Вижу. Слышу. Чувствую. Коммуникативная игра «Вижу, Слышу, Чувствую» для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников

Палитра чувств

ОСЯЗАНИЕ. Это чувство развивается первым и работает начиная с шестого месяца внутриутробной жизни. После рождения ощущения становятся конкретнее. Благодаря множеству рецепторов на коже младенец получает различную информацию: холодно, тепло, жестко, влажно, больно... Больше всего рецепторов находится на руках и губах. Кормление грудью помогает развитию связей между разными ощущениями: ребенок трогает мамино тело, пробует на вкус молоко, чувствует запах, слушает мать и иногда смотрит на нее. Начиная с 4–5 месяцев он ощупывает предметы руками, а потом засовывает их в рот. Прикасаясь к себе и посасывая пальцы рук и ног, ребенок познает свое тело. Шевелясь, получает представление о его размерах и учится производить движения: протягивает руку, чтобы схватить игрушку.

ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ. Новорожденный не держит головку, тонус его мышц понижен. Благодаря вестибулярному аппарату он чувствует, что его держат, а позже сможет найти ориентиры в пространстве. Примерно в 6 месяцев наступает пик чувствительности к изменениям «гравитационных ощущений»: малыш начинает активно двигать головой. Чуть позже он принимается раскачиваться, переворачиваться на бок: голова меняет свое положение относительно туловища, стимулируя систему равновесия во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат часто работает «в паре» со зрением и окончательно созревает между 7 и 10 годами.

СЛУХ. Он тонок еще в утробе и почти совершенен при рождении. Новорожденный различает звуки низкие и высокие, знакомые и непривычные, родной язык и чужой, даже голоса. Он предпочитает высокие тона. В возрасте 1 месяца он вздрагивает от резких звуков. В 3 месяца – способен отыскать источник звука и повернуть к нему голову. В 5 месяцев приподнимает или поворачивает головку, когда слышит свое имя, даже если при этом в комнате довольно шумно. К шестому или седьмому месяцу наступает время лепета – это важный этап овладения языком. Нужно обязательно проверить слух ребенка, который не лепечет к 8 месяцам или делает это редко.

ЗРЕНИЕ. С первых часов жизни ребенок видит вас, если вы рядом или прямо перед ним. Все остальное – в сером тумане. Исследователи доказали, что младенец узнает лица и с первых недель жизни отличает папу и маму от других людей. Он любит движение: когда в поле его зрения перемещается какой-то объект, он часто фиксирует на нем взгляд, а потом следит за ним глазами и иногда поворачивает голову. Известны случаи, когда ребенок нескольких дней от роду протягивал ручки, чтобы прикоснуться к лицу человека, который улыбается или говорит с ним. В 4 месяца он пристально следит за медленно движущимся предметом. Он различает яркие цвета и некоторые оттенки: розовый и красный, например. Малыш способен оценить расстояние до игрушки. Начиная с 5–6 месяцев глаза помогают ему исследовать то, что он держит в руках. С течением времени его зрительные способности продолжают оттачиваться: он начинает воспринимать глубину пространства, расширяется поле зрения, его острота и так далее. И только в 10 лет зрительные возможности ребенка достигают уровня взрослого человека.

ВКУС И ОБОНЯНИЕ. Эти два ощущения тесно связаны. Обоняние играет важную роль с самого начала жизни малыша: новорожденный может узнавать запах своей амниотической жидкости. Во время кормления грудью он способен отличать материнское молоко от другого. Он идентифицирует запах матери начиная с третьего дня жизни. Если с ребенком часто занимается отец, он узнает и его запах. Обонятельные способности развиваются в обучении, тогда как вкус – дар врожденный. Это доказал исследователь Якоб Штайнер, который давал младенцам пробовать пищу четырех основных типов вкусов. Сладкое доставляло им большое удовольствие, а кислое и горькое вызывало отторжение. Из этого следует, что вкусовое восприятие рефлекторно. По мере того как пища становится более разнообразной, ребенок устанавливает все более тесную связь между вкусом и запахом. Его способности к их идентификации возрастают с опытом. Они очень разнятся от ребенка к ребенку, причем девочки, по всей видимости, более чувствительны к вкусам и запахам, чем мальчики.

