Взять младенца из роддома. Как усыновить ребенка из роддома

Маленькая подмосковная больница, палата на 6 мест. За окном бушует весна. Но здешние дети солнце видят только через оконное стекло.

С ними некому гулять. Их некому любить. Порой нет даже человека, который просто взял бы их на руки, покачал, поагукал… Взрослые появляются перед ними всего на несколько минут: покормить, сменить одежду, дать лекарство…

Эти дети - отказники. Те, кому не нашлось места ни в родной семье, ни в сиротском заведении. Дважды проклятые. Мест в домах ребенка не хватает, и своей очереди приходится ждать порой по нескольку лет. Ждать можно только здесь - в обычной детской больнице. Где нянечек не хватает даже для “законных” больных…

Мы почти ничего не знаем о них. Лишь изредка всплывает информация о безобразиях, творящихся с этими детьми: где-то им заклеили рты - чтобы не плакали, где-то привязали к батарее - чтоб не падали. Вот, собственно, и все.

Проблема отказных детей, живущих в больнице, долгое время вообще замалчивалась, - говорит председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова. - Мне о ней стало впервые известно случайно, от мамочек, которые лежали со своими детьми в больнице и увидели этих обездоленных крох…

По закону, когда ребенок получает статус “отказного” в роддоме или изымается из неблагополучной семьи, он попадает в стационар детской больницы, чтобы пройти там обследование, и затем должен быть направлен в сиротское заведение. Но зачастую отказные дети годами находятся в больнице - не по медицинским показаниям, а потому, что дома ребенка переполнены.

В больницах не предусмотрено дополнительных штатных единиц (врачей, воспитателей, нянечек) для отказников - и персонал при всем желании не может уделять им внимание, гулять с ними, - продолжает Очирова. - Поэтому многие дети за все время своего пребывания в больнице ни разу не были на улице, некоторые даже не выходят из палат.

С каждым днем у малышей-отказников уменьшается шанс стать нормальными людьми. С каждым днем они, лишенные общения, все больше отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Зачастую дети попадают в больницу здоровыми, а выходят с больничным синдромом не разговаривают, не улыбаются, не умеют играть.

Дети все время лежат в кровати, так обслуживающему персоналу легче с ними работать, - рассказывают волонтеры - добровольцы, которые помогают больничным малышам. - Иногда над теми, кто пытается вставать, натягивают специальную сетку - чтоб лежал…

Совершенно недопустимо, чтобы самое важное время своего развития, когда закладываются основы человеческой личности, будущей судьбы, дети проводили в больницах фактически в одиночестве, - объясняет детский психолог Елена Логинова. - Ведь сразу после появления на свет младенец должен развить кору головного мозга, передать ей функции хватания, ползания, хождения и т.д. Сделать это можно только с помощью взрослых. Работа эта настолько мощная, что за два года жизни вес мозга младенца удваивается. Потом это время наверстать очень сложно, а иногда и невозможно.

В палате отказников одной из подмосковных больниц (не буду называть ее, дабы не навлечь на врачей начальственный гнев) я появилась в обществе волонтеров. Эти люди оказывают всяческую помощь - привозят одежду, памперсы, игрушки. Но главное - не позволяют отказникам превратиться в “растения”. Играют с ними, гуляют, разговаривают…

Движению волонтеров уже три года. Большинство добровольцев - мамы, в свое время находившиеся в больницах с собственными детьми.

У всех у нас семьи, но находим время и для больничных малышей, - рассказывает активная участница движения Марина Андреева. - Я, например, сейчас собираюсь бросить работу, благо муж в состоянии обеспечить семью. А то сижу в офисе с бумагами и думаю: “Что я тут делаю? Меня там, в больнице, дети ждут”.

Наше появление в палате отказников вызывает радостную суету. Кто-то из малышей тянет к нам руки, кто-то показывает свои богатства - погремушку, мишку… Самая старшая в палате, 4-летняя Сонечка, обнимает меня так, будто я самый любимый человек в ее жизни. Я с опаской оглядываюсь на прозрачные окна палаты. Мне уже сообщили, что в большинстве больниц волонтерам и иже с ними брать детей на руки, общаться запрещают. Почему? Скорее всего медперсонал не хочет приучать детей к рукам. Но в этой больнице, кажется, можно. Беру девочку на руки - и в миг оказываюсь зацелованной.
Хочу вручить ей принесенную игрушку - лохматого щенка, но Марина останавливает меня. “Отдай лучше Наташе! Сонечка и так счастливица - на нее уже готовят документы усыновители…”

Усыновление, опека, нормальная семья - единственное спасение для таких детей, - констатирует руководитель объединения волонтеров Елена Альшанская. - Кто вырастет из отказника, который в детстве видел только железную решетку своей кроватки да больничные стены? Этим детям не поможет дом ребенка, даже самый лучший. Только семья!

