Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать. Возможно ли усыновление? Кризисы в приемной семье

Не все супружеские пары могут иметь детей, поэтому единственный способ испытать радость материнства и отцовства – это усыновить малыша. Воспитание ребенка в приемной семьесложный процесс, связанный с психологическими трудностями как для родителей, так и для самого усыновленного малыша.

Психологи выделяют три стадии адаптации ребенка :

  1. Знакомство;
  2. Возврат в прошлое;
  3. Привыкание.

Приведены восемь советов новоиспеченным родителям, как сделать адаптацию малыша в новой семье максимально быстрой и мягкой.

Первые дни в новом доме

Когда все бюрократические формальности улажены и счастливая семья радуется пополнению, то родителям нужно быть предельно внимательными и учтивыми с новым членом семьи. В первые дни и недели у малыша могут проявиться странности, не стоит их считать каким-либо отклонением. Это нормальная адаптация к новым условиям, не стоит воспринимать эти странности как отклонение от нормы и уж тем более ругать ребенка за них.

Отрыв от привычной для чада обстановки и резкая смена распорядка часто приводят к беспокойству, снижению аппетита, расстройству сна, появляются неадекватные реакции на слова и действия приемных родителей.

Особенности воспитания в интернатах и отпечаток на детской психике

В интернатах, детских домах и других учреждениях подобного типа к детям обычно относятся обезличено, при этом всячески подавляется их индивидуальность и желание проявить себя. Это нужно для выработки дисциплины, строгому приучению к существующим в заведении правилам и нормам.

Другой проблемой детских домов является практически полное отсутствие мужчин. Они не принимают участие в воспитании, а излишняя женская нежность может плохо сказаться на формировании характера. Особенно это касается мальчиков, которым при воспитании нужна твердая мужская рука .

Как помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке?

  1. Узнайте, какой режим дня был у малыша до переезда в вашу семью. Старайтесь не сильно изменять этот распорядок дня, на какое-то время дайте ребенку вольности. Например, если он ложился спать позже всех, часов в 11 вечера, то дома дайте ему такую возможность.
  2. Поинтересуйтесь предпочтениями в еде, что больше всего ребенок любил покушать. Не стоит настаивать, если малыш не захочет есть привычные по вашему мнению продукты. Например, белый хлеб. Кто знает, может за годы пребывания в интернате малыш наелся хлеба на несколько лет вперед, так как других продуктов не было. Относитесь к приемным детям с поблажками, хотя бы временно . Не стоит сразу проявлять свой родительский гонор.
  3. Не перегружайте чадо эмоционально, в первые пару недель переезда излишними будут шумные банкеты и застолья по поводу пополнения семейства. Пусть малыш привыкнет к новой обстановке, знакомить его со своими друзьями и родственниками лучше потом. Вечер знакомств лучше организовывать постепенно, не стоит приглашать большое количество гостей сразу.
  4. Излишним будет покупать чаду сразу много игрушек и ждать от него бешеного восторга. Лучше попросить в учреждении, где он находился, одну-две самых любимых игрушек малыша. Они создадут ощущение знакомого и приятного, вместе с игрушкой будет гораздо легче адаптироваться в новом доме.
  5. Устраните из дома все источники резкого звука, уберите источники сильного запаха. Лишними будут сильно пахнущие духи, громкая музыка, слишком пахучие растения.
  6. Если ребенку что-то очень понравилось в вашем доме – например, игра на компьютере или домашняя выпечка, то не стоит пресыщать чадо именно этим продуктом или развлечением. Всегда должно быть место умеренности во всем, не стоит компенсировать ребенку за пару недель все лишения , которые он терпел всю свою жизнь в интернате.
  7. Познавательные нагрузки проводите умеренно. Не стоит за первый месяц пребывания ребенка в новой семье стараться показать ему все и сразу. Для детской психики может быть губительным получение сразу большого количества удовольствий. То же самое касается новой информации. Если у малыша имеются явные пробелы в знаниях, то не стоит загружать его изучением энциклопедий и требовать познания всего сразу.
  8. Не стоит надеяться на мгновенную эмоциональную привязанность, что ребенок сразу же станет таким же, как будто он рос с вами всю жизнь. Могут быть слезы, приступы плача с истериками, безразличие, отрешенность . Все это нормальный процесс притирки к новой семье, привыкания к новому дому.

Самое главное для процесса адаптации к новому дому – быть как можно больше вместе с ребенком. Смотрите ему в глаза, побольше общайтесь, старайтесь настроить его на доверительную волну в разговоре. Говорите на интересные для него темы, не ругайте за грубые слова, нецензурный лексикон. Просто потом постарайтесь убедить чадо, что надо потихоньку отучаться от старой жизни, привыкать к нормальному общению.

