Умеет недоношенный ребенок 4 месяца. Недоношенные дети – важные правила ухода за малышами, которые поспешили родиться

Нормально протекающая беременность оканчивается родами в срок. Дети, родившиеся на сроке 38–42 недели считаются доношенными. Если роды произошли ранее 37 недели, и вес малютки составляет менее 2500 граммов, то речь идёт о недоношенном ребёнке. Существуют 4 степени недоношенности детей, они определяются сроком разрешения беременности, и зрелостью функций его организма.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до года будет отличаться от развития доношенных детей. Такие дети развиваются гораздо быстрее, они словно хотят догнать и перегнать сверстников, родившихся в срок.

Родителям недоношенных малышей придётся набраться мужества и терпения. Недоношенные дети вполне могут вырасти здоровыми, крепкими и умными, просто им нужно уделять гораздо больше внимания и заботы.

Степени недоношенности

  1. Экстремальная недоношенность. Такие дети составляют около 5% всех недоношенных. Их вес при рождении составляет менее 1000 граммов. К сожалению, при таком низком весе у ребёнка наблюдается незрелость всех органов и систем организма, процент осложнений и инвалидности у выживших очень высок. С 2012 года в нашей стране принят закон об обязательном выхаживании детей с весом 500 граммов и больше. Эти меры требуют колоссальных достижений неонатологии и не всегда гарантируют положительный исход.
  2. Глубокая недоношенность. В этом случае вес маленького недоношенного ребёнка колеблется от 1000 до 1500 граммов. У таких детей есть все шансы не только выжить, но и полноценно развиваться. Малютки помещаются в специальные кувезы, их питание происходит через зонд. В кувезах воссоздаются условия, подобные внутриутробному состоянию. В этих устройствах поддерживается специальная температура и влажность. Здесь детки находятся, пока не достигнут веса в 1700 граммов, затем их перекладывают в специальные кроватки с подогревом.
  3. Дети, родившиеся на сроке 34 недели, имеют одну особенность. Эти малыши уже умеют самостоятельно дышать, у них выражен сосательный рефлекс, но существует риск внезапной остановки дыхания – апноэ. Причины этого фактора ещё не до конца изучены, чаще всего их связывают с неврологическими или мускульными нарушениями.
  4. Кроха, родившийся на 36 неделе беременности, наиболее приближен по физиологическим параметрам к доношенному ребёнку. Он самостоятельно дышит и может сосать. После родов таких детей нужно еженедельно показывать педиатру, если необходимо – пройти обследование.
  5. Иногда встречаются случаи, что на фоне нормального веса у ребёнка всё же отсутствует общая зрелость организма или отдельных функций. В этом случае дети проходят тщательный медицинский осмотр, их развитие корректируется.

Выписка из роддома

В зависимости от степени недоношенности ребёнок может провести в больнице от пары недель до полугода. Сразу после родов неонатолог принимает решение о переводе новорождённого в реанимационное отделение, затем – в отделение интенсивной терапии. Мама малыша может приходить к малышу, приносить сцеженное молоко, брать на руки. Если всё проходит хорошо, развитие ребёнка происходит нормально, то кроха выписывается домой под пристальное наблюдение педиатра. Основные показатели при выписке такие:

  • вес 2000 граммов и более;
  • самостоятельное дыхание и сосательные движения ртом;
  • стабильная нормальная температура тела;
  • отсутствие осложнений;
  • стабильный прогресс в развитии.

Развитие в домашних условиях

Важно, чтобы родители знали и умели ухаживать за своим малышом. Они должны понимать особенности развития недоношенных детей, знать, чем и как кормить кроху, регулярно показывать его врачам, иметь возможность обратиться и получить срочную квалифицированную консультацию, если возникнет такая необходимость.

Чтобы меньше переживать, маме и папе следует почитать соответствующую литературу, проконсультироваться с доктором, изучить таблицы в сети Интернет, где хорошо видно развитие недоношенного ребёнка по месяцам вплоть до года.

В статье мы приведём основные сведения от рождения до 1 года.

  1. Как правило, в течение плохо набирает вес. Он ещё слишком слаб, формирование сосательной и глотательной функций не завершено. Родителям нужно оберегать кроху от переохлаждений и от контакта с другими людьми, чтобы не подхватить инфекцию.
  2. В два месяца малыш уже научился сосать, хорошо кушает, начал прибавлять в весе. Можно пробовать выкладывать его на животик.
  3. В 3 месяца развивается хватательный рефлекс, уже появляются эмоции на личике. Кроха фиксирует взгляд, узнаёт маму и реагирует на поглаживания.
  4. На четвёртом месяце жизни малыш уже уверенно держит головку, хватает игрушки руками. Необходимо следить за его правильным физическим развитием, делать массаж и гимнастику.
  5. В 5 месяцев ребёнок реагирует на окружающий мир. Он определяет источник звука, любит рассматривать новые яркие игрушки и начинает издавать звуки.
  6. В 6 месяцев происходят первые попытки перевернуться со спины на животик. Малыш вовсю сучит ножками и ручками, радуется знакомым лицам, любит сидеть на руках у мамы или папы. Как правило, в этом возрасте разрыв в развитии по сравнению с доношенными детьми полностью исчезает.
  7. Семимесячный кроха любит ползать, особенно за игрушками. Начинают прорезываться зубки. Если за окном стоит лето, смело выносите кроху во двор. Рассеянные солнечные лучи и свежий воздух укрепят его здоровье и предотвратят развитие рахита.
  8. В этом возрасте ребёнка всё больше привлекает общение. Ему нравится слушать песенки, сказки. Он различает интонацию голоса, может осознанно выражать эмоции. В физическом плане недоношенный ребёнок в 8 месяцев полностью догоняет доношенных сверстников. У него идёт быстрое развитие, кроха может уверенно сидеть, стоять, ползать.
  9. В 9 месяцев малыш уже начинает разговаривать, он произносит слоги. Радуется знакомым людям, интересуется всем новым.
  10. В 10 месяцев ребёнок уверенно ходит, держась за перила манежа или кроватки. Малыш знает своё имя, откликается на него. У тех, кто родился до 31 недели, могут только начать прорезываться первые зубы.
  11. В 11 месяцев кроха активно ползает, но всё больше ему нравится подниматься на ножки и самостоятельно стоять. Он пробует делать первые шаги без поддержки. В этом возрасте он очень любит движущиеся игрушки и предметы и может на некоторое время погружаться в игру, освобождая маму.
  12. В год физическое развитие ребёнка ничем не отличается от развития его доношенных сверстников. Но в психоэмоциональном плане он ещё не до конца развит. Ребёнок может уже вовсю ходить, но зрелость нервно-психических функций полностью придёт в норму только в 2–3 года. Пугаться этого не стоит, нужно лишь подождать.

