Тематический день «В мире природы» в детском саду во второй младшей группе. Прогулка — наблюдение за лягушкой в средней группе Изобразительная деятельность «Следы лягушки»

Цели: уточнить представления детей о внешнем виде, спосо­бе передвижения лягушки; развить наблюдательность, интерес к земноводным, речь.

Педагог говорит, что лягушка погостит у детей несколько дней, а потом ее надо будет выпустить. «В неволе всем живот­ным плохо, даже если человек ухаживает за ними. Дикие жи­вотные должны жить в природе». Предлагает хорошо рассмот­реть лягушку и рассказать о ней, чтобы ее порадовать. Выпуска­ет лягушку в таз с водой.

Подвижная игра «Лягушки и цапля» («Поймай комара») Цели: развить умение прыгать, ловкость, внимание, закрепить

знание о способе передвижения лягушек, издаваемых звуках. Педагог предлагает детям превратиться в ловких маленьких

лягушат и ускакать от цапли, которая может их съесть.

Дидактическое упражнение «Лягушачий хор»

Цель: развить слуховое восприятие, умение подражать раз­ным звукам, внимание.

Педагог предлагает для Жанны устроить лягушачий хор. Но квакать не очень громко, чтобы не испугать ее.


Игра «Путешествие к лесному болотцу» Цели: закрепить знания детей о флоре и фауне болот; развить воображение, артистизм, речь; сформировать интерес к живой природе и желание ее сохранять.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в род­ные края лягушки Жанны.

Игра-перевоплощение «Лягушкой была даже царевна»

Цели: закрепить знания о жизни лягушки; развить память, воображение, фразовую речь, артистичность, эмпатию; сфор­мировать бережное отношение к живой природе.

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Две лягушки-хохотушки Показывают указательный и

средний пальцы, остальные под­бирают.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки на этих

пальцах.

Лапкой - хлоп, другою - хлоп, Хлопают ладонью по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость вокруг

Увидали комара, Делают щепотку из трех паль-

цев правой руки, изображают траекторию полета комара, про­слеживая ее глазами.

Закричали: Ква-ква-ква! Ладони складывают пальцами

от себя, открывают и закры­вают, не отрывая запястья.

Улетел комар как ветер. Резко выдвигают руку вперед.

Хорошо пожить на свете! Поглаживают себя ладонью по

груди.

Работа с иллюстрациями

Цели: закрепить знания о сказочных образах, подготовиться к игре-драматизации; развить речь.

Дети рассматривают иллюстрации из сказок, в которых геро­иней является лягушка.

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Цели: развить вербальную и пантомимическую выразитель-нос! ь, артистичность детей; порадовать их.


Викторина «Что мы знаем о насекомых» Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые». Пчела Майя вместе с другими насекомыми прощается с детьми,

а на прощанье задает вопросы, чтобы проверить их знания о

насекомых.

Варианты развлечений и викторин можно найти в книге .

Список литературы по теме

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».

Бианки В. «Голубые лягушки».

Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974.

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Детская энциклопедия «Земноводные» - любое издание.

Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Т. 1.

Жизнь животных: Энциклопедия. Т. 5. М., 1985. С. 17, 18.

Крылов И.А. «Лягушка и волк» (басня).

Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

Мариковский ПИ. С магнитофоном в природу. М., 1983.

Михалков С. «Упрямый лягушонок».

Паустовский Г.К. «Квакша».

Пришвин М.М. «Журка», «Лягушонок».

Пшеничных С. «Лягушка и кузнечик» (стихотворение из кни­ги «Кто построил круглый дом»).

Сладкое Н. «Ухоронки», «Бежал ежик по дорожке», «Жалей-кин и мышонок», «Жалейкин и жабы» (из книги «Не долго ду­мая»), «Охота за голосами».

Снегирев Г. «Уха».

Сутеев В. «Кто сказал мяу», «Кораблик».

Тамбиев А. «Головастик ищет маму».

«Теремок» (русская народная сказка).

Тихонов Н. «Соловей и лягушка».

Ушинский К.Д. «Научная игра».

Хрестоматия. Природа и люди / Сост. В.Н. Горощенко. М., 1971.

«Царевна-лягушка» (русская народная сказка).

Чуковский К.И. «Цыпленок», «Черепаха».

