Тематическая разработка "эстонский народный костюм". Eesti rahva rõivad. Эстонская национальная одежда

Эстонский

народный костюм.

Галина Смирнова

Апрель 2014 г.

Используемая литература:

    Eesti rahvarõivad” , Tallinn 2001.a

    Eesti tikand”, Varrak 2012.a

    Eesti tikand 2” ,Varrak, 2013.a

    Информационный центр «Финноугория» (“Mulgi tikand”)

    Eesti rahva rõiva ilu”.

    Virumaa seelikud” Kersti Loite.

Основные направления развития национального костюма.

    Доподлинно неизвестно, как одевались жившие когда-то на территории Эстонии охотники, рыболовы и земледельцы. Наверняка, так же, как и их современники из ближайшего культурного пространства – носили одежду из шкур животных и из сотканных примитивным способом тканей, без которых было не обойтись в суровом климате.

    Узнать об одежде древних эстоноземельцев мы можем лишь косвенным путем, поскольку в древние времена существовал обряд сожжения умерших.

    Археологические раскопки позволили восстановить одежду только начиная с ХI – ХIII веков. По традиции умерших хоронили в праздничной одежде.

    Женская одежда в старину состояла из льняной рубахи с рукавами, поверх которой носили шерстяную глухую кофту без рукавов. Спереди кофта, не имевшая наплечных швов, скреплялась декоративными булавками. На рубаху надевали также поневу (полотнище с запахом), которую закрепляли поясом.

    К старинной одежде относится так же наплечное покрывало квадратной формы (как из шерсти, так и льна). Покрывала высшего сословия, будучи богато украшенными, были в ХIII веке вожделенной добычей для крестоносцев. Частью народной одежды покрывала продолжали оставаться до середины ХIХ века, а в Южной Эстонии и позднее - их надевали на свадебные и похоронные обряды.

    Девушки украшали распущенные волосы головными повязками , женщины носили полотенчатый головной убор, либо повязывали платок.

    Х III веке в жизни заселявших Эстонию племен произошли существенные перемены – началось вторжение рыцарей – крестоносцев (Папа Римский повелел крестить местных язычников). После кровавых сражений Эстония была порабощена и поделена между иноземными завоевателями. Коренное население со временем лишилось всех прав и превратилось в людей низшего сорта. Крестьяне были обречены надолго на крепостное рабство.

    В то же время порабощение страны способствовало тому, что Эстония «шагнула в Европу»,- иными словами, попала в ареал немецкой культуры. Вслед за рыцарями в Эстонию потянулись купцы и ремесленники, неся с собой новые веяния, в том числе и новую моду. Стали развиваться города и торговля.

    В одежде низших сословий долгое время сохранялись традиции, бытующие до прихода завоевателей. Больше всего изменений в средние века – в ХIII – XVII веках претерпели украшения. Бронзовые спиральки были вытеснены оловянными бляшками и бусами, появилась вышивка разноцветными бусинами и бисером. Возникли и новые виды украшений: подковообразные фибулы уступили место круглым; получили распространение пряжки с драгоценными камнями, монеты – подвески, серебряные ожерелья из полых бусин. В украшениях стала преобладать христианская символика – крестики, жемчужные нитки в виде четок.

    В процессе развития народного костюма наиболее заметные изменения отмечаются в ХVII веке, в так называемый шведско-польский период. Женщины Северной Эстонии поверх сорочки – безрукавки надевали короткие льняные блузки - кяйсед с длинным рукавом – так называемые блузки – рукава . А на смену понёве пришла узкая шерстяная юбка , расшитая медными и оловянными пронизками и бусинками.

    В мужской моде появились штаны до колен , быстро распространившиеся по всей Эстонии.

    Мужчины в праздничные дни носили фетровые шляпы с жесткой тульей . Такие шляпы, а также женские украшения были в ту пору самым раскупаемым товаром.

    В шведское время в Эстонии, в основном на островах, юбки стали заглаживать в складки (плиссировать). Для вышивания использовали нити и шерсть, окрашенные соком растений.

    Глухие куртки и кофты уступили место открытым спереди длинным кофтам и курткам, ставшим элементом в верхней одежде.

    ХIX век ознаменовался переходом от феодализма к капитализму. Крестьян освободили от крепостной зависимости. Начался экономический подъем, появилась возможность приобретения в собственность хуторов, расширилась свобода передвижения. Все это привело к быстрому проникновению в крестьянскую одежду городских влияний.

Наступила пора подлинного расцвета народного костюма.

