Закаливание. Как правильно начать закаливание грудничка

Начинать закаливание детей раннего возраста в домашних условиях можно уже с первых недель жизни младенца. Для начала рекомендованы воздушные ванны, позже к ним присоединяются солнечные и водные процедуры. Конечно, закаливание новорожденных детей имеет особенности, обусловленные несовершенством иммунной системы грудничков. Поэтому, чтобы не навредить малышам, во всем нужна мера и строгое соблюдение правил.

Польза закаливания детей первого года жизни

Закаливание организма, в том числе детского, использовалось еще с древних времен. Сейчас закаливание - это научно обоснованное регулярное использование различных природных факторов для укрепления защитных сил организма. Существует несколько методик закаливания новорожденных, применимых как в отношении абсолютно здоровых, так и ослабленных детей. Вопрос заключается только в правильном выборе способов и доз раздражающего фактора.

Закаливание новорожденного ребенка может быть общим и специальным. К общим процедурам относят такие мероприятия, как соблюдение правильного режима дня, полноценное и сбалансированное питание и регулярные физические нагрузки. Специальные закаливающие меры включают в себя закаливание воздухом, солнцем и водой, а также контрастные и нетрадиционные методы закаливания.

Польза закаливания грудничка в домашних условиях заключается в том, что в ходе водных, воздушных и солнечных процедур тренируется система терморегуляции организма ребенка, повышается устойчивость к различным заболеваниям, устанавливается правильный обмен веществ, осуществляется гармоничное умственное и .

Закаливание детей первого года жизни – это лучший способ вырастить ребенка здоровым физически и крепким психически. Оно является лучшей профилактикой для острых респираторных заболеваний, повышает стрессоустойчивость, уменьшает риск развития хронических болезней.

Закаливание младенцев до года: как закаливать новорожденного ребенка

Существует несколько правил закаливания новорожденного, соблюдение которых обеспечит ожидаемый эффект закаливающих процедур.

1. Закаливающие процедуры должны проводиться регулярно и круглый год. Если прервать закаливание, то уже через 5-7 дней достигнутые результаты станут равны нулю и придется начинать все сначала. В зависимости от времени года, при необходимости можно заменить некоторые процедуры закаливания младенца до года на более щадящие, но не прерывать занятия. Если родители твердо решили заняться закаливанием своего ребенка, то эти процедуры должны стать частью режима дня ребенка наряду с умыванием, кормлением, прогулками.

2. Постепенное увеличение силы закаливающего фактора. В основе всего закаливания лежит последовательное, но непрерывное увеличение раздражающего воздействия. Особенно это важно при закаливании ослабленных детей. Резкий переход (например, снижение температуры воды сразу на несколько градусов) может подорвать защитные силы ребенка, но в то же время длительное применение воды одной температуры не приведет к ожидаемому эффекту.

3. Выбор способа закаливания должен проводиться с обязательным учетом возраста и состояния здоровья ребенка. Особенно это важно для ослабленных детей, закаливание которых проводить надо, но очень осторожно, при необходимости посоветовавшись с педиатром. Как закаливать грудного ребенка с ослабленным здоровьем? Если ребенок все же заболел, но есть возможность продолжать закаливание, хотя и в меньшем объеме, то ее надо использовать. Если закаливание во время болезни проводить нельзя, то после выздоровления ребенка нужно начать все сначала, с процедур минимальной силы.

4. В процессе того как закаливать новорожденного , нужно чутко реагировать на настроение ребенка. Закаливающие процедуры должны проводиться только при положительном настрое ребенка на них. Если перед выполнением закаливающих процедур ребенок в плохом настроении, плачет, то надо обязательно привести его в хорошее расположение духа. Если это не удается, то лучше перенести процедуру на более позднее время. Ребенок не должен относиться к закаливанию как к чему-то неприятному, мучительному, иначе положительного эффекта добиться не удастся.

5. Во время закаливания детей грудного возраста надо следить за температурой кожных покровов. Если ручки, ножки и носик ребенка холодные, значит, сила закаливающего фактора выбрана неправильно, процедуру лучше прекратить.

Как закаливать маленького ребенка с рождения воздухом

Наиболее простая воздушная процедура - это воздушные ванны. Как правильно начать закаливать ребенка воздухом?

