Умственное развитие ребенка в 11 месяцев. Молоко по-прежнему важно. Как помочь ребёнку развиваться правильно

Первый год жизни малыша — увлекательное путешествие для всей семьи. Физически кроха развивается быстро. Родители замечают эмоциональные и личностные изменения своего отпрыска. К концу первого годика активно познает окружающий мир каждый ребенок. 11 месяцев — возраст, когда малыш может порадовать первым шажком и первым отчетливо произнесенным словечком. Все дети развиваются по своему индивидуальному графику. Однако, есть примерные критерии, на которые мамочки могут ориентироваться и понимать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Все это необходимо для того, чтобы правильно составить рацион питания, распорядок дня и занятия для своего малютки.

Физиология малыша в 11 месяцев

У малыша в 11 месяцев уже довольно окрепшая мышечная система, что позволяет ему уверенно удерживать свое тело в вертикальном положении, передвигаться по комнате, держась за предметы мебели, и даже делать первые шаги.

У большинства деток к этому времени есть уже 4 зуба и начинают появляться вторые резцы. Но у некоторых малышей одиннадцатый месяц может ознаменоваться появлением только первого зубика. Переживать из-за этого родителям не стоит. Все эти варианты находятся в пределах нормы.

Вес ребенка в 11 месяцев в среднем колеблется от 7,6 до 12 кг, а рост — от 70 до 79 см. Прибавка в весе за этот месяц составит около 400 г, в росте — приблизительно 1,5 см. Основные показатели, на которые можно ориентироваться:

Психомоторное развитие ребенка в 11 месяцев

Развитие ребенка в 11 месяцев уже настолько высоко, что он умеет выражать собственное мнение, проявлять самостоятельность, показывать свои предпочтения и иметь какие-то привычки. Некоторые малыши в этом возрасте умело манипулируют родителями, проявляя недовольство плачем. Эти уловки нужно немедленно пресекать.

В 11 месяцев ребенок уже многое умеет:

  • Двигательная активность высока. Многие детки хорошо ходят, держась за мамины ручки, уверенно стоят без опоры. Некоторые уже без проблем садятся из положения лежа или стоя. А чтобы достать игрушку с пола, малышу не нужно падать, ведь он может уже присесть и взять ее. С малышом можно играть, развивая его двигательные навыки.
  • С игрушками малыш управляется очень ловко, раскрывая ладошку настолько, насколько позволяет размер игрушки. Игры с ребенком в 11 месяцев должны быть нацелены на понимание разности предметов и развитие мелкой моторики пальцев. Малыш хорошо собирает пирамиду из кубиков? Нужно обращать внимание на размер и цвет каждого кубика. Ребенку можно давать открывать и закрывать коробочки, пустые тюбики, катать машинки, доставать из воды сачком мелкие игрушки.
  • Ребенку в 11 месяцев нравится музыка. Он с удовольствием пританцовывает под знакомые ритмы. Музыкальные игрушки в этот период придутся кстати.
  • Малыш с любопытством разглядывает картинки в книжках. В это время мама может рассказывать ребенку, что они изображают, а также читать небольшие сказки и стихи.
  • В этом возрасте ребенок способен воспроизвести движения, которые видел у взрослых. Малыш умеет показывать разные части тела, качать на руках куклу, махать ручкой в знак прощания, снимать самостоятельно носочки, посылать воздушные поцелуйчики, искать спрятанные игрушки.
  • Ребенок может выражать свои эмоции, а в речи появляются слова, состоящие из одного — двух слогов.
  • Малыш способен уже адекватно реагировать на речь взрослых: радоваться, когда его хвалят; расстраиваться, если ругают; выполнять простые задания мамы или папы; отвечать утвердительно или отрицательно кивком головы.
  • Поскольку кроха в этом возрасте становится более самостоятельным, занятия с ребенком в 11 месяцев должны иметь практическую направленность. Малыш уже способен научиться чистить зубки, умываться, одевать простые предметы гардероба, учиться кушать ложкой.

Основы питания 11-месячного ребенка

Развитие и питание ребенка в 11 месяцев уже сильно отличается о того, что было раньше. У большинства детей в этом возрасте уже есть несколько зубиков. Поэтому от пюре и перетертых каш нужно постепенно отказываться. Связано это также и с приобретением новых навыков. Малыш стремится держать ложку самостоятельно, а значит, нужно дать ему эту возможность. Более богатый рацион ребенка будет этому способствовать.

Развитие пищеварительной системы уже завершено. Меню ребенка в 11 месяцев можно разнообразить, включив в него блюда, где требуется пережевывать небольшие кусочки. У мам появляется больше вариантов, чем кормить ребенка. На смену пастообразным блюдам должны прийти:

  • Рыбные, мясные котлетки и тефтели, приготовленные на пару.
  • Отварные овощи, нарезанные в виде полосок и кубиков.
  • Простые супчики.
  • Цельные фрукты: бананы, яблоки, абрикосы, сливы, груши, виноград и другие. Косточки, если таковые имеются, нужно обязательно удалять.
  • Молочные продукты можно разнообразить натуральным творожком и йогуртом. Важно, чтобы в них не было красителей и других вредных добавок.
  • Рисовые, гречневые каши, которые не следует перетирать.
  • Питание ребенка в 11 месяцев необходимо разнообразить соками, компотами, морсами, киселями из свежих натуральных фруктов.

Кормить ребенка в 11 месяцев иногда совсем не просто, поскольку он уже способен выражать свои предпочтения. Если какое-то блюдо ему придется не по вкусу, он будет плеваться, капризничать. Не нужно настаивать в этом случае. Продукт, который пришелся не по нраву, можно предложить немного позже в небольшом количестве.

Рацион питания ребенка в 11 месяцев можно сопоставить с диет-меню взрослого человека. Рецепты для 11-месячного ребенка не должны содержать острых, копченых, жареных ингредиентов. Также следует повременить с введением в ежедневное меню продуктов, способных вызвать аллергию.