    Переход к промышленному производству красок внес в одежду невиданное доселе цветовое разнообразие. Широкое распространение завозимых из Германии недорогих печатных образцов узоров, альбомов и журналов по рукоделию привнесло в вышивки новые узоры, которые с большой фантазией стали развивать местные мастерицы. Вскоре заимствованные узоры вытеснили традиционные геометрические и растительные орнаменты. Продолжалось победоносное шествие юбок в продольную полоску, они дошли и до островов, обретя местные цветовые гаммы, характерные для определенного уезда. Образцы городской моды добавили разнообразия в народную одежду. Длинные женские кофты сменились вязаными жакетами , а мужчины стали носить короткие куртки – пиджаки . Прежние длинные сюртуки стали принадлежностью выходной одежды.

    Во второй половине ХIX века мужчины начали носить длинные брюки и шляпы - цилиндры . В мужской моде стали популярными и жилеты, А у женщин – лифы – безрукавки и шерстяные шали темных тонов с квадратными узорами.

    До конца Х IX века народная одежда сохраняла свою значимость, а в ряде районов (Западная Эстония, острова МУХУ и КИХНУ, Сетумаа) ее продолжали носить и в ХХ веке.

Одежда как знак

    На протяжении веков одежда играла разную роль в жизни человека.

    В былые времена одежда могла рассказать о своем хозяине намного больше, нежели в наши дни. По наряду было видно, замужем женщина или нет, вдовая или мать – одиночка; богат человек или беден, и даже – из каких он краев.

    Имущественное положение человека заметнее всего проявлялось в праздничной одежде. Выражение «разжиться кожаными штанами» означало, что человек разбогател. Высоко ценились и дорого стоили мужские и женские войлочные шляпы. А женская шапки – горшки тоже недешево стоили: в ту пору, когда корову можно было купить за 25 рублей, шапка, изготовленная городским шляпником, стоила 5 рублей. У состоятельных женщин ленты на шапках были из шелка подороже, более длинные и широкие, ниспадающие ниже пояса. У менее имущих ленты были подешевле, покороче и поуже.

    Начиная с ХVIII века у лютеран вступление во взрослую жизнь знаменовалось конфирмацией (первое причастие). По такому случаю девушка и юноша получали свой первый комплект нарядной одежды.

    Молодежь, прошедшая конфирмацию, жила весело и беззаботно, имея особый статус, позволявший им участвовать во всевозможных игрищах и развлечениях. Естественно, что девушки уделяли большое внимание своим нарядам. Отправляясь на качели или танцы, они надевали чистые белые блузки – рукава, извлекали из амбарных сундуков самые красивые и дорогие кофты и юбки. Понятно, что вышивка блузок – кяйсед и многоцветные полосы юбок несли весточку:

«Я проворная, ловкая, умелая. Я красива, взгляни на меня!»

Эстонский народный костюм.

    Праздничная одежда, т. е. народная одежда в классическом понимании, оставалась не столько практичной, сколько отвечала требованиям понятия красоты.

    Праздничная одежда эстонцев подразделяется на менее нарядную выходную одежду и особенно торжественную одежду, подчеркивавшую сословное положение.

    Выходную одежду надевали, отправляясь в гости и на ярмарку, а по воскресеньям в церковь. Ее надевали во время церковных праздников, а также на качели и танцы. Красивая одежда придавала человеку уверенность в себе, помогала ощущать собственную значимость.

    Нарядная одежда по крою мало отличалась от повседневной, однако шилась непременно из более качественного материала и украшалась с особой тщательностью и любовью – ведь в ней человек представал перед всеми жителями деревни, и мастерство рукодельниц тут же бросалось в глаза.

«Всяк в пярнуской земле венки мои прославит.

Их лент концы в Германию дошли!

Плащей я золотом блистаю в Курземяе,

Куда их блеск поляка приманит.

Солидный муж – пожалует из Нарвы ,

моя краса его пленит».

    Чтобы выглядеть покрепче, девушки надевали несколько юбок одна на другую, и заталкивали в чулки сено – «чем толще ноги, тем краше невеста». Множество юбок свидетельствовали также о богатстве невесты.

    Незамужние девушки ходили с непокрытой головой. Распущенные или заплетенные в косу волосы украшали лентой либо венцом с лентами (обруч из картона или коры, обтянутый шелком).

    Замужняя же женщина должна была обязательно носить головной убор. Поначалу это были платки, а позднее – чепцы и шапки – горшки. «Идти под чепец» - означало выходить замуж.

Эстонская народная вышивка
(Eesti rahvustikand)

    Особенностью эстонской народной одежды является вышивка со своеобразным собственным орнаментом, а также с применением орнаментов других народов.

    Самый старый орнамент Эстонии был геометрическим и носил в себе эстетическое и магическое значение.

    Мотивы, которые использовались, были универсальными, известными во всем мире, основными были: колесо (круг), крест , роза и дерево жизни.

    Несмотря на то, что Эстония территориально очень маленькая страна, разнообразие вышивок народной одежды велико.

    В 18 веке вышивка была уже широко распространена. Узорами украшались рукава (päised), кокошники (tanu), наплечные платки, позднее – передники.

