Выравнивание по левому краю. Подростковые комплексы: откуда берутся, и что с ними делать

Психологические особенности подросткового возраста в случаях, когда они особенно выражены, получили название «подростко­вого комплекса», а связанные с ними нарушения поведения - «пубертатного криза» . В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настрое­ния с переходами от безудержного веселья к унынию и ряд попеременно выступающих полярных качеств. Особая подростко­вая сенситивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней само­уверенностью, чрезмерной критичностью и пренебрежением в отношении суждений взрослых. Тонкая чувствительность порою уживается с поразительной черствостью, болезненная застен­чивость с развязностью, желание быть признанным и оценен­ным другими с бравированием независимостью, борьба с авто­ритетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами с обожествлением случайных кумиров, слепым подра­жанием моде, чувственное фантазирование с сухим мудрствованием.

В 70-х годах в западной психиатрической и психологической литературе широкое распространение получила концепция Е. Erikson (1968) о «кризисе идентичности» как о главной особенности подросткового возраста. Под «иден­тичностью» подразумевается определение себя как личности, индивидуальности, ответ самому себе на вопрос «Кто я такой?». Считается, что кризис идентичности достигает вершины в старшем подростковом возрасте. Формирование идентич­ности рассматривается с психоаналитических позиций как «результат распада детского Я» и необходимости синтеза нового «взрослого Я», как процесс обра­зования «сверх Я» - с последним связывается выработка сдерживающих морально-этических принципов и т. п. Если личность - это представление об индивидууме, которое складывается у других, то «идентичность» - это представление о самом себе. Но даже если оставить в стороне спекулятивные психоана­литические построения, нельзя не заметить, что самой «идентичности», процессу познания самого себя в концепции Е. Erikson придается самодавлеющее значе­ние. Этот процесс рассматривается как первоисточник всех трудностей и всех нарушений поведения в подростковом возрасте. Подобный подход может служить базой для психоаналитической психотерапии, но мало чем помогает в понимании патологических нарушений поведения у подростков и в разработке мер для их коррекции.

По мнению G. Nissen (1971), пубертатный криз, кроме «кризиса идентич­ности» слагается также из «кризиса авторитета» и «сексуального кризиса». Кризис авторитета выводится как следствие эдипова комплекса, как «протест против отца». Слабая роль отца в современной семье, как правило перестав­шего быть «символом власти», или его отсутствие в неполных семьях ведет к распространению этого протеста на все авторитеты мира взрослых. Край­ними проявлениями этого кризиса являются побеги из дома и бродяжничество. С кризисом идентичности связывается склонность к психогенным депрессиям и суицидальному поведению, а также эпизоды дереализации и деперсонали­зации у подростков. Кризис сексуальности объясняется по 3. Фрейду сменой эрогенных зон с анальной на генитальную.

Подростковый возраст является действительно критическим, но только в отношении становления характера как базиса лич­ности. Личность в целом как система отношений [Лазурский А. Ф., Франк С. Л., 1912; Мясищев В. Н., 1960 - цит. по А. Е. Личко, 1977] с ее интеллектом, способностями, наклонно­стями, мировоззрением и другими компонентами продолжает формироваться и после достижения физической зрелости. Ха­рактер же закладывается именно в подростковом возрасте и в дальнейшей жизни лишь под влиянием чрезвычайных воздей­ствий способен претерпеть значительные изменения. В период становления характера бывают особенно видны его типологи­ческие черты, как эндогенно обусловленные, так и привнесен­ные воспитанием - выявляются разные типы акцентуаций характера (см. гл. II). Но, наряду с заострением типологических черт, подростковому возрасту свойственны определенные общие качества - психологические особенности, поведенческие модели, которые мы называем специфически подростковыми поведен­ческими реакциями на воздействия среды, прежде всего бли­жайшего социального окружения.

С нашей точки зрения, суть «подросткового комплекса» составляют свойственные этому возрасту подростковые пове­денческие реакции. К ним относятся описанные нами (Патоло­гические нарушения…, 1973] реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения (хобби- реакция) и реакции, обусловленные формирующимся сексуаль­ным влечением.