Режим питания 11-месячного ребенка должен быть организован примерно так:

  • В 6:00 малыша нужно покормить грудь или дать 200 мл детской смеси.
  • В 10:00 нужно организовать полноценный завтрак, который может состоять из 150 мл кашки, половины яичного желтка, 50 мл фруктового пюре и 30 мл сока.
  • В 14:00 малышу можно дать 30 мл овощного бульона, 150 мл овощного и 50 мл мясного пюре, 70 мл сока.
  • В 18:00 — ужин. Малышу можно предложить 150 мл кефира, 30 г творожка и 60 мл фруктового пюре.
  • В 22:00 на сон грядущий малютке нужно дать детскую смесь в количестве 200 мл или покормить грудью.

После каждого ввода непривычного для малыша продукта, нужно дать ему немного грудного молока. Это позволит снизить риск расстройства ЖКТ.

Распорядок дня 11-месячного ребенка

Режим дня ребенка в 11 месяцев должен быть организован таким образом, чтобы на два дневных сна приходилось 4 — 5 часов. Ночной сон ребенка в этом возрасте составляет около 10 часов.

Гулять с малышом необходимо дважды в день. Первый выход на улицу желательно сделать до обеда, в 10 — 11 часов. Второй выход в послеобеденное время можно организовать в 16 — 17 часов. Хорошо, если один из дневных снов придется как раз на время прогулки и малыш поспит на свежем воздухе.

Режим дня 11 месячного ребенка нужно разнообразить таким образом, чтобы в нем было место для утренней гимнастики, подвижных игр в дообеденное время. Более спокойные, развивающие, игры следует отложить на вторую половину дня.

Ежевечерний ритуал отхождения ко сну поможет легче засыпать малышу. Кормление, купание, чтение книжек должны происходить каждый вечер в одной и той же последовательности. Если режим дня ребенка в 11 месяцев организован правильно, малыш спокойно будет выполнять ежедневные ритуалы безо всяких каприз.

Общение с 11-месячным ребенком

Многие родители не понимают, как общаться и как развивать малыша, думая, что он их совсем не понимает. Но ребенок 11 месяцев, как считает доктор Комаровский, вполне понимает смысл сказанного с помощью невербальных средств: жестов, интонации, мимики. В дальнейшем он научится понимать и смысл слов. Что для этого нужно?

  • Разговаривать с малышом, употребляя простые, доступные для детского понимания слова, сопровождая свою речь жестами, мимикой.
  • Разбавлять детские словечки взрослой речью. Предложения должны быть самыми простыми, без длинных монологов. С ребенком следует говорить о простых вещах и окружающих предметах.
  • С ребенком нужно разговаривать, а не читать ему лекции. Говорите искренне и малыш вас поймет.

В 11 месяцев малютка уже с удовольствием общается со своими сверстниками. Поэтому можно задуматься о проведении первого детского дня рождения, интересного и неутомительного.

Купить телевизор в интернет магазине гораздо выгоднейм и удобней. Вот вам сайт где это можно сделать https://avr-group.com.ua. В этом магазине на многие товары действует акция, что позволит вам сэкономить.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Ваш малыш растет и развивается. Каждый день он приобретает новые навыки и знания, каждый день открывает для себя что-то интересное. 11 месяцев уже довольно серьезный возраст, ведь всего через 30 дней у крохи будет первое празднование Дня Рождения. Особого контакта с ровесниками у малышей в такой период еще не бывает. Все его общение ограничивается родителями и близкими людьми. Глядя на любимое чадо каждая мама знает, что ее малыш самый умный и самый лучший. Но соответствует ли его развитие возрасту? А вдруг он опережает или отстает? Чтобы разобраться в этом необходимо знать, что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев.

Физические навыки

В 11 месяцев малыш уже активно ползает и ходит, придерживаясь опоры. Многие детишки уже «гуляют» с родителями за ручку. Ребенок учится удерживать равновесие в вертикальном состоянии - он может присесть, чтобы поднять любимую игрушку, а затем снова выпрямиться. Длительное время может сидеть без опоры, вытянув вперед ножки.

В этом возрасте детишки уже могут осилить подъем по небольшой лестнице. Зачастую этот процесс происходит на четвереньках и достаточно долго, но факт остается фактом. Ведь раньше такого малышу не удавалось.

Дети в 11 месяцев становятся более самостоятельными и могут передвигаться по дому без помощи родителей. Необходимо позаботиться об их безопасности и убрать все колющие, режущие предметы и вещи, которые могут навредить ребенку.

Для этого родителям рекомендуется опуститься на уровень малыша и хорошенько рассмотреть все предметы вокруг, которые хочется схватить, перетащить или попробовать на вкус. На все ящики нужно поставить специальные зажимы, чтобы любопытный малыш не прищемил свои крохотные пальчики. Продается специальная обивка для углов мебели.

Ваш ребенок еще только учиться ходить. Сильное падение или удар о предмет могут напугать его и оставить негативные впечатления. Это первый шаг к возможной дальнейшей задержке физического развития. Ребенок будет просто бояться и отказываться вставать на ножки. Поэтому пока его навыки в передвижении не окрепнут, лучше изолировать и смягчить все углы. Конечно, от всего уберечь малыша невозможно, и не нужно расстраиваться, если он упадет и разобьет себе коленку. Но лучше постараться максимально его обезопасить.

Становятся более точными мелкие моторные функции. Если раньше карапуз пытался схватить интересный предмет всей пятерней (и это не всегда удавалось), то сейчас он уже может аккуратно взять понравившуюся вещь двумя пальчиками. Он перекладывает ее с ладошки на ладошку, внимательно рассматривает, пробует. У него появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается и везде таскает их за собой. Иногда малыши даже отказываются выходить на прогулку без любимой куклы или машинки.

Ребенок в 11 месяцев может похвастаться умением, практически не расплескивая жидкость, пить из чашки. Очень часто в этом возрасте они начинают тянуться за ложкой, чтобы покушать самостоятельно или попытаться накормить маму и папу. То же самое происходит и с расческой. Малыш берет в руки гребешок и пытается сделать «прическу».

