Воспитываем ребенка по типу темперамента. Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители

Например, у сангвиников нервные процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У флегматиков - наоборот. Поменять тип темперамента ребенка нельзя, а вот скорректировать его черты во время формирования характера не только можно, но и нужно.

Первые проявления темперамента малыша можно заметить уже в трех-четырехмесячном возрасте: младенцы по-разному реагируют на события вокруг, например, на появление незнакомца, на новую игрушку, на мокрые пеленки.

В возрасте около года уже можно понять, каким темпераментом обладает ребенок. Согласно общепринятой классификации, люди по темпераменту делятся на сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков. Почему важно уже сейчас обратить на это внимание? Прежде всего, от этого зависит, в какие игры и как следует играть, какие качества развивать. Кроме того, бывает, что несовпадение темпераментов с кем-то из родителей приводит к конфликтам. Например, папа-холерик может сильно раздражаться на флегматичного сына, потому что ему просто непонятно, как можно часами убирать кубики. Он привык к совершенно иному темпу деятельности. Или меланхоличная мама невероятно устает от бурной активности своей дочки. Чтобы избежать подобных проблем, стоит как можно раньше понять особенности ребенка и научиться с ним взаимодействовать.

Надо сказать, что деление на четыре типа темперамента весьма условно. Абсолютное большинство людей имеют смешанный тип темперамента. Тем не менее, у каждого из нас можно выделить ведущий тип, он-то и определяет темперамент.

Одни младенцы спокойны, уравновешенны и выдержанны. Такой ребенок ест все, что ему предложат. Дождь ли, солнце - ничто не омрачит прогулку. У него может испортиться настроение, но ненадолго. Если вы объясните, почему нельзя получить желаемое, ребенок, скорее всего, примирится с обстоятельствами. Покажете ему нечто новое - и он захочет познакомиться с этим поближе.

Другие малыши гораздо чувствительнее к переменам. Они предпочитают есть знакомые кушанья в одно и то же время и в одном и том же порядке. Они недоверчивы: пугаются и плачут при виде новой игрушки или незнакомого лица. Зато их привязанности крепче скалы, дайте только время. Но вот заставить их попробовать что-то новое - настоящая проблема, слишком уж они осторожны.

Иная крайность - сорвиголовы, безоглядно кидающиеся ко всему, что их заинтересовало. А интересует их буквально всё. Их энергия неисчерпаема, и родители превращаются в спринтеров, мастеров раннего прогнозирования и стремительного маневра. Такие дети чудовищно настойчивы и даже склонны к манипуляциям. Они бурно откликаются на любые перемены и не знают меры в эмоциях и чувствах.

Такими уж они уродились!

Стелла Чесс и Александр Томас первыми классифицировали темперамент. С 1956 по 1988 г. они собирали данные почти о 140 людях, начиная с детского возраста, и в результате выделили девять характеристик темперамента: активность, постоянство, первоначальная реакция, адаптивность, выраженность, настроение, отвлекаемость, настойчивость/устойчивость внимания и чувствительность.

Благодаря работе этих ученых стало общепризнанным, что дети рождаются с определенным темпераментом, остающимся весьма стабильным на протяжении всего детства. Темперамент ребенка в очень незначительной степени поддается коррекции со стороны родителей, но сам, в свою очередь, влияет на характер родительского поведения.

По данным Томаса и Чесс, 65% детей относятся к следующим трем категориям, а темперамент остальных детей представляет собой комбинацию указанных типов.

Типы темперамента

Многие мои друзья нервничают, когда я разрешаю своей дочке забираться на гимнастическую стенку, предназначенную для детей постарше, или разрешаю ей выйти самой за дверь и постоять снаружи. А я переживаю, когда они не разрешают того же самого своим детям. Конечно, каждый из нас знает своего ребенка, и обычно мы поступаем так, как будет лучше для него (и для нас). Но в любом случае мы рискуем при этом подвергнуться осуждению. Попробуйте предупредить неодобрение окружающих, объяснив им, какой он, ваш ребенок. Например, о своей застенчивой малышке вы можете сказать: «Ей нужно время, чтобы освоиться. Лучше, если вы чуть-чуть подождете и дадите ей самой подойти к вам». Или другой вариант: «Да, он очень вспыльчивый. Он остро на все реагирует».

Холерик

Пожалуй, в детской литературе самый яркий представитель этого типа - Карлсон. Взрывной, с часто меняющимся настроением. Чуть что не по нему, сразу: «Так, я пошел!» Неусидчивый, не способный длительное время заниматься одним и тем же делом. Выдумщик. Легко знакомится первым. Любитель подбить других на какую-нибудь авантюру.

Холерики любят деятельность, связанную с риском, не до конца осознают опасность. Это те малыши, которые спокойно выползают на балкон, бегут через дорогу впереди мамы и т.д. Холерики все время чем-то заняты, упрямы в своих желаниях. Именно они часто закатывают истерики манипулятивного характера, чтобы привлечь к себе внимание и достичь определенной цели.

Этих детей постоянно одергивают («сюда нельзя!», «туда не ходи!», «это не трогай!»), ставят им в пример других малышей («вот, посмотри на этого мальчика, как он себя хорошо ведет», «какой хороший домик построила эта девочка, а ты все бегаешь!»). Но все призывы взрослых тщетны: запреты вызывают у холерика бурное сопротивление, а предложение полюбоваться чужим домиком - желание этот домик разрушить. Ему обидно, что взрослые восхищаются тем, что не имеет к нему никакого отношения.

Как же справляться с холериком? Прежде всего, старайтесь направить его энергию в правильное русло. Таким детям нужно очень много гулять. Некоторые мамы мне говорят: «Я не могу с ним справиться, поэтому мы не выходим на улицу». Да, за холериком угнаться трудно, у него очень много энергии. Но есть один секрет, один казалось бы незначительный нюанс, который может вам помочь изменить ситуацию. Выходя из дома, не позволяйте ребенку идти впереди себя. Сначала из квартиры выходите вы, а потом ребенок, в лифт сначала заходите вы, а потом ребенок. Из лифта безопаснее сначала выпустить ребенка, но не в случае с холериком! Возьмите малыша за руку и выходите с ним вместе. И, наконец, из подъезда на улицу снова первым идет взрослый. Казалось бы, мелочь. Но на самом деле эта мелочь очень много значит для ребенка: тот, кто идет впереди, автоматически становится хозяином ситуации.

