Вредные привычки у детей младшего дошкольного возраста. Вредная привычка у детей дошкольного возраста: искажение речи. Дразнит других и гримасничает

Атарщикова Светлана Александровна

Вредные привычки детей дошкольного возраста - это набор определенных действий, которые малыш делает довольно часто и в основном неосознанно. Привычки бывают у детей различные и возникают благодаря разным действиям.

Наиболее распространенные вредные привычки в дошкольном возрасте:

Грызет ногти;

Ковыряет в носу;

Сосет палец;

Вырывает волосы;

Часто трет глаза;

Ритмично покачивается из стороны в сторону;

Чрезмерно жестикулирует;

Хватает собеседника за рукав или за пуговицу;

Поминутно отплевывается;

Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста - недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка.

В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша.

Для устранения дурных привычек нет единого рецепта. Основное правило хорошего воспитания, предупреждение дурных привычек - усиление внимания к ребёнку, заполнение его дня интересными занятиями с игрушками, книгами, картинками. Ни в коем случае нельзя применять силу, угрозу, грубость, доставлять детям неприятные ощущения, боль, бить при онанизме, мазать горчицей ногти при их кусании. Всё это вызывает отрицательные эмоции у ребёнка, раздражает, нервирует, закрепляет отрицательную привычку.

Избавиться от вредных привычек трудно, потому что такие действия приносят ребенку удовольствие и привлекают внимание взрослых, которого ему может не хватать.

Парадокс здесь заключается в том, что, если вы будете запрещать малышу эти действия, то есть пытаться убрать привычку саму по себе, вы будете лишь усугублять ее. Более того, если вы бьете по рукам , мажете пальцы горчицей - у малыша усиливается внутреннее напряжение . И даже, если вам удастся таким способом загасить одну привычку, очень скоро в обиходе ребенка появится другая, аналогичная. Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения. На быстрый результат рассчитывать не стоит.

Ласка, доброжелательность, соблюдение гигиенических правил режима дня, делают ребёнка доверчивым, послушным, помогают избавиться от неприятной привычки.

Что поможет?

1. Первым делом вы должны набраться терпения. Сама собой эта привычка не пройдет. Вам нужно запастись временем и решить для себя, что малышу эта привычка не нужна.

2. Самое главное и самое сложное - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

3. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

4. Никогда не стыдите ребенка за его привычки.

5. Попробуйте придумать новые , которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

6. Никогда не угрожайте и не запугивайте своего ребенка. Этим вы можете только причинить больший вред своему ребенку, который может привести к психологическим последствиям.

7. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

8. Когда ребенок ложится спать, включайте ему спокойную музыку.

9. Постарайтесь дать ребенку много новых впечатлений.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Устраняя привычку, вам необходимо восполнить этот недостаток. Начните больше времени уделять малышу, играйте вместе с ним, читайте ему книжки, хвалите его.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста - это всего лишь набор определенных действий, которые не должны нанести вреда ребенку.

В возрасте чуть больше года ребенок уже полностью освоил ползание и начинает все лучше и лучше ходить. Постепенно он осваивается, старается найти себя в новых ситуациях. При этом просьбы и приказы взрослых, направленные на наведение порядка, обычно очень скучные, тем более, что творческий беспорядок и выглядит интереснее, и не вызывает необходимости его формировать. У детей развивается вредная привычка разбрасывать свои вещи и игрушки, и родителям в этом случае придет приложить немало усилий, чтобы не допустить в квартире хаоса. Можно предложить малышу поиграть в . Чем больше ребенок сумеет сделать самостоятельно, тем ему будет радостнее, к тому же он начнет учиться убирать вещи за собой.

Постепенно в его сознании будет закрепляться тот факт, что каждый предмет имеет свое собственное место. Очень важно не нарушить это понятие в мозге ребенка и не спровоцировать возникновение такой вредной детской привычки, как стремление к беспорядку, в противном случае искоренить это в дальнейшем будет невозможно. Зачастую взрослые не видят проблем в уборке разбросанных игрушек. Однако случается такое, что довольно послушный ребенок вдруг начинает разбрасывать игрушки и действовать по принципу «Чем хуже, тем лучше».

Как отучить ребенка от вредной привычки и профилактика стремления к беспорядку

Перед тем как бороться с такой вредной привычкой у детей, как стремление к беспорядку, ребенку нужно показать, как он должен себя вести. В этом случае родители должны давать малышу больше свободы и объяснять правила поведения. Если им удастся создать атмосферу заинтересованности, то эти установки станут не только понятными ребенку, но и увлекательными с эмоциональной точки зрения. В доме могут появиться картинки совместного творчества наподобие дорожных знаков. Развешивать их нужно вместе, это поможет ребенку быстро запомнить названия разнообразных предметов.

Любые запреты имеют свою ценность для малыша в случае, если их действие распространяется в том числе и на родителей. Они могут позволить малышу уличить себя в определенной ошибке. Ребенок сам будет объяснять родителям, в чем именно они оказались неправы и тем самым закрепит свои знания. Взрослые сумеют создать условия для того, чтобы сосуществовать с ребенком в одинаковых условиях.

Для профилактики вредных привычек у детей каждый успех малыша должен обязательно замечаться, родителям следует как можно чаще хвалить своего ребенка. Надо отметить, что у детей есть свой собственный мир, воображаемый, который значительно ярче и привлекательнее по сравнению с реальным. В этом мире ежеминутно происходят чудеса, в которые малыш верит. Гораздо проще начать с малышом играть, чем приказывать ему выполнить то или иное действие.