Одиннадцатимесячный малыш уже чувствует себя довольно самостоятельным и для того, чтобы одеваться. Он сам пытается просунуть ручку в рукав, надеть ботинки и шляпку. Родители должны всячески поощрять такое стремление и помогать ребенку справиться с новыми задачами.

Откручивание крышек от бутылок может стать любимым развлечением крохи. Он крепко одной ручкой держит бутылку, прислоняя ее к себе, а другой откручивает крышку. Обычно, после получения нужного результата, интерес к бутылке пропадает и ставить крышку на место приходится уже родителям, в то время как карапуз ищет новых приключений.

К этому возрасту ребенок уже точно понимает где мама, где папа, где кукла, где мишка и т. д. Он очень охотно и с нескрываемым удовольствием приносит различные предметы по просьбе родителей. Также он начинает ориентироваться в пространстве и понимает понятия «спереди», «сзади», «сбоку», «наверху», «внизу».

Этот возрастной период лучше всего подходит для того, чтобы постепенно начать усложнять игры. То есть просить малыша не просто принести куклу, а покормить ее, уложить спать, переодеть и т. д. Эти так называемые «ролевые» игры очень стимулируют развитие мышления и физических навыков у ребенка.

Если вам кажется, что малыш не так активен, как должен быть, то постарайтесь простимулировать его. Разбросайте игрушки в разных концах комнаты и попросите его собрать их. Это заставит кроху ходить или активно ползать. Собирайте и разбирайте с ним пирамидку, пытаясь соблюдать очередность элементов по величине. Объясните малышу, почему правильно будет именно так собрать игрушку, а не иначе. И вы удивитесь, как быстро он вас поймет и начнет делать тоже самое уже самостоятельно.

Очень порадовать малыша в этот период может посещение какого-нибудь нового места. Возьмите его на прогулку в парк или в гости к друзьям. Это улучшит это адаптивные социальные навыки.

Также огромное удовольствие малышам доставляют «контактные зоопарки». В возрасте 11 месяцев они уже могут отличить игрушечный предмет от живого, поэтому поход к цыплятам, утятам, гусятам будет сопровождаться бурей положительных эмоций, и позволит малышу проявиться свои новые умения.

Очень важны в этот период тактильные ощущения, поэтому позвольте вашему ребенку побегать босиком по травке, погладить домашних животных, пособирать цветочки.

В это время уже можно потихоньку приучать малыша ходить на горшок. Доктор Комаровский считает нормальным «затягивание» этого процесса до 1,5 - 2 лет. Так что не переживайте, если ваш кроха не сразу поймет чего вы от него добиваетесь.

Психическое развитие

В 11 месяцев малыш понимает обращенную к нему речь не только по интонации. Он различает смысл большинства слов. Кроме того, он активно пытается их повторить. В этот период малыши учатся произносить разнообразные новые звуки, подражая людям или животным. Очень часто это сопровождается соответствующей мимикой. Например при выражении «дай», ребенок вытягивают руку. Появляется осознанное «отрицательное» или «положительное» покачивание головой, махание рукой при приветствии и/или прощании.

Ребенок осознает слово «нельзя». Это не значит, что он не будет делать то, что ему запрещают. Скорее всего он будет. Но также уже может осознавать, что за этим вероятно последует наказание.

Нужно стараться учить с ребенком новые слова. Для этого отлично подходят различные детские стихотворения и песенки, где есть многократные повторения одних и тех же слов.

Малыш может еще долго не начинать разговаривать (особенно мальчики), но повторять элементарные звуки («кар-кар», «хрю-хрю», «пи-пи») должен легко и охотно.

Обычно детишки изобретают «свои» слова и постоянно повторяют их («бах», «бум», «ляля», «баба», «бобо» и т.д).

Игра в «ладушки» и «сороку-ворону» также актуальна в этот период. Ребенок более тщательно изучает свои части тела и учиться с ними правильно обращаться.

Малышу в этом возрасте невероятно интересно знать, что из чего состоит и что к чему подходит. Поэтому он пытается раскрутить или разломать игрушки, выдвигает ящики, передвигает предметы мебели. Это абсолютно нормальный интерес, так что не надо думать, что ваш малыш все «крушит и ломает», он просто пытается добраться «до сути».

Эмоциональное развитие

Начиная с 11 месяцев детки тянутся к сверстникам. Причем они уже осознанно выбирают с кем хотят играть, а с кем нет.

Нужно обеспечить малышу общение с такими же крохами как он, чтобы сформировать социальные навыки.

Это облегчит в будущем его адаптацию в садике, школе, институте. Ведь все самое важное закладывается с малых лет еще на подсознательном уровне. Во время его общения с такими же карапузами внимательно следите за поведением вашего ребенка. Он не должен проявлять беспричинной агрессии и обижать других детишек. Если он отнимает игрушки - это не проявление агрессии, скорее просто интерес или любопытство. Негативные эмоции младенцы выражают громкими гневными криками, слезами, попыткой ударить или укусить обидчика. Все остальное - нормальное поведение одиннадцатимесячного ребенка.

Ребенок уже научился четко проявлять симпатию и антипатию и периодически выражает протест по поводу того, что ему не нравится.

Малыш в одиннадцать месяцев с каждым днем все активнее начинает использовать свой детский лепет для выражения эмоций, придавая ему самую неожиданную окраску. Если вы понаблюдаете за ребенком, то удивитесь насколько четко он может передать удивление, восторг, радость, гнев и т. д.

Очень важным в этот период является постепенное приучение малыша к мысли, что мама не всегда будет рядом. Периодически нужно оставлять его наедине с близкими родственниками и друзьями. Это также облегчит отказ от кормления грудью.

Отдельно хочется указать те моменты, в которые родителям действительно нужно насторожиться и задуматься, что с их чадом что-то не так:

  • ребенок не может сидеть самостоятельно с вытянутыми вперед ножками;
  • не предпринимает попыток встать на ноги;
  • пьет из кружечки только с помощью родителей.

Все малыши особенные и паниковать заранее не нужно, но проконсультироваться с педиатром и неврологом будет не лишним.

