Традиции празднования Рождества — подробно. Когда празднуется Рождество в разных странах мира и как проходит Рождество? Что такое рождество

Праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена христианства, в век еще апостольский. Какова история праздника Рождества Христова? Даже трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать день рождения своего Спасителя, чтобы не помнили и не «святили» этот день.

История праздника Рождество Христово

На самом же деле все было далеко не так по очень простой причине. Ведь не случайно христиане обычно не празднуют свой день рождения, а празднуют именины, т. е. день своего крещения. Днем же рождения древние христиане называли день смерти человека. При таком взгляде на день рождения могла ли прийти христианам мысль праздновать день рождения Спасителя?


Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его с каким бы то ни было человеческим рождением нельзя.

История праздника Рождества Христова. Христос для христиан был до того небесным человеком, что мысль о его плотском рождении их не радовала. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем «еже по плоти» рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена установить праздник в честь рождения Спасителя внешними влияниями. Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при Папе Юлии. Сделано это было для того, чтобы отвлечь христиан от языческих праздников. За Римом последовали и все восточные церкви.

Древней церкви не известен был не только точный день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали, что это событие произошло 20 мая, другие - 10 или 6 января; по другим свидетельствам III - II веков, Рождество Христово приурочивалось к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса в пользу 25 декабря на основании приблизительно следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий, а в церкви издавна было распространено убеждение, что Христос находился на земле полное число лет. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т. е. в еврейскую Пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Таким образом, весьма вероятно, что событие Рождества Христова на самом деле припадало на время, когда оно и празднуется.

Рождество Христово - интересные факты

Рождество Христово - один из самых значительных религиозных праздников, традиции празднования которого уходят в глубь веков. Но многие наши современники, выросшие в атеистические времена, традиции, связанные с этим праздником, либо вообще не знают, либо имеют о них весьма смутные представления. А ведь до 1917 года это был один из самых любимых в народе праздников.

Какова история Рождества Христова? В ночь на 25 декабря по старому стилю (по новому - 7 января) совершается торжественное богослужение. Рождество называют «матерью всех праздников». Именно в этот день все верующие радуются рождению Спасителя, Сына Божьего. Значение этого праздника настолько велико, что и летосчисление мы ведем от Рождества Христова.

С рождением Сына Божьего начинается его земная жизнь, страдания, смерть, воскресение - все то, что прошел Иисус и что дарит людям свет, показывает путь к спасению. Прежде чем рассказать о том, как наши прадеды праздновали Рождество Христово, нелишним будет обратиться к евангельским историям рождения Христа.

Неподалеку от Иерусалима находится Вифлеем. Именно там родилась мать Иисуса - Дева Мария. С трех лет она воспитывалась в храме и в четырнадцать лет дала обет не выходить замуж и служить только Богу. Священники доверили Деву Марию вдовцу Иосифу, восьмидесятилетнему старцу, который заменил ей отца. Они жили в доме Иосифа в Назарете.

Однажды в дом, где жила Дева Мария и Иосиф, явился архангел Гавриил и сказал: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол». В то время Римский император Август велел провести перепись всех Иудейских земель. Каждый иудей долен был записаться там, где он родился.

Поэтому Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем. Трудной была дорога, так как Мария вскоре должна была родить. В Вифлеем они добрались поздно вечером, но не смогли из-за большого скопления людей остановиться ни в гостиницах, ни в домах жителей, поэтому остановились в пещере рядом с городом. В эту пещеру пастухи в ненастную погоду загоняли скот.

Ночью у Девы Марии родился сын. Младенца спеленали и положили на солому в ясли, куда кладут корм для скота. Первыми, кто узнал о рождении Иисуса, были вифлеемские пастухи. Недалеко от пещеры они пасли скот в поле, когда перед ними внезапно появился ангел. Пастухи сильно испугались, но ангел успокоил их: «Не бойтесь!

Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Когда ангел вернулся на Eie6o, пастухи поспешили в Вифлеем.

Вскоре они нашли пещеру и увидели младенца, лежащего в яслях. Они рассказали Марии и Иосифу о том, что видели и слышали, а затем возвратились к своим стадам, радуясь рождению Сына Божьего. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает» или «спаситель».

Тем временем в Иерусалим прибыли из далекой страны (из Персии или Вавилонии) волхвы - ученые люди, занимавшиеся наблюдением за звездами. Они увидели, как на Eie6e возникла новая яркая звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия - будущий правитель Иудеи - родился. Мудрецы поспешили в Иерусалим, чтобы узнать, где родился царь, и поклониться ему.

С собой они несли дары: золото, которое предназначалось ему как царю (в виде дани), ладан - как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении) и смирну - как человеку, который должен умереть (умерших натирали в то время благовонными маслами). Волхвы расспрашивали всех: «Где новый царь иудейский? Мы хотим увидеть его и принести ему наши дары».

Это известие взволновало всех жителей Иерусалима, но особенно встревожился Ирод. Он испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Подозрительный и коварный правитель решил убить младенца.

История Рождества Христова. Волхвы отправились в Вифлеем, и опять та самая звезда, которую они видели на востоке, шла перед ешми, указывая путь. В Вифлееме звезда остановилась над тем местом, где находился только что родившийся Иисус.

Тем временем Иосиф и Мария уже перебрались из пещеры в город, так как народ после переписи стал расходиться. Волхвы вошли в дом и увидели младенца с матерью его. Они поклонились Иисусу до земли и поднесли ему свои дары: золото, ладан и смирну. Такова евангельская история рождения Христа.

Наш народ всегда ярко и красиво праздновал Рождество Христово. Накануне праздника украшали рождественскую елку. Традиция украшать лесную красавицу пришла к нам из западных стран при Петре I. Издавна вечная зелень ели и других растений (сосны, лавра, можжевельника, омелы) является символом обновления жизни, поэтому ветками вечнозеленых растений украшают дома и храмы.

Празднику предшествует сорокадневный пост, который называют Рождественским или Филипповским (поскольку начинается он в день памяти апостола Филиппа). Во время поста - с 15 (28) ноября по 24 декабря (7 января) - верующие не едят скоромную пищу, то есть мяса, молока, яиц, а только постную, то есть растительную (овощи, фрукты, хлеб).

Традиции праздника Рождество Христово

Особое внимание уделяется духовным аспектам - покаянию и молитвам. День перед Рождеством называют Рождественским сочельником. В Украине сочельник называют Свят-вечер, Щедрый вечер, Богатая кутья. С давних времен словом и делом в этот день старались создать образ богатства, мира, покоя в своем доме. В этот день проводились определенные магические действия, которые, по народным поверьям, привлекали богатство и благополучие.

Первое магическое действие - добывание огня с помощью кремня и кресала, которые перед этим двенадцать дней лежали под образами. Как правило, это делала хозяйка дома. Этим огнем разжигали двенадцать поленьев. В последний день поста - сочельник - никто ничего не ел и не садился за стол до появления в небе первой звезды. Но уже с раннего утра хозяйка должна была приступить к приготовлению ужина, который по правилам состоит из двенадцати постных блюд.

Приготовленный на «новом» огне ужин из разных даров земли являлся своеобразным оберегом для семьи. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, после чего хозяин прикреплял зажженную свечу к хлебу и выходил во двор, где брал охапку соломы. Затем соломой застилали пол в хате, лавки. На стол клали солому и покрывали ее скатертью.