Три стадии адаптации ребенка к новой семье

Передача ребенка в приемную семью осуществляется одномоментно, но сам процесс привыкания может растянуться на годы. Здесь многое зависит от возраста малыша, его характера, умения приемных родителей создать комфортные в моральном плане условия для жизни.

Психолог благотворительной организации «Семьи детям» Елена Кондрашкина рассказала, почему важно готовить ребенка в детском доме к жизни в приемной семье и как это делать.

— Что происходит с ребенком, когда он узнает, что его хотят взять в семью?

— Здесь можно привести такое сравнение: представьте, вам предлагают жить на новой планете и говорят, что там все прекрасно, намного лучше, чем на Земле и многие там уже хорошо живут.

Но готовы ли вы отказаться от всего, что есть у вас здесь и начать новую жизнь? Так и ребенок понимает, что с родителями лучше. Но вместе с тем ему намного привычнее и понятнее жить в системе – ведь даже в детском доме есть определенные зоны комфорта. Несмотря на то, что данная среда неестественная и неправильная для жизни ребенка, от нее он получает свои сигналы безопасности, а что будет в семье ему неизвестно. Ребенок неосознанно задается вопросами: «Как будет мне в семье, примут ли меня, адаптируюсь ли к новым условиям, найду ли достойное общение для себя, а можно ли будет вернуться, если не понравится», на которые нужны ответы. Чтобы ребенку осознать, для чего ему в семью, нужен взрослый, который это объяснит. Не нужно рассказывать, что у всех должны быть мама и папа. Он это и так знает. Важно объяснить, куда ребенок идет, что его ждет. Нужно простроить перспективы, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Это важно делать всем взрослым, которые его окружают: воспитателям, приемным родителям, тем, кто только приезжает знакомиться. Если все, что говорят ребенку взрослые, совпадает, тогда он чувствует себя хорошо. Мы должны говорить ребенку: «У тебя произойдут большие изменения в жизни, и мы будем надеяться, что все сложится именно так, как мы планируем».

Елена Кондрашкина

— Если ребенок не хочет в семью, потому что его товарища недавно вернули приемные родители. А еще все дети вокруг говорят, что в семью лучше не ходить: ведь там нужно убираться, за собой стирать, мыть обувь, посуду, все намного сложнее, чем в детском доме.

— Ребенку, пережившему вторичный отказ, проще думать, что именно он принял решение уйти из семьи, что не его бросили, а он отказался от того, что ему предложили.

Я искренне полагаю, что так проявляется защитная реакция ребенка, которого предали в очередной раз. Это не про то, что я не готов за собой убирать. Ребенок так делает, чтобы не чувствовать себя вторым сортом для себя, и среди сверстников. Также преданные не один раз дети боятся, что с ними может все повториться. Такой ребенок понимает, привязываться, — а значит любить кого-то, — это очень больно впоследствии. Так же некоторые взрослые, однажды несчастно влюбившись, могут за всю жизнь не прийти в себя, и не вступить в глубокие отношения. Здесь тот же механизм. Дети в детском доме боятся, что они привяжутся, а от них откажутся, им будет больно, придется вернуться в детский дом, где их, возможно, подвергнут травле. Поэтому безопаснее не уходить из детского дома, не иметь рисков, не привязываться.

— Что в такой ситуации делать взрослым?

— С детьми нужно говорить, что дело не в родителях, которые не справились в ситуации, и не в ребенке, а что так иногда бывает, что люди друг другу не подошли. А еще нужно дать детям инструмент, чтобы снизить их тревогу, а именно, если ребенок будет больше общаться с будущими родителями, тогда всё меньше будет ситуаций, когда уже попав в семью, через какое-то время ему придется уйти.

— Есть история приемной мамы, одинокой, которая воспитала родных детей, одного приемного ребенка и взяла в семью еще одного мальчика-подростка с множественными психологическими нарушениями. У мальчика трагическая судьба: он пережил убийство своей кровной матери, сексуальное насилие, отказы в других семьях. В итоге, уже в новой семье, которая вела домашнее хозяйство, он перебил всех животных. Приемная мать не выдержала и вернула ребенка. Как можно помочь таким детям, как устроить их в семью?

— Ребенок травмирован психологически, он ранен в душу. Вылечить психологически в детском доме его невозможно.

Единственное, что можно сделать, найти ему семью, которая примет его без лишних ожиданий. Его вылечит только любовь семьи, привязанность, принятие. Родители должны обязательно знать всю историю ребенка, для того чтобы не задевать его триггеры. Для этого мальчика абсолютным триггером будет являться любое насилие вообще: крик, жестокие фильмы, насмешки. Семья должна быть готова. Поэтому самое важное в его устройстве – это смотреть на ресурсы семьи. Одинокая женщина справиться с таким ребенком с серьезными психологическими травмами и с поведением близким к психопатологическому, просто не могла.

