Упражнения для развития связной речи. «Развитие связной речи детей дома

Возраст 5-6 лет – один из наиболее ответственных периодов в жизни малыша, поскольку сейчас наступает время активной подготовки к школе. Родителям важно уделить внимание развитию правильной и связной речи у детей старшего дошкольного возраста, используя для занятий каждую свободную минуту – предлагая ребенку выполнить полезное упражнение на прогулке или стоя в очереди. Это поможет скрасить время, принесет и удовольствие, и пользу.

Нормы развития речи ребенка в 5-6 лет

Не будем забывать о том, что каждый дошкольник – это, прежде всего, личность, развивающаяся по своим собственным законам, поэтому то, что легко и доступно для одного малыша, может пока составлять непреодолимые трудности для другого. Однако специалисты выделили определенные речевые умения и навыки, которыми дети, достигшие данного возраста, должны уже обладать.

  • Правильное произнесение всех звуков.
  • Речь должна иметь связный характер – старшему дошкольнику по силам описать показанную ему картинку, используя сложные распространенные конструкции, рассказать о том, как прошел его день, чем он занимался, какие эмоции испытывал. Повествование должно быть понятным слушателю, состоять из ряда последовательных предложений.
  • Ребенок к 6 годам владеет большим количеством слов, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас – 3000 слов и более.
  • В речи появляются не только конкретные слова, но и абстрактные. Ребенок понимает, что такое «обобщающее слово», может сказать, что роза, пион и нарцисс – это садовые цветы, а василек и ромашка – полевые; объясняет, почему. Развитие речевых навыков идет в теснейшей взаимосвязи с познаванием мира.
  • Активно используются различные интонации, ребенок в процессе игры может «заговаривать разными голосами», наделяя каждого игрового персонажа собственной речевой манерой.

Именно в этот период происходит формирование внутренней речи, которая в дальнейшем поможет ребенку и в учебе, и во взрослой жизни. Также малыш должен уметь на слух определять количество слогов в слове, понимать, какой из них является ударным, различать мягкие и твердые варианты согласных звуков. Важно также, чтобы дошкольник умел понимать, есть ли какой-либо конкретный звук в том или ином слове, определял это на слух. Допустимы некоторые грамматические ошибки (например, говорить «полотенцев» вместо «полотенец»).

Гармонично развивающийся дошкольник без проблем перескажет текст, сможет ответить на вопросы по нему.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

О важности тренировок

Связная речь дошкольников – одно из ключевых условий, говорящее о том, что малыш готов к первому классу. Что же подразумевается под этим термином? Это такая форма построения предложений, при которой каждый последующий фрагмент является логическим продолжением предыдущего, то есть способность ребенка грамотно, четко и последовательно излагать свои мысли, строить тексты.

Отличительные черты связной речи:

  • последовательность;
  • логичность;
  • эмоциональная окрашенность;
  • наличие слов всех частей речи, включая служебные;
  • использование сложных, распространенных, вопросительных предложений.

Это умение очень важно, поскольку если дошкольник не может составить связный рассказ, его могут не принять в общеобразовательное заведение, направить в коррекционный класс, что наложит свой отпечаток на дальнейшую жизнь. А ведь этого вполне можно было избежать, проводя регулярные тренировки в 5-6 лет. Родителям важно понимать: если раньше была возможность закрыть глаза на некоторые отставания ребенка в развитии, не давить на него, заставляя по нескольку раз выполнять упражнения на постановку «сложного» звука, то теперь такой возможности нет. У них есть в запасе около года, чтобы полностью решить все проблемы и подготовить сына или дочь к полноценной школьной жизни.

Доказано, что те дети, которые владеют навыком связной речи, быстрее осваивают школьную программу, показывают лучшую успеваемость, чем те, кто пока еще очень плохо строит тексты. Кроме того, малыши, говорящие хорошо, чувствуют себя более уверенно, они общительны, открыты миру, в то время как дети с речевыми дефектами часто становятся зажатыми и закомплексованными. Проблемы детства в дальнейшем не дадут вести нормальный образ жизни, включиться в социум как полноправный его член. Поэтому очень важно уделить внимание полноценному развитию речи и устранению дефектов.

Развитие способности к звуковому анализу

Для формирования нормальной речи и последующего обучения письму и чтению важно, чтобы дети умели на слух распознавать звуки. Можно сыграть с ними в простую игру: родитель будет показывать ребенку карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные, а также произносить четко их название. Задача ребенка – хлопнуть в ладоши в тот момент, когда звучит название животного, начинающееся на определенный звук, например [к]. Поэтому когда мама показывает картинку и говорит «кошка» ребенок должен хлопнуть, но года он слышит «собака» — не хлопает: хотя в слове и есть звук [к], он не первый.

Есть еще несколько эффективных упражнений для развития речевого слуха.

  • Проговаривание одного и того же текста (скороговорки или чистоговорки, например: «от топота копыт пыль по полю летит») громко и тихо, быстро и медленно.
  • Можно помочь ребенку проявить артистизм, предложив ему произнести фразу так, как ее сказала бы кошка, свинка или любимый персонаж из мультфильма.
  • Чтение или проговаривание потешек, считалок, небольших стишков поможет проработать интонацию.

Занятия подобного плана следует проводить регулярно, поскольку они готовят малыша к первому классу, помогают ему научиться на слух воспринимать звуки. Это поможет ему в дальнейшем отличать их от букв.

Развитие лексического богатства

Занятия по развитию речи лучше всего проводить по игровой методике, давая малышу возможность не только получить полезные знания, но и повеселиться. Можно пригласить в гости сказочного персонажа, который будет загадывать ребенку всевозможные загадки. Например, сегодня к нам заглянул Мишка, у его приятельницы Куницы сегодня день рождения – давайте придумаем как можно больше добрых слов для именинницы. Ребенок старается подобрать различные эпитеты, характеризующие животное по окраске, внешнему виду, чертам характера, поведению.