Реакция эмансипации . Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, руководства, контроля, покровительства родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распространяться на установленные старшим поколением порядки, правила, законы, на все, что уважается и ценится, т. е. на принятые в жизни стандарты и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. У мальчиков эта реакция бывает выражена сильнее, чем у девочек. Она развертывается обычно в младшем или особенно в среднем подростковом возрасте под действием социопсихологических факторов. Важнейшим из них является чрезмерная опека подростка старшими, мелочный контроль за его поведением, лишение его минимальной самостоятельности, третирование подростка, как ребенка, пренебрежительное отношение к его интересам и желаниям. Проявления этой реакции весьма разнообразны. Она может ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно».

При патохарактерологическом обследовании у подростков реакция эмансипации, по данным Н. Я. Иванова [Патологи­ческие нарушения…, 1973], может быть оценена по отношению подростка к родным, к опеке над собой и наставлениям, к кри­тике и возражениям в свой адрес, к правилам и законам. Эта реакция, судя по такой оценке, чаще оказывается особенно выраженной при шизоидной и истероидной психопатиях и акцен­туациях характера. У гипертимных подростков реакция эман­сипации бывает хорошо видна в каждодневном поведении - непереносимости возражений, критики и опеки, легкости неза­метного для них нарушения правил, «бунта» против родитель­ской власти. Однако при патохарактерологическом обследова­нии у гипертимов эта реакция оказывается менее выраженной, чем это, например, бывает у шизоидов, у которых эмансипацион­ные устремления складываются, видимо, в систему стойких глубоких убеждений, лишь иногда, притом неожиданно, прорываю­щихся в поведении.

У делинквентных подростков реакция эмансипации сказы­вается в символических татуировках - разорванные кандалы, парящая птица и т. п. (данные наших сотрудников А. А. Вдовиченко и В. В. Егорова). Примеры этих татуировок показаны на рисунках (см. стр. 133 и 135).

При психопатиях и патохарактерологических реакциях одним из крайних проявлений реакции эмансипации являются побеги из дома и бродяжничество с целью «пожить свободной жизнью». При шизофрении у подростков реакция эмансипации может получать отражение в психотической симптоматике, приобретая иногда вычурные формы: опека родителей рассматривается как их намерение «лишить воли», запрет странных ночных блужда­ний вызывает агрессивную реакцию. Возможно в избирательной жестокости к родным или в «бреде чужих родителей» [Сухаре­ва Г. Е., 1937} кроется измененная болезнью реакция эмансипа­ции.

Вот тут все и начинается. Часто, глядя на себя в зеркало, девушка видит, что ее маленький, аккуратный носик превращается в «картошку», расплющенную по всему лицу; непонятно откуда и зачем берутся ужасные прыщи на лбу и носу: длинные руки вылезают из рукавов любимой блузки; а рост - да она же выше всех в классе, и мальчишки дразнят ее дылдой... И постоянно при этом она задается одними и теми же вопросами: когда же это все закончится и неужто она останется навсегда те кой длинной уродиной?

О том, чтобы у девочки не возникали подобные мысли, должны позаботиться ее родители. Нужно успокоить девочку, объяснив, что все эти проблемы являются временными и пройдут, когда она станет немного постарше. Мама может рассказать, что она когда-то тоже была такой же нескладной и у нее появлялись эти противные прыщи, но со временем все прошло. Просто нужно научиться следить за своим лицом, и тогда по крайней мере угрей будет значительно меньше, они будут менее заметны; и с носа со временем спадет юношеская припухлость, он опять станет милым и аккуратным, которым будут любоваться не только родители, но и юноши. Когда дочь вырастет, ее тело станет пропорциональным, красивым и стройным, и рук не будут казаться длинными; что поделаешь, если в этом возрасте быстрее растут именно они. Мама должна убедить девочку в том, что все изменения можно не только перетерпеть, но и подкорректировать. Если дочь, считая себя худой и высокой, сутулится, чтобы казаться меньше ростом, или думает, что слишком толстая, и время от времени объявляет голодовку, мама должна объяснить, что сутулость и диета вряд ли помогут, есть только один способ избавиться от этих «недостатков» - спорт. А поскольку девочки в этот период становятся не особенно поворотливыми, даже неуклюжими, то было бы очень хорошо, если бы родители позволили дочери заниматься в спортивном зале или фитнес-клубе. Занятия шейпингом или на тренажерах полезны еще и потому, что физическим развитием девочки займутся специалисты, которые помогут ей справиться с комплексами по поводу внешности, помогут сформировать красивую осанку и гармоничную фигуру, научат пластично двигаться, избавляться от лишнего веса, если он имеется, или набирать желаемый. У девушки появится и стимул к самосовершенствованию при наблюдении за своими ровесницами, занимающимися в клубе уже давно, либо оценивании собственных успехов по отражению в зеркале и изменившемуся к ней отношению мальчиков.

