Уход за аквариумом и его обитателями. Наблюдения за аквариумными рыбками в детском саду. Младшая группа

В последнее время очень модным стало искать креативные методы развития ребенка, школы развития ребенка с новейшими техниками и по новым современным программам. Однако при этом не стоит забывать, что все новое – это возобновленное из недр истории старое, с которого просто стряхнули пыль. Пример этого – аквариум в детском саду.

Возможно, даже в вашем, быть может, советском или просто давнем детстве был тоже детский садик, где игровые комнаты были обставлены различными цветами, горшками и кадками, а на самом видном и почетном месте красовался аквариум в детском саду.

Аквариум в детском саду снова находит свою популярность, правда, с некоторыми поправками на современность. Во-первых, и аквариумы уже далеко не те – за ними проще приглядывать, их не нужно так часто чистить, да и разнообразие аквариумных рыбок и аквариумных растений на порядок больше, ведь так? К тому же, уровень современного рынка аквариума достиг того, что совсем необязательно «вешать» обслуживание аквариума, например, чистку аквариума, на персонал. Этим может заняться команда профессионалов.

Ну и наконец нужно отметить, что если раньше аквариумным хобби, привитым в детстве, родители пытались уберечь дитя от превратного влияния улицы, то нынче это все происходит во имя сбережения того же дитя от превратного влияния компьютера. В остальном все то же – дети, аквариум, детский сад, экологическое воспитание…

Аквариум в детском саду как пример экологического воспитания

Заводить аквариум в детском саду снова входит в моду. Но как оформить аквариум в детском саду? Какой техникой оборудовать? Какому размеру отдать предпочтение? Все это вопросы очень понятные, ведь аквариум в детском саду играет особенную роль – не только эстетическую, но и развивающую.

В педагогике есть даже такое понятие, как экологическое образование. И начинается оно с малых лет. Экологическое образование – это, в первую очередь, воспитание любви к природе и умения с ней общаться. Ныне есть в некоторых детских садиках. Что может сделать для аквариума дитя дошкольного возраста? Очень малое, но очень важное – покормить рыбок. К тому же, наблюдая за жизнью рыбок, будучи приобщенными к организации их жизненного пространства (ведь они видят, как взрослые), они приобретают чувство ответственности за окружающий мир.

Что интересно, детям обычно не нужно рассказывать о подводном мире, они и сами начинают засыпать взрослых вопросами: что да как. И тут важно сориентироваться вовремя и рассказать ребенку о хрупкости этого милого подводного мира, о том, как важно за ним следить и не нарушать эту тщательно выстроенную систему жизнеобеспечения. У детей, правда, могут быть аллергические реакции на сухой корм, но это возникает редко. Учитывая это, нужно соблюдать условие – не устанавливать в том месте, где дети находятся в зоне постоянной досягаемости. Аквариум в игровой комнате – прекрасно, но поодаль. Издали подводный мир будет виден шире, а при необходимости можно подойти, чтобы его рассмотреть. К тому же, детям обычно характерны резкие движения, беготня и все, что можно назвать одним словом – резвиться, так что удаленность аквариума в помещение от «очага резких движений» даже сыграет в плюс.

Как оформить аквариум в детском саду?

Психологи советуют в аквариум в детском саду не брать ярких элементов декора. Да и если мы говорим об экологическом воспитании, то – само собой разумеется – в приоритете естественность среды.

Многие аквариум в детском саду снабжают . Да, это на порядок облегчает задачу. За требуется уход. Чтобы они выглядели эстетично, им нужно не только обеспечить все необходимые условия, но и в том числе обрезать испорченные листочки или верхние части, если необходимость есть. А с пластиковыми растениями – ноль проблем. Воткнул в грунт – вот и все. Но аквариум в детском саду должен быть оплотом натуральности, а не садом из пластиковых черенком, помеж которыми плавают рыбки. В ассортименте ближайшего по отношению к вам зоомагазина, будьте уверены, есть очень много растений, неприхотливых в уходе и очень живучих. Лучше обратить внимание на них, нежели купить пластиковые растения. Хотя если эксперимент с живой аквариумной растительностью для вашего аквариум в детском саду не удался, то пластиковые растения можно посадить, но они должны быть хорошего качества и не самых ярких оттенков, которые были перед глазами, а более спокойных – желательно зеленых тонов.

