Занятие по истокам праздник пасхи. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие в старшей группе "Пасха"

познакомить детей с праздником Пасха, с пасхальными традициями, обычаями;
  • развивать творческую активность, воображение;
  • воспитывать уважение к русским традициям, дружелюбие, аккуратность в работе.
  • Ход занятия

    В народе часто говорят: «Дорого яичко ко Христову дню.» Что это за день и почему именно яичко? Об этом и поговорим сегодня.

    Стихотворение «Пасха»

    Сердце с бедами свыкается-

    Но когда ускачет бес,

    К нам на крыльях опускается

    Пасха яркая с небес.

    Пасха русская, старинная,

    С пестротой и толчеёй,

    Неподдельная, былинная-

    Та, что празднуем семьёй.

    Рано утром разговеемся

    По укладу стариков.

    И любить и жить надеемся

    Ещё тысячу веков.

    Пахнет терпкая акация,

    Звон плывёт в родном краю…

    Возвращайся, празднуй, нация,

    Пасху русскую свою!

    Как же на Руси было принято праздновать Пасху? (Приложение 1) .

    Светлое Христово Воскресение или Пасха – самый светлый праздник православного народа. Он несёт с собой веру, надежду и любовь. В этот день отмечается воскрешение из мёртвых Сына Божьего Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью символизирует этот праздник. (Слайд 1, 2,3)

    Звучит запись песни Н.Тананко «Христос Воскрес»

    (Приложение 2; Слайд 4).

    Пасхе предшествует Великий пост. Канун самой строгой последней недели поста – Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее пробуждение, - приходится на Вербное воскресение, праздник Входа Господня в Иерусалим. (Слайд 5)

    В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы – напоминание о пальмовых веточках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. (Слайд 6)

    У православных существует множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так Великий Четверг традиционно называют «чистым». В этот день каждый православный человек стремиться счиститься духовно, причаститься. В чистый четверг принято встать до восхода солнца и выкупаться – символически очиститься от грехов и суеты. (Слайд 7)

    Во время богослужения в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресения во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя. (Слайд 8)

    Начиная с Чистого четверга, готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. Для крашения яиц применяли луковую шелуху, яркие обрезки шёлка. (Слайд 9)

    Посмотрите, какими яркими и красивыми получались пасхальные яйца. (Слайд 10)

    С Четверга готовили пасху, пекли куличи, медовые пряники. (Слайд 11)

    На пасхе и куличах всегда горели свечи. (Слайд 12)

    В храмах и церквях проходило освящение яиц и куличей. (Слайд 13)

    Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» - от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети. Их тоже брали в храм на праздник. (Слайд 14)

    Начинали праздник Пасхи в семье все без исключения со словами: «Христос воскрес». И отвечали: «Воистину воскрес». Потом обменивались крашеными яйцами. (Слайд 15)

    В пасхальную ночь заканчивался Великий пост – теперь можно было есть всё, что захочется. А потому дома всех ждали накрытые столы. (Слайд 16)

    После пасхальной трапезы начинались народные гулянья. Открывались ярмарки. (Слайд 17)

    Цветы – важное дополнение любого праздника, и на Пасху их всегда использовали для украшения храмов и жилищ, дарили близким людям. Пасха приходит вместе с весенним пробуждением природы, поэтому цветы всегда были важным атрибутом этого праздника. (Слайд 18 ,19)

    Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу и угощали особенно тех, кто не имел такой возможности: нищих, убогих, больных. В деревнях был такой обычай: вечером играть на скрипке. Скрипачи ходили под окнами, играли в честь Воскресения Христова, а в ответ хозяева одаривали их пасхальными яйцами, а иногда и деньгами. (Слайд 20)

    Вся Пасхальная неделя проходила как один большой радостный день. (Слайд 21)

    К сожалению, не все русские традиции празднования Пасхи дошли до нашего времени. Но одна из них остаётся самой распространённой и в настоящее время: крашение яиц.

