"я не могу разговаривать с ребенком, пока он не родился". Как общаться с малышом в животе

Пока ребенок находится в материнской утробе, развиваются не только его системы и органы. Во время беременности происходит активное эмоциональное развитие плода: с определенного этапа он способен чувствовать, обретает собственное сознание, чувствительность к происходящему с матерью и даже может гримасничать, таким образом отвечая на внешнее воздействие.

Психическое развитие плода во время беременности

Наука идет вперед семимильными шагами. Еще каких-то сто лет назад известнейший психиатр и психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что психическая жизнь человека начинается после рождения. С большими оговорками он соглашался с мнением о появлении эмоций у плода во время родов. Но если бы нашелся такой смельчак, который высказал бы догадку о существовании эмоций у плода во внутриутробной жизни, его подняли бы на смех, обвинили в невежестве и посчитали бы душевнобольным. А сейчас уже никого не удивишь этим сообщением. Мало того, в психологии существует отдельное направление - перинатальная психология, изучающая чувства, эмоции, развитие сознания у человека еще до его рождения. В этом вопросе наука на много тысяч лет отстала от простых неграмотных женщин, которые своим материнским инстинктом уже тогда чувствовали: «он все понимает».

В настоящее время благодаря современным методам наблюдения за плодом достоверно известно, что развивающийся в утробе ребенок наделен собственным сознанием. На определенном этапе психического развития, плод способен чувствовать и отвечать на внешние воздействия определенными реакциями. Уже в 8-9 недель появляется и развивается кожная чувствительность, и эмбрион ощущает тепло амниотической жидкости и воздействие ее волн на тельце. На 4-м месяце плод уже имеет вкусовую чувствительность, отвечая на горький вкус околоплодных вод гримасой недовольства и урежением глотания. Но стоит маме выпить чайку с большим куском торта, как малютка начинает глотать и причмокивать от удовольствия.

На 16-й неделе беременности у плода появляется реакция на звуки. Различать звуки по-настоящему он научится только после 24-й недели, когда закончится формирование органов слуха, но сейчас он воспринимает звуковые вибрации через кожу. Младенец не только слышит звуки, он еще и запоминает те из них, которые неоднократно повторяются. Новорожденный, которому едва исполнилось 3-4 часа, успокаивается, как только услышит материнский голос, а частота сердцебиений у него замедляется. Ведь голос мамы - один из немногих знакомых и утешительных звуков в новом для него мире. Успокаивающим действием обладают на новорожденных привычный стук материнского сердца, и даже урчание кишечника - именно на этом звуковом фоне прошла вся его предыдущая жизнь.

Для эмоционального развития плода очень важно в этот период познакомить ребенка с голосом отца. Он слышит голос папы извне, когда происходит общение родителей между собой, но этого недостаточно. Плод должен воспринимать звуки отцовского голоса, обращенные непосредственно к нему и подкрепленные поглаживаниями, постукиваниями, поцелуями маминого живота. Так налаживается психическая связь ребенка с отцом и между всеми членами семьи.

К концу второго триместра глаза у ребенка полностью сформированы, но пока не налажена их связь с головным мозгом, о настоящем зрении не может идти и речи, но чувствительность к свету уже имеется: при попадании на живот яркого света плод активно двигается в поисках укромного местечка и зажмуривает глаза. Они откроются только на 27-й неделе, когда ребенок сможет различать черный, белый и серый цвета, отличит день от ночи и увидит смутные очертания своих рук и пуповины.

Во втором триместре устанавливается и крепнет эмоциональная связь между матерью и ребенком: каждая эмоция, переживаемая мамой, через соответствующий гормон передается плоду, и он своим поведением сообщает ей о своей радости или недовольстве. Особенности поведения плода, отражающие его отношения с матерью, можно наблюдать с помощью аппарата УЗИ. На основе этих наблюдений смонтированы фильмы, демонстрирующие насыщенную событиями внутриутробную жизнь и реакцию плода на изменения, происходящие в организме матери. Психологическая связь матери и ребенка настолько высока, что негативные эмоции, страх и гнев матери вызывают у плода судорожные движения, учащение пульса, редкие «дыхательные» движения. Психологический стресс, на фоне которого протекает беременность, повышает уровень кортизола в крови матери и плода, формируя плацентарную недостаточность и условия для развития гипоксии плода. Такие дети растут беспокойными, тревожными, требуют наблюдения психоневролога и длительной реабилитации.

