Внеклассное мероприятие "семейные традиции". Кл. час семейные традиции.docx - классный час "семья. мои семейные традиции"

«Моя семья – моё богатство!»

Воспитательный час для детей детского дома.

Цель воспитательного часа


  1. Определить значимость семьи в жизни каждого ребенка.
Задачи

  1. Формировать понятия семейных ценностей.

  2. Воспитывать культуру межличностных отношений.

  3. Уметь решать конфликтные ситуации в детском коллективе
Актуальность данной темы

Семья – основа всех основ. Можно быть профессионально востребованным человеком, но если нет надёжного тыла – дружной семьи, человек, можно сказать, не состоялся в жизни. Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства, а в подростковом возрасте закрепляются представления о том, какой семья должна быть. Важно, чтобы эти представления были положительными. Но так как наши дети лишены такой семьи, то на нас – воспитателей ложиться ответственность за создания таких условий в группе, чтобы дети почувствовали, что мы единое целое, что мы и есть семья.

А для этого необходимо в группе положить свое начало и создать свои традиции.

^ Ход воспитательного часа:

Здравствуйте, ребята! Сегодня наша тема воспитательного часа будет посвящена - семье Ребята, как вы думаете, почему именно эту тема выбрана для обсуждения?

Ответы детей.

(Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в учебе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, беднее того, у которого семья есть.)

Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.

Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.

И у нас с вами тоже семья, потому что мы живем все вместе под одной крышей. У нас много общего и конечно мы с вами должны стать друг для друга той защитой и опорой, тем надежным тылом который необходим каждому человеку. Даже, когда вы выйдете из стен детского дома вы бы знали,что вы есть друг у друга, что вы не одни на этом свете, что есть люди которые искренне радуются всем вашим успехам и очень переживают за ваши неудачи.

А как вы думаете «Что такое семья?» (ответы учеников)

Я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Вот и я предлагаю принять в нашей группе такие традиции, с помощью которых мы бы стали единой семьей.

А для начала я предлагаю всем Вам придумать «герб» нашей семьи. В нем должны отражаться наши интересы, хобби, увлечения. (дети рисуют каждый свой герб и потом из всех рисунков создается один общий).

^ Традиции. «Загляните в семейный альбом» .

Итак, мы создали свой герб, а теперь предлагаю принять и записать наши с вами традиции!

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен.

Я предлагаю всю нашу жизнь в Детском доме тоже запечатлеть на фото и видео, чтоб, когда вы станете взрослыми вспоминали свое детство.

Вы согласны со мной?

^ Семейные советы!

Следующий хорошей традицией я предлагаю собирать раз в месяц наш семейный совет на котором мы будем обсуждать все наши проблемы, радости и разочарования, победы и неудачи. Но, я хочу чтоб на этих советах мы учились не только говорить, но и слушать друг друга, помогать друг другу в решении проблем.

Давайте сейчас с вами изготовим почтовый ящик, в который будем отправлять свои письма с пожеланиями, проблемами. Вы можете их не подписывать если посчитаете нужным. А раз в неделю мы будем вскрывать наш ящик, и на семейном совете обсуждать все наболевшее.


^ Традиция взаимопонимания и уважения друг к другу.

Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, еще не дом.

И даже люстра над столом,- еще не дом.

И на окне с живым цветком - еще не дом.

И даже с чайника бочком - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Тогда эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Другим теплом.

О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной? (ответы детей)

« ^ Кулинарные традиции.»

Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков – квас,чай,компот.

Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными.

Назовите ваши любимые блюда. Так давайте выберем с вами наши традиционные блюда, которыми мы будем встречать наших гостей.


^ Традиция «Семейные праздники. »

К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники.

Предлагаю взять за хорошую традицию отмечать свои праздники в тесном семейном кругу и изготавливать друг другу открытки и подарки, сделанные своими руками.

А какие праздники вы считаете семейными? (ответы детей)

«Традиция уюта и чистоты»

Чтоб домой всегда охота было возвращаться мы должны с вами создать уют и чистоту и всегда это поддерживать. И конечно не забывать про чистоту собственного тела. Соблюдать правила личной гигиены.

Пусть традицией станет нашей

Быть примером для всех и всегда

Чистотой в доме нашем гордиться

Аккуратными быть

С этикетом дружить

И конечно всегда опрятными быть!



Выводы:

Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?

Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.

Я предлагаю взять за основу «Заповеди семейной жизни»:

1)«Подари радость близким»

2)«Проявляй заботу и участие друг к другу»

3)«Свято храни традиции своей семьи»

4)«Жизнь – это дорога, полная испытаний.

Будь готов с честью пройти их»

5) «Семейное счастье зависит от каждого из членов семьи»

Наша группа мы сегодня решили тоже является семьей. И все, что происходит в ней, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, сопереживает вся группа. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает тоже вся группа. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свою группу как за одну большую семью.

Итак, закончить тему нашего воспитательного часа:

«Моя семья – моё… (богатство)!»

Составитель: Фомина Лариса Викторовна

- воспитатель дет. дома «Родник».

Воспитательский час « Семья и семейные ценности»

Цель : воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям.

Задачи:

Расширить представления учащихся о семейных традициях;

Развивать интерес к истории своей семьи;

Формировать гражданское мировоззрение учащихся, их бережное отношение к семейным ценностям и традициям как национально – культурной ценности.

Ресурсы: компьютер, видеопроектор, слайдовая презентация, буквы с, е, м, ь, я.

Ход классного часа.

1 ученик:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь дорогу!

Разминка

Для разминки предлагается слово «семья» (учащиеся приводят слова – ассоциации с этим словом).

Воспитатель: Что такое семья? Слово, понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных ценностей?

А как вы понимаете значение слова «ценность»?

Учащиеся записывают на листочках бумагах свои мысли, что они подразумевают под словом «Ценность». Затем идет зачитывание определений и приклепление этих листочков к дереву на доске.

Учитель обобщает ответы детей и дает определение слову «ценность», взятое в БСЭ и словаре Ожегова.

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Семья – микрокосмос всего мира. Семья – маленькая модель общества. В ней есть мужчины и женщины, взрослые и дети, руководитель и подчиненные. Только в семье мы играем различные роли: сначала мы – дети наших родителей, потом – родители наших детей, родители наших родителей, дети наших детей. Когда появляются младшие братья и сестры, ты перестаешь быть единственным, становишься старшим, появляются новые обязанности и.т.д.

В семье мы впервые учимся любви, независимости, доверию, навыкам общения, сталкиваемся с проявлениями власти, в семье – ключ к разгадке многих явлений в жизни.

Жизнь семьи зависит от того, насколько каждый ее член понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения, побуждения и мысли друг друга, а они нередко заслонены от нас повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

Счастье хорошей семьи – величайшее благо и праздник жизни, равного которому нет на свете.

Символично, что буквальный перевод казахского слова « жанұя » (семья) – «гнездо души», а его синонима «отбасы» - очаг.

