В какую спортивную секцию отдать ребенка: выбираем спортивные секции для детей. Когда отдавать ребенка в спорт, чтобы не упустить момент — полезная табличка для родителей

Спортивные секции для детей заложат фундамент здоровья ребенка, укрепят его характер, научат жить в условиях конкуренции, добиваться своего в этом непростом мире.

Физическое развитие ребенка сильно зависит от того, занимается ли он физической культурой.

Современные дети акселераты. У них раньше сменяются молочные зубы, они быстрее растут и набирают массу. Но, к сожалению, масса тела у большинства детей превышена за счет преобладания жировой ткани. У половины детей уровень секреции гормонов надпочечников ниже нормы и не соответствует развитию. Это ведет к развитию , нейроциркуляторной дистонии и других проблем со здоровьем у детей различного возраста.

Почему ребенка желательно записать в спортивную секцию

Здоровый ребенок активный, ему надо куда-то выплескивать свою энергию. Одно из условий полноценного развития ребенка - правильно сформированный опорно-двигательный аппарат. Растущий скелет ребенка требует постоянного поступления белков, и микроэлементов. При движении питание костной ткани улучшается, в ней реже появляются патологические процессы, последствия которых зачастую трудно исправить. Слабые мышцы спины могут стать причиной развития сколиоза и кифосколиоза у детей школьного возраста.

У ребенка до 5 - 7 летнего возраста мышечные пучки прикрепляются короткими широкими сухожилиями несколько дальше от оси вращения, поэтому движения у детей могут быть несколько угловатыми. Только к 8 - 10 годам заканчивается окончательная дифференцировка соединительно-тканного каркаса мышц: эндомизия и перимизия.

Мышцы у детей развиваются неравномерно: в первую очередь созревают мышцы плеча и предплечья, мышцы кистей рук развиваются позже. Детям до 6 летнего возраста трудно даются упражнения на мелкую моторику, они быстро утомляются.

Связки укрепляются с 8 - 9 лет. Учитывая эти особенности, занятия физкультурой (в том числе в спортивных секциях), должно быть строго дозированное и под контролем грамотного тренера.

Регулярные занятия спортом играют большую роль в функциональном и структурном развитии мышц. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, уже хорошо знают, что значит добиваться поставленной цели, они более дисциплинированны, в дальнейшем такие дети лучше учатся в школе, у них бойцовский спортивный характер.

Практика показывает, что физически активные дети имеют лучшую успеваемость, чем те, кто постоянно сидит над учебниками или за компьютером. Занятия в спортивных секциях положительным образом сказывается и на укреплении здоровья (речь не идет о большом спорте, не имеющем со здоровьем ничего общего).

У различных возрастных групп есть свои нормативы двигательной активности. Так дети 3 - 4 летнего возраста должны совершать 9 000 - 10 500 шагов. Для школьников 11- 15 лет нормой считается 20 000 шагов. В состоянии движения дети должны находиться до 6 часов в день.
Гипокинезия (недостаточная подвижность), как и чрезмерное неконтролируемое увлечение спортом, попытки достичь в короткое время максимально высоких результатов, могут представлять реальную угрозу для здоровья и привести к тяжелым последствиям.

Начало занятий в детской спортивной секции

На особенностях возрастного развития костно-мышечной системы ребенка разработаны рекомендуемые сроки начала занятий в спортивной секции.

Виды спорта для детей и возраст в годах, в котором они допускаются к занятиям в спортивной школе

Одаренные дети могут быть записаны в спортивную секцию на год моложе.

Но на деле в группы новичков, например в спортивные школы фигурного катания, набирают уже с 3 - 4 лет, несмотря на то, что специалисты утверждают, что ребенку в спортивной секции до пятилетнего возраста на льду делать нечего.

Конечно, бывают такие ситуации, когда спортивный талант ребенка заметен чуть - ли не с рождения.

Что нужно узнать до того, как отдать ребенка в спортивную секцию

Убедиться, что у него нет врожденных пороков и заболеваний, несовместимых с занятиями в той или иной спортивной секции. Справка в спортивную секцию ни в коем случае не должна быть фиктивной.

Каким видом спорта заняться ребенку?

Все зависит от наклонностей, желаний ребенка и поставленных целей: либо это бесплатные спортивные секции чисто для здоровья, или прямая нацеленность на олимпийские результаты. Иногда дети лучше взрослых чувствуют, какая спортивная секция им больше подойдет. От темперамента ребенка, его телосложения, гибкости, скорости реакции, преобладании в организме быстрых или медленных мышечных волокон (их соотношение генетически детерминировано), зависит какой вид спорта выбрать ребенку.

Виды спорта для гиперактивных детей

Ребенку с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) желательно предложить спортивную секцию, то вид спорта, который научил бы его концентрироваться, привил самодисциплину. Для мальчиков с СДВГ больше всего подойдут восточные единоборства: айкидо, тэквандо. Для девочек - спортивные танцы.

Таким детям не рекомендованы командные или чрезмерно активные виды спорта (бокс, футбол). Мнение, что ребенку с СДВГ надо куда-то выплеснуть лишнюю энергию не совсем правильное. У детей с СДВГ психика легко истощаемая, чрезмерные психические нагрузки в спортивных секциях могут довести до психиатра.

Дети с СДВГ требуют особого внимания, поэтому, для него надо выбирать не только спортивную секцию, но и терпеливого тренера, который сможет найти к ребенку индивидуальный подход. Ставить крест на ребенке с СДВГ не надо. Майклу Фелпсу - многократному чемпиону мира по плаванию, в шестом классе был поставлен диагноз дефицита внимания и гиперактивности, а в 15 лет он уже принимал участие в Олимпийских играх.

