Что такое всестороннее развитие. Разносторонняя личность

Проблема способностей самым тесным и непосредст­венным образом связана с всесторонним развитием лич­ности, которое в современных условиях выдвигается как одна из важнейших задач коммунистического воспи­тания.

Труды классиков марксизма дают основание для то­го, чтобы связать философскую и социальную проблемы всестороннего развития личности с развитием способно­стей. Выявление этой связи важно для данного исследо­вания потому, что, как уже говорилось, проблему спо­собностей нельзя отрывать от общественно-историческо­го развития.

К. Маркс писал, что «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, следова-1ельно, как целостный человек»*. Ставя вопрос о связи способностей с всесторонним развитием личности, марк­сизм-ленинизм, по существу, раскрывает общественную природу способностей, указывает, что их развитие пред­ставляет собой общественный процесс. Несомненно, что всестороннее развитие личности предполагает обществен­ную необходимость ее совершенствования.

Всестороннее развитие личности - большая и слож­ная социальная проблема, актуальность которой особен­но возрастает в условиях социализма и перехода к ком­мунизму. В Программе КПСС сказано, что в процессе строительства коммунистического общества увеличива­ются «возможности для развития способностей, дарова­ний, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства» 2 .

" Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения т 42, с 120 2 Материалы XXII съезда КПСС. М., 1961, с, 412.

Проблеме всестороннего развития личности в послед­ние годы посвящено значительное число работ филосо­фов, социологов. По этой теме имеются как отдельные статьи, так и монографические работы. Кроме того, на страницах журнала «Вопросы философии» была прове­дена дискуссия на тему: «Разделение труда и всесторон­нее развитие личности» 3 . В 1975 г. состоялась Всесоюз­ная научная конференция на тему: «Комплексное изуче­ние человека и формирование всесторонне развитой лич­ности».



Следует отметить, что в научных публикациях многие вопросы этой сложной проблемы получили более или менее четкое обоснование. В частности, в работах послед­них лет проблема всестороннего развития личности зако­номерно связывается с проблемой развития способностей индивида 4 , с развитием его психологических особенно­стей. Вместе с тем многие аспекты этой проблемы раз­работаны недостаточно, имеются неясности. Так, отсут­ствуют более или менее четкое определение самого по­нятия всестороннего развития личности и его критерия.

Хотя целью данного исследования не является специ­альный анализ проблемы всестороннего развития лично­сти, но без понимания его содержания нельзя раскрыть социальный аспект развития способностей.

3 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности. М., 1963; Мялкин А. В. Свободное время и всестороннее развитие лич-" ности. М., 1963; Байкова В. Г.. Дучал А. С., Земцов А. А. Свобод­ное время и всестороннее развитие личности. М., 1965; Кайда-лов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие челове­ка. М., 1968; «Вопросы философии», 1962, № 10; 1963, № 3, 4, 9, 11;

Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М.", 1971";

Ьуева Л. П. Социальная среда и формирование гармонической личности. М., 1971; Мялкин А. В. Личность и строительство комму-

mз!лa poc " ГOB "/ п - 197\ "" Всестороннее развитие личности. Тула 1972; Духовное становление человека. Л., 1972; Устинов А. Ф. Роль

воспитания в формировании личности. Грозный, 1972; Литвинов ". " Труд и быт как факторы формирования личности. Тула, 1973;

Мамчур А. Л. Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Киев, 1973; Коммунизм и социальный прогресс. Л., 1973; Личность и проблемы коммунистического воспитания. Воро-" неж, 1973; Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974.

4 Батенин С. С. Критерий прогресса личности.-В кн.: Личность при социализме. М.,1968, с. 109.

7 Т. И. Артемьева


ным изменением социальных условий при социализме и коммунизме, которые предоставляют для этого большие возможности. Безусловно, создание социальных условий, адекватных общественной природе индивида, имеет пер­востепенное значение. Классики научного коммунизма видели в этом одно из главнейших условий всесторонно­сти развития личности.

При этом проблему всестороннего развития личности было бы недостаточно рассматривать лишь в негативном плане-в плане ликвидации ограничений, воздвигаемых на ее пути системой антагонистического разделения груда, противоречиями капиталистического общества и т. д. Она нуждается в позитивном решении, в раскры­тии содержания развития личности при социализме и коммунизме. Необходим также показ тех позитивных со­циальных "сдвигов, которые способствуют развитию лич­ности. В этой связи чрезвычайно важную роль, по на­шему мнению, играет положение К- Маркса об индиви­дуальном потреблении. Кроме того, важно раскрытие не только характера изменения социальных сдвигов, но и процесса развития активности личности и характера тех изменений, которые происходят или должны произойти в самой личности под влиянием новых условий. А между тем эта сторона проблемы еще недостаточно проанали­зирована в работах советских исследователей.

Так, например, некоторые авторы связывают всесто­роннее развитие личности с высокой специализацией в какой-либо одной области, а также с широким кругозо­ром и знанием основ науки в целом, с развитием умст­венных и физических способностей в производственной сфере 5 .

5 Всестороннее развитие «следует понимать в широком смысле сло­ва, как развитие всех сторон, способностей и дарований личности во многих сферах деятельности: общественной, духовной, нравст­венной, физической. Оно должно осуществляться в тесном един­стве и на основе трудовой деятельности... Когда речь идет о пере­мене деятельности, о ликвидации жизненной привязанности к одной профессии в сфере материального или духовного производства, следует иметь в виду не уничтожение специализации и профессий, а перемену деятельности в пределах одной профессии и специаль­ности, расширение профиля профессии, соединение в едином процессе труда физической и умственной деятельности» (Стру-ков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности с. 25- 27).