  • Если котик не может найти свой домик, мы … (постараемся помочь ему);
  • Если цветок завял, то … (его надо полить);
  • А вот лисичке скучно, ее … (надо повеселить). Как мы будем веселить ее? (Расскажем ей стишок). Далее в занятие вплетается стихотворение, в котором много слов с определенным звуком, задача ребенка – выразительно его рассказать.

Теперь Мишке интересно, что же делал ребенок вчера на улице. Задача малыша – составить небольшой связный рассказ о том, как он играл в песочнице или кормил голубей.

Родителям важно предложить такую тематику для повествования, чтобы малышу было приятно вспоминать об этом. Так, если вчера другой ребенок сломал любимую игрушку, то лучше не напоминать об этом событии, а предложить поговорить о чем-то положительном.

Мишка обязательно должен поблагодарить ребенка за старание, но давить подарок, даже сладость, специалисты не советуют, в противном случае у малыша может выработаться привычка связывать свою работу с вознаграждением и не стараться, если такового не будет.

Решение проблем с дефектами

Дошкольники в 5-6 лет могут иметь сложности с выговариванием звуков [л] и [р], а также другие проблемы, решать которые родителям необходимо совместно со специалистами, предлагая ребенку выполнять задания из логопедии: дыхательную и артикуляционную гимнастику, произнесение чистоговорок, в которых представлены слова с проблемным звуком. Также дефектологи советуют выполнять различные упражнения.

«Фрукты»

Играть можно в любом месте, во время прогулки или дома. Взрослый показывает ребенку ряд карточек, на которых изображены фрукты, и просит назвать их. Если занятие проводится на улице, карточки необязательны, можно просто попросить перечислить знакомые фрукты.

  • Как называется сок из яблок? (Яблочный). А из персика, апельсина? Такое упражнение помогает сформировать умение самостоятельно образовывать слова.
  • А теперь представь, что все эти фрукты принадлежат тебе. Как ты скажешь? (мое яблоко, мой мандарин). Дети учатся грамотного согласовывать местоимение и существительное.
  • Составим рассказ о фруктах по плану: цвет – форма – вкус. Опиши яблоко.

Дома можно и порисовать. Мама рисует один фрукт, например апельсин, просит ребенка нарисовать несколько и правильно назвать рисунок, осознавая таким образом понятия «один и много». Далее – просит нарисовать большой апельсин и маленький, помогая ребенку понять эти категории и в дальнейшем использовать их в речи.

Родитель рассматривает с малышом картинки, на которых изображены представители разных профессий, рассказывает о том, что они делают, какую пользу приносят. Также рассказывают о собственной работе – должности, обязанностях. Дальнейшая часть упражнения может проводиться в любом месте.

  • Родитель задает вопросы по изученным профессиям: кто лечит людей, чем занимается учитель, какие профессии ты знаешь в детском саду, в чем особенность конкретной профессии?
  • Кто кем работает? Отличный вариант для игры во время прогулки. Проходя мимо магазина, следует спросить ребенка: «кто здесь работает, как называется профессия?». Аналогично предлагается уточнить названия профессий парикмахера, врача, водителя, дворника и прочих, кто встретился.
  • Упражнение на внимательность «Исправь ошибки». Взрослый выстраивает неверное предложение, задача ребенка – понять, что не так, и исправить. Например, продавец продает овощи, а библиотекарь продает книги (надо – выдает книги).

Подобные дидактические упражнения очень разнообразны, любой родитель может подобрать такой материал, чтобы в нем присутствовали слова с проблемными звуками, это поможет улучшить их произношение.

Обучение пересказу

Важнейшим этапом развития грамотной связной речи у старших дошкольников является тренировка их умения пересказывать прочитанный текст.

Специалисты советуют использовать такую последовательность работы.

  1. Вводная беседа. Родителю необходимо пояснить задачу, сообщить ребенку, что сейчас ему будет рассказан некий фрагмент, задача – прослушать его. Можно также показать картинку, имеющую отношение к рассказу, – например, иллюстрацию к сказке. Это поможет создать необходимый эмоциональный фон.
  2. Выразительное чтение фрагмента или эмоциональный рассказ.

    Ребенок должен полностью услышать весь текст, который подобран так, чтобы он был интересен старшему дошкольнику.

  3. Беседа по прочитанному или услышанному. Взрослому необходимо задавать две группы вопросов. Первые помогают малышу вспомнить, о чем шла речь в повествовании (например, где происходило действие, сколько было героев, как звали персонажа). А вторая группа вопросов направлена на развитие умения размышлять (например: «Как ты думаешь, почему он так поступил? Какими чертами характера обладает этот герой? Можно ли назвать его трусом?»).
  4. Составление плана пересказа. Ребенок или дети с помощью взрослого выделяют основные структурные элементы текста, которые помогут им изложить его содержание. Для 5-6 лет пунктов плана пересказа не должно быть больше 4–5, в зависимости от подготовки ребенка.
  5. Повторное чтение или рассказ текста.
  6. Пересказ ребенком.

Создавая при этом связные тексты, вовсе не обязательно в домашней обстановке. Можно проводить занятия на улице, предварительно сказав ребенку: «Вчера мы с тобой читали сказку – расскажи, что тебе удалось запомнить». Родитель может также задавать уточняющие вопросы, следя за тем, чтобы у ребенка получались логичные и понятные ответы.