Значит, уже наши предки главное предназначение семьи видели не в материальных благах, а в том, что грело, прежде всего, душу, считали семью гнездом, самым безопасным местом для становления души, так же как гнездо птицы является самым безопасным местом для птенцов.

Беседа

Воспитатель проводит беседу с учениками по вопросам:

Что же такое семья? А почему 7 «я»? (мама, папа, я, две бабушки, двое дедушек.

Но количество членов семьи может быть разным. Семья может быть многодетной, где больше трех детей. У нас в классе есть такие семьи? Может быть неполной, где кроме детей только мама или только папа.

А какую семью можно назвать счастливой?

(ответы учащихся)

Вывод : Главное, чтобы в семье царили лад, дружба, взаимопонимание, доброта, - тогда в семье все будет хорошо. Тогда и назовут ее счастливой.

Позитивное высказывание (цитата урока).

Воспитатель предлагает учащимся поработать с высказыванием о семье Л.Н. Толстого.

Как вы понимаете слов Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»? (Ответы учащихся)

Вывод: Несомненно, у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно.

Упражнение «Дом счастья»

Воспитатель: Давайте построим «дом счастья». Для этого нам нужно превратиться в «строительную бригаду». Что вы положите в основу дома счастья, что для вас главное, а что второстепенное? (Любовь, уважение, понимание, здоровье, чистота, красота, дружба, труд, уют, теплота, доброжелательность, спокойствие).

Давайте подумаем, какая будет у вас семья? Для каждой буквы этого слова найдем прилагательное, которое отражало бы образ вашей будущей семьи.

(доску вывешиваются С,Е, М,Ь,Я, к которым ученики подбирают прилагательные, например: С- счастливая, славная, спортивная, современная, Е – единая, единственная, М – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная, Я – яркая, ясная)

Викторина

Воспитатель предлагает учащимся сыграть в викторину по следующим вопросам:

Как по – латыни звучит слово «семья»? (Фамилия)

Какое выражение стало символом большой семьи?

а) трое в лодке;

б) четверо за компьютером;

в) пятеро в ванной;

г) семеро по лавкам.

Какое из музыкальных произведений ьрадиционно звучит на церемонии бракосочетания?

а) вальс Штрауса;

б) полонез Огинского;

в) марш Мендельсона;

г) хабанера Бизе.

Ученик:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом.

И провожают в путь с добром.

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

Им интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители во всем мудрей,

Любимый папа – друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле?

Творческая деятельность, групповая работа

Воспитатель:

В продолжение поэтической темы прошу вас придумать синквейн на тему «Семья, семейные ценности, семейные традиции».

(Учащиеся работают в малых группах. Время для составления синквейна – 2 минуты. Каждая группа зачитывает получившие синквейны.)

Обобщение воспитательского часа.

Воспитатель:

Ребята, берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они могли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой» которая отличает все семьи друг от друга

И в заклбчение нашей беседы давайте выучим несколько семейных заповедей:

Свято храни честь своей семьи;

Люби свою семью и делай ее лучше;

Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

Дари родителям радость, не огорчай их;

Умей найти и выполнить дело на радость членов своей семьи.

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Жетім балалар мен ата- анасының қамқорынсыз қалған балаларға арналған № 2 Қостанай түзеу мектеп – интернаты» ҚММ

КГУ «Костанайская коррекционная школа – интернат №2 для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Управления образования акимата Костанайской области

Воспитательский час

« Семья и семейные ценности»

Воспитатель: Лоза Н.С.

Мария Чистова
Конспект занятия-беседы «Семья, семейные традиции»

Тема : Семья , семейные традиции .

Тип занятия : познавательное

Форма занятия : беседа

Методы : игровой, наглядной, творческое рассказывание, художественное слово, беседа

Цель занятия : обобщить знания детей о семейных традициях .

Задачи : привлечь к патриотическому воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиции . Объединить интересы детей и родителей. Учит детей составлять рассказы из их жизни. Развивать умение детей выступать перед аудиторией.

Предварительная работа : беседа с родителями, составление творческих рассказов, рассматривание фотоальбомов, семейных реликвий .

Ход занятия

Организационный момент.

Звучит тихая музыка. Дети стоят в кругу. Воспитатель читает стихотворение :

Утро настает, солнышко встает.

Мы собираемся, в добрый путь отправляемся

Дружно за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся

(Дети выполняют движения в соответствии со словами стихотворения) . Воспитатель предлагает сесть на стульчики.

Повторение прошлого.

«Ребята, давайте поговорим о семье . Что такое семья

(ответы детей)

«Я предлагаю поиграть в игру «Кто это?» . Сейчас я буду загадывать вам загадки о членах семьи , но загадку не просто нужно правильно отгадать, но и выбрать картинку, которая соответствует вашему ответу»

Кто нежнее всех на свете?

Кто готовит нам обед?

И кого так любят дети?

И кого прекрасней нет?

Кто читает на ночь книжки?

Разгребая горы хлама,

не ругает нас с братишкой?

Кто же это? (Наша мама)

Кто не в шутку, а всерьез

нас забить научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

и коленку расцарапав, не реветь? (Конечно папа)

Я у мамы не один

У нее еще есть сын

Рядом с ним я маловат

Для меня он старший (брат)

Ароматное варенье

Пироги на угощение

Вкусные оладушки

У любимой (Бабушки)

Он трудился не от скуки

У него в мозолях руки

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый (Дед)

(Дети выбирают картинки с изображением членов семьи )

Поощрение детей.

Новая тема

Воспитатель : «Семья -это не только родственники, живущие рядом. Это близкие люди, связанные теплыми чувствами, интересами и конечно традициями . Что такое традиции семьи

Ответы детей.

Воспитатель обобщает : «Семейные традиции –это приятые в семье правила поведения , которые соблюдаются взрослыми и детьми и могут передаваться из поколения в поколения. Например, проводить совместный отпуск, путешествовать, вместе отмечать праздники, хранить семейные реликвии . Давайте поговорим о семейных традициях , которые есть в ваших семьях

«В жизни каждого человека есть вещи, которые ему очень дороги, потому что связаны с какими-либо событиями. И вот человека уже нет, а вещь остается, и мы продолжаем ее хранить. Это очень хорошая традиция –передавать по наследству семейную реликвию . Сейчас Илюша расскажет нам о такой реликвии.»

(Рассказ ребенка о старинных часах, своего прадедушки, который сопровождается показом слайдов или фото.)

«Молодец, Илюша! Спасибо за твой интересный рассказ. А мы переходим к следующей семейной традиции… »

«Есть семьи , которые все свободное время проводят в движении, любят путешествовать по свету. Сейчас Лева расскажет нам о своих путешествиях.»

(Рассказ Левы и показ фото.)

«Как интересно! Нам понравилось твое выступление.

Есть еще очень хорошие традиции - это совместное прочтение книг.

Саша вместе со своей мамой не только читают книги, но и сами сочиняют стихи. Саша, почитай нам пожалуйста стихотворение, которое вы сочинили вместе с мамой.»