С ним родитель постоянно находится в напряжении и раздражении, что приводит к агрессии на ребенка. Поэтому нужны двое ухаживающих взрослых, они должны быть в курсе всех инструментов, как справляться. Когда я объяснила этой приемной маме, почему все так произошло, для нее это было открытием. Она сожалела, что раньше у нее не было информации.

У меня был еще один случай, когда приемный ребенок проявлял жестокость к домашним животным. Приемная мама девочки была убеждена, что это психопатология и думала отказаться от ребенка. Но ей помогли консультации с психологом и знания, почему ребенок себя так ведет. Она говорила: «Когда я стала относиться к такому ее поведению, как к болезни, как неизбежному результату ее травмы, поняла, что она это делает не назло, стало легче осознавать, как вести себя и ситуация изменилась».

— Если смотреть на ситуацию со стороны специалиста, почему ребенка важно готовить в семью? Как это сделать силами детского дома?

— Реформа детских домов , которая сегодня идет по всей России: детям прививают больше навыков самообслуживания, стараются организовать среду в детском доме, чтобы она больше была похожа на семейную — это как раз первый шаг подготовки ребенка к жизни в семье. Со стороны специалистов важно выстраивать перспективы для ребенка. Я не считаю, что детям нужно, например, читать лекции про семью, лучше выбирать метафорические средства: постановка пьес, рассказывание сказок, игры с определенными ролями.

Необязательно нужны костюмы и выход на сцену. Важно, чтобы в работе происходило моделирование разных семейных ситуаций.

«О, я об этом знаю» — так подумает ребенок благодаря этой работе, когда окажется в знакомой ситуации в семье. Проигрывание ситуаций – это способ узнать о ребенке больше со стороны специалиста. Например, дети рисуют образ мамы, описывают ее – нужно просто слышать, чего они ждут от родителей. И если ребенок говорит, что мама она гладит, обнимает, лечит, а другой ребенок говорит, что мама она конфеты покупает, то это нужно проговаривать будущим родителям, рассказывать им что важно для этого ребенка.

Важно, чтобы процесс передачи ребенка в семью был постепенным, осознанным. Однажды, я прихожу в детский дом, а передо мной стоит воспитатель и плачет, дело в том, что она пришла в группу после одного или двух дней отдыха и не увидела одного из детей. Естественно, воспитатель спрашивает: «Где Вадик?», а ей отвечают: «Вадика забрали в семью». А она привязана была к ребенку, хотела сказать: «Вадик удачи, я рада за тебя», и просто обнять. И Вадик, наверное, тоже хотел попрощаться с человеком, к которому он был привязан и прожил значительную часть своей еще маленькой жизни.

— Какие есть инструменты для детского дома, чтобы знакомство родителей и детей проходило легче и эффективнее?

— Хороши любые средства, где родители могут непосредственно общаться с детьми. Должна быть просто создана спокойная обстановка, когда родителям не нужно принимать решения в ограниченные сроки, например, 10 дней дали и в эти 10 дней нужно кровь из носу выбрать ребенка. Это давление. Не должно быть и такого, что мама пришла в белой рубашечке, ребенок пришел накрахмаленный, и вот два идеальных человека как-то пытаются общаться. Потому что в реальности и родитель неидеален и ребенок способен на всякое. Образцово-показательные выступление тоже не работают, потому что дети априори здесь все кажутся красивыми, талантливыми и это ничего не дает. Нужно создать более естественную среду для общения: рукодельничать, в спортивные игры играть, пригласить будущих родителей на квест, да хоть картошку копать. В квестах, например, используются очень хорошие диагностические инструменты, которые проявляют нас всех.

— Что может сделать родитель, если очень мало информации о ребенке?

— В интересах родителя узнать, как можно больше о ребенка, потому что только так можно понять, справятся ли они. Сотрудники, которые воспитывают ребенка в детском доме, от родителя скрывать информацию не будут или не должны. Если скрывают – то это неправильная ситуация, о чем здесь можно рассуждать.

Добывать информацию нужно разными способами: в опеке, в социальных сетях, у сотрудников детских домов.

Информация нужна, прежде всего, не про кровных родителей (потому что это больше информация для ребенка), а про самого ребенка, которая позволит его понять: история его жизни, как попал в детский дом, как давно в системе, как себя чувствует, были ли у него гостевые режимы с другими кандидатами, что любит, к чему привязан.

— А если ребенок с инвалидностью, как готовить его к семье?

