Талибы женщины. Жизнь без паранджи

Медицинская статистика свидетельствует о том, что в 80% случаев попытки самосожжения совершают молодые женщины в возрасте от 15 до 25 лет. Как отмечают врачи, основными причинами, побуждающими женщин свести счёты с жизнью, являются браки по принуждению и другие виды семейного насилия, а также безработица, нищета и наркозависимость. В результате самосожжений самоубийцы либо погибают, либо становятся пожизненными инвалидами от полученных ожогов. В 2010 году в провинции Герат на данный момент зафиксировано 78 случаев самосожжения женщин, из них 38 привели к гибели самоубийц.

Афганская провинция Герат. 21-летняя Захра позирует фотографу в комнате, в которой она живет вместе со своей матерью. Шесть лет назад Захра пыталась сжечь себя, поскольку не хотела выходить замуж за человека, которого выбрали ей ее родные. С тех пор как Захра подожгла себя, жених пропал и больше не появлялся. В афганской культуре обручение имеет такую же силу, как и брак, и поэтому Захра не может найти другого мужа, пока не разорвет помолвку.

15-летняя Ганифэ кричит во время первой смены бинтов, наложенных после операции по пересадке кожи в ожоговом центре Региональной больницы города Герат. Ганифэ призналась, что пыталась покончить жизнь с собой, после того, как ее избила свекровь.

Медсестра Фатима Мохаммади успокаивает Ганифэ во время перевязки. Ганифэ вышла замуж около шести месяцев тому назад. Она жила одна с родителями мужа, который уехал на заработки в Иран.

Медсестра успокаивает Ганифэ. Жизненный выбор афганской женщины максимально ограничен: у нее мало шансов получить какое-либо образование, еще меньше шансов выйти замуж по любви и практически нет шансов стать хозяйкой в собственном доме. Ее основная задача – служить семье мужа. Покинув свою собственную семью, она навсегда становится изгоем.

Мать Ганифэ поит дочку соком. «Источником насилия в жизни афганки может стать любой член ее семьи: отец, брат, муж, свекр, свекровь или золовка», – говорит доктор Шафика Эанин, пластический хирург ожогового центра.

17-летняя Фарзана и ее мать у себя дома в Герате собираются идти в частную клинику. Фарзана была помолвлена в восемь и вышла замуж в двенадцать. Девушка решила сжечь себя, после того, как ее свекор заявил, что ей не хватит храбрости сделать это.

Фарзана морщится от боли во время перевязки. В тот день униженная и подавленная она вышла во двор. Отдала мужу их девятимесячную дочь, чтобы ребенок не видел, как горит ее мать. А потом она облила себя керосином.

Фарзане меняют бинты после пересадки кожи в ожоговом центре Региональной больницы Герата. Смышленая девочка, которая любила поэзию и изучение языка Дари, Фарзана мечтала стать учителем.

32-летний Джума Гюль плачет у постели своей 45-летней матери Гюль Зада, примерно за час до ее смерти в ожоговом центре Региональной больницы Герата. Сын рассказывает, что за день до того, как его мать совершила самосожжение, она вместе со своими детьми пошла к сестре на семейный праздник. Казалось, что все было в порядке. Однако позже выяснилось, что женщина не принесла подарок, и родственники выругали ее за это. «Бедность – это одна из причин, по которой женщины поджигают себя,» - говорит доктор Ариф Джалали, старший хирург Региональной больницы Герата. Они наивно полагают, что смерть от самосожжения мгновенна.

Мария Жозе Брюнель, французская медсестра международной неправительственной организации Humaniterra закрывает глаза покойной Гюль Зада. «Она уже шла на поправку» – утверждал ее сын. Но на самом деле у женщины началось заражение, а у ее семьи не было денег на покупку необходимых сильнодействующих антибиотиков. В считанные дни инфекция убила женщину, пока Джума пытался наскрести необходимую сумму.

Родственницы Гюль Зада оплакивают покойную. Она всегда все делала для своих родных. «Стоило мне что-нибудь захотеть, она сразу же исполняла мой каприз» – говорит ее старший сын Джума, разнорабочий на стройке, который зарабатывает 140 долларов в месяц. «Она украшала вышивкой нашу одежду, чтобы мы не чувствовали себя хуже других»

21-летняя Ферух во время сеанса физиотерапии, основная цель которой – предотвратить атрофию мышц. Самосожжение особенно распространено в Герате и на западе Афганистана.

