Во сколько отдают в школу. Что нужно учесть? Статистика в разных странах

Приветствую вас, дорогие родители! У некоторых мам и пап, чьи дети родились осенью и зимой и пока всё ещё ходят в детский сад, возможно, вскоре возникнет вопрос: во сколько лет отдавать в школу ребёнка. Ведь к первому классу ему ещё не будет семи, а год спустя уже исполнится семь «с гаком».

С одной стороны, торопиться не хочется, и можно пересидеть годик в детстве. Но с другой стороны перспектива быть самым старшим среди одноклассников тоже не прельщает. Как лучше будет для ребёнка, и что по этому поводу советуют психологи и педагоги?

План урока:

Чем раньше, тем лучше ли?

Как часто мы слышим вокруг: «Мои пошли с шести, и ничего!». А действительно ли всем вот так прямо и «ничего»?

Согласна, что современные дети разительно отличаются от предыдущих поколений и всё чаще к возрасту пяти-шести лет наши маленькие вундеркинды и читают, и считают, и пишут, и по-английски разговаривают. А старательные родители намеренно раньше пытаются «повзрослеть» своих детсадовцев, считая, что в рамках дошкольного учреждения всё умеющему ребёнку будет просто тесно и банально скучно. Зачем же тогда ждать?

На заметку! Закон об образовании предполагает, что к получению начального общего образования допускаются дети с 6,5 лет, но не позднее 8 лет. Это общепринятое правило. Однако при имеющемся заявлении родителей учебное заведение может расширить эти возрастные рамки как в ту, так и в другую сторону.

И всё бы хорошо, если бы решение о поступлении в первый класс раньше, чем это придётся, принималось только по интеллектуальному развитию наших детей. Всему научился и со всем справляется – значит, пора! Да не тут-то было.

Психологи умения считать и писать ставят практически на последнее место при определении возраста для будущего первоклашки. Приоритет они отдают устойчиво сформированному желанию ребёнка (заметьте: не родителей, а именно ребёнка!) учиться, сопровождаемое стремлением получать новые знания.

Будущий первоклассник должен уметь сотрудничать, работать в коллективе и что немаловажно – подчиняться, ведь школа – это вам не детский сад с «хочу – не хочу».

Для многих раннее начало школьной жизни – это настоящий стресс для ещё не выросшей шестилетней нервной системы и непосильная нагрузка. Придётся, как все, сидеть долго и слушать внимательно, выполнять требования и следовать правилам. Иначе знающему русский язык и математику, но абсолютно не умеющему работать конструктивно со сверстниками школьнику будет учиться трудно.

Стоит отметить, что для каждого ребёнка это время наступает по-разному. Некоторые и в свои 6-ть готовы бежать за знаниями, а для кого-то только ближе к 8-ми приходит осознание готовности покинуть детский сад.

Когда точно оно

Как всё-таки родителям хоть капельку намекнуть, что ребёнок для школы созрел? Для педагогов готовность к учёбе – понятие многогранное. Здесь есть:

  • физическая готовность детского организма, затрагивающая общее состояние здоровья, уровень развития моторики, движений, анализаторных систем,
  • психологическая мотивация, выражающаяся во внутренней позиции будущего школьника, его отношении к школе, умении управлять собственным поведением и преодолевать трудности,
  • интеллектуальная подготовка, включающая специальные навыки.

При этом педагоги и психологи не отталкиваются от математической цифры возраста: стукнуло 7 – точно готов! Совсем нет. Они настаивают на том, что «спелый» школьник – это тот, кто с лёгкостью находит друзей, открыт для общения, без проблем адаптируется в новых условиях, и совсем неважно, шесть ему ещё или уже без пяти минут восемь.

На заметку! При принятии решения о раннем походе в первый класс родители нередко подбирают определённого учителя и конкретную школу. Ничего плохого в этом нет, ведь от педагога на первых порах действительно много зависит, особенно психологическая обстановка в юном коллективе.

