Детские сады Монтессори: что и как. Детские сады марии монтессори Центр развития детей по монтессори

Часто молодые родители сталкиваются с очень сложным выбором: с одной стороны хочется дать своему ребёнку максимум того, что можешь, а с другой стороны - не хочешь его излишне избаловать и чёрствого эгоиста. Поэтому когда стоит выбор между детским садом или домашним обучением до школы, многие при возможности выбора, конечно, начинают теряться. Ведь в саду могут быть вирусы и болезни, вредные и уставшие воспитатели из-за вечной нехватки нянечек, отсутствие прогулок. В общем, ребенком заниматься не будут, он станет в итоге глупым и не сможет решать элементарные вопросы даже по самообслуживанию. Так думают мамочки, опыт которых был негативным. Да, в системе образования бывают сбои, и подбор персонала порой оставляет желать лучшего. Не у каждого воспитателя в детском саду призвание по работе с детьми. Но! В любом случае, они прошли специальное обучение, применяют рабочие программы (по методике Монтессори , в том числе), проводят в среде с детьми все свое рабочее время и подготовлены гораздо лучше, чем мы. Тем более в настоящее время в садах часто внедряют различные интересные теории и методики воспитания. Сегодня мы поговорим о методика Марии Монтессори в детском саду.

Детский сад по методике Марии Монтессори

Сейчас очень популярной стала методика воспитания детей Основу этой методики составляет то, что малыш является сам себе учителем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий и выбора решений. А роль взрослого сводится к организации зон и изготовления дидактических материалов, используемых для реализации детских замыслов. Попутно взрослый ненавязчиво учит малыша, предлагая новые решения, но только в случае его согласия на взаимную деятельность. Таким же образом действуют в группе малышей, то есть если они хотят помочь друг другу, то им не мешают, потому что ответ на свой вопрос и поиск решения задачки они ищут сообща.

Особенности применения методика Монтессори в детском саду

Данный метод предусматривает специально подготовленное помещение, : речевая, сенсорная, творческая, логическая, математическая, и другие зоны, доступные для детей.

Также основополагающим в данной методике является то, что ребёнок заранее изолируется от всего, что непозволительно ему по объективным причинам. Все опасные для жизни и здоровья предметы, ценные вещи, которые могут быть по неосторожности или из любопытства испорчены ребёнком, убираются из поля зрения и зон досягаемости. В том числе применяются все необходимые системы безопасности: закрытие розеток и выключателей, острых углов, скользких, холодных полов и так далее.

Прежде чем запустить в работу детский сад с методикой Монтессори , гос. служащие соответствующих министерств принимают помещение, а воспитатели для своего же спокойствия, проверяют каждый сантиметр «свободных зон» ребенка.

Незаметно для ребёнка, взрослые стараются лояльными методами обучать его морально-этическим моделям поведения в обществе. Таким образом, в саду по методике Монтессори учат взаимодействовать, учиться и учить своих товарищей. Дома вы вряд ли сможете их научить общению со сверстниками, даже если будете ходить на детскую площадку. Ведь детки меняются на площадке, и коллектив как таковой отсутствует. А умение жить и в коллективе, общаться и учиться самостоятельности очень важно для маленького крохи и для вас!

Однако родители, поверхностно знакомые с частностями данной методики, часто принимают во внимание только один её аспект - вседозволенность действий ребёнка. Но это неверное и явно однобокое знание приводит к диаметральному искажению результата. Ведь свобода волеизъявления в принятии решений и вседозволенность - это не одно и тоже. Метод Марии Монтессори дает возможность детям самостоятельно принимать решения в рамках их возможностях, постепенно они учатся придумывать и искать разные подходы для решения одной и той же задачи, но результат будет истинным и верным лишь в случае, когда будут соблюдаться все необходимые требования.

Воспитание ребенка

Любая методика воспитания – это прежде всего влияние на ребёнка с целью направления его умственного и творческого потенциала на совершенствование, путём приобретаемого практического опыта. Однако, позволяя ребёнку принимать на себя главенствующую роль без каких-либо ограничений, даёт явно негативный результат. Дети, которых не приучают считаться с мнением близких и, вообще, окружающих их людей, вырастают убогими личностями. Которые попадая в нормальную среду в школе, в институте или на работе, начинают себя чувствовать изгоями, и прячутся за своим негативным отношением к окружающим людям и обстановке. Очень часто такие состояния приводят в той или иной степени к психическими отклонениями уже в более зрелом возрасте.

