Теория снов юнга. Персонажи снов в рамках юнгианской концепции. Экзистенциальный анализ сновидений

Сон и сновидения

4.1 Теория сновидений Карла Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний, считая такой взгляд упрощенным и наивным. На самом деле сновидение, писал Юнг, является «прямой манифестацией бессознательного» и только «незнание его языка мешает понять его послание».

В целях толкования сновидений, в отличие от Фрейда, Юнг призывал сновидца не «убегать в свободные ассоциации», но сосредоточиться на конкретном образе сновидения и дать ему как можно больше аналогий. Юнг считал, что метод свободных ассоциаций позволяет выявлять лишь личные (индивидуальные) ассоциации сновидца, группирующиеся вокруг комплексов (что Юнг доказал экспериментально), но не дает приблизиться к смыслу самого сновидения.

По Юнгу, смысловое поле сновидения гораздо шире этих индивидуальных рамок и отражает богатство и сложность всей сферы бессознательного - как индивидуального, так и коллективного. Одна из идей Юнга заключается в том, что душа как саморегулирующийся организм компенсирует установку сознания противоположной бессознательной установкой. Поэтому помощь в интерпретации сновидения способна оказать мифология, поскольку сновидения говорят на мифологическом языке символов, объединяющих противоположные установки в целостные смысловые категории.

Юнг считал сновидение средством наладить связь между сознанием и подсознанием и видел в сновидении функцию компенсации позиции Эго. Также он особо выделял «большие» сновидения, то есть сны, сопряженные с нуминозным чувством восторга и ужаса. В этих сновидениях Юнг видел высшее духовное руководство, которое исходит из центра человеческого (а возможно и всякого) бытия -- Самости.

Юнг разработал два основных подхода к анализу материала сновидений: объективный и субъективный. В объективном подходе каждый персонаж сна относится к реальному человеку: мать - это мать, подруга - подруга и т.д. В субъективном подходе каждый персонаж сна представляет аспект самого сновидца. Юнг считал, что хотя сновидцу, может быть, сперва сложно принять субъективный подход, но в процессе работы над сновидением он сможет опознать в персонажах сна свои черты и неведомые ранее аспекты своей личности. Так, например, если человеку снится, что на него нападает сумасшедший убийца, то сновидец может осознать свои убийственные импульсы. Этот подход расширен гештальт-терапевтами: они считают, что даже неодушевленные объекты во сне могут рассматриваться как воплощения аспектов личности сновидца. Каждый воплощает бессознательную установку, по большей части скрытую от сознания. Даже являясь неотъемлемой частью психики сновидца, они зачастую существуют автономно и воспринимаются сновидцем как внешние фигуры. Знакомство с архетипами, проявляющимися в символах сновидений, позволяют человеку лучше осознавать свои бессознательные установки, интегрировать ранее отщепленные части личности и включаться в процесс целостного понимания своей Самости, что Юнг считал главной задачей аналитической работы.

Юнг считал, что материал, подавляемый сознанием (к чему Фрейд и сводил бессознательные содержания вообще), подобен тому, что в его концепции именуется Тенью, и составляет лишь некоторую часть бессознательного.

Юнг предостерегал от слепого приписывания символам сна определенных значений без ясного понимания личной ситуации сновидца. Он описывал два подхода к символам сновидения: причинный подход и финалистический подход. В причинном подходе символ редуцирован до определенных базовых тенденций. Таким образом, меч может символизировать пенис, змея - тоже. В финалистическом подходе интерпретатор сновидения спрашивает: "Почему именно этот символ, а не иной?". Тогда меч может репрезентировать пенис за счет своих качеств: он твердый, острый, неодушевленный и разрушительный. А змея, репрезентируя пенис, указывает на другие качества: нечто живое, опасное, возможно, ядовитое и скользкое. Финалистический подход раскрывает дополнительные нюансы смысла установки, в которой находится сновидец.

Хотя Юнг настаивал на универсальности архетипических символов, его точка зрения противоположна пониманию знака - образа, который имеет однозначно определенное значение. Его подход заключался в том, чтобы распознавать динамику и текучесть, которые существуют между символом и его значением. Символы должны исследоваться как источники индивидуального значения для пациентов, а не сводиться к предопределенным концепциям. Это убережет интерпретатора сновидения от скатывания к теоретическим и догматическим упражнениям, которые уводят процесс от психологического состояния пациента. В поддержку этой идеи он подчеркивал, что очень важно «прилипнуть к сновидению» - раскрывать глубину его смысла через ассоциации клиента к отдельному образу. Такой подход совершенно противоположен свободным ассоциациям Фрейда, уводящим от черт образа. Он описывал, например, образ «деревянный стол». Может быть, у сновидца нашлись бы какие-то ассоциации с этим образом или, напротив, отсутствовали бы какие-либо личные смыслы (что вызвало бы подозрения в особой значимости образа). Юнг же просит пациента представить себе этот образ как можно более живо и рассказать о нем так, как если бы собеседник никогда не видел деревянных столов.

Юнг подчеркивал важность контекста в понимании сновидения. Он считал, что сновидение надо понимать не просто как сложную загадку, изобретенную бессознательным, которую надо расшифровать для раскрытия каузальных факторов, стоящих за ней. Сновидения не могут служить детекторами лжи, которые раскрывали бы нечестность сознательной установки. Сновидения, как само бессознательное, говорят на собственном языке. Будучи репрезентациями бессознательного, образы сновидений самодостаточны и обладают собственной логикой. Юнг полагал, что сновидения могут содержать важные сообщения, философские идеи, иллюзии, дикие фантазии, воспоминания, планы, иррациональные переживания и даже телепатические прозрения.

Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

"Я-концепция" как социально-психологический феномен

С точки зрения психологии как науки, Я-концепция является определяющей в подходе американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса (1902-1987). Фактически...

Анализ женских образов в музыкальной индустрии на примерах зарубежных звезд эстрады

Создание теории архетипов связано с именем швейцарского психолога, психиатра и философа начала XX века, Карла Густава Юнга. Один из выдающихся учеников Зигмунда Фрейда...

Аналитическая психология К.Г. Юнга

Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу...

Влияние фрейдизма: теории Э. Эриксона, К.Г. Юнга,Г. Мюррея

Предметом анаитической психологии являются бессознательные аспекты структуры и динамики личности. Основные задачи данного направления: 1)исследование роли коллективного бессознательного; 2)аналитическая терапия. Личность в целом...

Неофрейдизм

Архетипы - это такие общие для людей образы, которые повторяются в мифах различных народов, обнаруживаются в различных произведениях самобытного народного творчества (сказаниях и притчах, былинах и сказках)...

Проблема бессознательного

Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания...

Проявления бессознательного в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека

Многие теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного, совершив тем самым переворот в науке. Однако такие представление далеки от истинного положения вещей...

Работа психолога с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях

Методика используется для профилактики родительско-юношеских конфликтов на почве девиантного поведения ребенка, в основе которых лежит вовлечение ребенка в деструктивные взаимоотношения между родителями...