Кроме того, считается, что основным условием, сни­мающим односторонность развития личности, является перемена видов труда и ликвидация остатков старого разделения труда, при котором индивид насильственно закреплялся за тем или иным видом деятельности. Само же всестороннее развитие личности понимается опять-таки как развитие способностей в ряде специальных об­ластей деятельности.

Э. Струков, например, наряду с социальными услови­ями, подчеркивает также значение и роль субъективного фактора во всестороннем развитии личности, однако этот вопрос он не анализирует в полной мере. Пытаясь рас­крыть содержательную сторону всестороннего развития личности и связывая последнее со способностями, Э. Струков пишет: «Всестороннее и гармоническое раз­витие человека как раз и характеризует постоянное стремление к максимальному развитию своих способно­стей, причем не одной, а многих или нескольких... всесто­роннее развитие личности немыслимо без систематиче­ского накопления знаний» 6 .

Как видно из сказанного, автор всестороннее разви­тие личности связывает с развитием «многих или не­скольких» способностей, с систематичностью накопления знаний. Если с первым признаком - развитие способно­стей - можно согласиться, то второй - систематическое накопление знаний (такая точка зрения характерна для многих авторов) - вызывает сомнение по той хотя бы причине, что, видимо, нельзя установить необходимый и достаточный объем знаний как какой-то эталон, который являлся бы достоверным показателем всесторонности развития личности.

К взглядам, связывающим всестороннее развитие лич­ности с переменой труда, относится и позиция Д. П. Кай-далова. Он считает, что перемена труда-это то основ­ное условие, которое обеспечит всесторонность развития.

Автор делает некоторые уточнения по этому поводу. Так, он пишет, что ликвидация разделения труда между людьми, разнообразие трудовой деятельности означают свободное чередование не всех, а только тех видов труда, которые обеспечивают здоровое, гармоническое развитие человека, его физических и духовных способностей и

8 Струков Э. Всестороннее и гармоническое развитие личности, с, 53. 7* 155


создают возможность для освоения новых видов деятель­ности. Это означает «отсутствие каких-либо ограничений в выборе родов деятельности, в характере "их перемены, в свободном и всестороннем проявлении личности, ее огромных творческих возможностей» т.

Г. П. Орлов связывает всестороннее развитие лично­сти с проблемой свободного времени. Суть последнего, его предназначение состоит в том, чтобы человек имел возможность развивать свои многообразные способности. Он отмечает в этой связи, что, «чем больше свободного времени, тем в принципе больше возможностей для все­стороннего прогресса человека. Роль свободного времени зависит и от характера его использования для духовного и физического развития, т. е. от содержания самой дея­тельности и отношения к ней человека...» 8

Связь проблемы всестороннего развития личности с проблемой свободного времени закономерна. Сама по­становка этого вопроса является свидетельством того, что в пределах «трудового» времени человек не может раз­вить все имеющиеся у него способности. Представляется, что свободное время-это то, в течение которого разви­ваются потенциальные способности человека, не могущие быть реализованы и развиты им в каком-то одном спе­циальном виде деятельности.

У Е. А. Ануфриева всестороннее развитие личности выступает зависимым от социальных условий. «Главное во всестороннем развитии личности состоит в создании реальных условий не только для развития, но и для реа­лизации всех потенциальных возможностей каждого че­ловека» 9 . Создание социальных условий, благоприятных для развития личности,-одна из первых задач, которая решается обществом. Однако необходимо более деталь­ное раскрытие того, какие из данных условий реально влияют на развитие личности; на это обращается недо­статочное внимание.

По Ануфриеву, всестороннее развитие личности-это прежде всего процесс развития ее творческого потенциа-

7 Кайдалов Д. П. Закон перемены труда и всестороннее развитие че­ловека, с. 107.

8 Орлов Г. П. Свободное время и гармоническое развитие личности. М., 1974, с. 42.

9 Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности. М., 1971, с. 128.

да, стремление добиться такого положения, чтобы он стал непрерывным.

А. В. Мялкин связывает рост всесторонности с разви­тием и применением способностей человека.По его мне­нию, «всесторонность развития личности предполагает та­кое развитие человека, когда все его способности применяются и развиваются обществом, становятся об­щественным достоянием». «Непременными качествами всесторонне развитой личности является способность к \ мственному и физическому труду, к активной общест­венной деятельности, коммунистическая убежденность, высокая этическая и эстетическая культура» "°,- пишет А. В. Мялкин.

К этой же точке зрения примыкают и взгляды В. П. Рожина, который считает, что всестороннее разви­тие личности включает в себя ее участие в творческом производительном труде, деятельное участие в сфере коммунистического общественного самоуправления, а 1акже в разных сферах духовной жизни, в создании изо­билия духовных и культурных благ ".

Эти попытки дать определение всестороннего разви­тия личности путем детального перечисления его призна­ков, как правило, оказываются неплодотворными и более всего уязвимыми. Представляется, что нужно идти по ли­нии углубленного раскрытия его социальной сущности и содержания.

Само собой разумеется, что для всестороннего разви­тия личности большое значение имеет перемена видов труда, создание профессий широкого профиля, так как это расширяет кругозор личности, увеличивает ее знания и т. д.

Однако далеко не всегда о человеке, который участ­вует в различных видах труда и даже сочетает различные профессии, можно говорить как о всесторонне развитой личности. Имеется немало примеров, когда люди меняют профессии, сочетают различные виды деятельности, но о многих из них можно скорее говорить как о дилетантах, а не как о всесторонне развитых личностях. И это есте­ственно, так как перемена труда-это необходимая

" 0 Мялкин А. В. Личность и строительство коммунизма. Ростов н/Д, 1971, с. 7, 8.