    До конца 18 - начала 19 века на хуторах было натуральное хозяйство. Одежда создавалась женскими руками, но рисунки кокошников и рукавов были сложными и требовали труда более опытных вышивальщиц.

    В конце 19 века начали собирать особенности народной одежды, а более основные исследовательские работы начались в 1-й половине 20 века.

    Цветовая гамма вышивок не была широкой, но тем не менее, была довольно многозначительной:

    Теплый зеленый – цвет Земля, смерти, растущих растений;

    Желтый – Солнце;

    Глубокий синий – Небо, мышление

    Красный – Земля, сильная эмоциональность, кровь, огонь, любовь.

Народная одежда как национальный символ.

    С переходом к городской моде народная одежда впала в забвение. Столь высоко ценимые когда-то предметы национального костюма стали подвергаться осмеянию, их начали стесняться и порой с легким сердцем передавали в музейные собрания. Иногда их хранили в крестьянских сундуках как память о мастерстве прародительниц.

    Тем не менее, от поры национального пробуждения сохранилось представление о народной одежде как о силе, объединяющей людей.

    Так национальный костюм превратился в праздничный наряд для участников Певческих праздников.

    Первый Певческий праздник, на который съехались люди со всей Эстонии и где, объединенные общей песней, поняли, что вместе они и есть эстонский народ, прошел в 1869 году в Тарту.

Символика узоров в народной одежде.

    Также, как мы переводим чужие тексты на свой родной язык, так переводим на сегодняшний визуальный текст узоры своих матерей.

    У каждого переводчика и исполнителя (интерпретатора) есть более или менее свой собственный взгляд на вещи, на что-либо.

    Абсолютной правды не существует.

    Данные узоры собраны из многих поколений матерей Эстонии. При этом постоянно рождаются все новые узоры.

    Тот, у кого есть склонность видеть и создавать, способен сделать неповторимый выбор как в цвете, так и в узоре, добавляя свое волшебство.

    Мотивы, которые использовались, были универсальными, известными во всем мире, основными были:

    колесо (круг),

    крест,

    роза

    дерево жизни.

SÕÕR (колесо) – один из самых главных мотивов, космический знак, символизирующий Космос (universum), бесконечность, полноценность, порядок и гармонию.


Символ Солнца и знак Земли у всех народов.
Крест в кольце (rõngasrist ) – символ света и жизни в христианском значении, знак рукоположения в духовный сан.

Спицевое колесо (kodarrattas ) – знак священности и счастья. В христианском значении как монограмма Христа.


8 – конечная звезда – счастье, возрождение, имеет азиатское происхождение.

Rist ( крест) – символ равновесия, которое обозначает отношения между Землей и Небом.
Крест с многократным контурным повторением – знак защиты.


В Западной Европе – иногда как значение Дерева жизни, Дерева Мира с каменного века.

Roos (роза) – знак связанный с колесом.
В христианском значении - универсальный знак небесной полноценности, символ Бога.
Королева цветов –преданность, терпение, молчание.


5 - лепестковая роза – молчание;

6 – лепестковая роза – единение, единство, равновесие, счастье;
7 – лепестковая – священность;

8 – лепестковая – возрождение

Elupuu (дерево жизни) - С 3 – 5 веточками, в простых формах. Также есть с корнями, ветками, листьями.
Elupuuõie/kaksikristik
– цветок дерева жизни - символ плодовитости и зачатия. Также связывалось с Деревом Рая.

Архаичный:

1. существовавший в далеком прошлом.

2. Вышедший из употребления; устаревший,

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бедер и подвязывали поясом. Поверх сарафана или юбки носили набедренник – два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. На плечи накидывали покрывало (сыба), которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшали цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан. Обувью служили лапти или деревянные постолы – вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужчины носили холщёвую рубаху, штаны, подпоясанные поясом, лапти или постолы и кафтан. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка, зимой – меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев. Очень похожи женские рубахи, покрывала, юбки, тканные пояса, девичьи венки, головные уборы замужних женщин из специальных полотенец, многие металлические украшения, в том числе нагрудные пряжки.

Во второй половине XIX века с развитием городов и расширением денежного обращения фабричные ткани появились и на селе, куда приникло влияние моды из соседних стран. Женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины – короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки.

Жители островов Хийумаа и Сааремаа до сих пор сохраняют некоторые элементы шведской народной одежды. Любопытно, что эстонская народная одежда на протяжении многих веков почти ничего не заимствовала от одежды господствующего инонационального населения.

Эстонцы берегли свой традиционный костюм. Старинная народная песня рассказывает о том, с каким трудом крестьянка находила время для рукоделия:

Печь топя, чулок вязала,
Пояс в сумерки плела,
Рукавички украшала,
Лишь засветится заря.

