«Волшебница — вода» — конспект занятия (старшая группа). План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие "Волшебница -вода"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Опытно-экспериментальная деятельность

в старшей группе МКДОУ «Заводской детский сад «Солнышко»

на тему «Волшебница - вода»

Цели и задачи:

ü закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);

ü развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;

ü развивать навыки проведения опытов;

ü воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа :

v Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

v Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

v Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

v Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Оборудование:

глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стекло; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

Ход занятия:

Приветствие:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с Вами вспомним о свойствах воды.

Вводная беседа

Воспитатель показывает глобус.

Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода) . Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю? Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

А как человек использует воду? (таблица).

Ребята, а сколько жидкости мы употребляем в день? Давайте вместе посчитаем: чай, кофе утром, компот на обед, супы, овощи.

Игра «Кто больше назовет съедобной жидкости».

Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? (дождь, град, роса, туман) . А зимой она превращается во что? (в снег, иней, лед, ледяные узоры).

Загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

Проведение опытов

Что на глобусе обозначено белым цветом? (льды и снега). Это тоже вода?

Во что же может превращаться вода? (пар, туман, облака, тучи, дождь).

Найдите воду на картинках. Кто узнал её? (находят воду в видоизмененном состоянии).

Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, ото дождей, а течение уносит соль в море.

А как реки знают, как им нужно течь в море? Проведем опыт.

Опыт: возьмем стекло, нальем на него немного воды. Что получилось? (лужа).

А теперь наклоним стекло. Речка потекла. А если сильно наклонить? (совсем быстро потекла). Вот так и в природе. Если река течет по равнине, то течет плавно и медленно, а горные реки текут быстро, течение у них бурное, берега скалистые, обрывистые, образуются водопады (показ слайдов).

А сейчас послушайте аудиозапись с шумом воды и определите, что это шумит (предлагаются звукозаписи ручья, реки, горной реки, водопада).

Подвижная игра «Ручеёк».

Вода – одна из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах (дети садятся за столы).

Опыт 1.

Посмотрите, в стакане обычная вода из-под крана. Я сквозь воду могу посмотреть на игрушки, на ваши лица. Попробуйте сделать то же самое. Хорошо ли вам видны предметы, на которые вы смотрите? Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Формулируем одно из свойств воды: ЧИСТАЯ И ПРОЗРАЧНАЯ.

Опыт 2.

А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие – высокие и узкие, третьи – овальной формы. На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в разные чашки. Они остались такими же? (ответы детей). Да, их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. А вот с водой совсем по-другому. Перельем воду в графин. Вода та же самая, а вот форма у нее стала другой. Сделаем вывод, что в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда, в который ее наливают. А если мы случайно пролили воду, то она растечется лужицей.

Опыт 3.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть мука, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось? Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Что может делать вода? (капает, журчит, льется, течет, булькает, высыхает, замерзает, растекается, смывает…).

Игровое упражнение «Волны»

А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз) , подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели) .

Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Игра «Капля к капле – будет озеро».

Ребята, давайте из цветных кружочков – капелек составим озеро. Как вы думаете, где озеро глубже – в середине или около берега? Чем мельче, тем цвет озера светлее (голубой). Дальше – глубже (синий цвет), а самая середина – фиолетовая, там очень глубоко. (Дети выполняют задание.)

Подведение итогов.

Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, почему воду называют волшебницей?

Почему нельзя прожить без воды?

Была бы жизнь на планете Земля, если бы не было воды?

Список используемой литературы:

1. Соболева О.Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

2. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Скачать материал можно в

Екатерина Александрова
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»

Тема занятия : значение воды в жизни всех живых существ.

Возраст дошкольников : старшая группа (5-6 лет)

Цели и задачи :

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель ).

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов

Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия .

Развивать социальные навыки, умение работать в группе , договариваться.

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Совершенствовать навык аккуратного закрашивания изображения, наклеивания рисунка на основу, создания коллективной композиции.