Работа с иллюстрациями

Развитию связной речи у старших дошкольников способствует и работа с картинками. Можно подобрать для ребенка красочную репродукцию и предложить составить по ней связный рассказ. Это может быть:

  • подробное описание того, что изображено, с использованием прилагательных для описания (большой, красивый, желтый), глаголов, помогающих передать действие, а также наречий (близко, далеко);
  • придумывание связного рассказа с теми персонажами, которые нарисовал художник. Например, можно предложить ребенку домыслить, почему они оказались в такой ситуации, что этому предшествовало, как они относятся друг к другу.

Задача родителя – не просто дать задание и слушать рассказ ребенка, но и помогать ему. Так, первый рассказ по картинке можно сочинить вместе. Мама или папа придумывает и говорит ребенку несколько вариантов первого слова или фразы: «Однажды», «Жили-были», «В большом лесу появились на свет», «Дело было в таинственном лесу». Это поможет малышу убедиться в том, что одно и то же можно сказать различным способами. Если ребенок затрудняется, его сюжетная линия зашла в тупик, то родителю необходимо немного подсказать, помочь сюжету пойти дальше, но затем – вновь предоставить дошкольнику бразды правления, не перебивать и не торопить его.

Первые опыты ребенка могут отнюдь не радовать родителей, но не стоит огорчаться, необходимо запастись терпением – только регулярные планомерные тренировки принесут свои плоды.

Чтение – для пополнения словарного запаса

Для детей дошкольного возраста особое значение имеет прослушивание образца правильной речи, поэтому родители должны постоянно читать им стишки, сказки. Можно это делать на ночь или днем, например на прогулке в парке. Малыши в 5-6 лет обладают феноменальной памятью, поэтому если ребенок без логопедических проблем знает мало слов, то причина этого в этом, вероятнее всего, стоит обвинить его родителей, которые не давали ему возможности познакомиться с богатством родного языка. Пришла пора это исправить, читая ребенку произведения художественной литературы, а также рассказы и документальные очерки о животных, рассматривая с ними картинки, беседуя об услышанном. Это поможет расширить пассивный и активный лексикон дошкольника.

Если в тексте попалось слово, значение которого ребенку непонятно, следует пояснить его, визуализировать (показать картинку или сам предмет, изобразить действие). Это ускорит запоминание.

Развитие связной речи старшего дошкольника – очень важный этап подготовки к школе, поэтому родителям следует регулярно проводить занятия, используя всевозможные упражнения, игры, чаще разговаривая с ребенком, добросовестно отвечая на его вопросы, не отмахиваясь. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»

Багаудинова Наиля Рафиковна

Картотека упражнений

Развитие речи младших школьников через систему упражнений

Работа по умению выделять признаки предложения, определять границы предложений в устной речи по интонации начинается в 1 классе, в период обучения грамоте. У каждого учителя в арсенале имеются специальные упражнения и задания, которые помогают первоклассникам быстрее и глубже усвоить понятия «текст», «предложение», развивать умения построения самостоятельного письменного высказывания. Я предлагаю ребятам следующие задания.

Упражнения для развития фонематических процессов.

Упражнение № 1 «Назовите слова»:

Назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);

Назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);

Назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).

Упражнение № 2 «Хлопки»:

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.

Сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к , хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.

Упражнение № 3 «Играем со словом»:

Придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

Назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;

Назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;

Какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?

Упражнение № 4 «Новое слово»:

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.

Упражнение № 5 «Кружки»:

Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.

Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:

Мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.

Упражнения для развития

лексико-грамматического строя и связной речи .

Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чте ние , то лько , тр ава , сол ома , кро вать , каст рюля , кри чал .

Упражнение № 2 «Догадайтесь»

Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….

Упражнение № 3 «Составьте предложение»:

Придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.

Слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.

Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:

Сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .

Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:

Послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.

Упражнение № 6 «Действие»:

Я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

Упражнение № 7 «Признак»:

Если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

Упражнение № 8 «Слова-приятели»:

Как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?

Какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:

Скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

Упражнение № 10 «Один и много»:

Я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.

Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

Упражнение № 11 «Уменьшение»:

Скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

ЗАДАНИЕ : определить на слух и показать (можно сигнальной карточкой), сколько предложений в тексте.

Цель: научить определять границы предложений в устной речи по интонации и паузам, определять количество предложений в тексте.

(Текст читает учитель.)

Зима.

Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

Повторите предложение, которое я прочитала с чувством. Какое чувство я передала?

Сколько слов в названном предложении?

А какое предложение состоит из одного слова?

Как вы определили, сколько здесь предложений? (По паузам, по интонации).

Как мы находим конец предложения в устной речи? (По интонации, по голосу).

Связаны ли между собой по смыслу эти предложения и о чем в них говорится?

Как еще можно озаглавить текст?

Цель: развивать умения выделения признаков связного письменного текста, его озаглавливания, дать первое представление о редактировании текста.

Лиса.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву).

О ком здесь рассказывается?

Какие две картинки можно нарисовать к тексту?

Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитайте.

Что случилось потом? Прочитайте.

Чем все закончилось? Прочитайте.

Соответствует ли заглавие содержанию текста?

Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?

Какой же случай произошел с лисой?

В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа?

Выберите из данных предложений подходящее для заголовка: «Случай в лесу», «Полакомилась!». Обоснуйте свой выбор. Какой заголовок можете предложить сами?

В рассказе (связном тексте) все предложения должны быть объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие должно подходить ко всему содержанию и охватывать все предложения. Прочитайте предложения и назовите то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа:

- «Лес был густой. Лиса была голодна».

Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?

Где его надо вставить?

Почему предложение «Лес был густой» – лишнее и его не надо включать в рассказ?

Прочитайте дополненный текст. Что заметили? (Повторяется слово «лиса» несколько раз.)