Главное при этом - последовательно вырабатывать у ребенка привычку к порядку, непоследовательность действий с родительской стороны может стать причиной того, что он будет этим заниматься лишь тогда, когда у него вдруг появится желание прибраться в своей комнате.

Вредная привычка у детей дошкольного возраста: искажение речи

Малыша зачастую переполняют различные эмоции, но ему не хватает слов, чтобы их выразить, поэтому подобные словечки в его лексиконе появляются все чаще. Однако родителям не следует обращать внимания на это. Как правило, подобный эффект проходит через несколько месяцев, когда у малыша словарный запас становится более обширным. Если взрослые будут как-то реагировать на появление в лексиконе ненормативных слов, то ребенок сочтет, что таким способом может привлечь к себе дополнительное внимание и справиться с этой привычкой будет значительно тяжелее.

Иногда в жизни здорового ребенка возникает такая вредная привычка, как намеренно или несознательное коверкание слов. Малыш обычно стремиться узнать об окружающем мире как можно больше, понять все те явления и предметы, которые находятся рядом с ним. Родителям нужно потратить много времени, чтобы ответить на все вопросы, возникающие в его голове. Не следует жалеть на это времени.

Предупреждение вредной привычки искажать слова у детей раннего возраста

Для предупреждения этой вредной привычки у детей малышу нужно объяснить, что использовать подобные слова не следует, даже если он очень зол или сердит. Ближе к шести годам ребенок уже в состоянии понять, что есть слова, употребление которых неприлично и недопустимо в обществе. Можно попробовать искоренить такую привычку при помощи игры под названием «Ругаемся овощами», когда малыш вместо ругательств станет употреблять названия овощей. Это не будет резать слух, вместо этого откроются богатые возможности для развития речевых навыков.

Лингвисты и психологи советуют для устранения этой вредной привычки у маленьких детей вспомнить первый год жизни, когда ребенка учили произносить первые слова и фразы. Напевный язык позволяет малышу быстро и хорошо усвоить фонетический склад родной речи. Достаточно говорить подобным образом с ребенком в течение 15 минут ежедневно, и уже через месяц или полтора его речь придет в норму.

Можно попробовать разговаривать с малышом по принципу отраженной речи, когда он немедленно будет повторять то, что говорит ему взрослый. Для этой цели наиболее подойдут скороговорки, рассчитанные специально на детей. Их нужно проговаривать громко и эмоционально, чтобы малыш смог не только правильно повторить, но и уловить основные идеи, которые заложены в данном высказывании.

Ещё один способ устранения этой вредной привычки у детей довольно сложен. Однако его стоит попробовать применить. Надо попросить ребенка нарисовать или пересказать все то, что он увидел или услышал в течение дня, пристально следя за ходом его мыслей. Благодаря этому упражнению в детях пробуждается интерес к общению.

Вредная привычка дошкольников: манипуляции с телом

Ещё одна вредная привычка дошкольников – игры детей со своими половыми органами. Практически с пеленок родители пытаются с этим бороться, однако уже к полутора годам малыш точно знает свою половую принадлежность. Он никак не может понять, почему пальцы в районе паха вызывают у его родителей столько негодования, которое порой переходит в злость. Однако нужно помнить, что все одергивания представляют собой довольно серьезную опасность, так как они откладываются в бессознательной памяти ребенка и являются прекрасной почвой для развития комплексов. Они, в свою очередь, перерастут в трудности во взрослой жизни.

Как только ребенок освобождается от пеленок, он умеет управлять своими руками. Они тянутся туда, где раньше не могли ничего прощупать, например, малыш трогает свои волосики, сосет палец, прикасается к гениталиям или пупку. Для него они являются всего лишь частями тела. Однако бывает, что такая спонтанная игра становится для него ключевым источником приятных ощущений, поэтому интерес усиливается и приобретает осознанные формы. Родителям не следует лишать свое дитя прелести прикосновения материнских рук. Ведь этой вредной привычкой дети дошкольного возраста стараются заменить нехватку ласки.

Как избавить ребенка от этой вредной привычки

Избавить ребенка от этой вредной привычки нужно как можно быстрее. Взрослые должны внимательно следить за гигиеной промежности, менять пеленки как можно чаще, чтобы там не возникал зуд. Стоит отметить, что девочки имеют довольно узкий мочеиспускательный канал, поэтому любая инфекция способна привести к серьезному заболеванию - вульвиту. Он сопровождается болезненным мочеиспусканием, обильными выделениями и зудом. Это заболевание может возникнуть из-за воспалительного процесса, а также стать первым признаком разного рода аллергических реакций организма. Мальчикам в этом плане еще сложнее, ведь им приходится сильно напрягаться, чтобы избавиться от мочи.

Если родители все-таки стремятся отучить своего малыша от манипуляций с собственным телом, его не нужно оставлять в кроватке в одиночестве. Когда его укладывают спать, ручки надо положить поверх одеяла и дать в них мягкую игрушку. В качестве ночной одежды лучше надеть мягкую рубашку до пят вместо пижамы. Одежда должна быть максимально свободной, чтобы она ничего не сжимала и не сдавливала. Застилать кровать накрахмаленным бельем не следует, так как оно может вызвать серьезный дискомфорт. Ребенка не стоит надолго оставлять на горшке и придавать туалету чересчур большое значение.

В более старшем возрасте, когда ребенок уже научится говорить, он может задавать своим родителям множество вопросов относительно своей половой принадлежности, своего появления на свет и т. д.

Перед тем как отучить ребенка от этой вредной привычки, взрослым нужно изучить как можно больше информации по данному поводу и рассказать малышу все максимально правдиво, причем так, чтобы все полученные ответы соответствовали его возрасту.