Итак, в пользу ранних первоклашек говорят вот такие факты:

  • будущий школьник здоров и не часто болеет (не часто в понятии врачей – не более 5 раз за год), у него крепкий иммунитет и нет хронических болезней, которые могли бы помешать раннему началу учёбы, и тем более в медицинской карточке нет таких слов, как «синдром дефицита внимания», «аутизм», «задержка психического развития» и прочие «нездоровые бяки»,
  • социальная адаптация выработана «на все сто»: с лёту знакомится, умеет выйти из конфликта, есть опыт посещения ранних групп развития и коллективного труда,
  • умеет адекватно реагировать на замечания, выполнять требуемое и не страдает повышенное эмоциональной возбудимостью,
  • при осознании необходимости может высидеть заданное количество времени с должным вниманием, концентрируется на поставленной задаче,
  • освоил первоначальные навыки грамоты, письма, счёта, богат русским словарным запасом, знаком с понятиями ориентации и знает основные сведения о родителях, «явки и пароли», адреса и телефоны.

Как считают психологи, только когда вы у ребёнка нашли все эти качества, его поход в шесть лет станет оправданным для родителей, а при имеющемся нарастающем желании побыстрее сесть за парту – и для ребёнка тоже.

К слову, статистика утверждает, что среди пришедших в первый класс шестилетних мальчиков и девочек реально готовыми к учёбе оказываются лишь 10 процентов. Остальные 90, которым не мешало было пересидеть в детском саду, – плод амбиций родителей.

И совсем уж не стоит руководствоваться принципами «отдать мальчика в 6-ть, чтобы до армии успел в институт поступить» и «девочке можно ещё с куклами поиграть, пойдёт с 8-ми». Если уж и разделять по половому признаку, то девчонки созревают и становятся серьёзнее быстрее, нежели мальчишки, так что кому-кому, а вот именно женскому полу с 6-ти лет учиться зачастую проще. Хотя, «и на старуху бывает проруха».

Если приходится отложить

Бывает, что вроде всё складывается, но родительская интуиция никак не хочет смириться и вынести окончательный вердикт. Тогда вперёд на консультацию для определения «школьной зрелости».

Есть такая система, которая по баллам с разных сторон оценивает, действительно ли детсадовец готов начать школьную жизнь.

И если по итогам тестирования получается, что ребёнок-то оказывается готов идти в школу только потому, что там будет много новых друзей, а вовсе не для того, чтобы что-то узнать, учёбу рекомендуется всё-таки отложить.

Да и вообще, кто сказал, что осознанный школьный старт в «почти восемь» будет менее удачным? Достигшие 7-летнего возраста уже не так напрягаются, чтобы сохранять усидчивость. Повзрослевшие дети способны себя контролировать и сохраняют работоспособность дольше, справляясь с нагрузкой. Да и задержавшийся кусочек детства, уже недоступный для вступивших на школьную тропу шестилеток, тоже несомненный плюс.

Что делать целый год, когда сын или дочь не дотягивает? Усердно работать, чтобы в последующем было легче. В преддверии школьного года педагоги советуют уделять побольше морально неготовым к школе детям уделять внимание расширению их кругозора и общему развитию, найти время научиться всё-таки читать – считать – писать, что в первом классе снизит с него нагрузку.

Психологи работают в другом направлении и рекомендуют в появившийся дополнительный свободный год укреплять здоровье и нервную систему, вырабатывать усидчивость, разбавлять активность занятиями, требующими концентрации .

Дак когда же всё-таки покупать : в шесть, в семь, в восемь? Не получается, к сожалению, однозначного ответа. Да в данном случае наверное и не нужно. Предлагаю руководствоваться принципом «не навреди» и взвешенно принимать решение не без участия родительской интуиции.

Сердце подсказывает: «Рано», значит, и вправду рановато, и неважно, что твердят окружающие. А если родительское нутро марширует в такт ребёнку: «Пора! Пора! Пора!», собирайте .

Что скажете, дорогие читатели? Очень жду ваших аргументов «за» и «против». Пишите в комментариях)

Не забудьте подписаться на новости блога и присоединяйтесь к нашей группе «ВКонтакте» )

Естественным желанием любого родителя является вырастить ребенка крепким и здоровым. Очевидно, что помочь в этом ребенку могут занятия спортом. Однако далеко не всегда находится однозначный ответ на вопрос, в каком же возрасте записать ребенка в ту или иную спортивную секцию или школу ?