Между тем именно отказникам труднее всего найти семью. “Засекреченных” больничных детей усыновляют редко, о них просто никто не знает. А у чиновников, как водится, есть дела и поважнее.

СПРАВКА “МК”
Официальной статистики по отказникам нет. По данным Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобразования РФ, количество детей-сирот, находящихся в больницах, приютах и других учреждениях временного пребывания, составляет 11 388. 11 388 ДЕТЕЙ СЕЙЧАС ЛЕЖАТ ПОД СЕТКАМИ НАД КРОВАТКАМИ! ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ СОЛНЦА! ИХ НИКОГДА НЕ ОБНИМАЛИ ПЕРЕД СНОМ!
Например, в Подмосковье около 620 отказников живут в больницах. Только в одной городской детской больнице г. Читы сейчас живут 70 отказных детей. В государственной клинической больнице Краснодара - 35 отказников. В Екатеринбурге - 250, в больницах Новосибирска и области - около 200.

Как усыновить ребёнка из роддома? Все больше осиротевших или брошенных детей в нашей стране находят новую семью. Малышей берут под опеку, в приемные семьи, усыновляют. Самым большим спросом, особенно у бездетных семей, пользуются младенцы, только появившиеся на свет. Усыновления новорожденного родители ждут годами, так как очередь огромна и подходит не быстро. Но о том, как усыновить ребенка из роддома, какие требования к документам и усыновителям, знают далеко не все.

Как усыновить ребёнка из роддома

Довольно часто, к сожалению, в роддомах молодые мамы отказываются от своих новорожденных детей. Причины отказов могут быть разными:

  • ранняя беременность, когда родители несовершеннолетней мамы уговаривают ее оставить малыша в роддоме;
  • учеба в ВУЗе, когда мама предпочитает карьеру судьбе своего малыша;
  • родовая травма или другая патология, в результате чего ребенок рождается больным;
  • недостаток средств или отсутствие жилья;
  • алкоголизм, наркомания.

Именно этих детей, отказников, так ждут новые родители. Но прежде, чем ими стать, нужно получить разрешение в органах опеки на усыновление из роддома новорожденного малыша.

Если вы твердо уверены, что вам нужен ребенок из роддома, которого вы сделаете счастливым, то ищите в вашем городе или районе орган или отдел опеки.

Заявление, которое вы там напишете, будет вашим первым реальным шагом к вашему ребенку. В заявлении нужно будет указать ваши данные, а так же описать, какого ребенка вы хотите взять в свою семью: возраст, цвет глаз и волос и т.д.

Существуют требования к усыновителям, которым вы должны соответствовать полностью, это:

  • здоровье. В органах опеки вы получите бланк, по которому должны пройти медосмотр. У вас не должно быть инфекционных, онкологических заболеваний, туберкулеза, хронических заболеваний.
  • доходы. Доходы на каждого члена вашей семьи должны быть выше, чем прожиточный минимум, установленный в вашем регионе.
  • жилищные условия. Вам нужно будет представить документы на квартиру или дом, в который вы собираетесь привезти малыша. Органы опеки, после того, как вы соберете все бумаги и принесете им, придут к вам для обследования вашего жилья, чтобы убедиться, что ребенок будет жить в хороших условиях.
  • если усыновление оформляется на жену, то нужно письменное согласие мужа, и наоборот.
  • вам нужно взять справку в полиции о том, что вы не судимы.
  • подготовка. Вам необходимо пройти курсы будущих приемных родителей. Исключение может быть сделано только для тех, кто уже усыновлял детей и проходил обязательную подготовку. О прохождении курсов вам выдадут удостоверение.

Все эти документы для усыновления попадут на стол комиссии, которая решит вашу судьбу: быть вам родителями усыновленного малыша или нет. Об отказе вам сообщат в течение 5 дней, если же через 5 дней никаких вестей не поступило, значит, ваши документы одобрены комиссией, и через 2 недели вас пригласят за разрешением.

И только получив заключение комиссии о вашей пригодности быть усыновителями, вы встанете на очередь за вашим малышом. Это один из минусов усыновления младенцев. На детей после года очереди нет.

Порядок усыновления ребёнка из роддома

Начнем с того, что прямо из роддома ребенка получить практически невозможно. Несколько дней он находится в роддоме, потом его переводят в детскую больницу. Там его тщательно обследуют, и какое-то время он проводит в отделении. Затем его передают в дом малютки. В это время отказавшаяся от малыша мамаша еще может одуматься и забрать ребенка, даже если на него начали оформлять документы на усыновление. И это второй минус. На практике такое случается, хоть и редко.

И третье: требуется время для подготовки документов об усыновлении в суд, затем нужно дождаться заседания суда, и выдержать 10 дней до вступления решения в силу. Усыновление в нашей стране проводится только по решению суда, и никак иначе. Поэтому усыновление из роддома – это, скорее, миф. Своего малыша вы сможете получить, когда ему уже будет 2-3 месяца. Хотя в жизни бывает всякое.