Родителям необходимо помнить, что малыш с помощью прикосновений к себе исследует свое тело. Этот процесс довольно важный для достижения самостоятельности и формирования индивидуальности. Взрослые должны постепенно и ненавязчиво отучать малыша от такого способа познания своего тела, чтобы он сам не заметил таких действий.

Однако родителям вести себя так, чтобы малыш осознал, что изучение половых органов недопустимо, не следует. Тем более что существуют понятия трехлетнего и семилетнего кризиса. В связи с этим, надо действовать как можно аккуратнее, чтобы не допустить появления резких порывов и не вторгаться в личное пространство малыша. Если попытаться подавить детское любопытство, то это ни к чему хорошему не приведет.

В изучении самого себя малышу можно помочь, так как на этом этапе он знакомится с собой. Как говорят психологи, здесь он должен получить наиболее простые ответы. Может случиться и такое, что ребенка будут беспокоить зуд, боль или же другие симптомы воспалительного или инфекционного заболевания. В этом случае родителям следует обратиться к специалистам, которые займутся лечением болезни. Кроме того, взрослые должны относиться к такому поведению ребенка как к его будущему половому созреванию.

Для устранения этой вредной привычки у детей грамотные родители должны создать в домашних условиях такую обстановку, чтобы ребенок, даже обладая самыми разными привычками, не чувствовал себя ущербным. Если все-таки привычка появилась, то ребенку не стоит лежать в постели без сна в течение долгого времени. Если укрывать его одеялом, то это приведет к усугублению ситуации. Вместо этого малыша можно одеть в теплую свободную одежду. В ней он будет сидеть, играть, ходить и даже спать. Это позволит ему как можно быстрее избавиться от привычки. Необходимо ограничивать его время нахождения на горшке.

Ни в коем случае не следует стыдить или ругать ребенка за то, что он изучает собственное тело. Это может вызвать обратную реакцию и только усилить интерес к этому процессу. Кроме того, бурная реакция родителей на подобную детскую привычку вызовет возникновение психологической травмы, последствия которой будут более серьезными. Она может помешать развитию нормальных отношений с противоположным полом.

Малышу нужно твердо, спокойно и ласково объяснить, что снимать нижнее белье перед другими людьми некрасиво. Этот процесс можно сравнить с высовыванием языка. Если ни один из уговоров не подействует, допустимо переключить внимание ребенка на что-нибудь другое, например, подарить ему щенка. Когда родители научатся объяснять и обсуждать со своим малышом все то, что его волнует или интересует, то это станет одним из ключевых шагов в налаживании понимания между ним и взрослыми.

Статья прочитана 5 675 раз(a).

Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы - не конфетки.
Э. Успенский

В кругу дошкольников систематически попадаются дети, у которых имеются признаки нетипичного поведения. Такое поведение в современном обществе является неприемлемым. Действия ребенка характеризуются как привычка.

Привычка – сложившееся действие, выполнение которого при обусловленных причинах стало необходимостью для ребенка. Привычки бываю полезными и вредными.

Привычки, которые относятся к физиологическим потребностям или связанные с гигиеной ребенка, а также аккуратностью могут причинить вред здоровью и общему развитию малыша. Многие из этих привычек обусловлены малым возрастом ребенка и недостаточным развитием. С возрастом наибольшая их часть останется в прошлом или на место плохих привычек придут умения, навыки и осознанное правильное поведение предусмотренное в социальном обществе. Так, малыш, который дома постоянно ходит с соской, в памперсах или сосет палец, при достижении определенного возраста полностью откажется от соски, будет пользоваться туалетом. Но у некоторых детей эти привычки задерживаются и в определенном возрасте классифицируются как вредные.

Вредные привычки - это негативное влечение, ставшее необходимостью, и отражается в действиях, в поведении; привычка часто переходит в черту характера.

Так как формирование вредных привычек проистекает в младшем возрасте, то нужно заниматься воспитанием ребенка с самого раннего возраста. Так как при правильно воспитании ребенку прививаются полезные привычки и для вредных не будет места. Нужно учить малыша аккуратности, организованности и не бросать начатое на полпути, а все доводить до конца.

Такие привычки, с которыми, чтобы справится, нужно сходить к врачу. А именно держание пальца во рту, сосание языка и губы, а также различных предметов одежды, таких как воротник или рукав. Накручивание волос, непроизвольное движение головой или другими частями тела, онанизм. Причины возникновения вышеописанных привычек намного сложнее. Часто эти привычки появляются у детей с грубым и строгим воспитанием. Его оставляли одного в кроватке надолго. Рано переставали кормить грудью и не давали соски. Мало носили на руках, не укачивали перед сном и уделяли мало внимания и любви. Все это считается причинами появления вредных привычек.

Ребенок, на долго оставленный в своей кроватке, испытывает страх или скуку, старается как-то себя занять, теми способами, которые уму доступны в этот момент, например, берет палец в рот или крутит свои волосы, трогает ухо, губы, ковыряет в носу или в пупке. Со временем эти действия становятся привычными для него и переходят в привычку. Вначале он занимается этим из-за отсутствует мамы. Но даже когда мать решит быть с ребенком, она ему будет уже неинтересна. Он будет заниматься самим собой.

Как говорится, произошёл сбой системы. Ребенок природой настроен к постоянному появлению новых впечатлений, различным взаимодействиям с окружающими, что влияет на его развитие. Если бы мама была рядом с малышом. Он был бы спокоен и получал общение и ласку, идущую от матери, и при этом бы развивался. Но мамы не было, и он тем самым как бы возвращается в то состояние, когда он был в животе у нее. Он успокаивает себя сам и замыкается в себе. С этого момента он привыкает быть один, и мама ему будет только мешать в дальнейшем.

