Свадебный обряд на руси. Свадебные традиции мира. Какие традиции, связанные со свадьбой, существовали на Руси

Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства до самого дня замужества выходила из дому и причитала, рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость. Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста так же отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитье

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.
А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а так же представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а так же способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом. пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

С древних времен в культуре разных народов мира свадебные традиции были и остаются одними из самых ярких и самобытных. В них проявляются этнические и религиозные особенности, традиции того или иного народа. Ведь день свадьбы - это начало новой жизни для молодых, создание новой семьи для общности людей.

К сожалению, сегодня многие свадебные обряды и традиции на Руси позабыты, хотя интерес к ним в последнее время возрождается.

Древние летописи свидетельствуют о том, что общепринятых свадебных традиций изначально не существовало, у разных племен были и обычаи разные. Поляне, например, очень уважали святость брачных уз, супругам вменялась в обязанность сохранение мира в семье, взаимоуважение. А вот у древлян и северян можно было просто похитить понравившуюся девушку в своем или другом племени и без каких-либо обрядов жить с ней, причем и в полигамном браке.

Постепенное объединение племен в единое государство сближало и их традиции, в том числе и свадебные. Вплоть до крещения Руси все сферы жизни древних славян были пропитаны язычеством, и свадебные обряды не были исключением: у языческих божеств вымаливали расположение к новой семье, танцевали вокруг костров, обливались водой.

С крещением Руси начали зарождаться и новые обычаи, что существенно отразилось и на порядке проведения свадьбы, но на протяжении многих веков, вплоть до наших дней, отголоски язычества ещё слышны в русских обрядах и традициях. Произошло слияние двух верований, что создало своеобразную, характерную только для Руси, культуру.

Главная перемена в обряде бракосочетания состояла в необходимости освящения брака церковью. В остальном свадьба носила былой характер: массовые гуляния, развлечения, «пир горой», нередко длившийся 3-4 дня. К XVI веку на Руси сложился порядок проведения свадебного обряда, который четко регламентировал роль каждого его участника, свадебную одежду, этапы свадьбы и даже подаваемые на стол блюда.

Свадебные русские обряды были религиозно-магическими действиями, призванными подарить новой семье здоровье, достаток, гармонию в отношениях, детей. Кроме того, одной из главных задач такого обряда была защита молодой пары от сглаза и порчи, поскольку полагалось, что именно в этот день она наиболее уязвима. Охранять молодоженов были призваны как люди, так свадебные атрибуты. Так, фата невесты должна была скрывать ее от злых духов. Друг жениха и подружка невесты должны постоянно находиться с ними рядом, чтобы «запутать» духов. Свадебные обряды овдовевших людей уже проходили в более упрощенном порядке.

Традиционно самым подходящим для свадьбы временем на Руси считались осень и зима. Это было время, свободное от сельскохозяйственных работ. Весной и летом заключались лишь браки по обстоятельствам, например, беременность невесты, а в мае браки вообще почти не заключались.
Кроме того, подходящих для свадьбы дней было не так много: венчание запрещалось в пост, на Масленицу, Пасхальную Седмицу, Святки, накануне православных двунадесятых праздников, а ещё накануне среды, пятницы и воскресенья, в день, предшествующий перед престольными праздниками того храма, в котором планировалось совершить Таинство венчания.

Подготовка к свадьбе

Готовились к браку с первых лет жизни: девочки учились вести хозяйство, готовили приданое. Свадебный обряд на Руси обязывал невесту преподнести в день свадьбы каждому родственнику жениха в дар полотенце, жениху - вышитую рубаху и кальсоны, а его матери - три рубашки, отрез на сарафан, платок на голову.

Невест выбирали на смотринах, которые устраивались во время весенне-летних гуляний или престольных праздников. Выбирали невесту родители жениха, согласуя выбор со всей родней, мнения парня обычно не спрашивали. Без благословения родителей браки заключались крайне редко, считались несчастливыми и осуждались общественностью.

Поскольку обычно девушки не имели права на выбор, они часто прибегали к гаданиям, стараясь предугадать, каким будет их суженый, когда будет свадьба. Гадали чаще всего на святки или на Покров день, - по снам, зеркалу, отражению в воде, на свечах.

Возвращаясь к свадебному русскому обряду, скажем о том, что после того, как родственники жениха согласовали кандидатуру невесты, они выбирали посредника, - сваху или свата, шустрых на язык односельчан, умевших улаживать подобные дела.

Сватовство

День, время и путь сватов, держали в тайне. Обряд сватовства был обставлен множеством магических действий. Переговоры велись либо с отцом невесты, либо с её старшим братом или матерью. На второе, «официальное» сватовство родители невесты уже ждали сватов и готовили стол, зажигали свечи и лампады. Если родители невесты соглашались на замужество дочери, составлялся брачный договор – «рядная запись», оговаривающая весь круг вопросов, имеющих отношение к заключаемому браку.