Конечно, здесь всё очень индивидуально. Значение имеет пол ребенка, степень его развития, наконец, предрасположенность к какому-либо виду спорта. При этом просто необходимо, что бы у самого ребенка было желание заниматься, ведь посещение «каторжных» тренировок, выбранных родителями, только негативно скажется на его психическом здоровье. Если родители не будут учитывать готовности ребенка заниматься спортом, они могут столкнуться с тем, что чадо в скором времени попросит забрать его из секции. Вполне вероятно, что после первого негативного опыта у ребенка вообще пропадет желание заниматься. Именно во избежание такой реакции, родителям следует очень серьезно отнестись к тому, в каком возрасте отдавать ребенка в спорт.

Оценка физического развития и состояния

Первым важным шагом на этом пути будет консультация с врачом. Не пренебрегайте этой консультацией, ведь на кону стоит детское здоровье, а может быть даже и вся жизнь. Врач осмотрит ребенка, выявит наличие противопоказаний и оценит уровень его физического развития. Далее, постарайтесь поговорить с родителями тех детей, которые уже записаны в какие-либо спортивные секции. Узнайте, в каком возрасте они начали водить ребенка на тренировки, и не возникло ли впоследствии каких-либо проблем.

Каждому возрасту свой вид спорта

Как уже говорилось выше, для каждого вида спорта существует свой возраст. Однако с каждым годом появляются новые, прогрессивные программы тренировок, а потому многие виды спорта существенно «помолодели». Ярким примером тому служит совокупность координационных видов спорта, куда входят художественное гимнастика , фигурное катание , синхронное плавание и другие. Малышей здесь принимают уже в трехлетнем возрасте , ведь чем моложе ребенок, тем легче развить в нем все необходимые качества. Нередки даже такие случаи, когда профессиональные тренеры лично приходят в детские сады, чтобы заметить талантливых и перспективных малышей.

В четыре года для девочек открывается дорога в мир спортивной и художественной гимнастики . В этом же возрасте начинают обучать плаванью . При этом, если через год занятий девочка будет уверенно держаться на воде, вполне возможно, что её возьмут для занятий синхронным плаваньем . Серьезные спортивные первенства в этом виде спорта могут проводиться среди 8-10 летних участников.
В шестилетнем возрасте , если ребенок не имеет никаких противопоказаний, его можно смело отдавать на фигурное катание .
В семь лет можно начинать заниматься акробатикой , спортивными танцами , настольным теннисом .
С наступлением восьми-девяти лет мальчики могут начинать заниматься борьбой. Крайне осторожно нужно подходить к занятиям тяжелой атлетикой . Несмотря на то, что формально в этот спорт можно приходить и в 10 лет , это лучше делать гораздо позже. Тело ребенка ещё не сформировалось, а занятия с отягощениями могут значительно замедлить рост.

Рассмотрим более конкретно некоторые виды спорта. Занятия боевыми искусствами прекрасно развивает у ребенка гибкость, координацию и точность движений, дисциплинированность. При этом обучаться ему могут и девочки, главное чтобы они были в этом заинтересованы. Определенные виды борьбы явно не подойдут для юных спортсменов. К примеру, в боксе нередки сотрясения, а бывшие боксеры часто страдают эпилепсией. Гораздо более безопасными являются занятия каратэ , дзюдо , айкидо или ушу - в принципе, ребенок может прийти в секцию даже в пять лет .

Гимнастика, как спортивная , так и художественная , является очень требовательным видам спорта. Большие нагрузки, нередко приводят к растяжениям, вывихам, появлениям болей в спине. Конечно, при этом развивается и гибкость, и грация, и красота, однако стоит ли это затраченных усилий? Если ребенку тяжело, вы вполне можете перевести его на занятия танцами или балетом, где развиваются те же качества, но с меньшей нагрузкой. Конечно, тренеры советуют приводить будущих чемпионов в этот спорт в четырех-пяти летнем возрасте, однако не поздно начать занятия и школьникам младших классов.