Держание пальца во рту, сосание предметов одежды, ковыряние в носу и другие подобные мероприятия отвлекают ребенка от познания внешнего мира, и останавливают его развитие. Пред вами во всей красе вредная привычка. Она является неотложным обрядом самоуспокоения, избавления от страхов, компенсацией внимания, ласки и общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Те дети, которые грызут ногти, губы, кожу на пальцах страдают неуверенностью в себе, его гложет чувство вины. Тем самым он хочет причинить себе боль и как только это происходит он получает удовлетворение.

Нередко бывает так, что вредная привычка, проявляется в повторяющихся движениях. Это связано с невольным замещением природной потребности в ритмичных движениях. Ритмичные движения оказывают содействие дозреванию биоритма мозга, соответствующего возрасту. Для правильно развития малыша необходим, например, сосательный рефлекс. Такое действие, как сосание груди, не только является процессом поступления питательных веществ в организм ребенка. Это еще важный комплекс действий – пищевого, психологического и стимулирующего развитие мозга.

Материнскую грудь обычно сосут до года, но детям, которым требуется продление стимуляции делают это до полутора лет. Ребенок, которого лишили материнской груди, прежде временно, сосет соску или палец до трех-четырех лет, и это является нормальным, при вышеописанных условиях. Ритмичные автоматические действия синхронизируются с биоритмами головного мозга, при переходе от бодрствования ко сну. Вот именно поэтому детей нужно укачивать перед сном. С помощью укачивания даже возможно успокоить боль.

Сосание языка, губы и предметов одежды – это самостимуляция и после года считается свидетельством отсрочки созревания определенных функциональных систем в организме ребенка. Это проявляется у детей, обделенных прикосновениями маминых рук. Поэтому ребенок, привыкает успокаивать и укачивать себя сам. Сосет или теребит что-то, крутит волосы, трет половые органы, пытается качается в постели, чтобы уснуть. Все это всегда растягивается на годы, чтобы восполнить недостающее.

Вредная привычка, часто принимает тяжелые формы выражения, объединяя в один ритуал сразу несколько вредных привычек. Ребенок держит палец правой руки во рту, а левой крутит волосы и прикрывает ей глаза. Когда левую руку убирают и закрепляют на туловище, он сам убирает палец правой руки. Нарушается система, уже одно только действие (сосание пальца) не приносит удовлетворение. Такие виды осложнения могут привезти к неврозу навязчивых состояний или неврастении.

Бывают случаи, когда привычка возникает мгновенно. Это происходит по типу условнорефлекторной связи при замене биологической потребности. Например, если ребенок был лишён общения с матерью, в период кормления грудью, на несколько дней. И когда общение возобновляется при виде мамы, он сразу начинает сосать язык. И такая привычка может быть довольно продолжительный период времени, лучше как можно быстрее обратиться к врачу.

Детский онанизм

Больше всего родителей тревожит детский онанизм. У детей до семи лет он встречается почти у каждого десятого малыша. Бывает, что уже в 6 — 8 месяцев ребенок крепко сдавливает бедра, не реагирует ни на что вокруг него, взгляд направлен в одну точку, лицо краснеет, на лбу выступают капли пота. Когда родители начинают отвлекать ребенка и занимают его другим делом, он негодует. После года онанизм приобретает другие формы. Малыш вертится на стуле, долго сидит на горшке, стискивает одеяло между ног.

Родители совместно с воспитателями детского сада борются с этой проблемой. Взрослые сурово порицают эту вредную привычку. Выдвигают мнение об испорченности ребенка и излишней его сексуальности. Но ведь дитя до 3 лет по сути бесполо. Ребенок в этом возрасте не относит себя к какому-то определенному полу. Это процесс произойдет после трех лет, в ходе становления личности. Ребенок до трех лет даже не думает о том, что он раздражает собственно половые органы.

Мысли ребенка в этом возрасте: родителям он не нравится, обвиняют его поступки, но причины негативной оценки со стороны взрослых ему непонятны. Такие правила, как запрет играть со спичками — он усваивает при первом ожоге или просто при взаимодействии с огнем, он чувствует жар от него и понимает опасность обжечься. Но он не может взять в толк, почему на ковыряние в носу родители реагируют не так, как когда его руки находятся в области паха. Ведь для него эти действия одинаковые. После 3-4 лет ребенок начинает понимать, что делать этого нельзя, но не может от этого отказаться.

Ребенок старается скрывать мастурбацию, притворяется спящим, и ждет, когда родители уснут. Он желает получать удовольствие, несмотря на запрет. А запрет только ухудшает положение дел. Ребенок начинает ощущать вину, чувствует себя неполноценным и испорченным. Поэтому ребенок старается скрыться от всех и это приводит к замкнутости.

Как же помочь ребенку с этой проблемой. Старайтесь не оставлять ребенка, у которого имеется привычка к мастурбации, в кроватке одного. Если он долго не засыпает, расскажите ему сказку, помогите ему уснуть. Не допускайте чтобы он долго лежал в кроватке после того, как проснется, сразу переходите к зарядке и водным процедурам и т. д.

Не разрешайте ребенку долго сидеть на горшке. Если появились острицы, как можно быстрее избавьтесь от них. Не позволяйте ребёнку терпеть, когда он хочет в туалет. Когда он задерживает мочеиспускание происходит напряжение полового члена, чувство тяжести внизу живота это может привести к онанизму. Следите за гигиеной. Следите чтобы ребенок надевал одежду, которая ему не давит. Не нужно давать детям большое количество шоколадок и острой еды.