Далее нужно хорошо продумать в детском саду. Это оборудование должно максимально соответствовать потребностям аквариума и по возможности лишать взрослых проблем по уходу за ним. Хороший фильтр и система аэрации поможет избежать частых подмен воды. А терморегулятор будет поддерживать необходимую для аквариума в детском саду температуру.

Важно правильно сориентироваться по размерам и форме аквариума в детском саду. Что касается формы, то в приоритете – прямые, а не изогнутые стекла аквариума в детском саду. Это позволит упростить . Просто при помощи скребка удаляем налет – вот и все. А с изогнутыми стеклами не так просто, там нужно поморочиться. Стоит ли это того?

По поводу размеров, какие будут оптимальные для аквариум в детском саду, есть одна простая формула: чем больше аквариум, тем меньше внимания он от вас будет требовать. Аквариум покрупнее самостоятельно будет себя «обслуживать» длительное время, тут и подмены воды нужно делать не так часто. Аквариум в детском саду хоть и предназначен для маленьких детей, но он не обязательно должен сам быть таким. И тут даже не эстетическая мотивация на первом месте, как видите. Сплошная практика – да и только.

В педагогике есть даже специальные упражнения для детей, связанные с аквариумом в детском саду. Например, это математические задачки, задачки на логику, определение, сколько рыбок справа, а сколько – слева.

Аквариум в детском саду может развивать ребенка не хуже любой программы или игрушки. Стоит только правильно использовать его потенциал. И дети с удовольствием примут участие в каких-то шагах по уходу за аквариумом, учась при этом любить природу, рыб и животных, ответственно относиться ко всему живому миру. Если есть какие-то опасения по поводу дальнейшего в детском саду, их можно избежать, например, переложив эти заботы на плечи команды профессиональных аквариумистов. Так, наши мастера занимаются обслуживанием аквариумов на постоянной основе или разовой чисткой аквариумов. В любое удобное для вас время они готовы выехать и сделать всю черную работу, а дети будут наслаждаться красивым мирным аквариумом. К тому же, не стоит забывать, что если не все, то очень многие наши увлечения, порой, родом из детства.

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и засе-ленный аквариум - это модель природного водоема, мин и-э к о-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте-ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда-ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы - большой аквариум вместимостью 60-100 литров. В комнате природы, хол-ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо-жет быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150 - 500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль-шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за-тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно и здоровье рыб, в большой сте-пени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водо-ема, Поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам-ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень-ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во-дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основ-ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по-лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм-ления рыб.



К существенным компонентам создания биологического рав-новесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к

1 Разработано Н.Н.Мешковой.

Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А - речные камни, боковое освещение; Б - коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге стано-вится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освеще-ния растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в ре-зультате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет ды-хание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть уста-новлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день корот-кий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни и ко-ряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соле-ной воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять ак-вариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выгля-дит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных ра-стений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями раз-мещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аква-риума оставляют свободными. Крупные растения, например ама-зонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофи-лу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных усло-вий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 - 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус-тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен-ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверх-ности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться го-дами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обес-печивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видо-вой состав его обитателей. Разный образ жизни различ-ных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие стро-ения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, льви-ноголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее при-мере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плав-ники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Зна-комясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность - это ут-рата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком за-метна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естествен-ных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквари-ум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недо-статка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы - самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме - верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировоч-ную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченос-цы яркой окраски и красивые самцы гуппи - это пример ка-честв, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линеатус (щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верх-них слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела,

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необ-ходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаивать-ся. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомы-ми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик - его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенно-сти донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, ма-ленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 - 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно рас-положить речные камни небольшого размера, среди которых со-мик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от ра-стений водного пространства. На этих рыбах детям можно пока-зать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахож-дение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпук-лые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интерес-но сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания является еще более инте-ресным: на них можно показать разнообразие маскировочной окра-ски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспо-собительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необ-ходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низ-кая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них эколо-гически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, рота-ном.