(Стихотворение.)

«Спасибо, мы очень надеемся, что в скором будущем мы услышим от тебя стихи собственного сочинения.»

«Малика нам расскажет о своей семейной традиции

(Рассказ о том, как в их семье проходят дни рождения.)

Воспитатель : «А теперь давайте немножечко отдохнем.»

Физ. Минутка

Пальчиковая игра «Семья »

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка (загибают пальчики)

Кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я

Вот и вся наша семья

Обобщение

«Мы с вами поговорили о семейных традициях , послушали ваши интересные рассказы, а теперь я предлагаю вам нарисовать свою семью

Закрепление

Дети рисуют свою семью . После этого воспитатель говорит :

«У меня есть кувшин с волшебной водой доброты, она поможет нам еще лучше относится к членам нашей семьи и не забывать семейные традиции

Звучит музыка.

«Подойдите все к кувшину, каждый из вас может сказать добрые пожелания для своей семьи . Вода находится на нашей Земле повсюду и, где бы не находились члены вашей семьи , они обязательно услышат ваши пожелания.»

(Дети высказывают свои пожелания)

Воспитатель : «Вода получила от вас очень хорошую энергию, давайте попьем эту волшебную водичку, чтобы осуществились наши пожелания.»

ГБОУ СПО ПО

«Кузнецкий многопрофильный колледж»

СП «С/х и строительство»

Классный час на тему:
«Семейные традиции»

Мастер п/о Пономарева Т.И.

Психолого – педагогический анализ воспитательного мероприятия
Группа № 193

Преподаватель – Пономарева Татьяна Ивановна

Тема мероприятия «Семейные традиции»

Форма мероприятия – посиделки


  1. ^ Анализ подготовки воспитательного мероприятия.
Цель: познакомить обучающихся с семейными традициями разных народов, национальными особенностями праздников, формирование нравственных основ семьи, закрепление правил поведения членов семьи, при проведении совместных праздников.
План проведения мероприятия:

  1. Национальности и национальные праздники.

  2. Семейные традиции.

  3. Игровые ситуации «Ко мне пришли гости».

  4. Национальный костюм (выставка).

Инициатором мероприятия выступил актив группы, т.к. состав группы

многонационален. В подготовке принимали участие все обучающиеся. Под руководством мастера п/о Пономаревой Т.И. актив группы разработал сценарий, распределил ролевые ситуации, родительский комитет назначил ответственных за подготовку материала о национальных праздниках. Активность при подготовке мероприятия у обучающихся была высокой. Они с большим интересом отнеслись к выбранной теме, искали неожиданные, интересные стороны национальных традиций. Оформили красочную выставку элементов национальных костюмов.


  1. ^ Анализ хода мероприятия.
Место проведения мероприятия было оформлено в национальном стиле.

Внешний вид присутствующих соответствовал направленности мероприятия

(все имели элементы национального костюма). Во время мероприятия рассказы о национальных традициях, сопровождались музыкальным оформлением, прозвучали национальные песни и мелодии. С помощью видеоаппаратуры был продемонстрирован эпизод праздника «Сабантуй». Обучающиеся показали борьбу на полотенцах. Игровые ситуации прошли эмоционально, интересно, т.к. участвовали родители, бабушки и дедушки.

Главный метод педагогического воздействия, которым пользовалась мастер п/о при проведении праздника – создание раскрепощенной эмоционально – положительной обстановки во время проведения праздника.


  1. ^ Анализ эффективности проведенного мероприятия.
Выбранная тема современна и актуальна. Укрепление семьи, ее традиций – это государственное дело. У обучающихся формируются нравственные позиции по отношению к семейным традициям, они учатся видеть в семье основные моральные ценности, формируется чувство гордости за национальные традиции и терпимое отношение к культурным основам разных народностей, населяющих наш город.

Данное мероприятие показало, что за полгода группа смогла сплотиться, между обучающимися дружеские, ровные отношения, ребятам интересно быть в коллективе. Важно, что в этом им помогают не только педагоги, мастер п/о, но и родители, которые принимают самое активное участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.


  1. ^ Психологический анализ педагогического руководства
данным мероприятием.

Мастер п/о Пономарева Т.И. придерживается демократического стиля в работе с группой. Пользуется безграничным уважением и авторитетом. Она сумела подобрать работоспособный актив обучающихся и родителей, которые в дальнейшем являются ее основными помощниками в воспитательной работе.

Все поставленные задачи были достигнуты.

План:


  1. Рассказ о национальных традициях.

  2. Ознакомление с национальными обрядами.

  3. Семейные традиции семей: Башкировых, Гриваловых, Ризвановых.

  4. Заключительная часть.

Оформление:

Выставка: предметов национальной одежды, книг, предметов быта, выпечка.

Цель: ознакомление обучающихся с семейными традициями разных народов, национальными особенностями праздников, формирование нравственных основ семьи, закрепление правил поведения членов семьи, при проведении совместных праздников.
Форма мероприятия – посиделки

Место проведения – учебное кафе

Время проведения – 13.00 часов

Количество и состав – 30 человек (обучающиеся и родители)