Роль и значение сновидений в психической жизни индивида

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер Р., Фрейдимер Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2001. - 99 с...

Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы...

Теории мотивации потребностей: Карл Юнг, Зигмунд Фрейд

Юнг - исследователь и первооткрыватель. Именно ему принадлежат такие термины, как "интроверсия-экстраверсия", "архетип", "синхрония", "самость", "эго-инфляция" и многие другие...

Теории сновидений

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна...

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)

Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса...

Характер как интегративное свойство личности

Наибольшее распространение получила классификация направленности личности на внутренний или внешний мир, ее еще иногда называют классификацией Юнга...

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии

В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришел к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек - это не поле битвы бессознательных сил...

Карл Густав Юнг

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Карл Густав Юнг

Многие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не замечаем. В памяти они все-таки фиксируются и проявляются во время ночных грез. Эту взаимосвязь дневной и ночной работы мозга Юнг показал в исследовании «Значение, функции и анализ снов». Продолжая его мысль, можно сказать, что в работе над постановкой сновидения значительную роль играет интуиция. Когда мы анализируем сюжет сна, становится ясно, что именно мы не заметили, пропустили или что было неприятно для нас, а потому забылось. Сон – форма мысли, изложенной с помощью символов и образов.

Ученые по-разному объясняли процессы взаимодействия сознания и подсознания. Юнг брал весьма распространенный пример: «Случалось ли, что вы вдруг забывали что-то? Только что об этом помнили, но мысль куда-то внезапно улетела?». Психоаналитик считал, что мысль не исчезла, а просто ушла на бессознательный уровень и стала частью интуиции. Если перестать о чем-то настойчиво думать, из подсознания вдруг всплывает нужное слово или имя. Это еще одно доказательство, что мысли не исчезают, над ними продолжает работать наше подсознание. Оно решает не одну, а сразу несколько задач из образов, мыслей, впечатливших нас событий, эмоций.

С осознанным опытом все понятно. Однако как объяснить появляющиеся «из ниоткуда» новые мысли, идеи, решения? А как насчет предчувствий и гениальных суждений? Эти размышления привели Юнга к новаторской идее: подсознание является источником будущих переживаний и идей. До поры до времени наш психологический опыт пребывает в зародыше. Похожие события, случайные фразы или даже запахи могут вызвать к жизни новый психологический опыт – свежие идеи и оригинальные находки. Утверждение, что из подсознания можно не только извлечь уроки прошлого, но и найти материал для будущего, вызвало немало противоречивых споров.

Если З. Фрейд считал, что сновидения не случайны и напрямую связаны с сознательной жизнью, то К. Г. Юнг, наоборот, придерживался мнения, что интуиция, находящая проявление во сне, часто приводит к ложным выводам. Впоследствии швейцарский психоаналитик перестал использовать предложенный учителем метод ассоциаций. Аргумент в пользу такого выбора следующий: аналогии уводят от мотивов сновидений. Чтобы получить достойное толкование, нужно исследовать содержание сна. Ведь именно ночные грезы и есть, по мнению Юнга, то уникальное, что служит выражением бессознательной сущности нашего «я».

Что поможет понять сигналы психики? Только собственный опыт. Для расшифровки своего сна психоаналитик предлагает напряженно и сосредоточенно размышлять над ним. В этом случае можно приблизиться к наиболее достоверной отгадке. Смена взглядов, безусловно, сказалась и на методе исследований. Благодаря Юнгу многие ученые стали использовать подход, заключавшийся не в анализе отдельных символов, а в целостном восприятии сновидения. За основу толкования сна теперь брали лишь явный и достаточно понятный сюжет, вернее, его часть. Ночные грезы небезграничны, рассуждал Юнг, а потому своеобразная форма картинки, которую мы видим, закрывает от нас основной материал. Свободный полет фантазии и бесчисленные ассоциации уводят нас от истины. Разобраться в сути поможет лишь настойчивое возвращение к основному сюжету. Важно постоянно задавать себе вопрос: «Что же мне снилось?».

Из книги Finis Mundi. Записи радиопередач автора Дугин Александр Гельевич

FINIS MUNDI № 3 ГУСТАВ МАЙРИНК - ДЫХАНИЕ КОСТЕЙ Господин императорский лейб-медик рассеяно сидел за бутылкой Мельника, в утробе которой электрическая настольная лампа рождала вспышки рубиновых искр. Временами поднимая голову, он видел в дверном зеркале второго

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

FINIS MUNDI № 16 Карл Хаусхофер - Континентальный Блок "На всех парусах спустили они корабль В пролив, полный рифов и скал. В бурю. Они слишком рано исторгли победную песнь, Но проиграли. Их поражение стало нашим поражением. И на ином конце пролива штурвал выпал из наших

Из книги Коронованный на кресте автора Ходаковский Николай Иванович

Поппер Карл Английский философ австрийского происхождения (1902–1994). Преподавал философию науки в Лондонском университете. Наиболее известные работы: «Логика научного открытия», «Открытое общество и его враги», «Предположения и опровержения». Поппер был убежденным

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора

Фейерабенд Пауль Карл (1924–1994) Американский философ австрийского происхождения, представитель философии науки. Выдвинул идею научного анархизма. Согласно его взглядам, условием развития науки является пролиферация [размножение]

Из книги Полдень магов. Оккультная перестройка мира автора Нойегард Отто

ИИСУС НАВИН И КАРЛ ВЕЛИКИЙ Фоменко и Носовский делают интересный вывод о тождестве библейского Иисуса Навина и Карла Великого. Они пишут, что библейский Иисус Навин в западноевропейской истории известен как Карл Великий. Другими словами, библейский рассказ об Иисусе

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Восток и средневековье. Том 3 автора Постников Михаил Михайлович

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Глава 20 Карл Юнг, оккультный Интернет и мир мёртвой жизни за океаном Итак, запутанные следы, оставленные организаторами удара по Америке в лабиринтах политики и оккультизма, привели нас в огромную, плохо освещённую пещеру, над входом в которую выбита надпись «МИФ». И

Из книги Секреты сновидений автора Шварц Теодор

Карл Анжуйский и конец Римской республики См., стр.749- 752. Заявление Иннокентия IV, что он не потерпит на троне даже детей Фридриха, не было забыто его преемниками. Да и наследник Фридриха Манфред ничего не сделал, чтобы помириться с папством. Наоборот, он продолжал

Из книги Нострадамус: благая весть. Предсказание известного прорицателя автора Ридинг Марио

Карл Значение и происхождение имени древнегерманское - «смелый, мужественный». Это люди с претензиями, они талантливы во многих областях искусства. Карл - сильная, неуправляемая личность. Умеют быть убедительными, воздействуют на окружающих, не насилуя психику.