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем-ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для


Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра-щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер-жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто-янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ-ным количеством растений и оборудованным освещением, уста-навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под-вижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоро-сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 - 5 °С). При соблюдении этого условия уход за аквари-умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю-чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по-кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп-ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу-ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 - 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер-шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх-ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря-док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет-верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует-ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз-ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва-ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав-лять без воды даже на несколько часов.

Кормление рыб. Корм для рыбок должен быть разнообразным. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновид-ности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) любят сырые или вареные овсяные хлопья «геркулес», отмытые от муч-нистых частиц, заваренную кипятком манную крупу, мелкие крош-ки сухого печенья типа галет.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не-сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что-бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по-этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото-рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер-вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.


Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове-ние у них заболеваний.

Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен-но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив-шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя-лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста-новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 - 22 "С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 - 3 л с водой из аква-риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5-10 мин в банке с чистой водой из аквари-ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля-ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи-ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще-на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе-ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла-коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби-отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Оодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель-чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа-ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту-беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу-хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение - сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма-лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и вза-имозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягу-шек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Контрольные вопросы

1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для рыб?

2. Когда аквариум становится мини-экосистемой?

3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме?

4. Как следует ухаживать за аквариумом?

Оборудование клеток и содержание птиц

Птицы, так же как и рыбы, - частые обитатели уголков при-роды в детском саду. Их содержат в больших клетках (или волье-рах), так как им нужно воздушное пространство для полета или порхания (рис. 5). Клетка должна быть установлена в светлом, спо-койном месте. Птицы бодрствуют в световой день, поэтому они активны при ярком свете. Они очень пугливы и осторожны - в неудачно расположенной клетке (например, на проходе или в иг-ровом уголке) они находятся в тревожном состоянии (в отдель-ных случаях испуг может вызвать шок и даже привести к гибели птицы). Не следует также располагать клетку под фрамугой: пти-цы не выносят сквозняков.


На дно клетки кладут чистый сухой песок - это экологически значимое ус-ловие, так как у птиц нет зубов и пища перетирается в желудке при помощи пес-чинок и мелких камушков, которые они глотают. Песок в небольшом количестве запасают летом. При ежедневной уборке в клетке его просеивают через сито - таким образом очищают от шелухи и по-мета.

В клетке должно быть несколько жер-дочек, расположенных поперек нее на разной высоте. Устраивать их на углу не следует: сидя на них, птица будет упи-раться хвостом в прутья клетки и оби-вать перья. Палочки, используемые в качестве жердочек, должны быть круг-лыми, гладко оструганными, средней толщины (слишком толстые или тонкие не подходят: птице трудно их обхваты-вать и удерживаться на них). В клетке постоянно должна быть чистая вода. Ее ежедневно меняют, наливая в 2-3 ем-кости: в поилку для питья, в купалку для купания. Некоторые птицы любят ку-паться, после чего они сушат и уклады-вают перышки. Приведя себя в порядок, они поют, что является свидетельством их хорошего состояния.

Важное условие жизни птицы - раз-нообразие корма. Птица не может долго оставаться голодной, поэтому в клетке всегда должна быть зерно-смесь (особенно в выходные и праздничные дни). Кроме нее пти-це дают в небольшом количестве мягкие корма: крошки творога, яйца, каши, белого хлеба, смоченного молоком, тертую морковь, кусочки яблока и других фруктов. Отдельно кладут минеральную подкормку (древесный уголь, мел, скорлупу яиц). Круглый год птице следует давать зелень: веточки традесканции, пророщен-ный овес или другие злаковые.