Что чаще всего происходит? Мама открывает дверь подъезда, и из нее с криком вылетает ребенок. А дальше мама начинает за ним бегать по двору, пытаясь удержать и ограничить его активность. Пока он маленький, это кое-как удается, но если сейчас не установить субординацию, дальше будет все сложнее и сложнее. Вы не сможете объяснить ребенку, что он должен вас слушаться, если сами все время ставите себя в положение подчинения. Поэтому запомните и всегда соблюдайте простое правило: вожак идет первым.

Холерикам очень полезно ходить в бассейн. Плавание с задержкой дыхания - прекрасная дыхательная гимнастика, она обогащает кислородом кору головного мозга, делает человека эмоционально стабильным. Неспособность управлять собой, сдерживать свои импульсы - основная проблема холериков. Плавая, они одновременно учатся себя контролировать.

Холерик обладает задатками лидера: он инициативен, бесстрашен, и дети к нему тянутся. Но из-за своего упрямства и неумения понять чувства других он часто создает конфликтные ситуации: если что-то не нравится, легко может ударить, укусить, толкнуть.

Для того чтобы, с одной стороны, поддержать лидерские качества, а с другой, научить ребенка спокойно общаться, будут очень полезны командные виды спорта. О спортивных секциях говорить пока рано, но уже сейчас можно брать с собой на прогулку мяч, чтобы попинать его во дворе, - появится интерес к футболу.

Бокс, дзюдо, карате холерикам противопоказаны. Любое единоборство учит ребенка добиваться своей цели с помощью физической силы, а холерик и так склонен все проблемы решать именно таким способом. Если эту склонность развивать, ребенок так и не научится договариваться и находить компромиссы.

Детям-холерикам не хватает усидчивости, они слишком энергичны, чтобы долго сидеть на одном месте. В дальнейшем это может привести к проблемам в школе. Поэтому с раннего детства начинайте тренировать способность сосредоточиться на одном виде деятельности. Надуйте круг и предложите разложить на нем кубики. Для ребенка двух-трех лет это непростая задача. Кубики то и дело сползают с покатой, гладкой поверхности круга. Зато сколько радости испытывает малыш, когда это все-таки получается!

Сангвиник

Такой типаж тоже найдется среди сказочных героев. Это Буратино. Дети-сангвиники громче всех хохочут на детской площадке, причем по любому поводу.

Бывает, сангвиника ругаешь, а он улыбается. Казалось бы, раз улыбается, значит, спокоен. Но эмоциональная стабильность сангвиника иллюзорна. На самом деле он не менее чувствителен, чем другие люди. Просто для него смех - это не только выражение радости, но и способ защиты в случае стресса.

Как бы то ни было, ребенок-сангвиник - это хохотун, весельчак, душа компании, любитель весело и интересно проводить время. Кроме того, он прекрасно понимает и чувствует других людей. Его все любят, с ним все хотят общаться. Только вот удержать его внимание не так-то просто.

Основная проблема сангвиников - неумение доводить начатое до конца. Они с готовностью берутся за дело, однако быстро теряют к нему интерес и переключаются на что-то новое. Интересуясь всем сразу, они никак не могут определиться, какой кружок в конце концов выбрать, с кем дружить. Эти люди часто имеют огромное количество приятелей и - ни одного закадычного друга. Их внимание постоянно переключается с одного человека на другого, ни на ком не задерживаясь. «Я со всеми дружу», - говорит сангвиник.

Заглядывая далеко вперед, скажу, что идеальное поле деятельности для людей с таким темпераментом - это start up. Вот где они могут в полной мере продемонстрировать свои сильные качества: набрать хороших исполнителей, раздать всем задания, определить нужное направление, запустить процесс... Два года - максимальный срок, который сангвиники могут продуктивно работать на одном месте. Примерно столько обычно требуется для запуска нового проекта. А затем - новый start up, новые задачи. Рутинная, повседневная деятельность, движение по проторенной колее вызывает у сангвиников панику и отторжение.

С какими проблемами сталкиваются родители ребенка-сангвиника? Прежде всего, они могут заметить, что их малыш слишком легко увлекается, причем объектом его увлечения может стать то, чего сами родители вовсе не одобряют. Такой ребенок очень подвержен чужому влиянию. Любая красивая обертка - и его уже не оторвать.

Кроме того, непостоянство интересов приводит к тому, что сангвиник ничем не занимается всерьез. Все его увлечения довольно поверхностны. Такого ребенка сложно заставить сидеть за пианино и штудировать гаммы, и совсем не потому, что ему не хватает выносливости и внимания. Вовсе нет! Сангвиники крайне работоспособны. И первые три недели малыш будет усердно разучивать упражнения. Но потом ему это просто наскучит, и он увлечется чем-нибудь другим.

Задача родителей - помочь ребенку все-таки остановиться, сосредоточиться на чем-то одном, погрузиться в свое занятие и суметь довести начатое до конца. Будет большой ошибкой идти на поводу у малыша, давая ему возможность самому определить, чем он хочет заниматься. Это тот случай, когда самостоятельный выбор не приводит ни к каким результатам. Ребенок сам не может определиться со своими желаниями, это должны сделать родители: понаблюдав за ним, выбрать для него занятие в соответствии с его склонностями, а затем постараться задержать интерес, постоянно находя в этой деятельности что-то новое.

Даже если вашему крохе только что исполнился год, но вы уже разглядели в нем сангвиника, подумайте о том, как развить в нем вдумчивость и усидчивость.

Вот он сел рисовать. Два раза провел карандашом по листу бумаги - все, интерес потерян. Удержите его за столом. Покажите, что можно рисовать и по-другому. «А ну-ка, держи ладошку, я тебе ее обведу. А теперь смотри, ты рисовал красным карандашом, а если мы возьмем еще синий и желтый, что у нас получится? А теперь давай порисуем красками. А теперь фломастерами. Будем ставить печати. Что еще можно делать карандашом? Протыкать бумагу. Давай сделаем несколько дырочек».

Или, скажем, пирамидка. Сангвинику быстро становится скучно, достаточно один раз собрать - и все. Предложите ему теперь собрать ее вверх ногами, а потом еще как-нибудь. Вместо стержня попробуйте нанизывать кольца на нитку. Все время находите новую изюминку в том, чем занимается ваш малыш, удерживайте его внимание.