Но вернемся к этапам усыновления. Ваша очередь, в конце концов, подошла, вы заново (!) собрали все документы, снова получили разрешение от органов опеки и познакомились с будущим сыном или дочкой, ребенок вам понравился, и что дальше?

Озаботьтесь обследованием здоровья малыша. Посмотрите его медицинскую карту. Сделайте с ребенком все возможные анализы, УЗИ и прочее. Это вам должны сделать бесплатно. У ребенка могут быть болезни, которые пока не дали о себе знать, но результаты обследования их покажут. И если вы не хотите связывать свою жизнь с больным ребенком, или у вас нет средств для его лечения, то лучше откажитесь сразу. Ваше разрешение будет действительно 3 месяца, за это время вы сможете найти здорового ребенка. Если же вас все устраивает, сообщите в органы опеки о своем выборе и вместе с ними идите подавать документы в суд.

На этот раз заявление, которое вы напишете, должно содержать просьбу об усыновлении и данные малыша, которые вы хотите ему присвоить. Вы можете:

  • дать ему свою фамилию и отчество;
  • поменять имя;
  • поменять дату и место рождения.

Последнее более важно, если вы имитировали беременность, чтобы сохранить тайну усыновления (ст.139 Семейного кодекса). Дату можно изменить на три месяца в обе стороны, и это разрешается при усыновлении.

Для сохранения тайны суд проводится закрытым, присутствуют, кроме усыновителей, органы опеки и прокурор.

После того, как суд установит усыновление, вы получите выписку (через 10 дней), и с ней и своими паспортами отправитесь в ЗАГС, где вам выдадут свидетельство о рождении вашего ребенка.

С помощью органов опеки вы можете договориться о том, чтобы ребенка и маму в назначенный день выписали из роддома, заснять все это на видео для истории и ехать домой воспитывать своего малыша.

О том, как усыновить ребёнка из роддома, дома малютки или детдома, требованиях к усыновителям можно узнать в Семейном кодексе РФ, статьи 122-144.

Отказ от детей – это преступление с моральной точки зрения. Родители, вне зависимости от социального статуса и образования, делают это по нескольким причинам, которые для других не являются поводом для того, чтобы оставить ребенка в родильном доме.

Как это происходит

Беременность в наши дни чаще всего становится событием, которое планируют так же, как покупку квартиры или машины. И этот аспект довольно негативно отражается на нравственности молодых мамочек, которые считают возможным оставить нежеланного ребенка в родильном доме на попечение государства.

Законодательно статьи или положения об отказе от ребенка не существует – есть только лишение родительских прав в силу многих причин. Однако родители, чей ребенок обречен на существование в интернате, чаще всего пишут согласие на усыновление. Маму выписывают из роддома, а ребенка передают в Дом малютки. У родителей есть полгода на размышление, когда еще они могут забрать малыша домой.

Причинами оформить отказ от ребенка в роддоме является в основном материальное и социальное неблагополучие родителей, наличие неизлечимой болезни у ребенка, боязнь молодой мамы, что она может понести наказание за рождение внебрачного ребенка, и многие другие.

В том случае, если родители в течение шести месяцев не забирают ребенка из Дома малютки, их лишают родительских прав через суд. Однако такие люди, лишенные прав в отношении одного ребенка, вполне благополучно могут через некоторое время родить другого и воспитывать в семье.

Существуют не только «отказные», но и брошенные дети в роддоме, которых оставили без заявлений и документов. Мамы таких малышей просто сбегают из больницы в буквальном смысле в халате и тапочках. Сотрудники роддома, а потом и Дома малютки, дают ребенку имя, отчество и фамилию, оформляют свидетельство о рождении и сообщают в органы опеки и попечительства об этом факте.

Отказ по причине недостатка средств

Неблагополучные родители не всегда в силу эмоциональной незрелости или деградации отказываются от малыша. Некоторым просто не на что содержать ребенка, и они, желая для него лучшего будущего, вынуждены пойти на этот шаг. В течение полугода, если появляется надежда на помощь родственников или государства в воспитании ребенка, родители забирают его домой.

Вернуть малыша в семью может не только мама, но и отец ребенка, а также бабушки и дедушки, которые по закону становятся опекунами ребенка. Мама и папа, несмотря на лишение родительских прав, обязаны участвовать в воспитании ребенка и выплачивать алименты.

Отказ по причине наличия заболевания у малыша

При наличии серьезного заболевания отказ от ребенка в роддоме происходит с такой же частотой, как и отказ неблагополучных родителей. Врачи нередко сами способствуют этому, уговаривая маму на стадии беременности, когда уже можно диагностировать заболевание, или после родов, оставить ребенка. Доктора мотивируют это тем, что воспитывать больного ребенка очень сложно, придется отказаться от многого в пользу малыша и расходовать определенные средства на лекарства и врачей.