Из книги Великие мистики XX века. Кто они - гении, посланцы или аферисты? автора Лобков Денис Валерьевич

Карл Густав Юнг Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг (1875–1961) начинал как ученик Фрейда, а впоследствии стал его равноправным партнером (рис. 3.2). Рис. 3.2. Карл Густав ЮнгМногие текущие события, по мнению Юнга, остаются словно за кадром сознания. Иначе говоря, мы их не

Из книги Бог в поисках человека автора Кнох Венделин

Тема «Великий» король Швеции Густав II Адольф Дата: 9 декабря 1596 года Катрен 3/94 De cinq cent ans plus compte lon tiendra Celuy qu’estoit I’ornement de son temps: Puis ? un coup grand clart? donrra Que par ce siecle les rendra trescontens. Пять сотен лет они будут его держать. Он был эталоном своей эпохи. Внезапно все станет предельно

Из книги Герольды «Наследия предков» автора Васильченко Андрей Вячеславович

Тема Король Англии Карл I Дата: 1649 год Катрен 4/49 Devant le peuple sang sera respandu Que du haut ciel ne viendra esloigner: Mais d’un long temps ne sera entendu L’esprit d’un seul le viendra tesmoigner. Перед толпой прольется кровь, Кровь будет недалеко от небес, Но в течение долгого времени никто не услышит ни одной души

Из книги автора

Из книги автора

cc) Карл Ранер, вклад немцев [в учение об инспирации] К числу значительнейших богословов XX столетия принадлежит также Карл Ранер SJ (1904–1984). Уже в 1958 г. он представил свою диссертацию о боговдохновенности Священного Писания. Карл Ранер в своих размышлениях стремится к

Из книги автора

в) Карл Ранер Карл Ранер (Karl Rahner) SJ (1904–1984) в своих обширных и тематически разнообразных трудах отводит «традиции» весьма существенное место. Путь к содержательному наполнению и оценке традиции открывает его христология. Откровение Бога о Себе в Иисусе Христе как

Из книги автора

Приложение I Карл Конрад Руппель РОДОВЫЕ СИМВОЛЫ Предисловие Не имеется более блистательного документа об изначальной связи семьи и дома, чем эти родовые знаки на зданиях. В.Г. Риль …Таким образом, каждый мог позволить себе заботиться и чтить свою часть полученного

Люди испокон веков обращали внимания на свои сны: искали в них советы, знамения, считали их предвестниками грядущих событий. Во времена древней Греции и Древнего Рима значение сновидений было настолько велико, что существовали целые храмы, которые возводились для богов сна. Особенно важны были в Египетской цивилизации жрецы, которые могли интерпретировать сны, так сказать "живые сонники". Императоры и античные полководцы принимали свои решение на основании толкования своих сновидений. Да и для современного человека тоже не секрет, что мир снов оказывает очень сильное воздействие на нашу жизнь. Но всё же что такое сновидение?

Во время сна у человека чередуются две основные фазы: медленный и быстрый сон, причём в начале сна преобладает длительность медленной фазы, а перед пробуждением — растёт длительность фазы быстрого сна. У большинства людей сон состоит из 4-6 циклов, длительностью 80-100 мин. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что запоминающиеся нам сновидения сняться в фазе быстрого сна (эту фазу также называют фазой БДГ — быстрого движения глаз). Можно даже сказать, что фаза БДГ предназначена специально для того, чтобы мы могли видеть сны. То есть возможность сновидения обусловлена физиологически — также как возможность пить, принимать пищу и дышать.

Зачем нужны сновидения

Функционал сновидений настолько обширен, что описать все в одной статье (да что там в статье, даже в одной книге) не представляется возможным. Здесь речь пойдёт о взгляде с психологической точки зрения, то есть сновидения, мы будем рассматривать, как индивидуальный внутренний психический процесс!.. Что, собственно, за этим стоит:

  • Индивидуальный . Сновидение — это всегда про сновидца: все, что мне снится — это всё я, мои суждения, мои переживания, мои взгляды, части моей целостной личности т.д… Посудите сами, даже если мы будем рассматривать сновидения как путешествие астрального тела по другим измерением или как подключение нашего разума к некому общему информационному полю, то возникает закономерный вопрос: "Почему наша душа выбирает именно эти миры?.." или "Почему разум обращается именно к данным секторам поля?.."
  • Внутренний . Всё что происходит в сновидении — происходит во внутреннем мире (сознании, подсознании, душе, и т.д.) сновидца.
  • Психический . Сновидения — это результат работы нашего психического аппарата. А глобальная функция психики — выживание индивида. Таким образом, по большому счёту, сны помогают нам выживать. И действительно проводилось ряд экспериментов по лишению человека снов (деривация сновидений) и все они показали их жизненную необходимость. Потребность во снах, фактически, сравнима с потребностью в пище, воде и кислороде.

Первым человеком, который подошёл к вопросу анализа сновидений с позиции европейской науки был, конечно же, Зигмунд Фрейд. Фрейд сформулировал две очень важные гипотезы касательно сновидений:

  1. Сновидения — это способ, которым психика отыгрывает подавленные, забытые или просто недоступные желания (то есть, он считал, что в сновидениях нам снится то, чего бы мы хотели сделать или получить в повседневной жизни).
  2. Образы сновидения не буквальны, а символичны — то есть, он предложил воспринимать образы сновидений в форме метафор, аналогий, знаков и символов. (например, если снится лодка плывущая по воде, то это сновидение не о лодке, не о воде, и не о путешествии, а о чём-то таком, на что эти образы символически указывают).

По мнению Фрейда, задача толкования, сновидений сводится к тому, чтобы проложить дорожку от буквального к символическому и понять, какое конкретное подавленное желание скрывается за смутными и неопределёнными образами сновидения.

Очень плотно темой сновидений занимался один из бывших учеников Фрейда — К.Г. Юнг. Юнг проанализировал по меньшей мере 80 000 сновидений и выстроил новый более целостный подход к толкованию сновидений. Принципиальное отличие юнговского подхода состоит в очень бережном отношении к их содержанию. Юнг все время напоминает, что не следует далеко отходить от первоначальных образов, потому что вся ценность скрывается именно в их символическом значении. По-другому Юнг видел и задачу сновидений. Одним из основных принципов функционирования психического аппарата он считал его постоянное стремление к равновесию, а целью всякого психического симптома видел восстановление этого равновесия. Соответственно, и сновидения он рассматривал, как попытку психики восстановить нарушенный баланс. Например, человеку с необоснованно раздутым самомнением может присниться, что оказывается голым на публике — сдвинуть самооценку в более адекватное положение. То есть, с точки зрения аналитической психологии, бессознательное в сновидениях показывает нам спектакли, рассказанные метафорическим языком, цель которых — восстановить нарушенное психическое равновесие. И не в том смысле, чтобы "успокоить" сновидца, а в смысле ликвидации глубоких перекосов в его сознательной позиции. Вообще, сновидения бывают довольно жёсткими в том, чтобы достичь своей цели, — кошмары начинают сниться именно тогда, когда более мягкую форму рекомендаций человек отказывается замечать. Чем ярче эмоциональный накал в сновидении, тем важнее его послание. Однако следует сделать одну оговорку. Хотя Юнг и предложил гораздо более глубокий подход к толкованию сновидений, его все равно нельзя считать однозначно "правильным". Это был метод Юнга и он хорошо работал в его руках. У сновидений есть такое общее свойство, что они разговаривают с человеком на том, языке, который он готов понимать. Как говорится: "Юнгианцам снятся Юнгианские сны" .