При наличии хронических заболеваний при выборе спортивной секции необходимо проконсультироваться с врачом, так как некоторые виды спорта могут обострить течение болезни. Например, плавание обострит хронический гайморит, а зимние виды спорта не подойдут ребенку с бронхиальной астмой и аллергией на холод.

Выбирая спортивную секцию, необходимо руководствоваться здравым смыслом и состоянием здоровья ребенка. Хотя, и из можно сделать крепкого спортсмена.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о том, куда отдать заниматься своего шести или семилетнего ребенка. В данной статье мы рассмотрим приемлемые варианты для девочек и для мальчиков.

Занятия для мальчишек

Когда встает вопрос, куда отдать ребенка в 6 лет, мальчика, то первое что приходит в голову — это спортивная секция. Давайте рассмотрим, куда можно записать малыша в этом возрасте. Но учитывайте, что, например, плавание можно было посещать и ранее, также предложенные варианты подойдут и для семилетнего ребенка.

  1. Фигурное катание — идеальный вариант для деток, за исключением тех, у которых имеются такие заболевания, как патологии легких, астма, близорукость или плоскостопие. Также не рекомендуется мальчикам с нарушениями в работе вестибулярного аппарата. У ребенка развивается гибкость, укрепляются мышцы, значительно улучшается работоспособность органов дыхания, сердца и сосудов, кровообращение, иммунитет . Малыш, который занимается фигурным катанием, становится более выносливым. Однако, стоит учитывать, что данный спорт является достаточно травматичным и дорогим.
  2. Плавание. Если ваш малыш до сих пор не отправился покорять просторы бассейна, то сейчас самое время. Плавание положительно влияет на укрепление мышечной системы, особенно это касается мускулатуры спины, также успокаивающе действует на нервную систему. Стоит учитывать, что деткам с патологическими процессами на коже, с почечной недостаточностью, патологиями сердца и сосудов не рекомендуется заниматься плаванием. Тренировки положительно влияют на улучшение кровообращения, в разы укрепляют иммунитет, являются хорошим методом закаливания . Родители должны учитывать, что плавание выступает в качестве профилактики от любых заболеваний позвоночника. Часто на занятия записывают детей, которые нуждаются в реабилитации. Родители должны понимать, что вода будет хлорированной, поэтому у очень восприимчивых деток может начаться аллергия. Будьте готовы, что в первое время у малышей может наблюдаться постоянный насморк, как минимум, пока не пройдет период адаптации.
  3. Хоккей. Тренировки благоприятно влияют на работоспособность сердечно — сосудистой системы, улучшают кровообращение, укрепляют иммунитет. Занятия на льду повышают сопротивляемость организма к вирусным инфекциям, то есть являются отличной профилактикой простудных заболеваний. К тому же стоит учитывать, что хоккей — командный вид спорта, что приводит к развитию коммуникативных способностей ребенка. Детям, имеющим патологии позвоночника, сердца, близорукость не рекомендована данная секция. Нужно учитывать, что хоккей сильно травмоопасный. К тому же тренировки занимают очень много времени, к тому де, экипировка стоит немалых денег.
  4. Конный спорт. Ребятам, достигшим шестилетнего возраста, самое время подружиться с верховой ездой. Такая секция не подойдет малышам с патологиями сердца, органов таза. Также стоит знать, что занятия применяются в целях лечебной терапии при восстановлении вследствие травм, а также верховая езда благоприятно влияет на малышей с ДЦП , аутистов. Больше всего конный спорт помогает в развитии мышечной системы, в частности ног и спины, а также улучшает координацию движений.
  5. Акробатика. Если вы задаетесь вопросом, куда отдать ребенка в 7 лет , мальчика, то это идеальный вариант. Потому как данным видом спорта рекомендуется заниматься начиная с шести — семи лет. Выбирая такую секцию, стоит учитывать, что она противопоказана малышам с высокой степенью близорукости, сколиозом , патологиями сердца, астмой и эпилепсией. Акробатика влияет на гармоничное физическое развитие ребенка, она способствует ускорению и нормализации обменных процессов в организме. Акробатика оказывает положительное влияние на вестибулярный аппарат, развивает практически все мышцы. Однако, стоит учитывать, что данный спорт является травматичным, у малыша могут наблюдаться вывихи, сильные ушибы и растяжения.
  6. Боевые искусства. Идеальный возраст для первого знакомства с восточными единоборствами — это шесть лет. Стоит учитывать, что тренировки противопоказаны малышам, имеющим патологии позвоночника, сердца, проблемы со зрением. Боевые искусства благоприятно влияют на приобретение навыков самообороны, помогают справиться со страхами или сформировавшимися фобиями. Ваш малыш станет отважным и смелым. Родители должны понимать, что ребенок развивается физически, а также повышается его иммунитет. Отправляя своего сына на тренировки боевым искусствам важно учитывать, что существует риск травмирования и вы должны понимать, что большое значение имеет выбор тренера.

Когда моему брату было семь лет, мама решила отдать его на каратэ. Она привела его на первое занятие, а сама осталась в раздевалке и тихонько наблюдала за тем, что там происходит. Оказалось, что тренер неоднократно покидает детей, оставляя их якобы разминаться. В этот момент малыши постарше или те, которые давно начали заниматься, начинают издеваться над новенькими, применяя свою силу. Мама сразу забрала брата с этой секции. Поэтому большое значение имеет, какой тренер вам попадется, и как он будет наставлять своих учеников.

Семилетнему мальчику особо интересными будут спортивные секции, а именно:

  • зимние виды спорта;
  • борьба;
  • футбол, хоккей или баскетбол.

