Зрительная память. Интересные упражнения для развития зрительной супер-памяти у школьников

В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.

Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.

Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.

Зрительная память, запоминание

Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.

По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное .

  • При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
  • Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.

Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).



Запоминание — один из важных процессов в памяти

Зрительная память — особенности

Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.

ВАЖНО : Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.



Родители занимаются тренировкой памяти своего ребенка

Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.

Виды зрительной памяти

Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.



Подразделяются они по таким характеристикам :

  1. По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
  2. По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
  3. По способам запоминания: смысловой, механический
  4. По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
  5. По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
  6. По типам психологии : моторный, образный, словесный, эмоциональный


Кратковременная зрительная память

Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью , имеет маленький срок, ограниченный объем.

При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.

Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.



Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.

Зрительно моторная память

Двигательная память , она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).



Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.



На чем основывается зрительно моторная память у детей?

ВАЖНО : Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.

Объем зрительной памяти

Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем . Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.

Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.



Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.



Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту . Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.

Следует обратить внимание на ошибки :

  • Повторения детей
  • Объекты, которые не показывали
  • Сколько картинок помнят дети


Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.

Результаты оценивайте по следующим параметрам :

  • 8-10 фото — хороший результат
  • 5-7 фото — удовлетворительный результат
  • до 5 фото — неудовлетворительный результат


Объем зрительной памяти. От чего он зависит?

Диагностика зрительной памяти

Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.

Для определения зрительной памяти детей , используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.



ВАЖНО : Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.

Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.



Суть теста такова :

  1. Подбираем 11-16 слов , запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
  2. Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
  3. Используйте такие слова, как: путь , сад , обед , молоко , свет , поле , одежда , ошибка , ночь , конь , птица , учеба , стул , мышь , лес
  4. Применяйте такие изображения на картинках: хлеб , чашка , блокнот , фонарь , дом , школа , часы , фрукт , карандаш , шкаф , вертолет , мебель , санки , лампа , кот , корова , грабли , растение , нож , блузка , машина , луна , телега , диван
  5. Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
  6. Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
  7. К примеру, вы называете слово — учеба , а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
  8. Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд . Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
  9. После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
  10. Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
  11. В заключении ребенок называет слова по картинкам


Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.



Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

ВАЖНО : Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.

Тренировка зрительной памяти

Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.



При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения :

  • Интересная информация всегда усваивается лучше
  • В обучении лучше всего запоминается начало, конец
  • Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
  • Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно


ВАЖНО : Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.

Упражнения на зрительную память

По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.

Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.



Какие упражнения помогают развить зрительную память?

Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:

  • Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
  • Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
  • Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
  • Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»


Картинка для тренировки зрительной памяти — найди отличия

Игры на зрительную память

Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
  2. «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
  3. «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
  4. «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
  5. «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось


ВАЖНО : Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.

Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток

Зрительная память – это психологическая функция человека. Психологи утверждают, что именно эта разновидность памяти сильнее всего развита у большинства людей. А кроме этого, зрительная память хорошо поддается развитию с помощью различных методик и упражнений.

Как развить зрительную память с помощью рисования?

Рисование – отличное упражнение для развития для тех, кто обладает соответствующими навыками. Суть тренировки состоит в том, чтобы максимально точно воспроизвести какой-либо объект. Например, на прогулке можно внимательно рассмотреть необычное здание, а дома – воспроизвести его на бумаге. А следующий день можно еще раз прогуляться до этого здания с рисунком и проверить свою память. Зарисовывать можно что угодно – украшения, лица, схемы.

Как улучшить зрительную память с помощью детских игр?

«Найди отличия» . Очень большое количество детских игр способствует развитию зрительной памяти. Например, игра «Найди отличия». Она заключается в том, чтобы найти несоответствия на двух очень похожих картинках. Играя, человек учится рассматривать изображение более детально, запоминать мелкие нюансы. Если часто играть в эту игру, запоминание в обычной жизни улучшится.