^ Пономарева Т.И.: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим о тех, кто нас окружает, живет рядом с нами, это наши друзья и коллеги, соседи и родные, это мы с вами. Более ста различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но одно объединяет нас всех – это культура, обычаи, праздники - религиозные и бытовые, семейные или общечеловеческие, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Праздник замечателен еще и тем, что его атмосфера помогает людям лучше узнавать и, главное, понять друг друга. В наше время, в области межнациональных отношений это особенно актуально. А сейчас, мы узнаем, обычаи и праздники русского народа.
^ Башкирова Т.В.: Начнем с вами с 1 сентября – по – старинному, именно в этот день встречали Новый год. Это в наши дни мы отмечаем этот праздник, как День знаний. С середины 14 века и до 17000 года в Московском государстве существовал особый ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь, в глубокой тишине со стены Московского Кремля раздавался грохот пушки, вслед за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем церковного Новолетия. Двигаемся далее по календарю, и следующий праздник – Воздвижение (27 сентября). Народное название праздника – Сдвижение, т.к. считалось, что к тому сроку весь урожай с полей уже сдвинулся на гумно и амбары. Считалось также, что это был и срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнезда, до весеннего тепла. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со «змеиной свадьбой». Следующий праздник – Покров Богородицы (14 октября). Это один из любимых осенних праздников. В этот день молятся: «Батюшка, поров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиловым снопом, тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. На Покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах. Двигаемся далее. Параскева – льеница – Параскева – пятница (10 ноября). В православии Параскева – пятница заметила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящен свой день – пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины и девушки выносили на улицу на показ обработанный лен, угощали друг друга пшеничной кашей, заправленной свежим льняным маслом. А вслед за этим праздником и Встреча зимы Катерина – санница подоспела (7 декабря). Зима в России долгая, поэтому сани ценились. Как надежное средство для передвижения. В этот день повсюду открывались санные торги. На разукрашенных санях устраивали праздничный выезд молодожены. А ровно через месяц наступает Рождественский сочельник (7 января). Это день накануне Рождества Христова. В сочельник разговляются сочивом или кутьей, то есть взваром из рисовых, пшеничных или же ячменных зерен с медом, сушенными ягодами и фруктами, а также блинами, оладьями, ладовыми пирогами, постными пряниками в виде звезды. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. С этого дня начинали гадать на жениха. А уже 19 января наступало Крещение. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках считается, что вода освещается. Старые люди говорят: «Крещение – такой великий праздник, что в этот день может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети и старики играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «орешки» или в жребий. Специально для игры пеклось много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения очень много орешков. А еще игра создавала настроение счастливой удачи, прибыли. У многих народов мира время перехода от зимы к весне отмечено особыми празднествами – карнавалами. На это время приходится и русская Масленая неделя. К Масленой неделе строились первые качели и карусели. Масленица – это время блинов, оладий, сырников, хворостов, пирогов, пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Кульминация праздника – костры. Пока горел костер кричали: «Молоко сгорело!» или «Масленица сгорела в Ростов полетела!». Впереди был особый вечер – Прощенное воскресенье. Затем наступает Великий пост, который длиться 40 дней и заканчивается огромным праздником – Светлое Христово Воскресенье или как в народе говорят Пасха. Но пока поговорим о следующем празднике – Сороки. Встреча птиц (22 марта). 22 марта – день весеннего равноденствия и не было уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильники или другие пенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сороки из – за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны. Вербница – это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, игрушки, свистульки и дудки, сладости. Одна из старинных традиций – рано утром в Вербное воскресенье – слегка стегать детей, для здоровья, освященной веткой вербы. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полуношницу и крестный ход. Символ Пасхи – крашеное яйцо. А еще традиционно готовятся куличи и творог. А затем наступали августовские спасы: 9 августа – Медовый спас, 14 августа – Яблочный спас или Спас Преображения, 29 августа – Ореховый спас. В эти дни освещаются те продукты, которым спас посвящен. А сейчас мы переходим к обычаям и праздникам чувашей.
^ Гривалова Т.Б.: Заметное влияние на культуру чувашей оказало давнее соседство как со славянами, так и с племенами кочевников и булгарских племен. Христонизация чувашей началась довольно поздно - с середины 18 века. Праздник сева (Акатуй). Главными героями этого праздника были соха и земля. В этот день угощали кашей и вареными яйцами. Яйца зарывали на засеянном поле, символически желая большого урожая хлеба. Взрослые и дети состязались в бегах, устраивали скачки на лошадях. Синзе (сохранения урожая) – так в чувашском аграрном календаре называется время, которое по православным святцам примерно соответствует периоду от Вознесения до Духова дня. Эти 12 дней считаются особенно важными для сохранения урожая, люди всем своим поведением старались выразить уважение земле – кормилице. В эти дни не работают, а мужчины и женщины одевали белые одежды. Семейный культы. У каждой семьи имелись свои семейно – родовые духи – покровители - «ирихи». Чаще всего в качестве «ирихов» в старинных описаниях у чувашей упоминаются бытовые предметы, ветки рябины или само рябиновое дерево. «Ирихи» были семейными святынями, им молились в разных случаях жизни перед началом важной работы, при совершении годовых обрядов, чтобы принять какое – то решение.
^ Пономарева Т.И.: Обычаи и праздники мордвы. Мордва живут в Среднем Поволжье, в Республике Мордовия (г. Саранск). Мордовия подразделяется на мокша и эрзя. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями. Крещение (19 января). В день Крещения пекли из теста разные фигурки лошадей, улья для пчел, скотные дворы. Это должно обеспечить изобилие скота, пчел, кур в настоящем году. В Крещение катались на лошадях. Праздники на опушке лесе. Весной, летом и осенью эти праздники проводились на опушке лесе, под старым вязом или дубом. В одних праздниках участвовали только мужчины, в других – женщины, в третьих – все вместе. Праздником – молением руководили самые старые жители села. Накануне таких праздников ходили в баню, надевали чистое платье (нельзя обращаться к духам и божествам нечистыми и в грязной одежде). При общем сходстве этих праздников и сопровождающих их обрядов, все – таки кое в чем они отличались. Например, в начале июня проходил праздник моления, посвященный лошадям – Алашань озкс. Лошадь – главное животное в хозяйстве. К божеству – покровителю обращали такие слова: «Дай нашим лошадям силу сердца, ноженькам их здоровья, загороди их от человека – колдуна, пусти на чистый корм, на зеленый луг». Свадьбы в мордовских селеньях отмечают широко и ярко. Все в красивой одежде. Очень часто – это национальная одежда – красивое сочетание всех цветов радуги с украшениями, сделанными из старинных монет, бисера, раковин, янтаря и лент. Все желают молодым счастья, много здоровых детей. Но есть важное дело, без которого свадьба просто не может состояться – это пирог лукш. Его пекут накануне свадьбы из самой лучшей, самой белой пшеничной муки и обязательно круглым по форме. Обычно его везут из дома невесты в дом жениха, вместе с невестой. Специальное лицо, ответственное за доставку пирога, следит за тем, чтобы с ним ничего не случилось по дороге. Если его сомнут или испортят – это плохая примета для новобрачных. Фигурки из теста, что находятся не верху пирога, должны есть только женщины и девушки – подруги невесты и родственницы жениха. А вот начинку пирога – курицу, яйца и кашу – жених и невеста съедают вместе. Это залог их будущего семейного счастья, богатства и большого количества детей. Если невеста беременна, то поперек живота повязывают желтую ленту – от дурного глаза.
^ Ризванова С.В.: Обычаи и праздники татар. На обширной территории от Тамбова – на западе, до Омска – на востоке, от Перми и Кирова – на севере до Астрахани на юге, коллегантными группами проживают татары. Среди татарских праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Праздник по случаю завершения поста – Ураза. Праздник начинался с проведения коллективной утренней молитвы – Гает намазы, в которой принимали участие все мужское население, в том числе и мальчики. Когда позволяли погодные условия, такие богослужения проводили под открытым небом, недалеко от кладбищ. Затем шли на кладбище, где каждый совершал намаз возле могил своих близких. К завтраку приступали при возвращении мужчин. В праздничные дни (Ураза гаете длится три дня), с поздравлениями обходили дома родственников, соседей. «Карга боткасы» - время кашу варить – так называется этот обряд в татарских аулах. При появлении проталин, освобождение от снега пригорков и холмов, вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – подсказывали детям, что пора кашу варить. Мальчики и девочки группами по несколько человек, обходили дома на своем конце деревни и собирали продукты. Одна хозяйка дает крупы, пшена, полбы или гречки, другая – яиц, третья – масла. Для каши все сгодиться. Затем, захватив с собой большой котел, немного дров, отправлялись на природу. Там, под руководством одной – двух пожилых женщин, из собранных продуктов варили кашу для коллективного угощения. А после угощения начинались детские забавы, игры. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантуй. Что такое Сабантуй? Как и соседние народы (мордва, удмурты, чуваши, русские), татары в основной массе были сельскими жителями и занимались земледелием, различными ремеслами, разводили домашний скот. Особо ожидаемой была весна, которая радовала своим теплом, распускающейся зеленью. Да и время это особое. «Весенний день – год кормит» - говорит народная мудрость. В это время встречали «Сабан туе» - свадьба плуга, а возможно свадьба (торжество) яровых, ведь слово «сабан» означает и то и другое, ну а «туй» – свадьба. Праздник проходит в центре села, где больше места для игр.