Для позитивного эмоционального развития плода очень важно во время беременности сохранять хорошее настроение, радостное мироощущение, пребывать в ладу с собой и в гармонии с окружающим миром. Но вряд ли найдется на всем белом свете та счастливица, которая всю беременность только и делала, что улыбалась и радовалась жизни. Скорее такое поведение свойственно душевнобольным, нежели нормальным людям. Беременность не окружает женщину защитным панцирем, а, напротив, делает ее более чувствительной к невзгодам и несправедливости повседневной жизни. Поэтому обиды, огорчения, перепады настроения неизбежны на этом длинном и нелегком пути, а ваш жизненный опыт становится жизненным опытом вашего дитя. Главное, вы должны себе внушить, что самая важная для вас задача - выносить и родить здорового ребенка, обеспечить ему отличное психическое развитие, и все горести и неприятности, вместе взятые, не стоят того, чтобы «зацикливаться» на них и жертвовать здоровьем, не родившегося еще малыша. Отодвиньте их от себя подальше и вспомните мудрую Скарлетт, которая перед сном отгоняла мысли о неприятном: «А об этом я подумаю завтра». Вы же подумаете обо всем после родов, а еще лучше забыть о неприятностях вообще или до окончания периода лактации. Если же вам пришлось понервничать, испытать сильные негативные эмоции, постарайтесь успокоиться и извиниться перед ребенком за доставленное ему беспокойство.

Ни у кого не вызывает сомнения способность еще не родившегося ребенка чувствовать и реагировать на ту информацию об окружающем мире, которая становится ему доступна. Пребывая в материнской утробе, он на протяжении многих месяцев готовится выйти в новый для себя мир. Лучшее, что может сделать мать для эмоционального и психического развития ребенка, - это желать его всей душой, чтобы он смог чувствовать ее любовь и ожидание первой встречи. Старайтесь вести спокойный образ жизни, читать добрые книги, слушать спокойную мелодичную музыку, наслаждаться видами природы. Избегайте просмотра триллеров, «ужастиков» и телепередач, смакующих жестокие события и красочно описывающих действия очередного кровавого маньяка. Исследования показывают, что эти эпизоды вызывают беспокойство ребенка: он начинает активно двигаться, а частота сердечных сокращений у него ускоряется.

Когда нужно начинать разговаривать с плодом во время беременности?

Перинатальные психологи утверждают, что умственное развитие ребенка следует начинать уже в материнской утробе. Помните байку о том, как мать спросила у мудреца, когда надо начинать воспитывать новорожденного, и получила ответ: «Ты опоздала на 9 месяцев»? Многие родители опаздывать не хотят и применяют различные методики стимуляции психологического и умственного развития еще до рождения малыша. Эти занятия не только способствуют развитию способностей малыша, но и обогащают общение родителей с ребенком, а также сообщают ему положительные эмоции и вырабатывают уверенность в том, что он любимый, единственный и долгожданный. А эта уверенность необходима малышу при попадании из уютного мирка материнской утробы в холодный, пугающий и незнакомый мир.

Нужно ли разговаривать с плодом и когда начинать это делать? Нужно – однозначно, причем буквально с первых дней беременности.

Возьмите за правило ежедневные беседы с малышом. Нужно начинать разговаривать с плодом и когда вам весело, и когда вам грустно. Рассказывайте ему о своем самочувствии и настроении, о погоде за окном и планах на выходные, о покупках и визитах к родителям. Не забывайте сообщить, что ваши родители с нетерпением и радостью ждут внука (внучку) и уже мешками покупают игрушки. Многие женщины не сразу могут преодолеть психологический барьер, препятствующий общению с плодом. Они не знают, как разговаривать с плодом, чувствуют скованность и неготовность к такому разговору, скорее напоминающему монолог. А некоторые даже посмеиваются над такими советами: «Что я, ненормальная, что ли, с животом разговаривать?» Это свидетельствует о психологической неготовности женщины стать матерью. Общение с малышом необходимо не только ребенку, но и маме для установления более полной и крепкой связи с ним. Не беспокойтесь, у вас получится. Надо только преодолеть смущение и сделать первый шаг, вернее, произнести первое слово. Сначала сделайте это мысленно, обратившись к нему с какими-нибудь ласковыми словами, например: «Привет, мой маленький! Как ты там? Это я, твоя мама!» А потом произнесите эти слова вслух и убедитесь, что это не так уж и трудно. Еще несколько попыток - и наладится активный диалог: словесный с вашей стороны и двигательный со стороны плода.

