Все, что необходимо знать, если ваш ребенок левша. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу

Много раз слышала от родителей подростков что дите вдруг стало изолироваться от семьи в своей комнате. У родительницы появляется постоянный спутник - тревога «Что у нас в семье не так?».

Около двух лет и у меня это явление присутствует. В полной семье дочери 15 и сыну 8. Девочка беспроблемная в школе, вообще вне семьи. И вот что то разладилось.

Классический образ - подросток в наушниках всюду. В комнату заходить нежелательно никому. Только кошке. Трапезничать желает в одиночестве. Ответы односложные и неохотные. И, конечно, самый популярный ответ:

Брак у меня второй. у мужа тоже я вторая жена, первая погибла. Первое время все было хорошо. но вот в последнее время его дочери, а у мужа их две стали ко мне относится негативно. Живем вместе уже 7 лет, построили дом, завели небольшое хозяйство. Я и по дому работаю, и работа основная у меня есть, достаток небольшой в семье, но стабильный. В последние два года дочерей мужа как подменили, постоянные упреки в мой адрес, постоянные мелкие придирки и так далее. Девочкам уже 15 и 17 лет. на откровенный разговор не идут, общаться нормально не хотят. Жаловалась мужу. но у него ответ такой- переходный

Мне 29 лет. Моей дочке 7 лет. Учиться в первом классе. Недавно я узнала, что мой ребенок создал группировку в классе. Завела список кто входит в ее группировку, принесла пластиковые резинки крученные, одела на руки ребятам ее группы. Группировка этих детей издевалась над остальными кто не хотел участвовать с ними. Организовали жуткую травлю над одним из детей. Я не знаю, что мне делать с дочкой. По сути маленькая девочка, а учительница со слезами на глазах просит как то исправить ситуацию. Как узнать что в голове ребенка? Почему так она поступила? Какие причины такого поведения? Мне очень

Мне 31 год. Замужем, двое детей - Яна (13 лет) и Миша (7 лет). С младшим всё более-менее понятно, а вот с дочкой есть одна проблема: недавно она стала переодеваться при младшем брате. Миша с таким взрослым интересом её рассматривает (она у нас девушка с формами. когда я ему говорю: «Миш, иди пока в свою комнату», он напрочь отказывается) и у него возникает эрекция. А после задает мне кучу вопросов. Думаю, и так понятно каких. Меня это, если честно, напрягает.

С Яной я беседую по этому поводу, говорю ей, чтобы в своей комнате переодевалась, но она меня вообще не слышит, свою линию гнёт и

Добрый день! Дочке 7 лет, казалось бы - взрослая и спокойная, но очень активная и непоседа! Но иногда вытворяет такое, что не наказать нельзя! Ставлю в угол, где она артистично плачет, могу накричать. Потом извиняюсь и корю себя, что нервная! Наказываете ли Вы детей? Как избежать ситуаций, чтоб не наказывать?

Здравствуйте. Сыну 12 лет. Стала замечать что стал очень раздражительным. Вплоть до того, что если что-то у него не получается с уроками, он может книгу со всей силы бросить на пол. Два раза уже в школу вызывали за то, что драки там устраивает. Раньше был всегда спокойным. Это переходной возвраст или надо с ним к психологу пойти, чтоб успокоительные выписал? Посоветуйте пожалуйста. Переживаю очен

Сын у нас учится в третьем классе, успеваемость и поведение хорошие. Очень долго просил у нас с мужем купить ему планшет. Мы хотя и имели возможность, но специально затягивали этот момент, зная о проблемах которые могут возникнуть с такими гаджетами. Но время как говорится пришло и мечта его сбылась на очередной день рождения. Конечно как и ожидалось он весь в него окунулся, разобрался, накачал игр, связался со своими одноклассниками. В общем с каждым днём время стало все больше и больше уходить на его игры с этим устройством. Сейчас с мужем хотим ограничить по времени или по дням недели сына

Пришла вчера моя девочка пубертатного возраста и заявила, что намерена покрасить волосы в «глубокий синий». Я-то в целом не против, спокойно перенесла пирсинг и туннели в ушах, до кучи и русалочий окрас переживу))). Сама еще помню собственный закидоны подросткового возраста.