Порой случается так, что близкие не могут переубедить девочку в том, что все изменения, происходящие в ее внешности, являются обратимыми. Она зацикливается на них, и никто -из родственников не может доказать, что на самом деле ничего страшного нет. В этом случае лучше обратиться к психологу или психиатру, которые помогут справиться с этой напастью, называемой на их языке дисморфофобией.

Для подростков большое значение имеет соответствие своей внешности стереотипам. Часто их представления об «идеальной» внешности нереалистичны.

Очень часто комплексы возникают у девочек-подростков в связи с размером груди, причем чаще всего их беспокоит маленькая грудь. Они с завистью смотрят на одноклассниц, которые уже носят «такие красивые лифчики». Кроме того, по их мнению, мальчишки засматриваются именно на обладательниц пышных бюстов. На самом деле это не совсем так. Мальчишки больше общаются с раскрепощенными и уверенными в себе сверстницами. Это может привести к тому, что подросток начнет маскировать свои мнимые недостатки или комплексы ложной бравадой и независимостью. При этом нередко уже в столь юном возрасте девочки начинают пользоваться косметикой, стараются одеться, как им кажется, получше, обувая туфли на высоких каблуках. А у некоторых на этой почве происходят серьезные изменения в психике. Худенькие девочки думают: раз бюста нет, то и буду вести себя, как пацан. При этом они предпочитают платьям брюки, спортивные рубашки, коротко стригутся, у них появляются и манеры, свойственные мальчикам. Заметив такие перемены в дочери. Родители должны принять срочные меры, прежде всего выяснив, чем вызваны такие перемены в поведении. В определенных случаях также требуется психологическая помощь. Девочке следует объяснить, что маленький размер груди соответствует ее возрасту, а со временем бюст увеличится. Кроме того, стоит сводить девочку в музей и показать ей скульптуры женщин времен античности. Ведь, по правде говоря, не такой уж у них был роскошный бюст по сравнению с остальными частями тела, которые можно даже назвать пухлыми, тем не менее мастера почитали за счастье сотворить копию такой женщины, называя ее богиней красоты.

Говоря о комплексах, которые можно наблюдать у девочек-подростков, следует рассказать и о таких, появление которых провоцируется неправильным отношением родителей. Если на малышку в свое время обращали мало внимания, или (бывают и такие случаи) родители никогда не скрывали, что ждали сына, а родилась она, или мама все время жаловалась на свое безрадостное существование, так как является в семье только домработницей, то девочка, выслушивая все это, не желает становиться женщиной и пытается отрицать свое женское начало. Каждой матери прежде всего не следует терять своего женского достоинства, нужно прививать это качество дочери, стремясь быть как можно ближе к девочке, больше общаясь с ней, даря любовь, ласку и заботу. Папа тоже может воспитать в девушке подобные комплексы. Это случается, когда отец ждал сына, а дождавшись дочь, все равно стал воплощать свои несбывшиеся мечты совместными мужскими занятиями типа ремонта машины, частыми походами на футбол и т. п. Девочка же, пренебрегая женскими обязанностями по дому, а также лишенная общения с матерью в силу практически постоянного времяпрепровождения с отцом и уже глядя его глазами на жизнь, также отказывается от своей половой принадлежности в поведении и интересах.

Вот таким образом у девочек-подростков и девушек мо-iyr развиваться психологические комплексы. Поэтому родителям, заинтересованным в том, чтобы их дочери росли гармонично развитыми личностями, с удачно сложившейся в дальнейшем семейной жизнью, нужно с пеленок задумываться о манере общения с ними.

У большинства людей есть свои идеалы красоты, которым они пытаются подражать. Это почитание очень влияет на психологическое состояние подростков, вызывая у них неудовлетворенность по поводу своей внешности. Критическая оценка себя переходит в комплекс ущербности и неполноценности, который причиняет вред психологическому состоянию и накладывает отпечаток на отношения с ровесниками.