Помните, что развитие малыша до года по месяцам приведено приблизительное, точную информацию вам предоставят терапевт, ортопед и невропатолог, основываясь на индивидуальных особенностях вашего ребёнка.

  • Питание. Старайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше. Материнское молоко – это просто кладезь необходимого белка и аминокислот. Если естественное вскармливание невозможно, то при выборе молочной смеси обязательно посоветуйтесь с педиатром. Для недоношенных детей подходят только специальные смеси.

Прикорм возможен не ранее 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Кормите кроху 10–20 раз в день небольшими порциями. Приобретите специальные весы для новорождённых, взвешивайте малыша после каждого кормления. В недоношенном состоянии каждый грамм веса – это большая победа.

  • Одежда и подгузники. Кожа недоношенного ребёнка очень нежная и ранимая. Покупайте вещи только из натуральных тканей и с застёжками в виде кнопочек. Недоношенные дети очень крохотные, поэтому одежда и подгузники для них должны быть самых маленьких размеров, такие продаются в специализированных магазинах.
  • Купание. Не допускайте перепада температур, берегите кроху от травм. Температура воды должна быть не менее 36 ºС, а температура в помещении – около 25 ºС. Следите за влажностью воздуха, оптимальное значение – 50–70%. После купания заверните ребёнка в подогретое полотенце. Не допускайте переохлаждения, в первый месяц жизни придётся пользоваться грелками.
  • Прогулки. Если малыша выписали из роддома с весом 2000 грамм и более, то в летнее время можно смело гулять в парке или лесу. Сначала – не более 10–15 минут, затем постепенно увеличивайте время прогулки. Зимой не гуляйте в морозы, особенно, если кроха ещё не набрал вес в 3000 грамм. Регулярно проветривайте комнату, свежий воздух просто необходим.
  • Физическое развитие по месяцам. Уделяйте особое внимание формированию физических навыков. Конечно, этот процесс не будет быстрым, но массаж и гимнастика помогут его ускорить. Эти процедуры должны выполнять специалисты. Они знают, например, что правильно сделанный массаж укрепит нужные мышцы, улучшит обмен веществ, предотвратит появление сколиоза и других проблем с костной системой. В итоге малыш начнёт вовремя переворачиваться, ползать, сидеть и ходить.

Дорогие родители, если ваш кроха родился раньше срока, прежде всего, перестаньте паниковать. Примите за данность, что бывают недоношенные дети, их развитие и будущее зависят и от степени недоношенности, и от квалификации медперсонала, и от многих других факторов, среди которых важно найти место терпению и надежде на лучшее.

До сих пор бытует мнение, что недоношенные дети никогда не станут такими, как все, будут ограничены в физических и психических способностях. Из-за подобных стереотипов многие малыши, родившиеся раньше срока, оказываются брошенными еще в родильном доме. Попробуем разобраться, как все обстоит на самом деле.

Какие дети считаются недоношенными?

Природой заложен период внутриутробного развития будущего малыша, и длится он 40 недель. За данный срок развиваются все внутренние органы и системы плода для того, чтобы безопасно встретиться с окружающим миром и полноценно функционировать. Недоношенный новорожденный ребенок появляется на свет с 22 по 37 неделю с массой тела менее 2,5 кг и длиной тела до 45 см. При этом ВОЗ устанавливает следующие критерии жизнеспособности плода: гестационный возраст 22 недели, вес более 0,5 кг, длина тела от 25 см, минимум один зафиксированный вдох.

Почему ребенок может родиться раньше срока?

Если ребенок родился недоношенным, узнать причины этого не всегда возможно. Согласно исследованиям, выделяется ряд вероятных провоцирующих факторов, среди которых:

  • пожилой или слишком молодой возраст матери, отца;
  • ведение матерью нездорового образа жизни;
  • влияние профессиональных вредностей;
  • предшествующие аборты;
  • зачатие после недавних родов (менее 2 лет);
  • хронические патологии у матери;
  • перенесенные инфекции;
  • физические травмы;
  • внутриутробные отклонения у плода.

Особенности недоношенных детей

Не существует четкой «планки», определяющей, с какого возраста ребенок может выжить, и вокруг темы о необходимости должного медицинского ухода для недоношенных детей ведется немало дискуссий. В нашей стране на данный момент жизнь таких малышей, появившихся на свет с массой от 500 г, охраняет закон, предусматривающий их обязательную регистрацию и выхаживание.

Маловесные недоношенные дети рождаются, не будучи подготовленными к условиям внеутробного существования. Их жизненно важные органы еще не до конца созрели и не готовы к самостоятельному функционированию. Такие крохи имеют множество внешних особенностей, отличающих их от грудничков, родившихся в срок:

  • впечатляюще малый рост и вес;
  • сильная непропорциональность частей тела;
  • мягкость черепных костей;
  • недоразвитые половые органы;
  • наличие пушка на спинке и плечиках;
  • сухой и тонкий кожный покров;
  • отсутствие подкожно-жировой клетчатки;
  • плотно закрытые глаза;
  • сниженная двигательная активность и пр.

