Традиции и обряды Беларуси. Масленица. История празднования «Масленицы» в Беларуси

В 2018 году Масленицу в Беларуси будут праздновать с 12 по 18 февраля. На протяжении целой недели можно без зазрения совести баловать себя блинами и оладушками, щедро сдобренными сметаной или мёдом. Добрая традиция провожания зимы и зазывания весны ярче всего прочувствуется в выходные 17-18 февраля - именно на этот период приходятся главные масленичные гуляния. Белорусы Масленицу любят, поэтому и празднуют её с размахом. Туристический портал VP.BY сделал обзор вариантов, где можно отметить Масленицу в 2018 году и делится с вами самыми интересными предложениями. Итак, поехали:

1. Традиционные празднования Масленицы пройдут в Дудутках . 17 и 18 февраля там обещают вкусные и горячие гулянья, шляхетские забавы и хороводы вокруг костра. Будет и сжигание чучела, и блины, драники, белорусская кухня и многое другое.

Для тех, кто решит самостоятельно поехать в Дудутки, будет работать бесплатный трансфер Руденск-Дудутки и Дудутки-Руденск. Начало праздника в 11.30, а первой тысяче посетителей обещают по бесплатному блинчику выдать;)


Как доехать в Дудутки из Минска:

1. на личном автомобиле: по Слуцкой трассе Р23 (Координаты GPS: 53°35.782" N, 27°40.990" E)

2. общественным транспортом: автобус №323 Минск-Дудутки - отправляется с АВ Центральный (ул.Бобруйская,6-1), справочная автовокзалов 114

2. Масленица в Музее народной архитектуры и быта в деревне Озерцо пройдёт 17 февраля с 12.00 до 16.00. Здесь можно будет принять участие традиционных масленичных гуляниях, попробовать себя в различных играх и забавах.

В этот день будет представлена следующая программа:
выступление народных коллективов «Траецкія музыкі» из г. Борисов, «Світанак» ЦДОДиМ «Виктория», «Гаманіна» БГУИР, «Талака» кафедры этнологии и фольклора БГУКиИ, «Зборная субота» с г. Узда, «Журавушка» с Любаньщины, «Явар» СШ № 159, «Святкі» ЦДОДиМ «Золак» и др.;
уникальная выставка принадлежностей, которые использовались для изготовления сыра и масла;
кукольный театр «Батлейка»;
теневая батлейка «Вертеп»;
масленичные игры и забавы для детей и взрослых;
мастер-классы по изготовлению масленичной куклы-оберега, по плетению поясов и др.;
конкурсы «Масленичная кукла-2018» и «Лучшая снежная фигура» (при наличии снега);
фотозона;
масленичный квест;
демонстрация уникальных масленичных обрядов «Похороны деда», «Посещение повивальной бабки» и др.
рыцарская площадка с лучниками и др.;
кульминацией масленичных гуляний станет сжигание чучела зимы - «Марены».

За дополнительную плату:
традиционные белорусские блюда в корчме и точках питания;
лучшие сувениры от народных мастеров;
катание на лошадях;
катание на мотодельтаплане, самолете «Икарус», вертолете (при условии хорошей погоды).

Стоимость билетов: - для взрослых – 13.00 руб.;
- для студентов – 9.00 руб.;
- для школьников – 6.50 руб.;
- для детей дошкольного возраста – бесплатно.

Экспозиция музея работает с 10:00 до 17:00.
Касса работает с 10:00 до 16:30.


Подробности смотрите .


3. Прикоснуться не только к традициям Масленицы, но и к природе можно в Березинском заповеднике . В Масленичную неделю там можно будет заказать специальный однодневный тур (по предварительному бронированию). В программе - экскурсия по заповеднику, посещение Музея природы, вольеров и, конечно же, веселые песни, конкурсы, хороводы с ряжеными, "беспокойные" потехи и задорные пляски с блинами.

Забронировать такой тур можно и через турфирму "4 стороны света" или "Бон Вояж" .