Марьям оплакивает свою 13-летнюю дочь, Наджибу. Девочку отдали замуж полгода тому назад, и она говорит, что свекровь облила ее бензином и подожгла. Хотя ее мать и медсестры в госпитале скептически отнеслись к этой истории, и пришли к мнению, что девочка пыталась покончить жизнь самоубийством.

Пустая кровать Наджибы. Доктора, медсестры и правозащитники полагают, что самые ужасные случаи сожжения женщин представляют собой умышленные убийства, которые лишь маскируются под самоубийства.

72

Профессор университета Билл Подлич из Аризоны сделал целую серию снимков в 1967 году, пока жил и работал в Афганистане со своей семьей - женой и двумя дочерьми. Потрясающие фотографии Афганистана 1960-х годов настолько отличаются от нынешних образов истерзанного войной государства, что кажется, это две разные страны.

Доктор Билл Подлич снимал на фотопленку "Кодахром". На его снимках Афганистан предстает перед нами как спокойная и умиротворенная страна, которую скоро уничтожит режим "Талибана".


Дочери профессора Билла Подлича Джен и Пег в садах Пагман, которые являлись одним из самых популярных мест отдыха в Кабуле. Сады были полностью разрушены во время войны.


Афганские школьницы идут домой. Девочки, так же как и мальчики, учились в школах и носили школьную форму, поступали в университеты. Женщины редко надевали паранджу в крупных городах. Сейчас в Афганистане женщины обязаны носить паранджу, появляться только в сопровождении своего мужа или родственников, а образование для женского населения не приветствуется.


Вполне себе счастливые люди собрались на большегрузных автомобилях, которые использовались как трибуны.


Мужчины отдыхают в тени. Внизу видно поселение, которое на протяжении многих веков является центром гончарного искусства.


Сестры держатся за руки, Кабул.


Одна из дочерей профессора на местном рынке в городе Исталиф, который являлся одним из самых красивых мест в стране. Город был уничтожен во время войны.


Во время урока в американской международной школе в Кабуле, которую посещали дочери профессора.


Мужчины на пикнике пьют чай и слушают музыку.


Очередь на заправочной станции.


Мальчик украшает торты.


Люди купаются в реке Кабул.


Школьники танцуют на площадке для игр.


Юные афганцы возвращаются домой. На заднем фоне - потрясающий пейзаж.


Афганский учитель.


Парковка перед американской международной школой в Кабуле, в которой учились дочери профессора Подлича. Школы тоже больше не существует.


Одна из дочерей профессора - Пэг.


Студенты педагогического колледжа в Кабуле.


Мечеть Шах-до-Шамшира (повелителя двух мечей) в Кабуле. Именно около мечети в 2015 году толпа линчевала 27-летнюю Фарханду Маликзаду после ее спора с торговцем амулетов, который обвинил женщину в сожжении Корана. Этот случай показал реальную ситуацию в отношении прав женщин в Афганистане.


Мужчина готовит сладкий десерт джалеби на открытом огне.


Во время урока по химии.


В автобусе, идущем из Кабула в Пешавар, Пакистан.

Королевский холм в садах Пагман.


Во время ремонта дорог.


Парад афганской армии в Кабуле.


Тоннель Саланг, который соединяет северную и южную части страны, был построен советскими специалистами в 1964 году под труднопроходимым перевалом Саланг.


Все, что осталось от одной из статуй Будды в Бамианской долине, которая была возведена в VI веке нашей эры. В 2001 году обе статуи были разрушены талибами.

dailymail.co.uk/bigpicture.ru

Эта афганская женщина стала известной благодаря фотографу Стиву Маккарри, сделавшему снимок ее лица, когда она еще была маленькой девочкой. Произошло это в период советско-афганской войны, когда Гула оказалась в лагере беженцев на границе с Пакистаном.

Родилась она примерно в 1972 году. Почему такая приблизительная дата? Об этом и о том, кто такая афганская девочка с зелеными глазами, о событиях, касающихся Афганистана конца 70-х и начала 80-х годов, можно узнать в этой статье.

О фотографии

Фотография, которую получила в народе название "Афганская девочка", очень известная. Ее иногда сравнивают с портретом знаменитой Моны Лизы художника Леонардо да Винчи, и поэтому часто ее называют и "Афганской Моной Лизой".

