Закаливание детей в детском саду: советы, рекомендации, доступные методы. Как проходит закаливание в детском саду

Картотека закаливающих процедур в детском саду.

Описание материала: Предлагаю вам картотеку закаливающих процедур для детей в детском саду. Данный материал будет полезен воспитателям, медсестре д/с, родителям.

Методика солевого закаливания

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.
Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя. Ребенок проходит босиком по фланелевому коврику, смоченному 10% раствором поваренной соли комнатной температуры. Топчутся на коврике в течение 2х минут. Затем дети переходят на второй коврик, стирая соль с подошвы ног, а затем переходят на сухой коврик и вытирают ступни насухо. Важным моментом при проведении закаливания является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используется массажеры для стоп, пуговичные и палочные дорожки.
Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.
Оборудование: 3 фланелевых коврика,
а) с разнокалиберными нашитыми пуговицами,
б) с нашитыми палочками.
10% раствор поваренной соли температуры +10°+18°С 1 кг соли на 10 л. воды 0,5 кг на 5 л. воды 0,25 кг на 2,5 л. воды.
Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Обширное умывание

для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет "5" - обтираем лицо и уши.
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые(воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.

Хождение босиком

Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок. Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18. Вначале это осуществляется в носках в течении 4-5 дней, затем полностью босиком по 3-4 минуты. Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 минуту и доводим до 20-25 минут. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми любого возраста.
Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом

Процедура проходит после дневного сна: начинается в 15.00, длиться 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением. Данная методика заключается в следующих процедурах. Во время сна детей в спальном помещении открываются окна и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов. После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в групповую комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в "теплой" комнате заключается в следующем:
- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по "Дорожке Здоровья".
Темп прохождения по дорожкам обычный, а с течением времени темп можно постепенно наращивать.
Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
В теплом помещении следует придерживаться умеренного темпа в выполнении упражнений, чтобы предупредить перегревание детей.
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из "теплой " комнаты в "холодную", где под руководством педагога проводятся дыхательные упражнения.
Дети, переболевшие ОРЗ, закаливание проводят в течение одной недели в половинном объеме указанного времени. Солевой коврик этим детям временно противопоказан на 1 неделю.
При сочетание воздушного контрастного закаливания с "Рижским" методом и "Дорожкой Здоровья" помимо эффекта закаливания, осуществляется массаж и контрастное солевое закаливание стоп, профилактика плоскостопия и нарушения осанки. В целом данная методика входит в неспецифическую профилактику респираторных заболеваний и направлена на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Гигиенический душ

В летний период с целью закаливания мы используем душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании.
Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.
Температура воды, не вызывающая чувства охлаждения вначале (примерно +36+37 градусов) с постепенным снижением ее при тщательном контроле за реакцией детей. Но для данной процедуры снижение температуры происходит медленно. Время пребывания под душем 20-40 секунд.
Душ используется и для поддержания чистоты тела ребенка. В летнее время это особенно важно, т.к. открытые части тела легко загрязняются. Поэтому прежде всего нужно вымыть ноги и руки с мылом.

Точечный массаж "Волшебные точки"

(по А.А.Уманской)
Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей.
Точка 1. Расположена в центре грудины, на уровне прикрепление 4-го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2. Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Распологается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализируется работа вестибулярного аппарата.
Точка 5. Расположена между 7-м шейным и 1-м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка
Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Точка 7 . Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга.
Точка 8. Расположена симметрично в углублении спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат.
Точка 9 . Симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма

Техника выполнения массажа

Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего
пальца горизонтально-вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4-5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия.
Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется.
Руки перед массажем должны быть часто вымытыми. Теплыми, с хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией.
Как профилактическое средство массаж биологически активных зон можно проводить длительно, особенно осенью и зимой. Необходимо помнить, что высокую сопротивляемость организма поддерживает только регулярный массаж.

Закаливание воздухом

Проветривание помещений
Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении:
· С 1 до 3 лет - +20оС
· С 3 до 7 лет - + +18оС, +20оС
Проветривать помещение необходимо 4-5 раз вдень по 10-15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед сном. На это время детей нужно выводить в соседнее помещение. Во время прогулок проводится сквозное проветривание, которое заканчивается за 30-45 мин до прихода детей (в холодный период года).
Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей.
Прогулки – способ закаливания воздухом
Дети в детском саду гуляют 2 раза в день. День, проведенный без прогулок, потерян для его здоровья (Г.Н. Сперанский).
Деятельность детей на прогулке в морозные дня должна часто меняться: включать в себя пробежки, влезание на горку. Перелезание через валы, ходьба по валам и спрыгивание в них. Катание по ледяным дорожкам. В течение 40-60 минут воспитатель должен активизировать движение детей.

Многие родители с волнением относятся к моменту, когда их малыш впервые пойдет в детский сад. Понимая, что без дошкольного коллектива ребенок не сможет полноценно адаптироваться к жизни в обществе и в будущем успешно осваивать школьную программу, они беспокоятся о том, чтобы малыш как можно меньше болел. Забота родителей прежде надежно защищала его дома от многих неблагоприятных факторов. Теперь ему придется привыкать к обществу ровесников, а также к новой обстановке, режиму дня, к изменениям в питании.