1 *7 I 1, t_. / , О.

См.: Рожин В. П. Коммунизм и личность. Л., 1962, с. 49.


предпосылка, условие всестороннего развития, но этим вся проблема отнюдь не решается. Необходимы не толь­ко сами по себе внешние условия, но прежде всего актив­ная позиция самой личности, ее стремление использовать внешние благоприятные условия в интересах собственно­го развития.

Из положения К. Маркса о функциональном потреб­лении следует, что человек, владеющий несколькими ви­дами деятельности, может быть только исполнителем. В этой связи можно также сослаться и на высказывание Б. М. Теплова, который считал, что всесторонне разви­тым может быть и человек, который занимается только одним каким-то видом деятельности. Он писал: «Речь идет не о числе специальностей, а о широте одаренности и о разносторонности ее развития. Человек может иметь только одну специальность и быть в то же время очень разносторонним... Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значе­ние для разных видов деятельности» 12 .

Из всего этого следует, что всестороннее развитие лич­ности было бы недостаточно связывать лишь с наличием благоприятных социальных условий, с возможностью пе­ремены деятельности, с количеством ее видов и др. Прак­тика показывает, что благоприятные условия могут быть использованы человеком и во имя его всестороннего раз­вития, и во имя личной корысти, а многообразие видов деятельности может служить показателем как всесторон­ности личности, так и ее дилетантства. Вместе с тем че­ловек, всю жизнь занимающийся одним видом деятель­ности, может быть всесторонне развитым.

Некоторые авторы одним из главных условий всесто­роннего развития личности считают правильное сочета­ние умственного и физического труда. Ставится акцент на слиянии умственного и физического труда как важ­нейшем показателе всестороннего развития личности. Ко­нечно, такое слияние выступает существенным условием всестороннего развития личности. Однако и в данном случае было бы неверно недооценивать позицию самой личности - во имя чего направлено ее развитие.

12 Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, с. 37. 158

Следует отметить, что указанные отличительные при­знаки всесторонности не могут служить достаточным ос­нованием для получения критерия всестороннего разви­тия личности, так как за небольшим исключением они не учитывают самого человека, личность в ее развитии. Иными словами, достижение определенного уровня зна­ний, влияние перемены труда и другие факторы хотя и должны входить в характеристику всестороннего разви­тия личности, однако исчерпывающий его критерий нель­зя дать без раскрытия содержательной, качественной стороны этого процесса в самой личносги.

Критический анализ понимания всестороннего разви­тия личности как усвоения суммы знаний дан Ю.Н.Да­выдовым. Он справедливо предостерегает от такого по­нимания всестороннего развития, согласно которому яко­бы каждый индивид должен усвоить, поглотить все знания, умения, способности, которые присущи всему обществу. Эта задача, естественно, непосильна для че­ловека, да к тому же в этом нет и общественной необхо­димости. Поэтому можно лишь присоединиться к положе­нию автора, что «нет ничего ошибочнее такого представ­ления о всестороннем усвоении универсальной культуры коммунистическим индивидом, когда это «усвоение» пред­ставляется чем-то вроде индивидуального «поглощения» (родственного «потреблению») всей суммы знаний, уме­ний и способностей, которыми обладают все остальные участники коммунистической ассоциации. Не говоря уже о том, что такое представление безнадежно утопично...» И далее: «Требовать такого «всестороннего» развития индивида, при котором он проделал бы для себя весь путь развития наук, «распредмечивая» каждую научную идею, еще хуже, чем требовать от него, чтобы он прошел все стадии изготовления булавки» ".

Мысль Ю. Н. Давыдова об утопичности подобного представления весьма справедлива.

В самом деле, в суждениях такого рода слишком без­гранично толкуются возможности каждого человека. Но если учесть, что современная эпоха характеризуется и ускоряющейся специализацией, и тем, что, как пишет академик А. М. Румянцев, продолжающая возрастать специализация труда и знаний создает невозможность

13 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода. М., 1962, с. 121, 123.


для отдельного человека совладать с потоком информа­ции даже в рамках сравнительно узкой профессиональ­ной сферы 14 , и бурным развитием вновь появившихся наук, и развитием вглубь тех отраслей научного знания, история которых исчисляется десятилетиями, а также тем, что жизнь каждого человека предельна и что у че­ловека есть какой-то максимум в развитии его возмож­ностей, то понятно, что такие суждения не имеют для себя достаточных оснований.

Основной тезис, из которого исходит Ю. Н. Давыдов, таков: в ходе перестройки общественных отношений бу­дет происходить «производство всесторонне развитых, творческих и свободных индивидов» ". Связывая процесс развития всесторонне развитой личности с «производст­вом самой формы общения», он пишет: «Суть пробле­мы - в такой социальной организации усвоения всеоб­щих продуктов человеческой культуры, при которой зна­ния каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолжением моих знаний. Способности каждого «другого» индивида были бы не границей, а продолже­нием моих собственных способностей. Умения каждого другого индивида были бы не границей, а продолжением моих индивидуальных умений. Здесь - основа решения проблемы всестороннего универсального развития ком­мунистического человека» ".

Таким образом, Ю. Н. Давыдов считает, что основной путь формирования всесторонне развитой личности ле­жит в сфере создания общественных отношений, органи­зация которых должна быть такой, чтобы индивид имел всестороннее общение со всеми другими индивидами, чтобы способности каждого индивида выступали не гра­ницей, а продолжением моих способностей, умений.