— Здесь все должно происходить так же. Не нужно думать, что ребенок ничего не понимает и лишний раз ему не нужно что-то объяснять. У меня есть мальчик сосед, он инвалид, ездит на коляске и совершенно не говорит, даже не может фокусировать взгляд. Его няня-сиделка, почти с ним не разговаривает. Но каждый раз, когда он гуляет и его коляска стоит у подъезда, я прохожу мимо и говорю: «Здравствуй, Ванечка». Но однажды я торопилась и проскочила мимо него, не поприветствовала. На что он прокричал «А-а-а». Я вернулась и поздоровалась. Для няни это было открытием.

— Если бы у вас были любые возможности, что бы вы поменяли или предложили для усовершенствования системы устройства ребенка в семью?

— Я бы создала базу приемных родителей, а не детей. Чтобы специалисты могли подбирать под ребенка папу и маму, которые ему подойдут. Специалистам практически всегда совершенно ясно и понятно какая семья нужна для того или иного ребенка в зависимости от его потребностей.

Также важно передавать специальные знания по устройству детей в семьи специалистам, которые сегодня этим занимаются, например, специалистам детских домов, служб опеки и попечительства. На сегодняшний день это одна из ключевых тем. В Екатеринбурге только благотворительная организация «Семья детям» уже несколько лет занимается такой работой. Обучать специалистов нужно еще и для того, чтобы появлялось как можно больше служб сопровождения приемных семей.

Мария Соболева

Приемные дети в семье. Что нужно знать родителям?

У каждого, кто решился взять в семью ребенка, возникает множество вопросов и опасений. Приемные дети — насколько сложнее их воспитывать? Как будет проходить их адаптация в новых условиях, насколько она зависит от возраста, можно ли брать деток с нарушениями здоровья?


Приемные дети — возрастные особенности адаптации

От рождения до года

Конечно, лучший вариант для всех, когда приемные дети появляются в семье еще младенцами.

Родители получают возможность начать формирование детской личности с нуля. Они смогут наблюдать все главные моменты развития крохи — физического и интеллектуального.

Маленькие дети не помнят негатив своего несчастливого прошлого, они гораздо легче примут родителей.

Но маме придется полностью посвятить себя малышу, будьте готовы к бессонным ночам, тревоге за здоровье крохи, переживаниям о том, правильно ли вы все делаете.

Одни детки очень часто плачут, другие слишком апатичны.

Большинство младенцев боятся объятий, поглаживаний, у них бедная мимика и в целом заторможенное сенсорное развитие — младенцы не привыкли, чтобы их брали на руки и целовали.

Но все эти симптомы исчезают довольно быстро, когда маленькие приемные дети получают от новых родителей достаточно тепла и ласки.

От года до трех лет

Приемные дети такого возраста уже имеют опыт пребывания в детских учреждениях, часто негативный.

У них не было тесного контакта с матерью, эмоции подавлены, а ощущение своей ненужности уже присутствует.

Но такие приемные дети еще достаточно податливы к внешним влияниям. Терпение, постоянная забота родителей, их ласка и тепло способны отогреть маленькие сердечки.


В этом возрасте легче объективно оценить здоровье деток, своевременно выявить какие-то возможные патологии в их развитии.

Воспитание потребует от мамы и папы много усилий — важно обратить особое внимание на развитие речи , знакомство с окружающим миром, формирование элементарных бытовых навыков — держать ложку, проситься на горшок, мыть ручки.

Родителей может беспокоить отставание в физическом и умственном развитии детей. Но при отсутствии серьезных патологий приемные дети догоняют по уровню развития своих сверстников.

Ваню взяли в семью полуторагодовалым малышом, ходить он практически не умел. По уровню развития напоминал девятимесячного ребенка.

Но уже через пару месяцев прогресс мальчика был очевиден.

Тесный физический и эмоциональный контакт, правильное питание, ежедневные игры и общение с родителями помогли ребенку к двум годам догнать в развитии своих ровесников.

От трех до пяти лет

Дети после трех лет уже намного самостоятельнее малышей, имеют навыки самообслуживания. У них сформированы основные черты характера, проявляются свои склонности, интересы, способности.

Родители могут подобрать ребенка, близкого им по темпераменту и психологическому складу, — кому-то ближе «живчики» и непоседы, а кто-то хочет, чтобы в семье росли спокойные, уравновешенные детки.

Приемные дети вполне могут посещать детский сад, родители получают возможность работать.

Адаптация и воспитание усложняются тем, что ребята хорошо помнят разные эпизоды своей жизни, родственников и родителей (если их не бросили младенцами).


У детей бывают вредные привычки , навыки поведения, которые могут раздражать и требовать корректировки.

Четырехлетняя Даша постоянно грызла ногти. В начале пребывания ребенка в семье, пока не прошел стресс от перемен в жизни, девочку и не пытались от этого отучить.

