Занятие по развитию речи в старшей группе «Весна. Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа)

Фатима Хаутиевна

Цель : развитие речи по теме «Ранняя весна » .

Задачи :

Образовательные :

расширять представления о весне как времени года ;

учить составлять предложение по лексической теме «Весна » с опорой на картинки;

обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие :

активизировать словарный запас прилагательных : весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

учить согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

развивать долгосрочную память , продолжать учить запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные :

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Интеграция областей : Речевая, познавательная.

Предварительная работа : Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне .

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. Момент

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна ) .

Вы рады весне ? (Да.) Мы долго ждали весну , значит, какая весна ? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Воспитатель : Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко . Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит : «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю» , а весна : «Я и без тебя зиму прогоню» . Обиделось солнышко и ушло. А весна как ни старалась , не смогла победить зиму и пошла к солнышко, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? –ответы детей.

Как мы можем весне помочь ? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

Воспитатель : Каждый шаг-след – это вопрос от весны . Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

1. Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. д.

2. Составление рассказа о весне по мнемотаблице .

3. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

Солнце – солнышко

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Птенец - птенчик

Ветка – веточка

Капля - капелька

Цветок – цветочек

Трава - травка

Лист- листик

4. Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель : Надо солнышко позвать, вспомним стихотворение.

По мнемотаблице дети вспоминают стихотворение «Весна – красна » :

Ты, весна , весна- красна ,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для елки

Новые иголки,

Для осины и берез

Свежих листьев целый воз.

5. Физминутка : «Выйди, выйди солнышко»

Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

«Выйди, выйди, солнышко!

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток.

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём».

6. Составление рассказа о весне по картине .

Воспитатель берёт в руки солнышко :

Надо помирить весну и солнышко .

Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся.

Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился , но без тебя

никак не обойтись, ты главное. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

7. Игра «Солнышко весной » Какое оно, солнышко, весной ? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее) .

8. Продуктивная деятельность.

Воспитатель : Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной согреет землю , Но случилось беда когда солнышко с весной поссорились , подул ветер и порвал картинки «Весенние праздники» на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется (8 марта, День космонавтики, 9 мая) .

9. Подведение итогов :

Воспитатель : Ребята вам понравилось наше занятие ? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему ранняя весна «Выросли подснежники» Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Ранняя весна" Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях, связанных.

Тема: Веcна Цели: - активизация словаря по теме; - преобразование существительных и прилагательных единственного числа во множественное.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:

1. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме «Весна».

2. Развитие словесно-логического мышления.

3. Развитие умения подбирать действия и признаки.

4. Развитие общей моторики.

Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Формирование умения работать в коллективе.

Интеграция областей: познание, коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, диск с записью музыки П.И.Чайковского «Апрель», картинки с изображением вербы, проталинок, капели, сосульки, ледохода, карточки к упражнению «четвёртый лишний»

Ход занятия:

Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского «Апрель»

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня...
Улеглись в полях метели,
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.

Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие.

Ребята, отгадайте загадку:

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

Да, ребята, вот и наступила весна-красна. А почему говорят «весна-красна? »

(Весна красивая) .

Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .

Ребята, как в народе называли март? (март- капельник)

Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель) .(снег на крышах тает, капает вода) .

А как называли апрель? (апрель-водолей) .

Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)

Как называли май? (май цветень) .

Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы) .

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.

Зима ушла, а весна … (пришла) .

Зима холодная, а весна … (теплая) .

Зимой солнце морозит, а весной (греет) .

Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .

Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .

Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны?

Что весной бежит, журчит? (ручей) .

Что весной капает, звенит? (капель) .

Что весной греет, светит, припекает? (солнце) .

Ребята, скажите: -весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное). – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые). – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое). – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).

Физминутка

«Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, что бы не погасло.

Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Игра «Один и много».

Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов.