«Открой картинки попарно» . Еще одна полезная детская игра – «Открой картинки попарно» или мемори. Для этой игры нужно большое количество парных картинок (можно использовать карты, но не учитывать масть). Карточки нужно перемешать и разложить рядами обратной стороной вверх. Затем открывается одна картинка, а следом нужно открыть ее пару. Если пара не сложилась – обе картинка переворачиваются и продолжают играть. После нескольких попыток игрок запомнит расположение многих картинок и быстро откроет их все попарно.

«Найди что изменилось» . А в игру «Найди что изменилось» можно играть и во взрослой компании. Водящий игрок должен выйти из комнаты, а оставшиеся участники – что-то в ней изменить. Например, переставить статуэтки, убрать вазу и т.д. Побеждает тот игрок, который нашел перемену быстрее всех.

  1. Чтение . Обычное чтение, даже без попыток что-либо запомнить, значительно улучшает . Психологи советую читать не менее 100 страниц в день.
  2. Новые впечатления . Психологи доказали, что чем больше новых визуальных впечатлений у человека, тем лучше он запоминает зрительно. Поэтому они советуют чаще путешествовать, отрывать для себя новые места, знакомиться с новыми людьми.
  3. Ассоциации . Чтобы лучше запомнить визуальную картинку, предметы на ней нужно ассоциировать с чем-то хорошо знакомым. Например, дерево может быть похоже на какое-нибудь животное, а женщина, которую нужно запомнить, одета в платье такого цвета, как блузка у знакомой.

21 17 458 0

Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

Вам понадобятся:

Ежедневные мини-тренировки

Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

Воспоминания

Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

Детализация образа человека

После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

Рассматривание предметов

Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


Словесный портрет

Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

Метод спичек

Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

  1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
  2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
  3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
  4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
  5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

Метод тайной комнаты

Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

  • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
  • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

Метод Шульте

Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

Метод выделения отдельных элементов

Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

  • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
  • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
  • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.

Органы чувств позволяют получать информацию из окружающего мира. Более 80% из нее воспринимается с помощью глаз, но само получение данных не имело бы практически никакого значения, если бы их нельзя было запомнить. Помогает в этом зрительная память, позволяющая сохранить в голове все, что человек смог увидеть. Как и другие составляющие интеллекта, она требует постоянного поддержания. Развитие зрительной памяти – не такая трудная задача. Справиться с ней сможет каждый человек самостоятельно.

Особенности запоминания

Зрение становится первым способом контакта с окружающим миром для маленьких детей. С его помощью они начинают запоминать все, что происходит вокруг, и воспринимать других людей. Уже после этого задействуются иные виды памяти.

Взрослый же человек имеет уже сформированный интеллект и определенные способности. Многие могут сказать, что их зрительная память не так уж и хороша. В таких случаях можно воспользоваться специальными упражнениями и постараться исправить ситуацию.

При желании каждый может протестировать себя. Простое упражнение покажет, насколько развита зрительная память. Учитывая его результаты, можно будет решить, нужно ли вообще тренировать запоминание с помощью глаз. Суть теста в следующем:

  1. Помощник должен подобрать 10 разных изображений. Подойдут любые картинки, между которыми есть серьезные различия (например, разные животные). Желательно их распечатать и порезать на маленькие карточки.
  2. Задача тестируемого в том, чтобы максимально четко рассмотреть все картинки. На это ему дается всего лишь 20 секунд. Когда время выйдет, потребуется назвать все, что было увидено на карточках.

Помощник должен внимательно выслушать тестируемого и сделать выводы о качестве его памяти. Чаще всего такой тест применяется для детей, т.к. для многих взрослых является не таким сложным. Тем не менее выявить плохую память с его помощью точно удастся. Если хочется усложнить задачу, то допускается использование более специфичных карточек или создание дополнительных условностей.

Зрительная память улучшается каждый раз, когда человек ее активно использует. Ее формирование начинается еще в детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому она особенно развита у тех людей, чья профессия часто требует визуально запоминать различные вещи и документы.

Люди, обладающие хорошо развитой зрительной памятью, отличаются повышенной внимательностью и способностью легко концентрироваться.

Хобби и мини-тренировки

Применять для развития зрительной памяти упражнения, требующие наличия большого количества свободного времени, совсем необязательно. Можно обойтись ежедневными короткими тренировками или использовать для этой цели свои привычные хобби.