Это касается не только занятий, но и обычных игр. Скажем, ребенок взял машинку, покатал полминуты - надоело. Значит, пора превращать машинку в «скорую помощь». Поехали всех лечить! Полечили - опять внимание отвлеклось. «Смотри, наша машина стала летать! Она полетела в гости». Ребенка-сангвиника необходимо учить находить что-то интересное в привычной деятельности. Ведь в жизни далеко не всегда удается заниматься лишь тем, чем хочется. Работа может не нравиться, но она должна быть сделана. И тренировать эту способность надо уже сейчас. Помните: сангвиник очень работоспособен. Постоянно получая новое подкрепление интереса, он может долго заниматься одним и тем же. Насколько долго - эту меру можете определить только вы, ведь никто лучше вас его не знает.

Сангвинику важен не результат, а процесс, скорее даже начало процесса. И мотивировать его можно только сиюминутным интересом. Его вряд ли увлечет идея нарисовать вместе красивую картину бабушке на день рождения. Лучше предложите ему поэкспериментировать с красками и с кисточками. А потом уже можно сказать: «Ой, как красиво получилось! Подарим бабушке?» Вот так с ним можно договориться.

И непременно хвалите своего малыша-сангвиника за любое дело, которое ему удалось довести до конца. Ведь для него это совсем не просто.

Флегматик

Самые известные флегматики - Кот Леопольд и Крокодил Гена из мультфильмов. О флегматичном ребенке обычно говорят: «Он такой тихий. Сидит в комнате - его и не слышно. Что-то собирает, играет сам с собой, что-то себе под нос лепечет. Чудесный ребенок!» И действительно, маленький флегматик доставляет очень мало хлопот. Он не носится по дому, переворачивая все вверх дом, мало плачет, не капризничает. Но эти неоспоримые достоинства имеют оборотную сторону. Флегматики любят постоянство, избегают шума и суеты. Любое изменение устоявшегося распорядка жизни приводит такого ребенка в эмоциональное расстройство. Этот тихоня может внезапно устроить скандал просто из-за того, что ему дали не его чашку. Мама говорит: «Ну, попей из этой чашки, та грязная». Но малыш ни в какую! Ему нужна только своя чашка. Конечно, через период крайнего консерватизма проходят абсолютно все дети, но у флегматиков это не возрастная особенность, а свойство личности. Любое изменение распорядка жизни рождает в них тревогу, страх и отказ от деятельности. Если ребенок-флегматик играет в кубики, а папе уже хочется играть в машинки или в футбол, вы не сможете его переключить - это вызовет истерику.

Флегматика труднее всех переселить в отдельную кроватку и в отдельную комнату. Он плачет, хочет вернуться к родителям. Мама оставляет его одного и выходит из комнаты в надежде, что он поплачет-поплачет и заснет. Но флегматик будет плакать до тех пор, пока мама не вернется. И даже когда она уже будет рядом, он будет продолжать плакать - не сможет успокоиться. Вообще эти дети медленно переключаются с одного эмоционального состояния на другое.

Флегматик не испытывает острой потребности в компании. Придя в песочницу, он не пойдет к другим детям, а будет спокойно, без страха наблюдать со стороны.

Ярко выраженные флегматики встречаются довольно редко. Если в классе есть такой ребенок, он, как правило, вызывает напряженное недоумение учителей. Классный руководитель жалуется: «Он ни с кем не дружит. Сидит себе особняком. Надо же его как-то социализировать!» Да, флегматика не так-то просто загнать в коллектив. А надо ли? Ведь дело не в том, что он плохо социализирован. У флегматика нет проблем с окружающими людьми. Он вполне комфортно себя чувствует среди них. Если ему нужно, он подойдет, поговорит, спросит. Ему это совсем не сложно.

Флегматики любят читать книги, выжигать, мастерить, одним словом, заниматься тем, что не требует взаимодействия с другими людьми. Они очень упорны. Ребенок, который тянется за игрушкой на верхней полке, предпринимает попытку за попыткой, перебирает самые разные способы и в конце концов добивается своего - вот типичный флегматик.

Это «рабочая лошадка», на которой обычно все ездят. Сангвиник вспыхнет фейерверком, всех заведет - и уйдет. А кому достанется вся рутинная работа? Конечно, флегматику. И, надо сказать, он возьмется за нее без всякого отвращения.

Главные проблемы этого типа темперамента - медлительность и излишняя приверженность правилам. Они дольше других включаются в какую-либо деятельность, дольше думают над поставленной задачей. Зато все свои дела держат в идеальном порядке.

Флегматик кажется невозмутимым, но это только потому, что эмоциональные реакции у него замедлены. Вы выплеснули на него все свои эмоции, он спокойно выслушал, покивал головой. Вы ушли. И тут до него доходит, и он начинает переживать...

Медлительность флегматика доставляет массу проблем окружающим. Мамы жалуются: «Его с утра невозможно собрать в детский сад! Он одевается, одевается, и все никак не оденется». В школе учительница собирается с классом на прогулку: «Посмотри, весь класс тебя ждет!» Флегматик слышит эти упреки, напрягается и... еще больше замедляет темп.

Поторапливание, окрики, упреки в медлительности, попытки взрослых сделать что-то за него, - все это травмирует флегматика, вызывает у него страх перед действием. Став постарше, он на любую просьбу будет реагировать словами: «Я не могу». Уж лучше сразу отказаться, о чем бы ни шла речь. Пусть делают другие, тогда все будет хорошо, никто не будет торопить, раздражаться, кричать. Так вырастают «безрукие» дети, которые не умеют ни пуговицы на пальто застегнуть, ни шнурки завязать. Они привыкли к тому, что за них все делают взрослые, - так быстрее. Привлечь такого ребенка к работе по дому будет практически нереально.

Но всех этих неприятностей можно избежать, если вы дадите малышу возможность с самого раннего возраста учиться всему в том темпе, который для него оптимален. Все делайте заранее. Раньше начинайте собираться в садик, раньше готовиться спать. И ни в коем случае не подгоняйте! Проговаривайте каждое действие: «Сейчас мы с тобой оденемся, возьмем ведерко, совочек и пойдем в песочницу делать кулички», «сейчас мы помоем ручки, сядем за стол и будем обедать». Старайтесь, чтобы малыш знал программу действий на два-три шага вперед. Тогда он будет готов принять эти шаги. Если вы вдруг измените первоначальный план: «Давай-ка лучше пойдем не в песочницу, а на качели», - сангвиник легко согласится, холерик побежит впереди вас, но флегматик будет непреклонен: «Нет! Мы собирались в песочницу, значит, идем в песочницу». Резкие перемены - это не для флегматика.