    Так почему же именно яйцо стало символом Пасхи? Какой цвет крашеного яйца является главным, основным?

    Яйцо – символ возрождения, символ новой жизни. В одной из рукописей «О яйце свидетельство Иоанна Дамаскина» сказано: «Небо и земля по всему подобны яйцу – скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля».

    Обратимся к православным истокам. (Приложение 3)

    Мария Магдалена с радостным известием «Христос воскрес!» пришла к императору Тиберию и в дар протянула ему белое яйцо. Но Тиберий заявил, что скорее готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность воскрешения из мёртвых. И прямо на его глазах яйцо покраснело. (Слайд 1)

    Красный цвет яйца означает, что новая жизнь обретена пречистой кровью Спасителя, это победа Иисуса Христа над смертью. (Слайд 2)

    Позже яйцо стали окрашивать не только в красный, но и другие цвета, рисовали растительные и геометрические узоры. И называть яйца стали по-разному:

    • окрашенными в один цвет – «крашенки»; (Слайд 3)
    • исполненные пятнами – «крапанки»; (Слайд 4)
    • расписанные узорами – «писанки». (Слайд 5)

    Красить яйца начинали в Чистый четверг. Воду было принято брать снеговую или родниковую. Прежде чем приступить к окраске, надевали праздничный народный костюм .(Слайд 6)

    Для покраски использовали растительные краски:

    • жёлтая – шелуха лука, (Слайд 7)
    • синяя – цветы синей мальвы, (Слайд 8)
    • зелёная – серёжки осины, мох, (Слайд 9)
    • чёрная – кора ольхи. (Слайды 10)

    Посмотрите перед вами традиционные узоры, которыми принято украшать пасхальные «писанки». (Слайд 11, 12, 13)

    Уже долгое время производство раскрашенных, разрисованных яиц является народным промыслом, который пользуется широкой популярностью.

    В 19 веке «крашенки» делали из цветного стекла, хрусталя и самоцветов. Особой техникой, напоминающей эмалевую, расписывали фарфоровые яйца. В собрании Оружейной палаты, Эрмитажа есть большая коллекция изыскано-вычурных яиц фирм Фаберже, Овчинникова и других. Богатые собрания «писанок» сохранились в музеях на Гуцульщине. Особенный интерес представляет коллекция музея города Коломыя. Некоторые музеи пополняют свои фонды очень интересными по сюжетной росписи деревянными яйцами из сёл Крутец и Полхов-Майдан. (Слайд 14,15,16,17)

    Пасхальные яйца принято дарить друзьям, родным и близким как символ любви и жизни.

    Сегодня мы с вами тоже будем расписывать яйца. Орнамент их может быть разнообразным: геометрическим,…,изображающим мир животных и птиц. (Слайд 18,19)

    Проявите в работе своё творчество и фантазию.

    Выполнение работ детьми под песню Н.Тананко «Пасхальное яичко»

    (Приложение 4)

    Выставка детских работ.

    Литература: (слайд 20)

    • журнал «Педагогическое творчество» №2, 2004 год;
    • журнал «Педсовет» №1, 2004 год.
    • сайт: viki.rdf.ru. презентация из сборника «Уроки истории в начальной школе» 2 части. (Берюхова Е.К.)

    Класс :

    Тема : Пасха и пасхальные традиции России

    Тип учебного занятия : комплексное применение знаний и умений, полученных на уроке

    Формирование

      чувства патриотизма и любви к своей Родине, любовь к традициям и обычаям православной культуры;

      уважения к культурным и религиозным традициям своего народа.

    Метапредметные:

    Умение

      принимать участие в обсуждении прослушанного материала;

      поставить новые цели и преобразовывать практические задачи в познавательные;

      прилагать усилия и преодолеть трудности и при достижении поставленных целей;

      производить взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

      организовать и спланировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками, определять цели и функции участников и способы взаимодействия.