Шарапова Л. «Как надутые подушки...» (стихотворение).

Мария Анашкина
Конспект занятия по развитию речи «Наблюдение за лягушкой»

«Н А Б Л Ю Д Е Н И Е З А Л Я Г У Ш К О Й»

Программное содержание :

Закрепить знания детей :

О внешнем виде лягушек , полученные во время экскурсии [небольшое животное серовато-зеленого цвета, глаза большие, выпуклые];

Познакомить с движениями лягушки [она прыгает по суше, плавает в воде];

Показать связь между строением передних и задних конечностей и способом передвижения [ноги длиннее передних, поэтому прыгает];

Сообщить о том, что лягушка питается комарами , мухами;

активизировать словарь детей за счет употребления слов, обозначающих действия и признаки животного;

Воспитать бережное отношение к лягушкам ;

Познакомит детей с размножение лягушек ;

Научить детей изготавливать лягушек из бумаги , работать аккуратно, тщатель-но выполнять работу.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Предложить детям отгадать загадку :

Летом в болоте вы ее найдете

Зеленая квакушка

Кто это? (Лягушка ) .

Рассмотреть с детьми лягушку .

Какого размера это животное?

Видно ли его в траве? Почему?

Как называется окраска животных, позволяющая им прятаться от врагов?

Окраска каких животных позволяет быть им незаметными для других?

[Заяц - белый зимой, белый медведь на снегу, окраска некоторых рыб].

Есть ли шерсть у лягушки ? Какая она на ощупь?

Рассмотреть глаза. Они большие и выпуклые, лягушка часто мигает . Глаза у ля-гушки играют главную роль при охоте. Заметив какое-либо насекомое или другое мел-кое животное, лягушка выбрасывает изо рта широкий липкий язык, к которому и прили-пают насекомые. Лягушки хватают только подвижную добычу.

Сидя в воде, лягушки высовывают из воды только глаза и поджидают пролетающих насекомых, поэтому глаза находятся в верхней части головы. Впереди глаз на голове ноздри. Лягушка дышит воздухом , обратить внимание детей, что у лягушки тело корот-кое , большая плоская голова без шеи переходит в туловище.

Рассмотреть как лягушка двигается . Почему она не ходит, а прыгает? У лягушки ноги разной длины . Задние ноги длиннее и сильнее чем короткие передние. Сидящая лягушка опирается на короткие передние ноги, а задние ноги согнуты. Резко выпрям-ляя задние ноги, лягушка прыгает . Рассмотреть лапы животного, перепонку между пальцами. Предложить подумать для чего эта перепонка лягушкам . Понаблюдать , как лягушка плавает , двигая задними ногами.

Объяснить, что лягушка земноводное животное (живет в воде и на суше) .

Где спят лягушки целую зиму ?

Что делают лягушки весной ?

Кто выводится из икры лягушки ?

Когда можно услышать первое пение лягушки ?

Физкультминутка : «Танец лягушат » . (Дети повторяют движения за ведущими девочками) .

Какие звуки произносят лягушки ?

(Звуковой анализ слова «ква» .)

Предложить самим придумать загадки-описания про лягушку , обращая внимание на строение, окраску, движение, питание.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка )

Уточнить что лягушка полезное животное , она уничтожает комаров и мух, ее надо оберегать.

Предложить детям изготовить из бумаги лягушек-самоделок .

(см. «Чудесные поделки из бумаги» З. А. Богатеева, стр. 26).

Утро

Дидактическая игра «Скажи, какой?» - учить детей выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные.

Песенное творчество «Спой ласково свое имя» - развивать у детей ладотональный слух, формировать умение самостоятельно находить ласковые интонации. Побуждать детей находить интонации, построенные на нескольких звуках.

УГ комплекс №1, п/план.

Самообслуживание: учимся следить за внешним видом - способствовать совершенствованию ранее освоенных детьми навыков, учить их быстро, правильно и аккуратно одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом.

Работа в уголке природы: рассматривание попугая - обратить внимание детей на красивые, разноцветные перья птицы, предложить ребятам рассказать, что общего у попугая с другими птицами, назвать его особенности.

Дежурство по занятиям - привлекать детей к подготовке необходимого для занятий оборудования, учить выбирать инструменты и материалы по его теме.