Невеста давала жениху залог, - платок, имевший большую правовую силу. Через несколько дней после этого отец невесты или её старший брат приходили в дом жениха для осмотра его хозяйства.

Если родители невесты оставались довольны осмотром хозяйства жениха, они приглашали его родителей на смотрины в доме невесты. Для девушки это было первое свадебное испытанием. Её наряжали, на лицо набрасывали покрывало. Сватья заводила с ней беседу, нередко девушку заставляли продемонстрировать свои умения, заставляли пройтись, проверяя, не хромает ли она, отец жениха мог посмотреть на ее лицо. Если он целовал девушку в обе щеки, это был знак того, что девушка понравилась.

В этом случае смотрины заканчивались «пиром хмельным». Вскоре устраивали сговор, во время которого заканчивалось составление рядной записи, и устанавливались сроки венчания. Сговор имел юридическую силу, он завершался обрядом рукобития: отцы молодых били рука об руку, затем подавали руки, обернутыми платками, друг другу руки, а затем обменивались деловым рукопожатием. Затем они обменивались пирогами, обнимали друг друга с пожеланиями: «Будь ты мне сват да нова родня».

Обручение

За рукобитием шёл обряд обручения (или богомолья), в это время молодые троекратно целовались, затем обменивались кольцами. Обручение подкреплялось запоем или пропоем, - совместным пиршеством. Невеста в это время раздавала будущим родственникам приготовленные подарки (полотенца, рубахи, полотенца), угощала гостей вином, кланяясь им до земли. После сговора невеста нарекалась «сговоренкой».

С этого момента она не выходила из дома, оплакивала свою девичью жизнь. Жених, наоборот, дома не сидел, каждый день наведывался в дом невесты с подарками. Вечер накануне венчания назывался «девичником», невеста прощалась с семьей, девичьей жизнью, свободой. Звучали её причитания и печальные песни подружек. Одновременно совершался обряд расплетания девичьей косы. Вплетенную ранее в косу ленту девушка отдавала подружкам. С причитанием подружки провожали ее в баню, где парили присланными женихом вениками.

Венчание

В старину обряд венчания, который обычно проводили вечером, называли Судом Божьим. С утра подружки невесты снаряжали виновницу торжества: умывали, одевали, навешивали украшения. В воду для умывания клали серебро. После этого невесту усаживали под иконы, пели ей свадебные песни. Затем, когда к приезду жениха всё было готово, невесте на голову возлагали символ девичества – венец и торжественно выводили под руки две свахи.

Впереди шли женщины-плясицы, за ними следовали каравайники, затем свечники с массивной венчальной свечой. Далее несли обручальные кольца. Гости рассаживались за столом, и сваха просила родителей благословения невесту крутить и чесать, затем снимала с неё покрывало и венец, расчесывала гребнем в меду невесту, скручивала ей волосы и надевала кику, после чего снова накрывала невесту покрывалом. Во время этого обряда свечники держали кусок материи между женихом и невестой. Пир продолжался.

После третьего блюда сваха просила родителей благословения, и молодых везли в церковь. Гости вставали, родители невесты держали в руках образа. Новобрачные кланялись священнику, родители невесты передавали ее жениху. Отец ударял невесту плетью. приказывая слушаться мужа, и передавал новобрачному эту плеть.

После венчания покрывало с невесты снимали. Весь обряд венчания сопровождался массой сложившихся в народе веками примет: кто выше свечу держит, кто первый ступит к аналою и т.п.
При выходе из церкви молодоженов осыпали семенами конопли и льна.

Родители жениха встречали их у околицы или ворот дома, свекор - с иконкой, а свекровь - с хлебом-солью. Хлеб разламывали над новобрачными на 2 половинки. Молодые кланялись родителям в ноги, а те благословляли их. Пара трижды обходила вокруг свадебного стола, затем начинался свадебный пир.

Свадебный пир

Молодые за свадебным столом ничего не ели, не пили, а лишь принимали поздравления. Когда к столу выносили третье блюдо, молодых выводили в сенник, к брачному ложу.

С уходом молодоженов пир разгорался, - накрывали «горный» стол, к которому обычно подъезжали гости со стороны невесты. За ночь молодых несколько раз бесцеремонно поднимали с постели, выводили к гостям, которые не прекращали веселья.

Ранним утром молодых снова будили. Их одевали и провожали к столу, где продолжалось веселье. Правда, это уже был, как у нас сейчас принято говорить, «сладкий стол». Немного погодя, поскольку хмельным гостям было уже не до молодых, те, не выспавшиеся и усталые, могли незаметно покинуть застолье и уйти отдыхать.

В этот же день молодым готовили обрядовую баню. Мыться их провожали с песнями, разметая дорогу вениками. В бане сваха проверяла рубашку новобрачной для обнаружения следов девства. Часто факт невинности молодой демонстрировали и односельчанам.