Воздушные ванны начинают проводиться еще в родильном доме, когда при смене пеленок младенец на некоторое время остается голеньким. Воздушные ванны являются одной из важных закаливающих процедур и имеют большое значение для здоровья малыша.

После выписки ребенка из роддома маме рекомендуют с первых дней намеренно оставлять ребенка без одежды на определенное время при смене пеленок. Продолжительность этой процедуры закаливания грудных детей зависит от температуры воздуха в комнате и самочувствия малыша. Вначале продолжительность ее не должна быть более 1-2 минут, а к 3-м неделям жизни младенца - уже 4-5 минут. Затем до первого полугодия жизни ребенка воздушную ванну можно принимать по 10 минут 2 раза в день, а с полугода до 1 года - по 15 минут 2 раза в день.

Как закаливать ребенка с рождения правильно? При проведении воздушной ванны очень важно учитывать температуру воздуха в комнате. В первый месяц жизни ребенка температура в детской должна быть 23 °С, в возрасте 1-3-х месяцев - 21 °С, с 3-х месяцев до 1 года - 20 °С, старше 1 года - 18 °С.

Некоторые педиатры рекомендуют проводить закаливание в грудном возрасте одновременно с кормлением. В этом случае малыш остается голеньким на более продолжительное время, но согревается от тела матери. Замечено, что в этом случае ребенок сосет активнее и не засыпает во время кормления.

Во время воздушной ванны ребенок не только закаливается, но и получает через кожу кислород, которого ему нужно почти в 3 раза больше, чем взрослому.

Поэтому комнату, где находится ребенок, нужно чаще проветривать: зимой 4-5 раз по 10-15 минут, а летом можно почти постоянно держать открытыми форточки, натянув сетку от насекомых. На время сквозного проветривания ребенка следует вынести из комнаты.

Снижение температуры в комнате во время проветривания на 1-2 °С является дополнительным закаливающим фактором.

Использование для проветривания кондиционеров и систем регуляции микроклимата возможно, но не рекомендуется, так как их влияние на детский организм еще не изучено полностью, а злоупотребление ими приводит к проблемам со здоровьем даже у взрослых. Еще один способ - это прогулка и сон на свежем воздухе.

В теплое время года новорожденных можно выносить на улицу уже в первый день после выписки из роддома. Вначале прогулки длятся 20-40 минут, постепенно время пребывания на свежем воздухе увеличивается до 4-8 часов.

Такое закаливание в раннем возрасте должно быть ежедневными, 2-3 раза в день в перерывах между кормлениями. Зимой новорожденных выносят на улицу с 2-3-недельного возраста при температуре воздуха не ниже -5 °С, сначала на 10 минут, а затем по 45-60 минут 2 раза в день. Летом по возможности можно проводить на свежем воздухе гимнастику, игры.

Как правильно начать закаливать грудного ребенка: солнечные ванны

Ультрафиолетовые солнечные лучи необходимы для нормального развития ребенка, однако находиться под прямыми лучами детям до 1 года не рекомендуется. Недостаток солнечного света может привести к развитию рахита, однако и избыток его также вреден.

Как закаливать новорожденного ребенка путем принятия солнечных ванн? Детям раннего возраста начинать закаливание солнцем нужно в летнее время при рассеянном солнечном свете, при температуре воздуха 22-24 °С. На первых процедурах ребенок должен быть одет в светлую распашонку, ткань которой будет отражать избыток солнечных лучей. Через некоторое время его можно оставлять на рассеянном солнечном свете голеньким вначале на несколько минут, потом довести продолжительность процедуры до 10 минут. Голову малыша обязательно надо прикрыть панамкой.

Во время принятия солнечных ванн поведение ребенка должно быть активным, он должен двигаться, играть.

Если ребенок хорошо переносит пребывание на рассеянном солнечном свете, его можно подставить под прямые солнечные лучи. Вначале продолжительность процедуры не должна превышать 30 секунд, затем постепенно это время увеличивают до 5 минут. Закаливание ребенка под прямыми солнечными лучами проводят до 11 часов утра или после 17 часов вечера, когда солнечная активность не так высока.