Поэтому, прежде, чем внедрять в свою практику () какую-либо из множественных методик воспитания, в изобилии изложенных на просторах интернета, следует детально и предельно внимательно изучить все аспекты предложенного метода, понять , выбрать или смоделировать из нескольких свою систему.

В идеале, наиболее целесообразно использовать не один какой-то принцип способностей вашего ребёнка, а симбиоз различных методик и техник в данном направлении. Так как не существует безупречной методики , подходящей абсолютно каждому ребёнку, невзирая на его индивидуальные особенности. Поэтому отдавая малыша в сад с Монтессори методикой тоже продумайте – сможете ли вы дома обеспечить ему другое направление развития , чтобы ребенок в итоге рос с широким кругозором.

Любая методика воспитания , помимо огромного ряда достоинств, обязательно имеет недостатки и несоответствия касательно некой личности. Принимая во внимание вышеизложенное, молодым родителям было бы полезно больше наблюдать за направленностью интересов своего дитя. И в соответствии с этим подбирать самые различные приёмы из многообразия систем воспитания. Одно очень важное средство, абсолютно всегда дающее положительный результат в воспитании и гармонизации личности, это требовательность. Поэтому, если вы не готовы отдать своего малыша в сад с методикой Монтессори на весь день, то рассмотрите для начала группы раннего развития с применением этой системы, либо развивающие центры. На этих занятиях вы точно поймете, нужна ли ребенку развитая логика (чего очень много в методике ) или он все-таки больше любит творческие направления. В самом начале развития вы уже, просто наблюдая за ним, сможете понять все сами.

Вернемся к требовательности. Она не должна переходить рамки доброжелательности и уважения к мнению ребёнка, его возможностям. Однако именно этот фактор обучает маленького человека самоорганизации и адаптации в обществе. Под данным термином, подразумевается создание таких условий и мотиваций, чтобы ребёнок сам принимал решение поступать этично, и внутренне развивал способность к самоанализу своих действий.

Также для дальнейшего сохранения тёплых родственных связей, невзирая на процесс взросления ребёнка, родителям необходимо выработать дружеский подход к решению различных, возникающих в данном процессе, проблем.

Итоги

Дети – это те же взрослые, со всем комплексом внутренних проблем и противоречий. Они понимают и анализируют ваши действия на подсознательном уровне. Поэтому не следует относиться к ним, как к неразумным существам, сюсюкая и улюлюкая с ними.

Любовь заключается не в том, чтобы беспрекословно удовлетворять все прихоти маленького человека, а в том, чтобы, уважая его мнение, находить методы и подходы для направления его развития в русле общечеловеческих ценностей и гуманизма. Имейте это ввиду, в том числе и когда выбираете детский сад с применением методики Монтессори или без нее.

Фото: свободные источники Интернет

Все больше родителей принимают решение отдать детей в детский сад по системе Монтессори. Мария Монтессори – итальянский доктор наук. Эта легендарная женщина посвятила всю жизнь наблюдению за детьми, созданию методик раннего развития и формированию условий для их реализации. Успешность ее методики – давно доказанный факт.

Многие выдающиеся личности XXI века (основатели Google, Wikipedia, лауреаты Нобелевской премии, британские принцы) обучались с ранних лет по системе Монтессори. В этом обзоре мы расскажем об особенностях раннего развития по этой методике, рассмотрим лучшие сады Москвы.

Какими ключевыми особенностями наделены детские сады Монтессори

Мария Монтессори была уверена в том, что процесс развития ребенка можно существенно ускорить, создав для него подходящую атмосферу. Занятия проводятся в игровой форме, дети получают радость от обучения, пытаются сами увидеть и исправить свои ошибки.

Категорически запрещены различного рода давления, подталкивание, критика и принуждение, наказание и поощрение. Ребята самостоятельно решают, чем хотят заниматься, сами определяют темп учебы. Роль педагога – понять, что интересно малышу, пробудить интерес, обеспечить нужную среду для занятий и непринужденно научить пользоваться этой средой. Помимо этого Мария делает акцент на групповых упражнениях. Они помогают обрести навыки общения, адаптироваться. Монтессори группы, в которых дети взаимодействуют друг с другом, эффективнее индивидуальных занятий с педагогом.