Но также стоит учитывать, что мальчишка в данном возрасте станет прекрасным актером театрального кружка, сможет добиться больших результатов при игре на музыкальном инструменте. Важно не идти против воли ребенка и не заставлять его заниматься в музыкальной школе, вместо того, что бегать по полю с футбольным мячом.

Читайте о занятиях для девочек и мальчиков в , и .

Занятия для девочек

Родители должны уделять побольше внимания физическому развитию своей дочери.

  1. Плавание станет отличным способом для исправления осанки, обучения правильному дыханию, укрепления иммунитета и улучшению кровообращения. Но все еще не стоит забывать о присутствии хлорированной воды и риске возникновения аллергической реакции.
  2. Если возник вопрос, куда отдать ребенка в 6 лет, девочку, то хорошим вариантом станет художественная гимнастика. Стоит быть готовым к тому, что вас не примут из-за наличия сколиоза или избыточного веса. Тренировки благоприятно влияют на нормализацию обменных процессов в организме, повышают иммунитет ребенка, укрепляет сердечно — сосудистую и кровеносную системы. Однако, нужно учитывать, что достаточно высок риск травматизма.
  3. Фигурное катание улучшает функционирование сердечно — сосудистой и дыхательной системы, повышает иммунитет, выносливость. Девочку не примут, если у нее имеются неврологические патологии, плоскостопие , легочные заболевания или плохое зрение. Родителям стоит учитывать, что данный вид спорта достаточно дорогой и весьма травматичный.
  4. Танцы, как и раньше, пользуются большим спросом у маленьких принцесс. На сегодняшний день существует достаточно большое разнообразие разных направлений в этом искусстве. Поэтому вам предоставляется большой выбор. Можно показать своей малышке, что собой представляет тот или иной вид, пусть она выбирает. Занятия поспособствуют приобретению правильной осанки, мышечной системы, улучшат функционирование органов дыхания.

Если вас заинтересовал вопрос, куда отдать ребенка в 7 лет, девочку, то маленькой принцессе подойдут такие занятия, как:

  • танцы;
  • плавание;
  • гимнастика;
  • фигурное катание;
  • айкидо, каратэ;
  • рисование;
  • вокал;
  • лепка;
  • театральный кружок;
  • рукоделие;
  • игра на музыкальных инструментах.

Как видите вариантов много. Ваша дочь находится в таком возрасте, что ей под силу практически все существующие кружки и секции. Теперь, чтобы достичь правильного выбора, необходимо к ней прислушиваться, учитывать ее желания и возможности, как в физическом плане, так и в состояния здоровья.

Особенности выбора спортивных секций

Если принято решение записать свою дочь или сына в спортивную секцию, обратите внимание на телосложение ребенка. Так, для баскетбола нужны высокие ребята, что не очень хорошо для гимнастики. Давайте более детально рассмотрим, кому и какой вид спорта больше подходит.

  1. Мышечный тип телосложения, который характеризуется широким скелетом и хорошо развитой мускулатурой идеально подходит для занятий водным поло или тяжелой атлетикой, а также хоккеем.
  2. Астеноидный тип, характеризующийся худощавым телосложением, длинными ногами, узкой грудной клеткой и плечами. Такой малыш сутулится, как правило, довольно застенчивый. Такому ребенку больше подойдет гимнастика, велоспорт, гольф, а если у него высокий рост, то баскетбол.
  3. Дигестивный тип характеризуется наличием низкого роста, среднеразвитой грудной клеткой, местами заметны жировые отложения. Такие малыши медлительные, слегка неуклюжие. Ребенку с таким типом телосложения больше подойдут занятия атлетической гимнастикой, метанием или стрельбой.
  4. Торакальный тип характеризуется повышенной активностью и хорошей подвижностью. У таких деток хорошо развиты плечи и грудная клетка, имеются достаточно широкие бедра. Для таких малышей идеальными будут любые секции, направленные на развитие выносливости. Ребенок с таким типом телосложения станет отличным хоккеистом, футболистом, байдарочником, лыжником или фигуристом.

Кроме физических характеристик большое значение также имеет и психологическая составляющая. Давайте теперь разберемся, ребенок, с каким темпераментом, в каком виде спорта добьется большего.

  1. Если малыш — холерик, то он хорошо проявится в командных видах спорта или в контактных боях.
  2. Ребенку — сангвинику хорошо подойдет фехтование.
  3. Малыша, имеющего темперамент меланхолика, больше всего порадует парусный спорт или гребля.
  4. Флегматику понравится фигурное катание, занятия гимнастикой и особенно шахматы .

Кроме вышеперечисленных моментов, следует обращать внимание на состояние здоровья ребенка. Поэтому очень важно, перед тем как записывать малыша в какую-либо секцию, сначала пройти детальное обследование у специалиста, чтобы исключить возможные патологии, особенно носящие хронический характер.

Кружки неспортивного направления

  1. Изостудия или художественная школа станет отличным местом для развития навыков юного художника. Тут его научат правильно воспринимать окружающий мир, улучшат творческое воображение ребенка. Занятия положительно влияют на развитие фантазии и образное мышление.
  2. Кружок театрального искусства. Тут малыш сможет почувствовать себя раскрепощенным, научится управлять своим эмоциональным состоянием. Родители должны учитывать, что занятия в театральном кружке влияют на литературное развитие, обучают актерской игре, вокалу и танцам. Так что, отдав малыша в такой кружок, вы сможете позаботиться, как о творческом, так и о физическом развитии.
  3. Изучение иностранных языков. Ваш малыш только отправился или собирается в первый класс. В школе его познакомят со стандартной программой, а на кружке могут подобрать индивидуальный подход, дадут значительно больше материала. Там ребенок будет более подготовленным к школьным занятиям и сможет хорошо проявить себя.