    Предметные

    Умение

      воспринимать информацию на слух, используя имеющиеся знания по православной культуре;

      выполнять предлагаемые задания;

      излагать результаты выполненной групповой работы

    Межпредметные связи: МХК, культурология, основы православной культуры.

    Цель урока:

      развитие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;

      привитие любви к своей стране, путем религиозного воспитания.

    Задачи урока:

      образовательные:

      дать учащимся представления о христианской религии как одной из значимых религий мира;

      познакомить учеников с православной христианской культурой как важной частью исторических и культурных традиций нашей Родины;

      расширять и углублять знания учеников о христианских традициях и обычаях православных.

      практические:

      расширять кругозор учащихся по религиозной теме;

    2) научить учащихся высказывать свое мнение по теме;

      развивающие:

      развить познавательный интерес учеников к православной христианской культуре;

      развить интерес учеников к изучению религиозных наук;

      развить умения получать необходимую информацию из разнообразных источников, а также систематизировать, обобщать, оценивать полученную информацию, комментировать, делать выводы;

      развить логическое мышление, внимание, воображение и память учеников.

      воспитательные:

      воспитывать нравственные качества учеников - доброта, милосердие, терпимость, толерантность к другим культурам;

      воспитать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа, уважение к православным традициям своей страны;

    Формы организации познавательной деятельности на уроке:

    Фронтальная;

    Индивидуальная;

    Парная;

    Групповая.

    Методы обучения:

    Объяснительно-иллюстративный;

    Частично-поисковый;

    Метод коллективного взаимодействия;

    Метод контроля и оценки.

    Оборудование : Компьютер, мультимедиа-проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этап учебного занятия, время

    Создает эмоциональный настрой на урок, вводит учащихся в речевую ситуацию.

    Посмотрите, ребята, пожалуйста, на экран, и скажите, о каком празднике мы с вами будем сегодня говорить? (слайд 1)

    Учитель читает стихотворение:

    Воскресение Христово

    Княжна Е. Горчакова

    В день Пасхи, радостно играя,

    Высоко жаворонок взлетел,

    И в небе синем, исчезая,

    Песнь воскресения запел.

    И песнь ту громко повторяли

    И степь, и холм, и темный лес.

    "Проснись, земля, – они вещали, –

    Проснись: Твой Царь, твой Бог воскрес!

    Проснитесь, горы, долы, реки,

    Хвалите Господа с Небес.

    Побеждена им смерть вовеки –

    Проснись и ты, зеленый лес.

    Подснежник, ландыш серебристый,

    Фиалка – зацветите вновь

    И воссылайте гимн душистый

    Тому, Чья заповедь – любовь".

    Да, сегодня ребята мы с вами будем говорить о христианских традициях, об одном из самых великих и значимых праздников для всех христиан – о светлом воскресении Господнем – Пасхе.

    Учитель выявляет уже имеющиеся знания учащихся по теме урока, используя межпредметные связи и прием brain - storming , учащиеся высказываются по теме, а учитель записывает варианты ответов учащихся на доске.

    Ребята, а что вы уже знаете об этом празднике? Заполните диаграмму:

    Пасха

    Учитель выслушивает учащихся, и затем конкретизирует цели и задачи урока.

    Итак, ребята, сегодня мы с вами поговорим о Великом празднике, и узнаем, как православные люди празднуют этот день.

    Учитель предлагает ученикам продолжить предложения:

    1. Пасха – это праздник...(весны, радости и света)

    2. Православные отмечают этот праздник под…(звон колоколов)

    3. Во всех православных храмах проходят…(праздничные службы)

    4. Перед праздником люди…(пекут куличи и красят яйца)

    5. Люди покупают свечи и идут в церковь на …(Крестный ход)

    6. Священники одеты в праздничную одежду и … (освещают яйца и куличи)

    -Послушайте, ребята отрывок из произведения И.С.Шмелева «Лето Господне» и будьте готовы ответить на вопросы:

    «В доме открыты форточки, и слышен плачущий и зовущий благовест – по-мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе плачет. Называется – постный благовест. Шторы с окон убрали, и будет теперь по-бедному, до самой Пасхи. В гостиной надеты старые чехлы на мебель, лампы завязаны в коконы, и даже единственная картина «Красавица на пиру» – закрыта простынёю.

    Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатками, мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно. Великий Пост: раскатишься – сломаешь ногу.

    Мне делается страшно. Я смотрю на Распятие. Мучается, сын Божий! А Бог-то как же... как же Он допустил?..

    Чувствуется мне в этом великая тайна – Бог».

    Вопросы:

    - Какие чувства испытывал мальчик в дни Великого поста?

    Какими красками вы бы описали его настроение?

    Как вы поняли, почему в дни Великого поста не принято веселиться и шуметь?

    Но вот проходит последняя неделя поста и наступает праздник. Меняется ли настроение?

    История Христа не закончилась Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – он воскрес.

    А, какое слово, похожее по звучанию вы знаете?

    Что значит слово « воскресение»?

    Христа называют Спасителем человечества, потому что он пошел на крест ради спасения людей.

    2) Православная Пасха.

    Великому празднику предшествует 40 - дневный пост. В такие дни люди одевались очень скромно, старались избегать развлечений, ели только постную пищу, а дети старались не шуметь.

    3) Традиции празднования.

    Ребята, а что вам известно о традициях празднования Пасхи?

    Рассказ учителя. (обобщение)

    Пасхальными традициями - это покраска яиц и приготовление куличей, радостные песни и поздравления игры.

    А, давайте послушаем и споем песню, которую традиционно принято петь в этот великий день.

    Верующие целуют друг друга трижды. Дети, или младшие по возрасту говорят « Христос воскресе!», а старшие отвечают « Воистину воскресе!»

    Традиционно пасхальный стол возглавляет пасхальный кулич. Хозяйки готовят творожную пасху и красят яйца.

    Пасхальный кулич – это память о том, что Иисус приходил к своим последователям после своего Воскресения и ел с ними пищу. Если кулич приготовить правильно, то он не будет черстветь в течении 40 дней. Кулич – это символ присутствие Бога в мире и в жизни человека. Красота и аромат выражает заботу Господа о всех христианах.

    Пасхальное яйцо – это крашеные яйца. Согласно легендам их появление связано с Марией Магдалиной, которая пришла во дворец, и рассказала императору Тиберио о воскресении Христа. В те времена существовала традиция посещать императора, и приносить что-нибудь в дар. Она дала ему яйцо, так как была бедной. Выслушав её, император не поверил и сказал: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в твои слова». Яйцо сразу стало красным. Это свидетельствует о истинности Христова Воскресения. Яйцо – это символ возрождения природы и бесконечности жизни. И все христиане приветствуют друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

    А, давайте, ребята мы с вами сделаем пасхальные яйца.

    Ну, а сейчас, пора отдохнуть, и поиграть в пасхальные игры.

    1. Игра « катание яиц».

    Устанавить деревянный или картонный каток и вокруг него освободить ровное место, на котором разложить крашеные яйца, игрушки, сувениры с пасхальной тематикой. Учащиеся подходят по очереди к катку, и катают заранее подготовленные яйца. Как только яйцо касается какого-либо предмета, это и становится подарком-выигрышем.

    2. Пасхальное гнездышко

    Две команды, соревнуются, нося яички на деревянных ложках в «гнездышко». Побеждают те, кто быстрее выполнит задание.