Для предупреждения частых недугов у детей, организовывают специальное закаливание в детском саду, позволяющее заметно сократить заболеваемость простудными и вирусными болезнями в группах. Оздоровительная программа является одним из важнейших разделов всей образовательной системы дошкольного учреждения потому, что в этом возрасте формируется иммунитет человека.

Здоровье дошкольника зависит от многих факторов: наследственности, условий и образа жизни, соблюдения режима дня и питания, иммунитета. Действия по оздоровлению ребенка и созданию у него невосприимчивости к бактериям и вирусам являются важным направлением работы, осуществляемым совместно родителями и сотрудниками дошкольных учреждений. Еще в древности закаливание считалось важнейшим условием сохранения здоровья. Оно необходимо в любом возрасте. Закаленный малыш не только легче справляется с неблагоприятными условиями, но и у него нормализуется нервная система, он становится более спокойным и выдержанным, эмоционально устойчивым.

Закалка представляет собой специальный тренинг, воздействующий на человека с помощью различных природных условий: воздухом, водой, солнцем, изменением температурного режима с целью повысить ресурсы здоровья и стойкость к негативному влиянию этих условий. Обычно закаливание рассматривается как способ приближения образа жизни человека к природному, возрождение врожденных охранных возможностей организма.

Детский сад комплексно подходит к оздоровлению дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности. Элементы программы оздоровления детей входят в ежедневный распорядок садика. Кроме того, закалка воспитывает малышей, вырабатывает у них характер и волю. Выносливые ребята гораздо реже хворают.

Формы закаливания и его задачи

Компоненты закалки включаются в дошкольном учреждении в воспитательные занятия и быт. Повседневно проводятся различные закаливающие процедуры. На протяжении длительного времени создано много вариантов оздоровления, начиная с облегченных и незатейливых до трудоемких и усиленных. Однако и в наше время считают самыми оптимальными средствами те, которые предоставляет природа. Закаливанием стоит заниматься на протяжении всей жизни, начиная с младенчества. Оно является важным элементом для любого человека, стремящегося сохранить здоровье. Но особенно значима его ценность для дошкольников, которые подвержены резким изменениям внешней среды, чувствительны к перегреванию или переохлаждению.

Выбор форм и приемов закалки обусловлены возрастом детей. Упражнения, подходящие и полезные малышу 5 лет, становятся непосильными и даже опасными для 2-х летнего крохи. С самого рождения закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях обязаны проводить родители.

В детском учреждении воспитатели руководствуются конкретными задачами:

  • повышение иммунитета ребенка, его противостояния простудным болезням;
  • умение детей комфортно ощущать себя при перемене обстановки;
  • воспитание необходимости дышать свежим воздухом и не опасаться прохладной воды;
  • формирование умения справляться с трудностями.

Важнейшие принципы закалки

Система закаливания детей дошкольного возраста имеет свои правила, отступать от них не стоит. Оздоровление реализуется согласно определенному порядку. Если его не выполнять, то оздоровление будет носить нерегулярный характер и не принесет пользы здоровью. Желательно начинать закалку в теплое время года, когда нет резкого перепада температур и дополнительного риска простуды. Ребенок должен быть полностью здоров. Продолжительность и усиление нагрузки оздоровительных процедур следует наращивать постепенно, чтобы они были посильны ребенку, чтобы малыш не переутомлялся и не потерял желание их выполнять. Процесс закаливания должен носить систематический, а не эпизодический характер.

К основным принципам закаливания относятся:

  • постепенность;
  • последовательность процедур;
  • систематичность;
  • комплексность проводимых мероприятий;
  • индивидуальный подход к ребенку;
  • положительные эмоции ребенка в ответ на процедуры.

Выполнение первого принципа очень важно для дошкольников. Нагрузка должна увеличиваться поэтапно, начиная с минимальной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно, без перегрузок. Сильные раздражители в отсутствии предшествующей подготовки приводят к негативному итогу. Положительные результаты приносят правильное распределение и поэтапное усиление нагрузки. Процедуры необходимо проводить последовательно: вначале рекомендуется прием воздушных ванн, а затем водные процедуры.

Методичность предполагает не только регулярные мероприятия. Привычка против раздражителя вырабатывается только тогда, когда он работает неизменно на протяжении длительного отрезка времени. Перерывы в осуществлении сеансов не позволят закрепить результат.

Закалка не будет сбалансированной, если занятия проводятся, а другие условия нарушены, например, ограничиваются прогулки детей или их кутают не по сезону. Соблюдение комплексности мероприятий позволяет всесторонне закаливать детей. Необходимо поддерживать закаливающие мероприятия режимом дня, прогулками на свежем воздухе, физкультурными упражнениями, активными движениями.

Очень важно также учитывать индивидуальное своеобразие каждого малыша. К впечатлительным и чувствительным детям применяют более щадящие и бережные приемы, используя их осторожно и благоразумно, подбирая их с учетом всех нюансов. Совершенно игнорировать оздоровление даже для таких детей не стоит. Схема закаливания детей дошкольного возраста позволяет найти для них специфические варианты.