Оставляя ребенка в роддоме, многие родители сомневаются, правильно ли они поступили. Для таких людей полгода – это срок, в течение которого происходит осмысление поступка, значения ребенка в их жизни и возврат малыша в семью. Примером того, что с болезнью можно справиться, или с этим можно жить, становятся известные люди, которые не только заботятся о своих больных детях, но и берут инвалидов из детских домов.

Отказ из-за предрассудков

На сегодняшний день отказ от ребенка в роддоме из-за боязни молодой мамы, что ее родители не воспримут малыша, не самый частый. Сейчас сплошь и рядом появляются матери-одиночки, для которых предусмотрены льготы и пособия. Молодые девушки еще при беременности выбирают ребенка, а не аборт. Еще несколько десятков лет назад рождение ребенка у незамужней женщины вызывало резонанс в обществе, поэтому «отказников» по этим причинам было намного больше.

Невероятно, но документально отказ от малыша происходит намного проще, чем, например, отчуждение собственности. Между тем передача маленькой жизни в чужие руки – это огромная ответственность. Процедура может быть разной - как заявление на согласие на усыновление, так и адресный отказ. Это значит, что родители оформляют согласие на усыновление кем-то конкретно. В этом случае юридически происходит два процесса – лишение родительских прав и оформление усыновления (опекунства).

Заявления матери и отца ребенка

Мать, которая оформляет отказ от ребенка в роддоме, должна написать соответствующее заявление. В нем указывается государственный орган, в который будет отправлен документ, данные матери и ребенка, подтверждение о получении предупреждения о невозможности обратного процесса, просьба рассмотреть дело в суде без ее участия, а также дата и подпись. Данное заявление заверяется руководителем учреждения, где находятся мама и малыш, и направляется, вместе с другими документами на ребенка, в орган опеки.

Отказ отца от малыша происходит несколько иначе. Отказное заявление пишется у нотариуса, там же можно получить и бланк такого документа, который затем заверяется. Лишение родительских прав отца по отношению к ребенку (как и матери) происходит через суд.

Если рожать без документов

При обращении в лечебное учреждение необходимо взять с собой паспорт, так как со слов данные матери в справку о рождении не вписывают. Однако прибытие роженицы без документов может говорить о том, что у нее вообще не было документов, или она их потеряла, поэтому женщину размещают на всякий случай в инфекционное родильное отделение. Оставить ребенка в роддоме без матери врачи не имеют права только на том основании, что нет паспорта. Этот документ может заменить справка из паспортного стола, подтверждающая замену удостоверения личности, или справка из полиции о розыске. Ребенка можно зарегистрировать в течение месяца после рождения, поэтому в основном проблем не возникает.

Отказ от ребенка матерью без паспорта

Если женщина без каких-либо документов родила ребенка, по факту она к нему юридически не привязана, поэтому у нее есть возможность покинуть стены родильного отделения без оформления отказной. В этом случае у ребенка в свидетельстве в графах «мать» и «отец» будут стоять прочерки, ребенок сразу направляется в Дом малютки, и его могут усыновить без шестимесячного периода. Новорожденные дети в роддоме (фото некоторых из них размещены ниже) ждут своих родителей до тех пор, пока не пройдет установленное время обследования. После этого, как только будет официально готово решение о признании малыша сиротой, родители, если они одумались, не могут забрать ребенка домой просто так – необходимо писать заявление, ждать определенный срок, предоставить документы (в том числе и паспорт, которого не было при родах) и пройти другие процедуры, предусмотренные в этих случаях.

Отказ от услуг врача

На практике можно встретить и домашние роды, которые не являются причиной для отказа от регистрации ребенка или признания его сиротой. Оформление свидетельства о рождении происходит так же, как и при рождении в роддоме, лишь с тем отличием, что необходимо письменное или устное заявление лица, которое присутствовало при родах, о том, что ребенка произвела на свет именно эта женщина.

Отказ от госпитализации в роддом может произойти не только по желанию женщины, но и по ошибке врачей. Несмотря на существующий закон о том, что лицо, имеющее полис ОМС, может обслуживаться в любом бесплатном медицинском учреждении по экстренным показаниям, доктор может отказать в госпитализации, объясняя это тем, что женщина приехала не по прописке и должна обслуживаться роддомом другого района.

Лишение родительских прав

В судебной практике принято при рассмотрении дел через полгода после отказного заявления (согласия на усыновление) вызывать родителей в судебное заседание, если не указано, что оно может происходить в отсутствие заявителей. Таким образом, предполагается решить вопрос о защите прав ребенка и родителей, признав возможным забрать малыша из государственного учреждения даже по истечении 6 месяцев в суде.