Перечисленные признаки у разных преждевременно рожденных могут присутствовать частично или в комплексе. Помимо того, недоношенные дети отличаются неразвитой рефлексией, незрелостью сосудистой системы, отсутствием чувства голода. У них имеются проблемы с распрямлением легких, выработкой пищеварительных ферментов. Следует помнить, что со временем, если будут приложены усилия, малыш будет выглядеть, как и обычный новорожденный, и все органы наладят свою работу.

Вес недоношенного ребенка

В зависимости от того, какая масса недоношенного ребенка при появлении на свет, выделяют несколько степеней недоношенности:

  • I – от 2001 до 2500 г (легкая степень);
  • II – от 1501 до 2000 г (умеренная недоношенность);
  • III – от 1001 до 1500 г (глубокая недоношенность);
  • IV – меньше 1000 г (экстремально недоношенные).

Степень недоношенности связывают не только с показателем массы, но и с признаками общей зрелости организма. Например, случается, что крохи рождаются с весом 2,5 кг, но по зрелости органов и функций уступают тем, кто набрал на момент рождения 2 кг. Когда состояние малютки стабилизируется, он начнет набирать вес. В среднем, прибавка может составлять 90-120 г за семь дней, и к четвертому-пятому месяцу жизни масса тела ребенка возрастает втрое.

Рост недоношенного ребенка

Малыш, который родился раньше срока, зачастую имеет длину тела в пределах 45-35 см. Показатель этот зависит от срока недоношенности. В дальнейшем следует ожидать такую прибавку роста: около 2,5-5,5 см ежемесячно в течение первого полугодия жизни, около 0,5-3 см – в течение второго полугодия. Так, по прошествии года длина тела возрастает на 26-38 см за год.

Недоношенные дети – последствия

Высокий процент инвалидности и осложнений имеется у экстремально недоношенных, хотя известны случаи, когда малыши с критически низкой массой не только выживали, но и не имели особых проблем со здоровьем. Намного больше оптимистичных шансов у тех, кто родился с весом килограмм и более. При создании специальных условий такие детки спустя несколько лет ничем не отличаются от появившихся на свет в нормальный срок.

Перечислим, какие патологии недоношенных детей могут диагностироваться:

  • гидроцефалия;
  • вегетососудистая дистония;
  • дефекты речи;
  • астигматизм;
  • близорукость;
  • нарушения слуха;
  • задержка умственного развития;
  • повышенная подверженность инфекциям и пр.

Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года

Установлено, что развитие недоношенных детей до года определяется не только гестационным возрастом и массой тела, но также общим состоянием здоровья, генетическими факторами. Зачастую при благоприятном сценарии уже к двум годам они догоняют своих сверстников по антропометрическим, речевым и психомоторным показателям, иногда это происходит к 3-6 годам.

Не стоит забывать, что многое зависит не только от медперсонала, но и от родителей крохи. Стоит приложить усилия, и результат не заставит себя ждать, а малыш будет радовать все новыми и новыми достижениями. Недоношенные дети, развитие по месяцам которых протекает по особому графику, во многих случаях несущественно отстают от доношенных, что можно отследить по таблице с усредненными данными.

Тип навыка

Дети весом до 1500 г, мес.

Дети весом до 2000 г, мес.

Дети весом до 2500 г, мес.

Доношенные дети, мес.

Концентрация на зрительных, слуховых объектах

3 2,5 1,5 0,5

Удерживание головы в положении на животе

5 4 3,5 2,5

Перевороты со спины на животик

7-8 6-7 5-6 5-6

Ползание

11-12 10-11 8-9 7-8

Самостоятельное сидение

10-11 9-10 8-9 6-7

Стояние на ножках без опоры

12-14 11-12 10-11 9-11

Первые шаги

14-16 12-15 12-13 11-12

Уход за недоношенным ребенком

Чтобы развитие недоношенного ребенка протекало нормально, ему требуется создать специальные условия, подобные тем, что были в материнской утробе. Многие жизненно важные функции маленького организма требуют искусственной поддержки и, чем меньше недоношенные дети весят, тем большей оснащенности необходимо медицинское учреждение, тем опытнее персонал.

Выхаживание недоношенных детей

Когда рождается недоношенный ребенок, уход за ним вначале проводится в реанимационном отделении. Малютку помещают в инкубатор, где беспрерывно ведется контроль дыхания, пульса и температуры, проводится искусственная вентиляция легких, подача питания. При умеренной и легкий степени недоношенности малыша могут положить в кроватку с подогревом. Период послеродовой адаптации составляет около одного-двух месяцев, а при наличии патологий – дольше.

В некоторых медучреждениях приемлемым считается выхаживание методом «кенгуру». Это означает, ребенок, который может самостоятельно дышать и кушать, пребывает в постоянном физическом контакте с мамой – на ее груди или животе. Благодаря этому кроха скорее адаптируется к новой среде, лучше развивается. После выписки из роддома преждевременно рожденные детки должны регулярно осматриваться врачами, особенно в первый год.

Вскармливание недоношенных детей

Особенным является кормление недоношенных детей. При отсутствии глотательно-сосательного рефлекса смесь для недоношенных детей, в которую добавляются гормоны, аминокислоты, ферменты, глюкоза и прочие компоненты, поставляется через желудочный зонд. В самых тяжелых случаях организуется парентеральное внутривенное питание. Когда малыш научится сосать, его кормят из бутылочки с соской, чуть позже – прикладывают к груди (при весе минимум 1,8 кг).

Питание недоношенных детей примерно со второй недели жизни может основываться на мамином молоке, которое и в данном случае находится в приоритете перед искусственными смесями. Прикорм недоношенных детей начинают не ранее 7-8-месячного возраста, т.е. на 1-2 месяца позже, чем у обычных грудничков, что объясняется более длительным созреванием пищеварительной системы.

Каждые десятые роды, согласно статистике, являются ранними или преждевременными, в их результате рождается недоношенный ребенок. Он появляется на свет до 37-ой недели беременности, с весом менее 2500 грамм и ростом до 45 см. Эти параметры недоношенности условны, так как они могут колебаться у разных детей. Основное внимание все же уделяется зрелости сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции.