Объединив вышесказанное, можно сделать вывод, что сновидения нужны нам для того, чтобы сбалансировать наше психическое равновесие через символическое проявление наших желаний, страхов, актуальных переживаний, важных событий и т.д. Также известно, что сновидения зачастую позволяют взглянуть на жизнь под другим углом — проявить то, что при бодрствовании не замечалось, показать возможные варианты, действий и возможные результаты… многие великие идеи пришли к человечеству именно из снов.

А нужно ли вообще анализировать сновидения?

Вопрос закономерен. Действительно, если сновидение — это процесс естественной саморегуляции психики (процесс работы бессознательного), то нужно ли вообще в него вмешивать свой сознательный анализ? Возможно, правильнее будет просто принять всё как есть? И наверняка, у Вас присутствует такой опыт, когда Вы засыпали с какими-то переживаниями или не решёнными вопросами, а проснувшись наутро, Вы вдруг обнаруживали, что ответ найден, переживания приняты, и беспокоящие ситуации не так актуальны, как были накануне. Или, к примеру, посмотрев тот или иной сон вы приходили к определённым выводам и меняли некоторые взгляды (без всякого анализа). Зачастую даже не возникает ни малейшего желания разбирать и анализировать тот или иной сон. Но бывает всё с точностью до наоборот: повторяющиеся сны, кошмары, какие-то особенные сновидения, после которых остаётся чёткое и пронзительное чувство, что этот сон о чём-то говорит, но Вы не можете точно понять и прочувствовать о чём… Да, даже такому сильному психическому механизму как сновидение порой нужна помощь… или, скажем, есть такие сновидения, которые хотят быть проанализированными и осознанными.

За ночь человеку снится несколько снов, но запоминаем мы, как правило, лишь один (в редких случаях больше), а то и вообще не одного… зачем? Может запомнившийся сон это и есть то самое послание к сновидцу, возможно в нём что-то над чем лучше подумать бодрствуя, быть может сон говорит о важности выбора, быть может о возможном развитии событий или просто показывает то, что человек "не видит в упор"…

Как можно работать со своими сновидениями

Хорошо, итак, Вы всё-таки решили поработать с некоторыми Вашими снами. Отлично! И что теперь? Идти к аналитику снов (психологи, психотерапевту) — это, конечно, хороший вариант (сны являются прекрасным материалом при клиент-терапевтической работе). Но, давайте будем честными — не каждый может сутра позвонить своему персональному специалисту и сказать что-то типа: "Уважаемый Иван Иванович, мне приснился очень важный, по-моему мнению, сон и я хотел бы обсудить его с Вами, давайте я подъеду к Вам в офис через 30 мин ", — тут и Иван Иванович может быть занят, да и у многих из нас тоже разные дела сутра, я уже не говорю про цену вопроса (хотя порой наши сны стоят и большего)… в общем, есть свои нюансы.

В любом случае при анализе сновидений специалист работает, в первую очередь, не со сновидением, а со сновидцем (через призму сновидения). Ведь только сновидец реально знает и понимает свой сон и себя самого . Именно тот факт, что мы сами знаем себя, как нельзя лучше позволяет, в той или иной степени, самостоятельно анализировать свои сновидения (по мере необходимости, конечно).

Прежде чем говорить о том, как это делать, стоит ответить на вопрос какие сновидения действительно стоит анализировать. Главным критерием того, что сновидение нуждается в толковании — это его сильная эмоциональная напряжённость (конкретная яркая эмоция, которую оно в себе содержит), периодическая повторяемость сновидения или иррациональное (внелогическое) ощущение важности послания. Также интерес к самому процессу анализа — стремление к личностному росту, желание познакомится со своим внутренним миром, глубже понять свою жизнь… При наличии такого интереса бессознательное обязательно выдаст подходящий материал, материал подходящий именно здесь и сейчас.

Теперь поговорим о самом анализе (или можно сказать, толкование) сновидений. Язык снов — это язык нашей внутренней гипнотической реальности. Как внешнюю объективную реальность мы простаиваем за счёт внешних факторов: свет, звук, запах, так и у внутренней гипнотической реальности есть свой язык. Язык внутренней гипнотической реальности индивидуален. Однако, существуют и некоторые общие понятия — символов : взлёты, падения, мать, отец, герой, злодей и т.д. — это те образы, которые, в общем случае, воспринимаются всеми одинаково. Кроме символов в проявлениях внутренней гипнотической реальности также присутствует некие рамки (аналогично времени и контексту в обыденной жизни) — это сюжет сновидения. Сюжет играет значительную роль (начало, кульминация и развязка; дебют, миттеншпиль, эндшпиль… и т.д.) он может сказать, о чём сновидение вообще — как бы развернуть картину сна панорамно и более глобально.

Я приведу Вам один из методов самостоятельного анализа сновидений. Это весьма распространённый метод, однако, в разных источниках подаётся слегка под разными углами, что может придавать этим источникам определённую исключительность метода. Я опишу данную методику в том виде, в котором оно кажется мне наиболее простой и понятной, но в то же время глубокой и развёрнутой. Скажу даже больше: описание предлагаемого здесь подхода к анализу сновидений приснилось мне в тот период, когда я готовил этот материал. Я решил не отказываться от того, что предложил мне мой бессознательный разум и с радостью делюсь этим с Вами. И всё же напоминаю, что сам метод не нов — описание просто слегка другое.

Условно можно выделить 3 составляющих сновидения:

  1. Я — что я переживаю, что я переживал.
  2. Окружение — каков сон в целом: трагедия, комедия, водевиль, добрый, мрачный… что это было.
  3. Наполнение — что говорят мне образы, символы и события… (по сути — сам анализ).

Вы можете конспектировать сновидениям прямо по этим трём пунктам. Зачастую, уже в процессе записи становится понятно, что несёт в себе то или иное сновидение. А теперь поговорим о каждом пункте подробнее:

  • "Я" — это эмоциональный окрас (эмоциональная напряжённость). Самой "известной" эмоцией в сновидениях является страх. В той или иной форме, кошмары снились каждому. Страх в них может быть ярко выраженным и чётко определённым, но бывает и так, что прямого страха нет, но есть какая-то общая тревога или неясное беспокойство. Все сновидения из этой серии предупреждают о том, что какой-то из внутренних конфликтов обострился и теперь выводит весь психический аппарат из равновесия. Конечно, бывают и "хорошие" сны, которые указывают на позитивный сдвиг в разрешении какого-либо из внутренних конфликтов. Третий вариант — это когда сновидение, не хорошее и не плохое, без очевидных эмоций, но при этом после пробуждения остаётся ощущение, что приснилось что-то важное (и это бывает вполне отчётливым ощущением). Такого рода сновидения могут говорить о том, что какой-то процесс сейчас очень активен, но конкретно эмоционально окрашенных результатов пока нету: это могут быть предупреждающие (вещие) сны, хронологические сны (сны о прошлом), сны с обретением нового знания (пока ни куда не приложенного) и т.д.
  • "Окружение" — это, фактически, сюжет. Важно выделить фабулу сновидения (если она есть): "Я спешу на поезд, но опаздываю, и поезд уходит без меня", "Я спасаю в своей школе весь мир, и меня все признают героем. Я получаю почёт и уважение" и т.д. Важно также определить с "жанром" и общим направлением сюжета (определить, где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка).
  • "Наполнение" — а вот это уже то, что занимает больше всего времени и приводит любителей анализа сновидений в особый восторг. Наполнение — это символика, это язык внутренней гипнотической реальности, это то, что "спрятано", по мнению Фейда и "раскрывается", по мнению Юнга в образах сновидения.