4. Активно и с детьми можно отметить "Широкую Масленицу" в Загородном клубе "Фестивальный" , где празднования пройдут 17 февраля. В программе гостей будут ждать "гуканне вясны", сожжение чучела, народные забавы и конкурсы, покорение масленичного столба, квесты и турниры. Для детей отдельно будет работать детская зона (где будет тепло!) и развлечения.

На Масленице в "Фестивальном" хотят поставить рекорд по самому быстрому поеданию блинов , поэтому, если у вас есть уверенность, что именно вы быстрее всех кушаете блины - то можете принять участие. Также "разбудить медведя". Помимо этого все услуги комплекса будут доступны гостям в полном объеме - это и веревочный город, и стрелковый тир, и квеструм, и катания с горки, лыжи, баня, коттеджи и гостиница.

Стоимость входного билета 15 рублей (для детей до 12 лет бесплатно). В цену входит развлекательная программа на целый день и угощение от организаторов.

Начало праздника в 12.00.

5. "Королевскую Масленицу" весело и по народным традициям будут отмечать в Парке-музее Интерактивной истории "Сула" 17 февраля.
В этот день всех желающих весело и интересно провести Масленицу ждет семейный фестиваль, ставший уже традиционным и ежегодным для «Парка-музей интерактивной истории Сула» - Королевская Масленица. Над снежными просторами Сулы заиграют сотни веснянок и соловьев, разнесутся веселые песни и звонкий смех, звон бубенцов и музыка. Гуляние открывает театрализованное шоу. А затем гости смогут в полной мере насладиться разудалыми масленичными гуляниями:
  • активные игры на свежем воздухе,
  • средневековые и народные танцы,
  • концерт фолк-коллективов,
  • ледяная горка,
  • выступление бродячего театра «Шотландская пехота»,
  • лучный тир,
  • масленичные легенды и гадания и многое-многое другое.
Для самых маленьких гостей фестиваля будет подготовлена детская зона в теплой и уютной Королевской Ассамблее. Апогеем «Королевской Масленицы» станет традиционное сжигание Чучела Зимы, которое участники фестиваля смогут украшать на протяжении всего дня, и прыжки через костер на доброе здоровье и счастливые дни.

Но кроме развеселого праздника и гуляний, Масленица славится сытной и обильной пищей. В этом году фестиваль Королевская Масленица порадует друзей комплекса разнообразными блюдами белорусской кухни. Будет работать 4 фуд-корта, где каждый желающий найдет себе блюдо по нраву. Желающие смогут принять участие в кулинарном конкурсе: приготовить самые вкусные, румяные блины на зависть всем хозяйкам.


Начало праздника в Суле в 12.00.

Адрес: Парк-музей Интерактивной Истории «Сула», Минская область, Столбцовский район, д. Сула, 14.Стоимость входного билета: 10 руб. – взрослый, 5 руб. – дети школьного возраста, дошкольники – бесплатно.

6 . Масленица в лучших шляхетских традициях пройдет в Дукорском маёнтке - туристическом комплекте, где находится и единственный в Беларуси перевернутый дом.

В программе гостям обещают много чего - шумные развлечения, забавы, гулянья, старинные обряды и самое главное - обильное угощенье.

Сожжение чучела тоже будет, поэтому запасайтесь хорошим настроением, звонким голосом и теплой одеждой.
Подробности смотрите .

7. А ещё можно отметить Масленицу в Станьково.

В программе:
-Игры и забавы на свежем воздухе
-Конкурсы с призами
-Фотозона
-Выступление фольк-группы "Забабоны"
-Сжигание чучела Зимы
-Посещение зоосада

Входной билет:
6,00 руб. для взрослых
4,00 руб. для детей от 5 до 16 лет
до 5-ти лет бесплатно.