Такие методы позволят добиться результата с минимальными затратами времени. Однако ждать особенно высокой эффективности от них не стоит. Эти варианты отлично подойдут для тех, кто хочет просто немного улучшить качество зрительной памяти или усилить действие основных упражнений, которые применяются каждый день.

Чтение

Первым способом натренировать зрительную память является чтение. Оно также развивает классический навык запоминать информацию, повышает словарный запас и улучшает интеллектуальные способности. Для людей, считающих такой вид деятельности своим хобби, этот вариант станет настоящим подарком.

Для достижения цели подойдут любые книги. Их следует выбирать, ориентируясь на свои интересы и способности. Если есть желание, можно прочитать серьезную научную работу или учебник по школьному предмету, с которым когда-то были проблемы в прошлом. Именно сложная литература приносит максимальный эффект.

Рисование

Многие дети ежедневно рисуют. В этом увлекательном занятии есть своя польза, которую с помощью определенных условий можно направить в улучшение визуальной памяти. Если ребенок занимается обычным рисованием, то у него развивается фантазия, появляется усидчивость, формируются творческие способности.

Сделать так, чтобы во время занятий у ребенка развивалась память очень просто. Для этого достаточно задать ему правило, что рисовать нужно знакомое для него место или известный предмет. Его целью будет максимально правильное отображение картины с минимальными отклонениями от реальности. Такой метод подойдет для дошкольника или школьника младших классов. При усложнении задачи он может быть применим даже взрослыми.

Новизна

Простейший способ развивать визуальную память. Он заключается в том, чтобы наполнять свою жизнь чем-то непривычным, с чем еще никогда не было зрительного контакта. Это могут быть просто новые места или внезапные знакомства.

Пользоваться такой методикой просто. Нужно лишь ходить на работу или в другие известные места необычными маршрутами, где раньше не приходилось бывать. Также можно просто гулять в незнакомых районах или вообще съездить в другой город. Параллельно с этим нужно заводить новые знакомства.

Воспоминания

Неплохое развитие образной памяти можно получить с помощью простого упражнения. Выполнять его лучше всего каждый день в домашних условиях перед сном. У некоторых людей оно будет вызывать интерес, из-за чего захочется проявлять особое внимание к деталям в течение всего дня.

Задача человека в том, чтобы просто вспомнить весь свой день в хронологическом порядке. Делать это нужно с учетом всех мельчайших деталей, причем следует постараться найти воспоминания даже о тех вещах, на которые не приходилось обращать особого внимания.

Воспользоваться таким способом сможет каждый, кто встретил в течение дня нескольких человек. Нужно будет постараться вспомнить, как именно выглядел любой из них. Если наблюдать за прохожим удалось долго, то нужно вспомнить все его действия.

«Портрет» применять лучше всего сначала на знакомых людях, т.к. попытки вспомнить случайного прохожего из сотен людей, с которыми довелось столкнуться за день, довольно трудно. Когда это станет легко, можно перейти к незнакомцам.

Рассматривание предмета

Самая простая мини-тренировка. Для нее потребуется любой предмет и несколько минут свободного времени. Желательно использовать вещи, контактировать с которыми приходится очень редко.

Нужно просто посмотреть на предмет в течение минуты, а потом закрыть глаза. Задачей будет мысленная визуализация увиденного. Следует постараться вспомнить картинку максимально четко и правильно.

Дополнительно можно применять свои личные мини-тренировки, в которых требуется задействовать зрительную память.

Основные тренировки

Максимального результата удастся достичь с помощью коррекционных тренировок. Выполнять их рекомендуется ежедневно, комбинируя по 2-5 видов упражнений. При этом не стоит перенапрягаться, заставляя себя заниматься излишне долго, т.к. такой подход принесет больше вреда. Во всем есть своя мера.

Представленные упражнения направлены на развитие визуальной памяти у взрослых людей, но могут применяться для школьников старших классов. Во втором случае следует учитывать, что не каждый подросток сможет справиться с некоторыми заданиями. Поэтому их можно незначительно упрощать.