Это делали как напоминание о том месте, где родился Божий Сын. Под иконами ставили сноп необмолоченной пшеницы («дидух») как символ будущего урожая и кутью. Хозяин выходил во двор для того, чтобы узнать - появилась ли первая звезда. Садились трапезничать в этот вечер с появлением в небе первой звезды (как напоминание о Вифлеемской звезде), о которой торжественно сообщал хозяин. Однако перед тем как сесть

за стол, хозяин брал от каждого приготовленного блюда по нескольку ложек и шел кормить хозяйство - коней, коров, овец, собак и т. д. Когда хозяин возвращался, семья садилась за стол. В этот день собирались вместе все члены семьи, считалось, что этот вечер обязательно нужно провести в кругу родных - иначе весь год будет трудным.

Верили, что в этот вечер даже души умерших или без вести пропавших приходят на своеобразную совместную трапезу рода. Поэтому на окнах ставили кутью и узвар, а еду со стола не убирали до утра. И перед тем как сесть на стул или лавку, дули - чтобы не придавить собой мертвых душ.

Приглашали разделить ужин всех, даже незнакомых людей. Гость в этот вечер, по верованиям наших предков, приносил счастье в дом. Большой грех ссориться в этот день, наоборот, считалось, что нужно помириться с врагами, чтобы следующий год прошел в мире и согласии. В этот вечер принято рассказывать детям об истории рождения Иисуса, показывать вертеп.

Рождество – это праздник, который был установлен в память о рождении в Вифлееме Иисуса Христа. Рождество является государственным праздником более чем в ста странах мира. Его отмечают в Европе, Канаде, Соединенных Штатах, Новой Зеландии, Австралии и других странах.

Существуют такие понятия как «католическое рождество» и «православное рождество» .

Католическое отмечается 25 декабря, а православное – 7 января. Так почему вышло так, что один и тот же праздник отмечают в разные дни?

На самом деле, тут имеет место некоторая путаница.

Но так как она живет по юлианскому календарю, эта дата для нее приходится на 7 января по юлианскому летоисчислению. Вот почему в России Рождество принято отмечать именно в январе. Хотя, по большому счету, даты эти весьма условны.

История Рождества

Расскажем немного об истории этого удивительного праздника. Впервые отмечать Рождество христиане стали еще в 4-м веке. Правда, до сих пор не дано ответа на вопрос о том, когда же появился на свет Иисус.

Согласно одной из них, такую дату выбрали по той причине, что Пасха и Боговоплощение (зачатие Христа) праздновались христианами одновременно. А после того как к дате 25 марта прибавились 9 месяцев, и получилось 25 декабря.

Самая популярная версия – церковь остановила свой выбор на этом дне из-за двух праздников, отмечавшихся в Римской империи: Сатурналин (с 16 по 24 декабря) и Рождение Солнца (25 декабря). Этот прием хорошо изучен церковью.

Очень часто христианская религия заменяла или адаптировала языческие праздники и культы. Как бы то ни было, помещение Рождества в середину зимы явилось мудрым решением. Если бы не Рождество, люди мучились бы от продолжительной, скучной и мрачной зимы.

Вы, безусловно, слышали и о Рождественском сочельнике .

Это день накануне Рождества. В это время необходимо соблюдать строгий пост – употреблять в пищу только сочиво – ячменные и пшеничные зерна, сваренные с добавлением меда.

Согласно традиции, этот пост заканчивается тогда, когда на небе появляется первая вечерняя звезда. Основой этой традиции послужило предание о появлении Вифлеемской звезды, которая и возвестила о рождении Иисуса. Церковные и народные обычаи сплетаются в праздновании Рождества.

Например, очень популярно колядование (колядки). Дети и молодежь в масках и шкурах животных ходят по домам, распевая песни, и говоря добрые пожелания. За это им преподносят разные подарки – сладости, пирожки, фрукты и т.д.

Существует и обычай преломлять, так называемый, «рождественский хлеб» (освященные в храме пресные облатки). Его едят перед началом праздничной трапезы и во время поздравления друг друга. Кроме этого, на Рождество устанавливают наряженные ели. Ель, украшенная красивыми шарами, является символом райского дерева с вкусными плодами.

Хотя в Библии и не говорится, когда именно родился Иисус, главное, чтобы он родился и жил в вашем сердце.

Возможно, вам будет интересно:

Всего в календарном году есть 4 многодневных поста. Это - Великий пост, Петровский, Рождественский и Успенский. Теперь поподробнее о том, в какие дни можно есть блюда из рыбы применительно к каждому посту. Великий пост считается самым значительным и строгим из всех, потому что он предваряет основной христианский праздник – Пасху. В течение всего поста нельзя есть молочные продукты, птицу и мясо. В праздничные дни, которые…

Несмотря на то, что профессия диджея не зарегистрирована в общероссийском классификаторе профессий, российские представители этой "касты" вместе с DJ всего мира ежегодно 9 марта с размахом отмечают свой праздник. Всемирный день диджея (World DJ Day) - международный праздник, учрежденный в 2002 году фодом World DJ Fund и Nordoff Robbins Music Therapy. Стоит отдать должное организатором этой традиции - так как доход всех мероприятий, проводимых в честь World DJ Day 9 числа,…

Пока оптимисты с нетерпением ожидают прихода Нового года, пессимисты смиренно ждут наступления Конца Света, который, по мнению древних Майя, должен наступить аккурат 21 декабря 2012 года. Да ладно, знаю я, что никакие вы не пессимисты. Просто забавно наблюдать за бегущими секундами, приближающими Человечество к неминуемому краху и глобальной погибели. Впрочем, если вы относитесь к предсказанию индейцев Центральной Америки - не мне вас судить. Кто знает, кто из нас окажется прав, когда…

Масленица - древний языческий праздник, символизирующий прощание с зимой и встречу долгожданной весны. Праздник этот являет собой не просто один день гуляний, а целый праздничный цикл, длящийся целую неделю. Масленица не имеет статичной даты празднования, как Новый Год, например. Каждый год этот замечательный праздник выпадает на разное число. В 2010 году Масленицу праздновали 8 февраля; В 2011 году - 28 февраля; В 2012 году мы праздновали ее 20…

Вопреки стуже и непогоде, зима дарит нам ожидание чудесных праздников и продолжительных каникул, пронизанных сердечной теплотой близких людей. Празднование Рождества – самая значимая и волшебная дата. По давней традиции, начинают отмечать Рождество 6 января, в Рождественский сочельник, с постного застолья из 12 блюд. На следующий день, 7 января, добавляют мясные угощения.

История Рождества

История Рождества как праздника восходит к первым векам христианства и отмечается в честь рождения Иисуса Христа Девой Марией. Появился на свет Сын Божий в пещере для загона скота, на пути следования Девы Марии и ее мужа Иосифа в Вифлеем, где проводилась перепись населения. Вместе с рождением Иисуса на небе зажглась чудесная звезда — с тех пор это событие отмечается сразу после того, как на вечернем небе появляется первая звездочка.

Празднование Рождества с его ярким библейским сюжетом привлекает даже людей, далеких от веры и религии, но объединенных идентичными моральными ценностями. Рождество – повод упрочить семейные узы, почувствовать поддержку, нерушимые связи с родными и близкими. Принято поститься перед Рождеством в течение сорока дней. А во время Сочельника 6 января, предшествующего Рождеству и являющегося заключительным днем Рождественского поста, ничего не вкушать. С первой звездой на стол подают сочиво, или – особое угощение из пшеницы, риса, орехов и меда.

Традиции Рождественского сочельника

Считается, что в ночь на Рождество, до первой звезда в Сочельник 6 января, как нельзя более ярко выражается противостояние добра и зла. Кто-то празднует Рождественский сочельник с близкими и посещает церковную службу. А есть и такие, кто с нечистой силой собирается на шабаш и творит беспорядки. Важно сохранять благодушное настроение в этот волшебный день и последующую ночь, беречься от дурных мыслей и поступков.