    Художественное творчество «натюрморт Пасха»
    Цель. Вызвать у детей интерес к православному празднику «Пасха», эмоциональный отклик на художественные произведения, желание рассмотреть натюрморт, любоваться красотой предметов, развивать умение располагать предметы на всем листе бумаги, аккуратно закрашивать натюрморт красками. Воспитывать интерес к русской традиции, к изодеятельности,
    Оборудование: скатерть; поделки: кулич, украшенные яйца, веточки вербы, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, листы бумаги.
    Предварительная работа: просмотр презентации «Пасха»; слушание аудио сказку- быль « Пасха» в исполнении Рудаковой Светланы; просмотр мультфильма «Моя первая библия»; раскрашивали яйцо - шаблон к празднику.
    Ход занятия:
    Воспитатель читает детям стихотворение: «Пасхальное яйцо»
    Посмотрите, что за чудо
    Положила мама в блюдо?
    Тут яйцо, но не простое:
    Золотое расписное,
    Словно яркая игрушка!
    Здесь полоски, завитушки,
    Много маленьких колечек,
    Звёзд, кружочков и сердечек.
    Для чего все эти краски,
    Словно в старой доброй сказке?
    Мама всем дала ответы:
    - Пасха – праздник самый светлый!
    А яйцо, известно мне,
    Символ жизни на земле!
    (Автор: Татьяна Лаврова)
    В течение пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. На площадях устанавливались качели и карусели, разбивались балаганы. Люди ходили друг к другу в гости, и вся неделя проходила в радостных встречах. Было принято приносить в подарок и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца изготавливались и деревенскими умельцами, и ювелирными фирмами. Их делали из фарфора, хрусталя, цветного и прозрачного стекла, кости и дерева. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
    Для того чтобы яички на праздничном столе выглядели красиво, за неделю до Пасхи в специальную посуду насыпали землю, сажали в нее пшеничные или овсяные зерна и ежедневно поливали. К Пасхе поверхность земли покрывалась нежной зеленой травкой, и уложенные в нее цветные яички очень красиво смотрелись.
    И сейчас люди украшают столы к светлому празднику - Пасха. Давайте поиграем в игру « Накроем стол к Пасхе».
    Физкультминутка Пасха.
    Стол пасхальный накрываем,
    Веткой вербы украшаем. Показ ладошками
    Из печи несём куличики,
    А от курочки – яички.
    Дай нам, курочка, яичко простое, Пальцами «пишут» по воздуху.
    Мы его распишем – будет золотое.
    Яйцо – символ жизни, любви и надежды!
    Нарядим яйцо в пасхальные одежды. Руки на поясе, повороты туловища.
    Своему дружку Егорке
    Нарисую мотылька. Машут руками, как мотыльки.
    Без отцовской пусть без порки
    Будет жизнь его легка!
    Ну, а я подруге Оле
    Разрисую всё фасолью.
    Будет ей жених богатый, Показ бровей, веснушек.
    Симпатичный, конопатый.
    А соседским близнецам нарисуем солнце.
    Пусть заглядывает чаще солнце к ним в оконце! Круговые движения руками.
    Сегодня мы с вами будем сами создавать, как настоящие художники, натюрморт к пасхе. Давайте вспомним, что называют натюрмортом.
    Если видишь на картине
    Чашку кофе на столе
    Или море в большом графине
    Или розу в хрустале
    Или бронзовую вазу
    Или грушу или торт
    Или все предметы сразу
    Или все предметы сразу
    Знай что это НАТЮРМОРТ.
    Я предлагаю вам рассмотреть одну из картин. Да, это натюрморт. Ее написал художник И. Машков « Ягоды на фоне красного подноса» (Дети обсуждают натюрморт.)
    - Скажите, а какое настроение она у вас вызывает радостное или грустное? Спокойное или тревожное? Почему? (Ответы детей)
    - Давайте разберемся. В этом натюрморте буйство красок, умение радоваться каждому мгновению, которое дарит жизнь, потому что каждое мгновение – прекрасно.
    Все предметы натюрморта знакомы нам, но чувствуется, что художник любуется щедростью природы, богатством окружающего мира и приглашает нас разделить с ним эту радость.
    - Ребята, а давайте попробуем создать свою композицию для натюрморта!
    - Каждый художник, прежде чем писать натюрморт, сочиняет его - выбирает предметы, которые он объединит в свою композицию, думает, как интересно расположить их, по отношению друг к другу.
    - Для композиции нужно выбрать фон, которым будет служить кусок цветной материи.
    Кто хочет составить натюрморт? Игра « Составь натюрморт» (2-3 раза).
    Далее следует обсудить составление композиции. Какое настроение вызывает?
    Предложить зарисовать натюрморт составленный детьми.