Ручей – ручьи, скворец – скворец, гнездо - гнезда

Дождь – дожди,сосулька – сосульки, дерево – деревья

Лист – листья, проталина – проталины,скворечник – скворечники

Лужа – лужи, река – реки

«Весна» Г. Ладонщикова.

Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

Предлагаю вам ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили - были). Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время Весны и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы.

Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).
Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).
Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).
А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).
Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).
Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).
Дети, а вы хорошо знаете приметы весны? (да). Тогда вы легко справитесь с заданием.

Мы сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Ой беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки
На снегу (проталинки).

Самый первый день весны
Самый, самый первый
На опушке у сосны
Распустилась (верба).

На реке и треск и гром
Это значит ледолом
На реке лёд идёт
Это значит (ледоход).

Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жулька
На припёке с крыши нашей
Утром свесилась (сосулька).

Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (капель).
Молодцы!


Закройте пожалуйста глаза и послушайте весну. Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру, звонкое пение птиц. Протяните руки вперёд и почувствуйте, как согревает вас тёплое, ласковое солнышко.
Солнце вышло из-за тучки,
Протянуло солнце ручки
Ручки солнышка - лучи
Так нежны и горячи.


Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет - весне дорогу»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт- Петербург
Описание: материал предназначен для старшего возраста, будет полезен воспитателям.
Цель:
развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.
Задачи:
- Закрепить знания детей о весне, её признаках, уметь понимать приметы весны; совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.
- Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение цветов.
- Пробудить интерес к творчеству, умению выражать мысли, чувства в речи, в рисунке.
- Формировать умение располагать предметы в пространстве на листе бумаги.
- Продолжать учить детей передавать в рисунке радостное настроение, связанное с приходом весны, умение придумывать содержание своей работы.
Предварительная работа:
Прогулки, наблюдения за весенними изменениями, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о весне и весенних цветах, картинки с изображением времен года, листы бумаги, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Скажите, мне пожалуйста, по дороге в детский сад, вы ничего необычного не заметили?
Ответы детей: Снега на улице стало меньше, сосульки тают на крыше, появляются лужи, деревья просыпаются ото сна.
Воспитатель: Молодцы. И правда столько всего произошло, а вы умнички все это заметили. Вы очень наблюдательные. Но отчего, все это происходит, кто может мне ответить?
Ответы детей: Потому, что наступила весна.
Воспитатель: Да, ребята к нам уже пришла весна. Весна — замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года». Послушайте, какие замечательные строки написаны о весне.
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна! Алферов
Правда, ребята замечательные стихи.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки весны, вы знаете?
Ответы детей: Травка зеленеет, солнышко ярче светит, птицы прилетели из теплых стран.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Ответы детей: Солнышко.
Воспитатель: Но мне кажется, нашему солнышку чего - то не хватает, посмотрите внимательно и скажите чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, ребята ему не хватает лучиков. А как мы можем ему помочь?
Ответы детей. Приделать лучики.
Воспитатель: Да, так давайте приделаем нашему солнышку лучики. Подходите ко мне, и принимаемся за работу.

Воспитатель: Ну что ребята, как вы думаете, теперь наше солнышко довольное?
Ответы детей. Да.
Воспитатель: А как Вы это определили?
Ответы детей: Потому, что наше солнышко улыбается, радуется.
Воспитатель: Ребята, а какое солнышко весной бывает?
Ответы детей: Яркое, лучистое, ласковое, теплое.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, весна наступила, солнышко пригрело и на полянках появляются первые весенние цветы. А кто мне может сказать, как они называются?
Ответы детей: Подснежники.
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы детей: Потому, что они первыми появляются из под снега.