Недоношенные дети более слабые, в сравнение с теми, что родились в срок. Поэтому их развитие отличается от установленных физиологических норм доношенных малышей. Эта разница исчезнет к 2,5 – 3 годам, не ранее. Кроме этого, развитие ребенка, родившегося на 32-ой и 34-ой неделе, также будет иметь много отличий.

Как выглядит недоношенный ребенок

Его вес значительно меньше нормы (менее 2,5кг). Научно подтверждено, что дети, рожденные после 30 недели, имеют больше шансов вырасти здоровыми и догнать по развитию их сверстников, чем те, которые родились до 28 недели. Последним требуется более интенсивный уход, длительное лечение и пребывание в отделении интенсивной терапии для новорожденных.

Чем раньше появился на свет ребенок, тем меньше у него подкожный жировой слой. Из-за этого кожа кажется прозрачной, через нее хорошо виден сосудистый рисунок.

Недоношенность заметна по пропорциям тела, большой голове, недостаточно сформированным ушным раковинам, пупочной ямке, расположенной слишком низко . На теле также можно заметить пушковые тонкие волосы.

Сразу после родов на теле такого ребенка не будет первородной смазки, так как в норме она появляется на последних неделях гестации. Большой родничок иногда смещен в сторону, потому что не полностью сформирован череп. Черты лица заостренные, но со временем они приобретут такой же вид как у здорового новорожденного.

Обратите внимание: из-за отсутствия подкожного жира такие дети быстро и легко переохлаждаются, даже в условиях комнатной температуры. Поэтому после рождения их сразу помещают в кувез, в котором задается определенный температурный режим.

Такие дети плачут очень тихо, иногда – даже неслышно. Это связано с незрелым дыхательным аппаратом.

Степени недоношенности

Недоношенность различают с учетом того, когда и с каким весом появился на свет ребенок. Также учитывается наличие отставания в развитии некоторых органов и систем.

При этом выделяют несколько степеней недоношенности:

  1. 1 степень – малыш родился на 35-37-ой неделе с весом 2-2,5 кг.
  2. 2 степень – ребенок рожден с весом от 1,5 до 2 кг на сроке в 32-34 недели беременности.
  3. 3 степень – вес недоношенного при рождении на 29-31 неделе гестации составляет от 1 до 1,5 кг.
  4. 4 степень – дети, рожденные с массой до 1 кг и до 29 недели беременности.

Обратите внимание: физическое состояние недоношенных приблизится к нормальному в возрасте 12 месяцев, отставание до этого срока считается нормой.

На развитие недоношенного ребенка после его появления на свет оказывает влияние масса факторов:

  • питание;
  • качественный, правильный и регулярный уход за малышом;
  • понимание родителей и их адекватное отношение к проблеме рождения недоношенного ребенка;
  • социальный статус самой семьи.

Чтобы обеспечить полноценное развитие таким детям, необходимо тщательно ухаживать за ними и уделять внимание работе каждой системы и органа. Стоит учитывать, что дети, которые родился до 30 недели, отстают в развитии от сверстников на 3-4 месяца, поэтому все нужные навыки они усваивают чуть позже.

Уровень развития недоношенного ребенка в 1 месяц

В течение этого месяца малыш будет очень слабо набирать вес из-за недоразвитого глотательного рефлекса и вялой сосательной активности. Именно поэтому нередко питание поступает через зонд.

В этот период имеется очень высокий риск присоединения инфекционных болезней, которые дают серьезные осложнения, поэтому очень важно оберегать ребенка. Также наблюдается выраженная нестабильность нервной системы, которая сохраняется до 4 месяцев.

С самого рождения необходимо поддерживать голосовой и тактильный и контакт с малышом. Он должен чувствовать голос мамы, ощущать ее запах, тепло тела. Если есть возможность, то следует обеспечить его как можно длительное пребывание на руках у мамы.

Уровень развития недоношенного в 2 месяца

Ребёнок становится более крепким, начинает лучше набирать вес. Положительный набор веса на 2-ом месяце является главным критерием здорового развития недоношенного малыша.

Ко второму месяцу жизни младенца разрешается выкладывать его на живот. Но держать самостоятельно голову в таком положении малыш еще не умеет, как его доношенные сверстники.

Также становится заметным хорошо развитый сосательно-глотательный рефлекс. Но в процессе естественного кормления грудью у 2-месячных недоношенных быстро наступает усталость, поэтому их нужно докармливать сцеженным молоком. Важно учитывать, что интервал между кормлениями будет меньше, чем 3 часа.

Как развивается недоношенный в 3 месяца

В таком возрасте малыш уже пытается фиксировать взгляд на лице мамы, поднимать самостоятельно голову. Нужно обеспечить ему полноценный сон и еду. На 3-ем месяце жизни начинает формироваться хватательный рефлекс, дите активно реагирует на тактильный контакт, у него появляются мимические реакции.

В этот период масса чада увеличивается в 1,5-2 раза. Начинает более активно развиваться слуховое и зрительное внимание. Необходимо внимательно следить за физиологическим состоянием ребенка. Важно и не переохлаждать его, и не перегревать. Между кормлениями недоношенный большую часть времени спит, поэтому период бодрствования короткий.

Следует не забывать и о частой смене положения тела. Лучше если источник света будет приглушенный, а не яркий, при нем неврождённый будет чувствовать себя комфортнее.

Что должен уметь делать недоношенный ребенок в 4 месяца

Малыш учится уверенно поднимать и держать голову. Он пытается издавать звуки, захватывать игрушку ладошкой, более уверенно фиксирует взгляд на предмете или лице.

Вполне вероятно повышение тонуса мышц, что легко корректируется с помощью специальной гимнастики и массажа для недоношенных. Очень полезны воздушные ванны и водные процедуры.

Как развивается недоношенный в 5 месяцев

Теперь младенец уже может самостоятельно держать в руке погремушку или хватать ручкой подвешенную игрушку.

Он часто улыбается, у него появляется интерес ко всему, что его окружает. Он намного лучше реагирует на свет и звук, оборачивает голову в его сторону.