На третий день свадьбы молодой устраивали испытания, - она должна была показать свои умения работницы и хозяйки. Молодая жена топила печь, мела полы, готовила обед, а гости должны были ей всячески мешать.

Традиционно русская свадьба длилась три дня.

Старинная свадьба — как играли свадьбу на Руси, что происходило в доме невесты? Свадьба удивительное событие, знаменующее рождение новой семьи. Если спросить сейчас у будущих молодожёнов – какой они хотят сделать свою? Большинство наверняка ответят, что не представляют свадьбу без шикарного ресторана, свадебного торта, лимузина. Узнайте какой была старинная свадьба на Руси.

Русский свадебный обряд

Свадебные традиции

Какой была на самом деле старинная свадьба? Традиции давно позабылись, узнайте как играть свадьбу по Русскому обычаю? Как выглядит ? Знающих осталось совсем не много. Я, возможно, ваш будущий свадебный фотограф, в числе этих людей знающих — как раньше играли свадьбу. Старинная свадьба на селе — это целое действо, такое же противоречивое и загадочное, как русская душа.

За искромётным безудержным весельем, здесь скрывается особый таинственный смысл свадебной традиции, символ глубокой народной мудрости. Она сквозит в каждой обрядовой песне, в любой простой на первый взгляд забаве или шутке. Тот, кому посчастливилось участвовать в настоящей русской свадьбе которую справляли по старинным свадебным обычаям, никогда не спутает её с простой гулянкой. И не за что не забудет!

Что проходило в доме невесты

Свой свадебный обряд существовал практически в каждом крупном селе с небольшими изменениями или дополнениями. Все свадьбы в далёкую старину играли соблюдая традиции установившийся с давних времён. В году было всего четыре дня когда можно было играть свадьбу.

  • 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери.
  • 27 ноября – под заговенье на Рождественский пост.
  • 15 января на крещение.
  • Свадьба на Красную горку.

сватовство невесты

Считалось, что парню лучше всего жениться в 19 лет, а девушке выходить замуж в 17. После 20 незамужних девушек уже записывали, как тогда говорили, в засиделые девки. Был ещё один свадебный обычай — сватовство невесты, сначала вступали в брак старшие братья и сёстры, а потом младшие. Нарушать этот прядок считалось не по совести. Жених и невеста часто даже не знали о том, что их сосватали, всё между собой решали родители.

Часто бывало что приходили сватать младшую дочь, а выдавали старшую. Пойти против их воли, никому даже в голову не приходило. Прежде чем вести речь о свадьбе девушку нужно было сосватать. О том, когда именно прейдут сваты, посторонним старались не рассказывать, суеверно опасаясь, что сглазят. Свататься ходили самые близкие жениху родственники: мать, отец, крёстные, а с ними братья и сёстры. Сразу на прямую, зачем пришли, хозяевам не говорили. Сговаривались о приданом, назначали, когда играть свадьбу и так называемого запоя.

Свадебные обряды на Руси

Посмотрите это видео с реконструкцией старинных свадебных традиций

Запой — это не пьянка, это особый этап в свадебном обряде и череде свадебных традиций. В этот день дома у невесты за общим столом собиралась родня с обеих сторон, присутствовали и сами молодые. Здесь решались все самые важные вопросы.

  • Сколько пригласить гостей на свадьбу?
  • Как будут играть свадьбу?

Так же зачастую на запое обговаривали и приданое невесты. В дом к жениху девушка должна была прийти со своим сундуком, содержимое которого зависело от достатка её семьи. Но несколько нарядов на разные случаи в нём были обязательны: повседневная одежда, одежда для посещения церкви, нарядная одежда на годовые праздники.

Так же во время запоя играли песни. Именно играли, так заменяют слово петь ведь речь идёт о свадьбе. В свадебном обряде нет ничего случайного, каждая песня знаменовала определённый этап, она несла особый смысл, рассказывала о жизненных ситуациях, с которыми вскоре столкнётся молодая пара.

Такие песни можно только играть! Во время застолья на запое, звучали в основном протяжные лирические песни. Не обходилось и без веселья, по старинной свадебной традиции родня жениха обязательно должна была сделать так, чтобы на запое был гармонист, и во время пляски у каждого из гостей была возможность показать себя. Как говорится «делу время, а потехе час». От запоя до свадьбы, в доме у невесты кипела работа. Сама она, как только просватали, покрывала голову белым платком и вместе с подругами садилась расшивать рубахи для будущего мужа.

По обычаю старинной свадьбы, девушка должна подготовить суженому, так называемый уголок, или «хранцузкий» платок, в который клали всё необходимое: нижнее бельё, рубашки, брюки, вышитый носовой платок и кроме того, несколько разных полотенец. И вот, настаёт заветное время, день предшествующий венчанию – под свадьбу. По обычаю собирались подружки невесты, именовали которых швеями. Должность это особая и очень важная.