Константин Трутовский «Колядки в Малороссии», 1864 г.

Помимо колядок с ряжеными, на Руси были популярны особые рождественские представления – вертепы. Вертеп представлял собой ящик особой конструкции, для переносного кукольного театра. С помощью тематически оформленных кукол разыгрывались различные библейские сценки. Как знать, может именно вам суждено возродить эту интересную традицию? Попробуйте, доставьте радость своим детям и близким!

Что подавать на рождественский стол

Рождество православное и католическое

Католики всего мира празднуют Рождество 25 декабря, а точнее, в ночь с 24 на 25-е, после появления первой звезды; православные — в ночь с 6 на 7 января. В обоих случаях Рождество является праздником, включающим церковное богослужение, щедрое семейное застолье и обмен подарками.

Карл Ларссон (Швеция), «Сочельник», 1904-1905

Норман Роквелл, американский художник, «Санта Клаус», 1921 г.

У приверженцев католической веры есть ряд особенностей рождественского меню, среди них:

Традиционный гусь или индейка, фаршированная яблоками, с аппетитной золотистой корочкой – главное блюдо европейского застолья.

Милые подарки детям, которые приносит добрый Санта Клаус (Святой Николай) и раскладывает в развешанные носки над камином. Символические презенты накануне Рождества в виде небольших сувениров, с наилучшими пожеланиями дарят абсолютно всем – знакомым, коллегам, соседям и просто прохожим.

Богатое и не очень украшение комнат в доме и придворовой территории — святящиеся фонарики и звезды у входа, на близлежащих деревьях, венки из еловых лап на дверях, гирлянды из веток, шишек и ягод, колокольчиков и т.д.

Александр Бучкури, «Рождественский базар», 1906 г.

Приметы на Рождество

Как и в любой другой церковный праздник, в Рождество не принято заниматься шитьем и вязаньем , подметать и мыть, заниматься работой по хозяйству. На этот счет существует масса примет, предвещающих убытки и беды. Также не рекомендуется охотиться и убивать животных.

Для привлечения достатка в дом в Рождество принято проявлять щедрость и хлебосольное гостеприимство . Не должно быть обид и грусти, все гости, случайные и желанные, должны быть одарены и накормлены, никого нельзя обижать и оставлять недовольным. Даже себя: обязательно подарите себе то, что давно хотели.

С вечера в Сочельник и три дня Рождества принято колядовать – обычно этим занимаются дети. Ходят на колядки как минимум втроем, исполняя роли звездаря, звонаря и мехоноши. Первый несет звезду — главный символ Рождества и распевает колядки, песни с поздравлениями. Второй – звонарь – подпевает и звонит в колокольчик. А третий – самый сильный – собирает в подготовленный мешок все подарки-подношения, сладости и монетки. Получить такое поздравление от ряженых колядующих – самая хорошая примета. А вот гадать в этот день совсем не стоит.

В оформлении стола может присутствовать сено (солома) и толстые свечи, способные гореть на протяжении всей знаменательной ночи. Огонь домашнего очага всегда имел некий сакральный смысл – для привлечения богатства в сочельник на нем сжигали специально подготовленную, пропитанную медом, колоду. Солома, как напоминание места рождения Христа, также является неотъемлемым атрибутом праздника, обычно ее подкладывают под стол и скатерть.

Вся вода из любых источников считается в этот святой день наделенной особыми живительными свойствами. Ее можно набирать в подготовленные сосуды, чтобы пить и умываться – здоровье и красота будет сопровождать вас весь год.

Хорошей приметой считается выходить на улицу и смотреть в небо в ожидании первой звезды . Это сулит новые перспективы и рост. А вот есть и пить до первой звезды нельзя. Как и разрезать специально приготовленные по этому случаю пироги.

Существует немало примет, касающихся погоды в сочельник. Самые лучшие из них – снегопад и щедрый иней на ветвях , как обещание прибыли, изобилия и хорошего урожая в грядущем году.

Что надеть на Рождество

Весьма неуместно во время празднования Рождества облачаться в черную «траурную»одежду, надевать старую, изношенную, повседневную одежду. Даже в старину, когда платье бережно носилось десятилетиями, на Сочельник старались облачиться во все новое и нарядное. Теперь, когда острого дефицита в приобретении нового гардероба нет, этой традиции придерживаться несложно.

При выборе стоит быть предусмотрительным и тактичным. Все-таки для многих этот праздник остается самым святым и светлым, поэтому откровенные и экстравагантные наряды, яркий макияж, пышные прически, броские украшения будут неуместны. Тем более, если вы планируете посетить храм. Кто тяготеет в одежде к народным мотивам, могут надеть расшитую по вороту нарядную блузу, для любителей современной одежды стильное платье будет лучшим вариантом.

Хотите сделать вечер запоминающимся? Подготовьте для гостей разноцветные атласные ленточки и привяжите к концам миниатюрные колокольчики. Такие ленты в старину во время праздника подвязывали под ворот мужчинам и вплетали в косы, обвязывали вокруг головы женщинам и девушкам.

Подарки на Рождество

Поздравить родных, близких, друзей, которые находятся далеко или коллег можно тематическими позитивными открытками и небольшими памятными сувенирами в виде ангелочков, волшебных стеклянных шаров, красиво оформленных свечей, фотоальбомов и рамок.

Строго говоря, Рождество – праздник для самых близких и родных. И подарки на Рождество должны выбираться с учетом интересов, быть действительно дорогими сердцу и полезными.

Взрослым можно дарить редкие книги и дорогие вина, ювелирные украшения и бытовую технику, теплые вещи в виде уютных свитеров или комплектов из шарфа, шапки и перчаток.

Подростков обрадуют различные девайсы и гаджеты, а дошкольников – игрушки и наборы для творчества. Не пренебрегайте красивой блестящей упаковкой – подпишите и положите под елку – распаковать такой подарок будет приятно и волнительно не только ребенку, но и взрослому! Дарите радость своим близким!

Здравствуйте, дорогие читатели. Хочу вас поздравить с чудесным праздником. Ведь скоро для всех верующих наступит день, когда они будут отмечать празднование Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (Рождество Христово). Случится это 7 января. Этот праздник — один из важнейших в христианском мире. Он установлен в знак великой радости по причине рождения спасителя человечества Иисуса Христа (Богомладенца, Сына Божьего) от Богородицы Девы Марии. Произошло это событие мирового, даже — Вселенского, масштаба в Вифлееме. Принято, что Рождество предваряется Рождественским постом и включается в число двунадесятых праздников. Оно является заключительным в длительном 40-дневном посте (святой Четыредесятнице). Строжайший пост обязательно соблюдается перед наступлением самого праздника.

Ночью с 6-го на 7-е число во всех православных церквях и храмах свершаются торжественные рождественские богослужения.

За этим следуют святки, которые длятся целых двенадцать суток. В это время все верующие — празднуют и прославляют Христа. Сегодня хочу рассмотреть интересные традиции и обычаи на Рождество Христово. На самом деле все очень интересно, как для детей, так и для взрослых.

История возникновения праздника — Рождество Христово для детей

7 января ознаменовало собой новую жизнь всего человечества. Теперь поклонение языческим идолам осталось в прошлом. Не стало больше человеческих жертвоприношений в угоду этим богам. На сегодняшний день, единственная «жертва», приносящаяся православным христианином Господу — это свеча и искренняя молитва.

История праздника покрыта загадками, так как он — один из древнейших на земле. Между тем, есть факты, которые точно установлены современной наукой и сомнению практически не подлежат. Согласитесь: представить себе, что этот день когда-либо вовсе не чествовали — трудно. А, между тем, были и такие времена. Чтобы понять, как это было, нужно окунуться в увлекательный и таинственный мир истории.