А так же:
*Торговые ряды
*Самые вкусные блины с различными начинками
*Катание верхом на лошадях и пони
*Катание на санях/дилижансе
*Тир лазерный/пневматический
* Стрельба из лука и арбалета
* Катание на квадроциклах
*Кинотеатр 5Д
*Военно-исторический комплекс "Партизанский лагерь".

Начало в 12:00.

Стоимость билета:
взрослый 37 руб.
детский (7-12 лет) 12 руб.
дети до 6 лет бесплатно.

Где : Беларусь, Минская область, Мядельский район, д. Наносы
Координаты GPS: 54.8627444, 26.7151029

10. А ещё 18 февраля можно податься в Горнолыжный спортивно-оздоровительный комплекс «Логойск».

Здесь вас ждут не просто народные гуляния, а самый настоящий театрализованный спектакль «Здравствуйте, я ваша теща!» , в котором каждый зритель сможет на какое-то время почувствовать себя настоящим актером.

Скоморохи, ходулисты и ряженные будут гостеприимно встречать всех гостей Масленицы. Для гостей праздника будут организованы интерактивные тематические площадки, где можно будет проявить свою силу, ловкость и смекалку. Традиционные народные игры и забавы : перетягивание каната, драка валенками, «Солнце-рыбка», «Ленты-косы». Для желающих продемонстрировать свою зоркость будет работать тир. А для тех, кто хочет насладиться зимой будут организованы катания в конной упряжке и, конечно же, катания на лыжах и сноубордах . Самых активных, веселых и смелых гостей ждут призы и подарки. На протяжении праздника будет работать фотозона, стилизованная под белорусскую хатку с традиционными белорусскими рушниками и костюмами.

У главной сцены пройдет самый настоящий народный флешмоб. Не только дети, но и взрослые смогут показать себя в зажигательном танце . Главные герои праздника, в лице зятя и тещи, будут развлекать гостей веселыми конкурсами и народными играми. Почетное место среди которых, займет конкурс по поеданию блинов , ведь празднование Масленицы всегда было связано с этим лакомством. Каждое мгновение праздника будет наполнено теплом и светом, ведь блины олицетворяют солнышко, а этого лакомства будет безгранично много.

Ближе к 15.00 всех участников праздника ждет главный обряд Масленицы - сжигание Чучела Зимы . А еще по всей территории ГСОК «Логойск» будут расположены точки питания с ароматными блинами и шашлыками. Участники гуляний смогут выиграть ценные призы, от души порезвиться, запастись хорошим настроением и просто избавиться от плохого, впустив в свою жизнь вместе с весной только все самое хорошее и светлое!


Если будут появляться новые варианты, то мы оперативно будем добавлять их! А если вы являетесь компанией, музеем или усадьбой, где тоже будет праздноваться Масленица, то можете написать нам об этом и мы разместим вашу информацию!

Читайте еще:
2.

Масленица

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей, и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум - главные его приметы. А называется он - Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называют по-другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время - когда праздновалась Масленица - на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица - один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за восемь недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашним животным. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр - вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение - их старались есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста - каждый заворачивал в блины все, что его душеньке угодно. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название - мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по-разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости.

Среда - «Лакомка» - призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое - «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашних животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия.

В некоторых районах четверг был днем бабушек-повитух. Дети, которые с их помощью появились на свет, приходили к ним в гости с угощением, а потом катали на санках по деревне.

Пятница - или «тещины вечера» - была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще - это была большая обида, которая могла стать причиной раздора двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили друг к другу в гости, катались на лошадях, на санках.

Воскресенье - последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы - оно олицетворяло собой все темное и негативное, что было в жизни людей. Воскресенье проходило очень шумно, с песнями и плясками, с обильными кушаньями. Считалось, что надо было семь раз сесть за стол, так как впереди был семинедельный пост.

Второе название последнего дня Масленицы - Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощения у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения - у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!»

На Масленицу существовало большое количество самых разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной неделе можно, но вот вечера - только для развлечений. В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна - с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощением. В других районах парни, которых заставили примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощение. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома - разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встреченного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.