Швеи и рубахи для жениха вместе с невестой строчили и песни обрядовые должны были играть. А для начала, оповестить всех жителей села о том, что будут играть свадьбу. Делали это с помощью специального инструмента, в роли которого выступала обыкновенная коса! На ней с помощью железного прута или деревянной палки отбивали ритм. Тембр можно было менять с помощью левой руки, сжимая или расслабляя кисть руки. Вот под такое музыкальное сопровождение шли швеи по селу играя свадебные частушки.

В каждой частушке и свадебной песни швеи заменяли тексты, а вставляли имена молодожёнов. Пока швеи идут под косу в дом к невесте, братья, сёстры и снохи жениха тоже не теряю время. Во главе с дружкой, роль которого чаще всего доставалась крёстному отцу жениха, шли с гармонью выкупать рубахи. Швеи их уже должны ждать у дома невесты, крепко ухватив за углы тот самый уголок «хранцузкий платок», в котором собраны все приготовленные для жениха подарки.

Получив выкуп, они отдавали приготовленный уголок для жениха, который с песнями приносили в дом к жениху. Получив уголок, жених садился за стол под святые иконы и потянув за узелок он вытягивал нитку. Разворачивался свёрток одной рукой, а другой осенял себя крестом и молился. Достав полотенце по обычаю, обязательно вешал его на плечо матери. Потом вынимал приготовленный для него невестой наряд.

Утро невесты

С чего начинался свадебный обряд в России? С песни плача начиналось , если сама она не могла её исполнить, просила кого-то из подруг. После прощания с девичьей волей и отчим домом, девушка просила родительского благословения. Благословение невеста получала встав на колени, на вывернутую мехом наружу шубу. В свадебное утро она вместе с подружками чаще всего проводила в слезах. Для девушки это были последние минуты в родительском доме.

Вся прежняя жизнь оставалась позади, а впереди ждало пока неведомое будущее в чужой семье. Наряжала к венцу или как тогда говорили «убирала невесту», крёстная мать. Иногда ей помогала ещё одна женщина умеющая навивать кудри. Причёску на свадьбу делали особенную. Волосы делили на две части, заднюю и переднюю.

Образ невесты

В старину о бигудях не слыхивали, их заменяли керосиновая лампа и разогретая на ней железная спица. С их помощью из передних волос навивали кудри, чтобы не сжечь их при этом, требовалось немалое мастерство. Из задних волос делали пучок, а передние навитые кудри набрасывали на специальный валик, украшая его цветами. Затем надевали фату и добавляли в причёску ленты.

Наряжали к приходу жениха не только невесту, но и так называемый круглик — это особое обрядовое деревце. В его символе и названии воплощена главная для наших предков идея мира, в котором всё нескончаемо, потому что движется по кругу. Непрерывно идут друг за другом времена года, одно поколение сменяет другое.

Выкупив круглик символ вечного продолжения рода, жених словно превращался из юноши в мужчину, ответственного за будущее своей семьи. Таким глубоким содержанием наполнена простая и шутливая игра. Выкупать круглик от жениха приходили по обычаю: дружка (крёстный отец), крёстная мать, гармонист и другие члены семьи жениха и конечно сам жених. Торг начать должен быть дружка. Ловкий дружка во время этой шутливой перепалки обязательно пытался круглик своровать.

Швеи, наоборот всеми силами его охраняют и старались при этом не продешевить! Задача швей продать это деревце как можно дороже, жених во время этого процесса не появлялся, невесту тоже прятали в доме. После того как выкупили круглик и его забирала родня жениха, наставало время свода. Молодых сводили крёстные матери, держа в руках иконы. Во время свода крёстные и молодые одновременно кланялись друг другу, трижды в пояс.

Потом жениха и невесту подводили друг к другу и после скрепления союза поцелуями сажали за стол, на шум. Им подносили два стакана с вином которыми они обменивались, но не пили. Такой свадебный обычай символ того, что этот миг молодая пара как бы находилась в другом не реальном мире. Ведь они уже умерли в одном качестве, а в другом пока не родились.

Оставив стаканы не тронутыми, молодые вместе отправлялись к венцу. Лошадь для того чтобы их отвезти на венчание по-особому наряжали. На дугу вешали уголок жениха, тот самый платок, цветные ленты и конечно колокольчики. Услышав их звон, всё село знало – едут молодожёны!

Величальной песней молодых встречали в доме у невесты, их осыпали овсом. Символично и то, что , разрезанным на две равные части. Благословив молодожёнов, мать брала одну половину свадебного каравая, а отец вторую.

Жених с невестой проходили между ними, а родители им вслед соединяли две части свадебного каравая в один каравай и ставили на свадебный стол, за который садились все кроме швей. По свадебной традиции они должны были объигрывать свадебными песнями гостей. Первыми конечно величали молодых.