Также на 5-м месяце недоношенные дети начинают гулить.

Шестой месяц жизни недоношенного

Теперь вес ребёнка в 2-2,5 раза больше, чем при рождении. Малыш предпринимает попытки перевернуться на живот со спины.

Ускоряется и психоэмоциональное развитие недоношенного. Не все детки, но большая часть, уже могут отличить родных людей от чужих. При общении с ними они оживляются, становятся активными, гулят, шевелят ручками и ножками.

При поддержке ребенка подмышки, он пытается упираться ногами о поверхность.

Развитие недоношенного малыша в 7 месяцев

Активность младенца становится все больше и больше, он уже сам умеет перевернуться на живот со спины и наоборот. Может предпринимать первые попытки ползать по-пластунски.

Игрушку в руке в 7 месяцев дите уже держит уверенно. Если ребенок рожден на 35-ой неделе, то у него могут начать прорезываться первые зубы.

Что умеет недоношенный в 8 месяцев

Начиная с этого возраста, у малыша проявляется интерес к общению с другими, а не только к тому, что делает он сам. Ему нравится вербальный контакт с окружающими (чтение сказок, пение песен, изменение интонации слов и т.д.).

Движения дитя становятся более умелыми и уверенными. Он пытается самостоятельно стоять на четвереньках, умеет раскачиваться и сидеть.

Младенец хорошо понимает и знает некоторые предметы, может их показать, если просят. Начиная с 8 месяцев, недоношенный ребенок учится кушать с ложки.

Как развивается ребенок в 9 месяцев

Появляются первые попытки ползать, а сидит ребенок намного увереннее . Ему постоянно нужно внимание родных, так как увеличивается потребность в общении еще больше, чем раньше.

В это время он чаще всего произносит первые слова в виде отдельных слогов. Ребенок уже играет самостоятельно игрушками. Он предпринимает попытки встать, держась за что-то, а садится из положения, стоя на бок, опираясь при этом на руку.

Во время еды он может сам положить кусочек еды себе в рот. У рожденных на 32-33 неделе гестации малышей могут появиться первые зубы.

10-ый месяц: что умеет недоношенный

На 10-м месяце жизни недоношенный ребенок уже умеет стоять и делает это довольно уверенно . Но все же, чтобы встать на ножки, ему необходима поддержка.

Важно: не нужно переусердствовать и заставлять малыша стоять, если он не хочет. Врачи не рекомендуют этого делать как в отношении доношенных, так и недоношенных детей.

Держась за опору, малыш может передвигаться, но все же отдает предпочтение ползанью. Проявляет большой интерес к предметам, которые движутся, издают звуки. Ребенок уже знает свое имя и реагирует на него. У тех, кто появился на свет до 31-ой недели беременности, могут резаться первые зубы.

Развитие недоношенного в 11 месяцев

Ребёнок уже умеет самостоятельно и уверенно сесть, встать, взять игрушку рукой и положить ее на место. Это период активного познания окружающего мира, путем ползанья и стояния, держась за опору.

Малыш очень активно идет на контакт с родными.

12-ый месяц жизни

Некоторые недоношенные (не все) могут делать свои первые шаги по достижению 12-месячного возраста. Но ходить им пока самостоятельно рано. Приблизительно в это время по физическому развитию недоношенные дети догоняют своих сверстников. При этом все же сохраняется нервно-психическая незрелость. Окончательно разница исчезнет к 2-3 годам (в зависимости от степени недоношенности).

Вследствие слабого здоровья мамы, разнообразных заболеваний или чрезмерно активного образа жизни беременной новорожденный может появиться на срок раньше положенного времени. На развитие недоношенного ребенка большое влияние оказывают такие факторы, как социальный статус семьи, моральное состояние родных и близких, качество питания и ухода за малышом и т. д.

Согласно общеустановленным в медицине правилам, недоношенными считаются детки, которые родились в период с 22 по 37 неделю беременности. Согласно весу при рождении всех недоношенных деток классифицируют на несколько категорий:

  • от 500 грамм до 1 кг – недоношенные груднички с экстремальной массой;
  • от 1 до 1,5 кг – недоношенные дети с низкой массой;
  • от 1,5 до 2,5 кг – недоношенные малыши.

Показатель недоношенности может проявляться и в отставании развития некоторых органов. К примеру, ушные раковины могут быть некорректно сформированными, а кожа тела очень тонкой. Пупочная ямка у недоношенных детей находится внизу живота, в то время как должна быть расположена по центру и пр. Все внешние отклонения от нормы исчезнут до года, однако чтобы развитие малыша проходило правильно, за функционированием каждого органа и любой системы организма следует тщательно следить.


Особых различий между недоношенными малышами и детками, рожденными в срок, нет, но при этом определить недоношенность крохи можно без труда. Недоношенные малыши имеют следующие особенности строения тела:

  • кожные покровы очень тонкие, кожа очень морщинистая и первое время имеет ярко выраженный красный оттенок;
  • спина, конечности, а в некоторых случаях и лицо покрыты волосяным пушком;
  • голова недоношенных детей непропорциональна телу;
  • ушные раковины и ногтевые пластины очень тонкие и практически прозрачные;
  • половые органы сформированы не до конца – половая щель у девочек широко открыта, а яички у мальчиков еще не опущены в мошонку;
  • маленький родничок может иметь участки без кожного покрова;
  • большой родничок смещен из-за неполноценно сформированного черепа.

Некоторые особенности телосложения наглядно показывают степень недоношенности детей, однако в большинстве случаев до года состояние деток приближается к норме, поэтому дальше отличить недоношенного ребенка от рожденного в срок невозможно.


Несмотря на то, что рождение раньше срока может вызвать некоторые сложности в развитии ребенка, в большинстве случаев никаких особых отклонений у таких деток не наблюдается. Основное отличие ранних малышей от обычных грудничков в том, что все навыки и умения они осваивают несколько позже. К примеру, если обычный ребенок начинает держать голову к 1,5-2 месяцам, то недоношенному для этого понадобится месяца 3, и т.д. Отставание в развитии зависит от степени недоношенности и состояния здоровья ребенка на момент рождения. Если малыш родился после 32 недели беременности, то различия в развитии составят не более чем 1-2 месяца, для деток, появившихся на свет ранее 30 недели, отставание может быть около 3-4 месяцев.