Предварительная работа :

Рассматривание карты мира

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

-беседа на тему : «Круговорот воды в природе»

Оборудование и материалы :

Иллюстрации на тему «Вода »

Капельки воды, изготовленные из бумаги

Аудиозапись со звуками воды

Стаканчики, вода , молоко, сахар, мелкие игрушки, марля

Цветные карандаши, клей, салфетки

Заготовка панно «Речка»

Трафареты рыб

Виды детской деятельности, используемые на занятии : (экспериментирование, изобразительная деятельность, игра, беседа) .

Место проведения : групповое помещение .

Ход занятия:

В : Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку :

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без …

(воды)

В : Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем, узнаем новое, будем рассуждать, играть.

Игра «Мама Тучка»

В : Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки) . Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку) . Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу) . Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)

В : Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?

Д : Круговорот воды в природе.

В : Где встречается капелька воды?

Д : В капельке дождя, речке, океане.

В : Ребята, а вы знаете, что у нас в группе тоже живут сестрички- капельки? Тогда давайте покажем нашим гостям, что они делают, эти сестрички, у нас в группе и какую пользу приносят.

Дети с воспитателем идут по группе , делают остановки :

1)уголок природы :

В : Почему мы остановились здесь, в уголке природе?

Д : Потому что растениям нужна вода для жизни .

В : Как мы даем растениям воду?

Д : Поливаем их, моем листья, опрыскиваем.

В : Что будет, если мы перестанем давать растениям воду?

Д : Они засохнут, завянут.

В : Чтобы этого не случилось, не будем забывать о поливе растений.

Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Где еще нужна вода в группе ?

2)в туалетной комнате, в умывальнике.

В : Для чего нам там вода ?

Д : Чтобы смывать, мыть руки, умываться.

В

Д : Да! (приклеиваем капельку)

3)игровой уголок.

В : А здесь где вода нужна ? для чего?

Д : Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду

В : Оставим здесь сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

4)к мойке младшего воспитателя

В : А здесь где вода нужна ?

Д : Чтобы мыть посуду, протирать столы, чтобы мы могли попить воды.

В : Здесь оставим сестричку-капельку?

Д : Да! (приклеиваем капельку)

В : Ну вот, уважаемые гости, сколько в нашей группе живет сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу.

В : Как вы думаете, откуда у нас в домах и в д/с берется вода ?

Д : Из крана.

В : А в кран как попадает?

Д : По трубам вода из большой речки течет или из озера.

В : Как называются эти трубы?

Д : Водопроводные (картинка) .

В : Повторим все вместе

В : Подумайте, что будет, если мы не будем закрывать краны дома и в д/с?

Д : Мы будем тратить много воды

В : А в некоторых странах, в жарких, в Африке, вода очень ценный продукт, ее очень мало, к ним ее привозят из других стран. (картинка)

В : Что нам нужно делать, чтобы не тратить воду зря?

Д : Если мы помыли руки, лицо, не забывать закрывать кран.

В : Что же такое вода ? Какими свойствами она обладает? Все это мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории :

Не шуметь - этим мы мешаем другим

Аккуратно обращаться с посудой и другими принадлежностями для опытов

Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опытов

Закончив наблюдение, сделать вывод

В : Молодцы! все правила вы помните. Ну что ж, приступим.

В : Перед вами 2 емкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая ?

Д : Нет, одна - чистая, другая- грязная.

В : Какую воду мы используем в обычной жизни? Какую пьем? Какой умываемся?

Д : Чистой.

В : Как вы думаете, в речках течет чистая вода ?

Д : Нет.

В : Чем она м. б. загрязнена?

Д : Грязными сточными водами (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : А как вы думаете, очистить грязную воду можно?

Д : Да.

В : Что для этого используют?

Д : Очистные сооружения, фильтры (картинка)

В : Повторим все вместе.