Теперь вы знаете ответ на вопрос, куда отдать ребенка в 7 лет, а также в 6. Всегда перед тем, как записывать малыша в ту или иную секцию или кружок, необходимо учитывать его пожелания, по возможности сходить на занятия, посмотреть, как другие дети там занимаются. Помните, что очень важно, чтобы посещение секции или кружка приносило положительные эмоции ребенку. Никогда не заставляйте насильно заниматься нелюбимым делом, так малыш не сможет добиться больших успехов, к тому же будет находиться в постоянном стрессе, что негативно повлияет на его развитие и здоровье.

Не секрет, что все адекватные родители хотят своему ребёнку добра. И, конечно же, чтобы их драгоценные чада стали самыми умными и талантливыми. Но не каждый взрослый понимает, что у них есть только одно право - любить малыша. Очень часто это право заменяется другим - решать, приказывать, заставлять, управлять. Что получается в итоге? А только то, что ребёнок растёт подавленным, неуверенным, нерешительным, не имеющим собственного мнения. Мрачновато звучит, правда? Всё в наших руках, и ещё не поздно всё исправить!

Ищем занятие для ребенка

На многочисленных форумах мамочки интересуются: куда отдать ребенка в 4 года? Не рано ли? Разнообразие ответов поражает и восхищает! Сколько всего интересного есть, оказывается!

По мнению специалистов, возраст 3-5 лет является оптимальным для начала творческого развития. Именно в эти годы у ребёнка появляются склонности к тому или другому виду творчества. Дети талантливы: кого-то занимает пение, кого-то - лепка, кого-то - рисование… Для детей 4 лет это естественно. Как ни странно, некоторые психологи советуют: если вы заметили, что ваш ребёнок прекрасно рисует, оставьте это дело в покое. Отдайте его в спортивную секцию, например, или запишите на занятия по вокалу. Рисовать он и так не перестанет, зато будет разносторонне развит.

Куда отдать ребенка в 4 года: узнаем по темпераменту!

Для начала будет полезно распознать тип Отталкиваясь от этого, будет легче понять, в каком направлении стоит идти вашему малышу, каким спортом можно заниматься.

Холерик

Это малыши, которые постоянно куда-то ползут, опрокидывают, бегут, не доделывают начатые дела до конца. Они беспокойны, любят драться. Этих забияк будет сложно усадить на место и попросить что-то нарисовать. Их хватит минут на 5. Для них лучше всего подойдёт спортивная секция (для детей 4 лет их можно найти множество) под внимательным руководством мудрого тренера. Так как холерику нужно выбрасывать куда-то энергию, то активный спорт станет для него полезной разрядкой. Отдайте вашего непоседу в командный спорт или в тот, где можно «официально» подраться - бокс или борьбу. Также такие «активисты» являются хорошими болельщиками и любят посещать различные спортивные соревнования.

Сангвиник

Несмотря на то что такие дети спокойны и уравновешены, при этом они достаточно подвижны. Им покорится любой вид спорта. Они легко переключаются с одного дела на другое, всё очень быстро схватывают, являются целеустремлёнными и волевыми.

Флегматик

Эти малыши уравновешены и спокойны. Хорошо едят, хорошо спят. Их не надо подгонять, они научатся новому делу, но немного медленнее, чем другие. Зато на совесть. Обычно это стройные детки. Они очень выносливы: их можно отдавать на лёгкую атлетику, горные лыжи, коньки. Ребёнка-флегматика увлекают также интеллектуальные игры: шашки, шахматы и др. Из таких малышей вырастают замечательные тренеры.

Меланхолик

Такие детки быстро утомляются, к жизненным сложностям приспосабливаются с трудом. Трудно привыкают к переменам. 4 лет меланхолического типа подойдет меньше всего. Но так как они любят животных, став постарше, с удовольствием занимаются верховой ездой.

Какой вид спорта лучше выбрать?

С самого детства ребёнку стоит привить любовь к спорту. Неправильно сделанный выбор может отбить охоту к физическим нагрузкам вообще.

Итак, какой вид спорта выбрать для своего юного спортсмена?

Плавание

Думаете, куда отдать ребенка в 4 года? В этом возрасте он самостоятельно может научиться плавать. При этом малыш не должен бояться воды. Этот вид спорта прекрасно развивает выносливость, закаляет, вызывает положительные эмоции. Формируется улучшается обмен веществ, укрепляются нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, опорно-двигательная системы. В общем, просто идеальный вид спорта и для мальчиков, и для девочек.

Гимнастика

Ребёнок должен уметь делать такие простейшие движения, как, например, кувырок через голову. Хорошо, если он умеет контролировать своё тело. Занятия гимнастикой развивают гибкость, равновесие и физическую силу.

Футбол

Малыш должен уметь попадать по мячу, хорошо бегать, ладить со сверстниками. Этот вид спорта укрепляет кости и развивает выносливость.

Фигурное катание

Подойдёт активным и подвижным деткам, любящим зимние забавы и обладающим артистизмом. Такие занятия укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают работу сердечно-сосудистой системы, развивают выносливость.

Каратэ

Подходит как для подвижных, так и для спокойных малышей. Этот вид спорта развивает выносливость и пластичность тела, укрепляет мышцы. Кроме того, каратэ дисциплинирует ребёнка, развивает стрессоустойчивость, учит доброжелательности к другим людям.