Масленица - это озорной и вкусный праздник проводов зимы и встреча весны.

Испокон веков люди воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца пекли блины: люди верили, что съедая круглые, красивые, румяные, похожие на солнце блины, они съедают частичку его тепла и могущества.

Праздник масленицы длится 7 дней, и каждый день имеет свое название.

Понедельник-встреча

Вторник - заигрыш

Среда-лакомка

Четверг-разгул или Широкая масленица

Пятница-тёщины вечерки

Суббота - золовкины посиделки

Воскресение - проводы, прощание, Прощеное воскресенье, прощеный день или целовальник

Понедельник (встреча)- хозяйки с раннего утра начинали печь блины. Жители соседних деревень устраивали веселые снежные битвы, катались с ледяных горок, наряжали соломенное чучело Масленицы и катали по улицам. Затем его вывозили за околицу и устанавливали на возвышенности.

Вторник (заигрыш)- по дворам ходили люди в козьих масках и соломенных шапках с веником, прикрепленным к длинному шесту. За определенную плату (за блины) хозяева дома, к которым пришли ряженые, могли привязать к венику ленточку с наговором от недугов и жизненных невзгод. Люди верили, что унося веник, ряженые уносили прочь несчастья.

Парни и девушки собирались и заводили новые знакомства, устраивали игры, катались с горок.

А мать семейства, посылала приглашения родным и друзьям со словами: «У нас горы для катания готовы и блины испечены - просим в гости».

Среда (лакомка)- тещи приглашали зятьев и родных в гости на блины. Каждая хозяйка старалась блеснуть кулинарным мастерством и накормить гостей как можно лучше. У каждой хозяйки были свои секреты по приготовлению блинов. Никто не мог узнать эти секреты. Например, увидеть, как замешивается тесто для блинов-это считалось неприятным, и тогда блины не получатся вкусными и красивыми.

Хозяюшки выносили готовые блины на улицу и угощали соседей и всех, кто пожелает.

Четверг (разгул)- собираются богатые столы и веселые потехи.

На стол ставили пиво, брагу и вино. К чучелу Масленицы приносили ненужные вещи и рядом втыкали старый веник с наговорами.

Пятница (тёщины вечерки)- зятья угощали тещ и других родных жены, блинами и оказывали всяческое уважение и почтение.

Суббота (золовкины посиделки)- невестки приглашали в гости родственников мужа. Для молодых хозяек этот день превращался в настоящий экзамен. На стол подавались самые лучшие блюда.

В большие села стекались крестьяне с окрестных деревень на праздничные ярмарки.

Воскресенье (проводы, Прощеное воскресенье)- завершается масленичная неделя. Пост для православного христианина всегда начинается с прощения всем людям, по этой причине появилась традиция просить прощения друг у друга. В Прощеное воскресенье люди ходят на кладбище, оставляя на могилах своих умерших родственников угощенье - блины.

А в старину, верующие христиане ходили в храм, чтобы поклониться святым мощам и особо чтимым иконам. Ходили по домам родных и знакомых. Люди рассылали друг другу специально испеченный к этому дню укрух - небольшой ржаной хлеб, обсыпанный сахаром, черносливом и изюмом.


В монастырях и храмах в Прощеное воскресенье совершается торжественный ритуал взаимного прощения. Христиане просят друг у друга прощение за нанесенные обиды, говоря: «Прости меня». В ответ следует сказать: « Бог простит и я прощаю».

Еще одно название Прощеного воскресенья - Сыропустая неделя. После этого дня запрещалось, есть сыр, яйца, рыбу.

Воскресным вечером, очистив душу от обид, люди брали по пучку соломы и отправлялись во двор, где сжигали соломенное чучело Масленицы. Люди верили, что искры костра уносят от них беды. Молодежь прыгала через догоравший костер.

Веселый праздник, который длился целую неделю закончился.