Сами дошкольники должны активно участвовать в занятиях по закаливанию, знать их последовательность и приемы. Кроме того, очень важны их интерес и увлеченность. Процедуры должны нравиться, доставлять им удовольствие. Эффект будет негативным, если малыш расстроен или переутомлен. Следует организовать плодотворную атмосферу, сформировать игровой настрой, подкрепить это можно музыкальным сопровождением, отрегулировать мотивацию на получение удовольствия, бодрости и замечательного самочувствия. Значительную роль играет персональный образец взрослого наставника. Если родитель или воспитатель не любит прогуливаться на свежем воздухе или опасается прохлады, едва ли у него получится воспитать закаленного ребенка.

Закаливание детей дошкольного возраста в детском саду выполняется упорядоченно. Этим в них воспитывается организованность и умение жить в социуме, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Да и просто им нравится групповое выполнение процедур: им интересно и весело.

В особенности продуктивна методика закаливания детей дошкольного возраста, применяющая солнечные и воздушные ванны, водные процедуры.

Закаливание воздухом

Началом методики воздушного закаливания является вентиляция помещения, после которого, помимо поступления свежего воздуха, происходит снижение температуры на 1°С или больше. Проветривают комнаты в теплое время непрерывно, а в прохладное не меньше 3 раз в день.

Самая щадящая операция – воздушные ванны, их рекомендуют начинать, частично обнажая малышу руки и ноги в момент зарядки. Постепенно снимают все больше одежды и увеличивают длительность ванн, доводя до 5-8 минут. Температуру воздуха следует поэтапно снижать на 1°С каждые 2 или 3 дня, и в результате общее снижение достигает 5°С. Следует внимательно наблюдать за симптомами охлаждения, чтобы чувствительные дети не ощущали дискомфорта.

Дневной сон без маек и заправка кроватей в трусиках тоже помогают закалке детей. Одним из видов закалки считается хождение босиком. Это механический и тепловой массаж ступней, который начинается в теплое время по тщательно расчищенному участку, поэтапно увеличивая длительность до 10 минут при температуре 22°С. После этого разрешается переходить к хождению босыми ножками в группе, сначала в носочках. Перед дневным сном разрешается дойти до своей кроватки по полу, затем время увеличивается до длительности игрового физкультурного часа.

Водяное закаливание

Чтобы малыш не испытал шока и сумел приспособиться, закалка водой тоже начинается с едва ощутимого воздействия, заменяемого в скором времени более серьезным. Самым щадящим считается обтирание влажным полотенцем, по окончании которого, ребенка растирают насухо, начиная с рук и ног. Локальной процедурой является обливание водой ножек. Проводится оно при температуре не ниже 20°С.

К локальным мероприятиям относят ручные и ножные ванночки. Первые можно организовывать в игровые моменты. Ванночки для ножек оказывают не только местное, но и общеукрепляющее действие на всего малыша. Их рекомендуют осуществлять с полутора лет. Теплоту воды понемножку снижают на один градус каждые 5 дней, доводя до 20°С. Длительность такой процедуры колеблется от 1 до 3 минут. Ножки детей должны оставаться теплыми.

Наиболее мощным инструментом закалки считается душ. На кожу ребенка действуют крепкие струйки воды, текущие под давлением и возбуждающие малыша. Преимущественно такой душ идет на пользу вялым и заторможенным детям, которых следует взбодрить. Такая процедура целебно влияет на нервную систему, помогает спокойному сну, повышает аппетит.

Солнечное закаливание

Солнечные ванны представляют собой сильное средство закалки. Они действуют общеукрепляюще, ускоряют обменные процессы, улучшают настроение, нормализуют кожный тепловой обмен. Однако солнечные ванны нужно использовать с осторожностью, не забывая об индивидуальности ребенка. Процедуры проводятся во время двигательной активности, но игры подбираются сдержанные, увеличивают их продолжительность постепенно, не доводя до перегрева. Детям необходимо иметь светлые головные уборы.

Закалять малышей следует с самого младенчества, закладывая невосприимчивость к различным простудным заболеваниям, предотвращая последствия всяческих недугов. Да и с самими заболеваниями быстрее справляются закаленные дети. Осуществляемая в детском садике закалка, использующая все методы природы, помогает ребятам поступить в школу, имея крепкое здоровье, что позволит им не пропускать занятия из-за болезней. А общее оздоровление сделает маленького человечка динамичным и энергичным участником общества.

Нина Бородкина
Закаливающие гигиенические процедуры после дневного сна в ДОУ

Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день?

Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику и комплекс закаливающих мероприятий !

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Задачи :

Оздоровительные :

Укреплять опорно-двигательный аппарат;

Совершенствовать и развивать координацию движений;

Повысить жизненный тонус;

Укрепить иммунитет;

Тренировать терморегуляционный аппарат.

Обучающие :

Учить детей дышать через нос;

Упражнять в плавном свободном выдохе;

Формировать умения выполнять движения по показу взрослого.

Воспитательные :

Воспитывать привычку здорового образа жизни

При работе с детьми необходимо соблюдать основные принципы закаливания :

Осуществление закаливания при условии , что ребёнок здоров.

Недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства) .

Интенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно (от щадящих к более интенсивным) с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания .

Систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю) .

Разнообразие средств и форм проведения закаливающих мероприятий .

Примерная схема проведения закаливающих , гигиенических процедур после дневного сна :

1. Гимнастика пробуждения в постели.

2. Оздоровительная гимнастика в сочетании с контрастными воздушными ваннами и ходьбой по «тропе здоровья»

(рефлексогенным дорожкам) .

3. Водные процедуры : обширное умывание, полоскание горла кипяченой водой.

Гимнастика пробуждения в постели.

Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает.

Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д.

Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.

Гимнастика пробуждения

(примерный комплекс упражнений для разминки в постели, с включением упражнений на дыхание и корригирующих упражнений)

1. Спокойно сделайте вдох, выдох - полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцы в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

Оздоровительная гимнастика в сочетании с контрастными воздушными

ваннами и ходьбой по «тропе здоровья» (рефлексогенным дорожкам)

Далее дети переходят в «холодную» проветренную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу по массажным коврикам и дорожкам, а так же ряд комплексов оздоровительной гимнастики.

Цель применения массажных ковриков и дорожек :

1. Закаливание организма .

2. Восполнение нехватки тактильных ощущений.

3. Профилактика и коррекция плоскостопия.

4. Развития чувства равновесия и координации движений.

5. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Массируя стопу, мы оказываем оздоровляющее воздействие на внутренние органы. Именно поэтому медики рекомендуют чаще ходить босиком. Массажный коврик чудесным образом имитирует морской берег. Благодаря рифленой поверхности, коврик обеспечивает массаж стоп, способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей.

Комплекс гимнастики после дневного сна не должен дублировать утреннюю гимнастику. В основе подбора содержания этой гимнастики лежит учет имеющегося у детей двигательного опыта и тематического содержания образовательного процесса . При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей – положением головы, спины, плеч, рук.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

Летом эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12-15 минут (ст. возраст, 7-10 минут (мл. возраст) .

Закаливающие водные процедуры

После дневной гимнастики проводятся закаливающие водные процедуры , что служит не только способом оздоровления детей, но и приучает их к здоровому образу жизни с применением гигиенических процедур .

Обширное умывание

Необходимо :

Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки; то же проделать левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку.

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди.

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

Примечание. Через некоторое время длительность процедуры увеличивается , а именно : каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза.

Полоскание рта и горла

В завершении организуем полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры. Для этого применяются специальные стаканчики для каждого ребенка. Которые впоследствии обрабатываются по следующей схеме : замочить стаканчики в растворе 0, 015 % диахлор плюс (на 5 литров 0,5 таблетки) на 10-15 минут, затем промыть под проточной водой.

Все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после сна лучше проводить в игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам . Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, мы решаем одновременно несколько задач : оздоравливаем детей, развиваем у них двигательное воображение, формируем осознанную моторику.

А главное – все это доставляет им огромное удовольствие.

Направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение.

Можно без преувеличения сказать, что научно обоснованные методы закаливания являются неисчерпаемыми источниками приумножения здоровья детей различного возраста.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физиологических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой обучения в ДОУ. Задачи физического воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи - воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко адаптироваться в условиях школьного обучения.

1.1 Физиологические механизмы закаливания организма

Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов детского организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом, снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.

Что же такое закаливание?

Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.

Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).

В-третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).

В-четвертых, специальное закаливающее действие, например обтирание только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно.

При охлаждении тела или частей тела, например рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Первая из них - побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе.

Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснением кожи. Она становится теплой. Это вторая стадия . При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут пребывать во второй стадии длительное время. Ребенок при этом не ощущает действия холода.

Продолжение охлаждений вызывает появление третьей стадии - вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Ее сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. При вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание.

У незакаленных и ослабленных детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья - переохлаждение со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения.

Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10-15С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них.

Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия.

Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена.

Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1 С в течение одной недели.

Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного ребенка в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1 С составляет 10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена.

Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8 С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25-30%, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.

Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдаются при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками.

Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Часто у многих возникает боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма. Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить себе состоящим из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки», меняющей свою температуру в зависимости от температурных условий внешней среды. Постоянная температура «сердцевины» (ее колебания 36,5-37,5С) поддерживается химической терморегуляцией. Увеличение тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных сокращений (дрожи). У закаленного ребенка теплообразования к холоду больше, чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде до появления заметной дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация мышц, согласно открытию Аринчина о «периферических сердцах», является тем физиологическим механизмом, который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе, ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%.

П.К. Иванов в своей системе оздоровления указывает, что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему?

В природе любой переход из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии. Если рассмотреть это с точки зрения состояния человека , то эмоциональное переживание, например, переход от страха к радости, от агрессии к спокойствию и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.

В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии холода наша система терморегуляции как бы еще не работает, а вся защита организма происходит за счет бесплатной, «протонной энергии». При этом часть воды у точек раздражения нагревается импульсивно до 42,2С, а эта температура губительна для больных клеток.

Заканчивая физиологическое обоснование системы закаливания по П.К. Иванову, мы подчеркиваем, что все вышеприведенные крупные исследования и открытия в науке осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления русского самородка П.К. Иванова.