Танцы

Идеальны для энергичных и артистичных деток. Танцы для детей 4 лет развивают пластику, укрепляют мышцы и сердечно-сосудистую систему.

Приучаем мыслить творчески

Творчески развивать ребёнка - это не означает делать из него известного художника, скульптора или композитора. В процессе творчества у малыша могут развиться определённые таланты, появится шанс стать знаменитым. Но если нет - не отчаивайтесь! В любом случае, ребёнок получит удовольствие от занятий, и он овладеет навыками, необходимыми ему для жизни. Какие есть кружки для ребенка 4 лет, куда записать малыша, какая польза будет от этого?

Рисование

Каждый ребёнок в определённом возрасте рисует. Специалисты считают, что рисование в юном возрасте - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок фантазирует, формирует знания о том или ином предмете. Рисование связано со зрительным восприятием, речью, мышлением, координацией движений. Занятия рисованием способствуют развитию и воспитанию эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, развитию воображения, аккуратности и многому другому.

Лепка

Этот вид искусства не только увлекательный, но и полезный. Он развивает моторику детских пальчиков и даёт малышам ощущение формы. Занятия лепкой развивают речь и мышление, а также хорошо влияют на нервную систему. Кроме того, деткам очень нравятся эти уроки.

Аппликация

Это разносторонне развивает ребёнка. С его помощью малыш учится различать формы, цвета, фигуры. Развивается воображение, моторика рук, творческий подход. Ребёнок становится более внимательным и аккуратным.

Вокал

Эти занятия прекрасно влияют на душевное и эмоциональное состояние, формируют понимание прекрасного, способствуют формированию взглядов. Такое приятное времяпровождение раскрепощает и развивает артистизм, способствует развитию слуха и чувства ритма.

Развивать малыша можно бесконечно. Поэтому решите для себя сами, куда отдать ребенка в 4 года. Но главное правило - не давите на свое чадо, помогайте, поощряйте! И всё, что вы делаете, делайте с любовью!

У родителей возникает множество вопросов по мере подрастания детей и приближения к школьному возрасту. На некоторые из этих вопросов отвечает наш психолог Елизавета Филоненко.

1. Что должен знать и уметь ребенок, хорошо подготовленный к школе? Должен ли он уметь считать, знать алфавит, уметь пересказать текст и так далее?

Этот вопрос беспокоит многих родителей, и неясность здесь происходит именно из - за того, что разные школы предъявляют к детям разные требования. По законодательству школы не имеют права проводить набор детей в виде экзамена, и требовать от дошкольников определенных знаний. Задача начальной школы – обучить детей навыкам счета, чтения и проч., все это входит в программу первых классов. Однако, на практике множество школ делают условием поступления в них определенных уровень знаний ребенка, и проводят вступительное тестирование. Требования для поступления для каждой школы свои и узнавать их лучше именно в той школе, куда вы планируете отдавать своего ребенка. Обычно в школах существуют подготовительные курсы, где все эти требования освещаются и детей обучают необходимым навыкам. Фактически, эти курсы можно назвать первым годом школьного обучения.

2. Кто и каким образом устанавливает, хорошо ли ребенок подготовлен к школе? И на каком этапе – непосредственно перед отправкой в школу, весной при выпуске из детского сада? И что делать, если выяснится, что ребенок подготовлен не очень хорошо?

Существует возраст поступления в школу, и ребенок, развитие которого проходит в рамках нормы, поступает в школу вне зависимости от своих навыков и психологической готовности. Если ребенок еще не достиг максимального возраста поступления в школу (7-8 лет), а родители все же хотят, чтобы в школу он поступил, тогда им имеет смысл пройти тестирование на готовность к школе. Это можно сделать у детского психолога, часто такую услугу предлагают сами школы. По результатам тестирования можно будет судить об уровне готовности к школе. Такое исследование имеет смысл особенно, если у родителей есть сомнения в готовности ребенка. Надо понимать, что в данном случае проверяется не столько уровень знаний и навыков (хотя и такой аспект включен в тестирование), сколько психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Обычно поступление в школу и, соответственно, все вопросы, связанные с проверкой уровня готовности ребенка проводятся весной. Если готовность ребенка невысокая, но все же достаточная для поступления в школу, остается время для того, чтобы укрепить те навыки, которые развиты недостаточно. Ответ на вопрос как именно заниматься с вашим ребенком и каким аспектам уделить большее внимание дает развернутое тестирование, это индивидуальный вопрос.

Если по результатам тестирования на готовность к обучению вы получили рекомендацию отложить поступление до следующего учебного года, то лучше всего так и поступить. Часто родителям кажется, что их ребенок готов к школе (умеет писать, читать, складывать числа и вообще сообразительный), однако психолог дает заключение, что ребенок к обучению не готов. Такая ситуация разочаровывает родителей, которые считали, что навыки ребенка (умение читать, считать и проч.) являются как бы пропуском в школу и гарантией хорошей успеваемости. Это не совсем так, дело в том, что существует еще так называемая психологическая готовность к обучению: навыки управления собой, способность концентрировать внимание в нужное время и на нужных вещах, способность сдерживать импульсивные порывы, понимать необходимость подчиняться инструкции, мотивация к обучению. Без этих «умений» обучение в школе может стать проблемным и ребенку могут угрожать не только психологические трудности, но и проблемы со здоровьем.

3. Имеет ли какое-то значение, хочет или не хочет ребенок в школу, есть ли у него интерес к учебе? Если мотивация отсутствует, как ее создать? И нужна ли в этом случае помощь детского психолога?