Канарейки родом с Канарских островов, они зеленоватого цвета с бурыми пестринками, питаются семенами травянистых растений, нежной зеленью. У нас широко распространены декоративные до-машние канарейки самых разных оттенков желтого, оранжевого и бурого цветов. Их содержат за красивое мелодичное пение.

В неволе канареек кормят зерносмесью, состоящей из рапса, овсянки, канареечного семени, давленого подсолнуха, семян льна,

салата и разных сорных трав. Также в небольших количествах пти-цам дают фрукты, зелень, мягкие корма, минеральную подкормку. Летом их можно кормить листьями мокрицы и одуванчика. С конца февраля, чтобы получить потомство, им чаще следует давать яич-ный корм и слегка проросшие семена проса, пшеницы и подсолнуха.

Беспокойное поведение канареек - сигнал для внесения в клет-ку основы и строительного материала (сухих травинок, перьев, клочков мха, ваты) для гнезда, из которого самка сама устроит гнездо. Отложив 2 - 3 яйца, она садится на них и высиживает 13 суток. Птенцы вылупляются сами, скорлупки самка выносит из гнезда или съедает. Птенцов выкармливают оба родителя.

Волнистые попугайчики родом из Австралии, где они распро-странены так же широко, как у нас воробьи. На родине они все ярко-зеленого цвета с волнистым рисунком на крыльях. Попугай-чики хорошо летают и лазают по веткам деревьев - в этом им помогают особое устройство лапок (два пальца направлены на-зад, два - вперед) и загнутый клюв. Питаются они семенами трав, почками, молодыми побегами, изредка насекомыми.


торые птицы имеют хохолок. Самец и самка окрашены одинако-во, поет только самец.

Японские амадины прекрасно содержатся в неволе: они вы-носливы, быстро привыкают к людям, легко размножаются. Сиг-налом к гнездостроению является подвешенное гнездо. Уже через неделю самка откладывает от 4 до 8 яиц. Родители высиживают птенцов вместе, кормятся по очереди. Через две (или чуть боль-ше) недели вылупляются птенцы пока не имеющие оперения. Их кормят оба родителя. Через три недели оперившиеся птенцы вы-летают из гнезда. Родители продолжают их кормить еще дней 10, после чего птенцов следует отсадить - иначе они не дадут воз-можности взрослым снова загнездиться. После отселения птенцов гнездо необходимо тщательно очистить от помета.

Строительным материалом для гнезда являются положенные в клетку соломинки, сено, клочки шерсти, ваты, тонкие веточки, перья. В одной клетке можно держать только одну пару амадин, иначе они будут мешать друг другу. Молодым птицам не следует гнездиться раньше 8 - 9 месяцев. Зерновая смесь для японских ама-дин составляется из проса, канареечного семени и очищенного овса с добавлением семян салата, одуванчика. Им ежедневно не-обходим зеленый корм, в летнее время это звездчатка (мокрич-ник) с недозревшими семенами, салат и молодые листья одуван-чика. Они также охотно едят пророщенные семена злаковых трав, в небольших количествах яичный корм.

Японских амадин нередко называют нянечками: они охотно выкармливают птенцов других птиц, что бывает при клеточном содержании. В качестве нянек лучше всего использовать молодых птиц, которые не имели еще своих птенцов.

Рисовки {рисовые воробьи) - самый известный род азиатских амадин. Их легко узнать по окрасу перьев: сверху они приятного серого цвета, снизу - бледно-красные (или серые), голова чер-ного, а клюв бледно- или ярко-красного цвета. В природе рисовки живут вблизи человека, рядом с рисовыми плантациями, покры-тыми водой. Держатся они парами или небольшими стайками в кустарниках, рощах, едят семена, плоды, червей, насекомых. По-сле спада воды кормятся на рисовых полях и иногда наносят не-малый ущерб урожаю.

Рисовки - спокойные птицы, их можно содержать в одном вольере с волнистыми попугайчиками. Они хорошо размножают-ся, как и японские амадины. В зерновую смесь можно добавить овсянку, небольшое количество конопли, риса, а иногда давать им и мучных червей.

Контрольные вопросы

1. Каких птиц и почему целесообразно содержать в детском саду? По-чему они называются декоративными?