В : Очистные сооружения м. б. очень большими, для каждого города они свои. Там грязная вода отстаивается , очищается специальными средствами и только потом она пригодна к использованию. В домах и квартирах воду могут очищать дополнительно. Для этого используют фильтры (картинка)

В : Сейчас и мы с вами попробуем очистить грязную воду. Для этого я возьму марлю, сложенную в несколько раз и пропущу через нее грязную воду. Что у нас получается?

Д : Вода становится чистой .

В : А что стало с марлей?

Д : Грязная стала.

В : Вот почти также работают очистные сооружения и фильтры.

В : Давайте еще раз повторим, какую воду мы используем в обычной жизни?

Д : Чистую.

В : А для жизни растений, животных, рыб какая необходима вода ?

Д : Тоже чистая.

В : Этот опыт провела я, а сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 опыт : прозрачность воды.

Опускаем в стакан с молоком мелкую игрушку, видна она или нет? Затем в стакан с водой.

Делаем вывод : вода прозрачная (выставляем схему к опыту)

2 опыт : есть ли запах у воды?

Детям предлагается понюхать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет запаха (выставляем схему к опыту)

3 опыт : есть ли вкус у воды?

Детям предлагается попробовать воду, налитую в стаканчики.

Делаем вывод : вода не имеет вкуса (выставляем схему к опыту)

4 опыт : вода-растворитель

Детям предлагаем опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

Делаем вывод : вода-растворитель (выставляем схему к опыту)

В : Какой стала вода ?

Д : Сладкой.

В : Где в жизни мы можем наблюдать это свойство воды?

Д : Когда пьем чай за завтраком.

В : Итак, подведем итог эксперимента. Какими свойствами обладает вода ?

Д : Вода обладает многими свойствами : -прозрачность

Не имеет запаха

Не имеет вкуса

-вода-растворитель

В : Вода - одно из самых удивительных веществ на земле.

Молодцы! Хорошо поработали! А сейчас немного отдохнем :

Физминутка : К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно :

Вместе раз-это брасс

Одной, другой - это кроль

Все, как один, плывем, как дельфин

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Творческая работа :

В : Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой воде могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столе есть рыбки из бумаги, но вам нужно сделать их яркими, то есть раскрасить. Перед вами на столах цветные карандаши, фломастеры и образцы рыбок. Придайте им цвет и запустите в речку (приклейте) . Старайтесь все выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая, спокойная музыка (звуки воды)

В : Молодцы, дети! Какая веселая, чистая речка у вас получилась. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. А сейчас расскажем стихотворения, которые мы специально выучили для этого занятия .

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда.

Без нее вам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без нее вам не прожить!

Вы ее в пруду найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница-вода !

В : Молодцы, ребята! Вы показали нашим гостям хорошие знания о сестричках-капельках. На память о нашем занятии я дарю вам волшебную капельку , которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

На этом наше занятие окончено .

Татьяна Котова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Чоппууска»

«Волшебница вода » .

(конспект ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе )

Подготовила и провела воспитатель Котова Т. В.

г. Мирный ноябрь 2015г

Цель : развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.

Образовательные задачи :

1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .

2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности .

3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивающие задачи :

1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей .

2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.

2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода ) .

3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.

Демонстрационный материал : письмо, набор цифр, глобус.

Раздаточный материал :

одноразовые пластиковые стаканы, монета, ватная палочка, камень, веточка дерева, пластилин, шуруп, две чашки с водой, ситечки, карточки для занесения результатов, простые карандаши, капельки разного цвета, пипетки, ткань, лист бумаги, картон, целлофан, краски, кисточки.

Подготовительная работа :

чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде, мультфильма «Заяц Коська и родничок» , изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе .

Ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Вос. Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

2. Эмоциональная настройка детей.

Вос. Ребята, какое у нас сегодня настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое настроение.

Собрались все дети в круг.