Для большинства детей этот месяц ознаменован двумя событиями: первым шагом и первым словом. Параллельно усовершенствованием движений совершенствуется мышление. По интенсивности умственного развития период накануне года - самый насыщенный. Ни один академик, ни один нобелевский лауреат не смог бы за какие-нибудь четыре недели так повысить свой интеллектуальный потенциал, как это шутя и играя делает ваш младенец. Радуйтесь, любуйтесь, наблюдайте!

«Папа» или «мама»? Ребенок начал говорить.

В один прекрасный день сын или дочь встречают входящего в комнату отца радостным возгласом: «Папа!» Отец, конечно, счастлив и горд; мама, хотя и рада, но несколько огорчена: почему не к ней первой обращено слово?

Так бывает часто, и вовсе не потому, что ребенок больше любит папу. Рискуя несколько ущемить отцовскую гордость, предположим, что малышу просто легче произнести звук «п», чем «м». Да и вообще, поначалу и «па-па», и «ма-ма» значили для него не больше чем «гага» или «ля-ля». И лишь благодаря тому, что ребенок то и дело слышал: «Пойди к папе», «Помаши папе ручкой», - звук связался с представлением, пришло понимание, что этого большого, приятного ему человека надо называть «папа».

Так что мама, разговаривая с ребенком, сама подготовила отцовское первенство. И прекрасно сделала! Теперь уже и ей самой недолго ждать желанного обращения. Причем «мама» становится для ребенка словом очень многозначным, вмещающим целый круг чувств, соображений и впечатлений. Это и «мама пришла», и «где мама?», и «мне плохо без мамы». Не удивляйтесь, если однажды, посмотрев на привычную чашку или на свою кофточку, он тоже скажет: «Мама». Поймите так: «Из этой чашки мама дает мне сок», «Эту кофточку мне надевает мама».

Разговаривая с ребенком, называя предметы и объясняя свои действия, предлагайте ему повторять за вами простые короткие слова. Если он просит что-нибудь, протягивая к желаемому предмету руку, не спешите выполнять его просьбу, а учите: «Скажи: «дай!»

Малыш по-прежнему любит свои первые игры: сороку-ворону, ладушки, прятки. Его уже можно заинтересовать и несложной сюжетной игрой: уложим спать собачку, покормим мишку, покачаем лялю... В манеже он часто стоит, держась за барьер одной рукой, а бывает и такое: нагнется, возьмет со дна манежа игрушку и, увлекшись, станет вертеть ее уже двумя руками. Сам не заметит, что оставил опору!

До сих пор, сидя на руках у мамы, он не желал ничего лучшего. Сейчас все чаще начинает нетерпеливо выгибаться, проситься на пол: очень хочется ходить! Сначала его приходится для большей устойчивости держать под мышки, потом за обе кисти. Ну, еще немножко, еще чуть-чуть... Присядьте перед ним на корточки, поманите к себе, и,он, слегка наклонясь вперед, широко расставив ноги (так легче сохранять равновесие), с выражением решимости, восторга и страха сделает несколько шагов и упадет в ваши объятия. Кто в эту минуту более счастлив - он или вы?

Едим котлету!

Менее значимым, но все-таки событием можно считать то, что на одиннадцатом месяце ребенок впервые вместо мясного пюре получит блюдо почти «взрослого» стола -мясную тефтельку или даже паровую котлету.

Фарш для того и другого должен быть очень мягким, пышным. Его надо пропустить через мясорубку дважды (второй раз - вместе с размоченным хлебом: на 50 г мяса 10 г хлеба), добавить столовую ложку холодной воды, чуть-чуть посолить, хорошенько перемешать. Тефтели опускают в кипящую воду или бульон и варят 15-20 минут; котлеты кладут в глубокую сковородку и, залив до половины водой или бульоном, готовят под крышкой.

Рыбное пюре тоже пора заменить более солидным блюдом - тефтелями. Очищенную от кожи и костей рыбу (50 г) пропустите вместе с хлебом (10 г) через мясорубку, добавьте в фарш четверть сырого желтка, чайную ложку растительного масла, взбейте. Сформировав небольшие шарики, залейте водой и варите 20-30 минут на очень маленьком огне.

К тефтелям или котлете можно, кроме пюре, дать на пробу и кусочек вареной моркови (если у ребенка нет диатеза), картофеля, цветной капусты.

Усложняется сама процедура еды: мясное пюре ведь не требовалось особо жевать, а сейчас придется активнее поработать зубками. Тефтели, овощи давайте малышу по маленькому кусочку, следите, чтобы он не глотал их целиком. Навыки тщательного, неспешного прожевывания очень важны - это первое условие хорошего пищеварения и усвоения пищи. Кто ест не спеша, получает больше удовольствия от еды, полнее воспринимает ее вкус.

К одиннадцатому месяцу большинство детей уже отказываются от пятого кормления - в 22 часа. Теперь последним кормлением становится четвертое, и оно должно быть поплотнее. Что дать ребенку на ужин?

Общее правило - в ежедневном детском рационе должно быть два овощных блюда и одно крупяное. Если ваш малыш отстает в весе (прибавка за десятый месяц должна составлять примерно 450 г, за одиннадцатый - 400 г), можно дать ему на ужин кашу, чередуя ее с овощным пюре. А для склонного к полноте «дежурным блюдом» будет овощное пюре, причем, картофеля в него надо класть поменьше, а кабачка, капусты, моркови - побольше. Кашу если и давать изредка, то только гречневую или геркулесовую, желательно с овощами и фруктами - тыквой, яблоками, грушами. Она будет менее калорийной, но зато более насыщенной витаминами и минеральными веществами.

Отличное блюдо для детского ужина - творожный пудинг с яблоками. Рецепт его приготовления: хорошенько разотрите 100 г творога, добавьте 50-70 г натертого на крупной терке яблока. Положите половину яйца (белок лучше взбить), столовую ложку молотых сухарей, чайную ложку сахара, перемешайте, выложите в смазанную растительным маслом форму и варите на водяной бане 30-40 минут.

Дневное меню ребенка и распорядок еды на одиннадцатом месяце жизни

7-8 часов.

Завтрак: молочная каша, половина сваренного вкрутую желтка - его можно растереть, добавив в кашу, или дать отдельно. 1-2 раза в неделю вместо каши - молочная лапша. Можно фруктовый сок.