Как мы видели, всестороннее развитие личности свя­зывают с деятельностью, общением, познанием и т. д. Однако для психологического анализа такое рассмотре­ние достаточно абстрактно. Кроме того, деятельность, общение и познание как разные направления развития личности должны быть связаны между собой примени­тельно к конкретной личности. Такая связь этих различ-

14 См.: Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука.-«Вопросы философии», 1968, № 11, с. 13.

15 Давыдов Ю. Н. Труд и свобода, с. 116.

16 Там же, с. Г21-122.

ных форм (деятельности, общения и познания) по отно­шению к конкретной личности осуществляется в ее жиз­недеятельности.

Проблема жизнедеятельности индивида имеет объек­тивную и субъективную (психологическую) стороны. Анализ объективной стороны жизнедеятельности индиви­да дает возможность выявить всю совокупность социаль­ных предпосылок, объективных условий его развития. Смысл такого подхода заключается в том, что социаль­ные условия рассматриваются конкретно, по отношению к данному индивиду как определенному общественному существу, или, говоря словами Маркса, «особенному» общественному существу. Анализ этой стороны его жиз­недеятельности вскрывает объективные возможности его всестороннего развития.

Рассмотрение субъективной стороны жизнедеятель­ности индивида показывает, как он использует эти объ­ективные возможности для применения и развития своих способностей. В этом смысле можно говорить, например, об организации индивидом своей жизнедеятельности в широком смысле слова, о выявлении им своих возможно­стей, о соотношении их с действительными условиями его жизни. Такое превращение объективных возможно­стей в действительность находит свое выражение в выбо­ре индивидом той или иной профессиональной деятель­ности, в последовательности реализации его жизненной линии, направленной на применение способностей при изменившихся жизненных обстоятельствах (успехе или неуспехе и т. д.), в сознательной перемене им одного вида деятельности на другой в соответствии с обнару­женными способностями.

Соотношение объективной стороны жизнедеятельно­сти индивида с его субъективными возможностями рас­крывает вопрос: какие из своих способностей он разви­вает, носит ли его развитие случайный или закономер­ный, сознательный или интуитивный, целостный или од­носторонний характер?

В качестве примера одностороннего соотношения лич­ности и ее способностей может быть приведен случай развития так называемых вундеркиндов. Его особенность, состоящая в абсолютизации одной какой-либо способно­сти и ее эксплуатации взрослыми, приводит к отставанию развития всей личности от опережающей его какой-либо


одной способности. Материалы наблюдений (опублико­ванные в США) показывают, что, как правило, основная;

масса «вундеркиндов» с наступлением взрослости не мо­жет соотнести свои способности со своими притязаниями,. с существующими социальными условиями, в которых происходит деятельность, не проявляет достаточной ак­тивности, ответственности и т. д.

Когда речь идет о всестороннем развитии личности, то подразумевается не просто конгломерат разных спо­собностей, а связанная воедино совокупность наиболее существенных для данной личности свойств - способ­ностей, развитие которых происходит во всей жизнедея­тельности личности.

В процессе своей жизнедеятельности личность высту­пает как существо активное, причем эта активность вы­ражается не только в осуществлении ею различных видов деятельности, но и в общении личностей друг с другом. Иначе говоря, проблема всесторонности личности-это и проблема «другой человек», «другая личность», про­блема общения ее с другим человеком. В общении с дру­гим человеком многие потенциальные свойства и особен­ности личности могут получить свое наиболее адекватное развитие, при этом даже большее, нежели в каком-то» конкретном виде деятельности. Иначе говоря, в понятие «всестороннее развитие личности» органически входит сам принцип общения людей друг с другом, раскрываю­щий то, что получает данная личность в результате обще­ния и в каком направлении это общение происходит.

В этой связи прав, по нашему мнению, М. С. Каган, который считает, что гармонически развитая личность утверждает «себя в мире как существо познающее, оце­нивающее, действующее и общительное» ".

М. С. Каган критикует такую трактовку всесторонне­го развития личности, которая ограничивает его возмож­ностью овладения многими профессиями, свободного пе­рехода от одного занятия к другому и т. д. По его мне­нию, «всестороннее развитие личности предполагает нечто иное. Это понятие лишается какой бы то ни было утопичности, если интерпретировать его как развитие всех видов деятельности, которые составляют структуру

17 Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельно­сти.-«Философские науки», 1970, № 5, с. 51.

личности,-деятельности преобразовательной, коммуни­кативной, познавательной, ценностно-ориентационной, художественной». .При этом автор исходит из того, что «идеальной следует считать такую ситуацию, при кото­рой личность сможет так или иначе участвовать во всех направлениях деятельности, раскрывая и утверждая себя в полноте своих личностных человеческих качеств» 18 .

Наконец, имеются и такие взгляды, согласно которым всестороннее развитие личности связывается, во-первых, с созданием социальных условий, снимающих какие бы то ни было ограничения, препятствующие этому разви­тию; во-вторых, с развитием самосознания, с новым ти­пом отношения к миру, к обществу, «к своему собствен­ному бытию, к своему собственному сознанию»; в-треть­их, с возникновением новых качественных изменений, ко­торые произойдут под влиянием новых общественных условий. Наиболее выпукло эта точка зрения выражена в статье 3. Н. Файнбурга. Он пишет: «...всесторонне раз­витая личность есть не простое увеличение (или умень­шение) каких-то свойств, качеств современной личности, не просто механическая экстраполяция какого-либо из ныне существующих типов личности на новые социаль­но-экономические условия жизни человечества и челове­ка. Всесторонне развитая личность суть нечто качествен­но новое, возникающее на базе научно-технической и со­циальной революции» 1Э.