Эстонские крестьяне считали, что одежда может оберегать от несправедливости господ. Чтобы зашитить себя от неправедного решения, крестьяне, отправляясь на суд с помещиком, надевали особую «судебную одежду» или, по крайней мере, «судебные варежки», которые служили талисманом.

Многим деталям одежды эстонцы в старину приписывали чудодейственную силу. Так, считалось что пояс придаёт телу крепость и силу, защищает от недугов и болезней, а женский пояс ещё и способствует рождению детей. Варежки, по народным представлениям, предохраняют не только от холода, но и от злого человека и от нечистой силы. Поэтому варежки иногда надевали даже летом в жаркую погоду или носили их за поясом. Не забывали положить пару варежек и в короб со свадебными подарками. Магическую силу приписывали и различным украшениям.

По своему составу, расцветке, орнаменту народная одежда различалась на северную, западную, южную и островную. С развитием капитализма и распространением промышленных тканей и текстильных изделий, региональные различия исчезали, как исчезла традиция делать одежду дома. В первую очередь исчез мужской костюм, затем женский. Народная одежда сохранилась только в отдалённых районах. Сегодня в эстонских селах и городах носят общеевропейский костюм, часто фабричного производства. Однако на свадьбу и на певческий праздник надевают народные костюмы, не исчезают из эстонского быта и знаменитые варежки, перчатки и носки.

В настоящее время наблюдается стремительное возрождение эстонского народного костюма. Оно происходит двумя путями. Первый путь обусловлен ростом и популярностью коллективов художественной самодеятельности. Причём певцов и танцоров уже не удовлетворяет «средний» эстонский костюм. Каждый коллектив хочет иметь костюм именно той местности, которую от представляет. Для этого тщательно изучаются формы одежды, её состав, цвет и орнамент. Прежние домотканные материалы заменяются тканями промышленного производства, а деревянные или кожаные постолы – фабричными ботинками или туфлями на низком каблуке.

Появление на певческих праздниках, народных гуляньях, на самодеятельных сценах большого числа эстонцев в прекрасных старинных костюмах побудило дизайнеров современной одежды использовать в своих моделях мотивы народного костюма. Это явилось вторым путём возрождения народного костюма. Ну, а старинные орнаменты в вязаных изделиях никогда не выходят из моды. Вязанные варежки, джемперы, свитера, дамские кофточки, шарфы и шапочки есть в каждой эстонской семье.

Неяркое небо над Балтикой, скромность окружающей природы, где лишь цветники у домов горели яркими пятнами, побуждали эстонцев во все времена украшать домотканную одежду красочными вышивками и аппликациями. Красивый орнамент, где сливаются красные, синие, жёлтые, коричневые и зелёные нити – непременная часть сегодняшних эстонских шерстяных изделий. К традиционному костюму женщины охотно добавляли украшения из серебра и янтаря в виде больших и маленьких брошей, ожерелий и гривн. Такие украшения популярны и сегодня. Изготовленные по народным мотивам серебряные пряжки и броши попуярны далеко за пределами Эстонии, а орнамент со старинной одежды используется, в частности, при создании изделий прикладного искусства из дерева, кожи, глины и фарфора.

"Поющая революция" также в большой мере способствовала возрождению эстонского национального костюма, ношение народной одежды стало ярким выражением идеологической позиции эстонцев. При этом было важно, чтобы одежда строго соответствовала родному региону её носителя. Сегодня народный костюм как никогда популярен в Эстонии - его надевают и на высокопоставленные приёмы, и на концерты, популярен он и в быту, причём как женский так и мужской. Своего звёздного часа ждет и национальная эстонская обувь, уже сейчас её можно увидеть в сочетании с современными джинсами и майкой.

Праздники

Русское название

Эстонское название

Новый год

День независимости (1918), годовщина Эстонской Республики

iseseisvuspдev, Eesti Vabariigi aastapдev

Страстная пятница

Первый день Пасхи

ьlestхusmispьhade 1. Pьha

Праздник Весны

День Святой Троицы

nelipьhade 1. pьha

Праздник Победы (под Вынну над Ландесвером; 1919)

Иванов день

День восстановления независимости (1991)

taasiseseisvumispдev

Рождественский сочельник

Рождество Христово

1. ja 2. jхulupьha

Национальный костюм Эстонии

С древних времён и до ХХ века женская эстонская одежда состояла из длинной шерстяной или холщёвой рубахи с широкими рукавами сярк, хаме. На рубаху надевали глухой (без застёжек) сарафан или юбку сеэлик, кёрт. Юбкой служил кусок чёрной ткани: его обёртывали вокруг бёдер и подвязывали поясом.

Поверх сарафана или юбки носили набедренник - два куска ткани на поясе, закрывающие бёдра. Обвязывались тканым поясом. Носили также верхнюю суконную короткую кофту в талию кампсун или безрукавку лийстик. На плечи накидывали льняное ылалиник, каал или шерстяное покрывало сыба, которое являлось праздничной одеждой. Иногда его носили в сложенном виде, перекинув через руку. Шерстяные покрывала большей частью были из овечьей шерсти коричневого, чёрного или белого цвета. По краю покрывала украшались цветной каймой. В ХХ веке вместо покрывала стали носить цветные платки.

Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами -- коническими сыльг и плоскими преэс, цепочками с монетами и бусами. Каждый день из украшений женщины носили бусы, разрез блузки закреплялся маленькой брошкой. Головной убор -- полотенчатый линик, позднее -- полотняный чепец тану, на севере и западе -- убор типа кокошника поттмютс, кабимютс, девушки носили венец русского типа ваник, венец на твёрдой основе пярг или ленту.

Верхней женской одеждой был приталенный длинный кафтан, зимой шуба. Обувью служили лапти или деревянные постолы - вид туфель. Выйдя замуж, женщины надевали передник и головной убор из специального полотенца или чепец.

Мужская одежда -- туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота сярк, штаны -- длинные или до колен пюксид, подпоясанные поясом, жилет вест, куртка ваммус, лапти или постолы. Головным убором летом была войлочная круглая шапочка каап, зимой - меховая ушанка. Одежду для детей и взрослых в каждой семье ткали и шили сами.

Обувь -- кожаные постолы пастлад, по праздникам -- туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Были распространены вязаные цветные варежки киндад, чулки сукад, носки сокид.

С течением времени в результате длительного общения с соседями, эстонская одежда изменялась, становилась более разнообразной по цветовой гамме и орнаменту. Особенно много общих черт эстонская одежда имеет с одеждой латышей и литовцев.

XVII век принёс с собой некоторые существенные изменения: наряду с нешитой юбкой стала появляться однотонная сшитая юбка, вместо полотенчатого головного убора линик стали носить чепец тану. Если раньше одежду изготавливали из шерстяной или льняной ткани, сотканной на ткацком станке, то в XVII веке добавились вязаные изделия. Во второй половине XIX века женщины стали носить кофту или лиф, а мужчины - короткие, чуть ниже колен штаны и длинные чулки. Основная часть одежды была натуральных цветов - льняные вещи были белого цвета, шерстяные - белого, коричневого или черного. Одежду другого цвета получали при помощи растительных красителей.

​На развитие народной одежды на протяжении столетий влияли как мода высших сословий, так и народная одежда соседей. Одежда деревенской общины в первую очередь была обусловлена сложившимися традициями и обычаями. Народная одежда в определенном смысле показывала сословную и национальную принадлежность, помимо этого повседневная и праздничная одежда представляла собой и сложную знаковую систему, указывая на возраст и социальное и семейное положение ее владельца.

​В общем, одежду разделяли на три части: праздничная одежда, которую надевали лишь в торжественных случаях и передавали из поколения в поколение; выходная одежда для менее торжественных случаев; рабочая одежда, которую носили повседневно и которая изготовлялась из худшего материала и без украшений; носили старую выходную одежду.

​Одежду обычно изготовяли из сотканной дома шерстяной или льняной ткани: из льняной ткани прежде всего делались рубахи и головные уборы замужних женщин, из шерстяной – различную верхнюю одежду, варежки, чулки и носки.

​Долгое время основная часть одежды была натурального цвета: льняные ткани отбеливались, верхняя одежда из шерсти была коричневого или черного цвета. Для того чтобы соткать ткань для юбки, пряжу красили растительными красками. Наиболее распространенным было окрашивание подмаренником, который давал красный цвет. В качестве первой покупной краски распространение в 18 в. получил индиго.

​Полный комплект праздничной одежды девушки и юноши получали к конфирмации, когда праздновалось совершеннолетие. Особых различий в одежде холостого и женатого мужчины не было, но в то же время придерживались строгих различий между одеждой девушки и замужней женщины, а также одеждой замужней женщины и вдовы. Девушки ходили летом, а часто и зимой с непокрытой головой, используя для закрепления и украшения волос только ленту или венок, на большей части территории Эстонии в костюме девушки отсутствовал передник. Голова замужней женщины должна быть традиционно покрыта и обязательно надет передник. Верили, что хозяйка без передника повредит урожайности. Ожидавшей ребенка девушке, также подвязывался передник.

​​Украшения
Украшения, прежде всего, входили в комплект праздничной одежды, но и их носили и с повседневной рабочей одеждой. Украшения, как ценности передавались из поколения в поколение. Украшения матери обычно наследовала старшая дочь, или если дочерей не было, то жена старшего сына. Как украшения, так и орнаменты на одежде не имели только эстетического значения, но и защищали от всего окружающего зла. Повседневным украшением женщины были бусы. Белые или цветные бусы из стеклянных или каменных шариков надевали на шею маленькой девочке тогда, когда у нее прорезался первый зуб. Бусы были на женщине, как днем, так и ночью, на празднике и на работе, и она забирала их с собой в могилу. Поскольку верили в оздоровительную силу бус, то несчастным человеком считали того, у кого на шее не было бус. Особенно богатыми и имеющими большое значение были украшения женщин сету. У невесты сету во время свадьбы должно было быть не менее двух килограмм серебряных украшений, и если их не было, то приходилось занимать. Верили, что из предметов одежды наибольшей защитной силой обладали пояс и рукавицы. Согласно верованиям рукавицы защищали своего хозяина от врагов и враждебных сил. При ведении важных дел рукавицы надевали и в теплое летнее время, или просто засовывали их за пояс.