Фото загадочной девочки с удивительно необычных зеленых глаз была долгое время объектом пристального внимания всего общества.

О чём думает афганская девочка с фото? Что в ее глазах? Растерянность, страх или злость? Глядя на лицо этой девочки, каждый раз можно обнаруживать для себя что-то новое. В этом и секрет популярности фотографии. Лицо девочки обязательно остается в памяти у людей, увидевших ее, потому что несет в себе неоднозначность.

Она стала своеобразным символом афганской проблемы беженцев. Сам Маккарри говорил, что за последние 17 лет практически не было дня, когда бы он не получил какое-либо электронное сообщение, письмо и пр. по поводу его работы. Многие хотели помочь этой девочке, выслать деньги или удочерить. Были желающие и жениться на ней.

Изображение много тиражировалось и публиковалось: на открытках, плакатах, в журналах и пр. Большинство крупных изданий использовало фото на обложках своих журналов. Даже на футболках были принты с ее изображением.

Афганская девочка Шарбат Гула: биография, значение имени

Много было написано об истории девочки. По национальности Шарбат - афганка (пуштунка). Точного дня рождения своего, как и года, она не знает, потому что малышкой осталась сиротой. После того как ее родные погибли, она попала в пакистанский лагерь для беженцев Насир-Баг. С тех самых пор она так и не научилась читать, но писать имя свое умеет.

Афганская девочка вышла замуж в конце 1980-х за простого пекаря Рамата Гула и с семьей вернулась в 1992 году на родину в Афганистан. Всего у Шарбат сейчас 3 дочери: Робина, Алия и Захида. Была и 4-я дочь, но она вскоре после рождения умерла. Женщина надеется, что ее дети, по сравнению с ней, получат хорошее образование, научатся читать и писать. У самой Шарбат на это никаких возможностей не было. Сейчас ей больше 40 лет.

Эта женщина даже не подозревала никогда о том, какой она стала знаменитой, как много написано о пронзительном ее взгляде. Однако по ее рассказам в памяти сохранилось, как ее фотографировал какой-то белый человек. Больше она никогда в жизни не снималась, тем более через год после той знаменитой съемки она стала носить чадру.

Имя афганской девочки (Шарбат Гула) в переводе означает «цветочный шербет».

Немного об авторе фотографии

Это фото было сделано известным профессионалом своего дела, журналистом-фотографом Стивом Маккарри в лагере для беженцев в Пакистане (Nasir Bagh).

В 1985 году на обложке одного из журналов (National Geographic) была представлена 13-летняя афганская девочка с зелеными глазами.

История возникновения фотографии

Как-то утром фотограф Маккарри, идущий по лагерю Насир-Баг, увидел шатёр, в котором была школа. Он попросил у учительницы разрешения сфотографировать нескольких учеников (их было всего лишь около 20). Она разрешила.

Внимание его привлёк взгляд одной девочки. Он спросил про нее учительницу. Та рассказала, что девочка с оставшимися родственниками добиралась несколько недель через горы после вертолётного обстрела их деревни. Естественно, малышка трудно переживала эту ситуацию, ведь она потеряла самых близких ей людей.

Маккарри сделал портрет афганской девочки Гулы (её имя он тогда не узнавал) на цветную плёнку, причем без дополнительного освещения.

Эта «фотосессия» заняла всего лишь пару минут. И лишь после возвращения в Вашингтон Маккарри понял, что за удивительный снимок он сделал. Подготовку фото (предпечатную) сделал художественный агент Джорджия (г. Мариетта).

Снимок был настолько душевный и тяжелый для просмотра, что фоторедактор издательства National Geographic сначала не хотел его использовать, но все же в итоге поместил на обложку этого журнала с подписью «Афганская девочка».

Жизнь Шарбат сегодня

Долго судьба героини знаменитого снимка оставалась неизвестной. После того как Маккарри вновь после долгих поисков нашел ее в 2002 году, кое-что выяснилось о том, как сложилась ее нелегкая судьба.

Жизнь Шарбат довольно сложная. Вышла замуж она в 13 лет (по ее воспоминаниям, а муж считает, что в 16). Каждый день перед восходом солнца и после захода она обязательно молится. Ежедневно занимается обычными домашними делами: носит воду из ручья, стирает, готовит еду, заботится о своих детях. Смысл всей ее жизни - дети.