От 0 до 4 месяцев

Есть контакт!
Новорожденный немного растерян после шока от появления на свет. Чтобы успокоиться, ему нужно соприкоснуться с вашей кожей, почувствовать ласку, услышать ваш голос. Известно, что ребенок слышит мать за несколько недель до рождения и отличает ее голос от других. Все это нужно для того, чтобы он сумел как можно быстрее найти свою маму и установить с ней прочнейший контакт. Ведь его физическое и психическое развитие активно продолжается и после рождения на свет. И для этого ему нужны другие люди, поэтому его сенсорные способности в первую очередь призваны установить контакт с теми, кто будет о нем заботиться.

Выстроить приоритеты
Когда младенец открывает глаза, он различает предметы лишь на расстоянии 20–35 см. Именно столько требуется, чтобы видеть мать, находясь у нее на руках. Дальше пространство размыто, еще дальше − пустота. То же с осязанием: поначалу новорожденный пользуется им лишь для того, чтобы ощущать, как мама его кормит, укачивает, щекочет. Он концентрируется на общении с ней. Органы чувств ребенка менее развиты по сравнению со взрослым. Лишние ему не нужны, и специальные механизмы это регулируют.

Все сразу

Долгое время считалось, что каждый из органов чувств у маленьких детей работает сам по себе. По логике, новорожденный должен двигаться от простого к сложному. Но это оказалось заблуждением. Способность поворачивать голову на звук или протягивать руку к близкому предмету дается от рождения. Это моторная реакция (восприятие − действие). Возможность глазами узнавать предмет, который ребенок прежде держал во рту или в руке, говорит о другой его способности: соотносить два ощущения − зрительное и осязательное.
Чтобы понять этот нюанс, представьте, что вы удерживаете в руке малыша погремушку и тихонько ею встряхиваете. Несколько лет назад считалось, что, хотя ребенок видит погремушку, слышит ее звук и прикасается к ней, три этих ощущения никак не связаны друг с другом в его сознании. Как если бы он воспринимал три разных предмета: один гремит, другой обладает видимой формой, а третий чувствуется на ощупь. Но в таком случае каким образом он через несколько недель осознает, что эти три ощущения относятся к одному и тому же объекту? Или в более общем смысле – что мир состоит не из раздробленных частей? Иными словами: это означает, что ребенок обладает большими возможностями, чем мы склонны его наделять. Он узнает погремушку, устанавливая связь между тем, что он видит, и тем, чего касается рукой или ртом.
Мир его ощущений более цельный, чем предполагалось прежде, и в то же время более сложный. Между гладким шариком и шариком с пупырышками ребенок выберет последний. Его интереснее полизать или поскрести. Расходуя в первые месяцы огромное количество энергии, младенцы много спят и быстро утомляются, поэтому чрезмерно стимулировать их активность просто бесполезно.

От 4 до 12 месяцев

Материал для исследований
Малышу от 18 до 20 недель, у него прибавилось энергии, поэтому он меньше спит. Приглядитесь к нему − он уже преодолел некоторый рубеж: умеет пользоваться ручками, машет ими, кладет их в рот себе и вам, когда вы говорите. Если показать ему какой-нибудь предмет, он пытается его взять. Покончено с врожденным хватательным рефлексом, когда его рука разжималась и сжималась помимо воли на всех предметах, которые приближались к ладони.

Возьму и укушу
Младенец пользуется глазами, ушами, пальцами и даже языком с конкретной целью − познать реальность. Чтобы понять принципы ее организации, строение предметов, их форму и цвет, нужно сравнить полученные данные с уже известными вещами. Но ребенку еще не с чем сравнивать. Он будет формировать свое представление о мире во время игр и общения, и в этом ему поможет умение координировать ощущения. Плюшевый мишка, кубик, ложка, кусок хлеба − словом, все, что оказывается в пределах его досягаемости, он хватает, встряхивает, переворачивает, стискивает, перекладывает из руки в руку и нередко засовывает в рот.
Выбирая, что бы отправить себе в рот, ваш малыш пользуется прежде всего глазами и иногда руками. С течением времени эта привычка проявляется все более явственно. Благодаря самым разным экспериментам развивается практический ум ребенка. Он запоминает, что его движения могут оказывать воздействие на окружающие предметы. И осознание этой способности вызывает в нем неутолимое желание все потрогать.