Разговаривать плодом время беременности должен и отец ребенка. Пусть он тоже расскажет вам обоим, что интересного произошло с ним за день, а малышу поведает о том, как вы вместе будете играть, гулять, совершать путешествия по окрестностям. Неважно, о чем будут эти беседы, главное, дать ребенку почувствовать себя важным членом вашей маленькой семьи. Вскоре вы заметите, что малыш принимает активное участие в беседе, постукивая кулачком или пяточкой в том самом месте, где поглаживаете животик вы. Наблюдения за плодом во время УЗИ показывают, что его голова движется вслед за рукой отца, поглаживающего живот.

Влияние музыки и книг на плод во время беременности

Исследования доказали, что влияние музыки на плод время беременности очень велико. Он любит слушать произведения Моцарта, Вивальди, Гайдна, народные песни и эстрадные хиты с запоминающейся мелодией. А как влияет на плод «тяжелая» музыка, наподобие рока? На такие звуки ребенок отвечает беспокойством, усиливающимся при приближении к источнику исполнения. Самой лучшей музыкой для него является пение матери, способствующее (по утверждениям психологов) развитию верхних конечностей и мелких движений кисти. Если поет отец (бас, баритон), то ускоряется развитие нижних конечностей, и в дальнейшем ребенок рано начинает ходить. Еще лучше действует на психомоторное развитие ребенка совместное пение матери и отца. Под воздействием такого дуэта дети вырастают спокойными и уравновешенными. Не испытывайте смущения по поводу отсутствия музыкального слуха и несовершенства голоса, пойте любимые песни, отдавая предпочтение детскому репертуару с простыми и запоминающимися мелодиями: про зайчиков и курочек, пр
о медвежонка и собачку, про козочку и лошадку. Обязательно пойте колыбельные песенки. Доказано, что ребенок запоминает часто повторяемые песенки, после рождения узнает их и быстро успокаивается. Да вы и сами сможете в этом убедиться. Выберите какую-нибудь мелодию или песню и давайте малышу прослушивать ее через наушники, приложенные к животу. Через несколько дней после рождения включите эту музыку и по изменившемуся поведению малыша увидите, что он узнал ее.

Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает его мама.

Перинатальные психологи уполномочены заявить…

Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки, которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии, установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе) беременности уже развиты практически все органы чувств:

  • Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
  • Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает.
  • Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
  • Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.

Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение — обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!

Думай о хорошем — я могу исполнить!

На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.

Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает идти в обе стороны.

Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои состояния.

Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье, и душевное равновесие.

Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания, которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.

Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же привычки!

Осваиваем азбуку общения

Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его развития и благоприятного течения беременности является установление связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.

С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом: посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте, рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип: проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать детектив, — это только разъединит вас.

Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама, ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение: объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова «драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение + nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).

Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом, способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было самоценно для них.

Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях. Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток, когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно 10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить, что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для сеансов связи с уже папой.

Данная методика общения с крохой помогает родителям установить эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.

Обучение до рождения возможно?!

Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки, но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того, они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов. Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком, но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: “Природа не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым, вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть, как мы убедились, задолго до рождения.

Уроки музыки

Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки (классической, народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это, прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Родная речь и иностранные языки

Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери, отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив, уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.

Подписаться на новости проекта

Почти все будущие мамы мысленно устанавливают контакт со своим еще не родившимся ребенком. Они знают, когда он спит и когда бодрствует, чувствуют, оживлен ли он или остается совершенно спокойным. Это «вслушивание в себя» для многих женщин является бесконечно прекрасным переживанием. Ребенок в свою очередь реагирует на нежные мысли, ласковое обращение и игры радостным шевелением.

Многие, особенно папы, скептически относятся к таким занятиям, мол, ну что может понимать выпуклый животик? На самом деле, общение в утробе чрезвычайно полезно как для малыша, так и для членов семьи.