1. Праздник этот установлен на честь появления на свет Иисуса Христа в старинном городе Вифлеем. Случилось это в 5508 году ото дня сотворения Мира.

2. В IV веке только устанавливались принципы празднования Рождества. Они не имели 100% сходства с современными. И в плане песнопения — также.

3. В V веке только начали закладываться основы песнопений. Этому поспособствовал Константинопольский Патриарх Анатолий. Его дело продолжилось в VII-VIII веках Андреем и Соффонием Иерусалимскими, а также — Козьмой Маюмским, Патриархом Константинопольским Германом и другими. Именно тогдашние песнопения повсеместно практикуются современными священнослужителями.

4. Этот великий праздник был в почете у верующих людей уже с самого момента рождения Спасителя. Со временем он набирал популярность, и все больше верующих присоединялось к празднованиям. Уже в те времена родился обычай отмечать этот день по-особенному. Однако, все это подвергалось гонениям и не признавалось официальными тогдашними властями очень длительное время.

5. Первыми, кто решил поздравить Христа, и всех людей, были простые пастухи, которым явился ангел, оповестив их о величайшей радости: пришел на землю спаситель, и все, кто уверует в него, и будет придерживаться его заповедей, получит шанс на спасение своей души и блаженную райскую жизнь на все века. Пастухи преподнесли младенцу дары, а за ними поспешили и мудрецы (волхвы). Именно на них была возложена честь оповестить людей о рождении Дитя Божьего.

История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. Ведь детям следует знать и нужно все правильно и понятно рассказать.

Так закладывались основы этого праздника, который мы отмечаем и сейчас. И не только на религиозном, а и на официальном — государственном уровне (в более, чем 100 странах современного мира).

Еще немного интересных фактов, относящихся к историческим!

Праздник Рождества в разных странах мира отмечается не совсем одинаково. На это повлияли обычаи тех местных народностей, которые проживали на тех землях, когда он только закладывался.

Его отмечают и католическая церковь, и протестантская, а также он чествуется множеством родственных им религиозных направлений.

На Руси Рождество Христово начали отмечать лишь в Х веке. А само ее крещение происходило, по большей части, принудительно. Слишком сильны были языческие верования местных народов.

Уже ближе к нашему времени в деревнях святки праздновали «всем миром», переходя из одной хаты во вторую. Сохранился этот обычай и по сей день. Купцы же в те времена катались на тройках, а знатные вельможи любили устраивать балы.

Святой вечер или Рождество Христово — традиции и обычаи

На самом деле, еще задолго до Рождества начинались домашние «хлопоты». И у каждого они были своими. Так, хозяин должен был выкормить мясо, поставить для созревания вино, приготовить копчения и так далее. Хозяйка же занималась вышивкой, уборкой, подготовкой новой посуды, приготовлением блюд. Дети помогали им во всем этом.

Второго января (на Игната) делалась финальная уборка, дома украшали дидухом, еловыми ветками.

Четвертого января (на Анастасии) окончательно завершалась заготовка продуктов для праздничного стола.

Шестого числа, с самого рассвета, хозяйка набирала воды для кутьи, узвара, топила очаг, на котором потом готовились блюда. До вечера шестого числа еще продолжался строгий пост. А вот первая звезда возвещала его относительное «окончание».

И чтобы подчеркнуть всю праздность этого момента, принимались за столь долгожданную праздничную трапезу. Но, она, в обязательном порядке, была постной. Стол был невероятно богатым. И на нем должны были стоять, непременно, 12 блюд.

Совсем не обязательно было кушать каждое блюдо полностью. Да и не очень реально это было после строгого поста. А вот понемногу — совсем другое дело. Начинали трапезу с кутьи — центрального, главного, блюда Рождественского стола.

Кроме всего прочего, она является и поминальным блюдом, поэтому миску, наполненную ею, а рядом — узвар, ставили и для умерших родных, которые, как считалось (и считается по сей день) в эту волшебную пору посещают живых.

Кутью приносили и тем людям, которые не являлись родными или проживали в других домах, чтобы пожелать им благополучия, достатка, крепкого здоровья, счастья и радости, а также — поздравить с Рождеством. Эти же пожелания несли и кумовьям.

«Носить вечерю» — вот как называется данный обряд. За нее взрослые дарят деткам гостинцы от души.

Вернемся к праздничному домашнему столу. Он накрывался свежим пахучим сеном, но которые, в чистой красивой посуде ставилась еда. Каждое из блюд обладает своим смыслом. Считается, что на стол следует ставить блюда изо всех фруктов, овощей, имеющихся в хозяйстве, чтобы на следующий год они уродили еще богаче.

Почему именно 12 блюд необходимо приготовить на Рождество?

Это обосновано тем, что в году столько же месяцев. А еще, именно 12 апостолов принимали непосредственное участие в известной тайной вечере с Христом.

1. Кутья, как уже было сказано, главное блюдо этого стола. Это каша из злаковых.

2. Узвар (вар). Специальный компот, главным ингредиентом которого являются сухофрукты.

3. Холоженная рыба.

4. Капустняк.

5. Варенный горох.

6. Борщ постный.

7. Рыба прожаренная.

8. Постные вареники.

9. Постные пироги.

10. Блины или пампушки (к борщу).

11. Пшенная, либо гречневая, каша.

12. Голубцы с овощами, крупами.

После того, как в кругу семьи заканчивалась трапеза, можно было носить вечерю. В это время молодые люди могли колядовать, взрослые, а с ними и дети, старики, молодые (все, кто хотел) начинали собираться в церковь. Девушки же принимались за гадания. Однако, официально церковью они запрещались!

Как приготовить кутью рождественскую

В давние времена, чтобы приготовить это уникальное блюдо, принималась за работу вся семья. Каждый ее член, от мала до велика, несколько вечеров подряд, перебирал пшеницу, чтобы использовать в процессе готовки только лучшие зерна. Чуть реже пшеницы использовался ячмень.

Современная кутья, как правило, готовится из риса, но рецепты, в которых используется пшеница и ячмень — возвращаются к нам постепенно. К столу блюдо подается, заправленное маком и пчелиным медом. Иногда ее заправляли и сытой. Это тоже мед, только разведенный. Он не такой сладкий и гораздо более жидкий.

Маковое молоко начали понемногу добавлять в кутью уже позднее. На самом деле, это не молоко, в чистом виде, а предварительно распаренный и тщательно растолченный мак.

Если нет меда, к блюду можно просто добавить сахара. Также, веяние современной кулинарии — изюм и орехи в кутье. Раньше могли добавлять только орехи, у кого они были.

Рецептов приготовления данного блюда — великое множество. Приведем один из самых популярных, использующихся еще нашими предками.

В нем используются пшеничные или ячменные зерна, предварительно толченные в деревянной ступе. Но, они не должны быть раздроблены. Главная задача — снять шелуху, которой они покрыты.

Идеально, если воду, после этого, сливать не нужно было, то есть, она полностью вываривалась.

Готовое зерно заливали : груш, яблок, слив, иногда — плодов абрикос. Зерно раскладывается по мискам отдельно, туда добавляется узвар, можно положить ложку меда. Зерно может заливаться и сытой.

В современной интерпретации кутьи, в нее добавляется орех, изюм, сахар вместо меда (но не обязательно).

7 января — Светлое Рождество Христово

В первый же день Рождества, 7 числа, на стол ставили ранний обед. Мясные блюда употреблять разрешалось в неограниченном количестве.