Но вот папа наш очень тяжело все это переживает. В его понятии девочка должна быть принцессой, милой золушкой, а не «расписным клоуном вся в металле». Его чувства мне тоже в принципе понятны. Естественная красота, теплота и нежность, которые должны исходить от юного создания, и т.д. и т.п.

И вот у меня большая дилемма:

Случилась у нас в семье очень щекотливая ситуация. У нас однокомнатная квартира, мы с мужем и сын 10 лет спим в одной комнате. И вот уверенные, что ребенок спит, мы с мужем перешли к сексу. И В самый «разгар» сын встает и просит попить, и судя по его виду он вообще не спал!!! Я с ним поговорила, попыталась объяснить про интимные отношения между мужчиной и женщиной, что это не страшно, не стыдно и т.д. Он молчит, смущается и только пообщал, что если у него возникнут какие-то вопросы, спросить. Происшествие никак не прокомментировал, его реакции не пойму, ведет себя как обычно. Но мне что-то

Замечая, что ваш ребенок все чаще берет ручку, карандаш или ложку левой рукой, вы начинаете переживать, не левша ли ваш ребенок.

Ведь, сложилось мнение, что левша имеет постоянные проблемы с излишним вниманием окружающих, и с тем, что многие предметы в нашей жизни не приспособлены для левшей и от этого ребенок будет испытывать дискомфорт. И все это может сформировать в ребенка комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Так давайте разберемся, что такое леворукость, как определить левша ли ваш ребенок, какие проблемы, в связи с этим могут возникнуть и как помочь малышу их преодолеть.

Мозг человека состоит из правого и левого полушария. Левое полушарие отвечает за абстрактное мышление и речь, а правое – за творческие навыки и образное мышление. Ведущее полушарие, как правило, определяется ближе к трем годам. Если доминирует левое полушарие, ребенок, скорее всего, будет правшей, если правое – левшой. Считается, что ребенок с доминирующей правым полушарием головного мозга, более эмоционален, доверчив, склонен к перепадам настроения. Ребенок – левша легко раздражается, также есть склонность к вспышкам злости и гнева, Но при всем этом, ребенок-левша, скорее всего, будет очень целеустремленным и настойчивым человеком. Также у таких деток наблюдаются склонности к живописи и музыке, но у леворукого ребенка могут быть проблемы с речью.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧТО ВАШ МАЛЫШ ЛЕВША?

Наблюдайте, какой рукой ребенок обычно держит карандаш при рисовании, какой ногой бьет по мячу.

Вот простые способы, с помощью которых можно определить ведущую руку:

– Рука, в которой ребенок держит расческу при расчесывании – ведущая

– Пусть ребенок послушает, как шумит ракушка или как тикают часики, к какому уху он поднесет предмет?

– Пусть малыш топнет ножкой, какая это ножка?

При скрещивании пальцев в замок, большой палец ведущей руки будет сверху.

– Каким глазом ребенок будет смотреть в подзорную трубу или калейдоскоп?

– Если ребенок гладит игрушку, какой ручкой он это делает?

– Когда малыш сидит, предложите положить ногу на ногу, какая нога будет сверху?

Если при выполнении этих действий доминирует левая рука и нога, то большая вероятность, что ваш малыш действительно левша. И если среди ваших близких родственников есть кто-то леворукий, тогда вероятность того, что ребенок ваш левша возрастают очень сильно. Хотя я, будучи левшей, так и нашла среди наших родственников больше никого с такой проблемой. Но может это из-за того, что раньше активно детей переучивали пользоваться правой рукой.