Его выбор
Все более умело перемещаясь в пространстве и расширяя поле зрения, он приобретает и больше возможностей для действий. Теперь ему нужно научиться выбирать. Малышу придется решать, схватить или отпустить тот или иной предмет, повернуть голову на шум или нет, положить в рот это лакомство или какое-то иное, и так далее. По каким критериям он это делает? Неизвестно, однако некоторые черты его будущего характера при ближайшем рассмотрении уже различимы. Он может отдавать предпочтение тактильным ощущениям (постоянно возиться с игрушками и книжками, передвигать с места на место предметы), предаваться созерцанию: сидя в манеже смотреть, как вы хлопочете по хозяйству… Некоторые дети больше доверяют ушам: они внимательно слушают шумы, музыку, сами издают звуки, все время что-то лепечут себе под нос. Но не стоит стараться причислиь малыша к конкретному типу: многие дети не имеют ярко выраженных предпочтений, их привлекает все сразу. В этом случае им нужно постоянно предлагать все новые и разнообразные игры и благосклонно реагировать на их часто меняющиеся пристрастия.

Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

«ВИЖУ, СЛЫШУ, ЧУВСТВУЮ»

(Слайд 1)

КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА

для детей с ОВЗ и нормативно развивающихся сверстников

Создание толерантных отношений в группе детей младшего звена

Создание комфортной атмосферы для сплочения детей группы

Развитие навыков общения, культуры поведения,

Развитие умения слушать собеседника,

Формирование жизненно-важных позиций ребенка с ОВЗ,

Развитие социальной адаптации,

Формирование позитивного межличностного взаимодействия,

Развитие эмпатии, доброжелательности друг к другу,

Воспитание саморегуляции, контроля действий,

Развитие толерантного отношения друг к другу, навыков взаимодействия

План занятия:

1. Приветствие ведущего

Фильм «МУЗЫКА ПРИРОДЫ» -1 часть

Ведущий:

Встаньте дети, встаньте в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Игра-активатор : «Расскажи стихи руками…»

(Открывай скорее книжку…)

Упр. - приветствие:

Ведущий:

Предлагаю вам ребята обмен приветствиями - обмен человеческим теплом .

Встаньте в круг парами. По-моему сигналу вы обмениваетесь разнообразными приветствиями - вежливо, искренне, доброжелательно.

Вам ребята все понятно?

Начали…под звон бубенца

Звон бубна -

рукопожатие,

восторженные восклицания,

носочками,

похлопывание по плечу,

обмен кивком.

Мне приятно, что вы умеете быть приветливыми и уважительными друг с другом.

- Я рада, что снова с Вами!

2. Основная часть

Задание - диспут

Ведущий:

Ребята, как вы понимаете словосочетание «Сердечный друг»

(дети высказываются)

(На доске).

- Сердечный друг - настоящий друг - это человек, который

Тебя любит.

К тебе прислушивается.

Помогает тебе.

Честен и искренен с тобой.

Принимает тебя таким, какой ты есть.

Ведущий : (обращение к детям)

- Если ты способен сделать тоже самое для другого,

вы будете хорошими друзьями !

А кого вы называете своим другом?

(одноклассника, родителей, сестру….А учителя?)

Значит у вашего настоящего друга должно быть большое доброе сердце , такое, какое сегодня у нас в гостях (мягкая игрушка в форме сердца)

Аутотренинг, «Какой я»

Передаем его друг другу и говорим громко, какой я, называя, одно из лучших качеств , начиная со слова Я

(Я умный, сообразительный, спокойный, веселый, ответственный, смелый, быстрый, красивый, внимательный, добрый, ловкий, справедливый, честный, отзывчивый, жизнерадостный, дружелюбный, симпатичный, сильный, бережливый, гордый, доброжелательный, молодец…)

Ребята, сколько хороших качеств мы передали друг другу через сердечко. Оно нас греет и сплачивает!

Ведущий:

Давайте посмотрим, какие сердечные пожелания оно нам дарит.