Хозяин дома обходил всех за столом, наливая им из большой бутылки – четверти, стакан был один на всех. Гости поднимали его за здоровье молодой пары, а швеи играли для жениха с невестой специальную песню.

Главное блюдо на праздничном свадебном столе – свиная голова. Её варили целиком, следя за тем, чтобы мясо было мягким и вкусным. Затем голова остужалась и натиралась солью, чесноком и особым образом её требовалось украсить. Голову разделывал дружка. Потом её всем раздавали по кусочку.

В это время швеи продолжали объигрывать гостей. За молодыми наставал черёд свадебного торжества, они начинали величать дружку. На старинной свадьбе на нём лежит большая ответственность и почёт ему был особый. За объигранные песни швей благодарили деньгами и гостинцами. Особыми песнями объигрывали родителей молодожёнов, сидящего среди гостей холостого парня, молодую пару недавно вступившую в брак и женщину солдатку.

Свадебное застолье

Были во время свадебного застолья не только весёлые но и трогательные, грустные моменты. Например, когда играли песню для вдовы. И хоть во время её многие плакали, никто не отказывался, ведь игровая песня знак особого внимания и уважения. В мире всё движется по кругу, об этом в старину никогда не забывали. Слёзы сменятся радостью, и за грустной песней приходит черёд хороводных, плясовых.

Без них не могла обойтись ни одна свадьба. Кроме песен и плясок не забывали и об угощении. После свиной головы на свадебный стол подавали щи, студень, лапшу с курицей, сырники. Было и ещё одно блюдо которое для гостей служило сигналом того, что пора и честь знать! От того и название говорящее – каша выгонялка. Подавали её, как говорится под послед в самом финале свадьбы. Со стороны эта удивительная каша больше похожа на пирог. Делается она по особому рецепту.

  • Рецепт каши выгонялки.

Сначала кипятится молоко. На литр молока – два литра пшена. Как молоко закипело, нужно его посолить и добавить сахар по вкусу и засыпается пшено. Степень готовности пшена можно определить по тому, как будет развариваться пшено. Затем взбиваются яйца – 3 штуки на наш объём и медленно вливаются в молоко с пшеном.

Масло сливочное добавляется по вкусу. Весь объём необходимо тщательно перемешать и положить доходить кашу, обложив кастрюлю подушками на 3-4 часа. Затем выкладывают кашу в казан и накрывают его сверху свиным жиром, взятым с живота. Затем нужно поставить в духовку. Как только жир растопится и покроется красивой корочкой, каша выгонялка готова.

Отведав каши выгонялки, гости расходились по домам. И даже в этом случае не обходилось без особой песни. Расходясь со двора, гости не особо расстраивались, ведь свадьба на этом не заканчивалась.

Второй день свадьбы

На второй день свадьбы, с первыми петухами молодых приходила будить крёстная мать. Вместе с родителями и с самыми активными гостями. Назывался этот свадебный обряд – «горшки бить». Их действительно били в прямом смысле! Разбив горшок, гости бросали деньги, которые жених с невестой вместе собирали веником и лопатой. За одно они должны были подмести и осколки от горшка. Эта свадебная традиция, своеобразная проверка невесты, насколько умелой она будет хозяйкой. Разбив горшок, крёстная приступала к ещё одной свадебной традиции – смена девичьего наряда на бабий.

Причёска невесты

Теперь волосы заплетались в две косы и укладывались в своеобразные рожки, чуть выше ушей. Одевали атласный налобник или наголовник как ещё его называли. Бабий наряд состоял из шерстяной юбки, атласной кофты и фартука с оборками.

Свадьбы не могли обойтись без обрядовых песен. Ещё было принято рядиться, обязательно надевали вывернутую мехом наружу шубу или тулуп и мазались сажей, отпугивая нечистую силу. В дом невесты несли особую приданку – выбирали курочку с самым красивым хохолком, наряжали её бусами и лентами.

Зайдя в дом невесты, первым делом клали приданку под иконы и смотрели, как она себя поведёт. Если будет кудахтать, постарается прыгнуть и улететь, значит по свадебной примете и невеста со вспыльчивым характером. Если курица сидит спокойно и молчит, значит и молодая сноха хорошая и смирная. Вторым днём свадьбы, свадебные гуляния не заканчиваются. Неделю, а то и месяц после свадьбы продолжались позывки, это был такой обычай.

Давно ушли в небытие такие свадебные традиции. Сейчас воссоздаются старинные свадебные традиции. Свадебные обряды о прошедшей жизни, её не вернёшь, но она будет жить в культуре народа. Время идёт вперёд, и не будет свадебный обряд таким, каким был раньше. Всё теперь по-другому, по-новому.

Сегодня актуальны иные свадебные традиции, но может быть, когда ни будь, они возродятся, записанная традиция уже не будет забытой! Когда ни будь, они возродятся в новом качестве, ведь недаром от прародителей до нас через особые обычаи и символы дошла до нас истина, что всё в этом мире движется по кругу.