Таким детям очень важно жить по расписанию, которое ни при каких условиях не меняется. «Ой, дождик пошел. Наверное, мы не пойдем гулять». Флегматик лучше пойдет гулять под дождем, чем изменит привычный порядок вещей.

Чтобы ребенок научился быстрее справляться со своими повседневными обязанностями, помогите ему довести эти действия до автоматизма. Да, от вас потребуется много времени и много-много терпения. Но усилия ваши будут вознаграждены. Ребенок-флегматик, научившись завязывать шнурки, больше никогда не попросит вас сделать это за него. Вы его научили убирать за собой тарелочку - и он всегда будет ее убирать без напоминания. Флегматики очень исполнительны. Главное, научить их действовать по алгоритму.

Победы в спорте даются флегматикам с большим трудом. Они не из тех, кто любит и умеет соревноваться. Им ближе всего интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, бильярд. Они хорошие марафонцы. Долго разгоняются, зато потом бегут дистанцию, оставляя всех позади.

Из-за своей медлительности такие детки часто получают плохие оценки: не успели, не добежали, не сделали. Играя с ребенком-флегматиком, поддавайтесь как можно чаще, чтобы поддержать его самооценку. Разумеется, если вы сами по темпераменту не флегматик и не на одной волне со своим ребенком.

Меланхолик

Типичные представители этого типа - Ослик Иа из «Винни Пуха», Пьеро из «Буратино». Ребенок-меланхолик очень чувствителен, эмоционален, тревожен. Посмотрел грустный мультфильм - и целый день переживает: «Мамонтенок остался без мамы. Как же так? Где же мама?» И вот уже малыш незаметно для себя начинает испытывать настоящий страх потерять свою собственную маму. Он как бы примеривает на себя все неприятности, которые происходят с другими. Кто-то из знакомых уезжает: «А вдруг мой папа уедет! А вдруг мама уедет!» Таким детям противопоказаны драмы, трагедии, не говоря уже о триллерах. Комедии, и только комедии! Им необходимо повышать эмоциональный фон и понижать уровень тревожности.

Ребенок-меланхолик обидчив и эгоцентричен. Кто-то в песочнице случайно задел и сломал сделанный им куличик - сразу слезы, обида. Мама говорит: «Этот мальчик не хотел тебя обидеть. Просто он не заметил твой куличик. Он просит прощения». Но малыш не хочет слушать: «Нет, он меня обидел!» Он требует, чтобы к нему как-то по-особенному относились, входили в его положение, обращали особое внимание. Меланхолик в состоянии понять другого человека, но его сочувствие не идет ни в какое сравнение с тем, как трепетно он относится к самому себе.

Это те дети, которых нельзя сильно нагружать: они быстро устают, приходят к выводу, что ни с чем не справляются, и начинают переживать. Школы раннего развития не для них: там требуют работы на шаг впереди своих возможностей, а меланхолик может идти только в своем собственном темпе (как и флегматик).

Природная чувствительность делает меланхолика очень восприимчивым, он впитывает все как губка. Уже в раннем детстве эти малыши опережают своих сверстников. Они раньше начинают говорить, потому что хотят, чтобы их понимали. Они более развиты в эмоциональном плане, часто обладают незаурядными творческими способностями. Легко осваивают иностранные языки, но не очень любят общаться и вообще предпочитают одиночество. Замкнутость меланхоликов вызвана все той же обидчивостью и ранимостью. Им кажется, что их недооценивают, не замечают. «Чтобы меня оценили по достоинству, мне надо уйти», - примерно такие мысли побуждают меланхолика отсиживаться дома, когда все другие веселятся на вечеринке.

Эти дети очень привязаны к матери, тяжело переживают появление младшего братика или сестренки. Придя в гости, они первое время жмутся к маме, прячутся за нее, не идут на контакт с незнакомыми людьми. «Он у меня такой стеснительный», - обычно говорит мама. Произносить такие слова в присутствии ребенка - очень большая ошибка. Названные вами качества закрепятся в его сознании. Помните, меланхолик очень впечатлителен! Сказали «стеснительный, робкий» - он именно так и будет себя воспринимать и так себя вести. Или еще пример - «мой плаксик». Мамы, умоляю, не называйте так своих детей! Во-первых, это звучит уничижительно. Кроме того, так вы программируете поведение ребенка, и плач становится для него способом управления окружающими.

Дети-меланхолики не выносят критики. Если с другими правильная тактика - похвалить, а затем указать на ошибки, то у меланхолика от любого замечания опускаются руки, он теряет всякое желание что-либо делать дальше. Он настолько чувствителен, что часто и говорить ничего не надо. Достаточно вашего молчания, неуловимого изменения в выражении лица, чтобы он насторожился: «Тебе не нравится? Я что-то не так сделал?»

Меланхолики очень зависимы от мнения окружающих. Небрежное слово, нечаянно брошенный взгляд могут их обидеть. А вот похвала им нужна как воздух! Они живут с ощущением: «Если меня не похвалили, значит, меня не заметили или я не нравлюсь». Поэтому, если вы заметили у своего ребенка описанные качества, помните: каждое, самое незначительное его достижение должно быть вами отмечено, одобрено, положительно прокомментировано. И тут вам не отделаться банальным «хорошо, молодец». Меланхолику этого мало. «Прекрасно! Совершенно верно! Ты абсолютно прав!» - такая реакция помогает ему не чувствовать себя отвергнутым. Непременно хвалите именно действие, а не давайте оценку самому ребенку. Одобрение в форме «хорошая девочка» неверно в принципе, но для меланхоликов оно особенно вредно. Они вообще склонны к драматическим обобщениям: «Меня поругали, я испачкал одежду, значит, я плохой, я грязнуля». В общении с меланхоликом надо особенно подчеркивать разницу между поступком и личностью.

Закономерный вопрос: разве возможно избежать критики? В значительной мере возможно. Просто это потребует от вас определенной работы над собой. Например, восклицание: «Посмотри, что ты наделала! Какая грязь!» всегда можно заменить на: «Возьми салфеточку. Как у тебя хорошо получается вытирать!» И вот вы уже выходите на совершенно другой уровень общения: вместо того чтобы критиковать, стимулируйте ребенка к деятельности. Поручайте ему только те дела, с которыми он точно справится, или те, за которые его можно будет похвалить.