Здоровье - это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.

Таким образом, в настоящее время наука - физиология, гигиена, педагогика - располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.

1.2. Принципы и методы закаливания

В результате применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и дошкольниками, сложился ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность . Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме . Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность . Постепенное увеличение нагрузки, поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.

Принцип третий - интенсивность . Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма. Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).

Принцип пятый – не растираться после обливания.

Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.

Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е. использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой - комплексность . Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.

Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций . Конечно, приходится проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребенка и состояние его здоровья.

Основные методы закаливания

Закаливание воздухом

Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается скожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой

дыхательных путей.

Важной и исключительной особенностью воздушных процедур как

закаливающего средства является то, что они доступны людям различного

возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и

страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний

эти процедурыназначаются как лечебное средство. Указанный вид закаливания надоначинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение укрепления здоровья имеют прогулки.Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонусанервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаютсяпроцессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечнососудистой идыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в нейповышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание насвежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние наэмоциональное состояние, вызывает чувство бодрости, свежести.

Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексноговоздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления искорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человекаоказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями,содержащимися в морской воде.

По температурным ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30С), теплые (свыше 22С), индифферентные (21-22С), прохладные (17-21С), умеренно холодные (13-17С), холодные (4-13С), очень холодные (ниже 4С).Надо иметь в виду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние нарецепторы кожи тем резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.

Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодныевоздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладныевоздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурамвнешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающихтерморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередьтренируется подвижность сосудистых реакций, выступающих в роли защитногобарьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.

Теплые ванны, не обеспечивая закаливания, тем не менее, оказывают

положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.

Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна

оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От

относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с

поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит

значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности, которое обуславливает необходимость систематического проведения закаливания в ДОУ - комплекса мероприятий, направленных на тренировку организма дошкольников с целью обеспечения способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Реализация комплекса закаливания в детском саду:

  • гарантирует низкую восприимчивость детей к температурным перепадам, изменению уровня влажности;
  • обеспечивает активизацию защитных ресурсов организма, как следствие - снижение рисков возникновения инфекционных заболеваний;
  • повышение общих показателей здоровья - интенсивности роста, готовности к физической и умственной активности;
  • улучшение эмоционального состояния за счет нормализации обмена веществ и снижения уровня тревожности.

Система закаливающих мероприятий в ДОУ

Снижение уровня восприимчивости организма к отдельным факторам окружающей среды, воздействие которых может провоцировать возникновение воспалительных процессов, обеспечивается за счет их многократного повторения с постепенным наращиванием интенсивности.

Ввиду вышесказанного обеспечение масштабного оздоровительного эффекта можно достигнуть только при условии реализации целостной системы закаливающих мероприятий в ДОУ , которые важно реализовать с соблюдением ряда важных принципов. К их числу следует отнести:

  1. Постепенность наращивания интенсивности воздействия. Чтобы активизировать защитные силы детского организма с сохранением актуальных показателей здоровья, следует сделать первые закаливающие процедуры щадящими, а впоследствии - постепенно увеличивать раздражители с учетом возрастного и индивидуального фактора. В связи с сезонными особенностями закаливание в группах детского сада лучше начинать в летнее время, когда среднесуточная температура воздуха максимально высокая, а резкие изменения других погодных показателей практически не наблюдается - это позволит предупредить обратный эффект оздоровления, вызванный реакцией организма на внешние раздражители.
  2. Последовательность. Главные факторы оздоровления - солнце, воздух и вода. Наиболее щадящее воздействие оказывают воздушные процедуры (проветривание помещений, дыхательная гимнастика), поэтому переходит к обтиранию влажным полотенцем, обтиранию можно только после привыканию малышей к воздушным ваннам.
  3. Систематичность. Прерывание или резкое изменение порядка проведения закаливающих процедур без серьезных оснований является недопустимым ввиду утраты достигнутого прогресса и нивелирования адаптационных процессов, как следствие - возникает необходимость возврата к щадящей программе закаливания.
  4. Комплексность. Оздоровительные мероприятия важно сочетать с образом жизни ребенка, чтобы обеспечить последовательное укрепление организма. Например, подвижные игры, экскурсионные прогулки, утреннюю гимнастику и другие виды физической активности, провоцирующие стимуляцию работы дыхательной системы, целесообразно сочетать с воздушными ваннами.
  5. Учет личностных особенностей. При организации комплексного закаливания в группе важно учитывать данные медицинских обследований и текущее психоэмоциональное состояние детей, а также принимать во внимание сведения, полученные от родителей.
  6. Положительное отношение дошкольников к закаливанию.

Результативность оздоровительных процедур зависит от того, как к ним относятся дети. Насильственное проведение сеансов спровоцирует стресс и приведет к обратному результату, поэтому очень важно как можно чаще беседовать с детьми о пользе закаливания, демонстрировать мотивирующие примеры, отмечать личностный и коллективный прогресс.