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ВЫ МОЖЕТЕ, СТОЛКНУТСЯ?

Большинство предметов, которыми мы пользуемся в жизни, приспособлены для использования правой рукой и у «леворукого» человека могут быть некоторые проблемы от этого. Из своего опыта скажу, что у меня всегда были проблемы с ножницами, некоторыми специальными кухонными ножами, пожалуй, всё. Правда, компьютерной мышкой и клавиатурой я пользуюсь обычной, привыкла, необходимости в специальной мыши для левшей не было и вяжу спицами я как все. Пользование дверными ручками, отвертками, замками и еще многими вещами, которые считаются неприспособленными для левшей, особых проблем никогда не вызывало. А ножницы, ножи и прочие необходимые мелочи, необходимые для комфортной жизни можно купить специально для левши.

Проблема может возникнуть при обучении ребенка письму. Обучение по стандартной прописи практически не возможно, ребенок не будет видеть образца, поэтому нужно либо приспосабливать ее под нужды ребенка и делать образцы написания букв справа, чтобы малышу было видно, или искать специальные прописи для левшей, а они, к сожалению, есть не ко всем прописям, которые используются в начальной школе.

Создайте маленькому школьнику комфортную обстановку для работы, попросите, чтобы в школе ребенка посадили с левой стороны парты, так ему никто не будет мешать. Дома организуйте рабочее место так, чтобы свет падал с правой стороны стола.

СТОИТ ЛИ ПЕРЕУЧИВАТЬ РЕБЕНКА?

Переучивать ребенка и принуждать к использованию правой руки, однозначно не стоит. Психологи и врачи утверждают, что это может привести к заиканию, ночному энурезу, возникновению головных болей, повышенной утомляемости. Также ребенок может стать излишне раздражительным, капризным, потерять аппетит и привести к нарушениям сна. И еще один момент, переученные левши, как правило, имеют очень скверный почерк. Никогда и ни в какой форме не преподносите леворукость как недостаток, гораздо лучше формировать уверенность ребенка в том, что леворукость, это скорее его преимущество, ведь многие известные люди были левшами, леворукость спортсменов во многих видах спорта это просто огромное преимущество и т.п.

Одним словом, любите своего ребенка и принимайте его, таким как он, есть, не формируйте в нем комплексы и не давайте это делать другим, сделайте его жизнь максимально комфортной.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЕВШИ

– Николай Лесков – известный русский писатель, написал в рассказ «Левша»

– Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам

– Сергей Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер

– Владимир Даль – создатель всем известного толкового словаря

– Сергей Прокофьев – известный композитор

– Иван Павлов – русский ученый – физиолог

– Василий Кандинский – художник

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

– Все белые медведи - левши

– Нейл Армстронг, первый человек на луне – левша

– Четыре из пяти создателей Макинтоша были левшами

– В Японии мужу разрешалось развестись с женой, если она - левша

– Все претенденты на пост президента США на выборах в 1992 году были левшами: Джордж Буш, Росс Пэрот, Билл Клинтон

– Левши зачастую рождаются с июля по декабрь. Меньше всего – весной

– Левши лучше видят под водой

– 500 миллионов людей на нашей планете – левши.

– У женщин-левшей риск развития рака молочной железы выше чем у правшей больше чем на 40%

– В Москве левшей около 3,5%, а на Таймыре - 34%

– Леонардо да Винчи, будучи левшой, писал справа на лево и прочитать их можно было, только с помощью зеркала

Ребенок левша – это не диагноз, это признак таланта. Когда я училась в школе, моих сверстников – левшей учителя и родители переучивали. Их заставляли писать правой рукой, так как опасались за социальную адаптацию в мире, где большинство людей – правши. Считалось, что леворукость помешает в приобретении профессии.