(сердце держу в руках, дети берут по одной записке. Я укрепляю сердечко. Дети по очереди читают и вкладывают в карман)

Приложение №1

Ведущий:

- Вы заметили, ребята, что данные тексты как биение сердца …они несут в себе…

Добрые пожелания.

Заряд бодрости.

Веру в лучшее.

Желание действовать.

Быть успешным…

Ведущий:

Я желаю вам, ребятки, чтобы эти установки помогли нам сегодня, пройти, возможно, нелегкий путь…

Мы сможем преодолеть все трудности, если будем

Спокойны.

Уверенны.

Дружны

(Слайд 2-14) «ДРУЖБА »

(исполняется песня «Дружба крепкая, не сломается…»)

Ведущий:

Садитесь..., пожалуйста. Теперь преграды нам не страшны.

Игра «Необитаемый остров»

(Слайд 15-16) КОРАБЛЬ.

Ребята, вам предлагается ситуация:

В результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром, в том числе ядовитыми растениями и хищными животными.

Помощи ждать не приходиться.

Только сообразительность, ответственность и организованное поведение поможет вам вернуться домой.

Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие и чувствовать себя уверенными!

Упр. на саморегуляцию «Якорь».

Ведущий:

- Примите удобную позу, расслабьтесь.

Вспомните реальную ситуацию, которая вызвала ощущение радости…

Воспроизведите ее в своем воображении очень подробно…

Запомните чувства, которые при этом возникли…

Соедините крепко большой и указательный пальцы

Повторите несколько раз…

В дальнейшем, сжимая пальцы в кольцо, вы можете произвольно вызвать ощущение радости, подъема, удовольствия, легкости, уверенности, спокойствия.

Ведущий:

Ребята, так над чем нам придется поработать, какие трудности преодолеть, чтобы быстрее покинуть опасный остров…

(музыка быстрая)

Ведущий:

А вот и первое задание…

Оно находиться под этими пальмами. Его нам приготовила обезьянка. Она хочет знать, сколько животных спряталось на острове под пальмами?

(один из учеников берет конверт у обезьянки и раздает задания в перевернутом виде, чтобы работу начали одновременно.)

- У вас все получиться,

потому что вы умеете понимать и помогать друг другу.

(Дети работают парами, ответ выписывают на листок).

лиса

слон

носорог

крокодил

верблюд

кенгуру

(Слайд 17-23) ЖИВОТНЫЕ

Ведущий:

Молодцы, с первой проблемой мы справились удачно…

но прилетел злой коршун, который хочет всех нас заклевать, как цыплят.

Не будет от него никакого покоя, пока он не убедиться, что наша дружба крепче его злодеяний.

-Не забывайте, что вы быстрые, ловкие и смелые! Удачи!

Подвижная игра «Коршун и наседка»

(Слайд 24-25) «Коршун»

Молодцы, видите, как нам помогает сегодня наш друг сердечко.

Ведущий:

Спасибо! Садитесь, пожалуйста!

Ведущий:

Но в жизни, как и в учении, необходимо научиться выходить из трудного положения самостоятельно.

Упр. «Поиск -9»

(инструкция)

Ведущий:

- Вы справитесь, потому что вы умные и сообразительные !

(звучит музыка) (ответ: №3)

Ведущий:

Хорошо! И здесь вы постарались…

Ведь так хочется побыстрее покинуть этот необитаемый остров.. значит надо построить корабль…

- Не забывайте, что вы умеете быть внимательными.

Упр. «Танграмма-корабль»

(звучит музыка).

Ведущий:

Так вот оно наше спасение.

Готовимся к отплытию…

А что мы можем пожелать друг другу…?

Задание «Зашифрованное послание»

Приложение №2

счастливого плавания

попутного ветра

удачного путешествия

приятного отдыха

доброго пути

сердечных встреч.

Ведущий:

- Помните, что у вас все будет хорошо !

Ребята, вы славно поработали…

Немного отдохнем (релаксация - фильм «Музыка природы»-2 часть)

Ведущий:

Мы дома.

(Слайд 26) «КОРАБЛЬ»,

Давайте порадуемся песней.

Прощу всех в круг.

Пойте вместе со мной.

Песня- - танец :

- Если нравиться тебе, то делай так…

- Теперь нам точно ничего не угрожает.

Прошу по одному участнику от каждой пары.