Прогулка 1

Наблюдение за солнцем - познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием "продолжительность дня".

Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от мусора - развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

Индивидуальная работа. Развитие движений - обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

Дидактическая игра «Садовник и цветы» -учить детей использовать в игре свои знания о садовых цветах (название, внешний вид); активизировать словарь детей по данной теме.

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы». Сюжет «Моем машину» - учить детей подготавливать необходимые условия для игры, договариваться о последовательности совместных действий. Активизировать речь детей.

Подвижные игры

«Ловишки» - учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

«Чьё звено соберётся быстрее» - развитие самостоятельности, смекалки.

«Не дай мяча водящему» - учить детей действовать по команде; развивать внимание, ловкость. Развитие самостоятельности, смекалки.

Игры с выносным материалом.

Вечер

Гимнастика после сна Комплекс №1, п/план.

Гимнастика для глаз комплекс №1, п/план.

Хозяйственно-бытовой труд . Практическое упражнение «Лучшая кровать» - закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

Беседа «Что такое этикет?» - познакомить детей с понятием «этикет», формировать у детей представления о взаимосвязи этики с этикетом. Учить детей сопоставлять
свои действия с предписаниями этикета.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» -

расширение представлений детей о труде парикмахера, воспитание уважения к людям данной профессии.

Дидактическая игра «Собери букет» -

закрепить знания детей о полевых цветах (название, внешний вид, место произрастания), расширять словарный запас по данной теме.

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Чуковского - развивать внимание, побуждать детей принимать участие в рассказывании знакомой сказки, формировать образность речи.

Работа в уголке сенсорного воспитания продолжать знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами. Обогащать чувственный опыт детей.

Прогулка 2

Наблюдение за сезонными изменениями - закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

формировать представление об осенних месяцах.

Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада от опавших листьев - учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Индивидуальная работа. Совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Спортивная игра баскетбол - продолжать знакомить детей с правилами игры, рассказать о правилах безопасного поведения с мячом. Познакомить детей с игровой площадкой, названием оборудования. Упражнять в разнообразных действиях с мячом. Воспитывать интерес к игре, физкультуре и спорту.

Подвижная игра «Попробуй, достань» - упражнять детей в выполнении прыжков вверх, чтобы они коснулись предметов, расположенных на разной высоте. Развивать умение действовать точно по сигналу. Развивать прыгучесть, ловкость, уверенность в себе. Учить детей настраиваться на победу.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»: сюжет «Косметический кабинет» - учить детей разыгрывать знакомый сюжет, вызывать у детей положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
«Вологодский государственный педагогический университет »

Реферат

Тема: «Наблюдения за жизнью лягушки (травяной и остромордой)»

Факультет: Социальной работы педагогики и психологии
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Курс: I (заочное отделение)
Преподаватель: Колесова Наталья Сергеевна
Студент: Павлова Елена Андреевна

Вологда 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… ……………3
Основная часть
Характеристика класса, отряда семейства земноводные………….5-7
Особенности биологии и годового жизненного цикла травяной и
остромордой лягушки………………………………………………..... 8
Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки………12
Наблюдение за жизнью лягушек в начальной школе……………….13
Дополнительный материал для ознакомления с темой.....................15
Заключение…………………………………………………… ………………17
Список использованной литературы………………………………………...18

Введение
Начальная школа уже сегодня призвана проявлять настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача начального образования в настоящее время.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития
В период школьного возраста формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Работа со школьниками на уроках предполагает сотрудничество: сотворчество учителя, учащегося, родителей. Различные темы занятий, бесед, экскурсий в природу покажут свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, поможет преодолеть чувство брезгливости к земноводным. Лягушка - символ скрытой красоты. В славянской мифологии лягушка ассоциируется, прежде всего, с плодородием, влагой, дождем. Она - хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды.
Поэтому школьников необходимо обогащать знаниями о земноводных (травяной и остромордой лягушки) объяснить, что маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание детей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Задачи наблюдений:
1.Расширить и углубить представления о животных, как представителе живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
2.Расширять знания о лягушках, как представителях животного мира, о среде их обитания.
3.Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
4.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