В настоящий момент научно доказано, что переучивать ребенка нет никакого смысла. Леворукость – это отражение определенной межполушарной асимметрии мозга. В настоящее время левшей не переучивают. И если ваш ребенок левша – замечательно. Значит ваш ребенок нестандартен, а это преимущество. Надо просто все в доме приспособить, чтобы ему было удобно.

В большинстве стран – США, Франция, Великобритания и др. – не переучивают левшей, а создают для них условия для нормального существования. К левшам надо относиться бережно. Дети левши более ранимы и чувствительны. Они труднее привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют окружающий мир, цвет и форму предметов. Именно поэтому в художественных школах очень много левшей. Психологи доказали, что левшам трудно работать в больших группах в условиях строгих регламентов и жесткого подчинения. Как правило это инициативные люди, с развитой интуицией. У них лучше получается индивидуальная работа, где нет строгого подчинения. В этом направлении и нужно развивать вашего ребенка левшу.

«Билль о левшах» В1976 г. Международной конфедерацией левшей, которая находится в городе Топика (штат Канзас, США), был подготовлен «Билль о левшах». В документе было сказано: «Отныне 13 августа каждого года будет отмечаться Международный день левшей, знаменующий борьбу за свободу и достоинство левшей всего мира». День левшей призван привлечь внимание общества к проблеме переучивания детей‑левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет к психологическим травмам. Конфедерация также преследовала цель заставить производителей бытовых товаров и промышленных дизайнеров учитывать запросы левшей. Среди населения планеты встречается около 7‑17% левшей. Существует много теорий и предположений о причинах леворукости, однако точный ответ до сих пор не найден. Активно идут исследования генетической природы левосторонности. Вероятность развития у ребенка леворукости составляет 2‑3%, если родители правши, 14‑18%, если один из родителей левша, и 30‑40%, если оба родителя левши.

Статистика показывает, что левши чаще правшей становятся высококлассными специалистами. По исследованиям университета святого Лаврентия уровень IQ у левшей выше. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к нагрузкам, точнее на ощупь определяет форму предмета.

Особенности левой руки Проблема леворукости остается одной из самых серьезных в педагогике и психологии. Долгое время считалась, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость - не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой - значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок. В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно медицинской статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша. Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов.

Оказалось, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака (приятный запах), а для леворуких характерно преобладание эмоций отрицательного знака (неприятный запах), то есть они более пессимистичны. Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка заметны значительные различия, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.

Праворукость и леворукость формируются в основном к 4-м годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более при наличии среди родственников леворуких, переучивать ребенка нельзя. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается обоеруким, или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса. Амбидекстром был великий физиолог И.П. Павлов.

Леворукость - это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие - от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам. Иногда у праворуких людей имеется как бы скрытое левшество, в котором нетрудно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец. При переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.

Знаменитые левши

Политики и военные: Цезарь и Наполеон, Александр Македонский и Карл Великий, Черчилль, Бисмарк и Фидель Кастро.

Американские президенты: Джеральд Форд, Билл Клинтон, Джордж Буш‑старший и Барак Обама.

Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Питер Пауль Рубенс, Альбрехт Дюрер.

Писатели: Ганс Христиан Андерсен, Франц Кафка, Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл и др.

Композиторы и музыканты: Николо Паганини, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Пол Маккартни, Ринго Стар и др.

Актеры: Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Роберт Де Ниро и др. Ученые: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон и др.

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ.

  • Не переучивайте ребенка – дело не в руке, а в особой организации мозга. Переучивание может привести к неврозу.
  • В классе ребенок левша должен сидеть слева от своего соседа.
  • Настольная лампа на рабочем столе ребенка должна располагаться справа от него.
  • Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, правая рука свободно лежала на столе и придерживала тетрадь.
  • Леворукий ребенок трудно ориентируется в тетради, чтобы ему помочь левую сторону листа можно маркировать цветным карандашом.
  • Помните, что четкое соблюдение режима для ребенка левши трудно. Делайте ему послабления.
  • Для обучения леворуких детей надо использовать яркие образы, визуализацию.
  • Приобретайте специальные канцелярские товары для леворуких. Так ручки и карандаши для них имеют специальные выемки, чтобы ребенок правильно захватывал их пальцами. Существуют специальные точилки для карандашей, специальные ножницы.