Ребенка-меланхолика, как никого другого, вдохновляют аплодисменты. Быть ведущим на концерте, читать стихи, петь песни, - все это он будет делать с удовольствием.

Таким детям все время нужно давать ощущение любви. Они очень боятся быть отвергнутыми, поэтому первые не идут на контакт, а ждут, когда другая сторона проявит инициативу. Уже начиная с самого раннего возраста им необходимо помогать включаться в коллективные игры. Делать это надо очень медленно и аккуратно. Придя на детскую площадку, не тащите ребенка к другим ребятам, не общайтесь с ними сами. Для меланхолика это будет трагедией. Сядьте с ним рядышком, поиграйте вместе. Через какое-то время передвиньтесь чуть поближе к кому-нибудь из детей, но так, чтобы малыш не догадался о вашем замысле. Помните, он очень чуткий и внимательный, он способен угадать ваши мысли! Если в конце концов малыш захочет сам пойти поиграть с кем-то, поддержите его желание. Не хочет - не настаивайте. А придя домой, разыграйте на куклах и игрушках различные ситуации взаимодействия с окружающими.

Если у ребенка есть музыкальные способности, пусть поет в хоре. Хор - это сближение, это социум, в котором не обязательно тесно общаться, но при этом можно чувствовать себя частью большой общности. Для меланхолика такая форма социализация наиболее комфортна. В активных, шумных компаниях ему неуютно. Он вообще не стремится окружать себя большим количеством приятелей, а предпочитает иметь одного друга, зато закадычного, на всю жизнь. И ради сохранения этой дружбы готов идти на многочисленные компромиссы. Если же друг отвернется от него, он воспримет это как страшное предательство.

Из видов спорта меланхоликам больше всего подходят те, которые связаны с меткостью, - стрельба из лука, метание диска, вольная стрельба. Такие дети хорошо ладят с животными, из них получаются прекрасные наездники. В детстве они часто мечтают о щенке или котенке. Если у вас нет особых возражений, удовлетворите эту просьбу. Пусть ребенок находит себя в заботе о живом существе.

На будущее имейте в виду, меланхолики - самые старательные ученики в классе. Да, они долго включаются в учебный процесс, много энергии тратят на эмоции, часто сомневаются в своих способностях, боятся не справиться. Но потребность в одобрении заставляет их работать, несмотря ни на что. Меланхолики чаще других становятся обладателями золотых медалей и красных дипломов. Но на этом их блестящая карьера часто заканчивается. Ведь чтобы устроиться на хорошую работу, надо раскрыть перед работодателем свои сильные стороны, а этого вечно сомневающиеся в себе меланхолики делать не умеют. Да и не хотят. Их пугают любые перемены, а новая работа - это необходимость осваивать новую информацию, вливаться в новый коллектив. У меланхолика это вызывает растерянность. Он согласен сидеть на копеечной зарплате, лишь бы оставаться на том месте, к которому уже привык, среди знакомых людей.

Не бывает плохого или хорошего темперамента

Все разновидности темперамента, выявленные Томасом и Чесс, могут проявляться как со знаком плюс, так и со знаком минус. Настойчивость поможет вашему ребенку организовать вокруг себя единомышленников, и она же вымотает вас до предела в конфликтной ситуации. Застенчивый малыш не превратится в возмутителя спокойствия, но рискует недостаточно раскрыться в школьные годы.

При этом темперамент как таковой весьма устойчив, но его характеристики - вовсе не приговор. Скажем, благодаря деликатному руководству можно научить робкого ребенка комфортнее чувствовать себя на людях. Как установил ученый Джером Каган, крайние проявления особенностей темперамента ребенка к семилетнему возрасту сглаживаются до умеренных.

Темперамент не столько предопределяет, каким станет ваш ребенок, сколько показывает, каким он, скорее всего, не станет.

Стремитесь к соответствию

Как вы воспримете темперамент вашего ребенка? Это зависит от вас самих. С любым темпераментом трудно иметь дело, если он не отвечает вашим ценностям, образу жизни и ожиданиям.

Если между вами и ребенком нет врожденного соответствия в силу природных свойств, добейтесь его, согласовав с реалиями собственные ожидания, образ жизни и среду обитания малыша (скажем, организуйте день неугомонного ребенка так, чтобы он больше времени проводил на прогулках). Даже при естественном соответствии темпераментов родителя и ребенка нужно время, чтобы хорошо узнать свое дитя и выработать верные подходы к воспитанию.

К примеру, моя дочка вроде бы не склонна тушеваться при встрече с новым. Поэтому я решила, что она без проблем вольется в незнакомый коллектив. Но оказалось, что, если вытолкнуть ее на середину комнаты и отойти, она тут же кинется к мамочке и вцепится так, что не оторвать. Сначала я была даже разочарована, но скоро поняла, что нужно немного посидеть с ней рядом или подержать на руках, и тогда она охотно присоединится к другим детям.

Детская импульсивность

Любой ребенок независимо от темперамента иногда становится буйным и неуравновешенным. Достаточно вспомнить «счастливый час», когда новорожденные по каким-то своим резонам начинают закатывать концерты и никакого с ними сладу.

Это и внезапные приступы малышкового негативизма: ребенок одного-двух лет реагирует яростным «нет!» на любое ваше действие («Нет, это моя нога!» - сопротивлялась дочка моим попыткам натянуть на нее штанишки). А дальнейшее развитие чувства собственного «Я» ребенка вызывает к жизни столь же непреклонное «я сама!» или «я это сделаю!» - чаще всего тогда, когда у вас нет времени ждать, пока ребенок что-то «сделает сам».

Как воспитывать вспыльчивого ребенка

Возбудимый малыш - самое серьезное испытание для любого родителя, ведь он очень раздражителен и выдает гипертрофированную реакцию на любую мелочь. Но кое-что вы можете сделать, чтобы облегчить жизнь вам обоим.

Сохраняйте заинтересованность . По данным ученых, матери крайне реактивных малышей склонны постепенно отдаляться от них, все больше игнорируя их и все меньше играя с ними. Боритесь с этой тенденцией: в каждом столкновении проявляйте участие и понимание того, что для ребенка нет ничего важнее чувства защищенности.