Как встречать молодых с караваем

Я свадебный фотограф имеющий за плечами большой опыт, поделюсь с вами своими наблюдениями. Встреча молодых бывает: традиционной, тематической и символической. Традиционный тип встречи я думаю нам всем хорошо знаком. Выстраивается коридор с гостями по которому проходят молодожёны, их осыпают лепестками роз, крупой и монетами и в конце их встречают родители. В руках у родителей у мамы жениха каравай на рушнике.

Свадьба это одно из самых важных и запоминающихся событий в жизни каждого человека. Каждый раз, когда молодожены решают сыграть Русскую свадьбу, часто возникает вопрос какие традиции необходимо соблюдать, для того что бы дальнейшая жизнь новой молодой семьи была успешной и счастливой. Соблюдая свадебные традиции, необходимо знать, откуда в нашу жизнь пришёл свадебный обряд с караваем

Свадебный каравай- почему без него нельзя обойтись? Такая традиция пришла к нам еще с самых давних времен, так как после замужества молодая жена обязательно переезжала жить в дом жениха и его родителей. Перед тем как переступить порог нового пристанища, мать жениха должна была встретить невестку с хлебом да солью в руках. Такой жест со стороны матери жениха говорил о том, что невестку принимают всем сердцем, и желают молодым счастья и благополучия.

Сегодня в нашем современном мире жизнь молодых людей протекает совсем иначе. Большинство молодых пар, перед тем как сыграть свадьбу заботятся о том, где они будут жить после официального оформления брака. Это может быть съемное жилье, или же купленное. После свадьбы большинство молодых пар живут отдельно от своих родителей, и только поэтому с караваем у порога их никто не встретит. Для того чтобы не нарушать свадебный обычай, который передается нашими предками, родители жениха могут встретить молодую пару с караваем в руках у порога ресторана.

Как играть свадьбу

Свадебные традиции и обряды в жизни всех Российских крестьян были особыми, яркими и сакральными действиями с большим количеством участников. По свадебным обрядовым традициям это процесс имел не один подготовительный сюжет. Это сложная аллегория смысл которой не до конца понятен и по сей день.


свадебный поезд
  • Первый этап свадебного обряда – сватовство невесты. Многие считают, что свататься приходили от семьи жениха в семью молодой невесты. В те далёкие времена часто были случаи, когда сватов засылали из дома невесты. Этот обря выглядел так: крёстные отец и мать заходили в дом, проходили к печке и бряцала в ней заслонкой. Всем становилось ясно, что настала пора выдавать дочь замуж. Никогда решение не принималось сразу, соглашаться отдать невесту за новоявленного жениха. Даже если между молодожёнами уже была предварительная договорённость о том, что будет сватовство, как правило, родители невесты соглашались лишь с третьего раза.
  • Очередной эпизод свадебного обряда это смотрины. Старинный свадебный обряд был очень красивый и имел захватывающий сюжет. Молодую приводили на смотр. Её наряжали в новые платья, На пример в Архангельской губернии её одевали в шёлковый голубой сарафан. Под ним с кисеей тонкой работы белоснежная рубшка. К этому образу прилагались алые шёлковые косынки три штуки. Голову невесты украшал очень красивый и торжественный головной убор, повязка расшитая бисером и жемчугом. Во время этого обряда будущая невеста много раз переодевала свои лучшие платья и показывалась родственникам жениха. Непременно согласовался момент присутствия на свадьбе колдуна. Это было очень важно, поскольку обойдённый вниманием колдун мог нанести непоправимый вред свадьбе. По этому, участие в свадьбе этого персонажа было очень частым явлением.
  • Далее — свадебный обряд дворосмотрения. Договорились, что свадьба будет, решился спор о приданном невесты, однако свадебное торжество имело шанс не состояться, в том случае если родню молодой девушки не удовлетворяло состояние хозяйства будущего мужа. Зажиточным считалось хозяйство, в котором были не только полки для посуды, а была столярной работы мебель. Если вопрос дворосмотрения решался успешно, то уже окончательно договаривались о свадьбе. С этого момента молодую девушку считали просватанной. В Рязанской губернии такую невесту называли сговорёнкой. Жизнь будущей невесты резко менялась, она уже неучавствовала в хороводах с подругами, не пела весёлых песен, она всё время находилась в доме родителей, готовя приданное себе. Будущая невеста должна была сама себе приготовить свадебный наряд и сама приготовить наряд жениху.
  • На кануне свадьбы устраивался особый свадебный обряд – «девишник». Он тоже состоял этапов. Это было участие в банной церемонии, продавалась девичья коса, этим занимался обычно невестин брат. После того как девушка выходила замуж, ей не позволялось заплетать волосы в одну косу и далее следует обряд приготовления красоты (ударение на последнюю букву Ы). Для этого служили ветки берёзы, ёлки иногда репейник, как видно традиция свадебного букет к нам пришла не с запада. Эту красоту украшали шёлковами ленточками, цветами сделанными вручную, она обозначала раставание со свободой, размеренной жизнью молодой в доме родителей.
Русский свадебный обряд