    Цель

    • Знакомство с обычаеми православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
    • Привитие интереса к традициям наших предков.
    • Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.

    План занятия

    1. Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.
    2. Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.
    3. Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.
    4. Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.
    5. “Пасхальные вести” Я.Полонский.
    6. О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.
    7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).
    8. Прослушивание музыки.
    9. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне).
    10. Подведение итогов занятия.

    Ход урока

    Организационный момент. Цели урока.

    Сегодняшний урок мы проводим во время Великой Седмицы, накануне празднования Светлой Пасхи.

    Рассматривание выставки книг на данную тему.

    Какие книги вы принесли сегодня для нашей выставки? Коротко расскажите о них.

    Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

    Что вы знаете об этом православном празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? /ответы учащихся/

    Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

    В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха, т.е., праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Поэтому и происходит название Пасха от древнееврейского слова “песах“, - означающего “прохождение”. Не было для пастухов большей радости, чем весной, когда преумножались их стада, не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть.

    Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.

    Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если отпробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.

    Еще первые астрономы-жрецы знали, что солнце приходит в наше полушарие после дня весеннего равноденствия. По-разному народы приобщались к традиции Пасхи, но справляли ее неизменно после этого дня.

    По установленным в IV веке правилам христианства, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес казненный Христос.

    Все христиане считают Пасху самым значительным днем в году “Праздник Праздников – Святая Пасха!”- провозгласили когда-то отцы церкви. ,Христос Воскрес!“ – приветствуют всех в этот праздник верующие и троекратно целуются в знак любви.

    К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

    По народному поверью Пасха - самый большой праздник не только на земле, но и на небесах. Если существует загробная жизнь, то в этот день грешников в аду не мучают, и если уж умирать, то дай Бог на пасху, потому что не каждому дается такая радость, чтобы душа непременно сразу устремилась в рай.

    Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник. В этот день положена в церкви и служба особая, более торжественная, нежели в другие праздники. Утреня начинается в полночь. Пред началом ее священнослужители, облачившись в белые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжжеными свечами, с крестом и иконами идут вокруг храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса. Начальный возглас утрени делается пред затворенными дверьми храма, при чем много раз поется тропарь: “Христос воскресе…”, и с пением сего тропаря входят во храм.

    Пасха – праздник с особыми правилами (страстная неделя).

    Первые три дня недели верующие приглашаются, в церквах идут евангельские чтения. Дома в эти дни – обычный постный стол, отказ от скоромной пищи, в т.ч. от рыбы.

    К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. В этот день нужно красить яйца, замешивать тесто для куличей, делать пасху.

    Великая, Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйствами делами нельзя (даже мыться).

    В Великую субботу утром – служба. (Разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов).

    Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

    Каждый год солнце, сделав свой круг, приносит нам весну. И каждый год, возвещая нам о добром и светлом в нашей жизни, вновь и вновь звучат в храмах вдохновенные пасхальные песнопения.

    Христос воскрес из мертвых,
    Смертию смерть поправ,
    и сущим во гробех живот даровав.
    Воскресения день,
    Просветимся, люди:
    Пасха, Господня Пасха!
    От смерти бо к жизни,
    и от земли к небесам
    Христос Бог нас преведе,
    Победную поющия.

    Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.

    Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.