ПономареваТ.И.: Ребята, сегодня мы с вами познакомились с национальными обычаями и праздниками.

Пусть в каждом доме пахнет свежим хлебом.

Пусть детский смех звучит под чистым небом.

Все, кто за мир, хотят спокойно жить,

Давайте, люди, на земле дружить!

Цель проведения мероприятия

  • Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи.
  • Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
  • Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
  • Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
  • Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.

План проведения мероприятия:
I. Введение.
1.Исполнение песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)
2.Исполнение учащимися песни «Родительский дом».
II. Что такое семья, дом?
1. Выступление классного руководителя.
2. Стих-е «В семейном кругу».
3. Этапы подготовки к классному мероприятию.
4. Стих-е «Как появилось слово «семья»?»
5.«Что такое семья?»- мнения уч-ся в сочинениях и анкетах- обобщение.
III. Семейные традиции.
1. Стих-е «Вчерашний день, минувший год».
2. Генеалогическое дерево
а) определение понятия «генеалогическое дерево».
б) анализ составленных генеалогических деревьев учащихся
в) интервью с учащимися «как составлялось генеалогическое дерево и что получилось?»
г) «нужно - ли составлять генеалогическое дерево?» и советы и
выводы.
V. «Кем я могу гордиться в моей семье?»- выступление учащихся
с отрывками из своих сочинений.
1. «Мой прадедушка».
2. «Папа - для меня все».
3. «Мои дедушка и бабушка».
4. «Моя мама»
5. Мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Семейные династии.
7. «Наши имена».
8. «Загляните в семейный альбом».
а) стих-е «жизнь человека - только миг».
б) история традиции
9. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
10. Традиция проведения свободного времени в семье.
а) стих-е «Дом»
б) «тепло семейного очага».
в) Выступления учащихся с рассказами из своих сочинений о проведении свободного времени в семьях.
11. Кулинарные традиции
а) Выступление учащихся-рассказы из сочинений
б) стих-е «Дом»
12. Семейные праздники
а) рассказы учащихся.
IV Выводы
1. Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции.
2. Результаты анкетирования.
3. Наш класс-это семья
а) наши традиции и праздники.
б) гостеприимство
в) для чего нужны семейные праздники?
г) цирковой номер

V. Заключение
1. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях, собранные учащимися.
2. «Строительство дома по кирпичикам» («Из чего состоит дом?»)
VI. Приложение:
1. Вопросы анкеты, результаты анкетирования.
2. Пословицы и поговорки о семье, доме, родителях.
3. «Строительство дома по кирпичикам».
4. «Домострой»
5. «Слова великого Конфуция».
6. Подготовительная работа к мероприятию.
VII. Список использованной литературы.

МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

Дата проведения: 17 ноября 2006 года.
Место проведения: МОУ СОШ №7
Участники: учащиеся 7 «а» класса.

Список использованной литературы:

1. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.
3. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.
4. Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003г.
5. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
6. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.

Подготовительная работа к мероприятию:
1. Изречения о семье, пословицы, поговорки.
2. Разучивание песни «Родительский дом», муз-ое сопровождение.
3. Стихи о доме, семье.
4. Проведение анкеты среди учащихся «Ваши взаимоотношения в семье».
5. Анкетирование родителей, родит. собрание, мини-сочинения родителей о своих детях.
6. Сочинения уч-ся о семейных традициях; праздниках, о главных и любимых людях в семье, «Кем бы вы могли гордиться в семье?» «Семейные династии», «Свободное время в семье», «Кулинарные традиции».
7. Оформление газеты с фотографиями, комментариями: «Загляните в Семейный альбом».
8. Составление родословной своей семьи.
9. Семейные вещи, сделанные своими руками - выставка.
10. Кондитерские изделия.
11. Сбор пословиц и поговорок учащимися класса.
12. Выставка старинных семейных фотографий, вещей, грамоты.
13. «Кирпичики семейного дома».
14. Грамоты класса.
15. Стол, муз. сопровождение для муз.номера (цирковой номер)
16. Фонограмма песни «Под крышей дома твоего» (Ю. Антонов)

1-
Семейные праздники. Семейные традиции.
Изречения: (на доске)
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».
(А. Н. Острогорский)

«Семья-это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости».

«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
(А.С. Макаренко)
«Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
(Всеобщая декларация прав человека. Статья 16-3)

«К родителям относись так, как ты хотел бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Сократ)

«Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала им великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». (У. Фоскало)

«Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себя на служение ближним».

«Семья-это то место, куда приходят отдыхать победные силы человека».
А. С. Макаренко
«Если ты думаешь на год вперед, посади семя.
Если ты думаешь на десятилетие вперед, посади дерево.
Если ты думаешь на век вперед, воспитает человека». (Восточный период)

3-
5. «Что такое семья?» - мнения учащихся в сочинениях и анкетах.
Ребята, как вы писали в своих сочинениях, анкетах, семья-это те, кто дорог вам больше всего на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно же ваши родные и близкие вам люди- это ваша
семья. И я согласна с вашими ответами, что семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы писали в своих сочинениях и анкетах, замечательные семьи, есть родительский дом- начало всех начал». Но все семьи разные, разнятся они своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традиции, это то, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

III. Семейные традиции.
1. Вчерашний день, минувший год
Не умирает в человеке.
Прошедший век - он в нашем веке
Еще звенит, еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет,
Давнее участие, волненья
Еще отбрасывают свет.