Однако считается, что у женщины, которая отказалась от ребенка в роддоме и написала «отказную», уже была возможность изменить свое решение, а в суде решается вопрос о лишении родительских прав с юридической стороны. Фактически родители уже при написании заявления отказались от своих прав по отношению к ребенку. За время, которое дается на размышление, можно поправить финансовое положение, которое могло стать препятствием, решить вопрос о лечении ребенка, если причиной отказа стала неизлечимая болезнь, и многие другие проблемы.

Нравственная сторона отказа от ребенка

В законодательстве нет статьи об отказе от ребенка, однако многие юристы считают необходимым внести в Семейный кодекс ответственность как за отказ от новорожденного в роддоме, так и отказ от уже усыновленного малыша. Вопросы морали в плане возврата ребенка обратно, если он «не понравился», стоят очень остро, так как по закону усыновители могут это сделать в течение определенного времени. Следует помнить, что ребенок – это не вещь, которую можно вернуть в магазин. Это - живая человеческая душа, которая испытывает страдания от того, что не имеет родных людей, которые могли бы позаботиться о ней и отдать частичку своего тепла.

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат , то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.

Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Кроме физиологических проблем , ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности . Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности» . С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Мария Капилина (Пичугина)
Татьяна Панюшева

Купить эту книгу

Обсуждение

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.

"Оба хуже" (С)

У меня приемный ребенок, изъятый из семьи в возрасте 4 месяцев. У нас проблемы не с отсутствием привязанности, а с гиперпривязанностью - в первые полгода, которые ребенок провел дома, ей тогда было 2,8, я не могла даже в туалет сходить одна, ребенок буквально должен был держаться за меня, чтобы чувствовать себя спокойно. Это проявляется даже сейчас, ей уже 7 лет, и спать мы должны обязательно с открытыми дверями комнат, т.е. быть в зоне видимости и досягаемости. так что статья действительно малопрофессиональная.

Какая в принципе разница? И что значит- что лучше? Главное - любить ребенка, любого и отдавать ее этому ребенку.

Интересно, кстати, а не связана ли описанная в треде ниже сохранность отказников с, как бы это сказать, большей сознательностью био? Я имею в виду, что это же надо принять решение, с паспортом родить, написать согласие на усыновление. То есть нужны какие-то минимальные усилия и определенный уровень ответственности. Может быть и дети тогда получаются тоже более сознательные?
В личном опыте у меня один изъятый в 2,5 года и одна отказница. Но делать какие-либо выводы пока, естественно, рано. Единственное, что могу сказать: у обоих, кажется, нет проблем с привязанностью, не было госпитализма и депривации.

Мой опыт говорит о том, что самые жесткие нарушения привязанности как раз встречаются у детей, которые первые годы жизни провели в условиях пренебрегающей кровной семьи. Кроме нарушений привязанности у таких детей очень часты агрессия и аутоагрессия, переносы своей ненависти и боли на приемную семью. А если кровные родственники еще пытаются "качать права", тогда ребенка вообще раздирают такие чувства, с которыми врагу не пожелаешь встретиться.
У отказников совершенно не обязательно нарушение привязанности. Вне зависимости от того, как к ним относились в больницах и домах ребенка.

у меня все наоборот. у изъятого ребенка куча проблем и из-за течение беременности, и из-за обращения с ним в асоциальной семье, и из-за ее места обитания, и из-за голода и болезней там, и из-за изъятия итд итп.
а отказник- просто ребенок, ну тревожность осталась, да...

Разочаровало. Для выпускницы пединститута, прочитавшей несколько учебников о психологии сиротства это было бы очень неплохо. Но для ведущих специалистов в этой области очень поверхностно и малопрофессионально. И снова эти штампы про "безнадежных отказников" и "не такие глубокие проблемы у детей из асоциальных семей".

Че-то я думала, такие теории уже потеряли свою актуальность. А я эту книгу рекомендовала "не глядя" людям. Пойду, пожалуй, почитаю.

Фу-фу-фу. Вместо "разрушения стереотипов" только поддерживают очередной о том, какие ужасные отказники.

Каждый год в роддомах Екатеринбурга родители отказываются от детей. Причины разные: тяжелые пороки, ВИЧ, трудности с деньгами. Порой матери подписывают отказ, а порой бегут из роддома, и начинается длительная процедура поиска и восстановления документов. Все это время младенцы проводят в детских больницах - восьмой, одиннадцатой и пятнадцатой. Все это время им нужны уход, забота и обычная ласка - без них у детей развивается «синдром белого потолка», они отстают в развитии, поздно начинают разговаривать.

Фотографии

Сергей Потеряев

Чтобы ухаживать за детьми, больницам нужны няни. Своих волонтеров на эту службу отправляют разные благотворительные организации: например, «Аистенок» находит волонтеров и платит им зарплату, 15 тысяч в месяц. В минувшее воскресенье, 26 февраля, в Екатеринбурге прошел благотворительный фестиваль и гараж-сейл «Благомаркет» , где на оплату работы социальных нянь собрали 585 тысяч 211 рублей. The Village поговорил с женщинами, которые выполняют эту работу, о том, как они нашли свое призвание и как относятся к детям.