Пожалуй, ни какой другой вид спорта не может быть так безопасен и одновременно полезен для всех возрастов как плаванье . Занятия плаваньем формируют у ребенка прекрасную фигуру с хорошей осанкой, а также оказывают общее оздоровительное значение. Начинать занятия можно хоть с трех месяцев, ведь сегодня существует множество бассейнов для совместного плаванья. Единственное, что может не понравиться родителям девочек, это формирование широких плеч, однако такое наблюдается лишь у профессиональных спортсменов, а тренировка один-два раза в неделю не оказывает такого влияния.

Статья не рассчитана на сторонников делегирования ответственности за воспитание и образование собственных детей на учебные учреждения. Да, в идеале детские сады должны стать не только хорошей площадкой для подготовки к школе, но и местом, где проблемы ребенка будут скорректированы специалистом. Да, школа должна включить качественный фильтр для определения степени готовности детей. В идеале. Но реальность диктует иные условия.

Мое субъективное мнение: обучение у нас сильно отстает от развития. Я считаю, что и шесть — поздно. Вспомните возраст «почему» вашего ребенка. Это пик познавательной активности. Уже в год ребенок вполне способен усвоить первые математические понятия. Моя дочь к пяти годам легко оперировала отрицательными числами, производила простейшие операции с дробями, понимая смысл. Предвижу возражения, что дети разные. Да, каждый ребенок имеет свою «карту развития», свои особенности, наклонности, свои нарушения. Беспроблемных детей не бывает. Фото: picjumbo_com, pixabay.com

Для начала определимся с собственной мотивацией. Разумеется, каждый родитель мечтает об успехе ребенка, проблема лишь в понятийной сущности успеха. Что для вас успех — удачные результаты школьника, хорошие оценки или полноценное малотравматичное развитие, раскрытие способностей, творческого потенциала? Думаю, что честный ответ поможет принимать правильные решения, решения любящего родителя.

Из всех доводов против раннего ученичества мне кажется разумным только один — противопоказания, связанные с физическим (различные болезни, физическое недоразвитие и т. д.). Все остальные не просто спорны, но и проявляют мотивацию взрослых.

Разумеется, любому педагогу проще работать с читающими, пишущими, считающими детьми, желательно на уровне класса третьего. В его идеальной картине дети легко выдерживают нагрузки и не отвлекаются даже на занятиях скучнейшими делами. Они все — выпускники школы вежливости: на переменах ходят исключительно строем, детские конфликты для них — дело невозможное.

Родители, прочитав статьи о требованиях к школе, начинают испытывать тревожность. Они либо бросаются по первому попавшемуся объявлению исправлять ситуацию к «специалистам», которых в последнее время развелось огромное количество, либо решают переждать, надеясь, что природа сделает свое дело, оправдывая себя «нерадивыми воспитателями и учителями».

По поводу «специалистов». Только за последние два года ко мне неоднократно обращались с просьбой разработать образовательные методики для развивающих центров. Как человек въедливый, я внимательно знакомилась с концепцией, общалась с инициаторами и… отказывала. Это были либо «пустышки» с путаными представлениями учредителей, нацеленными, скорее, на коммерческий успех, либо околорелигиозные образования.

  • Поэтому главный совет родителям: включайте критичность в любой ситуации, связанной с вашим ребенком. Не спешите записываться на занятия, прежде чем не ознакомитесь с системой, с методами работы.

Разбиваем доводы.

— Вам рано, если ребенок не умеет хорошо читать, писать, считать.

Современная начальная школа «1−4» была разработана именно для шестилеток. Просто взяли программу трехлетней школы и «растянули» на четыре года. Период обучения грамоте тоже увеличили, снизили требования. То есть, по сути, этот курс рассчитан на детей, которые не умеют читать и писать. Поэтому отсутствие этих умений не может стать препятствием для поступления в школу.
Фото: klimkin, pixabay.com

Вместе с тем родители должны знать: если к шести годам не владеет счетом в пределах первого десятка, у него проблемы с речью (включая развитие фонематического слуха, правильное произнесение звуков, построение предложений и т. д.) — это может быть тревожащим показателем задержки психического развития.

— Вам рано, если ребенок испытывает трудности коммуникаций.