Какими словами можно заменить это слово, чтобы избежать повтора? (она, рыжая, бедняга)

У нас получился связный текст, рассказ? Докажите. (Все предложения связаны общим смыслом, сообщается какой-нибудь случай, всё рассказывается по порядку: что было сначала, потом, чем все закончилось). Отредактированный текст прочитывается учениками и записывается (можно использовать приемы списывания, диктовку, списывания с заданием и другие виды работы с текстом.)

Создание текста-загадки по кругу

Этот вид полифункциональных текстовых упражнений можно использовать во время представления нового словарного слова и на других этапах урока. Каждому учащемуся предъявляется текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифровывается слово, которое ему необходимо определить. Специфика выполнения такого упражнения заключается в следующем:

    Первый ученик читает записанные на доске слова, например: медведь, лиса, заяц, и выделяется по самостоятельно найденному признаку одно из слов.

    Тот же ученик обосновывает свой выбор: «Можно выделить слово лисица, так как в нем три слога. Оно женского рода. В нем есть согласные звонкие и глухие, а слова медведь и заяц - мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие»

    Второй ученик, прочитав загадку, отгадывает ее, но ответа не записывает, а загибает текст- загадку первого ученика -на оборотную сторону. Ниже пишет свою загадку об этом же животном. Например:

С пушистым хвостом, но не белка.

Огненная, но не пламя.

Любит воровать яйца, но не курица.

И так по кругу. Последний ученик должен записать свою загадку и
отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша...

Кто эта героиня? (Лисица)

    Проверка проводится коллективно, или написанные варианты текстов меняются между группами. Задача участников - отгадать загадки и определить зашифрованное слово. Важную роль в этом виде упражнения играет первый ученик, который должен верно определить принцип выделения зашифрованного слова.

Создание двух текстов из одного исходного материала.

Учитель предлагает учебный материал, представляющий соединение двух неполных текстов:

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учитель(У).: Прочитайте запись. Установив ее особенность, сформулируйте задание к упражнению.

Дети(Д).\ Запись представляет собой объединение двух текстов: первый - о птицах, второй - о лягушках. Необходимо восстановить оба текста.

У.: Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты

Д. :(зачитывая отрывки): Это разные тексты, так как у них разные темы: в первом говориться о гнездах птиц, во втором рождении лягушки

У: Какие части текстов даны?

Д. : У первого текста дано начало, у второго - начало и середина.

Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста. Уч-ся высказывают свои предложения, а учитель записывает на доске. Затем ученики по выбору записывают и дополняют один и текстов. Вот что получилось после выполнения работы:

Заботливые родители.

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким, пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать и приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов. Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка.

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринк превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Составление двух текстов на основе выявленного слова.

Исходный материал записывается с пропусками одного и того же слова, которое заменяется условным обозначением. В качестве дополнительной записи предлагается схема.

Например:

живет на коврике бережёт свое брюшко в виде колесика

«Хвост» не даёт уползти от меня далеко я рисую

Не только сложное устройство, но и полезный зверек

помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему.

У.: Прочитайте запись. Внимательно рассмотрите схему к ней. Сформулируйте задание к упражнению.

Д.: Необходимо определить, о ком или о чём идёт речь в тексте. На основе этого составить два текста.

У.: Верно. Что у вас получилось?

Д. : В тексте пропущено слово мышь -

1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора;

2) мелкий грызун.

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют его новыми предложениями, по выбору записи текстов, сами формулируют дополнительные задания.

Упражнения для развития коммуникативных качеств младших школьников.(1 класс)

ТЕМА: ФРУКТЫ.

    Рассмотрите с детьми натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом ("фрукты"). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут - цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

    Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

    Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

    Выясните, знает ли ребенок, что можно приготовить из фруктов.

    Упражнение "Назови цвет, форму" на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая?) - синяя, овальная.

Лимон (какой?) - ...

Абрикос (какой?) - и т.д.

    Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 ..., 4 ..., 5 лимонов.

1 слива, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 абрикос, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 груша, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... и т.д.

    Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

    Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин - много апельсинов.

Одна груша - много груш и т.д.

    Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Слива - сливы.

Яблоко - яблоки.

Груша – груши и т. д.

    Упражнение "Закончи предложение" на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (яблока). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной... (сливы). Мы съели все... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной... (вишни). Мы съели все... (вишни).

    Упражнение "Назови варенье" (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться...

Варенье сварили из груш, оно будет называться...

Варенье сварили из персиков, оно будет называться...

Варенье сварили из вишни, оно будет называться...

Варенье сварили из слив, оно будет называться... и т. д.

    Упражнение "Какие будут фрукты?" (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

Если фрукты сварить, то они будут - вареные.

Если фрукты заморозить, то они станут...

Если яблоки запечь, тогда они получатся...

Если груши посушить, тогда они станут...

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

    Упражнение "Что где растет?" на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Груши растут на...

Сливы растут на... и т.д.

    Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

яблоки, лежать, яблоня, под.

груша, расти, сад, в.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи пред-ложение»)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы...

Мама помыла груши, чтобы...

Мама купила в магазине сливы, чтобы...

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко - зеленное.

Лимон кислый, а груша - ... и т.д.

    Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать "ковшиком", указательным пальцем правой руки "мешать" компот)

    Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

В шкурке желтой, кислый он,

Называется - ...

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый.

(Апельсин)

Схож он с бусами немножко,

Каждый листик - как ладошка.

Был зеленым, а поспел он -

Стал янтарным, синим, белым.

(Виноград)

    Развитие слуховой памяти.

Выучить стихотворение (любое).

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Прекрасен наш осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

И яблоки, и груши.