Пройдите обучение . В ходе одного исследования родители «возбудимых» полугодовалых детей в течение трех месяцев учились чутко откликаться на потребности своих малышей. К возрасту 12 месяцев глубокая привязанность связывала 70% этих родителей и детей, тогда как оценка того же показателя в контрольной группе составила лишь 30%. Поищите соответствующие курсы для родителей или прочтите книгу «Ребенок "с характером"»* Мэри Курчинки.

Будьте последовательны . Родители реактивных детей часто отступают от собственных требований к дисциплине, а в результате реакции ребенка становятся еще более бурными и неуправляемыми.

Снимайте остроту конфликта . Если и мать и ребенок отличаются бурным темпераментом, ребенок чаще всего становится не менее, а более непослушным и агрессивным. Если вы выбиты из колеи, объявите перемирие - остыньте, чтобы конфликт не развивался по нарастающей.

Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный, с незначительною подвижностью нервных процессов, он всегда испытывает трудности, когда внешние условия требуют быстрого реагирования. Ребенок флегматик хорошо спит и хорошо ест (если он хорошо спит, но плохо ест — вызывайте педиатра). Обычно флегматик немного задерживается в развитии, балансируя где-то на нижней границе нормы (но если ребенок задерживается на месяц и более, необходима консультация невропатолога).

Это те дети, которых можно спокойно оставить в комнате наедине — они тихо будут играться на полу со своими кубиками, и им даже в голову не приходит совершить какой-то вред. Флегматику требуется много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, однако он изучит это как следует, на совесть. При этом, в отличие от значительную часть времени он будет находиться в хорошем настроении. В песочнице он с удовольствием отдаст всем свои игрушки, но не догадается попросить чужую.

Жить с флегматиком удобно и приятно (если вы сами не холерик), но … тот, кто мало просит, мало получает. Если или заинтересовались чем-то — будьте уверены, об этом узнаете не только вы, но и все вокруг на расстоянии полкилометра. Даже меланхолик «выпросит» свое. «Сферу интересов» флегматика вам придется определять по выражению его глаз. Вот отрывок из письма одной мамы, ярко иллюстрирует эту проблему:

… Не могу понять, почему моей дочери ставят диагноз « »! То есть почему ставят, мне объяснили: она в свои четыре года говорит как двухлетка — предложениями, состоящие из двух слов. Откуда эта задержка взялась — не понимаю. проходили без патологии, ребенок здоров, болела только на насморк. И не глупая, якобы, мне помогает, подметает пол, моет посуду, оставить ее дома можно было с 2 лет — только поставил кассету с мультиками и иди.

В детском саду также всегда ее хвалили — исполнительная, аккуратная. Правда, я никогда с ней ничем специально не занималась — попыталась, но ей неинтересно, она больше любит с куклами играть. Но со мной тоже никто никогда не занимался — а у меня отставание не было, я даже читать сама в трехлетнем возрасте научилась.

Хуже, что она мне напоминает мою старшую сестру. О ней также все говорили: «такая хорошенькая девочка, такая спокойная, такая хорошая». А я как раз была «плохой», хулиганкой — с меня родители глаз не спускали. В результате она так и не вышла замуж, осталась с мамой. А мама в 50 лет взяла и завела новую семью. Сестра очень переживала это, говорила, что мама ее предала. Она даже лечилась от депрессии.

Предлагайте ребенку-флегматику больше самых разнообразных занятий (в разумных пределах), но не торопите с выбором. Демонстрируйте свой энтузиазм. Возьмите две-три баночки гуаши ярких цветов, несколько приятных на ощупь кисточек, большой (но не очень) лист бумаги, устройтесь за столом или непосредственно на полу и начните рисовать картину, при этом эмоционально комментируйте то, что делаете. Вполне вероятно, что ваш ребенок поймет, о чем идет речь, и захочет присоединиться. (Этот же трюк может сработать с холериком, что правда, холерик скорее всего отберет у вас кисть и дорисует картину по своему усмотрению.)

Ставьте ребенку вопросы, интересуйтесь его мнением. Часто с флегматиков выходят хозяйственные и здравомыслящие мамины помощники, им можно доверить и посуду помыть, и ведро с водой принести. Если ребенок ходит в детский сад, попросите воспитателей не торопить его лишний раз. Когда флегматика начинают подгонять, он теряет уверенность в себе и начинает часто болеть. На площадке будьте готовы поддержать своего ребенка, если он растеряется. Не мешайте ему делиться игрушками, но попросите пару игрушек взамен. Через несколько месяцев ребенок научится выполнять этот трюк самостоятельно.

А как насчет вас? К какому типу относитесь вы? Вы понимаете, что чистые темпераменты встречаются крайне редко, а их проявления во многом зависит от жизненных обстоятельств. Уставший сангвиник вполне может вести себя как холерик — то есть «взорваться» из-за ерунды, усталый холерик — стать чувствительным, как меланхолик. И все же в парах «мама-преимущественно-флегматик — сын-преимущественно-холерик» или «папа-холерик — дочь-меланхолик» и др.. вполне возможны конфликты — просто потому, что не совпадает их ритм жизни. Разумеется, вашему ребенку, который понятия не имеет о темпераментах, будет трудно понять, что вы не такой (не такая), как он, и приспособиться к вам. Но он постарается это сделать, если вы попытаетесь приспособиться к нему.

Представители каждого типа темперамента имеют свои сильные и слабые стороны. Суть воспитания в том, чтобы помочь маленькому человечку преодолеть отрицательные черты своего темперамента или превратить их в достоинства.

Кто же, они, флегматики…

Начнем с положительной характеристики.

* «Какой спокойный у вас малыш! Золотой ребенок!» - скажут вам мамочки на детской площадке. А ведь и на самом деле, золотой! С ребенком-флегматиком хлопот гораздо меньше, чем, к примеру, с сангвиником. Он долго и невозмутимо будет исследовать одну погремушку, не потревожит вас плачем в незнакомой обстановке. Такие детки быстро засыпают, крепко спят, а проснувшись, спокойно ждут вас в кроватке. Подрастая, такие малыши предпочитают тихие игры шумным и не доставляют беспокойства воспитателям.