Юлия Ефремова

Няня в детской больнице № 11

После школы в начале двухтысячных я поступила в медицинский колледж. Ситуация в больницах была тяжелая - ни лекарств, ни ухода за больными. Я пришла на практику, и у меня волосы встали дыбом. Работать в медицине так и не смогла - поняла, что не выдержу эмоциональной нагрузки.

Я окончила экономический институт, работала менеджером по продажам в сфере фитнеса и за десять лет выросла до руководителя небольшого фитнес-центра. Параллельно, лет пять или шесть назад, приняла ислам, вышла замуж и уехала с мужем-госслужащим за двести километров от Екатеринбурга, в область. Там занималась домом. Спустя три года мы вернулись в город, но работать в сфере фитнеса я уже не могла. Наша вера подразумевает определенный круг общения, определенную гармонию. С одной стороны, исламская женщина на работе должна приносить максимальную пользу обществу, с другой - эта работа должна быть дозволенной, исключать лишние контакты, особенно с мужчинами.

Устроиться волонтером помогла двоюродная сестра, которая давно работает в «Аистенке». Однажды летом она сказала, что в одиннадцатую детскую больницу требуется няня. Рассказала, что это непростая работа, что дети бывают сложные и больные и как иногда психологически тяжело. Но я живу рядом, люблю детей и хочу завести своих, и муж был не против такой работы. Так уже два с половиной года я работаю волонтером в больнице.

О подопечных

Когда я впервые пришла в больницу в июне 2014-го, настроилась на работу, на здоровый медицинский цинизм: я не буду их жалеть, иду помогать чем могу. На деле оказалось, что детям не хватает элементарной заботы, что нужно их переодеть, искупать, покормить, поиграть. Медсестер две, детей - десять, они едят каждые три-четыре часа. Ты приходишь, и каждому ребенку достается чуть больше внимания.

Часто я одновременно ухаживаю за 16-17 детьми младше трех лет. Условно их можно разделить на три группы: первые живут в детских домах, а когда тяжело заболевают, детдом не может справиться своими силами и отправляет малышей в больницу. Вторых приводят социальные службы - это дети, которых нашли на улице или изъяли из семьи. Изредка сами матери отдают детей на время. По закону, семья в сложной жизненной ситуации может передать ребенка в детдом или больницу на срок до полугода. Социальных сирот - больше половины.

Третья группа - это младенцы. Новорожденные отказники проводят в роддоме около месяца, затем попадают к нам. Если ребенок здоровый, его моментально усыновляют, минуя детский дом. Часто это вопрос нескольких дней, недель: за месяц после рождения потенциальные родители успевают собрать документы и пройти школу приемных родителей. Малыши с отклонениями попадают в детские дома, с тяжелыми заболеваниями - остаются в больницах.

Аня

Аня провела у нас почти год. Она родилась недоношенной и с такими пороками, что мы не могли передать ее в детский дом. Профессор приходил к Ане с комиссией и говорил, что такие не живут - это чудо. В горле у ней была трубочка, трахеостома, она непрерывно была на кислороде и капельницах. Питалась через зонд, не держала голову, не говорила и практически не росла. Даже плакать не могла, потому что нет голоса, но могла улыбаться. У таких детей нередко поражен мозг и они лежат без сознания, но Аня отлично соображала.

Она видела и слышала, когда я заходила в палату, помнила меня, знала, в какое время будет есть и принимать лекарства. Я разговаривала с ней и иногда брала на руки, когда было поменьше трубочек. С Аней у нас день рождения в один день, 7 июля. В сентябре она умерла.

Лера

Лере два года и девять месяцев, ее забрали у мамы уже во второй раз и, скорее всего, отдадут в детдом. Это может затянуться на несколько месяцев: дети, изъятые из семьи, лежат в больнице до полугода. Сначала мать не хочет отдавать, но ее все же лишают прав после серии экспертиз. Затем выясняется, что у ребенка есть папа, и начинают искать папу. За это время дети становятся нам словно родными.

Лера попала в больницу вместе с девятимесячным братом, и мы вместе о нем заботимся. Физически дети здоровы - я их кормлю завтраками и обедами, которые привозят в палату в контейнерах, включаю детские песенки и сказки, беру на колени. Лера очень умная, любит рисовать, лепить, читать. А еще разговаривает. Недавно меня не было в больнице четыре дня, я зашла в палату к Лере и слышу: «Я тебя потеряла». У меня был шок, прямо до мурашек.

К таким детям прикипаешь. Некоторых я сама отвожу в детский дом как сопровождающая, случается всякое: вцепляются, ревут. Помню практически всех детей, с которыми работала за эти два с половиной года.