Воспитатель: Хорошо, давайте мы с вами тоже превратимся в подснежники и немного поиграем. Садимся на корточки.
Физминутка “Подснежники просыпаются”
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз - росой они умылись.
Два - изящно покружились.
Три - нагнулись и присели.
И на солнце поглядели. Встают и протирают глаза.
Улыбаются и потягиваются.
Умываются.
Кружатся.
Наклоняются и приседают.
Поднимают голову вверх.
Воспитатель: Молодцы! Вы были настоящими цветочками. Садитесь на свои места. Кто мне может назвать весенние месяцы?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, конечно - это март, апрель, май. А стихи вы знаете про эти месяцы?
Дети читают стихи.
Миша : В марте тает снег и лёд,
Праздник мамы настаёт.
Тают льдинки на стекле,
День становится светлей.
Полина: Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Воспитатель: Очень хорошо, вы много знаете о весне, а теперь давайте, мы с вами еще раз вспомним, что же происходит весной, поиграем в игру: «Назови - ласково». Я буду называть слово, а вы продолжайте. Начинаем.
Игра: «Назови - ласково».
Солнце - солнышко;
луч - лучик;
весна - весняночка;
ручей - ручеек;
подснежник - подснежничек;
мимоза - мимозочка;
дерево - деревце;
куст - кустик;
лист - листик;
мама - мамочка;
дождь -дождичек;
облако - облачко;
цветы - цветочки;
трава - травка.
Воспитатель: Замечательно. Давайте, мы с вами поиграем в игру «Веснянка», вставайте в круг.
Подвижная игра «Веснянка».
Солнышко, солнышко — золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи, как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Воспитатель: Молодцы, а теперь мы с вами нарисуем весну и ее приметы, признаки. Возьмите каждый себе необходимые материалы, вспомните, все о чем, мы с вами говорили, придумайте картинку и приступайте к работе.

Воспитатель: Замечательные у вас получились рисунки, давайте соберем все рисунки вместе и сделаем книгу своими руками, а назовем мы ее «Весна идет - весне дорогу».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы меня порадовали меня тем, что доброта вашей души, ваша любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия. Ребята, а что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А я вам предлагаю, как только наступит осень, создать такую же книгу с осенью и т. д. , согласны? Ну что ж ребята, все вы умнички, теперь давайте мы уберем свои рабочие места, будем собираться на прогулку продолжать свои наблюдения.

Воспитатель ГБОУ Гимназия №1552 Город Москва Капитанская Елена Александровна

Цель:

  • показать знания и умения детей, полученные на занятиях.

Задачи:

Образовательные: уточнить словарь по теме «Весна» , совершенствовать грамматический строй речи при образовании и согласовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, продолжать составлять сложноподчиненные предложения.

Развивающие: развивать тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, развивать навыки экспериментирования, формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация.

Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Весна» .

Материалы и оборудование: фланелеграф, мячик, картинки животных, птиц, цветов, месяцев.

Методические приемы: загадка, вопросы, рассматривание картинок, игры, рассказ по картинке, сюрпризный момент, физ. минутка.

Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей и птиц.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Воспитатель: Правильно. И сегодня я буду весной. Я долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне. Посмотрите, какую березку я вам принесла с собой, но она стоит без листиков. Давайте вместе с вами оденем нашу березку и посмотрим, какой она станет. За каждый ваш правильный ответ о весне, я буду давать вам зелененький листочек, и вы будете наклеивать на березку.

(На флонелеграфе ствол березки с веточками. Дети прикрепляют по одному листочку, за каждый правильно названный признак весны) .

Воспитатель: Какая весна?

Дети: веселая, красная, теплая, добрая, солнечная, красивая, зеленая, ясная… и т. д.

Воспитатель: Посмотрите, как зазеленела наша березка. Как она покрылась листвой. Значит, вы знаете много слов о весне.

Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Подскажи слово» , только это слово должно быть обязательно «весенним» (игра с мячом) .

Весной солнце… (греет, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)
Весной травка… (пробивается, растет, зеленеет)

Воспитатель: Ребята давайте присядем на стульчики. Наступила весна, вспомним, какое время года было перед весной? Будет после?

Назовите первый месяц весны? Третий месяц?