Муж ее, Рахмат Гул, живёт в основном в Пешеване, там где находится пекарня, в которой он зарабатывает на жизнь небольшие деньги.

Еще есть серьезная проблема со здоровьем. Шарбат больна астмой, и это не позволяет ей жить в городе. В горах ей лучше. Живет она с семьей в самом воинственном племени (пуштуны), которое в свое время сформировало костяк движения Талибан.

Афганская девочка о себе и о тех событиях

В 2002 году во главе со Стивом Маккарри была организована команда от журнала National Geographic специально для поисков той самой девочки (до этого были тоже предприняты определенные поиски).

И вот, вскоре был сделан новый снимок, но уже повзрослевшей Шарбат: в длинном одеянии, женской бурке и с поднятой чадрой (с разрешения мужа). И вновь объектив запечатлел глаза афганской девочки, но уже повзрослевшей.

По ее мнению, выжила она по божьей воле. Она считает, что семье ее при талибах жилось лучше, чем под многочисленными бомбежками.

Также она говорит, что американцы ломают их жизнь, как когда-то сломали русские. Люди, по ее мнению, устали от войн, вторжений и потерь крови. Как только у страны возникает новый лидер, народ Афганистана обретает надежду на лучшее, светлое, но каждый раз обманывается и разочаровывается.

Также Шарбат проявила недовольство в отношении той самой ее детской фотографии: видите ли там её сняли в шали с дыркой, о которой она до сих пор помнит, как прожгла ее над печкой.

Заключение

Красивое лицо девочки с ее завораживающим взглядом говорит о скрытом волнении одновременно с решительностью, непоколебимостью и достоинством. Хоть и видно, что она бедная, в ней присутствует неподдельное благородство и сила. А самое главное, в ее глазах можно увидеть всю тяжесть тех страданий и мучений, которые переносит простой многострадальный афганский народ.


1. Две женщины на склоне горы. В Афганистане Вы редко сможете увидеть несопровождаемую мужчиной женщину. 18-летняя Нур Ниса беременна и у нее только что отошли воды. Ее муж, первая жена которого умерла во время родов, вез ее в больницу города Файзабад, что находится в четырех часах езды от их деревни в области Бадахшан, но его автомобиль сломался и он отправился на поиски другого транспортного средства.


2. Ранее, когда Афганистаном правили талибы, единственные женщины, которых можно было встретить на улице, были нищие, либо же жены мужчин-инвалидов. По пятницам, талибы проводили публичные казни на стадионе в Кабуле. А десять лет спустя, на митинге одного из кандидатов в президенты, на этом же стадионе, большинство присутствующих женщин, были даже без паранджи.


3. Герат – святыня Шахзада Касим, потомкам пророка Мухаммеда уже больше тысячи лет. Раз в неделю, часть помещения огораживается, и женщины имеют возможность прийти сюда на поклонение. В святыне Герат женщины должны быть окутаны чадрами, которые покрывают тело с головы до пят (похожее правило существует в Иране).


4. Очень не просто сфотографировать афганскую свадьбу. На них женщины часто предстают в довольно открытых платьях, и используют даже косметику для лица. Фотография в таком виде – очень большая редкость. На этом снимке вы видите свадьбу в Кабуле, где женится Амин Шахин – сын режиссера Салима Шахина. Его избранница – 18-летняя Фершита.


5. На фотографии 19-летняя Биби Айиша. В 12 лет девочку отдали замуж за мужчину, который был значительно старше ее. Со дня свадьбы, он постоянно бил девушку. Однажды он едва не избил ее до смерти, и испуганная девушка решилась на побег. Чтобы наказать ее за то, что она ушла без разрешения, муж увез ее в отдаленную горную местность и отрезал ей нос, уши, и волосы. “Если бы у меня была возможность, я убила бы его”, – говорит искалеченная девушка. В августе Айиша прибыла в США для прохождения курса обширной восстановительной хирургии.


6. Телеведущая Рокшара Азами, которую боготворят все молодые афганские девочки, работает на популярной в стране телевизионной передаче, где дозвонившиеся люди, могут заказывать видеоклипы. Запрещенное, под управлением талибов, телевидение, нынче пользуется огромной популярностью в стране.