Если у ребенка появилось покраснение лица, он начал капризничать, значит, процедуру следует немедленно прекратить, унести его в тень, напоить кипяченой водой, но не слишком охлажденной.

Закаливание ослабленных детей раннего возраста путем солнечных ванн можно осуществлять только по разрешению педиатра. Если температура воздуха выше 30 °С, то проведение солнечных ванн противопоказано у детей любого возраста.

После солнечных ванн хорошо проводить водные процедуры, при этом нужно обязательно досуха вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, чтобы избежать переохлаждения.

Поздней осенью, зимой и ранней весной попадание прямых солнечных лучей на лицо ребенка полезно для профилактики рахита, поэтому прятать его от солнца в это время года не надо.

Комплекс закаливания грудничка раннего возраста водой в домашних условиях

В комплекс закаливания для детей раннего возраста обязательно должны входить водные процедуры, ведь вода является одним из основных повышающих иммунитет факторов. Значение ее для организма огромно. Удивительно также то, что такие привычные для нас процедуры, как умывание и душ, при правильной их организации являются закаливающими мероприятиями.

Закаливание водой новорожденных первого года жизни возможно, но при соблюдении нескольких условий:

  • этот вид закаливания ни в коем случае нельзя начинать на первом месяце жизни ребенка, так как в этот период он еще приспосабливается к условиям внешнего мира, и действие на него таких сильных раздражителей может привести к срыву адаптационных систем организма;
  • перед тем как применять этот метод закаливания в раннем возрасте, следует обязательно посоветоваться с педиатром, потому что не у всех детей состояние здоровья позволяет применять этот вид закаливания. Врач оценит состояние здоровья ребенка и его готовность к водным закаливающим процедурам, а если посчитает, что от них лучше отказаться, может посоветовать, чем их заменить.

Вода является сильным закаливающим фактором. Действие на организм воды пониженной температуры, которое и лежит в основе закаливания, складывается из трех фаз.

В первый момент воздействия на тело холодной воды возникает рефлекторный спазм сосудов кожи и подкожной клетчатки. В этот период может отмечаться некоторое побледнение кожи, иногда даже небольшая синюшность.

Затем организм приспосабливается к холодной воде, кровеносные сосуды расширяются, кожа становится красной, теплеет. Положительный эффект этой фазы заключается в активации лейкоцитов - клеток крови, ответственных за защитные силы организма.

В этот период самочувствие улучшается, усиливается физическая и умственная активность.

Третья фаза развивается при длительном воздействии холодной воды, когда приспособительные механизмы организма истощаются. Кожа становится синюшно-бледной, холодной, появляется озноб. Закаливание водой при его регулярном проведении приводит к сокращению времени первой фазы и более быстро развивающейся и эффективной второй фазе. Наступления третьей фазы нужно тщательно избегать.

Закаливание грудных детей раннего возраста водой: процедуры для новорожденных

Перед тем как начинать закаливать ребенка водой, нужно учесть, что в зависимости от температуры воды закаливающие процедуры делят на холодные (ниже 20 °С), прохладные (21-33 °С), тепловатые (34-35 °С), теплые (36-40 °С) и горячие (выше 40 °С). А также водные процедуры делят на местные и общие, традиционные и нетрадиционные. К местным процедурам относят умывание и обтирание, к общим - гигиенические ванны, обтирание, обливание и душ. Закаливающий компонент могут иметь и такие процедуры, как обычное купание, игры с водой. В основе водного закаливания лежит постепенное понижение температуры воды и увеличение продолжительности контакта с ней.

Как закаливать грудного ребенка водой в домашних условиях? Наиболее простой процедурой, с которой следует начинать закаливание ребенка, является умывание. Начинать этот вид закаливания нужно с температуры воды 28 °С и постепенно понижать ее в течение 10-15 дней до 20 °С (по 0,5-1 °С в день).