Это важно!

Разговор с животиком можно начинать с первых дней беременности, и просто необходимо с 14-16 недель. Исследования показали, что в этом возрасте кроха поворачивает голову к источнику звука, вздрагивает и закрывает личико при резких звуках.Общайтесь с животиком и ваш малыш вас услышит!

Но какую пользу способны принести беседы с малышом в животике ?

  • В огромном потоке звуков малыш, находящийсяв утробе матери, способен выделять знакомые голоса и различать интонации. Так, во время ссоры родителей, кроха в животике может вести себя тревожно. Спокойный голос матери или тихое пение, напротив, успокаивают.
  • После родов, слыша привычные голоса и звуки, знакомые песенки или музыку, младенцу проще справиться с послеродовым стрессом и почувствовать себя защищенным в новом большом мире.
  • Между будущей мамой и малышом протекает обмен не только веществ, но и эмоций. Испокон веков люди замечали, что яблоко от яблони недалеко падает. У спокойной мамы, как правило, рождаются уравновешенные и послушные детки. Если мама много нервничала и переживала во время беременности, то ребенок легко возбудим и гиперактивен. Тихое общение с малышом в животике и погружение в атмосферу любви к нему поможет отстраниться от житейских проблем.
  • Беседы папы с животиком полезны не только для малыша, но и для самого папы. Это помогает свыкнуться с ролью отца, и в дальнейшем быстрее преодолеть послеродовую депрессию, которая у мужчин встречается не реже, чем у женщин.
  • Существует мнение, что способность к овладению речью и изучению иностранных языков закладывается во внутриутробный период. Малыши в животиках уже способны различать фонетику речи, поэтому заниматься развитием будущих Ломоносовых можно начинать в утробе.

Приемы , которые помогут наладить общение с малышом в животике :

    • Язык движений

Животик растет, и вы все явственнее начинаете ощущать своего ребенка. Болтайте с ним и учитесь понимать его «язык» — язык движения . Малыш двигает ручками и поэтому возникает чувство «бабочек» в животе, а толчки и удары происходят от того, что он дрыгает ножками. Сосредоточьтесь на этих движениях, попробуйте разгадать, где ручка, где ножка. Поиграйте с ребенком, ведь малыши в утробе могут реагировать на прикосновения и поглаживания.

    • Игры с животиком

Игры с животиком не должны быть слишком активными и шумными. Прикосновения — нежные, голос – с ласковыми интонациями.

Топ ногой, топ другой (постучите пальчиками и по животу )

Я большой уже такой (широкими движениями сверху вниз погладьте живот )!

И шагают сами (пальцы «шагают» )

Ножки прямо к маме (погладьте живот по часовой стрелке ).

Как на этой на неделе

Прилетели две тетери ().

Походили-пощипали (слегка пощипайте кожу по часовой стрелке )

Походили-поклевали (постучите пальцами )

Посидели-посидели (очень легкие похлопывания )

И обратно улетели (круговые движения рукой по животу по часовой стрелке ).

Прилетят в конце недели

Наши милые тетери (поглаживания сверху вниз ).

Мы тетерок будем ждать —

Дадим им крошек поклевать (постучите пальцами ).

    • Беседа втроем

Приобщайте к играм и беседам папу. Сядьте с мужем на пол. Пусть он прислонится спиной к стенке. А вы устройтесь между его раздвинутыми ногами. Положите вместе руки на ваш живот. Мысленно сконцентрируйтесь на ребенке, пошлите ему нежные слова и чувства. И скоро вы сможете «услышать» его. Он прижмется изнутри к вашим рукам.

    • Проводник в ЕГО мир

Многим родителям интересно знать, как чувствует себя малыш в животике, все ли с ним в порядке, как он переворачивается, как бьется его сердечко. Для более тесного общения учеными изобретен электронный стетоскоп Graсo. Им целесообразно пользоваться со второго триместра. Прикладываете стетоскоп к животу, надеваете наушники и прислушиваетесь к таинственной жизни внутри животика.

Проведите эксперимент: говорите, играйте с малышом и с помощью стетоскопа наблюдайте реакцию. Скорее всего, малыш откликнется на ваши слова. При желании звуки можно записать и оставить на память первые моменты общения с ребеночком. Вот такое чудо техники. Кстати, пишут, что он абсолютно безопасен, а слушать можно всей семьей.