Окружающая обстановка и материалы – важнейшие элементы методики. Комнаты, в которых занимаются дети, разделяют на несколько областей:

  • Область практической жизни.
  • Сенсорное развитие.
  • Зоны умственного развития (математические, географические, языковые и т. д.).
  • Творческие зоны (танцевальная, художественная, музыкальная и т. п.).

Мария Монтессори в методике раннего развития детей ввела термин монтессори-материалы. Это развивающие игры, пособия, прочие предметы обучения. Все дидактические материалы Мария разрабатывала экспериментальным путем. Тщательно проверяя реакцию детей, она отвергала те предметы, которые не вызывали детского интереса. Настоящие сады, работающие по системе Монтессори, используют оригинальные дидактические материалы, без них достигнуть нужного эффекта не получится.

В процессе выбора монтессори-сада важно убедиться в том, что он настоящий. У педагогов должно быть подходящее образование, многое о заведении поведает окружающая обстановка. Давайте рассмотрим детальнее 5 лучших московских садов Монтессори.

Монтессори студия на Молодежной

Адрес: г. Москва, ул. Ельнинская, д. 15 к. 3

Монтессори студия на Молодежной основана в 2009 году. Находится в числе школ, рекомендованных Фондом Монтессори, официальным представителем AMI (Международная Ассоциация Монтессори). Обучение ведется на двух языках (русский/английский).

Миссия школы — заложить основы целостной гармоничной личности ребенка, способного принимать самостоятельные обдуманные решения, стать независимым, свободным, дисциплинированным и привнести свой уникальный вклад в мировое сообщество.

На сегодняшний день школой предлагается обучение для детей от 0 до 12 лет, которое отвечает международным стандартам Монтессори школ во всем мире.

Группы

  • Детско-родительский класс/Parent-Infant Community — программа для родителей с детьми от 2 до 14 месяцев. Занятия два раза в неделю по два часа. Есть возможность выбрать удобное расписание. Стоимость 16000р. в месяц.
  • Тоддлер класс/Toddler Comunity — программа для детей от 14 месяцев до 3 лет. Занятия 5 дней в неделю. Стоимость от 47000р. до 63800р. в месяц в зависимости от выбранной программы.
  • Класс 3-6/Casa dei Bambini — программа для детей от 3 до 6 лет. Занятия 5 дней в неделю. Стоимость от 50000р. до 70000р. в месяц в зависимости от выбранной программы.
  • Класс 6-12/Elementary — программа для детей от 6 до 12 лет. Занятия 5 дней в неделю. Стоимость 60000р.

Особенности

Все руководители программ имеют международные дипломы AMI по работе с детьми соответствующего возраста.

С июля по август работает летний лагерь с разнообразными программами под руководством Монтессори педагогов.

Интерьер

Школа находится в Западном административном округе г.Москвы на территории современного жилого комплекса со своими площадками для прогулок. Просторные светлые классы оснащены удобной детской мебелью и высококачественными Монтессори материалами. В комплексе соблюдается строгий пропускной режим и обеспечена 24-часовая охрана территории.

Ознакомиться со всеми монтессори детскими садами Москвы можно на страницах нашего каталога:

Детский сад по системе Монтессори «Школа Сотрудничества»

Адрес: Малый Полуярославкий переулок, 1/8 строение 2. Садик расположен в экологически чистом районе Москвы, в окружении красивых архитектурных комплексов.

Режим работы, стоимость

Сад «Школы Сотрудничества» работает с понедельника по пятницу с 8.00 до 19.00. Стоимость пребывания от 98 до 128 тысяч рублей ежемесячно. В нее входит полный комплекс услуг, в том числе, 5-ти разовое питание, медицинское обслуживание.

Интерьер, безопасность

Интерьер напоминает большой театр, где все комнаты и коридоры – города сказочных героев. На территории заведения находятся беседки, тренажеры, бассейн, обсерватория и лаборатория, игровые и спортивные площадки. Огромное внимание уделяется безопасности:

  • в саду инсталлированы системы водо — и воздухоочистки,
  • мебель, оборудование, отделочные материалы соответствуют нормам СанПин,
  • территория находится под круглосуточной охраной, установлена система видеонаблюдения.