Обтирание является следующим этапом в закаливании. Для этого небольшое махровое полотенце надо сложить в несколько раз, смочить в воде и обтереть тельце ребенка. В первую неделю обтирают только верхнюю часть тела, а со второй недели - все тело. Обтирание частей тела проводят в определенном направлении. Руки обтирают от пальцев к плечам, грудь - круговыми движениями по часовой стрелке, спину обтирают горизонтальными движениями от позвоночника к бокам, ноги - от пальцев к тазу, живот - более легкими движениями по часовой стрелке, ягодицы - круговыми движениями, не раздвигая их. Каждое движение повторяют 2 - 4 раза. Начальная температура воды должна составлять 34 °С.

Через 3 дня полного обтирания при закаливании грудничка температуру воды постепенно снижают по 0,5-1 °С в день до 25-23 °С.

После обтирания кожу промокают сухим полотенцем, но не растирают. Если во время проведения процедуры у ребенка появились признаки переохлаждения (чихание, похолодание конечностей, гусиная кожа), он заплакал и закапризничал, то процедуру нужно прекратить. Кроме обычной воды, можно использовать для обтирания раствор морской соли (1 чайная ложка на 1 стакан воды).

Как закаливать водой грудного ребенка с 6 месяцев до 1 года

А как закаливать маленького ребенка, которому уже исполнилось полгода? Когда ребенку исполнится 6 месяцев, ему дают «пошагать» по полотенцу, смоченному «морской водой». Для этого 1 столовую ложку морской соли растворяют в 1 л воды температурой 22 °С. В этой воде смачивают махровое полотенце и дают ребенку пошагать или попрыгать на нем в течение 2-3 секунд. Если ребенок хорошо переносит эту процедуру, то через 2 недели ее можно усложнить: смоченное в воде полотенце укладывают в полиэтиленовый пакет и помещают в холодильник, и в течение того же времени малыш шагает на более холодном полотенце.

Обливание ног можно начинать проводить только с 9-12 месяцев. Для начала процедур вода должна иметь температуру 28-30 °С, затем постепенно ее снижают до 20 °С примерно на 1 °С в день. Разновидностью этой закаливающей процедуры является контрастное обливание ног, особенно эффективное у часто болеющих детей. Ноги ребенка обливают попеременно сначала теплой водой (36 °С), затем холодной (20-24 °С) и потом снова теплой.

В процессе того как закаливать ребенка до года, можно использовать ножные ванны – это очень эффективная местная . Для этого в ванну наливают воду температурой 35°С чуть выше щиколоток ребенка, он «топчется» по воде или проходит по ней 5-6 раз с помощью мамы или без. Затем в ванну наливают воду на 2-3 °С холоднее.

После ванны ноги ребенка вытирают, но стопы можно оставить влажными, и малыша укладывают спать.

При проведении ножных ванн или обливании ног очень важно, чтобы ножки ребенка перед процедурой были теплыми.

Общее обливание лучше проводить после гимнастики или солнечной ванны в утреннее время. Первые несколько дней Для этого используют воду температурой около 36 °С. Постепенно температуру воды снижают по 1 °С, доведя ее до 28 °С. В летнее время температуру снижают каждые 2-3 дня, зимой - каждые 5-6 дней.

Обливание ребенка проводят, посадив или поставив его в ванну и поливая водой из ковшика в определенной последовательности. Сначала обливают ноги, потом переходят на ягодицы, грудь, живот, правое и левое плечо. Голову обливать не надо. Затем ребенка обтирают сухим полотенцем. Если на его коже имеются потертости или появились высыпания, то водные процедуры с дальнейшим растиранием кожи следует отложить.

Водные закаливающие процедуры обязательно надо сочетать с закаливанием воздухом и солнцем.

Статья прочитана 4 643 раз(a).

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Закаливание новорожденных — эффективный, действенный, проверенный временем способ укрепить здоровье и иммунитет маленького человека. Высокая приспособляемость грудных детей позволяет начать процесс закаливания с первых дней.

Механизмы адаптации у новорожденных очень развиты, проще говоря, младенец рождается закаленным. Создание тепличных условий — постоянной температуры окружающей среды, стерильной пищи, отсутствие движения воздуха — отключает врожденную адаптацию за ненадобностью и через месяц малыш начинает чихать от малейшего сквозняка. Стоит лишь поддержать природные данные младенца, создавая контраст температур и наличие положительного контакта с природой, то есть проводить процедуры закаливания и гулять с ребенком в любую погоду.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процесс закаливания заключается в постоянном дозированном изменении условий окружающий среды. Естественные природные факторы лучшие помощники в закаливании. Процесс можно проводить повсеместно во время переодевания, купания, сна, гимнастики. Не обязательно отводить особое время для закаливания. Все процедуры должны естественно вписаться в распорядок дня.