7. Эфиопский хирург (в зеленой шапочке, по центру) демонстрирует женскому персоналу, из роддома Малалаи, что находится в Кабуле, как удалять свищ в отверстии, между влагалищем и мочевым пузырем. Такое заболевание, часто встречается у молодых мам после родов.


8. В Афганистане большинство женщин рожают дома, даже без акушерок. На фотографии: больница в городке Файзабад. Доктора больницы, медсестры, и акушерки работают тут круглосуточно. У этих афганских женщин, которые обучались в Кабуле и, даже некоторые, в России, есть навыки и оборудование для борьбы с различными осложнениями во время родов.


9. Всем деревенским женщинам предлагается посетить санитарно-гигиенические классы, на которых преподает профессиональная акушерка, работающая в мобильной клинике, спонсируемой фондом Организации Объединенных Наций и международной группой медицинской помощи Мерлин. Они показывают женщинам, живущим в изолированных областях страны, как надо заботится о себе в до- и послеродовой период.


10. Эта мать шла пять часов, чтобы встретится с акушеркой в мобильной клинике деревни Корех-е Бала. Она ждет медицинской консультации, относительно своего десятимесячного ребенка, который болен с самого рождения.


11. Афганские женщины-полицейские обучаются пользованию винтовками AMD-65 на полигоне, за пределами Кабула. Они проходят подготовку у итальянских карабинеров, присланных сюда НАТО. Вступление в афганскую полицию – очень смелое решение со стороны женщин, ведь всем известны довольно частые случаи нападения повстанцев на полицию. Также, для зачисления, женщинам необходимо получить письменное разрешение мужа и остальных родственников мужского пола. Из 100 000 офицеров страны, около 700 – женщины. Их месячная зарплата составляет, приблизительно, 165 $.


12. Эти молодые афганские женщины, являются частью команды, которая в 2012 году отправится на летнюю Олимпиаду в Лондоне, где состоится официальный дебют женского бокса, как олимпийского вида спорта. Спортсменки уже одержали победу, уговорив родных, на их участие в спортивных состязаниях.


13. Кабул. Эти две девочки наряжены в честь свадьбы их родственника. Перед такими мероприятиями, многие афганские женщины и девочки делают макияж и часами засиживаются в парикмахерских.


14. С открытым лицом и волосами, афганская актриса Трэна Амири и ее подруга, катаются по Кабулу в пятницу. Они слушают свои любимые песни, поют и веселятся. Даже в относительно прогрессивном Кабуле, проезжающие мимо недовольные мужчины что-то выкрикивают ей. Это естественно, ведь она символизирует образ свободной, сильной женщины, к которому они совсем не привыкли. Амири сбежала от своего мужа, который держал ее дома и избивал, семь лет назад, оставив даже своих троих сыновей. Она не планирует снова выходить замуж, но знает, что ей, возможно, придется это сделать, иначе в Афганистане можно и не выжить.


15. Заключенная женщина, в тюрьме Мазар-е Шприф, была только что проинформирована о своем освобождении, что вызвало у 22-летней Майды Хал слезы радости. Когда ей было 12 лет, ее выдали замуж за 70-летнего парализованного мужчину. “Я была настолько маленькой, что не могла даже поднять его. Из-за этого, его братья постоянно избивали меня”, – вспоминает девушка. Четыре года назад, она попросила развода, за что и попала в тюрьму.


16. Пустые стручки опиума, валяются по дому женщины, которая пристрастилась к наркотикам. Область северного Афганистана, Балх.. Она рассказывает, что собирала мак еще будучи ребенком, и к 12 годам уже серьезно увлекалась поеданием и курением наркотика. “Опиум – мой сын, моя дочь”, – говорит она. “Всю зиму у меня не было пищи. Опиум был моей пищей”. Теперь она полностью зависит от соседей, которые присматривают за ней. Афганистан, является мировым лидером, по поставкам опиума, который используют для приготовления героина.


17. “Я взяла бутылку бензина и подожгла себя”, – рассказывает 11-летняя Фариба. “Когда я пошла в школу, все дети смеялись с меня, говоря, что я уродка”. Теперь она сожалеет о содеянном. Фариба рассказывает, что причиной послужила женщина, которая пришла к ней во сне, и сказала сжечь себя. Самосжигание – очень распространенно в Афганистане, так как многие женщины полагают, что самоубийство, является единственным спасением от оскорбляющих достоинство, браков, бедности, и холодной войны.