А к ночи веет холодок

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

"Спасибо, осень!" - скажем.

Вы замечали, что одни люди говорят легко и с увлечением, а другие слова из себя выдавливают, и слушать их тяжело. Чтобы говорить живо, понятно, эмоционально, человек должен владеть связной речью . Связная речь бывает двух видов: диалог и монолог. Связная речь в форме диалога начинает формироваться у ребенка с того момента, когда он начинает активно использовать речь для общения. Обычно это возраст около 2 лет. Связная речь в форме монолога формируется у детей к 5 – 6 годам.

Не научившись связно говорить в дошкольном детстве, детям потом с каждым годом труднее и труднее будет наверстывать упущенное. Давайте посмотрим, как формируется связная речь ребенка, какие условия на это влияют, как родители могут помочь своему ребенку овладеть связной речью, и в какие можно играть с ребенком дома.

Как формируется связная речь

В формировании связной речи ребенка существует несколько ключевых моментов:

  1. связная речь формируется одновременно с освоением ребенком фонетики, лексики и грамматики родного языка;
  2. связная речь – это показатель мышления, как мыслим – так и излагаем;
  3. развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая ребенка письменной речи;
  4. умением вести диалог ребенок овладевает, в основном, в процессе общения (с родственниками, в садике, на прогулке), для развития связной монологической речи необходимы целенаправленные занятия с ребенком;
  5. осваивая монологическую речь, ребенок проходит несколько этапов: сначала учится пересказывать, потом рассказывать; сначала учится описывать предмет, потом рассказывать о событии и затем уже рассуждать.

Рассмотрим каждый из этих моментов подробнее и подберем подходящие игры и бытовые ситуации, в которых можно заниматься развитием связной речи ребенка .

Стороны речи и их комплексное развитие

Формирование связной речи происходит в тесной взаимосвязи с развитием всех сторон речи (о нормах развития речи ребенка вы можете прочитать ):

  • фонетической;
  • лексической;
  • грамматической.

Фонетическая сторона речи и связная речь. Если ребенок хорошо слышит и понимает речь, и не вызывает у него трудностей, он будет чувствовать себя увереннее в разговоре. Ребенка, который умеет использовать тембр и интонацию в своей речи, будут более внимательно слушать, и он также будет чувствовать себя в общении более комфортно.

Лексическая сторона речи и связная речь. Если у ребенка достаточный словарный запас, он сможет описать предмет: выделить признаки предмета и его части, использовать слова-синонимы, подобрать нужное слово.

Грамматическая сторона речи и связная речь. Связная речь невозможна без грамматически правильного соединения слов между собой (по числам, родам, падежам, временам, лицам), употребления предлогов и союзов, использования синтаксических конструкций языка (сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, однородных членов предложения, фразеологических и других оборотов).

Умение связно говорить – это последний этап в освоении ребенком родного языка. Связная речь ребенка показывает, насколько хорошо он овладел родным языком. О том, что делать, если ребенок не говорит, вы можете прочитать .

Связная речь и мышление

Связная речь – это показатель мышления. Как мыслим – так и говорим, излагаем. На самом деле, связанная речь ребенка – это не просто цепочка связанных друг с другом предложений, а цепочка логически выстроенных мыслей. Если человек очень плохо говорит, он не умеет и мыслить. Особенности мышления также очень хорошо видны в речи: один ребенок больше выделяет внешние признаки предмета или явления, а другой пытается всегда что-то с чем-то связать, найти причину.

С другой стороны, рассказывая о чем-то, ребенок мысленно строит свой рассказ: что он будет говорить, как построит предложение, что скажет в начале, а что – в конце. То есть обучая ребенка простому рассказыванию, мы учим его мыслить.

Как видно, связанная речь – это многоступенчатая операция . Необходимо учить ребенка выполнять последовательность действий, составляющих одну операцию, тренировать переключение внимания, развивать память. Помогут в этом и бытовые ситуации, и специально организованные игры.

Накрываем на стол

Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол или накрыть стол для игрушек. Нужно достать из шкафа скатерть, постелить ее на стол, из кухонного шкафа достать тарелки, ложки и вилки, расставить тарелки на столе, возле каждой тарелки положить салфетку, ложку и вилку. Обычно детям очень нравится накрывать на стол, устраивайте праздничные ужины почаще и просите ребенка помочь вам. Это может стать новой семейной традицией.

Одеваемся

Собираемся на прогулку. Нужно собрать рюкзачок с игрушками, которые возьмем с собой на прогулку. Попросите ребенка достать нужные вещи из шкафа и разложить их в той последовательности, как он будет их надевать. Теперь одеваемся, обуваемся, берем рюкзачок, закрываем дверь – и гулять!

Ищем клад

Дайте ребенку задание: «Нужно пойти в комнату и найти предмет. Принести предмет и взять «клад»». Постепенно игру можно усложнять:

  • предмет можно перекладывать на другое место или переносить в другую комнату и класть на определенное место;
  • комнаты, места и предметы можно не называть прямо, а описывать в виде загадки или обрисовывать признаки (например, «положи предмет под то, что имеет четыре ножки и на чем лежит книга»);
  • увеличивать количество действий, которые должен сделать ребенок.

Кто за кем

Расположите несколько игрушек друг за другом – это зверята идут на озеро купаться, в поход (вы можете придумать что-то свое). Попросите ребенка дать зверятам имена и запомнить, кто за кем стоит. Привал: зверята бегают по полянке. Отдохнули – теперь надо продолжать поход: попросите ребенка расставить зверят в том порядке, в каком они были. Начните игру с 2 – 3 зверей и постепенно увеличивайте их количество.