Образовательный уклон учреждения – изучение английского языка. Здесь сформирована языковая среда, работают носители английского языка. Для каждого ребенка создается отдельная программа развития, психологи и педагоги регулярно отслеживают динамику, корректируют вместе с родителями эту программу.

В каждой группе есть:

  • комната для общения ребенка с родителями, групповых занятий детей вместе с родителями;
  • сцена и зона театра;
  • монтессори-зоны.

Отличительные особенности

Школа Сотрудничества уделяет огромное внимание не только развитию и обучению детей, но и здоровью. Для каждого ребенка разрабатывается отдельно режим дня, дополнительные занятия и выбор кружков, распределяется нагрузка в зависимости от психофизиологического состояния. Квалифицированными специалистами были разработаны базовые программы оздоровления. Для их реализации на территории детского сада были оборудованы массажный и физиотерапевтический кабинеты, соляная комната, кабинет лечебной физкультуры. Все дети регулярно получают кислородный коктейль. В базовые программы обучения включены индивидуальные и групповые занятия с логопедом.

Особое внимание «Школа Сотрудничества» уделяет здоровому питанию. Меню было разработано диетологами РАМН с учетом возраста детей, калорийности блюд и включает в себя только полезные блюда из свежих качественных продуктов. В рационе предусмотрены первые и вторые блюда, каши, фрукты, выпечка, мясомолочные продукты, рыба. Для воспитанников, имеющих определенные проблемы со здоровьем (к примеру, пищевую аллергию) специалисты составляют индивидуальное меню.

Детский сад по системе Монтессори Montessori Kid

Адрес: Мичуринский проспект, 39. Из просторных трехметровых окон здания открываются великолепные виды на парк 50-летия Октября и башни-часы МГУ с другой стороны.

Интерьер, безопасность

Интерьер садика создавался совместными усилиями талантливых дизайнеров, медиков и психологов. Так, индивидуальные шкафчики в раздевалке выполнены в форме домика. Вся мебель сделана из соснового массива, соответствует нормам СанПин. Парты и стулья регулируются по высоте под индивидуальные параметры каждого ребенка. В помещениях под ламинатом и плиткой установлена система «теплый пол». Благодаря этому дети могут заниматься творчеством, играться на полу даже в холодное время года. В здании установлена система охранно-пожарной сигнализации, имеется круглосуточная охрана.

В группах расположено семь зон: зона сенсорного развития, творчества, физического развития, математики, практической жизни, изучения языков и естествознание. В зоне физразвития размещены гладиаторские и шведские стенки, канаты, турники, скалодром, полы покрыты мягкими матами. Все спортивное оборудование безопасно и имеет сертификаты качества.

Для детей возрастом от 1,5 до 3 лет работает группа Монтессори Toddler. Цель программы – развить у детей самостоятельность, обучить всем необходимым навыкам (переодевание, поддержка чистоты, уборка за собой). Помимо этого педагоги уделяют внимание развитию мелкой моторики рук, координации движений, сенсорики. Режим работы группы – с 8.30 до 12.00, стоимость – 29500 рублей. Пробное занятие бесплатное.

Дети в возрасте от 3 до 6 лет занимаются в группе Casa dei Bambini с психологом и логопедом, под чутким руководством опытных педагогов обучаются музыке, занимаются творчеством, получают развитие в новых дисциплинах: математика, история, языки, география, природоведение. Обретенные умения помогут в будущем лучше усваивать сложные и углубленные школьные предметы. В группу Casa dei Bambini можно отдать ребенка на весь день (с 8.30 до 17.00, стоимость составит 35 тысяч рублей), на неполный день (с 8.30 до 14.00, стоимость – 29500 рублей). Для новичков предусмотрена программа адаптации, сроком на один месяц. Ее стоимость – 25 тысяч рублей, пробное занятие бесплатное.

Отличительные особенности

Каждый воспитанник детского сада имеет дневник Montessori Kid. Это специальное электронное приложение, позволяющее отслеживать родителям все успехи малыша. В нем ежедневно обновляются фотографии, выкладывается видео, есть связь с педагогами, администрацией и многое другое.

Монтессори детский сад HappyBee

Адрес: Островной проезд, д. 12 к. 1. Это красивое и тихое место, без городской суеты. Территория садика отлично охраняется.