Подростковый возраст находится в группе риска возникновения комплексов

Причины возникновения

Подростковый период является критической порой. Он связан с разительными физическими переменами, изменениями во внешнем виде. Это не устраивает подростков. В большинстве случаев они не признают свою внешность. Да и как это принимать ее, если она постоянно преподносит неожиданности: увеличивается или не увеличивается грудь, появляются угри. Тело растет, становится угловатым или чрезмерно округлым, притягивая всеобщее внимание. Начинает изменяться и лицо: меняет форму нос, начинает пробиваться волосяной покров. Дети не могут быстро воспринять такие изменения, не принимают их и погружаются в депрессию.

Это обостряется тем, что отличительной психологической особенностью подростка является склонность находить себе идеальный образец. Это может быть какой-то популярный человек или знакомый. И идеал далек от подростка. В этом же возрасте человек пробует строить любовные отношения, и первый опыт часто оказывается негативным. Поэтому подозрения подростков касательно своей неприглядности оправдываются тем, что пассия, которой очарован, не реагирует.

Подросткам присуща самокритика. Они способны преувеличивать, видеть изъяны там, где их не существует. Поэтому они твердо и решительно не удовлетворены своим внешним видом. Видя эти переживания, можно успокоить себя тем, что это временно. Все дети через это проходили. Но стоит помнить, что не каждый с этим справился. Подростковые комплексы изредка переходят в извращенное отрицание своей внешности - дисморфию.

Если отбросить вероятность психологических нарушений, стоит отметить, что комплексы у детей накладывают отрицательный отпечаток на существовании подростка, возбуждая целый ряд побочных осложнений, в т. ч. и в учебе.

Источники проблем

Отрицательное расположение к себе всегда было и будет у подростков. Это просто пояснить:

  • неизвестность мира, в котором они пребывают;
  • влияние телевизионных и мультипликационных героев;
  • сравнение с идеалом и разочарованность из-за несоответствия ему.

Комплексы девочек

Комплексы у девочек делятся на три разновидности.

  1. Кругооборот. В большинстве случаев девочек беспокоят выдуманные проблемы, связанные с внешним видом. Расстраиваясь по поводу россыпи веснушек, отсутствии груди, вздернутого носа, мучаясь, уходя в себя, девочка таким образом следует по кругу. Тяжело соответствовать званию «душа компании», обладая погасшим и измученным взглядом, сгорбленной, поникшей походкой. Собственно так и выглядят девушки, неуверенные в себе и своей внешности. А если общество так и воспринимает объект, то и плечи опускаются все ниже. Нельзя заставить толпу воспринимать реальность иначе. Оборвать замкнутый круг можно только самостоятельно. Необходимо выпрямиться, улыбнуться и прекратить воспринимать себя как непривлекательную. Это тяжело, но важно поверить в себя.
  2. Естественная красота. Образцовая кожа телевизионных красавиц, идеальная фигура, роскошные волосы и прекрасные глаза. Для того чтобы убедиться, что благодаря многим ухищрениям из обычных девушек создаются нереальные красавицы, нужно посетить гримерные театров. Большинство героинь телеэкрана не отвечают стандартам красоты. Но никто на это не обращает внимания, т. к. их изъяны воспринимаются, как изюминки.
  3. Полнота. Этот комплекс сейчас начал набирать обороты. Девочки, которые не страдают лишним весом, отыскивают у себя лишние кг и пытаются их устранить. В последнее время такая болезнь, как анорексия, становится популярной в психологии. Это происходит благодаря социальным сетям, где помимо снимков, красивых девушек-моделей выставляют снимки девушек, которые довели себя до истощения. Очевидный пример является действенным прототипом.

Во всех этих случаях прекрасно, если рядом с подростком находится взрослый, опытный и любящий человек, который авторитетен для него. Он ответит на вопросы по поводу преобразования организма и перехода недостатков в достоинства. Все должно проходить естественным путем, но небольшая помощь не возбраняется. Можно заняться спортом, посетить косметолога, специалиста по подбору гардероба.

Правильно нанесенная косметика может легко скрыть недостатки внешности, а хорошо подобранная одежда скроет недостатки подросткового тела и подчеркнет достоинства.