Закаливание совместно с физическими упражнениями, которое проводиться регулярно, приводит к потрясающим результатам. Работа организма активизируется, при этом улучшаются:

  • сопротивляемость заболеваниям;
  • адаптивные механизмы;
  • кровообращение;
  • обмен веществ;
  • психоэмоциональное состояние;
  • аппетит.

Регулярное закаливание станет отличной профилактикой от простудных заболеваний. Закаленный малыш быстрее развивается. Он раньше сверстников начинает садиться, ползать, ходить и говорить.

Важные правила закаливания


Перед началом закаливания надо обратиться к лечащему педиатру за консультацией. Он должен осмотреть малыша, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний.

Закаливание нельзя начинать, если у ребенка:

  • респираторное заболевание;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • понижен гемоглобин ();
  • повышена температура;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • резкое истощение;
  • наблюдается нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • нарушен сон.

Для достижения эффективности закаливания следует неукоснительно соблюдать следующие правила:

  1. Регулярность . Процедуры проводятся систематически, без перерывов ни на один день.
  2. Постепенность . Температура среды закаливания (воздуха или воды) должна изменяться постепенно, маленькими шажками. Резкий перепад к теплу или холоду приведет к психологическому стрессу ребенка, а то и к болезни.
  3. Индивидуальность . За реакцией малыша на процедуры надо внимательно наблюдать. При сильных признаках недовольства, неадекватной реакции закаливание надо прекратить. Во избежание плача и недовольства надо отвлечь ребенка игрушками, песенками, своей улыбкой и лаской.
  4. Сплоченность . Процедуры закаливания надо проводить всей семьей. Обливаясь вместе с малышом можно не только подать ему хороший пример, но и укрепить свой организм. Совместные действия еще и ведут к укреплению семейных уз.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Способы закаливания

Между собой способы закаливания отличаются типом окружающей среды, температура котороя меняется.

Закаливание воздухом

  1. Прогулки . Их начинают, если температура на улице не меньше 10 С. Первая прогулка на улицу должна длиться 15 минут. Затем время нахождения на улице увеличивается с каждым разом вдвое. В конечном результате время ребенок гуляет около 2 часов в день.
  2. Воздушные ванны . Малыша оставляют голеньким при комнатной температуре (22 С). Начинают с 30-40 секунд и увеличивают постепенно на 30 секунд за неделю. Воздушные ванны ребенок может получать во время гимнастики, кормления, массажа, переодевания, до и после купания.
  3. Сон на природе крепче и полезнее . Одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал дискомфорта. (Статья по теме: )


Закаливание водой

  1. Начинают процесс закаливания водой с умывания. Для малышей до трех месяцев температура воды составляет 28 С, с трех месяцев до полугода — 25-26 С, с шести до двенадцати месяцев — 20-24 С. Температуру воды снижают каждые два-три дня на один градус.
  2. Обтирания являются следующим этапом. Начинают их после шести месяцев с сухих обтираний мягкой фланелевой рукавичкой. Обтирают в следующем порядке: руки, ноги, спину, грудь и живот до слабого покраснения. Через 7- 10 дней начинают влажные обтирания водой с температурой 35 С. Доводят температуру до 30 С, снижая ее постепенно.
  3. Первые обливания малыша проводят с самого рождения после купания, при этом прохладную воду надо лить на теплую кожу. Воду берут температурой 26 С. Вынув из ванночки, держат малыша на руке спинкой вверх. Обливание начинают с пяток, продвигаясь по позвоночнику к затылку. Температуру воды снижают каждые пять дней на один градус. Нижний предел — 18 С, хотя для некоторых может быть и ниже.
  4. Плавание для новорожденного «привычный способ передвижения» — девять месяцев он находился постоянно в водной среде. До трех месяцев плавательные рефлексы у ребенка еще не угасли, и научить его плавать довольно просто. При купании просто поддерживая ребенка под голову позволять ему свободно двигаться. После полугода можно продолжить обучение плаванию в бассейне.