Ребенок, посещающий дошкольные учреждения, обычно хорошо адаптирован. Если он конфликтен, агрессивен, плаксив — это симптомы, с которыми надо обращаться к специалисту. А совет для «домашних» еще и вреден. Еще год изоляции от сверстников не прибавит ему коммуникативных навыков.

И уже совсем удивляют советы тех, кто предлагает отказаться от школы детям, которые не могут удержать внимание на одном объекте менее 15 минут. Чтобы вы оценили весь непрофессионализм таких «советчиков», приведу личный пример.

Конец 80-х. В стране активно насаждается переход на обучение с шести лет. Меня, юную учительницу, проработавшую в школе всего год, «бросили на новаторскую амбразуру». Почему новаторскую? И в те времена планы, наработки, методики следовали за чьим-то решением, проще говоря, стройной методики не существовало. Был набор методичек, написанных бессмысленным бюрократическим языком. Опытные учителя под любыми предлогами отказывались от этого направления. Все, кто прошел, описывали свои впечатления коротко — «ужас».

Это, действительно, был ужас. Ничего не работало — ни постоянные игры, ни сокращенные уроки, ни частые физминутки. Ничего! Класс просто «расползался». Прошедшие горнило, делясь опытом, доверительно шептали: «Орали до хрипоты». Такую беспомощность, пожалуй, я не испытывала никогда позже. Вечера за книгами классиков психологии, ночи за изготовлением различных пособий, никакого результата, сплошное отчаяние. К третьей четверти на смену отчаянию пришла злость на себя. Тезис о том, что не бывает плохих учеников, есть лишь плохой учитель, больше не подвергался сомнению.
Фото: Depositphotos

Тогда и пришли ответы. Я поняла, чем принципиально отличается шестилетний ребенок от семилеток. Один из ответов — устойчивое произвольное внимание на одном предмете не больше 4 минут. Провела обширное тестирование. (Предвижу возражения: «Мой ребенок рисует (лепит, конструирует и проч.) часами». Напомню, речь идет о произвольном внимании, а не постпроизвольном. О разнице этих форм можно прочесть в статье .) Пришлось переформатировать урок — каждые 3−4 минуты новый вид деятельности, в рамках одной цели.

Разумеется, это не единственный «секрет шестилеток».

Разумеется, есть характеристики, основные требования к психологическому, физиологическому уровню потенциального ученика. Это не просто набор определенных знаний и умений, а состояние общей и мелкой моторики, уровень развития мыслительных операций, внимания, памяти, социализация.

Задумайтесь, сможете ли вы самостоятельно создать условия для полноценного развития? Где легче научиться общению со сверстниками — дома или в детском коллективе?
Фото: Depositphotos

Если ваши представления об успешности ребенка заключаются в раскрытии потенциала, при принятии решения существенным должен стать выбор школы, педагога. Именно от педагога во многом зависит адаптационный период, степень травматичности при обучении. Постарайтесь еще на предварительном этапе выстроить доверительные отношения, не стесняйтесь задавать вопросы, наблюдайте. Интересуйтесь требованиями, методиками, которыми он пользуется. Закрытость, нежелание идти на контакт — тревожный сигнал.

С шести или семи — решать родителям. Если вы отложили взросление ребенка на год, постарайтесь провести его максимально эффективно.

Родители детей, рожденных в зимне-весенний период, часто задаются вопросом: «Когда лучше отдать ребенка в школу?». Если ребенок появился на свет в марте, в начале очередного учебного года его возраст на 6 месяцев «перешагнет» рекомендованную для поступления отметку в 7 лет. Может, стоило отправить такого ребенка в школу в предыдущем сентябре? Справится ли с положенными учащимся нагрузками малыш, которому всего 6,5?

От того, во сколько лет отдать ребенка в школу, будет зависеть его дальнейшая успеваемость, поэтому этот вопрос необходимо тщательно обдумать

Во сколько лет лучше отдавать ребенка в школу?

Некоторые родители, стремясь реализовать свои амбиции, отправляют чадо учиться как можно раньше. Другие хотят продлить беззаботное детство отпрыска и откладывают поступление ребенка в школу. На самом деле, универсальных рекомендаций на этот счет нет. Решение должно приниматься родителями в индивидуальном порядке после тщательного анализа всех особенностей ребенка.