Не забывайте о витаминах. Возможности мозга поможет расширить комплекс Брейн-о-флекс. Он улучшает кровоснабжение и питание сосудов головного мозга, память, концентрацию внимания. Для правильной работы мозга необходимы омега-3 жирные кислоты. Они входят в состав детского витаминного комплекса Юниор Би Смарт. Комплекс снижает гиперактивность, улучшает умственные способности, успокаивает.

Левшами называют не только людей, которые лучше управляют левой рукой, но и вообще тех, чьи левосторонние парные органы (нога, рука, глаз, ухо) развиты лучше и играют ведущую роль. Такие особенности человека обусловлены строением его головного мозга. Когда у человека лучше развитыми оказываются «левые» органы, это значит, что ведущую роль в мозгу занимает правое полушарие. И вот тут выясняется, что отличие «левополушарных» людей (т.е. нашего праворукого большинства), от «правополушарных» гораздо глобальнее, чем просто выбор ведущей руки.

Левое полушарие мозга человека отвечает за такие функции нашего мышления как логика, оперирование знаками и символами, умение расчленять и детализировать предметы и события. Левополушарное мышление более ярко проявляется у мужчин. Правое же полушарие отвечает за интуицию. Люди, у которых оно занимает главенствующую роль, с трудом расчленяют картину мира на составные части, плохо анализируют, зато умеют видеть предмет или событие целиком и находить нетривиальные и оригинальные решения там, где их «праворукие коллеги» пасуют.

Недаром среди левшей такое количество художников, музыкантов, архитекторов, математиков, физиков! Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо, Александр Македонский, Наполеон, Черчиль, Бисмарк, Чарли Чаплин, Махатма Ганди, королева Виктория. Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, академик Павлов, Билл Гейтс, Гарри Каспаров, Альбрехт Дюрер, Огюст Роден, Анри Тулуз-Лотрек - все они были левшами… А ведь левши – это всего 10% населения земного шара.

К плюсам левшей относится их более целостная психическая структура, которая позволяет им легче приспосабливаться к новым условиям

И не только при смене работы, коллектива, сферы деятельности, но даже при смене климата. Любопытно, что у «праворуких» женщин правое полушарие мозга представлено более активно, чем у мужчин. Т.е. стиль мышления левши более схож со стилем мышления женщины.

И все же, быть левшой в наше «праворуком» обществе довольно тяжело. Очень многие вещи и предметы, окружающие нас, рассчитаны на праворукое большинство. Дверные ручки, ножницы, карандаши, авторучки, линейки, ножи, спорттовары, компьютеры, телефоны делаются для большинства. А левшам приходится приспосабливаться, испытывая при этом дискомфорт. И если взрослые уже научились мириться с определенными неудобствами, то малышам это даётся очень нелегко.

Во времена наших мам и бабушек леворукость не поощрялась. В школе и дома ребенка-левшу заставляли все делать правой рукой, стараясь сломать и переучить. Что же из этого выходило? Вместо одаренного, талантливого, успешного человека в 90% случаев получался забитый невротик-неудачник.

Переученные левши становятся плаксивыми, легко возбудимыми и неуправляемыми, у них начинается заикание и энурез, головные и желудочные боли, пропадает сон и аппетит, и в конце концов возникает стойкое отвращение к школе и учебе вообще. И когда дети-левши вырастают, многие из этих симптомов остаются с ними.

Итак, что же вам делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок – левша?