По обычаю, после сожжения чучела Масленицы, в доме нельзя было разжигать огонь. Утром собирали пепел от костра и разбрасывали по полям, веря, что будущий урожай будет обильным. Оставшиеся праздничные угощения отдавали скотине или выбрасывали - с понедельника начинался Великий пост. И даже самые бедные люди ничего не ели с масленичного стола.


Сырная неделя

Традиция празднования Масленицы восходит к дохристианским временам. Полностью искоренить языческие обычаи Христианской церкви не удалось, и Масленица, которую в православии называют Сырной седмицей, превратилась в преддверие Великого поста. Празднуют ее за семь недель до Пасхи.

В старые времена в праздничные дни народ катался на тройках, устраивали уличные гулянья, пляски, потешные бои и, конечно же, домашние застолья с блинами.

Масленичный стол

Масленица- это шумные развлечения, забавы, гулянья, старинные обряды и самое главное- это гостеприимство, встречи с родными и друзьями и обильные угощенья.

В течение всей масленичной недели (Сырной седмицы) принято угощать родных, близких и знакомых блинами.

Каждая хозяйка использовала всю свою фантазию при выпечке блинов. Блины пекли из разных видов муки, пресного, дрожжевого или сдобного теста. С различными начинками и всевозможными припеками. Большие - во всю сковородку, или маленькие- с чайное блюдце, тонкие или толстые.

К ним подавались разные приправы: сметана, масло, яйца, икра или варенье. Первый блин, испеченный на масленой неделе, предназначен для поминания душ умерших. Его оставляют на подоконнике, накрывая блином стакан с водой, или же отдают нищим, чтобы те поминули усопших.

Помимо блинов, на стол ставились и другие угощения: хворост, печенье, вареники, творожные массы, вергуны и блюда из рыбы.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА» …………………………………………………………6

1.1Сущность и содержание празднично- обрядовой технологии…….6

1.2Специфика разработки календарно- обрядового праздника «Масленица» для молодежи……………………………………………18

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ СЦЕНАРИЯ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАЛЕНИЦА» …25

2.1.Сценарий календарно-обрядового праздника «Масленица»………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………42

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………..44

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы связана с необходимостью возрождения и сохранения белорусских обрядовых мифологических и фольклорных традиций, которые несут в себе память многих поколений народа. Масленичные обряды всегда являлись составной частью культуры и народного быта, переплетаясь с другими ритуалами, обычаями и обрядами.

Начнем с того, что в древности этот праздник был куда более многогранным, нежели в дореволюционное время. В его основе лежало общее для всех языческих культур цикличное восприятие времени, и чем архаичнее была цивилизация, тем больше внимания она уделяла тому, чтобы подчеркнуть эту идею цикличности.

Праславянская Масленица отмечалась в начале весны - в день весеннего равноденствия, когда день окончательно отвоевывал у ночи преимущество. По современному календарю это примерно 21 или 22 марта. В средней полосе, на территории нынешних России, в Беларуси и Украине – регионах, где, собственно, и зародились масличные обычаи, - последние дни первого весеннего месяца всегда были непредсказуемы. То оттепель придет, то морозы прижмут. «Весна с зимой борются», - говорили наши предки. И вот именно на Масленицу проводился некий рубеж, до которого в мире господствовал холод, а после – окончательно приходило тепло. Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования.

А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками. И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.

Третий – не менее важный момент – продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то ты же должен дать жизнь и другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания. Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения.

В настоящее время интерес общества и, в частности, молодого поколения к истории Масленицы угасает. Дети не знают и не понимают истории и значения этого праздника, а взрослое поколение воспринимает его как один из поводов погулять и повеселиться. Поэтому особенно актуален вопрос развития и сохранения богатых традиций белорусской народной культуры во времена, когда все средства массовой коммуникации, социальные сети и общество в целом пропагандируют и поддерживают западный образ жизни, чуждые нам ценности и культурные стереотипы. Все это и не только не позволяет развивать в подрастающем поколении нравственно-эстетические чувства и гордость за свою страну и ее обычаи, но и формирует у него не нужные и чуждые нашей стране традиции и менталитету обычаи и нормы.