Потом внимание Даши переключали в нужный момент, отвлекали интересным занятием, разговором.

Всякие страшилки никто не рассказывал (про глисты и микробы в животе). Просто мама часто делала маникюр при ребенке, предлагала дочке поиграть в салон красоты.

Девочка отвыкла грызть ногти, но времени потребовалось немало — больше года.

Преодолевать задержку психического развития уже сложнее, потребуются постоянные усилия родителей, возможно, помощь специалистов.

Если приемные дети до этого жили в неблагополучной семье, у них, как правило, присутствуют хронические заболевания.

От пяти до семи лет

К этому возрасту ребенок многое знает и умеет. Он самостоятелен, но желание попасть в семью, иметь маму и папу очень сильное и осознанное.


Такие приемные дети быстрее находят контакт с родителями, они остро нуждаются в заботе и ценят внимание взрослых.

Но дети, имея травмирующие психику воспоминания, с трудом преодолевают недоверие к окружающему миру, порой могут проявлять агрессию .

Они заметно отстают от сверстников в эрудиции, умении общаться, социальных навыках. Деткам придется многое наверстывать, их нужно активно готовить к школе, поправлять их здоровье.

Старше семи лет

Ребят этого возраста менее охотно берут приемные родители, не каждый готов принять в семью уже сформировавшуюся личность.

Родителям придется многое преодолеть — возможно, не сразу получится полюбить ребенка, он будет вызывать раздражение, гнев, иногда чувство бессилия что-то изменить.

Но зато приемные дети старше семи лет готовы оценить усилия взрослых заменить им биологических родителей. В ответ на ласку они со временем обязательно ответят любовью.

Что вызывает беспокойство родителей?

Отсутствие инициативы. Приемные дети к трехлетнему возрасту адаптировались к среде, в которой им пришлось жить. В детских учреждениях от них не требовали проявлять активность, выделяться из группы сверстников.

Не пугайтесь, если ребенок поначалу выглядит безразличным и пассивным.


Дети просто должны привыкнуть к новой среде, к родителям, почувствовать себя в безопасности. И тогда в них проявится интерес к миру.

Неумение общаться. Приемные дети не умеют открыто общаться, они не смотрят в глаза, когда с ними говорят.

Наберитесь терпения и ненавязчиво, но постоянно и спокойно обращаясь к ребенку, смотрите ему в лицо — сначала на определенном расстоянии, постепенно сокращая дистанцию.

Часто родителей настораживает какая-то натянутая улыбка малыша и безразличие к тому, чем вы пытаетесь его увлечь.

Только когда приемные дети будут вам доверять, они начнут проявлять свои предпочтения и высказывать собственное мнение.

Проблемы с питанием. Приемные дети часто в начале своего пребывания в семье бывают очень прожорливы. И не потому, что недоедали в детских учреждениях.

Они слушаются взрослых — вы же предлагаете кушать, они так и делают. Количество еды регулируйте сами, иначе дети будут переедать.


Домашнюю еду ребятишки не видели, им интересно все перепробовать. А еще они могут кушать, пока еда перед ними на виду. Так сказать, впрок.

В детском доме ведь вряд ли была возможность в любой момент подойти и взять из вазочки печенье или яблоко.

Бывают и обратные ситуации — дети отказываются от еды. Такое происходит по причине стресса.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок съедал все. Предложите маленький кусочек порции, а накормить вкусным завтраком попробуйте, украсив блюдо оригинальным образом.

Трудная адаптация . Приемные дети по-разному проходят период привыкания: послушание сменяется капризами и агрессией.

У кого-то бунт проявляется сразу, кто-то выглядит послушным в первый месяц, а потом начинает испытывать новых родителей на прочность.


Спокойный, казалось бы, пятилетний Артем довольно быстро привык к новой семье. Но спустя месяц ребенка словно подменили — он ломал купленные игрушки, отказывался засыпать один.

Это была своеобразная проверка родителей — вы меня любили хорошим, а я ведь бываю и плохим. Мальчика не ругали, но объясняли — нас очень обижает твое поведение.

Если тебе не нужны игрушки, мы отдадим их другим детям. Перед сном мама или папа обязательно с тобой посидят, вместе почитаем книжку , а потом ты сладко заснешь.

Спокойно, без повышения тона, но настойчиво нужно гнуть свою линию, объяснять ребенку, что вам не нравится в его поведении, запрещать какие-то вещи. Правильное воспитание не допускает вседозволенности.

О тайне усыновления

Приемные дети должны знать правду о своем появлении в семье. Иначе, узнав об этом от посторонних людей, ребенок получит глубокую психологическую травму.

А риск раскрытия семейной тайны, к сожалению, всегда велик.