У ранних детей имеются также определенные особенности в функционировании нервной системы. Такой ребенок требует повышенного внимания, поскольку он еще не приспособлен к жизни отдельно от маминого организма. Для недоношенного малыша важно постоянно чувствовать мамино тепло, из-за чего самых маленьких нередко помещают в специальные боксы с оптимальными условиями для дыхания и полноценного развития еще не корректно сформированного организма.

Проблемы с адаптацией к окружающему миру – это нередкое явление для недоношенных детей. Помочь малышу освоиться в сложном мире достаточно легко, главное – обеспечить его лаской, вниманием и создать комфортную атмосферу дома. В период до года постарайтесь проводить с крохой как можно больше времени, при этом не ограничивайте его общения с другими детьми, ведь коллектив помогает овладеть многими навыками намного быстрее.

При должном уходе, качественном питании и нормальной атмосфере в семье недоношенный малыш будет развиваться правильно и быстро догонит своих сверстников, поэтому постарайтесь обеспечить крохе комфортную и благополучную среду для жизни и развития, тогда все у вас будет хорошо.


Чтобы вовремя выявить и распознать отставания определенных качеств и умений у новорожденного до года, нужно знать, как должно проходить развитие недоношенного ребенка по месяцам:

  • 1-3 месяц – малыш впервые улыбается, может фокусировать взгляд на интересующем его предмете. В положении на животе только в это время кроха пробует самостоятельно приподнять и удержать голову.
  • 2-3 месяц – улучшается слух, дети такого возраста прислушиваются к окружающим звукам, поворачиваются на знакомый голос и улыбаются в ответ на попытки заговорить с ними;
  • 3-5 месяц – недоношенный ребенок начинает понемногу гугукать, радуется вашему появлению рядом, активно стремится на ручки и в положении стоя упирается ногами в пол;
  • 4-6 месяц – это период активного развития мелкой моторики, детей сейчас можно завлечь новой игрушкой, которую они ловко захватывают руками. Слух развит настолько, что ребенок с легкостью определяет источник даже слабого звука. Радость от общения малыш проявляет в виде громкого заливистого смеха;
  • 5-7 месяц – особенности данного периода заключаются в развитии конечностей, малыш уверенно стоит с поддержкой, может предпринимать попытки приподниматься в манеже и переворачивается с животика на спинку;
  • 6-8 месяц – дети начинают ползать, могут проявлять интерес к взрослой пище и даже есть с ложки. Проявляются разговорные навыки, в это время родители услышат первые осознанные слоги «ма», «па» и т.д.;
  • 7-10 месяц – недоношенный малыш такого возраста умеет брать игрушки из разных положений, свободно передвигается ползком, понимает, о чем говорят взрослые, и показывает те предметы, которые просят найти;
  • 8-12 месяц – детей до года уже можно научить немного разговаривать, если тренировать этот навык постоянно. Помимо этого сейчас малыш умеет самостоятельно садиться и вставать, длительное время играется игрушками;
  • 9-13 месяц – откликается на свое имя, играет без помощи взрослых, недолго ходит с поддержкой, может сам пройтись вдоль опоры;
  • 10-14 месяц – пытается залезать на высокие стулья и без труда преодолевает небольшие препятствия в виде подушек или мягких пуфов, стоит без помощи, проводит различные манипуляции со сложными игрушками – надевает колечки на палку, собирает кубики в пирамиду и пр.;
  • 12-16 месяц – если до года малыш только ползал, то это время первых самостоятельных шагов. Ребенок понимает значения предметов и знает практически все названия, делает то, что его просят – встает, берет и подает игрушки, показывает, где мама и т.д.

Разумеется, это не конечный свод правил, по которому должен развиваться недоношенный ребенок. У каждого малыша имеются свои особенности развития, однако при отставании показателей больше, чем на 1,5-2 месяца от данной таблицы, следует проконсультироваться со специалистом.

Недоношенный ребёнок- ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности.

Определение недоношенности только по весу и росту нельзя считать абсолютно правильным, особенно когда продолжительность беременности трудно установить. Данный способ классификации используется для стандартизации лечения и наблюдения, для нужд статистики. Встречаются дети, рожденные с большим весом и ростом, но с явными признаками незрелости, которая характерна для недоношенных детей. В практике, помимо этого, необходимо учитывать более широкий спектр позиций для оценки действительного возраста ребёнка.

Признаки недоношенности: слабый крик ребенка, поверхностное, ослабленное неритмичное дыхание, недостаточное развитие подкожного жирового слоя, в связи с чем кожа красная, сухая, морщинистая, обильно покрыта пушком; открыты малый и боковые роднички, ушные раковины мягкие и плотно прилегают к голове, >ногти не доходят до края фаланг пальцев, пуповина расположена ниже средины длины тела, половые органы недоразвиты - у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек малые половые губы не прикрыты большими; движения скудные, гипотония (сниженный тонус) мускулатуры, физиологические рефлексы снижены, могут отсутствовать даже сосательный и глотательный рефлексы.

Созревание органов чувств у недоношенных детей.

Осязание: Система соматической чувствительности (чувств прикосновений, температуры и боли) развивается между 8 и 15 неделями беременности. В 32 недели беременности плод всегда реагирует на изменения температуры окружающей температуры, прикосновение и боль.

Вкус: Вкусовые почки морфологически созревают уже к 13 неделе беременности. В 24 недели беременности плод уже реагирует на вкусовые раздражители.

Слух у плода появляется в 20 недель беременности. В 25 недель беременности плод реагирует на интенсивные вибрационные и звуковые стимулы. Чувствительность и способность различать звуки по высоте достигают взрослого уровня к 30 неделе беременности. У доношенного новорожденного они ничем не отличаются от таковых у взрослого.