Мы остановились лишь на наиболее характерных точ­ках зрения относительно всесторонне развитой личности. Но и они показывают, что, несмотря на известные поло­жительные моменты в них, в целом разработке этой про­блемы присущи в значительной мере описательность и декларативность, что уже справедливо отмечалось в на­шей печати.

Так, академик А. М. Румянцев пишет: «Очень часто, говоря о человеке будущего, ограничиваются сугубо опи­сательным и перечислительным представлением: физиче­ское совершенство, широта образования, общественная активность, эстетическая чуткость, культура и тонкость эмоций и т. д.... Было бы ошибкой понимать всесторон-

18 Каган. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974, с. 307, 308.

19 Файнбург 3. Н. Перспективы научно-технической революции и раз­витие личности-«Вопросы философии», 1969, № 2, с. 42.


нее развитие личности в просветительском плане, рисовать человека будущего при помощи простой арифметической суммы достоинств, вне системы общественных связей, за­ключающей действительную тайну его всесторонности» 20 . И далее: «Некоторые утешают себя древним изречением:

«Знать все о немногом и немного обо всем». Увы, в наши дни нельзя знать даже о немногом. Знание же «не­много обо всем» грозит оказаться обычным дилетантиз­мом... Понятно, что проблема, видимо, заключается вовсе не только и не столько в объеме знаний, а прежде всего в уровне и принципах мышления. Современный уровень мышления неизбежно формируется у каждого индивида на сравнительно ограниченном познавательном материа­ле, но строгость и гибкость этого мышления могут иметь универсальный характер... Но главное-проблема со­здания всесторонне развитой и свободной личности сво­дится к созданию всесторонне развитого и свободного общества» 21 .

Иными словами, главный путь формирования всесто­ронне развитой личности-это создание прежде всего всесторонне развитого и свободного от всяких социаль­ных ограничений общества. Коренные изменения соци­альных условий должны, в свою очередь, привести к ко­ренным изменениям личности.

Итак, создание раскрепощающих человека социаль­ных условий имеет первостепенное значение для всесто­роннего развития личности.

В существующих интерпретациях всесторонности раз­вития личности зачастую упускаются из виду, во-первых, качественно-содержательный анализ деятельности самого индивида, служащей показателем его способностей и той общественной позиции, которую он занимает (например, к управлению государством, для работы на ответствен­ных постах привлекаются ведь не только способные лю­ди, но люди с правильным коммунистическим мировоз­зрением, с правильным отношением к труду, к другим лю­дям). Думается, что в критерий всесторонности лично­сти должна входить составной частью общественная по­зиция личности, или, иначе говоря, то, во имя чего при-

20 Румянцев А. М. Гуманистическая идеология и социальная наука «Вопросы философии», 1968, № 11, с. 11-12.

меняются его знания, способности, навыки, осуществля­ется перемена труда и т. д.

Во-вторых, отсутствуют четкие характеристики, свя­занные с психическими особенностями самого индивида, без которых трудно понять возможности его развития. Исследование данной проблемы, как правило, ведется на уровне социологического анализа, в то время как психо­логический ее аспект нередко упускается из виду. Между тем без всестороннего учета психологических особенностей индивида эта проблема не может быть успешно решена.

В-третьих, не учитывается социальный запрос на кон­кретную «форму» всестороннего развития личности, соот­ветствующую данным конкретно-историческим условиям.

В исследованиях, посвященных всестороннему разви­тию личности, почти не затрагивается вопрос (а если и затрагивается, то вскользь) о различии самих этих все­сторонне развитых личностей, а тем более о том, в чем конкретно выступит это различие. Более того, иногда представляется, будто всестороннее развитие индивидов приведет к их уравниванию, стандартизации. А между тем и в условиях развитого коммунизма всесторонне раз­витые индивиды не будут походить друг на друга.

По этому поводу пишут, например, В. И. Белозерцев и В. А. Фомина: «Коммунизм обеспечивает возможности для развития всех способностей человека, но это не зна­чит, что способности у всех будут развиты в равной мере и что у всех людей будут одинаковые способности, ибо, помимо всего прочего, способности определяются и осо­бенностями каждого человека» 22 . О различиях в способ­ностях людей при социализме и коммунизме пишут А. К. Курылев, Г. М. Гак.

О том, что одинаковое развитие способностей людей нс только невозможно, но и нежелательно, пишут Э. В. Соколов и П. Л. Иванов 23 .

22 Белозерцев В. И, Фомина В. А. Коммунистическое разделение тру­да не исключает всестороннего развития человека.- «Вопросы фи­лософии», 1963, № 9, с. 37.

23 См: Кцрылев А. К. Диалектика развития социального равенства в социалистическом обществе - В кн: Диалектика материальной и духовно:"! жижи общества в период строительства коммунизма. М 1966 с 106; Гак Г. М. Диалектика коллективности и индиви­дуальности. М., 1967; Соколов Э. В, Иванов П. Л. Всесторонне" и гармоническое развитие личности.- В кн.: Коммунизм и лич­ность. Л, 1966.


Стержнем проблемы всесторонне развитой личности при наличии необходимых социальных условий высту­пает сам индивид, общественное развитие его психоло­гической природы, и в первую очередь его способностей. так как именно способности более всего связаны с дея­тельной сущностью человека.

Конечно, всестороннее развитие человека не сводится только к развитию его способностей. Большую роль в этом играет и развитие потребностей, интересов, эмоций и пр. В данной работе предпринимается попытка понять всестороннее развитие лишь в плане развития способнос­тей, которые составляют как бы его ядро.