В день венчания молодую пару благословляли иконами Николой и Богоматерью. А вообще покровителями свадьбы были святые Кузьма и Домиан. Говорили так – «святые Кузьма и Домиан скуют нам свадебку крепко накрепко». Свадебный поезд лентами, полотенцами, поясами. В конские гривы вплетались яркие ленты. Будущие муж и жена в храм ехали порознь и так называемый свадебный эскорт (если быть точным он назывался поездом) сопровождался криком и гамом друзей и родни и обязательно сопровождался звуком громких колокольчиков, они подвешивались на конские дуги.

В храм молодая ехала в особом наряде – это был траурный наряд. По сути это похоронное женское платье. Почему траурное? Потому что свадьба это конец жизни девушки. Костюм состоял из чёрного сарафана и белоснежной траурной рубашки. Почему белый цвет рубашки считался похоронным? В представлениях наших предков белый цвет воспринимался как цвет завершения жизни. Это символ снега, который покрывал белоснежным покрывалом окружающий мир зимой и природа замирала. Свадьба — её цвет белый, он считался цветом траурным. Вот такая была свадебная традиция!

К венцу девушка ехала с расплетёнными волосами или расплетённые волосы мог покрывать белый платок. В храме в ноги молодым клали особую ткань, кусок чистого полотна или платок, который назывался подножник. Над молодожёнами держали венцы. Обряд венчания проводил священник одетый в светлые одежды. После венчания молодые ехали уже вместе.

Варианты возвращения могли быть разными, они могли сначала заехать в дом невесты, а потом жениха. Родственники ждали их в тулупах одетых овчиной наружу или клали шубы в ноги молодым с приговором « шуба тепла и мохната, жить вам легко и богато ». Знаком замужества любой женщины на юге России, служила панёва. Если женщина не выходила замуж вообще, она до смерти ходила в сарафане. Замужняя женщина непременно обязана была закрывать волосы. По традиции считалось, что волосы женщины обладают недоброй магической силой и она обязательно должна прятать их под платок или головной убор. Выход в люди с не покрытыми волосами, или как раньше говорили простоволосой, считалось недопустимым.


свадебные традиции

И свадебный пир продолжался не менее трёх дней. В современной свадебной традиции порой планируется второй день свадьбы. Сам свадебный стол, как и сейчас требует больших материальных затрат. По традиции гости брали на свадебный пир свои разные кушания, рыбу, хлеб, мясо. Но, по традиции, на пиру обязательно должны быть блюда из курицы, яиц и молока.

Именно эти продукты символизировали плодовитость молодой невесты. С этой же целью молодожёнов сажали на тулуп вывернутую овчиной наружу и желали молодым детей столько же, сколько шерсти на шубе. Заканчивался праздник угощением особого пряника называемого разгонного пряника. Гость, получая такой пряник понимал, что свадебный пир подошёл к концу и пора гостям расходиться по домам.

К Вашим услугам профессиональный Михаил Ушаков.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.

Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. В последнее время всё чаще мы можем увидеть, как в России проводятся свадьбы западного образца: с выездной регистрацией, без тамады, конкурсов, баяниста, выкупа и каравая, но всё-таки большая часть пока предпочитает классические русские свадьбы. В этой статье рассмотрим подробнее как же проходит традиционная русская свадьба.

Существует множество примет и традиций, и некоторые из них касаются периода подготовки к свадьбе: это традиционное сватовство, которое теперь приобретает форму небольшого застолья родителей и молодожёнов.

Также существует традиция девичника и мальчишника. По русским традициям, девичник проводился перед днём свадьбы: там собирались подруги невесты, невеста плакала и причитала, прощалась с девичеством, расплетала косу.

В наше время девичник и мальчишник всё чаще проводят так, как мы часто видим в голливудских фильмах – весело, шумно и с алкоголем.

Вернёмся непосредственно к дню торжества. Какой обряд начинает почти любую русскую свадьбу?

Выкуп невесты

Раньше словосочетание «выкуп невесты» совсем не являлось метафорой! Действительно, невесту выкупали из родительского дома.

Теперь же деньги отошли на второй план. Выкуп невесты, который обычно организуют подружки невесты, проходит в доме родителей девушки и включает в себя конкурсы. Проходя эти конкурсы, жених доказывает, что хорошо знает и любит невесту, а друзья жениха должны прийти ему на помощь.

Именно так начинается свадебное веселье. Поднявшись в дом невесты, жених забирает её на регистрацию брака. Обычно во время выкупа невесты и после него родители невесты устраивают небольшой фуршет.

Церемония бракосочетания

После выкупа традиционно пара, а за ней гости уезжают в ЗАГС, где официально регистрируется брак. Там же молодожёны исполняют свой первый танец, для чего часто заказывают живую музыку.