Подвижная игра «Кто самый внимательный»

Расскажу я вам рассказ

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «ТРИ»,

Приз немедленно бери.

Понятно, когда брать приз?

На слове «ТРИ».

- Помните, что вы внимательные, ловкие и быстрые!

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили.… А внутри

Рыбешек мелких увидали…

И не одну, а целых… две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри на старте не хитри,

А жди команду: «Раз, два… Марш!»

Когда стихи запомнить хочешь,

Их не зубри до поздней ночи,

А про себя, их повтори,

Разок, другой, но лучше.… Пять.

Недавно поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать.

Но, что ж, вы приз, друзья, не взяли,

Когда была возможность взять!

(Выигравший раздает сердечки. Дети рассаживаются по местам).

(Слайд 27) « ПУЛЬСИРУЮЩЕЕ СЕРДЦЕ ».

(Звучит легкая музыка)

Ведущий:

Читает стихотворение. «Дарю тебе сердце»

Дарю тебе сердце,

на листике белом

Дарю тебе сердце,

Что хочешь с ним делай.

Гуляй, где угодно,

Ходи с ним повсюду,

Рисуй, что захочешь,

Сердиться не буду…

Но лучше на нем

рисовать не учись ты,

Пускай мое сердце

останется чистым.

Релаксация «Улыбка»

(Звучит медленная приятная музыка).

Ведущий:

Сядьте удобнее…

Дети, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Закройте глаза и послушайте меня:

Другой человек есть радость для тебя…

Окружающий мир есть радость для тебя…

Теперь отройте глаза и посмотрите вокруг…

Ты всегда радость для другого…

Береги себя и другого береги…

Уважай, люби все, что есть на Земле - это чудо!

И каждый человек - тоже чудо!

3. Итоговый круг: «Интересно - неинтересно»

Ритуал -прощания :

«Понравилось-не понравилось».

«Интересное - полезное».

Мы убедились в том, что трудно прожить без помощи друзей?

Наша дружба стала крепче?

(Дети берутся за руки, прощаются друг с другом ).

Досвидания.

Всего доброго!

Приложение №1

Ты хороший

Тебя любят и ты нужен

Ты умный и сообразительный

Ты общительный и вежливый

Ты молодец и умница

Ты смелый и честный

Ты умеешь понимать других

Тебя ничто не беспокоит

Ты добрый

У тебя все будет хорошо

Ты чувствуешь себя прекрасно

Задание «Зашифрованное послание»: Приложение №2

19 14 5 19 26 11 8 20 18 22 18

15 11 5 20 5 9 8 30.

15 18 15 2 26 9 18 22 18

20 7 26 13 5.

2 3 5 14 9 18 22 18

15 2 26 7 12 7 19 26 20 8 30.

15 13 8 30 26 9 18 22 18

18 26 3 23 21 5.

3 18 16 13 18 22 18

15 2 26 8.

Поработал с записью практического вебинара Шинзена Янга о медитации, который организовывал Виктор Ширяев . Спасибо Вите за возможность получить этот опыт. Делюсь впечатлениями. Но сначала немного информации об учителе из анонса:

Шинзен Янг - один из ранних американских учителей медитации в традиции випассаны, автор собственного оригинального подхода, который он называет «Базовая внимательность» (Basic Mindfulness). Подход Шинзена к обучению практике внимательности отличается техничностью, чёткостью изложения и структурностью подачи информации, что притягивает к нему многих людей из академических кругов. Эта же структурность и склонность к научному мышлению привела к тому, что Шинзен является одним из первых и активных участников нейроисследований влияния медитации на мозг, сотрудничая с такими университетами, как Йель, Гарвард и Карнеги Меллон.

На этом вебинаре Шинзен рассказывал об одной из техник базовой внимательности - технике «Вижу-Слышу-Чувствую» и ее тут же можно было попробовать на себе. Подход действительно светский, логичный, структурированный. Приятно было слушать и Шинзена, и Виктора. Хорошо подобранные слова инструкторов помогли быстро разобраться с техникой и погрузиться в практику. К вебинару прилагалась небольшая PDF-методичка, с которой рекомендовалось ознакомиться заранее. Несмотря на то, что описание практики звучит довольно просто, у меня внезапно получилось лучше ее понять на слух, чем в виде текста и понимание тут же подкрепилось практикой. Другими словами, получать знание и опыт медтации в форме вебинара мне понравилось.