Упражнение 1

Первое упражнение похоже на мини-тренировку с рассматриванием предмета. Его суть примерно та же, но есть ряд условностей, которые значительно усложняют задачу, повышая эффективность занятий.

Как его выполнять:

  1. Рассмотреть любой попавшийся под руку предмет, вдыхая воздух (5 секунд).
  2. Закрыть глаза, вызвать представление этого предмета, задержав дыхание (3 секунды).
  3. Растворить в мыслях образ предмета, медленно выдыхая.

Упражнение нужно многократно повторять, при этом каждые 5 раз меняя ритм всех действий. Выполнять его рекомендуется 2-3 раза в день по 10 минут. Постепенно время нужно увеличивать, пока количество повторений не возрастет до 50.

Упражнение 2

Для выполнения этого упражнения потребуется посторонняя помощь. Желательно, чтобы это был один из близких людей, с кем будет комфортно работать. При желании тренироваться можно в обе стороны, т.е. поочередно, меняясь ролями.

Суть упражнения:

  1. Помощник пишет на листочке разные слова в виде ромба. Верхнее и нижнее слово должны быть самыми короткими, а к середине длина должна возрастать.
  2. Тренирующийся должен посмотреть на этот ромб в течение 10 секунд, а потом воспроизвести увиденные слова на отдельном листочке.
  3. В конце слова нужно сверить и определить, насколько правильно тестируемый смог все зрительно запомнить и написать.

Важно, чтобы заданные слова были похожи и начинались с одинаковой буквы, иначе выучивать их за такой короткий промежуток времени будет очень трудно.

Упражнение 3

Многие взрослые помнят, как в детстве решали разные головоломки, в которых использовались спички. В тренировке по такой методике они тоже понадобятся, но применяться будут для задействования внимания и образной памяти. Для выполнения упражнения понадобится помощь второго человека.

Как тренироваться:

  1. Помощник должен разложить спички таким образом, чтобы составить определенную фигуру. Лучше всего усложнять задачу, местами используя по две-три спички рядом.
  2. Тренирующийся должен взглянуть на эту картину, но взгляд задерживать дольше 3 секунд нельзя. После этого помощнику следует закрыть спички бумагой.
  3. Задачей тренирующегося будет воспроизвести увиденную картину с помощью других спичек, учитывая все ее особенности.

Усложнить задачу можно, включив в картину спички разных цветов. Чем правильнее тренирующийся составит изображение, тем лучше.

Упражнение 4

Тренироваться таким упражнением для развития зрительной памяти можно по пути с работы или во время вечерней прогулки. Никакая помощь в выполнении задач не понадобится, что делает метод более универсальным и легким. Однако во время тренировки потребуется быть особенно внимательными.

Порядок действий:

  1. Внезапно остановиться, на секунду зафиксировав взгляд на любой точке, где находится достаточное количество различных объектов, которые можно запомнить. Закрыть глаза.
  2. Восстановить образно только что увиденную картину, вспомнив максимальное количество мелких деталей. Удерживать ее в голове несколько минут, наполняя по памяти.

Когда попытки вспомнить будут закончены, можно наглядно оценить реальность и сравнить ее с тем, что сформировалось в мыслях.

Упражнение 5

Последнее упражнение позволит также задействовать фантазию и общие интеллектуальные возможности. Его нужно выполнять на улице, т.к. потребуется видеть других людей. Метод подразумевает создание образных историй в своей голове, которые будут основаны на реальных увиденных людях.

Выполнение упражнения:

  1. Выбрать на улице подходящую лавочку, где не слишком шумно.
  2. Обратить внимание на любого прохожего, запомнить его внешний вид.
  3. Закрыть глаза, представить, как он идет дальше и что будет происходить.

Начинать лучше всего с визуализации простой ходьбы, а уже потом придумывать более подробные и необычные ситуации. Слишком стараться и сочинять длинные истории тоже не следует, если целью не является развитие фантазии.

Если выполнять эти упражнения лишь изредка, то достичь желаемого результата не удастся. Только регулярные тренировки принесут пользу.