После принятия поздравлений от гостей обычно проводится небольшая фотосессия сначала для всех, а потом только для молодожёнов, во время которой гости готовятся к выходу жениха и невесты из ЗАГСа.

Гости посыпают выходящих молодожёнов рисом (для скорого рождения детей), конфетами (для сладкой жизни), монетками (для богатства) и лепестками роз (для красивой, романтичной совместной жизни).

Православные воцерковлённые пары также проходят обряд венчания в церкви.

Свадебная прогулка

После регистрации брака гости (часто только молодые друзья и подруги молодожёнов) отправляются гулять по городу. При этом они стараются посетить самые красивые достопримечательности, чтобы сфотографироваться там.

Семь мостов

Все мы видели, как жених несёт невесту через мост. Оказывается, этот обряд тоже относится к свадебным обычаям и традициям в России.

Считается, что молодожёны пройдут через семь мостов в день свадьбы, то их брак будет крепким. Редко случается, что пара успевает объехать все семь мостов, но хотя бы один стараются перейти все.

Также на мост часто вешают замочек с именами молодожёнов, который, по поверию, скрепляет брак.

Хлеб-соль

Традиционно молодожёны после бракосочетания приезжают в дом родителей жениха, где те встречают их с хлебом и солью.

Обычно новоиспечённая свекровь держит на рушнике (специальном полотенце) каравай, от которого жених и невеста должны откусить по кусочку. Кто откусит больше, тот и будет главой семьи.

Свадебные традиции и обычаи русского народа в наши дни теряют связь с религией: раньше таким образом родители жениха благословляли молодожёнов, отец жениха держал для этого иконы. Каравай на свадьбу – традиция, которая произошла отсюда.

Теперь свадебным караваем встречают у ресторана, в котором будет проводиться банкет по случаю празднества.

Праздничное застолье

Праздник продолжается в кафе или ресторане, где уже всё готово к прибытию молодожёнов. Оформление зала, столов и меню обычно выбирают заранее.

Это отдельная тема, достойная огромного поста. Сейчас же мы говорим о традициях свадебного застолья.

Поздравления

Весь праздник устроен так, что особое внимание уделяется поздравлениям: поздравить успеют все! Обычно первыми поздравляют родители, им даётся слово, и они как бы благословляют детей на брак.

После поздравляют родственники: сначала с одной стороны, потом с другой, а затем и друзья. Зачастую невеста заранее готовит специальную шкатулку, в которую складывает конверты с деньгами, чтобы они не потерялись.

Танцы

После того как гости поели, начинаются танцы. Но и здесь не обходится без традиций. Обязательным является первый танец жениха и невесты. В последнее время становится модным заранее готовить этот танец, делать его необычным, невесты меняют платье для танца, женихи также могут переодеться. Конечно, такие танцы запоминаются гостям.

Ещё одним танцем, без которого трудно представить русскую свадьбу, является танец невесты и её отца. Этим танцем папа как бы провожает дочь в другую семью, прощается с ней. Этот трогательный танец напоминает о том, что в жизни невесты наступает совершенно новое время.

Семейный очаг

Старинная традиция, которая пользуется популярностью до сих пор. Как провести семейный очаг?

  1. Организаторы и помощники раздают маленькие свечки гостям.
  2. Гости встают в круг и поджигают свечки.
  3. В зале выключается свет.
  4. Под медленную музыку ведущий рассказывает притчу о семейном очаге.
  5. Родители зажигают свои свечи и подходят к молодым.
  6. Создаётся новое пламя свечи молодожёнов – семейный очаг.

Обряд снятия фаты

По традиции в конце праздника свекровь или мама невесты снимают фату. Поначалу невеста не должна соглашаться, лишь на третий раз у мамы получается уговорить её снять фату.

После того как фата снята, жених расплетает косы невесты. Ведущий во время проведения обряда обычно поясняет, что происходит, рассказывает историю обряда. Этот момент свадьбы всегда получается очень трогательным.

Второй день свадьбы

Но на этом праздник не заканчивается! За первым днём следует второй день свадьбы, традиции которого предусматривают уже неофициальное гуляние.

На второй день гости чаще всего собираются на природе, где выпивают, поют песни и жарят шашлык. В наши дни редко празднуют свадьбу дольше двух дней. После свадьбы молодожёны могут уехать в свадебное путешествия.

Таковы традиции свадьбы в России. Конечно, это не все обряды, которые существуют, многие из традиций уже уходят, но на смену им приходят новые.

Так, всё реже, к счастью, на свадьбах мы можем встретить пошлые конкурсы, которые были очень популярны ещё 10 лет назад. Теперь популярность набирают тематические свадьбы и свадьбы на природе.

В любом случае, вы не обязаны следовать всем свадебным традициям и обычаям, главное, чтобы ваша свадьба запомнилась и понравилась именно вам!