    • Мысленное путешествие

Сядьте или лягте поудобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и вслушайтесь в себя. Положите одну руку на лобковую кость, а другую – на крестец. Ваши руки охватывают теперь матку, а значит, и ребенка. Попытайтесь мысленно увидеть свое тело изнутри. Что бы вы себе не представили, — правильно. Насладитесь этим моментом и медленно возвращайтесь назад из вашего «путешествия» .

    • Есть контакт!

Существует интересная методика общения , которая поможет вам лучше понять своего малыша, установив эмоциональный контакт с ним.

Понаблюдайте за шевелениями ребенка и отметьте то время, когда они интенсивнее всего. Это и будет время контакта. Теперь выберите способ общения: поглаживание, похлопывание, легкое постукивание, на ваше усмотрение. Вначале можно поздороваться с малышом, а затем спеть песенку или прочитать потешку. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот же.

В выбранное время дождитесь шевелений и начинайте тактильно-голосовое воздействие. Повторите несколько раз с короткими перерывами. Общайтесь с крохой таким способом около 10-20 минут ежедневно. После нескольких сеансов вы заметите обратную связь - малыш будет толкаться в то место, где вы в данный момент гладите живот. Спустя некоторое время, когда ребенок начнет регулярно отвечать на ваши действия, можно установить другой момент для сеансов связи, возможно уже с папой.

    • Уроки музыки

Учеными доказано, что прослушивание качественной музыки (классической, народной) во время беременности укрепляет нейроны ребенка, способствует лучшему развитию головного мозга. Внутриутробные уроки музыки развивают способности к обучению и музыкальный слух.

Главное, чтобы музыка нравилась будущей маме и вызывала у нее положительные эмоции, тогда позитив ощутит и ребенок. Привыкнув к определенному жанру музыки во внутриутробном возрасте, родившись, малыш наверняка разделит мамины предпочтения. Знакомые мелодии будут радовать и успокаивать. Важно не включать музыку слишком громко, так как резкий звук может испугать малыша.

    • Колыбельные, сказки, стихи

Читайте животику сказки, стихи или , напевайте колыбельные песенки .

У каждого литературного произведения есть свои ритм и мелодичность. Эти свойства сказок и стихов благотворно влияют на формирование речи ребенка еще в утробе матери. Ребенок слышит и впитывает, а после рождения узнает знакомые ему ритмы и мелодии сказок, которые слышал, еще находясь в животике.

Читая ребенку в период беременности, вы не только сможете научиться успокаивать малыша с помощью мелодичности текста сказок, но и посеете в малыше любовь к слушанию, что в будущем, несомненно, сослужит вам хорошую службу.

Колыбельные среди детских песенок вне конкуренции. Для исполнения колыбельных не нужны вокальные данные. Главное, чтобы песня вам нравилась, и вы пели ее с любовью к вашему крохе.

Перед сном или в минуты уединения, устройтесь поудобнее, положите ладонь на живот и тихонько напевайте. Скоро вы почувствуете, что ребеночек затихает от вашего пения и отвечает на него ласковыми шевелениями.

Прослушивание стихов, сказок и колыбельных дает отличные предпосылки для формирования речи и органов слуха. Это своеобразный урок лингвистики для вашего любимого пузожителя.

Таким образом, разговор с животиком — сплошная польза для всех членов семьи. Эмоциональный контакт и теплое общение с мамой в утробе способствуют гармоничному развитию ребенка, а также раннему внутриутробному воспитанию. У беременной разговор с любимым крохой сглаживает ощущения усталости, страха и беспокойства. И маме и папе общение втроем помогает лучше осознать их новые роли и морально подготовиться к рождению долгожданного малыша.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Раньше, когда говорили о беременности, о ребенке упоминали лишь как о плоде. А плод, он что – растет, развивается, шевелится… С конца 80-х г.г. о ребенке стали активно говорить как о человеке. Врачи иногда говорят не плод, а ребенок, психологи считают, что ребенок у мамы в животе еще не личность, но и рождается он не «чистым листом» – это тоже давно известно. Во многих центрах (а скорее всего во всех), где супружеским парам помогают подготовиться к рождению ребенка, большое внимание уделяют установлению контакта и общению с ним.