Тренировки для детей

Ребенок может развиваться не так быстро, как хотелось бы его родителям. Многое зависит от индивидуальных особенностей и генетической предрасположенности. Поэтому некоторые дети обладают довольно слабой зрительной памятью, которую требуется обязательно улучшать. Сделать это проще всего с помощью специальных упражнений, вызывающих у них интерес.

Упражнение 1

Первый тип тренировки очень эффективен для развития зрительной памяти и внимания у маленьких детей, которые еще не пошли в школу.

Суть тренировки в следующем:

  1. Родители выкладывают узор из спичек и пуговиц, показывают его ребенку на 10 секунд.
  2. Ребенок должен создать такое же изображение, не обращаясь к узору родителей.

Если малышу слишком сложно, то задание можно упростить, уменьшив количество элементов. Также вместо спичек и пуговиц можно использовать другие предметы.

Упражнение 2

Тренировка таким методом больше похожа на игру. Перед ее выполнением родители должны подготовить карточки с разными звездами, которые отличаются внутренним узором и размерами.

Упражнение проходит так:

  1. Родители дают ребенку одну звезду на 10 секунд, чтобы он ее рассмотрел, а потом забирают и перемешивают с другими карточками.
  2. Далее они выкладывают все карточки перед ребенком, а его задача будет в том, чтобы найти уже знакомую звезду.

Начинать лучше всего с 6 карточек, но сделать их можно намного больше. Все зависит от возраста и способностей ребенка.

В предыдущих уроках в рамках данного курса по развитию памяти вы получили базовые представления о принципах качественного запоминания любого материала. Несмотря на то что понимание законов человеческой памяти может улучшить запоминание нужной информации, без специальных упражнений сложно достичь высоких результатов. Как в спорте, музыке, скорочтении, ораторском и актерском мастерстве, для развития памяти нужна правильная тренировка. В данном уроке будет рассказано, как можно эффективно тренировать нашу способность к произвольному запоминанию, а также будут даны упражнения, техники, программы, бесплатные онлайн игры, методики и приемы по развитию зрительной и слуховой памяти.

Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника - все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

Говоря о тренировке памяти, важно понимать, что напрямую тренировать конкретную способность заучивать материал практически невозможно. Память всегда развивается в тесной связи с нашим вниманием, восприятием, мышлением, органами чувств и другими явлениями человеческой природы. Поэтому большинство приведенных ниже упражнений производят комплексный эффект на наше мышление, а также на нашу память как важную составляющую мышления. Для удобства упражнения разбиты на 2 группы: зрительные и слуховые, - и в своей совокупности они составляют важную часть нашего тренинга по улучшению памяти .

Тренировка зрительной памяти

Упражнение 2. Тренировка фотографической памяти (метод Айвазовского)

Эта методика тренировки фотографической памяти названа в честь знаменитого русско-армянского художника мариниста Ивана Константиновича Айвазовского (Айвазяна). Айвазовский мог мысленно остановить на мгновение движение волны, перенеся её на полотно так, чтобы она не казалась застывшей. Решить эту задачу было очень непросто, это требовало от художника хорошего развития зрительной памяти. Чтобы достичь такого эффекта, Айвазовский очень много наблюдал за морем, закрывал глаза и по памяти воспроизводил увиденное.

Подобным способом тренировки зрительной памяти можете пользоваться и вы. На протяжении 5-и минут внимательно смотрите на предмет, часть пейзажа или на человека. Закройте глаза и мысленно восстановите цветной образ предмета так четко, насколько это возможно. Если у вас есть желание, образы можно воссоздавать не только в голове, но и рисовать на бумаге, что повысит эффективность тренировки. Это упражнение можно выполнять время от времени или регулярно, все зависит от того, насколько хорошо вы хотите натренировать вашу визуальную память.

Упражнение 3. Игра в спички

Игра в запоминание спичек - это не только полезный, но и удобный способ тренировки зрительной памяти. Бросьте на стол 5 спичек, и в течение нескольких секунд запомните их расположение. После этого отвернитесь и попробуйте с помощью других 5 спичек сделать такую же картину на другой поверхности.