Ромка

В больницах волонтеры подписывают бумагу о неразглашении. С государственными детьми все строго: с ними нельзя фотографироваться, нельзя называть фамилий. Но иногда удается встретить бывших подопечных.

Когда я устроилась няней, Роме было около года. Он ходил, но был очень худеньким, в горле трахеостома. Белокурый, голубоглазый, активный и улыбчивый ребенок: бегал по кроватке, научился есть через трубочку.

Однажды я отводила двух маленьких сестер в детский дом и увидела на стене фотографию Ромки. Выяснилось, что его усыновили и увезли в Германию, сняли трахеостому, восстановили дыхание и связки, глотательную функцию. Такая операция сложная и стоит около полутора миллионов, но у семьи Ромы все получилось. Я плакала.

О родителях

Детей, которых изъяли из семьи по ошибке, всегда видно. Они не тянутся за лаской, скучают и плачут, особенно в праздники. Ребенку полгода, а он скандалит, может не есть сутками, пока его не заберут. Мы для него чужие. Обычно таких детей быстро забирают обратно: родители собирают все справки, исправляют ошибки.

Малыши из действительно неблагополучных семей невероятно реагируют на тепло. Едва повернешься к ним и улыбнешься - вцепляются и не отпускают, благодарят глазами. Такие дети поступают затюканными, с неврологическими проблемами, а в больнице расцветают. Получается, социальные службы приняли верное решение.

Бывает, что мы встречаем их родителей. Некоторые мамочки чувствуют свою вину и благодарны нам, а у некоторых включается защитная реакция, агрессия: «Почему ребенок похудел? Почему сопли?». Пока их лишают прав приходят, плачут, а потом пропадают. Чаще всего от детей отказываются русские, реже в больницу попадают дети от смешанных браков. А вот усыновлять приходят все: русские, киргизы, цыгане.

О судьбе каждого ребенка в больнице можно снимать кино. Одна женщина вступила в старообрядческую общину, вышла замуж, родила девятерых детей. Позже сбежала из леса с одним из детей и поехала на поезде искать бога. В Екатеринбурге ее прямо из вагона отправили в психоневрологический интернат, а ребенка к нам. По закону, дети без медицинского полиса, но с родителями лежат в палате бесплатно три дня. Дальше их пребывание в стационаре оплачивает больница, персонал. Конечно, когда за ребенком приехал отец-старообрядец, никаких полисов у него не оказалось. Он забрал жену и ребенка и уехал обратно в Сибирь.

Фатима Алиева

Няня в детской больнице № 8

Я приехала из Дагестана два года назад. Окончила там исторический факультет вуза, но поработать не успела - пришлось переехать с мужем в Екатеринбург. Год я адаптировалась, а потом на странице благотворительного фонда «Баракят», где общаются мусульманские девушки, встретила объявление Юли. В «Аистенке» искали волонтеров в восьмую больницу. Она на Вторчермете, всем было далеко, а я оказалась готова ездить.

Я отправилась в больницу и осталась там, влюбилась в детей. Муж был не против, родители тем более. Говорят: «Хорошо тебе, сюсюкаешься с детьми, а еще и деньги платят». Работаю, как и другие волонтеры, 25 часов в неделю. Обычно прихожу на пять часов каждый день, кроме субботы и воскресенья.

В восьмой больнице дети не такие тяжелые, как в одиннадцатой. Туда поступают малыши из родильных домов, бывают месячные. Больных с утками у нас нет: можно играть, брать на руки, гладить. Приходят дети из семей и детских домов, от двух до пяти лет. Но я в основном работаю с детьми младше года. Такие дети проводят в больнице немного времени, максимум три месяца. Иногда за ними могут прийти уже на следующий день.

Утром я прихожу в больницу, умываю, подмываю, переодеваю. Делаю специальную зарядку. Каждому подбираю одежду, стараюсь, чтобы все было красиво и сочеталось по цветам. Совсем маленьких детей достаточно погладить, и они сразу засыпают. Те, что постарше, хотят играть и общаться. При мне спят только месячные дети, остальные хотят получить максимум за те пять часов, что рядом. Они привыкли находиться одни и засыпают, стоит мне только выйти.

Случаются победы. Алисе был почти годик, а она боялась ходить. Мы поставили ее на ходунки, и скоро она научилась бегать. Алису привели уже во второй раз: сначала из больницы забрал дедушка, а потом понял, что не справляется. С тех пор она выросла, радуется моему приходу, кричит командирским голосом. Когда играем слишком долго, требует включить ей «Машу и медведя».

У Арсения синдром Дауна, но он очень веселый и совсем немного отстает в развитии. В год и девять месяцев стоит в кроватке, ступает шаг за шагом. Я научила его говорить «дай пять». Иногда поступают дети без имени, и я зову их по-своему. Одну девочку назвала Машей, но опека потом дала ей другое имя.