Cтраница 1


Всесторонне развитая личность вовсе не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ - следствие социального воздействия и отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей, возмещением за что и служит вещь или развлечение. Истинно человеческое потребление состоит не в присвоении вещи, а в усвоении способа деятельности и общения с другими людьми, что сближает людей и предполагает активную самореализацию личности в творческом труде и общении.  

Воспитание всесторонне развитой личности - длительный и сложный процесс, зависящий от материальных и культурных условий жизни, от глубины и размаха идейно-политической работы. Социалистическая идеология призвана формировать научное, реалистическое представление о характере решаемых задач, о путях к коммунизму, раскрывать преемственность в развитии советского общества, показывать связь высоких идеалов с насущными интересами людей, с решением повседневных практических задач и преодолением трудностей, утверждать единство слова и дела, мысли и действия.  

Процесс воспитания всесторонне развитой личности сложен. Следует иметь в виду, что культурно-технический уровень рабочего класса, крестьянства и интеллигенции неодинаков. Здесь наблюдаются большие различия.  

Сформулированный античностью идеал всесторонне развитой личности принимает соответствующее представлениям новой эпохи содержание. Мыслители Возрождения, проектирующие этот идеал, сами являли собой ярчайшее его воплощение.  

Трудящийся должен развиваться как всесторонне развитая личность, которая активно участвует в управлении и постоянно обогащает свои духовные потребности. Потребительская психология не может быть присуща человеку социалистического типа.  

Ведущую роль в формировании всесторонне развитой личности играет трудовая активность, с которой связано развитие производительных сил и производственных отношений, ускорение социально-экономического развития.  

Осуществление основной цели - воспитания всесторонне развитой личности выдвигает ряд принципов, определяющих содержание и методы работы с читателями. Особенность и важность этой проблемы состоит в том, что она носит методологический характер. Определение принципов важно не только само по себе - в плане уяснения, что есть принципы - оно необходимо для более глубокого понимания многих других проблем работы с читателями.  

Наука при социализме получает призвание быть средством производства всесторонне развитой личности, богатой в своих общественных проявлениях.  

При социалистических производственных отношениях научно-техническая революция есть средство формирования всесторонне развитой личности, когда сознательно направляется ее общественное развитие. При социалистическом строе внутренние закономерности научно-технической революции проявляются в том, что наука выступает как производительная сила, которая находит свою область действия в опирающейся на теорию практике социалистического планирования. Такими производительными силами стали общественные науки, с которыми гармонически сочетаются науки естественные и технические.  

Очевидно, что при такой структуре свободного времени процесс формирования всесторонне развитой личности специалиста значительно затруднен. Тем не менее общественное-производство все более ориентируется на такого специалиста, поэтому проблема свободного времени студента становится для высшей школы едва ли не столь, же актуальной, как и проблема учебного времени.  

Вторая цель состоит в том, чтобы воспитать каждого ученика высоконравственной, всесторонне развитой личностью с коммунистическим мировоззрением, коллективистической направленностью, творчески активной и социально зрелой. Эта цель обычно обозначается как воспитательная цель школы и осуществляется не только (а зачастую и не столько) в самом учебном процессе, но и в специальном процессе воспитания, выносимом за рамки учебного процесса.  

Эти задачи распространяются как на учебную и научную работу, так и на формирование всесторонне развитой личности и профессиональную подготовку студентов. Особенно существенным в этих задачах является психологический анализ актов педагогического воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут успех или неуспех в результатах учебной деятельности. Учение как специфический вид целенаправленной и специально организованной деятельности человека происходит на основе синтеза познавательных процессов, способностей человека и соответствующих уровней его развития. Система направленного учения физиологически относится к высшим формам познания, концентрирующим многообразные стороны высшей нервной деятельности.  

Профсоюзным библиотекам, обслуживающим читателей по месту работы, принадлежит важная роль в воспитании всесторонне развитой личности, особенно в пропаганде производственно-технических знаний. На комплектование их фондов влияют, с одной стороны, задачи удовлетворения общего в интересах читателей, с другой - необходимость содействовать подъему производственно-технического уровня читателей, оказывать помощь производству. Более 50 % фондов профсоюзных библиотек составляет художественная литература. Большое место в них занимает литература общественно-политического содержания. Особое внимание уделяется комплектованию литературы в помощь производственному процессу предприятия, которое обслуживает библиотека. При комплектовании фонда профсоюзной библиотеки тщательно выявляют линии размежевания с технической библиотекой предприятия и определяют рамки координации по тематике, видам и типам изданий.  

При этом важно не потерять из виду главный стратегический ориентир, указанный партией - формирование всесторонне развитой личности учащихся.  

Физическая культура активно воздействует на формирование морального и духовного облика человека, а физическое совершенство является главным атрибутом всесторонне развитой личности. Научно технический прогресс, автоматизация производства, технизация быта облегчают труд, в то же время снижают физическую нагрузку на организм человека и лишают его здорового физического напряжения. В связи с этим возникают анатомо-физиологические диспропорции. Технизация среды создает известную опасность здоровью человека.  

Когда мы воспитываем и образовываем себя (или пытаемся делать это с другими), мы имеем перед глазами заманчивый идеал - всесторонне (подразумевается, что гармонично) развитую личность.

Я назову момент в истории, когда родился этот блестящий мираж, заводящий многих в самое сердце пустыни.