    Смерть Христа на Кресте есть одновременно Его победа. За Крестом следует Воскресение, и радость Пасхи просвечивает через скорбь, делая ее светлой. "Крестом радость прииде всему миру" - поется в церковном песнопении.

    Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых, и суд Его праведен, и никто не избежит Суда Христова.

    “Пасхальные вести” Я.Полонский

    Весть, что люди стали мучить Бога,
    К нам на север принесли грачи...
    Потемнели хвойные трущобы,
    Тихие заплакали ключи...
    На буграх каменья обнажили
    Лысины, покрытые в мороз...
    И на камни стали падать слезы
    Злой зимой очищенных берез.

    И другие вести, горше первой,
    Принесли скворцы в лесную глушь:
    На кресте распятый, всех прощая,
    Умер Бог, Спаситель наших душ.

    От таких вестей сгустились тучи,
    Воздух бурным зашумел дождем...

    Поднялись - морями стали реки
    И в горах пронесся первый гром.

    Третья весть была необычайна:
    Бог воскрес, и смерть побеждена!
    Эту весть победную примчала
    Богом воскрешенная весна...
    И кругом леса зазеленели,
    И теплом дохнула грудь земли,
    И внимая трелям соловьиным,
    Ландыши и розы зацвели.

    О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.

    Первое пасхальное яйцо преподнесла в подарок императору Мария Магдалина. Она пришла на встречу с императором и со словами “Христос воскресе!” протянула ему в подарок красное яйцо. Император с интересом спросил, что это означает. И Мария рассказала ему историю об Иисусе Христе.

    Первые христиане, узнав о приношении святой Магдалины и подражая ей, тоже начали при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца. Впоследствии это стало пасхальным обычаем всех православных христиан.

    А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

    Чтение пасхальных стихов учащимися.

    Пусть принесет добро
    И поздравления
    День Светлого
    Христова Воскресенья!
    Пусть служба в храме
    Исцелит, понравится,
    И чувство окрыленности
    Появится!

    Пусть сердце Ваше
    Счастье наполняет,
    В душе царят
    Покой и благодать!
    И свет небесный
    Ярче пусть сияет,
    Чтоб Вас и Ваших близких
    Согревать!

    Пусть в этот день,
    Красивый, добрый,
    В душе сияет
    Радость вновь,
    И целый мир
    Вокруг наполнят
    Надежда, вера
    И любовь!
    И пусть летит
    Благою вестью:
    Воистину
    Христос Воскресе!

    Пусть благодать
    В душе царит,
    И щедрость сердца
    Не увянет,
    Господь спасет и сохранит,
    И благоденствие подарит!

    Надежды,
    Веры и любви!
    Прекрасных
    Радостных чудес!
    И пусть сейчас
    Тепло звучит:

    11. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне, оформление аппликации из цветной бумаги).

    12. Подведение итогов занятия.

    Было ли вам интересно сегодня на уроке?

    Что запомнилось и понравилось больше всего?

    13. Рассматривание детских работ. Выставка лучших работ.

    Интеграция областей: познание, художественное творчество (декупаж, экспериментирование.

    Задачи: 1) познакомить детей с праздником Пасха

    2) развивать у детей интерес к познанию русских традиций посредством рус. народных игр, художественно-прикладного искусства

    3) воспитывать любовь к истории возникновения праздника.

    Материалы: различные пасхальные открытки, иллюстрации, вареные яйца,

    салфетки, яичный белок.аудиозапись «Пасхальный Благовест»

    Ход занятия:

    Воспитатель: -Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)

    Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица- это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

    На Новый год- ставят ёлку, на Рождество- проводят гадания, на Троицу почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

    А что делают на Пасху? (ответы детей)

    Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

    Пасха- самый главный праздник христиан. К Пасхе люди готовились очень долго и эта подготовка называется - великий пост. В эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. А ещё в это время каждый человек должен задуматься о себе, о своих поступках хороших и плохих, о делах добрых и не очень, и должен понять, что же он сделал неправильно, плохо и по возможности исправить это.