Я получаю от этой работы невероятную отдачу. Когда вкладываешь в детей эмоции - они расцветают. Тем, у кого никогда не было благополучной семьи, ужасно не хватает любви и объятий. Этим я и занимаюсь - обнимаю их.

Юлия Петрова

Няня в больнице № 15

Раньше я работала воспитателем в детском саду, но столкнулась с профессиональной усталостью. Во время долгого отпуска пять лет назад подруга предложила мне работу в «Аистенке». Взрослые приходили к кризисному психологу, а я в это время занималась их детьми. Когда одиннадцатой больнице потребовались волонтеры, я отправилась туда, а сейчас ухаживаю за детьми в пятнадцатой.

Чтобы стать няней в больнице, нужно сдать анализы, пройти психиатрическую экспертизу. Необходимо оформить санитарную книжку, регулярно делать флюорографию, кожно-венерологические исследования. Это непростая задача, потому потенциальные волонтеры часто так и не доводят дело до конца, отказываются.

Пятнадцатая больница - инфекционная. Сюда попадают дети с туберкулезом, гепатитом, ВИЧ, венерическими заболеваниями. Это значит, что я всегда в халате, головном уборе и перчатках.

К нам направляют детей, найденных на улице, отказников из родильных домов. Бывает, слышишь по радио: «найден ребенок». И понимаешь, что сегодня будет новый подопечный. Или отец приводит: «мама где-то гуляет, а мне надо на работу». Особенно много детей после рейдов органов опеки. Прошел рейд - и в больницу поступает по двое-трое ребят из одной семьи.

Найденышам я даю имена. Привозят ребенка, а в карте написано: «девочка, 3 килограмма 750 граммов». Это неправильно. Мне нравится имена Иван и Соня, так и зову детей. Однажды ухаживала за мальчиком, подвижным, пытливым, любознательным, звала Ромкой. Потом в нашей школе приемных родителей встретила его будущую маму, и она сказала, что не будет давать ему другого имени. Ромка и Ромка, в точку.

Я работаю всю неделю с двух до семи, иногда по выходным, по ночам. Здесь нужно ингаляцию сделать, здесь с капельницей посидеть. Капельницу малышам ставят в голову. Лежит двухлетний ребенок, бледный, не ест, меняем памперсы каждые полчаса. И вдруг: «Музыку, музыку!» И мы ставим музыку. Еще у меня целая сумка игрушек, фломастеров, карандашей, мыльных пузырей. С девочками постарше пеленаем куклу.

Без няни медсестрам тяжело. Они любят детей, но в больнице лежат не только отказники, но и мамы с детьми. Каждому нужно дать лекарства, поставить капельницу, закрепить катетер, который дети постоянно вырывают, покормить и переодеть тех, кто без мамы. Сил едва хватает на элементарные функции.

Я прихожу и купаю детей вечерами, успокаиваю и кормлю перед сном. И вижу, как боязливые становятся ласковыми, как догоняют сверстников в развитии. Вот ребенок сам сел, перевернулся, пошел. Но есть и сложности. Однажды поступила девочка двух лет, пережившая насилие. Она просто лежала в кроватке и смотрела в потолок, ни на кого не реагировала. Я посоветовалась с психологами и в итоге нашла к ней подход: мы рисовали вместе.

Поначалу расставаться с детьми было сложно. А сейчас я настроила себя, что это просто такая работа. И если собрать все мои отчеты, получится, что за последний год я ухаживала за 60 детьми.

В среднем здоровый ребенок проводит в больнице девять-десять дней. По сравнению со 100-120 днями десять лет назад это прорыв. От детей стали меньше отказываться, это факт: если в 2009 году в Екатеринбурге было 192 отказника, то в 2016-м - 55. Но и этим детям, и на короткий промежуток времени нужны внимание и забота».

Лариса Рожкова

Замначальника управления здравоохранения Екатеринбурга

«Первый год - самый важный в жизни ребенка. Он рождается и за один год из горизонтального положения переходит в вертикальное, от безэмоционального состояния - к речи, от простого сосания - к нормальной пище. И если ребенок рождается весом в среднем три килограмма, то к концу года он утраивает свою массу.

Когда такой ребенок попадает в больницу, главная задача медсестры и врача - поддерживать его здоровье. Больницы не предназначены для длительного проживания детей. Конечно, чтобы когнитивные функции ребенка развивались, ему нужна няня, а не врач, и здесь на помощь приходят волонтеры и благотворительные организации. „Аистенок“, в частности, проделывает огромную работу. Меня потрясает, что волонтерами становятся и бездетные, совсем молодые девушки, и пожилые обеспеченные женщины.

В среднем здоровый ребенок проводит в больнице девять-десять дней. По сравнению со 100-120 днями десять лет назад это прорыв. От детей стали меньше отказываться, это факт: если в 2009 году в Екатеринбурге было 192 отказника, то в 2016-м - 55. Но и этим детям, и на короткий промежуток времени нужны внимание и забота».