Схема закаливающих процедур в ДОУ

При проведении закаливающих процедур в группах детского сада не рекомендовано привлекать к сеансам детей в следующих случаях:

  1. Если не прошло пяти дней с момента прививки, выполненной в рамках профилактических мероприятий, или выздоровления после болезни.
  2. Не минуло двух недель с момента обострение хронического заболевания.
  3. Вечером предыдущего дня ребенок жаловался на плохое самочувствие, у него поднялась температура тела.
  4. У дошкольника развился панический страх перед сеансами закаливания.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Виды закаливающих мероприятий в детском саду

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья дошкольников преимущественно проводятся с использованием природных факторов - воздуха, солнца и воды. Виды закаливания в ДОУ применяются с учетом возраста воспитанников, индивидуальной группы здоровья и сезонности, что обуславливает необходимость периодического корректирования графика процедур и систематического контроля самочувствия дошколят.

Все виды закаливающих процедур в ДОУ

Закаливание воздухом

Воздействие на организм воздушных потоков различной температуры является наиболее естественным и безопасным способом оздоровления. Воздушные ванны способствуют активизации обменных процессов в организме, улучшению аппетита, нормализации сна.

  • теплых (при температуре воздуха от + 20 градусов и выше) - они подходят всем детям без исключения;
  • прохладных (рекомендуемые температурные показатели - +16-19 градусов);
  • холодных (при температуре воздуха +15 градусов и ниже).

Оздоровление путем принятия прохладных и холодных воздушных ванн допускается только в режиме повышенной физической активности (во время ходьбы, выполнения простых физических упражнений).

Закаливающие процедуры на воздухе также выполняются в теплое время года (с мая по сентябрь): в ходе ежедневного приема дошкольников в группы, выполнения зарядки. В холодную пору закаливание воздухом осуществляется в спортивном зале, при выполнении планового комплекса физической активности.

Закаливание солнцем

Это наиболее эффективный вид оздоровления детского организма в летнее время, при дозированном проведении способствующий активизации обмена веществ и выработке серотонина - гормона радости. Ввиду высокого уровня загазованности воздуха в городах солнечные ванны с целью обеспечения максимальной пользы проводят в утренние часы, когда количество ультрафиолетовых лучей в спектре солнечного света превалирует над количеством инфракрасных.

Закаливание солнцем проводится на групповом участке. Длительность пребывания на солнце в начале курса оздоровления должна составлять не более 5-6 минут в день, постепенно длительность процедур увеличивают, доводя до 30-40 минут. Чтобы избежать недомоганий дошкольников, важно обеспечить соблюдение питьевого режима и строго следить за ношением детьми защитных головных уборов.

Закаливание водой

Водные процедуры показаны детям для укрепления защитных сил организма, перезапуска иммунных процессов, который происходит за счет активизации кровообращения и обмена веществ. Традиционно проводятся в утренние часы и после дневного сна.

Распространенные водные комплексы закаливания в детском саду :

  1. Обширное умывание - наиболее простой вид оздоровления, предусматривающий постепенное снижение температуры используемой воды (от +30 градусов до +16 градусов).
  2. Обтирание - способ физиотерапевтического воздействия, реализуемый с использованием мокрых полотенец или полотняных салфеток.
  3. Ножные ванны - обливание ступней прохладной водой с целью снижения уровня чувствительности к температурным показателям и профилактики простудных заболеваний. Проведение особо актуально в летнее время, на завершающем этапе дневной прогулки.
  4. Полоскание горла кипяченой водой - эффективный способ закаливания носоглотки, который можно реализовать в игровой форме. Для выполнения упражнения «Кукушечка» детям дают по 0,3-0,5 стакана воды (начальная температура - +28 градусов, постепенно снижают до комнатной). Полоскание выполняется в группах, часто с музыкальным сопровождением.

Дополнительно в детских садах с целью повышения эффективности типовых оздоровительных мероприятий и снижения показателей заболеваемости воспитанников в осенне-зимний период проводят особые процедуры, объем и содержание которых должны соответствовать актуальным санитарно-гигиеническим требованиям и контролироваться ответственным медработникам. К числу популярных методик закаливания в ДОУ относят:

  1. Солевое закаливание. Предусматривает кратковременное (до 2 минут) хождение дошкольников по коврикам, смоченным в едва теплом десятипроцентном растворе поваренной соды, после разогрева стоп на массажных поверхностях. Совмещение механического и химического воздействия на хеморецепторы, сосредоточенные в области стоп, способствует прогреванию конечностей, активизации защитных сил организма и является частью программы профилактики плоскостопия. К преимуществам метода следует отнести доступность, простоту включения в режим дня (солевое закаливание проводится после дневного сна), безопасность и эффективность.
  2. Хождение босиком. Это нетрадиционный оздоровительный метод, направленный на активизацию иммунных процессов, укрепление сводов стопы, при условии обеспечения приятных тактильных ощущений - нейтрализацию повышенной нервной возбудимости. Хождение босиком начинают у групповом помещении в теплое время года (первые 4-5 сеансов допускается только хождение в носках или по ковру), длительность занятий стартует от 4-5 минут и постепенно увеличивается до 15-20. Такой вид оздоровления можно совмещать с утренней зарядкой или физкультминутками. Через некоторое время, при отсутствии медицинских противопоказаний и наличии достаточной материальной базы, допускается организация хождения босиком на участке по мягкой траве, теплому песку, которые должны предварительно тщательно проверяться на наличие колюще-режущих предметов.