​Хотя территория Эстонии и невелика, народная одежда имеет большое количество региональных различий. Можно выделить четыре больших группы – Южная Эстония, Северная Эстония, Западная Эстония и острова. Возникновению и сохранению местных особенностей в большей части способствовала крепостная зависимость. Передвигались в основном в границах своего прихода.

​Южная Эстония
​Для национальной одежды в Южной Эстонии характерно сохранение на протяжении долгого времени древних форм одежды. Своей старинностью особенно выделялась область Мульгимаа (Вильяндимаа). В то же время можно отметить различные влияния: одежда южной части Вырумаа имеет общие черты с латышской народной одеждой, и по всей Южной Эстонии распространились русские черты (вышивка красной нитью и тканый красной нитью узор). Самыми восприимчивыми к новым модам были северные приходы. В 18 в. распространение получила широкая юбка, вначале однотонная, а позже продольно-полосатая, которая в 19 веке уже была распространена повсеместно. Для женской одежды характерной была также рубаха с длинными рукавами, украшенная вышитым геометрическим орнаментом или мережкой. Больше русских элементов было в национальной одежде сету, например, мужчины сету носили подпоясанную рубаху навыпуск, женщины сету вместо юбки носили сукман, похожий на русский сарафан.

​Северная Эстония
В одежде Северной Эстонии имеются лишь небольшие региональные различия. В то же время этот регион был наиболее восприимчив к новшествам. Прибрежные области выделялись оказанным на них финским влиянием. В Северном Причудье можно заметить русские и водские черты. В окрестностях Таллинна прижились и распространились по всей стране многие явления, связанные с европейской модой: мужской костюм, состоящий из штанов по колено, у женщин продольно-полосатая юбка и шерстяная одежда, выкрашенная в кубово-синий цвет. Самой характерной чертой одежды Северной Эстонии было то, что женщины носили рубашку без рукавов и сверху короткую блузку-кяйсед. Отличительным признаком был и вышитый гладью растительный орнамент, как на чепце. Так и на блузке-кяйсед. На голове женщины носили горшкообразный головной убор - поттьмютс

Западная Эстония
Одежда Западной Эстонии имела общие черты, как с Южной, так и с Северной Эстонией. Для региона характерной была верхняя одежда натурально черного или коричневого цветов овечьей шерсти. В женский костюм входила рубаха с длинными рукавами, поверх которой носили кофту (кофта в талию – кампсун) и лийстик (жилет), на плечах сложенный треугольником платок. Продольно-полосатая юбка прижилась здесь к началу 19 в. С середины 19 в. стали носить и поперечнополосатые и клетчатые юбки, особенно в Ляэнемаа. Головные уборы различались по приходам: в южной части носили чепцы особого покроя, на севере - горшкообразный и копытообразный кокошники.

​Острова
​Своя народная одежда была на каждом острове (Сааремаа, Хийумаа, Муху), на Сааремаа имелись свои отличия в каждом приходе. Много общих черт было с одеждой живущих на побережье шведов, например плиссированные юбки. Одноцветные юбки к 19 веку сменились продольно-полосатыми, позже поперечнополосатыми. Передники носили и совершеннолетние девушки. На Хийумаа женщины носили блузку-кяйсед, на Сааремаа рубахи и лийстики. В качестве обуви носили туфли, только на Муху – постолы.

​В связи с распространением городского уклада жизни, во второй половине 19 в. из повседневного обихода исчезла и народная одежда, в то же время во второй половине 19 в. в Эстонии в период т.н. национального пробуждения, началась пропаганда ношения народной одежды в торжественных случаях: на народных мероприятиях и певческих праздниках. Наибольшее оживление народной одежды в качестве национальной праздничной одежды получило начало в первой половине 20 в. Сегодня под народной одеждой подразумевается, прежде всего, праздничная одежда первой половины 19 в.

Этот снимок сделан прошлым летом во время заключительных концертов V Праздника песни и танца школьников Эстонии. Праздник удался на славу — достаточно сказать, что из разных районов республики в Таллин съехалось более 25 тысяч мальчишек и девчонок — 940 коллективов! Были и гости из братских республик. А как радушно встречала ребят столица Советской Эстонии — тысячи таллинцев присутствовали на концертах!