    В этот светлый и добрый праздник- Пасхи во всех церквях звонили колокола, по особенному, торжественно этот звон зовется "Пасхальный благовест".

    (звучит запись колокольного звона)

    Ребята, а может кому-то из вас знакомо имя- Иисус Христос?

    Кто это? (ответы детей)

    Да ребята, для верующих людей христиан, Иисус Христос- Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда-то давно Иисус жил на земле и делал очень много хорошего для людей, помогал больным и бедным. А главное учил любить близких, людей и Бога. Народ очень любил Иисуса Христа, но люди бывают разные: гордые, завистливые, злые. Эти люди возненавидели Иисуса и решили его погубить. Они схватили и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, его похоронили в пещере. Но произошло чудо через три дня Иисус воскрес. И в этот день люди стали праздновать воскрешение Иисуса Христа. И в пасхальный день люди приветствуют друг друга восклицанием "Христос Воскрес! "

    А теперь ребята у меня для вас задание. Мы с вами делали аппликацию "Пасхальное яйцо". Я взяла нашу аппликацию и разрезала её на несколько частей. И ваша задача собрать из частей аппликацию.

    Д/и "Собери из частей целое"

    Молодцы, справились с заданием, А теперь скажите мне, кто знает как красят яйца? (ответы детей)

    Правильно яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашенные в один цвет называются крашенками. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки узорами. А еще деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".

    А вы знаете ребята, почему дарили друг другу именно яйца? Потому что яйцо- это символ жизни. Красное яйцо считалось символом нового дня, новой жизни.

    Ребята, давайте мы с вами попробуем покрасить яйца в луковой шелухе.

    (окрашивание яиц, (беседа о безопасности)

    Еще ребята в старину люди на Пасху устраивали народные гулянья, игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется "Катание яиц"

    Проводится игра "Катание яиц"

    Ребята давайте посмотрим наши яйца уже наверное окрасились, нужно их аккуратно вытащить из воды.

    Ну что ребята, получилось у нас окрасить яйца? (ответы)

    А для того чтобы наши яйца стали ещё красивее давайте их украсим.

    Украшение яиц в технике "декупаж". (демонстрация открыток, наклеек)

    Ребята посмотрите где располагается рисунок на яйце. (ответы)

    Правильно, молодцы. Рисунок располагается на всей поверхности яйца или в центре яйца. Возьмите в руки салфетки и аккуратно вырежем рисунок который вам понравится. Теперь прикладываем рисунок к яйцу, где вам кажется, будет лучше и кисточкой наносим яичный белок на рисунок. Теперь положим яйца и дадим им высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас яйца. Ну что к празднику мы готовы? (ответы детей)

    Молодцы ребята, а вы знаете, что на Пасху еще играли в прятки, Но это не простые прятки. Кто нибудь из взрослых выходил утром в сад с подарками и прятал их. Проснувшись дети бежали в сад искать подарки.

    Ребята, а вы помните, что мы с вами приготовили для наших гостей подарки? Но сегодня утром я решила поиграть с вами в "Прятки" и спрятала подарки. А вы должны их найти. Я вам даже немного подскажу.

    Скажите мне, какое дерево распускается самое первое весной? (ответы детей)

    Правильно верба. А теперь посмотрите внимательно по сторонам. Есть ли у нас в группе веточка вербы? (дети ищут вербу и подарки)

    Раздают подарки гостям

    Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

    Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

    Итог – анализ:

    На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

    Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья

    Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям

    Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем

    Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»

    На скорлупке хрупкой, тонкой

    Для людей, для красоты,

    Крашу кисточкой тихонько:

    Крестик, солнышко, цветы.

    В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.

    Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

    Петушиный гребень – к урожаю.

    Цветы – символ красоты.

    Точечки – символ плодородия.