* Речь флегматиков не отличается шквалом эмоций, большой выразительностью. Зато такие детки очень рассудительны и напоминают маленьких старичков. В своих суждениях они последовательны , логичны , всегда думают, прежде, чем что-то ответить. Эта черта очень поможет им во взрослой жизни: они не позволят эмоциям преобладать над разумом, всегда смогут дать дельный совет.

* Усидчивость - несомненное преимущество флегматиков. С ними легко заниматься, потому что они не требуют частой смены деятельности. Долго и упорно они добираются до сути какого-нибудь дела и доводят его до результата. В будущем им отлично подойдут профессии, требующие внимательности и кропотливости.

* Флегматики (и взрослые, и дети) - необыкновенно добрые люди. Именно про них и говорят: «Отдадут последнюю рубашку».

* Свое постоянство флегматики испытывают не только в суждениях, эмоциях, но и во взаимоотношениях с людьми. Они очень преданы своим друзьям и семье.

* «Давайте жить дружно!» - девиз флегматиков. Они очень миролюбивы и часто являются миротворцами среди остальных. Дети-флегматики, конечно, не лидеры в компании сверстников, но с ними никогда не ссорятся. Хотя сами они неэмоциональны, очень сдержаны и закрыты, зато могут выслушать ваши обиды, проблемы и как-то молча поддержать. Миролюбие объясняется еще и тем, что флегматики не стремятся отстаивать свою точку зрения и легко идут на компромисс.

Слабые стороны флегматиков и как с ними жить

* Медлительность - самая яркая черта больших и маленьких флегматиков. (Хотя неторопливость может и не быть следствием темперамента, читайте об этом

Бесполезно раздражаться и поторапливать маленьких копуш: скорость их нервных процессов ниже, чем у сверстников других типов темперамента. Детям-флегматикам нужно больше времени, чтобы сосредоточить свое внимание и выполнить задание.

Со своими детьми я использую два маленьких секрета.

Во-первых, давая задание, я никогда не говорю его в пустоту. Нужно удостовериться, что тебя действительно слышат и только тогда произнести просьбу или поручение. Для повышения эффекта сразу уточняю: «Повтори, пожалуйста, о чем я тебя попросила». Ребенок проговаривает, внимание подключается.

Во-вторых, я ограничиваю время на выполнение поручения. Секундомер, конечно, не ставлю, но говорю, к примеру: «Пока я мою посуду, убери игрушки». Иначе процесс уборки может и не начаться. Единственное «но»: не используйте ограничение времени на выполнение каких-то умственных заданий, вы же не можете заставить себя специально думать медленно, когда умеете только быстро?

В школе такие детки учатся по-разному. Отличников, кстати, я встречала среди них чаще, чем троечников. Они, конечно, медленно включаются в работу, бывает, отстают от сверстников, зато запоминают и усваивают знания надолго. Нельзя резко переключать внимание детей-флегматиков с одного вида деятельности на другой. Опытный учитель позволит такому ребенку закончить задание позже или повторно объяснит материал. Помощь родителей дома будет своевременна.

* Другая слабая сторона флегматиков - неуверенность в себе , постоянная нерешительность, робость и, как следствие, застенчивость. Часто такие дети - постоянные спутники мамы, им трудно познакомиться с другими детьми, а взрослых они, бывает, даже побаиваются.

К счастью, бороться с неуверенностью можно и даже нужно. Помогут в этом следующие рекомендации:

1. Постоянно хвалим деток, а еще делаем акцент на их успехах и сильных сторонах: «Не получается крутить обруч как подружка? Зато ты умеешь кататься на роликах и велосипеде, а подруга - нет».

2. Приводим в пример свое детство, свои преодоленные страхи и неуверенность: «Когда я была маленькая как ты, я тоже боялась познакомиться с другими девочками, а потом попробовала один раз и страх прошел». Важно показать, что ваш ребенок не одинок в своем страхе, что боязнь можно победить, если сделать первый шаг.

3. «Репетируем» разные ситуации в ролевых играх. Не решается поздороваться или выйти к доске на уроке? Берем игрушки и инсценируем сцены приветствия и др. Так малыш увидит себя со стороны и попробует на себе роль смельчака.

4. Создаем ситуации успеха, давая ребенку только посильные задания. И снова хвалим!

5. Даем возможность общения со сверстниками. Можно записать на секцию или кружок, где нужно именно контактировать, взаимодействовать с другими членами группы. Важно, чтобы сама деятельность на этом кружке нравилась ребенку, если же все дается с трудом, это вызовет состояние тревожности и еще большей неуверенности.

6. Учим рисковать, перебарывать страх: «Не перестанешь бояться, пока не попробуешь. Не научишься, пока не будешь учиться»

7. Даем ребенку почувствовать себя любимым и нужным. Всегда внимательно слушаем его, не отмахиваемся от его тревог и проблем.

* Лень - следующая опасность детей-флегматиков. Не все, но многие из них подвержены этому чувству. Зато их природная дисциплинированность даст вам возможность приучить их к выполнению домашних обязанностей.

* Упрямство - еще одна характерная черта флегматиков. Возрастное упрямство свойственно всем детям, а у героев нашей статьи оно, к сожалению, переходит во взрослую жизнь. Нужно суметь повернуть воспитание в такое русло, чтобы упрямство переросло в положительное упорство. Проявляем терпение, четко предъявляем требования и не отступаем от своих принципов. Поощряем стремление достигать своих целей, только вот цели учим ставить правильные.

* Сдержанность, замкнутость, закрытость ребенка-флегматика хотя и свойственна ему от рождения, все же может вредить его здоровью. Речь идет о негативных эмоциях. Все свои переживания и проблемы флегматики держат в себе. Учим наших чад расслабляться под любимую музыку, вызываем их на откровения, занимаемся вместе любимым делом.

* Пессимизм ребенка в сочетании с его неуверенностью создает столько препятствий на жизненном пути. Смотреть его радостно на жизнь можно научить только своим примером.

Конечно, невозможно придумать себе идеал ребенка и всю жизнь подстраивать под выдуманный образ сына или дочь. Все дети (как и взрослые) разные и нужно уметь понимать и принимать их такими, какие они есть. Мы можем только помочь детям быть счастливыми.

Различают четыре вида темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. Мы не только дадим характеристику каждому виду темперамента, но дадим подсказки и советы для родителей по развитию детей разного типа темперамента.

Зачем нужно определять темперамент?