Все участники праздника были одеты в национальные костюмы тех мест, откуда они приехали. Что-то вынули бабушки из сундуков, а что-то ребята сделали сами. Недавно в издательстве «Ээсти раамат» вышел трехтомник «Эстонская народная одежда» — научное исследование, альбом с прекрасными иллюстрациями, практическое пособие для мастеров. Сегодня на наших страницах выступают авторы этого уникального издания: ученый-этнограф из Тарту Айно ВООЛМАА написала статью, а таллинский художник Мелание КААРМА проиллюстрировала ее.

Национальный костюм формируется веками. В нем всегда отражается главное в жизни народа: особенности быта и своеобразие мировосприятия, многовековые обычаи и художественный вкус. Традиционная одежда рассказывает о том, из каких этнических групп складывался народ, кто были его соседи. А изменения в костюме, за которыми стоят важные исторические процессы? Словом, перед нами своего рода памятник истории и культуры — и ценнейший.

Давайте прежде всего полюбуемся костюмами, воспроизведенными на иллюстрациях. Обратите, например, внимание, как сам покрой одежды выявляет внутреннюю грацию фигуры — мужской и женской. Причем не всякого человека, а именно эстонского крестьянина, основательного и сдержанного, крепко стоящего на земле. Декоративных элементов, особенно в женском костюме, немало: вышивка и узорное ткачество, вязанье и кружево, художественная кожа и металл. Все это очень красиво и в отдельности. Но главное все же в том, что каждая деталь органично живет в ансамбле костюма. Да, великий художник создавал его, веками соразмеряя и гармонизируя формы и техники, краски и узоры. Художник этот — народ.


Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку

Увеличить картинку


В народной одежде эстонцев четко выделяются несколько типов, которые соответствуют этническим группам, сложившимся очень давно. Главные — южная, северная, западная и островная.

Традиционный костюм жителей Южной Эстонии сохранил немало древних черт. Особенно много их в одежде мульков — одной из местных диалектных групп. Рассмотрите рисунок, изображающий крестьян из района Халлисте. К глубокой старине восходят льняные рубахи туникообразного покроя, то есть без швов на плечах, «мешком», которые носили также литовцы и латыши. Особенно архаична женская рубаха: вплоть до XX века отверстием для шеи служил простой вертикальный разрез. А вот мужские делали с Т-образным вырезом и низким стоячим воротником.

Как и во всей Эстонии, маленькие девочки ходили здесь летом в одних рубахах и обязательно подпоясанные: считалось, что туго обвитый вокруг талии пояс наделяет силой и предохраняет от болезней. Взрослые девушки надевали одноцветные юбки, которые еще в начале прошлого столетия были нешитыми.

Как реликтовое явление, общее для финно-угорских народов, в одежде мульков удерживались и вышитые набедренники, свисавшие с боков от пояса. Замужние женщины носили еще передник — вместе с традиционным головным убором его торжественно надевали невесте во время свадьбы. Впредь она уже не смела появиться без них. А до замужества? По старинному обычаю, эстонские девушки коротко стригли волосы и повязывали голову тесьмой или носили венок. И еще древний элемент костюма — наплечное покрывало, которое женщина держит в руках.

Мужчины в Южной Эстонии носили длинные штаны из белого холста или сукна; спереди с пояса свисал кожаный карман. Верхняя одежда у мужчин и женщин была одинаковой — длинный распашной кафтан из черного сукна. А короткие мужские куртки и кофты, изображенные на других рисунках, появились лишь после перехода к модной городской одежде. Головной убор мужчины — типичная для эстонских крестьян фетровая шляпа. Зато кожаные постолы, которые по всей Эстонии были рабочей обувью, мульки надевали и в праздники.

Костюм жителей Северной Эстонии в прошлом столетии мало чем отличался в разных районах. Надо сказать, что эта группа оказалась значительно восприимчивее к новым формам одежды. Главная причина — влияние культуры городов, которых тут больше. К тому же в северных деревнях рядом с крестьянами жили немецкие, финские и эстонские свободные ремесленники, а они тоже одевались по-городскому.

В отличие от Южной Эстонии женщины здесь носили рубаху без рукавов и потому поверх нее надевали короткую широкую блузку. Она называлась кяйсед — «рукава». Такую рубаху из двух частей, известную в старинном костюме германцев и славян, носили в Эстонии прибрежные шведы, которые обитали здесь с XIII века. От них и заимствовали ее североэстонские женщины.

Отметим, что через одежду, выдававшуюся прислуге барских имений — хуторов и мыз — в счет заработка, тоже входили в крестьянский костюм новые веяния. Именно так уже в XVIII столетии появилась в Северной Эстонии пышная продольно-полосатая юбка. Отсюда она перекочевала в южные районы и на острова, но в каждой местности приобретала несколько иную расцветку.