Я-твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вместе мы в кругу опять

Дружно будем мы играть.

3. Постановка образовательной деятельности .

Стук в дверь. Принесли письмо.

Вос. Это письмо от ребят из младшей группы . Тут загадка : «Меня льют. Меня пьют. Всем нужна я. Кто я такая? (вода ) .

Дорогие ребята, мы очень любим лето. И любим купаться летом в реке. Помогите нам, пожалуйста, узнать как можно больше о свойствах воды».

Вос. Поможем ребятам узнать о свойствах воды? (ДА)

Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? А на чем можно полететь? (ответы детей) Давайте полетим на ракете. Но для того, чтобы ракета взлетела нужно заранее все рассчитать, ошибки могут привести к срыву полета. Нам надо ответить на три вопроса :

Наш полет проходит на четвертый день недели. Какой это день?

Полет проходит в третьем месяце осени. Какой это месяц?

А теперь нужно исправить ошибку – поставьте числа правильно. (на магнитной доске цифры от 1 до 10, нужно их поставить правильно) (дети отвечают и выполняют задание)

Вос. Ответы верные. Все готово к полету. Прошу всех занять места .

Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают : 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт) .

Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса (показываю глобус) . Что такое Земля? (планета, шар) . Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды) .

Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей, очень много рек и озер. А что на глобусе обозначено белым цветом. (снег, лед) Это тоже вода .

Вос. На борту нашего воздушного шара есть три лаборатории, хотите стать учеными и попасть туда? (да) Посмотрите перед нами три лаборатории «Капелька» , «Капитошка» , и лаборатория «Росинка» .

Нам, ребята надо разделиться, у меня есть капельки разных цветов, каждый выбирает себе цвет и идет в нужную лабораторию. (Дети расходятся) .

Воспитатель подходит к каждой группе детей и читает задание на карточке.

Опыт . Исследовать плавучесть предметов. Тонет – не тонет.

(На столе приготовлены карточки с изображением предметов, которые даны в этом опыте . Если предмет тонет, то дети рисуют стрелочку вниз, если не тонет, то вверх.)


Опыт . Узнать, какие материалы как пропускают воду. Найди материал для зонта. (Дети с помощью пипетки, проверяют разные материалы. На карточках рисуют капельку, если материал пропускает воду.)


Опыт . Окрашивание воды. (С помощью красок, дети окрашивают воду в разные цвета.)


Подводим итоги, делаем выводы.

Вос. Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами . А хотите еще одну загадку. Есть такое выражение-«носить воду в решете» ! Вот вода . Вот сито. Давайте выясним - можно ли перенести воду в решете. (Дети пробуют, ищут решение.)

Вос. Ребята, нам пора возвращаться на Землю, но перед полетом давайте из ваших капелек составим озеро. Как вы думаете, там где мелко какой будет цвет у озера, (голубой, где глубже-синий, и где совсем глубоко-фиолетовый. Посмотрите какое чистое озеро у нас получилось. А теперь займите свои места. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет : 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен.

Вос. Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. Что же мы ответим ребятам из младшей группы . (ответы детей) . Молодцы, ребята! Сейчас мы все отдохнем. А потом нарисуем ответ ребятам.

Публикации по теме:

К О Н С П Е К Т Интегрированного мероприятия по экспериментальной деятельности «Волшебница вода» Цель: Обобщить и расширить знания детей.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Царица вода» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №100 «Жар-птица» КОНСПЕКТ НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Куда делась вода?» Познавательное развитие Цель: расширять.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница-вода» (средняя группа) Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие». Тема:«Волшебница - вода». Вид.

Конспект итогового занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Воздух и вода» Конспекткт занятия (итогового) в подготовительной группе по опытно экспериментальной деятельности. Группа: Подготовительная Образовательная.

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с. Кульшарипово»

Занятие по экологии «Волшебница вода»

В старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.