Не нужно часто качать ребенка на колене, давя ему между ног. А также не стоит садить его себе на шею, на долго. Старайтесь отвлекать его от попыток мастурбации, не привлекая к этому процессу много внимания. Попытайтесь перевести его внимание на какие-то игры или чтение книги. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Следите чтобы ручки ребенка перед и вовремя сна были над одеялом, а не под ним.

Борьба с вредными привычками.

Вредную привычку нужно убирать, спокойно не торопясь и не думать, что, просто сказав ребенку что так делать нельзя все сразу пройдет. Нужно затратить столько же времени на борьбу с ней, сколько она закреплялась. Вредная привычка появилась из-за отсутствия внимания к ребенку, а теперь чтобы ее победить нужно как можно больше внимание уделять своему ребенку. С ним постоянно нужно чем-то заниматься, играть, читать книги. Познакомить его с другими детьми, чтобы они постоянно вместе играли. Сделать так чтобы у него просто не было свободного времени на вредную привычку.

Например, возьмем такую вредную привычку, как грызть ногти. Чтобы избавиться от нее, стоит коротко подстричь ногти. Дать ему погрызть морковку или что-то другое полезное. Можно предложить потереть ладони друг об друга, когда возникает желание грызть ногти. Нужно говорить ободряющие фразы: «Не переживай ты обязательно справишься с этим желание. У тебя все получится». Если у ребенка возникли какие-либо трудности, обязательно нужно ему помочь, чтобы не возникало чувство беспомощности. Родителям прежде всего нужно запомнить, что ногти грызут не уверенные в себе, чтобы избавиться от вредной привычки нужно справиться с неуверенностью и это самое главное. Часто дети, которые грызут ноги впадают в депрессию, таких ребят нужно поддерживать говорить одобряющие фразы и т. д.

При сосании пальца и предметов одежды поможет все то что описано выше. Но стоить заметить, что желание сосать палец и одежду возникает у детей перед сном. То рекомендуется перед сном поиграть в ритмические игры, попрыгать со скакалкой. Можно сделать качели дома и качать ребенка несколько раз в день по 10 минут или купить игрушку качалку. После того как ребенок лег в кроватку можно включить тихую ритмичную музыку.

Вредные привычки часто возникают у детей, имеющих низкий фон настроения, склонных к депрессии, поэтому чтобы не допустить возникновение вредных привычек или для их устранения стоит поддерживать у ребенка хорошее настроение и не давать ему грустить. Любите своих детей и уделяйте им побольше внимания и все у вас будет хорошо. Желаю вам и вашим детям счастья!

«Когда вырастет, тогда перестанет» , — так размышляют родители о вредных привычках у детей. Часто эти слова сказаны после неудачных попыток справиться с плохими привычками у детей. «Наш случай не единичен. Многие сталкиваются с такими проблемами» . Вы правы, многие. Но, важно понять, что вредные привычки детей сигнализируют, что-то идет не так. Конечно же всякую привычку возможно исправить. Стоит понять, что ваш малыш хочет сообщить через них.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Рассмотрим 6 вредных привычек у детей дошкольного возраста.

1. Сквернословие.

Когда ребенок ругается, часто он делает это без осмысления, повторяя где-то услышанные слова. Поэтому, будьте предельно осторожны при использовании крепкого словца. Не забывайте что дети, как губки, как копирки, все впитывают и повторяют, включая вредные привычки.

Ребенок начал ругаться, тоже делать?

Малышу (до 4-х лет), после сказанного им ругательства, необходимо выразить запрет, например: «Так говорить нельзя/так говорить не стоит/так говорить не красиво» . Но если дома малыш будет слышать похожие слова, то в запрете нет смысла. Сначала, исключите данные грубые слова из своего лексикона, тем самым вы поможете не формироваться плохим привычкам у детей.

Ребенку после 4-х нужно не просто выразить запрет, а аргументировать его. Объясните ему то, что данные слова грубые, вульгарные и культурные люди не пользуются такими словами/выражениями на людях. Но запретный плод сладок и чтобы снизить реакцию протеста, что наедине с самим собой шепотом, можно сказать. Такое дозволение уменьшит заинтересованность в грубых словах.

Если ребенок перешагнув 5-ти летный возраст не прекращает выражаться на улице, в детском садите, магазине, то воспользуйтесь системой штрафов. Например, после каждого употребляемого крепкого словца в общественном месте, следует минус, отметка, запись (на ваше усмотрение). И, после 10-ти накопленных минусов следует определенная мера (обговорите ее с ребенком заранее). И конечно же, следите за своей речью!

2. Игнорирование просьб.

До трехлетнего возраста у малыша существует не гласное правило — слушаться родителей. В районе трех лет он все начинает отрицать. После этого возраста, ваше чадо усвоит — слова родителей — это ЗАКОН . Необходимо задуматься, что не прислушиваясь к вам ребенок не видит авторитета в вас.

Как быть, когда ребенок пренебрегает просьбам?

Сначала удостоверьтесь, пренебрежение просьб не взаимосвязано с посторонними причинами (к примеру, ребенок погружен в свои игры). Если же игнорирование принципиальное, не повышайте на малыша голос. Лучше, обнимите его, и мирным голосом донесите, что маму/папу необходимо слушаться. После чего, свою просьбу можете повторить. Для 3-х летнего ребенка таких действий будет достаточно. Ребенку постарше дайте понять, что после непослушания следует наказание. После чего, есть 2 варианта развития событий:

Ребенок исполнит вашу просьбу;
ребенок не прислушается к вам.

Во втором случае примените наказание, объяснив, почему вы это сделали. Таким образом, применяя последовательность в своих действиях (сказал, предупредил, наказал), вы сможете искоренить вредные привычки детей.

3. Ребенок после трех лет сосет пальцы (соску). Грызет ногти.