Закаливание солнцем

Солнечные ванны необходимы для новорожденных. Ведь только на свету в организме идет выработка витамина Д, необходимого для роста костей. Продолжительность солнечных ванн и их температура как у воздушных. Одно «НО» — не стоит выносить малыша на прямые солнечные лучи.

Контрастные и интенсивные методы закаливания

Интенсивные методы закаливания стоит применять с осторожностью и только тогда, когда адаптационные рефлексы ребенка уже закреплены. В основе этих методов лежит кратковременное резкое изменение температуры: обливание ледяной водой, окунание в прорубь, ходьба по снегу. Не стоит заниматься интенсивный закаливанием, если у малыша есть хронические заболевания.

Контрастные методы закаливания основаны на быстром и резком изменении температур. К ним относятся контрастные:

  • обтирание;
  • ножные ванны;
  • баня и сауна.

Разница температур при первой контрастной процедуре должна быть 4 С (40 и 36 С соответственно). Через пять дней нижний предел понижают на одну единицу и доводят амплитуду до 23-26 С. Чередовать воду надо 5-6 раз за процедуру с интервалом 20 секунд. Последней должна быть горячая вода.

Закаливание грудных детей — это не просто воздушные ванны и обливания водой. Это естественный образ жизни, который должен быть нормой. Двигательная активность, правильное и здоровое питание, режим дня, спорт и прогулки, закаливающие процедуры. Все для того, чтобы новорожденный вырос здоровым и счастливым.

Закаливание – наиболее эффективный и результативный для здоровья малыша способ, приводящий к укреплению иммунитета. Особенности организма ребенка позволяют приступить к данному процессу с первых дней его жизни.

Можно говорить о наличии у младенца развитого механизма адаптации, то есть он появляется на свет уже закаленным. Из-за специально созданных факторов (постоянный температурный режим в месте его нахождения, еда, подвергающаяся обработке, отсутствие сквозняков) ребенок может спустя месяц начать чихать от небольшого сквозняка. Для закаливания необходимо учитывать природные особенности младенца, прибегая к смене температурного режима, нахождения на природе. Это означает проведение процедуры и прогулок с ребенком во время любых климатических условий.

Суть закаливания и ожидаемые результаты

Процедуру закаливания следует сопровождать регулярной сменой окружающей среды. Естественные факторы природы – оптимальный вариант в данном деле. Процедуру закаливания можно сочетать с переодеванием ребенка, купанием, сном и гимнастикой. Нет необходимости выделять отдельное время для данного процесса. Все соответствующие процедуры могут быть гармонично вписаны в режим дня ребенка.

Значительные результаты способно привести регулярное закаливание, сочетающее в себе физические упражнения. Работа организма активизируется, происходит улучшение:

  • Имунитета к заболеваниям;
  • Механизмов психологической защиты и контроля;
  • Работы органов кровообращения;
  • Обмена веществ;
  • Психоэмоционального состояния;
  • Аппетита.

Эффективная профилактика простудных заболеваний – постоянное закаливание. Будет происходить более быстрое развитие малыша, который начнет овладевать навыками ходьбы, речи, умения сидеть намного раньше своих сверстников.

Перед тем как начинать закаливание следует получить рекомендации врачей. Ребенка необходимо осмотреть, чтобы подтвердить отсутствие противопоказаний.

Закаливание не следует проводить при наличии у малыша:

  • Болезней органов дыхания;
  • Порока сердца;
  • Снижения гемоглобина;
  • Высокой температуры;
  • Повышенной нервной возбудимости;
  • Внезапной потери веса;
  • Нарушенной функции ЖКТ;
  • Беспокойного сна.