Однако, все знали, что злоупотреблять — нельзя, так как желудочно-кишечный тракт должен перестроиться под новый режим питания после столь длительного поста. Дозволялась кровяная и мясная колбаса, каша с жарким, сало с бужениной и так далее. В обед на столе должно было стоять и какое-то одно (как минимум) молочное блюдо. Это могла быть вермишель с молоком.

Отбывали церковные службы, говели, а после — шли по гостям. Ночью спать — непозволительная роскошь, это относится именно к Рождественской ночи. Почему? Считалось, что кто уснет, тот может проспать все свое счастье и удачу. Но, особо поспать не получалось и при всем желании: колядки под окнами, звон колоколов церковных, шум и гам, разговори о Светлом Празднике возвращающихся со службы (из церкви) людей!

В Светлое Рождество нужно было веселиться и радоваться, проводить время в семейном кругу, а затем — в гостях. И, что чрезвычайно важно, прощать любые обиды, отпуская их и больше не вспоминая. Только радость, ведь Сын Божий родился.

Кстати, все обычаи и традиции, о которых было сказано выше, сохранились, в том или ином виде, до сегодняшнего дня. И скоро о них придет пора вспомнить снова. Ведь Рождественские праздники — на кону.

Гадание в ночь перед Рождеством

Гадали в эту пору повсеместно. И даже несмотря на то, что официально церковь запрещала это делать, такая практика не утрачивала своей популярности. И не утратила по сей день.

Самыми распространенными были гадания на луке на имя своего суженного, гадания с золотым кольцом, с расческой, со стаканами, гадание с помощью кота, с петухом и так далее. И каждое из них — это целый обряд, имеющий массу особенностей. Приведем пример одного из них.

Гадание на суженого на луковицах. Перед Рождественской ночью, за неделю до нее, девушка отбирала несколько луковиц, на каждой из которых делала пометку с инициалами «кандидата». Клала их в воду. А во время гадания, ночью, шептала над луком: «Лук-лучок, шепни мне, кто мой женишок?» Затем размер отростков мерялся. Самый длинный, с инициалами, и указывал на жениха.

Январь месяц праздников, вслед за Рождеством будет . Но продолжая тему Рождества, не могу не упомянуть о интересных приметах на Рождество.

Рождественские приметы

Главные приметы, в которые верили тогда, и которые продолжают существовать сейчас:

Запрещается шить на Рождество, чтобы у всех членов семьи было отличное зрение.

Метель в этот день — ранняя весна и буйная листва на деревьях.

Звездное небо — большой урожай гороха.

Кутья, приготовленная главной хозяйкой в доме — крепкое здоровье тому, кто ее съест.

Накануне Рождества лучше не выносить из избы свет и огонь.

На столе ни единая тарелка не должна стоять пустой.

И главное: как пройдет Рождество, таким будет и весь год! Это, конечно же, не единственные приметы. Не хватит нескольких томов, чтобы всех их перечесть. Но, перед вами, самые интересные из них.

Согласно преданию, когда Деве Марии исполнилось 14 лет, Она не могла оставаться жить при Иерусалимском храме, так как девушка в этом возрасте уже считалась взрослой и должна была быть выдана замуж. По некоторым источникам, Пресвятая Дева дала обет безбрачия, чтобы посвятить Свою жизнь Богу, поэтому священники обручили Её престарелому благочестивому старцу Иосифу, который был бы хранителем Её девства. По другим источникам, Иосиф был обычным молодым мужчиной, который собирался вступить с Девой Марией в обычный брак.
О сверхъестественном появлении на свет будущего Спасителя мира повествуется в Евангелиях от Матфея и от Луки. В Евангелии от Луки рассказывается о событии Благовещения: Ангел Господень возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Сына Божия. В Евангелии от Матфея о событиях Рождества говорится следующее:
"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Её, будучи праведен и не желая огласить Её, хотел тайно отпустить Её. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф. сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их." (глава 1, стих 18- 21)
Пресвятая Дева со Своим нареченным супругом Иосифом (в церковной традиции его называют Обручник) жила в городке Назарете на севере Израиля. Незадолго до того, как Ей настало время родить, от римского императора Августа вышел указ о переписи населения по всем пределам Римской Империи (а Палестина тогда находилась под римским владычеством). Каждый житель Палестины должен был записаться в том городе, откуда он был родом. Иосиф же, как один из потомков великого царя Давида, должен был идти записываться в город Вифлеем, который находится к югу от Иерусалима. Поскольку Вифлеем был переполнен потомками царя Давида, которых в ту эпоху насчитывалось весьма много, то Иосифу и Марии не нашлось места в гостинице, и они были вынуждены остановиться на ночлег в хлеву.
Между тем, Марии настало время родить; Она родила Сына, спеленала Его и положила в ясли (кормушку) для скота. На иконе Рождества, помимо Младенца, Его Матери и Иосифа, изображены животные- вол и осёл, находящиеся в хлеву.
Новорожденному пришли поклониться пасущие неподалёку стада пастухи, которым о рождении Спасителя возвестил Ангел (Евангелие от Луки, гл. 2, стихи 1 - 20).
Спустя некоторое время в Вифлеем пришли с Востока мудрецы-волхвы и стали расспрашивать о родившемся недавно Младенце: "Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Евангелие от Матфея, гл. 2, стих 2). Оказалось, что это были восточные маги, обнаружившие в небе знак великого Властелина; существует мнение, что вифлеемская звезда являлась сверхъестественным феноменом. Уже давно по Ближнему Востоку имели хождение пророчества о таинственном Человеке из Иудеи, Которому надлежало покорить мир. Царь Ирод Великий, царствовавший тогда в Иудее, жестокий деспот и тиран, решил, что имеет дело с очередным претендентом на его власть. Он призвал волхвов, "выведал у них время появления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему." (Матф. гл. 3, ст.7- 8).
Звезда привела волхвов к месту, где находился Младенец Христос. Волхвы поклонились Ему. принеся свои дары; по откровению свыше, они не вернулись к Ироду и ушли на родину другим путём.
Тем временем Иосифу явился Ангел и предупредил его о том, что Ирод хочет погубить младенца; Ангел повелел Иосифу бежать в Египет, взяв Младенца и Его Матерь. Ирод же, дабы устранить возможного претендента на трон, повелел убить в Вифлееме всех младенцев младше двух лет. Согласно церковному преданию, убиенных младенцев было 14 тысяч. С тех пор имя царя Ирода стало нарицательным; этим словом стали называть всех детоубийц.
В Египте Иосиф пробыл до смерти Ирода, а затем возвратился на родину и поселился с семейством в Назарете.

ПОЯСНЕНИЯ:
1. Почему Иисуса называют Христом, что это значит?
"Христос" по-гречески, а по-еврейски "Мессия" (в греч. транскрипции, в еврейск. транскрипции - "Машиах") означает "Помазанник". По обычаю Востока, когда человека провозглашали монархом, священник возливал на его голову кубок елея, масла оливы, которое считали символом прочности. Обряд помазания напоминал о том, что власть даруется от Бога, Дух Которого отныне будет пребывать на Избраннике. Поэтому ещё во времена царя Давида каждый властелин Израиля именовался помазанником, Мессией. Однако со временем этот титул стали относить лишь к великому Царю грядущего.
Нужно знать, что Господь Иисус, конечно же, не претендовал на трон какого-либо земного царства. В разговоре с Понтием Пилатом Он сказал: "Царство Мое не от мира сего" (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст.36)
Для израильтян обетование о Мессии сливалось с общей надеждой на свершение неведомых замыслов Господних. Некогда Бог через пророка Нафана обещал царю Давиду, что за его преданность вере он будет вознаграждён: один из его потомков станет основателем вечного царства. Господь Иисус был потомком Давида, так как и Его нареченный отец, и Его Мать происходили из рода Давидова.
2. О праздновании Рождества.
Русская Православная Церковь празднует Рождество Христово 25 декабря по юлианскому календарю или 7 января по григорианскому (по которому живёт современный мир.) Канун Рождества, 6 января, называется сочельником. В этот день предписан строгий пост: ничего не едят до вечера, до появления первой звезды.
Современный европейский календарь ведёт свой отсчёт от года Рождества Христова (так называемая "наша эра").