Удовлетворение оральной потребности, в простонародье сосание, является огораживанием от внешнего мира. Таким способом малыш отыскивает успокоения. , является нервной реакцией. Часто возникающая если малыш утомился, измотан, напряжен.

Как быть когда ребенок обгрызает ногти или сосет пальцы?

Не стоит повышать голос, бить по пальцам или того хуже, мазать горчицей. Спокойным тоном попросите малыша вынуть пальцы изо рта и переключите внимание на увлекательные игры для малыша. Ежедневными играми ребенка должны стать те, которые снижают повышенную возбудимость, способствуют расслаблению. , можно уделив ему больше своего времени, поскольку сосание пальца говорит о недостатке контакта с матерью. Поэтому, даже если вы работающая мама, находите время каждый вечер для занятий/игр с ребенком. Отвести внимание от рук и рта можно с помощью пластилина. Так же, с помощью шуток: «А можешь засунуть всю руку?», «Возьми мои пальцы» и прочее. Важно, чтобы ребенок понял вашу шутку.

4. Без спроса берет чужое.

Однозначно причина кроется в желании обладать такой же вещью. Малыши дошкольного возраста еще плохо понимают разницу «мое / не мое» . Дети школьного возраста уже могут понимать разницу и объяснения родителей, почему не стоит трогать чужое.

Как быть, если берет чужое?

В доме появилась новая игрушка, поинтересуйтесь у своего чада, откуда игрушка взялась. Если дали поиграть, узнаете у своего малыша, чья это игрушка. Если же ребенок обманул, объясните, недозволенность такого поступка и правильную манеру поведения. Например, можно попросить поиграть, поменяться и т.д. Чужую же игрушку возвратите вместе с ребенком, ее обладателю.

5. Дразнит других и гримасничает.

Многие их нас хоть раз в жизни делали подобное. Поэтому, плохой привычкой у детей мы назовем то, когда ребенок корчит рожи, дразнит разных детей постоянно, не контролируя себя.

Как быть, когда ребенок кривляется?

Корректировать эту вредную привычку можно с помощью самодисциплины. Самодисциплины можно добиться мотивировав ребенка. То есть, вы должны создавать такие условия, чтобы ваш ребенок сам желал контролировать себя. Например, использование системы поощрений, когда определенный промежуток времени (определите заранее) без кривляний, малыш получает балл. И при накоплении 10 баллов малыш получает маленький сюрприз.

6. Ребенок плюется едой.

Такое поведение можно назвать плохой привычкой ребенка после двух-трех летнего возраста.

Как быть, когда ребенок выплевывает еду?

Отучить ребенка плеваться едой, можно объяснив что играть с едой нельзя, после чего стоит забрать тарелку. Когда ребенок просит другую пищу, скажите что другого нет (поскольку требование другой еды — это попытки манипуляции). Наблюдайте за ответом малыша, если согласие на предложенную ему пищу достигнуто, упомяните, что нельзя играться с пищей. Если ребенок продолжает выплевывать еду, играться с ней, то заберите тарелку и оставьте его без обеда. Ребенок поймет, что вы последовательны в своих действиях и прекратит свои вредные привычки.

Итак, чтобы избавиться от вредных привычек у детей, следует следить за своими привычками. Дети копируют поведение взрослых, считая его правильным.

B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как на первый взгляд кажется родителям, не искоренимы никакими воспитательными мерами. Такое поведение или вредные детские привычки проявляются в том, что ребенок любит сосать палец, кусать ногти, вырывать себе волосы, ковырять в носу или тереть глаза, ритмично покачиваться из стороны в сторону. Иногда у малышей наблюдается тик.

Больше хлопот, чем перечисленные выше вредные привычки, приносят родителям потеря аппетита у ребенка, нарушения сна, недержание мочи или кала, агрессивное поведение, ночные страхи и вскрикивание во сне, а позднее - несамостоятельность, необязательность в школьных делах, рассеянность и мечтательность.

Тесный внутренний контакт с ребенком, нежное и последовательное руководство его действиями, неослабное внимание родителей к ребенку, разнообразные занятия и соответствующая возрасту детей требовательность к ним - это лучшая профилактика возможных вредных привычек, равно как и терапия, предотвращающая их появление или устраняющая их.

Приобретение вредных привычек характерно для определенного периода развития ребенка и не стоит преувеличивать их значения. Некоторые беспокойные или слишком добросовестные родители пытаются исправить поведение ребенка постоянными внушениями типа: "Не вертись", "Вынь палец изо рта", "Не грызи ногти" и т. п.

Таких родителей, конечно, можно понять, ведь не будешь же безучастно смотреть на такое "неправильное" поведение своего ребенка. Но необходимо иметь в виду, что причина может быть вполне безобидна - малыш просто "подсмотрел" такую манеру вести себя у другого ребенка или даже у взрослого.

Рождение ребенка - огромная радость для всей семьи. Ваше маленькое чудо самое-самое замечательное и неповторимое. Ребенок подрастает, и родители начинают замечать, что у него уже появляются свои привычки, некоторые из них не очень хорошие, например:

  • сосание пальца;
  • обкусывание ногтей;
  • ковыряние в носу;
  • выдергивание или кручение волос.

Почему они возникают?

Причин возникновения вредных привычек у детей множество. Иногда они возникают просто от бессознательного желания ребенка подражать кому-то. Поэтому близкие ребенка должны в первую очередь следить за своими привычками и не давать ребенку повода копировать ваши ковыряния в носу или кусание ногтей.