Чтобы закаливание принесло пользу ребенку, необходимо учитывать следующие нюансы:

  • Постоянство – регулярное проведение процедур. Никаких пауз на пару дней.
  • Постепенное уменьшение температуры – внезапная смена температуры способна вызвать не только психологический стресс малыша, но и появление болезни.
  • Индивидуальные особенности – необходимо наблюдать за тем, как малыш реагирует на процедуру. При наличии ярко выраженной негативной реакции ее лучше всего остановить. Чтобы предотвратить негативную эмоциональную реакцию следует отвлечь кроху игрушкой, песней, улыбкой или лаской.
  • Пример родителей – самое лучшее показать ребенку, что мама и папа также не боятся прибегать к закаливанию. Это позволит не просто продемонстрировать отличный пример ребенку, но и поспособствует укреплению собственного организма. Времяпрепровождение с ребенком никогда не бывает лишним и восполнит возможный дефицит внимания со стороны родителей.

Основное отличие лишь в условиях окружающей среды, где наблюдается смена температуры.

Закаливание воздухом

  • Прогулки на улице. Оптимальная температура не менее 10 градусов. Продолжительность первой прогулки – 15 минут. Спустя небольшой период можно увеличить в два раза. В итоге – до пары часов ежедневно.
  • Воздушная ванна. Кроха лежит обнаженным при комнатной температуре (22 градуса). Для начала оптимально — 20-40 секунд с плавным увеличением на 30 секунд еженедельно. Данный вид закаливания можно внедрить во время гимнастического комплекса, в процессе кормления, массажной процедуры, переодевания, перед началом и после водных процедур.
  • Сон на природе. Принесет намного больше пользы, но стоит одеть ребенка соответствующе.

Закаливание водой

  • Первые шаги – умывание лица. Малыши до трех месяцев – 28 градусов, до полугода – 26 градусов, до года – 20-24 градуса. Температура вода может быть снижена каждые 2-3 дня на 1 градус.
  • Дальнейший этап – обтирание. Необходимо приступить к ним, как только крохе исполнится полгода. В этом процессе поможет рукавичка из фланели, которой протирают руки, спину, грудь, живот до появления признаков небольшой красноты. Через 7-10 дней можно приступить к обтираниям с температурой 35 градусов. В дальнейшем необходимо плавно довести температуру воды до 30 градусов.
  • Первое обливание внедряют с появления ребенка на свет и по окончании купания. Прохладная вода льется на теплую кожу. Температура воды – 26 градусов. После того как ребенка вытащили из ванночки, необходимо удерживать его на руке спиной верх. Обливать необходимо от пяток, двигаясь от позвоночника к затылку. Температура воды понижается каждые пять дней на один градус. Нижним пределом считается 18 градусов.
  • Плавание младенца. Является для него привычным способом передвижения, так как на протяжении девяти месяцев малыш регулярно пребывал в околоплодных водах. До первого триместра умение плавать сохраняется у малыша, что обеспечит свободное передвижение. Спустя шесть месяцев следует попробовать плавание в бассейне.

Закаливание светом

Солнечная ванна жизненно важна для ребенка. Лишь во время пребывания на свету в его организме вырабатывается витамин Д, которые жизненно важен, чтобы росли кости. Длительность и нагрев принятия солнечной ванны аналогичны воздушным. Единственное – нельзя помещать ребенка под прямые солнечные лучи.

Нужно учитывать, насколько хорошо адаптировался ребенок. Основу данных методов составляют: обливание холодной водой, погружение в прорубь, прогулки по снегу. При наличии хронических заболеваний не нужно подвергать ребенка интенсивному закаливанию.

Контрастный способ включает в себе быструю и внезапную смену температурного режима. В него входят:

  • Обтирание;
  • Принятие душа;
  • Ножные ванны;
  • Сауна и баня.

Различие в температуре во время первой процедуры контрастного типа в пределах 4 градусов (от 40 до 36 градусов). Спустя пять дней нижний предел может быть снижен на одну единицу и остановится на 23-26 градусов. Чередование воды возможно 5-6 раз за весь процесс с промежутком 20 секунд. Напоследок включается вода более теплой температуры.

Процедура закаливания в младенчестве не состоит из одних воздушных ванн и поливания водой. Движение, гармоничное питание, оптимальный распорядок дня, ежедневная зарядка, пребывание на свежем воздухе, процедура закаливания – рецепт, благодаря которому ребенок вырастет по-настоящему гармонично развитой личностью.

Закаливание детей. Нужно ли закаливать ребенка? Доктор Комаровский (видео)