12 часов 30 минут (либо 13 часов 30 минут).

Обед: суп овощной протертый с мелко нарезанными овощами и крупой. Можно мясной бульон - только если нет ни малейших проявлений диатеза (не чаше 1-2 раз в неделю).

Паровая котлета, мясная или рыбная тефтеля (раз в неделю) с овощным пюре (мяса или рыбы - 50 г, овощей - 150). Фруктовый сок.

16 часов.

Полдник: кефир, протертый творог (50 г), фруктовое пюре или яблоко, персик, половинка банана.

19-20 часов.

Ужин: овощное пюре, творожный пудинг (в день, когда на полдник нет творога). Кефир или молочная смесь.

Общий объем пищи по-прежнему не более 1000 мл (1000 г) в день. Если ребенок все же просыпается в 22 часа с явным желанием получить немного кефира или грудного молока, не надо ему отказывать. Да и вообще режим позволительно варьировать, приспосабливаясь к особенностям своего малыша. Ведь сейчас уже ясно, кто он у вас - «сова» или «жаворонок». Изменить эти особенности трудно, да и незачем. «Совенка», который, разгуливаясь к вечеру, позднее засыпает и позднее просыпается, придется кормить завтраком попозже, соответственно сдвинется и все остальное; а у «жаворонка», засыпающего рано и просыпающегося чуть ли не на рассвете, и завтрак, и следующие кормления придутся на более раннее время. В общем, режим становится свободным, но все же остается режимом: определенным, повторяющимся изо дня в день распорядком. Так лучше и для ребенка, и для мамы. При грудном вскармливании при любом кормлении часть молочной пищи лучше заменить на грудное молоко.

И болеть - умеючи

Хотя малыш и стал крепче, он сейчас очень уязвим для вирусов - возбудителей ОРВИ. Эти заболевания, которые мы в быту называем простудными, всегда учащаются осенью, в сырую, холодную погоду. Чихающих и кашляющих людей кругом много, и, оказавшись рядом, заразиться легко. Старайтесь не ездить с ребенком в городском транспорте, не заходить в магазины. Если заболеет кто-нибудь в семье - пусть с малышом не контактирует. Но, конечно, когда ОРВИ что называется, на пороге, уберечься трудно.

Дети обычно заболевают остро, сразу, и все-таки материнское сердце чует, материнский глаз улавливает какие-то слабые предвестники: то ли малыш чуть беспокойнее спал, то ли не так охотно ел, то ли не так радостно играл. Проходит несколько часов, и вот он уже раскапризничался, отказался от очередной еды, у него поднялась температура. Теперь уже сомнений нет - заболел. А время - к вечеру, врач придет только завтра... Что делать сейчас?

Чтобы вы не повторили тех типичных ошибок, которые обычно допускают в этой ситуации многие матери, условимся сначала,

чего не делать:

    Не надо кутать ребенка. У детей очень легко наступает перегревание, и если при температуре, скажем, 38° вы укроете его ватным одеялом, температура может подняться до 39° и даже выше.

    Если температура не превышает 38-38,5°, не давайте жаропонижающие средства. Спешить с этим необходимо, только если у ребенка когда-нибудь были судороги и невропатолог предупреждал, что они могут повториться. Для остальных малышей такая температура безвредна, более того, это защитная реакция, способствующая лучшей выработке в организме интерферона, противостоящего вирусам.

    Не давайте ребенку антибиотики или бактрим, бисептол. Это антибактериальные препараты, на вирусы они не действуют и пользы сейчас не принесут, а вреда добавят, так как нередко вызывают аллергические реакции и почти всегда способствуют развитию или усилению дисбактериоза: уничтожая вредную флору, они заодно губят и полезную.

    Конечно, если у ребенка, паче чаяния, разовьется какое-нибудь осложнение бактериальной природы - отит, бронхит, пневмония, без антибиотиков и сульфаниламидов не обойтись. Но тогда, назначая их, врач подберет параллельно и средства, способные если не предотвратить, то хотя бы смягчить побочные действия.

А что же все-таки делать можно? Как помочь крохе? Если в домашней аптечке есть (а в сезон ОРВИ это желательно) такие гомеопатические лекарства, как немецкий грипп-хель или наш отечественный (кстати, более дешевый) антигриппин, начинайте давать! Преимущества таких средств в том, что они повышают защитные силы организма и практически никогда не вызывают аллергических реакций. Давайте грипп-хель по половине таблетки, растворенной в кипяченой воде, каждый час и по мере улучшения состояния увеличивайте промежуток до четырех часов. Курс лечения - неделя. Если заболевание началось очень остро, с резким подъемом температуры, в первый час давайте грипп-хель в той же дозе каждые 15 минут. По такой же схеме применяют и антигриппин, растворяя в воде по одной крупинке.

Но, допустим, гомеопатических средств в доме нет, а температура у ребенка подходит к 39°. Тогда допустимо дать жаропонижающее средство, лучше всего парацетамол или эффералган, в состав которого парацетамол тоже входит.

А если нет парацетамола или он мало подействовал? Прибегайте к простому и достаточно эффективному средству: раскройте ребенка совсем, расстегните или снимите пижамную кофточку, рубашку, оботрите ручки салфеткой, смоченной в прохладной воде (18-20°). Пощупайте ножки - и при высокой температуре они могут быть холодными. Если так - разотрите их докрасна, это тоже усилит теплоотдачу.

Дальнейшее лечение назначит врач. А на вашей ответственности, при всех условиях, останется то, что педиатры называют «мама-терапия», то есть уход!

Больше всего малышу досаждает насморк. Попробуйте очищать носик с помощью самого маленького баллончика для детской клизмы, но не бывшего в употреблении, а нового. Одну ноздрю надо прижать, в другую осторожно ввести кончик баллона и отсосать слизь. Можно подсушивать слизистую носа сосудосуживающими каплями - они бывают в разных вариантах, но вам нужны специальные детские. Если таких не найдете и под руками будут обыкновенный санорин или галазолин, обязательно разведите их кипяченой водой в соотношении 1: 3. Пользоваться каплями можно не более трех дней! Потом они начинают оказывать обратное действие. И не забывайте, что закапывать их имеет смысл только после отсасывания слизи.