Если мы хотим правильно развивать (особенно развивать мышление и мыслительные процессы) и воспитывать своёго ребёнка мы должны знать тип его темперамента. Так сангвиник и флегматик требуют совершенно разного к себе подхода. Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны. Одни дети действуют активно и импульсивно, а другие выглядят более пассивными только потому, что с детства склонны сначала подумать, а потом уже переходить к действиям.

Темперамент обусловливает индивидуальные различия в интенсивности эмоций, двигательной

Считается, что переделать темперамент невозможно. Однако очень редки люди, относящиеся на 100 % к какому-то одному типу темперамента. Как правило, наш темперамент представляет собой смесь из характеристик двух темпераментов, а то и из трех.

В течение жизни баланс составляющих нашего темперамента может изменяться как бы сам собой, под влиянием жизненных событий, проб и ошибок. Поскольку от темперамента зависят сила и скорость наших реакций на события жизни, степень эмоциональной и нервной возбудимости, то очень хорошо, если мы уже в раннем детстве сумеем распознать темперамент нашего ребенка, и поможем малышу «приручить» его.

Дети флегматики. Характеристика

Дети с преобладанием флегматического темперамента — самые спокойные дети на свете. Они уравновешенны и невозмутимы. Они изучают и исследуют мир постепенно, медленно и размеренно. Флегматики хорошо справляются с трудностями.

Им очень нравятся задания, где надо посидеть, подумать, порассуждать, помудрить. Уже в четыре года ваш малыш - флегматик может с удовольствием играть в шахматы и читать свои первые книжки. Картинки он будет рассматривать часами. И слушать ваши рассказы — тоже. Ему очень нравится разговаривать, хотя любой разговор с ребенком-флегматиком — в большей степени монолог взрослого. Не пугайтесь, если вам покажется, что ребенок позже начинает говорить. Это никак не связано с проблемой интеллекта. Просто он не спешит с высказываниями.

Единственное, что способно повергнуть флегматика в шок, это задания на скорость. Для успеха им нужны время и покой. Учитывайте это в занятиях с ребенком, никогда не пытайтесь «ускорять» или «подгонять» его. Как только вы потребуете от маленького флегматика сделать что-то быстро, тем более — немедленно, вы получите несчастного плачущего ребенка, совершенно неспособного заниматься чем бы то ни было.

Дети сангвиники. Характеристика

Детям с преобладанием сангвинического темперамента отличаются живостью и оптимизмом. Они обожают общаться. Так что не удивляйтесь, когда ваш младенец тихо хнычет, оставшись в одиночестве. Подойдите к нему, возьмите на руки, поговорите, спойте песенку.

Нет для вашего ребенка большего удовольствия, чем прогулка, и врага страшнее, чем скука. Сангвиники нуждаются в переменах, в новых лицах, новых местах и новых знаниях не меньше, чем в воде, пище и воздухе. Сангвиники склонны к продуманным действиям, но способны мыслить быстро. Если ребенок во время занятия начинает отвлекаться, не может сконцентрироваться — возможно, ему просто скучно. В таком случае стоит пересмотреть подход к занятиям.

Дети холерики. Характеристика

Дети с преобладанием холерического темперамента напоминают ураган и смерч в одном лице. Обладая крайней нервной и эмоциональной неуравновешенностью, холерики «заигрываются», то есть не могут вовремя остановиться. Они нуждаются в смене впечатлений, однако сильные впечатления быстро утомляют их.

Отсюда их невероятная способность раздражаться по пустякам, вспыльчивость и почти полное отсутствие терпения. Если ваш малыш-холерик нарисовал какой-то красивый рисунок, он потребует, чтобы вы бросили все свои дела и НЕМЕДЛЕННО взглянули на рисунок. Если вы не посмотрите на рисунок сразу же, ребенок моментально выйдет из себя.

Холерики вообще напоминают по своей нервной организации мину: стоит только шагнуть в опасную зону, как сразу же последует взрыв. Деятельность холериков неровная, пульсирующая. Увлекшись чем-то, они действуют очень энергично и интенсивно, но так продолжается недолго. Холерики быстро утомляются и не могут продолжать интересующее их занятие. Нервный спад и упадок сил вполне естественно «выливаются» в раздражение, которое по мере нарастания находит выход либо в конфликте, либо в нервном срыве. Если у малыша не получается построить из конструктора то, что он задумал, он вскоре с возмущением разбросает этот конструктор по комнате. И нарычит на всякого, кто подвернется ему «под горячую руку». И заплачет слезами злобы и бессилия. Вернее, слезами злобы на собственное бессилие. И на непонимание окружающих. Для холериков очень сложен период раннего детства, когда их умения и возможности еще слишком далеко отстоят от способностей и желаний. Так что перед родителями холерика стоит непростая задача — дозировать занятия так, чтобы малыш мог постоянно узнавать что-то новое, но не переутомлялся при этом.

Дети меланхолики. Характеристика

Эмоциональный стресс для ребенка-меланхолика — почти что норма жизни, поскольку их способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь.

Меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью и страдают от неуверенности в себе.

Малыш-меланхолик будет плакать по любой самой ничтожной причине и даже тогда, когда мы вовсе не видим никакой причины для слез. Мы не видим, а он-то найдет. Поскольку мы не видим причин его страданий, мы не разделяем эмоций малыша, что только усугубляет ситуацию, поскольку меланхолики чрезвычайно ранимы и обидчивы, они обладают повышенной чувствительностью, и страдают от неуверенности в себе. Меланхолики быстро утомляются, а для восстановления нервной и физической энергии им требуется довольно длительное время. А потому участие в протяженных по времени играх, тем более сложных, доводит их до стресса. Вообще для них является стрессовой любая ситуация, несущая неожиданные новшества или включающая элементы соревнования. Типичная для меланхоликов реакция на стресс — избегание общения и стремление к уединению, уход в себя и в свои переживания.

Для родителей маленького явно выраженного меланхолика ключами к ребенку могут послужить терпение и понимание. Малыша-меланхолика нежелательно отдавать в детский сад раньше, чем ему исполнится три года. Заниматься с ним нужно очень дозированно, тщательно подбирая задания так, чтобы трудности нарастали постепенно и он мог бы со всем справиться. Такой подход повышает самооценку ребенка и усиливает его интерес к занятиям.

Родители, которые осознают проблемы темперамента своего ребенка, помогают ему справляться с собой и таким образом облегчают задачу его внутреннего роста и становления как личности.