинаково (например, лимон, яблоко, апельсин, цветы с характерным запахом: герань, сирень, роза; краска, рыба и т.п.). Все эти предметы должны лежать в отдельных коробочках с отверстиями, чтобы исключить возможность иного (например, тактильного) восприятия этих предметов. Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», - держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами или подарите цветок, который он правильно определил.

Игра «Назови свойства материалов»

Цель: Учить определять название различных свойств материала, устанавливать отношения между материалом и его ощущением.
Демонстрационный материал к игре: образцы различных на ощупь материалов (глад-кий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель), наклеенные на картон.
Перед игрой познакомьте детей с различными на ощупь материалами. Для этого надо приготовить по паре образчиков материалов, явно отличающихся на ощупь. Это может быть гладкий кафель, пластик, линолеум, бархат, махровая ткань, мех, фланель. Наклейте образчики на квадратные листы картона. Дайте каждому ребенку поиграть с квадратика-ми, ощупать их. Поговорите с детьми о различных свойствах материалов: твердые они или мягкие, гладкие или шершавые... Когда дети запомнят свои ощущения, возникающие при осязательном восприятии различных типов поверхностей, смешайте квадратики и дайте каждому ребенку по одному образцу. Смогут ли они подобрать пару для этого образца? Конечно, дети смогут ориентироваться не только с помощью осязательных ощущений, но и с помощью зрения. Но на начальном этапе это не помешает, так как дети смогут обрести уверенность в своих силах.
Затем можно усложнить задачу. Пусть дети попробуют подобрать «двойников» вслепую. В данном случае они будут ориентироваться, целиком опираясь на осязательное восприятие. Давая это задание, попросите детей называть свойства материалов: твердый, мягкий, гладкий, шершавый.

«Выложи орнамент»

Цель: научить ребенка выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить в точности такое же расположение при выкладывании орнамента.
Материал: 5 вырезанных из цветной бумаги геометрических фигур по 5 (всего 25 штук), карточки с орнаментом.
«Посмотри, какие орнаменты перед нами. Подумай и назови фигуры, которые ты здесь видишь. А теперь постарайся из вырезанных геометрических фигур выложить такой же орнамент».
Затем предлагается следующая карточка. Задание остается прежнее. Игра окончена, когда ребенок выложит все орнаменты, показанные на карточке.

Игра «Собери игрушку»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры необходимо изготовить из фанеры, поролона или картона силуэт какой-нибудь игрушки (зайца, мишки или куклы), вырезать глаза, нос, рот так, чтобы эти детали потом можно было вложить на места. Вкладыши можно раскрасить в соответствующие цвета. Дети должны самостоятельно найти место для каждой из вырезанных деталей, вложить их в прорези для недостающих глаз, рта и носа. Постепенно добавляйте новые геометрические формы, которые сложнее различить (можно, например, вырезать узоры на платье у куклы или на одежде у игрушечных зверят). Пусть дети вставят вырезанные кусочки в отверстия.

Игра «Картинка из фигур»


Для этой игры нужны наборы геометрических фигур разной формы (круги, треугольники и квадраты) и двух размеров (большие и маленькие) для каждого ребенка: всего 12 или 24 фигуры (по 2 или 4 фигуры каждого вида). Эти фигуры можно изготовить из картона или тонкой пластмассы. Для воспитателя нужны такие же фигуры большего размера для закрепления их на фланелеграфе.
Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей. В начале игры педагог показывает детям на фланелеграфе, какие рисунки могут получиться, если положить рядом те или иные фигуры. Воспитатель демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Игра «Чередование флажков»

Цель: Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Для этой игры нужно приготовить по 4 - 5 флажков треугольной и прямоугольной формы для каждого ребенка и столько же флажков, обклеенных с обратной стороны бархатной бумагой, чтобы прикреплять их на фланелеграф, для воспитателя. Флажки для детей можно изготовить из картона. Педагог говорит, что улицы на праздники украшают флажками, но развешивают их не как попало, а в виде гирлянды, где чередуются флажки разной формы. Например, вот так (взрослый прикрепляет флажки на фланелеграф таким образом, чтобы прямоугольные флажки чередовались с треугольными). Воспитатель просит подсказать ему, какой флажок теперь нужно прикрепить: прямоугольный или треугольный, а теперь и т.д. После того как дети хорошо усвоят порядок чередования флажков, педагог предлагает дошкольникам самим смастерить такую же гирлянду из флажков, которые лежат у них на столах. Во время работы детей воспитатель подходит к каждому ребенку и при необходимости помогает ему правильно разложить флажки.

Ирина Игошина

Игра является эффективным средством воспитания и обучения малышей.

В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

За полтора года работы в этом детском саду мною были изготовлены дидактические игры для раннего возраста от 2-3 лет.

Игры с цветом:

1) Цветные фишки



Цель: Формирование у детей цветового восприятия. Развитие внимания детей на цветовые свойства предметов.

Игры сортировки:

1) Дикие и домашние животные

2) Фрукты и овощи



Цель: Развитие у детей представлений об окружающем мире. Развитие у детей памяти, внимание, мышления.

Игры с прищепками :

1) Солнышко



Цель: Развитие у детей моторики рук, пальцев. Формирование у детей пространственных представлений, воображения.

Игры с пуговицами:

2) Поросенок

3) Цветочная поляна




Цель: Развитие у детей мелкой моторики. Развитие у детей знаний об окружающем мире.

Игры на определение величины:

1) Насекомое

2) Большой, средний, маленький




Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.

Собери картинку:

1) Сказочные герои

2) Овощи фрукты

Цель: Упражнение детей в составлении целого предмета из его частей. Развитие у детей зрительного восприятия. Воспитание усидчивости, внимания.

Найди игрушку:

1) Пингвины

Цель: Развитие у детей сенсорных навыков, пространственных представлений. Развитие моторики рук, пальцев.

Игра на развитие слуха:

1) Шумелки

Цель: Развитие у детей способности воспринимать и различать все нюансы звучания.

Игры на развитие дыхания:

1) Мини-футбол

2) Листики

Цель: Формирование у детей речевого дыхания - увеличение объема дыхания. Активизация работы мышц губ. Развитие у детей пространственных представлений. Развитие внимания.

Картотека пальчиковых игр.

Картотека артикуляционной дыхательной гимнастики.

Большую помощь в подготовки дидактических игр, атрибутов и пособий оказали родители воспитанников.

Публикации по теме:

Авторы Байгулова Светлана и Шапанова Наталья Дидактическая игра «К зайке – на чай» Ход игры: В гости к детям пришли зайчики. Обратить внимание.

Авторы Светлана Байгулова и Наталья Шапанова Дидактическая игра «Робин-бобин-барабек» Ход игры: Дети рассматривают Робина-бобина-барабека,.

Игра "Собери пирамидку". Цель: Учить детей собирать предмет по образцу. Задачи: 1. Упражнять детей в составление пирамидки по образцу из.

Я сделала для детей своей младшей группы дидактические игры. 1 игра: " Поймай рыбку". Задача этой игры заключается в том, что мы учим.

Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: формировать представление о насекомых; упражнять складывать целое изображение из нескольких.

Подойдут для воспитателей детских садов. Музыкально - дидактическая игра для детей 3 - 5 лет. "Назови музыкальный инструмент" Цель игры:.

Дидактические игры являются одним из важных компонентов в развитии детей дошкольного возраста. Дети очень любят играть, а если еще игра.