Обе эти процедуры ребенку, конечно, не по нраву и он сопротивляется как может. Есть более простой способ: если положить малыша на живот, слизь начнет вытекать сама, и вам останется только вытирать ее мягким платочком.

Малыш не умеет сам и откашляться. Помогайте ему, постукивая подушечками пальцев по грудной клетке. Почаще поите теплым чаем, морсом, компотом: обильное теплое питье - тоже лекарство.

ОРВИ протекает по-разному - и сравнительно легко, заканчиваясь за 5-7 дней, и тяжелее, длительнее, с осложнениями. Как пойдет дело у вас? Кое-что предвидеть можно. Если, допустим, у кого-то из родителей или у старших детей ОРВИ часто осложнялось отитом, вероятнее ожидать того же. Первая помощь в этом случае - согревающий компресс, остальное назначит отоларинголог. Если кто-то из старшего поколения страдает аллергическими заболеваниями - выше вероятность развития у ребенка крупа.

К этому грозному осложнению более склонны дети с аллергической настроенностью организма, страдающие диатезом, полные, рыхлые. Если ваш малыш именно таков, с первого дня болезни профилактически давайте ему тавегил, диазолин или другой антигистаминныи препарат, в дозировке, назначавшейся ему при обострениях диатеза.

Особенно это необходимо мальчикам, у них круп развивается чаще, чем у девочек.

Опасность крупа - отека слизистой оболочки гортани-в его внезапном, резком начале и возможности быстрого перехода из относительно легкой первой стадии в тяжелую вторую и угрожающую жизни третью.

Обычно это случается вечером или ночью. Услышав необычно грубый, сиплый, лающий кашель, вы сразу поймете, в чем дело. Порядок ваших действий: мама берет ребенка на руки, старается его успокоить, папа срочно открывает в ванной горячий душ, все краны горячей воды. Постойте с ребенком там: вдыхание влажного теплого воздуха может помочь. Если через несколько минут ему не становится легче, дыхание остается шумным, хриплым, медлить и колебаться нельзя - вызывайте «скорую»!

Болезнь малыша - испытание для родителей. Очень трудно не волноваться, не нервничать. Но призовите все возможное спокойствие! Ведь ваша нервозность передается ребенку, идет ему во вред. Будьте терпеливы, ровны, ласковы - тогда терпеливее, спокойнее будет и он. Что поделаешь, болезни неизбежны, и болеть тоже надо умеючи..

Что умеет ребенок в 10 месяцев

В большинстве случаев десятимесячный ребенок произносит довольно много разных звуков. Вы можете даже услышать в его языковых упражнениях отдельные простые слова, например: ма-ма-ма. Но этому еще далеко до осмысленного «мама». Развитие речи только начинается.

Всячески поддерживайте стремление ребенка говорить. Побольше разговаривайте с ним. Называйте простые, знакомые ребенку предметы. Не смейтесь над теми звуками, что произносит ребенок.

Однажды вы можете заметить, что ваш малыш боится какого-то определенного предмета: например, папиной ондатровой шапки или маминой вязаной рукавички. Как с этим быть? Прятать пугающий ребенка предмет или заставить ребенка перебороть свой страх?

Перебороть страх ребенок еще не может, слишком слаб. Но и прятать пугающие предметы не нужно. Надо осторожно показать ребенку, что ничего страшного в этом предмете нет. Пусть мама возьмет «страшную» папину шапку, подержит ее в руке, покажет с одной стороны, с другой, даже наденет себе на голову. При этом нужно говорить с ребенком спокойным негромким голосом и не совершать резких движений. На следующий день попробуйте подвести ребенка к предмету, такому страшному для него. Если малыш упирается, не надо его тащить силой. Лучше продолжите сеанс завтра.

Ни в коем случае не ускоряйте процесс знакомства ребенка со «страшным» предметом, не проявляйте насилия. Оставайтесь терпеливы, иначе сделаете во много крат хуже и спустя полгода будете удивляться: откуда у вашего ребенка невроз?

Вы и сами при ребенке не должны показывать, что чего-то боитесь, например, грозы или темноты. Природа так устроила, что ребенок, не имеющий еще необходимого жизненного опыта, поглядывает на мать и по ее реакции понимает, каким образом реагировать на то или иное явление. Если бы, к примеру, мать при ребенке сделала вид, что чего-то сильно боится - какой-нибудь безделушки, да хотя бы цыпленка, - и ребенок будет бояться этого цыпленка.

Ни в коем случае не следует и пугать ребенка в «воспитательных» целях. Например, он расшалился и не хочет засыпать или оставил на дне бутылочки немного молока, а вы стараетесь воздействовать на малыша: «Вот не докушаешь, отдам тебя милиционеру!». Или - в детдом, или - Бабе Яге и т.д. Это вызывает в ребенке хрони-
ческую боязнь чужих людей - он настороженно всматривается в незнакомых гостей, боясь увидеть в них милиционера или Бабу Ягу.

Не старайтесь прививать страх у ребенка и по отношению к действительно опасным предметам - ножницам, острому ножу, горящей спичке, газовой плите. Здесь нужен не страх, здесь уместна разумная осторожность -внушенная спокойным ровным голосом.

Никогда не кричите на ребенка!.. Конечно, увидев вашу столь бурную отрицательную реакцию, он поймет, что в чем-то провинился, но польза от этого понимания будет несравнимо мала перед тем вредом, который вы ребенку доставите, сделав его нервозным и пугливым.

На одиннадцатом месяце у вашего малыша уже должно быть шесть зубов: два снизу и четыре сверху. Хотя это не закон для всех. Если у ребенка еще нет шести зубов, вам надлежит проконсультироваться у детского врача - не страдает ли ваш малыш рахитом. Вы убедились, что рахита нет; значит, не нужно тревожиться. Ребенок нагонит своих сверстников.