По мнению детских психологов, все детские вредные привычки возникают от недостатка внимания к ребенку в семье. Кроху надолго оставили одного, редко берут на ручки, рано отлучили от маминой груди, ему неуютно, скучно и даже страшно. Чтобы занять себя как-то, ребенок ищет компенсацию и успокоение в доступных для него тактильных ощущениях - сосет палец, теребит ухо, ковыряет пупок, играет со своими половыми органами.

Ребенок привыкает себя успокаивать такими ритуальными действиями, которые постепенно переходят во вредную привычку. Поначалу ребенок, таким образом, утешает себя в мамино отсутствие, а потом, даже если мама рядом с ним, ему уже интересно заниматься собой. Так формируются навязчивые привычки у детей, которые успокаивают ребенка днем, усыпляют ночью, помогают избавиться от страхов.

Часто такая вредная привычка, как сосание пальца, возникает от незрелости биоритмов мозга. Сосательный рефлекс служит нормальному развитию ребенка и если его рано отлучили от груди, то сосание пальца или пустышки до 3-4 лет считается нормальным для таких деток.

В определенной сложной ситуации, испытывая страх, беспокойство или нервозность, ребенок может привязаться к какой-нибудь одной вещи или игрушке и не расставаться с ней, находя успокоение и утешение только удерживая вещь в руках. Часто это происходит, когда ребенок начинает ходить в садик, и мамы рядом нет, а есть только незнакомые люди.

Постепенно ребенок знакомится с окружающими детками и воспитателями и, если со всеми у него устанавливаются дружные отношения, то незаметно и необходимость в «своей» игрушке или вещи отпадает.

Не зря в народе говорят: посеешь привычку – пожнешь характер. Такие вредные привычки у детей возникают при издержках воспитания и, объединяясь одна с другой, формируют уже черты характера ребенка. Поэтому так важно вести профилактику вредных привычек у детей. Тесное общение с ребенком, интерес ко всем его делам, ненавязчивое и незаметное руководство его действиями – вот что поможет ребенку избежать появления вредных привычек, ну а если они уже возникли, то поможет искоренить их.

Как же бороться с вредными привычками у детей?

Однозначно можно ответить, что наказанием и запретами здесь помочь нельзя. Избавиться от вредных привычек непросто и времени на это может уйти немало. Поэтому родителям нужно запастись терпением и убедительно доказать ребенку, что вредно грызть ногти потому, что под ними скапливается очень много грязи и микробов, и все это попадает ему в рот. Маленькому ребенку можно придумать сказку о братьях-пальчиках, девочке рассказать, что руки у будущей женщины должны быть красивыми и ухоженными. Если ребенок сосет палец, то наказывать и ругать его не имеет смысла - ничего не поможет, он будет сосать его уже тайком. Лучше как можно больше уделять ему внимания, отвлекать интересными занятиями и играми или просто приласкать кроху. Если палец у ребенка постоянно в носу, может это говорит о том, что слизистая носа пересыхает и это доставляет ему дискомфорт. Стоит обратиться к врачу за советом.

Ну и еще надо сказать о такой «ужасной» проблеме, как детский онанизм. Многие дети в детстве занимаются «этим» и каждый родитель бывает в шоке, когда видит, как его грудной ребенок трогает себя «там». Но на самом деле ужасно только для нас, взрослых, а маленький ребенок делает это совершенно бессознательно. Для крошки исследовать свои половые органы так же естественно, как и трогать свои ручки, ножки, ушки.

А вот дети постарше могут трогать себя уже осознанно, это может им доставлять удовольствие. И вот тут родители должны быть начеку: не позволять ребенку долго валяться в постели, белье у него не должно быть тесным, регулярно проводить гигиену половых органов, чтобы исключить раздражения и зуд.

Не ругайте ребенка, дайте ему понять, что то, что он делает - естественно, но не должно подлежать огласке и тем более демонстрации. Ну и, конечно, надо привлекать детей к активным занятиям спортом, танцами, которые будут отвлекать их и не оставлять времени для вредных привычек.

В основе всех вредных привычек у детей лежит какая-либо психологическая проблема. Борьба с ними - это борьба с неуверенностью ребенка, его тревожностью. Закомплексованные взрослые вырастают из тех детей, которых в детстве мало любили, мало ласкали и заботились о них. Поэтому так важно, чтобы у вас дома царила мирная, доброжелательная атмосфера любви и согласия, и тогда вы преодолеете любые невзгоды.

Что поможет?

1. Самое главное (и самое сложное) - понять, что символизирует эта привычка, нехватку чего она замещает, что она дает ребенку (чаще всего это успокоение, выражение злости, привлечение внимания или защита). И сделать так, чтобы ребенок не нуждался в этом и не удовлетворял эту потребность плохой привычкой.

2. Попробуйте уделять малышу больше внимания. Найдите способ его успокоить, чтобы ему не нужно было делать это самому.

3. Важно, чтобы круг действий, которые вы запрещаете ребенку, был небольшим. И чтобы на запретные действия всегда была одна и та же реакция. Пусть в его жизни пока будет как можно меньше неожиданностей.

Виды наказаний:

Каждый конкретный случай стоит проанализировать, а для этого родителям нужно для начала полностью успокоиться – лишь тогда они смогут разобраться в причинах поступка своего ребенка, дать ему оценку, выбрать модель своего поведения и, возможно, вовсе отменить наказание. Иногда отказ от наказания может быть очень полезным – например, когда набедокуривший ребенок сам осознал свою вину и хочет все исправить. Но возможно это лишь в том случае, если малыш способен самостоятельно оценивать свои поступки и делать собственные выводы.
Оценивая поведение детей, взрослые обязательно должны учитывать их возрастные особенности. Например: до трех лет мозг ребенка находится в стадии формирования, и малыш не вполне может контролировать свои эмоции и поведение; кризис двух-трех лет сравним по силе с подростковым; ложь и выдумки для детей пяти-шести лет являются нормой; в четыре-пять лет происходит естественное усиление агрессивности малыша из-за гормонального всплеска – и так далее.
Не менее важно быть постоянно внимательным к ребенку, учитывать его физическое состояние: может быть он "вредничает" неосознанно, просто хочет спать, пить, есть, замерз, или кто-то его обидел.
Ребенку важно иметь такой «кусочек пространства» или такое время, когда можно беспрепятственно «выпускать пар» – шалить, пачкаться, беситься.