2. Генеалогическое дерево.
а) Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Это традиция возвращается в семьи. «Память, без нее человек не может жить. Память есть у растений, камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Человек обладает генеалогической памятью. Память- это то, что связывает нас со своими корнями».
И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как в родословной А.С.Пушкина. У кого-то на дереве 9, 12, 16 и больше листочков. А самое роскошное дерево или больше всего родственников смогла написать Саша Е. 29, немного поменьше 22 - Саша Ц. и 21- Катя К.
в) Интервью.
И сегодня не только мы, но и корреспондент газеты «Ленские вести» хочет задать Саше Е. несколько вопросов.
Кор.: Саша, я слышала, что у тебя в классе самая большая родословная, и, конечно, мне
интересно узнать, сколько имен включает в себя твое генеалогическое дерево?
Саша: 29 имен.
Кор.: Как долго ты работала над ним?
Саша: Несколько часов.
Кор.: Одной тебе было не справиться, кто тебе помогал?
Саша: Моя мама.
Кор.: А как вам это удалось?
Саша: Мы целый день опрашивали по телефону своих родственников, даже из других
Городов.
Кор.: Интересно, а что дала тебе эта работа?
Саша: Было самой интересно, и другие родственники заинтересовались.
Кор.: Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно
Расскажу о тебе в нашей газете.
Саша Ц.: «А у меня 22 имени. Мне пришлось (постоянно) расспрашивать маму и
папу, чтобы узнать о своих родственниках. Заодно узнала много интересного
о них».
Катя К.: «У меня 21 имя. К сожалению, больше не смогли вспомнить, но хотелось бы
все-таки больше родственников знать, ведь это родные люди».

4-
г) Советы и выводы.
Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?» Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция). И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

3. «Кем я могу гордиться в моей семье?» - выступления учащихся с отрывками из своих сочинений.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков (Пушкинских) гордятся своим великим предком А.С. Пушкиным.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье. О своих родных вы писали в сочинениях и теперь поделитесь с нами вашими мыслями.
Юля Ф. (прадедушка)
1. «Я могу гордиться многими в нашей семье. Но особенно я горжусь моими прадедушкой, бабушкой и братом. Мой дедушка Василий был на войне. Он уничтожил много врагов и героически пал в бою. Прадедушка был награжден медалью «За храбрость», которая храниться в музее. Я уже с 6 лет поняла, какую он принес пользу Родине».
2. Наташа С. (папа)
«Я очень горжусь нашей семьей. Особенно папой! Несмотря на то, что мы все вредные
и непослушные, он умеет держать нас в руках. Хотя у нас очень большая семья: три
брата, две сестры и самый любимый член семьи собака - Цой, мы все живем дружно и
весело».
3. Алеша К. (дедушка, бабушка)
«Мой дедушка проработал 46 лет на заводе металлоконструкции. А в 88-м году приобрел запущенный участок земли и начал его разрабатывать. Так - как там очень тепло, ведь недалеко море, он посадил фруктовые деревья, ягоды, овощи. Сейчас ему 73 года, и он души не чает в своей фазенде. Моя бабушка проработала в ателье более сорока лет. Она вдвое перевыполняла план. Ее награждали почетными знаками и медалью к столетию Ленина».
3. Саша Е.:
«Я, как и многие, из своей семьи больше всех люблю свою маму. Я с ней делюсь своими секретами, тайнами. Она меня всегда поддерживает во всем. Я знаю ее любимый город, даже любимые конфеты. С мамой мы бываем во многих городах. Когда мы вместе идем прогуляться, можем прокатиться с горки, поесть мороженного. Она у меня самая лучшая мама на свете».

4. Мини-сочинения родителей о своих детях.
Я думаю, что вы, ребята, искренне восхищались своими родными, писали о своей любви к ним, о том, что гордитесь ими, но, к сожалению никто здесь не сказал, а как вы заботитесь о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь. Я думаю, что вы из скромности умолчали об этом, а ваши родители в небольших сочинениях о вас написали следующее, и, может быть, вы отгадаете, о ком идет речь. Я попросила родителей написать о вас и плохое, и хорошее.
1. В. Б.А.:
«Моя дочь целеустремленная, если она захочет, то добьется всего, чего захочет. Порой загорится какой - то идеей или делом, сделает и так же быстро остывает. Но, что положительного и чем горжусь я, то это тем, что дело доводит до конца. Потом берется за другое дело, причем абсолютно противоположное предыдущему. Но думаю, что, чуть повзрослев, она все-таки определится с одним делом».