В эпоху Возрождения (она же - Ренессанс) появился такой тип личности, который принято называть "Титанами Возрождения", с лёгкой руки то ли Маркса, то ли Энгельса. В России примером такого человека может служить Михаил Ломоносов, к примеру. Эти титаны отличались тем, что умели сразу много: они писали трактаты о химии, минералогии, об искусстве сонета, верховой езды, о ядах... При этом они занимались государственным управлением, анатомировали трупы, писали картины, работали дипломатами, врачами, делали открытия в астрономии, знали много языков и коллекционировали античные обломки, составляя к ним такие каталоги, которыми искусствоведы частично пользуются и до сих пор. Вот этот тип личности и называется - "ренессансный тип личности ". Всё умею, всё могу. Такие люди встречаются и сейчас. Но очень редко. Это особенный дар, вывих природы, исключение из правила. Как гибкость (растяжка) в гимнастике, как в балете - высокий прыжок.

Однако мир, который решил преклоняться перед Ренессансом (из сомнительного принципа - "надо же перед чем-то преклоняться". Так Россия решила "преклоняться" перед Пушкиным) возвёл этот вывих, этот уникальный дар в общечеловеческий идеал. Прочувствуйте пожалуйста, какая была допущена ошибка! Эта ошибка стоила нам очень дорого.

Да, ренессансный тип личности... "случается". И бывают эпохи, когда количество людей с таким типом личности прямо на глазах возрастает. Связано ли это с "пассионарными взрывами", с очередным витком научно-технической революции, когда закладываются десятки новых наук... всё может быть. Таким "пассионарным взрывом" был период, когда закладывались все современные науки - 5-3 века до нашей эры, в Древней Греции. Возрождение и называется "Возрождением" именно потому, что Европа пережила ещё раз то состояние, которое переживали древние греки в Афинах.

Вселенная циклична, ритмична, подчинена приливам и отливам. Общество переживает "пик формы", периоды спокойного развития и... спады. То что бывает с обществом на пике его формы, нельзя ожидать от него в другие времена.

Но вот ошибка была запущена, стала догмой системы воспитания. И мы все неосознанно стремимся к тому, чтобы быть "всесторонне развитой личностью". И расплачиваемся за это тем, что мельчаем, превращаемся в глупых и невыносимых дилетантов, и только ещё скорее вырождаемся.

Однако же всем, кто мыслит об образовании и самообразовании, следует помнить: самый главный признак сформированной личности это

развитая способность к выбору и отбору

Что спрятано под красивой фразой "умение выбирать и отбирать"? А спрятано под ней следующее: выбирать и отбирать человек вынуждается . И вынуждает его к этому всегда нехватка чего-либо.

Если бы у человека не было это самой нехватки , он бы не научился выбирать и не стал бы сформированной личностью.

Так нужда делает из нас если не гениев, то, по крайней мере, талантливых людей, умельцев, изобретателей. В этом смысл поговорки: "Голь на выдумки хитра".

Необходимость "выбирать и отбирать" мы проклинаем, тогда как мы должны благодарить её. Вот представьте себе все свои нужды. А теперь представьте себе, сколько у Вас на это денег. Умение выбирать и отбирать сформируется у нас только в том случае, когда на все нужды денег будет не хватать.

Это как притча про футбол и наблюдавшего за ним старика Хоттабыча. Дай каждому футболисту по мячику - игра развалится.

Я ещё раз напомню: развитая способность к выбору и отбору - признак сформированной личности. И дело здесь даже не в нехватке денег. Есть другая, более тотальная нехватка, которой мы наделены все, от рождения. Выбрать "сто путей и сто дорог" одновременно мы не можем в силу нехватки жизненного времени. У нас очень мало времени, чтобы заняться всем, охватить всё. Поэтому все мы: и богатые, и бедные, всё равно подчинены необходимости выбирать .

Но идеал "всесторонне ("гармонично") развитой личности, служащий нам уже много времени ложным ориентиром, не даёт нам развить в себе это умение. Человек, который природой не приспособлен к тому, чтобы стать "Титаном Возрождения", воспитываясь в этом ключе, калечится и превращается в умственного урода.

Роковым образом, погоня за культурой порождает бескультурье. Погоня за знаниями порождает тупость ума и внутреннюю пустоту. Жажда постоянной деятельности приводит к тому, что ни одно дело не доводится до конца.

А наше образование продолжает гнуть свою линию - требуя совершенства во всех областях. Вы конечно, можете развернуться к образованию спиной, но получите клеймо лузера. И не каждому плевать на это невидимое, но ощутимое клеймо. И поэтому многие - тянутся из последних сил, лишая себя возможности стать тем, кем хотели и могли бы быть - совершенством.

Однако людей, которые не боятся "развернуться спиной", становится всё больше, и поэтому одиночкам уже не так страшно. Есть люди, чьи дети вообще не ходят в школу, а учатся дома. Как ни странно, но программу по математике, рассчитанную на 10 лет, они осваивают за 2 года, не напрягаясь. Есть люди, которые могли бы позволить себе очень пафосный лицей с усиленной программой, но предпочитают отдать своего ребёнка в идиллически-тихую местную школу, где престарелые учительницы воркуют аки горлицы и тычут деревянной указкой в устаревшее пособие, а дети и родители - такие же тихие, благостные и без претензий.

А те, кто идёт всё тем же, ведущим к тупику, путём, наращивая объёмы информации, приходят к страшным результатам - приобретают вульгарность . Мой любимый английский писатель - Гилберт Кийт Честертон, в одном из своих эссе написал об этом, наверное, самые лучшие слова:

"Мне кажется, у вульгарности - два непременных признака: для неё нет ничего трудного и ничего чуждого. Человек вульгарный, в полном смысле слова, изливается - мысли и чувства хлещут из него, он их не отбирает, не фильтрует. Он всё на свете знает , то есть, не знает ничего. Тот, кто знает всё, утратил священный трепет ... он судит обо всём нескромно, свысока, он забыл, что всё на свете по-своему священно".