Отношение людей к этому очень разное: одни считают саму постановку вопроса полным абсурдом: «С кем там еще общаться?», другие каждый день поглаживают животик и так общаются с малышом, третьи утверждают, что чувствовали ребенка и общались с ним еще до зачатия.

Давайте же разберемся, можно ли общаться с ребенком до рождения, как это можно делать, и что это дает ребенку и будущим родителям.

Для того, чтобы ответить на вопрос «С кем там общаться?» достаточно обратиться к исследованиям внутриутробной жизни младенца, которые проводились различными специалистами в разных странах с самого начала ХХ века.

Сейчас доподлинно известно, что, начиная с 6 недель, можно зафиксировать мозговые импульсы ребенка, он начинает реагировать на свет. 10 – 11 недель – время, когда малыш начинает чувствовать прикосновение, тепло, вибрацию, боль, давление и не только чувствовать, но и реагировать. Если ощущение ему «не нравится» – он отстраняется или отворачивается. 18-20-недельный ребенок уже проявляет свой характер. Там, где «тихоня» слыша громкие звуки, пугается, более активный – может рассердиться. Мимика ребенка выражает удовольствие, гнев, крик, плач, появляется улыбка. Ребенок уже хорошо слышит и «запоминает» отдельные слова и фразы, различает голоса, имеет музыкальные предпочтения. Известно, что детям больше нравится мелодичная музыка, особенно любят малыши Моцарта и Вивальди. На шестом месяце развивается вестибулярный аппарат – это значит, что ребенок начинает различать положение своего тела в пространстве и переворачиваться. В это же время появляется вкус, а обоняние разовьется только к девятому месяцу.

Так что сомнений не остается – общаться есть с кем. Более того, это маленькое существо ждет общения, а иногда активно добивается. Очень часто приходится слышать от будущих родителей, что пока папа руку на живот не положит, ребенок не угомонится и маме заснуть вечером не даст. Детка может требовать вечернюю прогулку, купание перед сном или любимую песенку, а иногда душевный разговор.

И вот мы уже говорим о том, как общаться. Поскольку слух у ребенка развивается раньше всего, а к моменту рождения малыш уже может узнавать маму и папу по голосам и интонациям, то конечно, с ним можно разговаривать. Не просто мысленно общаться или что-то тихонечко нашептывать, а именно говорить.Одно исследование показало удивительную связь такого общения с развитием ребенка после рождения. В семьях, где ожидался ребенок, папы в одно и то же время дня должны были похлопывать по животу и говорить одни и те же слова: «Я твой папа!». Когда детки родились, то выяснилось, что они меньше плакали, дольше и внимательнее слушали, когда родители с ними разговаривали, и раньше начали говорить сами, чем те дети, с которыми родители до рождения не общались. А ведь это только эксперимент, в жизни общение может быть и более разнообразным и более эмоциональным. Расскажите ребеночку, как вы его любите и ждете, какой он у вас замечательный, умный, добрый, любящий и талантливый, что чувствуете в своем сердце нежность и теплоту, и как вы счастливы, что он пришел к вам. И еще многое, и многое, что вам захочется сказать ему от самого сердца.

Еще один прекрасный способ общения – это пение. Когда женщина поет, она соединяется со своими чувствами и эмоциями и переживает их гораздо полнее. И, конечно же, ребенок тоже ощущает более сильные импульсы от своей мамы – не только голос говорит ему теперь о любви и нежности, но и ее дыхание и все тело как бы пропитывается этими вибрациями.

Вы можете вместе слушать музыку. Малыш узнает, что нравится вам, а вы по его поведению вскоре начнете чувствовать, что нравится ему. Вкусы детишек очень разнообразны: одним нравится спокойная мелодичная музыка, другим – более динамичная, ритмичная музыка, третьи не прочь «потанцевать» и немного подвигаться в такт. Наверное, в этом они схожи с нами – у них разные вкусы, и они любят, чтобы музыка соответствовала настроению. Есть свидетельства, что ребенок может запоминать ту музыку, которая воспринималась мамой наиболее эмоционально. Например, описывался случай, когда один музыкант по памяти сыграл музыкальное произведение, которого прежде не слышал. Оказалось, что его мама, во время беременности исполняла это произведение, и это было единственное время, когда молодой человек мог его услышать. Эта музыка как бы звучала внутри него, было похоже, что он помнил ее всем телом.