Какое наказание эффективно?

Наиболее эффективным является такой вид наказания, при котором ребенок будет охотно своими силами исправлять сделанное им. К примеру, если он разбросал вещи по квартире, нужно убедить его их собрать и разложить по местам (Сказав ему, к примеру, что игрушкам "обидно" валяться на полу, или что бабушка устала, ее нужно пожалеть и убрать все самостоятельно); если испачкал одежду или обувь – убедить его самостоятельно вымыть, почистить или застирать ее, а порванную книжку ребенок может склеить вместе со взрослыми. При этом родители должны не грубо заставлять его, а именно побуждать самого ребенка принять это решение. Также взрослым следует обязательно принимать во внимание его возможности. Если малыш в силах исправить то, что он сделал, он сам признает такое требование справедливым, если это слишком сложная для него задача – взрослым стоит помочь ему.

Вместо наказания можно вместе придумать сказку. Например, про приключения непослушного зайки. В такой форме дети легче усваивают просьбы взрослых и понимают свои проступки.

Можно ли с целью наказания лишать ребенка каких-либо удовольствий?

Лучше наказывать ребенка, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Это метод можно считать вполне приемлемым, особенно если взрослый заранее проговорил с ребенком, за какие «правонарушения» тот будет лишен каких-либо значимых для него привилегий. Сообщать ребенку о таком наказании нужно без раздражения, крика и агрессии – спокойным, вполне доброжелательным тоном.
Ребенок обязательно должен быть сам согласен с наказанием и считать его справедливым. Если же малыш не видит логической связи между своим проступком и лишением, например, лакомства или воскресных развлечений, он затаивает обиду на взрослых, вину же свою признает лишь формально, или не признает вовсе.
И, конечно, ни в коем случае ребенка нельзя лишать еды, прогулок на свежем воздухе, общения с другими детьми.
Если родители наказывают ребенка за то, чего не исполняют сами, это вызывает у него протест и порождает чувство неуважения к ним. Родители должны быть последовательны в своих требованиях. А те слова, в которых родители обозначают свои требования, должны быть ребенку понятны.

Правила Д. Добсона, американского семейного психолога, доктора философии, основателя и президента организации «В фокусе семья»:

Сначала установите границы - затем требуйте их соблюдения. Ребенок должен знать, что приемлемо в его поведении, а что - нет. Если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.
- Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, вы должны быть готовы к конфликту. Беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.
- Ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный проступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его.
Когда конфликт исчерпан – утешьте ребенка и все ему объясните. Обнимите его, погладьте, скажите, как сильно вы его любите и как вам неприятно наказывать его. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать за то, что он намочил постель или сломал игрушку, которую вы ему подарили.
Прежде чем наказывать, разберитесь в ситуации. При этом постарайтесь оставаться спокойным

За что ни в коем случае нельзя наказывать:

За естественную познавательную активность: например, ребенок берет в рот предметы, тычет пальчиком в разные дырочки или хочет познать функции какого-то предмета, т.е. сломал игрушку (свою или чужую - не нарочно), изучает свои половые органы;
- за возрастные и физиологические особенности: неусидчив, невнимателен, не желает засыпать, не хочет есть;
- за отсутствие опыта поведения в той или иной жизненной ситуации - не попросился на горшок и описался; плюется или дерется, если ранее ему не объяснили, что это плохо; отнимает игрушку (естественное желание); боится идти к врачу;
- за проявление естественного чувства – ревность к младшему братику или сестренке (обижает их);
- за неосторожность: испачкался на прогулке, случайно пролил сок из чашки.

4. Попробуйте придумать новые , которые будут доставлять удовольствие вам обоим. Лучше, если они не будут связаны с посещением людных мест, длинными перемещениями. Чем спокойнее увлечение - тем вероятнее оно избавит ребенка от вредной привычки.

5. Надо сказать, что вредные привычки - это сигнал каких-то проблем в семье. Тогда нужно анализировать эти ситуации, проигрывать их, рисовать, обсуждать, спрашивать, какие чувства они вызывают у ребенка.

6. Ребенку школьного возраста хорошо бы помочь найти друга, если его нет.

7. Нельзя наказывать за вредную привычку, стыдить, слишком часто обращать на нее внимание. И вообще, каждый раз, когда вам удалось не одернуть ребенка, а отвлечь, можно считать маленькой победой.

8. Хорошо бы отказаться от упреков, угроз, наказаний.

9. Не запрещайте злиться и научите ребенка выражать свой гнев.

10. Научите ребенка радоваться и получать удовольствия от каких-то других вещей, чтобы это не требовалось делать через вредную привычку.

Такие нарушения и вредные привычки могут быть абсолютно безобидными и проходить сами собой, но они же могут являться и симптомом серьезных нарушений в отношениях ребенка с окружающим миром, а иногда и быть следствием определенного заболевания. Поэтому для начала необходимо тщательно проверить эти симптомы, чтобы установить, хватает ли ребенку внимания и ласки.

Подход к вредным привычкам должен быть очень тонким. На то, чтобы справиться с ними, нужно много времени и терпения.