С какого времени следует начинать чистить зубы? Чистить зубы еще рано, но неплохо было бы, если б вы продемонстрировали несколько раз ребенку этот процесс. Малыш, возможно, очень удивится - чем это вы заняты? И запомнит. Таким образом как бы подготовится внутренне к тому, что и ему придется чистить зубы.
Приблизительно после года можно будет чистить зубы вашему малышу, когда у него прорежутся все резцы -сверху и снизу - и пара коренных зубов.

И какой-то он колченогий, и походка у него - как у утки. Вас начинают одолевать сомнения: может, у ребенка рахит? а может, у него вывих тазобедренного сустава?.. Вы от этих сомнений даже ночью плохо спите... Не мучьтесь, обратитесь за консультацией к участковому педиатру. Впрочем, есть у ребенка вывих тазобедренного сустава или нет, вы можете «на глазок» проверить сами: обратите внимание на складочки на внутренней поверхности бедер. Если складки симметричны, скорее всего, у вашего малыша с суставами все нормально.

Не у всех детей этот важный период жизни (от рождения до года) протекает безоблачно. Перенесенные болезни заметно сказываются на физическом развитии детей. Например, после перенесенной пневмонии - даже средней тяжести - ребенок может пойти с некоторым запозданием. Также недоношенные дети - делают первые шаги несколько позже.
Учитывайте это.

Когда вашему ребенку исполнится год, он должен уже сам проситься на горшок. Если еще не просится, вините в этом только себя и делайте выводы. Будьте более настойчивыми в выработке этого навыка.
Вы должны знать, что стул у ребенка отходит ежедневно и примерно в одно время. В это определенное время вы должны уже приготовить горшок.

К концу первого года жизни ребенок должен научиться и мочиться в горшок. Неужели вы не устали еще от этой ежедневной изнуряющей стирки?

Как научить ребенка мочиться в горшок? Попробуйте следующую методику... Когда ваш ребенок бодрствует, предлагайте ему каждый час горшок. Только не нужно, чтобы ребенок сидел на горшке слишком долго. Посадите малыша на горшок всякий раз до сна и после. Ребенок довольно быстро сообразит, что именно от него требуется. Конечно, он еще не раз намочит в штаны, но в общем ваши усилия не пропадут даром.

Каждый раз, когда садите ребенка на горшок, объясняйте ему терпеливо, чего именно вы добиваетесь. Это имеет немаловажное воспитательное значение. Ваш ребенок уже достаточно развит, чтобы понимать то, о чем вы ему говорите. Хотя сам произносит осмысленно всего несколько слов.

Вы приучаете ребенка мочиться в горшок. Надевайте малышу теперь штанишки без памперсов. Заострите на этом его внимание. Он и сам почувствует, что ему стало просторнее и свободнее двигаться. Объясните, что будет нехорошо и неприятно, если ребенок вдруг намочит в штаны.

Если вам недосуг приучать ребенка мочиться в горшок, а значительно проще использовать те же памперсы, то вы должны быть готовы к тому, что с памперсами вам придется возиться до трех, а то и четырех лет.

Как быть, если ребенок, несмотря на все воспитательные моменты, продолжает изредка мочиться в штанишки?.. В этом, конечно, не нужно усматривать катастрофу. Не ругайтесь на ребенка, не корите его, не машите на него руками и не мечитесь по комнате, как тигр по клетке. Даже не повышайте голоса!.. Не то вы можете испугать ребенка, он станет нервным и каждый раз, когда захочет помочиться, будет бояться самого этого акта... Терпеливо объясните ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо». Быть может, даже похвалите его. Скажите, что в прошлый раз он постарался и не наделал в штанишки, а сейчас оказался не на высоте. В случае неудачи можете просто строго промолчать. Но в случае успеха - очень порадуйтесь , порадуйтесь демонстративно, и постарайтесь, чтобы ребенок ясно осознал причину вашей радости.

Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

  • ребенок понимает разговор родителей о себе и происходящем вокруг;
  • произносит слова, имитирующие голоса животных и птиц;
  • выполняет просьбы и указания: принеси, дай, отнеси, положи, возьми;
  • ждет похвалы и одобрения своих действий;
  • утвердительно кивает головой и отрицательно качает головой;
  • машет рукой в знак приветствия или прощания, благодарит кивком;
  • без конца повторяет одно и то же действие, совершенствуясь в нем;
  • пытается сам есть ложкой, хорошо пьет из чашки;
  • залезает на ступеньки и спускается с них, активно ползает;
  • пытается самостоятельно ходить;
  • может висеть на кольцах или турничке до 1-ой минуты;
  • умеет забираться на первые несколько ступенек детской шведской стенки.

В этой статье:

В 11 месяцев физическое развитие ребенка характеризуется следующими показателями: девочки весят от 6,9 до 11,2 кг при росте от 67,7 до 77,8, а масса мальчиков составляет от 7,6 до 11,7 кг при росте от 69,9 до 79,2 см.

Некоторые одиннадцатимесячные дети уже пробуют делать первые шаги без поддержки родителей, но большинство начинает шагать на месяц или два позже. Очень важно проявить терпение и не настаивать на том, чтобы ребенок пробовал ходить самостоятельно, поспевая за результатами других малышей.

Нужно понимать, что каждый ребенок развивается по индивидуальной программе и обязательно пойдет сам, когда будет к этому готов. Задача родителей - поддержать и приободрить 11-месячного малыша, помочь ему вырасти уверенным в себе человеком.

Независимо от того, позволяет ли физическое развитие ребенку в 11 месяцев ходить без поддержки, необходимо будет позаботиться о том, чтобы в поле его доступности ничего не представляло опасности.
В этом возрасте даже те малыши, которые не научились ходить, активно перемещаются по квартире на четвереньках, изучая все, что попадается им на пути.

Нужно подумать о том, чтобы малыш не имел доступа к электроприборам, розеткам, бьющимся, режущим приборам, а также химическим средствам. При этом все опасные предметы нужно не просто убрать так, чтобы малыш их видел, но не мог достать, а на время удалить их из поля зрения, избегая лишних запретов и капризов крохи, желающего получить свое.