Мы говорим об общении с ребенком до рождения. Но разве здесь речь не о воспитании? Ведь очевидно, что хороший музыкальный вкус, манеру разговора, тон и преобладающую эмоциональную окраску общения с людьми ребенок впитывает не только с молоком матери, но и гораздо раньше.

Образ жизни современной женщины часто бывает малоподвижным, особенно если работа связана с компьютером. Давно известно, что маленький человечек хорошо развивается, когда мама много двигается: ходит, совершает разнообразные движения, меняет положение тела. Все это способствует развитию мозга ребенка. Уже упоминалось, что во время беременности развивается вестибулярный аппарат ребенка, для этого и нужно движение. Когда мама ходит, ребенок ощущает покачивания, когда наклоняется – пространство ребенка тоже меняет положение, когда переворачивается – малыш тоже переворачивается. Все это готовит ребеночка к появлению на свет, ведь здесь, в условиях гравитации, очень важно уметь координировать свое тело, чувствовать верх и низ для того, чтобы научиться переворачиваться, ползать, а потом ходить. Делая упражнения, вы наверняка заметите, что одни из них ребенку нравятся, другие – не очень, и, выполняя их, вам придется приспособиться к малышу – когда-то делать чуть медленнее, может быть выбрать меньшую амплитуду движения, больше расслабиться и т.п. Все это тоже общение, потому что гимнастику вы делаете вместе.

С какого момента можно общаться с младенцем? А что говорят об общении в народе? «Друг сердечный», «сердцем чувствую», «сердечная связь»… Вот и ответ. Общаться можно еще до того, как ребенок начинает слышать, ощущать прикосновения и видеть, еще до того, как мы почувствуем его первые еле заметные движения.

С 18 дней бьется сердечко ребенка и отвечает на импульсы наших чувств и эмоций. В этом и парадокс, и объяснение того, что многие женщины чувствуют свое дитя в утробе еще до того, как появились какие-либо признаки беременности. Когда мы поем ребенку, говорим о своей любви и нежности к нему, когда кладем руку на живот, когда видим красивую природу или творения человеческих рук – наши сердца общаются, и устанавливается та самая сердечная связь, которая помогает родителям и дальше понимать своего ребенка без слов.

Итак, общение с ребенком до рождения безусловно для него и хорошо, и полезно. Но что оно дает нам, его будущим родителям?

Природа удивительно мудра: у нас есть целых 9 месяцев, чтобы привыкнуть и освоиться с мыслью о родительстве. Даже если беременность желанная и запланированная, даже если это не первый ребенок, все равно ничего нельзя знать наперед, все равно жизнь внесет свои коррективы. Время ожидания ребенка – это урок длиной в 9 месяцев – урок безусловной любви. Нам не дано знать наверняка, кто родиться – мальчик или девочка, каким будет этот ребенок – талантливым математиком, мудрым философом или веселым менестрелем, мы не знаем его характера, привычек и предпочтений, цвета глаз и волос, тембра голоса. И все-таки это уже наш ребенок – частичка нас обоих – мамы и папы, плод нашей любви. Общаясь с ним, мы учимся быть чуткими и внимательными, учимся понимать свои чувства и ощущения (ведь именно этот язык используют все новорожденные и все детки, особенно те, что не умеют говорить), мы учимся быть терпеливыми и открытыми, потому что беременность – это ожидание – таинство вынашивания и созревания нового человека. Иными словами у нас есть уникальная возможность развить в себе качества, нужные родителям, и приблизиться к тому, чтобы стать хорошими родителями именно для этого ребенка.

Статью подготовила Наталья Михеева.

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...

Вы замечали, что будущие мамы часто поглаживают свой округлившийся животик, склоняют голову, чтобы сказать малышу, находящемуся в утробе, теплые ласковые слова...? Будущие мамы делают это интуитивно - сама природа и материнский инстинкт заставляют их нежно прикоснуться к своему животику, как будто обнимая и поглаживая ребенка, разговаривать с ним так, как будто он слышит и понимает каждое слово... А ведь действительно! Общение с малышом может и должно начинаться еще до его появления на свет!