Интерьер, безопасность

В центре большие комнаты с высокими потолками и просторными окнами. Мебель изготовлена из качественной древесины, соответствует росту ребенка. Все дидактические материалы безопасны, оригинальны, имеют соответствующие сертификаты.

Режим работы, группы

В HappyBee имеется 2 Монтессори группы:

  • Toddler (возраст 18 месяцев – 3 года). Она работает ежедневно с 9.00 до 17.00, предусмотрено 3-х разовое питание;
  • Primary (возраст 2,5-6 лет). Режим работы с 9.00 до 19.00, 4-х разовое питание.

Особенности

В HappyBee работают сертифицированные педагоги, огромное внимание уделяется изучению английского языка. С этой целью в команду центра были приглашены носители английского языка. Ежемесячно администрация садика проводит семейные мероприятия и тренинги, родители регулярно получают фотоотчеты об успехах детей.

Монтессори группы в волшебной школе «Радуга»

Сады «Радуга» расположены по адресам Измайловский бульвар, дом 50 (Casa De Bambini) и улица 3-я Парковая, дом 61 (Тоддлер класс). Это единственные центры в Восточном округе Москвы.

Группы, режим работы, стоимость

«Радуга» набирает детей в 2 группы, в зависимости от возраста:

  • Тоддлер класс (от 1,2 до 3 лет);
  • Сад «Casa De Bambini» (от 3–7 лет).

Помимо основных классов, детей можно записать в группу временного пребывания (посещение три раза в неделю с 8.00 до 13.30 или два раза в неделю с 14.00 до 19.00 часов), в группу выходного дня. Также школа «Радуга» отдельно проводит развивающие программы, длительность которых от 1 до 1,5 часов.

Стоимость пребывания в садике зависит от выбранной программы, графика посещений и начинается от 12 тысяч рублей в месяц. Для многодетных и малообеспеченных семей предусмотрены скидки. В стоимость входит питание, прогулки.

В «Радуге» работают аккредитованные педагоги, организация входит в состав Первого Интернационального Союза Монтессори в РФ, в 2012 году она была признана лучшим монтессори-учреждением в РФ.

Особенности

Посещая детский сад «Радуга», ваш ребенок получит разноплановое обучение. В помещении предусмотрено множество отдельных зон для занятий музыкой, бальными танцами, математикой, английским языком с погружением в англоязычную среду, познания художественного мира. На базе центра работает художественная студия, кулинарная и глиняная мастерские, конный клуб. Два раза в неделю дети занимаются лечебно-оздоровительной физкультурой.

Детский сад по системе Монтессори Montessori Bambini

Адрес: ул. Героев Панфиловцев, дом 11, корпус 2.

Сайт www.bambinimoscow.ru

Тел.: 89166331062

Интерьер, безопасность

Все без исключения группы оборудованы в соответствии с рекомендациями великой ученой и делятся на пять основных зон (практическая, сенсорное развитие, космический, математический и языковой уголки), используются оригинальные дидактические материалы. В классах создана среда, позволяющая детям обучаться в безопасной и психологически комфортной атмосфере.

Группы, режим работы, стоимость

Группы сформированы в соответствии с сензистивными периодами.

  • с 7:00 до 19:00 стоимость 30 000 руб.
  • с 7:00 до 12:00 группа Todller стоимость 18 000 руб.
  • с 7:00 до 13:00 группа 3-6лет

Особенности

В центре есть интеграционная группа, в которую принимаются дети с синдромом Дауна. Администрация сада регулярно проводит обучающие семинары для родителей по вопросам воспитания детей. Темы для семинара предлагают участники.

Екатерина Суртаева
Детские сады Марии Монтессори

Детские сады Марии Монтессори

1. Педагогические основные системы М. Монтессори

Одной из наиболее востребованных методик развития ребенка в настоящее время является система Монтессори , подразумевающая для детей одновременно серьезную работу и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори , автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Методика существует более 100 лет, но в России долгое время она была недоступна. Первые книги Монтессори появились в нашей стране лишь в 90-е годы. Сегодня насчитывается множество детских садов и центров раннего развития ребенка, работающих по данной системе. Система Монтессори работает с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

Суть методики Монтессори

Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому» . То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Основные положения системы Монтессори

1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.