Зрение. К 24 неделям гестации все структуры зрения сформированы. Реакция зрачков плода на свет появляется при сроке беременности 29 недель. В 32 недели она становится устойчивой. В 36 недель гестации зрение плода ничем не отличается от зрения доношенного ребенка. Надо помнить, что зрение даже доношенных детей в 20 раз хуже, чем у взрослых; оно еще нечеткое, расплывчатое. Ребенок видит только очертания предметов (подвижных и неподвижных), находящихся на расстоянии всего 25-30 см от его глаз. Доношенный ребенок различает блестящие и красные предметы.

Обоняние : К 28-32 неделям гестации недоношенные дети начинают реагировать на сильные запахи.

Особенности течения периода новорожденности у недоношенных детей.

Течение периода новорожденности у недоношенных детей имеет некоторые особенности и зависит от степени физиологической зрелости.

У недоношенных новорожденных отмечается вялость, сонливость, слабый крик, физиологическая эритема выражена резко.

Физиологическая желтуха выявляется обычно несколько позднее в связи с яркой окраской кожи и затягивается нередко до 3-4 недель жизни.

Пуповина у недоношенных детей толстая, сочная, отпадает позднее (к 8-14-му дню жизни), заживление пупочной ранки медленное.

У многих недоношенных на 1-2-й неделе жизни наблюдаются отеки, которые располагаются большей частью на нижних конечностях и животе.

Терморегуляция недостаточно стабильная, обнаженный ребенок быстро охлаждается,температура тела может снижаться ниже 36°, а при повышенной окружающей температуре быстро наступает перегревание («кувезная лихорадка»).

Частота дыхания у недоношенных детей непостоянная, при движениях доходит до 60-80 в 1 мин., в покое и во сне значительно уряжается, могут наблюдаться длительные апноэ (остановки дыхания), особенно во время кормления. У недоношенных в первые дни жизни часто наблюдается ателектаз легких.

Тоны сердца могут быть приглушены, частота сердечных сокращений меняется в зависимости от условий и состояния ребенка (120- 140). При беспокойстве и повышении температуры окружающей среды частота сокращений сердца может доходить до 200 ударов в 1 мин.

Физиологическая потеря в весе восстанавливается ко 2-3-й неделе жизни. Прибавка в весе на первом месяце незначительна (100-300 г).

На 2-3-м месяце жизни, когда начинается интенсивная прибавка в весе, у недоношенных детей часто развивается анемия. При правильном питании с достаточным введением белка и витаминов она постепенно проходит. Снижение гемоглобина ниже 50 ед. требует специального лечения.

Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего, это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше («глубоко недоношенные») и, особенно менее 1000 г («экстремально недоношенные»).

В развитых странах недоношенных детей обычно выхаживают в отделениях интенсивной терапии. Педиатры, которые специализируются в выхаживании детей до 28 дня жизни, называются неонатологами.

Особо стоит сказать о вскармливании недоношенных детей. Детям, родившимся до 33-34 недели гестации, как правило, вскармливание проводят через зонд, введенный в желудок, потому что сосательный и глотательный рефлексы у них или снижены, или совсем отсутствуют. Кроме того, необходима координация этих рефлексов, которая развивается только к 33-34 неделе гестационного возраста. В качестве питания используются сцеженное грудное молоко или/и детские молочные смеси, специально приспособленные для таких малышей. Та часть питания, которую дети не усваивают в пищеварительных путях из-за сниженной активности пищеварительных ферментов и других функциональных и морфологических особенностей недоношенных детей, вводится в виде отдельных растворов белков, жиров и углеводов внутривенно (парентеральное питание).

Современная неонатальная интенсивная терапия включает сложнейшие методы контроля температуры, дыхания, сердечной деятельности, насыщения крови кислородом и функции мозга.

Условия выхаживания недоношенных детей.

Группа маловесных детей особенно зависит от воздействия внешних факторов. Они требуют идеальных условий выхаживания, для того чтобы добиться не только их выживания, но и благоприятного дальнейшего развития.

Одним из самых важных условий выхаживания недоношенных детей является оптимальный температурный режим. Чаще всего в кювезы помещают детей с массой до 1500 г. Если ребенок плохо сохраняет собственное тепло, то даже если он больше 1500 грамм, он может быть помещен в инкубатор.

Сразу после рождения ребёнка помещают в инкубатор с температурой воздуха от 34 до 35,5 градусов (чем меньше масса ребёнка, тем выше температура), к концу месяца температуру постепенно снижают до 32 градусов. Температурный режим в кювезе подбирают индивидуально. Для контроля температуры тела ребенка могут быть использованы специальные температурные датчики, с одной стороны соединенные с монитором, с другой прикрепленные с помощью пластыря к телу ребенка.

Также, тепловой режим, можно поддерживать с помощью специальных пеленальных столиков с источником лучистого тепла.

Ещё одним важным условием выхаживания является влажность воздуха и в первые дни она должна составлять 70-80%. Для этой цели в инкубаторах существуют специальные увлажнители.

Цель создания условий, благоприятных для развития ребенка, получающего интенсивную терапию, связана с минимизацией неблагоприятных воздействий, вследствие чего улучшается прогноз психомоторного развития.

Создание в отделениях интенсивной терапии благоприятных для развития новорожденных условий (оптимальный световой режим, устранение шума, сведение к минимуму болезненных манипуляций, тактильная стимуляция) благоприятно влияет на последующее развитие детей с тяжелыми заболеваниями.

Новорожденные очень ранимы. Реакция на повреждающие факторы у них общая, то есть задействует ответ сразу нескольких систем организма. Устранение боли и беспокойства уменьшает потребность крови в кислороде (и, следовательно, в коррекции режима искусственной вентиляции легких), уменьшает его энергетические затраты, улучшает переносимость питания, сокращает продолжительность госпитализации.

Включение родителей в лечебный процесс уменьшает у новорожденных болезненные ощущения и стрессовые реакции и благоприятно влияет на последующее развитие.