2. Каковы биологические особенности волнистых попугайчиков? Где н как они живут в природе? Какие условия им нужно создать в неволе?

3. Каковы биологические особенности канареек? Где и как они живут II природе? Как их следует обустроить в неволе?

4. Кто такие амадины и как они живут в природе? Как их следует содержать в неволе?

5. Что такое экологический подход к обустройству птиц в неволе?

6. Что значит любить птиц? В чем проявляется любовь к ним?

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и засе­ленный аквариум - это модель природного водоема, мини-эко-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте­ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда­ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы - большой аквариум вместимостью 60- 100 литров. В комнате природы, хол­ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо­жет быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150 - 500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль­шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за­тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно, и здоровье рыб, в большой сте­пени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водо­ема, поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам­ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень­ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во­дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основ­ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по­лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм­ления рыб.

К существенным компонентам создания биологического равновесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к

Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А - речные камни, боковое освещение; Б - коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в результате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни и коряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например, амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 - 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус­тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен­ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, львиноголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее примере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность - это утрата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквариум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недостатка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы - самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме - верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи - это пример качеств, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линеатус {щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верхних слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела,

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаиваться. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик - его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенности донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, маленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 - 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно расположить речные камни небольшого размера, среди которых сомик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от растений водного пространства. На этих рыбах детям можно показать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахождение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпуклые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интересно сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания, является еще более интересным: на них можно показать разнообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них экологически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, ротаном.

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем­ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для

Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра­щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер­жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто­янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ­ным количеством растений и оборудованным освещением, уста­навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под­вижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоро­сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 - 5°С). При соблюдении этого условия уход за аквари­умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю­чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по­кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп­ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу­ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 - 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер­шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

3В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх­ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря­док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет­верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует­ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз­ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва­ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав­лять без воды даже на несколько часов.

Кормление рыб. Корм для рыбок должен быть разнообразным. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновид­ности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) любят сырые или вареные овсяные хлопья «геркулес», отмытые от муч­нистых частиц, заваренную кипятком манную крупу, мелкие крош­ки сухого печенья типа галет.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не­сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что­бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по­этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото­рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер­вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове­ние у них заболеваний.

Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен­но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив­шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя­лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста­новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 - 22 °С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 - 3 л с водой из аква­риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5 - 10 мин в банке с чистой водой из аквари­ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля­ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи­ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще­на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе­ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла­коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби­отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Зодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель­чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа­ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту­беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу­хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение - сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма­лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и взаимозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной
среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Контрольные вопросы

1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для рыб?

2. Когда аквариум становится мини-экосистемой?

3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме?

4. Как следует ухаживать за аквариумом?

Здравствуйте, меня зовут Маша, мне 12,5 лет, я учусь в школе, в 7-ом классе. Хочу рассказать о своем аквариуме.

В нашей семье все увлекаются аквариумистикой и очень любят животных. У нас два больших аквариума, в которых живут крупные рыбки. За ними ухаживают родители.

Мне всегда нравились сомики. У нас жила пара обычных анциструсов, которые даже вывели мальков. Особенно заботливым родителем был папа-сом. Когда мальки подросли и смогли жить самостоятельно, мы нашли им новый большой дом, и семейство сомов переехало в другой аквариум к новым заботливым владельцам.

Родители предложили мне заняться выращиванием новых сомиков, более интересных и красивых. Я с радостью согласилась. Так появился мой новый аквариум на 50 литров. Запускать новый аквариум помогали родители, поделились хорошей водой из большого аквариума и полезными крохотными бактериями, которые живут в фильтрах и в грунте.

В чисто вымытый аквариум мы засыпали грунт. Он черного цвета, называется Ада Амазония. Ведь мои будущие сомики родом из Америки, живут в реке Амазонке. Залили воду из действующего аквариума.

Из-за грунта, вода была такая мутная, что я боялась, что моих рыбок совсем не будет видно. Вот так было при запуске.