Главное, правильно подать информацию, дети способны нормально воспринять ее, так как обладают гибкой психикой.


Лучшим моментом специалисты считают возраст, когда ребенок начинает интересоваться — а откуда берутся дети? Обычно такое происходит с детками старше трех лет.

Главной мыслью должно стать утверждение — мы тебя очень долго искали и довольны своим удачным выбором.

Приемные дети с проблемами здоровья

Детки, имеющие слабое здоровье, тоже имеют право жить в семье, с любящими мамой и папой.

Есть много случаев, когда забота и терпение родителей творили чудеса, приемные дети, за которыми ухаживают, быстрее идут на поправку. Даже задержка развития вполне преодолима в условиях полноценной семьи.

Но по поводу деток с серьезными отклонениями в умственном развитии не все так однозначно. Во-первых, решиться на воспитание такого ребенка могут лишь единицы, поистине милосердные и самоотверженные люди.

А во-вторых, эти дети требуют особого подхода и лечения, которое родители, не являющиеся специалистами, вряд ли могут обеспечить.

Воспитание приемных детей — дело благородное и такое нужное. Тысячи малышей годами ждут своих мам и пап. И далеко не всем удается их обрести.


Всем, кто не побоялся трудностей и решил стать родителями обездоленному ребенку, хочется пожелать не только сил и выдержки.

Пусть приемные дети станут для вас родными, а взаимная любовь друг к другу согревает вас теплом.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Как объяснить детям, откуда берутся дети? Нет, пожалуй, более трудной и деликатной темы для родителей. Что можно рассказать ребенку в разном возрасте, стоит ли использовать детские энциклопедии и обучающие мультфильмы – узнайте мнение психологов на этот счет.

Читайте в этой статье:

В наше время немало семей воспитывает приемных детей. Основной причиной этого является физическое здоровье супругов и их неспособность иметь своих детей. В некоторых случаях бездетность становится настоящей трагедией. Чтобы сохранить семью и обрести смысл жизни, большинство пар идет на усыновление чужих детей.

Взяв на воспитание ребенка с медицинскими противопоказаниями, надо быть готовым к некоторым трудностям. Хотя в атмосфере семьи дети намного быстрее развиваются, чем в детском доме, не всегда родители оказываются готовыми растить приемного ребенка, создавать ему определенные условия, опекать. Иногда, взяв на воспитание приемного сына или дочь и обнаружив серьезные проблемы со здоровьем, супруги отказываются от сироты, стараясь снять с себя ответственность. Такое отношение оказывается жестоким ударом для малыша.

Особенности приемной семьи

Если вы взяли на воспитание приемного ребенка в семью, значит, подготовка к важному событию появления малыша проходила несколько иначе, чем у других пар. Его приход сопровождался не беременностью и родами, а длительными и изматывающими процедурами по усыновлению. Вы осознаете, что у вашего сына или дочери есть биологические родители, другие родственники. Возможно, ваше дитя совершенно не похоже на вас. У него другой цвет глаз, волос, темперамент и характер. Все эти особенности унаследованы ребенком от его биологических родителей. Он может расти непоседливым, коммуникабельным, испытывать постоянную тягу к общению, а вы обладать спокойным уравновешенным характером. В большинстве семей встречается различие между детьми и родителями, но в приемной семье оно приобретает особенный оттенок.

Наличие в семье приемного ребенка школьного возраста может создать некоторые трудности. Им уже усвоены определенные стереотипы поведения. Он мог не получать даже самого элементарного ухода, возможно, знает, что такое голод. Многие сироты ранее подвергались насилию со стороны взрослых и сверстников. Психологические травмы в юном возрасте оказывают огромное влияние на дальнейшее нравственное и психическое развитие личности. В некоторых случаях вполне достаточно просто оказать поддержку и окружить дитя любовью. Необходимо выполнять то, что вы бы делали для своего родного ребенка. Если забота и внимание не способствуют скорейшему приходу поведения в норму, стоит обратиться за помощью к специалисту. Детский психиатр сможет разобраться с душевными травмами, чтобы они не привели к печальным последствиям.

Воспитание приемного ребенка в семье — ответственный шаг. Нужно очень чутко относиться к детской психике, тогда малыш быстро привяжется к новым родителям. Он будет прекрасно себя чувствовать в приемной семье. Иногда такие супруги и их дети могут оказаться в социальной изоляции. С этим нужно считаться. Понимание и терпение помогут справиться со всеми временными трудностями.

Воспитание приемных детей до года

Некоторые пары боятся усыновить младенца. В таком возрасте почти нереально создать точный прогноз состояния здоровья ребенка в будущем. Мужчины и женщины не задумываются о возможности врожденных пороков у родных детей. Это могло бы помочь относиться к приемному малышу как к собственному. Увы, мир создан так, что некоторые родители отказываются от своих тяжелобольных детей. А брать на воспитание чужого нездорового ребенка мало кто решается.