Девушки комплексуют преимущественно из-за внешности

Проблемы у мальчиков

Неправильно полагать, что от заниженной самооценки страдают только девушки. Как бы странно это ни звучало, но сильный пол тоже испытывает комплексы. Парни в этот период склонны к ним больше всего. Внимание к слабому полу выражается с первых дней жизни, но в этом возрасте она может привести к изгнанию из круга товарищей. Часто влюбленность сопровождается издевками и подшучиваниями товарищей. Велико число запросов, касающихся небольшого размера полового органа, угрей, отсутствия волосяного покрова на лице. Часто у таких юношей нет рядом взрослого, который бы вошел в положение и мог корректно объяснить, что:

  • в этом возрасте практически каждый страдает от угрей, с которыми можно бороться с помощью определенных средств;
  • волосяной покров не показатель отважности и решительности, больше ценится внутренняя сила, воля;
  • не всегда размер полового органа является показателем качественного секса;
  • все переживают такие же комплексы.

Изредка комплексы подростков обусловлены недостатками физического характера: наличием очков, брекетов и т. п. Раньше они рассматривались как показатель слабого и беззащитного отличника. Сейчас это популярный атрибут моды. Убедить в этом носящего очки просто: нужно подобрать оправу, чтобы очки стали украшением.

Проблемы с кожей устраняются специальными кремами

Преодоление

Естественно, взрослые могут несерьезно воспринять детское неудовлетворение своим внешним видом. Для родителей свой ребенок красив и идеален. Проблема в том, что дети в подростковом возрасте не прислушиваются к их мнению и воспринимают все в штыки. Помогать необходимо поэтапно, деликатно и осторожно, для этого нужно понять психологию подростка. Какими качествами нужно обладать родителям?

  1. Выдержкой. Переходный возраст рано или поздно закончится. Авторитетность кого-то из родителей постепенно будет возвращаться.
  2. Внимательностью и наблюдательностью. Даже если ничего не предвещает беды, старайтесь следить за малейшими изменениями в поведении ребенка. Это поможет заранее распознать страхи и переживания дочери или сына.
  3. Умением налаживать дружеские отношения. Делясь своими детскими переживаниями и проблемами, рассказывая забавные истории из прошлого, можно сблизиться и стать приятным, близким собеседником и другом ребенку.
  4. Умением повышать самооценку. Старайтесь акцентировать внимание на подростковых достоинствах, не углубляясь в детские недостатки.
  5. Умением переключать внимание. Можно заинтересовать ребенка приобретением животного или предмета, о котором он мечтает.
  6. Умением поддерживать, интересоваться. Подросток должен чувствовать ваше желание и участие в решении его проблемы.

Часто комплексы у подростков могут перейти во взрослые проблемы, что мешает реализации в сферах личного и профессионального характера.

Необходимо вложить в голову подростка понятие о восприятии себя, как личности, чтобы он принимал себя таким, какой он есть. Стоит уверить ребенка в важности прочих сторон индивидуальности, приведя в пример популярных людей.

Нужно стать для подростка близким другом и помощником. Стоит подойти к этому с особым вниманием и терпением.

Подростковые комплексы

Подростковые комплексы

Подростковый возраст недаром называют переходным. Организм взрослеет, изменяются внешность и поведение ребенка. В подростковом возрасте у детей очень часто возникают всевозможные комплексы, от которых потом очень трудно избавиться.

Вообще подростковым называют возраст полового созревания, когда у мальчиков и девочек начинают проявляться характерные мужские и женские черты. Именно на почве изменений внешности базируется большинство подростковых комплексов.

Неуверенные в себе девочки с унынием смотрят в зеркало и приговаривают: «Я некрасивая, толстая, у меня кривые ноги, маленькая грудь, прыщи на лице, мальчики не обращают на меня никакого внимания и т.д.». Они заранее настраиваются на негативное отношение окружающих, замыкаются в себе. Такие комплексы часто являются причиной раннего вступления в половую жизнь девочек-подростков. Они пытаются таким способом доказать свою значимость и привлекательность.

Как избежать подобных комплексов? Нужно как можно раньше объяснить девочке, что на самом деле внешность – далеко не самая важная вещь в жизни. Объясните, что даже самым красивым девушкам тоже приходится в жизни тяжело, часто даже тяжелее, чем остальным. Да и мальчики не всегда предпочитают красивых девочек. Многие популярные у противоположного пола девушки обладают далеко не идеальной внешностью, они покоряют своим умом, чувством юмора, раскованностью (не путать с распущенностью!).