Да, имеет огромное значение вопрос – хочет ли ребенок в школу! Как вы понимаете заниматься тем, что тебе нравится и заниматься тем, к чему совсем не лежит душа – совершенно разные вещи. В первом случае все получается как бы само собой и как будто крылья вырастают, а во втором случае все силы уйдут только на то, чтобы заставить себя заниматься тем, что «надо».
Создать мотивацию, если она уже разрушена на момент поступления в школу довольно сложно. Лучше постараться ее с самого начала не разрушать.

Назову некоторые моменты, которые пагубным образом влияют на познавательный интерес ребенка и его мотивацию к обучению:

  • опыт раннего детства: чрезмерное пристрастие родителей к «чистоте и порядку» или сильная тревожность родителей. Если ребенок, исследуя мир, постоянно получает замечания за сломанные игрушки, испачканные вещи и т.п. его естественный интерес к познанию постепенно угасает, ведь все его «походы» за знаниями об окружающем мире заканчиваются наказаниями. С другой стороны, слишком тревожные родители, которые постоянно боятся за жизнь ребенка точно так же блокируют активность ребенка, и его познавательный интерес со временем угасает.
  • чрезмерное рвение в обучении ребенка также пагубно сказывается на мотивации к обучению. Одной из составляющих мотивации ребенка к обучению является его желание приобрести новый общественный статус – школьника, учащегося. Но, если родители только и делают, что водят ребенка на занятия, очень похожие на школьные: где существуют уроки, парты, задания, оценки (или их заменители), то у ребенка не возникнет желания и интереса к новой роли – роли ученика. Он и так в ней живет, к чему же стремиться? Так что важно не переусердствовать на этапе дошкольной подготовки.
  • давление на ребенка в процессе обучения. Например, мама учит ребенка читать. У этого процесса есть три аспекта: приобретение нового навыка, отношения к процессу обучения, отношения с мамой. Допустим, мама делает замечания каждый раз, когда ребенок делает ошибку. Мало того, что это не самый эффективный путь развития навыка чтения, но в таком процессе еще и страдает отношение к учению вообще. Обучение начинает быть внутренне связанным с неприятным общением, критикой. В обстановке критики познавательный интерес также страдает. Способности развиваются только на фоне положительного эмоционального фона.
  • негативные высказывания о школе, системе образования в стране, конкретно вашей школе и вообще об учебе. Вот некоторые высказывания, которые явно не идут на пользу имиджу школьного обучения, создают школе «плохой пиар» в глазах ребенка:
    «С ужасом вспоминаю свои школьные годы!»
    «Учение – самый тяжкий труд»
    «У нас в стране вообще образование стало отвратительное!»
    «В нашем районе хороших школ вообще нет, а на приличную школу нужны большие деньги»
    «Сейчас и хороших учителей то нет! Платят им копейки, кто туда пойдет!»

    Подобные высказывания, даже если они не обращены непосредственно к ребенку не способствуют возникновению у ребенка энтузиазма по отношению к школе.

Если вы понимаете, что некоторые ошибки вашего поведения уже имеют свои результаты и мотивация к обучению ребенка низкая, тогда имеет смысл обратиться к психологу, который поможет скорректировать именно вашу ситуацию, тут трудно дать общие рекомендации. Обычно, коррекция возможна и основная работа по этому вопросу остается ответственностью родителей, психолог же намечает те направления, по которым желательно двигаться. Познавательный интерес – одно из стойких свойств человеческой натуры, полностью истребить его, наверное, мало кому под силу, поэтому корректировка всегда возможна.

4. С какого возраста малыша родителям следует задуматься о том, что ребенка нужно подготавливать к школе? С 4-ех, 5-ти лет, может быть, раньше? На что при этом обращать внимание, какие способности развивать?

Подготовку к поступлению в школу можно начинать приблизительно за год до предполагаемого поступления. С этим неплохо справляются подготовительные курсы при школах. Самостоятельные занятия лучше всего проводить только в форме игры и только при наличии у ребенка интереса к данной деятельности. Существует множество пособий для родителей, в которых можно научиться тому, как правильно проводить игровые уроки. Важно брать те пособия, которые соответствуют возрасту ребенка.

Развивать лучше те способности, которые вы видите в ребенка, не стоит плыть против течения. Существуют природные задатки, которые внимательный родитель увидит без труда.

5. Что следует делать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок был хорошо подготовлен к школе? Например, если ребенку 5 лет, он ходит в детсад, программы детского сада будет достаточно, или имеет смысл записать ребенка на дополнительные занятия в школу/центр развития? И нужна ли такая школа или можно заниматься с ребенком самостоятельно? Если школа нужна, то в каких случаях и как ее выбрать, какие документы имеет смысл посмотреть? Или это могут быть индивидуальные занятия с детским психологом?

Вопрос отдавать ли ребенка в школу развития или заниматься с ним самостоятельно, а может ограничиться детским садом – сугубо индивидуален. Это зависит: от уровня детского сада, амбиций родителей, склонностей ребенка и даже от состояния его здоровья.
Влияет даже степень занятости родителя. Например, если родители сильно заняты по работе, то стоит задуматься – что принесет больше пользы ребенку – время, проведенное вместе с родителями или курсы рисования, на которые будет потрачено это же время. С точки зрения развития умений, наверное, первое, а с точки зрения психологического комфорта (который в конечном итоге и есть гарант жизненных успехов) – вероятнее второе. Вопрос: можно ли заниматься самим, тоже очень индивидуален. Способен ли родитель терпеливо и грамотно, поддерживая положительный эмоциональный фон привить ребенку необходимые навыки? Или процесс обучения преимущественно связан с раздражением, взаимным недовольством, а то и вообще оканчивается слезами ребенка и разочарованием родителей? От ответов на эти вопросы зависит решение: развивающая студия или домашнее обучение.
Обычно центры, в которые водят детей, выбираются по отзывам других родителей. Вероятно, это самый разумный путь.