Психологи рекомендуют усыновлять детей в младенческом возрасте. В таком случае отставание в развитии будет минимальным. Нужно понимать, чем был обделен ребенок в детском доме. А не хватало ему родительского тепла и заботы.

Если на воспитание берется новорожденный, то у него не может быть отставания и задержки в развитии. Особенности ухода будут те же, что и у семьи, растившей собственного малыша с рождения. В обязанности мамы входит правильный уход и частое общение. Такой ребенок ничем не будет отличаться от своих сверстников, воспитывающихся родными родителями.

У малыша в возрасте около 6 месяцев могут присутствовать некоторые задержки в развитии. Они сопровождаются следующими проявлениями:

1. Ограниченной двигательной активностью, отсутствием сосредоточивания и неулыбчивостью.

2. При обращении взрослого реакция ребенка может быть замедленной.

3. Малыш реагирует только на определенное воздействие. Оживления по собственной инициативе не происходит.

4. Нет реакции на игрушки.

Каждый ребенок имеет свою индивидуальность и развитие. При отставании усыновленного малыша в формировании от сверстников не нужно опускать руки. Надо просто уделить ему больше внимания и общения. Если ребенок радуется вашему появлению, аукает, интересуется игрушками, предложенными вами, значит, дела у вас обстоят хорошо. Вы все правильно делаете. Желательно побольше общаться с карапузом, кормить его на руках.

Воспитание приемного ребенка в семье старше полугода подразумевает формирование личностной связи. Нужно определить этап его созревания. В детдомах малыши, которым больше 6 месяцев, продолжают находиться на уровне эмоционального общения. Тогда надо вести себя с таким ребенком, как и с полугодовалым крохой. Потом желательно перейти на стадию ситуативного делового контакта. Рекомендуется начать играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». Если малыш противится, не огорчайтесь и не настаивайте. Нужно дать ему немного времени, чтобы привыкнуть.

Воспитание приемных детей старше года

В развитии детей старше одного года есть свои особенности. Такие малыши уже умеют играть с предметами. У них хорошее тактильное развитие, но на контакт со взрослыми идут неохотно. Процесс игры происходит отчужденно от общения. Малыш может не реагировать на слова и не подражать вашему поведению. Все это является следствием психической задержки развития. Высока вероятность отсутствия лепета или ограниченного его проявления. Нужно найти общий язык с ребенком, предложить ему новые игры и игрушки, ненавязчиво подключить эмоциональный контакт. Все действия должны быть постепенными и деликатными.

Воспитывая приемного ребенка в семье, нужно хвалить его за хорошие поступки и ругать за плохие, как родного. Если он что-то сделал неправильно, покажите ему, как следует поступить в этой ситуации. Учите малыша повторять за вами слова. Если у него не получается, проявите терпение и не ругайте. Со временем он научится. Покажите ребенку картинки, почитайте книжку. Веселитесь вместе с ним. Пожалейте, когда ему плохо. Не забывайте, что счастливые дети вырастают в счастливой семье независимо от того, родная она или приемная. Если создать теплые и гармоничные отношения в доме, усыновленный ребенок быстро догонит в развитии своих сверстников.

Адаптация приемных детей в новой семье

Прежде чем привезти приемного ребенка жить в свой дом, необходимо изучить все особенности воспитания таких детей и решить, под силу ли вам это. Ребенок — это не игрушка. Вы не можете сегодня взять к себе жить дитя, а завтра отвезти обратно, потому что оно капризное, непослушное и неуправляемое. Вы станете причиной еще одного предательства, которое отразится на его отношении к окружающему миру.

Перед усыновлением постарайтесь хорошо узнать ребенка. Пообщайтесь с воспитателями. Он будет делать все, чтобы понравиться своим будущим родителям. Все дети хотят иметь маму и папу.

Привыкание к новым родителям будет происходить больше месяца. Супругам тоже понадобится время для адаптации к изменениям в семье. Если приемный ребенок не является первенцем, нужно поровну разделять внимание ко всем детям. Важно, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным. Говорить о полной адаптации рано, когда малыш всеми силами старается понравиться своим новым маме и папе. У него может наблюдаться повышенная активность, ведь для ребенка это такое счастье.

Следующий период адаптации будет не таким радужным. Начинается привыкание к новой обстановке. Со стороны ребенка возможно проявление характера, хамство, грубость. Наблюдая за реакцией родителей, он определяет границы дозволенного. Паре необходимо проявить терпение и понимание. Следует спокойным тоном объяснить малышу недопустимость тех или иных действий. Не кричите на него. Закрывать глаза на плохое поведение тоже нежелательно.