Началось все с небольшого объяснения о том, что медитация осознанности сейчас продолжает набирать популярность в Северной Америке, да и в мире. Прозвучала цитата Арнольда Тойнби о том, что буддизм, пришедший на Запад - это возможно самое важное событие XX века. (кажется, речь про эту цитату: “The coming of Buddhism to the West may well prove to be the most important event of the twentieth century”). Слушателей успокоили, что несмотря на то, что медитация корнями уходит в буддизм, то сейчас многие учителя, особенно западные, преподают варианты медитации, в которых религиозной составляющей совсем нет, а по пути медитацию и ее влияние на человека исследуют ученые.

Перед тем как перейти к практике, Шинзен сам озвучил несколько обычных основных вопросов на тему осознанности и ответил на них. Что такое осознанность? Набор навыков внимательности. Навыки можно развивать практикой. С точки зрения базовой внимательности этот набор состоит из 3 навыков: сила концентрации - способность фокусироваться на том, что вы считаете в этот момент значимым; сенсорная ясность - в каждое мгновение внимательно отслеживать ваши переживания и ощущения; равностность - способность позволять любому опыту приходить и уходить и при этом не сопротивлятся ему и не удерживать его.

Зачем вообще этим всем заниматься? Последовал краткий ответ: чтобы оптимизировать все возможные грани человеческого счастья. Описываемые навыки помогают ощущать его более полно, независимо от того, что для вас счастье.

Практика

Дальше последовала практическая часть, основанная на технике «Вижу-слышу-чувствую». Я привык большую часть практики сосредотачиваться на дыхании, а тут предложили больше времени провести, обращая внимание на то, что я вижу (да, с закрытыми глазами), слышу или чувствую. Опыт очень понравился, планирую вкрутить в ежедневную практику.

Вкратце техника заключается в том, что садитесь в удобную позу, выпрямляете позвоночник, закрываете глаза. На каждую из трех частей упражнения уходило примерно по 20 минут.

Сначала сосредотачиваетесь на том, что видите. Если глаза закрыты, вероятнее всего, видно либо темноту, либо свет, который пробивается сквозь веки. Некоторые люди видят цвета. Это состояния визуального покоя. Потом обратите внимание, что вам начнут приходить некие ментальные образы - на них тоже нужно обращать внимание. Например, я вслед за мыслями начал замечать, что части того, о чем я думаю причудливо визуализируются какими-то фрагментами: у меня перед глазами возникали помещения, лица, да что там - даже интерфейсы приложений. Пока выполнял эту часть упражнения, физически более всего чувствовал веки, было даже в какой-то момент ощущение их как экрана, на который проецируются образы.

Потом внимание переносится на то, что вы слышите. Это не значит, что нужно начать отталкивать визуальные образы, просто нужно внимание уделять именно тому, что слышим. Инструкторы указали на интересный момент: имеется в виду не только, что слышим из мира снаружи (например, пение птиц за окном или шум ветра, как было у меня), но и наши собственные мысли. Мы можем слышать что-то снаружи, можем слышать наши мысли, можем не слышать ничего - это тоже окей.

Наконец, начинаем уделять внимание телесным ощущениям. Тут тоже важное замечание: не только физическим ощущениям (затекла спина, хочется почесаться), но и эмоциональными переживаниям - то, что мы переживаем эмоционально мы можем обнаружить где-то внутри тела. Если ощущения приятные - наслаждайтесь, если неприятные - постарайтесь с ними подружиться, если ощущения нейтральные - постарайтесь ими заинтересоваться. Последние два совета, как и вообще отмечание нейтрального были для меня особенно полезными и интересными. Попробовал, как сказано, подружиться с привычным уже некомфортным ощущением в левом плече - стало легче. Попробовал заинтересоваться ощущениями в коленях, на которые никогда не обращал внимание - показалось, что получилось. Не знаю, как сформулировать ощущение про колени, но грубо говоря сидишь себе и как будто не чувтсвуешь, что они есть, а тут почувствовал - ощущения дейсвтительно именно нейтралные, но переживаемые.