Если проблемы с внешностью у девочки надуманы, то обратитесь за консультацией к психологу, он поможет повысить самооценку Вашей дочери. Если же какие-то изъяны внешности все же имеют место быть, то можно просто подобрать соответствующий стиль в одежде и макияж, который скроет недостатки и поможет подчеркнуть достоинства.

Еще очень часто комплексы по поводу внешности девочкам внушают вездесущие СМИ и интернет. Модели с глянцевых обложек так стройны и загорелы, а на их коже нет одного пятнышка. Объясните дочери-подростку, что на самом деле все эти фотографии – результат умелой цифровой обработки, где все неровности и складки легко можно заретушировать.

Ваша дочь хочет быть такой же стройной как голливудские актрисы и тут же принимается изнурять себя диетами? Расскажите, что диета – это стресс для организма и как только окончится ее срок, все килограммы вернутся да еще с «довеском». Ведь после стресса организм во много раз активнее начинает запасаться жирами на следующий «черный день». Лучше посоветуйте ребенку заняться физкультурой или спортом по душе. Спорт всегда полезен для здоровья.

Кстати комплексами относительно своей внешности страдают не только девочки, но и мальчики. Мальчики в не меньшей, а иногда даже и в большей, степени склонны переживать о развитии своих вторичных половых признаков. Они комплексуют, если отстают в этом плане от сверстников. Помочь мальчику справиться с комплексами может подростковый психолог.

Комплексами подростков награждают и очки или зубные «брекеты». Из-за насмешек сверстников подростки отказываются носить «это уродство», даже в ущерб своему здоровью. Как вариант, можно предложить подростку с проблемами зрения носить контактные линзы вместо очков, благо выбор огромен. И брекеты тоже можно подобрать и установить так, чтобы они были менее заметны. Постарайтесь при этом доказать подростку, что здоровье – прежде всего. Здоровый человек даже выглядит лучше, чем больной, но разодетый и украшенный по последней моде.

Кроме комплексов относительно внешности, подростки также часто страдают комплексами из-за своего материального положения, проще говоря, бедности. Если в школе все дети одеты лучше, имеют мобильные телефоны и компьютеры, а Ваш ребенок – нет, то считайте парочка комплексов у Вас в кармане. Все дети хотят быть не хуже своих сверстников, поэтому иногда даже стесняются признаваться в своей бедности. Объясните Вашему сыну или дочери, что Ваша семья не имеет материального достатка не потому, что Вам этого не хочется, а потому что так уж сложились жизненные обстоятельства. Помните, что если Вы отдаете подростка в привилегированную школу, где учатся дети состоятельных родителей, то и одежда, и аксессуары Вашему ребенку нужны соответствующие, иначе комплексов точно не избежать. Всегда тщательно взвешивайте, сколько пользы и сколько душевных страданий принесет подростку такая школа.

Во что могут вылиться подростковые комплексы? Одни подростки замыкаются в себе, становятся очень стеснительными, а другие, наоборот, хамят всем подряд, навязывают всем свое мнение, пытаются самоутвердиться. Многие подростки, испытывая неуверенность в себе, предпочитают компьютер общению со сверстниками, виртуальный мир полностью заменяет для них реальный.

Подростковые комплексы становятся причиной многих необдуманных поступков. Самоутвердиться подростки пробуют с помощью алкоголя, курения, наркотиков, секса. Как можно раньше начните объяснять подростку, что такие способы самоутверждения – это не выход. Никакого отношения к взрослости распитие алкоголя или курение «травки» не имеют. Да и секс тайком от родителей где-нибудь в сыром подьезде (в лесу, на даче, у друга на квартире – нужное подчеркнуть) не принесет ничего хорошего, а лишь риск инфекции и ранней беременности. Помните, что подросток – это практически взрослый человек, грамотная беседа о половых отношениях не вызовет, как многие опасаются, нездоровый интерес, а поможет подростку разобраться в этом вопросе, отделяя правду от глупых мифов.

Быть подростком нелегко. Всплески гормональной активности, перестройка организма, новые ощущения и постоянная смена настроений – это лишь малая часть того, что переживает подросток во время полового созревания. Поддержите своего ребенка, ведь он по-прежнему нуждается в Вашей любви и заботе, даже если и не хочет этого признавать. Ведь кто сказал, что быть родителями легко?