Христос Рождается - славьте!

Снег ровным покровом ложится на землю... Морозная звёздная ночь...

Кажется, что небо стало ближе. Вся природа погружается в сон, а в сердце загорается огонёк надежды на то, что мир вокруг нас станет лучше.

Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Праздник Рождества!

Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

«Христос рождается, славите!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день не так, как любой другой: подарить добро и любовь близкому человеку, стать лучше, а самое главное - ближе к Богу.

Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества, когда-то эти два события отмечались одновременно и назывались Богоявлением.

Святки на Руси праздновались ярко и торжественно: все поздравляли друг друга, славили Христа, проводили время в делах Богоугодных - милосердия и помощи ближним. В эти дни каждый понимал, что Господь стал к нему ближе...

Казалось бы, Рождение Христа свершилось давно, более 2000 лет назад, а Церковь снова и снова воспевает: «Христос рождается!». И душа каждого из нас может стать пещерой таинства, а сердце - яслями, в которых родится Младенец - Христос!

Мы предлагаем Вам удивительное путешествие вместе с простыми пастухами и мудрыми волхвами за Вифлеемской звездой к яслям маленького Господа.

На сайте Вы найдёте материалы об истории и Богословии Праздника, о народных традициях, связанных с Рождеством, советы по приготовлению оригинальных рождественских блюд. Для самых маленьких - детская страничка: рисунки, рассказы, стихи, конкурсы и многое другое...

Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!

о том, как с миссионерскими целями дата Рождества Христова была совмещена с днём зимнего солнцестояния, читайте статью о. А. Кураева:

Людская посредственность не в силах воспринять Христа Спасителя

Согласно историческим данным, Христос родился в 748 году от основания Рима, когда императором был Август, а в Сирии властвовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в его правление. Дева Мария и Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, должны были явиться на перепись в «город Давидов, называемый Вифлеем» (Лк. 2. 4), где, по всей вероятности, пребывали их родословные книги. Евангелист Лука как добросовестный историк уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния, что позволило точно датировать событие Рождества Христова.

Обстоятельства Рождества сопровождались замечательными и чудесными явлениями. В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу, так что единственная гостиница оказалась переполненной. И тогда они разместились на ночлег в пещере, где пастухи укрывали свой скот. Здесь (по-славянски пещера называется «вертеп» ) и появился на свет Младенец Иисус, которого Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.

В это же время совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель. В знак великой радости о сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство прославило Бога, возглашая всей вселенной: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2. 14). Ибо Рождеством Христа Спасителя является Божественная слава на всяком творении, а также подается мир и благоволение всему роду человеческому. И пастухи пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели воссиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям, это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский народ ожидает явления Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и потому направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Его. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, он сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8)).

Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует «начатком верующих из язычников», достигли Вифлеема. Здесь они вступили под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от Роду. Ибо страшился Ирод будущего Царя Иудейского, видя в нем соперника своему царствованию.

Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав, что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти. По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождества Христа Спасителя.

Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности. Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за богослужением читалась Глава 1 Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования Рождества восходит к древнейшим временам христианства.

Нам неизвестен день, когда явился на свет Богомладенец Иисус. Празднование Рождества Христова совершается 25 декабря. Это окончание зимнего солнцестояния, когда прибывающий день как бы знаменует обновление всей вселенной. Некогда язычники-солнцепоклонники именно в этот день прославляли свое ложное божество-солнце. Христиане, в свою очередь, положили праздновать Рождество Христово тогда же, дабы явить свое исповедание Христа Спасителя как истинного Солнца правды, просвещающего мир, приводящего человечество ко спасению и к познанию Божественной истины. «Рождество Твое. Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», - поем мы в тропаре этого праздника.

Что же касается установившейся практики празднования Рождества Христова по старому и по новому стилю, то она обусловлена сосуществованием двух различных календарей: старого, юлианского и нового, григорианского. И по тому и по другому календарю Рождество празднуется 25 декабря, однако разница между двумя календарями ныне составляет 13 суток, и поэтому 25 декабря по юлианскому календарю (старому стилю) соответствует 7 января по календарю григорианскому (новому стилю). Некоторые полагают, что празднование Рождества по новому, григорианскому календарю является более правильным, нежели празднование по старому, юлианскому календарю. Эта точка зрения совершенно неосновательна. Дело в том, что хронологическая скрупулезность относительно праздника Рождества Христова не выглядит сугубо обязательной, ибо празднование это совершается не в связи с днем, когда явился на свет Богомладенец Иисус, но в связи с событием Его Рождения. В известном смысле, 25 декабря (7 января) - это символическая дата, признаваемая всем христианским миром.

Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые простые и некнижные - пастухи, а также самые ученые и премудрые - волхвы. А кто не принял родившегося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик, готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, - царь Ирод.

Чему же научает нас это различение между принявшими и не принявшими Христа, явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять Христа Спасителя, так не способны соединиться с Ним и те, кто преследует ложные, призрачные и греховные цели.

В каком году от Рождества Христова родился Христос?

Дата публикации: 08.01.2007
Каждая газета первой своей новостью сообщает о том, что в семье плотника из Назарета двадцать веков назад родился малыш. Ведь каждая газета и каждое информационное сообщение начинаются с даты, а дата указывает на точку отсчета: "такой-то год от Рождества Христова".

Недавно позади остался 2000 год... Началось третье тысячелетие...

Началось третье тысячелетие новой эры, третье тысячелетие от Рождества Христова с 1993 года. Если бы события 1992 года описывал древнерусский летописец, он записал бы так: "В лето 7500 от сотворения мира...". А если бы ему предложили исчисление лет вести не от ветхозаветных времен, а от евангельских, он записал бы о "лете 2000-м от Рождества Господа нашего Иисуса Христа во плоти".

Нынешняя/западная хронология, принятая в России в ходе Петровских реформ, отстает от традиционного православного календаря на 8 лет. К сожалению, сама дата Рождества была неверно вычислена в VI веке западным монахом Дионисием Малым. Его вычисления и легли в основу западных календарей.

В допетровской России, однако, была своя система летоисчисления. Она велась "от сотворения мира". Не знаю, как время "сотворения мира", но вот дату Рождества Христова она помнила точнее. Рождество она относила на семь лет раньше, чем это сделал Дионисий. При этом Рождение Христа приходилось на 5500 год "от сотворения мира". Святцы патриарха Иосифа, например, так определяли дату Рождества: "Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду".

В Требнике патриарха Филарета (Романова) так говорилось о ней в "Чине приходящих от ересей": "Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое". Если бы современный счет "от Рождества Христова" совпадал с древнерусским и византийским счетом, то при переводе летописей, считающих годы "от сотворения мира", на современный календарь надо было бы просто вычесть 5500 лет. Но в том-то и дело, что год Рождества западная традиция и восточная определяют по-разному. И потому при переводе приходится вычитать 5508. Например, если в древнерусском тексте стоит дата "лето 6496", это означает 988 год от Р. X.