Характеристика класса, отряда семейства земноводные.
Характеристика класса земноводные.
Надцарство: Эукариоты (Eukaryota)
Царство: Животные (Animalia)
Тип: Хордовые (Chordata)
Подтип: Позвоночные (Vertebrata)
Инфратип: Челюстноротые (Gnathostomata)
Надкласс: Четвероногие (Tetrapoda)
Класс: Земноводные (Amphibia)
Подкласс: Беспанцирные (Lissamphibia)
Отряд: Бесхвостые (Anura)
Подотряд: Neobatrachia
Семейство: Настоящие лягушки (Ranidae)
Род: Настоящие лягушки (Rana)
Вид: Травяная лягушка (Rana temporaria Linnaeus, 1758), остромордая лягушка
Класс Земноводные , или амфибии (Amphibia) -ограниченный возможностями распространения из-за несовершенства адаптации к жизни на суше) Земноводные - первая небольшая по числу видов (2,1 тыс.) группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившая тесную связь с водой. Распространены повсеместно, но наиболее широко встречаются в регионах с теплым и влажным климатом. Живут вблизи водоемов, представленных тремя отрядами (хвостатых, безногих и бесхвостых).
Земноводные произошли от одной из групп древних пресноводных кистеперых рыб - стегоцефалов, обитавших около 300 млн. лет назад в заболоченных водоемах. Важнейшие адаптации, позволившие земноводным выйти в наземную среду, связаны с преодолением силы тяжести (гравитации) и защитой тела от потери влаги.
Характерные черты организации земноводных следующие:
1. Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.
2. Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.
3. Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности. В скелете много хряща.
4. Мышечная система состоит из отдельных дифференцированных мышц. Движения разных частей тела более разнообразны, чем у рыб.
5. Земноводные - хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Активно схваченная добыча переваривается в желудке. Последний отдел пищеварительного канала - расширенная клоака.
6. Органы дыхания взрослых животных - кожа и легкие, у личинок - жабры.
7. Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.
8. Органы выделения - парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее - в мочевой пузырь. Выводимый конечный продукт азотистого обмена - мочевина.
9. Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Строение органов слуха и зрения приспособлено к жизни на суше. У личинок земноводных имеется орган боковой линии.
10. Оплодотворение внешнее, в воде. Развитие с неполным метаморфозом, со стадией рыбообразной личинки.
Отряд бесхвостые(anura)
Из всех амфибий это наиболее высокоорганизованный и богатый по числу видов отрядов.Представители этого отряда, разнообразные лягушко - и жабоподобные существа с большой головой и коренастым туловищем, легко отличаются от других амфибий по отсутствию хвоста (что отражено в русском и латинском названиях отряда). Хвост имеется только у личинок (головастиков), которые совершенно не похожи на взрослых особей, и исчезает после метаморфоза.
Другое название этих животных, которое широко употреблялось ранее, а иногда и сейчас, Salientia ("прыгающие"), указывает на их характерный способ передвижения - прыжками, подчас довольно длинными.

Характеристика Семейства лягушки настоящие(Banidae)
Одно из самых больших семейств отряда бесхвостых земноводных, объединяющее более 550 видов, входящих в 45 родов. Чрезвычайно разнообразные амфибии этого семейства характеризуются присутствием зубов на верхней челюсти, цилиндрическими, нерасширенными (или слабо расширенными) поперечными отростками крестцового позвонка и отсутствием вставочных хрящей между фалангами пальцев. Вероятным центром возникновения амфибий этого семейства следует считать восточное полушарие, причем Африка стала местом их наибольшей дифференциации. Ныне распространены по всему свету, за исключением арктических районов, Австралии и крайнего юга Южной Америки. Самый обширный род - настоящих лягушек (Rana) объединяет более 200 видов. Сюда относятся как очень мелкие виды с максимальной длиной тела до 30 мм, так и самая крупная из бесхвостых земноводных - лягушка-голиаф, достигающая 326 мм.

2.Особенности биологии и годового жизненного цикла
травяной и остромордой лягушки.