Чтобы игры на последовательность действий не вызывали у ребенка негативной реакции из-за того, что он не может все запомнить, учитывайте в своих играх следующее:

  • для детей 2 – 3 лет начните с 2 – 3 действий и постепенно увеличивайте их количество;
  • если ребенок что-то забыл – подскажите ему прямо или, что лучше, задав наводящий вопрос;
  • можно нарисовать схему–подсказку. Если ребенок что-то забудет, он сможет сам посмотреть. Такие схемы–подсказки, особенно сделанные в шутливом стиле, очень нравятся детям. Можно сделать схемы–подсказки для утреннего ритуала, сборов на прогулку, уборки игрушек, вечернего укладывания спать и прочего. Выполняя по таким схемам дела сам, ребенок также приучается к самостоятельности.

Связная речь и письменная речь

По мнению многих педагогов, развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая письменной речи, так как письменная речь более развернутая и осознанная.

Начинать обучение письменной речи можно в возрасте 3 лет. Конечно, в 3 года ребенок сам еще писать не умеет, но сочинить сам письмо может. В 3 года вы сочиняете письмо вместе с ребенком, в 4 – 5 лет ребенок высказывает свои мысли и пожелания, а вы записываете. Можно использовать вот такие варианты игр.

Письмо Деду Морозу

Предложите, малышу написать письмо Дедушке Морозу. «Что мы напишем ему? Что очень ждем? Но вначале нужно его поприветствовать, а в конце попрощаться. Еще ты хочешь написать о подарках, которые хотел бы получить? Хорошо». Вот, что может у вас получиться:

Здравствуй, Дедушка Мороз! Мы тебя очень ждем. Я хочу грузовик и конструктор. Большое тебе спасибо. До свидания.

Почтовый ящик

Устройте дома почтовый ящик: обклейте коробку синей бумагой, добавьте надпись «ПОЧТА». Сделайте в коробке две прорези: сверху узкую – для опускания писем, впереди побольше – для выемки писем и открыток. Для деток постарше можно написать на почтовом ящике ваш домашний адрес. Можно писать письма и подписывать открытки членам семьи, мягким игрушкам, которые есть у вас дома.

Когда сочиняете с ребенком письмо, обращайте его внимание на то, что письмо – дело серьезное: надо хорошенько обдумать, что собираешься писать, как лучше изложить свои мысли.

Почтальон

Эта игра тесно связана с предыдущей. Написали письмо, опустили в почтовый ящик. Потом ребенок может превратиться в почтальона, достать письмо из ящика, положить его в свою «сумку на ремне» и отнести адресату. А если мишка, которому адресовано письмо, не умеет читать? Как быть? Пусть игрушка попросит ребенка «прочитать» письмо: если ребенок читает, он может прочитать письмо сам, если нет – помогите малышу пересказать письмо по памяти.

Игры на развитие связной диалогической речи

Диалог – это разговор двух и более людей, цель которого – спросить о чем-то и вызвать на ответ или побудить к какому-то действию. Диалог – это, прежде всего, разговорная речь: простые слова, несложные словесные конструкции (неполные предложения, односложные ответы, краткие вопросы), восклицания, больше мимики, жестов, эмоций. Зачастую диалогическая речь ситуативна, то есть понятна только в определенном контексте.

Ребенок слышит диалогическую речь в семье с рождения и быстрее ее усваивает. В 2 года малыш может дать односложный ответ на вопрос взрослого: «Да», «Нет», «Буду». В 3 года он уже отвечает развернуто, может сам задать вопрос, выражает в речи свои эмоции. К 4 годам ребенок хорошо владеет диалогом, сам выступает инициатором общения как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы развивать у ребенка навыки диалога, старайтесь больше говорить с ребенком: дома при выполнении бытовых дел, по дороге в магазин или из садика, на прогулке. Комментируйте свои действия. Чтобы ребенок вас понимал, старайтесь говорить простыми предложениями и использовать по большей части те слова, которые известны ребенку. Чаще прерывайте свою речь и задавайте ребенку вопросы, если ребенок еще не говорит – отвечайте за него (так малыш быстрее усвоит речевые модели). Когда читаете ребенку книжку, иногда останавливайтесь: можно спросить ребенка о том, кто герои книжки и нравятся ли их поступки ему, обсудить иллюстрации. Если ребенок не может вам ответить – отвечайте за него.

Время, когда вы с ребенком куда-то идете, едете или ждете в очереди, также можно использовать для развития речи ребенка. Вот две игры, подходящие для этих случаев.

Я думаю о…

Загадайте какой-то предмет, который ребенок тоже видит. Начните с какого-то одного признака этого предмета: «Я думаю о чем-то высоком…». Ребенок перечисляет высокие предметы, которые он видит, и задает уточняющие вопросы, чтобы догадаться, о чем вы думаете. Потом можно поменяться с ребенком ролями. Постепенно игру можно усложнять: загадывать предметы, которых нет в зоне видимости, загадывать героев книг или мультфильмов.

Поговорим

Возьмите два предмета, которые есть у вас под рукой. Это могут быть палочки, камушки, расческа и зеркальце, небольшие картинки все что угодно. Если есть ручка или фломастер, нарисуйте на них глазки и ротик. Начните разговор между ними: «Привет! Я расческа. Я живу вот в этой сумочке. А ты кто?» и так далее. Побуждайте ребенка постепенно включаться в разговор от лица одного из персонажей.

В развитии диалогической речи большое значение имеют сюжетно–ролевые игры, так как обычно в этих играх персонажи много разговаривают между собой.