Для каждой из трех частей Шинзен предлагает использовать первое время то, что он называет «ментальными ярлыками». Они помогут сохранять концентрацию на упражнении. Когда работаем с визуальной частью - какждые несколько секунд повторяем про себя одно слово: «вижу». Если сосредоточится действительно сложно - можно шептать или говорить вслух. В аудиальной части словом становится «слышу», в физически-эмоциональной - «чувствую».

Вопросы и ответы

После практики был небольшой перерыв, потом снова та же самая практика и за ней последовали ответы на вопросы слушателей.

Что делать с дискомфортными телесными ощущениями?
Шинзен отметил, что тема обширная, посоветовал читать его книгу на тему. Она называется «Естественное избавление от боли » и ее как раз недавно перевел на русский Виктор.

И дал краткий ответ: с такими ощущениями мы сталкиваемся в нашей жизни постоянно. Взаимодейтсвовать с ними с точки зрения осознанности мы можем либо отвлекаясь и фокусируясь на чем-то другом, либо наоборот направляя все наше внимание на это ощущение и применяя навыки ясности и равностности, чтобы проработать его.

Если используем второй вариант, то от нас потребуется разбить неприятное ощущение на атомарные части и каждую часть насытить равностностью - со всем ощущением разом справиться будет сложно. Первое вермя сложно будет даже рассекать ощущение на части и работать с ним таким образом, но с практикой это умение придет.

Когда этот навык будет развит до оптимального состояние, то ощущение дискомфорта будет трансформироваться, по словам Шинзена, в поток энергии. Он сам отмечает, что в это сложно поверить до тех пор, пока не ощутишь это на себе.

Дискомфорт - это неизбежная часть жизни, а вот страдание - опционально и его можно избежать. Страдание - это дискомфорт, умноженный на сопротивление. Практика осознанности помогает избавляться от сопротивления. Результатом может стать то, что вы сможете ощущать даже сильный дискомфорт с минимальным или нулевым сопротивлением. Это займет время, но это важно.

Если речь идет о практике медитации, то когда вы почувствовали неприятные телесные ощущения, у вас есть выбор. Вы можете потянуться, поправить позу, почесаться и все такое. С другой стороны это отличный повод потренировать осознанный подход к дискомфорту, описанный выше. Учитель напомнил, что медитация это упражнение. Как зарядка. Нельзя сразу поднять тяжелую гирю - нужно начать с небольших гантелей. Если посмотреть на это таким образом, то умеренный дискомфорт во время медитации отлично подходит для того, чтобы потернироваться.

Следующий вопрос был схожим, но речь шла о том, что делать, когда настигает эмоциональный дискомфорт. Например паника или страх. Шинзен сказал, что советы, приведенные выше - общие и тоже помогут, но сделал несколько полезных уточнений.

Прежде всего отметил, что когда эмоции сильные это можно расценивать как окно в истинных нас, расценвиать это как возможность лучше разобраться в себе. В повседневной жизни у нас много мыслей и ощущений, но они не очень яркие обычно и мы их просто не замечаем. Но когда внезапно приходит сильная эмоция, то ее довольно легко обнаружить в себе. Учитель советует в такие моменты отслеживать, что именно относится к мыслям, что к образам, что к телесным состояниям. И помнить, что это возможность прозреть «я». Со временем, практикуя, станет легче.

Так звучала теоретическая часть совета. На практике он посоветовал снова обратиться к ментальным ярлыкам: вижу, слышу, чувствую. Если эмоция вас переполняет попробуйте произносить ярлыки вслух. Важно, чтобы голос был мягким, низким, ровным, спокойным, почти безличным. Очень важный момент: вы не подавляете эмоцию, вы даете ей возможность отжить себя.

Потом попросили уточнить понятие равностность, Шинзен указал на то, что ответил на этот вопрос в статье, которая так и называется: Equanimity . Витя сделал перевод: вот он .

Напоследок прозвучал вопрос о том, что делать, если после практики возникает не ощущение ясности, а напротив сонливости и тупости.