6. Сколько времени стоит уделять развивающим занятиям в день, в неделю? Если это зависит от возраста ребенка, то сколько в каком возрасте, начиная с 4 лет?

На мой взгляд, лучше, чтобы, по крайней мере до 6 лет занятия не имели четкого регламента и проводились в игровой форме. Для развития способностей и интереса это оптимальная форма. В принципе можно действовать исходя из идеи, что все наша жизнь и есть в какой – то мере процесс познания. Например, гуляя, мы может узнавать свойства предметов, обогащать свой словарный запас, изучать буквы, наблюдать за природой, покупая что-то - учиться сложению. Подобные занятия не отвратят вашего ребенка от познавательной деятельности, тогда как необходимость по расписанию усаживаться за букварь, скорее всего, вызовет у него протест. Вообще полезно и передать ребенку идею о том, что учиться можно и нужно не только и не столько за партой, сколько в процессе жизни, следуя своему интересу. Тут естественно трудно, да и не нужно определять – сколько времени вы потратили на занятия. Если занятия с ребенком все же проводятся в форме урока, нужно как можно чаще менять виды деятельности (запоминание, чтение, пересказ) и учитывать, что способность к концентрации на одном предмете, особенно если этот предмет навязан извне, а не является выбором ребенка, очень небольшая.

7. Можно ли еще до школы определить, какие у ребенка есть способности и какие типы профессий ему подойдут, чтобы сориентироваться, нужно ли отдать его в специализированную школу?

Склонности и задатки ребенка можно определить достаточно рано. Но в настоящее время большинство специалистов придерживается мнения, что ранняя специализация нежелательна, т.к. мешает всей полноте реализации потенциала ребенка. Случаев ярких и отчетливых способностей в какой - то одной области сравнительно немного, большинство детей имеют задатки в нескольких областях, поэтому неразумно было бы лишать ребенка возможности пробовать себя в разных сферах деятельности. К тому же ранняя специализация в большинстве случаев – выбор родителей. Мнение ребенка в данном случае, (если оно вообще учитывается) является, мягко говоря, незрелым.

Наверное, более правильно было бы дать ребенку свободу и возможность впоследствии выбирать направление будущей деятельности уже на основании тех реальных знаний, которые он получит в самых разных областях.

Специалисты уверены, что оптимальный возраст для начала творческого и физического развития – это 3-4 года. Именно в этот период у ребенка проявляется интерес к тому или иному виду деятельности. Родители могут раскрыть таланты своего малыша, главное вовремя прислушаться к его желаниям и правильно оценить возможности. Все дети талантливы: одни прекрасно рисуют, другие показывают неплохие результаты в спорте, а у третьих отличный слух. Но многие родители не знают, куда можно отдать своего ребенка в 3 года. Разнообразие различных кружков и секций одновременно поражает и восхищает.

Родители должны с самого детства раскрыть таланты малыша и развивать кроху в интересных для него направлениях

Основные принципы выбора кружка для маленького ребенка

Главное что должны сделать любящие родители – это сделать правильный выбор. Многие секции начинают прием детей с 3-4 лет. Не нужно спешить отдавать малыша в первый попавшийся кружок. Поинтересуйтесь у ребенка, чем он хочет заниматься.

Выбирать кружок для маленького ребенка следует поблизости от дома, иначе долгая утомительная дорога отобьет у крохи всякий интерес к его посещению. В некоторых секциях предусмотрены пробные занятия. В качестве зрителей понаблюдайте за происходящим вокруг, а после поинтересуйтесь у ребенка его мнением.

Иногда малыши после пары тренировок отказываются вновь посещать секцию, родителям не стоит заставлять идти его против воли, нужно поговорить с ребенком и выяснить причину капризов. Если тренер делает много замечаний или у крохи не всегда получается, нужно подбодрить его и дать понять, что со временем желаемый результат будет достигнут.

Выбор по типу темперамента

Малыш в 4 года иногда самостоятельно не может сделать выбор в пользу той или иной секции. Присмотритесь к его характеру, так будет легче определиться с направленностью. Тихим спокойным детям будет не совсем уютно в актерской студии, чересчур активным малышам лучше попробовать свои силы в танцах или спорте. Худощавый, щупленький мальчик не сможет полноценно тренироваться наравне со всеми на занятиях по борьбе.

Психологи склонны утверждать, что тип темперамента влияет на успех ребенка в том или ином роде деятельности:

  • Не в меру активные малыши, постоянно находящиеся в движении и часто вступающие в конфликты с другими детьми, относятся к типу холериков.
  • Сангвиники способны контролировать свои эмоции, они волевые и целеустремленные.
  • Спокойные, уравновешенные и немного медлительные дети относятся к числу флегматиков, они могут подолгу концентрироваться на каком-то определенном виде деятельности.
  • Четвертый тип – это меланхолики, такие дети часто капризничают, быстро раздражаются и не способны преодолевать трудности.

Нужно ли отдавать малыша в секцию в от 3 до 5 лет?


В возрасте 3-5 лет ребенку все дается легко: любая информация воспринимается как игра

Из истории нам всем известно, что обязательным атрибутом воспитания юных дворян являлось их всестороннее гармоничное развитие. Дети из благородных семей посещали уроки музыки, танцев и изучали иностранные языки.

По мнению физиологов, посещение любых секций ребенком в 3-5 лет позволяет активизировать двигательную активность. В этом возрасте любые тренировки даются ребенку легко. Многие именитые спортсмены начинали свою спортивную карьеру с ранних лет, но нужно понимать, что на тренировках малыш может травмироваться. Его физические данные могут не соответствовать нужным критериям в выбранном виде спорта.