У новорожденных, находящихся в отделениях интенсивной терапии, продолжается развитие органов чувств. Негативные и позитивные факторы внешней среды влияют на проведение возбуждения по нервным путям.

В головном мозге недоношенного ребенка в тот период, когда он находится в отделении реанимации и интенсивной терапии (22-40 недель гестации) происходят критические изменения:

Воздействия окружающей среды влияют на формирование важных вышеперечисленных процессов в этот критический период. Если эти воздействия будут неадекватными, то они могут непоправимо нарушить процесс формирования нервной системы.

Получающий интенсивную терапию новорожденный подвергается воздействию света и звуков. Сами лечебные процедуры, необходимые для спасения его жизни, представляют собой большую нагрузку для недоношенного и тяжелобольного ребенка. Эти лечебные процедуры включают санацию дыхательных путей, вибрационный массаж грудной клетки, введение желудочного зонда и питание через него, катетеризацию вен, рентгенографию грудной клетки, УЗИ, офтальмоскопию, ежедневное физикальное обследование, определение показателей жизненно важных функций, гигиенические процедуры, взвешивание.

По приблизительным подсчетам, тяжелобольного новорожденного перекладывают и подвергают различным манипуляциям по уходу, лечению и контролю состояния более 150 раз в сутки. Таким образом, периоды непрерывного покоя не превышают у него 10 минут.

Что может уменьшить подобный стресс?

  • Создание комфортных условий, устранение шума и яркого света, удобное размещение в инкубаторе (кювезе) или в кровати.
  • Сотрудничество с родителями, укрепление их привязанности к ребенку.
  • Использование естественных успокаивающих и саморегулирующих факторов: сосок-пустышек, ухода по методу «кенгуру», пребывание близнецов в одной кровати (инкубаторе).
  • Укладка по средней линии во флексорной позе, пеленание, имитирующее ограниченное пространство в матке.
  • Проведение нескольких манипуляций по уходу в один и тот же промежуток времени, чтобы обеспечить ребенку более длительные периоды покоя.

Устранение шума и яркого света . Недоношенность сама по себе является фактором риска сенсоневральной тугоухости и глухоты. Она выявляется у 10% родившихся недоношенными и только у 5% родившихся доношенными. Шум нарушает формирование слуховых путей в центральной нервной системе, необходимых для развития речи.

Рекомендуемые в отделениях интенсивной терапии освещенность менее 6 фут-кандел (60 люкс), уровень шума менее 50 децибел (спокойная, негромкая речь), снижают риск тугоухости и улучшают последующее развитие тяжелобольных детей. В отделении интенсивной терапии, таким образом, допускается только спокойная речь без повышений голоса. Надо помнить, что дверцы кювеза надо закрывать аккуратно тихо, не стучать по инкубатору и другим близлежащим поверхностям.

Веки глаза новорожденных не защищает. По крайней мере, 38% белого света проходит через веки и раздражает ребенка.

Устранение боли и перегрузок :

Недоношенные дети очень чувствительны к грубым прикосновениям. Они реагируют на такие прикосновения тахикардией, возбуждением, повышением артериального давления, апноэ и падением насыщения гемоглобина кислородом, расстройствами регуляции физиологических процессов, бессонницей.

Однако недоношенные не способны на протяжении длительного периода времени реагировать на боль изменениями физиологических показателей и поведения. Реакции у них быстро истощаются, поэтому заметить их трудно. Шкалы оценки интенсивности боли, разработанные для доношенных новорожденных, к недоношенным неприменимы.

По данным одного исследования, три из четырех эпизодов гипоксии и падения насыщения гемоглобина кислородом связаны с манипуляциями по уходу и лечебными процедурами. Кроме того, в ответ на них происходит выброс стрессовых гормонов. Недоношенный, который прикрывает лицо руками, подает нам сигнал, что испытывает неприятные ощущения.

Очень важно постараться уменьшить стресс и болевые воздействия.

Безлекарственные методы минимализации болевых реакций и перегрузок у новорожденных включают использование соски-пустышки и соски с бутылочкой воды, пеленание, имитирующее замкнутое пространство матки, уменьшение воздействия света и шума, проведение нескольких манипуляций одновременно с тем, чтобы увеличить промежутки между ними и дать ребенку отдохнуть.

Правильная укладка недоношенных детей:

Когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии новорожденных, важно создать условия, имитирующие замкнутое пространство матки («гнездо» из мягких материалов).

Нейронные связи укрепляются при многократной стимуляции и слабеют при ее отсутствии. После рождения недоношенный ребенок, покинув замкнутое пространство матки, перестает получать постоянную тактильную стимуляцию от ее стенок, поддерживающую развитие мышц. Слабые мышцы недоношенного малыша не могут противостоять силе тяжести. Он принимает распластанную позу с разогнутыми, отведенными и развернутыми кнаружи конечностями. Постепенно такая поза приводит к формированию аномального мышечного тонуса и постуральным (связанным с вынужденным положением тела) деформациям.

Так, нарастающее уплощение черепа с боков приводит к сужению и удлинению головы (так называемой скафоцефалии и долихоцефалии). Оно обусловлено тонкостью и мягкостью костей черепа, из-за чего он легко деформируется. Подобная деформация головы, по-видимому, не влияет на развитие головного мозга, но делает ребенка внешне непривлекательным и мешает его социализации. Однако при хорошем уходе деформацию удается в значительной степени уменьшить.

Длительное пребывание в одном и том же положении приводят к деформациям мышц и скелета, нарушающим последующее двигательное развитие и способность познавать окружающий мир, играть, овладевать социальными и другими навыками.

Придание новорожденному правильной позы предотвращает деформации черепа, туловища и таза, которые нарушают и замедляют последующее развитие. Поворачиваться сами новорожденные не могут, поэтому правильности позы следует уделять внимание. Ребенка надо укладывать в свернутую позу в «гнезде» и регулярно переворачивать с одного бока на другой. Допускается выкладывание недоношенных детей на живот, но только под контролем мониторного наблюдения и персонала.