Ходим в гости

Возьмите две игрушки. Постройте для них два домика и дорожку между домиками. Игрушки могут ходить друг к другу в гости: стучаться, спрашивать, можно ли войти, узнавать, как дела, и даже угощаться чаем с печеньем.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Магазин

Устройте небольшой магазин. Продаваться в нем может все, что угодно: фрукты и овощи, книжки, кубики, машины и прочее. Сначала ребенок может выступить в роли покупателя. Мама или игрушка будет продавцом. Ребенок приходит в магазин, здоровается, говорит, что он хочет купить. Продавец может что-то уточнить, например, спросить, какие именно нужны яблоки: зеленые или красные, потом говорит, сколько это будет стоить. Если нет игрушечных бумажных денег, в качестве денег можно использовать любые мелкие предметы: кубики, крышки, пуговицы.

Доктор

Организуйте небольшой медицинский кабинет. Можно купить готовый набор доктора или использовать то, что под рукой (бинт, вату, лейкопластырь, баночки небольшого размера). На прием к доктору – ребенку будут приходить зверята. Побуждайте ребенка спрашивать, что болит у зверька, и рассказывать игрушке, как он будет ее лечить.

Посмотреть, как проводят сюжетно–ролевую игру «Больница» в средней группе детского сада, вы можете в этом видео:

Также можно обыграть парикмахерскую, мастерскую по починке обуви и прочее.

Игры на развитие связной монологической речи

Овладевая монологической речью, дети сначала учатся пересказывать, потом рассказывать. Учась рассказывать, дети последовательно овладевают тремя типами монолога:

  • описание (характеристика какого-то предмета),
  • повествование (рассказ о каких-то событиях),
  • рассуждение (изложение материала в форме доказательства).

Учить ребенка монологической речи начинают с 2 лет, когда среднестатистический ребенок начинает говорить. Малышу читают потешки, стишки. Он их запоминает, потом может договаривать последние слова в строчках, отдельные строчки и, наконец, – всю потешку или стишок целиком.

В 3 года ребенок может произнести связно 3 – 4 предложения и описать предмет : сначала только его внешние признаки (цвет, форму, размер), позже он сможет рассказать и том, что делает этот предмет и как используется, еще позже — о том, из каких частей состоит предмет.

С 4 лет ребенок может пересказывать сказки, короткие рассказы. Возьмем, например, сказку «Репка». Ребенок сначала учится пересказывать с помощью наводящих вопросов взрослого («Внучка позвала Жучку?»), потом прямых («Кого позвала внучка?») . После 5 лет ребенок может пересказать короткий рассказ без наводящих вопросов, с повторением авторских слов, выразительно передать реплики персонажей. В этом возрасте ребенка учат разбивать текст на логические отрывки: дают ему маячки – что за чем говорить. Это своего рода логический план ответа, который ребенок уже начинает удерживать в памяти.

К 4 годам ребенок может рассказать о каком-то событии из своей жизни. Рассказать о том, что происходит на картинке, что могло быть раньше, что случится потом. Ближе к 5 годам ребенок осознанно употребляет в своей речи синонимы и антонимы, сравнения (если его специально учили искать в текстах сравнения и придумывать свои).

Если до 4 лет речь ребенка ситуативна, и для обучения связной речи используются реальные предметы или предметные и сюжетные картинки, то к 5 годам ребенок овладевает контекстной речью (которая понятна сама по себе) и может пересказывать сказки, короткие рассказы, рассказывать стихи. Рассказы, которые предлагаются ребенку на пересказ, должны быть короткими и иметь несложный сюжет. Замечательно подойдут для этой цели сказки–малютки Геннадия Цыферова и рассказы Л.Н. Толстого для детей .

В 5 – 6 лет ребенка можно учить рассуждать . Помогая ему рассказывать, не просто задавайте вопросы: кто? какой? что делал? что случилось дальше?, а спрашивайте: почему? как? зачем? Так ребенок будет учиться искать причины, строить причинно–следственные связи и отражать их в своем рассказе.

Несколько игр, которые помогут вашему ребенку научиться описывать предметы .

Что такое? Кто такой? (с 2 лет)

Не называя предмета, опишите его. Например, «тяжелый, папа им гвозди забивает». Попросите ребенка угадать. Если ребенок еще не говорит, вы можете предложить ему 2 – 3 картинки на выбор, он может показать пальчиком. С детьми старше 3 лет потом можно поменяться ролями. Ребенок описывает, мама или игрушка угадывают. Можно завести дома такой ритуал: папа приходит вечером с работы, а вы с малышом ему уже загадку приготовили. Если папа не сразу будет отгадывать, да еще с эмоциями – малыш каждый вечер будет ждать, когда же он сможет загадку папе загадать.

Помогаем и рассказываем (с 3 лет)

Попросите ребенка рассказать бабушке о том, что такое микроволновка (если у нее еще нет), или о том, как пользоваться пультом от телевизора. Папе можно рассказать, что такое швейная машина. Маленькому брату или сестричке – о том, что такое сок или печенье. Мягкой игрушке – о том, что такое машина, можно заодно и покатать игрушку на машине.

Школа для зверей (с 3 лет)

Организуйте школу для зверей. Ребенок может выступить в роли учителя. Приготовьте несколько картинок с предметами, разными или на одну тему. Например, что есть в доме. Попросите ребенка рассказать зверятам, о том, что есть в доме, ведь зверята раньше жили в лесу, и домов у них никаких нет — только норки, гнезда и берлоги. Давайте ребенку картинки для описания по одной и мягко помогайте вернуться к описанию предмета, если он отвлекается.

Для обучения ребенка рассказу о событиях отлично подойдут вот такие игры.