В процессе толкования сновидений значимость образов устанавливается с помощью сновидца. Каждую деталь сна можно интерпретировать только с помощью его ассоциаций, его наитий. Не менее важным является прояснение общечеловеческой, архетипической символики сновидения. Для примера работы с образами рассмотрим, в очень-очень-очень сжатом виде, некоторую часть Юнгианской модели анализа сновидений:

Сперва общие понятия:

  • Анимус — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо мужские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Анима — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как сугубо женские. Однако данные качества и характеристики проявляются (имеют место быть) в сознании индивидуума (личности).
  • Тень — набор качеств и характеристик личности, которые индивид рассматривает как абсолютно негативные и деструктивные и не приемлет их проявлений (всё самое плохое). Однако данные качества и характеристики могут присутствовать в индивидууме, но быть очень сильно подавлены его личностью.

Некие общие значения образов и символов:

  • мужчины — проявления анимуса;
  • женщины — проявление анимы;
  • тучи , дождь , мошкара — за этим, как правило, идёт тень;
  • пожар — говорит о том, что человек "выжигает себя", "выжигает" своё эго;
  • дома , помещения (в т.ч. различное имущество сновидца: квартира, машина, яхта..) — личность, сознание: его составляющие и проявления;
  • животные — животные проявления индивидуума;
  • полёт — как правило, символизирует личностный рост;
  • вода — как правило символизирует бессознательное "погружение в бездну вод — погружение в бессознательное".

Однако, ни когда не забывайте о том, что внутренняя гипнотическая реальность всё-таки индивидуальна. И для более точного и глубокого анализа сновидений необходимо опираться на жизненные события и образы сновидца. Символы, прежде всего, берутся бессознательным из индивидуального контекста сновидца: события, объекты, люди и переживания, с которыми он сталкивался в своей жизни… Например, сто лет назад могла присниться запряжённая повозка, а сегодня для того же самого спектакля бессознательное уже выберет машину — образы разные, но их символический смысл при этом может быть идентичным. Поэтому, ещё раз — сновидение состоит именно из символов, а не знаков. Так что, если вам снится давно умершая бабушка, то этот сон с большой вероятностью вовсе не про бабушку, которую вы когда-то знали, а про что-то совершенно иное, на что её образ символически указывает — например, мудрость, финал жизни или склочный нрав — смотря, что для она для вас олицетворяла при жизни.

Для работы с наполнением своего сновидения Вы можете использовать метод свободных ассоциаций: выпишете на чистый листок (в столбик) наиболее значимые для Вас символы сновидения с которым сейчас работаете. Когда Вы выпишете все значимые символы отвлекитесь от них на какое-то время: Вы можете перевернуть листочек, так чтобы не было видно текст, можете пойти налить себе чаю или сделать что-либо ещё… Важно "разорвите связь" с тем образами. И для этого не нужно много времени — 30-90сек. будет вполне достаточно. Теперь. Вернитесь к листочку, прочитайте вслух написанное Вами (по очереди) и напротив каждого символа напишите первые пришедшие в голову ассоциации. Таким образом Вы сможете увидеть, что для Вас несёт в себе тот или иной образ.

Хотелось бы также отметить работу со сновидениями в гештальт-терапии. Вообще толкованием в буквальном смысле гештальтисты не занимаются, а используют образы сновидения, как отправную точку для проговаривания своих переживаний. В каком-то смысле это даже похоже на фрейдовские свободные ассоциации. Чтобы пояснить, как в гештальт-подходе происходит работа со сновидениями, можно вспомнить один классический пример, который приводит Дж. Энрайт (ученик Ф. Перлза): пациенту приснился какой-то сюжет про вокзал, поезда и каких-то персонажей. Во время сеанса ему было предложено поочерёдно ставить себя на место основных действующих лиц и говорить от их имени: "Я такой-то и такой-то, еду туда-то, у меня такое вот настроение. Я хочу того-то… ", — ну и так далее. Цель этой процедуры в том, чтобы попробовать вытащить скрытые за этими образами эмоции — незавершённые гештальты. Но никаких эмоций у пациента не возникло до тех пор, пока ему не предложили высказаться от имени "вокзала " — и вот тут его прорвало, потому как напомнило ему о том, что его — такого большого и значительного — никто на самом деле не замечает, все просто проходят его "насквозь " и отправляется по своим делам. Этот момент — момент контакта со своими переживаниями и эмоциями, на мой взгляд, очень важен и именно в этом заключается ценность гештальт подхода. Если мы можем что-то почувствовать, значит мы уже осознаём эту часть себя, а значит можем сделать осознанный выбор и принять осмысленное решение, а не реагировать автоматически (бессознательно) на ситуации связанные с этим переживанием.

Как я уже говорил ранее, конспектирование сновидений — это хороший способ закрепления информации о сновидении, как для внутренней (интерпсихической) проработки, так и для дальнейшего анализа.

Как уже было сказано выше, конспектировать сновидение можно в следующей последовательности:

  1. Эмоциональная составляющая;
  2. Жанр, эпитет, фабулу и т.д.;
  3. Основной конспект сновидения (то есть теперь всё что помните в хронологическом порядке), особое внимание к значимым символам, значимым героям и значимым событиям (во сне).

Суть работы с конспектом сновидения сводится к тому, чтобы определить, опираясь на свои ощущения, воспоминания и эмоции: где в сюжете сновидения завязка, кульминация и какова его развязка; какие образы стоят за символами сновидения, при этом стоит помнить — все, что проявляется в сновидении — это всё есть Вы. Что Вы чувствуете по поводу того, что показывает анализ и что на самом деле (в реальной жизни — наяву) проявляется (или случилось накануне) в Вашей жизни. Все эти наблюдения помогут определить, что произошло в представленном спектакле бессознательного, из-за чего произошло, и к чему в итоге привело или может привести.

Анализ сновидений, как правило, проводиться не по одному сновидению, а по серии снов. То есть послание внутренней гипнотической реальности, зачастую, передаётся парциально. Например: первый сон говорит о том, что мы делаем сей час, второй сон говорит о том, к чему наши действия приведут (могут привести), а третий о том, чем всё это закончится (может закончиться). Более того, есть мнение, что настоящее толкование начинается далеко не с первого сна, а позже, когда уже налажен какой-то контакт, когда сюжет сновидений становится ясным, а его образы наполняются явным смыслом.