5-
2. А. Н.Г.:
«Мой сын не всегда внимательный, ему приходится говорить по 10 раз, забывает переодеваться после школы и не любит убирать за кошкой «Виской», но зато он помогает по дому, выносит мусор, любит убирать, часто ездит бабушке в аптеку за лекарствами, сам встает утром и готовит себе и папе завтрак. Помогает на даче, в основном сажает и копает картошку».
3. Ц. М.А.:
«Моя дочь не всегда поддерживает порядок в своей комнате, многое приходится напоминать по нескольку раз. Но я могу доверить ей младшую сестренку. А еще хорошая помощница на кухне, летом на даче».
4. К. Е.К.:
«Мой сын, по-моему, чересчур ленивый. Не очень хочет что-то делать по дому. Ему бы в компьютер поиграть, да телевизор посмотреть. Но зато он очень (для меня, во всяком случае) ласковый, при встрече поцелует, поинтересуется, как прошел день, расскажет о своих проблемах».
5. А. О.Л.:
«Удивила моя дочь в возрасте 5 лет, старшей было 7 лет. Придя вечером с работы, а работала по сменам, испекли хлеб, т.к. с зарплатой ВТО время было туговато. А в дальнейшем постоянно удивляют».
6. Ф. И.Н.:
«Мой сын не очень хорошо учится, сильно стесняется. Как матери мне бы очень хотелось, чтобы он подтянулся в учебе. Я знаю, у него есть способности, но ленится. Но он хороший помощник и мне и отцу. Что бы не попросили, все делает без пререканий. Отцу помогает вместе с братом - копают картошку, строят теплицы, зимой - уборка снега - это их обязанность, кормят курей, убирают в сарае».
7. Б. Т. Н. (Гуляшова Ю):
«Моя дочь хоть и ведет себя не так, как мне бы хотелось, но зато она мне всегда посоветует, что-то поможет мне, когда я себя чувствую, она моя маленькая подушечка, мне с ней легко и тепло и она иногда удивляет меня своими шедеврами в выпечке. Мне это очень приятно. Спасибо тебе моя дорогая синичка за то, что ты есть у меня!»
8. М. В.Д.:
«Мой сын немного плохо стал себя вести на уроках, плохо стал учиться. Это меня очень огорчает. Зато дома он мне очень много помогает. Я работаю на 2-х работах и иногда просто не успеваю дома что-то сделать. Он мне дома все уберет, помоет посуду, вытрет пыль. Один раз даже к моему приходу приготовил сам кушать. Вычитал в поваренной книге как приготовить драники. Было очень вкусно. Спасибо ему».
9. С. М.А.:
«Мой сын немного упрям, его нельзя много хвалить, часто задирается к старшему брату и начинается драка. Но если его что-то попросить, он с удовольствием тебе поможет, сходить в магазин, уберет со стола, поможет в огороде. Он трудолюбивый и любит чем-то заниматься, без дела не любит сидеть. Он у нас молодец!!!»
10. К. Л.В.:
«Моя дочь - обыкновенный ребенок, но немного активная, иногда не реагирует на мои замечания. Приходится надавливать, но в то же время внимательна к родителям, помогает по дому, уделяет большое внимание, когда нездоровится, старается сделать какие-то небольшие подарки, сюрпризы к праздникам, порадовать родителей».
11. К. И.Б.:
« Мой сын упрямый, настойчивый, если перед ним есть цель, к-ая его интересует. Может лениться, но помогает делать домашнюю работу, особенно, если нужно что-то прокрутить на мясорубке. Помогает мне лепить вареники. Убирает в квартире, но без удовольствия. А вообще-то он ласковый».
12. З. Е.И.:
«Моя дочь бывает, удивляет меня то с лучшей стороны, то немного с плохой, но все равно для меня она самая лучшая и всегда радует».
-6-
13. К. Г.Ф.:
«Мой сын добрый и ласковый человек. Но иногда он меня разочаровывает, т. к. ленится учиться. Если бы не ленился, то учился бы на «4» и «5». Он хороший помощник по дому, всю мужскую работу взял на себя. Где выключатель отремонтирует, где шурупчик прикрутит. В трудную минуту всегда поможет. В общем, я довольна своим сыном, он для меня надежда и опора».
14. Ш. Т.Н. (Светлолобов):
«Мой сын не всегда послушный, но зато он может приготовить что-нибудь вкусное (салат, умеет выпекать блины), может убрать в квартире, даже, если его не просить, но возникает подозрение, что в школе что-то не так - или «2» или поведение- «неуд». Мой сын - мой помощник по домашнему хозяйству».
15. Ш. О.И.:
«Мой сын, в общем-то, не любит трудиться. Его надо заставлять. Но когда я поранила ногу и мне трудно было вставать, он сам напек блинов и поднес к моей кровати на стульчике. Я была счастлива, что он старался всю домашнюю работу взять на себя, т. к. летом папа живет на даче».
16. Д. А.И.:
«Мой сын меня огорчает своими знаниями, поведением. Но он сам может отремонтировать гирлянды, провести в своей комнате свет, хоть и не аккуратно, отремонтировать магнитофон и при этом он у него играет, сделать розетку. Так же под настроение он может испечь вафли, бисквит. Он практически не совсем плохой ребенок».
17. С. Н. (воспитатель):
«Трудолюбивая, участвует во всех мероприятиях, помощница в семье, рукодельница. В учении не всегда имеет хорошие оценки, но старательна, переживает за учебу. Хорошо занимается с младшими детьми. Очень ответственная, все доводит до конца. От семьи входит в состав детсовета.»
18. Е. В.М.:
«Огорчила своими оценками за четверть, отношением к учебе. Но дома она первая моя помощница, все делает: убирается, готовит еду. А в этот раз удивила больше всего. Я не собиралась справлять свой день рождения, приехала с работы, как всегда поздно, уставшая, а моя дочь накрыла стол, приготовила салаты. Я была в восторге.
19. С. А.А.:
«Моя дочь активная, шустрая и очень способная девочка. Учится в школе и параллельно заканчивает муз. школу, занимается баскетболом, волейболом. Любит участвовать в школьных конкурсах, олимпиадах. Она по знаку Скорпион, а Скорпионы обидчивые и нагловатые люди. Не смотря на свой юный возраст, она хорошая помощница во всем».
5. Семейные династии.
Ну а теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей. В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.
Так, например, в семье Ф., сложились две династии учителей и пожарников:
«Моя бабушка работала учителем истории. Ее уроки были настолько интересными, что историю учили с большой охотой даже лодыри. Однажды летом она позанималась со мной, устроила викторину, загадала загадки и рассказала так, что мое внимание притягивало словно магнитом. С тех пор у меня есть интерес к истории.
Другая моя бабушка работает так же педагогом- воспитателем в семейном детском доме, где работает и моя мама, и моя милая сестра, которая учится на преподавателя. Мой старший брат Валера так же связал свою жизнь с историей и учится в одном из престижных институтов страны на юриста. Я им не просто горжусь, но и стараюсь равняться на него».
В семье Степы Ш. тоже есть династия:
«У нас в семье мама, папа и старший брат железнодорожники».
-7-
А.: «А у нас моя мама и бабушка работают по одной специальности - бухгалтер».
Ап.: «У нас мамин брат пошел по стопам своего деда и стал военным».

6. «Наши имена»
Человек рождается, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том месяце, когда родился ребенок, или модное в данный период, либо в честь кого - то из членов семьи. Поднимите руку. Кого назвали в честь родственников.
Кеша Б.: - Кеша, Иннокентий, в чью честь тебя назвали?
- В честь дедушки.
Толя Д.: - А тебя Толя?
- Тоже в честь дедушки по папиной линии.
Степа Ш.: - И меня в честь дедушки Степана.
Денис А.: - У нас дядю Борю назвали в честь его дяди по бабушкиной линии. А мое
имя в честь святого Дениса.
Саша Ц.: - Мое имя Александра совпало с именем дедушки Александр.
Саша Ф.: - Мою сестру Дашу назвали в честь бабушки по папиной линии.
Антон С.: - Меня назвали в честь лучшего друга папы.
К.: - Мою старшую сестру Иру назвали в честь бабушки.
К.: - Мою маму назвали в честь маминой тети Ириной, а моего брата Юру
назвали в честь маминого деда.
Г.: - Мою старшую сестру Ирину назвали в честь бабушки по маминой линии.
К.: - Меня назвали в честь маминого брата Владимира, мою сестру Надю в честь
бабушки.

7. «Загляните в семейный альбом».
Ребята вот у нас здесь фотовыставка «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она здесь? С какой связана традицией? (ответ: с традицией собирать и хранить семейные фотографии)
а) «Жизнь человека - только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной».
«И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить».
б) С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить, семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, к-ые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были- загляните в семейный альбом»- поется в одной из песен. Здесь на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов. Мы проводили конкурс на самую интересную семейную фотографию.

8. Выставка и рассказ о старинных семейных предметах, фотографиях.
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в квартире? (ответ: предметы, вещи)
Человек живет, пользуется какими- либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими- либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче - хранится
-8-
много старых вещей. Вот мы с вами провели разведку, наших старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук.

9. Традиция проведения свободного времени в семье.
Есть и другие интересные традиции: как проводить свободное время, отпуск, как заботится о престарелых родственниках.
а) Послушайте стихотворение поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом,- еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
б) О каком же Тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого,- это любовь к Дому своему. Рождение этой любви - тайна великая и требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души. А как создать Тепло нашего Дома? А этому помогают чаще всего ужины в кругу семьи, проведение свободного времени всей семьей, поездки, походы, праздники, которые сплачивают и объединяют всех членов семьи. Об этом ребята, вы писали в своих сочинениях, анкетах и ваши родители тоже.