Годовой цикл
Травяная лягушка (Rana temporaria)
Остромордая лягушка
(R.arvalis).
Подготовка к размножению, спаривание
Половой зрелости травяные лягушки достигают через 2–3 года, Из зимовок выходят в марте–апреле. Уже по дороге к водоему у травяных лягушек начинают формироваться пары, и самцы еще на суше обхватывают самок (в состоянии амплексуса травяные лягушки могут находиться достаточно долго – до трех суток). Брачная вокализация самцов травяных лягушек представляет собой достаточно громкое, но низкое урчание, усиливаемое боковыми внутренними парными резонаторами. Спаривание начинается через 2–10 дней после прихода в водоем (травяная лягушка успешно переносит низкие температуры воды.) для нереста выбирают прогреваемые участки водоемов.
От спячки пробуждаются в середине или конце апреля. Появившись в прудах, они сразу приступают к брачной вокализации и спариванию.
Нерест порой проходит у них в тех же водоемах, что и у травяной лягушки, но несколько позже и при более высоких температурах воды – 10–15 °С. Самцы остромордой лягушки в это время приобретают нежно- голубую или почти сиреневую окраску, которую часто называют брачным нарядом. Их крики в этот период сливаются в лающе- булькающий хор, хотя вокализация отдельного самца напоминает глухое кудахтанье курицы, усиленное внутренними боковыми резонаторами.
Деторождение и воспитание молодняка
В кладке содержится от 900 до 4000 яиц диаметром 2–3 мм. В одном водоеме порой скапливается до 40–90 кладок. Развитие икринок длится от 5 до 25 суток, причем чем позже отложенная икра, тем быстрее она развивается. Взрослые особи травяной лягушки заботы о потомстве не проявляют. Более того, им свойствен каннибализм (поедание своих сородичей меньшего размера). В норме головастики травяной лягушки развиваются примерно три месяца. Среди головастиков только 70% доживает до следующей стадии развития (сеголеток).
В кладке бывает обычно от 200 до 2000 яиц диаметром до 2 мм (с разбухшими оболочками – до 8 мм) в одном или двух икряных комках. Самцы активно защищают кладки, бросаясь на потенциальных врагов. Развитие икринок длится 2–21 сутки, личинок – от месяца до трех (иногда до четырех), в зависимости от температурных и иных внешних факторов. Обычно лишь менее 3% икринок остромордых лягушек развивается до сеголеток.
Подготовка к зимовке
На зимовку травяные лягушки уходят поздно (иногда по снегу и льду при температуре воздуха 2 °С). Переживать холода им помогает антифризное вещество (глицерол), растворенное в крови. Оно снижает температуру замерзания жидкостей организма. Сеголетки, обладая поразительной устойчивостью к низким температурам, уходят на зимовку еще позже взрослых особей.
Лягушки отправляются в зимовочные убежища (норы грызунов, пни, подвалы зданий) уже по снегу. Реже остромордые лягушки зимуют в слое ила в водоемах. Изредка они образуются зимовочные скопления из 20–60 особей.
Зимовка
Зимуют травяные лягушки на дне водоемов под нависшими берегами в зарослях растительности, под камнями, в ручьях, прудах с ключевой водой, в глубоких канавах, как правило, хотя бы с небольшим течением.
Находясь на зимовке, лягушка поджимает задние конечности, а передними закрывает голову сверху, повернув наружу ладони, где хорошо заметны ярко- розовые кровеносные сосуды, число которых в зимнее время увеличивается. В такой период лягушки малоподвижны, но не лишены возможности питаться. В водоемах с плохой аэрацией (то есть со стоячей водой и покрытых льдом) лягушки часто погибают от недостатка кислорода в воде. Спячка у этого вида лягушек длится 180–200 дней.
Зимовка остромордых лягушек на суше с октября по апрель, под листочками, хвоей, кучами хвороста, в норах грызунов.

Травяная лягушка
Двигательная активность : Активная деятельность у травяной лягушки начинается с наступлением сумерек. В пасмурную погоду лягушки часто встречаются днем. А иногда более суток могут находиться в состоянии покоя в убежищах и не появляться на поверхности.
Среда обитания: Летом травяные лягушки предпочитают держаться в темных смешанных лесах с преобладанием ели. В отличие от многих других видов, травяные лягушки еще достаточно обычны в лесопарковой зоне. Они предпочитают сырые биотопы и часто селятся на прибрежных лугах, около родников и т. д.
Продолжительность жизни: В природных условиях доживают до 17 лет.
Остромордая лягушка
Среда обитания: В летнее время остромордые лягушки предпочитают светлые леса с преобладанием сосны, обычны они и на сфагновых болотах.
Образ жизни и питание : В течение суток лягушки активны неодинаково. Чаще они встречаются утром и вечером, хотя в тенистых участках их можно видеть и днем. Обычно же в дневное время они прячутся среди деревьев под камнями и листовым опадом или в густой траве. Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуки, гусеницы, комары, пауки, кобылки, гусеницы, клопы. Охотятся только за подвижными насекомыми, мгновенно хватая добычу длинным клейким язычком. Крупные особи способны проглотить и мелкую ящерку или даже лягушонка.
Продолжительность жизни: В природе представители этого вида доживают до 5–9 лет, хотя в неволе некоторые особи могут жить по 10–12 лет.

Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки.
Общее строение скелета лягушки.

Характеристика внешнего вида остромордой лягушки.
Размеры - 4-6.5 см. Внутренний пяточный бугор у нее высокий, сжатый с боков, морда заостренная. Сверху эта лягушка малозаметна на траве, так как обладает серовато-коричневой окраской с темными пятнами и точками. Темное пятно, которое тянется от глаза через барабанную перепонку к плечу, прекрасно маскирует глаз амфибии на охоте. Горло у остромордой лягушки беловатое, большей частью с мраморным рисунком. Брюхо белое или желтоватое, в подавляющем большинстве случаев без пятен. Весной у самцов развивается яркая серебристо-голубая окраска и все тело становится раздувшимся, отекшим. Общий тон окраски остромордой лягушки зависит от погоды. Так, в солнечный день эти земноводные значительно светлеют. У самцов на большом пальце - черные или темно-коричневые брачные мозоли.
и т.д.................

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот момент закладываетя фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления. Чтобы полюбить природу, ее надо узнать. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа. Наблюдение позволяет выработать эмоционально-действенный характер познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наблюдение за лягушкой № 1.

Задачи: Расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки. Активизировать словарь детей за счет употребления слов, обозначающих действия и признаки животного. Воспитать бережное отношение к лягушкам.
Ход наблюдения:

Какая лягушка по размеру? Какая у нее кожа? Что у нее на голове? Сколько у лягушек ног? Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей плавать в воде? Зачем у нее перепонки на пальцах? Почему у нее выпуклые глаза и расположены они вверху головы?
Интересные факты:

Даже если лягушки живут на суше, их среда обитания должна находиться рядом с водоемами. Это нужно для того, чтобы их кожа не высыхала, если она высохнет, то лягушка умрет.
Вместо того чтобы пить воду, лягушки поглощают ее через кожу.
Лягушки дышат через ноздри, а также половину воздуха они получают через кожу.
Лягушки используют свой липкий, длинный язык, чтобы ловить и проглатывать пищу. В отличие от людей, язык лягушки не прикреплен во рту лягушки. Вместо этого он прикреплен спереди, позволяя лягушке придерживать ее язык, предотвращая проглатывание языка.
Если вы посмотрите на то, как лягушка питается, вы увидите, что это хищник . Она выбрасывает свой длинный липкий язык, чтобы поймать добычу.

Наблюдение за лягушкой № 2

Задачи: продолжать знакомить детей с внешним видом лягушки. Познакомить с особенностями маскировки лягушки в природе. Учить детей проявлять бережное отношение к объектам живой природы.

Ход наблюдения:

Чем отличаются передние и задние ноги? Есть ли у лягушки хвост? Какие особенности тела помогают ей прятаться от врагов? Хорошо ли лягушка видна среди травы? Как вы думаете, легко ли ее можно поймать?

Интересные факты:

Чаще всего лягушки имеют покровительственную окраску - бурую, серую, зеленую, с неяркими пятнами и штрихами, которые прекрасно маскируют их среди зелени, в толще ила или опавших листьев.
Л ягушки полезные животные, их нужно оберегать. Они уничтожают комаров и мух. Предложить подумать, почему лягушка прыгает, а не бегает. Обратить внимание на передние и задние ноги (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает). Лягушка прыгает по суше, плавает в воде.

Художественное слово:
Лягушка-попрыгушка,
Скачи ко мне без страха,
Тебя я не обижу,
Не стукну никогда.
Скачи, скачи, лягушка -
Зеленая рубаха,
Должны мы жить,
Друг другу, не принося вреда. К. Россетти