Интересно следить за тем, как протекает развитие ребенка, наблюдая за игрой, в которой, используя два предмета, он обязательно одному из них отведет роль ведущего инструмента. В этом возрасте кроха уже способен понимать, что есть средством и какой может быть результат при его использовании. Игрушка, используемая в качестве инструмента, в глазах малыша представляется средством, тогда как эффект от действий - не чем иным, как результатом. Так формируются причинно-следственные связи в сознании ребенка.

Детям интересно наблюдать за тем, как разные инструменты и их использование могут давать разные результат, причем как приятный, так и не очень. Родители должны постоянно
контролировать процесс исследования дома ребенком, следить за тем, чем он играет, в случае опасности деликатно переключая его на другое занятие.

В этом возрасте малыши с удовольствием принимают участие в играх, основанных на «общении». Это может быть совместное пение или танцы с родителями, но больше всего кроха в 11 месяцев любит играть с игрушками, заставляющими его думать. Это могут быть игрушки-вкладыши, всевозможные пирамидки или же простые коробочки разных размеров, которые можно открывать и закрывать.

В поисках понимания и общения

В 11 месяцев развитие ребенка требует постоянного общения. Крохе важно добиться понимания, поэтому он с удовольствием лепечет со взрослыми и детьми, окружающими его, наблюдая за эффектом и наслаждаясь звуками собственного голоса.

Если у крохи
хорошее настроение, то он может «говорить» часами, меняя интонации, тембр и громкость голоса. Если же кроха чувствует раздражение, то по большей мере молчит либо показывает недовольство специфическими интонациями.

В 11 месяцев кроха уже пробует повторять за взрослыми. Он внимательно вслушивается в звуки и слова и пробует их произнести на свой лад. Частично ребенок уже понимает и неплохо повторяет самые простые слова, демонстрируя навыки перед людьми, которым доверяет.

Одиннадцатимесячный
кроха уже пробует проявлять первые признаки самостоятельной личности, но связь с родителями в этом возрасте, особенно с матерью, по-прежнему остается очень крепкой. Если малыш встречается с незнакомыми людьми, он старается спрятаться за родителей, в присутствии которых чувствует себя в безопасности.

Излишне привязанных к родителям детей нужно уже в этом возрасте постепенно приучать к обществу родственников или друзей. Это нужно по большей мере для того, чтобы можно было время от времени слегка облегчить родителям жизнь.

Зрение, слух и тактильные ощущения

Каждый взрослый человек знает, что чем дальше предмет, чем более маленьким он кажется. Например, для взрослого не составит труда сопоставить размеры предметов, которые находятся вблизи или вдалеке от него. Умение осознавать расстояние и правильно определять размеры величин называют постоянством величин.

Психологи придерживаются мнения, что у 11-месячного ребенка это умение развивается самостоятельно, тем не менее некоторые упражнения для совершенствования навыков не помешают.

Если понаблюдать за крохой, то уже можно заметить первые признаки, подтверждающие появление понятия о постоянстве величин. Так, например, большой пес, который находится на другой улице, все равно вызывает у ребенка страх, тогда как крошечный щенок прямо перед ним заставляет его хохотать от восторга.

В этом возрасте малыши уже знакомы с внешним видом целого ряда предметов, о чем спешат сообщить своим поведением взрослым. Так, например, малыш не поймет, почему ему предлагают пить из чашки, перевернутой вверх дном. Его интеллектуальное развитие уже позволяет ему понимать, в каком положении должна находиться чашка, чтобы из нее получилось пить.

В 11 месяцев совершенствуется и звуковое развитие ребенка. Малыши чутко реагируют на звуки, пытаются обнаружить их источники, даже если для этого нужно развернуться на 180 градусов. Ребенок знает, как звучат голоса членов его семьи, по интонациям делает вывод о настроении близких и соответственно реагирует.

Ребенок в этом
возрасте с огромным удовольствием занимается наполнением всевозможных емкостей, а также учится сопоставлять схожие на его взгляд предметы друг с другом.

Достаточно много времени дети в 11 месяцев посвящают забрасыванию всевозможных предметов в коробку по примеру того, как это делали родители, собирая его игрушки. Не удивляйтесь, если в ближайшее время не найдете ключей или расчески. Скорее всего, они в какой-нибудь коробке, куда малыш будет сбрасывать все, что попадется под руку.

Основные навыки одиннадцатимесячного крохи

Психическое развитие 11-месячного ребенка позволяет ему на некоторое время концентрировать внимание на игре, игрушке либо каком-то действии, которое он может выполнять многократно. Со временем, когда кроха отшлифует определенные навыки, он сможет выполнять действия без ошибок.

Например, малыш может много раз пробовать карабкаться и слезать с дивана, пока не научится это делать быстро и хорошо. Так же кроха может освоить строительство башни из более чем трех кубиков, гордо демонстрируя умения близким.

Способность концентрироваться лишний раз подтверждает, что психика ребенка развивается, поэтому, если кроха сосредоточен на совершенствовании какого-либо навыка, не стоит ему в этом мешать. Ниже приведен перечень остальных навыков, приобретенных к этому возрасту.


В какие игры играть с малышом?

Учитывая, что кроха с большим удовольствием повторяет действия родителей, в 11 месяцев можно поиграть с ним в игры, построенные именно на этом. Например, можно предложить малышу сделать уборку вместе с мамой, предоставив ему маленький веник или мини-швабру. Также можно время от времени давать крохе поручения и обязательно хвалить его за их выполнение. Простые указания отнести грязную футболку в машинку или протереть стол вызовут у малыша восторг
и будут восприняты как новая интересная игра.

Обязательно нужно продолжать как можно чаще выводить 11-месячного ребенка на улицу, в том числе и в парки, где гуляют его сверстники. В этом возрасте уже можно начинать работать над социальной адаптацией крохи, предлагая ему «вливаться» в детский коллектив.

Конечно же, не забывайте играть в игры, развивающие мелкую моторику, например с кинетическим песком или мелкими крупами, бусинами и пуговицами. Но обязательно под присмотром взрослых, чтобы кроха случайно не проглотил задействованные в игре элементы.

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.