Поначалу упражнение может вам даваться непросто. Если не все удалось запомнить, то взгляните на спички еще на секунду и воссоздайте образ точнее. Умение придет с тренировкой. Как только вы почувствуете, что вам легко выполнять это упражнение, увеличьте количество спичек и уменьшите время наблюдения.

Это упражнение позволяет не только тренировать зрительную память, но и следить за прогрессом в результате тренировок. А игровая форма добавляет азарта при выполнении упражнения.

Упражнения 4. Римская комната

Как уже было отмечено, метод римской комнаты является весьма полезным для структурирования запоминаемой информации . Однако эта знаменитая методика может быть использована и для тренировки зрительной памяти. Так при запоминании информации методом римской комнаты, постарайтесь не только запомнить последовательность предметов и приписанные им данные, но и детали, формы и цвета этих предметов. Этим атрибутам также можно присваивать дополнительные запоминаемые образы. В результате, вы будете запоминать больше информации, а заодно и тренировать зрительную память.

Тренировка слуховой памяти

Несмотря на то что знаменитая русская пословица утверждает, что «лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать», слуховая память иногда может быть не менее полезной. Так, без слуховой памяти трудно добиться успехов музыкантам, актерам, политикам и даже разведчикам. Чтобы понять, насколько важна слуховая память, вспомните, что прослушанная лекция запоминается лучше, чем просто прочитанный учебник или просмотренные слайды.

Особенности слуховой памяти, заключается в том, что в отличие от зрительных впечатлений, которые воспринимаются быстрее, память часто лучше удерживает хорошо запомненные слуховые впечатления. Ниже приведены некоторые приемы и способы, которые помогут вам научиться эффективно запоминать аудиальную информацию.

Упражнение 1. Чтение вслух

Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития слуховой памяти. Именно чтение вслух способствует увеличению рабочего словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски и яркости речи. Чтение вслух помогает нам лучше запоминать аудиальные составляющие прочитанного материала.

  • четко проговаривайте слова, выразительно и с расстановкой;
  • произносите текст не монотонно, а как будто вы выражаете собственные мысли (рассказываете).

Упражнение 2. Стихи

Тренировка памяти не обязательно должна сводиться к каким-то конкретным упражнениям. Заведите себе привычку каждый день, или хотя бы каждую неделю, учить наизусть небольшое стихотворение. Старайтесь глубоко вникать в его смысл, подумайте над приемами, которые использовал поэт.

Выучивая стихотворение, вы будете повторять его либо вслух, либо про себя, задействуя ваш артикуляционный аппарат. Чем больше повторений вы осуществите, тем лучше ваша память запомнит стихотворение. Со временем вы натренируете вашу память и станете запоминать стихи в результате гораздо меньшего числа повторений.

Кроме того, сами стихотворения часто используются для длительного запоминания любой абстрактной информации. Прикладное использование метода вы можете увидеть в некоторых материалах на нашем сайте, в которых описываются принципы запоминания такой информации как:

Упражнение 3. Подслушивание

Проходя по улице или находясь в общественном транспорте, постарайтесь услышать и удержать в памяти отрывок разговора незнакомых людей. После чего постарайтесь воспроизвести про себя услышанное с нужной интонацией, а также мысленно представьте себе лица людей, которые это произнесли. Такое упражнение позволяет научиться бегло воспринимать текст на слух, а также позволит вам быть более внимательными и чувствительными к тону речи.

Игры онлайн

Как уже было сказано в уроке «Память и внимание» , игры, состязательность и азарт являются полезными помощниками для концентрации внимания. Кроме того, игровые приемы могут быть полезными и для тренировки памяти. Ниже представлена бесплатная онлайн игра, с помощью которой в свободное время можно непринужденно тренировать зрительную память. Правила игры просты: нужно открывать подряд по 2 ячейки таблицы, пытаясь найти одинаковые картинки. А как только вы откроете все картинки, игра будет закончена. Эта игра является своеобразным тестом вашей памяти: программа засекает время прохождения игры.