Театрализованное представление является одним из наиболее эффективных способов рассказать и напомнить обществу о белорусских обрядах и обычаях. Театрализованные представления отличаются образностью, красочностью, музыкальностью, необычными световыми, пластическими решениями, и потому их содержание способно надолго сохраняться в памяти аудитории. Кроме того, аудитория часто бывает вовлечена в процесс, что также положительно сказывается на эмоциях, чувствах и настроении публики.

Особенность народных гуляний состоит в том, что главным действующим лицом становятся сами люди, нет разделения на артистов и зрителей, каждый может принять участие в мероприятиях, проявить активность, инициативу и найти себе занятие по интересам. Народное гуляниесложная форма работы, она требует большой организаторской и творческой деятельности.

Цель исследования диплома:

1. Разработать сценарий театрализованного представления (на примере «Масленицы»).

2. Определить основные направления совершенствования современного празднования «Масленицы».

3. Познакомить и привлечь зрителя к обрядовым и игровым действиям праздника «Масленица», среди жителей и гостей санаториев Нарочанского края.

Данная цель предполагает решение следующих задач :

1. Изучить историю праздника «Масленица» в Беларуси;

2. Обосновать режиссерский замысел;

3. Демонстрация региональных особенностей традиционной «Масленицы» в песенном творчестве народных коллективов Мядельского района;

4. Реконструкция обряда «Масленица»;

5. Привлечение молодежи и детей к традициям и культуре;

6. Раскрыть семантику, символику и функциональность обрядовых событий «Масленицы»;

7. Составить смету расходов, план подготовки театрализованного представления, график репетиций.

Объект исследования: процесс организации досуга детей и молодежи, жителей к.п. Нарочь, отдыхающих в санаториях Нарочанского края.

Предмет исследования: технология разработки сценария «Масленицы»

Место и время проведения праздника: к.п. Нарочь, Мядельского района, Минской области.

Структура дипломной работы состоит: из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗРАБОТКИ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОГО ПРАЗДНИКА «МАСЛЕНИЦА»

Сущность и содержание празднично- обрядовой технологии.

История празднования «Масленицы» в Беларуси.

Массовые праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждой исторической эпохи. В этом процессе социальные связи организатора массового праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие праздник ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник - понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Следующая характерная черта праздника - это коммуникация. А.И. Мазаев определяет праздник следующим образом: «Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди более чем где-либо, ощущают конкретно, чувственно свое материальное единство и общность».

Белорусская земля славится сваей богатейшей древне-бытовой, народно-музыкальной культурой. Народ, который не знает и не хочет знать своего прошлого, никогда не будет иметь будущего.

Известный белорусский первопечатник, асветник и гуманист Франциск Скорина писал: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знают ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведают гнезда своя, рыбы, плавающие по морю и в реках, чуютъ виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих,-тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по Бозе, к тому месту великую ласку имають»

Этот яркий красочный праздник в конце зимы радует и малышей и взрослых. Игры, песни, танцы, веселый смех и шум - главные его приметы. А называется он – Масленица. Правда, в некоторых регионах Беларуси этот праздник называет по - другому: Масленка, Сырница и т.д. Церковный календарь тоже зафиксировал празднование Масленицы: здесь она фигурирует как «Сырная седмица». Эти «молочные» названия не случайны. В это время - когда праздновалась Масленица - на столе у крестьян появлялись молочные продукты в очень большом количестве, так как коровы уже успевали отелиться. Мясо на праздничной неделе есть запрещалось, вот эти кушанья и становились главными.