На какие факторы следует обратить внимание прежде всего? Разумеется, принятое родителями решение об образовании ребенка, не может идти вразрез с действующим законодательством страны. В каком же возрасте можно отправлять малыша учиться в соответствии с нормами, принятыми в РФ?

По законодательству

Согласно статье 67 закона «Об образовании в Российской Федерации» зачисление ребенка в первый класс должно происходить в строго определенном возрасте: от 6 лет и 6 месяцев до 8 лет ровно. Именно на эти временные рамки придется ориентироваться родителям, решающим, как скоро отправить малыша учиться.

Впрочем, известны случаи, когда по письменному заявлению опекунов ребенка принимали в школу раньше положенного возраста. Такое возможно, например, в частных учебных заведениях, где специально формируются классы из детей помладше. Если же речь идет об обычной общеобразовательной школе, то, чтобы записать туда ребенка до 6,5 лет, родителям придется предварительно показать чадо психологу. Именно на основании заключения специалиста об уровне эмоционального и социального развития крохи и будет принято решение, готов ли малыш к обучению в первом классе.

Существует ли шанс отдать ребенка в школу в 8,5 лет или позже? В норме, если малыш такого возраста еще не посещает учебное заведение, его семьей непременно заинтересуются органы опеки. Происходящее будет расцениваться госструктурами как нарушение права юного гражданина на получение начального образования. Родители ребенка будут привлечены к административной ответственности. Не произойдет этого лишь в том случае, если дошкольник будет официально признан не готовым к обучению по состоянию здоровья.

По состоянию здоровья

При наличии у ребенка хронических заболеваний, вопрос, когда стоит отдавать его учиться, должен решаться при непосредственном участии наблюдающего кроху врача.


Если у ребенка имеются хронические заболевания, вопрос о поступлении в школу должен решатся совместно с лечащим врачом
  • с костно-мышечной системой;
  • с пищеварением;
  • со зрением.

При переходе дошкольника на непривычный для него режим дня с добавлением нагрузок именно перечисленные группы органов страдают сильнее всего. Чтобы не усугублять имеющиеся у ребенка проблемы со здоровьем, врачи могут порекомендовать родителям в первую очередь заняться лечением малыша, а его обучение отложить до более позднего возраста.

Есть у медиков ряд советов и для тех, чьи дети не страдают от хронических заболеваний и имеют крепкий иммунитет. Прежде чем отдавать по всем признакам здорового ребенка в школу, его, в любом случае, следует показать некоторым специалистам:

  • педиатру;
  • иммунологу;
  • отоларингологу;
  • офтальмологу;
  • стоматологу;
  • неврологу;
  • психиатру.

Перед поступлением в школу каждый ребенок в обязательном порядке должен пройти медосмотр

Если хотя бы один из перечисленных врачей решит, что у малыша имеются какие-то проблемы, родителям стоит всерьез задуматься о том, чтобы отложить поступление крохи в учебное заведение до тех пор, пока ему не исполнится 7,5-8 лет. Оставшееся время можно будет использовать для оздоровительных процедур. Замечательно, если в последний год перед школой у родителей получится свозить отпрыска в хороший лечебный санаторий.

Готовность ребенка к школе

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Упомянутые выше законодательные нормы опираются, прежде всего, на статистические данные о принципах физиологического развития человека, согласно которым возраст от 6 до 8 лет оптимален для начала обучения. Память малыша к этому моменту уже достаточно развита для усвоения большого количества нового материала, а его тело способно легко привыкнуть к постепенно увеличивающимся нагрузкам.

Однако, говоря о готовности ребенка к школе, нельзя учитывать только физиологические факторы. То, насколько комфортно будет ощущать себя малыш в учебном заведении, зависит от множества параметров. Не в последнюю очередь – от уровня интеллектуального, эмоционального и социального развития крохи.