В ответ Шинзен предложил несколько простых трюков:
1) практиковать с открытыми или полуоткрытыми глазами. Физиологически так будет сложнее проваливаться в сон.
2) регулярно укореняться в позе, особенно почаще выпрямлять позвоночник
3) вслух проговаривать ментальные ярлыки

Еще он обратил внимание, что если вы засыпаете есть хорошая и плохая новость. Плохо то, что вы теряете ясность. С другой стороны, когда вы засыпаете - это по умолчанию процесс погружения в глубокое состояние. Это хорошо. Оптимально будет позволить себе отключаться, но сохранять при этом ясность. Откртые глаза и выпрямленный позвоночник могут помочь.но сохраняя ясность по поводу того что с вами происходит в такием моменты. глаза и позвоночник поможет.

В заключении Шинзен напомнил, что успехи в медитации и пратике осознаности зависят от того, как регулярно вы упражняетесь, выразил надежду, что данный вебинар - лишь начало и еще раз обратил внимание на стать Outline of Practice , которая призвана помочь выстроить регулярную практику.

Если помощь оказывается вне стен медицинского учреждения, в первую очередь следует оценить безопасность места для пациента и реаниматора. В случае необходимости больного перемещают. При малейшем подозрении на угрозу клинической смерти (шумное, редкое или неправильное дыхание, спутанность сознания, бледность и т.п.) необходимо звать на помощь. Протокол сердечно-легочной реанимации требует "много рук", поэтому участие нескольких человек позволит сэкономить время, повысит эффективность первичной помощи и, следовательно, умножит шансы на успех. Поскольку диагноз клинической смерти необходимо установить в кратчайшие сроки, следует экономить каждое движение. Прежде всего, следует проверить наличие сознания. При отсутствии реакции на зов и вопросы о самочувствии, пациента можно слегка встряхнуть за плечи (необходима предельная осторожность в случае подозрения на травму позвоночника). Если ответа на вопросы добиться не удается, надо сильно сжать пальцами ногтевую фалангу пострадавшего.

При отсутствии сознания необходимо тут же вызвать квалифицированную медицинскую помощь (лучше это сделать через помощника, не прерывая первичный осмотр). Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, и не реагирует на болевое раздражение (стон, гримаса), то это свидетельствует о глубокой коме или клинической смерти. В этом случае необходимо одновременно одной рукой приоткрыть глаз и оценить реакцию зрачков на свет, а другой проверить пульс на сонной артерии. У людей, находящихся в бессознательном состоянии, возможно выраженное замедление сердцебиения, поэтому ожидать пульсовой волны следует не менее 5 секунд. За это время проверяют реакцию зрачков на свет. Для этого слегка приоткрывают глаз, оценивают ширину зрачка, затем закрывают и снова открывают, наблюдая реакцию зрачка. Если есть возможность, то направляют источник света на зрачок и оценивают реакцию. Зрачки могут быть стойко сужены при отравлении некоторыми веществами (наркотические анальгетики, опиатами), поэтому полностью доверять этому признаку нельзя. Проверка наличия сердцебиения часто сильно замедляет постановку диагноза, поэтому международные рекомендации по первичной сердечно-легочной реанимации гласят, что если за пять секунд пульсовая волна не

Обнаружена, то диагноз клинической смерти устанавливается по отсутствию сознания и дыхания. Для регистрации отсутствия дыхания пользуются приемом: "вижу, слышу, ощущаю". Визуально наблюдают отсутствие движения грудной клетки и передней стенки живота, затем наклоняются к лицу пациента и пытаются услышать дыхательные шумы, и ощутить щекой движение воздуха. Недопустимо терять время на прикладывание к носу и рту кусочков ваты, зеркала и т.п. Протокол сердечно-легочной реанимации гласит, что выявления таких признаков, как бессознательное состояние, отсутствие дыхания и пульсовой волны на магистральных сосудах - вполне достаточно, чтобы поставить диагноз клинической смерти. Расширение зрачков часто наблюдается только через 30-60 секунд после остановки сердца, причем максимума этот признак достигает на второй минуте клинической смерти, поэтому не следует терять драгоценное время на его установление.

Таким образом, правила проведения первичной сердечно-легочной реанимации предписывают максимально раннее обращение за помощью к посторонним, вызов специализированной бригады при подозрении на критическое состояние пострадавшего, и начало реанимационных действий в максимально ранние сроки.