Масленица - один из самых древних славянских праздников. Определенной даты в календаре он никогда не имел: его начинали праздновать за 8 недель до Пасхи. Огромным плюсом этого праздника было то, что продолжался он, целую неделю. По одной из версий наши предки стали отмечать этот праздник, чтобы почтить бога Велеса, который покровительствовал домашних животных. Показателен и тот факт, что церковь практически ничего не поменяла в языческом празднике. Древним обрядам просто придали некоторые религиозные черты.

Масло и сыр - вот обязательные атрибуты праздника. Кроме того, какая же Масленица без блинов? На масленичной неделе блины приобретали поистине королевское значение - их старались, есть каждый день. Топленое масло, сметана, мед, варенье, рыба, икра, капуста – каждый заворачивал в блины все, что угодно его душе. Кроме мяса, разумеется. Праздничной неделе дали еще одно название – мясопустная неделя. Поэтому блинчики с мясом были под строжайшим запретом.

В разных регионах Беларуси праздновать Масленицу начинали по- разному: кто-то угощался блинами с понедельника, а кто-то терпел до четверга. Каждый день праздничной недели был особенным, требовал определенных действий. Например, понедельник (его еще называли «Встреча») считался символическим началом Масленицы. Именно тогда делали чучело, которое олицетворяло морозную зиму. Вторник носил название «Заигрыш»: с этого дня можно было начинать ходить в гости. Среда – «Лакомка» - призывала печь еще больше блинов и приглашать еще больше гостей. А еще в среду принято было посещать тещу, отсюда и пошло знаменитое – «к теще на блины». В той части страны, где праздновать начинали с четверга, «тещиным» днем была пятница. В четверг, который называли «широким» или «толстым» угождали своим домашним животным. Для них даже специально пекли блины. Кроме этого в четверг объезжали молодых жеребцов, этот день считался наиболее благоприятным для такого занятия. В некоторых районах четверг был бабушек- повитух. Дети, которые с их помощью появлялись на свет, приходили к ним в гости с угощениями, а потом катали на санках по деревне. Пятница – или «тещины вечера» - была временем, когда молодая семья посещала родных невесты. Если зять не приезжал в этот день к теще – это была большая обида, которая могла стать причиной развода двух семей. В субботу наступали «золовкины вечерки». Все ходили, друг к другу в гости, катались на лошадях и санках. Воскресенье – последний день масленичной недели. В этот день провожали зиму и встречали весну. Кульминацией праздника было сожжение чучела Масленицы – Прощеное воскресенье. В этот день полагалось просить прощение у всех родных и близких. По традиции глава семьи должен был сесть под образами и прочитать молитву, а потом попросить прощения у предков. После этого все домочадцы просили у него прощения. Заканчивался обряд тем, что отец просил прощения у каждого члена семьи. В церкви в этот день священник в конце службы тоже просил прощения – у своих прихожан, а те отвечали ему: «Бог простит! Бог простит! Бог простит!».

На Масленицу существовала большое количество разных обрядов. Наши предки считали, что работать днем на масленичной недели можно, но вот вечера – только для развлечений, нельзя было шить, прясть.

Вот одна из легенд записанная на Гродненщине:

Одна девушка, была на столько охоча к работе, что перестала соблюдать святые вечера. И вот пряла она однажды чуть не до полуночи. Вдруг слышит, кто-то в окно стучит, она спрашивает:

Я принес тебе девушка работу. Смотри, что б за сегодняшнюю ночь напряла двенадцати веретен.

Испугалась девушка, волосы дыбом встали - ужас!

Поспешай, садись и пряди, если не будет готово нынешней ночью, то на другую ночь приготовь себе гроб.

Все стихло. Девушка, ни жива, ни мертва, перекрестилась три раза и осторожно вышла на крыльцо - никого нет. Лишь лежит ворох льна. Взяла она, принесла в хату и думает:

«Что же я теперь, бедная, делать буду? Воля божья, нужно прясть»

Решила она схитрить: обмотала куделю льняными отрепками, а сверху напряла ниток в два ряда и таким способом все двенадцать веретен готовы. А тем временем рассвело и домашние проснулись.