Спортивные секции

Большинство детей любят активные игры, поэтому они с радостью посещают спортивные секции. На тренировках они укрепляют свое здоровье и получают положительные эмоции. Спорт вырабатывает такие полезные качества в ребенке, как:

  • выносливость;
  • сила воли;
  • ловкость;
  • стремление к достижению поставленной цели.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому необходимо учитывать его особенности развития.

Родителям лучше показать малыша врачу, прежде чем он приступит к занятиям. Если противопоказания к занятиям тем или иным видом спорта отсутствуют, и ребенок готов приступить к тренировкам, можно смело доверять его в руки профессиональных тренеров.

Командные виды спорта

Игра в баскетбол, футбол, волейбол, хоккей и любые другие командные виды спорта – это хорошая физическая нагрузка для ребенка. Такие игры позволяют детям быстрее адаптироваться в социуме, они учатся взаимодействовать друг с другом и работать в команде.

Посещение подобных секций позволят зажатым детям раскрепоститься и найти хороших друзей. Если же, напротив, ребенок активен и общителен, то командная игра подарит ему множество положительных эмоций. Он будет счастлив новой возможности проявить себя.

Боевые искусства для малышей

Боевые искусства, такие как каратэ, айкидо, у-шу, тхеквондо и пр. повышают быстроту реакции, тренируют силу, выносливость и ловкость. Помимо физической нагрузки, единоборства знакомят детей с философией боя. Дети постигают азы его ведения:

  • применение силы возможно только в случае защиты;
  • слабых нужно защищать;
  • нельзя ввязываться в драку первым.

Боевые искусства тренируют силу и ловкость малышей, воспитывают характер

Если ребенку сложно постоять за себя, то подобные занятия помогут ему почувствовать уверенность. Активный малыш научится контролировать свои эмоции и сможет направить энергию в «правильное русло».

Гимнастика

Гимнастические упражнения способны наделить ребенка гибкостью и пластичностью. Тренируясь, малыш развивает выносливость, оттачивает координацию движений и поддерживает хорошую осанку. Дети могут начинать занятия уже в двухлетнем возрасте.

Говоря о профессиональной спортивной или художественной гимнастике, родителям нужно уяснить, что в этом спорте ребенку нужно быть готовым к серьезным физическим нагрузкам. Ему придется часто и много тренироваться, при этом травмы неизбежны. В то же время для всех детей будет полезным посещение секций, где проводится общая разминка, а тренеры развивают у малыша гибкость тела.

Плавание

Пожалуй, единственный вид спорта, который подойдет и мальчикам, и девочкам вне зависимости от их возраста и телосложения, – это плавание. Во время тренировок малыш задействует все группы мышц, а риск получения травм минимален. Контакт с водой закаляет организм. Ребенка, научившегося плавать, родители могут без опаски брать с собой на речку или море.


Плавание - вид спорта, который задействует все группы мышц

Если ребенок профессионально занимается плаванием, то со временем некоторые группы мышц, в частности плечевой пояс, развивается непропорционально. Девушки становятся «широкоплечими», но если тренировки будут проводиться не больше двух раз в неделю, то беспокоиться не о чем.

Хореография

Посещая хореографический кружок, дети получают массу удовольствия от занятий. Они общаются, выполняют специальные упражнения, развивают творческое мышление и учатся правильно управлять своим телом. Если тренировки проходят на постоянной основе, тогда у ребенка формируется изящная осанка, он становится грациозным и пластичным. Независимо от выбранного хореографического направления малыш развивает чувство ритма.

Развивающие кружки

Малыша можно отдать в развивающие кружки, начиная с 3-4 лет. Существует множество направлений:

  • лепка;
  • рисование;
  • аппликация;
  • музыка и пение;
  • актерское мастерство.

Многие малыши серьезно увлекаются пением

Посещая подобные кружки, ребенок сможет развить свои творческие и познавательные способности. Углубленно занимаясь пением и музыкой, можно добиться неплохих результатов в будущем. Из таких деток часто вырастают креативные личности.

Вокал и музыка

Музыка сопровождает каждого из нас с самого рождения. В каждом дошкольном учреждении деток с малых лет приучают не только слушать, но и слышать музыку. Приятное времяпрепровождение формирует у 3-5-летних детей понимание прекрасного, развивается слух, чувство ритма и математические способности. На занятиях ребенок совершенствует не только свои творческие навыки, но и приучается к дисциплине. Посещение уроков музыки и вокала оставят неизгладимый след в жизни юного дарования.

Кружки прикладного мастерства

Большинство детей любят рисовать. Малыши таким образом развивают фантазию, воображение, пространственное мышление и мелкую моторику рук. Аппликация и лепка тоже могут заинтересовать ребенка.

Кружки прикладного мастерства помогают детям быстрее научиться различать фигуры, определять форму и цвет предметов. Кропотливая работа заставляет ребенка стать более внимательным и аккуратным. У малышей на занятиях «просыпаются» скрытые таланты.

Театральный кружок

Как правило, театральные кружки ведут прием детей от 5 лет. К этому возрасту ребенок должен хорошо разговаривать.

На занятиях по актерскому мастерству малышей учат раскрепощаться и не бояться зрителей. Участвуя в театральных постановках, юный актер учится контролировать свои эмоции и выражать собственные мысли и чувства. Происходит формирование личности, тренируется память и внимание.

Зависит ли выбор кружка от пола ребенка?

(4 оценили на 4,75 из 5 )