Группы закаливания в детском саду

Системная профилактика респираторных и простудных заболеваний среди детей дошкольного возраста предусматривает обязательный учет текущего состояния здоровья детей и индивидуальных особенностей развития - в противном случае усилия педагогов и родителей, направленные во благо, могут причинить серьезный вред и ухудшить самочувствие ребенка. В свете этого воспитанников на основании данных медицинских обследований разделяют на группы закаливания в детском саду :

  1. Первая - полностью здоровые дети и дошкольники, имеющие минимальные отклонения показателей здоровья.
  2. Вторая - малыши, ввиду наследственного или индивидуального фактора предрасположенные к частым простудным заболеваниям, ангинам, воспалениям.
  3. Третья - дети, которым из-за наличия в анамнезе острых или хронических патологий противопоказано выполнение стандартных оздоровительных процедур.

В связи с разделением детей на группы система закаливающих мероприятий в детском саду корректируется следующим образом:

  1. Закаливание дошкольников первой группы проводится согласно плану: воздействие начинается с минимальных раздражителей, интенсивность которых постепенно увеличивается.
  2. Для детей второй группы во избежание осложнений следует снижать температурные показатели факторов воздействия медленно, с постоянным контролем состояния (важно обеспечивать рабочую температуру закаливания на 2-4 градуса выше, чем для малышей первой группы здоровья). Воспитанникам с низкими показателями иммунной сопротивляемости целесообразно обрабатывать в ходе водного закаливания наименее чувствительные к холоду участки тела (кисти рук), постепенно расширяя границы воздействия. При этом водным процедурам обязательно должны предшествовать воздушные ванны, а обливанию - обтирание влажным полотенцем.
  3. Закаливание дошкольников, страдающих от хронических заболеваний, проводится по индивидуальной схеме, утвержденной с лечащим врачом, и только с согласия родителей.

График проведения закаливающих процедур в детском саду

Эксперты в области возрастного развития, ссылаясь на данные медицинских исследований, указывают, что устойчивость детского организма к длительному воздействию холода и других раздражающих факторов возможна только при условии последовательной и систематической реализации комплекса оздоровления. В свете этого целесообразно составление графика закаливающих процедур в детском саду - таблицы , в которой отражена последовательность и длительность организации такого типа досуговой активности детей.

Воспитателям важно понимать, что угасание иммунных рефлексов, для запуска которых потребовалось 2-3 месяца тренировки, происходит через 2-3 недели после отказа от активного оздоровления у взрослых, а у дошкольников - уже на 5-7 день. В свете этого нарушение графика закаливания не рекомендуется даже в случае выявления легких заболеваний - в таких случаях целесообразнее снижать интенсивность или характер нагрузки.

Примерный график проведения закаливающих процедур в детском саду

Закаливающие процедуры Возрастные группы
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
Повседневное закаливание
Поддержание оптимального воздушно-температурного режима в групповых помещениях. От +22 до 18 градусов От +21 до 18 градусов
Сквозное проветривание. Выполняется исключительно в отсутствие дошкольников каждые 1,5 часа. Длительность проветривания - не более 10 минут.
Прием детей на улице. Осуществляется исключительно в теплый период года (с мая по сентябрь).
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия. В холодное время года организуются в групповых помещениях или физкультурном зале при температуре воздуха + 18 градусов. Летом целесообразно проведение занятий на свежем воздухе при условии отсутствия температурных экстремумов.
Воздушные ванны. Проводят на улице в утренние часы, когда фиксируются наименьшие показатели загазованности атмосферы.
Прогулка (в скобках указаны минимально допустимые показатели температуры воздуха). До -15 градусов До -20 градусов
Нормализация температурного режима в группе перед возвращением воспитанников с дневной прогулки. До +19 градусов До +18 градусов
Дневной сон. В осенние, зимние и весенние месяцы - после предварительного проветривания, длительность которого регулируется в соответствии с погодными условиями. Летом - без маек при открытых окнах (воспитатель контролирует отсутствие сквозняка).
Гигиенические процедуры. В течение дня.
Целевые упражнения (развитие дыхательной системы, профилактика сутулости, плоскостопия, переутомления). В рамках выполнения комплекса гимнастических упражнений, физкультминуток. В летние месяцы рекомендовано выполнение на свежем воздухе.
Специальные закаливающие мероприятия
Полоскание горла. Теплой водой Водой комнатной температуры Холодной водой
Ходьба босиком. По ковру, дорожке здоровья, солевым дорожкам, теплому песку.
Обширное умывание. Умывание лица, мытье рук до локтя после дневного сна с помощью воспитателя. Умывание лица, мытье шеи, груди, рук до локтя после дневного сна. Умывание, мытье шеи, груди, рук до локтя после сна и занятий физической культурой.
Ножные ванны, обтирания влажным полотенцем. В теплое время года после прогулки.
Солнечные ванны. Дозированно, в утренние или вечерние часы (до 9.00 или после 16.00).