В аквариум установили обогреватель, термометр и два фильтра.

Один навесной фильтр FZN - 1 с губками, фильтрует воду со скоростью 500 литров за 1 час. Другой фильтр FZN -3, который почти в 3 раза мощнее первого. Мы вынули из второго фильтра губки, засыпали в отсек керамзит и грунт и посадили в фильтр живые растения, которые любят много воды. Они живут в фильтре, как в горшке. Родители рассказали, что мы соорудили фитофильтр, очень полезная в аквариуме вещь.

Оба фильтра 3 дня фильтровали воду, пока она не стала прозрачная. Температура воды в аквариуме 24-26 градусов. Вот так выглядят наши фильтры-труженики.

В аквариум поставили коряги «Железное дерево» со множеством укромных мест, где прячутся сомики. Коряги украсили сверху мхом. Растений в аквариуме не много, потому что сомики по ночам очень активны и выкапывают растения из грунта.

Чтобы справиться с грязью в аквариуме и запустить первую живность, мы посадили цветных ампулярий - розовых, черничных и белых перламутровых. Через две недели запустили 10 крохотных рыбок - Расбора земляничная/клубничная.

Они весело плавают стайкой по аквариуму, но сфоторграфировать их очень трудно. Если интересно, то посмотрите на эти фотографии.

С нетерпением ждала первых сомиков - анциструсов Супер Рэд. Их 5 штучек, они ярко оранжевого цвета с крохотными черными глазками-бусинками. Это очень энергичные рыбки, которые всегда видны и не прячутся по корягам. Не пугливые и мирные. Эти сомики имеют свой номер L-144.

Анциструсы едят любой сухой корм и мотыль, я их подкармливаю огурцом и свежим кабачком. Улитки тоже любят кабачки.

Для сомиков мы поставили в аквариум еще одну корягу - корень апельсинового дерева. Они очень любят обгладывать кору этой коряги.

Потом были куплены еще сомики со смешным названием Мега Клоун плеко. Номер L-340. Это другой вид сомов - гипанциструс. Они очень красиво окрашены. У каждой из 5 рыбок рисунок на теле не повторятся ни разу. Первые дни эти сомики прятались в корягах. Иногда из коряг выглядывали кончики плавников. Я их считала, чтобы убедится, что они живы. Эти сомики скрытные, выходят кушать ночью или при выключенном свете. Очень быстро прячутся.

Было решено убирать из аквариума прожорливых ампулярий, которые очень быстро съедали со дна весь корм. И ночью Клоунам нечего было есть. Мы поняли это, когда увидели дырки на листьях валиснерии. Маленьким сомикам нужно хорошее питание, и ампулярии переехали жить в другой аквариум.

В аквариум подсадили 5 красных креветок Сакура.

Последнее наше приобретение 6 сомиков L-401 -гипанциструс Золотая зебра. У нас нет ни одной своей фотографии этих сомиков. Мы их совсем не видим, они очень скрытные. Постоянно сидят внутри коряг. Кушать выходят только ночью. Если можно, то я покажу их фотографию из интернета.

Все сомики, которые живут у меня в аквариуме, еще маленькие, размером 2,5 -4 см. Кормить их нужно 2 раза в день. Они мирные рыбки. Не обижают креветок и малюток расбор. Наоборот, креветки, пытаются отобрать у сомиков корм. Очень жалко, что красивые сомики всегда прячутся и нельзя любоваться их красотой. Надеюсь, когда они вырастут, станут смелее.

Вот такой у меня детский сад для маленьких сомиков

Примечание: фотографировала рыбок сама, статью помогал писать папа (исправлял ошибки, ставил запятые и подсказывал по аквариумному оборудованию). С этого года я планирую посещать в Детском доме творчества аквариумный кружок, чтобы знать больше информации о своих любимых рыбках.

Мария, г. Санкт-Петербург

Оставляем комментарии!!!

Форумное обсуждение конкурсных работ - .