18. В Больнице Эстэтклал, что находится в Кабуле, доктора пытаются спасти 15-летнюю Захру, которая облила бензином и подожгла себя, после того, как была обвинена соседями в воровстве. Девочка из Мазар-е Шариф, получила ожоги более 95 процентов тела. Она умерла спустя три дня после того, как был сделан этот снимок.


19. Гулам Фарок, солдат афганской Национальной Армии, раздает хлеб вдовам и другим женщинам около святыни поэту и философу Кважа Абдулла Ансари в Герате. В стране насчитывается 35-процентная безработица, а также 36 процентов населения, живущих ниже черты бедности.


20. Капрал Ланс Элизабет Рейес, из американской Морской Пехоты, болтает с афганскими женщинами и их детьми в клинике, области Гильменд, которая является одной из самых опасных в стране. Она – член относительно новой женской команды взаимодействия. Такие команды общаются, и пытаются завоевать доверие афганских женщин, которым не разрешается разговаривать с мужчинами за пределами своих семей.


21. Хабиба Сараби, из области Бамиан, единственная женщина-губернатор в Афганистане, прогуливается утром, вместе со своим охранником. Область Бамиан, известная гигантской статуей Будды, которая была разрушена талибами, является одной из наиболее благоприятных областей для женщин, которые в состоянии ездить и работать за пределами дома.


22. Молодые женщины, большинство из которых учится на педагогов, отдыхают в Женском Саду парка, около города Бамиан. Созданный женским губернатором области, Хабибой Сараби, сад, является спокойным местом для отдыха, под открытым небом.


23. Большинство девочек в Афганистане не получают образования вообще. Даже те, кто идет в школу, обычно, учатся там всего четыре года. На фотографии: Дипломированные специалистки кафедры языка и литературы в Кабульском Национальном Университете. Талибан запретил образование женщин, но учеба возобновилась после падения их режима в 2001 году.

Международному дню солидарности трудящихся женщин всего мира посвящается этот пост.

До конфликта и гражданской войны положение женщин в Афганистане было неплохим. Афганские женщины получили право голоса в 1919 году, в 1950-х отменили ношение паранджи, а в 1960-х годах женщины добились равенства, которое было закреплено законодательно - в Конституции Афганистана.

Два либеральных правителя

«Женский» вопрос возник в Афганистане около 120 лет назад. В 80-х годах XIX века страной правил эмир Абдур Рахман-хан, и он первым предпринял попытки запретить ранние и насильственные браки, законодательно закрепить права женщин. Жена эмира подавала собственный пример: не носила чадру, представляла мужа на заседаниях суда, каталась на лошади, участвовала в политической жизни. Абдур Рахман-хан хотел дать право женщине инициировать развод.

В 1920-е годы, после англо-русского соглашения, который гарантировал независимость Афганистана, правящий эмир Аманулла-хан, внук Абдур Рахмана, начал модернизировать Афганистан. Он провел политические и социальные изменения, которые расширяли личную свободу и гарантировали равные права всех афганцев. Социальные реформы дали возможность женщинам и мужчинах носить западную одежду.

Его жена, королева Сорайя, призвала женщин стать свободнее, и подавала свой пример. В 1926 году Сорайя обозначила свое мнение о положении женщин: «не думаю, что наши женщины созданы только для того, чтобы служить мужчинам. Женщины также должны принимать участие в общественной жизни, вносить свой вклад в развитие Афганистана, и этот вклад невозможно сделать без знаний. Поэтому я считаю, что необходимо давать женщинам знания».

Амануалах Серадж аль Банет, участница борьбы за права женщина, была согласна с Сорайей: «знание не должны быть монополизированы мужчинами. Женщины заслуживают того, чтобы быть образованными».

В 1920-е эмансипация женщин идет по всему миру, и афганки принимали участие в этом движении. В 1921 году была открыта первая школа для девочек «Мастурат». Среди выдающихся выпускниц были будущие министры, члены правящего совета и профессора университетов. В 1923 году женщинам юридически предоставили права на свободу в выборе супруга.

В 1928 году первая группа афганских женщин покинула страну, чтобы посещать школу в Турции. Одна из них была матерью основательницы афганской женской организации в Торонто, Адины Ниязи. Адина вспоминает: «Моя мать чувствовала, что ей очень повезло, ведь она одна из первых афганских женщин получила образование за рубежом».