Прежде всего, подтвердить или опровергнуть свои подозрения. Чтобы определить, левша ли ребенок, вам нужно будет понаблюдать за ним в течении дня и ответить на ряд вопросов. Например, какой рукой ребенок держит ложку во время еды, открывает дверь в комнату, ковыряет в носу (да-да, все дети делают это), держит яблоко, бросает снежки, гладит кошку, держит за палочку чупа-чупс...

При этом, если вы предлагаете ребенку ложку, яблоко, карандаш, конфету, вы не должны давать ему этот предмет в определенную руку. Лучше всего положить его перед ребенком на стол на равном расстоянии от обеих рук, посередине. Если из 10 дел в течение дня 7 и более будет сделано левой рукой, ваш ребенок - левша. Если около половины – у вас амбидекстральный ребенок, т.е. оба полушария его мозга представлены одинаково сильно. Тогда вам тоже стоит прислушаться к нашим рекомендациям для родителей леворуких детей.

Свет и обучающие пособия должны находиться от ребенка-левши с правой стороны (вы помните: главное полушарие-правое, правый глаз передает картинку прямо к правому полушарию).

Ни в коем случае не позволяйте ребенку переутомляться. Дети-левши быстрее устают. Таковы особенности их нервной системы, и занятия с ребенком-левшой не должны длиться больше 15-20 минут. Потом отдых, и через некоторое время можно снова возвращаться к обучению.

Не замахиваясь на главную роль левой руки, постарайтесь научить своего ребенка действовать обеими руками. Для этого можно рекомендовать лепку, макраме, игру на музыкальных инструментах, на которых активно задействованы обе руки, плавание, игру в мяч и прочие занятия, где развивается координация движений кистей и пальцев рук.

Обучение чтению и письму у неправоруких детей имеет свои особенности

Нужно мягко указывать ребенку на его ошибки и развивать привычку писать и читать слева направо. Для этого можно «отметить» левую руку ребенка чем-либо (браслет или часы), т.к. леворукие дети часто затрудняются в определении, какая рука левая, а какая правая. Отмеченная рука всегда будет служить местом начала ряда.

Чтобы отрабатывать этот навык, можно складывать мозаику слева-направо, выкладывая ее рядами – так же, как мы пишем и читаем, складывать кубики в том же порядке, читать комиксы и придумывать собственные истории по тематическим картинкам, которые нужно разложить в порядке развития сюжета в цепочку слева направо. Можно также сначала придумывать собственные сказки (а с фантазией у вашего ребенка все хорошо) и иллюстрировать их с ребенком в том же порядке – от начала к концу.

При обучении чтению левше очень трудно удерживать строчку, которую нужно прочитать. Поэтому для начала рекомендуется закрывать текст книги непрозрачной линейкой или кусочком картона и открывать поочередно слово за словом (или даже слог за слогом) по мере продвижения ребенка по тексту. Ребенок будет читать таким образом до тех пор, пока навык удерживать нужное направление и слежение за строкой не дойдут до автоматизма.

С теми же проблемами (и даже более серьезными) сталкивается ребенок-левша при переписывании текста. Ведь в этом случае ему приходится не только фиксировать свое внимание на том месте в тексте, которое нужно переписать, но при этом также переносить этот текст в тетрадь, выстраивая буквы в ряд именно в том порядке, в котором они должны стоять.

Для левши это архитрудная задача, которая отнимает много времени и внимания. Если у ребенка не получается, а вы будете заставлять его снова и снова – результат от раза к разу будет все хуже. Поэтому не заостряйте внимание ребенка на плохо выполненном уроке, объясните основные ошибки и вернитесь к этому заданию в другой раз.

Возможно, перечисленные задачи покажутся родителям «левшей» чрезвычайно сложными, но на самом деле это не так. Постоянная систематическая работа с ребенком скоро начнет приносить свои плоды. И вы подготовите своего ребенка к обучению в школе без ущерба для его физического и нервного здоровья.

А там, возможно, в ряду великих левшей появится и его имя.