Это - если речь идет о веках Новой эры, а при подсчете событий, бывших до Рождества, надо делать поправку не на 8, а на 7 лет: поскольку первому году нового счисления предшествует не "нулевой год", а первый год до н. э., то и при переходе рубежа эр разрыв в исчислении лет на Западе и Востоке уменьшается на год и сокращается до семи лет. Так, первый год христианской эры по православному летоисчислению соответствует седьмому году до н. э. в западном календаре, а, в свою очередь, 1992 год по католическому календарю соответствует 2000 году по Православному счету времени.

Итак, по древнеправославному календарю третье тысячелетие началось с 1993 года. Ныне мы вошли в XXI столетие от действительного Рождества Христова, и, кстати, "конца света" при этом не произошло (если не считать нескольких сектантских шоу под этим названием).
Восточно-христианская традиция сохранила более точную память о тех событиях в Палестине. В пользу восточно-христианского календаря говорят и многие научные данные. Еще Кеплер пришел к выводу, что Вифлеемская рождественская звезда могла быть видима на земном небосклоне только в 7 году до н. э. Исторические свидетельства, собранные о. Александром Менем в его книге "Сын Человеческий", приводят к той же дате. К ней же склоняются и Ф. Фаррар в "Первых днях христианства", и В. Болотов в своих "Лекциях по истории древней Церкви". Сегодня, однако, только старообрядцы в своих календарях продолжают указывать годы по традиционному церковному летоисчислению (о годе Рождества см., например: Старообрядческий церковный календарь на 1986 г. С. 36).

Учитывая сложности, связанные с определением года Рождества, есть ли возможность вычислить день, когда родился Иисус? Да, есть. Первое из событии Нового Завета, описываемое в Евангелии, может быть датировано достаточно точно. "Во дни Ирода, царя иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария... Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения; тогда явился ему Ангел Господень" (Лк. 1, 5-11).

Итак, Захария - из "Авиевой чреды". Священнослужение в Ветхом Завете было потомственным, и, чтобы каждой семье было определено время ее служения в Храме, царь Давид разделил священнический род левитов на "чреды", то есть смены. Авиевой чреде жребий выпал восьмым (1 Пар. 24, 10). Всего таких чред было 24. Следовательно, в год каждой чреде доставалось по две недели служения. Как служитель восьмой чреды, Авий служил в конце четвертого месяца по богослужебному еврейскому календарю.

Богослужебный календарь начинался с месяца нисан (авив). Поскольку лунный календарь Ветхого Завета и наш солнечный календарь не совпадают, то месяц нисан (месяц цветов) соответствует марту-апрелю современного календаря. Плюс к этому 12-й месяц года адар раз в три года повторялся и был дважды в году, чтобы компенсировать укороченность лунного месяца в сравнении с солнечным (в год разница достигает 12 дней).

Добавим четыре месяца - и мы получаем август как время служения Захарии. Захария возвращается домой (не сразу после видения, а "когда окончились дни службы его" - Лк. 1, 23) и вскоре "после сих дней зачала Елисавета, жена его" (Лк. 1, 24). Это может показаться странным, что Захария хоть и онемел, но докончил срок своих служб в Храме. Сегодня онемевший священник явно не смог бы вести Богослужения, но тогда, у порога Нового Завета, это было ещё возможно. Дело в том, что в ту пору жертва, которую священник приносил Богу, была не "жертвой словесной", но жертвой животного, агнца. если бы служба состояла только в чтении молитв, Захария не мог бы ее совершать. Но те ветхозаветные службы состояли из постоянного принесения жертв. В этих жертвах можно было участвовать и без голоса... Но Именно от них и пришел избавить нас Христос. Итак, время зачатия Елисаветой Иоанна Предтечи можно определить как сентябрь (23 сентября ст. ст. в церковном календаре). Время рождения Иоанна Предтечи, таким образом, оказывается девятью месяцами позже - в июне (24 июня по церковному календарю). Однако в период беременности Елисаветы произошло еще одно событие. Деве Марии было возвещено, что она родит Христа. Мария не решается открыть возвещенное ей своему мужу, а из родственников у нее была жива только Елисавета.

В течение пяти месяцев Елисавета скрывала свою чудесную беременность (Ак. 1, 24), а в шестой месяц ее беременности "послан был Ангел Гавриил от Бога в Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф". Значит, Благовещение Марии происходит шесть месяцев спустя после зачатия Иоанна Предтечи. Это - март (по церковному календарю Благовещение празднуется 25 марта). Спустя девять месяцев наступает Рождество Христа. Месяцем Рождества оказывается декабрь (25 декабря).

Точные даты здесь, конечно, неизвестны. И все же библейский рассказ позволяет достаточно четко указать на середину зимы как на время Рождества. В древней Церкви Рождество отмечалось 6 января по старому стилю (когда сейчас отмечается день Богоявления, Крещения Господня).

В начале V века празднование Рождества было совмещено с днем зимнего солнцестояния. У народов Ближнего Востока, к тому времени в большинстве своем уже принявших христианство, осталась привычка праздновать день Солнца в тот день, когда солнечное время суток начинало прирастать. По языческому календарю в этот день совершались празднования бога Митры. Чтобы обратить уже устоявшиеся праздничные настроения людей в этот день с воспоминаний языческих на воспоминания о евангельских событиях, было решено разделить празднование Рождества и Крещения, отнеся Рождество на 12 дней и наложив его на народные торжества 25 декабря. Так появились Святки.

Миссионерски-полемический характер установления празднования Рождества сказывается в том, что богослужебные гимны этого дня поют о Христе как о "Солнце правды", озарившем затянувшуюся зиму язычества. Заметим, что приурочивание дня Рождества ко дню зимнего солнцестояния имело не астрономическую мотивировку, а чисто вероучительную.

Такова традиционная форма установления новой веры: не через полное разрушение прежних символов и святынь, а через переадресование их смысла. Кстати, и первоначальное празднование Богоявления 6 января связано не с тем, что в древности точнее помнили дату Рождества, а с теми же миссионерскими потребностями. День Богоявления своей датой обязан еретикам-гностикам. Именно валентиниане первыми установили Праздник Богоявления (Теофании) с освящением Нила на 11-е число месяца Туби (6 января ст. ст.). В противовес им христиане установили свой праздник. Эта древняя полемичность нашего празднования Крещения видна до сих пор в молитвах чина великого освящения воды. "Естества нашего роды свободил еси, девственную освятил еси утробу рождеством Твоим" - это против учения гностиков о происхождении тела человека из рук злого Демиурга и о деторождении как акте вмешательства этой злой силы. "Вся тварь воспевает Тя явльшегося: Ты бо еси Бог наш на земли явился еси и с человеки пожил еси" - против учения об Иисусе Христе как только об одном из тварных небожителей - эонов. "Ты и Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святаго Твоего Духа" - Против оккультно-гностического учения, согласно которому Иисус стал Сыном Божиим только тогда, когда он вошел в Иордан. "И главы тамо гнездящихся сорушил еси змиев" - против учения, согласно которому Иисус получил дар ведения в Иордане от змея прежде обольстившего Еву в раю (см.: Успенский Н. Анафора // Богословские труды. № 13. М., 1975. С. 73.).

К V веку гностицизм уже был преодолен. Появились иные миссионерские и литургические задачи, и потому как Западная, так и Восточная Церковь приняли это новое празднество. И только Армянская церковь, в начале V века уже начавшая откалываться от Вселенской Церкви, удержала прежнюю традицию и поныне отмечает Рождество и Крещение в один день - 6 января.

Позднее богослужебный календарь начал смещаться по сравнению со строго астрономическим. День зимнего солнцестояния начал отходить от 25 декабря юлианского стиля. Время от времени предпринимались реформы богослужебных календарей, но точного совпадения все же нет нигде.