Какой месяц находится между мартом и маем?

Какой месяц впереди апреля? Мая?

Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и конец весны. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить, к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете?

В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней) .

Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из теплых стран, вьют гнезда, откладывают яйца и высиживают их. (Рассматривают картинки с изображением птиц и рассказывают) .

Весной появляются цветы, их называют первоцветы. Давайте посмотрим на картинки и назовем их. (На столе лежат картинки разных весенних цветов- подснежник, мать- и -мачеха, медуница, сон-трава, хохлатка, ветреница) . Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нельзя срывать цветы, можно только любоваться их красотой.

Дети: - Да, мы знаем.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру: найдите лишнее слово.

  1. Март, апрель, май, декабрь.
  2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
  3. Медвежонок, лисенок, бельчонок, теленок.
  4. Бабочка, шмель, пчела, воробей.

Воспитатель: -Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем.

Физминутка:

Вместе по лесу идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг (ходьба на месте)
Тысяча цветов вокруг (руки в стороны)
Вот ромашка, василек,

Медуница, кашка, клевер
Расстилается ковер
И направо и налево
К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули (руки вверх)
Отдохнуть мы все успели.
И на место снова сели.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите какая картинка у меня, давайте составим рассказ. (составляют рассказ) .

Дети: - Весной солнце светит ярко. Тает снег. Бегут ручьи. Прилетают птицы. Люди делают скворечники. Появляются первые цветы. Распускаются листья и цветочки. Летают красивые бабочки.

Воспитатель: Молодцы, а кто знает стихи о весне, цветах, птицах. (дети читают стихи)

1 ребенок:

Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -

Вдруг растают лепестки!..

2 ребенок:

Воробей взъерошил
Пёрышки-
Жив, здоров
И невредим.

Ловит мартовское
Солнышко
Каждым пёрышком
Своим.

3 ребенок:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит, к нам пришла весна.

4 ребенок:

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях - грачей цепочки,

Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды.

5 ребенок:

Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.

Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилось наше занятие.

Дети: Говорили о весне, о животных, птицах, цветах.

Березу одели листочками.

Играли с мячом (называли весенние признаки) .

Читали стихи.

Составили рассказ о весне.

Воспитатель: Наше занятие закончено. Спасибо всем.

Программное содержание:

— закреплять знания детей старшей группы об отличительных признаках времен года;

— обогащать предметный словарь (проталина, оттепель, капель, посевная, саженцы и т. д.); — упражнять детей в распространении полного простого предложения однородными дополнениями или определениями;

— учить составлять связный повествовательный рассказ о весенних изменениях в природе с опорой на схему.

Материал: сюжетные картинки одного пейзажа в разные времена года; набор предметных , ; схема для составления рассказа о временах года.

Ход занятия

В. Какое время года вы любите больше всего? Почему люди очень радуются приходу весны? Когда наступает весна? Назовите весенние месяцы!

Игра «Куда пришла весна?»

Дети делятся на команды: «город», «поле», «лес». Задание: рассказать о приметах весны только «на своей территории». Победит та команда, которая назовет больше признаков.

В. Рассмотрите четыре похожих пейзажа. Определите по картинкам весенние месяцы и распределите их по порядку. Какая картинка оказалась лишней? (Осень.) По каким признакам вы отличаете позднюю осень от ранней весны? (Темный снег, чистое небо и яркое солнце.)

Игра «Умозаключения».

  • Почему поздней весной не бывает ледохода?
  • Почему ранней весной не цветет яблоня?
  • Откуда появляются ручейки?
  • Сейчас на улице весна, потому что…

В. Скажите со словом «весенний(-яя, -ее)»: день, погода, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы. Что означает выражение «весеннее настроение»?