Модным новшеством был и мужской костюм: штаны по колено, куртка, жилет и шейный платок. Такая одежда, характерная также для крестьян Скандинавских стран, распространилась отсюда на юг. Интересно, что поначалу короткие штаны шили из козьих шкур замшевой выделки — еще сто лет назад это считалось признаком зажиточности. Но большинство уже тогда носило матерчатые штаны и куртки, выкрашенные по европейской моде в синий цвет. Той же самой краской индиго красили и длинные кафтаны.

Одежда Западной Эстонии имела немало общего с костюмом жителей южных и северных районов, но в целом отличалась от них. Скажем, рубахи тут женщины носили с длинными рукавами, а юбки — продольно-полосатые, с преобладанием красного цвета. Верхняя одежда и наряды мужчин северной части региона покроем и цветом походили на североэстонские, в южных же районах сохраняли цвет натуральной овечьей шерсти. Взгляните на иллюстрацию, где изображены жители Тыстамаа — это на юге, неподалеку от Пярну. Как видите, в здешний мужской костюм входили уже знакомые нам короткие штаны, жилет и шейный платок. Но вот куртки мужчин, как и женские кофты, не отличались покроем и отделкой от верхней части длинных распашных кафтанов.

Наконец, острова: Сааремаа, Муху и Хийумаа. В костюме их населения немало своеобразного, причем свои особенности на каждом острове, а на большом Сааремаа — ив каждом районе. Весьма разнообразны, например, головные уборы женщин. Но самая характерная черта их нарядов — плиссированные юбки, складки которых в старину заглаживали- горячими хлебами или камнями. Такие же юбки носили и шведки на островах, расположенных неподалеку. Рубахи на более южных Сааремаа и Муху были с рукавами, на Хийумаа, как и в Северной Эстонии, в женский костюм входила блузка-кяйсед.

Интересно, что некоторые модные элементы одежды прижились на островах раньше, чем на материке: лифы и кофты у женщин, куртки и жилеты у мужчин, шейные платки. Уже в XVII веке здесь башмаки были и рабочей обувью. Однако в целом традиционный крестьянский костюм сохранился на островах гораздо дольше — до начала нашего столетия, на Муху даже до недавних дней. На остальной территории Эстонии в конце XIX века он уже уступил место одежде городского типа. Дело в том, что капитализм пришел на острова значительно позже, а ведь именно с его приходом разрушался всюду привычный уклад жизни земледельца и вместе с ним — древние художественные традиции народа.

Важную роль в эстонской народной одежде, особенно женской, исстари играли ювелирные изделия и орнамент — вышитый, тканый, вязаный, кружевной... И то и другое наши предки не воспринимали просто как украшение костюма — древние поверья приписывали им силу талисманов, отвращающих всевозможные беды.

Взгляните еще раз на иллюстрации: почти у каждой женщины самые разные ювелирные украшения. Чаще всего это белые или цветные бусы из стекла — их надевали на шею девочке, как только у нее прорезался первый зубок. В праздники женщины позажиточнее доставали из сундуков бусы из серебра. Очень часто носили также серебряные цепочки с подвесками из монет, окруженных ажурным ободком вроде солнечных лучей — «спицами». Порой такие ожерелья закрывали всю грудь.

Распространенным нагрудным украшением, а заодно и застежкой были в прошлом веке круглые — конические или плоские — пряжки из серебра или другого металла. С гладким краем назывались сыльг, с зубчатым — преэс. Последние нередко декорировались так называемыми «глазками» — гранеными красными стеклышками. Но самое парадное украшение — конические сыльг, достигавшие, как видно по рисункам, довольно внушительных размеров.

Наконец, орнамент. С давних пор он был в основном геометрическим и состоял из различных комбинаций простейших фигур: треугольников, квадратов, ромбов, розеток. Но, как и всегда в народном искусстве, многовековая традиция и неиссякаемая изобретательность мастеров превращали эти нехитрые мотивы в узоры необыкновенной красоты, буквально преображавшие даже повседневную одежду! У мульков бытовал и растительный орнамент, вероятно, средневекового происхождения. Им вышивали некоторые традиционные части костюма, например, набедренники.

В конце XVIII — начале XIX века прежде всего в Северной Эстонии распространился иной растительный узор — модных стилей барокко и рококо. С помощью городских и мызных вышивальщиц, которые тогда начали украшать им нижний край блузок-кяйсед и головные уборы, такой орнамент вскоре стал характерной чертой североэстонской народной одежды. Все же, когда за рукоделие брались сами крестьянки, они обычно упрощали и геометризовали пышные цветочные мотивы.

Так выглядел традиционный эстонский костюм. В наше время встретишь его нечасто. Однако интерес к народной одежде у нас в республике, да и повсюду, отнюдь не угас. Народную одежду исследуют ученые, зарисовывают художники, копируют модельеры. В музеях ею любуются тысячи людей. Перед вами только рисунки. Но все равно — разве не красиво?