Следует отметить, что график закаливающих мероприятий для старшей или подготовительной группы может быть значительно изменен и дополнен при условии достижения значительного прогресса в сфере систематического оздоровления и повышения показателей здоровья воспитанников. Так, целесообразно обеспечить разнообразие средств закаливания за счет чередования процедур, в том числе местного и общего действия, чтобы гарантировать высокий уровень устойчивости детских организмов к холоду и инфекционным поражениям в будущем.

Закаливающие мероприятия в ДОУ в летний период

Ввиду того, что оздоровительный эффект закаливания во многом зависит именно от характера воздействия комплекса внешних факторов, сезонный фактор при организации укрепления иммунитета воспитанников может быть использован максимально полно. В летний период проведение закаливающих процедур в ДОУ становится особенно актуальным ввиду простоты организации сеансов, их максимальной безопасности, возможности приобщить к участию в мероприятиях оздоравливающего характера как можно больше воспитанников.

Летом закаливание может стать одним из неотъемлемых элементов режимного процесса, способствующим реализации комплекса важных задач. Вот лишь некоторые из них:

  1. Внедрять эффективные профилактические меры, снижающие вероятность развития эпидемий в группах в осенне-зимний период.
  2. Приучать воспитанников чувствовать себя максимально комфортно в различных условиях, не боятся холодной воды и воздуха.
    Воспитывать целеустремленность, уверенность в собственных силах.
  3. Приобщать к здоровому образу жизни и непрерывной физической активности.

Летом правильная организация закаливающих процедур в ДОУ предусматривает ежедневное осуществление солнечных воздушных ванн в утренние часы, когда фиксируется наименьшая активность небесного светила и минимальные показатели загазованности воздуха. Дневную прогулку можно легко дополнить обтиранием, обливанием, хождением босиком и другими видами оздоровительной активности, которые помогут разнообразить детский досуг и сделать его более полезным. Вследствие реализации комплекса мер за летние месяцы в детском саду удается адаптировать организм воспитанников к температурным перепадам, что позволяет продолжить закаливание в группах и гарантировать низкие показатели заболеваемости.

Контроль закаливания в ДОУ

Проведение закаливающих мероприятий в детском саду регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13, предусматривающем дифференцирование использование природных факторов с обязательным контролем со стороны уполномоченных сотрудников. Ввиду того, что процесс оздоровления является комплексным и многоэтапным, целесообразно реализовать контроль закаливания в ДОУ на разных уровнях, что отражено в таблице.

Должностные лица, ответственные за организацию и анализ проведения закаливающих процедур в ДОУ Полномочия и обязанности
Администрация детского сада
  1. Осуществление координации деятельности педагогов, медицинского работника и других сотрудников по вопросам организации закаливания дошкольников.
  2. Контроль выполнения санитарно-гигиенических норм и указаний представителей вышестоящих медицинских органов касательно порядка оздоровления детей.
  3. Обеспечение непрерывного обучения работников ДОУ методике проведения закаливающих процедур с учетом возрастных и личностных факторов детского контингента.
  4. Реализация мер, направленных на согласование единых мер закаливания детей с родителями, в рамках налаживания взаимодействия с семьями.
Медицинский работник
  1. Разработка графика закаливания дошкольников по сезонам, которая осуществляется после изучения медицинских документов каждого воспитанника, оценки его психофизического состояния.
  2. Сотрудничество с воспитателями в сфере организации закаливания в группах.
  3. Консультирование педагогов и родителей по вопросам проведения сеансов оздоровления, в том числе в ходе групповых организованных бесед.
  4. Выполняет анализ закаливающих мероприятия в ДОУ , оценивания их эффективность и показатели прогресса на основании данных о заболеваемости дошколят.
  5. При необходимости - корректирует графики закаливания, ведет поиск новых способов сохранения здоровья малышей, не противоречащих санитарно-гигиеническим нормам.
Инструктор по физической культуре
  1. Определяет вид специальной методики закаливания для каждой группы, принимая во внимание актуальное физическое состояние детей.
  2. Сотрудничает с педагогами в сфере организации сеансов оздоровления в ходе режимных моментов.
  3. Ведет просветительскую работу, разъясняя на родительских собраниях важность систематического укрепления здоровья малышей и популяризации здорового образа жизни.
Воспитатели
  1. Выполняют комплекс оздоровительных процедур в группе согласно графику, руководствуясь врачебными рекомендациями и основываясь на актуальном самочувствии воспитанников.
  2. Способствуют формированию положительного отношения детей к закаливанию, создавая благоприятный эмоциональный фон при проведении сеансов.
  3. Контролируют соответствие одежды дошкольников температурным условиям в групповых помещениях, на улице.
  4. Отслеживают интенсивность факторов воздействия на каждого из детей, фиксируя в табеле уровень вовлеченности в процесс закаливания.

Таким образом, наблюдение за проведением закаливающих процедур в ДОУ выполняет практически весь персонал, гарантируя механизмы взаимоконтроля и активного взаимодействия. Основным показателем эффективности системы закаливания, реализуемой в детском саду, является снижение показателей заболеваемости, возрастание интереса воспитанников к различным видам физической активности и здоровому образу жизни.

Больше информации