2. Свобода действий и выбора ребенка.

3. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори , группы формируются из ребят разного возраста.

4. Решения ребенок принимает самостоятельно.

5. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.

6. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.

7. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.

8. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.

9. Недопустима критика, недопустимы запреты.

10. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию. На плечи воспитателя в данном случае ложится обязанность организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори , позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются :

Воспитатель

Специально подготовленная среда

Дидактический материал

2. Особенности организации режима дня в детском саду М . Монтессори

Нетрадиционность системы Монтессори заключается во многом, однако одно из главных отличий занятий по этой уникальной методике заключается в их структуре и режиме. В отличие от обычных детских садов , в которых темп и "скелет" занятия определяет педагог (он же, впрочем, и является главным активным "персонажем" всего развивающего действия, занятие по системе Монтессори строят сами дети : именно они самостоятельно выбирают, чем именно им заняться в данную минуту и в каком конкретно месте. Дети самостоятельно выбирают темп и продолжительность занятия, а также определяют, нужен ли им в этом деле партнер или помощник.

Разумеется, не стоит считать, что роль взрослого человека в данном случае сведена "на нет". Именно он должен объяснить малышу, для чего предназначен тот или иной развивающий материал (Монтессори называла это презентацией, показать, как им пользоваться, а затем терпеливо наблюдать за ребенком, ожидая, пока он сделает свой выбор, причем не "перетягивать одеяло" на себя и не стремиться увлечь ребенка конкретным занятием. Как уже говорилось, помощь ребенку оказывается только тогда, когда он сам об этом попросит, а, как показывает практика, дети не спешат немедленно, при первой же неудаче признаться в своем поражении : они долго и терпеливо пробуют свои силы и обращаются к взрослым только тогда, когда действительно чувствуют, что попали в неразрешимую ситуацию.

Педагоги, работающие с детьми по системе Монтессори , настаивают на том, что любое занятие должно продолжаться ровно столько, сколько длится интерес ребенка к нему. Не стоит мешать малышу и навязывать ему выбор определенного развивающего материала, считая, что именно это нужно ему в первую очередь. Развивающая система Монтессори как раз и рассчитана на то, что малыш, прислушиваясь к голосу "внутреннего наставника", сам безошибочно определяет, в чем он действительно нуждается. Родители и воспитатели могут только наблюдать, делая выводы, к чему в данный момент проявляет интерес и склонность ребенок, и предоставлять ему для этого все необходимое.

Нет смысла также торопить малыша или, наоборот, замедлять ритм его занятия : даже если маме стало скучно завинчивать крышечки и нанизывать бусинки, это совершенно не означает, что занятие должно быть закончено. Ребенок может сменить за очень короткое время большое количество различных вещей, прежде чем он найдет для себя подходящее занятие. И в этом нет ничего необычного - именно так, шаг за шагом, малыш и находит себя и свое дело.

Обязательно стоит помнить, что любое занятие непременно заканчивается наведением порядка в комнате, причем делает это не взрослый, а ребенок (взрослый должен находиться рядом, чтобы в случае необходимости прийти малышу на помощь). Монтессори утверждает , что порядок вокруг ребенка - это залог и главное условие порядка в его душе : без определенного устройства окружающего мира даже очень маленькие дети чувствуют себя неуютно и неуверенно.

3. Предметно-развивающая среда системы М. Монтессори

Важнейшим элементом в педагогике Монтессори является развивающая среда. Можно даже сказать, элементом ключевым. Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон :

1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.

2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.

3. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.

4. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.

5. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Роль дидактического материала в системе Монтессори

Обучение ребенка тесно связано в системе Монтессори с предметной средой . При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы , в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марией Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников.

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори -педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать.

Правила работы с дидактическим материалом

1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)

2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.

3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности : выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.

5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.

6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.

7. Работа постепенно должна усложняться.

8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.

9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает , что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

4. Роль взрослого в системе М. Монтессори

Может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори полагает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственный знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори , позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

6. Положительные и отрицательные стороны системы М. Монтессори

Плюсы методики Монтессори

Учит создавать правила, а не жить по ним;

Мотивирует к учебе - дети учатся исключительно из интереса;

Учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;

Научает ответственности за свои поступки;

учит взаимопомощи : старшие становятся ответственнее, младшие - увереннее;

Учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;

Учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;

Знакомит с основами окружающего мира;

Развивает мощную логику и аналитические способности;

Развивает интеллект;

Развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства , помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори , во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят.