Более подробно хотелось бы остановиться на некоторых частных случаях сновидений:

  • Кошмары. Кошмары всегда говорят о сильно вытисненном процессе. То есть существует нечто, что самим сновидцем не просто не принимается, а зачастую даже и отрицается. Давно известен простой способ борьбы с кошмаром: если вам снится кошмар примите то, что вас пугает, проконтактируйте с этой частью и сновидение сразу же изменит свой эмоциональный окрас. Например, если во сне вас преследует чудовище, то перестаньте убегать от него, а наоборот примите его с распростёртыми объятиями… возможно тогда окажется, что это вовсе не чудовище.
  • Повторяющиеся сны. Сны, которые повторяются раз за разом, говорят о том, что какой-то конфликт ни как не может разрешиться. Эти сны требуют особого внимания, и при анализе подобных сновидений стоит задать себе таки вопросы как: "Что приходит Вам на ум в связи со сновидением?" , "В каком месте происходит действие сновидения?" , "Что происходило в вашей жизни накануне первого из этих сновидений?" и "Что происходит сейчас в Вашей жизни?"
  • Вещие сны. Вещие сны — это один из самых загадочных феноменов сновидения. Вещий сон говорит о том, к чему приведут наши действия или же показывает то, по какому сценарию разыгрывается жизнь вокруг нас. В общем-то, ни чего плохого в этих снах нету — даже наоборот порой знание, о том, что ждёт нас впереди позволяет нам подготовиться к предстоящему событию. Однако бывают сны несущие довольно-таки негативную информацию о той области жизни, в которой мы бессильны что-либо изменить — например, о смерти близких людей. Что-ж мы не боги. Возможности наши не безграничны, и порой, максимум, что может сделать наш бессознательный разум — это показать нам неизбежность тех или иных событий, помочь нам принять реальность и пережить хотя бы частичку потери… иногда этого бывает достаточно, чтобы хватило силы жить дальше.

Если Вы действительно собираетесь заняться анализом свих снов. И уж тем более, если Вы плохо запоминаете или вовсе не помните своих сновидений, но хотите перейти в разряд "сновидцев". Просто начните вести свой собственный сновидческий дневник, или книгу сновидений, или журнал записи снов… в общем, не важно как вы назовёте специально отведённое для записи своих сновидений место. Скажите себе прямо перед сном: "Первое что я сделаю, когда проснусь, — запишу то, что видел(а) во сне". И как только проснётесь, запишите все, что только сможете вспомнить. Даже если это только ускользающее чувство. Даже если это лишь короткая фраза, например: "Я на лужайке". Начать можно даже с небольшого запомнившегося обрывка сна. Один образ из сна может привести к вспоминанию других его частей. Даже если у вас не осталось никаких воспоминаний, спокойно садитесь и начинайте писать: "Я проснулся (или проснулась). Я не помню никаких снов. Я чувствую то-то и то-то…" И далее в том же духе. Рано или поздно, если вы будете придерживаться этого правила, что-то обязательно начнёт вспоминаться.

И ещё пара слов о сне и сновидениях. Не рассматривайте сновидения как некий мир отдельный от реальности. Как в ночи проявляются звёзды, не заметные при свете дня, так и в сновидении проявляются процессы, на которые мы просто не обращаем внимания бодрствуя. Помните: сновидения стремятся быть понятыми. Но раскрываются они только тогда, когда сновидец относится к ним со всей серьёзностью и искренностью.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907-1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

Сонник Странника (Терентия Смирнова)

Толкование снов по соннику Юнга

В своей выдающейся работе Метаморфозы и символы либидо (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Роль архетипов в снах согласно Юнгу

Центральная роль отводится Юнгом архетипу самости как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: …Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее.

Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сна и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы.

Юнг считал, что в жизни человека сны играют очень значительную роль:

во первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства,

и, во вторых, способствуют развитию психических функций.

В то время как наше личное подсознание формируется нашей собственной жизнью, коллективное подсознание представляет собой глубокую человеческую память, которая живет внутри любого из нас и принимает форму «архетипов» – мифических образов, которые на протяжении всего времени существования человечества возникают в каждой культуре. Эти архетипы могут появляться в снах – те же самые образы, которые являлись нашим предкам, приходят и к нам.

Примерами архетипов могут быть мудрый старик, мать-земля и «мандала» (священное колесо), которое можно найти в искусстве, науке и религиях всего мира. Юнг обнаружил большое количество образов-архетипов, поскольку сны его пациентов содержали в себе символы, незнакомые им, но они имели значение в качестве мифических всемирных образов.

Объективные и субъективные сны в соннике Юнга

Юнг также различал

  • объективные
  • и субъективные сна.

Первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

Части нашего «я», которые отражают наши сны, согласно Юнгу

В снах выявляются все отдельные части нашего «я». Вот что мы имеем в виду.

Персона. Как было сказано – это образ, который мы представляем миру, а не наше настоящее «я». В снах персона выступает как некая личность – либо это мы сами, либо кто-то другой. Появление во сне обнаженным говорит о потере персоны.

Тень. Тень – это инстинктивная или более слабая часть нашей натуры, она провоцирует негативные реакции, например страх или гнев. Появление ее во сне говорит о том, что мы должны больше внимания уделять своим слабостям.

Анима и анимус. Анима – женская часть мужской души, часто появляющаяся во сне в виде прекрасной, похожей на богиню женщины. Анимус – это мужская часть женской души, появляющаяся во сне в виде богоподобного, героического или могущественного мужчины.

Божественное дитя. Юнг определяет божественное дитя как символ нашего истинного «я». Появление ребенка во сне предполагает уязвимость, но также и свежесть, спонтанность и потенциальность.

Мудрый старик. Во сне мудрый старик, появившийся в образе отца, священника или другой авторитетной фигуры, может символизировать наше «я» или какую-то другую сильную личность.

Великая мать. Великая мать – это не только символ роста, питания и плодородия, но также и соблазна, обладания и господства. Великая мать появляется в снах во многих видах: в виде матери, принцессы или ведьмы.

Общие принципы отражения нашего "я" в снах


Поскольку Юнг считал, что скрытых снов не существует ясные сны обеспечивают человека всем знанием, которое ему нужно. Он выступал в защиту развития науки о снах, для того чтобы возможно было исследовать их значение.

Способом узнать это является попытка посмотреть, какие слова, образы и предположения возникают у нас, когда мы думаем о наших снах. Юнг надеялся найти широкое понимание сновидческих образов, которое выходит за рамки той культуры, к которой принадлежит сновидец. Юнг советовал пациентам описывать ему свои сны так, словно бы он ничего не знал о предметах, людях и окружающей обстановке в их снах.

Таким образом, пациент мог рассказывать решительно обо всем, что ему приснилось, не прибегая к самооценке и объяснениям.

Главные виды снов, согласно соннику Юнга

Юнг считал, что сны следуют в драматической последовательности, как пьеса в четырех действиях. В первом действии появляются персонажи, завязывается конфликт, а затем наступает что-то вроде развязки. Подобным же образом конец драмы-сна должен разрешить проблему, которая стоит перед сновидцем.