Интеллектуальное развитие

Под термином «интеллектуальное развитие» специалисты обычно понимают не столько багаж знаний, с которым малыш приходит в первый класс, сколько готовность крохи к усвоению нового учебного материала. Если ребенок зазубрил таблицу умножения, но при этом не способен строить простые логические цепочки, отдавать его в школу явно равно. Какими интеллектуальными навыками должен обладать будущий первоклассник? Первостепенны среди них следующие:

  • умение анализировать информацию и выделять главное;
  • способность к логическим выводам и синтезу причинно-следственных связей;
  • свободное ориентирование в понятиях «пространство» и «время»;
  • достаточное развитие речевого аппарата и богатый словарный запас.

Эмоциональный фон и зрелость нервной системы

Во многом именно от степени развития нервной системы зависит, насколько легко человек справляется с нагрузками и усваивает новую для себя информацию. Понять, есть ли у ребенка проблемы в данной сфере, сможет только специалист. Именно поэтому посещение врача-невролога – обязательный шаг перед подготовкой к школе.


Для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе, всем будущим первоклашкам рекомендуется пройти тестирование

Проблемы с нервной системой оказывают влияние и на поведение. Из-за ее незрелости некоторые дети заторможены; другие – проявляют гиперактивность. То и другое может негативно сказаться на учебе. Понять, как лучше поступить конкретно в их ситуации, родители смогут после консультации у детского психолога. Специалист проанализирует, изменится ли поведение ребенка с течением времени, и расскажет, имеет ли смысл откладывать поступление крохи в первый класс.

Навыки общения и степень самостоятельности

Если до школы ребенок посещал детский сад, проблем с социализацией и развитием самостоятельности у него, как правило, не возникает. В противном случае родителям придется уделить внимание таким аспектам, как:

  • обучение крохи простейшим навыкам самообслуживания;
  • развитие у малыша внимательности к чувствам окружающих;
  • формирование толерантного отношения к недостаткам других детей.

Когда надо задуматься об оформлении ребенка в школу?

К сожалению, в современных реалиях недостаточно просто решить, когда отдавать ребенка в школу. О зачислении малыша в учебное заведение придется позаботиться заранее. Практика показывает, что минимальное время, требующееся для оформления всех необходимых документов, составляет 6-9 месяцев.

(4 оценили на 4,50 из 5 )

Почему родители хотят как можно раньше отдать своего ребенка в школу? Одни считают свое чадо настоящим вундеркиндом, который все знает и сможет без проблем учиться в первом классе. Другие боятся, что их ребенок окончит школу в восемнадцать лет, а значит, не успеет поступить в вуз, ведь придется идти в армию. Для некоторых весомым аргументом является физическое развитие – «Мой сын рослый, он намного выше своих сверстников! Если я его отдам в школу в следующем году, то как же он будет смотреться на их фоне?»

Психологи утверждают, что не стоит торопиться и отправлять свое чадо в школу как можно быстрее. Со скольки лет в школу должен пойти ребенок? Детям, которым к сентябрю исполнится 6 лет или 6 с хвостиком, нужно еще год подождать, походить в сад. Для шестилетки игра считается ведущим видом деятельности.

В 7 лет происходит очередной кризис в развитии ребенка. Он становится более зрелой личностью. В этом возрасте ведущий вид деятельности – учеба. Это не означает, что семилетние дети не играют в игры, просто они становятся для них обучающими. Им интересно познавать что-то новое, они могут дольше концентрировать свое внимание на процессе изучения.

Как определить, что ребенок готов к школе

Признаки готовности к обучению в школе:

1. Интеллектуальный. Ребенок должен уметь концентрировать свое внимание, строить логические связи, уметь запоминать материал. Роль играет и мелкая моторика рук.

2. Эмоциональный. Ребенок должен понимать, что в данный момент он обязан сидеть на уроке, слушать учителя, а не заниматься тем, что ему интересно. Если у него не получается контролировать свои эмоции, то над этим нужно работать.

3. Социальный. Ребенок, который ходит в сад, как правило, умеет себя вести себя в коллективе, общаться со сверстниками, находить себе друзей. Если он не приучен к коллективу, то ему будет намного сложнее адаптироваться к школе. Из-за чего всем родителям рекомендуют отдавать детей в детский сад, хотя бы последний год перед школой.