Минусы методики Монтессори

Трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы) ;

Длительная подготовка педагогов-монтессори ;

Необходимость большого количества уникальных учебных материалов;

Недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;

Преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;

Отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;

Чтение для детей - это процесс получения информации, а не удовольствие;

Излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;

Отрицаются обычные игрушки.

Сегодня многие родители выбирают в качестве основы воспитания своего малыша методику раннего развития . Главная мысль этой системы заключается в том, чтобы ребенок самостоятельно добивался результатов, а главный принцип – в одной единственной фразе «Помоги мне сделать это самому».

Для обучения детей по методике Монтессори существует огромное количество , часть из которых можно с легкостью сделать своими руками. Комплексная система педагогики Монтессори позволяет добиться по-настоящему ошеломительных результатов. С ее помощью даже отстающие детки начинают нагонять своих ровесников и выполнять те задания, которые предназначаются для ребят постарше.

В настоящее время в каждом городе открывается все больше развивающих центров и студий для детей, которые используют методику Марии Монтессори во время занятий со своими воспитанниками. Кроме того, даже детские сады сегодня все чаще обращаются к этой системе.

В каждом детском дошкольном учреждении, которое использует в работе методику Марии Монтессори, должна быть создана определенная игровая среда, попадая в которую ребенок начинает самостоятельно развиваться. Задача родителей и педагогов в этот момент – просто наблюдать, изредка помогая крохе, если он не может что-то сделать в силу возраста и неопытности.

В данной статье мы расскажем вам, как именно применяется методика Марии Монтессори в детском саду, и как осуществляется воспитание детей по этой системе.

Организация Монтессори-среды в детском саду

Технология Монтессори в детском саду предполагает, в первую очередь, разделение всего пространства образовательного учреждения на определенные зоны, в каждой из которых ребенок будет приобретать различные навыки.

В зависимости от площади, помещения детского сада могут быть организованы не все зоны, а только некоторые. Все материалы в обязательном порядке должны быть размещены в пределах досягаемости ребенка и изготовлены из натурального дерева. Между тем, именно комплекс всех необходимых участков дает малышам возможность полноценно и всесторонне развиваться.

Необходимыми зонами Монтессори-среды являются следующие:

  • Зона практической жизни. Здесь ребенок может познать бытовую и практическую часть взрослой жизни – он учится переливать воду из одной емкости в другую, при этом стараясь не проливать; застегивает молнии, завязывает шнурки, приобретая соответствующие навыки самообслуживания. Среди Монтессори-материалов существуют разнообразные шнуровки, которые могут быть использованы для оттачивания полученных навыков. Обыкновенные бытовые предметы также могут помочь.
  • Зона сенсорного развития. На этом участке малыши учатся различать предметы при помощи своих органов чувств. Именно здесь ребенок изучает первые цвета, формы, запахи, начинает понимать, что такое горячо и холодно, определяет предметы по их текстуре.
  • Математическая зона. Даже обыкновенные счеты могут дать дошкольникам первое понятие о математических операциях. Кроме того, методикой Монтессори предусмотрены и другие развивающие пособия, с помощью которых дети познакомятся с числами до четырехзначных.
  • Зона языкового и речевого развития. Как известно, речевой центр маленького ребенка находится на кончиках его пальцев. Именно в этой зоне находятся всевозможные пособия, призванные развивать мелкую моторику рук малышей, что в дальнейшем способствует развитию речи у детей.

Также в детском саду, реализующем программу Марии Монтессори, могут быть организованы и другие зоны развивающих занятий. Одни из них направлены на развитие естественнонаучного восприятия ребенка – зоны ботаники и географии, другие – на стимулирование двигательной и ритмической активности.

Стоит отметить, что методика Монтессори не предполагает соревнования детей между собой. Здесь каждый ребенок самостоятельно добивается успеха и поощрения со стороны воспитателя, что дает ему уверенность в себе и стимул развиваться дальше. Именно поэтому детские сады, использующие в работе известную систему Марии Монтессори, пользуются заслуженным успехом среди молодых родителей.