Матушка спрашивает:

А откуда куделя взялась? Ты что, целую ночь пряла?

Молчит девушка, никому ничего не говорит, да и что сказать не знает. Вынесла она пряжу в кладовую, вынесла и лен, что остался - если его в дело пустить, то прясть надо будет двенадцать дней и вечеров, не меньше. И легла спать. Встала поздно вечером, помолилось Богу и пошла в камору посмотреть на свою работу, а там ничего нет. Вернулась в хату.

Ну, твое что работу сделала, не то пришла бы тебе погибель за то, что щедрых вечеров не соблюдаешь. А если еще будешь прясть, я тебе в три раза больше принесу льна. Испугалась девушка, но все же решилась взглянуть в окно. Ночь была лунной, и увидела она как старик с длинной бородой понес на плечах двенадцать веретен. Упала девушка на пол без чувств, и две недели болела, бредила. Еле-еле выходили.

В эти дни особенно усердно моют и чистят посуду, а когда-то в понедельники еще и белили печь, тщательно прибирали в хате. Парни и девушки вешали на дворовые ворота или на вход в гумно качели (гойданки) и качаясь распевали песни:

Да у нас сегодня масленица!

Да вылетела ластавица!

«Да что ж ты нам вынесла?»

Из коробов жито вытрясла,

Все жито-пшеницу,

На всякую пашницу!

В это время все ходили в гости, в деревнях организовывались игры, молодежь каталась на санках, качелях, лошадях.

Одним из самых интересных масленичных обычаев, которые существовали на нашей земле, было «таскание колодок». Этому испытанию подвергались молодые парни, которые долго не женились. Им на ногу привязывался кусок бревна – с ним они должны были ходить по деревне. В некоторых регионах этот кусок бревна тягали женщины и привязывали его первому встречному неженатому парню. Тот, кто не хотел «таскать колодки», должен был откупиться деньгами или угощениями. В других районах парни, которых заставляли примерить «колодки», должны были заходить в те дома, где жили незамужние девушки и требовать угощения. Если парень с «колодкой» не останавливался возле дома такой девушки, это считалось неуважением по отношению к ней.

Еще одно (пожалуй, даже более древнее) название этого праздника – Колодий . Связано оно с обычаем, который и в поздние времена праздновалось на Украине и в Беларуси. В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо – «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это – человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник – «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни». В четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.

В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости. Следующая особенность праздника – тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси – это его «женскость». Масленица так и звалась в народе – Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола. В эти дни проводились помолвки, а в еще более древнюю эпоху – заключались браки. То есть налицо тот самый культ плодородия, о котором мы говорили выше. При этом внимание уделялось всем аспектам женского бытия – и девственности (восхвалялась идея девушки-красавицы и девушки-невесты), и материнства (женщина-мать, женщина-хранительница), и мудрости (женщина-старушка, женщина советчица). Доставалось «на орехи» и негативным качествам. Например, в пятницу зять должен был пригласить тещу в свой дом, потчевать ее, угощать водкой других гостей и приговаривать: «Пейте, люди добрые, чтоб у моей тещи в горле не пересыхало!». Это был тонкий намек на излишнюю говорливость жениной мамы. Кстати, так называемые «золовкины посиделки» и вообще хождение женщин в гости друг к другу тоже являются частью «бабского» элемента праздника.

Любили на Масленицу и игры с переодеванием. Сельчане, одевали маскарадные костюмы и вваливались в чей-нибудь дом. Если хозяева медлили с угощением, то начиналось шутовское разорение дома – разбрасывались вещи, переставлялись предметы. Каждого встречного на улице человека такая компания валила в сугроб и натирала снегом щеки и нос.

Сегодня масленичные традиции не так сильны, но, все же этот праздник по-прежнему яркий, шумный и веселый. Празднование Масленицы призывает проснуться после зимней спячки и приготовиться к новой весне, а значит и новой жизни.