Физкультминутка.Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

В. Какие птицы прилетают к нам весной? Как они узнают, что им пора возвращаться домой? Почему люди радуются возвращению птиц? Как мы помогаем птицам весной? Расскажите по предметному ряду картин птиц о последовательности прилета птиц. (На картинках изображены жаворонок, скворец, зяблик, пеночка, кукушка, ласточка, горихвостка, иволга и снегирь.) Внимательно посмотрите на весь ряд и скажите, какая птица «заблудилась», т. е. какая из них не улетает на зиму в теплые края. Подберите побольше определений к слову «птица». Расскажите о скворце, ласточке, журавле (подгруппами), используя названные вами слова-определения. (Дети составляют распространенные предложения с однородными определениями.)

Послушайте знакомую уже вам мелодию П.И. Чайковского (сборник «Времена года») и покажите пластический этюд «Как просыпается цветок?». Какие весенние цветы вы знаете? Какой цветок появляется весной раньше всех? (Подснежник.) Почему он так называется? Мы вновь разделимся на подгруппы: «лес», «сад», «луг» - и разложим картинки цветов по месту их произрастания. Какая из групп справится быстрее и без ошибок?

Расскажите, что весной растет в лесу? В саду? На лугу? (Дети составляют распространенные предложения с однородными дополнениями.) Подумайте и скажите, кто «дружит» с цветами, но очень боится птиц? (Насекомые.) Каких насекомых вы знаете? Чем похожи все насекомые? (У них по шесть лапок.) Сделайте из ладошек обеих рук жука: большие и указательные пальцы переплетены между собой и держатся, как туловище, параллельно столу. Остальные пальцы стоят на столе подушечками, как все шесть лапок. Покажите, как ползает жук! Споем все вместе песенку маленького жука (тихим и тоненьким голосом): ж-ж-ж; и песенку большого майского жука (громко и как можно дольше, не останавливаясь): Ж-Ж-Ж. У кого майский жук сможет лететь дольше, не останавливаясь (длительный и равномерный выдох)?! Дети в процессе упражнения поднимают руки в положении «жука» над столом или над головой.

В. Посмотрите на схему для описания времени года. О чем мы будем рассказывать сначала? (О неживой природе - солнце, небо, облака, осадки.) Составьте несколько предложений, начиная так: «Весной…»

  • Весной солнце пригревает сильнее, светит ярче и дольше, чем зимой.
  • Весной тает снег, появляются проталины.
  • Весной небо чистое, высокое, воздух прозрачный; дышится легко.
  • Весной облака легкие, белые; их мало и они летят высоко.
  • Весной идут редкие дожди и начинаются грозы.

В. Следующий пункт схемы обозначен картинкой дерева. Будем говорить о растениях. Что изменяется в жизни растений весной?

  • Весной у деревьев начинает идти сок, они «просыпаются».
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются первые листочки, цветочки.
  • Весной появляются подснежники.
  • Весной начинают прорастать семена разных растений. Далее предлагается схематичное изображение животного (птицы, насекомого).

В. Расскажите о жизни диких животных (птиц, насекомых) весной.

  • Весной медведь просыпается и выбирается из берлоги.
  • Весной заяц меняет белую шубку на серую.
  • Весной перелетные птицы возвращаются в свои гнезда.
  • Весной насекомые просыпаются и выползают из своих норок. И т. д.

В. Следующая картинка схемы - одежда детей. Чем отличается одежда, которую вы носили зимой от той, которую носите весной.

Зимняя одежда для детей:

  • зимние шапки, шарфы, пальто, комбинезоны, шубы, зимние куртки, валенки и т.д.

Весенняя одежда для детей:

  • куртки, плащи и резиновые сапоги, шапочки, туфли, жилетки и т.д.

В. Таким образом, мы составили большой и полный рассказ о весне. Задание: запомнить схему и рассказать дома родителям о весенних изменениях в природе. На следующем занятии мы определим, кто больше может составить предложений о весне без подсказок, у кого получится красивый и полный рассказ. Если вы сможете нарисовать картины к своему рассказу, то мы составим целую книжку с вашими рассказами и рисунками.