Рассуждение о такой "всесторонней односторонности" нельзя не продолжить словами нелюбимого мной Артура Шопенгауэра. Но как же он иногда бывает точен в своём пессимизме!

"Тупость ума порождает внутреннюю пустоту. Вы увидите её на многих лицах. Она выдаёт себя постоянным интересом к ничтожнейшим внешним событиям. Эта внутренняя пустота толкает в погоню за внешними возбуждениями, чтобы хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу".

Вот пишу я эти строки, а в глазах стоит передача "Пусть говорят". Как будто про неё писали Шопенгауэр и Честертон.

Однако есть у меня примеры и похуже. Что мне какие-то передачи? У меня перед глазами судьбы конкретных людей.

Ничто так не оглупляет ребёнка, как необходимость посещать школу и приносить оттуда хорошие оценки. На моих глазах, не один умный, интересный дошкольник превратился в тупого и несчастного ученика средних классов. На вопрос "Почему ребёнок ничего не читает?" я слышу один стандартный ответ мам и бабушек: "Да когда ей читать? У неё столько уроков!"

Но зачем этим "отличникам" учить французский и английский языки одновременно? Лет сто назад люди учили английский для того, чтобы почитать в подлиннике Шекспира. По французски читали Вольтера и Ларошфуко. Зачем вообще образование тем, к с радостью проводит свой досуг "В контакте"?

Наше образование светит светом мёртвой, погасшей звезды. Оно совершает какие-то бессмысленные действия, но цель, ради которой эти действия совершаются, уже давно - в пролёте.

Тема "всесторонне развитой личности" со стороны психологии не перестаёт меня волновать. Дело в том, что я лично, физически, страдала и продолжаю страдать в обществе тех, из кого пытались сделать эту самую "всесторонне развитую личность", а получили тип так называемого "образованца". Эти люди всегда получали пятёрки. Но приблизьтесь к ним, загляните в их глаза. Они - пустые, как у монстров из кошмарного сновидения.

1) целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) гуманистический идеал воспитания, сложившийся в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила различные интерпретации в позднейших философских и пед. системах в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Гуманистич. идеал воспитания. Как относительно целостная система взглядов сложился в эпоху Возрождения в русле культурного движения гуманизма. Идея В. р. л. получила разл. интерпретации в позднейших филос. и пед. системах, в зависимости от особенностей историко-культурной ситуации.

Представления о всесторонне развитом индивиде неоднозначны. В обыденном сознании это талантливый человек, способный к разным видам деятельности, отличающийся от тех, кто проявляет свои способности только в одной области. Как правило, за норму принимаются односторонне развитые индивиды, а ярко проявившие себя в разных видах творчества воспринимаются как исключение, природа к-рого часто объясняется факторами наследственности или нетрадиц. воспитания.

В. р. л. нельзя рассматривать как проф. принцип организации обучения и воспитания, как совокупность правил, регулирующих деятельность и общение. Корректнее осмысление В. р. л. как процесса саморазвития индивида, осваивающего гл. дело своей жизни и использующего весь спектр возможностей приобщения к общечеловеческой культуре. Отвечающие идее В. р. л. подходы к организации уч. деятельности могут стать необходимыми компонентами формирования личности, однако лишь в том случае, если образование имеет целью создание условий для самостоят. и личностно заинтересованного овладения учащимися средствами воспроизведения и совершенствования разл. форм культуры. Это возможно, когда самодеятельные и в правовом отношении суверенные индивиды могут сами избирать содержание, формы, методы образования в соответствии со своими потребностями, строить обществ. отношения на основе целей и средств универсальной деятельности разных общ-ностей, не противопоставленных друг другу социально закрепленным разделением труда.

В результате науч.-техн. революции обобществление труда достигло уровня унификации средств и способов произ-ва (материального и духовного) в самых разных и изначально далеких друг от друга видах деятельности. Возможности массового распространения высоких образцов культуры, требующих духовного сопереживания и работы мысли, формирующих у человека основы теоретич. и эстетич. восприятия, обусловили повышение интеллектуальных и нравств. потребностей в образовании населения разл. стран. Культура, учитывая массовый спрос, способствовала перестройке совр. пром-сти на продукцию, несущую в себе (хотя бы в редуциров. виде) и общекультурные ценности. Участвуя в их создании, конструкторы, инженеры, мастера, рабочие ориентируются на совершенный образ конечной цели своей деятельности. Их образованность и личные способности становятся основой культурного труда.

В этих условиях общественно необходимая производств. деятельность органично соединяется с исследовательской, культуросозидающей и учебной. Соответствующая форма взаимодействия поколений в труде, учении, частной жизни реформирует систему образования, противопоставляя ее прежним образоват. структурам, подчиненным узким интересам, изолированным от продуктивной работы, живого творчества. Школа способна стать культурно-образоват. центром, в к-ром уч. процесс - продуктивная, преобразующая деятельность. Изменение и совершенствование учащимися предмета своей деятельности становится гл. образоват.-воспитат. принципом. Способность видеть в предмете своего дела задачу на его преобразование требует использования интеллектуальных, эмоционально-эстетич., нравств. и физич. сил. Их совместное накопление и использование для формирования разл. способностей и является основой развития личности.

Неполное определение ↓