Положение женщин в 1960-х

После того, как женщины получили право получать высшее образование, в 40-х и 50-х годах появилось много учителей, врачей и медсестер. Много женщин училось на юридическом факультете Кабульского университета. К 1960-м годам женщины могли свободно двигаться без паранджи по улицам Кабула без сопровождения мужчин.


Женщины получали высшие государственные посты, первые женщины-сенаторы были назначены 1965 году. В период 1966-1971 году 14 женщин получили пост судей исламской юрисдикции. В этот период появилось много технических специалистов-женщин, административных работников-женщин, афганки работали в Министерстве здравоохранения и образования. Были женщины и в полиции, армии, они работали в авиакомпаниях и в промышленности: текстильной, керамической и пищевой. Были даже афганки-частные предприниматели.


В 1973 году Мухаммед Дауд стал во главе Афганистана. В это время фундаменталистские экстремисты начали работать против Дауда и его реформ.
Важным периодом в развитии курса на улучшение положения женщины были и 80-е годы, период так называемого коммунистического правления и присутствия в Афганистане советских войск. Работали программы по борьбы с неграмотностью среди женщин.


Для них создавались специальные образовательные и профессиональные курсы, возможность получать высшее и среднее специальное образование за рубежом. Афганки могли устроиться на работу в государственные структуры, при равной с мужчинами оплате труда. Все эти мероприятия способствовали повышению уровня самосознания афганок, их вовлеченности в общественную жизнь.

Книжный магазин в Кабуле в годы "советской оккупации":


Мода в Афганистане

В 1960-е больше двух третей женщин Кабула одевались на западный манер. Афганское пальто стало визитной карточкой модного Кабула. Одной из культовых фигур афганской моды стала Жанна Бичер. Бичер создала швейную школу при поддержке Vogue Pattern Services - это одна из немногих компаний, которая имеет право копировать модели известных дизайнеров.

В 1969 году молодой дизайнер Сафия Тарзи привлекла внимание журнала Vogue.


Тарзи помогла размыть границы между мужской и женской одеждой, «мешала» западный и восточный стиль в одежде. Разрабатывала тюрбаны и жилеты на западный манер, чтобы их можно было носить с юбками и чулками. В 1969 году был выпущен знаменитый номер Vogue, в котором представили историю афганской моды и назвали «Афганской авантюрой». Помимо моделей и древних руин в номере появилась Сафия Тарзи.

Жанна Бичер после выхода журнала заметила интерес кабульских женщин к западной моде. Она создала план по организации швейной школы в Кабуле, чтобы научить женщин жить одежду по западным лекалам. Жанна Бичер смогла договориться с Vogue Pattern Services, чтобы кампания пожертвовала 200 моделей для школы. Курсы окончили 32 афганки, которые учились шить под руководством дух американских инструкторов. В школе подготовили 15 модельеров, что для того времени было прорывом в области Высокой моды Кабула.

Гражданская война

Однако начавшаяся гражданская война приостановила, а затем, после смены режима, и вовсе повернула вспять процесс социально-политической модернизации Афганистана. Сотни тысяч афганок были вынуждены покинуть родину, многие погибли или были ранены во время боевых действий, стали вдовами. Нищета, социальная и юридическая незащищенность, пережитый психологический шок свели на нет все усилия предыдущих десятилетий.

Последним сокрушительным ударом по гендерному равноправию стал приход к власти талибов, и установление средневекового режима, основанного на слепом следовании буквальному пониманию норм шариата.

В 1994 году талибы появились в Кандагаре, а затем пришли к власти в Кабуле в 1996 году. Они сразу же навязали свои понятия и жизнь женщин по «законам Шариата», хотя это больше напоминало «гендерный апартеид». Женщинам запретили работать, закрывались школы для девочек. Женщины лишись всех прав, которых добивались и над которыми работали в последние десятилетия. Теперь им даже не разрешалось покидать свои дома, они могли это сделать только в сопровождении родственника мужского пола и полностью окутанные в паранджу. Женщины были заключены в тюрьму, подвергнут пыткам и казнены за «моральные преступления», такие как «проституция» и «неверность», их часто избивали талибанские полицейские за то, что был видны лодыжки или запястья. Департамент талибов по поощрению добродетели и предотвращению порока становился все более мощным, и находил новые способы наказания за несоблюдение правил в отношении женщин и девочек.