Что случилось? (с 4 лет)

Покажите ребенку картинку с сюжетом. Лучше, если это будет картинка, которая, по вашему мнению, должна заинтересовать вашего малыша. Прекрасно подойдут советские открытки, если они еще сохранились у ваших родителей или бабушек. Попросите ребенка рассказать, что случилось. На первых порах вам сначала придется самим рассказать о том, что случилось на картинке, ребенок будет повторять ваш образец. Постепенно уводите его от повторения. Это можно сделать, задав вопрос, который немного уведет ребенка в сторону от вашего варианта.

Потом можно обсудить с ребенком, что было раньше и что может случиться позже.

Рассказы по картинкам (с 4 лет)

Дети очень любят рассказы по картинкам. Вы можете подобрать подходящие картинки из детских журналов (в старых советских журналах для них были даже отдельные рубрики), воспользоваться книгой «Рассказы в картинках» или дидактическими материалами для развития речи, которых сейчас великое множество (например, вот такие ). Сначала расскажите историю сами, пусть малыш вставляет сначала отдельные слова, потом фразы и предложения. В какой-то момент он сможет рассказать и всю историю целиком.

Сочиняем истории и сказки (с 4 лет)

Предложите ребенку несколько предметов, которые можно объединить в один сюжет. Вместо предметов можно использовать картинки. Попросите придумать историю, что могло случиться. К каждой картинке можно задавать ребенку вопрос. Например, по картинкам «утенок – речка – лягушка – мама утка», можно придумать вот такую историю: «Однажды утенок пошел на речку купаться. Там он увидел большую лягушку. Лягушка громко квакнула. Утенок испугался и убежал к своей маме».

Для деток после 5 лет для этой игры отлично подойдут карты Проппа. Они также позволят познакомить ребенка с основными частями монолога: зачин, действие, концовка.

Для развития у ребенка навыков рассуждения вы можете поиграть с ним вот в такие игры.

Сравниваем предметы

Предложите ребенку два предмета (реальных или картинки). Попросите рассказать о них: чем они отличаются и что в них общего (второе обычно дается детям значительно труднее).

Что сначала, что потом (с 5 лет)

Подготовьте несколько картинок, отражающих некоторый процесс в его развитии. Например, рост, цветение и увядание цветка или рост, цветение и созревание ягоды. Попросите ребенка разложить по порядку картинки и рассказать, почему он так разложил. Можно намеренно cпрятать одну картинку и спросить ребенка, все ли в цепочке правильно.

Для того чтобы ребенок с радостью воспринимал игры на развитие связной монологической речи, соблюдайте несколько принципов :

  1. давайте ребенку речевой образец : если просите ребенка описать предмет или рассказать о каком-то событии, дайте сначала свой вариант. Сначала ребенок будет повторять ваш образец, но постепенно научится придумывать сам;
  2. используйте прием отражения : вы начинаете предложение – ребенок заканчивает;
  3. используйте вопросы . Сначала весь рассказ или пересказ ребенка будет строиться на ваших наводящих вопросах, потом на прямых. Постепенно уменьшайте количество вопросов, к 5 – 6 годам ребенок научится обходиться без наводящих вопросов. Ему будет достаточно только маячков , о чем рассказывать и в какой последовательности, в начале рассказа;
  4. используйте те предметы, картинки, тексты, которые вызывают у ребенка сильные эмоции : находясь под впечатлением, дети лучше говорят.

Развитие связной речи с удовольствием

В течение дня во время игр с ребенком или обычных дел старайтесь помнить о моментах, которые влияют на развитие речи. Включайте мини–игры на развитие связной речи в ваши повседневные игры. Можно вдруг что-то забыть и попросить ребенка продолжить вместо вас. Если смотрите вместе мультфильм, ближе к концу отвлекитесь и попросите потом ребенка рассказать, чем все закончилось. Каждый день понемногу в виде игры и с положительными эмоциями – намного эффективнее, чем специальное занятие один раз в неделю.

Более того, для развития связной речи , как и для развития речи вообще, очень эффективной оказывается . Для развития связной речи можно сделать следующее:

  1. развесить дома плакаты на стенах: идете мимо, поговорили немного об одном предмете – уже хорошо;
  2. привязать речевые мини-занятия к бытовым делам : готовите обед – разыграйте сценку между вилкой и ложкой. Смех малыша вам обеспечен, а через некоторое время вы увидите, что и он сам сможет устроить диалог между двумя совершенно не подходящими для этого предметами;
  3. создать в семье речевые традиции : утром загадка от мамы малышу, а вечером загадка от малыша папе; утром по дороге в садик – обсуждение планов на вечер; вечером по дороге из садика – обмен впечатлениями о том, как прошел день; идете с ребенком в магазин – постарайтесь найти что-нибудь необычное и спросите ребенка, как такое могло произойти; семейный театр по выходным и прочее. Вариантов таких традиций можно придумать множество, выберите то, что вам удобно и вызывает положительные эмоции;

Аннотация. Статья посвящена необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можно проводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос - ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление - связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ .

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение "Диалог"

Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый:Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок:Кубик.

Взрослый:Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок:Кубик.

Взрослый:Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик .

Взрослый:Молодец!

Игра "Что мы видим во дворе?"

Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра "Профессии"

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?"

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

Как называется человек этой профессии на картинке?

Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

Чем занимается человек на этой работе?

Где он работает?

Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

Игра "Коллекция"

Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

Подбери все машины;

Подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

Подбери все шарики;

Принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

Упражнение "Давай поговорим"

Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини­циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Упражнение "Назови действие"

Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку"

Скороговорки являются эффективным средством раз­вития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенство­вать плавность и темп речи.

Упражнение " Выучи стихотворение"

Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Упражнение "Загадки"

Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи"

Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию"

Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь - шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами"

Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

Вдруг слышит - за кустами что-то шуршит и топает!

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, - и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.