Марина Лукина
Аквариум в детском саду

Аквариум в детском саду

Экологическое образование подразумевает прежде всего воспитание желания и умения общаться с природой. Аквариум есть во многих садах. Обычно воспитатели предлагают дошкольникам покормить рыбок, понаблюдать за их движениями, сформировать у ребенка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. (Единственное условие, которое нельзя забывать, установив рядом с детьми аквариум - это возможность у детей аллергической реакции на сухой корм.)

Главное для оформления аквариума , чтобы все компоненты были природными. Во многих садах покупают искусственные растения (немыслимых расцветок) . Такие растения не снабжают аквариум кислородом . Да и рыбкам вряд ли хорошо жить среди жестких синтетических листьев.

Размещать аквариум лучше всего в уютных уголках, а не на проходе, чтобы дети могли уединиться и спокойно понаблюдать за жизнью рыбок. Если аквариум создан по правилам , между его компонентами устанавливается экологическое равновесие.

Такой аквариум не требует вмешательства человека (смена воды, очистка стенок) довольно длительное время. Сейчас можно купить герметично закрытые аквариумы , жизнь в которых саморегулируется в течении пяти лет. Экологическое равновесие легче установить в большом аквариуме (не менее 30-40 л.)

Что можно показать детям на примере аквариума ?

Рассмотрим вместе с детьми аквариум и обсудим , что находится внутри него. Обычно когда заходит речь об аквариуме , дети прежде всего представляют рыбок в воде. Но кроме них здесь живут улитки, водные растения, в воде и в песке много невидимых для нас микроорганизмов. Их можно обнаружить только с помощью микроскопа. Рыбам и растениям нужен свет вода не должна быть очень холодной, и так же необходим рыбкам воздух.

Грунт : чаще всего в качестве грунта используют речной песок. Предлагаем детям определить цвет песка, высказать предположения для чего он нужен, В грунт сажаем растения, в нем находятся их корешки, которые держат эти растения. Если в аквариуме есть сомики дети могут понаблюдать, как многие рыбки разрыхляют песок, ищут корм.

Вода : Могут ли рыбки жить без воды?

Нет, ведь они - настоящие водные животные "рыбка гуляет

только в воде и не гуляет больше нигде". Почему рыбки в воде видны? Во-первых, потому, что прозрачные, стеклянные стенки аквариума , А во-вторых потому, что прозрачная вода. Поскольку вода прозрачная рыбки видят друг друга, они видят так же растения среди которых можно спрятаться. Замечают рыбки и то, как человек их кормит (предложить детям покормить рыбок) . Они плывут навстречу, прозрачная вода пропускает лучи солнышка или электрического светильника. Как мы уже знаем без света не могут существовать зеленые растения,

ВОЗДУХ : Рыбки живые, а все живое дышат. Понаблюдать дышат ли рыбки в воде?

Иногда можно увидеть, как со дна аквариума поднимаются пузырьки воздуха. Есть рыбы, которые периодически подплывают к поверхности воды, чуть-чуть высовываются и дышат тем же воздухам что и мы. Они как бы запасают воздух. Если в воде воздуха недостаточно, многие виды рыб погибают. Чтобы воздуха было больше, воду продувают ори помощи компрессора и распылителя. Понаблюдать с детьми как много при этом появляется пузырьков в аквариуме . Часто рыбки подплывают туда, где больше всего воздушных пузырьков.

Свет и тепло : Обычно для поддержания необходимой температуры в аквариуме используется лампа . Пусть дети выскажут свои предположение : для чего она нужна? Обратите их внимание на, то, что вы периодически при помощи специального термометра измеряете температуру воды, Для чего? Значит это важно для рыбок. Если в помещении будет слишком холодно, а температура не будет прогреваться, то рыбки могут погибнуть. Надо отметить что разные рыбки любят жить в разной по темпер, воде. Золотая рыбка может даже ожить в тепле после того, когда мам уже казалось что она от холода погибла.