Юнг также считал, что существуют разные виды сновидений:

  • незначительные, или предметные сны о повседневных событиях,
  • значительные сны, или сны о нашей внутренней жизни,
  • а также великие сны – сны, в которых вступает в действие коллективное подсознание.

Чем отличается толкование снов у Фрейда и Юнга?

Карл Юнг, который был моложе Фрейда на 19 лет, вел с ним переписку с 1906 по 1913 год. Фрейд даже считал Юнга своим явным наследником. Но потом в их отношениях появилась трещина, так как они разошлись во мнениях относительно – как вы догадываетесь – снов. Они оба верили в существование бессознательного и в важность снов и восхищались умом и любознательностью друг друга.

Но между ними были и разногласия, и из-за них Фрейд считал себя преданным Юнгом, которому он оказал столько внимания. Юнг же считал, что в своем отеческом покровительстве Фрейд заходит слишком далеко и душит его собственный голос, чтобы защитить свою теорию сновидений.

Положим, у Юнга был более «приятный» взгляд на бессознательное, чем у Фрейда. Вместо того чтобы рассматривать его как дикую, животную часть нашей души, с которой мы постоянно боремся, Юнг смотрел на бессознательное как на собрание духовных целей разного вида, которое надо исследовать и приветствовать. Он твердо верил в то, что наши сны не являются замаскированными попытками скрыть наши истинные желания от бодрствующего разума. Он их скорее рассматривал как проводников к нашей реальной жизни.

Целью всего живущего, как он полагал, было принять и интегрировать все части нашего «я», в том числе и с помощью сновидений. Естественно, поэтому он считал сны проявлениями одной части нашего существа, которая старается связаться с другой, сознательной частью нашего «я», стремясь к полной целостности.

Следовательно, сны не скрывают бессознательное, они раскрывают его. Однажды Юнг сказал: «Вполне вероятно, что мы постоянно видим сны, но это наше сознание производит так много шума, что мы его не слышим».

Как указывает Джеймс Р. Льюис в своей «энциклопедии сновидений», Юнг считал «эго» нашим представлением о нас самих (таким образом, фраза «у вас эго размером с Род-Айленд» в этом контексте приобретает смысл). А образ, который мы проецируем в этот мир, он называл «персоной». Но Юнг полагал, что для того чтобы мы могли уживаться с остальными людьми, мы вынуждены отказываться от некоторых аспектов нашего «я», которые он называл «не-я».

Эти отвергнутые нами кусочки нашего «я» складываются в бессознательную структуру, которую он назвал «тенью».

Помимо этого, в каждой мужской душе есть подавленные женские черты (анима), а в каждой женской – подавленные мужские черты (анимус).

Анима, анимус и тень должны быть интегрированы в эго. Юнг считал, что мы влюбляемся в представителей противоположного пола, желая обрести целостность. Если же у нас много анимы, но нет анимуса, то мы станем преклоняться перед кем-то, кто битком набит анимусом. Эта точка зрения на стремление найти в вашем партнере то, чего недостает вам самому, была воспринята многими школами терапии брачных пар.

Об этом говорит и Харвил Хендрикс – только пользуясь другими словами – в своей книге «Такая любовь, какая вам нужна» (1990). Это не значит, будто Юнг считал, что мы все точно знаем, чего нам недостает и что нам нужно, поэтому очень является так, что нас влечет к человеку, а мы не знаем почему.

В конце своей карьеры Юнг занимался вопросами мистицизма и оккультизма и стал относиться к своим теориям сновидений как к паранормальным. Его произведениями вдохновлялись многие, в том числе психоаналитик и писатель Джон Кэмпбелл. Хотя Люси Гудисон, автор книги «Сны женщин» (1997), замечает, что труды Юнга подчеркивают ценность «женских» качеств (например, интуиции), он все же не сумел установить, почему эти качества всегда считались прежде всего «женскими». Он также полагал, будто сознание и «свет» являются «мужскими» качествами. Гм-гм...

Фрейд и Юнг не были единственными психоаналитиками, развивавшими теорию сна и сновидений. Фриц Перл является основателем психологии формы, вида терапии, которая в настоящее время фокусируется на приведении в гармонию эмоций и чувств. У него также была своя теория относительно того, что сны рассказывают нам о бессознательном.

Нумерологический гороскоп для числа дня - 23

2 дарит возможность сотрудничества с другими людьми, наделяет верой в добрые дела. 3 - это жизнерадостность, умение отбросить прежний негативный опыт, чтобы с верой шагать вперед. Самое время, чтобы проявить нестандартное мышление, расширить интересы. Любые сложные дела и проблемы можно решить, если воспользоваться интуицией, способностью к самоанализу.

23 число позволит адаптироваться к любой необычной ситуации, которая возникнет. Можно проявить гибкость ума, чтобы оценить перспективы, которые казались слишком далекими.

Толкование снов по Юнгу

Даже скептики замечают, что сны (даже если их не удалось запомнить) влияют на настроение. Улыбаемся мы или грустим, полны счастья или раздражены – все это отголоски сновидения, которое, хотя и неосознанно, но было воспринято. Однако в повседневной суете мы мало обращаем на это внимание. Лишь когда сновидения становятся очень яркими или повторяются, люди решают истолковать их.

Разгадать сон – дело непростое. Опасность здесь кроется в чрезмерной ограниченности нашего мировосприятия. Мы слишком полагаемся на логику, из-за этого толкования могут получиться неточными или даже ложными.

Юнг полагал, что и сонникам верить крайне неразумно: «Ни один встречающийся во сне символ нельзя отделять от личности его увидевшего, поэтому ни один сон не может быть истолкован прямо и однозначно, как это делает энциклопедический словарь, разъясняя понятие за понятием. У каждого человека столь индивидуален метод компенсирующего и дополняющего воздействия подсознания на сознание, что нельзя быть уверенным в том, что сны и их символика вообще поддаются классификации».

Любое сновидение неповторимо, и рассматривать его нужно соответствующим образом. Индивидуальный подход диктуется неординарностью и уникальностью каждой личности. На сюжет сна в немалой степени влияют возраст, образование и уровень культуры человека. Увлечения, желания, стремления, эмоциональный спад или подъем, окружающая обстановка не подходят под одно общее правило, они единичны и неповторимы. Только проанализировав конкретную ситуацию, можно понять, о чем хотело предупредить подсознание данного человека. То, что актуально для одного человека, для другого может иметь совсем иной смысл и оказаться несущественным сообщением.

Основное значение в толковании сновидений К. Г. Юнг уделял изучению и расшифровке символов: «Нет больше богов, к которым мы могли бы обратиться за помощью. Великие мировые религии охвачены усиливающейся анемией, так из лесов, гор, рек и мира зверей улетучились сверхъестественные силы (приходившие ранее так кстати), а богочеловеки исчезли в глубинах подсознания и там (как нам хочется думать) ведут бесславное существование среди других пережитков прошлого. Наши теперешние жизни подчинены богу, имя которому – интеллект. Он же величайшая и печальнейшая иллюзия…»

Чем бы ни являлось подсознание, это природное явление, генерирующее символы, наделенные, как показали исследования, определенным смыслом. И подобно тому, как мы не можем считать специалистом по микробам человека, ни разу не державшего в руках микроскоп, так и тот, кто не изучал профессионально природную символику, не может считаться компетентным в области психологии…

«Я посвятил более полувека изучению природных символов и пришел к выводу, что сновидения с их символикой вовсе не являются глупостью или бессмыслицей. Наоборот, для тех, кто потрудится над их расшифровкой, они раскрывают интереснейшую информацию».