Католическая церковь празднует Рождество 25 декабря по григорианскому календарю (хотя солнцестояние приходится сейчас на 21 декабря). Так же отмечают Рождество православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта. Русская Православная Церковь продолжает жить по более архаичному юлианскому календарю, где 25 декабря соответствует 7 января календаря григорианского. Вместе с Россией в этот день отмечают Рождество Иерусалимская, Сербская, Грузинская Церкви и монастыри Афона. Однако приходы Русской Православной Церкви, находящиеся в странах Западной Европы, имеют разрешение праздновать Рождество вместе с народами тех стран, среди которых они живут. Таким образом, хотя различие в датах празднования Рождества и досадно, это различие не воспринимается как повод для внутрицерковных разделений.

Русской же Церковью изменение календарного стиля не инициируется, очевидно, по той причине, что сегодня уже нет полемической необходимости приноровлять празднование Рождества ко дню зимнего солнцестояния, поскольку никто из россиян не воспринимает 21 декабря как "день Митры". Поэтому богослужебный календарь может сегодня уже не быть жестко привязанным к астрономическим событиям. Время астрономов и часовщиков и время Литургии не обязаны совпадать.

Итак, астрономические феномены не могут рассматриваться как мерило литургического времени; миссионерские же аргументы скорее склоняют в пользу сохранения "старого" стиля. Предположим, Русская Церковь со следующего года меняет дату своего праздника. Однако это новшество потребует участия государства. Прежде всего потому, что Рождество - это детский праздник. А 25 декабря - это еще учебный день. Согласится ли Министерство образования ради церковного календаря кончать учебный год перед Сочельником, то есть не позже 23 декабря? Или при первой же попытке поставить этот вопрос те же газеты, которые требуют сейчас переноса празднования Рождества, начнут говорить о том, что в "светском и многоконфессиональном" государстве школьное расписание не должно зависеть от богослужебного календаря? Более того, поскольку вторая четверть и так самая короткая в школьном учебном году, ее сокращение почти на неделю потребует, очевидно, переноса на более ранний срок осенних каникул. И тогда, ради празднования Рождества, Потребуется осенние каникулы разъединить с "октябрьскими праздниками". Отрыв школьных каникул от "революционных традиций" я бы только приветствовал.

Но в реальной жизни современной России это означало бы спровоцировать возрождение антицерковных пережитков у определенной части людей, причем пожилых людей как раз того порогового возраста, для которых предельно важна близость с Церковью.

Далее, а на какую дату должны мы перенести Рождество? На 25 декабря? Так эта дата с точки зрения астрономии тоже не является датой зимнего солнцестояния (21 декабря). Если следовать велениям астрономии, мы теперь должны обогнать даже католиков. А если просто перейти к католической дате 25 декабря, то это действие, будучи абсурдным с точки зрения научной, окажется странным с точки зрения церковно-политической. Нельзя ради единства с дальними менять свою жизнь так, чтобы войти в разрыв с ближними. В конце концов западные страны и День Победы празднуют 8 мая, а не 9-го. (Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство.)

Да и прежде чем предлагать православным перекроить свой календарь, этот же совет неплохо было бы предложить католикам. И посмотреть: а возможна ли календарная реформа современной Римской Церкви, последние десятилетия всячески приветствующей любые изменения? И тогда обнаружится, что перевод.западного Рождества к астрономически верному 21 декабря весьма затруднителен.
Представьте, что отныне Рождество празднуется 21 декабря. Связка "Рождество-Новый год" оказывается под угрозой. Столь длительные каникулы не может себе позволить ни политическая, ни финансовая, ни экономическая жизнь. Значит, общенационального праздника из такого Рождества уже не получится. Каникулы останутся только новогодними (только "рождественскими" их не позволит сделать пресса под тем же лозунгом "многоконфессиональности"). Выход из такого положения мог бы быть только один - одновременное изменение гражданского календаря: все названия дней сдвинуть так, чтобы нынешний день 21 декабря назывался "двадцать пятым", а 28 декабря называть "Новым годом", первым января. Однако потеря трех дней, особенно в конце года, может вызвать непредсказуемые затруднения в деловой жизни. Кроме того, гражданский календарь должен быть изменен одновременно во всех странах. Когда католическая церковь была светским властителем и прочно держала в своей власти всю Европу, она могла одновременно реформировать и церковный и гражданский календарь. Кстати, отсутствие такого рода административной централизации в православии не позволило в начале XX века провести аналогичную реформу: часть православных Церквей ввела новый стиль, сохранив старую систему вычисления Пасхи; часть осталась при старом стиле; наконец, Финская церковь приняла и новую пасхалию, и новый стиль. Сегодня явно утопическим выглядит требование изменить гражданский календарь в угоду одной из конфессий. Так что и католикам придется смириться с тем, что богослужебный календарь будет жить сам по себе, а астрономический - сам.

Сама по себе двухнедельная разница в праздновании тождества была бы беспроблемна, если бы не глобализм современных средств массовой информации. 25 декабря весь эфир был уже заполнен радостными восклицаниями и поздравлениями. Если бы эти поздравления были адресованы конкретно русским католикам, они были бы вполне уместны. К сожалению, зачастую они формулировались гораздо более масштабно: "Вас, дорогие телезрители!"

Государственное телевидение Польши не устраивав рождественские шоу в день православного празднования Рождества. Во Франции или Германии в право, славную Пасху теле- и радиоканалы отнюдь не переполнены поздравлениями. А ведь в этих странах православных не меньше, чем католиков в России, и тем не менее общенациональные системы вещания в крайнем случае лишь напоминают, что у таких-то сограждан сегодня такой-то праздник, но не призывают всех вообще разделить этот специфический праздник меньшинства.

Да, у католиков к 25 декабря рождественский пост уже заканчивается, но у православных-то он еще идет, и две самые значимые, самые богатые духовными переживаниями его недели еще впереди. Поздравлять же с праздником, который еще не наступил, не всегда возможно. Дело в том, что литургический календарь включает в себя весьма резкие, разительные перепады. Перед самым Рождеством - Сочельник, день самого строгого поста, воздержания практически от всякой пищи. Перед Пасхой - Страстная седмица, дни духовной скорби и воспоминания Крестного пути Спасителя.

Человек не может жить в непрерывном празднике. Чередование будней и праздников, дней воспоминаний радостных и печальных должны составлять календарь. Каждый народ выработал свой календарь, свою чреду праздников и постов. И не случайно каждый новый политический режим в России XX века пытался составить свой цикл праздников (вспомним хотя бы объявление нерабочим днем дня "ельцинской конституции"). Бог с ним, с политическим календарем. Но пусть уж хотя бы церковный календарь останется у русского народа такой, какой он есть. Кроме того, элементарная тактичность способна подсказать: каждое поздравление с религиозным праздником должно быть адресный. Мусульман со вполне искренним радушием можно поздравить с их праздниками, католиков - с их. Православных же при желании можно будет поздравить с Рождеством 7 января.

Те же, кого не интересуют астрономические проблемы, обычно высказывают один аргумент в пользу переноса Рождества на 25 декабря нового стиля: получить возможность праздновать Новый год вне рождественского поста . Но богослужебная реформа, проводимая по гастрономическим соображениям, еще более странна, чем богослужебная реформа, проводимая по соображениям астрономическим.

А по мне, так чем дальше будет отходить Рождество от Нового года, тем лучше. Так легче не пропить радость Рождества в новогодних застольях. Когда взыгравшаяся неоязыческая плоть отыграет свое, когда все газеты и все телеведущие наконец охрипнут от поздравлений с годом "голубой свиньи", тогда, может быть, слышнее прозвучит тихая рождественская, песнь: "Христос рождается - славите..."