Растение : Желательно что бы в аквариуме было несколько видов растений. Рассказ о водных растениях начните с вопроса : зачем они нужны? Почему их всегда разводят в месте с рыбками? Во время наблюдения посмотрите как. прячутся рыбки среди растений, не сложно заметить, как рыбки пощипывают растение. Значит они нужны им и как корм. На листьях растений рыбки откладывают свои икринки. Но самое главное растения выделяют в воду кислород. Растение так же очищают воду, На примере аквариумных растений можно наблюдать за их размножением. Например очень быстро размнож. такое растение, как" риггия " это красивое, в воде ярко - зеленых клубков различных размеров. Растение! которое за короткий срок может покрыть всю поверхность воды сплошным зеленым ковром.

Улитки : Для поддержания экологического равновесия в

аквариуме необходимы и моллюски. Рассматривая улиток, надо обратить внимание детей на то, как они краеиеы5 необычны тж. раскованы им раковины - домики. Обсудите зачем нужна моллюску раковина. Понаблюдайте за ползущей улиткой, и за тем как она прячется в раковину. Улитки санитары акв. Они поедают остатки пищи. Улитки быстро размножаются. В связи с этими в группах дети могут ежедневно наблюдать за маленькими улитками и как быстро они растут,

Рыбы : Человек создал аквариум прежде всего для рыб, Мы не так уж часто можем увидеть рыб в морях, реках, озерах. А аквариум позволяет сделать этих животных Нашими близкими соседями лучше узнать их жизнь. На примере рыб можно рассмотреть многие экологические закономерности. Рыбы появились на земле очень доено, когда человека еще не было, так что рыбы старше человека. Где опт живут? в морях, прудах, озерах, Аквариум - это кусочек водоема» А могут ли морские рыбы жить в нашем аквариуме ? Нет, так как им нужна соленая морская вода, а у нас в аквариуме вода пресная , Рассмотреть форму рыб как они двигаются в воде, двигаться в воде помогает ты хвост, плавники. Как дышат рыбы? У рыбок есть жабры если рыбки мелкие, то жабры у рыбок можно рассмотреть на рисунке, У рыб есть так же глаза, рот, Рыбы хорошо чувствуют запах. Обратить внимание на окраску у самцов она обычно ярче, чтобы привлечь внимания самок.

Кормление рыб : Обратить внимания детей что в природе рыбы сами добывают себе корм. Аквариумных рыбок должен кормить человек. Потому - что в аквариуме нет такого корма как в реке. Приучайте детей не забывать кормить рыбок. Воспитывайте у них чувство ответственности за их жизнь.

Игры : Периодически предлагать детям в качестве разминки физических упражнений изобразить движения рыб, улиток» рост растений, Можно попытаться изобразить весь аквариум . Одни дети превращаются в растения другие в улиток.

Изобразительная деят. Предложить детям отразить свои наблюдения в виде рисунков, аппликации. Например : нарисовать рыбку, улитку которая больше всех понравилось можно придумать свой аквариум .

Развитие речи, мышления : Как можно чаще предлагать детям описывать свои впечатления, Пусть дети отвечают на вопросы тина : что произойдет если забудете покормить, подогреть воду, почистить дно аквариума , если в аквариуме исчезнут растения . Большой интерес вызывает у детей и составление сказок, рассказов. Воспитатель начинает

придумывать начало сказки, а дети придумывают предложения. Например : в одном подводном царстве жили большие, маленькие

Рыбки. Жил - был мал. мальчик ему очень хотелось иметь аквариум но .

Формирование элемен, матем. предст! Во время наблюдения спросить какие рыбки находятся справа каше слева. Составить несложные задачи напр : мы насыпали в аквариум корм сперва подплыли 2 рыбки потом еще 3 сколько всего рыбок в аквариуме ,

Музыка : Предложить детям несколько фрагментов муз. произведений и попросить выбрать ту которая напоминает им движения рыб, улиток. Придумайте танец аквариум , И так если у вас есть в группе аквариум , ваши дети ни когда не будут скучать. Аквариум - это кусочек настоящей природы, а ведь общения ребенка с природой одно из главных условии экологического воспитание.