Плохое поведение ребенка может стать причиной депрессии у мамы и неуверенности в своих силах. Ни в коем случае нельзя говорить детям об обязанности приемным родителям за то, что их забрали из детдома и они находятся в полноценной семье. Такие упреки могут вызвать ненависть со стороны ребенка.

После окончания этого сложного периода начнется время спокойствия и доброжелательности со стороны усыновленного малыша. Он начнет доверять родителям и делиться с ними своими мыслями. Начнет проходить боязнь того, что мама и папа предадут его и бросят. Пойдет привыкание к новому образу жизни. Полная адаптация приемного ребенка может длиться до 5 лет. Главное — запастись любовью и терпением, окружить ребенка лаской и заботой.

Основные проблемы при воспитании

К проблемам, которые могут возникнуть при воспитании приемного ребенка, нужно подготовиться заранее. Для начала вами должно быть принято решение насчет того, стоит ли малышу говорить правду о его усыновлении. Лучшим вариантом в этом вопросе является правда. Если вы решили ее скрыть, необходимо все взвесить и сделать так, чтобы ребенок ничего не узнал из других источников. Случайное открытие тайны чревато для него сильным стрессом и потерей доверия к родителям.

Если малыш не забыл своих биологических маму и папу, то, возможно, он будет их сравнивать с вами. В этом состязании не вы будете выигрывать. Даже сильно пьющие и совершенно не проявляющие заботу к своему отпрыску, они останутся для него лучшими. Возможно, он будет пытаться разыскать их. Не рекомендуется давать нелестную характеристику его биологическим родителям, иначе ребенок будет воспринимать вас как врагов. Просто смиритесь и продолжайте заботиться о своем чаде.

Иногда приемные родители сталкиваются с проблемой воровства со стороны ребенка, который достиг школьного возраста. Кража может произойти дома, в школе или магазине. На такое нельзя закрывать глаза. Спокойно объясните своему малышу почему он плохо поступил. Для предупреждения таких действий постарайтесь обеспечить ребенка самым необходимым, но не балуйте.

Сначала усыновленные дети не понимают, что можно брать, а что нет. В детских домах все общее. Сегодня ты надел эту обувь, а завтра она может оказаться на другом мальчике или девочке. Необходимо объяснить ребенку, что есть вещи, принадлежащие ему, а есть собственность другого человека. Свои игрушки, одежду, обувь он может брать и пользоваться, когда захочет. Чужие личные вещи должны быть неприкосновенны, они берутся только с разрешения. Ребенок скоро привыкнет к такому положению вещей.

Реакция родственников на усыновление

Если вами принято решение об усыновлении ребенка, вся семья и ближайшие родственники должны принять сироту как полноправного члена. Существует вероятность развития ситуации, когда малыша просто игнорируют или недоброжелательно относятся к нему. Это нужно пересечь в корне. Когда вы будете принимать дитя как полноправного члена семьи, он по-настоящему почувствует себя любимым и счастливым.

Проведите беседу с остальными родственниками. Расскажите своим родителям, братьям, сестрам о том, как важно дать малышу почувствовать себя непосторонним. В этом случае лучше не идти на компромисс. Вы теперь стали мамой и папой, забота о благополучии ребенка должна быть для вас приоритетом, как и для всех родителей.

Приемные и родные дети

В некоторых семьях воспитываются и родные дети, и приемные. В таких случаях возможно соперничество, вражда и обида между ними. Детям не составит труда найти повод, чтобы поругаться. Желательно, чтобы каждый ребенок знал свое происхождение и, несмотря на это, вы одинаково относились к каждому из них.

Различия могут иметь место и в физической, и в интеллектуальной сфере. Если ваш родной ребенок хорошо учится, а приемный еле справляется со школьной программой, то эта разница будет негативно отражаться в их взаимоотношениях. Наличие ребенка с ограниченными физическими способностями еще больше будет усугублять ситуацию. Приемный малыш видит свое отличие от братьев и сестер и ощущает себя чужим. Если же они превосходят его в науке или спорте, то у него может развиться комплекс неполноценности.

Приемным родителя рекомендуется поискать в каждом из детей сильные стороны и способности независимо от того, родной это ребенок или из детского дома. Воспитание должно основываться на положительных сторонах характера. Мудрая мама всегда поддержит свое чадо и придаст ему уверенности в собственных силах.

Сначала с усыновленным мальчиком или девочкой в семье будет непросто, придется преодолеть немало трудностей. Любовь, взаимопонимание и терпение помогут вам в этом. Когда проблемы воспитания останутся позади, у вас окажется ребенок, который способен одарить вас своим теплом и лаской.