в) Вот как написали ребята в своих сочинениях о своем свободном времени в семье.
Саша М.:
«Летом мы ездим в отпуск к бабушке на Украину. Там очень тепло, растут яблоки, груши, сливы и другие фрукты. Я помогаю бабушке и дедушке ухаживать за их хозяйством. После этого мы ходим с дедушкой на рыбалку. А еще мы ездим на море в Одессу».
Паша Г.:
«В нашей семье всегда взаимопонимание. В выходные и в праздничные дни мы часто выходим на природу. Там мы жарим шашлыки и печем картошку. Иногда мы с папой ходим на рыбалку. Зимними, холодными вечерами мы тоже не скучаем, играем в шахматы, шашки, собираем пазлы.»
Вова К.:
«Мы очень любим путешествовать и отдыхать в разных городах и странах. Я был с семьей в Иркутске, Баку, Ростове, Канске, Москве, Новосибирске и в Китае - в Пекине, откуда привез очень много красивых сувениров»

10. Кулинарные традиции.
Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким- либо кушаньем.
Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника. Из напитков - пиво, квас.
Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному в вашей семье блюду.
а) Саша Ц.:
«По традиции мы каждую субботу лепим вареники, почти всегда с картофелем. В лепке вареников принимает участие вся семья: мама, папа, я и младшая сестра. Я очень люблю печь, поэтому в воскресенье я стряпаю всем известный медовый торт».
-9-
Саша Д.:
«А мы по традиции каждое воскресенье готовим салат «оливье». В нашей семье этот салат любят. Лучше всех готовит мама. Недавно мама еще одно блюдо внесла в нашу семью. Это печенье «Розочки».
Настя В.:
«Любимое блюдо в нашей семье - рыбный пирог. Это блюдо готовит папа. Он готовит его по выходным, или когда приезжают гости».
Наташа С.:
«А у нас в семье любит готовить и стряпать моя старшая сестра Люда. Лучше всего у нее получается «Праздничный торт» и торт «мама».
б) «Дом- это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом»

11. Семейные праздники.
К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Какие праздники принято отмечать в вашей семье?
а) Рассказы уч-ся.
Юля Г.:
«Мы всегда встречаем Новый год вместе. Самое мое любимое занятие- это ходить с папой в лес за елкой. Потом мы с папой наряжаем ее, а мама готовит праздничный ужин, состоящий из любимых блюд всех членов семьи. Потом я помогаю маме печь торты и
делать, разные салаты. Потом мы украшаем стол. Под бой курантов мы загадываем желания и обмениваемся подарками, и от этого на душе становится тепло и радостно, как будто попадаешь в какую- то сказку, где все хорошо и прекрасно».
Настя С.:
«Мы к празднику готовимся всегда заранее. Делаем красочные приглашения, изготавливаем своими руками веселые подарки, сувениры, вкусные угощения, веселые коктейли из мороженного. Недавно мы проводили у нас в Детском Доме «День Семьи». Когда утром мы проснулись, увидели под подушкой у каждого записочки с добрыми пожеланиями. Потом мы проводили веселые игры».
Женя К.:
«Мне особенно нравится День рождения и Новый год. В эти праздники вся семья собирается дома за столом, приходят гости. Мы придумываем конкурсы, поздравления и проводим их. Праздники нужны людям, на празднике человек отдыхает, веселится, забывает о грусти, печали. Чем больше люди собираются вместе, общаются и веселятся, тем сплоченнее, добрее и дружнее становится».
Яна А.:
«В нашей семье все праздники любимые, но особенно Новый год и Дни рождения. Вся семья собирается вместе: папа, мама, сестра, я и бабушка, и никто никуда не уходим, и не старается уйти. Собравшись вместе, мы разговариваем о разном, обсуждаем какие- то проблемы, незначительные.»

IV. Выводы:
1. Мы много говорили о разных семейных традициях. Для чего же они нужны?
- Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой, дружной.
2. Результаты анкетирования.
Для чего нужны «Семейные праздники»?:
Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные
-10-
праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

3. а) Наш класс - тоже семья. И все, что происходит в классе, это касается и относится к каждому из вас. И если что-то у нас не получается, не складывается, то страдает весь класс. Если мы где-то проявляем себя с хорошей стороны, получаем грамоты, завоевываем места, то выигрывает весь класс. И мне хочется, что бы вы переживали и болели за свой класс как за одну большую семью. А раз мы семья, то и у нас сложились свои традиции. И одна из них - это чаепитие. И сегодня мы не будем нарушать ее. Мы хозяева - это наши гости, мы их приглашаем и угощаем.
б) Гостеприимство- это тоже добрая традиция (угощение гостей приготовленными кондитерскими изделиями)
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
в) Цирковой номер (выступает Н. С.)
Катя К. получила задание: найти пословицы и поговорки о семье, доме, родителях. И сейчас она представит их вашему вниманию. (Катя зачитывает, написанные на ватмане пословицы и поговорки)
«Строительство дома по кирпичикам» - Из заранее заготовленных «кирпичиков» уч-ся строят «дом»- см. приложение.

«ДОМОСТРОЙ» (Сильвестр)
эта книга посвящена русской семьи. Всякая благочестивая семья имеет в своем основании три ипостаси: духовное строительство, строительство взаимоотношений между членами семьи и экономическое строительство. Если хотя бы одному из этих столпов не уделять внимание, дом (семья) «покосится».
В первой главе - «Наставление отца сыну».
18 глава касается непосредственно взаимоотношений между членами семьи». Как детям отца и мать любить и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем». К чему же призывает автор книги Сильвер? «Любите отца своего и мать свою, и слушайтесь их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и помощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проведя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей, или проклят людьми; того, кто бьет отца и мать,- пусть отлучат от церкви и от всех святынь и пусть умрет он лютой смертью от гражданской казни…
- Итак, на первом месте духовная жизнь семьи. Вот таков приоритет ценностей. Это неизбежно накладывало отпечаток на другие составные «дома», на взаимоотношения между членами семьи, ее экономическую жизнь.

Слова великого Конфиция:
«Если ты хочешь изменить государство начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя».

1-
Анкета и результаты анкетирования:
(в анкетировании приняло участие 25 учащихся)
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
1) хорошие - 13 3) нормальные - 4
2) отличные - 5 4) не очень хорошие - 3
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
1) да - 23 2) не совсем
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
1) праздники - 9 5) праздники и поездки - 2
2) ужин в кругу семьи - 4 6) не знаю - 5
3) поездки - 1 7) выезд на природу, просмотр ТV, ужин - 1
4) всё, многое - 2
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
1) ежедневно - 12 4) когда как - 1
2) часто - 4 5) редко - 4
3) как получится - 1 6) всегда - 3
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
1) каждый занимается своим делом - 5 8) смотрим TV передачи - 3
2) всё (всё понемногу, всем, много чем) - 5 9) общаемся - 2
3) обсуждаем учёбу - 1 10) вместе проводим досуг - 2
4) занимаемся трудом и ходим летом на участок - 1 11) читаем - 1
5) смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы - 1 12) шутим, смеёмся - 1
6) занимаемся семейно - бытовым трудом -1 13) отдыхаем - 1,
7) делимся впечатлениями - 1
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) редко - 16 2) иногда - 6 3) нет - 3


Полный текст материала Классный час "Семейные традиции. Семейные праздники" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.