Митрополит Рафаил

Россиянин Леонид Прокопьев родился в 1947 году в обычной семье. Судьба его складывалась, как у любого парня того времени: был пионером, потом стал комсомольцем, в Бога, как и все, особенно не веровал. Как-то ему приснился необычный сон: «…Меня настолько ошеломил один сон, приснившийся после окончания школы, что я решил немедленно покинуть дом. Подобно витязю на распутье, я раздумывал тогда о выборе жизненной дороги. И неожиданно получил подсказку. Однажды приснилось, что меня в храме рукополагают в священники. Я был необъяснимо испуган явленной мне во сне моей будущностью и решил резко избавиться от пророчества: бежать из Миасса» .

С тех пор Леонид много лет «убегал» от увиденного во сне. Он сделал карьеру военного, дослужился до подполковника, был военным советником командира сирийской пехотной бригады в Ливане. Там же в 1983 году подорвался на мине, был эвакуирован в Москву и после 19 операций стал инвалидом первой группы. Получив звание полковника, Леонид вышел в отставку и в возрасте 43 лет стал глубоко верующим человеком. Общаясь со служителями Православной церкви, он вспомнил о своем сне и понял, что от судьбы не убежишь. Вскоре Леонид стал диаконом, затем священником, епископом. Приняв монашеский постриг, он получил новое имя Рафаил. Так сбылся давний вещий сон: бывший кадровый военный стал архиепископом Московским, митрополитом Всероссийским, Председателем Священного Синода Истинно-Православной церкви.

Из книги Психоделический опыт [Руководство на основе "Тибетской книги мертвых"] автора Лири Тимоти

Дань признательности К. Г. Юнгу Психология представляет собой попытку систематического описания и объяснения человеческого поведения, как сознательного, так и бессознательного. Диапазон исследований этой науки широк - он охватывает бесконечное разнобразие видов

Из книги Ведьма и секс автора Круковер Владимир Исаевич

Сонник - толкование снов с учетом сексуальности. Сны всегда считались чем-то загадочным. Вещи и события, вполне "нейтральные" в реальной жизни, в сновидении могли насторожить, испугать, заставить учащенно биться сердце. Часто приснившиеся предметы несут отчетливо

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Толкование Растолкуем сначала имена. Машенька и её младший брат олицетворяют мужское и женское начала, причём сказка прямо указывает, что женское начало старше и призвано охранять развивающееся мужское начало. Почему? Потому что наш материальный мир - это мир женщины, а

Из книги Коды-ловушки для денег. Магия и привлечение автора Фад Роман Алексеевич

Сонник XXI века. Толкование снов Деньги: увидеть во сне мелочь - к непредвиденным денежным расходам, копейки - к слезам, медные деньги - к обману и пустым хлопотам, золотые - к прибыли, серебряные - к ссоре.Если во сне вы слышите звон монет, то вас может ждать невыгодное

Из книги Астральные путешествия автора Лобков Денис

Снотолкователь. Толкование снов Деньги: во сне считать деньги означает значительную прибыль; просто видеть деньги - знак досады; деньги серебряные мелкие означают хлопотные дела; деньги золотые знаменуют успех в предприятии; деньги медные предвещают печаль и смущение;

Из книги 365. Сны, гадания, приметы на каждый день автора Ольшевская Наталья

Сонник Цветкова. Толкование снов Деньги: медные - печаль, удача не в том, чего хотелось бы; серебряные - слёзы, прибыль; бумажные - новости, обман; золотые - горе; раздавать - к неожиданному

Из книги Определи свой тотем. Полное описание магических свойств животных, птиц и рептилий автора Эндрюс Тэд

Украинский сонник. Толкование снов Деньги: снятся деньги - слезы. Говорят, как снятся деньги бумажные, то это красивая примета, скоро что-то может быть интересное, радостное, приятное. Медные деньги - будут какие-то слезы этому человеку. Медные деньги - хлопоты,

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

Сонник Миллера. Толкование снов К чему снятся деньги: увидеть во сне, что вы нашли деньги, - означает мелкие беспокойства, но большое счастье. Последуют перемены. Выплачивать деньги - к неудаче. Получать золото - это огромные перспективы и неомраченные радости. Потерять

Из книги Самый универсальный и полный сонник. 150 000 толкований автора Богданова Жанна

Сонник Хассе. Толкование снов Добыть деньги - большие расходы; фальшивые иметь - утратить наследство; видеть много денег - неожиданное богатство; считать много денег - будешь зарабатывать; потерять - труд не удастся тебе; выдавать - иметь в виду большие расходы; давать

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Глава 8. Астральный сонник, или Самостоятельное толкование снов Предположим, у вас так и не получилось осознанно войти в астрал. А может быть, вы сами передумали, испугавшись возможных последствий. Но сны-то вы видите, причем, довольно регулярно (ученые и вовсе заявляет, что

Из книги Практикум реального колдовства. Азбука ведьм автора Норд Николай Иванович

52. Толкование снов для больных и здоровых Часто бывает, что одни и те же сны для больных и здоровых людей следует толковать по-разному. Например, как отмечает Е. Цветков, «летать высоко меж звезд для больного – к смерти, а для здорового – к возвышению, славе либо самомнению.

Из книги автора

Толкование знаков Природа общается с нами постоянно. С помощью образов, цветовых оттенков, текстуры, запахов и разнообразных проявлений животной жизни она передает нам информацию о мире и нашей жизни. Символизм природы будет меняться в соответствии с его смыслом, так что

Из книги автора

129 Толкование Мышление – не более чем привычка искать толкования. Когда мышление исчезает, озеро ума безмолвно, спокойно и тихо. Тогда на поверхности больше нет волн, больше нет ряби – ничто не искажается, и отражение луны совершенно. Мышление – как рябь на поверхности

Из книги автора

Толкование снов по фазам Луны Существует мнение, что наши сны во многом подвластны характеру лунных суток. От Луны зависит, насколько они правдивы, какой ключ необходимо подбирать к их тайным шифрам. Знание характера лунных суток помогает не только понять, о чем говорят

Из книги автора

Толкование Старшие Арканы ДУРАК Прямое положение. Это карта иллюзии идеальной любви, которой в реальности не существует. Она олицетворяет мечту о прекрасном принце на белом коне или спящую красавицу в хрустальной башне.Когда данная карта часто выходит в гаданиях на

Из книги автора

Реальное толкование снов Вообще, сны условно можно разделить на пророческие, или прямые, сны, требующие толкования, и обычные – проходные. Здесь я приведу несколько наиболее запомнившихся снов из моей жизни, а потом, по ходу повествования, мы поговорим о сути