Знаете ли вы, что существует такое понятие как внутриутробная педагогика? Специалисты по психологии выделяют внутриутробное развитие малыша в отдельную область исследования. И не случайно. В первые месяцы беременности у ребенка формируется головной мозг и вегетативная нервная система. Они формируются не сами по себе. Влияние на этот процесс оказывают не только законы природы и гены, но и те условия, которые созданы будущей мамой во время беременности. Известно, что состояние стресса, нагрузка, беспокойство и негативные эмоции во время беременности сказываются на малыше. Хорошее же настроение будущей мамы также передается и ребенку! Даже по поведению малыша в животе можно сказать, как он реагирует на состояние мамы. Если она устала, возбуждена, переживает или испытывает дискомфорт - малыш скорее всего продемонстрирует свою ответную реакцию - будет пинаться, долго не уснет у мамы в животике... Если же будущая мамочка спокойна, читает с удовольствием книгу или слушает любимую музыку, кушает вкусное пирожное или просто созерцает красоту в парке - малыш воспринимает спокойный ритм ее сердца, чувствует себя защищенным. И это не простые наблюдения! У всего этого есть научное объяснение. Когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны счастья» - эндорфины, во время стресса надпочечники вырабатывают «гормоны стресса» - катехоламины. Так как между мамой и ребенком через плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные переживания мамы отражаются и на малыше. Кроме того, и сам малыш уже с десятой недели беременности может «сообщить» маме о своем состоянии.

Итак, мы выяснили, что ребенок, находясь у утробе матери, способен переживать те же эмоции, что и сама будущая мама. А значит, будущая мамочка еще до появления крохи на свет может посылать ему маленькие послания в виде поглаживания своего животика, нежных слов, произносимых в спокойном темпе мягким тихим голосом.

Малыш еще до рождения реагирует на звуки и свет, показывает свои симпатии к тому или иному состоянию мамы, пище, которую она принимает и даже музыке, которую она слушает! Исследования показали, что при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается. При звуках маминого голоса малыш может прислушиваться, напрягая свое личико, либо начинает шевелиться, показывая, что участвует в происходящем! Во втором триместре беременности малыш начинает глотать околоплодную жидкость: если будущая мамочка съела сладкое - такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка - в этом случае на личике крохи возникает выражение, похожее на улыбку. Ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость. Таким образом, можно заключить, что общение малыша и мамы начинается задолго до родов.

Как же именно наладить контакт со своим еще не рожденным малышом? Оказывается, учеными разработана специальная методика! Некоторое время (несколько дней) будущая мама должна внимательно понаблюдать за шевлюшками своего крохи. Когда определенная цикличность и регулярность будет очевидна - запомните - в какое время суток, в какие часы малыш наиболее активен. Это время и будет идеальным для общения с ребенком, ведь он будет готов воспринимать информацию и делаться ею с вами! Каждый раз общение будущей мамы и ребенка должно начинаться одинаково - это может быть определенная песенка, поглаживание живота или любой другой способ. Главное, всегда один и тот же. Малыш должен на уровне рефлекса понять, что мама «выходит на связь». Таким образом, с малышом можно общаться около 20 минут в день. Постепенно вы начнете замечать, что малыш пинается именно в то место, где на животике лежит ваша рука. Ребенок привыкнет к тому, что в это время мама поет ему песенку и даже если дела отвлекут вас - малыш сам своим шевелением напомнит вам о приятной обязанности. Точно также с малышом может общаться и папа. Ребенку можно читать сказки, рассказывать стихи. А можно просто рассказать о том, как прошел ваш день.

Подобное общение с мамой еще до родов дает малышу уверенность в том, что он защищен, его покидает чувство страха и тревоги. Он знает, что мама рядом, она говорит с ним, она с ним каждый день и помнит о том, что он внутри нее. Общение с малышом во время беременности избавит от проблем с грудным вскармливанием. Малыш, прижавшись к груди мамы после рождения, узнает ее голос, успокоиться и перестанет плакать, ведь он будет точно знать, что с ним рядом та самая мамочка, которая на протяжении всех 9 месяцев нежно называла его своим маленьким счастьем и пела колыбельные...